Описание картины лукаса кранаха старшего «лукреция»

Художник недели: Лукас Кранах Старший

Лукас Кранах Старший. Один из самых популярных немецких мастеров XVI века. Представитель искусства Возрождения, придворный художник курфюрста Фридриха Мудрого, последователь Альфреда Дюрера и Иеронима Босха, родился 4 октября 1472 года в местечке Кронах, название которого впоследствии трансформировалось в фамилию художника.

Отец и дед Кранаха также были живописцами, и азы ремесла он постигал под руководством отца, Ганса Мюллера, чье имя сохранилось лишь в косвенных упоминаниях.

О годах детства и юности Лукаса Кранаха точных сведений нет, но многое специалисты предполагают с большой долей вероятности.

По обычаю того времени, окончив первоначальное обучение в мастерской отца, он в 1490-х — 1500-х годах, вероятнее всего, отправляется в путешествие по придунайскому региону.

Его ранние работы позволяют предположить, что он был в Баварии, — в них чувствуется знакомство с работами баварских мастеров.

В 1500–1504 годах Кранах живет в Вене.

Здесь он знакомится с творчеством Альбрехта Дюрера, которое оказывает на него влияние столь заметное, что, например, ранняя работа Кранаха «Адам и Ева» поступила в галерею Уффици в конце XVI века именно как произведение Дюрера; позднее авторство Кранаха подтвердилось, как и то, что для написания этой работы он использовал одноименную дюреровскую композицию.

К началу 1500-х годов относятся самые ранние дошедшие до нас произведения, подписанные именем Лукас Кранах, — религиозные сцены, пейзажи, портреты («Распятие», «Отдых на пути в Египет» (1504, Картинная галерея, Берлин-Далем), «Парный свадебный портрет доктора Иоганна Куспиниана»). Эти работы несколько сумбурны, в них нет еще тех мелких деталей и многоплановой композиции, которые будут присущи картинам Кранаха в дальнейшем.

В 1505 году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45 лет) в качестве придворного художника. Фридрих Мудрый, мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, высоко ценит художника.

Возможно, этому способствуют общие религиозные устремления — оба они поддерживают Реформацию и знакомы с Мартином Лютером. Знакомство Кранаха с Лютером состоялось в начале 1520-х годов и вскоре переросло в тесную дружбу.

Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации, иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).

В 1508 году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской.

В этом же году Фридрих отправляет Кранаха с дипломатической миссией к императору Священной Римской империи Максимилиану I в Нидерланды, где он пробудет до 1509 года.

В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример — дипломатическая карьера Рубенса).

В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд»), испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. После этой поездки в творчестве Кранаха в большом количестве появляются алтарные образы, изображения Мадонны.

Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. К этому же времени относятся и первые обращения мастера к сюжетам и героям античной мифологии. В 1509 году он пишет «Венеру и Амура» — первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву).

Для самого Кранаха это первая попытка изобразить обнаженное тело, да еще в натуральную величину. В этой работе ренессансное отношение к красоте соединено с лютеранской строгостью и дидактичностью.

Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».

По возвращении из Нидерландов Кранах выгодно женится на дочери богатейшего виттенбергского пивовара и строит собственный дом.

Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой — крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Со временем Кранах становится членом городского совета, трижды в разное время исполняет должность его казначея, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга.

В 1510–30-е он сосредоточился на написании портретов, а также жанровых картин — в основном на мифологические и библейские сюжеты.

Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» — сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело, изысканные одежды и фоны.

Эти кабинетные картины предназначаются для украшения интерьеров в домах вельмож или патрициев. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.

Во второй половине жизни Кранах меньше занимается собственно искусством — почти все его время занято выполнением дипломатических поручений. Однако это приносит и неожиданные результаты.

В 1526 году Кранах во главе посольства отправился ко двору курфюрста Иоанна III Миротворца, чтобы заключить предварительный брачный договор между принцем Иоганном Фридрихом и 14-летней дочерью Иоанна III Сибиллой Клевской.

Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году), и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы.

Именно она дала свою внешность типичному облику кранаховской женщины — высокая блондинка, с миндалевидными глазами, острым подбородком, вытянутыми очертаниями тела. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи.

В старости Кранах работает мало, однако количество картин, подписанных его знаком — крылатым драконом, не уменьшается. Весьма плодотворна его мастерская, в которой он осуществляет общее руководство. Становятся сложившимися мастерами его сыновья Ханс Кранах и Лукас Кранах младший. После смерти отца они примут на себя руководство мастерской.

За свою долгую жизнь Кранах успел побывать придворным художником при дворах трех курфюрстов, был дипломатом, политиком, камердинером.

После смерти Фридриха Мудрого, не имеющего прямых наследников, Кранах остается при дворе его брата, Иоганна Твердого, и даже становится наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище Великодушный.

Известно, что когда Иоганн Фридрих попал в плен к императору Карлу V, Кранах умолял императора о милостивом отношении к своему воспитаннику. Позже по просьбе Иоганна Фридриха уже очень пожилой художник присоединился к нему в Аугсбурге, прожил рядом несколько месяцев и после его освобождения в 1552 году сопровождал его в Веймар.

16 октября 1553 года Лукас Кранах скончался в Веймаре.

Кранаха, на 10 лет пережившего Ханса Хольбейна Младшего и на 25 — Дюрера и Грюневальда, по праву можно назвать последним представителем «великого поколения» эпохи Северного Возрождения.

Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха — одним из ее основателей.

Дунайская школа живописи — направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии первой половины XVI века, для которой характерны разрыв с ремесленной традицией, свобода фантазии, эмоциональность, интерес к природе, фантастическим персонажам, пространству, свету и цвету, динамичная композиция, порывистые и острые линии рисунка.

Сегодня образы Кранаха, созданные 500 лет назад, узнаваемы и довольно популярны: модные наряды с его светских портретов копируются реконструкторами и просто любителями старины, а анимированная картинка по мотивам многократно разработанного Кранахом сюжета «Адам и Ева» красовалась на заставке популярного сериала «Отчаянные домохозяйки».

Время от времени работу Лукаса Кранаха или его мастерской можно встретить и на аукционах. Известно, что его живописные работы продавались на аукционах 110 раз.

Рекордная для аукционных результатов сумма — 7 748 000 долларов была отдана за парные портреты курфюрста Иоганна Твердого Саксонского и его сына Иоганна-Фридриха на Christie's 6 июля 1990 года.

Этот диптих можно видеть сейчас в Национальной галерее (Лондон).

