Описание картины михаила лермонтова «воспоминания о кавказе»

Лермонтов художник


Офицер верхом и амазонка. Пятигорская сцена. Карандаш. 1841 год

Михаил ЛЕРМОНТОВ

Как известно, обучение искусствам, в том числе и изобразительному, входило в программу дворянского образования детей, поэтому ничего удивительного в том, что Михаил Лермонтов охотно этим занимался, нет. По свидедетельствам родственников, рисовать он начал раньше нежели писать стихи.

В доме в Тарханах пол в комнате Мишеля был покрыт зелёным сукном, по которому ребёнок огромным удовольствием ползал и рисовал на нём цветными мелками.

Кроме этого, мальчик любил лепить из крашеного воска не просто фигурки для своего театра, но и сценки из жизни, полноценные картины, батальные сражения.

Кавказский пейзаж с озером, детский рисунок Лермонтова из альбома, 1825 год

Со временем рисование и живопись превратились в страстное увлечение, раскрывшее ещё одну грань таланта этого неординарного человека. Во время учёбы в Московском университетском благородном пансионе Лермонтов уже брал уроки рисования и живописи у художника-акварелиста Александра Степановича Солоницкого.

Ребенок, тянущийся к матери, 1829 год.

Андрей ПервозванныйКопия Михаила Лермонтова (слева) с одноименной картины Антона Лосенко 1764 года (справа)Мадонна с младенцем

Рисунок 17-летнего Михаила Лермонтова с гравюры картины Гвидо Рени

До нас дошло несколько работ этого периода: два рисунка – Ребенок, тянущийся к матери и Мадонна и картина маслом Андрей Первозванный, ученические копии, написанные Лермонтовым по заданию своего учителя.

Переехав в Петербург, Лермонтов не прекратил своих занятий живописью. По окончании юнкерской школы он брал уроки живописи у художника Петра Ефимовича Заболотского, преподававшего во многих петербургских аристократических семьях, автора двух прижизненных портретов поэта.

Живописное наследие Лермонтова, дошедшее до нас, к большому сожалению, не в полном объёме, содержит около пятистот рисунков и набросков (на отдельных листах, в двух личных альбомах и альбомах родственников и друзей, в письмах к тётушкам, кузинам, на полях рукописей и книг), более пятидесяти акварелей и полтора десятка картин, написанных маслом.

Юноша в бурнусе и восточном головном уборе 1831 годВосточный человек в чалме 1836 годШкола гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Дортуар 1832–34 годыБеседующие казаки, 1832–34 годыВсадники в восточных костюмах
Скачущий всадник и наброски мужских голов, 1832–34 годыДуэль, Перо чернила, 1832–34 годыСцена из военной жизниКоньБитва французских кирасиров с конными егерями 1832–34 годы
Оседланная лошадь. Сепия.

1830-годы

Рисунки Михала Юрьевича иллюстрировали то, что окружало, увлекало и волновало поэта, а зачастую становилось и темой его сочинений: жанровые, анималистические и батальные сценки, зарисовки из рутинной военной жизни, портреты друзей, коллег и возлюбленных, пейзажи, виды деревень и Кавказа.

Рисунки Лермонтова не развлечение странствующего офицера, не занятие от нечего делать, а род записных книжек поэта, часть его вдохновенной и упорной работы. В них отразилась культура работы Лермонтова, внутренняя связь его многообразных талантов… (Ираклий Андронников)

Конный казак, берущий препятствие. Карандаш. 1832–1834 годыТройка, выезжающая из деревни. Карандаш.

1832–1834 годыСани, запряженные тройкойТройка у постоялого двораКибитка, запряженная тройкойТройка на деревенской улицеКрестьянин под деревом
Молодая женщина и старуха, 1832–1834 годыРисунки на обложке автографа повести Вадим, 1832–34 годыПортрет офицера в шинели 1932–34 годыАвтопортретЮнкер Л.Н.

Хомутов
Илюстрация к повести Александра Бестужева-Марлинского Аммалат-Бек. Перо, чернила. 1832–34 годы
Женщина на лошади и портрет неизвестного мужчины. Наброски. 1834 годБлагословение молодых.

Тушь, 1835 год
Мужчина в плаще (Фаталист) 1836 годВсадникиКоляска, запряженная четверкойПляска грузинок на плоской кровле (Лезгинка), 1837 годТифлис. Метехский замок. КарандашДаьяльское ущелье. Вид с арбой, 1837 год
Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары, 1837 год

Тамань. 1837 год

Тамань – самый скверный городишка из всех приморских городов России… Я приехал на перекладной тележке поздно ночью… Десятник нас повел по городу. К которой избе ни подъедем – занята… После долгого странствования по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни только ветхие заборы, мы подъехали к небольшой хате, на самом берегу моря

Бештау. Близ Железноводска, 1837 годРазвалины на берегу Арагвы в Грузии, 1837 годВсадники, стреляющие в горцаДва всадникаГорское селение

…Между кизиловых дерев Аул рассыпан над рекою…

Воспоминание о путешествии, 1837 годСцены из Ставропольской жизни, 1837 годВзятие крепостиРисунок М.Ю. Лермонтова из альбома НарышкиныхСхватка кавалеристовРисунок М.Ю. Лермонтова из альбома НарышкиныхРисунок Лермонтова из альбома, принадлежащего семье Солнцевых, 1838 годСкачущий гусар с лошадью в поводу, Голова мужчины с усами, Мужчина в очках с бородкой и Молодая девушка в декольтированном платьеНабросок мужского лица с бакенбардамиМужской портретГолова мужчины с трубкойДжигитовка, 1840 годВоенный с эспаньолкой, 1839 годГорящая степь. Эпизод из Кавказской войны, 1840 год
Мужская голова, скачущий всадник, лошади, бегущие в разных направлениях. Наброски 1840 год

Вы, наверное, обратили внимание на то, какое огромное место в рисунках и набросках поэта занимает изображение лошадей, которых он очень любил и замечательно рисовал.

Это зарисовки троек, скачущих и отдыхающих лошадей, со всадниками и без, спокойных и вздыбленных.

Художник стремился передать различные виды движения и алюров этих животных, их норов и породу, стремительность, стать, грациозность, красоту и индивидуальность каждой.

Дипломатия гражданская и военная. Карандаш. 1841 годСветская сцена. Перо, чернила. 1840–1841 годы
Всадник и всадница, Карандаш. 1841 год

Карикатуры на офицеров. Карандаш.

Михаил Юрьевич Лермонтов слыл также незаурядным карикатуристом. Бабушка Лермонтова просила внука не писать более стихов, живя в постоянных опасениях за него. Внук …

стал рисовать карикатуры, которые были так похожи и удачны, что наделали много шума в высшем петербургском обществе… (из воспоминаний Н.А. Огарёвой-Тучковой).

В своих достаточно злых рисунках он метко и беспощадно высмеивал пошлость, глупость, высокомерие, что приводило, по словам современников, оригиналы в полное бешенство. Последним в этой череде cтал Николай Мартынов – главный герой последних карикатур поэта:

он довёл этот тип до такой простоты, что просто рисовал характерную кривую линию, да длинный кинжал, и каждый тотчас узнавал, кого он изображает… Однако изображения Мартынова, как и большинство других карикатур, утрачены.

Автошарж

Не щадил поэт и самого себя, подшучивал над своей армейской наружностью, которой наградила его судьба, изображая себя то горбуном (из-за некоторой сутулости), то подчёркивая свои кривоватые (результат падения с лошади в манеже) ноги.

Поспешает на тревогу. Карикатура. Карандаш. 1841 год

Рисунок изображает спешащего на происшествие генерала с большим животом (в котором жители столицы обнаруживали сходство с генерал-губернатором Петербурга графом Петром Кирилловичем Эссеном), в очках и треуголке, со звездой и лентой через плечо, сидящего на пролетке и замахивающегося длинным кнутом на чахлую лошаденку, еле передвигающую ноги.

