Описание картины лукаса кранаха младшего «христос и блудница»

Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона

Лукас Кранах (Зундер) Старший (1472-1553),причисляемый к так называемой «саксонской» школе немецких художников эпохи Реформации. Фамилию Зиндер я встретила в тексте А.Ю.

Королевой «Великие мастера Европейской живописи» 2010г, хотя в источниках Интернета утверждают, что фамилия живописца Малер)

Кранах – прозвище художника, в Кронах он родился это местечко во Франконии (Франция). Сведения о его биографии скудны.

Известно, что он за свою долгую жизнь был придворным живописцем при трёх саксонских курфюстах, дважды избирался бургомистром, находился в самых близких отношениях с Лютером и даже устроил его брак с Екатериной Бора.

Кранах Портрет Магдалины Лютер
Кранах Портрет Екатерины Бора
Кранах Л.Старший Портрет Мартина Лютера 1529
Кранах Старший был очень близок А.Дюреру в художественном отношении, но проще его, понятнее для толпы.

Он менее серьезен и величав, но более непосредствен.
Кранах одним из первых европейских граверов стал применять печать с двух досок: одна давала черный рисунок, вторая — цветовой тон.

Начало творческого пути художника было связано с Веной, куда Кранах переселился около 1502г.

Работы этого времени, как правило, на религиозную тематику, быстро принесли славу своему создателю. Голгофа – центральная тема раннего творчества Кранаха Старшего. Распятие Христа (первая известная картина художника) — один из самых популярных сюжетов искусства готики. С Голгофы открывается вид на замки на заднем плане картины.

Уже в 1505г мастер был приглашен курфюстом саксонским Фридрихом Мудрым в Виттенберг, город, бывший в эти годы эпицентром культурной жизни стран, где и прожил всю жизнь.. В замках Виттенберга, Кобурга, Веймара, Лохау и других Кранах расписывал стены и создавал декоративные панно.

Сохранились только описания этих произведений и подготовительные рисунки к ним. Кранах должен был оформлять торжества и турниры, часто устраивавшиеся при саксонском дворе, создавать эскизы костюмов знати, гербов, мебели, рисунки для украшения шлемов, щитов и другого парадного оружия.

Наверное эти рисунки и привезли для показа на выставку, открывшуюся недавно в Москве в ГМИИ им. Пушкина (выставка продлится до мая 2016)
В 1507г Кранах открыл свою мастерскую, где обучалось и работало довольно большое количество мастеров, исполнявших множество заказов, справится с которыми было не под силу одному художнику.

Монограммой Кранаха был крылатый дракон, который стоит на большинстве его произведений.

Интересно, что с драконом — бдительным стражем Золотого Руна, и с яблоком Гесперид, аналогичным образом охраняемым драконом — на ренессансных медалях изображалась Бдительность, одна из добродетелей, требуемая от монархов и других общественных деятелей в светской аллегории.
В 1508 курфюрст пожаловал Кранаху дворянство и личный герб: на щите — крылатая змея с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Герб стал торговой маркой его мастерской, личной подписью и товарным клеймом одновременно.

В «Венере и Амуре» завораживает фигура обнаженной женщины, кажущаяся такой целомудренной. Слева,на листке бумаги – монограмма Кранаха Старшего, дата написания картины и дракон с крылышками. А по обе стороны головы Венеры – двустишие, предостерегающее от соблазна : «Всеми силами души гони Купидоново сладострастие, иначе твоей ослепительной душой овладеет Венера».

Многочисленные античные и мифологические образы Лукаса Кранаха Старшего исполнены в утонченной и изысканной манере, но истинным призванием художника, раскрывшим его особый дар внимательного и острого наблюдателя, стал портрет.

Очень красивы свадебные портреты саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Екатерины Мекленбургской (1514). Это первые в немецкой живописи парадные портреты в рост.

Молодая гончая, изображенная на портрете Генриха, намекает на порывистость и горячий нрав своего владельца, а декоративная комнатная собачка Екатерины свидетельствует о том, что её хозяйка большую часть времени проводит дома.

С давних пор любители живописи пытались узнать, кто изображен на «Женском портрете»(1526).Саксонская принцесса Магдалина или Сабилла Клевская, невеста Иоганна Фридриха Саксонского? Однако никто не привел достоверных доказательств. Вероятнее всего эта женщина воплощает представление художника об идеальной красоте.

Лукас Кранах Юдифь с головой Олоферна
Много у Кранаха и детских портретов.

Кранах Л.Старший Портрет Иоганна Штедфаста; Иоганн Фридрих Великодушный. Диптих 1509 Нац.галерея Лондон

При дворе нравятся идеализированные образы, где героини обнажены.

Кранах отдал дань и сугубо фантастическим сюжетам «Аполлон и Диана»,

«Венера у фонтана»

или «Суд Париса», сюжет, к которому художник повторял неоднократно, чтобы показать нагое женское тело в трех ракурсах. Парис должен был определить, какая из трех обнаженных богинь красивее.

К числу картин последнего периода жизни художника относится оригинальная композиция «Источник молодости», где искупавшиеся старухи с левого берега (их везут на повозках и тележках) постепенно видоизменяются в воде, и уже молодыми красавицами выпархивают на противоположный берег, чтобы пировать на лужайке.

Фрагменты:

Около 1512 года Кранах женился на Барбаре Бренгбир, девушке из знатного семейства города Готы. К 1515 году в их семье было уже двое детей, а всего родилось пятеро: два мальчика и три девочки.

Оба сына пошли по стопам отца. Старший, Ханс, умер в юношеском возрасте.

Лукас Кранах Младший
Среди работ Лукаса Кранаха Младшего (1515-1586) известен алтарь в Веймаре, жанровые сцены, сцены охот, композиции на сюжеты мифов и античной истории. На картине «Христос и блудница» стражники уродливы, а сочувствующие, как и Христос, имеют приятные лица.
После смерти отца Кранах Младший руководил его мастерской и все свои картины помечал крылатым дракончиком.

Сводня Кранах Л.Младший…………..Кранах Л.Младший Лукреция

Кранах Л.Младший Христос и грешница

Кранах Л.Младший Обращение Савла.
Сюжет:Когда побивали, камнями святого первомученика Стефана, один еврейский юноша именем Савл, охранявший одежды, сброшенные с себя людьми, побивавшими св. Стефана, одобрял это убийство. Савл был противником христиан, он участвовал в преследовании их, входил в дома христиан, хватал их и отдавал в темницу, терзая Церковь Христову. Господь лишил его зрения и повелел идти в Дамаск.Там ему зрение вернули и Савл крестился и стал впоследствии апостолом Петром.

