Описание картины константина коровина «на даче»

Летние картины: дачное настроение Маковского, Коровина, Кустодиева, Шишкина, Репина и других

Неспешное утро под пение птиц. Ленивый день с прогулкой в лес или неотвратимые грядки. Вечерняя заря и медные отблески костра. Дача — больше, чем просто загородный домик в окружении сада.

Дача — лето, романтика, настроение. С момента предвкушения скрипа калитки и запаха травы весной до висячего замка на двери под шорох осенних листьев.

Отдыхаем, глядя на картины русских художников с Натальей Летниковой.

«Приезд на дачу»

Владимир Маковский. Приезд на дачу. 1899

По воде или на извозчике в ХIХ веке, электричкой, автобусом и — о чудо — на собственной машине в следующих столетиях.

Мастер жанровых сцен Владимир Маковский остановил мгновение загородной встречи в 1899 году. Среди зелени и солнечных бликов на высоком крыльце хозяева принимают гостей.

С коробками и картонками для шляп в поддержку дачной моды и непременной удочкой для посиделок на берегу реки. А призрачная дымка леса вдали обещает ранний поход за грибами.

«За чайным столом»

Константин Коровин. За чайным столом. 1888

Пожалуй, лучшее место на даче после кресла-качалки или гамака. Константин Коровин заглянул на чай на дачу к Поленовым, с которыми художник был дружен. Василий Поленов был дачником гостеприимным.

Чайный стол на террасе и медный самовар помнили Нестерова, Серова, Остроухова. Участники чаепития за беседой, Наталья Поленова по-хозяйски с шитьем в руках.

И пустующий стул говорит о присутствии еще одного гостя, который от чайного стола отлучился к мольберту.

«На даче. Девочка за чисткой ягод»

Николай Быковский. На даче. Девочка за чисткой ягод. 1880

Оборотная сторона дачного изобилия и лесного соседства. Дары природы середины лета и кропотливый труд, награда за который порою наполняет корзины, а иногда — умещается в тарелочку.

За изящным столом у окна с видом на просторы полей — дочка художника Николая Быковского, Лида. Спокойное лицо склонилось над работой, изящные руки отделяют «зерна от плевел».

Тонкие черты художник учился писать сначала в Академии художеств, а затем — в солнечной Италии.

«На террасе»

Борис Кустодиев. На террасе. 1906

Или семейный портрет в дачном интерьере. Одна из самых умиротворяющих работ Бориса Кустодиева в светлых и мягких тонах. Художник в кругу своей семьи ведет неспешный разговор.

Летний ветерок колышет занавеску, добавляя в знойный воздух свежести. Маленьких участников чаепития уже не интересует ни сам чай, ни печенье. Ведь дача — это целый мир с «неведомыми дорожками» и таинственным домом.

Дом-мастерскую на Волге художник назвал «Терем» и проводил здесь каждое лето.

«Около дачи»

Иван Шишкин. Около дачи. 1894

Смешанный лес, написанный так, что «шелестит» каждый листок, длинные тени, блеск реки. Певец русской природы Иван Шишкин к пейзажу, пронизанному светом, добавил скамью и барышню, укрывшуюся от солнца изящным зонтом.

Отложен роман, наверняка один из многих, припасенных на дачный сезон. Мечтательный взгляд устремлен вдаль. XIX век. Дача — загородный салон. Не просто место отдыха, а жизнь на лоне природы по светским правилам: балы, изящные наряды и изысканные шляпки.

«На Академической даче»

Илья Репин. На Академической даче. 1898

Непраздный отдых, мольберты в ряд — работа Репина. Два столетия студенты Академии художеств писали на полянах в окрестностях Вышнего Волочка лесные и болотные ландшафты.

«Лето здесь проводили, здоровье поправляли и рисунки сочиняли» с легкой руки художников Ильи Репина и Алексея Кившенко. Работали с комфортом благодаря меценату Василию Кокореву — с библиотекой, музыкальным залом и большими мастерскими.

В числе преподавателей были Куинджи и Верещагин.

«На даче в сумерки»

Исаак Левитан. На даче в сумерки. 1890-е

Картина Исаака Левитана, дачников всех объединяющая. Несмотря на столетия, невзирая на эпохи. Светский салон или альтернатива курорту, признание заслуг, дача-кормилица или дача-статус.

Традиции и предназначения меняются, но в темноте все кошки серы и дачные дома не разглядишь. Лишь светятся в сумерках теплые окна, уютные абажуры или пламя костра. Дачная романтика. Вплотную подступающий лес.

И тишина, послушать которую приезжают из года в год, из века в век.

Источник: https://www.culture.ru/materials/127738/dachnoe-nastroenie

Довоенная дачная жизнь на картинах художников (часть2)

Постепенно дачи начинают строить и приобретать и представители других сословий. Всеобщее «дачное поветрие» нарастает к концу ХIХ века. Возникают более скромные летние дачи горожан. Выбирались места, куда можно было быстрее добираться, по воде или на извозчике — железных то дорог ещё не было. Многие дачники ездили с дачи на городскую службу всё лето.

Стала вырабатываться привычка, снимать под дачи на лето дома в окрестных деревнях.

Весной на дачи выезжают всей семьей, со всем дачным скарбом, осенью с дач съезжают, увозят дачную мебель, дачные дома заколачивают. Закончилась варка варенья, на деревьях появились первые золотистые пряди.

Дети за лето подросли. Пора возвращаться обратно в город. Всё происходит так же, как и в мае, только в обратном порядке

Небольшая подборка из картин с ушедшим временем дачной жизни. Где также просматривается негромкая атмосфера дачного бытия, стиль и уклад жизни, но уже не тот размах. Все течёт и все изменяется, но хорошо хоть память остается.

Владимир Маковский «Приезд на дачу»

Николай Дубовской «Дача в Силломягах»

Ольга Кадовская «Дача в Крыму»

Сергей Виноградов «На даче летом»

Влияние живописи на наше представление о чём либо, несомненно, огромно. Например, вот эта картина К. А. Коровина «За чайным столом».  Для меня — настоящая русская дача с самоваром, верандой, тенистым садом.

Обязательные завтраки на веранде с букетом полевых цветов, качели и гамаки в саду, рыбалка и походы за грибами, приготовление варенья и компотов в летней кухне, самовар под цветущими яблонями. Мне этот образ близок.

Который день — смотрю и смотрю…

Константин Коровин «За чайным столом»

Юрий Репин «На даче у Репиных»

Или вот. Настоящее дачное чаепитие, во время которого гостеприимный хозяин раздует самовар, а после, на веранде за чашечкой ароматного чая с вареньем и Марьюшкиными пирогами, поведает о радостях и трудностях дачной жизни.

Борис Кустодиев «На террасе»

А зимой можно будет попить чай с душистым вареньем и вспомнить лето.

Николай Быковский «На даче. Девочка за чисткой ягод».

Владимир Маковский «Варка варенья».

