Врубель М. Панно «Утро». 1897
В 1897 году Врубель написал три больших декоративно-монументальных панно, объединенных общей темой «Времена дня», для одного из интерьеров московского дома С.Т. Морозова на Малой Спиридоновке, построенного по проекту Ф.О. Шехтеля.
Врубель М.А. Утро. 1897В принадлежащем Русскому музею панно «Утро» пробуждающаяся природа олицетворена в виде четырех аллегорических фигур, подобных сказочным русалкам.
Среди чарующего сплетения гигантских деревьев, густых трав и причудливых цветов возвышается фигура обнаженной женщины, словно вырастая из орнаментального узора растений, которые, как волшебное платье, выявляют всю ее стать.
С восторженным изумлением встречает она восходящий свет, разливающейся на небе и олицетворенный «лучом», как художник называл другую героиню, причудливо изогнувшуюся и устремляющуюся из лесных зарослей вверх.
Контрастный переход от статики к движению пластически выражает момент пробуждения – от неподвижности ночи к динамике утра, от душевного покоя к внезапной взволнованности. Ниже, из густой травы, переходящей в болотные заросли, выступает третья «фея» (по выражению Врубеля), олицетворяющая пробуждение от сна.
Ее лицо еще неподвижно, только открылись большие темные глаза, и в них появилась первая утренняя мысль, может быть – продолжение последнего сновидения. Четвертая фигура дана фрагментарно: правый край полотна обрезает изображение женской головы с выражением страха на лице или крика отчаяния, будто «русалка» увидела нечто ужасное.
Когда Врубеля просили объяснить значение этой фигуры, он отвечал: «Это сказка». Четыре женские фигуры своей выразительностью усиливают общий эмоциональный настрой пейзажа, его поэтичность и музыкальность. Холодный колорит панно, сотканный из зеленых тонов – от светлых, разбавленных белилами, до темно-изумрудных, создает ощущение прохладной освещенности раннего утра, когда диск солнца вот-вот появится из-за невидимого горизонта.
За всеми образами художника стоят извечные человеческие категории добра и зла, страдания, жизни, смерти, любви. Они на редкость многозначны, всеобъемлющи. Это подлинные образы-символы, способные вызывать самые разные отклики в душе зрителя.
Наряду с живописными полотнами на выставке была обильно представлена графика, к которой особенно тяготели „невские пиквикианцы“.
Одним из самых любимых Дягилевым современных художников была Мария Якунчикова. На русско-финляндской выставке экспонировалось 15 ее работ.
Помимо офортов пейзажного характера, художница представила листы, целиком строящиеся на фантазии, такие как «Запах» и «Страх».
Далее
Вернуться к началу выставки
Источник: http://virtualrm.spb.ru/resources/vernisages/d_7
Картина «Демон» Врубеля: описание и история шедевра. Тема демонов в творчестве Михаила Врубеля :
Даже люди, не разбирающиеся в искусстве, не могут не знать «Демона» Врубеля. Это произведение поражает воображение. Сидящая атлетически сложенная мужская фигура на фоне заката написана в очень необычной технике. Кажется, что это даже не живопись, а панно. Как же пришла в голову знаменитому художнику идея нарисовать мифическое существо? Читайте об этом ниже.
История создания
«Демон» Врубеля появился в связи с юбилейным изданием одноименной поэмы Лермонтова. Художника пригласили иллюстрировать книгу, так как его порекомендовал на эту должность сам Сава Мамонтов, который славился своим отменным художественным вкусом. Для юного художника Врубеля демон стал настоящим прорывом. Ведь до этого момента бывший студент еще не успел толком поработать.
Его творчество ограничивалось росписью киевского монастыря, где он восстанавливал фрески. Удивительно, в Киеве художник занимался рисованием Богоматери, а в Москве ему предложили рисовать демона. Нужно сказать, что опыт подобного рисования у художника уже был. История «Демона» Врубеля начинается с неразделенной любви. Художник в Киеве влюбился в Эмилию Прахову – жену своего заказчика.
Его возлюбленная была замужней дамой, поэтому ни о каких взаимных чувствах не было и речи. Чтобы как-то выразить свою безответную любовь, Врубель рисует демона и пририсовывает ему голову своей возлюбленной. Этот набросок художник уничтожил. Получившийся эскиз испугал Михаила Александровича.
