Описание картины михаила врубеля «сошествие святого духа»

Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)

Талант Врубеля был многогранный. Он расписывал храмы, писал огромные многометровые полотна и небольшие станковые картины; он выступал как театральный декоратор, мастер книжной иллюстрации и даже как скульптор.

Михаил Врубель – русский художник, закончил сначала юридический факультет Петербургского университета, затем Академию художеств. По рекомендации своего учителя П.Чистякова работал в древнем храме Кирилловского монастыря под Киевом. Однако, его работы не были должным образом оценены.

Долгое время Врубель был неизвестен публике, только в конце 90-х годов после демонстрации больших панно “Принцесса Греза” и “Микула Селянинович” его заметили, стали интересоваться творчеством художника. Однако, творчество его постоянно вызывало жестокую полемику в печати.

Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.

Стиль этот основан на господстве объемно-скульптурного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям.

Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грани кристаллической формы. Дробящийся, переливающийся цвет в полотнах Врубеля и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики.

Заметны в произведениях Врубеля черты символизма и стиля “модерн”. Художника интересует тема трагического одиночества и гибели личности, которую он стремится раскрыть символически в образе Демона. В его творчестве есть произведения традиционно реалистические, есть и мифологические, иллюстрации к произведениям Лермонтова, Пушкина, к народным сказкам, былинам и легендам.

Обращаясь к поэтическим картинам природы, Врубель также придавал им мистико-фантастическую окраску. Особенно сильно сказалось воздействие модернизма на декоративных работах Врубеля (панно, скульптура, эскизы витражей и т.п.).

В конце жизни Врубель заболел, периодически лечился в психиатрической клинике. В периоды между приступами душевной болезни писал, творил. В 1910 году, пятидесяти четырех лет, Врубель скончался от воспаления легких.

Подлинная стихия картин Врубеля – молчание, тишина, которую, кажется, можно слышать. В молчание погружен его мир. Он изображает моменты неизреченные, чувства, которые не умещаются в слова. Молчаливый поединок сердец, взглядов, глубокое раздумье, безмолвное духовное общение.

Токами высокого духовного напряжения пронизан мир Врубеля – в этом тайна его монументальности и залог долговечности.

Источник: http://cvetamira.ru/vrubel-mihail-aleksandrovich-1856-1910

Самые знаменитые картины Врубеля (описание + ФОТО)

Первый русский символист Михаил Врубель обладал особой манерой исполнения своих художественных произведений, так что его картины трудно перепутать с работами других художников.

Все знавшие художника и его друзья отмечали особый темперамент и своеобразный характер мастера, который и отобразился в его замечательных работах.

Познакомимся поближе с творчеством великого русского художника и представим галерею самых известных картин Михаила Врубеля.

Немного биографии и особенности творчества…

Врубель Михаил Александрович родился в 1856 году в городе Омск, и уже 10 годам маленький Миша проявил артистические способности, в том числе и к рисованию. Ни его родственники, ни он сам и не думал, что станет художником, но уже первые его эскизы и наброски свидетельствовали о большом творческом потенциале.

Со временем, обучаясь в Академии художеств, у Врубеля появилась особая художественная манера, как говорится, свой почерк. То, что главным персонажем его работ стал демон, породило множество слухов, что художник продал душу дьяволу, а когда житель потустороннего мира открыл мастеру свое истинное лицо, Михаил Врубель ослеп и помешался рассудком.

Самые знаменитые картины Врубеля…

Художник много путешествовал, поэтому представим моменты озарения мастера и написание картин во времени и пространстве.

Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885

За пять лет жизни в Киеве художник выполнил огромный объем работ, но самое главное — смог прикоснуться и впитать в себя истоки русской живописи.

На хорах Кирилловской церкви, которую Врубель самостоятельно расписал, он изобразил монументальную фреску «Сошествие Святого Духа на апостолов». Мастеру удалось точно соединить первоистоки византийской манеры иконописи с собственными портретными изысканиями.

Для написания фигур апостолов и Богоматери художник использовал реальные прототипы людей, с которыми общался во время жизни в Киеве.

Богоматерь с младенцем. 1884-1885

Икона, написанная Врубелем для иконостаса Кирилловской церкви, прославила художника и стала отправной точкой на его творческом пути.

Как отмечают специалисты, икона выполнена по всем канонам христианской иконографии, но Врубель привнес в нее портретную выразительность и необычность.

Поговаривали, что мастер был тайно влюблен в жену своего заказчика, искусствоведа Адриана Прахова, и с иконы на прихожан церкви смотрит именно она — Эмилия, и их младшая дочь.

Автопортрет. 1885

В творческой копилке художника множество автопортретов, но этот, написанный во время пребывания в Киеве, наиболее точно передает черты характера и устремления мастера.

Графика занимала особое место в творчестве, и автопортрет выполнен именно в такой манере. Целеустремленный, но немного напряженный взгляд, как бы символизирует, что художник еще находится в творческом поиске, еще ищет свою особую манеру передачи реальности на холсте и в скульптуре.

Размытые контуры также свидетельствуют об исканиях молодого художника, но в уверенно нанесенных карандашных линиях уже чувствуется твердая рука мастера.

Девочка на фоне персидского ковра. 1887

Вернувшись в Киев после поездки в Италию, Врубель снова с головой погрузился в творчество, и один из киевских предпринимателей заказал ему написать портрет дочери.

Врубель, как всегда, основательно подошел к делу, и выполнил портрет в манере, который специалисты назвали «портрет-фантазия». И здесь противоречивость натуры художника — в руках девочки красивые розы, а рядом острый кинжал.

Летом 2018 года Укрпочта выпустила марку номиналом 5 гривен, на которой изображена эта картина живописца и подпись: «Врубель Михайло Олександрович».

Демон сидящий. 1890

Именно в Москве под впечатлением произведения Михаила Лермонтова была написана самая известная картина.

Сидящий в окружении необычных цветов, Демон, скрестив руки, смотрит печально вдаль. Работая над иллюстрированием произведений М. Лермонтова, Врубелю удалось точно передать образ литературного героя. В его Демоне воплотились человеческие черты, внутренние противоречия, сила духа и постоянное сомнение.

Кажется, образ Демона, выполненный на холсте, окончательно подтверждает, что сомневающийся мастер нашел свой особый стиль.

Для любителей подземного мира и путешествий — наш материал Подземные приключения: самые интересные пещеры мира.

Царевна-лебедь. 1890

Врубель жил в русской культуре и находил в ней вдохновение. Картина «Царевна-лебедь» была написана под впечатлением оперы Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Пушкина.

Художник работал над декорациями к постановке, а его первая жена играла царевну. Образ царевны у Врубеля печален и загадочен, и в нем заключен великий символизм, а само произведение — настоящая жемчужина его творческой коллекции.

Картина далека от сценического образа, ведь Врубель воплотил в картине всю двойственность лебединой сущности — стремление к небесам, чему-то светлому, и стремление к темным водам морской пучины.

Тамара и Демон. 1891

Это не картина, а иллюстрация к произведению Михаила Лермонтова «Демон». Но по художественному исполнению и передаче образов эта иллюстрация занимает важное место в творчестве художника.

Выполненная черной акварелью, иллюстрация передает весь трагизм свидания Демона с Тамарой, да и в настроении картины уже просматривается начинающаяся болезнь художника.

На всех иллюстрациях Демон в одной неизменной позе, «падший ангел», прочно поселившийся в мире темных сил. А вот Тамара всегда в разных позах, чем художник подчеркнул сомнения в ее выборе — между небесным и земным.

Принцесса Грёза. 1896

Отойдя от образа демона, Врубель, с присущей ему страстью, начал писать сказочные сюжеты.

