Описание картины николая рериха «илья муромец»

Илья Муромец картинки (фото рисунков). Описание, характеристика героя

Автор: Павел Ин

Феноменальные способности – Верования

«Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914.

Е. П. Шитиков. «Илья Муромец». 1981 г.

«Богатыри». Виктор Васнецов. 1881—1898. Изображение Ильи Муромца в центре

В городском парке Мурома был установлен памятник Илье Муромцу скульптора В. М. Клыкова

Виктор Васнецов под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники»  написал картину «Витязь на распутье».

Картина “Илья Муромец” Николая Рериха

Рисунок Илья Муромец Константина Ваильева

Голь кабацкая. Константин Васильев

Раскраска для детей на тему Ильи Муромца

Иллюстрации. Кочергин Николай Михайлович

Илья Муромец является, несомненно, центральной фигурой русского эпоса. О нем существует наибольшее количество былин, и ему посвящена целая научная литература.

Главнейшие сюжеты былин об Илье Муромце следующие: Илья получает богатырскую силу, встреча его с Святогором, поездка Ильи в Киев и встреча с Соловьем Разбойником, три поездки Ильи, ссора Ильи с князем Владимиром, Илья в Царьграде, Илья и Жидовин, Илья и Идолище, бой Ильи с паленицей, бой Ильи с сыном.

По мнению ученых старой мифологической школы, в основе образа Ильи лежит миф о светлом божестве, в основе каждого его похождения, миф, теперь затемненный, но могущий быть восстановленным. Вместе с тем, Илья Муромец – воплощение духа русского народа, в частности – крестьянства, его общинности.

Историческое лицо, которое носило бы имя Ильи Муромца, удалось найти Иловайскому в лице одного из героев Смутного времени; но былинный Илья Муромец был известен задолго до этого времени. Имя Ильи “Русского” (Ilias von Riuzen или of Graeca) встречается уже в Ortnitsag''е (XII век) и Tidreksag''е (XIII век) наряду с именем Владимира.

Древнейшие указания на Илью наших былин представляет собой письмо оршанского старосты Кмиты Чернобыльского, который говорит о силе “Ilii Muravlenina i Solowia Budimirowicza”. Следующим упоминанием является упоминание Эриха Лясоты о “Morowlin''е”.

По-видимому, в XVII веке в Киеве Илья Муромец был признан святым, и мощи его до сих пор показываются в Киево-Печерском монастыре. Заслуживает внимания, что в древнейших списках былин (XVII век) его имя носит Муровец; точно также в финских пересказах былин имя передается Muurovitza. Все это указывает, что древнейшей формой его имени было – не Муромец, а Муровец или Муровлен.

В поисках исторической основы образа Ильи обращались к летописному свидетельству о сыне Ярослава, носившем имя Ильи. Но, не говоря уже о том, что место в летописи (I Новгородской) не ясно, вряд ли возможно предположить, чтобы ничем не замечательный князь дал начало образу первого богатыря. Более вероятным представляется другое мнение, возводящее Илью Муромца к Олегу.

Имя Илья сближается с именем Олег через форму Eligas.

Если принять во внимание, что большая часть подвигов Ильи (если не все) носит на себе печать бродячих мотивов, известных эпосам разных народов, то надо признать, что историческая основа образа Ильи и былин о нем далеко не выяснена, и что открытым остается самый вопрос о том, насколько существенны в данном случае исторические элементы.

Из параллелей наиболее убедительны параллели с Рустемом и Асфендиаром, приводимые Вл. Стасовым и потом Вс. Миллером в его “Экскурсах”. Сходство некоторых былин об Илье с соответствующими местами Рустемиады очень велико и не может быть случайно. Сам автор этой гипотезы (Вс. Миллер), однако, отказался от нее в позднейших работах и склонился к точке зрения “исторической” гипотезы.

Этот образ пережил, по-видимому, значительную эволюцию. Новым, зависящим от перехода эпоса в крестьянскую среду, является крестьянское обличьё и происхождение Ильи. В начале он, по-видимому, был дружинником. Смутное время наложило на него свою печать, сделав его “казаком”, и, наконец, на дальнем севере он оказался крестьянским сыном.