А у неё, наверняка, на лето, приготовлена целая стопка длинных романов, читать под сенью деревьев. Так хорошо: уединённая скамья, среди согретой солнечным теплом, густой листвы заросшего парка. Место для надежд и воспоминаний. А настроение: умиротворение и тихая грусть.

Иван Шишкин «На даче (Около дачи)»

Здесь: тишина и томление. А впереди жаркий день… и целая жизнь…

Кириак Костанди «На даче. Полдень».

Каждая картина заставляет остановиться и рассматривать. Интересно всегда заглядывать в чужие дома. Меня вот страшно трогают подобные интерьеры: низкие потолки, по цвету тёплые стены, занавесочки на низеньких окошках. Ни с чем не сравнимые: тепло, уют. Такая лёгкость бытия складывается внутри. Отчего?

Дача – это же особое явление в русской культуре и русском быте. Особый уютный мир. Само слово «дача» невозможно перевести ни на какой другой язык, так как в других языках ему просто нет аналога, и перевод неизбежно будет искажать суть. Дух вот этого вот непереводимого: когда по утрам крестьянки из окрестных деревень разносят по дачам парное молоко, мясо, пироги.

Когда  дружески, радушно шумит самовар, на столе ждут пышущие жаром лепешки, ватрушки, пирожки. Когда вокруг дачных посёлков бродят художники, актёры, музыканты, проходят всевозможные спортивные мероприятия, по вечерам устраиваются литературные вечера и встречи, ставятся самодеятельные спектакли. И именно так всё и было.

То, безвозвратно ушедшее…

Константин Коровин «Вечер на даче».

Владимир Маковский «Кукольное представление на дачах»

Дача это традиционное место летних встреч с друзьями и посиделок. И пусть всё скромненько, но ведь со вкусом. С атмосферой умиротворённости, размеренности, неторопливости и спокойствия.

Николай Богданов-Бельский

Лев Зевин «Отдых. На даче»

А потом наступила Советская власть. Государство взяло курс на индустриализацию, что означало ускоренное переселение миллионов в город. Но горожан, в недавнем прошлом выходцев из села, тянуло к сельским работам и жизни на природе. И в стране широко развернулось садово-огородное движение.

Записи на эту тему:

Русская усадьба (часть 1)

Садово-огородное движение (часть 3)

Фантазийные сады

Источник: http://flower55.ru/dovoennaya-dachnaya-zhizn-na-kartinah-hudozhnikov-chast2/

Константин Коровин

Коровина называют первым русским импрессионистом. Его творчество поразило современников: одних шокировало небрежностью и кажущейся аляповатостью мазков, другие уловили главное – игру света и тени, новаторство колориста. Первые назвали произведения Константина Коровина декадентством и мазней, вторые, разглядывая удивительные пейзажи и натюрморты художника, увидели черты гениальности.

Константин Коровин и Федор Шаляпин

Одним из немногих современников, распознавших в работах живописца признаки таланта, был Федор Шаляпин. Певец назвал художника «Паганини в живописи». В то время с Шаляпиным согласились немногие, но через 3-4 десятилетия после смерти Коровина его сочные, наполненные светом и жизнью картины признали работами настоящего мастера.

Детство и юность

Родился будущий живописец в зажиточной купеческой семье. Деда, старообрядца и купца первой гильдии, называли московским «королем возниц». Михаил Коровин держал почтовый тракт и распоряжался сотнями ямщиков. Сын купца и будущий отец художника – Алексей Коровин – получил университетское образование и был весьма одаренным человеком. Талант к рисованию у сыновей Кости и Сергея от отца.

Портрет Константина Коровина

Алексей Коровин взял в жены знатную невесту – дворянку Аполлинарию Волкову, девушку образованную и с передовыми взглядами. Но семейное счастье длилось недолго.

В стране стремительно развивалось железнодорожное сообщение, ямщики, курсировавшие почтовыми трактами, отошли в прошлое. Выстроенный Коровиным-старшим бизнес не приносил прибыли, богатый купеческий дом в Москве ушел с молотка.

Коровины перебрались в Мытищи.

Деревенское раздолье маленькому Косте понравилось, но отец, устроившийся заводским учетчиком, погрузился в тяжелую депрессию, закончившуюся самоубийством. Несмотря на бедность, мать дала детям образование.

Константин Коровин и Сергей Коровин

Старший на 3 года брат Константина – Сергей Коровин – стал студентом столичного училища живописи. Вскоре к нему присоединился Коровин-младший: 14-летний Костя выбрал архитектуру, но спустя год перевелся на факультет живописи, которым руководил пейзажист Алексей Саврасов.

Костя боготворил наставника, но стремительно спивавшегося Алексея Кондратьевича уволили. Для юного художника расставание с любимым учителем стало первым жизненным разочарованием: Костя покинул училище и отправился в Санкт-Петербург в художественную академию. Выдержал 3 месяца: учеба показалась мертвой и скучной.

Константин Коровин

Константин Коровин вернулся в столицу и в родное училище, где должность Саврасова занял Василий Поленов. Вскоре Василий Дмитриевич заполнил в сердце молодого живописца опустевшее место любимого учителя.

Наставник познакомил талантливого ученика с меценатом Саввой Мамонтовым, а тот пригласил Костю в имение Абрамцево, ставшее средоточием культурной жизни столицы. В хлебосольной усадьбе Мамонтова собиралась культурная элита России, бывали Илья Репин, Валентин Серов, Виктор Васнецов, Михаил Врубель.

Живопись

Творческая биография модерниста открывается «Портретом хористки», написанным в начале 1880-х. Картина поразила современников, назвавших ее «первой ласточкой» нового направления – импрессионизма. Репин, увидевший коровинскую хористку, был настолько поражен цветовым решением, смелостью техники и замысла, что потребовал немедленно показать творца произведения.

Мамонтов, уверенный, что портрет нарисовал испанец (русские мастера такой смелостью и свободой не отличались), удивился, узнав, что хористку нарисовал 22-летний соотечественник.

Меценат пригласил Константина Коровина в имение. Примечательно, что новаторское направление Коровин открыл сам, не зная о его появлении во Франции.

В Париже художник побывал спустя 4 года после написания «Портрета хористки».

Картины Константина Коровина «Портрет хористки» и «Портрет Т.С. Любатович»

На момент создания полотна в России на пике популярности были передвижники, приверженные реализму, жизненности и воспитательной миссии искусства.

Портрет некрасивой девушки, сидящей в неестественной позе, написанный грубыми мазками, ничему не учил. Работу восприняли как вызов, насмешку над прекрасным.

Но Константин Коровин принял критику философски и не отошел от выбранного стиля.

Первые произведения в новаторской манере живописец создал в деревне Жуковка, на даче учителя Поленова. Эти первые импрессионистские работы объединили как «жуковский цикл».