Это полотно считают самым известным панно российской столицы, а написал его художник по мотивам драмы Эдмона Ростана. В это время он написал два полотна, которые должны были выставляться на промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Но комиссия не допустила их к просмотру.

Ситуацию хотел спасти Савва Морозов, выставивший «Принцессу Греза» и «Микулу Селяниновича» в собственном павильоне, но публика враждебно приняла картины.

Демон летящий. 1899

Незаконченная картина Михаила Врубеля стала возвращением живописца к теме Демона после 8-милетнего перерыва.

Само произведение выполнено в темных, мрачных тонах. На демоне коричневая туника, перевязанная поясом. Он воспарил над горами Кавказа и рекой, но большинство деталей не прорисованы, так что не понятен окончательный замысел.

Демон летит, как и сам художник хотел взлететь, но в манере и темных тонах картины видно, что Врубель уже сильно болел. И символизм проявился в ее незаконченности…

Портрет сына. 1902

В 1901 году у Надежды Забелы и Михаила Врубеля рождается сын, которого назвали Саввой. Физически крепкий и здоровый мальчик имел дефект — у него была заячья губа.

Живописец винил в этом только себя, но, прервав работу над «Демоном поверженным», создал портрет Саввушки. На нас с картины смотрит детское лицо, но искаженное испугом и серьезным взглядом.

Описание картины всегда сопровождается припиской, что рождение сына с «заячьей губой», а больше — его внезапная смерть в 1903 году,- еще больше повергло художника в депрессию.

Демон поверженный. 1902

Идея написать этот сюжет зародилась еще в 1899 году, а жизненные потрясения и прогрессирующая болезнь окончательно утвердили автора в правильности выбора, и в 1902 Врубель закончил свое полотно.

Красивым фоном картины выступает горный пейзаж, залитый светом алого заходящего солнца, а на переднем плане — фигура поверженного демона. Он как бы зажат между верхним и нижним краем картины, и не может вырваться.

Выставленная в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусств» картина произвела настоящую сенсацию, а ранняя публика наблюдала, как автор переписывает свое полотно.

Шестикрылый Серафим. 1904

Последняя крупномасштабная работа живописца, созданная на стенах больницы В.П. Сербского, стала вершиной его творчества.

Этот синтез ярких цветов и экспрессии в полной мере раскрыл творческий потенциал и мастерство умельца живописи. Взгляд Серафима источает уверенность и надежду, а меч и лампада в руках ангела — яркие символы борьбы противоположностей.

Это великолепное произведение Врубеля известно и под другими названиями — «Азраил», а также «Ангел с мечом и кадилом».

Портрет Брюсова. 1906

Появился этот портрет благодаря тому, что уже окончательно потерявшему связь с реальностью Врубелю разрешили рисовать в недолгие минуты просветления.

Художнику по утрам позировал сам русский поэт, а чуть позже в больничную палату приходил художник Валентин Серов, и рисовал вечерами портрет самого Врубеля.

Так и вышло в одно время из-под кисти двух великих русских художников два портрета — поэта Валерия Брюсова и живописца Михаила Врубеля.

  • К образу Демона Врубель приступил еще во время росписи Кирилловской церкви. В этом и проявилась противоречивая натура художника. Вырисовывая светлые образы ангелов на иконах, он в мастерской рисует эскизы демонов.
  • Во время работы над произведением художник часто менял первоначальный замысел. Так на картине «Жемчужная раковина» появились образы морских царевен.
  • Скорее печальный факт, но душевные терзания и жизненные трагедии, в конечном счете, привели Врубеля в психиатрическую больницу. Он начинал творческий путь с росписи Кирилловской церкви, стоящей на территории больницы, в больнице и закончил свой жизненный путь.
  • Картина «Демон поверженный» уже весела в галерее, а художник приходил и переписывал своего поверженного демона заново.
  • При жизни его не признавали как художника, над его работами посмеивались. Но однажды его друзья художники сделали большую выставку его картин… Врубеля признали, но было поздно, он уже был к тому времени тяжело болел.
  • Вечером перед смертью Врубель открыл окно и, вдыхая морозный воздух, произнес «Едем а Академию!» На следующий день в Академии художеств началась панихида прощания с художником, а по округе разносился надгробный плач.

Врубель умер в 1910 году, а ученые и искусствоведы до сих пор ведут спор о его месте в отечественном и мировом искусстве. Но ясно одно — Михаил Александрович Врубель, словно комета, пронесся по жизни, оставив свой неповторимый и яркий след на небосклоне российской и мировой культуры.

Окруженный людьми, он всю жизнь оставался одинок, проделав путь от отшельника-алхимика к пророку, своим творчеством намного опередив свое время, предсказав в своих картинах некоторые события своей собственной жизни.

Источник: https://topcafe.su/otdyh/iskusstvo/znamenitye-kartiny-vrubelya.html

Еще одна “тайна Демона” в жизни и творчестве Михаила Александровича Врубеля

В творчестве Михаила Александровича Врубеля (1856 – 1910) Демон до сих пор остается одним из самых загадочных образов. Художник писал его сидящим и поверженным, рисовал похожим на ангела, лепил, отливал в гипсе. Демон то жестокий и смятенный, исступленно бросающий вызов миру, то жалкий и поверженный…

Многие историки искусства считают, что обращение к теме Демона сложилось у художника под влиянием поэзии М. Ю. Лермонтова и оперы А. Г. Рубинштейна.

Сам Михаил Александрович Врубель утверждал: «Демона не понимают – путают с чертом и дьяволом, … а «Демон», значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося духа, ищущего примирения обуревавших его страстей, познания жизни, и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».

Озвучим еще одну «версию Демона» в жизни и творчестве А. М. Врубеля.

Михаил Врубель работал в Киеве над реставрацией фресок в Кирилловской Церкви, когда воссоздавал возвышенный, неземной и светлый образ Богоматери, прообразом которой стала первая его настоящая любовь, женщина, имя которой Михаил Врубель не решался открыть даже в письмах к сестре. Эта женщина была жжено известного археолога, реставратора А. В. Прахова, который и пригласил художника в Киев.

Обуревавшие художника чувства не имели никакой перспективы, его любовь зашла в тупик.

Как раз в это время в Киев приехал отец Михаила Врубеля и застал его за работой над «Демоном». В одном из писем отец художника утверждал, что тот, первый «Демон» показался ему «злою, чувственную, отталкивающей женщиной». Так или иначе, но за этим Демоном стояла не «лермонтовская», а его, «врубелевская» страшная тайна, его самое сокровенное «душевное дело».

Михаил Врубель по приглашению профессора Прахова переехал в Киев, где ему было поручено руководить реставрацией византийских фресок XII в Кирилловской Церкви. Врубеля попросили написать на стенах несколько новых фигур и композиций, а также образ для иконостаса.

Профессор Петербургского университета А. В. Прахов был хорошо известен как историк искусства, археолог, художественный критик. В Киеве Прахов увлеченно занимался реставрацией киевских Храмов.

Врубель воссоздает такие сцены, как «Сошествие святого Духа», «Оплакивание Христа».

Сошествие Святого Духа на апостолов

Оплакивание Христа

Работал художник самозабвенно, однако в письмах к своей любимой сестре все чаще намекал на свое сокровенное «душевное дело».

Напоминаем, что мы рассматриваем лишь одну из версий.

Сестра понимала, что Михаил влюблен, но имя своей возлюбленной сохраняет в тайне.

В Киеве те, кто хорошо знал Михаила Врубеля, начали догадываться: художник влюблен в жену Прахова – Эмилию Львовну. Он её часто рисовал. Сохранилось несколько его карандашных набросков: некрасивое, но необыкновенно трогательное лицо с чуть припухшими губами.