За эту долгую жизнь образ Ильи в былевом эпосе расширился, по-видимому, за счет других Богатырей, вытеснив их из некоторых сюжетов, и, несомненно, привлек к себе значительное количество различных бродячих сюжетов. Во время боя Перуна со Змеем Добрыня Никитич метнул в него шапку с землёй, Илья Муромец — стрелу, Алёша Попович поразил его заклинанием — позвал тучу, чтобы намочить крылья коня Тугарина; на втором этапе чудовище убивают. Один из подвигов Ильи Муромца состоял, в убиении нечестивого Идолища, который пожирал зараз по целому быку жареному и пил по котлу меда или пива, а котел был так велик, что его с трудом поднимали двадцать силачей. Не зря Идолище иногда называют Едалищем. Илья Муромец в сюжете с участием Святогора выступает как аналог героя сказки. Чаще всего Горыня, Дубыня и Усыня выступают вместе, образуя законченную триаду. Эта триадическая схема (вероятно, поздняя) отразилась в образах трех эпических богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.

Рисунки Ильи Муромца в маркетинге и искусстве

Илья Муромец, чье имя является символом недюжинной силы и заступничества, стал самым популярным героем из трех богатырей (знаменитая картина Васнецова сама по себе породила множество брендов).

Еще в первой половине XX века в честь Муромца называли боевые корабли и бомбардировщики, танки и бронепоезда, а в XXI картинки Ильи Муромца стали появляться в компьютерных игр.

Прототипом былинного героя считают преподобного Илию Печерского, чьи мощи хранятся в Киево-Печерской лавре. В 2012 году мощи привезли для поклонения в Россию.

Описание жизни Ильи Муромца

Согласно былине Исцеление Илья Муромца этот богатырь до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Кто они — во всех советских изданиях опущено; в дореволюционном же издании былины считается что «калики» — это Христос с двумя апостолами[5].

Калики, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду.

Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить.

После, Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано.

Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.

 В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.

Источник: http://www.zagadochnaya-sila.ru/sposobnosti/208-verovaniya/626-muromech.html

Илья Муромец: биография былинного героя, в фильмах, на картинах, памятники богатырю

Прототипом былинного героя считается воин и монах Илия, чудотворец Муромский, живший в XII веке во время княжения Владимира Мономаха. Ратные подвиги Ильи окутаны легендами, а в конце жизни он принял монашество и упокоился в Киево-Печерской лавре.

Читайте также:  Описание картины уильяма ханта «пробудившийся стыд»

Жизнеописание

Историки до сих пор спорят, кто был прообразом былинного героя. По легенде, им стал силач Чобитько, одержавший немало воинских побед. Так, например, однажды он перебил врагов сапогом за неимением лучшего оружия — за что получил в народе прозвище «Чоботок», то есть «Сапожок».

После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что Илья погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем, когда войска половцев разгромили лавру.

В 1988 году экспертизу мощей святого провела специальная комиссия Минздрава. Исследователи выяснили: преподобный страдал заболеванием позвоночника, а тело его покрывали следы многочисленных ранений. Смерть, как считают, наступила от удара копья или меча в грудь, сквозь прикрывавшую ее левую руку.

Именно таким — с одной пронзенной ладонью, а другой сложенной для крестного знамения — описывает Муромца в 1701 году настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов. В своем «Путешествии в Святую землю» он замечает: «Глубоко символично, что левая рука его свидетельствует о служении воина, а правая — о молитвенном подвиге».

Былинная биография

В былинах череда героических событий поджидала Илью после 30-летия, а до этого времени он страдал: «не владел» ни руками, ни ногами. Существует гипотеза, что это было редкое гормональное заболевание, спровоцировавшее в том числе и физические габариты богатыря.

Однажды он, как обычно, сидел дома на печи, когда в ворота ему постучали странники и попросили впустить их. Илья встал, открыл двери — и только тут осознал, что исцелен.

