Митрофан Греков
Трубачи Первой конной. Митрофан Греков
Его называют основоположником советской батальной живописи, и не только потому, что по картинам Митрофана Грекова можно проследить историю гражданской войны и увидеть характерные черты революционной армии.
В 1911 году, после окончания художественной академии, Митрофан Борисович Греков был призван на военную службу, а через год после отбытия воинской повинности оказался в действующей армии на германском фронте.
В рисунках и акварелях художника того времени запечатлен нелегкий окопный и походный быт русских солдат. В это же время М.
Греков написал и несколько картин, но местонахождение одних пока еще не выяснено, другие же просто не дошли до нас.
Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года
Атака лейб-гвардии кирасирского Его Величества полка в 1913 году
Весной 1917 года после тяжелого ранения М Греков вернулся с фронта, жил в Новочеркасске и оказался в самом центре гражданской войны на юге России. Материальное положение художника было очень тяжелым, он вынужден был охотиться на галок и ворон, которые долгое время были единственной пищей — его и его жены.
С супругой
И все равно М. Греков продолжал писать картины.
Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск
На рассвете 7 января 1920 года Красная Армия вступила в Новочеркасск, М. Греков не спал всю эту тревожную ночь.
Стоя перед окнами своей мастерской и вглядываясь в морозный рассвет, он увидел то, о чем потом рассказал в своей картине «Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск». М.
Греков вышел навстречу бойцам на Колодезную улицу, чтобы уже на всю жизнь слиться с этой армией и стать ее летописцем.
«Чертов мост»
В начале января 1923 года М.Б. Греков был представлен К.Е. Ворошилову, которому сказал, что своей творческой целью ставит создание живописной истории гражданской войны на юге России, на Дону и в Поволжье. К. Ворошилов на это ответил: «Гражданская война — явление грандиозное.
В совокупности эту тему не охватить и за целую человеческую жизнь», — и предложил художнику ограничиться каким-либо одним периодом в истории гражданской войны, а еще лучше изображением боевого пути одного крупного воинского соединения.
Так Митрофан Греков стал летописцем Первой Конной армии.
Вступление Красной армии в Шаболовку
Ночная разведка
Удар Первой конной под Воронежем
У художника к этому времени было уже три больших картины — «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», «Артиллерия на волах» и портрет Левандовского — помощника командующего войсками Северо-Кавказского военного округа.
В середине марта 1923 года все три полотна экспонировались на IV выставки АХРР (Ассоциация Художников Революционной России) в Москве, в Центральном доме Красной Армии. После закрытия выставки картины М.
Грекова поступили в числе лучших батальных полотен во вновь организованный Музей Красной Армии.
Такой успех окрылил М. Грекова, и с огромным творческим и душевным подъемом он приступил к работе над живописной эпопей об истории Первой Конной.
Книги об этой армии тогда еще не были написаны, статьи о ней можно было пересчитать по пальцам, поэтому художнику приходилось восстанавливать славный боевой путь героической армии по устным рассказам ее бойцов и командиров. Несколько раз он встречался и с самим С.М. Буденным.
Атака Первой конной
Первая конная. Красное знамя в Сальских степях.
Отряд Буденного в пешем строю поражает врага
Цикл работ о Первой Конной открыла картина «Красногвардейский отряд в 1918 году», изображающая уход из станицы казаков-партизан.
Потом были написаны еще две картины — «Отряд Буденного в 1918 году» и «Красное знамя в Сальских степях», а также несколько портретов героев Первой Конной — Пархоменко, Литунова и Коробкова, погибших в жестоких схватках с врагом. Осенью 1924 года М.
Греков написал свою знаменитую «Тачанку», которой сам дал название «Пулеметам продвинуться вперед!», а также картину «Бой за Ростов под Большими Садами».
Тачанка
Свою судьбу с Красной Армией художник связал сознательно, никогда об этом не жалел, сроднившись с жизнью и бытом советских вооруженных сил, хотя временами ему приходилось очень трудно.
Взятие Ростова
К 15-й годовщине рождения Первой Конной была приурочена персональная выставка М. Грекова, открывшаяся в Москве на Кузнецком мосту. В это время художник был занят созданием больших диорам и очень сокрушался, что мало написал для выставки нового — только две картины («У штаба» и «Тачанка. Выезд на позиции») и фрагмент диорамы «Оборона Царицына».
Тачанка. Выезд на позиции
Оброна Царицина (Фрагмент диорамы)
Но желание увидеть свои картины на персональной выставке заставило его работать, как одержимого. Зимой 1933—1934 годов он, написав одну картину, тут же начинал другую. Так были созданы полотна «Бой у Карпово-Обрывской слободы», «Пленный», «Сталин и Ворошилов в окопах под Царицыном», «На пути к Царицыну» и другие. А завершать экспозицию персональной выставки должны были «Трубачи».
Пленный
«На пути к Царицыну»
Отряд Буденного в 1918 году
В отряд Буденного
Товарищи Сталин, Ворошилов и Щаденко в окпах под Царициным
Разоружение деникинцев
Работа над этой картиной началась еще несколько лет назад. Летом 1927 года во дворе Высших кавалерийских курсов в Новочеркасске М. Греков писал с натуры коней к своим картинам.
И ему волей-неволей часами приходилось слушать нестройные марши, которые разучивали курсанты-трубачи. «Вы меня сегодня окончательно оглушили», — покачивая головой, говаривал художник.
— «А почему вы нас не хотите изобразить, Митрофан Борисович? — отвечали они. — Мы бы вам хорошо позировали».
Художник в ответ только посмеивался, хотя тема «Трубачей» его уже давно интересовала. Правда, все что-то мешало, да и другие сюжеты отвлекали от нее. Но живописность этой группы, синь неба и золото труб его будоражили.