Однако 1990-ми годами крупные сделки с живописными произведениями Лукаса Кранаха Старшего не ограничиваются. В июле прошлого года его «Алтарный триптих семьи Фейлитш» ушел за 6 533 538 долларов (4 297 250 фунтов) при эстимейте 4 000 000–6 000 000 фунтов в ходе торгов аукционного дома Sotheby’s.

Практически все лучшие работы Лукаса Кранаха Старшего принадлежат коллекциям больших музеев; его живопись и графика есть в коллекциях всех значимых музеев мира. Поэтому каждое появление в открытой продаже работ, атрибутируемых именно мастеру, а не его кругу или мастерской, представляет собой значимое событие в мире искусства.

Мария Кузнецова, AI

Источники: bibliotekar.ru, megabook.ru, dic.academic.ru, artprice.com, artinvestment.ru

Источник: https://artinvestment.ru/invest/painters/20130405_kranach.html

Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach the Elder), 1472-1553. Германия — «Т-Ю»

Продолжаю публикацию работ одного из моих любимейших художников Северного Возрождения Лукаса Кранаха Старшего. Его произведений так много, что пришлось разбить коллекцию на сегменты в алфавитном порядке. Сегодня это буквы «Т-Ю».

По этому адресу можно посмотреть сборник «А» http://vechnost7.blogspot.ru/2015/07/lucas-cranach-elder-1472-1553.html

По этому адресу можно посмотреть сборник «В-К» http://vechnost7.blogspot.ru/2015/07/lucas-cranach-elder-1472-1553_13.html

По этому адресу можно посмотреть сборник «Л-М» http://vechnost7.blogspot.ru/2015/07/lucas-cranach-elder-1472-1553_14.html

По этому адресу можно посмотреть сборник «Н-Р» http://vechnost7.blogspot.ru/2015/07/lucas-cranach-elder-1472-1553_15.html

По этому адресу можно посмотреть сборник «С» http://vechnost7.blogspot.ru/2015/07/lucas-cranach-elder-1472-1553_16.html

По этому адресу можно посмотреть сборник «Мастерская» http://vechnost7.blogspot.ru/2015/07/lucas-cranach-elder-1472-1553_20.html

Три грации (The Three Graces)_1531_36 х 24_д.,м._Париж, Лувр

В поздний период творчества художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния.

Такие кабинетные картинки позднего периода творчества художника были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев.

Неслучайно Лукас Кранах выбирает для них такие темы, как «Три грации», «Юдифь», «Суд Париса», «Диана», «Лукреция», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков, а также другие античные и мифологические темы.

 

Три грации (The Three Graces)_1535_49.2 х 34.4_д.,м._Канзас-Сити, Музей Нельсона-Аткинса

Три грации (The Three Graces)_ок.1530_57.5 х 38_д.,м._Частное собрание

Умирающий (Разлучение души с телом) (The dying man)_1518_93 х 36.3_д.,м._Лейпциг, Музей изобразительных искусств

Усекновение главы святого Иоанна Крестителя (Beheading of St John the Baptist)_1515_84 х 58_д.,м._Кромериц, Архиепископский дворец

Усекновение главы святой Екатерины (The Beheading of St Catherine)_ок.1515_84 х 58_д.,м._Кромериц, Архиепископский дворец

 

Уста истины (Bocca della Verita)_111 х 110_д.,м._Частное собрание

Этот шедевр Лукаса Кранаха Старшего может быть отнесен к его наиболее важным работам, находящимся в частных коллекциях. Картина была написана в Виттенберге около 1525-1528 годов на редко встречающуюся в живописи тему «Бокка Делла Верита» (итал. Bocca della Verità) или «Уста истины».

Эта необычная история связана с древней каменной маской речного божества, которая находится по сей день в притворе базилики Санта-Мария-ин-Космедин в Риме. Существовало поверье, что любой лжец, вложивший свою руку в открытую пасть маски, потеряет ее. На протяжении веков Бокка Делла Верита служила детектором лжи обязательным для посетителей Рима.

Этот объект даже и в новое время использовался в сцене голливудского фильма «Римские Каникулы» (1953).

Предполагают, что каменная маска Бокка Делла Верита первоначально служила люком Большой Клоаки или частью фонтана во времена Римской империи, но в Средние века она стала предметом популярных историй и легенд, рассказывающих о двуличности женщин. Женщина, обвиняемая в прелюбодеянии, должна была вложить руку в рот древней маски в присутствии мужа и судьи.

В данном произведении, художник вместо маски речного божества изобразил скульптуру грозного льва, иллюстрируя историю обвиняемой женщины, которая придумала хитрый план переодеть своего любовника в шута, поручив ему обнять ее перед тем, как она вложит руку в пасть статуи. Тем самым она спасала себя от обличения и унижения, объявив: «Я никогда не касалась мужчин, кроме своего мужа и этого шута, который рядом со мной».

В правой части сцены Кранах изобразил мужа-рогоносца в мрачном черном плаще. Его пристальный взгляд устремлен на льва в ожидании приговора.

Уста истины (Bocca della Verita)_111 х 110_д.,м._Частное собрание_деталь

Прелюбодейка смело кладет свою руку внутрь открытой пасти в уверенности, что она не потерпит никакого вреда, благодаря своей ловкой выдумке, а замаскированный любовник в синем наряде шута обхватывает ее вокруг талии.

Читайте также:  Описание картины паоло веронезе «распятие. голгофа»

Слева от сцены двое судей свидетельствуют, что женская рука оставалась невредимой, в то время как…

 

Уста истины (Bocca della Verita)_111 х 110_д.,м._Частное собрание_деталь 

…справа две элегантные придворные дамы, предположительно сторонницы обвиняемой, проявляют удовлетворение результатом.

Кранах применил удивительно сбалансированную композицию внутри почти квадратного формата работы с расстановкой фигур и распределением цветовых пятен их одежд, создающих чувство ритма повествования.

В центре шут в синем плаще в окружении парных групп судей и дам, изображенных в черных и красных цветах, в то время как шуба мужа справа от сцены перекликается с гривой льва в левой половине.

Восхитительным штрихом является лицо человека по правому краю, который смотрит на зрителя, и вовлекает нас в происходящее действие в качестве свидетелей. 