Женская голова(Эмилия Львовна Прахова)

Окутанная платком, она похожа на дивную странницу с широко раскрытыми, созерцающими нечто неземное очами. Именно лицо Эмилии Праховой послужило для Врубеля прообразом лика Богоматери, написанной на золотом фоне в темно-красных одеждах. Она держит на руках младенца, но не склоняется к нему, а смотрит печально куда-то вдаль… У подножия престола – нежные белые розы…

Отношения с Праховым были окончательно испорчены.

Когда первое глубокое чувство зашло в тупик Михаила Александровича Врубеля начал искушать образ сумрачного Демона, которого ему хотелось изображать снова и снова.

Через некоторое время Михаил Врубель перебрался в Москву. Из Москвы он написал сестре: «Помнишь мои намеки на киевскую пассию – я ей изменил, хотя мне еще дорого воспоминание». Однако главным его увлечением оставалось творчество.

В 1889 году Врубель знакомится со знаменитым русским меценатом Саввой Мамонтовым, у него появляются богатые заказчики. Но художник снова возвращается к образу Демона.

Картину «Демон сидящий» Михаил Врубель окончил в 1890 году.

В глазах у этого истерзанного бореньем духа, глубочайшая, затягивающая, будто омут, тоска. Окружающие его горы и, застывшие, словно самоцветы, облака и цветы, можно воспринимать как символ окружающего мира, который безжалостно отторгнул его.

Когда в жизни Михаила Врубеля появилась удивительная женщина Надежда Ивановна Забела, нежно-свирельный голос которой, по воспоминаниям современников, буквально завораживал, сердце художника будто оттаяло.

Портрет Н. И.Забелы-Врубель

В 1901 году у Врубелей родился мальчик Савва, у которого была, к несчастью, «заячья губа». Мальчик прожил на свете меньше двух лет. Однако еще при жизни сына Михаил Врубель начал страдать тяжелым душевным недугом, странно, но именно в это время он начал напряженно работать над образом «Демона поверженного».

Читайте также:  Описание картины сальвадора дали «замок гала в пуболе»

«Тайна Демона» до сих пор считается главной тайной Михаила Александровича Врубеля.

Александр Блок писал о «Демоне поверженном»: «…закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше название тех преобладающих трех цветов, которые слепили Врубеля всю жизнь и, которым нет еще названья.

Эти цвета – лишь обозначенье, символ того, что таит в себе житель гор… И у Врубеля день еще светит на вершинах, но снизу ползет синий мрак ночи. Конечно, ночь побеждает, конечно, сине-лиловые миры рушатся и затопляют окрестность.

В этой борьбе золота и синевы совершается обычное – побеждает то, что темнее; так было и есть в искусстве, пока искусство одно. Но у Врубеля уже брезжит иное, как у всех гениев, ибо они не только художники, но и уже пророки. Врубель потрясает нас.

Ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя быть может, грядущее поражение».

Демон поверженный

Источник

Источник: https://obiskusstve.com/1103381784529209763/esche-odna-tajna-demona-v-zhizni-i-tvorchestve-mihaila-aleksandrovicha-vrubelya/

Семь самых известных икон Врубеля – Журнал ФОМА в Украине

Его творчество вызывало наибольшие толки среди современников. Отношение к нему сменялось от неприкрытой прижизненной хулы, до неимоверного превозношения в конце жизни.

Одни считали его за бездарность, за шарлатана, прячущего свое неумение за ловкими приемами. Другие, напротив, превозносили его как гения, которому все доступно.

Для большинства людей, даже очень внимательно следящих за миром живописи, Врубель до сих пор остается загадкой.

ВРУБЕЛЬ И КИЕВ

Идея построить в Киеве Владимирский собор, посвященный 900-летию Крещения Руси, очень понравилась императору Николаю I. Началось строительство в 1862 году, уже при Александре II, и растянулось на долгих тридцать лет.

Расписывать Владимирский собор и Кирилловскую церковь предложили многим художникам — Васнецову, Сурикову, Поленову, Репину, Врубелю. Не все из них согласились. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры.

Ангел с кадилом и свечой. 1887 г.

Михаил Врубель приехал в Киев, но его отношение к храмовой живописи было иным. Христа по-настоящему Врубель не знал, не чувствовал. «Искусство — вот наша религия», — как-то заметил Михаил Александрович, работая над одной из захвативших его картин. «Впрочем, — добавил, — кто знает, может, еще придется умилиться».

Храм для него был прежде всего храмом искусства. Его влекло не религиозное чувство, а масштабность и монументальность церквей. Художник Ковальский, в то время ученик киевской рисовальной школы, рассказывал, как он впервые встретился с Врубелем вскоре после прибытия того в Киев. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга.

«Тишина вечера, полное отсутствие кого бы то ни было, только кроме ласточек, которые кружились и щебетали в воздухе. Я в спокойствии созерцания изображал, как умел, свой 30-верстный пейзаж, но тихие шаги, а потом устремленный взгляд заставил меня повернуться.

Зрелище было более чем необыкновенное: на фоне примитивных холмов Кирилловского за моей спиной стоял белокурый, почти белый блондин, молодой, с очень характерной головой, маленькие усики тоже почти белые. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет… вот это-то в то время и могло меня более всего поразить…

весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.

Богоматерь с Младенцем. 1885 г.

Так в Киеве никто не одевался, и это-то и произвело на меня должное впечатление. В общем, это был молодой венецианец с картины Тинторетто или Тициана, но это я узнал много лет спустя, когда был в Венеции.

Теперь же на фоне кирилловских холмов и колоссального купола синевы киевского неба появление этой контрастной, с светлыми волосами, одетой в черный бархат фигуры было более чем непонятным анахронизмом».

КИРИЛЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Врубель в Киеве должен был руководить реставрацией византийских фресок XII века в Кирилловской церкви, кроме того, написать на стенах ее несколько новых фигур и композиций взамен утраченных и еще написать образа для иконостаса. Так Кирилловский храм вошел в историю не только своими древними фресками, но еще и как памятник, запечатленный гением Врубеля.

Пророк Моисей. Фреска в Кирилловской церкви в Киеве

Художник написал на стенах несколько фигур ангелов, Христа, Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции — огромное «Сошествие Святого Духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. В работе над ними Михаил Александрович уже не копировал старинные образцы.

У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля — он проник в его дух.

При этом, работая в Кирилловской церкви, Врубель признавался в письме к сестре: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем вся религиозная обрядность, включая Христово Воскресенье, мне даже досадны, до того чужды».

Воскресение. Триптих. 1887 г.

Похоже, трудно смотреть одним глазом в землю, другим в небо. Может быть, поэтому слишком зыбкой становится черта между добром и злом в киевских работах Врубеля, слишком двоятся образы земного и небесного в его иконах. Так в образе Богоматери Врубеля откровенно проглядывают черты земной женщины — Эмилии Праховой. В нее Врубель в киевскую пору был влюблен болезненно и безответно.

Из четырех иконостасных образов Богоматерь удалась художнику особенно. Это один из его несомненных шедевров. Написана она на золотом фоне, в одеянии глубоких, бархатистых темно-красных тонов, подушка на престоле шита жемчугом, у подножия — нежные белые розы. Богоматерь держит Младенца на коленях, но не склоняется к нему, а сидит выпрямившись и смотрит перед собой печальным вещим взором.

Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885 г.

В «Сошествии Святого Духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви Врубель следует иконописной схеме довольно близко, пользуясь, по-видимому, миниатюрами старинных евангелий. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог.

У его апостолов были живые прототипы.

Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это не так: современники узнавали в его «Сошествии» киевских ученых, священников, археологов.

Другая композиция Врубеля в Кирилловской церкви — «Оплакивание», — написанная в нише притвора, следует ближе старинной традиции. Но это не просто стилизация под старину.