Ведь как горит, как вспыхивает солнце на меди начищенных до блеска труб! Но нет, не до них сейчас, в работе находились суровые батальные полотна о революции и гражданской войне. А несносные военные трубачи словно нарочно дразнили художника, взгромоздясь со своими трубами на коней. И не выдержал М.
Греков: прямо на солнце стал писать этих музыкантов — потных, загорелых, со сверкающими трубами и улыбками во весь рот… А уж с какой готовностью они позировали! Не оказывалось свободной лошади — усаживались верхом на табурет. Как заставит художник…
Митрофан Борисович, с азартом начав насыщенную солнцем картину, вдруг как-то охладел к ней, да так и не закончил полотно. Как-то вдруг ему стало не до веселых музыкантов, и дело тогда не пошло.
Спустя три года он опять вернулся к «Трубачам» — и опять неудача. Так в его московской мастерской и стояла у стены новая картина на эту тему, нисколько не радуя художника. В мучительных поисках художественного решения сюжета «Трубачей» пролетела зима, а весной 1934 года М. Греков тяжело заболел и поехал в Евпаторию — навестить семью брата и подлечиться.
Погода стояла мягкая, под голубым небом сверкало голубое море, зеленела весенняя степь — вся такая светлая, словно озаренная радостными отсветами моря и неба.
Свежий воздух крымских степей и морской климат благотворно подействовали на здоровье художника, и он целый месяц писал натурные солнечные пейзажи. Здесь М. Греков и «нашел» своих «Трубачей».
Родственники сначала подумали, что он отыскал живых музыкантов, которые согласились ему позировать, но на деле оказалось все иначе.
Племянница художника, Татьяна Грекова, вспоминала потом, как она упросила дядю взять ее с собой на этюды. И куда же они отправились? В степь, к станции, где стояли извозчики.
Оказывается, художнику нужен был белый конь, хотя у него было уже много этюдов коней — и чалых, и вороных, и белых. Но М. Грекову нужен был белый конь именно под крымским небом. Нашли такого… В другой раз М. Грекову понадобился красный флаг.
И когда ему принесли его, он, обрадованный, весело сощурился на солнце и опять отправился в степь, на этот раз окруженный мальчишками.
«Только в Крыму я понял, как надо написать «Трубачей», — говорил художник позднее, уже вернувшись в Москву. — Для «Трубачей» мне не хватало евпаторийского колорита, этого яркого неба и знойного песка. Господи, и чего я раньше не поехал туда, давным-давно завершил бы картину, да и не одну».
В Москве М. Греков заново переделал «Трубачей Первой Конной». Именно крымская весна со своей радостной гаммой тонов «нашептала» М. Грекову новый замысел картины.
Теперь «трубачами» были не просто курсанты-музыканты, теперь они стали вестниками революционной победы, и это надо было отразить во всем: и в звучном и радостном колорите полотна, и в завершенности композиции, и во всей психологической атмосфере картины.
Что же изобразил художник на своей картине? Навстречу зрителю по степной дороге среди широких просторов, раскинувшихся под знойным небом, движется колонна Красной конницы.
Над головами конармейцев распахнулось ослепительно синее небо, под копытами лошадей пылится степная дорога, жаркий ветер развевает знамя, которое несет во главе колонны знаменосец, неистово гремит медь труб.
И хоть утомлены походом, но трубачи дружно дуют в пылающие на солнце трубы свой победный марш.
Вот молодой трубач, играющий особенно самозабвенно, весь без остатка отдается ритму музыки. Более степенным и деловитым предстает перед зрителем трубач в синей косоворотке. Удаль и задор читаются в загорелом, обветренном лице молодого командира. М. Греков и строит композицию картины так, что зрительское внимание сразу и надолго приковывается именно к этим фигурам.
Любо-дорого глядеть и на красивых гарцующих коней, радуют глаз переливы сверкающей на солнце меди духовых инструментов, волнует сердце реющее на свежем весеннем ветру армейское знамя с золотыми кистями.
Впереди на белых конях музыканты — три трубача и два горниста, а сбоку на горячем темногнедом коне гарцует командир…
Перед нами не просто групповой портрет музыкантов-буденновцев, а яркий образ победоносной Красной Армии.
Картина «Трубачи Первой Конной» воспринимается как праздник, хотя бойцы на ней одеты совсем не парадно, кто во что горазд: в потные, видавшие виды гимнастерки или рубахи, в казачьи шаровары или городские брюки, в краснозвездные фуражки или поношенные папахи, а кто и простоволосый… Однако все всадники держатся в седлах стройно, белые лошади музыкантов подобраны в масть, и их величавая поступь придает особенную торжественность всему этому походному движению
Ах, какие у них кони! Сколько их переписал М. Греков на своем веку и никогда нигде не повторился. Как-то впоследствии в беседе с военными художниками-грековцами К.Е. Ворошилов сказал, что он знал только двух настоящих конников — Семена Буденного, лучше которого никто не знает и не любит коня, и Митрофана Грекова, вернее которого никто не изображал лошадей.
Боевой конь — верный друг и соратник бойца — участвует во многих картинах прославленного советского художника-баталиста. Всюду они вместе с людьми несут тяжкое бремя войны и очень восприимчивы к настроению своих всадников.
Смиренные и послушные идут с красным партизаном в картине «В отряд к Буденному», смелые и порывистые в «Тачанке», лихие в «Кавалерийской атаке», настороженные в «Ночной разведке»… А в «Трубачах» кони величаво шагают в строю, прислушиваясь к звукам оркестра и чуя под собой каждое намерение всадника.
И сколько девушек заглядывалось на сидящих на быстрых конях, коричневых от загара всадников, сколько женщин молилось за них, сколько стариков сурово провожало их в бой!
Как далека была эта картина от того скромного этюда, который был сделан много лет назад, хотя все было написано по мотивам первоначального варианта. Овеянная революционной романтикой картина в своем окончательном варианте отразила личные воспоминания М. Грекова о гражданской войне и в то же время тщательно переплавила их в душе художника.