Картина Константина Коровина «За чайным столом»

Главной целью Константина Коровина стала передача на полотне света и воздуха. Картина «За чайным столом» – яркое доказательство достижения поставленной задачи. Композиция полотна построена сообразно художественному направлению импрессионизма – как случайный кадр. Герои расслаблены, центр композиции смещен, правый край полотна словно обрезан.

Картины модернистов сложно уложить в рамки одного жанра: в них черты портрета, пейзажа, натюрморта. Это видно в ранних импрессионистских работах Коровина «В лодке» и «Москворецкий мост».

Читайте также:  Описание картины жака-луи давида «мадам рекамье»

Картина Константина Коровина «Москворецкий мост»

У Мамонтова живописец познакомился с Серовым. Коллеги отправились путешествовать по Северу, где появились работы «Ледовитый океан» и «Село на севере». Картину «Зима в Лапландии» приобрел галерист Павел Третьяков.

Поездка в Крым и Гурзуф с Мамонтовым навеяла полотна «Крым. Гурзуф» и «Пристань в Гурзуфе». Коровин делал зарисовки, путешествуя по Причерноморью на машине: в понравившихся местах останавливался и набрасывал пейзажи.

Картина Константина Коровина «Париж. Бульвар Капуцинок»

В 1888 году меценат профинансировал поездку Константина Коровина во Францию. Там появились знаменитые полотна «Париж.

Бульвар Капуцинок», «Парижское кафе», «После дождя», на которые художника вдохновил старинный город на берегу Сены. В Париже, столь полюбившемся живописцу, он познакомился с импрессионистами, поразившими его техникой цветовой передачи.

После возвращения мастер преподавал в столичном училище живописи и через пару лет стал академиком.

Константина Алексеевича знают как талантливого создателя натюрмортов с цветами, которых в его наследии десятки. Особенной любовью мастера пользовались сирень и розы. Как и все работы модернистов, натюрморты и пейзажи Коровина лучше рассматривать из отдаленного ракурса. Художник отдал дань всем сезонам года: в его галерее представлены осень, зима, весна и лето.

Картины Константина Коровина «В лодке» и «Сирень»

Разразившаяся Первая мировая война заставила Коровина отправиться на фронт, где он консультировал военных по вопросам маскировки. Константин Коровин избежал репрессий после Октябрьской революции: после упадка бизнеса из купеческого сословия семья перешла в мещанское.

Новая власть доверила художнику организацию аукционов и выставок, учет и сохранность памятников искусства. Коровин преподавал в государственных мастерских, сотрудничал с театрами и охотно рисовал декорации. Приняв изменения строя, Константин Алексеевич сторонился политики, сбегая то в Крым, то на дачу в Охотино под Ярославлем.

Дом Константина Коровина в деревне Охотино

В 1920-х политика вплотную приблизилась к мэтру: дачу отобрали, столичную квартиру «уплотнили». В 1923 году модернист по настоянию Анатолия Луначарского иммигрировал во Францию, объяснив отъезд необходимостью лечить сына.

Жизнь в некогда любимом Париже оказалась трудной. Модернисты вышли из моды, безденежье изматывало, друзья остались в России. Константин Коровин тосковал по родине, по Абрамцево и Охотино. Ко всем несчастьям добавилась утрата зрения. Чтобы занять себя, художник взялся за мемуары, открыв в себе дар литератора. Он писал рассказы и воспоминания, заполняя тоску по работе с красками.

Картина Константина Коровина «Пристань в Гурзуфе»

Покидая Россию, живописец оставил работы галеристу Крайтору. Тот оказался мошенником и, прихватив полотна, исчез. Сегодня картины первого русского импрессиониста можно увидеть в Русском музее в городе на Неве.

Личная жизнь

С будущей супругой Анной Фидлер живописец познакомился в юности. Любимую девушку Константин изобразил на картине «Бумажные фонари». С хористкой Анной Коровин встречался тайно, а под венец пара пошла после рождения первенца. Вскоре мальчик умер, в чем Константин Коровин винил себя: в доме царила бедность, денег на докторов и лекарства для заболевшего сына не было.

Константин Коровин и его жена Анна Фидлер

Романтика испарилась из отношений супругов, но бросить жену и сына Коровин не мог. Отдушиной для него оказались отношения с Надеждой Комаровской. Актрису называют гражданской женой Константина Алексеевича.

Константин Коровин расстался с любимой женщиной, иммигрировав в Париж с Анной и вторым сыном Алешей, инвалидом. В 16 Алексей попал под трамвай и остался без ног. Мальчик перенял от отца талант к рисованию и стал художником.

Надежда Комаровская, возлюбленная Константина Коровина

Депрессии сына и болезнь жены (грудная жаба) стали постоянным источником страданий Константина Коровина. Он разрывался в поисках денег, выбивался из сил, подыскивая подработку. Дома его ждала раздраженная супруга и мрачный сын, художник не находил поддержки и понимания у родных людей.

Смерть

Художник скончался неожиданно: его не стало в сентябре 1939 года из-за сердечного приступа на парижской улице. Мэтру было 77 лет. Похоронили Константина Коровина на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. За два года до кончины он признался другу, что чувствует страшное одиночество.

Могила Константина Коровина

Похороны первого модерниста России напоминали проводы в последний путь нищего: желающих дать денег на достойное прощание с Коровиным не оказалось.

В 1950-м, через 11 лет после смерти отца, Алексей Коровин свел счеты с жизнью.

Произведения

  • 1883 – «Портрет хористки»
  • 1888 – «В лодке»
  • 1888 – «За чайным столом»
  • 1890 – «Парижское кафе»
  • 1894 – «Зима в Лапландии»
  • 1896 – «Бумажные фонари»
  • 1906 – «Бульвар Капуцинок»
  • 1913 – «Ледовитый океан»
  • 1914 – «Пристань в Гурзуфе»
  • 1914 – «Москворецкий мост»
  • 1915 – «Сирень»
  • 1916 – «Базар»
  • 1917 – «Крым. Гурзуф
  • 1921 – «Портрет Ф. И. Шаляпина»
  • 1922 – «Натюрморт с синей вазой»
  • 1923 – «Розы»
  • 1930 – «Зимний пейзаж»
  • 1938 – «Автопортрет»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/5407-konstantin-korovin.html

Константин Коровин. Главный русский импрессионист

Валентин Серов. Портрет К. Коровина. 1891 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Перед нами портрет Константина Алексеевича Коровина. Его написал Валентин Серов. В весьма необычной для себя манере.

Посмотрите на руку художника, ту, что лежит на полосатой подушке. Пара мазков. Да и все остальное, кроме лица, написано в манере самого Коровина.

Так Серов то ли пошутил, то ли, наоборот, выразил восхищение стилем Коровинской живописи.

Константин Коровин (1861-1939 гг.) для многих менее знаком, чем скажем Репин, Саврасов или Шишкин.

А ведь именно этот художник привнёс в русское изобразительное искусство совершенно новую эстетику – эстетику импрессионизма.

И мало того, что привнёс. Он был самым последовательным русским импрессионистом.

