Описание картины микеланджело меризи да караваджо «ужин в эммаусе»

Караваджо Микеланджело (1571- 1610)

Микеланджело Меризи да Караваджо

Этот известный итальянский художник следовал принципам более реалистической живописи. Темы для своих картин он брал из окружающей жизни. Караваджо был против идеализированного, выдуманного искусства. Он любил изображать необычные персонажи — картежников, гадалок, музыкантов. Караваджо любил писать бытовые сцены, и даже религиозные сюжеты у него выглядели достоверными.

Девушка с лютней (Лютнист?) 1595

Моделью художнику служила молодая римлянка, случайная подруга Караваджо, его ангел-хранитель на неделю или месяц. Курчавые, черные волосы, милое полумальчишеское лицо, тонкие пальцы перебирают струны лютни.

Вся комната погружена во мрак, ярко освещена лишь фигура девушки — это излюбленный прием Караваджо. Кстати, некоторые искусствоведы считают, что это был все-таки юноша.

Тем не менее, образ полон поэзии, музыки, любви.

Вакх (1596)

Все тот же образ Караваджо — милое круглое лицо юноши в обрамлении курчавых волос. Юноша изображен в образе Вакха (бог виноделия). На голове венок из гроздьев винограда и виноградных листьев.

Перед Вакхом ваза с краснобокими яблоками, спелыми гроздьями винограда, сливово-синими, прозрачно-желтыми. Листья винограда уже покрылись ржавчиной увядания, на них видны все тоненькие прожилки.

В руке юноши бокал с янтарным виноградным вином.

Вся картина переливается яркими, праздничными красками жизни.

Марта и Мария Магдалина (1599)

Музыканты (1595)

Ужин в Эммаусе. (1602)

Эта картина была написана на сюжет из Евангелия от Луки. Это, несомненно, один из шедевров Караваджо римского периода. На холсте изображена нехитрая трапеза четырех собравшихся вместе людей.

Контрастная светотень вырывает из полутьмы фона их лица, одежду и белую скатерть с изумительно написанным натюрмортом из лежащего здесь винограда, фруктов и жареного цыпленка.

Предметы на столе кажутся столь осязаемыми, что их хочется взять в руки.

Спокоен вид сидящего за столом и еще никем не узнанного Иисуса. В красноречивом жесте он протягивает вперед руку, сотрапезники внимательно слушают Христа. Черех мгновенье они узнают Его.

Гадание на судьбу (1594)

Шулеры (1594)

Мальчик, укушенный ящерицей

Картина написана в конце 16-го века. На небольшом пространстве картины изображен ошеломленный мальчик, лицо которого искажено болью от неожиданного укуса ящерицы. Контрастная светотень отчетливо высвечивает правую сторону лица испуганного ребенка, а также плечо и руку, которую укусила ящерица.

Сама ящерица остается в тени, и там же, на темном фоне, Караваджо рисует чудный натюрморт из прозрачного бокала с цветком розы в нем и рассыпанных на столе ягод. Кажется, что мы можем дотронуться до стекла бокала, ощутить шероховатость розовых листьев, настолько они реальны.

Достоверность изображения поражает и лицо мальчика: глаза, пухлый, открытый в испуге рот — все это дает почувствовать удивительную правдивость происходящего и свидетельствует о возрозшей реалистичности работ Караваджо.

Саломея с головой Иоанна Крестителя

Эта работа относится к последним годам жизни художника. На темном фоне небольшого полотна наше внимание притягивают три фигуры. Это Саломея, получившая за свой волшебный танец страшную награду — голову Иоанна Крестителя. Палач, опускающий голову Крестителя на блюдо в руках Саломки.

И наконец, старуха-свидетельница, само воплощение смерти. Прекрасное лицо Саломеи повернуто в сторону, ее глаза полны страдания: совет матери Иродиады выбрать именно такую награду вылился в слишком страшное действо.

Голова Иоанна Крестителя кажется совсем живой и словно желающей еще что-то сказать всем присутствующим.

Вся картина полна скрытого напряжения и драматизма. Можно утверждать, что это лучшее полотно, из тех, что художник написал в последние годы своей жизни.

Юдифь и Олоферн

Натюрморт (1603)

Источник: http://cvetamira.ru/karavadzho-mikelandzhelo-1571-1610

Микеланджело Меризи да Караваджо (Caravaggio)

Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенном неподалеку от Милана, в семье Фермо Мериси и Люсии Аратори. В сохранившихся архивных документах того времени говорится, что Фермо Мериси был квалифицированным каменщиком, имевшим право нанимать учеников.
6 апреля 1584 г.

Караваджо подписал 4-х летний контракт о стажировке с миланским мастером Симоном Петерцано, утверждавшим, что учился у самого Тициана.В 1592 г. после ссоры и ранения полицейского Караваджо вынужден был спешно покинуть Милан и перебраться в Рим.

Новоизбранный папа, Климент VIII, намеревался превратить Рим в символ возрожденной и процветающей католической веры. При новом папе началось интенсивное строительство новых и реставрация старых церквей, что привлекло в Рим целую армию живописцев. По приблизительной оценке, численность населения Рима в XVI в.

составляла порядка 100 000 человек и около 2000 из них были художниками. Можно представить насколько сильной была конкуренция, выливавшаяся в ссоры и нередко с кровавым исходом.Караваджо поступил в мастерскую Джузеппе Чезари, одного из самых известных римских художников того времени.

В мастерской Чезари действовала «конвейерная система» и Караваджо поручали рисовать лишь декоративные рамки, цветы и фрукты.

Недовольному этим Караваджо удалось расположить к себе Костантино Спата, преуспевающего торговца картинами, и предложить ему свои работы.

Одному из постоянных клиентов Спата, кардиналу Франческо Марии дель Монте, понравились две картины Караваджо «Шулеры» и «Гадалка», он их приобрел и захотел познакомиться с художником. С этого момента кардинал стал опекать художника, помогая получать выгодные заказы. (Позднее Караваджо создал еще одну версию картины «Гадалка», которая хранится в Лувре).

Свободное время Караваджо проводит в компании своих друзей, молодых задиристых и дерзких художников Просперо Орси, Марио Миннити и Орацио Джентилески. Именно тогда имя Караваджо впервые появляется в криминальных архивах Рима.В июле 1599 г. Караваджо подписал контракт на создание двух больших картин для боковых стен римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези.