Тарханы. Пейзаж с двумя березами. Акварель, конец 1820-х годовМорской вид с парусной лодкой, фрагмент, акварель. 1828–1831 годы

Белеет парус одинокий…

Эмилия, персонаж пьесы М.Ю. Лермонтова Испанцы.Лермонтов изобразил свою возлюбленную Варвару Лопухину. 1930–31 годыИспанец с кинжалом. Акварель. 1830–31 годы
Маневры в Красном селе 1833–34 годыБивуак лейб-гвардейского Гусарского полка под Красным селом, 1835 год
Конный горец со знаменем. 1836 год

Очень много и продуктивно Михаил Юрьевич Лермонтов работал в технике акварели. Именно акварелью им написано большинство портретов родствеников, друзей и знакомых, включая и знаменитый автопортет, представленный в прошлой подборке.

Юрий Петрович Лермонтов. Отец поэта. 1835-36 годыАкварель Лермонтова с картины маслом неизвестного художника

Ужасная судьба отца и сынаЖить розно и в разлуке умереть,И жребий чуждого изгнанника иметь

На родине с названьем гражданина

Варвара Лопухина-Бахметева, 1835 год

У ног других не забывалЯ взор твоих очей;Любя других, я лишь страдал

Любовью прежних дней…

Вера – героиня романа Княгиня ЛиговскаяПортрет В.А. Лопухиной-Бахметевой. Акварель 1835-1836 годовМихаил ЛЕРМОНТОВИспанец в белом кружевном воротнике. Акварель, 1837 годНеизвестный молодой человек в синем (С.

А. Раевский?)Алексей Андреевич КикинНеизвестный молодой человек в синем халате (А.И. Одоевский?). АкварельПейзаж с мельницей и скачущей тройкой
Волобуева мельница. 1837

Волобуева мельница.

1837 год

В 1837 году заболевший по дороге на Кавказ Лермонтов лечился в военном госпитале города Ставрополя. Сразу за госпиталем начинался глубокий овраг, весь поросший лесом и спускавшийся к речке Ташле. Едва заметная тропинка через лес приводила к деревянной водяной мельнице купца Волобуева, где любил прогуливаться поэт.

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби, 1837–1838 годы

Автолитография, раскрашенная акварелью

Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собою порядочную коллекцию; одним словом я вояжировал.

Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и право я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чорту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь.

Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда, 1841 годВ гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем Монго Алексей Столыпин, друг и родственник Лермонтова:

Монго – повеса и корнет,Актрис коварных обожатель,Был молод сердцем и душой,Беспечно женским ласкам верилИ на аршин предлинный свойЛюдскую честь и совесть мерил.Породы английской он был –Флегматик с бурыми усами,Собак и портер он любил,Не занимался он чинами,Ходил немытый целый день,Носил фуражку набекрень;Имел он гадкую посадку:Неловко гнулся наперед,И не тянул ноги он в пятку,

Как должен каждый патриот.

Зпизод сражения при Валерике 23 июля 1840 годаРисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашенный акварелью князем Григорием Гагариным

          …и пошла резня.И два часа в струях потокаБой длился. Резались жестоко

Как звери, молча, с грудью грудь…

Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин позже дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас.

При Валерике. Похороны убитых. Акварель, 1840 год

Пятигорск. Дом РеброваИ, наконец, работы, написанные масляными красками.Герцог Лерма, 1832–33 годыПортрет Андрея Николаевича Муравьева (1835–37 годы)

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Картон, масло (ИРЛИ)

Атака лейб-гвардейских гусар под Варшавой 7 сентября 1831 года, 1837 годВид Пятигорска, 1837–1838 годы
Кавказский вид с Эльбрусом (Эльбрус при восходе солнца), 1837 годВоенно-Грузинская дорога близ Мцхеты (Кавказский вид с саклей), 1837 годОкрестности селения Карагач (Кавказский вид с верблюдами), 1938 годВид Тифлиса, 1837 год

Уж за горой дремучеюПогас вечерний луч,Едва струей гремучеюСверкает жаркий ключ;Сады благоуханиемНаполнились живым,Тифлис объят молчанием,

В ущельи мгла и дым.

Воспоминания о Кавказе, 1838 год
Черкес, 1838 год

Две последние картины написаны по памяти во время нахождения Михаила Юрьевича в Гродненском гусарском полку в Селищенских казармах Новгородской губернии.

Искусствоведы считают их самыми неудачными из работ Лермонтова, так как написаны они были по свидетельству однополчанина Александра Ивановича Арнольди впопыхах, всего за несколько часов.

Вообще во время пребывания в Новгороде, Михаил Юрьевич написал 12 картин маслом, однако до нас дошли только эти две.

Перестрелка в горах Дагестана

Крестовый перевал 1837–38 годыЭту картину Лермонтова позже копировали русские художники.
Копии с оригиналов Лермонтова Архипа Куинджи и Бориса Семёнова

Кавказский вид возле селения Сиони, 1837 или 1838 годы

Это одна из самых больших и лучших живописных работ Михаила Юрьевича, которую он подарил своей бабушке. Она находилось в Тарханах с 1838 года.

Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльборус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока (Герой нашего времени).

Нападение. Сцена из кавказской жизни. 1838 год

Увидев эту картину Лермонтова, Александра Михайловна Верещагина ответила ему в письме: …Что касается вашего рисования, говорят, что вы делаете удивительные успехи, и я этому охотно верю; умоляю, Мишель, не забрасывайте этот дар, картина, которую вы прислали Алексею, очаровательна.

Александра Михайловна оказалась права. Многие искусствоведы и исследователи живописного наследия Лермонтова утверждают, что если бы литература не стала главной страстью поэта, из него мог бы выйти прекрасный художник.

Прикоснитесь напоследок ещё раз к творчеству Михаила Юрьевича…

Романс А.Е Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова поет Олег Погудин.
Завещание Лермонтова. Олег Даль

Источник: https://loddfafnirr.livejournal.com/104109.html

Образ Кавказа в живописи Михаила Юрьевича Лермонтова Автор работы: Николаева Нина 9-к класс. – презентация

1 Образ Кавказа в живописи Михаила Юрьевича Лермонтова Автор работы: Николаева Нина 9-к класс<\p>

2 Лермонтов был не только талантливым поэтом, но и одаренным художником. Много зарисовок сделано Лермонтовым во время его ссылки на Кавказ в 1837 году. Среди них замечательный пейзаж Крестовой горы. «Эта картина рисована поэтом Лермонтовым и подарена им мне при последнем его отъезде на Кавказ… » (Надпись рукою Ф.Одоевского на оборотной стороне картины «Крестовая гора»)<\p>

3 Воспоминания об увлечении рисованием Лермонтова относятся к его раннему детству. Так, например, в одном из самых ранних детских портретов, выполненном неизвестным художником, он изображён с мелком в правой руке за рисованием в возрасте 4-5 лет. В его детской комнате в Тарханах (в имении его бабушки) пол был обит сукном, что позволяло мальчику постоянно рисовать мелом. Многие современники по детству в Тарханах вспоминают об его увлечении изобразительным искусством. «Великим постом Мишель был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде; уже в раннем детстве – рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины; охоту за зайцем с борзыми, которую раз всего нам пришлось видеть, вылепил очень удачно также переход через Граник и сражение при Арбеллах, со слонами, колесницами, украшенными стеклярусом, и косами фольги» (А.П. Шан-Гирей).<\p>

4 Художественное наследие Лермонтова является подлинной изобразительной летописью его жизни. Огромное место, как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ. Первые детские воспоминания о Кавказе связаны с поездками в 1820-х и х годах вместе с бабушкой, Е.А. Арсеньевой, которая возила слабого здоровьем внука на Горячие воды (Пятигорск).<\p>

