Описание картины николая рериха «святой сергий радонежский»

Николай Рерих. Святой Сергий Радонежский

В записной книжке нашел красивое описание картины Николая Рериха “Святой Сергий Радонежский”. На самом деле, художник писал эту картину как минимум дважды, и детали этих вариантов сильно отличаются. Николай Рерих большое значение вкладывал в малейшие детали и символы картины, ведь он писал Историю, которая для него была живой.

И вместо слов у него были краски и символы.Мой друг несколько лет назад, глядя на оба варианта, сложил свои впечатления вот в такую Песнь.Проходит время, и во многом житие Подвижников забывается, становится внешним и далеким, не связанным с настоящей жизнью.И силы тьмы трудятся над искажением и принижением пресветлых обликов.

Но кто, как не Подвижники, пролагают путь и являют образец для подражания на многие тысячелетия.Из дневников Е.Рерих узнаем, что ее Учитель посчитал необходимым и важным запечатлеть истинный образ Св.Сергия.Так родились замечательная книга «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» и картина Н.Рериха «Святой Сергий Радонежский».

Когда рисует обычный человек или выражает свои мысли, идеи, мировоззрение – это одно.Когда земной художник запечатлевает мысли, вдохновленные из тонкого мира, – это иное.Но когда живописует Мастер, иеровдохновленный самим Преподобным, когда каждый мазок происходит в состоянии, погруженном в Мир Сергия, то это больше, чем символ или просто картина.

Это сами Небеса запечатлены на холсте, это понимание самого художника, переживающего погружение в Небеса.Сила настоящего искусства в красоте и простоте. Нет сложности, но рассказывается о Высочайшем. Узор и композиция не сложны, но непостижимо явлена многогранность идей, качеств и оттенков мыслечувств: это как бы поле для проявления жизни души.

И каждый может найти по-своему.

Кто-то увидит красоту форм, другой узнает смысл знакомых символов, кто-то поймет аллегорические смыслы, а кто-то погрузится в атмосферу картины и вместит переживания художника и Мир самого Сергия – сами Небеса расскажут ему об этом, и каждый вместит по размеру сосудов своих…В центре картины – изображение Сергия в молитвенном Предстоянии.

Что мы знаем о молитве?В молитве люди с чем-то обращаются к высшему: обычно с просьбой чего-то или за кого-то.Но мы помним, что это молится не обычный человек, но сам Высочайший, хотя Он и видится нам воплощенным, как человек, а значит и имеющим все человеческие ограничения.

Что это за состояние, каковы должны быть движения души, чтобы приобщиться? Как нужно просить, какова соизмеримость, мотивы и этика Предстояния в духе, что это за труд такой и деяние – молитва?В фигуре Сергия чувствуется торжественность и достоинство, отрешенность от всего внешнего.

Ведь ничего не может быть более важным, главным, священным и трепетным, чем Предстояние перед Высшим. Одно дело, когда молящийся ещё не убедился в реальности Небес и обращается в неведении; иное – когда уже убедился. Но каждый раз соприкосновение с Небесным – потрясение и необычность, как в первый раз.Каждый раз это таинство, происходящее в глубине души.

Потому фигура Сергия изображена одиноко, вдали от людей.В радости и умиротворении ждет молящийся, когда чистота и красота отношений и Домов Небесных начнет опускаться на землю и окутывать, подобно тому, как белый свет окутал Святого на картине Н.Рериха.Не откроются Небеса, пока сам молящийся не станет подобным жителям Небес – Небожителям.

Простая одежда Сергия как бы подчеркивает нищету молящегося перед Небесами, перед глубиной и богатством сокровищ небесных; говорит о том, что не твои Они, но ты принадлежишь Им и можешь только приносить лучшие дары собственных трудов и мыслей и преумножать доверенное. Но всегда к сокровищам этим ты можешь вернуться, если сердце твое Там. А земное богатство, сверх необходимого, только мешает.Так и жил Сергий в жизни земной – только самым простым и необходимым.

Матф.6:19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

И как бы ни был велик Дух, и сколько бы ему ни открылось, но богатства небесные бездонны.Это не измышленное состояние, но внутреннее чувство естества, природа Высшего Я, когда узда духа наброшена на человеческие чувства, а ум уже не властен над тобой и жажда Небес – не твоя.

Но как естественно стремишься ты дышать и дышишь, так же естественно такой Человек стремится дышать красотой Небес, стремится жить Небесами.Голова Сергия едва наклонена вперед, а взор как бы потуплен, что говорит о великом смирении его сердца пред высшей Мудростью, перед беспредельностью небесного Отца.

Но не за благодатью и не за переживаниями пришел Сергий к Небесам, но за трудами и с приношением даров.О трудах земных Сергия известно многое, но каков он, труд молитвенный?Если посмотреть на лик Преподобного, то чувствуется сосредоточенное напряжение, всматривание в Небеса, что находятся хотя и внутри Него, но всё же снаружи, и ожидание ответа.

Он как бы стал внутри себя стрелой – в полете, стремящейся к цели, самим полетом радостного и смиренного ожидания. И даже тень, короткая от полуденного солнца – как стрела.Все огни напряжены, и угадывающиеся по тени вокруг Преподобного белые языки пламени Пространственного Огня как бы созвучат этому горению и устремляются навстречу порыву Святого, окружают Его в огненном Предстоянии.

Недвижимо подвижным предстает перед нами воплощенный Предвечный: как огонь не может жить без движения, хотя и разлит в пространстве, так и Разум Сергия подвижно-неподвижен.И дома небесные открываются, рассказывая о сужденных построениях, словно отбрасывая тени на землю перед Сергием.Небеса кармически не принадлежат человечеству, «мир долин антагонистичен миру гор».

И только тот, кто принадлежит воплощенному человечеству, может соединить в своем сознании землю и Небеса. И через себя устремить небесный ток на земное Человечество. И не каждому это доступно – слишком велика разница звучаний между этими сферами, слишком большим диапазоном Разума преодолевается эта разница. Но, взрощенный так, такой Разум воистину живет во всех Сферах одновременно.