С 1600 г. по 1604 г. художник интенсивно работает и пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель», «Ужин в Эммаусе», «Распятие Св. Петра», «Жертвоприношение Исаака».

В 1605 г. Караваджо создает полотно «Мадонна ди Лорето» для Часовни Кавалетти в римской церкви Святого Августина.
В 1605 г. папа Павел V заказал художнику изображение Девы Марии для собора святого Петра. Однако написанное полотно «Мадонна со змеёй» отцы церкви посчитали непристойным, недовольные тем, что натурщицей оказалась куртизанка.28 мая 1606 г. Караваджо на дуэли убил некого Рануччио Томассони. Т.к. дуэли были запрещены, совершение убийства во время поединка считалось тяжким преступлением. Караваджо удалось скрыться, но заочно он был приговорен к смертной казни, а это означало что любой человек в папских государствах имел право убить его и получить за это вознаграждение.

Несколько месяцев художник скрывался в поместье семьи Колонна неподалеку от Рима. Там он написал картину «Святой Франциск в размышлении».

Осенью 1606 г. Караваджо перебрался в Неаполь, находящийся вне юрисдикции римских властей. В Неаполе художник создал для церкви Пио Монте делла Мисерикордиа знаменитую алтарную композицию «Семь деяний Милосердия».Из Неаполя Караваджо отправился на Мальту, где надеялся стать рыцарем ордена Госпитальеров. Вступление в орден означало бы автоматическую отмену смертного приговора за убийство, совершенное им в Риме.

Основные работы мальтийского периода включают в себя грандиозное полотно «Усечение головы святого Иоанна Крестителя» и картину «Портрет Алофа де Виньянкура».

14 июля 1608 г. Караваджо становится членом ордена Госпитальеров.Однако в августе 1608 г. Караваджо ввязался в драку, в которой тяжело ранил рыцаря ордена, был арестован и заключен в тюрьму. Из тюрьмы ему удалось бежать на Сицилию, но членство в ордене было аннулировано.

Летом 1609 г. Караваджо вернулся в Неаполь, где написал картины «Отречение святого Петра», «Иоанн Креститель» и «Мученичество Святой Урсулы».

В октябре 1609 г. на его жизнь было совершено покушение, в результате которого лицо сильно изуродовали. Караваджо посчитал, что в покушении замешаны рыцари ордена и, написав картину «Саломея с головой Иоанна Крестителя» с изображением собственной головы на блюде, отправил полотно Великому магистру ордена Госпитальеров с мольбой о прощении.В первых числах лета 1610 г. Караваджо решил перебраться поближе к Риму, т.к. влиятельные друзья сообщили, что в ближайшее время его помилуют.Что произошло после отплытия художника из Неаполя и по какой причине он умер 18 июля 1610 г. в городке Порто Эрколе, неизвестно.Сообщение о смерти Караваджо было опубликовано в Риме 31 июля 1610 г., одновременно с папским указом о помилованииЗнаменитый при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти, и «открыт вновь» только в XX в.

Картины Караваджо хранятся в Британской Королевской коллекции, Лондонской Национальной галерее, Национальной галерее Ирландии, Римской галерее старинного искусства, Пинакотеке Ватикана, Галерее Боргезе, Галерее Уффици, Пинакотеке Брера, Галерее Дориа-Памфили, Лувре, Руанском музее изящных искусств, Венском музее истории искусств, Берлинской картинной галерее, Государственном Эрмитаже, Национальном музее Прадо, Мадридском Королевском дворце, Музее Тиссена-Борнемиссы, Метрополитен музее, Художественном музее Кливленда, Галерее Уодсворт Атенеум, Детройтском институте искусств.

Коллекция из 56 картин Караваджо

Источник: http://gallart.by/caravaggio.html

Караваджо — Интересные факты из жизни

Выдающийся итальянский художник Караваджо (1571-1610 гг.) известен не только тем, что стал основателем реализма в живописи. Дело в том, что на закате эпохи Возрождения возник стиль барокко, виднейшим представителем которого и был Микеланджело Меризи да Караваджо (не путать с Микеланджело Буонарроти).

Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год

Если вам нравятся интересные факты из жизни великих людей, тогда краткое описание жизни гениального мастера с его невероятными приключениями, однозначно принесет вам удовольствие.

Сразу нужно сказать, что картины Караваджо по-настоящему впечатляют даже тех, кто не силен в искусстве. Дело в том, что художник использовал технику «кьяроскуро», которая заключается в резком противопоставлении света и тени. Именно за счет этого приема маэстро особенным образом подчеркивал эмоции и переживания своих героев.

Интересен факт, что Караваджо, за свою недолгую жизнь (а прожил он всего 38 лет), не оставил ни одного рисунка или эскиза. Другими словами, он все свои, даже самые сложные идеи, реализовывал сразу же на холсте, без всяких предварительных этапов.

Юный Караваджо

Родившись в небольшом итальянском городке Караваджо, который расположен недалеко от Милана, Микеланджело Меризи в возрасте 13 лет идет в мастерскую Петерцано. Там он знакомится с искусством живописи, и уже к 20 годам своей жизни, молодой художник Караваджо подает большие надежды.

Однако его чрезвычайно резкий и вспыльчивый характер мешает ему строить карьеру. Постоянные скандалы, драки и тюремные заключения сопровождали его всю жизнь. Из Милана он вынужден был срочно уехать в Рим после того, как карточная игра закончилась скандалом и убийством.

Жизнь в Риме

Здесь весьма примечательно наблюдение итальянского священника Борромео, который, познакомившись с Караваджо, охарактеризовал его так:

«Человек неотесанный и грубый, вечно скитающийся по улицам и спящий где придется, он рисует бродяг, нищих и пьяниц, и кажется вполне счастливым человеком».

Первые работы Караваджо выполнены под заметным влиянием Леонардо да Винчи и Тициана. Интересен факт, что именно в Риме Микеланджело Меризи получает прозвище «Караваджо» по названию города, в котором он родился. С тех пор в искусстве он известен именно под ним.