Да, мы можем увидеть у других русских художников период увлечения импрессионизмом. У того же Серова и даже Репина (убежденного реалиста между прочим).

Репин И.Е. Портрет Нади Репиной. 1881 г. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Но лишь Коровин был верным поклонником импрессионизма всю жизнь. Причем очень интересен его путь прихода к этому стилю.

Как Коровин стал импрессионистом

Если вы не знаете биографии Коровина, то наверняка подумаете: “Понятно, художник побывал в Париже, проникся французским импрессионизмом и привёз его в Россию”.

Удивительно, но это не так. Первые его работы в импрессионистском стиле были созданы за несколько лет до поездки во Францию.

Вот одна из первых его подобных работ, которой сам Коровин очень гордился. “Хористка”.

Константин Коровин. Хористка. 1883 г. Государственная Третьяковская галерея

Некрасивая девушка написана на открытом воздухе. Как и полагается всем импрессионистам. Различимые, не спрятанные мазки. Небрежность и непринужденность письма.

Даже поза девушки импрессионистская – расслабленная, она немного завалилась назад. Долго позировать в такой позе тяжело. Только истинный импрессинист напишет ее быстро, минут за 10-15, чтобы модель не устала.

Но тут не все так просто. Обратите внимание, что подпись и дата отличаются друг от друга. Искусствоведы всегда сомневались, что Коровин мог создать такой шедевр в 1883 году. То есть в 22 года!

И предполагают, что художник намеренно вводит нас в заблуждение, проставив более раннюю дату. Тем самым “застолбив” за собой право называться первым русским импрессинистом. Который стал создавать подобные работы задолго до экспериментов своих коллег.

Даже если это так, факт остаётся фактом: свои первые работы в стиле импрессионизма Коровин создал до поездки во Францию.

Счастливчик с непростой судьбой

Друзья Коровина всегда восхищались «лёгкостью» художника. Он всегда был в хорошем настроении, много шутил, обладал компанейским характером.

«У этого человека всё хорошо» – думали окружающие… И так сильно заблуждались.

Ведь жизнь мастера состояла не только из творческих побед, а ещё и череды настоящих трагедий. Первая из которых разразилась ещё в детстве – из купеческого богатого дома обнищавшие Коровины переехали в простую деревенскую избу.

Отец Константина Алексеевича так и не смог пережить этого и покончил собой, когда художнику было 20 лет.

В семье Коровина страсть к изобразительному искусству приветствовали – здесь все неплохо рисовали. И поэтому поступление юноши в 1875 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества выглядело вполне логичным.

Первым его учителем здесь был Алексей Саврасов. Причем очень даже лояльным учителем. Он совершенно не препятствовал экспериментам своего ученика. Даже когда тот написал “Речку в Меньшове”.

Константин Коровин. Речка в Меньшове. 1885 г. Государственный музей-заповедник Поленова, Тульская область

Широкое пространство, свет, разливающийся по полотну и … ни одной чёткой линии. Никакой повествовательности – лишь настроение.

Это было очень необычно для русской живописи того времени. Ведь “балом правили” реалисты – передвижники. Когда детализация, выверенный рисунок и понятный сюжет были основой всех основ.

Тот же Саврасов писал очень реалистично, дотошно выписывая каждую деталь. Вспомните хотя бы его знаменитых “Грачей”.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели (фрагмент). 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Но никаких гонений на Коровина не было. Просто его работы воспринимали, как этюдность, намеренную незавершённость. Которая вполне может нравится публике.

Константин Коровин. Морской берег в Дьеппе. 1911 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Коровин и театр

Большинство работ Коровина – импрессионистские. Однако он пробовал себя и в ещё одном стиле.

В 1885 году Коровин знакомится с Саввой Мамонтовым, и тот приглашает его оформлять спектакли. Сценография, конечно, отразится и на его живописи.

Так на его знаменитой картине «Северная идиллия» можно заметить, что фигуры героев лишены трёхмерности. Они как часть плоской декорации, вписанные в широкий объёмный пейзаж.

Константин Коровин. Северная идиллия. 1986 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

“Северная идиллия”, конечно, шедевр. Который создан под влиянием работы в театре.

Однако Александр Бенуа (историк искусства) считал, что Коровин растрачивает свой талант на второстепенные работы в виде театральных декораций. Что ему было бы лучше сосредоточиться на своём неповторимом стиле.

Личная жизнь русского импрессиониста

А что с личной жизнью у Коровина? Всю жизнь он был женат на Анне Фидлер. Ее можно увидеть на картине «Бумажные фонари».  Но историю их семейной жизни нельзя назвать счастливой.

Константин Коровин. Бумажные фонари. 1896 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Первый их ребёнок умер ещё в младенчестве, а второй мальчик в 16 лет стал калекой. Попав под трамвай, он лишился обеих ног.

С этих пор вся жизнь Алексея Константиновича (а он тоже был художником) представляла собой череду депрессий и попыток суицида. Последняя из которых, уже после смерти отца, достигла цели.

Всю жизнь Коровин выбивался из сил, чтобы обеспечить лечение сына и жены (она страдала грудной жабой). Поэтому никогда не отказывался от второстепенных работ: дизайн обоев, оформление вывесок и прочее.

Как вспоминали его друзья, он работал без передыху изо дня в день. Удивительно, как он успевал ещё и шедевры создавать.

Лучшие шедевры

Коровин любил гостить на даче в Жуковке у художника Поленова.

Здесь появилась замечательная работа «За чайным столом», где мы можем увидеть членов семьи Поленовых и их друзей.

Константин Коровин. За чайным столом. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Посмотрите, насколько здесь все по-импрессионистски. Мы видим справа пустой отодвинутый стул. Будто художник встал и тут же запечатлел происходящее. А сидящие даже не обратили на это внимания. Они заняты своими делами и разговорами. Слева “кадр” и вовсе обрезан, как на фото, сделанной в спешке.

Никакого позирования. Лишь мгновение жизни, выхваченное и увековеченное художником.

Полотно «В лодке» написано там же, в Жуковке. На картине – художник Поленов и сестра его жены Мария Якунченкова, тоже художница.

Это уникальный пример изображения единства человека и природы. Картину можно рассматривать бесконечно, ощущая неспешное движение воды и шелест листьев.

Константин Коровин. В лодке. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Большим другом Коровина был Фёдор Шаляпин. Мастер написал удивительный портрет великого оперного баса.

Конечно, Шаляпину очень к лицу импрессионизм. Его жизнерадостный и энергичный характер этот стиль передаёт как нельзя лучше.

Константин Коровин. Портрет Шаляпина. 1911 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Константин Алексеевич много путешествовал по Европе вместе с труппой Мамонтова. Здесь он находил новые необычные сюжеты.

Чего только стоят его «Испанки Леонора и Ампара». Изобразив двух девушек у балкона, он смог передать всю национальную суть Испании. Любовь к яркому и … чёрному. Открытость и … скромность.