В ней есть неповторимый врубелевский лиризм, выражение скорби в сочетании с торжественным покоем; она предвещает эскизы «Надгробного плача» для Владимирского собора, сделанные тремя годами позже, уже после поездки художника в Венецию.

Надгробный плач. 1887 г. Второй вариант

Врубель написал иконы для «византийского иконостаса» Кирилловской церкви. Но его эскизы к Владимирскому собору не были приняты. Слишком отличались они от традиционной иконописи.

Среди работ Врубеля во Владимирском соборе присутствуют лишь орнаменты в боковых нефах. Это было крушение. Врубель мечтал писать монументальные полотна. Не случилось.

Он не написал Христа, но напишет своего знаменитого теперь Демона.

НАД ТОЛПОЙ

Для Врубеля творец, художник — всегда над толпой. Он избран «будить душу от мелочей будничного». А мелочами, чепухой и обыденностью и наполнена большей частью человеческая жизнь. Оттого обреченность на непонимание и бесконечное одиночество: «Я художник, но я никому не нужен. Никто не понимает, что я делаю, но я так хочу», — жаловался Врубель.

Последние четыре года Михаил Александрович Врубель, слепой и безумный, доживал в петербургских психиатрических клиниках.

Поэт Брюсов писал об этом периоде: «Очень мучила Врубеля мысль о том, что он дурно, грешно прожил свою жизнь, и что в наказание за то, против его воли, в его картинах оказываются непристойные сцены.

„Это дьявол делает с моими картинами. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Он все мои картины исказил“».

Голова Иоанна Предтечи. 1905 г.

Врубель — тревожная, зрячая душа. Он пленился демоном, но демон оказался лжепророком. За всеми его соблазнами на деле лежала пустота, бездна.

Врубель душой коснулся этой страшной пустоты и заплатил за это знание слишком дорогой ценой — разрушением души. На его похоронах Блок скажет: «Врубель оставил нам своих демонов как заклинателей против лилового зла, против ночи».

Вряд ли как заклинателей. Это не химеры Нотр-Дам-де-Пари. Это образы тьмы, которые преследовали художника всю его жизнь.

Возможно, и в нашем сегодняшнем мире стоит задуматься над его завещанием. О том, чего стоит творческая свобода без нравственных ограничений, о том, что самовозвеличивание рано или поздно оборачивается падением, и о том, что, перестав искать свет, человек не только не находит счастья, но наполняет мир разочарованием и отчаянием.

При подготовке материала использованы архивные публикации журнала «ФОМА в Украине».

Источник: http://foma.in.ua/articles/sem-samykh-izvestnykh-ikon-vrubelya

7 предчувствий Михаила Врубеля

Михаил Врубель писал гениальные картины, создавал восхитительные фрески, работал над декоративными панно и являлся автором скандальных книжных иллюстраций. Многие из его работ становились пророческими.

В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве.

И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря, изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными». Удивительно, но церковь, в которой Врубель трудился над своей, пожалуй, первой монументальной работой, находилась на территории психоневрологического диспансера, а в годы советской власти была и вовсе передана больнице. Так, пророчески, первые серьезные творческие шаги Врубель сделал там, где закончил свой путь – в клинике для душевнобольных.

В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа». Врубель винит в беде себя. Мучившие художника головные боли усиливаются. Депрессии сменяются вспышками ярости, которые Врубель нередко выплескивает на незнакомых людей.

Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется, искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. В его усталых и не по-детски мудрых глазах отражается горечь от встречи с этим миром и отблеск трагической судьбы, о которой мальчик будто догадывается.

Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии.

Желание создать своего Демона, такого, какой он есть на самом деле, одолевало Врубеля на протяжении всей жизни. Он говорил, что демон – это не черт, и не дьявол, демон – это душа. Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось.

Художник признавался, что с легкостью уничтожал работы, чтобы на том же холсте воплотить новые замыслы. Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году.

Еще полный надежд и сил 34-летний художник пишет одинокого юношу, в котором удивительным образом сочетается внешняя сила и душевная усталость, бессилие.

В созданной на полотне психологической атмосфере не трудно рассмотреть схожесть с тем состоянием, которое будет испытывать полный замыслов и стремящийся их воплотить художник: совсем скоро болезнь начнет мешать его работе, а в итоге – вымотает, опустошит и лишит сил.

Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба Врубеля, если бы не встреча с Саввой Мамонтовым. Меценат со свойственной ему прозорливостью разглядел в молодом художнике то, чего пока не видели остальные: нового гения. В 1897 году Врубель пишет «Портрет С.И.

Мамонтова», на котором покровитель предстает сидящим в своем кабинете, среди привычных вещей. Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе».

За спиной Саввы Ивановича – миниатюрное надгробие испанского скульптора Бенльюре, известного своими аллегорическими скульптурами Управление и Справедливость. Но главное внимание зрителя приковано к фигуре Мамонтова, застывшего в неудобном положении, и к его глазам, в которых словно отражается предчувствие надвигающейся катастрофы.

Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате. Несмотря на оправдательный вердикт присяжных, знаменитый меценат не сможет оправиться от удара.

В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Константин Коровин так отзывался о манере письма лучшего друга: «Когда он писал на холсте или на бумаге, мне казалось, что это какой-то жонглер показывает фокусы…

Отмерив размер, держа карандаш или перо, или кисть как-то в руке боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина. Меня и Серова поражало это…». Даже будучи уже тяжело больным Врубель великолепно передавал портретное сходство и продолжал демонстрировать великолепную технику.

Александр Бенуа, современник Врубеля, говорил о прямой связи не поддающегося пониманию Врубеля-творца с Фаустом: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его».

Заключительным штрихом в легенде о Врубеле-Фаусте стало мучительное чувство вины, которые съедали художника в последние годы жизни.

На протяжении всего творчества Врубель неоднократно обращается к теме пророчеств, в моменты болезни – тема становится почти навязчивой. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления.

Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка.

И как в ветхозаветной притче Серафим очищает от грехов пророка Исайю, тем самым подготавливая к пророческому служению, так и Азраил Врубеля предстает, чтобы окончательно утвердить художника в роли провидца, знающего свою судьбу.

«Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. Он по несколько раз в день мог переделывать сюжет и работал над картиной, порой, по 20 часов в сутки. И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным.

Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона.

 Через восемь лет ослепший Врубель сам будет доведен болезнью до самого края, с которого трагически обрушится вниз, подобно поверженному Демону, изуродованное тело которого на полотне разбито о скалы.

Художник осознанно проведет несколько часов, стоя перед открытой форточкой, вдыхая морозный воздух, что обернется воспалением легких. Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию!», и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств.

Источник: http://russian7.ru/post/7-predchuvstvij-mixaila-vrubelya/

Сошествие Духа Святого на апостолов: икона, картина, праздник, церковь :

Все мы знаем и слышали о таком празднике как Святая Троица, Пятидесятница, или, как его еще называют, день Сошествия Духа Святого на апостолов. Но не многие из нас знают историю его возникновения, как надо себя вести в дни празднования, и почему он имеет именно такое названия. В статье мы постараемся разобраться о том, когда он возник, что означает, и какие традиции его сопровождают.

История возникновения праздника Святой Троицы

Согласно библейским заветам, считается, что в этот день должно было исполниться пророчество Христа, и Дух Святой должен спуститься на землю. Согласно Писанию, произойти это должно было на десятый день после того как душа Христа вознесется, и на пятидесятый после его воскрешения.

В этот день в ожидании чуда Матерь Божья и апостолы собрались в горнице в привычное время для молитвы. Неожиданно им послышался шум, и перед глазами их явился святой огонь, который горел, но не обжигал. Как раз в этот момент произошло схождение Духа Святого, что знаменовало о том, что они прошли крещение огнем и Святым Духом.