Сергий стоит на возвышении, как бы на шаре земном, а над ним – сфера Небес, которой он касается челом. Фигура Сергия выделяется по размерам по отношению к другим элементам картины, что говорит о величине его Духа.То, что значит прикасание к Небесному Огню в воплощенном состоянии, известно из Жития Преподобного.

Когда его посетила Богородица в огненном теле, даже Он поседел, а послушник, оказавшийся рядом, упал замертво. Прикосновение к Небесам потрясает всё естество, вплоть до тела физического.В руках у Сергия русский православный храм на рушниках – как символ Руси.Трепетно и бережно, и с великой любовью несет этот дар Сергий Небесам – этот предмет его забот и радостных трудов.

Не о себе вопрошает Сергий у Небес, а о благе Руси, о лучших путях и лучшем строительстве.

«К Сергию пришел Святитель Алексей с вопросом – что делать? Сергий ответил: “Помоги земле Русской”. Когда Сергия спросили крестьяне – что делать? – он ответил: “Помогите земле Русской”. Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: “Помоги земле Русской!” Когда позвал вас, сказал: “Помогите земле Русской”».

И не только вопрошал, но за плечами его уже было земное строительство и воплощение Указов.

Знаем земные труды Сергия как строителя государства, как духовного вождя и вдохновителя и объединителя народа Русского; как строителя духовных общин и традиций, как попечителя искусства, как заступника Руси, как заботливого Наставника и смиренного собрата даже в быту.

И все труды земные были наполнены высшим смыслом, когда вокруг была смута и разрушение.

«И лилеи возрастут на камени,И келию отвори первому лучу.

И птицы воспоют славу труду».

Сергий – также реформатор и возродитель истинных духовных традиций.

Подобно тому, как православные храмы уподобились на картине по своей архитектуре Твердыне, о которой иногда говорил Сергий, но никогда не называл её места, так, используя среду Православия, он изменил суть внутримонастырской жизни, наполнив её духовными смыслами.

Сделал монастыри, огражденные стенами, источником и хранителем идей, оплотом объединения, защиты и развития Руси. И это его Приношение земле и Небу символично изображено поодаль от Святого. То – изображение Сергиевой Лавры, Славу которой он отдал Небу, оставив себе Труды.

Как сам трудился, тому учил и учеников своих.

«Так Сергий приветствовал начало каждого сотрудничества. Он посылал учеников своих на полевые работы к крестьянам, чтобы помочь им и получить возможность говорить о просвещении духа. Так пользуйтесь каждым случаем, чтобы посеять зерна по качеству пашни.» Дневники Е. Рерих.

Как и Будда, и Христос, он вводил в общинную монастырскую жизнь суровую дисциплину и запрещал действовать магией и механическими средствами, но следил, чтоб лишь уделом духа и трудами достигали сердечного возношения.Даже преломление хлебов при трапезах для него имело смысл преломления и передачи небесной Мудрости.

Труды Сергия как последователя Плана и Учения Христа проходили под Знаком Христа.Перед Сергием изображен Спас. То, что изображение стоит на земле, означает завет Христа – всё сужденное и полученное свыше должно быть осознано и воплощено трудами земными, «руками и ногами человеческими».

«Простота, красота и бесстрашие – Христос и Будда ничего иного не говорили.

И благо, если дух трепещет этими заветами».

Эти три принципа легли и в основу трудов Сергия, и символично древний знак из 3 оснований (Знамя Мира) изображен на рушнике, обрамляющем Храм в его руках.А ещё Христос говорил:

«О, как Аум проникает в сознание человеческое!»
Криптограммы Востока

Когда высокий дух прикасается к мыслям сфер высших, когда сочетает их пространственным огнем, находясь на земле, тогда рождается АУМ, психическая энергия наивысочайшего качества, которая в земных условиях может в красоте и простоте открыть людям путь Духа и подвигнуть к Небесам.

Так все Труды Небесные становятся трудами земными.Таковы результаты трудов того, кто способен на огненное Служение. Потому над Сергием изображен треугольник с прозревающим оком – как символ АУМа.

«1967 г. 270. (Гуру).

Сергий, несмотря на то, что Находился в уединении, вдалеке от городов, Вращал вокруг Себя сознание целого народа».
Грани Агни Йоги

Не случайно Явление Св.Сергия.Времена те были тяжелые, враги внешние вынашивали планы завоевания Руси.Но ещё опаснее были распри и внутренние междуусобные войны, разъединение и стремление русских князей в этих условиях к личной власти, разрушающие Русь изнутри.

Причины были не только видимые – завоевание богатых территорий и утверждение власти личной – но и скрытые.Давно уже был задуман План Космоса, согласно которому России отводилась ключевая роль в битве с силами тьмы и как колыбель новой нарождающейся Расы.Здесь, на Руси, рождались души тех, кто в непростых условиях должен был стать в будущем воинством Майтрейи.

А потому силы тьмы, понимая это, устремляли свои силы на Русь.Необходим был не просто правитель, но Вождь-воин, который бы принес объединяющие идеи и вдохновение на брань духовную во всех ключевых сферах, который мог бы воспитать духовных воинов и собрать воинство для внешних сражений, когда потребуется.

Известно, что Сергий не благословлял на военные меры в государственных делах, пока не исчерпаны все мирные средства.Идеи правят миром, и когда Вождь Иеровдохновлен и действует в соответствии и согласии с необходимостью и непреложностью, то не может проиграть ни на каком поле брани.Но победы те – ради миротворчества.

Там, под горой, замерло воинство в готовности, как бы ожидая, что скажет их Наставник, которому доверие безусловное.Сам Сергий-воин ждет Указов для претворения, о том Его молитва. Его облик полон решимости и веры, он целостен, а нимб вокруг головы – символ Иеровдохновения – показывает Благоволение Небес.

Воспитанники Сергия ещё малы и молоды и только пробиваются, как ростки над землей, к высотам, но уже видно, что они воины, облаченные оружием Духа, и Спас – на их Знаменах.

Читайте также:  Описание картины сальвадора дали «мягкие часы»

“Велик воин, одолевший тысячу воинов.
Ещё более велик тот, кто одолел самого себя”.

Сказано о победе над астральной оболочкой посредством удела Духа.Только такие ученики нужны были для внешних дел, только такие могли достичь единения и стать воинами Ригдена – кто сражается согласованно плечом к плечу, с мастерством спартанцев царя Леонида и силой Духа Сергия, Христа и Будды.