И здесь Коровин вполне себе импрессионист. Он сумел остановить мгновение, когда одна из девушек покачнулась и опёрлась на плечо подруги. Этакая неустойчивость делает их живыми и непринужденными.

Константин Коровин. У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-1889 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Париж по-русски

Константин Коровин. Парижское кафе. 1890 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Читайте также:  Описание памятника чехову в томске

Коровин писал Париж самозабвенно. Так, что и не каждому французскому художнику удавалось.

Мазки его словно попадают в вихрь, образуя красочную массу. В которой мы еле различаем фигуры, тени, окна домов.

Буквально один шаг до абстракции, чистых эмоций без примеси реального мира.

Константин Коровин. Париж. 1907 г. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Посмотрите, насколько по-разному бульвар Капуцинок написали Клод Моне и Коровин. Особенно различны цветовые решения. Моне – это сдержанность, спокойствие. Коровин – смелость, яркость.

[easy-image-collage id=7860]

Сверху: Клод Моне. Бульвар Капуцинок. 1972 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Снизу: Константин Коровин. Бульвар Капуцинок. 1911 г. Третьяковская галерея, Москва

Однажды Коровин стоял с мольбертом на улице Парижа и рисовал. Русская пара остановилась, чтобы посмотреть, как работает художник. Мужчина прокомментировал, что все-таки французы очень сильны в колорите. На что Коровин парировал “Русские не хуже!”

В отличие от многих импрессионистов, Коровин никогда не отказывался от чёрной краски. Иногда используя ее очень обильно. Как, например, на картине “Итальянский бульвар”.

Вроде и импрессионизм, но очень чёрный. Такого у Моне или даже Писсарро (который много писал Парижские бульвары) вы не увидите.

Константин Коровин. Итальянский бульвар. 1908 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Без России

В послереволюционной России Коровину не нашлось места. По убедительному совету Луначарского, художник покинул родину.

Там он по-прежнему много работал, писал картины, был в центре светского общества. Но…

Евгений Лансере (русский художник, брат художницы Зинаиды Серебряковой) вспоминал, что однажды он встретил Коровина на одной из Парижских выставок.

Тот стоял у какого-то русского пейзажа и обливался слезами, причитая о том, что никогда больше ему не увидеть русских берёзок.

Коровин безумно тосковал. Покинув Россию, он так и не смог её забыть. Жизнь художника закончилась в Париже в 1939 году.

Сегодня искусствоведы ценят Коровина за импрессионизм в русском искусстве, а зритель…

Константин Коровин. В саду. Гурзуф. 1913 г. Государственная Третьяковская галерея

Зритель любит художника за волшебное сочетание цвета и света, которые заставляют подолгу стоять у его шедевров.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

Источник: https://arts-dnevnik.ru/konstantin-korovin/

Дача в литературе и живописи: 5 книг, 10 картин — PORUSSKI.me

Культура дачи — это продолжение уникальной атмосферы духовности и творчества помещичьей России второй половины XIX века, это форма так называемого «усадебного мышления», «строя деревенской жизни», которая и по сей день находится в основах поведения современного человека.

 «Дача» — древнее русское слово, образованное от глагола «давать» («дати»). Также употреблялось в значении «дар», «подарок», «пожалование». В XVII веке слово «дача» встречается в обозначении земельного участка, полученного от государства.

 Во второй половине XVIII столетия слово «дача» употребляется  для обозначения загородного дома или небольшой усадьбы, расположенной недалеко от города.

Используя этот термин, вы можете быть уверены в его исключительно русском происхождении, ведь «дача» — типично русское слово, не переводится на другие языки и связано с «нашим» своеобразным феноменом культуры.

Русские деятели искусства веками воспевали природу родных краёв. Редкий писатель или художник, проживая в крупном городе, не сбегал на время за город для уединения и размеренного отдыха.

Поэтому наше культурное наследие крайне богато на словесные и художественные описания милых и любимых деревянных домиков, быта и самых разных мелочей, живущих из сезона в сезон по своим законам. С развитием городов появилось такое понятие «дача», как дом для отдыха, а не для постоянного места жительства.

И раз за разом стали появляться характерные описания такого жилья и плавно и мирно текущего в нём времени. Мы хотим показать вам именно такие примеры в литературе и живописи.

Книги

 Иван Алексеевич Бунин | На даче

Антон Павлович Чехов | Вишневый сад

Фёдор Михайлович Достоевский | Идиот

 Максим Горький | Дачники

 Лиля Брик | Пристрастные рассказы

Живопись

Шагал Марк Захарович | Окно на даче

В июле 1915 года Белла Розенфельд стала женой Марка Шагала, после чего пара отправилась в деревню недалеко от Витебска, Заольшье. Эта дача принадлежала Розенфельдву.

В это, – счастливое для молодоженов, – время и была написана картина «Окно на даче» — окно с видом на опушку березового леса, перед которым Шагал изобразил себя и супругу.

Занавеска откинута, чтобы не мешать любоваться пейзажем, а два профиля Марка и Беллы расположены между пространством зрителя и мира, который находится за окном. Это и многое другое помогает  передать особую атмосферу гармонии и покоя.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея

Иван Иванович Шишкин | На даче

Иван Иванович Шишкин очень любил заниматься изображением природы. Картина «На даче» была написана в 1894 году. Светлая гамма тонов предлагает окунуться в природный мир. Девушка, отложившая книгу, не спеша безмятежно слушает шум леса и пение птиц. Мягкие солнечные тени и отсутствие темных пятен помогают зрителю почувствовать одновременно прохладу листвы и жаркий полдень.

Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Илья Ефимович Репин | На Академической даче

Академическая дача существовала на самом деле, она была создана 22 июля 1884 года общественным деятелем России Василием Кокоревым. Летом здесь работали 35 учеников Академии художеств и 2 ученика Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Неоднократно приезжал на Академическую дачу и Илья Ефимович Репин.

 Ученик «Академички» А.Г. Орлов писал другу: «7-го числа посетил дачу И.

Репин и прожил два дня, написавши большой этюд, и подарил его даче… Играл в рюхи и пел песни во время отъезда (его провожали гурьбой), дал денег на четверть водки, которая и была моментально куплена и с ним же распита, причем кричали «ура!» и бросали вверх шапки».

Местонахождение: Государственный Русский музей

 Борис Кустодиев | На террасе

Картина «На террасе» была написана в 1906 году. Это глубоко лиричное и светлое произведение, написанное Кустодиевым, выделяется среди гораздо более ярких произведений художника.

Особая, тонкая чувственность этой картины выражает любовь к людям, к домашнему очагу. Конечно, не сложно догадаться, что художник изображает именно свою семью, а не случайных героев.

Здесь изображены его жена, дети, сестра с ее мужем и няня в обстановке их самого обычного вечера.

Местонахождение: Нижегородский художественный музей

 Константин Коровин | За чайным столом

Так называемые «жуковские» картины относят к первым, по-настоящему импрессионистским работам Коровина. «Жуковскими» они называются от названия деревни Жуковка, где располагалась дача друзей Коровина, куда он приезжал не только за отдыхом, но и за решением проблемы передачи световоздушной среды.