С этого момента началась жизнь, полная испытаний: встреча с самым древним русским богатырем — великаном Святогором, поездка к «камене неподвижному» за оружием и доспехами и подвиги на благо родной земли.

Упоминают Муромца даже европейские легенды. Например, в германских эпических поэмах ХIII века представлен он витязем Ильей Русским — княжеского рода и небывалой силы. Ilian von Riuzen помогает правителю Гарды добыть невесту и тоскует по Родине, по оставшимся на Руси жене и детям.

Илья Муромец в литературе

Известный российский филолог, исследователь русского эпоса Сергей Азбелев насчитал пятнадцать героических сюжетов, связанных с богатырем Ильей Муромцем.

К его образу обращались не только сказители — например, крестьянский богатырь предстал галантным рыцарем в неоконченной поэме «Илья Муромец» Николая Карамзина.

«Он подобен мирту нежному: / тонок, прям и величав собой», — рассказывал «слогом древности» знаменитый историк.

Алексей Толстой написал о былинном богатыре балладу «Илья Муромец», в которой богатырь предстает уже в почтенном возрасте: «Под броней с простым набором, / Хлеба кус жуя, / В жаркий полдень едет бором / Дедушка Илья», а Василий Шукшин сделал былинного богатыря участником воображаемого спора классических литературных героев в современной библиотеке в рассказе «До третьих петухов».

Образ в кинематографе

По мотивам былин в 1956 году был снят первый в Советском Союзе широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец» с Борисом Андреевым в главной роли. Режиссер Александр Птушко за эту работу два года спустя был удостоен почетного диплома Международного кинофестиваля в Эдинбурге.

Специально для съемок на берегу Симферопольского водохранилища пришлось воссоздать Древний Киев. Эпическая картина потребовала участия более ста тысяч военнослужащих и одиннадцати тысяч лошадей. Костюмы для богатырей были изготовлены по картине Виктора Васнецова «Богатыри».

Образ Ильи Муромца использован в кинолентах «Этот негодяй Сидоров», «Приключения в Тридесятом царстве», «Реальная сказка». В 70-х годах ХХ века и в 2007 году былинный богатырь стал героем мультипликационных фильмов.

На картинах русских художников

Илью Муромца не раз изображали и художники, и иллюстраторы: Николай Рерих и Василий Верещагин, Константин Васильев и Николай Кочергин. Главное во всех образах — недюжинная сила русского богатыря. Наиболее часто к былинному сюжету обращался Виктор Васнецов.

Илья на картине «Богатыри» — образ собирательный. Во время работы над полотном , прообразами становились то крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, то абрамцевский кузнец, то извозчик, которого художник случайно встретил в Москве и уговорил позировать.

Картина Васнецова «Витязь на распутье» появилась под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники», над образом художник работал на протяжении десяти лет и написал два полотна: в 1877 и в 1882 году.

Изначально богатырь был повернут лицом к зрителю, в окончательном варианте мы видим уже лишь понурые плечи и опущенную голову богатыря, в размышлениях взирающего на камень.

Сам художник подчеркивал, что текст надписи взят из былинной поэзии.

Илья Муромец в бронзе

Хоть и минули века с описанных народным эпосом событий, но образ былинного героя не теряет свою актуальность. В 1999 году на берегу Оки в городе Муроме установлен памятник Илье Муромцу.

Известный скульптор Вячеслав Клыков — автор памятника монументу маршалу Жукову на Манежной площади в Москве — соединил в бронзе образ богатыря и монаха. Под богатырской кольчугой — монашеское одеяние, в одной руке меч, а в другой — православный крест.

Памятники Илье Муромцу есть также во Владивостоке, Екатеринбурге, Ижевске.

В небесах, на земле и на море

В честь Муромца называли корабли, самолеты, поезда, автомобиль и даже танк. В 1913 году первый серийный многомоторный бомбардировщик, разработанный конструктором Игорем Сикорским, получил это гордое имя за небывалую для того времени грузоподъемность. Первая в мире эскадра бомбардировщиков «Илья Муромец» принимала участие в Первой мировой войне.