Даже шлемы их символически по форме напоминают форму Обители, а суть воспитания и дисциплины – от Иерархии.Только такие ученики могли своим примером и правдой показать другим – как нужно.В те времена собиралось Воинство Ивана Стотысячного, о котором упоминается в Агни Йоге, и внешние условия способствовали рождению Героев при мудром водительстве Сергия.

В целом, картина отражает Единение Воинов Иерархии и претворение идей Иерархии всей жизнью Сергия во всех сферах.Это определило путь успешного развития Руси на многие столетия.

Далеко позади те времена, когда жил, трудился и сражался Сергий, но взыскующие Общего Блага могут считать этого Величайшего Святого своим Идеалом и многое почерпнуть для уподобления из его подвижнической жизни.«Борьба рождает Героев.После войн остаются Подвиги.Память о них бессмертна».

Follow @DmitriyRaevskiy

  • Дерзнуть быть настоящим в искусственном мире. Сразиться за себя. Зачем? Записывайтесь на пробный онлайн курс, узнайте об этом больше: Наш сайт:…
  • В ближайшем будущем женщины займут главенствующее место в мире. Это неизбежно. Но как сделать так, чтобы мировой маятник, качнувшийся в женскую…
  • Наша команда сняла фильм о последней экспедиции в Тибет. Встречайте трейлер! Полная версия фильма здесь.
  • День 17. Синин Слава Пересадка в Синине. Усталость накапливается. Дорога потихоньку изматывает группу. Позади половина пути до Лхасы. Пейзажи…
  • День 14. Дорога в Лхасу Слава Общий сбор. Последние приготовления. Тесты солнечной системы, доделки и обкатка. Возможные поломки и обход узких…

Источник: https://dmitriyraevskiy.livejournal.com/235019.html

Каково значение символа на картине Рериха “Святой Сергий Радонежский” (см)?

Символизирует всеведение, всевидящее око, способность к интуитивному видению. Глаз олицетворяет всех солнечных богов, обладающих оплодотворяющей силой солнца, которая воплощается в боге-царе.

Платон называет глаз главным солнечным инструментом. С одной стороны, это мистический глаз, свет, озарение, знание, ум, бдительность, защита, стабильность и целеустремленность, но с другой – ограничение видимого.

Десять тысяч небесных глаз – это звезды, глаза ночи, олицетворяющие всеведение, неусыпную бдительность.

Применительно к ритуальной архитектуре, глаз – это направленное к небесам отверстие в своде храма, собора, постройки или любого другого традиционно созданного центра мира, представляющее собой солярную дверь, открывающую доступ к небесным мирам.

Глаз сердца – это знак духовного озарения, интеллектуальной интуиции. Глаз также может олицетворять андрогина, сформированного из овального женского символа и круглого мужского. Один глаз может символизировать зло, как в примере с Циклопом и чудищами-разрушителями. Глаз в центре треугольника – всевидящее око Господа, символ всеведения и вездесущия.

На Западе правый глаз означает Солнце, день и будущее, левый глаз – Луну, ночь и прошлое.

На Востоке ситуация обратная. Символизм глаза может принимать на себя перо фазана.

У американских индейцев глаз сердца видит все. Это глаз Великого Духа и всеведения.

У буддистов глаз символизирует свет и мудрость. Третий глаз Будды, пылающая жемчужина, – это духовное сознание и трансцендентная мудрость.

В кельтском эпосе злой глаз, символизирущий злые намерения и зависть, противопоставляется доброму сердцу, благородству и состраданию.

В китайской и японской символике левый глаз – Солнце, правый – Луна.

В христианстве глаз символизирует всевидящего Бога, всеведение, силу, свет. Свет тела – это глаз (Матф, , 6:22). Семь глаз Апокалипсиса – это семь Божьих духов. Глаз в треугольнике олицетворяет Главу Божью; а в треугольнике, окруженном сияющим кругом, – ее бесконечную святость. Глаза являются эмблемой святых Люси и От-тилии.

У египтян глаз имеет чрезвычайно сложный символизм – Глаз Гора, Атшет, всевидящий. Предполагалось, что это Полярная звезда и символ озарения, глаз разума. Глаз и бровь Гора означают силу и мощь.

Два крылатых глаза – это Север и Юг как два раздела небес, Солнце и Луна, небесное пространство. Правый глаз – это Солнце, Ра и Озирис, левый – это Луна и Изида. Глаз Pa – это также Урей.

Глаз Гора мог быть связан с луной и ее фазами и, в то же время, символизировать приношения богам в храмах.

В Древней Греции глаз символизирует Аполлона, наблюдателя небес, Солнце, которое также является глазом Зевса (Юпитера).

У индусов третий глаз Шивы (жемчужина в середине лба) представляет собой духовное сознание, трансцендентную мудрость. Глаз Варуны – это солнце.

В иранской мифологии Добрый Пастырь Йима обладает солнечным глазом и секретом бессмертия.

В исламе глаз сердца является духовным центром, местом абсолютного интеллекта и просветления.

У японцев правый глаз Иза-наги породил бога Луны.

У народов Океании солнце – это большое глазное яблоко. Платон считал, что у души имеется глаз, и ему одному видима Истина.

В шумеро-семитской мифологии глаз олицетворяет Владыку Священного Глаза Эа или Энки, где он символизирует мудрость, всезнание, бодрствование.

У финикийцев Кронос имел два открытых и два закрытых глаза, что означает постоянное бодрствование.

Всевидящее Око — в иконописи сложная символико-аллегорическая композиция, символизирующая Всевидящего Бога. Появляется в русской иконографии с конца XVIII века под западным влиянием.

Также Всевидящим Оком может называться символическое изображение Всевидящего Божьего глаза, вписанное в треугольник — символ Троицы.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1408865-kakovo-znachenie-simvola-na-kartine-reriha-svjatoj-sergij-radonezhskij-sm.html

Главный СВЯТОЙ Земли Русской

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Рерихи и Сергий Радонежский

Образ преподобного Сергия особо почитался в семье Рерихов. Сергий Радонежский был для Рерихов и их последователей одним из Махатм Шамбалы, и содержание его веры соответствует учению Агни-Йоги (Живой этики).