После очередной драки, Караваджо снова попадает в тюрьму, где встречается с Джордано Бруно. В 1593 он несколько месяцев был на грани жизни и смерти, так как серьезно заболел римской лихорадкой (малярия). На стадии выздоровления он пишет свой первый автопортрет. Картина называется «Больной Вакх».

Более же всего славы ему принесли картины на библейские сюжеты. Непонятно, каким образом Караваджо умудрялся соединять их с разгульной жизнью и постоянными скандалами. Он без разбора бросался со шпагой на любого, кто плохо отзывался о его художественных произведениях.

Читайте также:  Описание картины михаила нестерова «соловки»

Бегство из Рима

В 1606 году маэстро был объявлен папой Павлом V (его портрет есть внизу) вне закона. А это значило, что любой человек мог его не только убить, но еще и получить за это награду. Конечно, для такого серьезного решения у папы были основания.

Случилось так, что в ходе игры в мяч началась драка между двумя компаниями. В одной предводительствовал Караваджо, а в другой — Рануччо Томассони. В конечном счете, Рануччо Томассони был убит, а художника обвинили в преступлении.

Поддавшись в бега, он скрывается в имении Колонна, где пишет мрачные картины «Святой Франциск в раздумье» и «Ужин в Эммаусе».

После этого он переезжает в Неаполь, а через год — на Мальту. Но тут он снова оказывается замешанным в какой-то скандал, и вновь попадает в тюрьму. Его посадили в так называемый каменный мешок, но он каким-то образом умудрился оттуда бежать.

В 1608 г. Караваджо приплыл на Сицилию в город Сиракузы. Переезжая по сицилийским городам, он пишет свои знаменитые картины.

Смерть и помилование

В прошествии нескольких лет, кардинал Гонзага начинает вести переговоры с римским папой Павлом V о том, чтобы помиловать Караваджо. В надежде на положительное решение, художник планирует тайно перебраться поближе к Риму.

Однако отплыв от Неаполя, он пропадает, и о дальнейшей его судьбе ничего не известно. Есть только сведения, которым не все историки доверяют, что он, якобы, был задержан в крепости Пало, а затем пешком отправился в Порто-Эрколе.

Именно там 18 июля по неизвестным причинам мастер умер в возрасте 38 лет. А уже 31 июля обнародовали указ о помиловании Караваджо. Параллельно с ним было опубликовано и сообщение о смерти художника.

Интересные факты

Как мы уже говорили, Караваджо оказал колоссальное влияние на искусство вообще, и на творчество многих выдающихся художников в частности. Однако его буйный и невероятно вспыльчивый характер стал притчею в языцех.

Очевидцы рассказывают, что когда он писал картину «Воскрешение Лазаря», ему нужны были реальные образы. Будучи фанатом своего дела, он приказал принести в мастерскую недавно убитого человека, которого выкопали из могилы.

Два нанятых натурщика наотрез отказались позировать, вместе с начавшим разлагаться трупом. Недолго думая, Караваджо выхватил кинжал, и силой принудил их подчиниться собственной воле.

Картины Караваджо

Ниже приводим наиболее известные картины Караваджо. Обратите внимание на их удивительный реализм, потрясающую игру света и тени, а также точность в передаче малейших эмоций. Такое впечатление, что герои сюжетов живут своей жизнью, и лишь на мгновение замерли.

«Шулеры» (1594)«Мальчик с корзиной фруктов»«Больной Вакх» (фрагмент) (1593)«Гадалка» (1594)«Корзина с фруктами» (1596)«Лютнист» (Эрмитаж)«Призвание апостола Матфея» (1600)«Мальчик, укушенный ящерицей»«Амур-победитель», (ок. 1603)Портрет папы Павла V кисти Караваджо. Тот самый папа, который объявил художника вне закона.

Если Вам нравится читать интересные факты обо всем, подписывайтесь на InteresnyeFakty.org. С нами Вы сможете не только расширить свой кругозор, но еще и всегда будете иметь отличное настроение.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: http://interesnyefakty.org/karavadzho/

Александр Махов. «Караваджо»

Глава десятая. Неаполь и мальтийская эпопея.

Неаполь поразил его, как и любого, кто впервые оказывается в этом удивительном городе, живописно раскинувшемся амфитеатром вокруг бухты, которую охраняет с юга верный страж — двугорбый Везувий.

По площади и числу жителей шумная столица Королевства обеих Сицилий в три раза превышала тогдашний папский Рим.

За год до появления Караваджо в Неаполе там побывал Сервантес, который отозвался о нём в романе «Дон Кихот» как о «самом богатом и самом развращённом городе в целом мире».

Испокон веков Неаполь был средоточием разительных контрастов и таковым остаётся поныне. Драматург Эдуардо Де Филиппо одну из своих пьес так и назвал «Неаполь — город миллионеров» — там роскошь дворцов уживается с ужасающей бедностью народных кварталов, утопающих в завалах зловонного мусора, с чем и сегодня приходится сталкиваться любому человеку, оказавшемуся в городе.

В бытность там Караваджо вице-королём Неаполя был дон Хуан Альфонсо Пиментель де Эррера, более известный в литературе под именем граф Бенавенте.

Он оставил о себе недобрую память как о неумелом, вороватом и жадном правителе, чья грабительская налоговая политика порождала частые взрывы народного возмущения, жестоко подавляемые военной силой.

В городе часто ощущалась нехватка продовольствия, особенно хлеба, хотя в порту шла бесперебойная загрузка отборным зерном судов, отплывающих в Испанию.

Несмотря на гнёт, бесправие и засилье испанской военщины, Неаполь не утратил своей характеристики самого жизнерадостного и певучего города на всём Апеннинском полуострове, чем он обязан прежде всего благодатному климату и щедрой природе.

Древние греки прекрасно знали, где основывать свои колонии. Закрепившиеся там первые поселенцы назвали свой город Новым городом, по-гречески Неаполь, что на итальянском превратилось в Наполи.

Солнце, ласковое море и цветущая круглый год богатая растительность — всё это способствовало появлению в тех благодатных краях весёлого и неунывающего племени плутоватых людей, не привыкших особенно себя утруждать, коль скоро земля и море щедро одаривали их своими богатствами. Не удивительно, что именно у неаполитанцев укоренилась склонность к dolcefar niente — сладостному ничегонеделанию.