Адам и Ева.1512

Адам и Ева — Лукас Кранах Старший
Лукас Кранах Старший. Христос и грешница (1532). Будапешт. Музей изобразительных искусств
Св. Иероним — Лукас Кранах Старший
ри саксонские принцессы Сибилла, Эмилия и Сидония, дочери герцога Генриха Фроммена
Влюблённый старик (The old man in love)_1520-1540_87 х 60_д.,м._Мюнхен,

По поводу фразы П. П. Гнедича «Кранах Старший был очень близок А. Дюреру в художественном отношении, но проще его, понятнее для толпы. Он менее серьезен и величав, но более непосредствен.»
Давайте сравним сложность смыслового изображения сюжетов А.Дюрера и Л.Кранаха. Для примера возьмем Меланхолию.


Картина «Аллегория меланхолии» создана художником по мотивам популярного в первой четверти 16 века сюжета. Размер доски 113 x 72 см, дерево, масло. Вершиной таких картин и гравюр этой стилистики в искусстве ренессанса, несомненно, является гравюра Альбрехта Дюрера Меланхолия I.

У Дюрера Меланхолия — это воплощение высшего существа, гения, наделенного интеллектом, владеющего всеми достижениями человеческой мысли того времени, стремящегося проникнуть в тайны вселенной, но одержимого сомнениями, тревогой, разочарованием и тоской, сопровождающими творческие искания.

У Лукаса Кранаха картина «Аллегория меланхолии» являет образ пустой созерцательницы бытия, напрасно пытающейся вникнуть в смысл грядущих событий.
История искусства.Аллегория меланхолии
1528. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.


Меланхолия картина Кранаха
Меланхолия гравюра А.Дюрера
Cranach the Elder (Лукас Кранах Старший, 1472–1553, German) — Гравюры

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://vladimir71.mirtesen.ru/blog/43414778206

Библейский Израиль — Биография Лукаса Кранаха Старшего

Кранах Лукас Старший (1472—1553)
Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Большую часть жизни работал в Виттенберге при дворе саксонского курфюста Фридриха Мудрого и его преемников. Создавал алтарные композиции, писал картины на библейские и мифологические сюжеты, жанровые сцены, сцены охоты. Известен как замечательный мастер портретного жанра.

Был близким другом Мартина Лютера, писал его портреты, создавал произведения, выражавшие идеи Реформации. В позднем творчестве Кранаха нарастают черты, предвосхитившие европейский маньеризм 1530—50-х гг.: манерные и жеманные изображения, выполненные по заказам знати и в большом количестве размножавшиеся мастерской художника.

Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски.

Лукас Кранах Старший родился в городке Кронах в 1472 году. Освоив у отца-художника первые уроки мастерства, он ушёл из родительского дома и после скитаний на несколько лет обосновался в Вене.

Уже в первых работах художник проявил себя дерзким новатором. В композициях он избегал традиций иконографии, используя более яркие краски и выразительные пейзажи. Образцом этого стиля стал «Отдых на пути в Египет» (1504) – сияющая цветом картина с ювелирно прописанными героями.

Когда Кранах перебрался в Виттенберг, талантливого живописца заметил правящий Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый и приблизил к своему двору. Как настоящий человек эпохи Возрождения Кранах Старший был универсалом. Помимо живописи он занимался ювелирными украшениями, церковной утварью, разрабатывал фасоны одежды, эскизы гобеленов и тканей, расписывал стены и оформлял праздники.

В 1508-м Кранах Старший на год уехал в Нидерланды, где познакомился с Иеронимом Босхом, самым мистическим художником того времени, и вступил в секту «Садовых братьев». Адепты секты мечтали о возвращении легендарного Золотого века и исповедовали полную свободу в любви.

Под впечатлением их идей, в 1509 году художник возвестил о расцвете Северного Возрождения, впервые в немецком искусстве изобразив обнажённую женщину. Правда, пока это была богиня Венера.

Так, с его легкой руки в немецкой живописи появились дохристианские мифологические темы и обнажённые тела.

В 1510-е годы Кранах Старший пишет много жеманных портретов знати и сцен охоты, став законодателем маньеризма. Герои его мифологических сцен обретают портретное сходство со знатными людьми, которые охотно ему позируют, принимая участие в этих живописных постановках. Характерны для этого периода творчества и изысканные кабинетные картинки на религиозные темы, например, «Рождество Христа».

Портреты женщин Кранаха Старшего трудно не распознать. Его женские образы — хрупкие принцессы с раскосыми кошачьими глазами и сладкими полуулыбками.

В 1520-е годы Кранах Старший — один из богатейших и уважаемых людей Виттенберга и потому может позволить себе некоторые вольности.

Например, принимать и даже писать портреты скандального религиозного реформатора Мартина Лютера. Эти портреты тысячами гравированных отпечатков распространяются в народе.

Кроме того, Кранах иллюстрирует и на собственные деньги издает прогремевшее на всю Германию «Сентябрьское Евангелие» Лютера.

В 1546 году покровитель художника оказался в немилости короля Карла V и Кранах последовал за ним в город Веймар, в ссылку, где и скончался через три года. Достойным финалом творчества художника стала картина «Источник юности» — мистическая легенда о возможности возвращения молодости.

Наследником мастерской отца стал его сын Лукас Кранах Младший, родившийся в 1515 году. Он продолжил династию живописцев, но был менее знаменит, чем отец.

К тому времени на волне популярности в Германии был «стиль Кранаха». Многочисленные ученики виртуозно повторяли ставшую стереотипной манеру старшего из мастеров. Бесконечные «Юдифи», «Магдалины», «Адам и Ева» стали модными образами, размноженными по знатным домам.

Лучшим произведением Кранаха Младшего является картина «Христос и блудница» (после 1532). Плоское, иконописное пространство картины компенсируется тонкой проработкой лиц её героев. Показан конфликт окружения Христа с воинствующими фарисеями.

16 октября 1553 г. Лукас Кранах скончался.

Наследником мастерской отца стал его сын Лукас Кранах Младший. Он продолжил династию живописцев, но был менее знаменит, чем отец.

Лукас Кранах Младший родился 4 октября 1515 в Виттенберге в семье немецкого живописца и графика эпохи Ренессанса Лукаса Кранаха Старшего. Его старший брат Ганс Кранах тоже стал художником. Они вместе работали в мастерской у отца и были его учениками. Лукас Младший унаследовал мастерскую после смерти отца. Его работы выполнены в основном в жанре портрета или мифических сцен.