Образ святого Сергия как вдохновляющий пример «Строителя Русской духовной культуры» занял особое место и в живописи Рериха именно после встречи художника с Великим Учителем (Морией) в Лондоне.

В 20-30-е годы Николаем Рерихом написан ряд картин, посвященных Преподобному Сергию: «Сергий-строитель» (1924), «Часовня Сергия» (1931), «Сергиева пустынь» (1933 и 1936) и другие.

В 1932 году Рерих пишет картину «Святой Сергий Радонежский».

В ней дан обобщённый образ защитника Земли Русской. На фоне тёмного неба и горы Маковец с Троице-Сергиевым монастырем стоит святой Сергий.

Он благословляет воинов, идущих на Куликовскую битву…

 Н.К.Рерих. Святой Сергий Радонежский (1932г.)

Величественная фигура Сергия Радонежского стоит на Земле, объятой пламенем, возвышаясь, как бы защищая Русь собою от пожара, заслоняя её от беды.
Н.К. Рерих изобразил Сергия Радонежского не просто в полный рост – фигура святого словно восходит в небо, соединяя собой, как живым мостом, крошечную Землю и Беспредельность Космоса.

Вокруг головы святого сияет золотой нимб – символ святости и чистоты… В руках у него плат со знаком Знамени Мира и храм, – “Покров на Нерли”, посвященный Святой Богородице – символ будущей Руси.

Символ трех кругов в общем круге вечности на Его одежде указывает на Его Высшие Знания. Тёмно-сиреневый цвет одежды говорит о высочайших качествах Его духа – смирении, мужестве, устремлении, связи с Высшим.

Наверху над головой Сергия Радонежского в тревожном небе изображено Всевидящее Око в фиолетовом треугольнике, – “знак Божественного Разума”, символическое изображение Бога, – свидетельствует, что Преподобный Сергий осуществляет свою Миссию по Высшей воле.

Все композиционное решение картины можно охарактеризовать словами Е.И.Рерих: «Осиянный Светом Несказуемым, стоит Он, невидимо Видимый».

Внизу картины Рерихом была сделана надпись: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первый раз при князе Дмитрии. второй при Минине. Третий …»
Многоточие в этой надписи красноречиво говорило о том, что имел в виду художник (самая кровопролитная война – Великая Отечественная 1941-1945 гг.).

Пророчество Н.К.Рериха, данное им в надписи на картине «Святой Сергий», хоть и сбылось в годы Великой Отечественной войны, но дано оно было, как считается, и на всё будущее нашей страны.

Н.К. Рерих посвятил картину своему духовному Учителю, Махатме Мории, нарочито придав Лику святого Сергия черты восточного мудреца.

Интересным свидетельством огромной значимости этой картины является высказывание известной болгарской пророчицы Ванги.

В одной из бесед Ванга назвала Преподобного Сергия «не просто святым, а главным русским святым», а затем, по внутреннему видению, которым обладала, подробно описала картину Рериха «Святой Сергий».

И в заключении добавила:

«Картину (“Святой Сергий”) рисовали четыре души, которые пришли из иного мира. Мало люди знают об этой картине. Надо, чтоб о ней знали все!

Как зеницу ока берегите картину!

Это самое большое богатство России.

Не посылайте её в другие страны.

Она предназначена лишь для России!

Тот, кто был Святым Сергеем, сейчас является самым большим Святым. Он водитель всего человечества. О, как Он помогает сейчас человечеству! Он превратился в свет, Его тело из Света!..»

Картина Н. Рериха “Махатма Мория”

Источник: http://shkola-mira.umi.ru/stat_i1/glavnyj_svyatoj_zemli_russkoj/

Русские художники — о преподобном Сергии Радонежском

Русские художники — о преподобном Сергии Радонежском

Просмотров: 23345     Комментариев: 0

8 октября Русская Православная Церковь вспоминает святого Сергия, Игумена земли Русской

Известный философ-священник Павел Флоренский писал: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, “чудного старца, святого Сергия”». Похожую мысль высказывал писатель Евгений Поселянин: «Если есть у России народный богатырь, который всего лучше выражает дух России, то, конечно, это преподобный Сергий». Действительно, наверное, нет другого святого, чье житие и подвиг были настолько тесно связаны с историей не только Русской Церкви, но всей России

Игумен земли Русской — так называют преподобного Сергия. И это не просто эпитет. В этих словах выражено чувство любви православных русских людей к Радонежскому игумену и его монастырю. Каждый человек может видеть в преподобном Сергии наставника и руководителя.

Священник увидит пример истового служителя и вдохновенного молитвенника, удостоившегося сослужения Ангельских сил во время Литургии. Монах — образ для подражания в уединенной жизни, молитве и послушании. Даже будучи игуменом, авва Сергий продолжал служить своей братии, почитая себя последним в монастыре.

Любая православная семья найдет в жизни святого пример взаимной любви, воспитания детей. Преподобные Кирилл и Мария Радонежские — родители Преподобного — привили сыну веру и любовь к Богу. От них ему передалось желание истинной христианской жизни и простоты.

Даже ребенок увидит в отроке Варфоломее — таково имя Преподобного в миру — обычного мальчика, которому далеко не все давалось с легкостью. Лишь вера и упование на помощь Божию помогли ему не отстать от своих сверстников.

О жизни и подвиге святого Сергия Радонежского и истории основанного им монастыря написано очень много книг. Но сегодня хотелось бы обратиться к житию Преподобного, рассказанному художниками.

Все мы привыкли к иконописным изображениям Радонежского игумена, но образ его подвижнической жизни дошел до нас не только в виде иконы. Житием Преподобного вдохновлялись и художники, через свои произведения желавшие выразить внутренний духовный мир великого святого.

Одним из самых плодовитых авторов на этом поприще является Михаил Николаевич Нестеров (1862-1942). Среди его картин немало работ на церковную тематику. Но совершенно особое место в его творчестве занимает Радонежский игумен. Это признавал и сам Михаил Николаевич.

Его величайший шедевр — «Видение отроку Варфоломею».

Эта картина — не просто веха в творчестве великого русского художника, это веха его жизненного пути. Михаил Николаевич однажды сказал: «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”. Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».