Со временем у дома собралась толпа. Люди пришли сюда из разных стран, чтобы увидеть чудо собственными глазами. К ним начали выходить апостолы и разговаривать с ними на их родном языке. Это не могло не удивлять, так как все знали, что ученики Христа были не учеными родом из Галилеи и не могли знать языки других народов.

Следующим чудом сего дня считается проповедь апостола Петра, который ранее никогда не проповедовал, а был лишь смиренным учеником своего Учителя. Но когда он заговорил, то всем окружающим стало понятно, что его устами говорит Сам Дух Святой. Проповедь была настолько проникновенной, что многие, кто слушал ее, уверовали в Христа и приняли Крещение в тот же день.

День Сошествия Святого Духа на апостолов считается днем рождения Церкви. Отныне все больше людей стало приходить к молебну апостолов и слушать их проповеди. А место Сошествия Святого Духа на апостолов со временем стало считаться священным, где каждый может помолиться.

Читайте также:  Описание картины эгона шиле «семья»

Как крещение огнем изменило жизнь апостолов

После этого дня ученики Христа очень сильно изменились. До этого дня они впадали в отчаяние и предавались унынию, так как не могли пережить смерть Учителя своего.

Не все верили в то, что Сын Божий воскреснет и придет на землю уже в другом обличии, хотя Он не раз говорил им об этом. Но сошествие Святого Духа на апостолов резко изменило их.

Они стали проповедниками Слова Божия, которые больше не предавали свою веру.

Верили они, даже несмотря на то, что знали о всех мучениях, которые предстоит перенести. Как пророчил им Христос – жизнь их будет предана гонениям, их будут высмеивать и поливать грязью.

Некоторых закрывали в тюрьмы, издевались, только чтобы «выбить» веру из их душ и прекратить нескончаемую цепь проповедей.

Чтобы ноша апостолов не была столь тяжелой, Христос послал ученикам Своим Духа-Утешителя, который поддерживал в них веру и помогал переносить все тяготы, связанные с гонениями.

Отныне никто и ничто не могло заставить усомнится апостолов в вере своей. Даже во время казней, избиений, распятий на кресте дух учеников Христа все больше укреплялся.

Первые христиане жили праведно, соблюдая все заповеди, следовали учениям святым. Они молились каждый день, постоянно причащались, соблюдали все правила и обычаи. Старались поддерживать друг друга везде и во всем, как учил Христос.

Со дня Сошествия Святого Духа на апостолов верующих христиан начало становиться все больше и больше по всему миру.

Изначально свои проповеди апостолы читали только в Палестине. А потом ими было принято решение разойтись в разные стороны. Апостолы кинули жребий, дабы решить, кому в какую сторону идти. Андрею Первозванному выпал жребий идти в сторону русских земель.

«Троица», или «Пятидесятница»

В слово «Пятидесятница» заложено двойное название, что свидетельствует о его ветхозаветном происхождении. Понятие «Святая Троица» берет свое начало из Нового Завета. Но, несмотря на это, эти два понятия – названия одного и того же праздника.

Итак, внесем некую ясность. Изначально Пятидесятница никак не относилась к событию Сошествия Духа Святого на апостолов. Это был один из трех праздников, который относился к принятию законодательства во времена пророка Моисея. Тогда евреи у подножья горы Синай обещали Господу Богу быть верными Ему, а Он, в свою очередь, – оберегать их от гонений египетского фараона.

Также Пятидесятница совпадала по времени со сбором урожая, что вызывало у людей двойную радость. Большое количество евреев, которые проживали в различных уголках Римской Империи, старались в этот день приехать в Иерусалим. Многие из них уже забыли родной язык, но обычаи народа чтили всегда.

И хоть раз в жизни еще в те времена каждый еврей стремился совершить паломничество к родным местам.

А спустя более полутора тысяч лет новозаветная Пятидесятница обрела новый смысл.

И в день, когда на пятидесятый день снизошел Дух Святой, начали сбываться все пророчества и исполняться обещания Сына Господнего, о том, что пошлет Он Духа-Утешителя от Отца Своего.

И будет Дух истины свидетельствовать о Воскрешении Его. Тем самым Христос дал понять ученикам своим, что Святая Троица с ними до скончания дней их.

Таким образом, Пятидесятницу Сошествия Святого Духа на апостолов стали называть Святой Троицей.

Икона Сошествия Святого Духа на апостолов: описание

За основу в описании на иконе сюжета берется рассказ из писаний апостолов.

Именно из этого описания до наших времен дошла история об апостолах и Матери Божией, которые были освящены огнем.

Но, несмотря на то что история едина, иконография Сошествия Святого Духа на апостолов имеет несколько вариантов. Это связано с тем, что традиции написания икон у каждого поколения были свои.

Со временем образа несколько видоизменялись. И только в 8 веке были обговорены и зафиксированы правила написания икон.

Поэтому до нашего времени дошло несколько вариаций написания образа Сошествия Святого Духа на апостолов, которые делятся по двум направлениям.

Исторический вариант написания – иконописец пытается максимально правдиво передать на холсте события, происходившие в то время. Литургический вариант – подразумевает раскрытие смысла события, которое произошло в тот вечер.

Оба варианта имеют право на существование, но несколько отличаются между собой.

Распространенный вариант написания иконы

Чаще всего можно встретить икону Сошествия Святого духа на апостолов в центре с сидящим апостолом Павлом – литургический вариант написания.

На ней изображено, как апостолы сидят полукругом с книгами и свитками в руках и ведут оживленную беседу. Сверху на них исходит свет, а снизу изображена тьма. Тьма символизирует мир, до снисхождения святого огня.

Тут же помещены люди разных национальностей, которые ждут света Евангелия.

И что характерно в данном варианте написания, в центре сидят апостолы Петр и Павел. Хотя апостола Павла тогда не было на схождении. Но авторы многих книг не могут о нем забыть, так как он считается верховным апостолом.

Поэтому иконографы помещают и его на икону Сошествие Святого Духа на апостолов. Фото (литургический вариант) располагается ниже, где апостолы написаны с нимбами над головами и языками пламени у рта.

Это и является символом того, что они прошли просвещение Духом Святым.

На этом варианте под куполом одной из церквей Сошествия Святого Духа на апостолов изображено по кругу двенадцать учеников Христа. Посередине появляется царь. В руках у него двенадцать свитков. Над головой у этой фигуры вместо нимба надпись «Космос». Фигура в виде царя олицетворяет вселенную, наполненную разными народами. Апостолам предстоит пойти по миру и просветить всех их.

Исторический вариант написания иконы

В историческом изображении иконы, несмотря на то что по преданию святого евангелиста Луки, который описывал Сошествие Духа, событие было без присутствия Матери Иисуса Марии, ее лик является центральным.

На иконе все апостолы сидят полукругом, но уже без нимба, в отличие от литургического изображения, и на них исходит благодатный огонь сверху.

Нимб есть только над головой Девы Марии, что свидетельствует о том, что она первая получила благодать Святого Духа.

Этот образ очень напоминает икону Вознесения. Еще ее называют Малая Пятидесятница. Также на иконе часто изображают Святого Духа в виде голубя, но такое изображение считается не каноничным. Как мы знаем, из всей Святой Троицы образ имеет только Сын Божий. А что касается Отца Святого и Духа Его, то испокон веков они не имеют ипостасного воплощения.

Именно на Стоглавом Соборе, который проходил в середине 16 века в Москве, был поднят вопрос о том, что нельзя изображать Святого Духа в виде голубя, кроме как во время празднования Крещения.

Согласно евангельскому писанию, только в день Крещения Святой Дух явился народу в виде голубя.

А на иконе Пятидесятнице было постановлено изображать Святого Духа в виде огненного пламени, как он и являлся в тот вечер апостолам.