«Трубачи» построены на полнозвучных, радостных, сильных цветовых тонах. Не только ритмическая группа всадников, но и все остальное на картине блестит и сверкает на солнце, в пыли жаркого степного полдня. М.
Греков ведет свое эпическое повествование на языке живописи и доводит здесь до совершенства свой неизменный прием «дымки», окутывающей и фигуры бойцов, и степную даль, и голубое небо, и разогретую дорожную пыль на белых конских телах, на их сбруе и на музыкальных инструментах. М.
Греков отмечает и яркие блики, оживляющие сплошную густую тень под ногами коней.
Это произведение стало важной вехой в творчестве Митрофана Грекова, а некоторые исследователи считают полотно его вершиной.
Картина с ее яркой цветовой гаммой, красным знаменем, сверкающей медью труб, ослепительно голубым небом и белыми конями сама звучит, как музыка, становясь маршем победы.
Она вошла во все иллюстрированные издания того времени, разошлась миллионными тиражами в репродукциях и открытках. Наверное, еще и потому, что художник писал лишь о том, что глубоко прочувствовал, во что свято верил и что безраздельно и горячо любил.
http://www.myaquarelle.com/velikie-kartini/trubachi-pervoy-konnoy-mitrofan-grekov.html
Ученики и Дело
Студия военных художников была создана 29 ноября 1934 года по идее выдающегося мастера русской советской живописи Митрофана Грекова, и в память о художнике названа его именем.
Студия военных художников имени М.Б. Грекова сегодня — это уникальный творческий коллектив, не имеющий аналогов в мире, где под одной крышей работают тридцать мастеров живописи, графики и скульптуры. Все они — яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела, их объединяет идея служения своим искусством Отечеству.
Эстафета традиций русского реалистического искусства связывает сегодняшних грековцев с лучшими представителями русского реализма – такими как Репин, Верещагин, Суриков, Рубо; и такими художниками как Греков, которые протягивают эту нить в искусство советского периода.
Лучшие произведения грековцев экспонируются в известных музеях и государственных учреждения страны, офицерских собраниях, солдатских клубах, также на зарубежных выставках. Студия является структурным художественным подразделением Вооруженных Сил Российской Федерации.
Выставка художников студии им. М.Грекова
Сын полка
Художник Митрофан Греков
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43929516750/next
Художник Митрофан Греков – летописец гражданской войны | Русские художники
Опубликовано 15.01.2016 23:06 Автор: Владимир Кулишов
Оказавшись в годы революции в центре развернувшейся гражданской войны на Юге России, Митрофан Борисович Греков (1882-1934) создал целый ряд батальных картин. В них с большой художественной силой отразил важнейшие события и эпизоды, сам дух противоречивой эпохи.
Нежно любимая им Донская земля, где он родился и рос, степной раздольный пейзаж стали в его произведениях тем фоном, на котором стремительно развивается сюжетное действие.
Его знаменитая «Тачанка» (1925), «Отверженные» (1922), «В отряд к Буденному» (1923), «Ночная разведка» (1924), «Кавалерийская атака» (1927), «Бой под Егорлыкской» (1928), «Трубачи Первой Конной» (1934), «На Кубань» (1934) и другие картины давно уже стали классикой советской живописи.
Произведения Грекова хранятся в крупнейших музеях нашей страны, в том числе в Государственной Третьяковской галерее. После смерти баталиста его именем были названы студия военных художников в Москве, Одесское и Ростовское художественные училища. В Новочеркасске, где с конца 1917 по 1929 год жил и работал художник, в 1957 году был открыт мемориальный Дом-музей М. Б. Грекова.
О художнике издано несколько капитальных монографий, написаны многочисленные статьи. Содержащаяся в них однобокая оценка творческого наследия мастера исключает всякую возможность объективного анализа его художественных произведений.
Везде содержится характеристика баталиста как «певца Первой Конной армии». Мы не найдем в этих публикациях даже упоминания о том, что Греков происходил из старинного казачьего дворянского рода, не узнаем, что его родной брат Александр воевал в рядах Добровольческой армии, а потом эмигрировал за границу.
И только в наши дни его наследники из далекой Канады смогли приехать в Россию и побывать на своей исторической родине. Мы не прочитаем также, что в белогвардейском Новочеркасске Грековым были написаны картины на тему белого движения «Смерть Л. Г.
Корнилова» и «Бредут», последняя из которых летом 1919 года демонстрировалась в столице кубанского казачества городе Екатеринодаре (Краснодаре) в здании Дворянского собрания. В советское время не могло быть и речи о написан ном художником портрете выборного атамана Войска Донского генерала А. М.
Каледина, а также об инициативе Грекова по созданию «Музея гражданской войны 1918 года» в «гнезде контрреволюции», в Новочекасске.
Митрофан Греков. Тачанка. 1925 год. Холст. Масло. 83 x 114. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Достаточно внимательно проанализировать ранние картины Митрофана Грекова — «Корниловцы на привале» (1919), «Красноармейцы врываются в станицу, занятую деникинцами» (1919), «Отступают» (1919) или «Вступление полка им. Володарского в Новочеркасск» (1920), чтобы усомниться в надуманных рассуждениях, идеологических натяжках по поводу их содержания.
Будто бы в них художником отчетливо выражена идея «военного и морального разгрома белой армии», «враждебной народу». Что касается бедноты, «Греков был «своим», ему доверяли», а «офицеры-дворяне оскорбительно напоминали живописцу о своем происхождении». За такими идеологическими пассажами скрыты истинные и далеко не простые факты творческой биографии художника.
Небольшую по размерам картину «Отступают» вообще можно принять за своеобразную иллюстрацию к «Тихому Дону» М. А. Шолохова, не зная, что роман тогда еще не был написан и художник о нем ничего не слышал.