Фонтан вечной молодости (The Fountain of Youth)_ок.1546_120.6 х 186.1_д.,м._Берлин, Картинная галерея старых мастеров
Фонтан вечной молодости (The Fountain of Youth)_ок.1546_120.6 х 186.1_д.,м._Берлин, Картинная галерея старых мастеров_фрагмент

Фонтан вечной молодости (The Fountain of Youth)_ок.1546_120.6 х 186.1_д.,м._Берлин, Картинная галерея старых мастеров_фрагмент

Христос благословляет детей (Christ blessing the children)_72.2 х 121.6_д.,м._Частное собрание

Христос благословляет детей (Christ blessing the children)_1500-1553_д.,м._Частное собрание

Христос благословляет детей (Christ blessing the children)_1535-1540_83.8 х 121.4_д.,м._Франкфурт, Штеделевский институт

Христос благословляет детей (Christ blessing the children)_1537_77.5 х 122_д.,м._Краков, Королевский Замок На Вавеле

Христос благословляет детей (Christ blessing the children)_после 1537_104 х 140_д.,м._Церковь св. Венцеля в Наумбурге

Христос в терновом венце (Head of Christ Crowned with Thorns)_ок.1510_28 х 21_д.,м._Частное собрание

Христос выводит души из ада (Christ, freeing souls from hell)_1530_д.,м._Стокгольм, Музей Халлвул

Христос и Богоматерь (Christ and Mary)_1516-1520_34.2 х 52.7_д.,м._Гота, дворец Фриденштей

Христос и грешница (Christ and the Adulteress)_1532_82.5 х 121_д.,м._Будапешт, Музей изобразительных искусств

 

Христос и грешница (Christ and the Adulteress)_ок.1520_80.5 х 108.2_х.,м._Кронах, Франконская галерея

Христос и самаритянка у колодца (Christ and the Good Samaritan at the Well) (совм с мастерской)_ок.1552_88 х 171_х.,м._Кронах, Франконская галерея

Христос и самаритянка у колодца (Christ and the Good Samaritan at the Well)_1525-1537_157 х 105_д.,м._Лейпциг, Музей изобразительных искусств

Христос прощается со Своей Матерью (Christ taking leave of his Mother)_ок.1520_86 х 60_д.,м._Дрезден, Картинная галерея старых мастеров

Христос прощается со Своей Матерью (Christ taking leave of his Mother)_ок.1520_110 х 83.5_д.,м._Вена, Музей истории искусств

Христос с Богоматерью и св.Иоанном Богосл (Christ as the Man of Sorrows with the Virgin)_после 1537_84 х 120_д.,м._Регенсбург, Музей истории города

Христос-страстотерпец (Christ as the Man of Sorrows)_ок.1515_56 х 52_д.,м._Веймар, Музеи фонда классического искусства

Христос-страстотерпец (Christ as the Man of Sorrows) (после 1537) (Мюнхен, Старая пинакотека)

Христос-страстотерпец (Christ as the Man of Sorrows)_20.2 х 13.5_д.,м._Частное собрание

Христос-страстотерпец (Christ as the Man of Sorrows)_до 1537_76 х 59.3_дерево, масло и темпера_Шлезвиг, замок Готторп, Гос. музей искусства и истории куль

Христос-страстотерпец (Christ as the Man of Sorrows)_ок.1515_51.2 х 34.5_д.,м._Бремен, Музей в Розелиус-Хаус

Христос-страстотерпец (Christ as the Man of Sorrows)_ок.1515_Бриксен, Епархиальный музей

Христос-страстотерпец в окружении ангелов (Christ as the Man of Sorrows surrounded by angels)_ок.1540_58 х 79_д.,м._Дрезденская галерея

Христос-страстотерпец у столба бичевания (Christ scourging at the pillar)_1515_60 х 52_д.,м._Дрезден, картинная галерея старых мастеров

Четырнадцать святых помощников (Fourteen Holy Helpers) (лицевая сторона)_1505-1508_84 х 118_д.,м._Торгау, церковь св.Марии

Четырнадцать святых помощников (Fourteen Holy Helpers) (оборотная сторона)_1505-1508_84 х 118_д.,м._Торгау, церковь св.Марии

Эдемский сад (The Garden of Eden)_1530_80 х 118_д.,м._Дрезден, Картинная галерея старых мастеров

Эдемский сад (The Garden of Eden)_1530_81 х 114_д.,м._Вена, Музей истории искусств

Эдемский сад (The Garden of Eden)_1530_81 х 114_д.,м._Вена, Музей истории искусств_фрагмент

Эдемский сад (The Garden of Eden)_1530_81 х 114_д.,м._Вена, Музей истории искусств_фрагмент

Юдифь с головой Олоферна (Judith with the Head of Holofernes) (совм с мастерской_1537-1540_79.9 х 55.6_д.,м._Сан-Франциско, Музей изобразительных искусств

Юдифь с головой Олоферна (Judith with the Head of Holofernes)_21 x 14.6_д.,м._Частное собрание

Юдифь с головой Олоферна (Judith with the Head of Holofernes)_1520-1527_87 х 82.6_Пуэрто-Рико, музей Понсе

Юдифь с головой Олоферна (Judith with the Head of Holofernes)_1530_74.9 х 56_д.,м._Берлин, Охотничий замок Груневальд

Юдифь с головой Олоферна (Judith with the Head of Holofernes)_1530_76.7 х 55.8_д.,м._Глазго, Городской музей, Коллекция Баррелла

Юдифь с головой Олоферна (Judith with the Head of Holofernes)_1531_72 х 56_д.,м._Аахен, Музей Сюрмонда-Людвига

Юдифь с головой Олоферна (Judith with the Head of Holofernes)_ок.1530_86 х 55.7_д.,м._Вена, Музей истории искусств

Юдифь с головой Олоферна (Judith with the Head of Holofernes)_ок.1530_86 х 59_дерево, смешанная техника_Штутгарт, Государственная галерея

Юдифь с головой Олоферна (Judith with the Head of Holofernes)_ок.1530_89.5 х 61.9_д.,м._Нью-Йорк, музей Метрополитен

Юдифь с головой Олоферна (Judith with the Head of Holofernes)_ок.1550_45.9 х 34.2_д.,м._Дублин, Национальная галерея

Юдифь с головой Олоферна (Judith with the Head of Holofernes)_после 1526_87.4 х 57.5_д.,м._Кассель, Картинная галерея старых мастеров

Юдифь с головой Олоферна и служанкой (Judith with the head of Holofernes and a servant)_после 1537_75.2 х 51_д.,м._Вена, Музей истории искусств

Источник: http://vechnost7.blogspot.com/2015/07/lucas-cranach-elder-1472-1553_19.html?_escaped_fragment_

Женщина и Смерть. Лукреция

?agritura (agritura) wrote,
2016-06-29 07:47:00agritura
agritura
2016-06-29 07:47:00
Гвидо Рени. 1626 год

Я расскажу еще об одной «любимице» художников Ренессанса и барокко — Лукреции. Эротизм и смерть опять крепко переплелись в этой истории, и Женщина — снова убийца, хоть на этот раз она убила себя.