 В картине «За чайным столом» живописец изобразил Елену Поленову (она сидит спиной к зрителю), Наталью Поленову (сидит лицом), её сестру, молодую художницу Марию Якунчикову и друга семьи Вячеслава Зиберова. Создается эффект случайного кадра, присущий многим импрессионистам. Выявить жанр работы «За чайным столом» достаточно проблематично.

Полотно вобрало в себя всего по чуть-чуть – внимательный зритель различит здесь и черты группового портрета, и жанровой сцены, и пейзажа, и натюрморта.

Местонахождение: Музей В.Д. Поленова

 Юрий Репин | На даче у Репиных

Юрий Ильич Репин — сын Ильи Репина. В России он, кажется, совершенно неизвестен, сведений о нем мало. Судьба художника закончилась трагически.

Не будь Юрий Репин сыном своего отца, кто знает, быть может, жизнь его сложилась бы совсем по-другому, и он стал бы известным и успешным художником. Но груз ответственности, наложенный фамилией, оказался для Юрия непомерным.

Даже самые успешные его картины не могли сравниться с шедеврами Ильи Репина.

Местонахождение: музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»

Николай Быковский | На даче. Девочка за чисткой ягод

Николай Михайлович Быковский — русский художник, академик исторической живописи. Также занимался иконописью и настенными росписями в церквях, в частности Храма Христа Спасителя в Москве. На картине изображена дочь художника — Лидия Николаевна Быковская.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея 

 Сергей Власов | Послеполуденный сон на даче

 Владимир Маковский | Кукольное представление на дачах

 Исаак Ильич Левитан | На даче в сумерки

Местонахождение: Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник

Источник: https://porusski.me/2016/07/28/011-dacha-v-literature-i-zhivopisi/

Коровин Константин Алексеевич

Первый русский импрессионист. Русским художником исполнено множество пейзажей, портретов и натюрмортов. Мастерски создавал декорации для театра.

Детство Коровин провёл у деда. Михаил Иванович Коровин, дед художника, был поначалу простым ямщиком. Позднее он стал владельцем ямщицкого  извоза, обслуживающий почтовый тракт Москва – Новгород.

Отец Алексей Михайлович не смог продолжить дело деда, и семья испытывала материальные тяготы. Мать художника, Аполинария Ивановна, происходила из дворянского рода Волковых. Оба родителя любили рисовать, в их доме гостили известные художники 1860-70-х годов Л.Л. Каменев и И.М.

Прянишников. В четырнадцать лет Коровина, вместе с братом Сергеем, направляют обучаться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали И.М. Прянишников, В.Г. Перов, Е.С. Сорокин, А.К. Саврасов, а с 1882 года – В.Д. Поленов.

Больше всего оказал влияние на Коровина А.К. Саврасов, в то время он руководил пейзажным классом. Другом Коровина стал И.И. Левитан.

По пути Коровина прошли многие художники русской школы. В 1894 году написанный пейзаж Коровиным «Зимой» стал программным в русском пейзаже. Позднее к этой теме обратились Серов и Левитан. Большая серия этюдов была исполнена художником после путешествия по России и Европе. Характерны для творчества Коровина натюрморты с цветами, особенно с розами.

В 1884 году Коровин знакомится с С.И. Мамонтовым, который пригласил его работать в Московской частной опере под руководством Поленова. Где Коровин создавал декорации на протяжении 14 лет. Коровин стал самой знаменитой фигурой изобразительного искусства в Москве. Близкими его друзьями были В.А. Серов и Ф.И. Шаляпин. Современники восхищались разнообразием талантов русского художника.

В 1900 году Коровин возглавляет художественный отдел по оформлению Кустарного павильона (его ещё называли «русской деревней) на Всемирной выставке в Париже. Он получил одиннадцать наград, среди них две золотые. Французское правительство наградило Коровина орденом Почётного легиона.

В 1901 году Серов пригласил Коровина преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. в их портретно-жанровой мастерской учились ведущие живописцы объединений «Голубая роза» и «Бубновый валет». При содействии Коровина был создан журнал «Мир искусства».

В 1905 году русский художник примкнул к рядам Академии художеств.

В 1900 году была сделана новаторская постановка А.А. Горским «Дон-Кихота» на музыку Л.Ф. Минкуса. Оформляли постановку Коровин и А.Я. Головин. Этот случай положил начало работы Коровина в Большом театре. Коровин нашёл новый стиль в оформлении сцены.

В спектаклях декоративное оформление активно участвовало, связывая пространство, костюмы со сценическим действием и музыкой. Лучшие его театральные работы – «Конек-Горбунок» Ц. Пуни (1901), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1907), «Золотой петушок» Н. А.

Римского-Корсакова (1909), «Хованщина» М. П. Мусоргского (1912).

С 1910 года Коровин главный декоратор и консультант московских императорских театров.

С 1917 года русский художник становится активным участником культурных преобразований. Однако, он довольно быстро уходит в тень. В 1923 году И.Э.

Грабарём, в Третьяковской галерее,  была организована прощальная выставка, посвящённая творчеству Коровина. Вскоре Коровин покидает новую страну, едет в Париж, где продолжает много работать в театре.

Его ностальгические чувства проявились в литературном творчестве.

Известные произведения Коровина Константина Алексеевича

Картина «Портрет хористки» исполнена в 1883 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина была показана в 1889 году на передвижной выставке.

И только спустя 11 лет художник получил за неё золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Развитие художественного мастерства Коровина началось с этой картины.

В этой картине нет любования моделью, какой-либо её идеализации.

Эта женщина некрасивая. Даже несколько уродливая

К. Коровин

Новое для России видение натуры настороженно почувствовали современники.

Живая и остроумная наблюдательность художника

Слова современников

Ценность этой картины заключается в её случайности и непринуждённости. Основным в стиле мастера является не композиционное построение, а поиск цветовых решений. Коровин прекрасный колорист.

Картина написана большими мазками. В сущности это этюд, превращённый из вспомогательного инструмента в самостоятельное произведение.

Создавая картину, художник ставил перед собой задачу создания её цветового образа.

Картина «Париж. Бульвар Капуцинок» исполнена  в 1911 году, находится в Государственной Третьяковской галерее. Коровин написал картину энергичными, сильными, уверенными мазками.

Хотя он не уделяет особого внимания мелким деталям, они возникают в воображении зрителя. Колорит, выполненный в оттенках серого, зелёного, голубого, красного, оживляет картину.

Перед зрителем бурлит и кипит жизнь парижского бульвара.

Когда смотришь на картину с близкого расстояния, создаётся впечатление, что ты видишь палитру художника. Свою целостность картина приобретает, стоит только посмотреть на неё издалека. Постепенно приближаясь к ней, не сводя глаз, вы обязательно окажитесь в гуще событий, происходящих на полотне.