Данных о пребывании Караваджо в Неаполе сохранилось немного, и места его обитания неизвестны. Памятуя об объявленной награде за его голову, он был осторожен и вёл уединённый образ жизни, избегая людных мест, а тем паче любых стычек с шумливыми соседями по дому. В роли связного с внешним миром выступал весельчак и проныра Чекко.

Художника часто подмывало плюнуть на все опасения и страхи и влиться в живой поток муравейника центральной улицы Толедо. Его так и подмывало посидеть в кабачке на набережной Санта-Лючия за стаканом вина и послушать игру бродячих музыкантов. Неаполитанцы славятся своей музыкальностью, а их дивные песни заставляют забыть всё плохое.

О неаполитанском затворничестве Караваджо красноречиво свидетельствуют только написанные им картины, по которым можно воочию убедиться, как со временем менялось настроение и страх покидал его, а состояние подавленности духа уступало место неукротимому желанию творить, поскольку только в искусстве он видел смысл своего существования на земле.

Согласно договорённости сразу по приезде он обратился за содействием к дону Марцио Колонна, одному из братьев маркизы Костанцы, который пользовался большим весом в Королевстве обеих Сицилий, где в течение четырёх лет занимал пост главы городского управления Неаполя и был награждён королём Филиппом III орденом Золотого руна.

Через него художник был введён в круг состоятельных меценатов. В начале октября Караваджо побывал на приёме в королевском дворце по случаю тридцатипятилетней годовщины победы в морском сражении при Лепанто, которая шумно отмечалась всем христианским миром.

В городе был произведён праздничный салют со стоящих на рейде в Неаполитанском заливе военных кораблей, а на набережной и площадях устроены народные гулянья с музыкой и фейерверком. На приёме он увидел некоторых героев памятного сражения и среди них старого адмирала Маркантонио Колонна и его зятя — контр-адмирала графа Антонио Карафа.

Получилось, что в Неаполе Караваджо оказался под покровительством и надёжной защитой этих двух породнившихся аристократических кланов, с которыми были вынуждены считаться испанские правители Королевства обеих Сицилий.

Первым его заказчиком оказался далматинец Никколо Радул ович, удачливый коммерсант и судовладелец из Бари, один из отпрысков по материнской линии семейства папы Григория XIII.

Сохранился документ, датированный 6 октября 1606 года, о снятии Радуловичем с банковского счёта двухсот золотых скудо для оплаты гонорара Караваджо за алтарный образ «с изображением Богоматери с Младенцем в окружении ликующих ангелов и стоящими внизу святыми Домиником, Франциском, Николаем и Витом»68.

Оказавшись на чужбине и живя в постоянном страхе быть узнанным, опальный мастер после получения аванса не стал медлить и играть в прятки с заказчиком, как это было с послом моденского герцога, и к середине ноября завершил работу над алтарным образом. Судить о нём невозможно, так как картина была утеряна.

Но мы знаем, что Караваджо был противником всякой условности — вряд ли он изобразил «ликующих ангелов», как того пожелал заказчик.

В доме своего покровителя дона Марцио Колонна Караваджо познакомился с местным живописцем Караччоло по прозвищу Баттистелло, который видел лучшие его работы в Риме и был о них самого высокого мнения. Считается, что под влиянием первой неаполитанской работы Караваджо Баттистелло написал одну из своих картин, украшающих поныне церковь Санта-Кьяра в городке Ноло близ Неаполя.

К началу зимы Караваджо уже имел ряд выгодных заказов, что значительно подняло его тонус, а тут ещё накануне рождественских праздников в Неаполе объявился его старый знакомый Делла Порта, прибывший на премьеру своей очередной комедии.

Он порассказал немало любопытного о последних событиях в Вечном городе, где отсутствие Караваджо оказалось на руку Бальоне и Помаранчо.

Их постоянная угодливость и заискивание перед властями были наконец вознаграждены, и оба удостоились почётного рыцарского звания кавалера, составив компанию Чезари д’Арпино, который после напугавших его до смерти ареста и отсидки в Тор ди Нона тяжело переживал опалу и пребывал в унынии, проводя большую часть времени в своём имении под Римом.

Источник: http://aria-art.ru/0/M/Mahov%20A.%20Karavadzho/10.html

Караваджо

Выдающийся итальянский художник Караваджо (1571-1610 гг.) известен не только тем, что стал основателем реализма в живописи. Дело в том, что на закате эпохи Возрождения возник стиль барокко, виднейшим представителем которого и был Микеланджело Меризи да Караваджо (не путать с Микеланджело Буонарроти).

Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год

Если вам нравятся интересные факты из жизни великих людей, тогда краткое описание жизни гениального мастера с его невероятными приключениями, однозначно принесет вам удовольствие.

Сразу нужно сказать, что картины Караваджо по-настоящему впечатляют даже тех, кто не силен в искусстве. Дело в том, что художник использовал технику «кьяроскуро», которая заключается в резком противопоставлении света и тени. Именно за счет этого приема маэстро особенным образом подчеркивал эмоции и переживания своих героев.

Интересен факт, что Караваджо, за свою недолгую жизнь (а прожил он всего 38 лет), не оставил ни одного рисунка или эскиза. Другими словами, он все свои, даже самые сложные идеи, реализовывал сразу же на холсте, без всяких предварительных этапов.

Юный Караваджо

Родившись в небольшом итальянском городке Караваджо, который расположен недалеко от Милана, Микеланджело Меризи в возрасте 13 лет идет в мастерскую Петерцано. Там он знакомится с искусством живописи, и уже к 20 годам своей жизни, молодой художник Караваджо подает большие надежды.

Однако его чрезвычайно резкий и вспыльчивый характер мешает ему строить карьеру. Постоянные скандалы, драки и тюремные заключения сопровождали его всю жизнь. Из Милана он вынужден был срочно уехать в Рим после того, как карточная игра закончилась скандалом и убийством.

Жизнь в Риме

Здесь весьма примечательно наблюдение итальянского священника Борромео, который, познакомившись с Караваджо, охарактеризовал его так:

«Человек неотесанный и грубый, вечно скитающийся по улицам и спящий где придется, он рисует бродяг, нищих и пьяниц, и кажется вполне счастливым человеком».