Почему подобные сюжеты были так популярны в живописи: молодость, красота, секс, обнаженность, насилие и смерть «в одном флаконе»? Думаю, дело не только в назидательности сюжета и восхищении благодетельностью, явно затрагиваются некоторые потаенные струны человеческой сексуальности. Что-то есть смутно волнующее в опасной близости нежной женской плоти и острия стального клинка…

Ну, а чем еще объяснить такое настойчивое обращение к сюжету?

Я поместила сразу под заголовком картину Гвидо Рени, так как мы «знакомы лично» — я видела ее в галерее Сансуси в Потсдаме, и было мне тогда лет 10. Еще тогда она глубоко впечатлила меня, хотя пока на уровне «а чёйта тётя делает?».

Помню, экскурсовод рассказывала, что для достижения эффекта вот этой жемчужной, мерцающей белизны кожи, художники накладывали полупрозрачные слои краски — много-много раз, слой за слоем; у Гвидо это получалось мастерски.

Там же в Потсдаме запомнилась мне еще одна очаровательная работа Рени «Смерть Клеопатры» — похоже, даже моделью была одна и та же дама. Картины исполнены нежностью и щемящей грустью — очень жаль прекрасных молодых женщин, вынужденных лишить себя жизни.

Я потом множества раз пересматривала буклет с репродукциями, купленный родителями в галерее, и вот сейчас пришло время о них вспомнить.

Теперь гениальный Тициан. Картина написана примерно в 1571 году.

Прекрасная работа, очень волнующая. Мастер изобразил несчастную Лукрецию бессильной жертвой, на ее лице ужас, тоска и смятение. Эмоции переданы так мастерски, что у сочувствующего зрителя наворачиваются слезы.Так что же здесь происходит, давайте вспомним.Лукреция была римской патрицианкой, замужней женщиной, преданной своему супругу, консулу Тарквинию Коллатину.

В их доме нередко бывал сын царя Тарквиния Гордого, тоже Тарквиний (второе имя — Секст). Во время одной из пьянок вдали от дома приятели Коллатин и Секст и еще парочка собутыльников поспорили, у кого жена лучше и добродетельнее. Проверить решили, заехав к каждому по-очереди домой и посмотрев, чем занимаются их «половины».

Еще один Тициан, чуть другой ракурс.

Оказалось, что одна Лукреция усердно занималась домашней работой, остальные в праздности валяли дурака. Завистливый Тарквиний Секст затаил злобу и решил отомстить, тем более, что Лукреция была красива, и он давно ее тайно вожделел. Ночью, когда муж Лукреции был в дальней отлучке, Тарквиний прокрался к ней в спальню и, угрожая ножом, изнасиловал.

Лукреция послала гонцов к отцу и мужу, и когда родственники собрались, обо всем рассказала и на глазах у всех заколола себя ножом.
Еще одна работа ТицианаКартина Тициана считалась шедевром уже в его время. Она вдохновила многих других художников.

Рубенс, например, написал свою версию в 1606 году, увидев работу Тициана  в Испании за три года до этого, даже композиция сходна. Барочные атрибуты — мифологические персонажи (Гарпия слева и Амур над головой Лукреции) — символизируют зло и вожделение.Тициан не первым «раскрыл тему».

Еще в XV веке художники обращались к этому сюжету — добродетель и целомудрие всегда были в цене.
Лукас Кранах Старший — настоящий певец Лукреции — более десятка подобных работ! Обожаю Северный ренессанс!
Еще Кранах

и еще
Последователь Кранаха
Филиппо Липпи (1480), фрагмент
Здесь запечатлен момент, когда друг мужа Лукреции, Луций Юний Брут, над телом погибшей женщины дает клятву отомстить Тарквинию и преступной власти. Он возглавили восстание против царя этруссков и победил, и это дало основу для создания Римской республики.
Неизв.

немецкий мастер, 1500
Джампетрино, прим. 1510Ученик Леонардо да Винчи, любил изображать вот такие женские полуфигуры. Удачно копировал стиль учителя.Смотришь на нее, и хочется крикнуть: «Не делай этого! Делов-то!», но она непреклонна: этой женщине важно было спасти не столько свою честь, сколько честь мужа!
Нач. 16 века, неизв.

фламандский мастер. Несовершенство техники придает драматической сцене комический характер.
Большая работа Сандро Боттичелли (1504), фрагмент. Клятва над гробом.Другой фрагмент той же работы. Здесь сюжет немного изменен — Тарквиний настигает жертву на пороге ее дома, а не в спальне.

Две работы Мастера Святой Крови (прим. 1510)

Черты лица женщины исказила маска смерти, поэтому выглядит она пугающе.
Мастер Святой Крови, 1520
Работа итальянского художника с красноречивым прозвищем Содома (прим. 1516). Отец и муж пытаются остановить самоубийцу, но поздно.
Еще одна работа Содомы.

Франческо Франча, 1515Этот художник был еще и скульптором и гравером, а также изготавливал медали и ювелирные украшения. Служил при дворе в Мантуе.
Альбрехт Дюрер, 1518 — слева, живописная работа и 1508 — графическая справа.Давно его не вспоминали, любимого моего.

Женщины у него все немного специфические, на жену его смахивают, а она была далека от канонов красоты.
Маркантонио Раймонди, 1516
Это был довольно неплохой итальянский гравер из Болоньи, ученик упомянутого Франческо Франча. Сделал несколько гравюр с картин Рафаэля, делал гравюры в стиле Дюрера и даже иногда подписывался его именем.

Дюрер был так  возмущен, что подал на Маркантонио в суд, но тому только запретили использовать чужое имя.
Ханс Бальдунг, 1515Очень классный и любимый мной немецки художник, лучший ученик Дюрера. У него много картин в стиле «Моменто мори», «Три возраста женщины» и т.п. — где нередко присутствуют жуткие старухи, мумии и скелеты.

Здесь же Лукреция просто пышет здоровьем и цветущей красотой. Эх…
Йос ван Клеве, 1520.Две практически идентичные картины.Нидерландский живописец, член гильдии святого Луки. Считается, что он побывал в Италии и очень впечатлился работами да Винчи, но, как по мне, он очень «Северный».
Йос ван Клеве, 1515, более ранняя работа.


Ну, да, страшилище у него получилось.
Это две работы неизвестного нидерландского художника, которого условно называют «Мастером Попугаев», прим. 1520-еДовольно забавно, как мастера Северного Ренессанса пытаются изобразить экзальтацию — эмоции явно не их конек.
Ян Сандерс ван Хемессен, 1530Еще один парень из Нидерландов.