Бронепоезд «Илья Муромец» был подарен фронту в начале Великой Отечественной войны железнодорожниками Муромского узла.

За всю войну легендарный состав не получил ни одного серьезного повреждения, прошел боевой путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере и был удостоен ордена Александра Невского. В 1971 году бронепоезд стал военным памятником, он установлен в Муроме.

На адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга достраивается ледокол, названный в честь богатыря, и после завершения работ, в конце 2017 года, «Илья Муромец» заступит на службу.

Источник: https://www.culture.ru/materials/162545/ilya-muromec-bogatyr-sily-i-dukha

Картина Николая Рериха Илья Муромец и другие шедевры

Николай Рерих – человек удивительный. Художник и писатель, философ и общественный деятель, исследователь и ученый, он стоит у истоков не только целого религиозно философского учения, но и особых эзотерических взглядов на мировое пространство и культуру будущего. Понятие «эра Водолея» тоже связано именно с гениальной личностью Рериха.

Мистический художник

Живопись – один из главных инструментов познания мира и отражения этого познания в материальных формах. Каждая картина Николая Рериха – самобытный взгляд в прошлое и современность, попытка осмыслить исторические и этические моменты бытия.

Исконная русская культура, связи Востока и славянства – вот сфера интересов художника. Изучению Древней Руси, ее традиций, самобытности и высокой духовности он посвятил много лет. Поэзией старины овеяна картина Николая Рериха «Гонец» («Восстал род на род»). Она относится к циклу «Славяне и варяги».

Вообще, цикличность – характерная примета творчества живописца.

Рериковский «Богатырский фриз»

В Государственном Русском музее Санкт Петербурга висит картина «Илья Муромец» Николая Рериха. Создана она была в 1910 году и является частью сюиты «Богатырский фриз». Это живописное панно, украшающее столовую в знаменитом доме Баженова в Петербурге. Сейчас в здании находится библиотека имени Чехова.

А панели из панно перешли в собственность музея. Русский фольклор, в частности были, живо интересовали художника, будоражили воображение, служили источником творческого вдохновения. Особенно важными, значительными представлялись Рериху фигуры народных защитников богатырей – Ильи Муромца и Микулы Селяниновича.

Читайте также:  Описание картины николая ге «совесть. иуда»

Они, легендарный Садко и другие герои народных эпосов и были запечатлены в композициях «фриза». Безымянный витязь и Баян, словно сошедшие со страниц «Слова о полку Игореве», Вольга и Соловей разбойник возвращают зрителя к «делам давно минувших дней».

Монументальная работа является высшим всплеском увлечения Рериха древними былинами.

Образ Ильи

Но вернемся к одному из главных героев фриза – могучему и славному Илье Муромцу. Как и в народных эпосах, он олицетворяет здесь защитника отчего края и народа, его воинскую доблесть и исконный патриотизм. А потому богатырь изображен в теснейшей связи со своей землей.

Потому за фигурой Ильи синеют, куда ни глянь, реки и озера, высятся холмы и леса, видятся белокаменные города со златоглавыми церквями. Словно находясь в дозоре, вскинул богатырь свой лук, натянул тетиву и зорко вглядывается в окрестности. Заметит подозрительное что то – и птицей устремится его стрела прямо во вражеское сердце.

Возвышается Илья Муромец над всеми русскими пределами, будучи непоколебимым заслоном на пути всего, что может принести боль и страдания Родине.

Любимый сюжет

Да, у каждой творческой личности они есть – любимая тема, сокровенный сюжет – наиболее близкие и дорогие, отвечающие самым глубоким движениям сердца и ума, самым тонким настроениям души. Картина Николая Рериха «Заморские гости» яркий тому пример.

Здесь есть большинство деталей и мотивов, переходящих из полотна в полотно. Это и вечные странники корабли, и традиционный холмистый пейзаж, и живая водная стихия.