Но в Москве карандашный набросок ему вспоминается, и на его основе художник создает свой культовый шедевр «Демон сидящий».
Описание картины
«Демон» Врубеля написан в очень интересной технике. Картина создана не из мазков, а как бы из кристаллов. При взгляде на полотно кажется, что перед глазами находится не живопись, а качественно сделанная аппликация. По задумке демон сидящий должен олицетворять титана.
Юноша, изображенный на картине, принял задумчивую позу. Он сидит, обхватив ноги руками, и смотрит вдаль. Его напряжение выдают крепко сжатые кисти. Смотря на демона сидящего, можно понять, что этому юноше уже много пришлось перетерпеть. Его оголенный торс смотрится очень внушительно.
Мышцы на загорелых руках выпирают, что в контрасте с юным лицом смотрится очень непривычно. Описание картины Врубеля «Демон» не было бы полным, если не упомянуть о пейзаже. Демон написан сидящим на горе, в окружении цветов. Удивительно, но красивые и нежные растения кажутся вылепленными из камня.
Художник взял нижний ракурс, чтобы умышленно сделать своего и так большого демона еще больше. Фигура кажется настолько огромной, что частично даже не помещается в полотно. Задумчивый мужчина не кажется нам отталкивающим.
Его угрюмое выражение лица, вопросительные складки на лбу и печальные глаза скорее вызывают сочувствие, чем отвращение.
Цветовая гамма
«Демон» Врубеля написан на контрастах. Синий цвет, который присутствует как в одежде юноши, так и в земле, на которой сидит фигура, олицетворяет надежду. Холодные оттенки на картине поддерживаются лиловыми цветами заката. Остальная часть картины выполнена в теплых оранжево-коричневых тонах. Фигура освещена солнцем, что делает ее менее мистической и более земной.
https://www.youtube.com/watch?v=P_jbWYtLiDM
Можно рассматривать холодные оттенки в картине как рождение какого-то нового мира, о котором мечтает демон. Вся напряженность позы главного героя повествует о том, что реальность персонажа мало устраивает. Закат дня, написанный в холодных оттенках, должен донести до зрителя мысль, что в жизни все плохое когда-нибудь заканчивается.
Новый день все равно настанет вне зависимости от того, хочет этого человек или же нет. Но прежде чем забрезжит утро, в силу вступят серо-черные краски. Тени наступающей ночи уже можно видеть на картине. Но белые каменные цветы справа от фигуры вселяют надежду. Они уравновешивают композицию, выступая противовесом открытому пространству слева.
Без этих белых пятен фигура визуально бы упала в сторону.
Анализ картины
На полотне демон сидящий изображен в виде юного титана. Такая аналогия неслучайна. Сам Врубель не ассоциировал своего демона ни с чертом, ни с дьяволом. Врубель писал, что демон – это состояние его души.
Сегодня можно услышать мнение критиков о том, что художник сошел с ума именно потому, что выбрал главным героем своих картин потустороннее существо из ада. Но у Врубеля было другое мнение на этот счет. Он верил, что выразить свою внутреннюю сущность по-другому просто невозможно.
Следует внимательно посмотреть на картину, и можно в ней найти множество противоречий.
Например, фигура титана мощная и мускулистая. А вот лицо совсем юное и очень грустное. Зритель может понять, что участь демона не нравится главному персонажу, но ничего со своей судьбой он сделать не может. В картине хорошо передается три состояния: скованность, тоска и беспомощность. Холодный мир, который нашел демон на вершине горы, это не то, что он ожидал там увидеть.
Стиль, в котором написана картина, помогает ее лучшему пониманию. Осколки кристаллов как бы формируют фигуру. Зритель может предположить, что художник хотел до него донести то, что даже те индивиды, которые сделаны из камня, могут иметь тонкую и ранимую душу.
Критика
Современники тепло приняли картину Врубеля «Демон». Где находится это полотно сегодня? Там же, где и находилось два столетия назад – в Третьяковской галерее. Именно там впервые экспонировалась полотно, прежде чем его увидел весь мир. Шаляпин рассказывал о картине, что демон его потряс.
Певец признавался, что демон его потряс до глубины души, и оторвать взгляда от картины просто невозможно. Блок, как и многие современники, считал, что Врубелю удалось полностью охватить мысль Лермонтова и проникнуть в каждую строчку стихотворения.
