Описание картины константина сомова «арлекин и смерть»

Все главные тайны Константина Сомова

Константин Сомов. «Спящая молодая женщина в парке». 1922.

Государственная Третьяковская галерея

Этим летом в издательстве «Дмитрий Сечин» выйдут дневники Константина Сомова (1869–1939) — художника, участника объединения «Мир искусства».

В книгу войдут записи 1917–1923 годов: с 25 октября 1917-го, когда случилась Октябрьская революция, и до дня, когда Сомов навсегда покинул Петроград, а затем и Россию.

Публикация сомовского архива уже предпринималась. Почти 40 лет назад, в конце 1970-х, вышел сборник его писем и дневников.

Нынешняя книга существенно превосходит по объему прежнюю публикацию (а скоро выйдут и остальные тома — Сомов вел дневник едва ли не до последнего вздоха).

Кроме того, в сборнике было много купюр, а кое-где сомовский текст даже специально изменили, чтобы адаптировать его ко вкусам советского художественного руководства.

В книге, которая скоро выйдет, ничего подобного нет, причем обозначение «18+» на ее обложке вовсе не выглядит излишней осторожностью. Дневник Сомова отчасти эротический. Собственно, эротика (как и политика) была одной из причин нелегкой судьбы этих записок.

Племянник художника Евгений Михайлов после смерти дяди постарался уничтожить все показавшиеся ему сомнительными фрагменты, но публикатор дневника, историк искусства Павел Голубев восстановил уничтоженный текст. И пусть разобрать удалось не каждое слово — многое, если не все, можно понять.

Эти фрагменты переданы полужирным шрифтом.

О чем еще писал Сомов? О том, что делал каждый день: рисовал и продавал свои произведения, ходил в гости, в театр и на концерты.

О чем говорил со своими домашними: сестрой Анной, племянниками Евгением и Дмитрием, женой умершего старшего брата Евгенией («царскосельской Женей»).

Подробно записывал сплетни и слухи: он ничего не стеснялся, так как почти никому свой дневник не читал и хотел, чтобы текст был опубликован только в XXI веке.

Несколько фрагментов мы предлагаем прочесть сегодня. Для публикации в TANR нам пришлось сильно упростить отрывки. Книга же, настоящее научное издание, составлена в соответствии со всеми правилами публикации исторических документов. В ней много подробнейших комментариев.

Презентация книги пройдет 30 июня в Санкт-Петербурге (книжный магазин «Порядок слов» на Фонтанке) и 11 июля в Москве («Порядок слов» в «Электротеатре „Станиславский“»).

Сомов К.А. Дневник. 1917–1923 / Вступ. статья, подгот. текста, коммент. П.С.Голубева. М.: Дмитрий Сечин, 2017. 925 с., ил.

Об искусстве и художниках

25 января 1918 года

Утром к 12-ти пошел в Академию художеств. В час — открытие нашей выставки (выставка объединения «Мир искусства». — Примеч. ред.), на которой я не участвую. Доминирует численностью Шухаев, очень скучный, сухой и ненужный. Кирпичные офицеры, карусель в деревне. Колоссальный холст — иллюстрация для «стильной» детской книги.

Мертвый портрет его жены в стиле risorgimento (эпоха Возрождения. — Примеч. ред.). Шухаев — бледный тип Яковлева. Потом Григорьев, замечательно талантливый, но сволочной, глупый, дешевый порнограф. Кое-что мне понравилось, арлекин blanc et noir, flagellation (черно-белый, флагелляция (франц.). — Примеч. ред.), портрет в розовом платье, очень .

Петров-Водкин — все тот же скучный, тупой, претенциозный дурак. Все то же несносное сочетание неприятных чистых голубого, зеленого, красного и кирпичного тона. Добужинский — ужасный семейный портрет и незначительное остальное. Чехонин — хороший миниатюрный портрет старика. Я ушел от публики в час. Дома сначала не работал, болела голова.

Потом раскрасил два оттиска для одного аукциона.

Вечером в театре на галерке. «Снегурочка» (опера Н.А.Римского-Корсакова. — Примеч. ред.). Скучал. Музыку ее не люблю: не вдохновляет, не сказочно, все сделано ― чистая, хорошая работа, и только.