Не стоит также забывать про икону “Святой Троицы”, которую часто отождествляют с иконой “Пятидесятницей”. Хотя это совершенно разные изображения. Икона Андрея Рублёва еще на Стоглавом сборе была объявлена каноничной. На ней изображено три ангела, которые олицетворяют собой Лица Пресвятой Троицы.

Картина «Сошествие Святого Духа на апостолов». Врубель

Известный сюжет в исполнении художника Михаила Врубеля стал частью фрески в Кирилловской церкви города Киева. На картине изображено двенадцать апостолов, которые пришли после воскрешения Христа с Его Матерью и молились.

Матерь Божья изображена в центре. Над ее головой исходит Священный огонь, в центре которого летает голубь. Его лучи расходятся над головами каждого апостола.

У участников картины свитки в руках отсутствуют, а нимб есть над головами каждого из них.

Традиции и приметы на Пятидесятницу

Троицу, Сошествие Святого духа на апостолов принято праздновать три дня. Накануне праздника все хозяйки приводят в порядок свои жилища. Убирают и раскладывают по дому ветки ивы, березы или липы. Это является символом начала новой цветущей жизни.

День до праздника считается поминальным. В церковь несут дары, чтобы помянуть усопших родственников своих.

К празднованию хозяйки пекут пироги, готовят много вкусных блюд.

Первый день праздника называется Зеленое воскресенье. Считается, что в этот день вылезет вся нечисть, которая забирает невинные души, а зелень, разложенная по дому, является защитой от всяких мифических персонажей. С утра люди идут в церковь на богослужение. После уже ходят друг другу в гости. Зачастую организовываются массовые гулянья в виде ярмарок.

Сегодня Троица почему-то считается праздником незамужних девушек, которые плетут венки именно в этот день и отправляют плыть по реке. И смотрят, куда венок поплывет, с той стороны к ней жених явится.

Также выпекается каравай и раздается девушкам. Кусочки каравая они засушивают, а потом во время свадьбы его сухари подмешивают в тесто каравая. Считается, что такая волшебная выпечка принесет в дом благополучие, достаток.

Гулянье продолжается до вечера с пикником и ряжеными.

Клечальний понедельник – второй день празднования, когда священники после службы идут на поля и читают там молитвы, чтобы урожай был хороший.

Третий – Богодухов день. Парни сами выбирают себе невесту. Также в этот день по селам освящают воду в колодцах.

Считается, что если на Троицу пойдет дождь, значит, урожай будет хороший, а лето – теплым. По традиции каждое утро девушки умываются росой, которая выпадет в один из трех дней, чтобы сохранить как можно дольше свою красоту и молодость.

Также на празднование имеются и свои запреты. В эти дни запрещается работать на земле. Но наряду с тем, можно собирать лечебные травы. Опасным считается купание в реке. По старинному поверью, русалки выходят из воды и живут на полях и в лесах. А опасны они тем, что могут защекотать встретившегося им путника до смерти.

Особенности празднования Пятидесятницы в храмах

В храмах Сошествие Святого духа на апостолов отмечают с особым почтением.

Это один из главных христианских праздников в году, который приравнивается по своей значимости к Пасхе и Рождеству Христову. В первую ночь с субботы на воскресенье проходит ночная служба.

В первый день праздника отменяются обычные песнопения. Вместо них в храмах в этот день можно услышать особые праздничные песни.

Вся служба проходит не так, как обычно. После литургии начинается вечерняя служба, во время которой снисхождение благодати славится тремя специальными молитвами. Сами священники на этот праздник надевают красивые изумрудные одеяния. Церковь так же, как и дома, украшают различными зелеными веточками и цветами.

Стоит помнить, и о том, что после праздника целую неделю можно не соблюдать пост.

Значение Благодати в жизни каждого верующего

Праздник Сошествия Святого Духа на апостолов – не только народное гулянье. Это символ наполнения людских душ Господней Благодатью, которая ведет к их исцелению и освобождению.

Согласно библейским истинам, в каждом человеке еще с рождения есть семя добра. Оно закладывается свыше. И если не питать его на протяжении всей жизни, то оно не сможет вырасти.

Как обычное семя, которое мы садим в землю для того, чтобы оно выросло, нам приходится поливать его.

Также и человеческая душа может остаться бесплодной (пустой) если ее не орошать на протяжении всей жизни Божьей Благодатью. Каждый человек, который по-настоящему хочет достичь просветления, понимает, что без Божьих проповедей духовная жизнь для него будет закрыта.

Апостолы после того, как на них снизошел Святой Дух, пытались донести до людей, что Божья Благодать поможет очистить совесть, исцелит больную душу, наполнит ее светом, укрепит веру, просветит разум. Божья Благодать наполнит сердце добром к ближнему, обратит взор человеческий к небесному, поможет правильно жить по духовным законам.

По свидетельству тех, на кого снизошла Божья Благодать, она приносит просветление и радость душе, которые не могут принести мирские блага. Все физические радости кажутся ничтожными.

С того дня, как Святой Дух снизошел на апостолов, каждый удостаивается Благодати, кто следует законам Божьим. Считается, что снисхождение приравнивается к Крещению. И также осуществляется единожды за всю жизнь. А такие таинства, как исповедь, молитва, причащение, пост и даже дела благие, только помогают укрепить силу Веры.

Сила Благодати очень меняет людей. Это видно на примере учеников Христа. Как мы знаем, до того, как на них спустился Дух Святой, они были простыми неграмотными людьми. После Благословения их проповеди обрели силу.

Апостолы могли своими речами достучаться до самых загрубевших сердец. К ним стали прислушиваться знатные люди того времени, философы.

Своим словом, которое было окутано Благодатью и теплом, располагали уже отчаявшихся людей вернуться к жизни, грешников каяться.

При жизни Христа апостолы были робкими и боязливыми. После снисхождения Духа Святого они почувствовали силу, стали бесстрашными и мужественными. В результате их проповедей люди не только впускали в свое сердце Христа, но и начали строить общины. Церкви Сошествия Святого Духа на апостолов выстраивались не только на территории Римской Империи, а далеко за ее пределами.

Благодаря трудам апостолов и их последователей христианская вера стала распространяться по всему миру, что дало начало возрождения человеческого общества.

О том, как происходил процесс возрождения в первые десятилетия после Пятидесятницы, можно прочесть в книге «Деяния святых апостолов».

Источник: https://www.syl.ru/article/331721/soshestvie-duha-svyatogo-na-apostolov-ikona-kartina-prazdnik-tserkov

Как михаил врубель в киеве был: маршрутами страстей | муза нашего двора

Врубель Михаил Александрович (1856 — 1910) Автопортрет 1889 картон, акварельЭрмитаж

Михаил Врубель, еще не успев окончить Петербургскую Академию, приехал в Киев расписывать древнерусский собор.

Он еще не знал, что проведет здесь целых шесть лет, откроет для себя удивительный мир византийского искусства, влюбится в жену своего работодателя, встретится с призраком и оставит в киевских храмах образы удивительной красоты.

Читайте также:  Описание картины жака луи давида «антиох и стратоника»

Киевские годы Врубель будет вспоминать с особым трепетом. Намного позже, приехав в древний город со своей женой и любуясь им, он признается: «Как хорош, однако же, Киев! Жаль, что я здесь не живу. Я люблю Киев!»


Михаил Александрович ВрубельШиповник1884, 24×19 см.

Открытие древнерусского искусства. Кирилловская церковь

В Киев Врубеля пригласил А. Прахов, преподаватель Киевского Университета, искусствовед, занимавшийся реставрацией уникальных памятников Древней Руси. Он руководил работами по восстановлению только что открытых уникальных росписей ХІІ века в Кирилловской церкви, а также внутренней отделкой строящегося Владимирского собора.