Сначала я думала, что это сцена изнасилования, но это, скорее, уже самоубийство — отец (или муж) пытается удержать ее — нож-то в руке женщины.
Ян ван Скорел, 1535Здесь Лукреция убивает себя не ножом, а мечом.
Винсет Селер, 1538.Здесь тоже меч, скорее.
Микеле Тозини, 1540Это Позднее Возрождение, или маньеризм. Чем от барокко отичается? Мало чем.

Некоторые искусствоведы считают, что нет никакого маньеризма, сразу барокко шло. Как мне кажется, маньеризм плосковат и более схематичен, в нем меньше гармонии, больше театральности и аляповатости. Барокко более выпуклое, и уже красивое до невозможности. Пафосные оба стиля. Хотя, очень зависит от автора.

Вот Караваджо, например, — барокко, но такое реалистичное! Иногда ужас берет!
Франческо Пармиджано, 1540А вот это маньеризм, но неплохо, правда? У Пармиджано довольно красивые работы были.
Якопо дель Конте, 1550Художник наиболее известен своим знаменитым портретом Микеланджело. Мне нравится его Лукреция — такая нежная и уязвимая.

Франс Флорис, 1560Голландец, учившийся у итальянцев. Типичный маньерист.
Бернард де Рикейре, 1561Антверпенский художник, мало известный.
Лука Комбьязо, 1575.Маньерист, не очень известный. Одна из удачных его работ. Вообще у него колорит мрачноватый, умброй явно злоупотреблял.
1575. Неизвестный немецкий художник.

Мне кажется, слишком радужная палитра для такой сцены.
Тинторетто, 1578Безобразие какое-то происходит! А написано отлично.
Веронезе, 1580Очень красивый колорит, просто гимн жизни, и на контрасте — ужас происходящего.

Франс фон Аахен, 1580
Гезуальдо де Веноза, 1580Пальма иль Джованни, 1600
Жак Бланшар, 1630Очень талантливый художник, несправедливо забытый
Феличе Фичерелли, 1640
А это Артемизия наша Джентилески (1620). И себя, как обычно, изобразила. Корпулентная была, судя по всему, дама.

Артемизия Джентилески
Тоже, вроде, Артемизия Джентилески
Франческо Рустичи, 1620Не путать со скульптором Джованни Франческо Рустичи, которому Лина Костенко посвятила поэму «Снег во Флоренции». Наш Франческо из Сиены, караваджист, отец его, Винченцо, тоже был известным художником, их работы даже путали.

Симон Вуэ, 1629Посмотрите, как красиво выписана ткань одежд — это фишка Вуэ. Француз, много работал в Италии. Он был сыном художника, очень талантлив, рано начал рисовать, уже с 14 лет брал заказы. Был так популярен, что от клиентов не было отбоя, так, что стал со временем немного халтурить. Одно время был совсем забыт, в 19 век о нем опять вспомнили.

Симон Вуэ, 1625
Я начала с Гвидо Рени, потом пошла по хронологии, и теперь опять пришло его время (1626).
Гвидо Рени
Гвидо Рени
Гвидо Рени
Гвидо Каньяччи, 1627Скандальный художник, пьяница, любитель сомнительных забав с переодеваниями в женскую одежду, но, несомненно, талантливый. Дружил с Гвидо Рени и Симоном Вуэ.

Такая выразительная у него Лукреция, страдающая.
Гвидо Каньяччи, 1636Здесь совсем другая — сосредоточенная и отрешенная.
Джованни Андреа Сирани, 1640Ученик Гвидо Рени. Достойный ученик.
Лука Феррари де Реджио, 1640
 А это писала дочь Джованни Андреа Сирани, Элизабетта, 1660 Лука Джордано, 17 век. Неудачная репродукция.

Это лучшая версия сюжета у Луки Джордано — такой напряженный драматизм
Тоже Лука Джордано или копия, не очень удачная
Джордано Лука, 1695
Тоже Джордано Лука, поздний — 1696
А это Рембранд. Очень страшно — она уже себя пронзила кинжалом, но еще жива, и судорожно хватается за шнур с кистью…
Тоже Рембранд
Это тоже приписывают Рембранду, хотя не уверена
Гевин Гамильтон, 1674
Джузеппе Мариа Креспи 1695
Себастьяно Риччи, 1685
Антонио Белуччи 1700
Виллем ван Мерис 1702
Годфрид Кнеллер 1710
Людовико Мазанти 1737
Джанбаттиста Тьеполо 1750
Жан Оноре Фрагонар, прим. 1760
Жак-Антуан Бофор 1771
Неизвестный, 1799


 Эдуардо Розалес 1871

Генри Луи Мариос Пинта 1884
Эдвард Берн-Джонс, прим 1880Вот такая история искусства в одном сюжете.

А я наконец-то исполнила давнюю мечту — купила набор гипсовых геометрических фигур и полдня отрабатывала штриховку. Рука заболела, так что пришлось временно бросить это занятие, поэтому дописала пост. Вот.

Источник: https://agritura.livejournal.com/209954.html

Смерть Лукреции

Древнеримская легенда об изгнании из Рима династии этрусских царей, связывает причину падения монархии и установления республики с темой поруганной женской чести и мести за нее. В «Истории Рима» Тита Ливия, эта легенда закреплена как исторический факт, произошедший в 509 году до н.э.

Во время осады войсками царя Тарквиния Гордого города рутулов Ардеи, сын царя, Секст Тарквиний, устроил пир для молодых знатных воинов. Все пирующие восхваляли своих жен и решили проверить, чем занимаются римлянки, пока мужья воюют. Так как Ардеи недалеко от Рима, то через несколько часов царский сын и другие воины были уже в городе.

Лишь жена Коллатина (племянника царя) Лукреция сидела за прялкой, остальные жены развлекались. Пораженный красотой Лукреции, Секст Тарквиний через некоторое время вернулся в дом Коллатина, и обесчестил ее.
Бедная женщина решила, что лишь самоубийство будет свидетельствовать о невинности ее души. В соответствии с традициями того времени, она умерла почетной смертью.

Перед тем, как убить себя, она взяла обещание своего мужа, отца и родственника, Луциуса Юниуса Брута, что ее смерть будет отомщена.
Брут, поднял ее, пронзенное ножом, тело и воззвал всех присутствующих отложить свою скорбь и превратить ее в гнев против монархии. Он вынес тело из дома и поместил его на римском форуме.

Как пишет римский историк Тит Ливий, Брут « напомнил о более жестоких деяниях и, охваченный чувством гнева, воспламенил толпу и повел ее отобрать власть тирана» с требованием изгнать всю правящую семью. Когда цель была достигнута, были назначено 2 консула, Брут и Коллатин (муж Лукреции), которые провозгласили первую римскую республику.