Несмотря на это многие критики считали, что демон художника недостаточно отвратительный, у него не получается стать воплощением зла и порока, которым нужно быть любому проявлению темных сил. Удивительно, что картина молодого дарования смогла не только покорить сердца отечественной публики, но и получить признание за границей.
Пикассо говорил, что именно благодаря стилю, который он впервые увидел у Врубеля, ему пришла идея создать новый стиль в искусстве. Вдохновение и придание уверенности своим коллегам по цеху в том, что искусство нуждается в новом обличье — вот главные заслуги художника.
Скульптура
Демон появлялся не только в живописных работах художника. Врубель создавал на подобную тему свои скульптуры. Самая известная из них – это «Голова Демона», к сожалению, она до нас не дошла, так как сильно пострадала от рук вандала.
Скульптура была выставлена в Русском музее, когда один из посетителей выставки не смог сдержать свои чувства и скинул работу с постамента.
Говорят, что человек был сумасшедший, ну а может быть, кому-то просто было жутко смотреть на проявление дьявола во плоти.
А вот Врубель наслаждался изготовлением своей скульптуры. Ее он сделал сразу после того, как написал полотно «Демон сидящий». Но если лицо титана с картины было грустное и романтичное, то в скульптурном портрете лик преобразился. Это была страшная маска, прикрытая гривой густых волос. Чтобы добавить большего реализма своему произведению, художник решил раскрасить скульптуру.
Демон и Тамара
Где еще, кроме живописных полотен, можно встретить мифического героя в творчестве Михаила Александровича Врубеля? «Демон и Тамара» – это одна из иллюстраций к сборнику Лермонтова. Иллюстрация сделана на ватмане акварелью. Врубель решил показать зрителям свое видение момента встречи Демона и Тамары.
На рисунке главные герои словно не испытывают никаких чувств. Отстраненность Тамары и отсутствие предчувствия смерти делает иллюстрацию более значимой. Как были оценены иллюстрации Михаила Александровича Врубеля? «Демон и Тамара», а также другие иллюстрации не были так высоко оценены зрителями.
Издатели считали, что стиль рисунка у Врубеля чересчур вычурный, а поэтому он плохо сочетается с иллюстрациями других художников. Естественно, издатели боялись, что книга будет хуже продаваться, если покупатели не смогут оценить представленных в печатном издании иллюстраций.
Врубелю даже пришлось перерисовывать некоторые иллюстрации. Но полностью подстроиться под требуемый стиль художник не смог. Слишком он был своеобразен и свободолюбив. Жесткие рамки ограничивали его творчество, не помогали создавать шедевры — так считал художник.
А продавать свой талант за деньги Врубель не очень хотел. Ему хотелось творить не ради больших гонораров, а ради самого процесса.
Летящий
На волне своего успеха художник решил вернуться к теме, больше всего его интересовавшей. «Летящий демон» – картина Врубеля, которая появилась через 9 лет после первого полотна, заслужившего всемирное признание. Но в отличие от своего первого демона, второго художник так и оставил незавершенным.
Сложно сказать, что послужило тому причиной. Возможно, Врубеля разочаровала тема, возможно, в процессе воплощения замысла в жизнь вдохновение покинуло художника. Но ясно одно: картина была заранее хорошо продумана. До наших дней даже дошли некоторые эскизы.
На картине Врубеля «Демон летящий» изображена гористая местность и посередине фигура героя. В отличие от первого творения, второй образ стал менее аллегоричным и менее детальным. Фигура на картине еле очерчена. А вот складки плаща и фон хорошо проработаны.
Демон летит между небом и землей, рассекая узкое пространство, отведенное ему автором. Свобода, которую олицетворяет собой персонаж, выглядит слишком сжато.
Изображая летящего демона, Врубель размышлял о смене эпох. К нему уже пришла слава, его картины с успехом экспонировались за рубежом. Но почему-то будущее представлялось художнику чем-то серым и неуютным.
Вероятно, второй раз Врубель опять писал свое душевное состояние. Но если в первый раз он смог ясно выразить свои чувства, то вторая попытка явно не удалась. Никакой конкретики, все серо и размыто.
Хотя вероятность того, что именно такое состояние и было у художника, очень велика.