Изображенный на первом плане картины раненый молодой офицер, погруженный в свои невеселые думы, напоминает Григория Мелехова, а сидящий на следующей за ним подводе седобородый старик — Пантелея Прокофьевича, его отца. Удивительно точны психологические типы белого офицера, обуреваемого сомнениями, и старого, домовитого казака, озлобленного и непримиримого.
Нельзя не поразиться такому совпадению, художественной зоркости баталиста, выхватившего из самой глубины жизни этот сюжет, послуживший для великого писателя развернутой темой романа-эпопеи.
Митрофан Греков. В отряд к Буденному. 1923. Фанера, масло. 37 x 52. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В «Автобиографии» Греков называет себя «сторонником революции», но, будучи очевидцем карательных экспедиций красногвардейских отрядов, «пришельцев», по его собственному выражению, по казачьим хуторам и станицам, вряд ли мог так безоговорочно стать на классовые позиции большевиков, как это утверждают его биографы. Он был не политиком, а действительно большим художником, поставившим перед собой цель: запечатлеть в живописи происходившее на его глазах, при этом не погрешив против правды. И эту творческую миссию он выполнил, отразив в своих батальных произведениях яростную борьбу противостоящих сил — белых и красных. Трагическое поражение Добровольческой армии и ликующую победу Красной армии. Поэтому грековское творчество гораздо сложнее, значительнее и масштабнее, нежели представлялось до сих пор. Грекова по праву следует назвать летописцем гражданской войны, и это более точное определение того, что ему удалось совершить.
Горячо любя свою родину, Греков отказался от предложения эмигрировать вместе с белой армией. Он сделал свой выбор и должен был принять новую власть. К счастью, художника нашел и поддержал его предложение написать цикл картин на тему «Гражданская война» К. Е. Ворошилов, тогда командующий Северо-Кавказским военным округом.
Это спасло художника от подозрений и преследований, дало возможность продолжить творческую работу. В трудные годы разрухи и голода Ворошилов помогал Грекову художественными материалами и продовольствием. Без этого, наверное, баталист не создал бы такого количества первоклассных произведений.
Во всяком случае, они бы не дошли до широкого зрителя.
Митрофан Греков. Трубачи Первой конной. 1934. Холст. Масло. 127 x 157.
Обстановка на культурном фронте была далеко не идеальна. Ученик К. К. Костанди, И. Е. Репина и Ф.А. Рубо, Греков боролся за утверждение реализма в советской живописи. Да, он был искренним и убежденным сторонником метода социалистического реализма, опирающегося в период становления на демократические завоевания передвижников. Это потом метод превратился в идеологический пресс.
Засевшие же на руководящих постах в культуре пролеткультовцы, отрицавшие школу, мастерство, знания, насаждали формалистическое искусство и чинили всяческие препоны художникам-реалистам. He пропускались на крупные московские выставки и работы Грекова, считавшиеся в чиновничьей среде «устаревшими» и «маловыразительными».
И только личное вмешательство Ворошилова и других командиров Красной армии, заинтересованных в творческой судьбе художника, помогли ему преодолеть эти препятствия. Все это помешало Грекову осуществить широко разработанный и продуманный им план развития в стране монументального искусства панорамной живописи.
При жизни художник смог реализовать только одну диораму — «Взятие Ростова» (1929), которая погибла в годы Великой Отечественной войны.
Попытки некоторых современных исследователей причислить Грекова к стану художников, мифологизирующих изображаемые события и способствующих утверждению тоталитаризма, не имеют под собой никаких оснований.
Он не писал огромных помпезных полотен, прославляющих советских руководителей, иллюстрирующих коммунистические идеи. Если художник иногда изображал в своих батальных картинах военачальников Красной армии, то это непременно было обусловлено правдивостью избранного им сюжета.
Греков, как и многие великие мастера прошлого, сохранял творческую независимость.
Митрофан Греков. Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года. 1914. Холст. Масло. 106х200.
Мемориальный Дом-музей Грекова, являющийся филиалом Музея истории донского казачества, был создан благодаря стараниям жены художника — Антонины Леонидовны.
Она передала в Новочеркасский музей и в Ростовский областной музей краеведения картины, в основном раннего периода, большое количество этюдов (свыше 800), личные вещи баталиста. В организации музея также приняли участие племянницы художника — Татьяна и Елена Терентьевна Грековы, последняя стала его первой заведующей.
Типичный казачий курень на тихой окраине Новочеркасска, усадьба с постройками и садом сохранились такими, какими были при жизни Грекова. Скромная обстановка уютных комнат, просторная мастерская с его произведениями на стенах.
Инженерная доска, широкое окно на бескрайние донские дали — все это вызывает ощущение присутствия художника. Прямо из этого окна он писал этюды, которые здесь же экспонируются. Реализм своего творческого метода баталист постоянно подкреплял работой с натуры.
Частыми гостями Дома-музея бывают московские художники из Военной студии, которая носит имя Митрофана Борисовича Грекова. В фондах музея собрана коллекция произведений художников-грековцев, в том числе и работы Народного художника СССР Н.В. Овечкина (1929-1993). Жизнь и творчество Овечкина тесно связаны с Новочеркасском.
Он не только продолжил традиции своего учителя, но и осуществил его заветную мечту по продвижению панорамного искусства. Николай Васильевич — автор многих диорам в России, в Белоруссии, в Украине, самой большой панорамы в Европе — «Плевенской эпопеи» (1977) в Болгарии.
Творчество Грекова востребовано зрителем и по-прежнему служит вдохновляющим примером для художников.
Митрофан Греков. Тачанка (Выезд на позиции). 1933. Холст, масло. 150 x 300. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И как бы сегодня ни относились к периоду гражданской войны в истории России, ее причинам и роли в дальнейшей судьбе страны, произведения Митрофана Борисовича Грекова и для последующих поколений останутся школой мастерства, волнующими художественными документами суровой эпохи великих классовых битв.
