Описание картины михаила врубеля «автопортрет»

Михаил Врубель: биография, картины, личная жизнь художника

Михаил Врубель увлекся рисованием еще в детстве. По настоянию отца он должен был стать юристом, однако позже оставил это поприще, чтобы поступить в Академию художеств.

Михаил Врубель писал иконы и фрески, работал с мозаикой и рисовал эскизы театральных костюмов, создавал декорации и огромные живописные полотна.

Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин, иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном.

«Действительный студент» Михаил Врубель

Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. Его отец Александр Врубель служил военным юристом. Мать была дочерью астраханского губернатора, известного картографа и адмирала Григория Басаргина.

В 1859 году мать будущего художника умерла от чахотки. Через четыре года Александр Врубель женился снова: его второй супругой стала петербурженка Елизавета Вессель.

У детей сложились добрые отношения с мачехой: она занялась их воспитанием, развитием и даже укреплением здоровья: от рождения Михаил Врубель был слабым и болезненным, даже ходить начал только в три года.

Уже взрослым он с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров».

Занимались детьми и родственники Елизаветы Вессель. Ее сестра Александра учила их музыке, а брат Николай, педагог, опробовал на детях новые методики — развивающие игры. К десяти годам Михаил Врубель увлекался музыкой, театральным искусством и рисованием.

Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. В студенческие годы Врубель увлекался философией и театром, создавал иллюстрации к литературным произведениям.

Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.

Учеба на юридическом факультете не особенно привлекала Врубеля: он два года учился на втором курсе и не смог защитить дипломную работу, из-за чего получил низшую ученую степень — действительный студент.

Иконописец и реставратор

В университетские годы будущий художник подрабатывал гувернерством и репетиторством. Так он попал в семью сахарозаводчиков Папмелей: стал репетитором их сына, с которым вместе учился.

Папмели поддерживали увлечение Михаила Врубеля рисованием. Его познакомили со студентами Академии художеств, вскоре Врубель стал посещать там вечерние классы и в 1880 году поступил в Академию.

Будущий художник попал в мастерскую Павла Чистякова, а параллельно занимался в акварельной мастерской Ильи Репина.

Он изучал основы рисунка и живописи, осваивал акварель и особую методику Чистякова: выстраивать на холсте объем, подобно архитектору.

Осенью 1883 года Павел Чистяков порекомендовал Врубеля историку искусства Адриану Прахову — он искал художника для реставрации старинной Кирилловской церкви в Киеве. После окончания учебного года Врубель переехал в Киев. Он создавал эскизы для реставрации старых фресок, сам расписывал стены церкви и даже написал четыре иконы.

В 1885 году художник уехал в Италию — знакомиться с византийской и позднеримской живописью. В Равенне и Венеции он изучал средневековые витражи и мозаики в итальянских церквях. Во время путешествия Михаил Врубель много работал: делал эскизы, рисовал акварели, за одну ночь создал стофигурную композицию «Орфей в аду».

В Венеции Врубель познакомился с Дмитрием Менделеевым, который был женат на ученице Павла Чистякова. Ученый посоветовал художнику писать иконы не на холсте, а на цинковых пластинах, чтобы уберечь их от влаги. За следующие полтора месяца Врубель создал три такие иконы — «Святой Кирилл», «Святой Афанасий» и «Христос Спаситель».

После возвращения из Италии Врубель ненадолго съездил в Одессу, а потом вновь перебрался в Киев. Он писал картины на заказ, участвовал в реставрации Владимирского собора, давал уроки рисования. Тогда же появились первые наброски, связанные с его будущей легендарной темой Демона.

«Дивная патетическая симфония» Врубеля

В 1889 году Врубель переехал в Москву.

В эти годы он вместе с известными художниками — Ильей Репиным, Иваном Айвазовским, Иваном Шишкиным — работал над иллюстрациями к Собранию сочинений Михаила Лермонтова. Среди них были рисунки к поэме «Демон».

А параллельно художник писал большое полотно «Демон сидящий». Позже художник создал целый «демонический цикл», состоящий из рисунков, скульптуры и живописных полотен.

В этот период стал вырабатываться особый стиль художника: полотна он писал филигранными угловатыми мазками, напоминавшими мозаику.

Вскоре Врубель переехал из Москвы в Абрамцево — имение Саввы Мамонтова. Он стал участником абрамцевского кружка, оформлял сказочные оперы Николая Римского-Корсакова. В имении Мамонтова художник возглавил майоликовую мастерскую, создавал гипсовые скульптуры и декоративные панно на заказ, несколько раз ездил в Италию — сначала с самим Мамонтовым, затем с его сыном Сергеем.

В начале 1896 года Михаил Врубель познакомился со своей будущей женой — оперной певицей Надеждой Забелой. Он сделал предложение едва ли не в тот же день, и Забела согласилась.

К моменту женитьбы у Врубеля практически не было денег, и он стал создавать на заказ театральные костюмы и декорации. В то же время художник писал картины на сказочно-мифологические сюжеты — «Царевна-Лебедь», «Пан», «Богатырь».

В 1900 году художнику присудили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за изразцовый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».

В 1901 году у художника родился сын, Надежда Забела оставила сцену, и содержание семьи полностью легло на плечи Михаила Врубеля. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. В эти годы он вновь писал демонов.

Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. В 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу — с этого момента начался период его угасания. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать.

Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».

В 1904 году художник ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры. Врубель почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присудили звание академика.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8229/mikhail-vrubel

10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля

Михаил Врубель, Автопортрет, 1882

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.

ru запустила новую рубрику “10 неизвестных”, в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой.

Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

17 марта исполнится 160 лет со дня рождения Михаила Александровича Врубеля, одного из главных русских художников начала XX века.

Его живопись стала квинтэссенцией русского модерна, а мерцающие сине-лиловые кристаллы, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар сделали его произведения узнаваемыми.

Картины Врубеля послужили соединительным звеном между традициями художественной школы Репина и новаторскими приемами Малевича. Влияние его было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства XX века.

Михаил Врубель, “Демон сидящий”, 1890

Михаил Врубель, “Демон сидящий”, 1890

Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника. Было решено отправить его в Петербургский университет на юридический факультет.

Врубель вел богемный образ жизни, но, проучившись в университете, заключительную конкурсную работу так и не защитил. В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям, увлекался философией Канта и подрабатывал репетиторством.

Подружившись с театральным кругом и сблизившись с художественной интеллигенцией, Михаил Александрович поступил в Академию в возрасте 24 лет, то есть в 1880 году. Здесь он знакомится с Репиным и Серовым, что, безусловно, находит отражение в его живописной манере.

Главным проектом первого творческого десятилетия Врубеля становится реставрация Кирилловской церкви XII века в Киеве, куда он отправляется по рекомендации профессора Академии Петра Чистякова.

Мысль изобразить демона или, как выражался Врубель, “нечто демоническое” возникла еще в Киеве. Показывая отцу осенью 1886 года первые наброски, Врубель говорил, что Демон – дух “не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, …величавый”.

По воспоминаниям современников, он утверждал, что вообще “Демона” не понимают – путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто “рогатый”, дьявол – “клеветник”, а “демон” значит “душа''. Для Александра Блока в этом образе воплотилась “громада лермонтовской мысли” о божественной скуке.

В колористике врубелевского Демона Блок видел аналогию лермонтовскому: “Он был похож на вечер ясный: / Ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет”.

Михаил Врубель, “Гадалка”, 1895

Михаил Врубель, “Гадалка”, 1895

Картина “Гадалка” была создана под впечатлением от оперы французского композитора Жоржа Бизе “Кармен”. Здесь художник работает с близкой ему темой гадания и предсказания, популярной в символизме. Врубель применяет здесь необычную технику: картина написана смесью бронзовых порошков, лаков и масляных красок.

Такой технический прием создает живописную поверхность, напоминающую природные рисунки на камнях. Гадалка сама по себе напоминает изображение на игральных картах. Врубель работает здесь с несколькими смысловыми и символическими уровнями.

Пряжа напоминает о греческой богине судьбы Парке, прядущей и обрезающей нити человеческих жизней. На раскрытых картах, лежащих на переднем плане, выделяется туз пик – знак рока и фатума.

Над всем торжествует лицо гадалки, в руках которой еще нераскрытые карты: наполовину освещенное, наполовину сокрытое в тени, оно символизирует вечное противоборство тьмы и света, прозрение высшей тайны бытия, стоящее за игрой фортуны.

Михаил Врубель, “Принцесса Греза”, 1896

Михаил Врубель, “Принцесса Греза”, 1896

В том же 1896 году Сергей Юльевич Витте заказал Михаилу Врубелю мозаичное панно для оформления фасада отеля “Метрополь”. На его создание Врубеля вдохновила драма Эдмона Ростана, навеянная легендой рыцарских времен.

Принц и поэт Жоффруа Рюдель из рассказов пилигримов узнает о принцессе Мелисанде, живущей далеко за морем. Проникшись любовью к Прекрасной Даме, принц посвящает ей стихи.

Предчувствуя скорую смерть, он отправляется в странствие за своей мечтой.

Врубель изображает кульминационный момент сюжета: на корабле, который как будто взлетает над волнами, умирающий принц с лирой в руках поет песню о своей грезе, принцессе Мелисанде. В это мгновение красота торжествует над миром и происходит чудо: прекрасная принцесса склоняется к изголовью поэта. Это произведение стало воплощением идеи вечности искусства.

В том же году Сергей Юльевич Витте заказал Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на тот же самый сюжет пьесы Ростана, а второе – “Микула Селянинович” – на былинный.

“Микула Селянинович” впоследствии стал мотивом мозаичного оформления камина, который, как и нижегородская “Принцесса Греза”, хранится в Третьяковской галерее.

Читайте также:  Описание картины николая рериха «святогор»

Михаил Врубель, “Микула Селянинович и Вольга”, 1898–1899

Михаил Врубель, “Микула Селянинович и Вольга”, 1898–1899

Панно “Микула Селянинович и Вольга” для камина на былинный сюжет Врубель выполнил в технике майолики. В основу сюжета панно, а затем камина легла русская былина о Вольге и Микуле. Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет.

Он просит Микулу проводить его в те города, где должен собирать дань. В керамическом панно Врубель изображает момент диалога двух героев. Композиция камина и его колористическое решение построены на противопоставлении двух образов, которые олицетворяют различную природу их сверхъестественной силы.

Согласно тексту былины Вольга наделен таинственными колдовскими способностями, а мощь Микулы Селяниновича исходит от самой земли – это настоящий русский богатырь.

Известны несколько вариантов камина на тему былины о Вольге и Микуле, выполненные в технике майолики.

Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где он долгое время использовался по прямому назначению, то есть в отличие от всех других известных декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили.

Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе.