Читайте также:  Описание картины аполлинария васнецова «родина»

Первые работы Караваджо выполнены под заметным влиянием Леонардо да Винчи и Тициана. Интересен факт, что именно в Риме Микеланджело Меризи получает прозвище «Караваджо» по названию города, в котором он родился. С тех пор в искусстве он известен именно под ним.

После очередной драки, Караваджо снова попадает в тюрьму, где встречается с Джордано Бруно. В 1593 он несколько месяцев был на грани жизни и смерти, так как серьезно заболел римской лихорадкой (малярия). На стадии выздоровления он пишет свой первый автопортрет. Картина называется «Больной Вакх».

Более же всего славы ему принесли картины на библейские сюжеты. Непонятно, каким образом Караваджо умудрялся соединять их с разгульной жизнью и постоянными скандалами. Он без разбора бросался со шпагой на любого, кто плохо отзывался о его художественных произведениях.

Бегство из Рима

В 1606 году маэстро был объявлен папой Павлом V (его портрет есть внизу) вне закона. А это значило, что любой человек мог его не только убить, но еще и получить за это награду. Конечно, для такого серьезного решения у папы были основания.

Случилось так, что в ходе игры в мяч началась драка между двумя компаниями. В одной предводительствовал Караваджо, а в другой — Рануччо Томассони. В конечном счете, Рануччо Томассони был убит, а художника обвинили в преступлении.

Поддавшись в бега, он скрывается в имении Колонна, где пишет мрачные картины «Святой Франциск в раздумье» и «Ужин в Эммаусе».

После этого он переезжает в Неаполь, а через год — на Мальту. Но тут он снова оказывается замешанным в какой-то скандал, и вновь попадает в тюрьму. Его посадили в так называемый каменный мешок, но он каким-то образом умудрился оттуда бежать.

В 1608 г. Караваджо приплыл на Сицилию в город Сиракузы. Переезжая по сицилийским городам, он пишет свои знаменитые картины.

Смерть и помилование

В прошествии нескольких лет, кардинал Гонзага начинает вести переговоры с римским папой Павлом V о том, чтобы помиловать Караваджо. В надежде на положительное решение, художник планирует тайно перебраться поближе к Риму.

Однако отплыв от Неаполя, он пропадает, и о дальнейшей его судьбе ничего не известно. Есть только сведения, которым не все историки доверяют, что он, якобы, был задержан в крепости Пало, а затем пешком отправился в Порто-Эрколе.

Именно там 18 июля по неизвестным причинам мастер умер в возрасте 38 лет. А уже 31 июля обнародовали указ о помиловании Караваджо. Параллельно с ним было опубликовано и сообщение о смерти художника.

Интересные факты

Как мы уже говорили, Караваджо оказал колоссальное влияние на искусство вообще, и на творчество многих выдающихся художников в частности. Однако его буйный и невероятно вспыльчивый характер стал притчею в языцех.

Очевидцы рассказывают, что когда он писал картину «Воскрешение Лазаря», ему нужны были реальные образы. Будучи фанатом своего дела, он приказал принести в мастерскую недавно убитого человека, которого выкопали из могилы.

Два нанятых натурщика наотрез отказались позировать, вместе с начавшим разлагаться трупом. Недолго думая, Караваджо выхватил кинжал, и силой принудил их подчиниться собственной воле.

Картины Караваджо

Ниже приводим наиболее известные картины Караваджо. Обратите внимание на их удивительный реализм, потрясающую игру света и тени, а также точность в передаче малейших эмоций. Такое впечатление, что герои сюжетов живут своей жизнью, и лишь на мгновение замерли.

«Шулеры» (1594) «Мальчик с корзиной фруктов» «Больной Вакх» (фрагмент) (1593) «Гадалка» (1594) «Корзина с фруктами» (1596) «Лютнист» (Эрмитаж) «Призвание апостола Матфея» (1600) «Мальчик, укушенный ящерицей» «Амур-победитель», (ок. 1603) Портрет папы Павла V кисти Караваджо. Тот самый папа, который объявил

Скандалист и гений Караваджо

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://mirinteresno.mirtesen.ru/blog/43948031176

Ужин в Эммаусе. Иконографическое

Год назад я написал пост про то, как изображали сюжет «Не прикасайся ко Мне» художники разных стран и эпох. Сегодня — продолжение пасхальной истории, «Ужин в Эммаусе».

В византийском, вообще средневековом и даже раннеренессансном искусстве этот сюжет встречается крайне редко. Распространяется он в 16 веке, сначала в Италии, а затем и в других странах. Почему так произошло — не берусь судить.

Дорога в ЭммаусВообще, мой пост про ужин, про дорогу надо отдельное сообщение писать, но несколько картинок все-таки выложу.Дуччо, ок. 1308-1311
Лелио д'Орси, ок. 1560-1565. Замечательная картина, ИМХО.

Здесь ученики (Клеопа, и, как считается, Лука) больше похожи на разбойников.
Ларс Галлениус, ок. 1685. Это специально для С. Лозинского, он очень любит ранние финские примитивы.)

16 в.

Марко Марциале, 1506.
Он же, 1507Обратите внимание на столОчень интересный художник Марко Марциале. Надо бы его с Катеной объединить и написать.Винченцо Катена, ок. 1520Тициан, ок. 1535Якопо Бассано, 1630-еОн же, ок. 1538Он же, судя по стилю, 1570-80-е. Хозяин трактира разжирел и обзавелся помощникамиТинторетто, ок. 1542-1543Веронезе, ок. 1560. Помещаю две репродукции, одна больше, другая лучше по цвету. Как видим развитие иконографии идет в направлении многофигурности. Здесь 20 фигур (или даже 23, если Христа с учениками считать два раза, а может и 26)Это все венецианская школа, а вот флорентийская:Якопо Понтормо, 1525Адам Эльсхаймер, кон. 16-нач. 17 в. Отнес к 16 в., т.к. очень сильно еще маньеристское влияние

17 в.

Если в 16-м столетии иконография сюжета очень разнообразна, (как и стиль живописи, даже в пределах одной школы), то в следующем веке господствует Караваджо. Лишь не многим удается создать оригинальные композиции, но даже в них присутствуют следы влияния великого итальянца.