Картина «Розы и фиалки» написана в 1912 году, находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1910-х годах мастер увлекался натюрмортами с цветами, в которых воплотились его новаторские поиски в области театральной декорации.

Читайте также:  Описание картины михаила врубеля «воскресение»

На картине, на фоне открытого окна с видом на вечерний парижский бульвар – натюрморт с розами, маленьким букетом фиалок, ярким апельсином, сахарницей и кофейником. Этот натюрморт освещён изнутри комнаты, что делает его неестественно ярким, а на улице только свет фонарей, их призрачное мерцание. Игра света, преображающая реальность прекрасно передана художником.

Шедевр Коровина К.А. – картина «Зимой»

Картина «Зимой» исполнена в 1894 году, находится в Государственной Третьяковской галерее. Этюд «Зимой» стал программным для целого направления в русском пейзаже (достаточно заметить, что этим неприхотливым мотивом с запряженной в сани лошадкой, его колористической интонацией в ближайшие годы воспользовались И. И. Левитан и В. А. Серов).

Этот пейзаж олицетворяет любовь к родной природе. В сущности это обычный зимний пейзаж. Со двора старого бревенчатого дома приготовился выехать в санях крестьянин.

Ворота уже открыты, лошадь было двинулась, да хозяин что-то забыл, вернулся в дом, даже дверь за собой не закрыл. На заднем плане картины простирается безбрежная даль полей и лесов.

Картина выполнена в мягком колорите серо-голубых и сиренево-серых красок со множеством тёплых и холодных оттенков. Рельефные мазки передают и фактуру снежной корки, и влажность зимнего воздуха.

Коровин, как и его учитель А.К. Саврасов, поэтизирует русскую природу, создаёт лирический пейзаж северной природы. На картине мы видим поэзию пасмурного дня, понурую лошадку, стоящую в ожидании.

  • Христос беседует с Некодимом
  • У балкона. Испанки Леонора и Ампара
  • Мальвы Саратовской губернии

Источник: http://rus-artist.ru/2013-11-27-09-21-59.html

Арбатская Ю.Я. Розы дачи К.Коровина «Саламбо» в Гурзуфе

Ю.Арбатская

        В конце XIX – начале XX века Южный берег Крыма стал местом паломничества не только русской аристократии и буржуазии, но людей творческих, по-настоящему гениальных. Среди них была особая каста – художники. Их любование южными красотами отразилось в сотнях полотен.

Можно назвать десятки имен, прославивших Ялту и близлежащие окрестности в живописных работах: К.Боссоли, Н.Г.Чернецов, Ф.И.Гросс, Ф.А.Васильев, Ю.Ю.Клевер, И.К.Айвазовский, М.П.Латри, В.Д.Орловский, И.Е.Крачковский, А.И.Куинджи и многие другие.

Однако никто не сравнится с Константином Коровиным по количеству написанных картин, посвященных крымским розам.

К.А.Коровин. 1916 г.

        «В Крыму, в Гурзуфе, у моря, я построил себе дом в четырнадцать комнат. Дом был хороший. Когда вы просыпались, то видели розы с балкона и синее море.… С террасы были видны Одалары – две большие скалы, выступающие из моря, – “пустынные скалы”. На скалах этих никто не жил. Только со свистом летали стрижи. Там не было ни воды, ни растительности» [1].

Название своей даче Коровин дал несколько необычное для Крыма – «Саламбо», в память о только что удачно оконченной работе над декорациями к балету А.Ф.Арендса «Саламбо» по одноименному роману Г. Флобера.
        Двухэтажная вилла была построена на месте бывшей харчевни и своими четкими геометрическими формами свидетельствовала о наступлении эпохи конструктивизма в архитектуре.

На протяжении 1910-1917 годов художник подолгу жил на гурзуфской даче. Здесь художник много и плодотворно работал. Им были написаны «Портрет Ф.И. Шаляпина» (1911), «Гурзуф вечером» (1912), «Пристань в Гурзуфе» (1912), «Гурзуф» (1915), «Базар цветов в Гурзуфе» (1917), «Гурзуф» (1917). На даче «Саламбо» бывали И.Е.Репин, Р.И.Суриков, А.М.Горький, А.И.Куприн, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Ф.И.Шяляпин.

В доме было весело и оживленно от многочисленных гостей.

К.Коровин. Гурзуф. 1914 г.
К.Коровин. Пристань в Гурзуфе. 1916 г.

        В мастерской Константина Алексеевича стояла старинная темно-красная мебель, стены были отделаны коричневым деревом. На балконе мастерской Коровиным написано несколько известных этюдов – «Балкон в Крыму», «На террасе», «Вечер. Интерьер» и другие. Коровину хорошо работалось в Гурзуфе.

С восходом солнца он писал утренний этюд, после завтрака уходил работать над дневным, и в сумерках приступал к третьему – вечернему. Вечерние улочки, духаны и лавочки с огнями и темными фигурами особенно вдохновляли художника. И так, пока он жил в Гурзуфе, проходил почти каждый день. Вначале Коровин бывал в «Саламбо» наездами, в 1914-1917 жил почти безвыездно, уезжая только на лето.

Из времен года в Крыму больше всего любил раннюю весну, когда у моря все распускалось, а на горах еще лежал снег.

К.Коровин. Портрет И.Шаляпина. 1911 г.

        Постройка Коровиным дачи в Гурзуфе совпала по времени с его новым увлечением натюрмортом. Мастер изображал букеты у окна, на террасе, комбинировал цветы и фрукты, вписывая композиции в большой прекрасный мир солнца, моря и пронзительного света – голубого, кремового, абрикосового.

На гурзуфскую дачу Коровин перевез свою обширную коллекцию ваз и кувшинов. Его всегда очень заботило соответствие цветочного сосуда характеру букета. И букеты Коровин составлял для каждой комнаты сам, и крымских роз он написал великое множество.

Писал розы, влажные от утренней росы, вянущие от полуденного зноя, вдыхающие вечернюю прохладу, розы в хрустале, в гладком фарфоре, в цветных кувшинах, на окне, в плетеном дачном кресле.

Иногда рядом с розами появлялась стройная женская фигура, иногда фоном букета распахивался синий морской простор или чернело звездное небо, но розы всегда царили на холсте.

К.Коровин. Розы в голубых кувшинах. 1917 г.
К.Коровин. Розы. 1910-е гг.

        Розы, розы, розы… Белые, палевые, нежно-алые, густо-бордовые – чувственные и праздничные – они вытеснили прежнюю темную гамму серебристо-дымчатых тонов.

А все потому, что «прекраснейший из цветков неоспорим в своем совершенстве, потому что эти царственные бутоны, эти нежные плотные свертки тончайших лепестков пленяют и воодушевляют всех.

Розы разбрасывает Врубель перед троном Богоматери, роза в руке Прекрасной Дамы и черных кудрях Карменситы, роза в зубах необычайно оживленного (и невероятно – улыбающегося на виду всей улицы) Серова. И разве можно ошибиться, оттенками какого чувства переливаются крымские розы Константина Коровина?» [2].