Лукас Кранах Младший (1515-1586), сын и ученик Лукаса Кранаха Старшего, исторический и портретный живописец. Рисунок у него слабее, чем у отца, колорит нежнее и богаче нюансами. Произведения Кранаха Младшего находятся в церквах Виттенберга и во многих картинных галереях.

Лучшим произведением Кранаха Младшего является картина «Христос и блудница» (после 1532). Плоское, иконописное пространство картины компенсируется тонкой проработкой лиц её героев. Показан конфликт окружения Христа с воинствующими фарисеями.

Источник: http://myisrael.at.ua/index/0-547

Основы из металла

В прошлом мастера некоторых школ использовали для живописи основы из металла. Несмотря на прочность этого материала, живопись на металле не получила большого распространения, что объясняется значительным увеличением веса произведения и стоимостью основы. В этом же причина и небольшого размера таких картин.

Читайте также:  Описание картины пьера огюста ренуара «диана охотница»

Сохранность произведения живописи на металле имеет свою специфику. Хотя металлические основы, в отличие от дерева и холста, практически не подвержены деформации под действием изменяющейся температуры и влажности, живопись на металле поражается коррозией.

На некоторых картинах, написанных, например, на меди, можно видеть темные пятна — следствие взаимодействия металла, пигментов и свободных кислот, содержащихся в связующем веществе красок. Недостатком медных основ является также их плохое сцепление с красочным слоем.

Правда, иногда на поверхности меди образуется слой олеата или резината меди, дающий очень прочное сцепление красочного слоя с основой.

Наиболее распространенным металлом эпохи средневековья было железо. Служило оно и основанием под живопись, правда, не для создания станковых картин, а для росписи на бытовых предметах. По железу писали как темперными (Ченнини, гл. 72), так и масляными красками.

Последние, по словам Ченнини (гл. 168—169), особенно часто употреблялись для изображения цветов, животных и различных девизов на рыцарских доспехах. Позже живопись на железе использовалась для вывесок, изображений святых и гербов, укреплявшихся на наружных стенах домов.

С середины XVIII века появляются картины на белой жести (луженом железе). Однако применение железа в качестве основы для станковой живописи не носило регулярного характера. Один из редких примеров применения железа в русской живописи — портрет Н. Я.

Дервиз с ребенком, написанный В. Серовым в 1888 году.

В XVI веке в Европе появляются произведения, написанные на медных пластинках, которые выковывались вручную, были редки и дороги. Существует не лишенная основания гипотеза, согласно которой медные основы были вызваны к жизни распространением в Европе техники расписных эмалей [104].

Примерно в середине XV века возник неизвестный ранее вид живописи эмалевыми красками, осуществляемый с помощью кисти. Во второй половине того же столетия в Лиможе (Франция) уже существовала школа, которая дала большую часть известных расписных эмалей, основой которых служили медные пластинки.

Вслед за расцветом этого искусства в начале XVI века, в конце столетия в Лиможе наметился его упадок, но в то же самое время началось производство эмалей по всей Европе. И нет ничего удивительного, что мастера станковой живописи, работавшие масляными красками и знакомые с техникой расписной эмали, начали экспериментировать с этим материалом.

Конечно, живописцы были хорошо знакомы с медными пластинами и как с материалом для гравюры. Однако в стремлении использовать медные пластины в качестве основы для живописи, возможно, сыграло роль еще одно обстоятельство. Помимо того, что живописцы видели привычный им метод работы кистью, они не могли не обратить внимание и на цвет основы.

Дело в том, что в середине XVI века стало уже общим правилом покрывать белый грунт цветными имприматурами, которые к этому времени, например в Италии, делались красно-коричневыми, близкими по цвету меди. Использование медных пластин освобождало живописца от целого ряда подготовительных операций — проклейки основы, ее грунтовки и покрытия имприматурой.

Подтверждение этой гипотезе мы находим в письменных источниках, например, в трактате Паломино. По-видимому, не случайно и то, что когда живописцы отказались от темных цветных грунтов, исчезла постепенно и живопись на медных основах.

Раньше других на меди стали писать, по-видимому, итальянские мастера. Согласно Вазари, на медных пластинках писал Себастьяно дель Пьомбо (1485—1547), к наиболее ранним вещам такого рода относятся некоторые произведения Караваджо (1560—1609) и Карраччи (1555—1619)55 . Начиная с этого времени медь как основа для живописи преобладала над другими металлами.

Многочисленные сведения о картинах, исполненных на медных досках в XVI веке, содержатся у ван Мандера. Применением живописи на медных досках северные мастера обязаны примеру итальянцев. В жизнеописании Ганса Роттенхаммера из Мюнхена (1564—1623) ван Мандер пишет: «После, когда он приехал в Рим, он начал писать на медных досках, как это обыкновенно делали там нидерландцы…».

Об этом же свидетельствует и биография Гендрика Гольтциуса — гравера и живописца по стеклу, который, побывав в Италии и пленившись итальянской живописью, решил на сорок втором году жизни освоить технику масляной живописи и написал сначала маленькую картину на меди с изображением распятия с Марией, Иоанном и Магдалиной, а затем изображение Христа.

Антверпенский живописец Варфоломей Спрангер во время пребывания в Риме (вторая половина 60-х годов XVI в.) написал на медной доске, величиной в шесть футов, Страшный суд, а затем на доске, «величиной в бумажный лист», картину «Христос в Гефсиманском саду», которую поднес папе.

Путешествуя по Италии, Ганс Сунс написал там большое число «небольших картинок масляными красками на меди». Число этих фактов можно было бы увеличить. Все они связаны с Италией и, как правило, с картинами небольшого формата. Насколько был в ходу этот материал у отдельных мастеров, показывает тот факт, что, например, из пяти картин Яна Брейгеля (1568— 1625) в собрании ГМИИ им. А.

С. Пушкина и из восьми— в собрании Дрезденской галереи, экспонировавшихся в Москве (1955 г.), соответственно четыре и пять написаны на меди.

Во Франции на меди писали Бурдон, Буше, Ланкре, Ватто, Фрагонар и другие художники. По свидетельству Паломино, испанские живописцы также любили писать маслом на меди. Об использовании медных основ и способах их подготовки под Живопись говорят руководства по живописи, написанные и в Других странах.

Пишут об этом Пернети (Франция, 1757) [45] и анонимный автор английского руководства «Ремесло искусств» [47, т. 1]. Использовали «медные доски» в XVII веке царские иконописцы; хотя и не часто, писали на них и русские художники XVIII века (на меди написаны, например, некоторые иконы Боровиковского).