Работы самого Микеланджело Меризи на этот сюжет широко известны, но все равно помещу их:Караваджо, ок. 1601Он же, ок. 1606Неизвестный художник, ок 1614-1620Бартоломео Кавароцци (?), ок. 1620Бернардо Строцци, вт. четв. 17 в. У Строцци есть еще картина — почти зеркальное отображение этойГерман ван Волленховен, раб. 1611-1628.

Хендрик ван Тербрюгген, ок. 1621Неизвестный голландский караваджист 1 пол. 17 в.Диего Веласкес, ок. 1620.У юного Веласкеса есть еще вот такая работа, возможно парная к «Марфе и Марии»:Братья Ленен, 1645Рембрандт, 1628. Выбрал самую раннюю из нескольких работ Рембрандта на этот сюжетДирк ван Сантворт, 1633.

Это уже школа РембрандтаФилипп де Шампань (1602-1674)Он жеРейно Ливьо (1612-1699). Еще один незаслуженно забытый художник. Молодой человек за Христом очень похож на НаполеонаЯн Стен, 1668. Очень оригинальное решение сюжета.

Христос становится невидимым, растворяется в воздухеКак видим, во второй половине 17 века караваджизм теряет монополию, но его влияние на отдельных художников заметно и в следующем столетии.

18 век

Джованни Баттиста Пьяцетта, ок. 1720Франческо де Мура (1696-1784). На этого тоже следует внимание обратитьШарль Куапель, 1749 (Тут — венецианцы)Генри Фюссли, 1792. Ср. с картиной Понтормо

В заключение — работы двух художников конца 19-начала 20 в.

Леон-Огюстен Лермитт (1844-1925)
Гэри Мелчерз (1860-1932). Эта работа мне нравится больше. После середины 19 века нельзя относится к классической живописи слишком серьезно.

ИМХО — тот же карваджизм, но на другом уровне

Источник: https://tito0107.livejournal.com/486318.html

Картина «Ужин в Эммаусе»

Подробное описание картины, предпосылок, религиозной и политической ситуации на момент написания работы.

Несмотря на краткость карьеры Микеланджело да Караваджо, его творчество является поворотным моментом в мировой истории искусства. Созданный мастером стиль еще несколько столетий был популярен и востребован.

Ужин в Эммаусе

Сюжет

«Ужин в Эммаусе» — популярный сюжет в христианском искусстве. В его основе лежит эпизод, о котором говорится в Евангелии от Луки.

После распятия Христа двое из его апостолов пригласили незнакомца, которого только что встретили, разделить с ними ужин. Во время трапезы незнакомец благословил всех и преломил хлеб. В этот момент апостолы поняли, что их гость, на самом деле, — воскресший Иисус. Именно краткий миг этого озарения и изображает Караваджо.

Предпосылки

Для кого художник написал картину — неизвестно, можно лишь утверждать, что она была создана в Риме, в 1602 году, в разгар rонтрреформации.

Этот период характеризовался потребностью церкви передать свои идеи и послания непосредственно верующим, в том числе — с помощью тщательно подобранных работ на религиозную тематику.

Для следования этой  директиве мастера того времени должны были быть максимально реалистичными.

Таким образом, стиль Караваджо был будто специально предназначен для создания произведений искусства на библейские темы, что соответствовало поставленным клерикальной властью задачам.

Освещение

Передаче глубокого драматизма картины служит использование светотени. Как и во многих других работах Караваджо, здесь можно наблюдать преобладание темно-коричневых тонов, в условиях закрытого помещения используется яркий свет, опускающийся вертикально на изображенных людей, создавая тем самым сильный контраст с затемненными участками.

Шулеры

Перспектива и связь с реальностью

В отличие от многих картин того времени, которые базировались на линейной перспективе, Караваджо пытается стереть границы между картиной и зрителем, пространством картины — и реальным пространством.

Создается ощущение, будто автор не хочет, чтобы его персонажи существовали только в пределах холста.

Фигуры на полотне устремлены вперед, по направлению к зрителю, а изображенная за ними стена кажется отодвинутой на несколько метров .

Кажется, что протянутая рука апостола справа изнутри касается холста, на котором написана картина.

Локоть второго выглядит так, будто он и в самом деле преодолел грань между пространством картины и реальностью.

Корзина с фруктами, ненадежно стоящая на краю стола, создает ощущение, что её может опрокинуть малейший толчок. Включенности изображаемого в реальное пространство способствует отсутствие пола на картине.

Для подобных оптический иллюзий в произведениях Караваджо идеально подходила новая религиозная атмосфера в Риме. Так, святой Игнатий Лойола в своих духовных упражнениях призывал верующих при рассматривании христианских произведений задействовать все пять чувств, чтобы не только понять сюжет на полотне, но и попытаться физически представить себя в изображенной сцене.

Тем не менее, для многих реализм мастера зашел слишком далеко.

На картине «Святой Матфей», написанной в 1602 году для церкви Сан-Луиджи, святой изображен босым и сидящим со скрещенными ногами таким образом, что его правая нога кажется выступающей из пространства картины.

Работа была отклонена, так как священники сочли изображенную фигуру непристойной. Позже художнику пришлось создать вторую версию, где святой приседает на колено.

Вторая версия Святого Матфея

Критика

Подобно «Святому Матфею», картина «Ужин в Эммаусе» также подверглась критике. Многих смущал деревенских вид апостолов и Христа, который — вопреки канонам — был изображен безбородым.

«Отсутствие приличий» — наиболее распространенная критика в адрес Караваджо. Неприятие у современников вызывало стремление Караваджо показать апостолов в неприукрашенном виде — грязными, оборванными, неопрятными.

Замечания вызывали и изображенные на столе фрукты: виноград, инжир и гранат. Это осенние плоды, в то время как распятие и воскресение Христа произошло весной.

Но выбор именно этих фруктов можно объяснить, если принять во внимание их символическое значение. Гнилое яблоко — символ искушения и грехопадения, виноград символизирует жертву Христа.

Также узнаваемым символом тела Иисуса в христианской символике является хлеб.

Поздняя версия картины

Спустя пять лет Микеланджело создал вторую, менее амбициозную, версию картины.