Фрески, обнаруженные в Кирилловской церкви, решено было не консервировать, как это принято в современном реставрационном деле, а обновить, то есть дописать утраченные фрагменты, дескать, храм действующий и негоже его оставлять с «неоконченными» бледными росписями. Для этой работы были приглашены известные киевские художники Х. Платонов, Н. Пимоненко, И. Селезнев, ученики Рисовальной школы Н. Мурашко, а за мастером для задуманного Праховым новым иконостасом в византийском стиле ученый отправился в Петербург.


Современный вид убранства Кирилловской церкви 

Прахов обратился к своему старому приятелю П. Чистякову рекомендовать талантливого студента — профессор назвал одним из самых одаренных своих учеников М. А. Врубеля.

«Через несколько дней я побывал у него, — пишет в своих воспоминаниях Прахов, — просмотрел все работы и убедился в том, что имею дело с выдающимся талантом, превосходным рисовальщиком, а главное для меня — стилистом, хорошо понимающим античный мир и могущем, при некотором руководстве, отлично справиться с византийским стилем, не пользовавшемся в те времена почетом среди художественной молодежи».


Врубель «Автопортрет», 1885

Врубель приезжает в Киев и на несколько месяцев с головой окунается в мир византийского искусства, мало ему знакомый, ведь в Академии в то время упор делали на античность. Его учителем становится сам Прахов — специалист по Древней Греции и Востоку.

Богатейшая библиотека исследователя в полном распоряжении Михаила, а главное, рассказы искусствоведа, объехавшего всю Европу — Италию, Грецию и Турцию, исследуя древние памятники. Перед глазами художника постоянно находятся оригиналы греческого и древнерусского искусства — удивительные, прекрасные мозаики ХІ-ХІІ вв.

в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре приводят его в восторг. 


Врубель «Пророк Моисей», 1884

Чтобы испробовать силы Врубеля Прахов поручил ему воссоздать фреску ХІІ века с изображением Архангела Гавриила, от которой осталась только графья — процарапанный в сырой штукатурке общий контур фигуры. От художника требовалось практически заново написать образ.

Врубель прекрасно справился с трудной задачей, он «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах», написав детали фигуры и одежды архангела в строго византийском стиле, как об этом вспоминает сын Прахова, Николай. 


Врубель «Архангел Гавриил», 1884

В Кириллавской церкви Врубель написал пророка Моисея, композиции «Ангелы с лабарами», «Сошествие Святого Духа», в которой прототипами апостолов были киевские ученые и священники.


Врубель «Ангелы с лабарами», 1884Врубель «Сошествие Святого Духа», роспись в Кирилловской церкви в Киеве

Сюжет «Надгробный плач» художник разработал в трех вариантах, но долгое время не мог показать эскизы Прахову. Тогда Врубель сам выбрал свою любимую сцену и написал ее на стене.

Когда Прахов приехал в Кирилловскую церковь, Врубель поспешил ему сообщить:

— Адриан Викторович, я знал, что вы очень заняты и оттого до сих пор не имели времени побывать у меня. Решил, что в Кирилловскую церковь, наверное, скоро заедите — вот и написал лучший, по моему мнению, эскиз прямо на стене. Потом, если одобрите, перепишу.

— Да какой же это эскиз, Михаил Александрович?! Это великолепное, вполне законченное художественной произведение! Больше ничего к нему не надо добавлять и переделывать! Напишите только заявление в строительную контору об окончании работы и получите следуемые за нее деньги. Вот и все. Поздравляю вас!”


Врубель «Оплакивание Христа», 1884Мадонна Врубеля

Часто бывая в доме Праховых, Врубель очарован хозяйкой — Эмилией Львовной. Своей сестре в письме он пишет, что встретил «чудесного человека». Он оказывает знаки внимания замужней даме, матери трех детей, надеясь на взаимность.

Как-то Врубель преподнес подарок Эмилии Львовне — необыкновенно красивую акварель «Восточная сказка». Зная, что художник постоянно стеснен в средствах, она предложила показать ее коллекционеру И.

Терещенко. Тогда Врубель, человек от природы деликатный и обычно сдержанный, от обиды порвал чудесную работу и молча ушел. Когда через несколько дней он вернулся с извинениями, ему передали заклеенный рисунок.


Михаил Александрович ВрубельВосточная сказка1886Михаил Александрович ВрубельГолова женщины (Портрет Э.Праховой)1885

Когда Михаил Врубель появился в Киеве, ему было 28 лет. Фигурой он был заметной — не в последнюю очередь из-за своих экстравагантных манер. Врубель мог появиться в «черном бархатном костюме, в чулках, коротких панталонах и штиблетах».

А чего стоило пальто с семью пелеринами — нонсенс! Этот «пережиток моды» оставался лишь в форменной одежды, и две пелерины мог носить генерал-губернатор… Как-то раз, запачкав нос зеленой краской, в ответ на замечание приятеля — художника Сведомского, — Врубель совершенно закрасил нос зеленым, прошелся по городу и явился в гости к Праховым. Еще и доказывал Эмилии, что это красиво и в будущем будет модно для господ — дамы ведь красятся?

Надо сказать, что Врубель во время пребывания в Киеве страдал от хронической нехватки денег. Хотя гонорары он получал регулярно, причем неплохие (только за алтарь ему было обещано 1 200 рублей), деньги у него не задерживались.

Его рассеянность и «несерьезный» образ жизни, а, возможно, и ставшая явно заметной симпатия художника к жене, заставили Прахова предложить Врубелю продолжить работу над иконостасными образами в Италии, на что тот охотно согласился.


Михаил Александрович ВрубельВосточный танец1887

Прахов дал свои последние «наставления»: «Поезжайте сначала в Равенну, познакомиться там с древними мозаиками церквей: San Vitale, San Appolinare in classe, San Appolinare nuovo, а потом поселитесь в Венеции.

Климат в ней мягкий, зимой иностранцев приезжает мало… Тут же, под боком, собор святого Марка с его чудесными мозаиками разных эпох, а в часе езды на гондоле, на острове Торчелло, в церкви Santa Maria Assunta — прекрасно сохранившиеся мозаики ХІІ века.

Кроме того, во Дворце дожей, в церквях и музеях — чудесные венецианские колористы: Джиованни Беллини, Паоло Веронезе, Тициан, Тинторетто и много других»


Врубель «Мост вздохов. Венеция» 1894Государственная Третьяковская галерея

Вернувшись из Венеции через несколько месяцев, Врубель представил четыре образа — Иисуса, Святых Кирилла, Афанасия и Богородицу с Младенцем. Перед последней работой, Богородицей, публика застывала, узнав в ней черты Эмилии Львовны Праховой. Ее образ не забылся художником, свои чувства он выразил в иконе — своей прекрасной Мадонне. 


Михаил Александрович ВрубельБогородица с Младенцем1885Врубель «Богородица с Младенцем» (эскиз для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве), 1885Богородица с Младенцем. Алтарный образ в Кирилловской церкви в КиевеКирилловская церковь, наши дниИконостас в Кирилловской церквиВладимирский собор – непонятый гений

Эскизы Врубеля для росписей во Владимирском соборе не были приняты комиссией. Их с трудом можно было представить соседствующими с фресками Васнецова, Нестерова и салонных художников братьев Сведомских и Котарбинского.

— Превосходные эскизы показал мне сегодня в соборе Михаил Александрович, но для них надо построить собор совершенно в особенном стиле, — сообщил Адриан Прахов своей жене.


Ангел с кадилом и свечой. 1887Бумага на картоне, акварель

Искусствовед Киевского музея русского искусства М. И. Кружкова объясняет, почему эскизы Врубеля не были приняты, а, главное — остались непонятыми в то время: 

«У Врубеля был другой уровень, абсолютное новое понимание религиозной живописи. Это понимание основывалось на великих традициях древнерусского искусства, но было переосмыслено веком модерна и символизма.