Источник: http://artageless.com/artist-mitrofan-grekov-chronicler-civil-war
Греков Митрофан Борисович
Греков Митрофан Борисович — настоящее имя — Мартыщенко Митрофан Павлович (1882-1934). Мастер батальной живописи, М. Б. Греков сыграл заметную роль в развитии отечественного искусства. Будучи приверженцем реалистических традиций русской живописной школы XIX в., он был пропагандистом зарождающегося официального стиля эпохи — социалистического реализма.
Детство и юность будущего художника прошли на Дону в хуторе Шарпаевка, Ростовская губернии. Поначалу рисованием он занимается самостоятельно, а в 1898 г. поступает в Одесское художественное училище и учится у К. К. Костанди. После его окончания в 1903 г.
, Греков успешно сдает экзамены в Петербургскую Академию Художеств, где в 1905-07 гг. учится в живописной мастерской И. Е. Репина, а после ухода последнего из Академии переходит в батальную мастерскую А. Ф. Рубо.
Во время учебы он участвует в работе над знаменитыми панорамами своего педагога — «Оборона Севастополя» (1907) и «Бородинская битва» (1911).
В 1911 г. Греков выполняет конкурсную работу «Волы в плугу», за которую удостаивается звания художника. С 1912 г. он отбывает воинскую повинность, а с начала Первой мировой войны оказывается на германском фронте.
В 1917 г. Греков демобилизуется по причине тяжелой болезни. Какое-то время он работает учителем в Новочеркасске, где создает свою первую живописную серию, посвященную разгрому белогвардейцев, — «Бредут», «Корниловцы» (обе 1919), «Отверженные. Отступление корниловцев» (1922).
Вместе с композицией «Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск» (1920), эти полотна положили начало советской батальной живописи, лейтмотивом их стало не отражение военных действий как таковых, а те новые, романтичные, на взгляд художника, идеи, за которые боролась Красная Армия.
Героем этих картин выступает не личность, а революционная стихия, «материализующаяся» в массе красноармейцев, вооруженного народа, вершащего свою историю.
Отсутствие холодной рассудочности и живописной театральности, а также антимилитаристская направленность раннего творчества Грекова, глубокая правдивость в изображении суровых военных будней делает его преемником демократических традиций искусства В. В. Верещагина.
В начале января 1923 года М.Б. Греков был представлен К.Е. Ворошилову, которому сказал, что своей творческой целью ставит создание живописной истории гражданской войны на юге России, на Дону и в Поволжье. К. Ворошилов на это ответил: «Гражданская война — явление грандиозное.
В совокупности эту тему не охватить и за целую человеческую жизнь», — и предложил художнику ограничиться каким-либо одним периодом в истории гражданской войны, а еще лучше изображением боевого пути одного крупного воинского соединения.
Так Митрофан Греков стал летописцем Первой Конной армии.
У художника к этому времени было уже три больших картины — «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», «Артиллерия на волах» и портрет Левандовского — помощника командующего войсками Северо-Кавказского военного округа.
В середине марта 1923 года все три полотна экспонировались на IV выставки АХРР (Ассоциация художников революционной России) в Москве, в Центральном доме Красной Армии. После закрытия выставки картины М. Грекова поступили в числе лучших батальных полотен во вновь организованный Музей Красной Армии.В том же 1923 г.
художник завершает картину «В отряд к Буденному», имевшую определенный успех у военного руководства Красной Армии. В этом небольшом полотне с изображением единственного персонажа достигнут тот совершенный смысловой и композиционный лаконизм, который будет характеризовать все дальнейшее творчество Грекова.Осенью 1924 года М.
Греков написал свою знаменитую «Тачанку», которой сам дал название «Пулеметам продвинуться вперед!», а также картину «Бой за Ростов под Большими Салами».
Свою судьбу с Красной Армией художник связал сознательно, никогда об этом не жалел, сроднившись с жизнью и бытом советских вооруженных сил, хотя временами ему приходилось очень трудно.
Живописец активно занят в художественной и общественной жизни страны. Он постоянно участвует в выставках АХРР, членом которой является с 1925 г. В Новочеркасске в 1927 г.
проходит его персональная выставка. Здесь же Греков выступает в качестве организатора художественной студии ОМ АХРР. В 1930 г.
, после реорганизации АХРР, ему принадлежит одна из ведущих ролей в создании Союза советских художников.
В эти годы живописец начинает развивать идею, связанную с тематическими передвижными выставками, диорамами и панорамами.
Первая его диорама — «Взятие Ростова» (1928) — не сохранилась: она сгорела во время бомбежки в Пятигорске в период Великой Отечественной войны. Греков создает ряд эскизов к диорамам «Егорлыкский бой» (1931, совместно с Г.
К. Савицким), «Штурм Перекопа» (1931), «Памятник Первой Конной», «Оборона Цырицына» (обе 1933).
В 1934 г. он приступает к работе над первой советской панорамой «Перекоп». Выступая новатором в этой области, художник предлагает заменить круглую панораму на комплексную, состоящую из ряда диорам, объединенных композиционно и тематически.
Эта огромная работа не мешает ему продуктивно трудиться и в области станковой живописи. Картины «Чертов мост» (1931), «Конармейская тачанка.
Выезд на позиции» (1933), «Знаменщик и трубач», «Трубачи Первой Конной армии», «На Кубань» (все 1934) знаменуют собой высший расцвет батальной живописи Грекова.
Освободившись от документальной фиксации происходящего, мастер приходит к глубокому образному обобщению. В своих полотнах он часто использует панорамный композиционный принцип: высокий горизонт и крупномасштабность фигур первого плана придают композициям характерную монументальность. Живопись Грекова этого времени отличается повышенной светоносностью и яркими чистыми красками.
Напряженную работу живописца прервала скоропостижная смерть в Севастополе, в 1934 году. Мастер так и не успел закончить свое главное произведение — панораму «Перекоп».
