Описание картины натальи гончаровой «купание лошадей»

Гончарова Наталья Сергеевна (1881 — 1926) русский авангард

Гончарова Н.С. Автопортрет

Гончарова Н.С. — русская художница, живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор. Выдающийся представитель русского авангарда начала 1910-х годов. С 1915 года жила в Париже. Некоторые ее произведения близки к примитивизму, им присуща лубочная экспрессия, яркая декоративность. Была художником театра.

Гончарова происходила из рода пушкинских Гончаровых (двоюродная правнучка жены Пушкина Н.Гончаровой). Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но оставила его, не закончив. В начале творческого пути училась у современных французских художников. Вышла замуж за русского живописца М.Ф.

Ларионова, полностью разделяла его взгляды в искусстве, однако при этом всегда оставалась самостоятельной в своем творчестве. В 1907 — 1912 г.г. живопись Гончаровой формировалась под воздействием примитивизма. Художница сосредоточилась на традициях древнерусской иконописи и народного лубка.

Полотна, которые Гончарова писала не в духе примитивизма, отличались напряженной экспрессией и выразительной декоративностью. С 1910 года Гончарова обратила внимание на кубизм и футуризм, а еще позднее — разрабатывала вместе с мужем Ларионовым новое направление в живописи — «лучизм». Но все ее картины всегда отличались необыкновенной декоративностью, яркостью.

В 1910 году Гончарова с Ларионовым стали одними из учредителей художественного объединения «Бубновый валет». А в 1911- 12 годах — вошли в группу со странным названием «Ослиный хвост». В 1913 году Гончарова вошла в группу «Мишень». Художница неоднократно принимала участие в выставках в Лондоне, в Париже. По заказу С.П.

Дягилева оформляла в Париже театральные постановки. Спектакль «Золотой петушок» с ее декорациями имел шумный успех у парижской публики. В 1915 году приняла предложение Дягилева работать с ним постоянно и выехала в Париж навсегда вместе с мужем.

Гончарова Н.С. скончалась в Париже в октябре 1926 года.

Беление льна

Наивная картинка из жизни русских крестьян. Льняную ткань крестьяне делали сами. Они выращивали лен, потом его трепали, пряли пряжу, а затем ткали холсты. Эти холсты затем выбеливали на солнце, выкладывая полосы ткани на траву.

Уже вечереет, и две женщины собирают полосы выбеленного льна. Одна женщина понесла на плече сложенные холсты домой. Яркими красками художница изобразила кофты, юбки и платки женщин. На крупных, натруженных ногах нет обуви — тогда крестьяне не носили летом обуви, из экономии.

Рядом гуляют куры. На фоне вечернего неба выделяются силуэты деревьев.

Ваза с цветами (1923)

Этот натюрморт выпадает из серии примитивистских полотен Гончаровой. Изумительно роскошный букет веток буйно цветущих деревьев заполняет все пространство картины. Восхитительная гамма бело-розовых цветов создает радостное ощущение весны, кажется, что картина благоухает запахами весны.

Крестьянки (1910)

Еще одна сценка из жизни простых русских женщин. Они полощут выстиранное белье в реке. Одна спустилась на бережок и с мостика выполаскивает белье от золы, в которой выпаривали тогда белое белье («бучили»).

Женщина для чистоты еще и выколачивает грязь вальком («валек» — это деревянная ребристая пластина с ручкой, которой бьют по белью, полощут в воде и снова бьют.) Это очень тяжелая женская работа в те времена.

Другая женщина с выстиранным бельем уже поднялась на высокий бугор.

Крестьянские танцы (1911)

Группа крестьян исполняет народный танец, выстроившись цепочкой. С невозмутимыми лицами они перебирают ногами в танце. Картина напоминает детский рисунок, однако фигуры крестьян полны движения, а лица очень выразительны. Одежда написана локальными пятнами без оттенков, а изломы и складки выделены светлыми штрихами.

Купание лошадей (1911)

Летний пейзаж — берег реки, деревья, а подальше большое возделанное поле. Здесь изображены труд и отдых людей и животных. Сюда привели лошадей на купание. Чтобы не замочить штанов, мужчины их сняли и завели лошадей в воду.

Один всадник уже выкупанную лошадь выгуливает на берегу. А справа с восторгом наблюдают мальчишки, всей душой желающие присоединиться к такому интересному действу.