Когда вошел в моду метод перевода живописи на новое основание, в качестве такового применяли и медные листы. На медь с дерева были переведены, например, картина Филиппо Липпи «Поклонение младенцу Христу» из собрания Эрмитажа и «Христос и блудница» Лукаса Кранаха Младшего из того же собрания.

Реже встречаются картины, написанные на других металлах.

Ван Мандер, например, сообщает, что кельнским живописцем Гансом ван Ахеном в 70-х годах XVI века во время его поездки по Италии было создано много произведений, среди которых выделялась «алтарная картина, написанная особенным способом масляными красками на олове или свинце…».

В XVII— XVIII веках олово как основа под живопись, по свидетельству Фриммеля, чаще, чем в других странах, употреблялось в Австрии. В XVIII веке, как отмечал Пернети, писали уже не только на меди, но и на других металлах. С этого времени встречаются произведения, написанные на цинке, свинце и олове56 .

____

55 К наиболее ранним вещам из собрания Эрмитажа из числи написанных на меди относятся «Поклонение волхвов» Паоло Веронезе начала 1570-х гг., а также «Св. Себастьян» и «Св. семейство со святыми Варварой и Лаврентием» Карраччи.

56 На цинке написан «Вид в окрестностях Сорренто» Джачинто Джигано из собрания Эрмитажа (1842 г.). На большой цинковой доске Врубелем написана в Венеции для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве икона «Богоматерь с младенцем» (Киевский государственный музей русского искусства).

Первоисточник: 

Технология станковой живописи. История и исследование: Монография. Гренберг Ю. И. — М.: Изобраз. искусство, 1982

BBCode-ссылка: HTML-ссылка:

Источник: http://art-con.ru/node/4390

Отец и сын Кранахи в ГМИИ имени Пушкина

Впервые Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет моновыставку отца и сына Кранахов «Между Ренессансом и маньеризмом». 

Выставка приурочена к международному проекту. В прошлом году Лукасу Кранаху Младшему исполнилось полтысячи лет (1515–1586), и в честь юбилея во всем мире открывались выставки Кранахов. Благо наследие отца и сына огромно и распределено по главным музеям мира.

До недавнего времени считалось, что самым важным из семьи Кранахов был Лукас Кранах Старший (1472–1553). Именно он основал художественную династию, был другом и сторонником Мартина Лютера и наряду с Альбрехтом Дюрером слыл одним из величайших художников североевропейского Ренессанса.

Однако полутысячелетний юбилей его сына заставил искусствоведов внимательнее приглядеться к работам Младшего и сделать к его дню рождения подарок.

Если раньше Лукас Младший считался всего лишь тенью гениального отца, то теперь художник вышел из сумрака и занял почетное место рядом со Старшим.

— Задача этой выставки — показать объемы отечественной коллекции, — рассказал «Известиям» куратор выставки, заведующий отделом старых мастеров Вадим Садков.

— В России сосредоточено немалое количество работ Кранахов.

Впервые все они соберутся в залах ГМИИ: это картины из ГМИИ имени Пушкина, из Эрмитажа, очень редко выставляющиеся работы из Нижегородского музея и несколько вещей из частных коллекций. 

Помимо полотен из отечественных собраний, в Россию приедут картины из Мадрида, Будапешта, Праги, а также возвращенные полотна Кранахов, которые в 1955 году Советский Союз передал Германии. Таким образом, все Кранахи, имеющие отношение к нашей стране, соберутся вместе.

Посетители выставки, конечно, будут удивлены. Таких субтильных дам с широко расставленными глазами, выразительными скулами и узким подбородком мы привыкли видеть на обложках глянца. Неужели и полтысячи лет назад идеалы красоты были теми же и внешность эльфа была так же в моде, как и сейчас?

— То, что Кранах создал женский идеал ХХ века, заметили многие, — говорит Вадим Садков. — Эстетическая мысль Кранахов невероятно близка эстетике ХХ века. Не случайно Кранахами вдохновлялись Пикассо и Джакометти. А то, что Венеры Кранаха перекликаются с современной рекламой, использовали еще 7 лет назад устроители выставки Кранахов в Лондоне.

Если бы отец и сын пришли на выставку, они бы тоже удивились. Например, тому, что их работы стали не досками, а полотнами. Всю жизнь Кранахи работали на досках и изредка — на пергаменте. Однако из-за многовековой подрывной деятельности жука-точильщика реставраторы решили перевести картины на холст. 

Всего вниманию посетителей будет представлено 48 живописных и 50 графических работ. Все они достойны пристального рассмотрения.

Но особенное внимание стоит обратить на «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской» (1510-е, ГМИИ), знаменитую картину «Венера и Амур», приехавшую из Эрмитажа и, конечно же, — на хрестоматийную «Юдифь, обезглавливающую Олоферна» (картина прибыла из фондов замка Фридентштайн города Гота вместе с его бургомистром). 

Выставка расположится в Главном здании на Волхонке, 12, но проработает недолго. Успеть посмотреть Кранахов нужно с 4 марта по 15 мая этого года.

Источник: https://iz.ru/news/605311

Кранахи: между Ренессансом и маньеризмом

Выставка, посвященная художнику Лукасу Кранаху Старшему и его династии, открылась 7 июня в Государственном Эрмитаже.

В экспозицию вошло более 80 живописных и графических работ не только Кранахов, но и их мастерской и произведений, связанных с их именем. Это работы из коллекций Эрмитажа и ГМИИ им.

Пушкина, а также произведения из музеев Нижнего Новгорода, Берлина, Мадрида, Праги, из частных коллекций.

Лукас Кранах Старший принадлежит к главным мастерам немецкого Возрождения – художник, создавший огромное количество работ, исчерпавший все многообразие тем и сюжетов своего времени, знаменитый при жизни, он и сегодня остается ярким явлением, неизменно привлекающим внимание.

Он родился в 1472 году в городе Кронахе в Верхней Франконии в семье художника Ганса Малера.

Нам неизвестны его юношеские произведения, первые картины и гравюры, дошедшие до нас, созданы уже тридцатилетним мастером в Вене; несколько лет, проведенные в этом блестящем университетском городе, становятся очень важными для Кранаха.

В венский период в творчестве Кранаха ощущается типологическое родство с его немецкими предшественниками Гансом Поллаком, Михаэлем Вольгемутом, Фейтом Штоссом. Его одухотворенные пейзажи, проникнутые духом пантеизма, положили начало художественному направлению Дунайской школы.

К этому же времени относятся замечательные портреты, лучшие из которых – парные изображения Иоханнеса Куспиниана и его жены Анны Путч (1502/1503, собр.Оскара Рейнхардта, Винтертур). Отзвук пантеистического мировосприятия Дунайской школы ощущается в  картине «Голгофа с предстоящими», 1515 (ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва), в композиции «Св.