Картина рассказывает о чуде, когда по молитве старца отроку Варфоломею открылась книжная мудрость, и он стал читать.

Тяжело было юному сердцу переносить строгие укоры учителя и насмешки сверстников, видевших, что Варфоломею не дается книжная премудрость.

Но гораздо сильнее отрока печалило то, что он не может сам читать Слово Господне. И вот, после встречи со святым старцем, он получил исполнение того, о чем горячо молился.

Вглядимся еще раз в фигуру смиренного отрока — молитвенная поза, благоговение перед старцем-схимником, кротость и упование на Бога. Таким Преподобный оставался всю свою жизнь. Тот же исполненный смирения отрок предстает перед нами и на других работах М.Н. Нестерова: «Юность преподобного Сергия», «Святой Сергий Радонежский» и «Труды преподобного Сергия».

Здесь к нам обращен уже повзрослевший Сергий, вкусивший первые трудности отшельнической жизни. Но не горе и усталость выражает его взгляд, а радость от пребывания с Богом. Непроходимые леса стали для него родным домом, дикие животные — ближайшими друзьями. Однажды к келье святого пришел ослабевший от голода медведь, которому преподобный Сергий отдал свою краюшку хлеба.

Читайте также:  Описание картины александр герасимова «гимн октябрю»

Следующая картина Нестерова показывает нам преподобного Сергия в монашеском одеянии.

Кроткий и спокойный взгляд святого, обращенный к зрителю и одновременно устремленный ввысь, к небу, словно призывает за собой.

Посох в руке и виднеющиеся вдали постройки говорят нам, что святой Сергий уже руководит собравшейся вокруг него братией. Его подвиг стал известен, и многие люди обращаются к нему за духовным советом.

А вот Преподобный за работой вместе с братией монастыря. Он не хотел выделяться среди других и всегда сам подавал пример послушания и строгости монашеской жизни. Когда братия просили его стать игуменом, он ответил: «Желаю лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!».

Наравне с другими авва Сергий выполнял монастырские работы, сам строил деревянные келии, таскал и пилил бревна, носил воду, пек хлеб и готовил пищу, шил одежду. Всегда он ходил в одной и той же одежде, в любую погоду — в зной и в холод. Он смирял свое тело, но дух его возрастал все больше и больше.

Таким представлял Сергиеву обитель Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933): деревянный храм, кельи, монастырские послушания. Может быть, один из трудящихся монахов — сам Радонежский игумен?

М.Н. Нестеров и А.М. Васнецов — имена этих русских художников известны всем. Но дело, начатое ими, продолжается и сейчас. Житие преподобного Сергия вдохновляет наших современников. Замечательная картина, рассказывающая о чуде воскрешения умершего мальчика, принадлежит кисти Натальи Климовой.

Крестьянин везет тяжело больного сына в лес к живущему там игумену Сергию, совершающему чудеса по своим молитвам к Богу. Но мальчик умирает… Картина передает сам момент чуда — воздетые в молитве руки старца, крестьянин, входящий в его келью с гробом в руках. Омраченный горем отец еще не увидел сына, его мысли о другом, но через мгновение безутешное горе сменится радостью.

Это работа художника Сергея Ефошкина «Чудо о птицах». «Сергий, ты молишься о своих учениках, и молитва твоя услышана. Посмотри, видишь, сколько монахов собирается под твое руководство!» — однажды услышал во время молитвы Преподобный.

После этого он увидел необыкновенный свет с неба и множество прекрасных птиц на крышах и на дворе монастыря. Эта картина передает чудесное откровение Божие святому Сергию о судьбе Троицкой обители.

Птицы — это все те, кто продолжает собираться под сводами кельи Преподобного, чтобы последовать его примеру монашеского подвига.

Но вновь вернемся в прошлое. Автор знаменитого «Военного совета в Филях» Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) написал картину другого военного совета. Это совет великого князя Дмитрия с преподобным Сергием перед Куликовской битвой с полчищами хана Мамая. Мы видим смиренно склонившуюся голову великого князя и благословляющую руку Игумена земли Русской…

«Иди, не бойся. Бог тебе поможет», — слышит князь из уст Преподобного. Два воинства соединились друг с другом — воинство земное просит помощи у воинства, посвятившего себя служению Богу. Меч в руках князя Дмитрия, меч духовный — Крест Христов — в руках преподобного Сергия. Не в силе Бог, а в правде… Тот же сюжет у современного нам автора — священника Сергия Симакова.

Картина «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской» — Преподобный благословляет князя, посылая в его войско двух монахов-богатырей Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Не кольчуги и щиты украшают иноков — монашеские ризы и твердая вера в Бога.

Преподобный Сергий преставился 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Его жизненный путь — от смиренного отрока до старца, перед которым склоняли головы князья. Авва Сергий обращается к нам через свое житие, через иконы и, как мы увидели, через картины. Если он — Игумен земли Русской, то все мы — его верные чада, внимающие его словам.

Жизнь преподобного Сергия — это жизнь человека в Боге. И как это ни странно, ушедший в глухие леса подвижник оказался настолько близок и к тем, кто жил в одно с ним время, и к нам, живущим через семь веков после него. Почему? Ответ очень прост: чем ближе человек к Богу, тем ближе он и к другим — к тем, кто нуждается в его помощи и живом примере.

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/russkie-khudozhniki-o-prepodobnom-sergii-radonezhskom

Русский зал – страница 2

Е.И. и Н.К. Рерихи на раскопкахв Новгородской губернии

На одной из фотографий в витрине зала – молодые супруги Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи во время их первого совместного путешествия. В начале XX века они совершили «большое паломничество» по древним русским городам, знакомясь с реальным миром русской истории, следы которого еще хранила земля.

 Владимир, Суздаль, Кострома, Углич, Ростов Великий… Именно здесь жила и дышала сама история, порой драматическая и кровавая. «В грозе и молнии кует народ русский славную судьбу свою, – писал Н.К. Рерих. – Обозрите всю историю русскую.

Каждое столкновение обращалось в преодоление. Каждое разорение оказывалось обновлением. И пожар, и разор лишь способствовали величию Земли Русской.