Картина выполнена в сочетании яркой сочной зелени разных оттенков.

Лев

И эта картина напоминает детский рисунок. Но образ льва, скорее всего, львенка, очень живой и выразительный. Написан так же локальным чистым бежевым и коричневым цветом, части тела выделены светлыми желтыми мазками.

Ледяные скульптуры

Очень выразительная картина. Оказывается, традиция создания ледяных скульптур возникла уже очень давно. Вот и здесь группа мужчин вырезает из замерзшей реки глыбы льда и увозит его на санях к месту создания скульптуры.

Мы не видим самих скульптур, но художница так подает этот сюжет, что невольно сразу же представляешь их, эти невидимые скульптуры: даже деревья, кажется, созданы изо льда, настолько выразительны их заледенелые, колкие ветви, с острыми, режущими концами.

Сочетание красок в картине также создает это ощущение холода и льда.

https://www.youtube.com/watch?v=QkH12-FVw5s

Московская зима

Уголок старой Москвы. Снежная, морозная зима. Крыши домов, купы деревьев — все утопает в снегу. По улице бредет запряженная в легкие сани лошадка, в санях дама, а на облучке кучер. Редкие прохожие спешат домой. Вечереет. На белый снег ложатся синие вечерние тени. Розовый закат предвещает усиление мороза. Картина создает радостное, бодрое настроение.

Натюрморт с подсолнухом

Павлин под ярким солнцем (1911)

Яркая, радостная картина в стиле примитивизма. Разноцветный, декоративно-веселый павлин вызывает радостное настроение от ярких красок, которыми расписан хвост, изящно изогнутая шея, голова, гребень. Ощущение яркого солнца создает преобладание желтого цвета, контрастирующего с синим, красным, зеленым.

Родное окно

Этот проникновенно-тонкий, бесхитростный сюжет полон задушевности, сердечной теплоты. Перед нами всего лишь окно старого дома — с потрескавшейся от времени деревянной рамой, облупившейся краской. На окне за стеклом привычная деревенская герань.

На краешке открытой форточки сидит домашний любимец — пестрый кот. С улицы в окно стучатся яркие ветки рябины с резными листьями,среди них кое-где «заблудились» зеленые листочки березы.

Сочетание бело-голубых, синих и красных тонов создает радостное настроение — от встречи с родным, близким с детства, отчим домом.

Сбор плодов

Сбор яблок

Сенокос

Стрижка овец

Старуха и семь светильников

Источник: http://cvetamira.ru/goncharova-natalya-sergeevna-1881-1926-russkiy-avangard

Наталья Гончарова «Между Западом и Востоком»

marblsaЯ так давно не была в ЖЖ, что еле нашла как написать новый пост. Но недавняя выставка попросила зафиксировать себя в дневниках памяти.

Попала я на нее случайно: опоздала на лекцию по неопримитивизму в ГТГ на Крымском валу.

Решила, что раз уж я вытащила себя в колготках и на мороз, то надо идти на выставку. До неё я о Гончаровой знала, что она есть, что дружила с Маяковским, и что живопись ее мне будет не понятна.

Не знаю откуда последняя установка, наверное что-то мелькало в интернете…

Читайте также:  Иллюстрация к сказке «царевна-лягушка» работы ивана билибина (иван царевич и лягушка квакушка)

Практика показала, что я пришла не зря! Сначала думала посетить и основную композицию тоже, но Гончарова сделала мне эмоциональный, фактурный, чувственный и цветовой переизбыток, поэтому остальное я просто не потянула. Выставку ГТГ организовала большую, насыщенную, и я не представляю как после нее можно осилить еще что-то…

Как потом прочитала, порядка 400 полотен, по масштабу сопоставимо с выставкой расцвета творчества Натальи.И заранее простите мне мою вольность, я не буду описывать все жанры, из освоенных Гончаровой, которые мне не близки, ибо Наталья успела позаниматься всем: иллюстрацией, коллажами, была театральным художником и пр. Только то, что отозвалось.

Правнучатая племянница жены Пушкина Натальи Николаевны, в девичестве Гончаровой, Наталья (далее НГ) появилась на свет 16 августа (в других источниках 2 июля) 1881 года в деревне Ладыжино (по другим сведениям Ладышино, Нагаево и Архангельское) Тульской области в семье архитектора.