Иероним в пейзаже», середины 1510-х (Государственные музеи Берлина, Картинная галерея).

В 1505 году Кранах поступил на службу к саксонскому курфюрсту Фридриху III Мудрому в Виттенберг. Следующие полвека он остается придворным художником саксонских курфюрстов.

1509 год специалисты считают важнейшим в творчестве Кранаха: он выполнил большую картину «Венера с Амуром» (Эрмитаж). Никто до Кранаха не осмеливался создать изображение языческой богини в рост и обнаженной.

Это был отважный шаг, сделанный под влиянием итальянских мастеров Возрождения.

В этот период вырабатывается женский идеал красоты – тот тип лица, который роднит всех кранаховских принцесс, нимф, Венер, Лукреций и Мадонн: сердцевидный овал лица с аккуратным подбородком, тонкий нос, маленький, четко очерченный рот и очень характерные узкие, чуть раскосые глаза.

Читайте также:  Описание картины федота сычкова «катание с гор»

Черты, найденные в картине «Венера с Амуром», можно видеть в кротком большеглазом лице Марии с картины «Мадонна и  Младенец с гроздью винограда» (собр. Тиссен-Борнемиса, Мадрид). Они же видны и в «Мадонне с Младенцем, св. Екатериной и св. Варварой», написанной в 1512 (Государственный художественный музей, Копенгаген).

В 1514 отзвуки этого идеала женской красоты доносятся с картины «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем (Уффици, Флоренция).

В 1526 году Кранах создал портрет принцессы Сибиллы Клевской, ставшей постоянной моделью художника. Кроме ее собственных портретов, ее можно узнать и в образах Юдифи, Венеры, нимф. Черты Сибиллы отчетливо читаются в типе лица «Женского портрета» 1526 и «Мадонны с Младенцем под яблоней» (ок.1530, обе Государственный Эрмитаж).

Если женские персонажи художник приводит к некому общему идеальному типу, то мужские портреты отличаются большой точностью и индивидуальностью.

Портреты, написанные Кранахом в виттенбергский период, поначалу имели отзвук выразительности, характерной для его венских работ, например, «Портрет Иоганна Твердого Саксонского и его сына Иоганна Фридриха» 1509 (Национальная галерея, Лондон).

Затем «говорящие» портреты Кранаха довольно быстро сменились придворными, в какой-то степени схематичными. Многие из них тиражировались в огромном количестве его мастерской.

Графика играет очень важную роль в искусстве немецкого Возрождения. Все крупные немецкие художники эпохи Дюрера, кроме Маттиаса Грюневальда, работали в печатной графике, и Лукас Кранах Старший не стал исключением. Хотя графика не занимает центрального положения в его творчестве, первые годы пребывания в Виттенберге были необычайно плодотворными в отношении этой техники.

Кранах создает несколько ксилографий с изображением любимых забав курфюрстов – турниров и охоты. На выставке представлена гравюра «Второй турнир» (1509), входящая в серию из трех ксилографий, посвященных турниру, состоявшемуся годом ранее в Виттенберге. Также технику ксилографии Кранах использует, обращаясь к теме Страстей.

Кранах закончил серию «Страсти Христовы» в 1509 году – наиболее плодотворном для его графического творчества. В Эрмитаже эта серия хранится почти полностью, за исключением «Оплакивания». Особый интерес представляют листы с раскраской гуашью и акварелью. Серию «Страсти Христовы» продолжает полностью представленный на выставке цикл «Мученичества апостолов» (1510-1511).

На экспозиции впервые будут показаны рисунки Лукаса Кранаха Старшего «Распятие» (ок 1509-1512 гг) и «Мистическое обручение святой Екатерины» (ок. 1520) из собрания Эрмитажа. Две эти работы, были атрибутированы в процессе подготовки выставки, до этого они считались анонимными.

С 1520-х годов Кранах почти перестает работать в гравюре, практически полностью предоставляя эту сферу деятельности художникам своей мастерской.

После 1537 года Кранах Старший постепенно стал удаляться от непосредственной деятельности мастерской, передав ее в руки своего второго сына двадцатидвухлетнего Лукаса. Сначала Лукас Кранах Младший повторял отцовские оригиналы, созданные в самых разных жанрах. Такова представленная на выставке картина «Христос и блудница» из собрания Государственного Эрмитажа.

Постепенно он отказался от реплик и нашел свою живописную тематику. Часто художник создает картины-эпитафии, выбирая для них сюжет Воскресения. «Воскресение Христа с предстоящей семьей донатора (Эпитафия Михаэля Тойбера)» (собр.Константина Мауэргауза, Москва) – одна из интереснейших работ Лукаса Кранаха Младшего.

В картине ощущается влияние нидерландской живописи, заметное в передаче фигуры Христа. На выставке можно увидеть несколько его работ: «Мадонна с Младенцем и гроздью винограда», ок.1537 (собр.

Константина Мауэрзауза, Москва), «Христос и  блудница», 1530-е (Государственный Эрмитаж), его мастерской — «Меланхтон на смертном одре» (Государственный Эрмитаж), которые зрителю интересно будет сравнить с работами Лукаса Кранаха Старшего.

Мастерская Кранахов просуществовала около столетия, в ней работали четыре поколения художников. После смерти Лукаса Кранаха Младшего мастерской руководил его сын Августин Кранах, которому наследовал в свою очередь Лукас Кранах III, о чьих произведениях нам доподлинно ничего не известно.

Экспозиция, открывшаяся в Эрмитаже, до этого в несколько измененном составе была представлена в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве.

Куратор выставки – Мария Павловна Гарлова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Источник: https://okolo.me/2016/06/cranachshermitage2016/

Международный проект «Кранахи 2015»: выставки двух художников к 500-летию Лукаса Кранаха-Младшего (ч.2)

С городами Тюрингии обоих Кранахов связывало многое. На этих землях в церквях и замках хранятся многие их работы, выполненные на заказ.

И на выставках в рамках проекта «Кранах 2015» покажут не только работы из коллекций немецких музеев, к ним присоединятся «почетные гости» из собраний музеев Лувра (Париж), Прадо (Мадрид) и Исторического музея в Вене.Тюрингия была важным местом в жизни Кранаха Старшего.

В городе Гота он влюбился в Барбару Готарин, женился, приобрел два дома, в которых позже поселятся его дочери Урсула и Барбара.Музей в Гота открывает выставку выдающихся работ из коллекций музеев США, Чехии и Дании«Кранахи на службе у двора и Реформации». Картины рассказывают о ранней форме «изображения пропаганды» в искусстве.