Источник: https://artrue.ru/style/barocco/caravaggio/kartina-uzhin-v-emmause.html

Караваджо — реформатор и основоположник реализма в живописи: продолжение

Читайте первую часть материала: Караваджо – великий художник эпохи барокко

Читайте также:  Описание картины каспара давида фридриха «двое, созерцающие луну»

Итак, Караваджо постепенно становится первым режиссером в мире живописи. Кто до него создавал нечто подобное? Публика шокирована, рвет и мечет, а он даже и не старается смягчить удар.

Напротив, он провоцирует новые религиозные споры, изображая святых в современной одежде, используя в качестве моделей людей с сомнительной репутацией.

Он пишет откровенные сцены насилия, на его полотнах кровь и грязь… Да, кто он такой?

Сегодня мы скажем — он революционер и реформатор с кистью в безжалостной руке. Но тогда его работы вызывали одновременно восхищение и отторжение. Одни его хвалили, другие ругали. Он своим неуемным темпераментом, смелостью и бесшабашностью бросил вызов устоям. Произошла смена парадигм.

Караваджо в лучах славы

Караваджо теперь знаменит. Он переезжает в дом известного банкира и коллекционера Чириако Маттеи. Увлеченно работает несколько недель, потом на три месяца «уходит на дно». Посещает женщин, играет, бушует и дерется. Ситуация осложняется ссорой с Марио Миннитти, который уезжает на Сицилию и там женится.

И вот, происходит крутой поворот в жизни мастера. Он заключает контракт на первую публичную работу в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Мастер должен написать два полотна с историями святого Матфея для капеллы Контарелли. Первой появилась на свет картина “Призвание святого Матфея” (1600). Художник изображает мытаря Левия в окружении друзей.

Они сидят за столом в полутемной харчевне, куда входят Иисус и Апостол Петр.

Знаменитым жестом Господь призывает к себе Левия, а тот в недоумении спрашивает: “Меня ли, недостойного, призываешь ты, Господи?” Удивительно натуральный сценический эффект, мощная драматургия и применение нового способа подачи света на полотно — света Истины, которая проникает в самые низы жизни — производит чарующее впечатление.

Полотно “Мученичество Матфея” стало следующим.

Прибегнув к новаторскому способу драматургии, Караваджо изобразил всех персонажей так, что становится понятно, как сильно они чувствуют и понимают весь ужас происходящего.

Мы видим убийцу в центре полотна и распростертого на полу Святого, которому Ангел с облака протягивает пальмовую ветвь мученичества. На заднем плане мастер изобразил себя: он тоже, как и все на полотне, в смятении.

Теперь работы Караваджо увидел весь Рим! К нему пришла настоящая слава.

Полезно: полная экскурсия по работам и местам Караваджо в Риме

Третью картину для алтарного образа ”Святой Матфей и Ангел” (1602) ему поручили написать уже безо всякого сомнения. Святой Матфей — малограмотный и простой человек. Он занят написанием Евангелия.

Ангел ему рассказывает, как и что следует написать. Матфей внимательно внемлет божественной силе. Мастер использует прекрасный тромплей, а свет льется из вышестоящего окна и освещает божественную сцену.

Известно, что было написано два варианта картины. Первое полотно не понравилось заказчикам: уж очень туповатым был изображен на ней Святой Матфей. Второе полотно устроило всех, оно и ныне находится в центральном алтаре капеллы.

Художник создает иллюзорные полотна невероятной психологической глубины, наполненные поистине театральной игрой света и тени, множеством символов и новым реализмом в живописи. Значение гения Караваджо для последующего развития живописи бесценно!

Для церкви Санта-Мария дель Пополо Караваджо подписывает контракт на создание двух полотен в капелле Черази.

”Распятие Святого Петра” (1601). Первый вариант отклонен духовенством и ему на смену создается полотно, которое можно и ныне увидеть в этой церкви. Святой Петр распят на кресте головой вниз по его же собственной просьбе, дабы его смерть не уподоблялась Христовой.

Вторая работа мастера для церкви — “Обращение Савла” (1601). Савл шел ночью в Дамаск, как вдруг снизошел на него мощный луч света и он услышал голос с неба : ”Савл, Савл! За что ты гонишь меня?”

В 1602 году поступает новый важный заказ — написать полотно для церкви Санта-Мария дела-Скала ин-Трастевере. Караваджо создает “Успение Богородицы”. Картина отклонена. Образ Богоматери, по мнению заказчиков, слишком реалистичен. Тело ее изображено наискось, на переднем плане отечные ноги мертвой женщины, лица не видно. Моделью служит (внимание!) труп утонувшей в Тибре проститутки…

Позже полотно купил всем известный герцог Мантуи Винченцо Гонзага, по совету Рубенса.

Теперь Микеланджело Меризи из Караваджо знают все. Он известен, у него водятся деньги. Он снимает собственное жилье, у него появляются ученики, которые потом станут продолжателями его манеры письма — караваджистами.

Караваджо занимается драматургией, экспериментирует и создает свою знаменитую темную комнату. Известно, что мастер никогда не пользовался подготовительным рисунком. Он наносил лишь контур обратной стороной кисти и на темном фоне возникали светлые, пронизанные страстями, болью и гневом образы.

Караваджо создает много работ на религиозные темы.

Среди них “Иоанн Креститель” (1600), “Ужин в Эммаусе” (1602), ”Неверие апостола Фомы” (1602), “Иоанн Креститель” (1602, Капитолийские музеи), “Иоанн Креститель” (1602, Галерея Дориа-Памфили), “Взятие Христа под стражу” (1602), “Жертвоприношение Исаака” (1602), “Святое семейство с Иоанном Крестителем” (1603), “Коронование терновым венцом” (1603), “Иоанн Креститель” (1604, Канзас), “Иоанн Креститель” (1604, Рим), “Призвание святых Петра и Андрея” (1604), “Ииссус на Масличной Горе” (1605), “Се Человек” (1605), “Св. Иероним в размышлении” (1605), “Пишущий св. Иероним” (1605), Галерея Боргезе.

Картину  “Положение во гроб “ (1603), которую художник создал для церкви Кьеза Нуова, духовенство тоже отклонило. В образе Никодима, как предполагают исследователи, изображен Микеланджело Буонаротти. Сегодня полотно находится в музеях Ватикана.