И даже красочный колорит тоже традиционен: голубые и зеленые оттенки, мягкие, спокойные тона, столь характерные для северо русских пейзажей. Находится картина в Уфе, в Башкирском Государственном музее им. Нестерова.

Посвящена она, по словам самого художника, одному из важнейших моментов древнерусской истории – прибытию в 14 веке на Русь Рюрика, и относится к одному из лучших творений гениального художника.

Источник: https://autogear.ru/article/174/736/kartina-nikolaya-reriha-ilya-muromets-i-drugie-shedevryi/

Илья Муромец: богатырь силы и духа

Прототипом былинного героя считается воин и монах Илия, чудотворец Муромский, живший в XII веке во время княжения Владимира Мономаха. Ратные подвиги Ильи окутаны легендами, а в конце жизни он принял монашество и упокоился в Киево-Печерской лавре.

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

Историки до сих пор спорят, кто был прообразом былинного героя. По легенде, им стал силач Чобитько, одержавший немало воинских побед. Так, например, однажды он перебил врагов сапогом за неимением лучшего оружия — за что получил в народе прозвище «Чоботок», то есть «Сапожок».

После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что Илья погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем, когда войска половцев разгромили лавру.

В 1988 году экспертизу мощей святого провела специальная комиссия Минздрава. Исследователи выяснили: преподобный страдал заболеванием позвоночника, а тело его покрывали следы многочисленных ранений. Смерть, как считают, наступила от удара копья или меча в грудь, сквозь прикрывавшую ее левую руку.

Именно таким — с одной пронзенной ладонью, а другой сложенной для крестного знамения — описывает Муромца в 1701 году настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов. В своем «Путешествии в Святую землю» он замечает: «Глубоко символично, что левая рука его свидетельствует о служении воина, а правая — о молитвенном подвиге».

БЫЛИННАЯ БИОГРАФИЯ

В былинах череда героических событий поджидала Илью после 30-летия, а до этого времени он страдал: «не владел» ни руками, ни ногами. Существует гипотеза, что это было редкое гормональное заболевание, спровоцировавшее в том числе и физические габариты богатыря.

Однажды он, как обычно, сидел дома на печи, когда в ворота ему постучали странники и попросили впустить их. Илья встал, открыл двери — и только тут осознал, что исцелен. С этого момента началась жизнь, полная испытаний: встреча с самым древним русским богатырем — великаном Святогором, поездка к «камене неподвижному» за оружием и доспехами и подвиги на благо родной земли.

Упоминают Муромца даже европейские легенды. Например, в германских эпических поэмах ХIII века представлен он витязем Ильей Русским — княжеского рода и небывалой силы. Ilian von Riuzen помогает правителю Гарды добыть невесту и тоскует по Родине, по оставшимся на Руси жене и детям.

«Велик и разнообразен почтенный сонм витязей, собравшихся вокруг великого князя Киевского Владимира, все они выражают многие стороны русского духа. Но могущественнее их всех избранник народа русского Илия Муромец…» Историк и лингвист Константин Аксаков

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ В ЛИТЕРАТУРЕ

Известный российский филолог, исследователь русского эпоса Сергей Николаевич Азбелев насчитал пятнадцать героических сюжетов, связанных с богатырем Ильей Муромцем.

К его образу обращались не только сказители — например, крестьянский богатырь предстал галантным рыцарем в неоконченной поэме «Илья Муромец» Николая Карамзина.

«Он подобен мирту нежному: / тонок, прям и величав собой», — рассказывал «слогом древности» знаменитый историк.

Алексей Толстой написал о былинном богатыре балладу «Илья Муромец», в которой богатырь предстает уже в почтенном возрасте: «Под броней с простым набором, / Хлеба кус жуя, / В жаркий полдень едет бором / Дедушка Илья», а Василий Шукшин сделал былинного богатыря участником воображаемого спора классических литературных героев в современной библиотеке в рассказе «До третьих петухов».