Его символическая религиозная живопись была совершенно новым словом, именно поэтому было очевидное непонимание его творчества.

Русская ортодоксальная церковь следовала устоявшимся традициям, и тогда не было возможности утвердить „авангардные“ — в смысле совершенно новые, — росписи Врубеля, хотя истоки их прослеживаются еще в творчестве Александра Иванова и Николая Ге».

Врубель долго работал над эскизами и создал четыре варианта «Надгробного плача». Они резко отличаются от всего созданного ранее и по силе внутреннего драматизма им нет равных в русской живописи, признают искусствоведы.


Михаил Александрович ВрубельНадгробный плач (первый эскиз к росписи во Владимирском соборе в Киеве)1887Михаил Александрович ВрубельНадгробный плач (второй вариант)Эскиз к росписям Владимирского собора в Киеве 188745×62.7 смМихаил Александрович ВрубельНадгробный плач (третий эскиз росписи Владимирского собора в Киеве)1887Михаил Александрович ВрубельНадгробный плач (четвертый вариант)Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве 188718×29.8 см

Сцену «Воскресения» Врубель также трактует необычно — его Иисус еще не освободился от уз смерти, что также не согласуется с церковным видением.


Михаил Александрович ВрубельВоскресение. Эскиз к росписи Кирилловской церкви в Киеве 188731.6×43 смМихаил Александрович ВрубельВоскресение Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве 188735×22 см

Во Владимирском соборе Врубелю были отданы лишь декоративные росписи в боковых приделах на тему «Дни творения». И хотя работа оказалась не такой грандиозной, как предполагалось, Врубель с воодушевлением принялся за нее, увлекая своих помощников:

«Он рисовал пастелью проекты орнаментов колоссальных арок, много раз переделывая, создавал, творил, не заглядывая в так называемые материалы, как это делается сплошь и рядом, нет, все выливалось из-под рук на бумагу в натуральную величину.

Написанные орнаменты проходил сам лично, изменяя тот или другой тон, отыскивая гармонию и доводя незатейливые мотивы до дивной композиции, исполненной музыкальности и фантастичности.

Орнаменты Врубеля в соборе Святого Владимира — это chef-d'œuvre композиции, пятна, рисунка и тона» (из воспоминаний Л. Ковальского).


Врубель «Эскиз орнамента к росписям во Владимирском соборе в Киеве», 1887Заказчики Врубеля

С заказчиками у Врубеля как-то не складывалось. Мало того, что он вовсе не дорожил своими работами — писал на чем попало, не заканчивал (в семье Праховых даже прятали от него незаконченные работы), — так он мог переписать уже проданную работу, как это случилось с заказом Терещенко.

На проданной миллионеру работе «Христос в Гетсиманском саду» Врубель, увлекшись цирковой артисткой, написал ее портрет. Узнав о случившемся, коллекционер потребовал назад деньги, которых у художника уже не было и ему пришлось обратиться за ссудой.

В Киеве появился шедевр Врубеля, чудесная «Девочка на фоне персидского ковра».
Михаил Александрович ВрубельДевочка на фоне персидского ковра 1886104×68 см

Мария — старшая дочь ростовщика Дахновича, – на картине художника выглядит не просто экзотично. Знаменитая «врубелевская бездна» очей и, в целом, мистический трагизм образа, возможно, и отпугнули отца: портрет он не купил. Однако «…в 1886 году ее купил у Врубеля племянник Федора Терещенко Иван.

Вообще-то он заказал художнику другую работу — «Восточная сказка», заплатив задаток в 300 рублей. Мастер вначале вдохновился замыслом, но затем утратил интерес. Деньги потратил, и на нем повис долг.

Врубель часто посещал ломбард ростовщика Дахновича, находившийся на углу Крещатика и Бибиковского бульвара (ныне бульвар Тараса Шевченко), — гению живописи нравилось любоваться выставлявшимися там драгоценностями, игрой света на алмазах, изумрудах, рубинах. У него появилась, казалось бы, беспроигрышная идея заработать: написать портрет дочери Дахновича Мани в окружении роскоши.

Рассчитывал, что отец девочки приобретет эту работу. Вот только ростовщик отказался ее покупать. И тогда картину «Девочка на фоне персидского ковра» согласился взять Иван Терещенко,” – рассказали о жемчужине своего собрания в Киевском национальном музее русского искусства.


Михаил Александрович ВрубельОбнаженная

Необычное появление еще одной работы Врубеля было связано с именем Терещенко.

Художника всегда привлекали красочные сочетания в природе, старинных материях, коврах, завораживала игра переливаний драгоценных камней. И вот однажды Михаил Александрович увидел кусок старинной украинской парчи в доме Праховых и загорелся желанием написать ее. 

Прямо на глазах семейства он принялся за дело. Практически закончив рисунок, он сказал: «Нет, я напишу не просто кусок материи, а лучше боярина или, еще лучше, царя, сидящего на троне.

Пусть это будет, ну, хотя бы Иван Грозный… Пусть он будет похож на Ивана Николовича [Терещенко].

Он тоже Иван и тоже должен быть — Грозным…» — и, доклеив кусочек бумаги к рисунку, что довольно часто делал, Врубель нарисовал голову «царя».


Михаил Александрович ВрубельПортрет мужчины в старинном костюме ( И.Н. Терещенко) 188627.7×27 смВрубель – педагог

В Киеве Врубель давал уроки светским дамам Н. Я. Манцевой и Е. П. Бунге, обратившихся к художнику с просьбой научить рисовать акварелью. И хотя техникой акварели он владел великолепно, опыта преподавания у него не было: учитель просто садился и рисовал перед ними цветы.


Михаил Александрович ВрубельЦветы в синей вазе 188716×24 смМихаил Александрович ВрубельКрасная азалия (Два цветка) 188724×15 см

Свои этюды художник оставлял на память своим ученицам, многие из этих работ сегодня хранятся в Киевском музее русского искусства.


Михаил Александрович ВрубельБелый ирис 188724×16 смМихаил Александрович ВрубельОрхидея 1887Михаил Александрович ВрубельКрасные цветы и листья бегонии в корзине, 1887Появление демона

В Киеве впервые перед Врубелем появляется демон — образ, ставший роковым в жизни художника. Зная об увлечении художника музыкой и поэзией М. Лермонтова, которую он часто читал в их доме, Э. Л.

Прахова пригласила Михаила Александровича в театр на новую постановку оперы «Демон» А. Рубинштейна.

Вечером в доме Праховых после спектакля он нарисовал небольшую акварель «Ходим мы к Арагве светлой» — первый рисунок к «демонической» теме.


Михаил Александрович Врубель«Ходим мы к Арагве светлой», 1885

Разгульная жизнь, в которую с отчаяния из-за несчастной любви бросился человек больших страстей, безденежье, постоянные сомнения в своей творческой состоятельности, дурная болезнь, «стартовавшая» в Киеве в тот ранний визит, которая имела роковые последствия, а позже — в 1903 году, — случившееся в этом же городе несчастье, смерть маленького сынишки… Изучая биографию художника, никак нельзя отнести его «киевский период» к житейски благополучному. Однако многочисленные работы, которые создавал Врубель, и которые, в свою очередь, «создавали» его как художника, говорят и о другой стороне его жизни в городе. Для наследия, пожалуй, — главной.

Может, поэтому «самой счастливой порой жизни» Врубель считал именно свой киевский период. Когда в 1901 году он приехал в Киев и пришел посмотреть на свои работы в Кирилловскую церковь, он сказал: «Вот к чему, в сущности, я должен был вернуться».

Источник: http://maxpark.com/community/3610/content/5153801

Ссылка на основную публикацию