5 Кавказ надолго останется в памяти поэта и отразится в лирических строках и художественных картинах. Своё первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передаст в детском рисунке акварелью, подписанном на французском языке «М.Л год. 13 июня. На Горячих водах». Горы на рисунке по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, что именно у одной из этих гор встретит свой последний час великий поэт.<\p>

6 На многих рисунках и картинах Лермонтова изображены конкретные места Кавказа, бесспорно, выполненные с натуры, поскольку они очень точны в деталях. Это пейзаж окрестностей Пятигорска: «Бештау около Железноводска» и «Офицер верхом и амазонка». На них изображён посёлок Иноземцево, что в нескольких километров от Пятигорска. Это бывшее селение Шотландка – немецкая колония Каррас, как чаще её называли в то время. Сюда Лермонтов приезжал и весёлой шумной компанией, но иногда и один. Здесь хорошо думалось, здесь он писал стихи и делал пейзажные зарисовки, здесь же он провёл последние часы перед роковой дуэлью.<\p>

7 По предписанию командования он едет по Военно-Грузинской дороге в Грузию, в свой полк. На своей картине «Развалины близ селения Караагач в Кахетии» Лермонтов изобразил его окрестности, где стоял нижегородский драгунский полк, в котором он служил. Изображенная на картине скала над Караагачем была видна за много десятков километров из левобережной части Алазанской долины, где пролегал старинный торговый путь.<\p>

8 «Роскошной Грузии долины Ковром раскинулись вдали: Счастливый, пышный край земли!» – такой Грузия предстала перед Лермонтовым, такой он её увидел и полюбил. Одна из лучших живописных работ Лермонтова «Крестовая гора» написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года.<\p>

9 Эту картину Лермонтов в 1841 году, в последний свой приезд в Петербург, подарил своему другу, писателю В.Ф. Одоевскому. Долгие годы её местонахождение было неизвестно, а 1966 году она была найдена в Финляндии и теперь хранится в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске.<\p>

10 В это же время, в годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта. Он передаёт глубокий, напряжённый мир поэта, его страдания, его состояние души. Взгляд его задумчив, даже печален. Таким современники видели Лермонтова в Грузии.<\p>

11 И башни замков на скалах Смотрели грозно сквозь туманы- У врат Кавказа на часах Сторожевые великаны!<\p>

12 Талант художника Лермонтова очень многогранен. Он увлекался портретом, изображая с большой достоверностью людей своего круга. Ему великолепно удавались пейзажи, как в живописи, так и графике. Лермонтов проявил себя незаурядным мастером карикатуры и анималистических зарисовок скачущих лошадей и групп всадников. Множество его работ посвящено военной тематике – это изображение поединков, сражений, вооружённых черкесов, русских офицеров и юнкеров. По художественной пластике его рисунки необычайно динамичны и выразительны, а живописные картины прекрасны по своему колориту и напоминают таких мастеров того времени, как братья Никанор и Григорий Чернецовы, князь Гагарин и другие. Некоторые из его работ являлись предвестниками его очередного литературного произведения. Так поэт Лермонтов данным ему природой талантом художника запечатлел тот образ природы или иное событие, которые потом воплощались в его стихах и прозе.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/216997/

“Лошадей Лермонтов любил хороших … “

В 19 веке лошади были основным средством передвижения. Современники поэта вспоминали: “Лошадей Лермонтов любил хороших и ввиду частых поездок в Петербург держал верховых и выездных“.

Среди различных пород лошадей Лермонтов выделял башкирскую. В письме от апреля 1836 года поэт сообщает бабушке: “…башкирки так сносны, что чудо, до Петербурга скачу – а приеду, они и не вспотели…“.

Арсеньева сама снабжала внука лошадьми, в 1835 году она писала ему в Петербург: “…домашних лошадей шесть, выбирай любых…”. На усадьбе Елизаветы Алексеевны было две конюшни – отдельно для выездных и для рабочих лошадей. 

Михаил Юрьевич Лермонтов любил лошадей, что отразилось в его творчестве:

Перестрелка в горах ДагестанаМасло, 1840—41 гг.
Вид Крестовой горы из ущелья близ КобиАвтолитография, раскрашенная акварелью1837—38 гг.

Кавалерийская схватка Сепия, 1830—32 г.

Воспоминания о Кавказе Картина М. Ю. Лермонтова Масло, 1838 г.

Тройка, выезжающая из деревни Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш 1832 – 1834 гг.

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкойАкварель М. Ю. Лермонтова1835 г.

Эпизод из маневров в Красном Селе Сепия. (Утрачена в 1941 году)1834—35 г.

Сцена из кавказской жизни Масло, 1838 г.

Тифлис Карандаш, 1837 г.

Скачущий всадник и наброски мужских голов Перо, чернила1832—34 гг.

КонногренадерПеро, чернила1832 г.

Письмо М.Ю. Лермонтова Е.А. Арсеньевой.

Царское Село, конец марта-первая половина апреля 1836 г.

Милая бабушка.

Так как время вашего приезда подходит, то я уже ищу квартиру, и карету видел да высока; Прасковья Николавна Ахвердова в маие сдает свой дом, кажется, что будет для нас годиться, только всё далеко.

— Лошади мои вышли, башкирки, так сносны, что чуда, до Петербурга скачу — а приеду, они и не вспотели; а большими парой, особенно одной все любуются, — они так выправились, что ожидать нельзя было. — Лошадь у генерала я еще не купил, а уже говорил ему об этом, и он согласен.

Посылаю вам в оригинале письмо Григорья Васильевича, и я буду дожидаться вашего письма, что ему отвечать; признаюсь вам я без этого не знал бы, что и писать ему, — как вы рассудите: я боюсь наделать глупостей.

— Скоро государь, говорят, переезжает в Царское Село — и нам начнется большая служба, и теперь я больше живу в Царском, в Петербурге нечего делать, — я там уж полторы недели не был; всё по службе идет хорошо — и я начинаю приучаться к царскосельской жизни.  

Пожалуста, растолкуйте мне, что отвечать Григорью Васильевичу.  

Прощайте, милая бабушка, будьте здоровы и покойны на мой счет, а я, будьте уверены, всё сделаю, чтоб продолжать это спокойствие. Целую ваши ручки и прошу вашего благословения.  

Покорный внук М. Лермонтов.

Источник: http://museumtarhany.blogspot.com/2012/12/blog-post_20.html

«По Лермонтовским местам Осетии»

Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня

приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.

М. Ю. Лермонтов

В жизни и творчестве Лермонтова Кавказ сыграл не просто значительную роль, а стал основополагающей темой проходящей видимо или невидимо через всю судьбу поэта.

  Воспоминания о Кавказе. 1838. Масло.

Лермонтов бывал во Владикавказе дважды. Оба раза проездом. В первое свое путешествие поэт отправился, конечно, не по своей воле, за написанное им стихотворение «Смерть поэта».В 1837 году М.Ю. Лермонтов совершил поездку в Закавказье и проездом был во Владикавказе и осетинских селах, расположенных на Военно-Грузинской дороге.

Об этом он упоминает в повестях «Бэла» и  “Максим Максимыч”. Здесь Лермонтов продолжает традицию Грибоедова и Пушкина, давая реалистическое описание общего вида крепости, окрестностей и некоторые характерные бытовые черты.

Во Владикавказе, сообщает автор, произошла встреча главных персонажей его повести – Печорина и Максим Максимыча.

  Крестовый перевал. 1837-1838. Масло.

Крест на скале

В теснине Кавказа я знаю скалу, Туда долететь лишь степному орлу, Но крест деревянный чернеет над ней, Гниет он и гнется от бурь и дождей. И много уж лет протекло без следов С тех пор, как он виден с далеких холмов, И каждая кверху подъята рука, Как будто он хочет схватить облака. О, если б взойти удалось мне туда, Как я бы молился и плакал тогда; И после я сбросил бы цепь бытия,

И с бурею братом назвался бы я!

Посещая Владикавказ, поэт встречался с полковником П. Нестеровым и, впоследствии, изобразил его в романе «Герой нашего времени».