ОБРАЗ В КИНЕМАТОГРАФЕ

По мотивам былин в 1956 году был снят первый в Советском Союзе широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец» с Борисом Андреевым в главной роли. Режиссер Александр Птушко за эту работу два года спустя был удостоен почетного диплома Международного кинофестиваля в Эдинбурге.

Специально для съемок на берегу Симферопольского водохранилища пришлось воссоздать Древний Киев. Эпическая картина потребовала участия более ста тысяч военнослужащих и одиннадцати тысяч лошадей. Костюмы для богатырей были изготовлены по картине Виктора Васнецова «Богатыри».

Образ Ильи Муромца использован в кинолентах «Этот негодяй Сидоров», «Приключения в Тридесятом царстве», «Реальная сказка». В 70-х годах ХХ века и в 2007 году былинный богатырь стал героем мультипликационных фильмов.

НА КАРТИНАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

Илью Муромца не раз изображали и художники, и иллюстраторы: Николай Рерих и Василий Верещагин, Константин Васильев и Николай Кочергин. Главное во всех образах — недюжинная сила русского богатыря. Наиболее часто к былинному сюжету обращался Виктор Васнецов.

Илья на картине «Богатыри» — образ собирательный. Во время работы над полотном, прообразами становились то крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, то абрамцевский кузнец, то извозчик, которого художник случайно встретил в Москве и уговорил позировать.

Картина Васнецова «Витязь на распутье» появилась под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники», над образом художник работал на протяжении десяти лет и написал два полотна: в 1877 и в 1882 году. Изначально богатырь был повернут лицом к зрителю, в окончательном варианте мы видим уже лишь понурые плечи и опущенную голову богатыря, в размышлениях взирающего на камень.

Сам художник подчеркивал, что текст надписи взят из былинной поэзии.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ В БРОНЗЕ

Хоть и минули века с описанных народным эпосом событий, но образ былинного героя не теряет свою актуальность. В 1999 году на берегу Оки в городе Муроме установлен памятник Илье Муромцу.

Известный скульптор Вячеслав Клыков — автор памятника монументу маршалу Жукову на Манежной площади в Москве — соединил в бронзе образ богатыря и монаха. Под богатырской кольчугой — монашеское одеяние, в одной руке меч, а в другой — православный крест.

Памятники Илье Муромцу есть также во Владивостоке, Екатеринбурге, Ижевске.

В НЕБЕСАХ, НА ЗЕМЛЕ И НА МОРЕ

В честь Муромца называли корабли, самолеты, поезда, автомобиль и даже танк. В 1913 году первый серийный многомоторный бомбардировщик, разработанный конструктором Игорем Сикорским, получил это гордое имя за небывалую для того времени грузоподъемность. Первая в мире эскадра бомбардировщиков «Илья Муромец» принимала участие в Первой мировой войне.

Бронепоезд «Илья Муромец» был подарен фронту в начале Великой Отечественной войны железнодорожниками Муромского узла. За всю войну легендарный состав не получил ни одного серьезного повреждения, прошел боевой путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере и был удостоен ордена Александра Невского. В 1971 году бронепоезд стал военным памятником, он установлен в Муроме.

На адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга достраивается ледокол, названный в честь богатыря, и после завершения работ, в конце 2017 года, «Илья Муромец» заступит на службу.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38913375-ilya-muromets-bogatyr-sily-i-duha/

Картина В. Васнецова «Богатыри»

В. М. Васнецов

Картина «Богатыри» – не только самое известное полотно художника В. Васнецова, но и, пожалуй, самая известная картина во всей русской живописи. Репродукции «Богатырей» можно увидеть и в школьных учебниках, и в иллюстрированных журналах, и в рамках на стенах в помещениях…

Но такая понятная и с детства близкая каждому русскому человеку картина создавалась 27 лет, если считать её началом карандашный набросок 1871 г., затем эскиз, созданный художником в Париже в 1876 г., и готовую картину, законченную в 1898 г. В этой картине выражен дух русского народа.