Михаил Врубель, “Портрет Н.И. Забелы-Врубель”, 1898

Михаил Врубель, “Портрет Н.И. Забелы-Врубель”, 1898

Певица Надежда Ивановна Забела-Врубель была женой и музой художника. С нее он писал большинство женских образов. Наряд, в котором ее изобразил художник, был сшит специально по эскизу самого Михаила Александровича, а шляпа напоминала по форме его любимые цветы – белые ирисы.

С Надеждой Ивановной они познакомились в Петербурге, куда Врубель отправился для работы над декорациями к опере “Гензель и Гретель” вместо Константина Коровина. По окончании прогона постановки на сцену выбежал странный, как вспоминала потом Надежда Забела, господин с бурными выражениями восторга в ее адрес.

После премьеры Михаил Врубель вызвался проводить 27-летнюю оперную певицу. И вскоре начался их роман, завершившийся летом 1896 года свадьбой в Женеве.

Михаил Врубель, “Пан”, 1899

Михаил Врубель, “Пан”, 1899

Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражал интерес художников символистов к существам с двойной природой. Пан по-гречески означает “всепроникающий”, “вездесущий”.

Обладая безобразной внешностью покрытого шерстью человека с рогами и копытами козла, Пан наводил “панический” ужас на людей, потревоживших его покой. В то же время Пан – веселый бог, спутник игривых нимф, легендарный создатель первого музыкального инструмента – свирели.

Он смастерил ее из тростника, в который обратилась нимфа Сиринга, отвергнувшая любовь козлоподобного бога. “Пан” Врубеля – скорее, русский леший, в его образе художник выразил душу сумеречной северной природы, пытаясь уловить “интимнейшую национальную ноту”.

В облике врубелевского героя нет ничего устрашающего, кажется, он появился из корней старого дерева, чтобы отдохнуть на пеньке и сыграть на свирели. Для художника Пан – воплощение чуткой, поэтической души.

Михаил Врубель, “Сирень”, 1900

Михаил Врубель, “Сирень”, 1900

Картина – один из вариантов темы “Сирень”, популярной в творчестве Врубеля и других символистов. В ней воплощен образ стихийного мира, пробуждающегося с весной и таящегося под покровом сумерек. Девушка в цветущих зарослях становится воплощением духа самой природы.

Здесь Врубель работает как импрессионист, не прописывая цветы, а создавая атмосферное ощущение сумерек и легкого колыхания листвы.

Такая простая тема, как куст сирени, то есть по существу натюрморт, в очередной раз дала художнику возможность проявить свой колористический дар: он использует целую палитру оттенков от концентрированного темно-фиолетового и лилового до бледно сиренево-розового и серовато-голубого.

Михаил Врубель, “Царевна-Лебедь”, 1900

Михаил Врубель, “Царевна-Лебедь”, 1900

Царевна-Лебедь – героиня “Сказки о царе Салтане” А.С. Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов. Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н.А.Римского-Корсакова (1900).

Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. “Все певицы поют, как птицы, а Надя – как человек!” – говорил о ней художник. Но картина не стала костюмированным портретом супруги Михаила Александровича.

Его Царевна-Лебедь – существо двойственной природы. Он пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм.

В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести ее к познанию темных, таинственных сторон жизни, поэтому художник наделяет свой образ демоническими чертами.

Михаил Врубель, “Демон поверженный”, 1902

Михаил Врубель “Демон поверженный”, 1902

Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к “Демону” М.Ю. Лермонтова. Живописная поверхность дробится и преломляется, превращаясь в настоящую колористическую мозаику.

Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя “демонической” темы, был сыном негероического времени. У “Демона” Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Живописный образ более психологичен, чем его литературная основа, поэтому его часто отождествляют с самим художником. Герой низвергнут в хаос небытия.

Вытянутый по горизонтали холст усиливает почти физическое ощущение стремительного падения, а распростертые крылья добавляют динамики образу. Художник пишет павлиньи перья металлическими лаками, заставляя их сверкать и переливаться на темной поверхности.

Павлин, как и феникс, сгорающий и воскресающей из собственного пепла, становится для Врубеля важным символом нетленности и вечности.

Михаил Врубель, “Жемчужина”, 1904

Михаил Врубель, “Жемчужина”, 1904

Картина “Жемчужина” стала поистине жемчужиной в творчестве художника. Это галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь, почти беспредметная живопись, остановившаяся в шаге от “Черного квадрата” Малевича.

Но Врубель все-таки гениальный колорист, по его собственным словам, он “утопал в созерцании тонкостей” живописной фактуры.”Рисуй целый день и молчи, – говорил он Коровину, приютившему его в своей мастерской. – А вот когда нарисуешь, тогда и рассуждай об искусстве”.

Когда Коровин привел своего друга, еще никому не известного, в дом Мамонтова, где Репин, сидя за обеденным столом с блокнотом и карандашом, набрасывал портрет хозяйки, Врубель, заглянув в блокнот мэтра, сказал, ошеломив всех своей бестактностью: “Илья Ефимович, а ведь вы рисовать не умеете!” Онемевший Мамонтов вытащил Коровина на террасу: “Костя, кто он такой?” – “Он гений, Савва Иванович, – засмеялся Коровин. – Простите его”.

Сюжет: 10 неизвестных: шедевры московских музеев

Источник: https://www.m24.ru/articles/99737

Михаил Александрович Врубель

Версия для слабовидящих

Врубель М.А. Автопортрет. 1904 — 1905. Бумага, угольный карандаш, сангина. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Александрович Врубель (5 [17] марта 1856, Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская империя — 1 [14] апреля 1910, Санкт-Петербург) — русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Особое место в творчестве М.А. Врубеля занимает поэзия М.Ю.