До сих пор не могу понять что в деревне делал архитектор?? Возможно, именно из за жизни в имении бабушки глаз НГ так проникся крестьянской жизнью, что потом в творчестве она неоднократно возвращалась к этим мотивам, и даже попыталась воскресить русский лубок во время работы над театральными постановками.

Вот так выглядела Наталья:В 1892 Гончарова с отцом, архитектором и математиком Сергеем Гончаровым, переехала в Москву, где окончила гимназию. После гимназии она поступила на медицинские курсы, где проучилась очень недолго. Затем столь же недолго она училась на историческом факультете Высших женских курсов.

И только в 1901 поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сначала занималась скульптурой, а затем увлеклась живописью, которую изучала под началом Коровина. Я упоминаю эту цепочку к вопросу о том, как долго надо себя искать. Столько, сколько влезет.

Пейзаж в Ладыжино, 1907Гончарова начинала как импрессионист, и по многим её первым полотнам это очень заметно!  В начале творческого пути художница, по собственным словам, «более всего училась у современных французов». Гоген, Моне, Сезан и Мвтис откровенно читаются в некоторых полотнах.

Натюрморт с зеркаломТворческий подъем молодой художницы был связан с 1906 годом, когда Гончарова вплотную занялась картинами в духе примитивизма. Эти полотна успешно экспонировались на выставках «Мира искусства» и МХТ.

КомпозицияВ России была богатая традиция женщин-покровительниц искусства, владелиц салонов и галерей, но одновременно с этим в обществе господствовали средневековые нравы. Появление в начале века «женского» авангарда было сенсацией.

В 1900 НГ познакомилась со своим будущим супругом Михаилом Ларионовым (по другим источникам, они познакомились когда ей было 9 лет). Впоследствии пара работала вместе около шестидесяти лет — вот вам и служебный роман! Вместе с ним она принимала участие в многочисленных выставках в России и Европе.

Гончарова все силы отдала живописи, в чём её поддерживал Ларионов: по свидетельству М.И. Цветаевой, он говорил: «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза».

Купание лошадей, 1911 — ГТГ
Холст, масло 117,2 х 102Она шокировала московскую публику и небрежной одеждой, и нескрываемым сожительством с Ларионовым, появлялась в скандальных фильмах и спектаклях, публиковала эпатирующие манифесты. Ее искусство было пропитано фантазиями родной земли, мистическими религиозными мотивами, изображением примитивного крестьянского быта и особенностей человеческого тела.
Бабы с граблями

В 1910-х гг. у них была репутация отчаянных авангардистов, смущавших публику скандальными выходками, дерзкими манифестами и рекламными трюками. Наталья расписывала красками свое лицо и лица друзей, и так они гуляли по Москве. Михаил проектировал ввести моду на татуированные мужские ноги и дамские груди (сбылось, между прочим). Современники Гончаровой, однако, вспоминали застенчивую, серьезную, странно или плохо одетую, невероятно трудолюбивую женщину (за 15 лет она ухитрилась сделать около 800 работ). Но тихоней, конечно, она не была.

Сирень
В 1907-1911 годы живопись Наталии Гончаровой формировалась под воздействием стилистики примитива. Художница сосредоточилась преимущественно на традициях архаического искусства, древнерусской иконописи и народного лубка, чаще всего лубка церковного. В 1911 Наталия Сергеевна написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии.
Четыре евангелиста, 1911
 Масло, Русский музей

В ней Наталья Гончарова, используя древние исконно русские символы, пытается выразить картину изменения действительности, революцию как «конец света», пластика этой работы напоминает древнерусский лубок — вид изобразительного фольклора нового времени, чрезвычайно интересовавший ее еще во времена участия в группе «Бубновый валет».

Костюм серафима, 1914

«Крестьяне, собирающие виноград» вполне себе Пикассо, с нехарактерными для него красками. Почти шестьдесят лет полотно, находясь в запасниках, оставалось недоступным для зрителей в связи с негативным отношением в советскую эпоху к искусству модернизма.

Крестьяне, собрающие виноградБашкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова

Весомые фигуры людей, ощутимая тяжесть гроздей винограда — картина тяжелая как прокладка железнодорожных путей. Видимо, прошлое скульптора накладывало отпечаток на НГ и в живописи.

Строя, оперируя плоскостями, Гончарова гранит её, словно камнетёс, выявляя структуру, как подсказывали ей древние скульптуры. В картине усматривается и библейский подтекст. Со времён раннехристианского искусства виноградная лоза — это символ Христа.

«Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь», — говорится в Евангелии от Иоанна.

Жатва, 1911

В полотнах «Жатвы» (всего их 9) главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия («Птица-Феникс», «Ангелы, мечущие камни на город», обе в Третьяковской галерее.)

Жатва. Птица Феникс
В 1910 году художницей была написана одна из ее самых знаменитых примитивистских работ «Мытье Холста».
Неопримитивизм Гончаровой — огромный вклад ее в искусство начала XX в. Вдохновение художница продолжала черпать в русской иконе, народных лубочных картинках, в языческих идолах, каменных «бабах».

«Уборка хлеба» ( чем вам не Ван Гоговские виноградники?)

Именно в примитивистский период раскрылась индивидуальность Гончаровой как живописца. С этого момента отчетливо обозначились принципиальные различия в творческих позициях двух мастеров и особенности их эстетических устремлений.

Михаила стал интересовать городской фольклор, в его работах была ощутима игровая стихия, Наталью влекло традиционное крестьянское искусство, в ее творчестве не было места иронии.

Она всецело сосредоточилась на постижении внутренней сущности народного творчества, его монументальности и глубины.

«Идолы»

Влиятельный критик писал: «Ее творчество какое-то полосатое — полоска импрессионизма, полоска примитивизма, полоска кубизма». Добавим сюда щедро заплаченную дань модной тогда экзотике — китайской, еврейской, кавказской. Перепевы малых голландцев, иконы, лубка.

Откровенные заимствования у Сезанна, Лотрека, Матисса, неизжитый символизм. Особенностью ее живописи было использование плоских цветовых пятен, очерченных четким контуром, напоминавшее приемы Гогена, влияние которого испытали многие русские художники.


«Ловля рыбы»

Читайте также:  Описание картины ильи глазунова «два князя»

Еще одно увлесение НГ — футуризм. Понятие футуризм происходит от слова futurum (лат.), что означает – «будущее». Так называли художественный авангардистские течения, возникшие в России, Италии и некоторых других странах Европы в период с 1910 по 1920 год.

Русский футуризм больше всего проявлялся в среде литераторов, и его первыми представители были – В.Маяковский, В.Хлебников и Д.Бурлюк. Эти футуристы продвигали нигилистские лозунги, а также стремились эстетизировать урбанизацию и демократизировать свое творчество, используя фольклорные мотивы и «архаичные» приемы.

Наталья Сергеевна Гончарова не была сторонницей индивидуализма, и не раз подчеркивала, что у нее случается «столкновение с обществом», которое не понимает основ искусства, и это непонимание вовсе не из-за того, что она имеет некоторые индивидуальные особенности.

Хотя Гончарова отмечала, что понимать эти особенности не обязан никто.
Прачки, 1911-12г

Продолжение следует!

Источник: https://marblsa.livejournal.com/452643.html

Гончарова Наталия СергеевнаКартины и биография

Гончарова Наталия Сергеевна – русская художница, театральный живописец, представительница авангарда. Родилась в 1881 году в деревне Нагаево под Тулой.

Наталия Гончарова происходила из рода пушкинских Гончаровых, приходилась правнучкой жены великого русского поэта. В начале 1900-х годов училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в классе К.

А. Коровина, но полностью курс не окончила.

В 1907–1911 годах живопись Гончаровой формировалась под воздействием стилистики примитива. Художница сосредоточилась преимущественно на традициях архаического искусства, древнерусской иконописи и народного лубка, чаще всего лубка церковного.

В 1911 Гончарова написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии (ансамбль «Евангелисты» из четырех полотен, масло, Русский музей, серии «Сбор винограда» и «Жатва», каждая из девяти картин).

Сюжеты и темы работ непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах «Жатвы» главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия («Птица-Феникс», «Ангелы, мечущие камни на город», обе в Третьяковской галерее).

Неопримитивистские полотна Гончаровой отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами; ритмическое движение линий и пятен, акцентированное тяготение к плоскости, острые сочетания звучных красок подчеркивали стремление художницы к большой монументальной форме – привязанность к обобщенно-декоративным живописным задачам пройдет через все ее творчество. С начала 1910-х годов Гончарова обратилась к более синтетичному стилю, включавшему элементы кубизма и футуризма («Аэроплан над поездом», масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань).