Поверженный
Последний демон, которого написал художник, стал для него пророческим. Как всегда, создавая своего мифического персонажа, Михаил Александрович выворачивал наизнанку свою душу. В то время, когда писалась картина, в жизни художника происходили перемены. И они не были радостными.
Написанный Врубелем «Демон поверженный» имеет серую цветовую гамму. Оно и неудивительно. Художник страдал от психологического расстройства и поэтому постепенно терял зрение. Сложно представить, как с этим можно справиться. Но художник держался до последнего.
На картине Врубеля «Демон поверженный» персонаж изображен в странной позе и с явно искореженным лицом. Когда в первый раз картина экспонировалась на выставке, она получила большой шквал негативных отзывов. Даже друзья художника заметили, что демон слишком непропорциональный.
Возможно, именно эти замечания заставили Врубеля еще не раз прийти на выставку и прямо там перерисовывать своего персонажа.
Говорили, что демон менялся на глазах, принимал разные позы, да и выражение его лица менялось день ото дня. Делая анализ картины Врубеля «Демон поверженный» нельзя не сказать о фоне, на котором расположился персонаж.
Горное ущелье выглядит как могила, а разбросанные рядом перья от крыльев должны были показать зрителю, что чем выше человек заберется, тем больнее ему будет падать. Действие картины разворачивается на фоне заката. Этот символический фон подводит черту под жизнью демона и Врубеля.
Есть мнение, что художник хотел показать своим демоном несокрушимость его в жизни каждого человека. Даже несмотря на то, что герой пал, он все еще дышит и будет жить. Но впечатление полотно производит такое, что кажется, будто демон слишком слаб и умрет с минуты на минуту.
Но не стоит отрицать того факта, что художник так и не смог завершить начатой задумки, так что сейчас у зрителей нет возможности полюбоваться на то, что должно было получиться в итоге.
Демоны в творчестве
У каждого человека есть внутренние проблемы, и все с ними борются по-разному. Одни ходят к психотерапевту, другие ведут дневник. Демоны в творчестве Врубеля занимают центральную позицию по той причине, что это были образы его души. Как признавался сам художник, ему не раз становилось легче после того, как он изливал свою душу на холст.
Но почему же Врубель ассоциировал своего внутреннего жильца с демоном? Дело в том, что художник не считал этого персонажа чем-то злым или порочным. Для Врубеля демон – это не черт и не дьявол. Это падшее существо, которое пытается найти свое место в этом мире. Согласитесь, аллегорично. Если посмотреть на всех демонов, написанных художником, можно проследить душевное состояние их автора.
Некоторые говорят, что Врубель создавал пророческие картины. Но ведь на проблему можно взглянуть и под другим углом. Картины не были пророческими. Художник через свое творчество выражал свои душевные муки, свою болезнь, которая его и погубила. Тематика его работ тут ни при чем. Ведь первые его творения считали чудом и переворотом в искусстве.
Так что глупо полагать, что именно «темная» тематика, выбранная художником, погубила творца.
Влияние на последователей
Все ли гении были сумасшедшие? Сложно сказать. Но то, что Врубель Михаил Александрович и демоны, написанные им, изменили ход истории, сказать можно точно. Художник не сразу обрел популярность. Многие не понимали стиль творца.
Он казался слишком вычурным и нереалистичным. Уникальность художника приписывалась его болезни и странному образу мышления. Но как сказал лечащий врач Врубеля, в творческом проявлении его пациента ничего странного нет.
Ведь картина мира у каждого из людей своя.
Когда же к художнику пришла истинная слава? Это случилось еще при жизни, но в то время Врубель уже ослеп и доживал свои дни в психиатрической больнице.
Но не сострадание творца побудило публику пересмотреть взгляды на творчество художника. На стыке веков сменилась мода. Стали популярны картины таких художников, как Моне и Дега.
Отношение к особому стилю своего современника в это время пересмотрели Ге, Бенуа, Шаляпин и Горький.
Сложно сказать, опередил ли художник время. Михаил Врубель жил в своем мире и рисовал свое видение. Естественно, вкус художника формировался под влиянием современников и моды.
Но своеобразный уникальный стиль Врубелю удалось выработать раньше, чем кубизм вошел в моду.
Хотя, как уже писалось выше, Пикассо рассказывал, что именно благодаря творчеству Михаила Александровича он изменил свою манеру письма и по-своему интерпретировал стиль художника.