Никогда прежде немецкие искусствоведы не подходили к творчеству Кранахов под таким углом, поэтому выставка дает возможность по-новому увидеть старых немецких мастеров в «новом свете».Выставка «Кранахи на службе у двора и Реформации» проходит в Музее искусств в Готе с 29 марта по 19 июля 2015.

Специально к юбилейному году искусствоведы и историки подготовили самые полные издания о творчестве и жизненном пути художников.В 1552 году Кранахи переезжают из Виттенберга в Веймар, спасаясь от чумы. Именно в этом городе последний раз отец и сын работали вместе. В 1553 году отец художника умер и был похоронен в Веймаре.

Более 160 картин из коллекций музея Веймара, Исторического музея в Вене Музея Прадо и галереи Уффици показывает деятельность обоих мастеров в период между Средневековьем и Новым временем

Среди шедевров — Вермаерский алтарь с изображением Мартина Лютера и автопортретом Кранаха Старшего, и работа «Христос и блудница», как один из любимых сюжетов лютеранства и «реформаторская стратегия» для распространения новой доктрины.

Выставка проходит в Музее Шиллер (Собор Святого Петра и Павла) в Веймаере с 3 апреля до 14 июня 2015.

В 1521—1522 годы в Замке Вартбург, расположенном на горе недалеко от города Айзенах скрывался Мартин Лютер под именем Юнкер Йорк. Здесь он сделал перевод Нового Завета на немецкий язык, известный как Библия Лютера.

В прекрасных интерьерах средневекового замка открыта выставка, которая и знакомит с главным героем Реформаторства и большим другом семьи Кранахов — с легендарным Мартином Лютером.

На выставке представлены живописные и графические портреты, выполненные в мастерской Кранахов между 1520—1546 годами.

Все эти портреты — свидетельства эпохи и пропаганды реформаторства. В замке в интерьерах можно увидеть портреты Лютера, гравюры, старинные немецкие издания книг, и скромную комнату, где он жил.

Выставка проходит в замке Вартбург (г.Айзенах) с 3 апреля до 19 июля 2015 года.

Внимание — триптих! Работа, которая стоит целой выставкиПодробнее о мероприятиях проекта «Кранах 2015», посвященных творчеству обоих Кранахов, можно найти на отдельном, специально созданном официальном сайте юбилея. Там же есть информация о разработанных маршрутах по всей Германии и специальные предложения для тех, кто хочет увидеть программу-максимум.

Источник: https://arthive.com/news/949~Mezhdunarodnyj_proekt_Kranakhi_2015_vystavki_dvukh_khudozhnikov_k_500letiju_Lukasa_KranakhaMladshego_ch2

Стиль через искусство: впечатления от выставки «Кранахи» в Пушкинском музее

Вчера побывала на выставке «Кранахи», хочу поделиться впечатлением. Искусство Кранахов относится к эпохе Ренессанса. 

Мадонна с младенцем под яблоней (ок.1520 г)

Сразу оговорю, что цветопередача не такая, как на оригиналах ибо фотографировала я подпольно на планшет, т.к. съемка запрещена, и ко мне постоянно подбегали служительницы музея с возмущением, что я нарушаю правила.

Но кое-что удалось запечатлеть —  я фотографировала картины, привезенные на выставку из других не Московских музеев, за исключением Мадонны с младенцем под яблоней — она выставляется на постоянной экспозиции в Пушкинском.

Краткое введение: что такое Ренессанс? Это эпоха в истории культуры Европы, следующая за Эпохой Средних веков и  предшествовавшая Эпохе Просвещения.  Ренессанс еще называют Эпохой Возрождения, а в Италии — Кватроченто. Эта Эпоха зародилась в Италии в начале XIV века и продолжалась до конца XVI века.

Бежавшие в Европу византийцы при падении Византии, прихватили с собой произведения искусства и библиотеки, которые содержали античные источники, неизвестные Средневековой Европе. Античная культура заинтересовала европейцев так, что во Флоренции Козимо Медичи основал Академию Платона.

Гуманизм и антропоцентризм (внимание к человеку и его жизни) характеризуют Эпоху Возрождения. Происходит как бы возрождение античной культуры.

Так вот, в этот период жил Лукас Кранах — старший (1472-1553 гг) — немецкий живописец и график, знаменитый художник и новатор.  В своем творчестве смешивал готические традиции (например, манера написания губ у персонажей в готическом стиле) и художественный принцип Возрождения. Родился Лукас в семье художника и носил другую фамилию, уже позже он взял фамилию по названию родного городка Кранах.

Со временем ему дали двоянский титул, он держал художественную мастерскую, издательство и торговал книгами, к слову сказать, как раз в XV веке изобрели книгопечатание, так что как раз Лукас Кранах стоял у истоков. Он стал состоятельным  человеком и позволял себе некоторые вольности — помимо картин с библейскими cюжетами он писал портреты скандального религиозного реформатора Мартина Лютера.

А в чем же Кранах новатор? До Эпохи Ренессанса, в Эпоху средневековья художники изображали религиозные сюжеты, где святые не имели человеческого земного облика, не имели материальности. Люди изображались схематически. В Эпоху Готики (XII-XIV вв.

)  святых на изображениях начали наделять человеческими качествами, на лицах появились эмоции, появились жесты, позы, по которым считывалось душевное переживание.

И только в Эпоху Возрождения начался расцвет искусства вокруг человека, человеческих переживаний, эмоций.

Вот, например, Мадонны Лукаса Кранаха Старшего на выставке:

Мадонна в винограднике 
Фрагмент Мадонны с младенцем под яблоней

 На фотографиях почти не видно прозрачной вуали, которая покрывает голову Мадонны, причем на всех картинах, она хорошо видна только на оригиналах.

Фрагмент Мадонны с младенцем под яблоней

Возникает ощущение спокойствия, умиротворения, глядя на этих Мадонн.  Картина Мадоннаы под яблоней имеет медовый оттенок, очень теплый, а картина Мадонны в винограднике — скорее холодный. 

Глядя на Мадонну под яблоней дыхание выравнивается и замедляется, становится размеренным и медленным, равномерным с размеренным ритмом. Мыщцы расслабляются, становятся легкими. Позвоночник становится ровным и едва уловимым, кровь спокойно течет, свободно. У меня возникает чувство защищенности.

А вот Мадонна в винограднике немного другая. Она холоднее. На фоне скал, которые имеют дробные линии, изображенная в холодной цветовой гамме, еле видное лицо ее как будто не имеет жизни. Она спокойная, но совершенно не земная, она полупрозрачная, как будто мимолетное видение.