7 марта 1918 года

Рисовал Диму и решил сегодня кончить, было 20 сеансов. Мне не нравится ― некрасиво, сухо, зализано, но всем нравится из-за сходства. Кончил с чувством, что я бессилен сделать так, как я понимаю: Dumonstier, Lagneau, Holbein (ишь, куда гнет!).

Константин Сомов. Конец 1910-х — начало 1920-х гг. Частный архив

17 января 1920 года

Не работал, валандался. Обедал в Доме искусств опять рядом с Анной Петровной [Остроумовой-Лебедевой], с другой стороны Нотгафт. Радаков прочел смешные стихи: 5 законов наших обедов. К концу обеда приехал Грабарь с другим каким-то маленьким человечком. После обеда пошли наверх на открывающуюся завтра выставку Замирайло.

Много прекрасных вещей, он мог бы быть замечательным художником, если бы ему подчас не мешала его глупость, а отчасти рабская любовь к Доре. Помогал Грабарю выбирать вещи для Третьяковки. За обедом Шура [Бенуа] мне сообщил как слух непроверенный, что Бакст умер.

Я или не поверил, или стал невозможно и скверно черств, но на меня это известие не произвело никакого впечатления, и я сейчас же об этом забыл.

20 сентября 1922 года

Не работал. Днем заходил на Невский за покупками съедобных вещей для завтрашнего путешествия. Потом заходил к Евгении Павловне [Ухтомской] на ¼ часа. У нее сидела Неточка. От Евгении Павловны к Нотгафту на собрание мирискусников: Замирайло, Браз (Вчера видел сон о нем: я у него, и он мне показывает, как он переделал мою купленную им эротическую акварель, что была у В.П.

Рябушинского, — всю ее разрезал, переменил позу и вместо платья наклеил пряники, на которых сделал выкрашенный сахарный барельеф. Такие пряники, помню, были у булочника Меецера в нашем доме. Я в раже и остервенении), Митрохин, Нерадовский, Добужинский и Машков из Москвы — самодовольный детина в рубахе декольте. Был там недолго — никаких разговоров — и не стоило приезжать.

27 сентября 1922 года

Ездил утром за билетами в Михайловский театр. Днем немного работал: переделал на акварели 1916 года (собрание Mme Landau) небольшую подробность, чтобы акварель сделалась приличнее, оставаясь, по существу, эротической. Вечером с Анютой и Варенькой в театре на «Коварстве и любви». От 8-ми до 2½! Ужаснейший спектакль.

Трагедия — юношеская чепуха, совершенно невыносимая теперь. Игра актеров грубая, пошлая: шамкающая старуха Мичурина в роли блестящей фаворитки герцога, глупый Юрьев, руина-Давыдов. Все было невыносимо скверно. Постановка в сукнах. Публика низменная. Перед нами в 1-м ряду сидели не люди, а звери, гориллы. Почувствовал полный дегу (dégoût (франц.), отвращение. — Примеч. ред.

) к театру и клялся Анюте и Варюше, что больше не пойду.

Читайте также:  Описание картины николая рериха «святой сергий радонежский»

Константин Сомов за чтением в своей петербургской квартире на Екатерингофском проспекте, 97. Частный архив

6 декабря 1922 года

К 7½ поехал к Анне Петровне [Остроумовой-Лебедевой] на ужин. Были мы втроем, кроме того — 10-летняя девочка Елизаветы Петровны и dame de compagnie (компаньонка (франц.). — Примеч. ред.) Анны Петровны. Сначала разговоры были незначительны.

Только после ужина, при рассматривании летних работ Анны Петровны, в особенности ее рисунков, немощных, невнимательных, шарлатанских, завязался сначала у меня с ней спор, а потом продолжился моей наставительной лекцией — я ее убеждал в ее заблуждении и сказал, что она занимается медленным самоубийством. Отчасти она со мной соглашалась под конец разговора. Кажется, не рассердилась, хотя и обидные вещи я говорил ей, или принуждена была сделать bonne mine (хорошую мину (франц.). — Примеч. ред.). В половине 12-го зашел к Тосе, но ее дома не было, и я частью пешком, частью на tram’e вернулся домой. Прочел 3 письма Юлии и Овидия. Целый день болела голова.