После кубофутуристического периода Гончарова разрабатывала новое направление – изобретенный Ларионовым лучизм.

Но и в «лучистских» полотнах художница исходила из фигуративности, живописными построениями цветотоновых лучей стремясь создать живописно-абстрактную картину на основе переработки впечатлений от предметного мира («Лучистское построение», масло, 1913, Государственная галерея Штутгарта, Германия, «Лес», масло, 1913, собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано, Швейцария).

Начав выставляться с 1904 года, Гончарова в 1906 была участницей Русского отдела в Осеннем Салоне в Париже. В 1910 году вместе с Ларионовым стала одним из учредителей общества «Бубновый валет». В 1911–1912 – член группы «Ослиный хвост», в 1913 входила в группу «Мишень». Выставлялась на лондонских и парижских выставках, мюнхенском «Синем всаднике».

Жнецы, 1911 год, Екатеринбургская картинная галерея

В 1914 Гончарова по заказу С. П. Дягилева создала эскизы оформления оперно-балетной постановки «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. Спектакль имел шумный успех в Париже; в 1915, приняв предложение Дягилева постоянно работать в антрепризе, она вместе с Ларионовым покинула Москву.

В 1917 супруги окончательно обосновались в Париже (французское гражданство художница получила в 1939). Центр французского периода Гончаровой – театр.

Вплоть до смерти Дягилева в 1929 она была одним из ведущих художников его антрепризы («Испания» Мориса Равеля, 1916; «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского, 1923, «Жар-птица» Игоря Стравинского, 1926 и другие спектакли).

В 1920-е годы и позднее занималась живописью, иллюстрировала книги и работала как художник-декоратор над театральными постановками. В 1950-е годы Гончарова писала многочисленные натюрморты и полотна «космического цикла».

Возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой началось с 1960-х годов – их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки. Работы Гончаровой представлены во всех крупных музейных собраниях мира. Умерла художница 17 октября 1962 года в Париже.

По материалам статьи из Энциклопедии Кирилла и Мефодия (km.ru).

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/goncharova.html

Амазонка русского авангарда — Наталья Гончарова..

Амазонка русского авангарда — Наталья Гончарова… [Oct. 16th, 2013|05:47 pm]Виктор
Амазонками русского авангарда в начале века называли шесть художниц — Александру Экстер, Наталью Гончарову, Любовь Попову, Ольгу Розанову, Варвару Степанову, Надежду Удальцову… Но, пожалуй, самой яркой из них была Наталья Гончарова…И вот сегодня в Третьяковке на Крымском валу открылась ее персональная выставка. Такой большой выставки Гончаровой в Москве не было с … 1913 года.Сегодня эта художница в списке самых дорогих русских художников, а из женщин-художниц так самая дорогая…Наталья Гончарова, «Цветы», 1912Эта работа была продана на аукционе Кристис в 2008 году за рекордную сумму в 6,5 млн. фунтов стерлингов…)Честно скажу, что эта работа с моей дилетантской точки зрения не самая интересная у Гончаровой…У нее есть очень яркие и замечательные работы… В ее работах чувствуется влияние и Сезанна и Гогена и русской иконы, но в то же время она самобытна и самостоятельна, у нее свой неповторимый стиль…Наталья Гончарова, «Купание лошадей», 1911Наталья Гончарова, «Троица», 1910Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) дочь известного московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова, правнучатая племянница жены Пушкина, уехала из России в 1915 году вместе со своим мужем, тоже художником-авангардистом, Михаилом Ларионовым, изобревшим художественное направление «лучизм»…В Париже они не потерялись и вошли в тамошнюю художественную элиту, были востребованы…А в России до оттепельных времен они были почти забыты и только в 1980–1990-х годах ценность их вклада в искусство России была по-настоящему оценена… Надо идти и смотреть…Выставка продлится до 16 февраля 2014 года…
Comments:
From: kortan2013-10-16 02:04 pm (UTC) (Link)

Вчера в новостях культуры много говорили об этой выставке. Интересно.

From: stroganov2013-10-16 02:13 pm (UTC) (Link)

Да? Я вчера поздно пришел и не успел по ТВ посмотреть новости…

Но думаю это действительно значительное культурное событие для страны…

From: stroganov2013-10-16 03:36 pm (UTC) (Link)

По моему опыту посещений выставок на Крымском валу, если придти в выходные до 12 часов дня то никих очередей нет…Даже на очень популярные выставки…На эту думаю мало народу будет…

Мало кто ее знает…

From: bukvoyeditsa2013-10-16 03:43 pm (UTC) (Link)

Это прекрасно! Говорят, самая представительная выставка из всех, какие были.