Описание картины В. Васнецова «Богатыри»

В. Васнецов “Богатыри”

Богатыри на картине воспринимаются сразу все вместе, причём зритель видит их как бы стоящими на возвышенности и поэтому подчиняется торжественности изображённого момента.

Читайте также:  Описание картины пьетро перуджино «мадонна»

Богатыри изображены на фоне природы, и это исторически точная передача сути хранителей Земли русской, каковыми и были богатыри.

Пейзаж сливается с особенностями персонажей, дополняет их и переплетается с ними: развеваются ковыль и конские гривы; хищная птица подчёркивает опасность, с которой постоянно сталкиваются богатыри; лес вдали, вечный и мощный, подчёркивает мощь защитников.  

Илья Муромец (фрагмент картины В. Васнецова)

В центре картины – Илья Муромец. Это простой, но могучий богатырь с густой чёрной бородой, в нём все чувства, кажется, находятся в уравновешенном состоянии: сила и большое знание жизни; доброта и грозный вид.

Одну руку он напряжённо поднял к глазам, зорко всматриваясь в даль – рука этого могучего богатыря, кажется, совсем не отягощена грузной палицей. В другой руке – копьё. Конь – под стать ему: могучий тяжеловоз с густой чёрной гривой.

Алёша Попович (фрагмент картины В. Васнецова)

Справа (от зрителя) – самый младший богатырь – Алёша Попович.

К его седлу прикреплены гусли, а это говорит о том, что Алёша не только смел, но ещё и талантлив – певец, гусляр… Но гусли рядом, на случай, а в руках всё-таки лук и копьё, тут же и колчан со стрелами.

Алёша Попович ещё молод и неопытен, но он чувствует себя уверенно рядом с Ильёй Муромцем. Лошадь Алёши также под стать ему: небольшая и молоденькая.

Добрыня Никитич (фрагмент картины В. Васнецова)

Третий богатырь – Добрыня Никитич. Это грамотный и вдумчивый богатырь. Тонкие черты его лица подчёркивают  его «вежество» (знания). Это дипломат по своей сути, умеющий, при необходимости, обсудить с противником самые сложные проблемы. И лошадь у Добрыни особой стати, красивая и изящная.

Тяготение В. Васнецова к русской древней культуре чувствуется во многих его полотнах, знакомых всем нам с детских лет.

«Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим», – говорил он.

Но «Богатыри» – это самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова, это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа», – писал В. Стасов.

Судьба картины В. Васнецова

Павел Михайлович Третьяков, пристально следивший за всем новым, что появлялось в русской живописи его времени, увидел готовую картину в этом же, 1898 г. Он молча смотрел на неё несколько минут, вглядываясь в детали, и немедленно её приобрёл. Так «Богатыри» навсегда обрели себе дом – и до сегодняшнего дня картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

А уже в марте-апреле 1899 г. в помещении петербургской Академии художеств была устроена персональная выставка художника В. Васнецова, на которой было представлено 38 его полотен. В центре выставки были «Богатыри».

Прообразы персонажей картины В. Васнецова «Богатыри»

Известно, что Илья Муромец – историческое лицо. Но на исторический прототип былинного героя претендуют две личности: силач родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре с именем Илия и причисленный в 1643 г.

 к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец», и Илейко Муромец (Илья Иванович Коровин), который в конце царствования Бориса Годунова находился в казачьем отряде в составе войска воеводы князя Ивана Хворостинина.

Эти два исторических лица в результате народной переработки былин  превратились в Илью Муромца из села Карачарово под Муромом.

По первой теории, Илья Муромец жил в XIIв. и скончался в Киево-Печерской лавре в 1188 г.

В соответствии с былинами, богатырь Илья Муромец до 30 лет «не владел» руками и ногами, а затем чудесно исцелился от старцев. Затем он идёт на службу к князю Владимиру.

Я иду служить за веру христианскую, И за землю русскую, Да и за стольный Киев град,

За вдов, за сирот, за бедных людей…

Имя Ильи Муромца упоминается во многих былинах киевского цикла: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином».