Лермонтова, многими своими устремлениями близкая мироощущению художника. Романтический пафос, могучие мятежные образы (прежде всего трагический образ Демона), гуманизм, протест против подавления личности, убежденность в высоком назначении искусства (тема Пророка) — все это находило отклик в произведениях М.А. Врубеля.

Лермонтовская тема появляется у него в 1884 — 1885 годах и проходит через всю жизнь.

Первым был рисунок «Голова пророка» (карандаш). Возникновение темы Пророка у Врубеля обычно связывают с А.С. Пушкиным. В действительности как пушкинский, так и лермонтовский «Пророк» дали художественный стимул для появления этого образа.

Над иллюстрациями к стихотворениям Пушкина художник начал работать позже (в 1898 — 1899 годах), и все картины на эту тему отражают момент встречи будущего пророка с шестикрылым серафимом.

От лермонтовского стихотворения идет образ одинокого Пророка, совершающего предначертанный ему подвиг.

Врубель М.А. Пророк. 1898. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

К 1884 — 1885 годам относится и замысел неосуществленной картины «По небу полуночи ангел летел» на стихотворение М.Ю. Лермонтова «Ангел» (карандашный эскиз).

Тема Демона имеет исключительное значение для Врубеля. Первый вариант «Демона» (1885 — 1886 годов) не сохранился. В 1887 — 1888 годах художник создает первые варианты скульптурного Демона. В его представлении, это — «…дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый».

Врубель М.А. Голова Демона. 1889. Бумага, прессованный уголь, сангина. Государственная Третьяковская галерея

Врубель М.А. Голова Демона. 1890 — 1891. Бумага, смешанная техника

В 1890 году появляется картина «Демон сидящий», впервые представленная в 1903 году на выставке «Мира искусства» (масло). Известен и эскиз к этой картине (акварель, белила, карандаш). Но это еще не тот «монументальный» Демон, какого Врубель мечтает написать, а, по его словам, лишь «демоническое».

Врубель М.А. Демон сидящий. Эскиз. 1890

Врубель М.А. Демон сидящий. 1890. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

«Сидящий Демон», по справедливому наблюдению С. Дурылина, связан с первыми появлениями этого образа у Лермонтова — его юношеским стих. «Мой демон» (1829; «…

средь ве́тров онемевших, / Сидит уныл и мрачен он») и одной из ранних редакций поэмы «Демон» (1833 — 1834): «Как часто на вершине льдистой / Один меж небом и землей / Под кровом радуги огнистой / Сидел он мрачный и немой». В 1889 году внимание художника привлекла «Песня про … купца Калашникова».

Известна только одна иллюстрация М.А. Врубеля к этому произведению — «Кирибеевич на царском пиру» (цветная акварель; частное собрание).

В том же 1889 году, по предложению П.П. Кончаловского, редактора юбилейного Собрания сочинений М.Ю. Лермонтова, Врубель начинает серию иллюстраций для этого издания (1891, издание И.Н. Кушнерев).

В первом томе были помещены 3 иллюстрации к лирике поэта — «Русалка» (черная акварель), «Еврейская мелодия» (черная акварель; частное собрание) и «Журналист, читатель и писатель» (черная акварель). В последней иллюстрации Врубель придал трем безымянным персонажам конкретные черты В.Г. Белинского, И.И. Панаева и самого М.Ю.

Лермонтова, создав один из интереснейших посмертных портретов поэта. Во втором томе издания были помещены иллюстрации к поэмам «Демон», «Измаил-Бей» и роману «Герой нашего времени».

Врубель М.А. Русалка

Врубель М.А. Еврейская мелодия. 1890

Врубель М.А. Журналист, читатель и писатель

К «Демону» Врубель выполнил более 20 рисунков (считая варианты), но помещено было только 11: «Летящий Демон» — заставка (черная акварель), «Верблюды с ужасом глядели» (черная акварель), «Несется конь быстрее лани» (черная акварель, белила; карандаш, первоначальный эскиз; Домик Лермонтова), «Демон и Тамара» («Не плачь, дитя»; черная акварель, белила), «Летящий Демон» — заставка (черная акварель; местонахождение оригинала неизвестно), «Демон у стен монастыря» (черная акварель), «Демон и Тамара» («Люби меня!»; черная акварель, белила), «Тамара в гробу» (черная акварель, белила), «Ангел с душой Тамары и Демон» (черная акварель), «Голова Демона на фоне гор» (черная акварель, белила), «Монастырь на Казбеке» (черная акварель). Не вошли в издание Кушнерева следующие иллюстрации: «Демон, смотрящий на долину», «Пляска Тамары», «Несется конь быстрее лани», «Демон у стен монастыря», «Люби меня!» (второй и третий варианты), «Тамара в гробу» (второй вариант), «Голова Демона» (второй вариант), «Голова Тамары», «Летящий Демон».

Читайте также:  Описание картины николая рериха «небесный бой»

Врубель М.А. Тамара и Демон. 1890 — 1891. Бумага, черная акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея

Глубокое проникновение в поэзию М.Ю. Лермонтова позволило художнику создать серию иллюстраций, передающих пафос поэмы; мощь и трагичность Демона Врубеля соответствуют лермонтовскому образу. Однако в некоторых вариантах есть черты неврастеничности, чуждые герою поэмы.

Несомненно, созвучен лермонтовскому образ Тамары: радость жизни, отчаяние, непобедимая страсть, покой смерти — все эти противоречивые состояния прекрасно выражены художником.