В блеске вражьих мечей Русь слушала новые сказки и обучалась, и глубила свое неисчерпаемое творчество».

Через тысячелетия истории русской, через трудности, битвы и страдания шло великое строительство – строилось государство Российское, его независимость и самобытность, строилась великая русская Культура. И города, в которых побывали Рерихи в 1903 – 1904 годах, также имели отношение к строительным моментам.

Художник

   
 
  Н.К. Рерих. Нижегородский кремль.Башня. 1903

ощущал это, когда смотрел на величественные стены и башни крепостей, когда прикасался к кованым воротам монастырей и любовался каменным кружевом церквей.

За иконописными ликами святых со старинных фресок вставала подлинная история его народа.

Из этой поездки Николай Константинович привез вдохновенную живописную сюиту, запечатлевшую удивительные жемчужины древнерусского зодчества.

Время наполнено постоянным трудом человека, который горением сердца, своим творчеством создает то непреходящее, истинное, вечное, что связует воедино наше прошлое, настоящее и будущее.

 Великим строителем Земли Русской, Русской Духовной Культуры называл художник Святого Сергия Радонежского. Его образ особо почитался в семье Рерихов. В Русском зале представлена картина «Святой Сергий Радонежский» (1931).

   
Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский.Эскиз. Б/д

Силу и мудрость излучает фигура подвижника. Он стоит на холме, за его спиной – соборы Троице-Сергиевой Лавры. У подножия холма русское войско уходит на битву. В руках Сергия – светлый храм – символ России. «Как бы ни болело сердце русское, – писал Н.К.

 Рерих, – где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа».

В трудное для России время татаро-монгольского ига деятельность Сергия была направлена на укрепление нравственности народа, на поднятие его духа, развитие культуры, на собирание воедино русских земель и освобождение их от врага.

В обители своей реализовал Преподобный Сергий идею общинножития – своим подвижническим трудом учил он людей бескорыстно служить другим, жить сообща.

На одеждах Сергия на картине Рериха – три круга. Знак, который потом ало вспыхнет на рериховском Знамени Мира. На старинных изображениях Преподобного Сергия видел художник этот же древнейший символ – символ единения. Именно Сергий воплотил идею Троицы в русском православии. И поэтому монастырь, им основанный, называется Троице-Сергиева Лавра.

Философ и мыслитель, воин и политик. Земной неутомимый подвижник и труженик. Бережно держит Святой Сергий в своих сильных руках светлый храм на картине Рериха. В веках хранит любимую им Землю Русскую, сердцем прозревая ее нелегкое, но великое будущее.

«Как Пламень неугасимый и неисчерпаемый, стоит он и сейчас на дозоре, сердцу и духовным очам доступный и зримый, – писала Е.И. Рерих в очерке «Преподобный Сергий Радонежский». – Множество светильников Земли Русской зажглось около Огня его, еще больше, может, предстоит… Неисповедимы пути духа…»

Было что-то неуловимо общее между эпической фигурой Сергия и личностью художника, отмечает Л.В. Шапошникова. Рерих словно бы продолжал идеи Сергия, развивал их. Его, как и Сергия Радонежского, отличала широта исторического мышления.

Оба они, инок и художник, считали, что в основе любого строительства лежит строительство культурное, нравственное. «Тот настрой, который был присущ Сергию, нередко одухотворял рериховские полотна. И тогда в них возникал чудесный сплав мужества, красоты и глубокого проникновения в суть Времен.

Казалось, Сергий и его жизнь предопределили и выбор маршрута путешествия по старинным русским городам», – пишет Л.В. Шапошникова в своей книге «Мастер».

Источник: http://www.icr.su/rus/museum/layout/rus/02.php

Сочинение по картине Рериха «Святой Сергий Радонежский»

В истории мирового искусства имя Николая Рериха занимает особое место. Его, совершенно своеобразная манера живописи, отражает попытку художника соединить культуры Запада и Востока.

Несмотря на глубокое проникновение в культуру Индии и Тибета, художник не утрачивает ценностей своей Родины.

Множество своих картин Николай Рерих посвятил подвижникам и святым Земли русской.

В 1932 году художник пишет картину, посвященную Преподобному Сергию Радонежскому, который был самым почитаемым святым на Руси. Она написана под влиянием встречи художника с Мастером Мориа, его духовным учителем. Эта встреча наложила отпечаток на все мировоззрение художника и на его дальнейшее творчество.

Примечательно, что знаменитая ясновидящая Ванга, никогда не видевшая эту картину, и даже не слышавшая о ней, в подробностях описала это полотно. Пророчица просила, чтобы оно никогда не покидало пределы России. Ванга была уверена, что все картины Рериха – предсказания, содержащие тайный смысл, который прояснится стечением времени.

Картина «Сергий Радонежский» написана Рерихом в свойственной ему иконописной манере.

На переднем плане возвышается величественная фигура Сергия. Художник намеренно придает его лицу черты восточного мудреца. В руках Сергия модель Храма Покрова на Нерли. По замыслу художника, храм – олицетворение Руси. Так Сергий благословляет русских воинов на Куликовскую битву. Этот храм был посвящен Святой Богородице, с которой Сергий был удостоен встрече.

Голову Святого обрамляет золотой нимб, сияющий на фоне неба с облаками нереальной кристаллической формы. Три круга на его одеянии, символизируют предназначение Сергия – Он заслоняет Россию от беды и ведет ее в настоящем, прошлом и будущем.

Рядом с величественной фигурой Сергия воинское знамя с образом Спаса Вседержителя. У подножья холма видны алые стяги русских полков, выступающих в поход. Вдали виднеются купола и звонница Троице – Сергиевой лавры. Их очертания как бы повторяют форму виднеющихся на фоне неба горных вершин.

Особое значение придает художник выбору цветности всех деталей полотна. Смирение, мужество, связь Святого с Высшими силами – подчеркнута темно – сиреневым цветом его одежд. Бело – золотистый цвет ауры символ чистоты и высокой духовности.

Над головой Святителя в фиолетовом треугольнике знак иерархии Сил Света в виде Всевидящего Ока. Это знак того, что преподобный Сергий Радонежский выполняет волю Высших сил.

Святой Сергий стоит на земле объятой пламенем, как бы защищая собою Русь от пожаров и бед.