Памятник Илье Муромцу в г. Муроме

Добрыня Никитич – второй персонаж картины Васнецова – менее популярная личность, но также достаточно известный богатырь эпоса Киевской Руси. Считается, что он служил при князе Владимире, его и самого иногда называют «князем», в чём проявляется уважение к его познаниям и умению исполнить любое поручение.

Иногда Добрыню Никитича отождествляют с рязанским богатырём Добрыней по прозвищу «Золотой пояс».

Третий богатырь, Алёша Попович, считается собирательным образом богатыря. Но и у него есть исторический прототип: суздальский боярин Александр (Олеша) Попович. Это был знаменитый воин нескольких князей Киевской Руси.

По легенде, Александр (Олеша) Попович погиб в битве на реке Калке 31 мая 1223 г.: «И Александр Попович ту убиен бысть с иними 70 храбрых» (Суздальская летопись XV в.).

Источник: http://www.palitra.co/post/404

Выставка Николая Рериха

     В Русском музее открылась выставка Николая Рериха, которая продлится до 7 июля. Последний раз такая выставка была проведена 40 лет назад. Поэтому я, конечно же, очень хотела её посетить. Изучив  анонсы, я узнала,  что буду представлены полотна, посвященные богатырской теме. Вот как об этом написано на сайте самого Русского музея:

Мне, естественно, захотелось сводить на такую выставку и Артёма. И сегодня мы отправились созерцать красоту. Мы были в таком предвкушении, в таком ожидании! Но, к сожалению, богатырский фриз выглядел более чем скудно. Отсутствовало полотно «Святогор». На стене одиноко висел «Илья Муромец» пускающий куда-то стрелы.

И только дома, просмотрев каталог, мы поняли, что целился и попал он в Соловья-разбойника.

Фотографировать было нельзя, и сделанная тайком фотография не удалась. Зато передаёт размеры полотна.
Святогор. Н.Рерих.

По факту из богатырского фриза мы посмотрели «Садко», «Микула Селянинович»,  «Илья Муромец» и «Вольга Святославович». Картины впечатляют размерами. «Садко» действительно очень велика и занимает в длину всю стену(даже репродукцию не смогла найти). Но, поскольку тема Садко не ярко выражена в плане богатырства, битв и т.д.

, то на Артёма она впечатления не произвела никакого: “Ну, картина, ну, большая. А богатырь-то где?”

Микула Селянинович. Н.Рерих
Вольга  Святославович. Н.Рерих
Илья Муромец. Н.Рерих.
Соловей-разбойник. Н.Рерих.

А ещё  Артём насмотрелся на огромное количество картин с изображением гор! Красные горы, синие горы, жёлтые горы, розовые горы! Горы, освещенные закатным солнцем и рассветным, горы в ночи.

Полотна изумительные. Я открыла для себя новое. Около каждого хотелось задержаться и рассматривать, рассматривать. Поразительно, что художник использует достаточно яркие, насыщенные цвета, но горы выглядят понятно и естественно!

Выставка, не смотря на подпорченное впечатление от богатырских картин,  –  удалась!

Придя домой, мы с удовольствием рассматривали альбом с репродукциями. Тёма радостно кричал, встретив на страницах виденную картину. Почему-то ему особенно понравилась картина с глубокой дырой (его слова) и «Кришна».

Декорации в Пер Гюнту. Н.Рерих.
Кришна. Н.Рерих.

А потом мы решили нарисовать горы, как у Рериха. Я распечатала репродукцию на принтере, и мы приступили. Сначала пытались подобрать нужный цвет, но у нас он оказался ярче. 

 Потом Артёмка рассматривал, где чёрный утёс, где синий, где фиолетовый. Но я зря дала ему акварельные краски – они стали расплываться и смешиваться. Поэтому мы оставили всё сохнуть, а  потом по высохшему уже листу я провела  чёткие  контуры. Вот такая картина  у нас получилась.

Источник: http://mama-inga.blogspot.com/2014/04/rerix.html

Ссылка на основную публикацию