Константин Сомов. «Арлекин и смерть». 1907. Государственная Третьяковская галерея

О коллекционерах

8 мая 1923 года

Работал с 11-ти до 8-ми часов вечера. В глубоком унынии. Картина мне отвратительна, и только упрямство, уже громадное затраченное время заставляет не бросать ее. Есть еще и надежда всучить ее скверному, отвратительному Махлину в награду за его обман. Скверное — скверному, ему она понравится — по величине размера.

О картинах революции

2 ноября 1918 года

Не работал. Утром сделал прогулку до «Астории» после завтрака, за которым была Женя из Царского. Женя говорила, что у них на улице лежала шрапнель. Мальчики ходили смотреть битву.

Очевидец ей говорил, что около Пулкова лежат казаки убитые с отрубленными ушами и пальцами (в битве у Пулковских высот Красная армия разбила наступавшие на Петроград части генерала П.Н.

Краснова. — Примеч. ред.).

Обедал с Мифом [Лукьяновым], принесшим разные подробности бытового характера. Что трупы некоторые в Обуховскую больницу были доставлены совершенно голыми — обкрадены. Что публику для опознания нельзя допускать без сторожей — крадут сапоги и простыни и прочее. Как убивали в крепости (Петропавловская крепость. — Примеч.

ред.) юнкеров. Солдаты и матросы отказались. А убивала Красная гвардия, неумело и жестоко. Солдаты некоторые плакали. Одного юнкера, бежавшего, спрятали в плите, другого — в дровах, но этого нашли, в дровах же и застрелили. Живущий у нас ломовик говорил Саше, что за Нарвской заставой поле усеяно трупами.

Константин Сомов. «Спящая молодая женщина». 1909. Бумага на ткани, гуашь, акварель. Государственная Третьяковская галерея

О том, как жилось

24 ноября 1918 года

Утром приходил Платер. Я ему показывал последнюю свою картину.

К 3-м зашел за Генриеттой и Владимиром Осиповичем [Гиршманами], и мы пошли пешком по Александровскому проспекту к [Николаю Павловичу] Рябушинскому; была чудная сухая погода. У Рябушинского есть красивые вещи. Чудесный мрамор Козловский, амур вроде Bouchardon’овских. Дуэт Boilly, прелестно написанный (бледно-розовое платье с зеленым лифом).

Николай Павлович стал поить нас прекрасным французским вином, красным и белым, и это вино меня погубило — я через некоторое время совершенно опьянел и впал в полусознательное состояние. Сначала лежал на полу под Генриеттой, лежавшей на диване, говорил с ней и целовал ей руку.

Потом Николай Павлович послал за обедом, но я обедать не мог, а полулежал в кресле около камина. Гиршманы ушли раньше, потом и я, полежав несколько времени на постели Рябушинского. Шел домой зигзагами: сознание боролось все время с полным avachissement (безволие (франц.). — Примеч. ред.). Дошел до дому пешком благополучно.

Дома Женя меня раздел, Анюта принесла горячую бутыль под ложечку, и я сразу заснул. Для них я был забавный спектакль.

19 января, пятница / 6 января 1923 года

Не работал. Приезжала Женя Сомова из Царского и, сидя в моей комнате, досаждала своими обычными разговорами. Немного играл «Русалку» Даргомыжского, потом, когда она уехала, писал длинное письмо Мифу. После обеда читал Philarète Chasles’я «Révolution d’Angleterre» («Английская революция» Филарета Шаля. — Примеч.

ред.). После 10-ти с Анютой и Димой пошли к Бенуа. Там нас нарядили в халаты, платки, Диме вымазали лицо жженой пробкой, все были в костюмах, и мы пошли в квартиру Коки. Начались танцы: сам Шура в смешных шароварах, цилиндре и в фантастических орденах танцевал польку. Тата Серебрякова — сочиненную Бушеном польку.

Бушен сам тоже очень искусно танцевал. Русскую — Гагарины, брат и сестра. Потом общая кадриль. Я не танцевал, а смотрел. Потом чай в квартире Шуры. Всем примеряли листы с нарисованными небольшими фигурами (амур, Ева, Людовик XIV на лошади, сатир, Наполеон и т. д.) с прорезями для живых лиц.