За время жизни М.Б. Грековым написано более 300 картин
Имя Грекова было присвоено Студии военных художников, созданной в Москве в 1935г.
Одесскому художественному училищу тоже было присвоено имя выдающегося художника-баталиста Грекова Митрофана Борисовича
Источник: http://odesskiy.com/g/grekov-mitrofan-borisovich.html
Почему Митрофана Грекова считают художественным летописцем красной конницы?
— Ну как, Митрофан Борисович, получилось?
— Спасибо, теперь хорошо, как в настоящей атаке.
Художника обступили спешившиеся красноармейцы. Переговариваясь, с интересом рассматривают наброски.
— Микола, глянь, твой Амур как живой. Ишь, ноздри раздул.
— Тебе, Петро, не зря говорили, при замахе повод влево тянешь. Смотри, как конь шею гнет.
Греков, разбирая краски, вслушивался в разговоры. Поработалось хорошо, этюды удались на славу. Нетерпелось вернуться в мастерскую, где ждет начатое полотно. А вечером занятия в красноармейской изостудии. Так и пройдет очередной день военного художника.
Митрофан Мартыщенко (фамилию Греков он принял после окончания Академии художеств) родился 3 (15) июня 1882 года в небогатой казачьей семье. Мальчик рано начал рисовать. Видя увлечение сына, отец выписал «Ниву». Пусть смотрит картинки, пытается срисовывать. Видно душой почувствовал казачий хорунжий, что сын покажет всему миру мощь и славу российской конницы.
Живописному мастерству Митрофан учился с увлечением, сначала в Одесском художественном училище у мастера жанровых сцен К. К. Костанди, а затем — в Академии художеств у И. Е. Репина и Ф. А. Рубо.
Особое влияние на становление художника оказал талантливый баталист, создатель знаменитых панорам «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва» Франц Алексеевич Рубо.
У него молодой художник постигал композиционное построение батальных сцен, передачу в картине больших пространств и динамики боя, умелое применение цветовых контрастов.
Еще учась в Академии, Греков показал себя самобытным художником со своеобразной, легко узнаваемой манерой живописи.
Он пробует себя в различных жанрах, с увлечением участвует в академических выставках и конкурсах, получает на них призы и награды, в том числе и престижные премии имени Куинджи.
Небольшую картину художника «На Выборгской стороне» Академия художеств отправляет на выставку в Мюнхен и ее приобретает Лондонский музей.
Академию Греков закончил, имея в художественных кругах репутацию опытного баталиста.
Именно ему офицерское собрание лейб-гвардии Кирасирского полка заказало пять больших картин, раскрывающих славные боевые традиции русской конной гвардии.
Заказы последовали и из других столичных гвардейских полков. В этот период художник проходит службу вольноопределяющимся в казачьем полку, на практике постигает кавалерийскую науку.
Громадное влияние на Грекова оказала первая мировая война. Прикомандированный к Ставке, он стал свидетелем блестящих побед и тяжелых поражений русской армии. Кровавая правда войны потрясла художника, опалила ему душу, сделала мастерство суровее и лаконичнее, а руку — тверже.
В марте 1917 года, уволенный из армии после тяжелой контузии, Греков уезжает в Новочеркасск. Художник становится свидетелем гражданской войны на Дону, бегства белогвардейцев и стремительных рейдов конной армии Буденного.
Сам потомственный казак, он болезненно переживает раскол казачества, то, что вчерашние однополчане ожесточенно рубят друг друга в яростных кавалерийских схватках. Греков сознательно выбирает свое место в этой борьбе и остается верен этому выбору до конца жизни.
В 1920 году он добровольно вступает в Красную Армию и всецело посвящает свое творчество отражению ее истории, становится ее первым художественным летописцем.
Вспоминая эти годы, Греков написал впоследствии, что служба в Красной Армии позволила ему «познакомиться с характерными особенностями гражданской войны и красных частей. Их внутреннее идейное содержание рисовало в особом романтическом свете наблюдаемые мною мотивы и эпизоды, которые потом стали темами моих картин».
По-разному можно относиться к гражданской войне. Но эта трагическая страница была в нашей истории, и ее зрительные образы донес до нас именно Греков.
Многие его произведения строго документальны, художник отражает в них конкретные боевые эпизоды: Освобождение Новочеркасска, бои в Сальских степях, Штурм перекопа.
Он стремится показать гражданскую войну без прикрас, со свойственными ей ожесточенностью, кровью и потом, болью тяжелых утрат и радостью нелегких побед. В своих произведениях он был искренен, и не надо упрекать мастера в идеализации Красной Армии.
Греков пережил, прочувствовал, выносил в себе все, что в красках оживает на его холстах. Поэтому в своих лучших произведениях: «В отряд к Буденному», «Тачанка», «Трубачи Первой Конной», «Знаменщик и трубач» он изображает обыденные события с такой внутренней силой, динамизмом, художественной яркостью, что они становятся эпическими образами гражданской войны.
Братоубийственная война, пройдя по просторам России, отразилась не только на творчестве, но и на судьбе живописца. Его брат поддержал белое движение и был вынужден эмигрировать. В наши дни его потомки живут в Канаде.
Митрофан Греков в своем творчестве стремился приблизить батальное искусство к народу, сделать его доступным и понятным. Чтобы отобразить события гражданской войны со всей их исторической масштабностью, сделать зрителя их «свидетелем и участником», он задумывает создание диорам и панорам.
Первая диорама Грекова «Взятие Ростова» была восторженно принята зрителями. Успех окрылил мастера. Он собирает группу художников-баталистов и начинает подготовку к созданию панорамы «Штурм Перекопа». Но осуществить свой замысел художник не успел. Митрофан Борисович Греков скончался в расцвете творческих сил 27 ноября 1934 года.