К.Коровин. Розы и яблоки. 1917 г.

        Коровин, пожалуй, первый раскрыл не с чем не сравнимую красоту роз, а главное – их несомненную художественную образность. Его розы потрясают безудержным, буйным темпераментом, размахом кисти и щедростью красочной фантазии. Но чего нет в его розах – так это спокойного изящества, выверенной элегантности, лирического любования. Они написаны сильно, сочно, броско.

Розы созданы под влиянием неудержимой и всепоглощающей страсти. Константин Алексеевич был человеком увлекающимся, и искреннее, большое чувство рождало столь прекрасные розы. «Моей главной, единственно непрерывно преследуемой целью в искусстве живописи всегда служила красота, эстетическое воздействие на зрителя, очарование красками и формами.

Никогда никому никакого поучения, никакой тенденции», – писал Коровин [3].

К.Коровин. Розы. 1912 г.
К.Коровин. Натюрморт. Розы. 1916 г.

        В июле 1916 года Коровин пишет из Гурзуфа письмо художнику И.К.Крайтору: «Написал четыре картины роз лучше прежних.

К.Коровин. Букет бумажных роз. 1912 г.

        Вернемся к началу нашего рассказа. Хозяин дачи «Саламбо» пишет о розах, которые видно из окон на фоне моря. Сегодня любой приезжающий в Гурзуф курортник в мае месяце обязательно обратит внимание на великолепные желтые розы, оплетающие арку входа в Дом творчества Художественного фонда, как теперь именуется бывшая дача. Другая такая же роза находится во дворе, внутри.

Не так давно она стелилась по крыше находящихся рядом сараев, а теперь направлена на высокую вертикальную опору рядом с домом. Вид называется R. banksiae lutea или роза Бэнкса, по имени английского ботаника Джозефа Бэнкса, который завез ее в числе других растений в Европу из Китая еще в конце XVIII века.

В начале прошлого столетия эта старинная китайская роза была настолько распространена в Крыму, что практически не было ни одного двора или улицы на побережье, где бы она ни произрастала.
        Достаточно взглянуть на толщину стволов этих лиан. Обеим уже по сто лет, и они до сих пор цветут каждую весну, наполняя воздух пьянящим ароматом.

К сожалению, у нас нет документальных доказательств, что розы посажены самим художником, но то, что они его современницы, нет никакого сомнения.

R. banksiae lutea у входа на дачу «Саламбо». Фото 2011 г.
R. banksiae lutea во дворе дома К.Коровина. Фото 2011 г.

        Наряду с этими двумя красавицами во дворе есть еще одна китайская роза, но уже белого цвета – ‘Fortuniana’.

Эта разновидность тоже найдена в Китае, где она растет в диком виде, ботаником Робертом Форчуном приблизительно в 1840 году. Ее плети достигают 12 метров, а в диаметре куст может разрастаться без обрезки до 3 метров.

На Южном берегу Крыма сохранилось около двухсот экземпляров этого вида, возраст которых 100-150 лет.

Роза ‘Fortuniana’ во дворе бывшей дачи «Саламбо». Фото 2011 г.
Роза ‘Fortuniana’

        Оба этих вида – ‘Banksia’ и ‘Fortuniana’ – украшали пространство перед террасой дома, и возможно, именно о них писал Коровин, упоминая о розах под окном.

        После революции 1917 года Коровин больше в Гурзуф не приезжает. Новая Россия не приняла его творчества. «Гражданин Коровин, то, что Вы нам предлагаете, не может быть принято нами, как вчерашний день не может быть принят за сегодняшний. Ваше искусство вместе с царизмом ушло в прошлое.

Для пролетарского государства оно не может представлять ни ценности, ни интереса», – вещал в 1922 году Давид Штеренберг на закупочной комиссии в Третьяковской галерее, куда больного и голодного Коровина привел его коллега по Училищу живописи, ваяния и зодчества Александр Куприн [6]. Пожилой художник был невероятно удручен таким отношением.

Это и подтолкнуло его к окончательному решению – отъезду из страны, где все было родным, близким и так горячо любимым.
        В Париже Коровин невероятно бедствовал, зарабатывал даже заметками в эмигрантской газете, но использовал любую возможность для живописи. И снова появляются розы.

Коровин был уверен, что призвание художника – нести людям ощущение счастья, и не пускал в свое творчество минорные ноты, вызванные жизненными невзгодами и тоской о питавшей его искусство Родине. «Красота и радость жизни. Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я… У меня нет направления и нет моды – нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого изма.

Это я, это мое пение за жизнь, за радость – это язычество. Оттого-то я люблю… искусство, дружбу, солнце, реку, цветы, смех, траву, природу, дорогу, цвет, краску, форму…» – писал художник на склоне лет в одном из писем [7].

К.Коровин. Розы. 1930-е гг.
К.Коровин. Розы на фоне моря. 1930-е гг.

        Коровин скончался в Париже внезапно на улице от сердечного приступа 11 сентября 1939 года. Художник оставил после себя огромное живописное наследие, только в одной Крымской художественной галерее числится 239 его картин. Розы обязаны Константину Коровину триумфальным пришествием в высокое искусство. А они, в свою очередь, прославили великого русского живописца.

        Сохранились многочисленные мемуары художника, его рассказы, а также воспоминания о мастере, написанные его современниками. Пожалуй, немало могли бы добавить к этим рассказам и четыре великолепных розы, растущие в Гурзуфе, но, увы, язык растений нам недоступен. Они – живые памятники великому мастеру.

Хочется надеяться, что потомки не вырубят их, как произошло со многими розами в Крыму в последние десятилетия.

        В завершение очерка добавим, что в Германии в питомнике садовода Кордеса в год 20-летия со дня смерти Коровина появилась роза ‘Salambo’ (не сохранилась), а во Франции известным селекционером Жоржем Дельбаром в 1990 году выведена еще одна роза с таким же названием – плетистой формы. Пусть же и она станет для всех нас напоминанием о гениальном певце «царицы цветов». Возможно, когда-нибудь эта роза появится и в Гурзуфе.

‘Salambo’ (Cl, G.Delbard, 1990)

Литература и источники:

1. Константин Коровин вспоминает. – М.: Изобразительное искусство, 1990. 2. Домитеева В.М. Константин Коровин. – М.: Терра-Книжный клуб, 2007. 3. Константин Коровин вспоминает. М.: Изобразительное искусство, 1990. 4. ОР ГТГ. Ф. 230. Ед. хр. 40. Л. 1. 5. ОР ГТГ. Ф. 230. Ед. хр. 53. Л. 1-2 об. 6. Куприн А. Константин Коровин в 1922 году – В сб. «Константин Коровин. К 150-летию со дня рождения». – СПб.: «Золотой век», 2011.

7. http://kkorovin.ru/

Источник: http://www.kajuta.net/node/2595

Ссылка на основную публикацию