Было очень неожиданно и забавно. После чая молодой Гагарин пел, аккомпанируя себе на гитаре. Потом у Коки опять немного танцевали. Разошлись около 2-х часов ночи. Было очень много красивых: Гагарин, Юра, Кока, его жена, симпатичная Гагарина и другие.

А я себя чувствовал таким старым, уродливым, и мне было чрезвычайно грустно весь вечер.

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/4646/

Забытые имена русских художников: константин сомов

Сомов Константин Андреевич (Россия/Франция, 1969 — 1939) «Автопортрет» 1895

Сегодня детально рассмотрим и полюбуемся творчеством гениальнейшего русского живописца 19-20 вв. — Константина Сомова.

Читайте также:  Описание картины валентина серова «зимой»

У каждого художника есть свои фишки, свои любимые персонажи или образы. Если у мариниста Айвазовского — это море и пучина, то у Шишкина — леса да рощи дубовые. У Бориса Кустодиева — пышнотелые красавицы и купчихи, а работы Васнецова изобилуют сказочными персонажами, былинными героями.

Суриков обожал Древнюю Русь, тогда как Михаил Врубель сходил с ума от демонов… На самом деле разобраться в русской живописи не так сложно — нужно только приглядеться к деталям. У каждого художника, повторюсь, свой фетиш.Так вот, у неизвестного на первый взгляд живописца-иллюстратора Константина Сомова также был свой фетиш, причем не один.

Его конек — это эротические и похотливые дамы, влюбленные Арлекины, бесконечные радуги, маскарады и праздники. И большая часть картин очень светлые, веселые, без скуки и депрессии… К слову, к неизвестным художникам Константина Сомова относить нельзя. Вспомнить хотя бы знаменитый портрет поэта Александра Блока, написанный Сомовым в 1907 году.

Ведь, все его видели, но не каждый знает автора:

Но прежде чем перейти к знакомству с полотнами мастера, расскажу вам один любопытный факт:29 ноября 2006 года картина «Русская пастораль» (1922) Константина Сомова на знаменитом аукционе «Кристис» была продана за рекордную сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. До этого ни одна картина русского художника не оценивалась столь высоко.Этот рекорд стоимости русской живописи был побит в Лондоне на том же аукционе «Кристис» в июне 2007 г. картиной того же художника — картина Сомова «Радуга» была продана за 3,716 млн фунтов (более $7,327 млн) при стартовой цене 400 тысяч фунтов (около 800 тысяч долларов).

Картины Сомова символичны. В каждую картину мастер прятал какую-нибудь интересную деталь. Автор заряжает особенным чувством, эмоцией поиска деталей, штрихов, разгадки маленьких тайн. Что-то отдаленно похожее на современный квест. Итак, смотрим и не забываем о деталях.


Лучшие работы Константина Сомова

Арлекин и дама (Фейерверк). 1912


Арлекин и дама. 1912 (обновленный вариант)


Арлекин и дама. 1921


Арлекин и смерть. 1907


Влюбленный Арлекин. 1912


Галантная сцена (В саду). 1918


Итальянская комедия. 1914 
Ищем двух вьетнамцев)


Язычок Коломбины. 1915
…и вьетнамец в белом… в той же позе…)

Пьеро и дама. 1910



Маскарад. 1925


В лесу. 1914


Вечер. 1900-1902


Влюбленные. Вечер. 1910


Маскарад. 1930-е


Осмеянный поцелуй. 1908


Письмо (Таинственный посланец). 1896


Поцелуй. 1914


Праздник в окрестностях Венеции. 1930


Семейное счастье. 1898-1900


Дама в голубом (Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой, 1900).


Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом). 1912


Спящая молодая женщина в парке. 1922


Спящая женщина в синем платье. 1903


Спящая молодая женщина. 1909


Две дамы в парке. 1919


Заснувшая на траве молодая женщина. 1913


Лето. 1919


Обнаженный юноша (Б. М. Снежковский). 1937


Боксёр 1933


Зима. Каток. 1915


Русский балет. 1930

Фейерверк. 1922

Пейзаж с радугой. 1915

Портрет С. В. Рахманинова. 1925


Окно — дверь — пейзаж (Открытая дверь в сад). 1934


Автопортрет в зеркале. 1934


Константин Сомов еще при жизни получил известность всей Европы, экспонируя свои произведения на зарубежных выставках. И всё же в жизни талантливого художника присутствовала трагическая нота. После октябрьской революции в России, в период всеобщей разрухи и сумятицы некому было оценить утончённую изысканность его творчества, он становится непонятым и невостребованным. Вскоре Сомов уезжает в Париж, где и остаётся до самой смерти. Сомов никогда больше не приезжал в Россию, где по нему лишь после смерти осталась вечная память благодаря его бессмертным полотнам.

http://moiarussia.ru/konsta…

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://vladimir71.mirtesen.ru/blog/43449735346

Искусство России на рубеже 19-20 веков. Часть 3

В конце 1898 года в России в Петербурге возникло новое художественное объединение « Мир искусства ». В него вошли журналисты одноимённого журнала и ряд художников во главе с Бенуа Александром Николаевичем. Целью этой группы было показать красоту в объективном понимании самого художника. Это давало им абсолютную свободу в выборе тем и образов.

Для России это был прорыв в области искусства. В состав объединения вошли художники Лансере Евгений Евгеньевич, Сомов Константин Андреевич, Добужинский Мстислав Валерианович, Бакст Лев Саммуилович.

На позднем этапе работы объединения «Мир искусства» в него вошли и другие художники — это Кустодиев Борис Михайлович, Серебрякова Зинаида Евгеньевна и Рерих Николай Константинович
Их деятельность была многогранной. Они рисовали картины, оформляли театральные пьесы и занимались графикой.

Но из-за внутренних разногласий объединение быстро распалось и в 1904 году прекратило своё существование. Несмотря на это «Мир искусства» сумел оставить глубочайший след в истории изобразительного искусства России тем, что впервые переключило внимание художников с вопросов содержания картины на проблемы формы и языка.

1902-Benua-It's an embankment in a rain-Бенуа-Набережная Рей в дождь

1896-Benua-Бенуа

1904-Benua-Drawing-Бенуа-Графика

1904-Benua-It's the Copper horseman-Бенуа-Графика-Медный всадник

Лучшими работами Бенуа считаются графические, а среди них особенно иллюстрации к роману Пушкина А.С.- «Медный всадник» Художник показывает в них романтическую идею противопоставления одинокого страдающего героя к миру, не замечающего его и убивающего людей своим равнодушием.

1898-Baxt-Benua-Бакст-Художник, иторик и критик А.Бенуа

1904-Benua-Бенуа-It's a walk of a king-Прогулка короля

1904-Benua-It's an evning rain-Бенуа-Ст-Петербург Вечерний дождь

1905-Benua-Бенуа-Графика-Из мира фантастики

Benua It's suits-Бенуа-Костюмы — Берта-В.Комисаржевская

1916-Benua-German is near the countess-Бенуа-Герман у графини

1948-Бенуа Александр Николаевич

1957-Benua-Бенуа-Костюмы-Кучер и нянька

Лансере Евгений Евгеньевич (1875-1946)

1903-Lanserer-It's Peterburg in 1800 years-Лансере-Петербург в 18 веке

1905-Lanserer-Elizaveta Petrovna is in Tsar Village-Лансере-Импераратрица Елизавета Петровна в Царском Селе

1908-Lanserer-It's a walk in emdenkment-Лансере-Прогулка на молу

1918-Lanserer-It's the Kavkaz naturmort-Лансере-Кавказский натюрморт

1920-Lanserer-It's the naturmort-Лансере-Натюрморт

1923-Lanserer-It's Shamil-Лансере-Шамиль въезжает в Ведено

Читайте также:  Описание памятника чехову в томске

1924-Lanserer-It's Hage_Murat-Лансере-Хаджи_Мурат

Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

— в его работах ярко выразились мотивы РОКОКО. Основным жанром его произведений искусства вариации на тему «галантной сцены» — дамы в пышных платьях и париках, комедийные актёры. Художник создавал на полотне такую сцену как фантастическое видение на мгновение, а затем оно исчезает. Такова композиция картины «Арлекин и Смерть» (1907)

1907-Somov-It's Arlekin and the derth-Сомов-Арлекин и смерть

Ностальгию по прошлому художник мастерски передаёт с помощью женских образов, одевая их в ту или иную старинную одежду. Особенно это ярко выразилось в знаменитой картине «Дама в голубом» (1900).