А что же случилось с иллюстрациями Лермонтовского демона? Они были тепло приняты публикой. Книги раскупались как в момент их издания, так и продаются сегодня. Художнику удалось лучше других понять чувства великого поэта и изобразить образ на бумаге. Нужно сказать, что после Врубеля никто даже не пытался взяться за иллюстрацию произведения Лермонтова.
Сложно выдержать конкуренцию художника, который потратил всю свою жизнь, сросся с созданным им образом и не переставал создавать своих демонов до последних дней. Врубель преподал урок всему современному поколению. Не нужно бояться своей уникальности. Каждый художник должен постараться выработать свой уникальный стиль, чтобы быть непохожим на других.
Благодаря таланту и упорству можно многого в жизни добиться.
Источник: https://www.syl.ru/article/379718/kartina-demon-vrubelya-opisanie-i-istoriya-shedevra-tema-demonov-v-tvorchestve-mihaila-vrubelya
Демоны Михаила Врубеля: картины, от которых мороз по коже
Начало 1902 года подарило ценителям живописи художественную выставку «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. На ней была показана одна из наиболее известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный».
К этой работе автора было приковано особое внимание, так как знакомые Врубеля стали замечать за ним признаки психологического расстройства. Считают, что картина отображала весь спектр внутренних переживаний автора, а сам нарисованный Демон менял выражение лица изо дня в день…
Воспоминания друзей и близких гениального художника смогут пролить свет на жизнь Михаила Врубеля в то время.
Шел 1901 год. Михаил Александрович Врубель как раз начал работу над последней тринадцатой картиной из цикла «Демоны».
Супружеская чета Врубелей готовилась к великому событию — они ждали рождения ребенка. Мысли Михаила Александровича и его жены Надежды Ивановны были веселыми и беззаботными.
Они мечтали, как вместе с будущим ребенком поедут за границу выставлять «Демонов» в иностранных галереях.
Супружескою пару Врубелей ждало большое испытание. Их сын Савва родился с дефектом на лице, так называемой «заячьей губой». Это событие глубоко потрясло Михаила Александровича. С тех пор близкие стали замечать, что с великим художником начинает твориться что-то неладное.
Внутренние переживания Михаила Врубеля несложно разглядеть на портрете его сына. На лице маленького Саввы отчетливо читаются тревога, страх и отчаяние. Очевидно, что художник наделил портрет сынишки своими эмоциями.
Подготовив для выставки «Мир искусства» работу «Демон поверженный», Врубель не остановился на достигнутом. Каждое утро он прямо в галерее продолжал вносить изменения в уже нарисованную картину.
Бывали дни, когда «Демон» становился чрезвычайно страшным, а иногда он выглядел невыносимо печальным.
Родственники Врубеля вспоминали, что в связи с душевной болезнью тяга Михаила Александровича к творчеству многократно возросла, однако жить с таким человеком стало невыносимо.
В марте 1902 года душевная болезнь достигла критической точки, и Михаила Врубеля пришлось поместить в частную психиатрическую клинику. В поведении художника отчетливо прослеживались признаки мании величия, а уровень возбуждения был настолько большим, что на полгода пришлось прекратить свидания даже с самыми близкими людьми.
Через полгода Врубеля перевели в клинику Сербского. Художника доставили в больницу в одной лишь шляпе и пальто на голое тело, так как все свои вещи он уничтожил.
В новой лечебнице дела пошли на поправку. К великому художнику начала возвращаться ясность ума. По наставлению лечащего врача, Врубель вновь начинает писать картины.
В феврале 1903 года Михаила Александровича выписывают из клиники. Однако теперь он становится очень печальным, а к апрелю совсем «расклеивается». Художник считает себя ничтожеством и не находит в себе сил работать.
А в начале мая 1903 года происходит трагедия — умирает единственный сын Врубеля, Савва. К чести Михаила Александровича, он ведет себя чрезвычайно мужественно. Занимается организацией похорон и всецело поддерживает свою жену, которая была в полном отчаянии.
После этого чета Врубелей уезжает в свое имение под Киевом. Там Михаил Александрович начинает сильно нервничать и требует увезти его обратно в психиатрическую больницу. По совету знакомых художника направляют в рижскую лечебницу.