Этот сюжет был очень популярен в эпоху Возрождения, есть множество гравюр, рисунков и картин описывающих моменты трагедии.
Поругание.

Лукреция и Секст Тарквиний

Тьеполо, Джованни БаттистаTIZIANO Vecellio Tarquin and Lucretia 1568-71Тинторетто «Тарквиний и Лукреция», 1578-1580Питер Рубенс «Тарквиний и Лукреция» (Государственный Эрмитаж)
Tarquin and Lucretia 1536 Fresco Palazzo Ducale, MantuaУж если вести следствие преступления, то второй мужчина, которого можно видеть на некоторых картинах — это раб Тарквиния, которого тот грозился убить и оставить тело в постели Лукреции, шантажируя бедную женщину и добиваясь её согласия.Самоубийство Лукреции
Lukrecja -Lucas Cranach StarszyЙос ван Клеве (Joos van Cleve), 1525. ФландрияLucretia — the Elder Cranach LucasLucretia Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar)Lucas Cranach Lucretia 1537Lucas Cranach, The suicide of Lucretia, 1538Lucretia unknow artistТициан ВечеллиоРембрандт Самоубийство Лукреции (1664)Рембрандт Самоубийство Лукреции (1666)Кисти Рембрандта, оплакивающего смерть своей жены, принадлежат две картины о Лукреции. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Здесь она уже нанесла себе смертельную рану, что видно по расплывающемуся кровавому пятну на тонкой сорочке. Она еще держится прямо, на мгновение ухватившись, ища опоры, за тесемку звонка, но мертвенная бледность лица свидетельствует, что конец близок.
Джованни Антонио Бацци. ЛукрецияОплакивание
Francesco Rustici Paintings
The Death of Lucretia 1561 Bernaert de RyckereОтмщение
The Death of Lucretia, 1871 Giclee Print by Eduardo Rosales
Сандро Боттичелли «Смерть Лукреции»Во времена античности легендарная Лукреция была чтима потому, что пожертвовала собой во имя идеалов непорочности и была символом патриотизма.

Немного позже, в христианскую эпоху, ее суицид был интерпретирован иначе. Августин в своей книге «Сказание о 2-х градах» настаивал, что христиане не могут совершать суициды ни при каких обстоятельствах. Он привел в пример 300 монахинь, которые были изнасилованы в период римской империи и не совершали суицида. Августин писал, что в подобной ситуации нельзя обвинить женщину в нарушении целомудрия

Позднее 5 церковный соборов подтвердили воззрения Августина и систематизировали наказания за суицид. Собор в Арле (452г) обозначил суицид грехом нравственным. Собор в Орлеане (533) запретил хоронить преступников-самоубийц по христианским обычаям. Собор в Берга ( 563) применил те же меры ко всем, кто покончил жизнь самоубийством. Собор в Антисидоруме (590) отказывал в приношениях и пожертвованиях от имени погибших от суицида ( отказ в божественной благодати). Собор в Толедо (693)определил, что люди, совершившие попытки к суициду должны были быть изгнаны из сообщества.

Не смотря на воззрения Августина, Данте Алигьери в «Божественной комедии» поместил Брута и Лукрецию в Лимбо ( первый круг), среди знатных римлян и язычников, кто не может быть обвинен в грехе или наказан. Среди прочих тут же находились Сократ и Сенека, которые совершили суицид.

Лукреция не была помещена в нижние слои ада, где ее с другими самоубийцами терзали бы гарпии, ведь в римской истории она почиталась, как святая. Во времена ренессанса возникло множество упоминаний о ее героическом суициде, как о мученичестве.

Образ Лукреции так же появляется у Шекспира в поэме «Лукреция». У Джеффри Чосера Лукреция — в его произведении « Легенда о примерных женщинах». По Чосеру она сильно любила своего мужа, и поэтому не могла перенести произошедшего с ней, т.е. её отчаянный поступок объясняется любовью к супругу.

http://rembr.ru/portraits/rembrandt20.php

http://megabook.ru/article/Лукреция
http://gutta-honey.livejournal.com/93780.html  http://www.liveinternet.ru/users/galyshenka/post382189094/

Источник: https://hist-etnol.livejournal.com/2838734.html

Кранахи в Пушкинском музее: Что нужно знать о живописи династии

В ГМИИ имени Пушкина до 15 мая идёт большая выставка работ немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего, его сына, ассистентов и последователей — 48 живописных полотен и больше 50 графических работ. По просьбе The Village журналист Даша Борисенко раскладывает творчество династии Кранахов на составляющие, которые помогут лучше понять выставку в Пушкинском музее.

В 1505 году Лукаса Кранаха Старшего назначают придворным живописцем курфюрста Саксонского в Виттенберге, городе, где спустя 12 лет начнётся Реформация.

Пока в Виттенбергском университете царит вольнодумство, Мартин Лютер твёрдо намерен покончить с мракобесием, охватившим Церковь, и перевести Библию на немецкий язык, чтобы священный текст снова могли понимать простые смертные.

Будучи просвещённым и богатым бюргером, Кранах поддерживает Лютера не только морально — он финансирует издание переводной Библии и рисует иллюстрации к протестантским памфлетам.

Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. По долгу службы и в коммерческих целях Кранах пишет многочисленные заказные портреты и при этом не пытается приукрасить своих моделей, перенося на холст их нелепые бороды, кривые носы и асимметричные глаза. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы.

Виттенбергский дух свободы позволяет ему откровенно изображать человеческое тело и касаться запретных тем. И весь его визуальный язык, который сегодня может показаться неискушённому взгляду сухим и средневековым, был для Германии XVI века настоящей пощёчиной общественному вкусу.

Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо.

сверху слева: «Фридрих Мудрый, курфюрст Саксонский», 1536

сверху справа: «Мартин Лютер», 1529

В искусстве Средних веков женщинам уделялось немного внимания — в основном художники изображали Деву Марию и святых. Кранах отводит женщинам центральную роль.

В его творчестве можно найти отражение популярной в то время концепции Weibermacht, или «власти женщин». Конечно, «власть» здесь понимается не в современном феминистском ключе — имеется в виду сила женской сексуальности.

Героини его полотен притягивают взгляды окружающих мужчин и открыто пользуются своей внешностью.

Взять, например, историю Лукреции: знатную римлянку обесчестил царский сын, и, не выдержав позора, она заколола себя кинжалом на глазах у мужа.

«Лукреция» Кранаха, которую можно увидеть в Пушкинском, далека от образа скромной и верной жены: полностью обнажённая грудь, к которой она несколько игриво подносит кинжал, наводит на мысль о sexploitation-фильмах, где привлекательное женское тело и насилие неизменно идут рука об руку.

Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ.