Две части романа «Герой нашего времени» – повести «Бэла» и «Максим Максимыч» во многом связаны с Осетией. Здесь поэтом приведены ценные сведения о жилище осетин, особенно знаменитой сакле Бидаровых, нелегком труде осетин-аробщиков.

  Байдарский мост и сакли Бидаровых.

«Расставшись с Максим Максимычем, я живо проскакал Терекское и Дарьяльское ущелья, завтракал в Казбеке, чай пил в Ларсе, а к ужину поспел во Владикавказ»

Герой нашего времени. Максим Максимыч

«В Коби мы расстались с Максимом Максимычем; я поехал на почтовых, а он, по причине тяжелой поклажи, не мог за мной следовать»

Герой нашего времени. Бэла.

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Раскрашенная автолитография. 1837.

«Вот и Крестовая! – сказал мне штабс-капитан, когда мы съехали в Чёртову долину, указывая на холм, покрытый пеленою снега; на его вершине чернелся каменный крест, и мимо его вела едва-едва заметная дорога, по которой проезжают только тогда, когда боковая завалена снегом… налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяной корою, то с пеной прыгая по чёрным камням.»

Герой нашего времени. Бэла.

«Множество низеньких домиков, разбросанных по берегу Терека, который разбегается шире и шире, мелькали из-за  деревьев, а дальше синелись  зубчатою стеною горы, и из-за них выглядывал Казбек в своей белой кардинальской шапке…»

Герой нашего времени. Максим Максимыч

«Утро было свежее и прекрасное. Золотые облака громоздились на горах, как новый ряд воздушных гор, перед воротами расстилалась широкая площадь; за нею базар кипел народом, потому что было воскресенье; босые мальчики осетины, неся за плечами котомки с сотовым медом, вертелись вокруг меня…»

Герой нашего времени. Максим Максимыч

Лермонтову принадлежит одно из первых описаний Владикавказской крепости, а стихотворение «Тамара» прославило на весь мир аланскую Дарьяльскую крепость. 

Тамара В глубокой теснине Дарьяла, Где роется Терек во мгле, Старинная башня стояла, Чернея на черной скале. В той башне высокой и тесной Царица Тамара жила: Прекрасна, как ангел небесный, Как демон, коварна и зла.

И там сквозь туман полуночи Блистал огонек золотой, Кидался он путнику в очи, Манил он на отдых ночной. И слышался голос Тамары: Он весь был желанье и страсть, В нем были всесильные жары, Была непонятная власть.

На голос невидимой пери Шел воин, купец и пастух; Пред ним отворялися двери, Встречал его мрачный евнух. На мягкой пуховой постели, В парчу и жемчуг убрана, Ждала она гостя… Шипели Пред нею два кубка вина.

Сплетались горячие руки, Уста прилипали к устам, И странные, дикие звуки Всю ночь раздавалися там: Как будто в ту башню пустую Сто юношей пылких и жен Сошлися на свадьбу ночную, На тризну больших похорон. Но только что утра сиянье Кидало свой луч по горам, Мгновенно и мрак и молчанье Опять воцарялися там.

Лишь Терек в теснине Дарьяла, Гремя, нарушал тишину, Волна на волну набегала, Волна погоняла волну. И с плачем безгласное тело Спешили они унести; В окне тогда что-то белело, Звучало оттуда: прости. И было так нежно прощанье, Так сладко тот голос звучал, Как будто восторги свиданья

И ласки любви обещал.

  Вид Дарьяльского ущелья близ Балты.

В основу окончательной редакции поэмы «Демон» положена осетинская легенда о горном духе Гуда, услышанная Лермонтовым в  осетинском ауле Гудаури.

  «Демон». Автограф М. Ю. Лермонтова. Редакция 1831 года.

В золотой фонд русской литературы вошли прекрасные поэтические строки о седоглавом Казбеке, буйном Тереке, суровой красоте Дарьяльского ущелья

  Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары. Карандаш. 1837.

Широко известные произведения играли для русского общества и роль своеобразных путеводителей, дающих читателям знания о природе, людях, истории Кавказа.

Спеша на север издалека, Из теплых и чужих сторон, Тебе, Казбек, о страж востока, Принес я, странник, свой поклон. Чалмою белою от века Твой лоб наморщенный увит, И гордый ропот человека Твой гордый мир не возмутит. Но сердца тихого моленье Да отнесут твои скалы В надзвездный край, в твое владенье К престолу вечному аллы. Молю, да снидет день прохладный На знойный дол и пыльный путь,

Чтоб мне в пустыне безотрадной

На камне в полдень отдохнуть. Молю, чтоб буря не застала, Гремя в наряде боевом, В ущелье мрачногоДарьяла Меня с измученным конем.

Но есть еще одно желанье! Боюсь сказать! – душа дрожит! Что, если я со дня изгнанья Совсем на родине забыт! Найду ль там прежние объятья? Старинный встречу ли привет? Узнают ли друзья и братья Страдальца, после многих лет? Или среди могил холодных Я наступлю на прах родной Тех добрых, пылких, благородных, Деливших молодость со мной? О, если так! своей метелью,

Казбек, засыпь меня скорей

И прах бездомный по ущелью Без сожаления развей.

1838

Просветительскую  роль поэта хорошо понимали лучшие представители дореволюционной интеллигенции Осетии –Гаппо Баев, Коста Хетагуров, который посвятил великому русскому поэту два стихотворения, в одном из которых, обращаясь к родному краю, восклицал:

…Не умрет, не поблекнет в тебе уж тогда  Его образ задумчивый, гордый  И в ущельях твоих будут живы всегда 

Его лиры могучей аккорды…

К лермонтовским местам Осетии с полным правом можно причислить и Русский Академический театр им. Е. Вахтангова. История театра начинается со второй половины XIX века спектаклем по драме М. Лермонтова «Маскарад», премьера которого состоялась 15 апреля 1871 года.

К 170-летию со дня гибели Михаила Лермонтова во Владикавказе установлен памятник великому русскому поэту работы Н. Ходова.

Источник: http://nslib.tmweb.ru/vistavki/lermontov.html

Кавказ Лермонтов

Стихотворение, написанное юным поэтом в 1830 году, является отражением безграничной любви Лермонтова к Кавказу.

Посетив его впервые еще в детстве, Михаил Юрьевич всем сердцем прикипел к краю, в будущем посвящал ему множество стихотворений и поэм.

Многие русские литературные деятели питали особые чувства к Кавказу, однако, именно Лермонтова по праву считают непревзойденным певцом этого края. Считается, что на Кавказе произошло формирование и становление таланта поэта.

Кавказ

Анализ стихотворения

Совсем маленьким мальчиком Лермонтов трижды бывал на Кавказе с бабушкой, Елизаветой Алексеевной Арсеньевой. Мишель часто болел, а сестра бабушки, Елизавета, проживала в местности, богатой лечебными минеральными водами. Там мальчик, рано потерявший мать, почувствовал себя свободным и счастливым.

Особое место в памяти Михаила Юрьевича занимала поездка на Кавказ, совершенная им в 1825 году. Понимая, что обучение в пансионе надолго разлучит ее с любимым внуком, бабушка приняла решение провести все лето в горах. Здесь он познакомился с «Кавказским пленником» Пушкина, много читал, начал рисовать акварелью любимые пейзажи.

Через пять лет Лермонтов пишет стихотворение «Кавказ», имеющее три строфы. В первой он с грустью описывает расставание с «южными горами», с которыми его разлучила судьба. Однако, побывав там всего единожды, по мнению автора, забыть Кавказ невозможно. Более того, автор считает край своей второй отчизной.

Вторая часть стихотворения посвящена матери, чей нежный голос слышал мальчик в шорохе ветра. Тихими вечерами, в час заката, степь будто разговаривала материнским голосом с ребенком, который был лишен родительского тепла.В третьей части автор тоскует о первой пылкой юношеской влюбленности.