В нижней части картины была надпись, сделанная на старославянском языке: «Тебе, трижды суждено спасти Россию. Первый раз при Дмитрии Донском; второй раз в Смутное время; третий раз …”

Рерих чувствовал опасность, нависшую над Родиной, и веровал в победу России.

Ясновидящая Ванга была права…

(1 votes, average: 5.00

Читайте также:  Описание картины николая попова «март»

Источник: http://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-rerixa-svyatoj-sergij-radonezhskij.html

Cергий Радонежский. По картинам Н.К.Рериха – PDF

1 Cергий Радонежский По картинам Н.К.Рериха

2 Сергий Радонежский Самый почитаемый святой Земли Русской

3 Николай Константинович Рерих посвятил не мало картин Преподобному Сергию Радонежскому, в детстве наречённому Варфоломеем. Одной из самых ярких и глубокомысленных является картина «Сергий Великий». Первая картина была написана в 1922 году, в 1932 году, эта же картина была написана вторично, но уже со значительными изменениями и добавлениями.

4 Святой Сергий Николай Константинович Рерих

5 Святой Сергий Николай Константинович Рерих Государственная Третьяковская галерея. Москва Холст, темпера.

6 На картине Святой Сергий стоит на Земле, объятой пламенем, возвышаясь, как бы защищая Русь, заслоняя её от беды. Облачен он в фиолетовые и синие монашеские одежды цвета, которые обозначают высшую духовность.

7 Знак триединства наблюдается на обеих картинах. Он символизирует прошлое, настоящее и будущее, и говорит о том, что Сергий Радонежский как в прошлом, так в настоящем и в будущем будет спасать, охранять и вести Россию.

8 На ладонях своих Святой Сергий держит церковь собор Покрова на Нерли, красивый старинный храм России посвященный Святой Богородице. Наверху картины 1932 года изображено Всевидящее Око.

9 Всевидящее Око – это пространство, в котором запечатлено абсолютно все, что происходит; оно видит и слышит. «Никуда не укрыться от Всевидящего Ока, проникающие во все затаенные уголки нашего сердца», писала Елена Ивановна Рерих.

10 «Пространство все видит и все запечатлевает. Память природы бездонна. Также и жизнь каждого отдельного человека зафиксирована на фильме пространственных рекордов. Не забыто из нее ничего. И не уничтожаемо. Отсюда и символ Всевидящего Ока Пространства» (Елена Ивановна Рерих)

11 На картинах посвященных Сергию Радонежскому, (и не только!)на заднем плане, мы наблюдаем высокие горы. Кто бывал в России, тот знает, что таких гор в России нет. Горы на картине символизируют присутствие Шамбалы во всех событиях связанных с Россией. Присутствие Шамбалы и ее покровительство!

12 Внизу картины 1932 года, художником была сделана надпись: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье теперь»

13 Ванга, болгарская пророчица, называла Троице-Сергиеву лавру сердцем России, и говорила о Сергии так: «Он большой пророк. Он не простой святой, а главный русский святой». В одной из бесед она назвала Преподобного Сергия «не просто святым, а главным русским святым».

14 Ванга по своему внутреннему представлению, подробно описала картину Рериха «Святой Сергий». И далее сказала: «Картину рисовали четыре души, которые пришли из иного мира. Мало знают об этой картине. Надо, чтоб о ней знали все. Как зеницу ока берегите картину. Это самое большое богатство России. Не посылайте её в другие страны. Она предназначена лишь для России».

15 И заключила: «Тот, кто был Святым Сергеем, сейчас является самым большим Святым. Он водитель всего человечества. О, как Он помогает сейчас человечеству! Он превратился в свет, Его тело из света!»

16 Следующие картины Николая Константиновича Рериха, посвященные Сергию, рассказывают нам о начале духовного подвига Великого Святого. Это картины «Сергий Строитель», 1940 года и «Святой Сергий» («Сотрудники»), ок г.г.

17 Сергий Строитель Николай Константинович Рерих Мемориальный музей-квартира Ю.Н. Рериха. Москва.

18 Святой Сергий (Сотрудники) Около г.г. Николай Константинович Рерих Академия искусств и культуры им. Бирлы. Калькутта, штат Западная Бенгалия, Индия

19 На картинах изображён Сергий с прирученным медведем. Первый раз звериный царь лесов пришёл к отшельнику влекомый голодом. Сергий поделился с ним черствой коркой хлеба. Так, со временем подружившись, зверь стал приходить по призыву сердца.

20 И не убоимся Николай Константинович Рерих Частное собрание

21 На картине «И не убоимся», художник изобразил встречу двух иноков, беседующих друг с другом. Рядом тихо и мирно стоит медведь. Монахи его не боятся, чувствуя миролюбивый, дружественный настрой зверя по отношению к ним. Медведь стал братом для этих иноков, ибо они постигли тот духовный план, на котором всё сущее есть творение Единого Отца.

22 И мы трудимся Николай Константинович Рерих Музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москва

23 На картине святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо. Они идут по воду на значительном расстоянии друг от друга, что говорит о том, что между монахами нет праздной болтовни. Идея картины в том, чтобы показать, что именно с тяжелого физического труда, начинается Путь духовного становления личности.

24 «Строя монастырь, Преподобный Сергий Радонежский сам с двумя водоносами носил воду для братии (что изображено на картине), молол муку ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию “как раб купленный”. Делая земные дела, можно мыслью высокой и прекрасной устремляться в высшие сферы, цементируя пространство красотой». СПИРИНА Н.Д. Священная Сюита. Новосибирск: СибРО, 2001

25 Сергия на Руси называли Строителем. Совместно с учениками Он построил свыше полутораста монастырей, которые стали источниками высокодуховного просвещения.

26 Сергиева пустынь Николай Константинович Рерих Музей Николая Рериха. Нью-Йорк, США

27 Сергиева пустынь Николай Константинович Рерих Латвийский Национальный художественный музей. Рига. Латвия.

28 Немного о житии Преподобного Сергия Радонежского

29 Сергий Радонежский родился 16 мая 1314 г. в селе Варницы в Ростовской области, в семье богатого боярина Кирилла и матери Марии, в семье благородной и благочестивой. О том, что ребенок будет необычным, родители поняли еще до рождения ребенка.