Символично, что одним из последних полотен, созданных мастером, стала картина «Знаменщик и трубач». Хоть это и звучит не в духе времени, но Греков стал для нашего батального искусства «знаменщиком и трубачом», зовущим художников к новым поискам в раскрытии героических образов защитников Отечества. Недаром созданная в Москве студия военных художников носит его имя.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/10704/
Тайны баталиста Грекова
Выдающийся советский баталист Греков стал символом воинского изобразительного искусства. Но в его роду было немало тайн, которые он был вынужден скрывать. Художника судьба вела по воинской стёжке.
Он родился на Дону, где казачьи традиции служения издавна приобщали мальчиков к воинской культуре.
В официальной биографии художника сказано, что огромная панорама «Оборона Севастополя» стала для Грекова первой большой работой, которую он выполнял со многими талантливыми учениками Рубо.
Он снова пытается встать на «мирные» художественные рельсы, написав несколько пейзажей, но годичная воинская повинность вносит в его жизнь коррективы. Отбывая службу, Греков сделал множество зарисовок, олицетворяющих уникальность и самобытность кирасирского, Павловского и гренадерского полков.
В 1911 году он сменил свою фамилию и отчество. Теперь вместо Митрофана Павловича Мартыщенко он стал Митрофаном Борисовичем Греков.
Это произошло после выставки своей первой работы, получившей всеобщую похвалу и принёсшей ему официальное звание художника.
Первая мировая война, германский фронт. Мало кто догадывается, что простой ординарец в казачьей сотне не только воюет с немцами, но и в уме пишет картины, чтобы потом, в набросках претворить их в жизнь. Ему подвластно понять и с точностью передать характер и быт простого солдата.
Это удивительные рисунки! Если посмотреть на его карандашные зарисовки, сделанные примерно в 1914 году, то поражает, прежде всего, максимальный натурализм рисунков.
Художнику удаётся передать вдумчиво-одухотворённое лицо солдата, который пишет, возможно, последнюю весточку домой, но не о скорой смерти и болях думает русский солдат. Его лицо светится счастьем прикосновения к родным людям посредством письма.Тяжёлое ранение. Возвращение на родину. Революция.
Все эти события стремительным вихрем проносятся лавиной в жизни Грекова и оставляют свой красный след. И след этот Гражданской войны, когда брат идёт на брата, когда рвутся заживо кровные узы.
В 1920 году, когда Красная Армия входит в Новочеркасск, Греков пишет картину «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», используя холст и масло. Именно эта картина станет разделительной чертой, которую Греков уже не сможет, да и не захочет перейти по идеологическим причинам.
Он в добровольном порядке надевает на себя будёновку и идёт преподавать на первые курсы военных художников, организованные по своей собственной инициативе. Новой власти были нужны талантливые люди, которые смогли бы правильно выстроить военную идеологию в картинах и плакатах. Эту задачу Грекову выполнить удалось.
За что был удостоен высокой похвалы от Командующего Северо-Кавказским военным округом Клима Ворошилова. Об этой встрече в своём автобиографическом очерке Греков пишет так: «В 1920 году я встречаю вождей Первой конной армии, К. Е. Ворошилова и С. М. Будённого.
Подаю записку с предложением оказать мне содействие в моем намерении писать на темы гражданской войны. Я присутствую на совещании о моем предложении.
Помню дословно такой разговор: один из командиров говорит, что у нас армия без штанов, а мы будем картины писать, на это Климентий Ефимович ответил командиру: «Ты рассуждаешь неправильно, у нас должны быть и армия и искусство», и сам обещает привести мне краски из Москвы».
Судя по картинам, высокой похвалы картины художника удостаиваются и от Будённого. «В отряд к Буденному» (1923), «Тачанка» (1925), «На привале» «На походе. Первая конная» (1927). Во всех картинах главными героями, по сути, становятся не люди, а удивительные, стремительные, живые в своём порыве боевые лошади. Красноармейская тачанка. Выезд на позиции» (1933).
За несколько лет он создаёт несколько грандиозных картин. Практически в каждой из них, за редким исключением присутствуют лошади. Он любил лошадей. С любовью выписывал характер лошади, попавшей в страшные военные передряги.
Он всегда помешал в центр композиции одну или несколько лошадей. Картины становились живыми, они двигались, жили, дышали, спасали, наступали, оборонялись, погибали, оставаясь навечно запечатлёнными на холсте.
Это удивительная методика работы художника стала основой для последующих его творений.
Но в 1926 году он написал рапорт о демобилизации из армии по состоянию здоровья. Он уходит из армии, чтобы быть ближе к ней: текущая работа отнимает у него много времени, а ему хотелось писать как можно больше картин. И он пишет. Каждый год рождаются его новые картины: «Бегство белых из Новочеркасска в 1920 году», «Комбриг ведет в атаку».
«Бой за Ростов у села Генеральский Мост», «Бой за Ростов под Большими Салами» (1926). Большие Салы – это хутор в нескольких километрах от Ростова, в сторону Таганрога.
И, наконец, в 1929 году к годовщине Первой конной армии он создаёт первую советскую диораму «Взятие Ростова». К сожалению, в годы второй мировой войны это творение художника было безвозвратно утеряно. Обстоятельства этой потери не известны.
Примерно через пять лет Греков переезжает в Москву, чтобы стать одним из членов Союза советских художников. Сталинский заказ – картина «Перекоп», состоящая из четырёх диорам — должна была стать монументальным произведением советского художественного искусства.
И это грандиозное дело должен был возглавить именно Греков. Таков был замысел. Но проведению было суждено сделать так, что во время предварительных зарисовок в Крыму художника нежданно постиг сердечный приступ. 27 ноября 1934 года его не стало. Ему было 52 года.
Родные и близкие художника были потрясены случившимся. В память о своём друге Ворошилов приказал организовать в Особой отдельной кавалерийской бригаде имени Сталина изобразительную мастерскую самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова. Она положила начало созданию одноимённой студии военных художников.