Работая над иллюстрациями в основном черной акварелью, скупо вводя белила, тушь, сепию, Врубель добивается удивительной живописности; богатство оттенков создает впечатление многоцветности. Иллюстрации М.А.

Врубеля к «Демону» по их философской глубине и новаторству техники не имеют аналогий среди иллюстраций, создававшихся его предшественниками, современниками и художниками более позднего времени.

Врубель М.А. Летящий Демон. 1899

К поэме «Измаил-Бей» М.А. Врубель выполнил сюиту из трех иллюстраций (все воспроизведены во втором томе Кушнерева): «Старик-чеченец» (черная акварель), «Прощание Зары с Измаил-Беем» (черная акварель, белила, сепия), «Труп Измаил-Бея» (черная акварель).

В центре этой сюиты — сцена прощания, трагизм разлуки. С этим настроением гармонирует суровость горного пейзажа. Художником была задумана иллюстрация и к поэме «Беглец» — «Гарун бежал быстрее лани» (местонахождение оригинала неизвестно; не воспроизводилась).

Врубель М.А. Прощание Зары с Измаил-Беем. 1891

Врубель М.А. Старик-чеченец

К «Герою нашего времени» М.А.

Врубель выполнил 4 иллюстрации (вошли во второй том Кушнерева): к «Бэле» — «Казбич и Азамат» (два варианта: первый — черная акварель, белила; второй — черная акварель), к «Княжне Мери» — «Печорин» (черная акварель), существовал также более ранний вариант (черная акварель), «Княжна Мери и Грушницкий у источника» (черная акварель, белила), «Дуэль Печорина с Грушницким» (черная акварель, белила).

Врубель М.А. Казбич и Азамат. 1890 — 1891

Врубель М.А. Княжна Мэри и Грушницкий. 1890 — 1891

Лучшая иллюстрация Врубеля к роману — сцена дуэли. Построенная как мизансцена сложного драматургического произведения (расстановка фигур, позы, жесты), она помогает понять смысл трагического финала. В образе Печорина Врубель раскрывает контрастные черты: мужественность и гордость, одиночество и слабость, жестокость и постоянная рефлексия.

Врубель М.А. Дуэль между Печориным и Грушницким. 1890 — 1891

Иллюстрации Врубеля не были оценены и поняты современниками и подверглись безжалостной критике (Пепо, С. Васильев). Редактору П.П. Кончаловскому при поддержке немногих художников (прежде всего К.А. Коровина, Л.О. Пастернака и В.А. Серова) с трудом удалось добиться включения врубелевских иллюстраций в издание Кушнерева.

К 1894 году относится полихромная скульптура Врубеля «Голова Демона» — экспонировалась в 1898 году на «Выставке русско-финляндских художников» в Петербурге. В 90-е гг.

создан декоративный барельеф «Голова Демона» (полихромная майолика).

Лицо с заострившимися чертами, с напряженным, ожесточенным выражением, — ближе всего этот Демон образу последней редакции поэмы: «И вновь остался он, надменный, / Один, как прежде, во вселенной / Без упованья и любви!..».

Врубель М.А. Голова Демона. 1890. Раскрашенный гипс. Государственный Русский музей

С конца 1899 и в 1900 годах Врубель работает над большим полотном «Демон летящий» (масло). Это последний «лермонтовский» Демон Врубеля — отверженный, бесцельно век за веком блуждающий в пустыне мира. Картина в целом не была закончена; завершена, видимо, только голова.

В 1901 — 1902 годах художник создает монументальное полотно «Демон поверженный» (масло), для которого он выполняется ряд предварительных эскизов. Поиски продолжались и на завершенном полотне: много раз менялось лицо Демона.

В последнем варианте Демон — воплощение страдания, ненависти, отчаяния и гордыни. «Демон поверженный» — гневный, но обессиленный, с переломанными крыльями, на которых он уже не может взлететь, — не лермонтовский образ. У М.Ю.

Лермонтова нет поверженного Демона: побежденный, познавший тщетность безумных мечтаний, он у него по-прежнему могуч…

Врубель М.А. Демон поверженный. 1902

Весной 1902 года картина была представлена на 4-й выставке «Мира искусства». И это произведение художника не было понято публикой. В прессе появились враждебные отзывы. Положительный отзыв принадлежал М. Судковскому. Высокая оценка картины была дана и Ал. Бенуа.

Через всю жизнь пронес художник и другой лермонтовский образ — Пророка. Вновь вернувшись к нему в 1904 году, он создает станковое произведение, поражающее глубиной и силой (уголь, карандаш, белила, акварель; второй вариант — уголь, карандаш, белила).

Именно этот трагический образ Пророка, уже познавшего горечь отвержения, наиболее автобиографичен в творчестве Врубеля.

Не случайно он имеет сходство с автопортретом, написанным также в 1904 году (итальянский карандаш, уголь, мел; другой вариант — уголь, сангина).

Врубель М.А. Голова Пророка. 1904 — 1905. Бумага на картоне, уголь, графитный карандаш, акварель. Государственная Третьяковская галерея

Произведения Врубеля на лермонтовские темы воспроизводятся в изданиях сочинений поэта, монографиях о художнике, альбомах. Лучшие из них факсимильно воспроизведены в альбоме «Врубель. Рисунки к произв. М.Ю. Лермонтова» (1964).

Лермонтовская энциклопедия. М., 1980. С. 94 — 95.