30 Однажды, во время богослужения, когда приступили к чтению Евангелия, младенец прокричал в утробе матери. Перед тем, как прозвучала херувимская песнь, младенец прокричал второй раз. Когда иерей возгласил: Внемлем святая святых! младенец закричал в третий раз.

31 На сороковой день после рождения родители принесли ребенка в церковь. Иерей окрестил его Варфоломеем. Родители рассказали, как их сын в церкви три раза прокричал. Иерей ответил: Радуйтесь, будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы.

32 Младенец появился на свет здоровым, но не хотел брать грудь, когда мать ела мясную пищу. Через время, он не стал брать грудь в среду и в пятницу, а также не хотел питаться молоком кормилицы, а только своей матери.

33 Юному Варфоломею не давалась грамота. Это сильно огорчало мальчика, поскольку он не мог духовно обучаться.

34 Однажды, на поле под дубом, Варфоломей увидел старца-священника. Он рассказал ему о своих неудачах в учебе и попросил помолиться о нем. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту, чем его братья и сверстники. Так и случилось! Варфоломей быстро освоил грамоту.

35 Видение отроку Варфоломею е годы Нестеров Михаил Васильевич

36 Через несколько лет он начал строго поститься и молиться по ночам. Он не играл с другими детьми, а часто ходил в церковь и читал святые книги.

37 Варфоломей просил родителей благословить его на монашество. Но родители не отпустили его, попросив сына дождаться их смерти. Похоронив родителей, Варфоломей ушел в пустынные места, уговорив пойти с ним своего старшего брата Стефана, который вскоре покинул его, не вынеся всех тягот жизни отшельника.

38 Сергию Радонежскому было всего 20 лет, когда он начал свой духовный путь! Он начал с того, чем обычно, духовные люди заканчивали удалился в лесную глушь отшельником. Юность Сергия Радонежского г.г. Нестеров Михаил Васильевич

39 Известно, что когда Сергий жил один в срубленной им келье в густом лесу, он подвергался нападению темных, по ночам он слышал стуки, вопли, стоны, шорохи, крики… Но Сергий волей и силой духа в течение трех лет преодолевал их.

40 Сергий рубил келии, таскал бревна, носил воду, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. Летом и зимой ходил в одной одежде, не боясь ни холода, ни жары. Труды Преподобного Сергия е годы Нестеров Михаил Васильевич

41 Прослышав о чудесном подвижнике, люди приходили к нему со своими горестями и заботами, ища утешения. Постепенно вокруг уединённой кельи в лесу стала собираться обитель. Труды Преподобного Сергия е годы Нестеров Михаил Васильевич

42 Сергий – Строитель Общин. Он запрещал своим общинникам принимать подаяния. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд.

43 О чудесах творимых Великим Сергием осталось много рассказов.

44 Однажды в монастыре закончился хлеб. Взять продуктов было неоткуда, монахи стали роптать и голодать. Сергий же всё молился и наставлял сподвижников о терпении. Внезапно к ним в обитель приехали неизвестные купцы, выгрузили очень много еды и скрылись в неизвестном направлении.

45 Известна история о том, как Святой Сергий своими молитвами воскресил мальчика. Отец, вез его на излечение Преподобному. Но в пути он скончался. Сергий пожалев, убитого горем отца, взял мальчика в келью и начал читать молитвы. Мальчик ожил.

46 По молитве Сергия около монастыря забил источник чистой, исцеляющей больных воды. Источник живет и поныне. Лестница к источнику Св. Сергия Радонежского

47 В летописях говорится, что Сергий имел нрав смиренный, был милостивым, добрым, целомудренным, любил нищих и странников. О его отношении к людям сказано: Одинаково любил всех, всем добро творил, ко всем любовь имел. Любил ближнего, помогал слабому.

48 Известен случай с крестьянином, который пришел в монастырь чтобы повидать чудного старца и получить у него благословения. Монахи указали ему на человека в нищей одежде, который работал в огороде. Крестьянин решил, что над ним смеются.

Монахи хотели прогнать крестьянина за то, что он не поклонился старцу, но Сергий не разрешил, сам поклонился ему до земли, похристиански поцеловал и благословил, не называя себя.

Позднее, когда к Сергию приехал князь и заговорил со старцем, крестьянин понял, что перед ним был сам Преподобный.

49 Сергий явился собирателем земель русских. Вражда русских князей принесла России много бед. Россия стала страной слабой и раздробленной на многие княжества. Второе столетие страна страдала от набегов татар. Вместо объединения, князья шли войной друг на друга.

Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца.

Будучи уже в старческом возрасте, он пешком прошагав сотни верст сумел примерить двух особо враждующих между собой князей – рязанского князя Олега и московского князя Дмитрия.

50 Так Святой Сергий Радонежский обошел всех князей, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Донского.

51 Куликовская битва. В 1380 году ордынский князь Мамай собрал огромное войско для набега на Русь. Народ охватила паника.

Великий князь Дмитрий, веривший в пророческую силу старца, спросил его, идти ли ему против Мамая.

Святой благословил его: Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься. Вдохновленный, Дмитрий выступил против Мамая.

52 Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем

53 Из-за горизонта на Куликово поле надвигались несметные полчища. Князь остановился в сомнении, предчувствуя гибель своих воинов.

В тот момент, когда дрогнуло сердце Дмитрия, на поле брани появился гонец с посланием от святого: Без сомнения смело вступай в бой, нисколько не устрашаясь. Обязательно поможет тебе Бог. Многие пали в том бою, но пришла победа.

Дмитрий пришел к Сергию с благодарностью и внес большой вклад в монастырь. Все время сражения простоял старец в молитве, а потом поименно поминал убитых.

54 Сергий положил начало освоению земель на северо-востоке Руси и отдал много сил на объединение русского народа.

55 Святой Сергий явился Строителем Русской Духовной Культуры. Каждое упоминание этого священного имени повелительно завет всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов.

56 Икона «Сергий Радонежский в житии», XVвек. Андрей Рублев

Источник: https://docplayer.ru/57583108-Cergiy-radonezhskiy-po-kartinam-n-k-reriha.html

Ссылка на основную публикацию