From: aleks_aberdin2013-10-18 02:47 pm (UTC) (Link)

На что смотреть-то? На это? Гончарова просто поразительная художница! Фантастическая! Ни одного своего мазка. Все сперто у Поля Гогена и Сезана, Модильяни и еще черт знает у кого! В общем кошмар полнейший. В общем идите и смотрите, но для справки возьмите с собой хороший такой альбом с импрессионистами и постимпрессионистами. Поприкалываетесь, разгадывая откуда что скопипизжено.

From: stroganov2013-10-18 03:11 pm (UTC) (Link)

влияние многих действительно видно и ощущается…но думаю Вы все-таки не правы так резко оценивая ее творчество…моя оценка такая, что у нее все-таки есть свой стиль, а это главное для художника…хотя, конечно, живопись (да любой другой вид искусства) такая тонкая вещь, что не может нравиться всем…ну вот Вам не нравится Гончарова, ну и не ходите ее смотреть…

а я пойду, мне нравится…)

From: seaseas2013-10-23 03:36 pm (UTC) (Link)

Ой, у тебя еще один пост про Гончарову! Я пропустила…Раз в сто лет только показывают?

Прямо,хоть приезжай специально((((

From: stroganov2013-10-23 05:23 pm (UTC) (Link)

вот, не уважаешь ты Виктора Владимировича…он пишет пишет, а друзья не читают и не читают…(да, выставка замечательная , самая полная…

From: seaseas2013-10-23 05:25 pm (UTC) (Link)

Не просто уважаю, а даже — обожаю)))
Лента подводит, не все показывает иногда..

From: seaseas2013-10-23 05:30 pm (UTC) (Link)

Зуб даю!!

From: stroganov2013-10-23 05:42 pm (UTC) (Link)

как говорил товарищ Сталин товарищу Пастернаку в известном телефонном разговоре-«Ми, старые бальшевики помним своих товарищей …» шучу…

напомню, только дай знать когда соберешься в первопрестольную…)

From: seaseas2013-10-23 05:45 pm (UTC) (Link)

Обязательно!

From: anna_yaguz20092013-11-01 04:11 pm (UTC) (Link)

Была на этой выставке, кайфно! Жаль, что там фотографировать нельзя было! Я бы многие работы хотела у себя в репродукциях иметь

Читайте также:  Описание картины константина сомова «арлекин и смерть»

Источник: https://stroganov.livejournal.com/145948.html

Наталья Гончарова ~ Русская художница стала сенсацией в США

Наталья Гончарова ~ Русская художница стала сенсацией в США

Наталья Сергеевна Гончарова ~ Родная для родного Пушкина

Гончарова Наталия Сергеевна. «Сбор винограда»

«Московская улица»Картина Натальи Гончаровой «Московская улица» установила рекорд на «русских торгах» Sotheby's. За право обладания полотном ожесточенно боролись несколько покупателей, в результате чего его цена значительно выросла. Картина русской художницы, которая была написана в 1909 году, ушла с молотка в Нью-Йорке за 6,3 миллиона долларов. «Московская улица» предварительно оценивалась в 1,5 миллиона долларов. Как утверждают представители аукционного дома, картина побила рекорд, став самым дорогим произведением живописи, когда-либо проданным в рамках «русских торгов» Sotheby's. По словам устроителей аукциона «Шедевры русского искусства», из всех женщин-живописцев именно Наталья Гончарова сейчас наиболее интересна для коллекционеров и именно ее работы на торгах более всего ценны и желанны.

«Картина «Московская улица» из частной коллекции, запечатлевшая нарядно одетую женщину, идущую вдоль тихой улицы, минуя обувной магазин, и стоящую рядом с ним запряженную коляску с извозчиком, может рассматриваться как один из ранних и наиболее ярких примеров авангардной живописи как в творчестве Гончаровой, так и в истории русского искусства в целом», – цитирует заявление аукционного дома ИТАР-ТАСС.

Автопортрет с жёлтыми лилиями

Гончарова Наталья Сергеевна (1881-1962) -принадлежала к старинному дворянскому роду, приходилась двоюродной правнучкой жене А.С.Пушкина.