В то время как Италия уже давно открыла для себя прелести древнегреческой мифологии, на родине Кранаха написать языческую богиню было смелым жестом, возможным, пожалуй, только в передовом городе Виттенберге.

Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком, изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер.

Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью? И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка? Искусствоведы продолжают спорить.

Именно по женским образам легко отличить Кранахов. Рыжеволосые кудрявые девушки с высоким лбом, покатыми плечами и уникальным разрезом глаз — совершенно инопланетные создания. И этот так называемый «кранаховский тип» приводил в трепетный восторг художников авангарда.

сверху слева: «Геракл у Омфалы», 1537 (работы нет на выставке)

сверху: «Лукреция», 1532

слева: «Женский портрет», 1526

снизу: «Венера и Амур», 1509 

Лукас Кранах живо интересовался итальянским искусством и тщательно пытался перенять опыт работы с перспективой и светотенью. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто.

В результате портреты, выходящие из его мастерской, нередко напоминают коллажи: тщательно прописанные бархатные манжеты и блестящие металлические детали реалистичны даже чересчур, в то время как в других элементах одежды и на всех лицах можно обнаружить только лёгкий намёк на объём.

Тем не менее то, что можно посчитать недостатком техники, свидетельствует о колоссальной работе, которую Кранах и его подмастерья проделывали за целую национальную школу живописи. Именно это ставит Кранаха Старшего в один ряд с такими величинами, как Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн.

Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. К примеру, на многофигурных полотнах можно заметить, что не меньше итальянской живописи отца династии увлекала нидерландская.

Так, на картине «Христос и грешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха, и Северное Возрождение наконец встречает южное. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху.

Есть даже версия, что написал её Ганс Кранах, рано умерший сын Кранаха Старшего, после смерти которого тот почти отошёл от дел, предоставив мастерскую второму сыну и подмастерьям.

снизу: «Христос и грешница», 1532

Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов на портреты. В итоге художнику и его ассистентам приходилось по описанию рисовать лица тех, кого они ни разу не видели в глаза.

Забавный результат можно увидеть на выставке — эти карманного формата портреты напоминают карикатуры в духе художников с Арбата: все черты лица до смешного утрированы. Впрочем, делалось это из самых благих побуждений — чтобы придать портрету хоть какое-то ощутимое сходство с объектом.

По всей видимости, успокаивали заказчиков прилагавшимися к работам текстами с торжественным перечислением их добродетелей и заслуг.

Вообще, главная претензия к фигуре Кранаха Старшего — то, что он превратил искусство в конвейер, эксплуатируя ассистентов, штампуя заказные портреты и переписывая одни и те же сюжеты с заготовок, которые впоследствии обеспечили безбедную жизнь его сыну, внуку и правнуку — той самой «династии». Но, к счастью, экспозиция в ГМИИ составлена так, что вы этого не заметите.

Несмотря на дух Реформации, Средневековье в Германии не заканчивалось одним днём — идеи гуманизма и интерес к мирскому скорее переплелись со старой доброй традицией изображать всякую дьявольщину и пугать ею грешников, чем вытеснили её.

В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа». По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен.

Но в первую очередь на себя обращают внимание бесы преисподней: так, у одного в животе морда с разверзшейся пастью, в которой расположен загадочный механизм, — такой образ мог бы послужить отличным материалом для постмодернистского детектива в стиле Дэна Брауна.

по часовой стрелке: портрет Сибиллы Клевской, 1525

«Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа», 1529 

«Юдифь, обезглавливающая Олоферна», 1531

«Плоды ревности (Серебряный век)», 1530

Отвратительное приобретает у Кранаха самые разные формы — от обглоданной тушки на блюде в сцене пикника и отрезанной головы Олоферна до уродливых старческих тел в небольших сатирических картинках, посвящённых продажной любви.

А затем перемешанный со Средневековьем немецкий Ренессанс закончится и уступит место маньеризму, переходящему, в свою очередь, в барокко с его бесконечным vanitas и memento mori. И уже Лукас Кранах Младший будет работать в по-настоящему мрачном жанре заказного портрета-эпитафии, изображая скорбящую семью у гроба.

Так что, если вы всё ещё полагаете, что выставка Кранахов — это череда похожих друг на друга заказных портретов, и подумываете пойти вместо неё в кино на свежий хоррор, бросьте: тут есть чем пощекотать нервы.

Ну а если вы не любитель ужасов, обратите внимание на то, с каким трепетом Кранах Старший рисовал животных — от похожих на собак львов в библейских сценах до вполне реалистичных иллюстраций, которые можно обнаружить в разделе гравюр. В музее вас даже встретит огромная проекция дракончика в короне и с кольцом в пасти, которого художник использовал в качестве подписи, — эмблема, ради которой в Хогвартсе стоило бы открыть пятый факультет.

Источник: https://www.the-village.ru/village/weekend/weekend-guide/233395-kranahi

Кранах Лукас Старший и Младший. Под знаком Дракона

Лукас Кранах (Зундер) Старший (1472-1553),причисляемый к так называемой «саксонской» школе немецких художников эпохи Реформации. Фамилию Зиндер я встретила в тексте А.Ю.

Королевой «Великие мастера Европейской живописи» 2010г, хотя в источниках Интернета утверждают, что фамилия живописца Малер)

Кранах – прозвище художника, в Кронах он родился это местечко во Франконии (Франция). Сведения о его биографии скудны.

Известно, что он за свою долгую жизнь был придворным живописцем при трёх саксонских курфюстах, дважды избирался бургомистром, находился в самых близких отношениях с Лютером и даже устроил его брак с Екатериной Бора.

Кранах Портрет Магдалины Лютер
Кранах Портрет Екатерины Бора
Кранах Л.Старший Портрет Мартина Лютера 1529
Кранах Старший был очень близок А.Дюреру в художественном отношении, но проще его, понятнее для толпы.

Он менее серьезен и величав, но более непосредствен.
Кранах одним из первых европейских граверов стал применять печать с двух досок: одна давала черный рисунок, вторая — цветовой тон.

Начало творческого пути художника было связано с Веной, куда Кранах переселился около 1502г.

Работы этого времени, как правило, на религиозную тематику, быстро принесли славу своему создателю. Голгофа – центральная тема раннего творчества Кранаха Старшего. Распятие Христа (первая известная картина художника) — один из самых популярных сюжетов искусства готики. С Голгофы открывается вид на замки на заднем плане картины.

Уже в 1505г мастер был приглашен курфюстом саксонским Фридрихом Мудрым в Виттенберг, город, бывший в эти годы эпицентром культурной жизни стран, где и прожил всю жизнь.. В замках Виттенберга, Кобурга, Веймара, Лохау и других Кранах расписывал стены и создавал декоративные панно.