Источник: http://www.tarhany.ru/lermontov/kalendar_pamjatnih_dat/160_let_so_dnja_rozhdenija_russkogo_hudozhnika_mihaila_aleksandrovicha_vrubelja

Мемория. Михаил Врубель – ПОЛИТ.РУ

17 (5) марта 1856 года родился художник Михаил Врубель.

Личное дело

Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) родился в Омске. Его отец, в прошлом строевой офицер и участник Крымской войны, служил военным юристом.

Из-за этого семья часто переезжала: они жили в Харькове, в Петербурге, в Саратове, снова в Петербурге и, наконец, в Одессе, где в 1874 году Михаил Врубель окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию. Талант к рисованию мальчик проявлял с детства. Отец одобрял склонность сына к живописи.

Когда семья жила в Петербурге, он водил его в школу Общества поощрения художеств, а в Одессе Михаил учился в рисовальной школе Общества изящных искусств. Но отец полагал, что профессия должна приносить пользу обществу, поэтому по его совету Михаил Врубель поступил на юридический факультет Петербургского университета.

Одновременно он занимался в вечерних классах Академии художеств. Окончив университет и отбыв краткую военную повинность, Врубель все-таки стал учиться в Академии художеств. Занимался в мастерских Павла Чистякова и Ильи Репина.

В 1894 году Врубель отправился в Киев, куда по рекомендации Чистякова его пригласил искусствовед Адриан Прахов для участия в реставрации Кирилловской церкви. В Киеве художник провел шесть лет, изучая под руководством Прахова византийскую живопись и работая над росписями сначала Кирилловской церкви, а потом и Владимирского собора.

Однако эскизы росписей Владимирского собора остались нереализованными, так как по мнению Прахова и церковных властей стиль живописи Врубеля не соответствовал требования к росписи православного собора, которая должны была быть выдержанной в византийском стиле. По мнению Прахова, для работ Врубеля следовало бы выстроить отдельный храм.

С осени 1884 по весну 1885 году Врубель совершил поездку в Венецию.

В сентябре 1889 года Врубель приехал в Москву, где поселился в мастерской Константина Коровина на Долгоруковской улице. Вскоре он познакомился с известным меценатом Саввой Мамонтовым. В 1891 году Михаил Врубель написал тридцать иллюстраций к юбилейному изданию сочинений М. Ю. Лермонтова.

Большая часть работ относилась к поэме Лермонтова «Демон», в том числе и знаменитый «Демон сидящий», эскиз которого был создан в 1890 году. В 1896 Мамонтов, занимавшийся художественным оформлением Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде, заказал Врубелю два панно.

Художник представил работы «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович», которые комиссия Академии художеств отвергла. Тогда Мамонтов заплатил художнику за оба панно 5000 рублей из личных средств и соорудил отдельный павильон, где выставил работы Врубеля. Над входом Мамонтов велел повесить вывеску «Выставка декоративных панно художника М. А.

 Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». В том же году Врубель женился на оперной певице Надежде Забеле.

Последующие пять лет оказались самыми плодотворными в жизни художника. В эти годы были написаны такие картины, как «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Надежда Забела выступала в частной опере Мамонтова, что побудило Врубеля заняться театральной живописью и разработкой костюмов.

Врубель участвует в выставках «Мира искусства», венского «Сецессиона», «Группы 36-и». Он продолжает работы в области керамики, начатые еще в 1890 году в мастерской имения Абрамцево, куда его пригласил Мамонтов.

В 1900 году за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» Врубель получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. 1 сентября 1901 года у него родился сын Савва.

С октября 1901 года у Врубеля появляются первые признаки расстройства психики. У него усиливается депрессия, одновременно художник неустанно работает над картиной «Демон поверженный». К началу 1902 года состояние Врубеля ухудшилось.

Психиатр Василий Бехтерев определил у художника прогрессивный паралич (в современной терминологии – нейросифилис, Врубель болел сифилисом еще в 1892 году). В апреле художника поместили в частную клинику с приступом острого психического расстройства.

В ноябре 1902 года Бенуа и Дягилев организовали выставку 36 работ Врубеля, которая стала переломной в отношении публики к творчеству художника.

Дальнейшая жизнь Врубеля стала чередой периодов улучшения его состояния и возвращений болезни, когда он вновь становился пациентом клиник.

В мае 1903 года умер его сын Савва, что спровоцировало очередной этап болезни. Врубель сам сказал родным: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот».

Когда болезнь отступала, художник продолжал интенсивно работать. В начале 1906 года он полностью ослеп.

Умер Михаил Врубель 1 апреля (14 апреля по новому стилю) 1910 года в клинике Адольфа Бари в Петербурге.

Чем знаменит

Выдающийся художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.

Работал во множестве жанров: станковая живопись, монументальная роспись, рисунок, скульптура, декоративная керамика, оформление театральных постановок, прикладной дизайн.

В творчестве Врубеля можно увидеть истоки будущих произведений Шагала, Филонова, Ларионова, Гончаровой, немецких художников-экспрессионистов.

О чем надо знать

Источником вдохновения для работы Врубеля «Принцесса Греза» стала пьеса Эдмона Ростана, впервые поставленная в России  в 1896 году. В пьесе принц и поэт Жоффруа Рюдель из рассказов пилигримов узнает о принцессе Мелисанде, живущей далеко за морем.

Проникшись любовью к Прекрасной Даме, принц посвящает ей стихи и песни. Предчувствуя скорую смерть, он отправляется в странствие, чтобы встретиться со своей мечтой.

Когда корабль находится в открытом море, принц последние мгновения жизни поет песню о своей грезе, принцессе Мелисанде, и происходит чудо – прекрасная принцесса склоняется к его изголовью.