Теперь психическое расстройство Михаила Врубеля имело совершенно другой характер. От былой мании величия не осталось и следа. Мастер впал в глубокую депрессию и думал о том, чтобы покончить с жизнью.
Осенью 1903 года стараниями сестры Врубеля снова переводят на лечение в Москву в клинику Сербского. Здесь Михаил Александрович вновь возвращается к живописи, рисуя отличные портреты других больных. Но полная ясность мысли к художнику так и не вернулась. Ему кажется, что жена и сестра также являются пациентами лечебницы.
Однако картины Врубеля продолжают интересовать публику. Его работы с успехом демонстрируются на различных московских выставках.
В это время Михаил Александрович создает картину «Шестикрылый серафим», на которой изображен ангел с кинжалом и горящей лампадкой в руках. Работа полна экспрессии и ярких красок. Она по праву считается одним из лучших творений автора.
Весной 1904 года состояние художника ухудшилось настолько сильно, что близкие Врубеля даже стали готовить себя к его близкой кончине. Ведь Михаил Александрович отказался принимать пищу, считая себя недостойным получать еду. К счастью, всё обошлось. Поскольку на лето клиники Москвы закрывались, профессор Владимир Сербский советует перевести художника в подмосковную больницу Усольцева.
В этой клинике пациенты пользовались большой свободой и жили вместе с семьей доктора. Лечение в клинике Федора Усольцева произвело на удивление благоприятный эффект. Врубель быстро идет на поправку, к нему возвращается связность мыслей. Он начинает активно переписываться с родными и много рисует. Через два месяца художник окончательно выздоровел и вернулся домой.
Супружеская пара Врубелей переезжает жить в Санкт-Петербург, где снимает квартиру с электрическим освещением. Михаил Александрович много работает, и ничто не напоминает о его недавней болезни.
В это время Врубель пишет свою известную картину «Жемчужина». Ее сейчас может увидеть каждый посетитель Третьяковской галереи.
Однако с наступлением 1905 года близкие художника начинают замечать возвращение недуга. Михаил Врубель становится несдержанным и нервным, тратит огромные деньги на абсолютно ненужные вещи и страдает бессонницей. Стараниями жены в Петербург приезжает доктор Усольцев, который забирает Врубеля обратно к себе в клинику.
Федор Усольцев имел необычайно благотворное влияние на Михаила Врубеля. К художнику возвращается спокойствие и сон. Родные Врубеля надеялись, что болезнь быстро отступит, однако недолгое прояснение сменилось очередным кризисом.
Даже будучи больным, Михаил Александрович продолжает работать. В больнице Врубель пишет портреты всех членов семьи Усольцева, других пациентов, а также друзей, которые приходили навестить художника. Знаковым является портрет поэта Брюсова.
Во время работы над портретом Брюсова с Михаилом Врубелем случилась новая беда — он стал стремительно терять зрение. Чтобы лучше разглядеть поэта, мастер вынужден был рассматривать его почти в упор. А закончил работу Врубель уже практически слепым.
Слепота окончательно выбила Михаила Александровича из равновесия. Он прекрасно понимал, что слепой художник никому не нужен. Врубель начинает отказываться от пищи. Он внушил себе, что 10 лет голода вернут ему зрение. Также художник начинает стесняться своих друзей, говоря: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу».
С этих пор начинается постепенное угасание великого мастера. Врубель смирился со своим финалом и терпеливо ждал смерти.
Заболев воспалением легких, которое вскоре переросло в чахотку, Михаил Александрович воспринял это совершенно спокойно.
В последний свой день он тщательно привел себя в порядок, вымылся, причесался, надушился одеколоном, попрощался с женой и сестрой и больше уже не разговаривал.
Лишь перед самой кончиной, будучи уже в бреду, Михаил Врубель вдруг ясно и четко произнес санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». Эти слова оказались пророческими. Через день тело великого художника привезли в Академию художеств, чтобы с ним могли проститься…
Психиатр Усольцев, который едва ли не лучше всех знал Врубеля, сказал: «Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров». И если психика художника не выдержала всех переживаний, то творческая натура мастера сумела с помощью картин донести до зрителя весь спектр его эмоций.
Внимательно присмотрись к этим картинам — в них можно увидеть душу автора. И не забудь поделиться этой записью с друзьями — пусть они тоже приобщатся к великому искусству.
Источник: https://ofigenno.com/kartiny-mihaila-vrubelya
Тринадцать демонов Михаила Врубеля
Юбилей удивительного и непостижимого Михаила Врубеля — 160 лет со дня рождения, отмечали 17 марта 2016 года.
Какие крылья унесли его дух 14 апреля 1910-го? Белые или черные? Сказочно-мистический мир Врубеля, его чувственная эстетика завораживали, притягивали и… отталкивали современников.
Его творчество, его дух остаются загадкой — болезненное или гениальное сознание вело этого художника?
Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишня страстность, буйность — вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах!
В душе этого невысокого человека с внешностью венецианца «с картины Тинторетто или Тициана» жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному. Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве, даже тогда, когда он этого еще не осознавал.
Демон первый. «Оттуда не возвращаются»
Может ли ребенок, потерявший мать, встретиться с ней? Да, Сереже Каренину повезло: однажды, когда он спал, мать прорвалась в детскую и подхватила сына на руки, впиваясь в него взглядом — прощаясь навсегда.
Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель? Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь.
Анна Каренина — первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность.
Демон второй. «Мне скучно, бес»
Отец Михаила был военным, семья переезжала с места на место — Омск, Саратов, Астрахань, Петербург, Харьков, Одесса… Все это не способствовало длительным привязанностям.
В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу.
Михаил Александрович Врубель. Автопортрет
Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир.
«…в Одессе была летом Петербургская оперная русская труппа… я слышал: „Жизнь за царя“, „Жидовку“, „Громобоя“ и „Фауста“; познакомился через Красовского с Корсовым и Дервизом»; «Теперь в Одессе «Передвижная художественная выставка, с смотрителем которой Де-Вилье я недавно познакомился; это очень милый человек, жандармский офицер, сам прекрасный пейзажист; он просил меня приходить к нему во всякое время писать и обещался для копировки достать картин в галерее Новосельского».
И вместе с тем:
«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб… часы досуга… проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты».
…Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес».
Михаил Александрович Врубель. Фауст. Триптих.1896
Демон третий. Безумная техника и странная эстетика
В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и… в поиск истины: штудирует философию и навсегда проникается теорией эстетики Канта. Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом.
В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В. Серов.
Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема.
«Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».
Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника:
«…маэстро быстрыми, угловато-рублеными штрихами возводил на листе бумаги тончайшую графическую паутину. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. …Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму.
Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком… и мы уже предвкушали неудачу художника… И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму.
…перед взором моим предстал плод высочайшего мастерства, произведение удивительной внутренней экспрессии, ясного конструктивного мышления, обличенного в орнаментальную форму».
Демон четвертый. Неразделенная любовь
Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. В. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну.
К. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «…я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».
Демон пятый. «Демон сидящий»
Лечиться от любовной тоски Врубель уехал в Одессу. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего.
Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «…в опрокинутом виде снимок представлял удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер или пейзаж на луне».
Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета.
Отцу Михаила Александровича работа не понравилась:
«Демон этот показался мне злою, чувственною… отталкивающею… пожилою женщиной».
Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве.
Из письма сестре:
«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демоническое“ — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».
Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий
В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов.
Демон шестой. Лермонтовский
В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.
И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье Бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего,
Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!..
Публика оказалась не готова встретиться лицом к лицу с таким Демоном: после выхода книги иллюстрации Врубеля подверглись жесткой критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».
Михаил Александрович Врубель. Тамара и Демон
Ни одному иллюстратору не удалось воплотить с такой силой мятущуюся безысходность, тоску и ожесточенность этого неземного существа.
Для примера: Демон в представлении К. Маковского:
Константин Маковский. Тамара и Демон.
Демон седьмой. Несбывшаяся «Грёза»
В 1896 году Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно размером 20×5м для Всероссийской нижегородской выставки, приуроченной к коронации Николая II. Долой демонов! Врубель задумывает образ Грёзы — музы, вдохновляющей художника. Тоже нездешний дух, но вполне дружественный.
Комиссия признала оба панно Врубеля — «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», — чудовищными. В ответ Мамонтов построил к приезду императорской четы специальный павильон под названием: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Правда, пять последних слов пришлось закрасить.
Газеты взорвались критикой, особенно отличился Максим Горький — в пяти статьях о выставке он разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника.
Впоследствии один из фронтонов гостиницы «Метрополь» был украшен майоликовым панно «Принцесса Грёза» М.Врубеля.
Демон восьмой: кто в облике таком?
В разговоре с отцом по поводу первого, уничтоженного Демона Михаил объяснял, что демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик.
Вероятно, это и отпугивало заказчиков и зрителей в женских образах художника. Тревожила завораживающая тайна, зов в неизведанное.
Его «Гадалка», дух «Сирени» и даже «Девочка на фоне персидского ковра» чужды русской эстетике, здесь «переночевал» восток с его губительной Шамаханской царицей.
Сирень
Михаил Александрович Врубель. Девочка на фоне персидского ковра. (Отец девочки, Маши Дохнович, от портрета отказался)
Михаил Александрович Врубель. Царевна-Лебедь. 1900
В этом лице, глазах в пол-лица, повороте головы — та же демоническая тоска,
Не унес ли Демон, вопреки Лермонтову, Тамару в свой безрадостный мир? Не превратил ли в Царевну-Лебедь? Эта «инаковость» сделала «Царевну-Лебедь» любимой картиной Александра Блока, но не остальной публики — она тоже подверглась ожесточенной критике.
Демон девятый. Духи разных миров
Михаил Александрович Врубель. Утро. 1897
Илья Репин с трудом отговорил Михаила Александровича от уничтожения отвергнутого заказчиком панно «Утро», где в образах духов и вовсе стирается грань между мужским и женским.
Обращение к духам леса, рек, гор очень характерно для врубелевской «формулы живого отношения к природе». И он снова и снова возвращается к мифологическим образам.
Михаил Александрович Врубель. Пан
В имении Тенишевой, куда чета Врубелей приглашена на отдых, художник под впечатлением новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир» за один день создает «Пана».
Михаил Александрович Врубель. Валькирия
Хозяйка имения — княгиня Мария Тенишева, — предстает в образе Валькирии — воительницы, переправляющей павших воинов в Валгаллу.
«Валькирия» вместе с «Болотными огнями», как символ возвращения в город юности художника, попала в коллекцию Одесского художественного музея (дар М. В. Брайкевича). Также в музейной коллекции находятся два рисунка художника — «Семья Я. В.
Тарновского за карточным столом», «Портрет неизвестной» и две майолики — «Волхова» и «Морская царица» (из собрания А.П. Руссова).
Демон десятый. Демон – Ангел
Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это «мифические существа, посланники… Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый».
Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином.
Михаил Александрович Врубель. Демон
Двойственная природа и у шестикрылого серафима — Азраила – ангела смерти.
Михаил Александрович Врубель. Шестикрылый Серафим
Демон одиннадцатый – вознесшийся и поверженный
В 1898 году Врубель, спустя десятилетие, возвращается к лермонтовскому «Демону» (сам Лермонтов до конца жизни переделывал своего «Демона», сохранилось девять его редакций): он колеблется между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный».
В 1900 году к художнику приходит признание: на Всемирной выставке в Париже ему присудили золотую медаль за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».
«Летящий Демон» остается незавершенным. Над «Демоном поверженным» он работает неистово, без передышки, без конца переделывая…
Дальше — диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» и психиатрическая лечебница.
«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов…» — пишет Врубель своей жене, находясь в больнице.
Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон.1899
Михаил Александрович Врубель. Демон поверженный
У этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья.
Двенадцатый демон. Пророк
Последний из его «потусторонних сюжетов» — «Видения пророка Иезекииля» — остается незавершенным: в начале 1906 года художника Врубеля не стало — он ослеп.
Михаил Александрович Врубель. Видения пророка Иезекииля. 1905.
Доктор Усольцев писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми; они у него погибли последними, так как были первыми».
Михаил Александрович Врубель. Автопортрет. 1885
Демон тринадцатый. Посланник иных миров
Быть может, Александр Блок был единственным, кто при жизни полностью принял врубелевский мир:
«Возвращаясь в своих созданиях постоянно к „Демону“, он лишь выдавал тайну своей миссии.
Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением… Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи.
Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Нам — через столетие — кажется, что Демон другим и не может быть. Он нас тревожит и потрясает…
Инна Лостман
Из: Артхив
Источник: http://www.izbrannoe.com/news/lyudi/trinadtsat-demonov-mikhaila-vrubelya/