Его именем названы два училища: Ростовское художественное училище и одесское. В Новочеркасске, в просторном казачьем доме на полтора этажа давно и успешно работает дом-музей М.Б. Грекова. В этом доме он создал лучшие свои картины.
С 1996 года за лучшие произведения на военно-патриотическую тему ежегодно ко Дню Победы присуждаются золотая и три серебряных медали имени Грекова. Во многих музеях страны хранятся картины прославленного художника. Немало тайн оставил после себя Греков и в своём творческом наследии. Сохранилось 53 его работы. В основном, это были пейзажи.
Если честно, то пейзажи сами по себе лично мне не нравятся. Тусклые они. Кажется, что художник подбирал соответствующий фон для своих будущих картин.Он написал в память о своих родных краях картину «Хутор Шарпаевка. 1912г.», когда ещё учился в Академии художеств. Но её он старался не выставлять.
Мы побывали на том месте, где стоял дом, в котором, по предположениям односельчан, родился Митрофан Борисович. Он был уроженцем небольшого казачьего хутора Шарпаевка (ныне хутор Костино-Быстрянский) Яновской волости (ныне Морозовский район) Области Войска Донского. Надо признать, что земляки с почтение относятся к наследию великого художника.
В его честь названа одна из улиц хутора.Но деревенское детство не стало решающим в его становлении, как художника. О том, насколько ему было сложно реализовать свой невесть откуда взявшийся дар к рисованию, Митрофан Борисович напишет в своей автобиографии: «Детство провел в трудовой семье земледельцев. Сельский быт, степи, лошади, волы.
До 17 лет я не видел ни одной картины, кроме репродукций в журнале «Нива», но рисовал с детского возраста, конечно, от себя, потому что о рисовании с натуры не имел представления. В семье у нас кроме меня никто этим не увлекался. Единственный мой руководитель, который, может быть, определил мой жанр, — дядя, крестьянин.
Он час- то вырезал мне из дерева коней и быков чрезвычайно примитивно, даже без ног. Я, помню, сознавал, что они мало походят на коней и быков. Вспоминаю, что меня несколько смущала застывшая их форма. С годами у меня развилась большая страсть к рисованию, что стало моим отдыхом».
Но краеведы нашли документы, подтверждающие, что вместе с остальными пятью братьями и сёстрами определением Дворянского Депутатского собрания области войска Донского от 27 февраля 1915 года Митрофан был сопричислен к дворянскому роду. Значимы для потомков и другие литературные открытия краеведа Милютинского района Николая Ивановича Приходько.
Его исследования о судьбе баталиста позволили впервые составить генеалогическое древо Грековых. В своей монографии «Древний род Грековых» (экземпляр хранится сегодня в Милютинском краеведческом музее) он доказал, что Митрофан Борисович родился не в Тарасовском, а в Морозовском районе Ростовской области.
После семи лет мальчик проживал в Милютинском районе, в хуторе Ивановке, основанном его дедом, войсковым старшиной Иваном Борисовичем Грековым.Об этом местный краевед пишет в «Летописи Милютинского края»: «Род Грековых уходит своими глубокими корнями ко времени активного образования казачества второй половины XVI века.
Отец художника Борис Иванович в 1890 году по стечению семейных обстоятельств вынужден был покинуть хутор Шарпаевку близ станицы Морозовской и поселиться на реке Березовой. Но не на пустое место он приехал, а на обжитое помещичье подворье с домом, садом и хозяйственными постройками.
Первые четыре класса будущий художник обучался в Маньково-Берёзовской церковно-приходской школе, куда осенью и весной его возили в дрожках, запряженных конем по кличке Русак. Впоследствии художник изобразил своего четвероного друга на полотне под названием «Конь Русак».
Обучаясь в Каменском окружном училище, в одесском художественном училище и Петербургской академии, Митрофан Борисович все летние каникулы проводил в родной Ивановской усадьбе. Работал вместе с остальными членами семьи в поле, рыбачил, охотился. Все Грековы были страстными охотниками.Митрофан не расставался с мольбертом.
В Ивановке им написаны, либо сделаны наброски таких картин о природе и быте, как «Луга», «Копички», «Охота на лис», «Выселки слободы Маньково-Берёзовской», «Усадьба зажиточного крестьянина» и другие. После гражданской войны в доме Грековых находилась начальная школа. Потом при строительстве школы дом разобрали одновременно с церковью.
Митрофан Борисович весь новочеркасский период жизни, вплоть до отъезда в Москву в 1927 году, ежегодно навещал родной хуторок, бывая в гостях у своих друзей — крестьян Шумских.
При активном участии краеведа Николая Приходько установлена мемориальная доска на здании Маньково-Берёзовской школы, где учился знаменитый художник, собраны надгробия дворянского рода Грековых, найдена надгробная плита прадеда Митрофана Борисовича. Точно детектив разыскивал Николай Иванович следы грековского семейства. Ему удалось выяснить, что потомки художника живут в Канаде. По приглашению краеведа в 2002 году гости из Канады (племянник живописца — Александр Александрович и его супруга Елена Всеволодовна) приехали с частным визитом в Милютинский район. Благодаря участию Приходько, гости увидели дорогие сердцу места, связанные с именем легендарного предка: переезд по грековскому тракту, генеральскую балку, бывшее имение Грековых, могилы дедов. К сожалению, краеведа Приходько уже нет в живых. Однако уверена, что еще много интересных страниц о детских и юношеских годах художника предстоит открыть. Ведь отсюда идёт главный свет его полотен – внутренний свет доброты, несмотря на их военную направленность. Ну, это я так считаю.
Мало кому из художников удалось пронести капли добра на жёстких воинских картинах. Это стало ещё одной отличительной чертой великого советского баталиста. Его творчество стало основой для создания другими художниками великолепных работ по военной тематике.
Автор Полина Ефимова
https://cont.ws/post/266980
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://myhistori.ru/blog/43924466395