На картине Врубеля принц Жоффруа изображен с лирой в руках, над ним склонилась Мелисанда, у мачты корабля стоит его друг, рыцарь и поэт Бертран. Справа изображены пираты, потрясенные силой любви принца. По замыслу Врубеля «Принцесса Греза» должна была выражать «общую всем художникам мечту о прекрасном».

Читайте также:  Описание скульптуры франсуа огюста родена «вечная весна»

Холст с изображением «Принцессы Грезы» был обнаружен в 1956 году среди старых декораций Большого театра. Видимо, он попал туда из оперы Саввы Мамонтова после его банкротства. Высота холста в самой высокой точке полукруга – 7,5 метра, длина – 14 метров, площадь – 94 квадратных метра.

Около тридцати лет свернутый холст хранился в здании храма святого Николая в Толмачах, принадлежащем Третьяковской галерее. В 1987 году в здании галереи на Крымском валу была начата реставрация холста, так как только там нашлось помещение достаточной площади, чтобы вместить полотно в раскатанном виде.

При реконструкции Третьяковской галереи для «Принцессы Грезы» был специально спроектирован зал, для чего перекрыли один из внутренних двориков. Зал был открыт в 1996 году, в год столетия картины.

Прямая речь

«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а “демоническое” – полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

Михаил Врубель

«Вот отворилась дверь, и вошел Врубель. Вошел неверной, тяжелой походкой, как бы волоча ноги. Правду сказать, я ужаснулся, увидя Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза – как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды.

Первое впечатление: сумасшедший! В жизни во всех движениях Врубеля было заметно явное расстройство. Но едва рука Врубеля брала уголь или карандаш, она приобретала необыкновенную уверенность и твердость. Линии, проводимые им, были безошибочны. Творческая сила пережила в нем всё.

Человек умирал, разрушался, мастер – продолжал жить. В течение первого сеанса начальный набросок был закончен. Я очень жалею, что никто не догадался тогда же снять фотографию с этого черного рисунка.

Он был едва ли не замечательнее по силе исполнения, по экспрессии лица, по сходству, чем позднейший портрет, раскрашенный цветными карандашами».

Николай Рябушинский (1905)

«На четвертой выставке “Мира искусства”, к сожалению, уже тогда, когда настоящие страницы были сверстаны, появилась поразительная картина Врубеля “Демон”, вообще одно из самых замечательных произведений последней четверти века. В этой картине с полной ясностью обнаружились как колоссальное дарование мастера, так и его слабые стороны.

Врубель долго мучился над этим произведением, долго боролся при его создании с самим собой, со своей фантазией, со своим вкусом. Красочная декоративная красота этой картины далась ему, чего и следовало ожидать, сразу. С гениальной легкостью Врубель создал свою симфонию траурных лиловых, звучно-синих и мрачно-красных тонов.

Вся павлиная красота, вся царственная пышность демонического облачения была найдена, но оставалось найти самого демона. Над исканием его Врубель измучился, постигая умом, но не видя ясно, облик сатаны.

Сначала он представился ему каким-то изможденным, гадким и все же соблазнительным змеем; в его глазах, в отвратительно выгнутой шее чувствовалось что-то раздавленное, но ползучее и живучее, живучее “на зло”. К сожалению, рисунок первой версии был безобразен, и Врубель не решился его так оставить.

Он принялся исправлять, и мало-помалу из кошмарного слизня его Демон превратился в несколько театрального, патетического падшего ангела. Но Врубель и на этом не остановился и все продолжал менять и менять, усиливать и усиливать выражение, пока не впал в шарж, во что-то карикатурное и дикое, в нехорошем смысле этого слова.

Тем не менее и до сих пор есть большая таинственно чарующая прелесть в этой картине. Демон очеловечился, Врубель подошел к границе банальности (при этом ошибки, вернее, невероятности рисунка стали заметнее), но не перешел ее. Испортил, но не погубил своего создания. Но по своей фантастичности, по своей зловещей и волшебной гамме красок эта картина несомненно одно из самых поэтичных, истинно поэтичных произведений в русской живописи».

Александр Бенуа

«Врубель имел обыкновение писать глаза самыми последними, после того как остальное уже написано и отделано. Многие мемуаристы вспоминали об этой своеобразной манере Врубеля – оставлять отделку глаз напоследок. Например, Н.

Мурашко рассказывал, как Врубель в Венеции работал над заказанным ему иконостасом: “Его Христос, будучи вполне натушеван, так сказать, вылеплен силою разнообразных и тонких полутонов, был без зрачков. Глаз был обработан как у мраморной статуи… Богоматерь точно так же смотрела слепой”.

Некоторые незаконченные портретные рисунки (портрет Серова, например) так и остались со слепым глазным яблоком без зрачка. На вопросы Врубель обычно отвечал, что навести зрачок нетрудно, а откладывает он его потому, что зрачок мешает ему сосредоточиться на форме глаза и как следует ее вылепить.

Объяснение простое, но за ним кроется что-то сверх того, что художник, может быть, не находил нужным договаривать. Взгляд животворит лицо, он – зеркало души. Если вообразить себе библейское сотворение человека как нечто реальное, то можно представить, что глаза Адама открылись только тогда, когда творец вдохнул душу в его уже вылепленное тело.

И в сказках, чтобы воскресить убитого, его сначала сбрызгивают мертвой водой, от которой срастаются части тела, а потом живой водой – тогда он вздыхает и открывает глаза. Врубель действовал так же. Взоры его персонажей, напряженные, гипнотические, должны вспыхнуть после того, как тело уже готово для жизни,- не раньше.