Однако буйный нрав, беспорядочные связи, драки и разгул не исчезли из жизни Караваджо. Правда, появилась у него женщина простого сословия (и древней профессии) по имени Магдалена или Лена. Она останется в веках прекрасной девой Марией, созданной великим живописцем.

”Мадонна ди Лорето” была написана мастером в 1604 году для церкви Сант'Агостино и вызвала бурю негодования. На полотне изображена Богоматерь, которая вышла из своего дома, чтобы приветствовать паломников. Те в благоговении упали пред ней на колени …

Простые люди, живущие рядом с художником —  его модели в картине, а в образе пречистой девы Марии изображена любимая женщина художника — куртизанка, что стало причиной негодования светской публики.

1605 год. Следующий заказ — для церкви Святой Анны в Ватикане. Друзья предупреждают художника смягчить напор, не изображать проститутку, но он стоит на своем.

Его Лена — из простого народа, как и дева Мария, а ее ребенок чист и безгрешен. Полотно “Мадонна со змеей” (1605) висело в церкви всего два дня. Ее наряд и слишком открытая грудь оскорбили всех. Разразился скандал.

Полотно сняли и оно, странным образом, оказалось в коллекции Сципиона Боргезе.

Картины Караваджо вызывали потрясение своим натурализмом, реализмом и правдой жизни. Его любили и ненавидели, но никогда не сбрасывали со счетов.

Караваджо — просто человек: трагедия и закат

Говорят, характер человека — его судьба.

Разгульная и беспорядочная жизнь совсем расстроила нервную систему мастера. Все чаще возникают проблемы с полицией, все чаще он вовлечен в скандалы и драки. Его арестовывают, но вскоре отпускают под залог, данный его покровителями.

Он обвиняется в оскорблении и нанесении телесных повреждений человеку, отозвавшемуся плохо о его работе.

Он обвиняется за нанесение оскорбления в виде обидных стишков в адрес живописца Бальони (именно Бальони впоследствии станет первым биографом Караваджо, и кто знает, сколько в этом жизнеописании правды и лжи?).

Наконец, пришла беда. Во время празднования годовщины восхождения на престол папы римского Павла V, в веселой компании друзей Караваджо играет на улице в игру пала-корда (что-то вроде тенниса).

Между играющими вдруг возникает ссора, в процессе стычки Караваджо выхватывает шпагу и в запале убивает Рануччо Томасони. Художнику грозит смертная казнь, он объявлен вне закона и любой может теперь его убить за вознаграждение.

Караваджо в изгнании

Караваджо бежит из Рима  и скрывается в загородных владениях семьи Колонна. Омраченный случившимся и чувствуя себя изгнанником, он работает в новом, мрачном фоновом ключе. Мастер пишет полотна Святой Франциск в раздумье (1606), Ужин в Эммаусе (1606). Эти работы визуально очень сильно отличаются от прежних.

Полицейские ищейки напали на его след и он вынужден бежать в другое государство, в Неаполь — там его уж точно не достанут.

В Неаполе Караваджо ищет утешение в живописи, много работает и создает около десяти полотен, из которых сохранились лишь некоторые: Экстаз Магдалины (1606), Распятие апостола Андрея (1607), Давид с головой Голиафа (1607), Мадонна Розария (Мадонна с чётками) (1607), Коронование терновым венцом (1607), Бичевание Христа (1607), Христос у колонны (1607), Саломея с головой Иоанна Крестителя (1607), а также гигантскую алтарную картину Семь дел Милосердия для церкви Пио Монте дела Мизерикордия.

В Неаполе тоже было неспокойно и в июне 1607 года художник решает отплыть на Мальту, в Ла Валетту. Представленный Великому Магистру Мальтийского ордена Алофу де Виньякуру, Караваджо получает новый заказ.

Он пишет для Кафедрального собора Ла Валетты полотно, посвященное казни Святого Иоанна, покровителя ордена. Работа Усекновение головы Иоанна Крестителя подписана Караваджо кровью Святого.

Она несет могучий психологический заряд и волнует сердца.

Также ему оказана честь написать портрет самого Великого Магистра Алофа де Виньякура.

Через год после прибытия на Мальту Караваджо становится рыцарем Мальтийского ордена. Правда, без права ношения креста, ведь он не принадлежит к дворянскому роду.

Однако травмы, перенесенные мастером в изгнании, все больше давали о себе знать. На Мальте Караваджо попадает в тюрьму, его бросают в каменный мешок и смерть кружит над ним, но друзья помогают ему бежать. Он спасается в Сиракузе у своего давнего друга Марио Миннитти.

Беспокойство и страх гонят его от дома к дому. Он переезжает в город Мессину, там создает полотна “Воскрешение Лазаря” и “Поклонение пастухов” (1609). Мрачный, непроглядный фон картин явно дает понять о душевном состоянии их автора.

Следующим городом стал Палермо, потом опять Неаполь. Скитальцу нет места на этой земле и ничего не мило его сердцу, кроме вожделенного Рима. Он пишет прошение о помиловании и ждет.

В Неаполе он создает трагичные полотна: “Саломея с головой Иоанна Крестителя”, (1609), “Отречение св. Петра”, (1610), “Иоанн Креститель” (1610).

Одной из последних работ живописца считается “Давид с головой Голиафа” (1610), Рим, Галерея Боргезе. Oн возил ее с собой в изгнании. На ней Караваджо изобразил себя в том плачевном состоянии, в котором находился последние месяцы. На него напали, его избили, раны его не заживали, он был болен, но последняя искра надежды и жизни все еще тлела под пеплом боли и отчаяния.

Узнав о том, что с папой римским ведутся переговоры о его помиловании, Караваджо нанимает рыбацкую шхуну и отправляется в сторону Рима.

Последние дни и минуты его жизни навсегда останутся тайной. Считается, что звезда его погасла 18 июля 1910 года на прибрежном песке в тосканском городке Порто Эрколе, о чем свидетельствует установленная там мемориальная доска.

 А помилование ему было дано, только он об этом так и не узнал…

Читайте первую часть материала: Караваджо – великий художник эпохи барокко

Источник: http://www.rivitalia.com/content/karavadzho-reformator-i-osnovopolozhnik-re

Ссылка на основную публикацию