1900-Somov-It's madam in the blou-Сомов-Дама в голубом (Мартынова Е.М.)

Somov-Сомов Константин Андреевич

1911-Somov-Girshman-Сомов-Гиршман Г.Л.

Сомов также успешно работал в жанре пейзажиста, но ещё лучше портретистом.

1897-Somov-It's a little gardien-Сомов-Садик

1903-Somov-Сомов-Эхо времени

1910-Somov-They are Arlekin and madam-Сомов-Арлекин и дама

1903-Somov-They are curtizans-Сомов-Куртизанки

1915-Somov-It's the skating in the winter-Сомов-Зима Каток

1915-Somov-It's a rainbow-Сомов-Радуга

1919-Somov-Madams are in the gardien-Сомов-Дамы в парке

1920-Somov-They are loves-Сомов-Влюблённые

1922-Somov-It's a fireworks-Сомов-Фейерверк

1922-Somov-It's a girl with mushrooms-Сомов-Девушка с грибами

1930-Somov-There are Defnis and Hloya-Сомов-Дафнис и Хлоя

1924-Somov-Somova A.K.Сомов-Сомова Е.К.

1925-Somov-It's Rahmaninov-Сомов-Рахманинов

Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957)

-специализировался на изображении городских пейзажей, но в отличии от Бенуа романтического он показывает Петербург серыми видами, рисует город как монстра, убивающего душу человека.

Так, например, на картине «Человек в очках» (1906) художник создаёт сюжет противопоставления героя и города, который рисует за его спиной в окне. Человек показан отрешённым, сильно усталым, погружённым в свои мысли. На лице-полная опустошённость.

И это на фоне унылых городских домов.

1917-Dobuzhinsky-Добужинский-It's the house of Gaatan-Хижина Гаэтана

1905-Dobuzhinsky-Добужинский-It's the man-Человек в очках (Сунненберг К)

1906-Dobuzhinsky-It's a glass street in Vilno-Добужинский-Стеклянная улица в Вильно

1907-Dobuzhinsky-It's the region in 1830 years-Добужинский-Провинция 1830-х годов

1904-Dobuzhinsky-It's a winter in a town-Добужинский-Зима в городе

1910-Dobuzhinsky-They lerns at a time of Nicolaj 1Добужинский-Учение новобранцев при Николае 1

1912-Dobuzhinsky-It's the region Voronezh-Добужинский-Провинция Воронеж

1914-Dobuzhinsky-Добужинский-Петербург

1910-Somov-Dobuzhinsky Сомов-Добужинский

Художник также принимал участие в иллюстрировании книг Достоевского, Карамзина, Лескова.

1914-Dobuzhinsky-Добужинский-Верочка

1922- Dobuzhinsky-Добужинский-Неточка Незванова

1921-Dobuzhinsky-Добужинский-Лесков Тупейный художник

1921-Dobuzhinsky-Добужинский-Карамзин Бедная Лиза

1924-Dobuzhinsky-It's a night in Peterburg-Добужинский-Ночь в Петербурге

Бакст Лев Самуилович (Розенберг) 1866-1924

-был хорошим художником, но прославился больше как оформитель театральных спектаклей. Был непревзойдённым мастером создания костюмов персонажей. Он моделировал костюмы по движениям героев, а через цветовые гаммы и линии, а также музыку, создавал шедевры, которые потом становились самостоятельными произведениями искусства.