Иначе пристально глядящие глаза действительно мешали бы художнику спокойно работать над формами лица и тела – человек “ожил” бы прежде времени. Врубель оставлял напоследок такую деталь, как глядящий зрачок, не потому, что не придавал ей большого значения, а как раз потому, что она была слишком важной. Поставлена одна завершающая точка – и мертвое тело одухотворено».

Дмитриева Н. А. «Врубель»

12 фактов о Михаиле Врубеле

  • Фамилия художника имеет польское происхождение и в переводе означает «воробей».
  • В девять лет Михаил Врубель по памяти копировал работы Микеланджело.
  • Врубель крайне негативно отзывался о картине своего учителя Репина «Крестный ход в Курской губернии». Он писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь ее невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развернутым печатным листом».
  • В Академии художеств Врубель получил прозвище Фортуни за увлечение творчеством испанского художника-ориенталиста Мариано Фортуни.
  • Очевидцы утверждают, что находившийся в психиатрической больнице Врубель цитировал наизусть «Илиаду» по-гречески, «Гамлета» по-английски, и «Фауста» по-немецки. Прекрасное знание латинского и греческого языков, которое Врубель получил в гимназии, позволило ему в студенческие годы зарабатывать репетиторством.
  • Картину «Царевна-Лебедь» Врубель написал после того, как его жена Надежда Забела исполнила главную партию в одноименной опере Римского-Корсакова.
  • Серию резко критических статей о творчестве Врубеля в 1896 году опубликовал Максим Горький. Владимир Стасов называл демонов «ужасающими образцами непозволительного и отталкивающего декадентства».
  • В парижском Салоне 1906 года один из залов был посвящен работа Врубеля. Там с творчеством художника познакомился молодой Пабло Пикассо, позднее признававший, что из русских художников только Врубель оказал на него влияние.
  • Считается, что моделью для скульптурной работы Врубеля «Голова египтянки» послужила Вера Мамонтова.
  • Майоликовое панно «Принцесса Греза», исполненное по картине Михаила Врубеля, украшает главный фасад московской гостиницы «Метрополь».
  • Валерий Брюсов посвятил Врубелю стихотворение.
  • В 1920-е годы душевнобольной посетитель Русского музея разбил вдребезги скульптурную «Голову демона» работы Врубеля. Известный реставратор Игорь Крестовский применил собственную оригинальную методику расчета местонахождения на полу мелких фрагментов этой скульптуры, создав топографическую картограмму осколков, после чего постепенно собрал их и склеил.

Материалы о Михаиле Врубеле

Статья о Михаиле Врубеле в русской Википедии

Михаил Врубель в энциклопедии Artonline

Михаил Врубель в энциклопедии «Кругосвет»

Михаил Врубель в проекте «Хронос»

Сайт, посвященный Михаилу Врубелю

Источник: https://polit.ru/news/2016/03/17/vrubel/

Врубель картины

?kovlam (kovlam) wrote,
2015-10-03 09:39:00kovlam
kovlam
2015-10-03 09:39:00

Михаил Александрович Врубель – русский художник-постимпрессионист. Родился в Омске 5 марта 1856 года – умер в Санкт-Петербурге 1 апреля 1910 года.

Для его живописи были характерны символизм и философия. В каждом образе читается дополнительный подтекст, который указывает на то, что в картине есть второе дно. Одно дело просто рассматривать красиво-написанную живопись, и совсем другое видеть в этом целое произведение, с очень глубокой мыслью.

Именно таким художником и являлся Михаил Врубель.

Помимо философии в своих работах он применял совершенно необыкновенную технику, которая поражает ценителей искусства и до сей поры.

Напряженные цвета, которые заставляют испытывать неоднозначные чувства, чёткая конструктивность рисунков, завуалированный трагизм.

Всё это заставляет людей надолго останавливаться у картин Врубеля в музеях и ловить себя на мысли, что живопись – это прекрасно и волшебно.

Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. Учился в Академии Художеств. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни.

Большое влияние на творчество и мировоззрение русского художника постимпрессиониста оказали прерафаэлиты, художники итальянского Возрождения, а также писатели Вильям Шекспир, Гёте, Лермонтов и другие.

Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Именно здесь он написал одни из самых известных своих работ: Египтянка, Купава, Мизгирь, Волхова и т.д.

Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием “Демон“.

Кроме того, что оно наполнено необычайным по накалу трагизмом, какой-то запредельной романтикой, которая лежит за границей жизни, здесь Михаил Александрович  применил весь свой опыт и мастерство живописи, что бы воплотить необычайную даже для того времени задумку – написать демона.

Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Несомненно,  художник Михаил Врубель стал ярчайшим и известнейшим  живописцем, оставивший в искусстве русского авангарда очень яркий и неизгладимый след.

Лучшим украшением для любого дома является предмет искусства. Если вы не знаете, где купить картину недорого, то в этом вам поможет Бутик Картин. Живописные произведения на любой вкус.

Врубель (фотография)

Автопортрет

Царевна Волхова

Демон

Демон Поверженный

Девочка на фоне ковра

Фантастический пейзаж

Гадалка

Испания

Жемчужина

Пан

Пирующие римляне

Полёт Фауста и Мефистофеля

Портрет Саввы Мамонтова

Примавера

Шестикрылый Серафим

Снегурочка

Тамара и Демон

Тени лагун

Источник: https://kovlam.livejournal.com/2077669.html

Ссылка на основную публикацию