В его сердце воспоминания о Кавказе всегда находят самый трепетный отклик. Использование рефрена, усиленного восклицанием, помогает подчеркнуть искренность и неподдельное восхищение красотой Кавказа.

Средства художественной выразительности

Три строфы, в каждой из которых содержится по пять строчек, написаны четырехстопным амфибрахием, что подчеркивает лиричность произведения, а усиленная мужская рифма придает ощущение определенной упругости. В качестве средств художественной выразительности Лермонтов использовал:
метафоры «на заре моих дней», «пять лет пронеслось»;

олицетворение «Та степь повторяла…», «И сердце лепечет..»;

характерное для поэта использование инверсии «отчизны моей», «в розовый вечера час»;

обращения акцентируют внимание читателя на особом отношении Лермонтова к Кавказу, он считает их близкими и родными («О южные горы…», «Я счастлив был с вами, ущелия гор…»).

Возвращение на Кавказ

Долгое время Михаил Юрьевич вынужден был жить в Москве и в родовом поместье, у бабушки. Юноша тосковал о Востоке, мечтал снова туда вернуться. Мечты его сбылись, однако не совсем так, как хотелось бы. На Кавказ Лермонтов вернулся в ссылку, а потом для прохождения службы.

Стихотворение «Смерть поэта», написанное в 1837 году, являлось для поэта своеобразным криком души, вызванном неоднозначным отношением общества к великому Пушкину. Строки быстро распространились среди читателей, вызывая самые противоречивые отзывы. Наконец стихотворение попало в руки царя.

Последовал арест, а затем, согласно закону, ссылка.

https://www.youtube.com/watch?v=uVBnWDK6Krg

По дороге на Кавказ Лермонтов простудился, попал на лечение в ставропольский военный госпиталь. По прошествии некоторого времени был отправлен для продолжения лечения в Пятигорск. Во время ссылки Михаилу Юрьевичу случилось завести несколько знакомств, которые играли вследствие большую роль в его жизни.

Так, например, судьба свела его с доктором Н.В. Майером, который стал прообразом доктора Вернера в «Княжне Мери». Проводя много времени с товарищем по пансиону, поэт знакомится с Виссарионом Григорьевичем Белинским.

Отношения Лермонтова и критика изначально не сложились, однако, встреча через три года в Петербурге имела продолжение в виде крепкой дружбы.Особое внимание биографы уделяют общению поэта с двоюродным братом. В компании Акима Акимовича Хастатова Лермонтов много времени проводил на восточных свадьбах и пирах.

Именно здесь поэт тщательно изучил особенности национальных обычаев, которыми позднее наполнил свои произведения.Во время ссылки Михаил Юрьевич отдохнул и душой и телом, полностью восстановится после психологических потрясений.

Именно за это лечебное действие Кавказа Лермонтов искренне считал его своей второй Родиной. Поэт часто сравнивал свободный Восток с душным Петербургом. И всегда предпочтение отдавал Кавказу.

Вторая ссылка

Первая дуэль, арест и последующее наказание даже отдаленно не напоминало первую ссылку. В наказание за столь грубое нарушение закона Лермонтов был отправлен на самый опасный участок, где велись активные боевые действия.

В первых же боях Михаил Юрьевич проявил себя отважным и хладнокровным воином, был отмечен командованием.В это время ведется активная работа над романом «Герой нашего времени».

Его замысел Лермонтов вынашивал давно, писал отдельные главы, которые позднее опубликовал в «Отечественных записках». Даже в таком разрозненном виде они имели большую популярность. В тщательно проработанном образе главного героя многие узнавали самого автора.

Позже, во втором издании, доработанный и собранный в единое целое роман вышел с пояснениями самого автора, где образы были чётко разграничены.

Природа Кавказа в произведениях поэта

Судьба распорядилась так, что Михаил Юрьевич побывал почти во всех уголках этого удивительного края. Бесконечная любовь к местным пейзажам нашла отражение во всех произведениях поэта. С самого детства он отмечал величие природы, ее движение, яркие краски, четкие образы. Но описания Лермонтова не содержат мелких деталей.

Его образы полны света, динамики, детского восторга и восхищения. Сочетание цвета и движения помогает создать удивительные декорации для описанных событий.Например, действие поэмы «Демон» Лермонтов перенес на Кавказ, тем самым придавая ему ощущение фантастичности, долю мистики. Сила природы оживает благодаря движению животных и птиц.

Поэт мастерски передаёт разные состояния природы, используя увиденное глазами различных героев. Так, например, в глазах Демона – это богатый, бесконечный, бушующий мир. Тамара же видит его статичным, спокойным, умиротворенным. Особое место в поэзии Михаила Юрьевича занимает небо Кавказа.

Именно пролетая в небе, Демон замечает танец Тамары, в голубое небо обращен взгляд Печорина перед дуэлью, в небе видит ангела Мцыри. Особый лазурный цвет над головой позволяет героям Лермонтова переноситься в высший мир.

Женские образы

Возможно, именно первая влюбленность, о которой автор с тоской вспоминает в третьей строфе стихотворения «Кавказ», нашла отражение в образах восточных девушек, описанных Лермонтовым. Та «пара божественных глаз» на всю жизнь запечатлелась в сердце юного поэта.

В своих произведениях он часто сравнивает русских барышень, представительниц высшего общества, и восточных девушек. При этом простота, выполнение родительской воли и подчинение обычаям всегда выигрывают перед жеманничеством и кокетством.

Восточная девушка, описанная Михаилом Юрьевичем, истинное дитя восточной природы. Она также горда, высока, прекрасна и неприступна. Однако гордость грузинок отличает их от русских девушек. Они неприступны, но способны на искреннюю, глубокую любовь, которая часто губительна.

Особенно ярко это выражено в образах Бэлы и Тамары.

Черкесская девушка, сохраняя внутреннее величие, настолько глубоко любит Печорина, что его чувства на ее фоне выглядят бледными и поверхностными. Русский офицер оказывается недостойным такой искренней любви.

Стойкость Тамары, ее подчинение воли отца, сопротивление сладким речам Демона, также свидетельствуют о целостности характера. Однако, восточные красавицы, вопреки божьим законам, способны и на преступление, что делает их настоящими наследницами дерзкого и вольного народа.

Особенно ярко это изображено автором в образе Ундины. Общей чертой, характерной для восточных красавиц в творчестве Лермонтова, является их трагическая судьба. При этом и покорение воли отца приводит к рабству в доме мужа, и влечение к неизведанному — к смерти.

Но об этом юный поэт будет писать став старше, а пока он с восторгом признаётся в любви краю, который стал для него родным и понятным.

Источник: https://gfom.ru/kavkaz_lermontov.php

Рисунки и картины М.Ю. Лермонтова

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. 
Акварель М. Ю. Лермонтова. 
1835 г.

Пейзаж с двумя березами. 
Акварель М.Ю. Лермонтова. 
1828—1832 г.

Тройка, выезжающая из деревни. 
Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш. 
1832 – 1834 г.

Эмилия, героиня драмы «Испанцы» (В.А. Лопухина?). 
Акварель М.Ю. Лермонтова.
1830—31 г.

Лопухина В.А. (в замужестве Бахметева). 
Акварель М. Ю. Лермонтова.
1835—38 г.

Неизвестный молодой человек в синем (С. А. Раевский?). 
Акварель.

Юнкер Л.Н. Хомутов. 
Карандаш.
1832—34 г.

Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Дортуар. 
Карандаш.
1832 – 34 г.

Скачущий всадник и наброски мужских голов. 
Перо, чернила.
1832—34 г.

Эпизод из маневров в Красном Селе. 
Сепия. (Утрачена в 1941 году)
1834—35 г.

Дуэль. 
Перо, чернила.
1832—34 г.

Светская сцена. Рисунок М. Ю. Лермонтова. 
Перо, чернила.
1840—41 г.

Карикатуры на офицеров. 
Карандаш.
1832—34 г.

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. 
Масло.
1837 г.

Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары. 
Карандаш.
1837 г.

Сцена из кавказской жизни. 
Масло.
1838 г.

Крестовый перевал. 
Масло.
1837—38 г.

Пляска грузинок на плоской кровле. 
Итальянский карандаш.
1837 г.

Тифлис. 
Карандаш.
1837 г.

Вид Тифлиса. 
Масло.
1837 г.

Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами). 
Масло.
1837—38 г

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби.
Автолитография, раскрашенная акварелью. (Название дано Лермонтовым.)
1837—38 г.

Эпизод из сражения при Валерике. 
Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашен Г.Г. Гагариным. 
1840 г.

При Валерике. Похороны убитых. Акварель.

1840 г.

Вид горского селения. 
Итальянский карандаш.
1840—41 г.

Перестрелка в горах Дагестана. 
Масло.

1840—41 г.

Кавалерийская схватка. Сепия.

1830—32 г.

Вид Пятигорска. Масло. 

1837 г.

Столыпин А. А.  (Монго) в костюме курда. Акварель М.Ю. Лермонтова. 

1841 г.

Черкес. Картина М. Ю. Лермонтова. Масло. 

1838 г.

Воспоминания о Кавказе. Картина М. Ю. Лермонтова. Масло. 

1838 г.

источник

Источник: https://subscribe.ru/group/pole-chudes/6758589/

Лермонтов-художник

Лермонтов-художник

Подготовила Борисова Алёна Хасановна, учитель русского языка и литературы МБОУ Алгасовской СОШ

М. Ю. Лермонтову 200 лет

О Лермонтов… непостижимо это.

Над ним сам дух пророчества витал,

Когда поэт в стихах на смерть поэта

Свою дуэль и смерть предугадал.

Николай Доризо

.

Лермонтов – это феномен.

Это о нем Лев Толстой сказал:

«Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский».

М.Ю. Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром, но и талантом живописца.

Художественные способности будущего поэта проявились уже в детские годы, когда он начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции и сцены.

Мнения современников о Лермонтове разноречивые, но при всех разноречивых толках о нем, все согласны в одном – это был гениально одаренный человек.

Он владел французским, английским, немецким языками, читал по латыни, принимался изучать татарский язык.

Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, на флейте, пел, сочинял музыку на свои стихи, любил рисовать.

«Если бы он профессионально занимался живописью, – писал Ираклий Андроников, – он мог бы стать настоящим художником» .

Лермонтов не получил сколько-нибудь систематического художественного образования. Его домашним учителем был художник Александр Степанович Солоницкий.

Постоянное стремление совершенствовать своё мастерство в рисунке и живописи заставило его в дальнейшем брать уроки у П.Е.Заболотского, уже известного тогда художника.

В области техники диапазон Лермонтова-художника также очень разнообразен. Он работал в живописи, акварели, рисунке и даже в литографии.

Из худож. наследства известны 13 картин маслом

По своей тематике и жанровым признакам работы Лермонтова-художника могут быть разбиты на несколько групп:

Военная тема (она преобладает среди акварелей и рисунков в альбомах и на отдельных листах)

При Валерике. Похороны убитых.

Акварель. 1840 г.

Атака гусар под Варшавой. Масло. 1837

Перестрелка в горах Дагестана. Масло. (1840)

Эпизод из сражения при Валерике.

Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашен Г.Г. Гагариным. 1840 г.

Пейзажи (составляют большую часть картин Лермонтова и занимают значительное место среди его рисунков; среди акварелей их немного);

Пейзаж с двумя березами.

Акварель. 1828—1832 г

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. Акварель 1835 г.

Кавказский вид сакли. Масло.

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. 1837 г.

Кавказский вид с верблюдами

Развалины скалы Тамарасцихе близ селения Карагач.

Масло. 1837—38 г.

Вид Тифлиса Масло. 1837

Кавказский вид с Эльбрусом. Масло. 1837

Воспоминания о Кавказе.

Масло. 1838 г .

Вид Пятигорска. Акварель 1837 г.

Крестовый перевал. Масло. 1837—38 г.

Кавказский вид близ селения Сиони. Масло. 1837 г.

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Масло. 1837—38 г.

Портреты (этот жанр Лермонтов разрабатывал главным образом в акварелях и рисунках; акварельные портреты составляют целую сюиту, а по альбомам, отдельным листкам и на полях автографов рассеяно множество портретных зарисовок;

Портрет А. Н. Муравьева.

Масло. 1836 — нач. 1838

В. А. Лопухина-Бахметева

Акварель 1835 г.

Автопортрет в бурке. Масло. 1837г.

А. А. Столыпин (Монго) в костюме курда.

Акварель. 1841 г.

Черкес.

Масло. 1838 г.

Неизвестный молодой человек в синем

(С.А. Раевский?). Акварель

Отец Лермонтова

Акварель. 1828 г.

Герцог Лерма

Масло. 1832-33

Карикатуры

(один из любимых жанров Лермонтова; они присутствуют в его альбомах и в альбомах его друзей)

Карикатуры на офицеров.

Карандаш.

1832—34 г.

Карикатура.

Поспешает на тревогу. Карандаш. 1841

Жанровые сцены

(светские сцены, быт, сцены из крестьянской жизни)

Благословление молодых». Тушь, перо 1835

04.11.16

Сцена из кавказской жизни. Масло. 1838 г.

СВЕТСКАЯ СЦЕНА

Рисунок пером Лермонтова 1840—1841 гг.

Тройка, выезжающая из деревни. Карандаш. 1832-1834 г.

Иллюстрации — самая небольшая группа рисунков.

Тамань. Домик над морским обрывом. 1837 г.

Автоиллюстрация к «Герою нашего времени»

из альбома 1840-1841 годов (карандаш).

Наброски и рисунки, не имеющие определенного сюжета, — обширная серия различных голов, преимущественно мужских, изображения всадников, военных и лошадей; экспрессия, динамичность, выразительность делают многие из этих рисунков маленькими шедеврами;

Портрет офицера в шинели. Карандаш. 1832-1834 гг.

Автограф стихотворения «Стансы» с портретом Сушковой (1830)

Оседланная лошадь. Сепия. 1830-е гг.

Лист набросков мужских и женских голов, среди которых портрет В. А. Лопухиной

Рисунки карандашом Лермонтова, 1832—1834 гг.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/liermontov-khudozhnik

Реферат Использование живописи на уроках литературы

Живописные полотна М.Ю. Лермонтова в процессе

анализа его творчества.

Соединяя в школьном изучении литературы слово и изображение, учитель не пройдёт мимо творчества тех писателей, которые отдали щедрую дань рисованию. Имя Лермонтова здесь следует назвать одним из первых. Было время, когда поэт всерьёз предназначал себя поприщу художника. М.Ю.

Лермонтову принадлежит 13 картин, написанных маслом, свыше 40 акварелий, сотни рисунков карандашом и пером. В изобразительных и словесных опытах Лермонтова нет строгой параллельности. Лермонтов – художник, как правило, опережал Лермонтова – поэта.

Но это обстоятельство отнюдь не мешает заманчивой возможности рассмотреть картины или рисунки поэта при изучении его стихотворений и прозаических произведений. Особый интерес представляют лермонтовские пейзажи, которые созвучны описаниям природы в его литературных произведениях. Имея в виду эту грань таланта Лермонтова, Е.П.

Ростопчина подчёркивала: «Главная его прелесть заключалась преимущественно в описании местностей; он сам, хороший пейзажист, дополнял поэта – живописцем» («М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников». – «М., 1972, с.283).

Большая часть лермонтовских полотен, написанных маслом, посвящена Кавказу, как, впрочем, и значительная часть его литературных произведений: «Измаил –Бей», «Мцыри», «Демон», «Валерик», «Герой нашего времени», «Беглец»…

«Горы кавказские для меня священны…» Самые яркие впечатления детства поэта связаны именно с Кавказом. Да и «тоску изгнания» он пережил на Кавказе. «Кавказ был колыбелью его поэзии, так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно величавой природы, как Лермонтов», – отмечал В.Г.Белинский.

Включение живописных полотен, запечатлевших «девственно величавую природу» Кавказа, в урок о жизни и творчестве поэта и в последующий анализ его произведений обогатит школьников яркими зрительными впечатлениями, расширит их представление о взаимодействии литературы и изобразительного искусства, позволит повести разговор о редкой одарённости Лермонтова.

Рассказ о пребывании Лермонтова на Кавказе может сопровождаться рассматриванием картины «Воспоминания о Кавказе» (1838). Название полотна передаёт одну из характерных особенностей творчества Лермонтова – живописца, писавшего свои картины не с натуры, а на материале впечатлений, которые хранила его цепкая зрительная память. Правдивости и точности в воссоздании конкретных уголков Кавказа поэт достигал, искусно используя беглые путевые зарисовки. Картину «Воспоминания о Кавказе» Лермонтов пишет во время пребывания в Гродненском полку, который стоял тогда в Новгородской губернии. Товарищ поэта по полку А.И.Арнольди отмечал: «…в свободное от службы время…Лермонтов очень хорошо писал масляными красками по воспоминанию разные кавказские виды, и у меня хранится до сих пор вид его работы на долину Кубани, с цепью снеговых гор на горизонте, при заходящем солнце и двумя конными фигурами черкесов…» (М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников». – М.,1972, с.219).

Арнольди имеет в виду именно картину «Воспоминания о Кавказе”, навеянную кавказскими впечатлениями Лермонтова и явившую сгустком живых жизненных впечатлений поэта. Наряду с воспоминаниями А.И.Арнольди даёт превосходный комментарий к картине. Следует обратить внимание на чисто изобразительные особенности лермонтовского полотна.

Длинные закатные тени от фигур всадников на «кремнистом пути», беспокойный колорит, в котором преобладают тёмные и красноватые тона различных оттенков, контраст верхней, светлой части картины, запечатлевшей высокое небо, с нижней, утяжелённой густыми тенями, нарочитая замкнутость полотна по горизонтали, которая внушает зрителю мысль о неясности, неопределённости будущей судьбы её героев, – всё говорит о настроении тревоги, которое свойственно «Воспоминанию о Кавказе». Картина Лермонтова – не только отклик на кавказские воспоминания, но и изобразительный пролог к изучению его творчества. Живописное видение мира, свойственное Лермонтову, нашло отражение в его произведениях. Привлечение картин поэта, в том числе его пейзажей, поможет учащимся не только конкретнее представить место действия лермонтовских произведений, но и понять роль пейзажа в них, найти внутреннюю связь между картинами природы в литературных и живописных произведениях Лермонтова.

Одной из лучших картин поэта является «Военно – Грузинская дорога близ Мцхета» («Кавказский вид с саклей») (1837). На картине воссоздан кавказский пейзаж недалеко от небольшого города Мцхета, древней столицы Грузии. В правой части холста, на высокой горе, видны очертания монастыря Джвари, расположенного радом со сливанием рек Арагвы и Куры. В «сумрачных стенах» этого монастыря томился герой поэмы «Мцыри». Начальные строки её заставляют поверить в то, что Лермонтов поднимался на гору и осматривал храм и его окрестности:

Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь. Из-за горы И ныне видит пешеход Столбы обрушенных ворот, И башни, и церковный свод…

Картины Лермонтова легко и свободно соединяются с пейзажными зарисовками «Героя нашего времени».

Многочисленные описания природы в романе мотивируются поэтом: «Тот, кому случалось, как мне бродить по горам пустынным, и долго – долго всматриваться в их причудливые образы, и жадно глотать животворящий воздух, разлитый в их ущельях, тот, конечно, поймёт моё желание нарисовать эти волшебные картины».

Автор «Героя нашего времени» подчёркивает, что он пишет «не повесть, а путевые записки», в которых повествовательное начало (рассказ Максима Максимыча) соединяется с описательным материалом. Лермонтов подробно описывает «переезд через Крестовую гору», убеждённый в том, что этот переезд достоин читательского любопытства.

Привлечение картины поэта «Крестовый перевал» («Вид горы Крестовой») усилит интерес школьников а этому описанию.

Впечатления от горы крестовой и её окрестностей настолько ярки, что вызывают у поэта «желание передать, рассказать, нарисовать эти волшебные картины» в литературно – словесных образах и в живописи. По всей видимости, полотно «Крестовый перевал»,датированное 1837-1838 г.г.

, было написано раньше повести «Бэла» (работу над романом Лермонтов начал в 1838 году). Описание снеговой горы в повести и воссоздание её в картине очень схожи: они объединены общностью мироощущения.

По сути дела, словесное описание передаёт существо живописного образа: «Вот и Крестовая! – сказал мне штабс-капитан, когда мы съехали в Чёртову долину, указывая на холм, покрытый пеленою снега; на её вершине виднелся каменный крест, и мимо его вела едва – едва заметная дорога, по которой проезжают только тогда, когда боковая дорога завалена снегом…»

На картине учащиеся видят дорогу, огибающую гору крестовую. А рядом с ней видна «глубокая расселина», по дну которой катится стремительный поток. Лермонтов обычно оживляет свои пейзажи изображением на переднем плане людей.

И на картине «Крестовый перевал» он изобразил две мужские фигуры, а чуть дальше, на дороге, огибающей снеговую гору, запечатлел повозку, запряжённую лошадьми. Оба они небезразличны к «волшебным картинам», открывающимся перед ними во время совместной дороги на перекладных.

Пятигорские впечатления поэта нашли словесное воплощение в повести «Княжна Мери», а в известной картине «Вид Пятигорска” (1837 – 1838)они получили художественно – изобразительную трактовку.

Большое сходство пейзажных мотивов в повести и картине позволяет обратиться к лермонтовскому полотну на уроках разбора «Княжны Мери» Демонстрацию картины целесообразно сопровождать чтением начальных строк повести:

«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте , у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли…внизу передо иной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи.

Шумит разноязычная толпа, – а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом…Весело жить в такой земле!»

На картине Лермонтова запечатлён вид города с площадки, откуда начинается дорога к гроту, где суждено было встретиться Печорину и Вере. Внизу виден «чистенький. новенький городок» (был застроен итальянскими архитекторами братьями Барнардацци), далее «амфитеатром громоздятся горы», а «на краю горизонта тянется цепь снеговых вершин».

«Вид Пятигорска», выигрывая в зрительной конкретности, всё же уступает словесному пейзажу в динамичности и в особой слиянности душевного состояния персонажа с природой. Но это отнюдь не снижает высокой эффективности привлечения живописных полотен Лермонтова в ходе анализа его художественных произведений.

Использование картины И.Н.

Крамского «Осмотр старого дома» при изучении пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад».

Анализ произведений живописи на уроках литературы даёт возможность показать в зримых образах закономерность обращения художников слова к злободневным вопросам действительности.

Способность фиксировать историческое движение эпохи, высвечивать его ведущие тенденции свойственна и литературе, и живописи. Далеко не случайно анализ лучших произведений живописи критики и искусствоведы органически связывают с произведениями русской литературы.

Так, неоднократно отмечалось, что картина И.Н.Крамского «Осмотр старого дома» перекликается с поэзией «Дворянского гнезда» и «Затишья» И.С.Тургенева. Бесспорна сюжетная и тематическая этой картины с комедией А.П.Чехова «Вишнёвый сад».

Пути сопоставления картины с чеховской пьесой определяются не только содержательной стороной, зафиксированной в готовой картине, но и её творческой историей.

Лето 1873 года Крамской с семьёй и в обществе Шишкина и Савицкого провёл в Тульской губернии, в имении некоего Ваныкина. Арендованный художниками дом, неуютный и холодный, находился в полутора километрах от железнодорожной станции Козловка – Засека. Этот дом и вдохновил художника Крамского на создание картины «Осмотр старого дома». В письме художнику Ф.А.

Васильеву Крамской подробно раскрывает замысел своей картины: « Сюжет заключается в том, что старый породистый барин, холостяк, приезжает в своё родовое имение после долгого, очень долгого времени и находит усадьбу в развалинах: потолок обрушился в одном месте, везде паутина и плесень, по стенам ряд портретов предков.

Ведут его под руки две личности женского пола- иностранки сомнительного вида. За ним покупатель -толстый купец, которому развалина- дворецкий сообщает, что вот, мол, это дедушка его сиятельства, а вот это бабушка, а это такой-то и т.д., а тот его и не слушает и занят, напротив, рассматриванием потолка, зрелища более интересного.

Вся процессия остановилась, потому что сельский староста никак не может определить следующую комнату».

Однако замысел, так живо описанный художником, в окончательном варианте картины претерпел весьма существенные изменения. Из многолюдной «процессии» остались только двое: старик-сторож, сгорбившийся у двери в тщетных попытках открыть заржавевший замок очередной двери, и владелец усадьбы, ещё крепкий и здоровый человек.

Даже не сняв дорожной одежды, он в задумчивости он переходит из комнаты в комнату. По всему чувствуется, что в этом доме хозяин не был уже много, много лет. Вот он остановился почти на пороге залы, увешанной портретами. Потрясённый образами прошлого, он вглядывается в знакомые до боли детали обстановки дома.

Свет нынешнего дня, пробивающегося сквозь запыленное окно, как бы усиливает грусть и горечь воспоминаний. Золотистые и оливковые цвета, преобладающие в колорите картины, в сочетании с мерцающим солнечным светом сообщают образному строю полотна цельность и единство.

«Тридцать лет спустя,- отмечает В.

Порудоминский,- Чехов напишет комедию «Вишнёвый сад», в ней как бы сольются оба замысла картины Крамского: первоначальный – сцены с купцом Лопахиным, который намеревается вырубить бесполезный вишнёвый сад и настроить на его месте дачные участки; и окончательный – грустный монолог Раневской и Гаева о неизбежной утрате вместе с вырубленным садом прошлого – собственного прошлого и прошлого своего сословия». (Порудоминский В.И. «Половина жизни моей…» – М.,1987, С.258). Чуткий литературовед и художественный критик, В. Порудоминский увидел близость мотивов «Осмотра старого дома» Крамского и «Вишнёвого сада» А. П. Чехова. Приняв позицию исследователя, попытаемся установить, какие чувства и мысли объединяли писателя и художника и чем оказались близки друг к другу созданные ими произведения.

Местом действия всех пьес Чехова являются, по выражению Астрова, «усадьбы во вкусе Тургенева», «Имение», «усадьба» для Чехова – своеобразное иносказание, воплощение высокого поэтического строя мыслей, чувств: «Ужасно я люблю всё то, что в России называется имением.

Это слово ещё не потеряло своего поэтического оттенка»,- подчёркивает Чехов в одном из своих писем осенью 1885 года. Одним из устойчивых мотивов драматургии Чехова становится мотив продажи имения за долги. Он определяется исторической ситуацией.

После реформы 1861 года многие «дворянские гнёзда» стали переходить в руки новых хозяев, которые превращали их в источник дохода, в так называемые «доходные места» И если в пьесе «Иванов» имение главного героя в долгах, то в «Дяде Ване» речь уже идёт о возможной продаже имения.

В «Трёх сёстрах» из-за карточных долгов закладывает имение Андрей Прозоров. А в «Вишнёвом саде» имение продаётся за долги, и его новый хозяин Лопахин вырубает сад под доходные дачные участки. Картина «Осмотр старого дома», сравнительно с её замыслом, освобождена от темы продажи.

Художник никак не обнаруживает намерений владельца относительно судьбы дома. Но в ней осталась тема возвращения, заставляющая вспомнить приезд в родное имение Раневской после пятилетнего её пребывания за границей:

«Любовь Андреевна. Детская, милая моя, прекрасная комната…Я тут спала, когда была маленькой…(Плачет.)…

Аня (глядит в свою дверь, нежно). Моя комната, мои окна, как будто я не уезжала. Я дома! Завтра утром встану, побегу в сад… О, если бы я могла уснуть! Я не спала всю дорогу, томило меня беспокойство»

Герой картины Крамского значительно сдержаннее в проявлении своих чувств, но и его живо объемлет невозвратимое минувшее. Живописец создал в своём полотне исполненную глубокого смысла элегию о прошлом. Созерцание заброшенной усадьбы рождает мысли о невозвратимых днях.

Печальные, элегические ноты пронизывают и комедию «Вишневый сад». Прошлое представляется счастливым Гаеву, Раневской, Фирсу. Но замысел чеховской пьесы далеко не ограничивается изображением элегической красоты уходящего усадебного быта.

Не случайно Чехова не удовлетворяло сценическое прочтение пьесы, которое акцентировало внимание зрителя лишь на печальных нотах. Пафос чеховских пьес, и «Вишнёвого сада» в том числе, состоял в стремлении драматурга выяснить причины несчастий людей.

Чехов видит эти причины в повсеместной неустроенности, зыбкости социальных, бытовых и нравственных отношений. Эту неустроенность, неблагополучие испытывают на себе все действующие лица «Вишнёвого сада»

Нельзя отказать в исторической прозорливости и художнику И.Н.Крамскому, который в картине «Осмотр старого дома», написанной ещё в 1873 году, показал «обречённость человека минувшего. Обречённость и в грустной фигуре старого владельца, и в почерневших портретах предков, и в чехлах на бесполезной мебели, некогда уютно расставленной в углу, а теперь холодной, давно утратившей тепло человеческих прикосновений; обречённость и в темноте, которая жмётся к стенам, прячется за закрытыми дверьми, и в ярком свете, бьющем снаружи, где, огибая заброшенную усадьбу, ухая , гремя, сотрясая воздух гудками и заполняя его горячим сырым паром, мчится со скоростью локомотива век нынешний, иная жизнь» (Порудоминский В.И. «Половина жизни моей…», с. 257). Картина Крамского «Осмотр старого дома» вырастает в символ неотвратимой гибели прошлого. В этом отношении она близка пьесе А.П.Чехова. «Одухотворённым и глубоко продуманным символом « (М.Горький) является и чеховский вишнёвый сад. Он символизирует неизбежность больших перемен в России. Разделённые тремя десятилетиями, комедия Чехова «Вишнёвый сад» и картина Крамского «Осмотр старого дома» имеют тем не менее немало общего. Обо произведении – одно в форме разговоров и монологов, а другое в зримом изображении старого дома и его хозяина – показывают смену общественных формаций, говорят о неизбежной гибели прошлого, являются широким символическим обобщением. Тематической близости произведений сопутствует и сюжетное сходство: возвращение хозяев в давно покинутые имения и сопутствующие ему горькие воспоминания о прошедшем. Образный строй произведений писателя и художника объединяют лирическое начало и элегическая красота уходящей усадебной жизни. Тематическое и сюжетное сходство драматического произведения и живописного полотна определяется типичностью ситуации, которая привлекла писателя и художника. Поэтому едва ли правомерно говорить о заимствовании Чеховым сюжета, воплощённого художником Крамским в картине «Осмотр старого дома». Писатель мог и не знать эту картину. Вместе с тем несомненный интерес представляет тот факт, что Чехов был знаком с книгой «Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, его переписка и художественно-критические статьи». Таким образом, сопоставления художественной картины и литературного произведения не только не ограничивается лишь установлением сюжетного сходства, но и неизбежно ведёт к сравнению и оценке изобразительно-выразительных средств, свойственных литературе и живописи.

Источник: http://lib.znate.ru/docs/index-157425.html?page=2

Ссылка на основную публикацию