1893-Baxt-Бакст-Автопортрет

Baxt-Бакст Лев Саммуилович

1908-Baxt-It's the son-Бакст-Сын художника Андрей

1908-Baxt-It's a dance-Бакст-Танец 7

1911-Baxt-Бакст-Молодой Беотиец

1908-Baxt-It's an old dismay-Бакст-Древний ужас

1895-Baxt-It's Dagomiez-Бакст-Дагомеец

1911-Baxt-Бакст-Эскиз костюмов к балету Нарцисс Две беотийки

Рерих Николай Константинович (1874-1947)

1901-Rerih-There are visitors-Рерих. Заморские гости. 1901

1924-Rerih-It's a brige-Рерих-Мост

Страну качало и расшатывало. Монархия не справлялась с управлением государства заканчивалась первая мировая война. В России назревала революция.

А что же художники? Что они предлагали посмотреть поклонникам на своих полотнах? — Смотрите и не пропустите.

В следующем очерке перед вами предстанут мастер бытового пейзажа неподражаемый Кустодиев и прекрасная портретистка Серебрякова.

Источник: https://ambilive.ru/articles/30-iskusstvo-rossii-na-rubezhe-19-20-vekov-chast-3.html

Сомов — это… Что такое Сомов?

Константин Андреевич (1869, Санкт-Петербург – 1939, Париж), русский живописец и график. Сын историка искусства, хранителя коллекций Эрмитажа А. И. Сомова. Учился в Петербургской академии художеств (1888—97; с 1894 г. у И. Е. Репина) и в Академии Ф.

 Коларосси в Париже (1897). Один из организаторов художественного объединения «Мир искусства». Участник выставок Союза русских художников, «Сецессиона» в Вене и Берлине. В 1923 г. уехал из России, с 1925 г. жил в Париже.

1897–1900 гг.

Государственная Третьяковская галерея. Москва»>

К. А. Сомов. «Дама в голубом» (Портрет Е. М. Мартыновой). 1897–1900 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва  
К. А. Сомов. «Арлекин и Смерть». Акварель, гуашь. 1907 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва  

В большинстве своих произведений Сомов обращается к традициям «галантного жанра» 18 в., нашедшего блестящее воплощение в живописи А. Ватто. Сомов пишет сцены праздников в парках, а также свидания, записки, поцелуи в аллеях и беседках или в пышно разубранных будуарах.

Однако его герои, облачённые в расшитые камзолы, платья с кринолинами и пудреные парики, похожи скорее на марионеток, разыгрывающих вечный спектакль на историческую тему, чем на живых людей.

Заимствуя из итальянской комедии дель арте (комедии масок) сюжеты тайного подглядывания или неожиданного вторжения, художник извлекает из них не столько комический, сколько грустно иронический мотив.

Вспышки призрачных огней фейерверков застают людей в случайно-нелепых позах, обнаруживающих мертвенную застылость («Арлекин и дама», 1912; «Осмеянный поцелуй», 1908; «Язычок Коломбины», 1912—13; см. илл. на с. 140).

Картины Сомова погружают зрителя в мир-сон, в воспоминания об ушедшей идиллии, о которой тоскует художник, мучительно сознавая невозможность возвращения утраченной гармонии («Вечер», 1902). Люди-призраки, люди-марионетки веселятся, обречённые на вечный праздник, не зная и не умея ничего иного; под их масками и нарядами кроются, по словам поэта М. А. Кузмина, «колдовство и смерть» («Волшебство», 1902; «Арлекин и Смерть», 1907).

В отличие от др. мирискусников, Сомов не работал для театра.

Его дарование – исключительно камерное, хрупкое; свойственная художнику глубокая меланхолия «пряталась» в изысканных мелочах – рисунках, виньетках, эскизах украшения табакерок, шкатулок, вееров, ювелирных изделий и т. д.

Блестящий портретист, Сомов создал во второй пол.

1900-х гг. серию карандашных и акварельных портретов творческой интеллигенции (портреты поэтов А. А. Блока, 1907; М. А. Кузмина, 1909; Вяч. И. Иванова, 1906; художников М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере, 1907, и др.).

Одна из вершин портретной живописи Сомова – «Дама в голубом» (портрет Е. М. Мартыновой), щемящая проникновенность которого основана на сопоставлении живого, страдающего, раздираемого мучительными мыслями человека и идиллической, но бездушной бутафории садов и кукольных фигур.

После эмиграции во Францию Сомов продолжал работать в прежнем ключе.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/4201/%D0%A1%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector