Описание картины микеланджело меризи да караваджо «мальчик, чистящий фрукт»

Презентация по МХК, истории ИЗО “Творчество Караваджо”

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация по МХК, истории ИЗО “Творчество Караваджо”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Микеланджело да Караваджо

2 слайд Описание слайда:

Настоящее имя Микеланджело Меризи Караваджо. Родился 28 сентября 1571 — 18 июля 1610) — итальянский художник, представитель итальянского барокко, реформатор европейской живописи XVII века. Один из самых значительных и талантливых художников в истории искусства. основоположник реалистического направления.

Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте. Внёс в изобразительное искусство чувство материальности, эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени.

«Портрет Караваджо» работа Оттавио Леони, 1621г.

3 слайд Описание слайда:

Учился в Милане. В начале 1590-х переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. Первые работы художника, написанные в Милане жанровые сцены и портреты, до наших дней не дошли.

Уже к концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, которые будут сопровождать его всю жизнь.

Первая дошедшая до нас картина — «Мальчик, чистящий фрукт» (1593).

4 слайд Описание слайда:

Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции. Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект. Героями его картин выступал простой народ, изгои общества, бедняки. За это художник постоянно подвергался критики. «Ужин в Эммаусе», 1601г.

5 слайд Описание слайда:

Творчество Караваджо не принадлежало к какой-либо определённой художественной школе. Он – автор исключительных по драматической силе религиозных композиций («Святой Иероним”,), мифологических (“Вакх”, 1592-93) и жанровых (“Лютнист”, 1595).  Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта и бытового жанра. «Отдых на пути в Египет», 1597 г. (деталь Мария и младенец Христос).

6 слайд Описание слайда:

Широко известна картина «Юноша с лютней», хранящаяся в Эрмитаже. Изображенный на картине юноша – не аристократ: в его круглом лице присутствует даже некоторая грубоватость, несколько смягченная тем, что нежная кожа и по-девичьи изящные удлиненные пальцы придают всему облику юноши чарующую женственность.

Это впечатление, из-за которого искусствоведы Эрмитажа некоторое время были склонны считать персонаж картины девушкой, усиливают большие черные глаза под широкими бровями, полные губы, вьющиеся волосы, украшенные широкой лентой.

Юноша настраивает лютню и весь поглощен льющимися звуками: об этом говорит и наклон его головы, и полуоткрытый рот, и выражение глаз, рассеянно смотрящих мимо зрителя.

7 слайд Описание слайда:

Караваджо написал первый натюрморт в живописи – “Корзина с фруктами«. 1596г.

8 слайд Описание слайда:

«Вакх», 1596г.

9 слайд Описание слайда:

Заболев римской лихорадкой, шесть месяцев он находился в госпитале на грани жизни и смерти. Под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» (1593) — первый свой автопортрет. Работа в мифологическом жанре была отражением размышлений художника о слабости человеческой жизни.

В ней проявился драматизм творчества Караваджо. Пробыв долгое время в больнице, покинув палату, еще не окончательно выздоровевшим, живописец приступил к работе. В тот период он был стеснен в средствах, поэтому пришлось обойтись без натурщика.

Мастер писал автопортрет в образе древнегреческого персонажа Вакха: безжизненный потухший взгляд, бледная желтоватая кожа лица, слабые кисти держат гроздь уже подгнивающего винограда.

Голова у Караваджо обвита вовсе не традиционным для изображения бога венком виноградных листьев, а увядшими листьями дерева неизвестной породы. Здоровый, красивый, цветущий бог вина у греков становится у итальянца непримечательным, мнимо серьезным, болезненным.

Подлинный Вакх, по легенде, носит загар, как все жители божественного Олимпа, а персонаж на холсте вовсе лишен бронзового налета на коже. Художник будто бы глумится над собственным временным безобразием и бессилием, над земной природой людей, а заодно и над возвышенными идеалами ренессанса.

10 слайд Описание слайда:

Первые многофигурные картины «Шулеры», «Гадалка», «Музыканты».

В этих работах он выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям эпохи – маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства.

Герой Караваджо — человек из уличной толпы, — римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия. «Гадалка» (ок. 1594, Лувр),

11 слайд Описание слайда:

«Музыканты», 1595г. Караваджо написал себя с рожком между двумя музыкантами.

12 слайд Описание слайда:

«Шулеры», 1594 Герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога. Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью

13 слайд Описание слайда:

Жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью. Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов. («Отдых на пути в Египет», ок. 1595 «Кающаяся Мария Магдалина»)

14 слайд Описание слайда:

«Отдых на пути в Египет» 1595г.

15 слайд Описание слайда:

 Святой Иероним, один из отцов церкви, переводчик Библии на латинский язык, погружен в чтение божественной Книги, на его челе – печать крайней сосредоточенности, в руке застыло перо.

В то же время созданный художником образ напоминает и о жизни героя картины в пустыне, где он молился и каялся в грехах, о чем свидетельствует его одеяние отшельника.

  Череп, один из атрибутов Иеронима, иллюстрирует латинское изречение «memento mori» – «помни о смерти», но и символизирует победу человеческого духа над бренной плотью.

Между этим символом и святым – развернутая Библия как путь, который надо пройти от жизни простого смертного к высотам духа. Вытянутая по горизонтали композиция, столь любимая художником, указывает на это длинное расстояние, но рука с пером сокращает его. «Святой Иероним», 1606г.

16 слайд Описание слайда:

Одна рука Иуды несколько укорочена. Это сразу бросается в глаза, поскольку остальные фигуры выполнены с удивительным реализмом. Недостаточное мастерство художника? Искусствоведы полагают, что это сознательный шаг. Так художник хотел выказать моральное уродство человека, поднявшего руку на своего Учителя.

Поэтому и называется полотно не «Взятие Христа под стражу», а «Поцелуй Иуды». Картина Караваджо акцентирует внимание именно на теме предательства. Последние дни Иисуса при этом отходят на второй план. «Поцелуй Иуды», 1602г.

Новаторство художника проявляется в том, что фигуры людей изображены не в полный рост, а на три четверти. Караваджо остается верен себе в игре со светом. Главное сияние исходит из невидимого зрителю источника, который находится в верхнем левом углу.

Но есть и меньший свет – фонарь, который держит молодой человек справа Два источника, перекликаясь между собой в ночной тьме, придают всему действу особый трагизм.

17 слайд Описание слайда:

Период творческой зрелости (конец XVI — первое десятилетие XVII вв.) открывает цикл монументальных полотен. Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости

18 слайд Описание слайда:

«Святой Иоанн Креститель», 1600г.

19 слайд Описание слайда:

«Амур-победитель», 1601-1602г.г. Обычно Купидона изображали мальчиком почти совершенной красоты. Но у Караваджо резко индивидуален — очарователен, но не красив, неровные зубы проглядывают сквозь хитрую ухмылку — весь вид его больше напоминает уличного хулигана, чем божество. Зритель видит позирующего мальчика с пучком стрел, веселящегося над своими бутафорскими крыльями.

20 слайд Описание слайда:

св. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Христос призывает Левия жестом очень похожим на … (вспомните произведение!). «Призвание апостола Матфея» (1600).

Изображает сцену с участием мытаря Левия, старика и трёх охранников, продемонстрировав своё искусство в применении кьяроскуро. Выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св.

Петром высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и

21 слайд Описание слайда:

«Усекновение головы Иоанна Предтечи», 1608г. В 1608 года Караваджо становится кавалером мальтийского ордена без права ношения мальтийского креста, так как он не был дворянином.

По заказу магистра Караваджо написал «Усекновение главы Иоанна Крестителя» — единственная картина, подписанная художником, причём подписана она F (fra – брат), что свидетельствовало о его принадлежности братству Мальтийского ордена.

Однако очередной инцидент привёл Караваджо в мальтийскую тюрьму, он был посажен в каменный мешок. Каким-то образом он сумел оттуда сбежать.

22 слайд Описание слайда:

Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».

Ссылаясь на свидетельства очевидцев, рассказывают, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря.

Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. «Воскрешение Лазаря» 1608-1609г.

23 слайд Описание слайда:

Караваджо внес весомый вклад в развитие искусства эпохи Возрождения. Живопись Караваджо в свое время вызвало немало упреков со стороны современников. Так, художника обвиняли в том, что он не придерживается традиционных канонов академизма, не выдерживал принятых принципов написания полотен.

Однажды отказались принять на работу в церкви из-за картины «Успение Богоматери»(Смерть Марии)- апостол и Мария были изображены как простые люди, некогда торжественный момент превращен в трагедию. С другой стороны, он явился родоначальником собственного направления в живописи.

«Успение Богоматери», 1605-1606г.г.

24 слайд Описание слайда:

На картине «Давид с головой Голиафа» (1607-1610) в образе Голиафа художник изобразил себя. Такую символичную картину он возил с собой в изгнании и постоянно подправлял.

25 слайд Описание слайда:

В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом «Семь деяний милосердия», 1607г.

26 слайд Описание слайда:

Работа произвела сильное впечатление на заказчиков, и они поклялись, что впредь это творение ни за какие деньги не должно покидать главный алтарь церкви Пио Монте делла Мизерикордия. Ими был также наложен строгий запрет на его копирование. Принятые меры не были случайны.

Картина вызвала такой интерес, что один из влиятельных испанских грандов, близкий ко двору, загорелся желанием приобрести творение Караваджо за две тысячи скудо или, если хозяева заартачатся, хотя бы снять с него копию.

Местный живописец Баттистелло уже дал согласие выполнить просьбу испанца, который был без ума от римских работ Караваджо и готов был пойти на всё, лишь бы стать обладателем хотя бы копии шедевра. Однако молодые хозяева картины, пользовавшейся неимоверным успехом у неаполитанцев, не поддались соблазну и не пошли на уступки.

Движимые патриотическими чувствами, они отвергли все притязания не в меру настойчивого богатого чужестранца. Принятое ими в 1607 году решение свято соблюдается до сих пор несмотря на все последующие перипетии, связанные с остракизмом Караваджо.

Рядом с картиной под стеклом выставлен как ценная реликвия договор с художником на её написание с указанием суммы выплаченного гонорара — четыреста семьдесят золотых скудо. Полотно никогда не покидало своё место у главного алтаря, даже когда в Риме по команде сверху многие работы Караваджо выносились из церквей и прятались в подвалах и на чердаках.» Судьба картины «Семь деяний милосердия».

27 слайд Описание слайда:

Новаторское искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века – Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Веласкеса и Рембрандта. «Юдифь и Олоферн», 1599г. 31 июля 1610г. в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо и опубликовано сообщение о его смерти.

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-mhk-istorii-izo-tvorchestvo-karavadzho-1130212.html

Микеланджело да Караваджо. . Настоящее имя Микеланджело Меризи Караваджо. Родился 28 сентября июля 1610) итальянский художник, представитель итальянского. – презентация

1 Микеланджело да Караваджо<\p>

2 . Настоящее имя Микеланджело Меризи Караваджо. Родился 28 сентября июля 1610) итальянский художник, представитель итальянского барокко, реформатор европейской живописи XVII века. Один из самых значительных и талантливых художников в истории искусства. основоположник реалистического направления. О дним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» резкое противопоставление света и тени. Внёс в изобразительное искусство чувство материальности, эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени. «Портрет Караваджо» работа Оттавио Леони, 1621 г.<\p>

3 Учился в Милане. В начале 1590-х переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. Первые работы художника, написанные в Милане жанровые сцены и портреты, до наших дней не дошли. Уже к концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, которые будут сопровождать его всю жизнь. Первая дошедшая до нас картина «Мальчик, чистящий фрукт» (1593).<\p>

4 Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции. Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект. Героями его картин выступал простой народ, изгои общества, бедняки. За это художник постоянно подвергался критики. «Ужин в Эммаусе», 1601 г.<\p>

5 Творчество Караваджо не принадлежало к какой- либо определённой художественной школе. Он – автор исключительных по драматической силе религиозных композиций («Святой Иероним”,), мифологических (“Вакх”, ) и жанровых (“Лютнист”, 1595). Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта и бытового жанра. «Отдых на пути в Египет», 1597 г. (деталь Мария и младенец Христос).<\p>

6 Караваджо написал первый натюрморт в живописи – “Корзина с фруктами« г.<\p>

7 Заболев римской лихорадкой, шесть месяцев он находился в госпитале на грани жизни и смерти. Под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» (1593) первый свой автопортрет.<\p>

8 Первые многофигурные картины «Шулеры», «Гадалка», «Музыканты». В этих. работах он выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям эпохи – маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Герой Караваджо человек из уличной толпы, римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно- жизнерадостного бытия. «Гадалка» (ок. 1594, Лувр),<\p>

9 Одна рука Иуды несколько укорочена. Это сразу бросается в глаза, поскольку остальные фигуры выполнены с удивительным реализмом. Недостаточное мастерство художника? Искусствоведы полагают, что это сознательный шаг. Так художник хотел выказать моральное уродство человека, поднявшего руку на своего Учителя. Поэтому и называется полотно не «Взятие Христа под стражу», а «Поцелуй Иуды». Картина Караваджо акцентирует внимание именно на теме предательства. Последние дни Иисуса при этом отходят на второй план. «Поцелуй Иуды», 1602 г. Новаторство художника проявляется в том, что фигуры людей изображены не в полный рост, а на три четверти. Караваджо остается верен себе в игре со светом. Главное сияние исходит из невидимого зрителю источника, который находится в верхнем левом углу. Но есть и меньший свет – фонарь, который держит молодой человек справа Два источника, перекликаясь между собой в ночной тьме, придают всему действу особый трагизм.<\p>

10 Период творческой зрелости (конец XVI первое десятилетие XVII вв.) открывает цикл монументальных полотен. Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости<\p>

11 Караваджо внес весомый вклад в развитие искусства эпохи Возрождения. Живопись Караваджо в свое время вызвало немало упреков со стороны современников. Так, художника обвиняли в том, что он не придерживается традиционных канонов академизма, не выдерживал принятых принципов написания полотен. Однажды отказались принять на работу в церкви из-за картины «Успение Богоматери»(Смерть Марии)- апостол и Мария были изображены как простые люди, некогда торжественный момент превращен в трагедию. С другой стороны, он явился родоначальником собственного направления в живописи. «Успение Богоматери», г.г.<\p>

12 На картине «Давид с головой Голиафа» ( ) в образе Голиафа художник изобразил себя. Такую символичную картину он возил с собой в изгнании и постоянно подправлял.<\p>

13 В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом «Семь деяний милосердия», 1607 г.<\p>

14 Новаторское искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века – Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Веласкеса и Рембрандта. «Юдифь и Олоферн», 1599 г. 31 июля 1610 г. в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо и опубликовано сообщение о его смерти.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1338138/

Эксперты считают, что на чердаке дома во Франции обнаружена картина Караваджо стоимостью 137 млн долларов

Эксперты подтвердили, что картина, найденная на чердаке одного из домов на юго-западе Франции два года назад, принадлежит кисти знаменитого итальянского живописца эпохи позднего Возрождения Микеланджело Меризи да Караваджо, сообщает агентство Reuters.

Полотно, на котором изображена библейская сцена с Юдифью, отрезающей голову полководцу Олоферну, было найдено в апреле 2014 года владельцами дома недалеко от Тулузы, когда они хотели устранить течь на потолке. По оценке специалистов, стоимость картины может доходить до 137 миллионов долларов (120 миллионов евро).

Подлинность картины подтвердил известный французский искусствовед Эрик Тюркен, сообщает Télérama.fr. По мнению специалиста, картина могла быть написана Караваджо во время его пребывания в Риме в 1604-1605 годах.

Эксперт отметил, что полотно отлично сохранилось. Возможно, картина находилась на чердаке более 150 лет. Владельцы дома, естественно, понятия не имели, что у них хранится такой шедевр.

Караваджо считается реформатором европейской живописи XVII века, основателем реализма в живописи, крупнейшим мастером барокко. Одним из первых применил манеру письма кьяроскуро – резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза Караваждо – все композиции он сразу рисовал на холсте.

Ранние работы Караваджо написаны под влиянием Леонардо да Винчи, Джорджоне, Тициана, Джованни Беллини, Мантеньи. Первая дошедшая до нас картина Караваждо – “Мальчик, чистящий фрукт” (1593). Первые многофигурные картины созданы им в 1594 году – это “Шулеры” и “Гадалка”. Кисти Караваждо также принадлежат картины “Музыканты”, “Лютнист”, “Вакх”, “Голова медузы”.

Караваджо писал и картины на библейские сюжеты – “Отдых на пути в Египет” (1597), “Экстаз св. Франциска” (1595), “Жертвоприношение Исаака” (1598). Первый женский образ в творчестве Караваджо – “Кающаяся Мария Магдалина” (1597).

В 1599 году Караваждо создал полотно “Юдифь, обезглавливающая Олоферна” по мотивам ветхозаветной второканонической “Книги Юдифи”. Именно этот сюжет изображен и на картине, найденной во Франции.

Согласно легенде, Олоферн был полководцем армии Навуходоносора, вторгшейся в Иудею. Вавилоняне осадили город Ветулию, в котором жила молодая вдова Юдифь. Решив спасти город, она отправилась в стан врага и сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием. Когда в один из вечеров он заснул пьяным, она отрезала ему голову. Вражеская армия, оказавшись без военачальника, разбежалась.

Источник: https://www.newsru.com/cinema/13apr2016/caravaggio.html

«От Караваджо до Каналетто»

В настоящее время в Музее изобразительных искусств Будапешта проходит выставка, представляющая посетителям все богатство стилей, жанров, техники исполнения и, естественно, сами шедевры живописи периода XVII- XVIII веков.

В основу открывшейся 26 октября экспозиции положены 34 полотна, принадлежащие будапештскому Музею изобразительных искусств. Их дополняет 106 картин из 67 различных собраний.

В Будапешт были привезены шедевры из парижского Лувра, мадридских Музея Прадо и Музея Тиссена-Борнемисы, флорентийской Галереи Уффици, берлинской Гемальдегалери, дрезденской Галереи старых мастеров, венского Музея истории искусств, римской Галереи Боргезе.

Экспозиция уникальна, потому что такого рода выставки не проводилось ни в Венгрии, нигде в мире уже много, много лет.
Все мы помним предыдущую экспозицию 2009-2010 гг. «От Ботичелли до Тициана», на которой побывало около 230 ценителей живописи и это стало своеобразным рекордом посещаемости в будапештском музее за последние годы. Нынешняя экспозиция стала логичным продолжением предыдущей.

Экспозиция насчитывает более 140 произведений 100 художников, венцом которой, без сомнения, назван итальянский гений того времени – Микеланджело Меризи да Караваджо. Он является реформатором европейской живописи XVII века, основателем реализма в живописи, одним из крупнейших мастеров барокко.

Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени. Интересно, что по сей день не обнаружено ни единого рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.

Ранние работы Караваджо написаны под влиянием Леонардо да Винчи (с «Мадонной в скалах» и «Тайной вечерей» он познакомился ещё в Милане), Джорджоне, Тициана, Джованни Беллини, Мантеньи.

Первая дошедшая до нас картина – «Мальчик, чистящий фрукт» (1593).

В мастерской д’Арпино Караваджо познакомился с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых как раз является «Юноша с корзиной фруктов» (1593-1594). Именно эта картина представлена на теперешней будапештской выставке из римской Галереи Боргезе.

Первую четверть XVII века доминирует стиль века предыдущего – барокко. Именно тогда и зародился натурализм Караваджо и классицизм братьев Карраччи.

Именно эти стили доминантой живописи почти 5 десятилетий, пока им на смену не пришел ранний романтизм. Век XVIII был ознаменован венецианским рококо.

Два века, различные стили и школы имели одно общее – они отображали реальность того времени и сформировали потребность в появлении нового стиля.

Будапештская экспозиция разделена на 8 частей. Осмотр можно начать с римского периода Караваджо, затем продолжить периодом барокко, рококо и завершить зарождением стиля классицизм.
Среди наиболее известных ранних работ Караваджо – «Мальчик, держащий корзину с фруктами». Также представлены работы художника на библейские темы.

Особого внимания достойна работа Джентилески Орацио «Святая Цецилия с ангелом». Итальянский живописец периода караваджизма и раннего барокко считается один из наиболее талантливых мастеров в кругу последователей Караваджо. Начинал работать он во Флоренции во второй половине XVI века, был учеником и помощником своего дяди-живописца.

Решающее влияние на живописную манеру Орацио Джентилески оказали произведения Караваджо, увиденные в Риме в конец 1590-х годов.

Джентилески испытав влияние ранних работ Караваджо, перешел к масляной живописи и написанию полотен небольшого формата на сюжеты религиозного, мифологического содержания, а также полуфигур (так называемых портретов-типов).

Но образы святых на его полотнах наделены лирическим, созерцательным характером, порой, изображены в пейзаже. Светотень передана значительно более мягко, чем у Караваджо, изысканна и разнообразна цветовая гамма, строящаяся на сочетании голубых, сиреневых, желто-лимонных цветов. Не холодный резкий, а более нежный серебристый свет бликует на поверхности костюмов.

Жестковатый рисунок и эмалевая поверхность, порой, напоминают манеру Бронзино. Развитием реалистической традиции Караваджо явились изображения полуфигур, в написании которых в наибольшей степени проявилось самобытное дарование Джентилески.

Этот новый для XVII столетия вид живописи оказал значительное влияние на развитие национальной реалистической традиции.

Порой, это образы наделенные некоторой театральной холодностью («Давид»), но написанные с великолепным живописным мастерством в передаче вещественного окружения.

Третья часть экспозиции посвящена работам Лодовико, Агостино и Аннибале Карраччи. Братья Карраччи считаются основателями болонской «Академии вступивших на правильный путь» (основана ок. 1585 г.).

Талантливые художники Карраччи изучали произведения Рафаэля, Корреджо и венецианских мастеров XVI века.

Они практиковали тщательное изучение натуры, основ рисунка и композиции, стремились вернуться к принципам ренессансной живописи.

Лодовико был сторонником Контрреформации и создателем стиля барокко, для которого характерны сильные световые и цветовые акценты, контрастная светотеневая моделировка и бурное движение, направленное в глубь пространства картины.

В Академии братьев Карраччи лекции по перспективе, архитектуре, анатомии, истории и мифологии читал Агостино; Аннибале давал уроки рисунка и живописи, Лодовико принадлежало общее руководство. Программа преподавания в Академии стала образцом для художественных учебных заведений на многие годы. Лодовико Карраччи оставался главой Болонской Академии до конца жизни.

В 1595 г. Аннибале Карраччи был приглашен в Рим для украшения палаццо кардинала Одоардо Фарнезе; позднее к нему присоединился Агостино.

Интеллектуальный лидер школы, Агостино Карраччи был не только прекрасным живописцем и гравером, но занимался также поэзией и философией. Одно из лучших его произведений, «Последнее причастие Св. Иеронима» (1591-1593, Болонья, Пинакотека), послужило источником вдохновения для алтарных картин Доменикино и Рубенса.

Следующий художник, достойный особого внимания – яркий представитель Болонской школы Гвидо Рени. Он хорошо известен своими 11 картинами, представленными в Эрмитаже. В будапештской экспозиции стоит обратить внимание на «Святого Себастьяна», доставленного в Будапешт из лондонской галереи.

Четвертая часть – расцвет барокко, а пятая посвящена натюрмортам, пейзажам и портретам, жанровым зарисовкам. В следующую часть выставки вошли основные стили века XVIII и венецианские работы городского пейзажа. Здесь представлены 4 работы Джованни Антонио Каналетто (1697-1768).

Его называют итальянским живописцем эпохи классицизма и гением офорта. Мастер архитектурного пейзажа-ведуты, Каналетто писал панорамные виды Венеции и других городов, наполняя их красочными изображениями городской жизни.

Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса.

Но живописец Каналетто, в отличие от Карлевариса, волшебным образом наполнял свои работы пестрой живой жизнью и удивительным светом. Документальная точность рисунка и совершенство перспективного построения сочетаются в его произведениях с нарядностью и свежестью цветовой гаммы, световоздушными эффектами, нарядной зрелищностью композиционного решения.

Над составлением будапештской выставки трудились порядка полусотни венгерских и иностранных искусствоведов. Куратором экспозиции является Жужанна Добош. В память о выставке в Музее изобразительного искусства можно приобрести каталог на венгерском и английском языках.

Экспозиция будет открыта до 16 февраля 2014 года.

Мария АЛЕКСАНДРОВА

Источник: http://www.kurier.hu/item/2160-2775-674-ot-karavadzho-do-kanaletto

Микела́нджело Меризи да Карава́джо | Wiki | Художник || Чёрным по белому Amino

Милан 1571—1591

Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалёку от Милана. Отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. В 1576 году во время чумы умерли отец и дед, мать с детьми переехала в Караваджо.

Первыми покровителями будущего художника были герцог и герцогиня Колонна.

В 1584 году в Милане Микеланджело Меризи приходит в мастерскую Петерцано, считавшегося учеником Тициана. В то время в художественном мире Италии господствовал маньеризм, но в Милане были сильны позиции ломбардского реализма.

Первые работы художника, написанные в Милане, жанровые сцены и портреты, до наших дней не дошли.

Уже к концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, которые будут сопровождать его всю жизнь.

В 1589 году художник приезжает домой продать свой земельный надел, по-видимому, нуждаясь в деньгах. Последний раз он посещает дом после смерти матери в 1590 году.

Осенью 1591 года он вынужден бежать из Милана после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством. Заехав сначала в Венецию, он направляется в Рим.

Рим 1592—1594

«Шулеры»

В Риме Меризи заметил Пандольфо Пуччи, пригласил его в свой дом, обеспечил существование, поручив выполнять копии с церковных картин.

Борромео, познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком». Борромео признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось.

В столице по обычаю итальянских художников того времени он получает прозвище, связанное с местом рождения, как, например, это было с Веронезе или Корреджо. Так Микеланджело Меризи стал Караваджо.

В 1593 году Караваджо поступает в мастерскую Чезари д’Арпино, который поручает Караваджо писать на фресках цветы и листья. В мастерской д’Арпино он познакомился с меценатами и художниками, в частности, Яном Брейгелем Старшим.

Ранние работы Караваджо написаны под влиянием Леонардо да Винчи Джорджоне, Тициана, Джованни Беллини, Мантеньи.

Первая дошедшая до нас картина — «Мальчик, чистящий фрукт».

В мастерской д’Арпино Караваджо знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов».

После драки Караваджо попадает в тюрьму Тор ди Нона, где происходит его встреча с Джордано Бруно.

«Гадалка»

Вскоре он порывает с Чезари д’Арпино, бездомного Караваджо пригласил к себе Антиведуто Грамматика.

В 1593 заболел римской лихорадкой, шесть месяцев он находился в госпитале на грани жизни и смерти. Возможно, под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» — первый свой автопортрет.

Первые многофигурные картины созданы в 1594 году — это «Шулеры» и «Гадалка». Жорж де Латур впоследствии напишет свою «Гадалку» с идентичной композицией.

В этих работах он выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства.

Герой Караваджо — человек из уличной толпы, — римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога.

Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.

Осенью 1594 Караваджо начинает работать на кардинала Франческо дель Монте, перебирается в его виллу Мадама, где он встречается с Галилеем, Кампанеллой, Делла Порта, поэтами Марино и Милези.

Рим 1595—1599

«Корзина с фруктами», пинакотека Амброзиана, Милан.

Этот период жизни, проведённый на вилле Мадама, оказался для Караваджо весьма плодотворным, кроме того, картины, созданные в это время почти все сохранились до наших дней.

На картине «Музыканты» в центре изображён Марио Миннити, а рядом художник разместил себя с рожком. Развернутую к зрителю партитуру прочитать невозможно. В образе Амура с виноградом некоторые исследователи усматривают эротический намёк на отношения с Миннити. Миннити изображён и на картине «Мальчик, укушенный ящерицей», проданной торговцу предметами искусства Валентино.

В 1595 году несмотря на рекомендации, данные Джентилески, Грамматикой, Просперо Орси, Караваджо было отказано в приёме в Академию Святого Луки.

Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент — Федерико Цуккаро.

Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители.

В 1596 году Караваджо создаёт первый натюрморт в истории итальянской живописи — «Корзина с фруктами».

В «Лютнисте» партитуру прочитать оказалось несложно, это мадригал Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Кому адресовано это послание, неизвестно.

В 1597 году от кардинала дель Монте поступил заказ на роспись потолка его резиденции. Так появилась единственная фреска Караваджо «Юпитер, Нептун и Плутон».

Картины Караваджо становятся популярны, он пишет повторения:

«Лютнист» (Метрополитен),

«Гадалка» (Лувр).

«Отдых на пути в Египет»

Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты — новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет».

«Главное достоинство картины — мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба». Им написаны также «Экстаз св. Франциска», «Жертвоприношение Исаака».

Первый женский образ в творчестве Караваджо — «Кающаяся Мария Магдалина», показывает способность художника на глубокую и поэтически значительную трактовку образа.

Картина была продана банкиру и покровителю искусств Винченцо Джустиньяни. За ней последовали «Святая Екатерина Александрийская», «Марфа и Мария».

«Юдифь, обезглавливающая Олоферна» демонстрирует, что Караваджо в своём реализме не чуждается нарочито натуралистических эффектов.

В «Иоанне Крестителе» заметно влияние Микеланджело.

Караваджо стал знаменит. Он покидает виллу Мадама и перебирается в дом банкира и коллекционера Чириако Маттеи, купившего «Гадалку». Марио Миннити после ссоры с Караваджо женился и уехал на Сицилию.

Рим 1600—1606

«Призвание апостола Матфея»

25 июня 1599 года с Караваджо был заключен контракт на украшение церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези сценами из жизни св. Матфея за 400 скудо.

Первым произведением цикла было «Призвание апостола Матфея». Караваджо изобразил жанровую сцену с участием мытаря Левия, старика и трёх охранников, продемонстрировав своё искусство в применении кьяроскуро.

Художник выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св.

Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св.

Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Христос призывает Левия жестом, похожим на жест Саваофа на «Сотворении Адама» Микеланджело. Рентгенограмма показала, что художник много раз переделывал картину, первоначально Христос находился в центре.

Затем было создано «Мученичество апостола Матфея». С помощью кьяроскуро художник концентрирует взгляд зрителя на фигуре убийцы и распростёртом на полу апостоле. На заднем плане среди свидетелей Караваджо изобразил себя.

В отличие от других картин, сосредоточенных в частных собраниях, эти произведения Караваджо увидел весь Рим. К художнику пришла слава. Заказчики остались довольны и Караваджо было поручено выполнить центральный образ для алтаря.

Караваджо написал картину «Святой Матфей и ангел», которая не устроила заказчиков, так как Св. Матфей был написан в образе простого крестьянина.

Второй вариант «Святого Матфея и ангела», как и две другие картины цикла и сейчас находятся в Сан-Луиджи-деи-Франчези.

Похожие истории вышли и с другими заказами церквей. 24 сентября 1600 был оформлен заказ церкви Санта-Мария дель Пополо на «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла» . Духовенство отклонило первые варианты картин и приняло только вторые.

«Обращение Савла». Второй вариант

«Картина „Обращение Савла“ — это величайшая веха современного искусства и не столько в силу своего мощного реализма, а скорее благодаря новому революционному языку и стилю.

Караваджо действительно оказался первым, кто взглянул на жизнь открытыми глазами, свободными от шор любой светской культурной и интеллектуальной традиции, от которой до конца не отрешился даже Тициан.

Эта его лошадь впервые увидена художническим глазом импрессиониста XIX столетия».

14 июня 1602 года поступил заказ на «Успение Богоматери» для Санта Мария делла Скала ин Трастевере. Монахи картину не приняли. Художник-реалист написал картину в стиле, далёком от церковных канонов. Кроме того, в качестве модели была приглашена куртизанка Элен. Покупателя на картину долго не находилось, пока Рубенс не посоветовал приобрести её мантуанскому герцогу Винченцо I Гонзага.

В 1601 году Караваджо снял собственную мастерскую, появились и ученики: Бартоломео Манфреди, Марио де Фьори, Спада.

В это время Караваджо создаёт много картин на религиозные темы: «Иоанн Креститель» , «Ужин в Эммаусе», «Неверие апостола Фомы», «Иоанн Креститель», «Иоанн Креститель» и т.д

«Положение во гроб»

Для церкви Кьеза Нуово Караваджо создал шедевр «Положение во гроб», который будут копировать многие художники от Рубенса до Сезанна. В образе фарисея Никодима изображён, как полагают некоторые исследователи, Микеланджело. Картина была отвергнута церковниками.

В 1604 Караваджо едет в Лорето, где пишет алтарный образ для церкви Сант-Агостино. «Мадонна ди Лорето» опять вызвала скандал, церковникам не понравилось декольте мадонны и то, что позировала художнику куртизанка.

В 1605 папа Павел V заказал художнику образ Девы Марии для собора святого Петра. Несмотря на предупреждения друзей, Караваджо опять пригласил позировать Элен. «Мадонна со змеёй» провисела в соборе только два дня.

Многие картины, отвергнутые заказчиками, были куплены Джустиньяни, опись его коллекции, проведённая в 1630 году, содержала 15 произведений Караваджо.

Среди картин нерелигиозной тематики повтор «Мальчик, укушенный ящерицей» и картина «Амур-победитель», написанная не по заказу.

Создание шедевров у Караваджо сопровождалось разгульной жизнью, стычками и драками, штрафами и заключениями. Он обвинялся в том, что ранил шпагой человека, плохо отозвавшегося о его картинах, в том, что написал оскорбительные стихи о живописце Бальоне, в избиении нотариуса Пасквалоне, в потасовке в таверне. Каждый раз из тюрьмы его спасали кардиналы и Джустиньяни.

29 мая 1606 года спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которой был убит Рануччо Томассони. В убийстве был обвинён Караваджо. Павел V объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.

В изгнании 1606—1610

«Мадонна с чётками»

Несколько месяцев Караваджо скрывался в имении Колонна. Там он написал несколько картин, но стиль его стал мрачным: «Святой Франциск в раздумье», «Ужин в Эммаусе». Фигура Христа напоминает фреску Леонардо «Тайная вечеря».

Караваджо переезжает в Неаполь, где им было написано более десяти картин, хотя сохранились не все: «Экстаз Магдалины», «Распятие апостола Андрея», «Давид с головой Голиафа», «Мадонна Розария», «Коронование терновым венцом», «Бичевание Христа», «Христос у колонны», «Саломея с головой Иоанна Крестителя».

По заказу церкви Пио Монте делла Мизерикордия он написал с огромной живописной энергией картину «Семь дел милосердия», которая до сих пор находится в этой церкви.

Неожиданно в июле 1607 года Караваджо направляется на Мальту — в Ла Валетту.

«Св. Иероним», написанный им для кафедрального собора Сан Джованни деи Кавалиери, понравился великому магистру мальтийского ордена Алофу де Виньякуру. Караваджо пишет портреты: Алофа де Виньякура, позже высоко оценённый Делакруа, и соратника магистра Антонио Мартелли.

14 июля 1608 года Караваджо становится кавалером мальтийского ордена без права ношения мальтийского креста, так как он не был дворянином.

По заказу магистра Виньякура Караваджо написал «Усекновение главы Иоанна Крестителя» — единственная картина, подписанная художником, причём подписана она F, что свидетельствовало о его принадлежности братству Мальтийского ордена. На Мальте были написаны также «Спящий Амур», «Иоанн Креститель» и «Благовещение».

Однако очередной инцидент привёл Караваджо в мальтийскую тюрьму, он был посажен в каменный мешок. Каким-то образом он сумел оттуда сбежать и в октябре 1608 года приплыл на Сицилию в город Сиракузы, где содействие ему оказал Марио Миннити.

«Давид с головой Голиафа»

Для церкви святой Лючии Караваджо написал «Погребение св. Лючии» .

В январе 1609 года он переезжает в Мессину, где создаёт «Воскрешение Лазаря» и «Поклонение пастухов». В них доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.

Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».

«Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле».

Воскресение Лазаря и поклонение пастухам, региональный музей Мессины, Сицилия.

Он пишет такие полотна как «Вакх», «Голова Медузы», «Куртизанка Филлида», «Портрет Маффео Барберини», «Нарцисс».

В конце 1609 года он направляется в Палермо, где пишет «Рождество Христа с Лаврентием и Франциском», картину, украденную в 1969 году.

Из Палермо Караваджо возвращается в Неаполь, где на него было совершено покушение. В Неаполе созданы «Саломея с головой Иоанна Крестителя», «Отречение св. Петра», «Иоанн Креститель».

На картине «Давид с головой Голиафа» в образе Голиафа художник изобразил себя. Такую символичную картину он возил с собой в изгнании и постоянно подправлял.

Для Маркантонио Дориа Караваджо написал «Мученичество святой Урсулы». Дориа получил последнюю работу живописца 18 июня.

В июле кардинал Гонзага начал вести с папой Павлом V переговоры о помиловании Караваджо. Узнав об этом, художник решил перебраться поближе к Риму и ждать официального помилования. Он нанял фелюгу и отплыл из Неаполя.

Дальнейшие события покрыты тайной.

По сведениям из переписки папского нунция Джентиле с кардиналом Боргезе, которым не все исследователи доверяют, Караваджо был задержан в крепости Пало, фелюга уплыла, и он отправился пешком в Порто-Эрколе, где и умер 18 июля.

31 июля в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо и опубликовано сообщение о его смерти.

Источник: https://aminoapps.com/c/ya_hudojnik/page/item/mikelandzhelo-merizi-da-karavadzho/8BB4_oMYTXI8aR3laarkaeGYLVqWvqRgY04

Караваджо – Gambling Art Net Игры в искусстве

Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалёку от Милана. Отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. В 1576 году во время чумы умерли отец и дед, мать с детьми переехала в Караваджо.

Первыми покровителями будущего художника были герцог и герцогиня Колонна.

В 1584 году в Милане Микеланджело Меризи приходит в мастерскую Петерцано[en], считавшегося учеником Тициана. В то время в художественном мире Италии господствовал маньеризм, но в Милане были сильны позиции ломбардского реализма.

Первые работы художника, написанные в Милане, жанровые сцены и портреты, до наших дней не дошли.

Уже к концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, которые будут сопровождать его всю жизнь.

В 1589 году художник приезжает домой продать свой земельный надел, по-видимому, нуждаясь в деньгах. Последний раз он посещает дом после смерти матери в 1590 году.

Осенью 1591 года он вынужден бежать из Милана после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством. Заехав сначала в Венецию, он направляется в Рим.

В Риме Меризи заметил Пандольфо Пуччи, пригласил его в свой дом, обеспечил существование, поручив выполнять копии с церковных картин.

Борромео, познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком». Борромео признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось[4].

В столице по обычаю итальянских художников того времени он получает прозвище, связанное с местом рождения, как, например, это было с Веронезе или Корреджо. Так Микеланджело Меризи стал Караваджо.

В 1593 году Караваджо поступает в мастерскую Чезари д’Арпино, который поручает Караваджо писать на фресках цветы и листья. В мастерской д’Арпино он познакомился с меценатами и художниками, в частности, Яном Брейгелем Старшим.

Ранние работы Караваджо написаны под влиянием Леонардо да Винчи (с «Мадонной в скалах» и «Тайной вечерей» он познакомился ещё в Милане), Джорджоне, Тициана, Джованни Беллини, Мантеньи.

Первая дошедшая до нас картина — «Мальчик, чистящий фрукт» (1593).

В мастерской д’Арпино Караваджо знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов» (1593—1594).

После драки Караваджо попадает в тюрьму Тор ди Нона, где происходит его встреча с Джордано Бруно.

Вскоре он порывает с Чезари д’Арпино, бездомного Караваджо пригласил к себе Антиведуто Грамматика.

В 1593 заболел римской лихорадкой (одно из названий малярии), шесть месяцев он находился в госпитале на грани жизни и смерти. Возможно, под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» (1593) — первый свой автопортрет.

Первые многофигурные картины созданы в 1594 году — это «Шулеры» и «Гадалка» (Капитолийские музеи). Жорж де Латур впоследствии напишет свою «Гадалку» с идентичной композицией.

В этих работах он выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства.

Герой Караваджо — человек из уличной толпы, — римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога.

Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.

Осенью 1594 Караваджо начинает работать на кардинала Франческо дель Монте, перебирается в его виллу Мадама, где он встречается с Галилеем, Кампанеллой, Делла Порта, поэтами Марино и Милези.

Этот период жизни, проведённый на вилле Мадама, оказался для Караваджо весьма плодотворным, кроме того, картины, созданные в это время почти все сохранились до наших дней.

На картине «Музыканты» (1595) в центре изображён Марио Миннити, а рядом художник разместил себя с рожком. Развернутую к зрителю партитуру прочитать невозможно. В образе Амура с виноградом некоторые исследователи усматривают эротический намёк на отношения с Миннити. Миннити изображён и на картине «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596, Лондон), проданной торговцу предметами искусства Валентино.

В 1595 году несмотря на рекомендации, данные Джентилески, Грамматикой, Просперо Орси, Караваджо было отказано в приёме в Академию Святого Луки.

Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент — Федерико Цуккаро.

Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители.

В 1596 году Караваджо создаёт первый натюрморт в истории итальянской живописи — «Корзина с фруктами».

В «Лютнисте» (1596, Эрмитаж) партитуру прочитать оказалось несложно, это мадригал Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Кому адресовано это послание, неизвестно.

В 1597 году от кардинала дель Монте поступил заказ на роспись потолка его резиденции. Так появилась единственная фреска Караваджо «Юпитер, Нептун и Плутон».

Картины Караваджо становятся популярны, он пишет повторения: «Лютнист» (Метрополитен), «Гадалка» (Лувр).

«Отдых на пути в Египет» (1597)

Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты — новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597).

«Главное достоинство картины — мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»[4]. Им написаны также «Экстаз св. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).

Первый женский образ в творчестве Караваджо — «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), показывает способность художника на глубокую и поэтически значительную трактовку образа.

Картина была продана банкиру и покровителю искусств Винченцо Джустиньяни. За ней последовали «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598).

«Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1598) демонстрирует, что Караваджо в своём реализме не чуждается нарочито натуралистических эффектов.

В «Иоанне Крестителе» (1598) заметно влияние Микеланджело.

Караваджо стал знаменит. Он покидает виллу Мадама и перебирается в дом банкира и коллекционера Чириако Маттеи, купившего «Гадалку». Марио Миннити после ссоры с Караваджо женился и уехал на Сицилию.

25 июня 1599 года с Караваджо был заключен контракт на украшение церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези сценами из жизни св. Матфея за 400 скудо.

Первым произведением цикла было «Призвание апостола Матфея» (1600). Караваджо изобразил жанровую сцену с участием мытаря Левия, старика и трёх охранников, продемонстрировав своё искусство в применении кьяроскуро.

Художник выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св.

Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св.

Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Христос призывает Левия жестом, похожим на жест Саваофа на «Сотворении Адама» Микеланджело. Рентгенограмма показала, что художник много раз переделывал картину, первоначально Христос находился в центре.

Затем было создано «Мученичество апостола Матфея» (1600). С помощью кьяроскуро художник концентрирует взгляд зрителя на фигуре убийцы и распростёртом на полу апостоле. На заднем плане среди свидетелей Караваджо изобразил себя.

В отличие от других картин, сосредоточенных в частных собраниях, эти произведения Караваджо увидел весь Рим. К художнику пришла слава. Заказчики остались довольны и Караваджо было поручено выполнить центральный образ для алтаря.

Караваджо написал картину «Святой Матфей и ангел» (1602), которая не устроила заказчиков, так как Св. Матфей был написан в образе простого крестьянина.

Второй вариант «Святого Матфея и ангела» (1602), как и две другие картины цикла и сейчас находятся в Сан-Луиджи-деи-Франчези.

Похожие истории вышли и с другими заказами церквей. 24 сентября 1600 был оформлен заказ церкви Санта-Мария дель Пополо на «Распятие апостола Петра» (1601) и «Обращение Савла» (1601). Духовенство отклонило первые варианты картин и приняло только вторые.

«Обращение Савла». Второй вариант (1601)

«Картина „Обращение Савла“ — это величайшая веха современного искусства и не столько в силу своего мощного реализма, а скорее благодаря новому революционному языку и стилю.

Караваджо действительно оказался первым, кто взглянул на жизнь открытыми глазами, свободными от шор любой светской культурной и интеллектуальной традиции, от которой до конца не отрешился даже Тициан.

Эта его лошадь впервые увидена художническим глазом импрессиониста XIX столетия».[5]

14 июня 1602 года поступил заказ на «Успение Богоматери» для Санта Мария делла Скала ин Трастевере. Монахи картину не приняли. Художник-реалист написал картину в стиле, далёком от церковных канонов. Кроме того, в качестве модели была приглашена куртизанка Элен. Покупателя на картину долго не находилось, пока Рубенс не посоветовал приобрести её мантуанскому герцогу Винченцо I Гонзага.

В 1601 году Караваджо снял собственную мастерскую, появились и ученики: Бартоломео Манфреди, Марио де Фьори, Спада.

В это время Караваджо создаёт много картин на религиозные темы: «Иоанн Креститель» (1600), «Ужин в Эммаусе» (1602), «Неверие апостола Фомы» (1602), «Иоанн Креститель» (1602, Капитолийские музеи), «Иоанн Креститель» (1602, Галерея Дориа-Памфили), «Взятие Христа под стражу» (1602), «Жертвоприношение Исаака» (1602), «Святое семейство с Иоанном Крестителем» (1603), «Коронование терновым венцом» (1603), «Иоанн Креститель» (1604, Канзас), «Иоанн Креститель» (1604, Рим), «Призвание святых Петра и Андрея» (1604), «Христос на Масличной Горе» (1605), «Се Человек» (1605), «Св. Иероним в размышлении» (1605), «Пишущий св. Иероним» (1605).

«Положение во гроб» (1603)

Для церкви Кьеза Нуово Караваджо создал шедевр «Положение во гроб» (1603), который будут копировать многие художники от Рубенса до Сезанна. В образе фарисея Никодима изображён, как полагают некоторые исследователи, Микеланджело. Картина была отвергнута церковниками.

В 1604 Караваджо едет в Лорето, где пишет алтарный образ для церкви Сант-Агостино. «Мадонна ди Лорето (Богоматерь паломников)» опять вызвала скандал, церковникам не понравилось декольте мадонны и то, что позировала художнику куртизанка.

В 1605 папа Павел V заказал художнику образ Девы Марии для собора святого Петра. Несмотря на предупреждения друзей, Караваджо опять пригласил позировать Элен. «Мадонна со змеёй» провисела в соборе только два дня.

Многие картины, отвергнутые заказчиками, были куплены Джустиньяни, опись его коллекции, проведённая в 1630 году, содержала 15 произведений Караваджо.

Среди картин нерелигиозной тематики повтор «Мальчик, укушенный ящерицей» (1600, Флоренция) и картина «Амур-победитель» (1602), написанная не по заказу.

Создание шедевров у Караваджо сопровождалось разгульной жизнью, стычками и драками, штрафами и заключениями. Он обвинялся в том, что ранил шпагой человека, плохо отозвавшегося о его картинах, в том, что написал оскорбительные стихи о живописце Бальоне, в избиении нотариуса Пасквалоне, в потасовке в таверне. Каждый раз из тюрьмы его спасали кардиналы и Джустиньяни.

29 мая 1606 года спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которой был убит Рануччо Томассони. В убийстве был обвинён Караваджо. Павел V объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.

Несколько месяцев Караваджо скрывался в имении Колонна. Там он написал несколько картин, но стиль его стал мрачным: «Святой Франциск в раздумье» (1606), «Ужин в Эммаусе» (1606). Фигура Христа напоминает фреску Леонардо «Тайная вечеря».

Караваджо переезжает в Неаполь, где им было написано более десяти картин, хотя сохранились не все: «Экстаз Магдалины» (1606), «Распятие апостола Андрея» (1607), «Давид с головой Голиафа» (1607), «Мадонна Розария (Мадонна с чётками)» (1607), «Коронование терновым венцом» (1607), «Бичевание Христа» (1607), «Христос у колонны» (1607), «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607).

По заказу церкви Пио Монте делла Мизерикордия он написал с огромной живописной энергией картину «Семь дел милосердия» (1607), которая до сих пор находится в этой церкви.

Неожиданно в июле 1607 года Караваджо направляется на Мальту — в Ла Валетту.

«Св. Иероним» (1608), написанный им для кафедрального собора Сан Джованни деи Кавалиери, понравился великому магистру мальтийского ордена Алофу де Виньякуру. Караваджо пишет портреты: Алофа де Виньякура, позже высоко оценённый Делакруа, и соратника магистра Антонио Мартелли.

14 июля 1608 года Караваджо становится кавалером мальтийского ордена без права ношения мальтийского креста, так как он не был дворянином.

По заказу магистра Виньякура Караваджо написал «Усекновение главы Иоанна Крестителя» — единственная картина, подписанная художником, причём подписана она F (fra — брат), что свидетельствовало о его принадлежности братству Мальтийского ордена. На Мальте были написаны также «Спящий Амур» (1608), «Иоанн Креститель» (1608) и «Благовещение» (1608).

Однако очередной инцидент привёл Караваджо в мальтийскую тюрьму, он был посажен в каменный мешок. Каким-то образом он сумел оттуда сбежать и в октябре 1608 года приплыл на Сицилию в город Сиракузы, где содействие ему оказал Марио Миннити.

«Давид с головой Голиафа» (1607—1610)

Для церкви святой Лючии Караваджо написал «Погребение св. Лючии» (1608).

В январе 1609 года он переезжает в Мессину, где создаёт «Воскрешение Лазаря» и «Поклонение пастухов». В них доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.

Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».

«Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле»[4].

Воскресение Лазаря и поклонение пастухам, региональный музей Мессины, Сицилия

Он пишет такие полотна как «Вакх» (1596), «Голова Медузы» (1597), «Куртизанка Филлида» (1597), «Портрет Маффео Барберини» (1598), «Нарцисс» (1599).

В конце 1609 года он направляется в Палермо, где пишет «Рождество Христа с Лаврентием и Франциском», картину, украденную в 1969 году.

Из Палермо Караваджо возвращается в Неаполь, где на него было совершено покушение. В Неаполе созданы «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1609), «Отречение св. Петра» (1610), «Иоанн Креститель» (1610).

На картине «Давид с головой Голиафа» (1607—1610) в образе Голиафа художник изобразил себя. Такую символичную картину он возил с собой в изгнании и постоянно подправлял.

Для Маркантонио Дориа Караваджо написал «Мученичество святой Урсулы». Дориа получил последнюю работу живописца 18 июня.

В июле кардинал Гонзага начал вести с папой Павлом V переговоры о помиловании Караваджо. Узнав об этом, художник решил перебраться поближе к Риму и ждать официального помилования. Он нанял фелюгу и отплыл из Неаполя.

Дальнейшие события покрыты тайной.

По сведениям из переписки папского нунция Джентиле с кардиналом Боргезе, которым не все исследователи доверяют, Караваджо был задержан в крепости Пало, фелюга уплыла, и он отправился пешком в Порто-Эрколе[it], где и умер 18 июля.

31 июля в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо и опубликовано сообщение о его смерти.

Карта жизненных странствий Караваджо из итальянского источника

Источник: http://gamblingart.net/authors/caravaggio/

Ссылка на основную публикацию