Сохранились только описания этих произведений и подготовительные рисунки к ним. Кранах должен был оформлять торжества и турниры, часто устраивавшиеся при саксонском дворе, создавать эскизы костюмов знати, гербов, мебели, рисунки для украшения шлемов, щитов и другого парадного оружия.

Наверное эти рисунки и привезли для показа на выставку, открывшуюся недавно в Москве в ГМИИ им. Пушкина (выставка продлится до мая 2016)
В 1507г Кранах открыл свою мастерскую, где обучалось и работало довольно большое количество мастеров, исполнявших множество заказов, справится с которыми было не под силу одному художнику.

Монограммой Кранаха был крылатый дракон, который стоит на большинстве его произведений.

Интересно, что с драконом — бдительным стражем Золотого Руна, и с яблоком Гесперид, аналогичным образом охраняемым драконом — на ренессансных медалях изображалась Бдительность, одна из добродетелей, требуемая от монархов и других общественных деятелей в светской аллегории.
В 1508 курфюрст пожаловал Кранаху дворянство и личный герб: на щите — крылатая змея с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Герб стал торговой маркой его мастерской, личной подписью и товарным клеймом одновременно.

В «Венере и Амуре» завораживает фигура обнаженной женщины, кажущаяся такой целомудренной. Слева,на листке бумаги – монограмма Кранаха Старшего, дата написания картины и дракон с крылышками. А по обе стороны головы Венеры – двустишие, предостерегающее от соблазна : «Всеми силами души гони Купидоново сладострастие, иначе твоей ослепительной душой овладеет Венера».

Многочисленные античные и мифологические образы Лукаса Кранаха Старшего исполнены в утонченной и изысканной манере, но истинным призванием художника, раскрывшим его особый дар внимательного и острого наблюдателя, стал портрет.

Очень красивы свадебные портреты саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Екатерины Мекленбургской (1514). Это первые в немецкой живописи парадные портреты в рост.

Молодая гончая, изображенная на портрете Генриха, намекает на порывистость и горячий нрав своего владельца, а декоративная комнатная собачка Екатерины свидетельствует о том, что её хозяйка большую часть времени проводит дома.

С давних пор любители живописи пытались узнать, кто изображен на «Женском портрете»(1526).Саксонская принцесса Магдалина или Сабилла Клевская, невеста Иоганна Фридриха Саксонского? Однако никто не привел достоверных доказательств. Вероятнее всего эта женщина воплощает представление художника об идеальной красоте.

Лукас Кранах Юдифь с головой Олоферна
Много у Кранаха и детских портретов.

Кранах Л.Старший Портрет Иоганна Штедфаста; Иоганн Фридрих Великодушный. Диптих 1509 Нац.галерея Лондон

При дворе нравятся идеализированные образы, где героини обнажены.

Кранах отдал дань и сугубо фантастическим сюжетам «Аполлон и Диана»,

«Венера у фонтана»

или «Суд Париса», сюжет, к которому художник повторял неоднократно, чтобы показать нагое женское тело в трех ракурсах. Парис должен был определить, какая из трех обнаженных богинь красивее.

К числу картин последнего периода жизни художника относится оригинальная композиция «Источник молодости», где искупавшиеся старухи с левого берега (их везут на повозках и тележках) постепенно видоизменяются в воде, и уже молодыми красавицами выпархивают на противоположный берег, чтобы пировать на лужайке.

Фрагменты:

Около 1512 года Кранах женился на Барбаре Бренгбир, девушке из знатного семейства города Готы. К 1515 году в их семье было уже двое детей, а всего родилось пятеро: два мальчика и три девочки.

Оба сына пошли по стопам отца. Старший, Ханс, умер в юношеском возрасте.

Лукас Кранах Младший
Среди работ Лукаса Кранаха Младшего (1515-1586) известен алтарь в Веймаре, жанровые сцены, сцены охот, композиции на сюжеты мифов и античной истории. На картине «Христос и блудница» стражники уродливы, а сочувствующие, как и Христос, имеют приятные лица.
После смерти отца Кранах Младший руководил его мастерской и все свои картины помечал крылатым дракончиком.

Сводня Кранах Л.Младший…………..Кранах Л.Младший Лукреция

Кранах Л.Младший Христос и грешница

Кранах Л.Младший Обращение Савла.
Сюжет:Когда побивали, камнями святого первомученика Стефана, один еврейский юноша именем Савл, охранявший одежды, сброшенные с себя людьми, побивавшими св. Стефана, одобрял это убийство. Савл был противником христиан, он участвовал в преследовании их, входил в дома христиан, хватал их и отдавал в темницу, терзая Церковь Христову. Господь лишил его зрения и повелел идти в Дамаск.Там ему зрение вернули и Савл крестился и стал впоследствии апостолом Петром.

Адам и Ева.1512

Адам и Ева — Лукас Кранах Старший
Лукас Кранах Старший. Христос и грешница (1532). Будапешт. Музей изобразительных искусств
Св. Иероним — Лукас Кранах Старший
ри саксонские принцессы Сибилла, Эмилия и Сидония, дочери герцога Генриха Фроммена
Влюблённый старик (The old man in love)_1520-1540_87 х 60_д.,м._Мюнхен,

По поводу фразы П. П. Гнедича «Кранах Старший был очень близок А. Дюреру в художественном отношении, но проще его, понятнее для толпы. Он менее серьезен и величав, но более непосредствен.»
Давайте сравним сложность смыслового изображения сюжетов А.Дюрера и Л.Кранаха. Для примера возьмем Меланхолию.


Картина «Аллегория меланхолии» создана художником по мотивам популярного в первой четверти 16 века сюжета. Размер доски 113 x 72 см, дерево, масло. Вершиной таких картин и гравюр этой стилистики в искусстве ренессанса, несомненно, является гравюра Альбрехта Дюрера Меланхолия I.

У Дюрера Меланхолия — это воплощение высшего существа, гения, наделенного интеллектом, владеющего всеми достижениями человеческой мысли того времени, стремящегося проникнуть в тайны вселенной, но одержимого сомнениями, тревогой, разочарованием и тоской, сопровождающими творческие искания.

У Лукаса Кранаха картина «Аллегория меланхолии» являет образ пустой созерцательницы бытия, напрасно пытающейся вникнуть в смысл грядущих событий.
История искусства.Аллегория меланхолии
1528. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.


Меланхолия картина Кранаха
Меланхолия гравюра А.Дюрера
Cranach the Elder (Лукас Кранах Старший, 1472–1553, German) — Гравюры

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://vladimir71.mirtesen.ru/blog/43414778206

Ссылка на основную публикацию