Как будто она знает, что она и Иисус не вечны на земле, они здесь временно и скоро исчезнут. И тело застывает, дыхание замедляется и становится поверхностным и редким, кровь застывает, позвоночника нет, мыщц не чувствую.

На заднем фоне изображен крест, который я воспринимаю как символ земной расправы над Иисусом. 

Ниже третья Мадонна Кранаха Старшего: 

Лукас Кранах Старший — Мадонна
Лукас Кранах Старший — Мадонна фрагмент

А вот работа его сына — Лукаса Кранаха Младшего:

Лукас Кранах Младший — Мадонна

Конечно, на выставке было много портретов, но еще больше картин, изображающих библейские сюжеты. Все сфотографировать не удалось. 

Венера и амур

Венера и амур фрагмент

Венера и амур графика

Старец в пустыне
Кранах Старший — Иисус и блудница

Не зная предысторию, просто глядя на картину понимаешь, что Иисус защищает блудницу от осуждения и от кары — один осуждающий ее уже держит в руках камень. На лице блудницы стыд, она согнута и смирилась со своей участью, а Иисус полон сострадания и любви, он проповедует о том, что раскаяние достойно прощения. 

В иудейском законодательстве была закреплена за прелюбодеяние смертная казнь. Фарисеи привели к Иисусу блудницу и их замысел был в том, что Иисус в нарушение закона простит ее, тем самым даст повод для обвинения против него.

Сюжет Иисус и блудница есть так же и у сына Кранаха — Лукаса Кранаха Младшего, как говорится, найди 10 отличий:

Лукас Кранах Младший — Христос и блудница. Ок.1532 г.

Источник: http://svetlanaro.blogspot.com/2016/05/blog-post.html

Международный проект «Кранахи 2015». Ч.3. -Музей українського живопису

В этом году в Германии к 500-летию Лукаса Кранаха Младшего пройдут выставки двух великих художников – отца и сына.

«Кранах 2015» в Тюрингии Тюрингия была важным местом в жизни Кранаха Старшего. В городе Гота он влюбился в Барбару Готарин, женился, приобрел два дома, в которых позже поселятся его дочери Урсула и Барбара.

Музей в Гота открывает выставку выдающихся работ из коллекций музеев США, Чехии и Дании «Кранахи на службе у двора и Реформации». Картины рассказывают о ранней форме «изображения пропаганды» в искусстве. Никогда прежде немецкие искусствоведы не подходили к творчеству Кранахов под таким углом, поэтому выставка дает возможность по-новому увидеть старых немецких мастеров в «новом свете».

Лукас Кранах Старший. «Закон и благодать», 1529

Выставка «Кранахи на службе у двора и Реформации» проходит в Музее искусств в Готе с 29 марта по 19 июля 2015.

Кранахи в Веймаре

Читайте также:  Описание картины василия григорьевича перова «тройка»

В 1552 году Кранахи переезжают из Виттенберга в Веймар, спасаясь от чумы. Именно в этом городе последний раз отец и сын работали вместе. В 1553 году отец художника умер и был похоронен в Веймаре.

Более 160 картин из коллекций музея Веймара, Исторического музея в Вене, Музея Прадо и галереи Уффици показывает деятельность обоих мастеров в период между Средневековьем и Новым временем.

Среди шедевров — Вермарский алтарь с изображением Мартина Лютера и автопортретом Кранаха Старшего, и работа «Христос и блудница», как один из любимых сюжетов лютеранства и «реформаторская стратегия» для распространения новой доктрины.

Лукас Кранах Младший. «Христос и блудница».
Лукас Кранах Старший. Веймарский Алтарь. Центральная часть триптиха

Выставка проходила в Музее Шиллер (Собор Святого Петра и Павла) в Веймаре с 3 апреля до 14 июня 2015.

Портреты Мартина Лютера в замке Вартбург

В 1521—1522 годы в Замке Вартбург, расположенном на горе недалеко от города Айзенах, под именем Юнкер Йорк скрывался Мартин Лютер.

Здесь он сделал перевод Нового Завета на немецкий язык, известный как Библия Лютера.

В прекрасных интерьерах средневекового замка открыта выставка, которая и знакомит с главным героем Реформаторства и большим другом семьи Кранахов — с легендарным Мартином Лютером.

Замок Вартбург 

На выставке представлены живописные и графические портреты, выполненные в мастерской Кранахов между 1520—1546 годами. Все эти портреты — свидетельства эпохи и пропаганды реформаторства. В замке в интерьерах можно увидеть портреты Лютера, гравюры, старинные немецкие издания книг и скромную комнату, где он жил.

Лукас Кранах Старший. Портрет Мартина Лютера 
Лукас Кранах Старший. Портрет Мартина Лютера в образе Юнкера Йорка. 1521

Выставка проходит в замке Вартбург (г.Айзенах) с 3 апреля до 19 июля 2015 года.

В городской церкви в городе Нойштадт-на-Орле хранится триптих Лукаса Кранаха Старшего, этот алтарь — один из первых заказов, который получила придворная мастерская Кранаха от жителей города. В 1515 году на трех телегах драгоценный груз прибыл из Виттенберга и с тех пор триптих неизменно находится в этой церкви — удивительный факт для работ Кранаха Старшего!

Монографии

Специально к юбилейному году искусствоведы и историки подготовили самые полные издания о творчестве и жизненном пути художников.

Источник: http://museum.net.ua/news/mezhdunarodnyj-proekt-kranahi-2015-ch3/

Пустая страница

Можно много спорить о том, где заканчивается Кранах и начинаются работы его учеников. (В поздний его период, признанный исследователями скорее кризисным, разделить руку Кранаха и продукцию подмастерьев становится совсем уж трудно). В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение.

Характерны для позднего времени у Кранаха густые заросли почти черных (почерневших.

) кустов и деревьев, на фоне которых он любит ставить белыми силуэтами смешные и в то же время привлекательные фигуры Адама, Евы, древних богов и богинь в широкополых шляпах XVI века, дикарей и всевозможных зверей.

Уроженец города Кронаха, Кранах свою карьеру сделал в Виттенберге (до того пожив некоторое время, в частности, в Вене, где вращался в среде гуманистов). Родился в Кронахе (Франкония) в 1472. Речь не только о Москве и Санкт-Петербурге.

В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона. Собрать все это вместе было чрезвычайно интересно. Тут имеются три работы, но в их создании он участвовал лишь предположительно.