Наталия Гончарова вошла в русское искусство как «амазонка авангарда», новатор живописи, блестящий декоратор,живописец,график,театральный художник.Она восхищала современников редким многообразием своего дарования.

До того, как начала заниматься искусством,Наталья Сергеевна посещала занятия в Московском университете.В 1900-х гг. Гончарова много путешествовала, тогда же начала заниматься живописью. В 1901 г.

поступила в МУЖВЗ,на скульптурное отделение,за свои скульптурные работы она получила малую серебряную медаль,но вскоре оставила училище. Еще в училище Гончарова познакомилась с Михаилом Фёдоровичем Ларионовым, который вскоре стал признанным лидером художников русского авангарда.

Гончарова связала с ним свою личную и творческую судьбу, была постоянной участницей всех его художественных начинаний. Их имена неразделимы в истории русского искусства

Уголок сада

Прачки

Крестьянки

Урожай

Посадка картофеля

Лёд

На покосе

Купание лошадей

Мальчик с петухом

Эскиз костюма для литургии

К литургии Санкт-Эндрю

Мотивы иконописи

Натюрморт

Натюрморт с ветчиной

Рождество

В 1912 году М.Ларионов выдвинул идею «лучизма», одного из первых теоретических обоснований беспредметного искусства. Она была с энтузиазмом подхвачена Натальей Гончаровой.

Творить из мглы, рассветов и лучей, Включить в оправу стройную сонета Две капельки росы, три брызга света И помысел, что вот еще ничей.

К.Бальмонт

Примером работ этого времени служат «Кошка (лучистое восприятие розовое, черное и желтое)»

«Орхидеи»

Лучистые лилии

В солнечных пятнах задумчивый бор; В небе цвета перламутра; Желто-зеленый ковер.

Тихое утро.

А.Толстой

Жёлто-зелёный лес

Художница балансирует здесь на грани вполне реального сюжета и беспредметности. Однако сама она определяла этот период творчества не только как лучистый, но и как футуристический.

Среди футуристических произведений — Велосипедист»

Аэроплан над подъездом

Фабрика

Наталье Гончаровой не пришлось спешно покидать Россию  с началом гонений на авангард. Супруги обосновались в Европе за пару лет до революции,  долгое время были обеспечены театральными заказами и до конца своих дней прожили  в Париже.

«Испанка» создана в 1916 году,спустя год после того как Наталья Сергевна навсегда покинула Россию и переехала во Францию по приглашению Сергея Дягилева,предложившего ей место художника в «Русских сезонах».

Испанка

«Это истинно абстракционистское сочетание кубофутуристических форм и структуры с деталями и узорами костюма испанской танцовщицы является одной из тех новаторских работ, в которых Гончарова смогла совместить две великие прославившие ее дисциплины,рисование и сценографию.» (Christie`s.)

«Полотно Гончаровой воплощает всю экзотичность и загадочность
народных корней традиционного испанского танца»,-восхищаются британские искусствоведы.

______________

Картина продана на торгах в Лондоне аукционного дома Christie`s «Импрессионизм и модернизм» за 6,4 млн.евро ($10,2 млн).»Испанку» купил по телефону аноним, которого на аукционе представляла директор Christie`s по работе с русскими клиентами.Это позволяет считать, что покупатель был россиянином,пишет американское агентство Bloomberg.

__________________

Гончарова вдохновилась испанскими танцами после своей поездки на Пиренейский полуостров в 1916 году. Ее так захватили костюмы и мантильи местных танцовщиц,что она запечатлевала их в своих творениях вплоть до 1930-х годов.

Я не рожден царей забавить Стыдливой музою моей. Но, признаюсь, под Геликоном, Где Кастилийский ток шумел, Я, вдохновенный Аполлоном, Елисавету втайне пел. Небесного земной свидетель, Воспламененною душой Я пел на троне добродетель С ее приветною красой. Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой, И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

А.С.Пушкин

Фильм о художниках-авангардистах Михаиле Ларионове и Наталье Гончаровой.
 Сложная жизнь, запутанная любовь. Свой брак они зарегистрировали только через 50 лет после того, как фактически стали мужем и женой.

Источник: http://shinkarchuk.ucoz.com/publ/izobrazitelnoe_iskusstvo/natalja_goncharova_russkaja_khudozhnica_stala_sensaciej_v_ssha/2-1-0-557

Ссылка на основную публикацию