Юдифь была очень красива и знала о своих чарах. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Что касается Ганса Кранаха, о нем судить еще труднее.

Типом таких картин может служить венский Рай 1530 года, неграмотно скомпонованная картина, отличающаяся сухой, ремесленной живописью и все же чарующая рассказанными в ней эпизодами и общим декоративным (не слишком хитрым) эффектом. Работы этого периода немецкой живописи у нас представлены крайне скудно.

Лукас Кранах Старший (1472–1553) был самым известным после Дюрера и Ганса Гольбейна Младшего художником Германии времен Возрождения. Да и все вариации «Адама и Евы», представленные в залах, заказывались для альковов и будуаров.

А Кранах пишет близкую его географии природу с суровыми горами, долинами, многочисленными деревьями и чуть ли не лесами (что было вполне в духе складывавшейся тогда Дунайской школы живописи). Учился, по-видимому, у своего отца. Мартина Лютера. Кранах Лукас Старший, немецкий художник и график родился в 1472г.

Наряду с религиозными сюжетами он писал и античные. Среди принадлежащих его кисти портретов – изображения нескольких друзей, в т. ч. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого.

Лукреция в мехах, удачно оттеняющих прекрасную грудь, восхищает красотой, а не подвигом. Брызнула кровь и голова Олоферна оказалась в ее руках. Олоферн, увидев прекрасную Юдифь, сразу же воспылал любовью к ней и пригласил к столу.

и нет. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини.

В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. У нас появилась возможность впервые показать в России такой монографический проект.

В этом смысле он вполне современен. Впервые в России Пушкинский музей открыл ретроспективу художественной династии Кранахов.

В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой».

И Лукреция (написанная Кранахом с мастерской), древнеримская вообще-то героиня, что вот-вот лишит себя жизни, модным платьем напоминает современницу художника. Но не только.

Четыре варианта «Лукреции», дамы благочестивой, не вынесшей позора и заколовшей себя ножом, говорят не о добродетели, а о чувственном начале.

И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной. Об этом можно говорить долго, а схематически описывать, честно говоря, довольно сложно.

Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации.

Теперь 17 оказавшихся в Москве Кранахов на время показа объединились с девятью приехавшими из Готы. В поздний период творчества он писал алтарные и мифологические композиции и сцены охоты. С тех пор его страшно полюбили и коллекционеры и музейные кураторы.

Описание картины Лукаса Кранаха «Мартин Лютер»

Все это в двух словах объяснить трудно — лучше прийти на выставку. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо).

Притом старший Кранах писал и назидательные сценки, красноречиво порицающие неравные браки с финансовой подоплекой, а в своих ксилографиях среди прочего гравировал турниры.

В 1537 Кранах был избран правящим бургомистром Виттенберга.

Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра. Когда наступила ночь, Олоферн отпустил своих слуг. Однако лицо выполнено совсем в другой манере.

В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году.

Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея).

Описание картины Лукаса Кранаха Старшего «Святая Екатерина»

Но в отведенном ему зале, увы, лишь две подписанные им, а не им и мастерской, не последователями и т. д., работы — «Суд Париса» из Готы и «Мадонна и младенец с гроздью винограда» из московского частного собрания.

Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского.

И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла.

В отдельности каждая картина – прелесть, вместе взятые они выдают фабричный штамп. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. Еще одним важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа.

Слишком много выпив, он быстро уснул. Тут художник отнюдь не был первопроходцем, но свою лепту внес. Это, к примеру, взаимоотношения Кранаха и Дюрера или Кранаха и его мастерской. Для Кранаха вообще, кажется, не существовало противоречий.

Описание картины Лукаса Кранаха Младшего «Христос и Блудница»

Учился он, по-видимому, у своего отца.

У него с административной карьерой тоже все шло хорошо: художник значился и членом городского совета и управляющим казначейством и, пусть всего два года, бургомистром Виттенберга.

Причем то была не созданная чуть раньше дюреровская «Ева», а языческая Венера (1509). Умер Кранах 16 октября 1553. Но современным основатель династии был, конечно, не только в смысле наличия деловой жилки.

Всего 48 картин и около 50 графических работ.

Который в 1517-м включился в санкционированную папой Львом X продажу индульгенций (как раз раскритикованную Лютером в 95 тезисах) — в том числе ради своей выгоды.

По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Эрмитажу повезло — «Венера и Амур» принадлежат ему. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения.

Описание картины Каспара Давида Фридриха «Закат солнца»

1530, Вена, Музей истории искусства). На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии.

Охват тем огромный. У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте).

Даже назидательные стихотворные строчки (которые на выставке в экспликации решили отчего-то не переводить) «Силами всеми гони купидоново ты сладострастие / Иначе твоею душой слепой овладеет Венера» не в силах обмануть относительно удовольствия, с каким мастер выписывал обнаженную.

Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен.

Один из основателей «дунайской школы», выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа.

Описание картины Персей и Андромеда,

Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Тем не менее, гениальность Кранаха по-настоящему оценили только на рубеже XIX-XX веков, в эпоху экспрессионизма. В последние годы жизни мастера его произведения становятся все более манерными.

«Аллегория правосудия», чью наготу никак не скрывает и даже подчеркивает прозрачная вуаль, предназначалась, конечно, не для присутственных мест. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства).

Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием). На фоне Дюрера и Гольбейна он смотрится необычайно современно.

О растущем успехе и благосостоянии художника свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской, многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом после его смерти (1537) там работал и второй сын мастера – Лукас Кранах Младший.

Кранах, Лукас Старший (Cranach, Lucas) (1472-1553), также Кранах Лукас Старший, немецкий художник и график.

Это «Христос с грешницей» из Музея изящных искусств Будапешта, над которым трудился старший Кранах с мастерской (либо — под вопросом — с сыном Гансом) и две доски из Готы с историей Юдифь (с такой же «вопросительной» расстановкой сил в авторстве).

Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505-1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Они долго беседовали, пировали.

Масштабные картины из обнаженных тел –

И даже обнимающая крест в «Распятии» Мария Магдалина выглядит горожанкой кранаховской эпохи.

К тому же мы привезли так называемые «гостевые шедевры» — картины из музеев Берлина, Праги, Будапешта и Мадрида, которые по тем или иным причинам откололись от основного собрания замка Фриденштайн.

В 1509 он совершил путешествие в Нидерланды. Эта последняя вещь, прибывшая из Будапешта, вообще объединила много интересных моментов.

В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона.

Источник: http://gorod-el.ru/wdr/201705/lukas-kranah-starshiy-opisanie-kartin/

Ссылка на основную публикацию