Описание картины николя пуссена «великодушие сципиона»

Никола Пуссен Poussin, Nicolas (1594-1665)

[more]

Нормандец по происхождению, Никола Пуссен (1594-1665 гг.) родился в Лез-Андели, небольшом городке на берегу Сены. Юному Пуссену было обеспечено хорошее образование и возможность изучить начальные этапы искусства художника. Более подробное знакомство с секретами мастерства он узнал уже после переезда в Париж, где учился у мастеров.

На автопортрете  Никола Пуссен изобразил себя мыслителем и творцом. Рядом с ним профиль Музы, словно олицетворяющей власть над ним античности. И в то же время это образ яркой личности, человека своего времени.

В портрете воплощена программа классицизма с его приверженностью натуре и идеализации, стремлением к выражению высоких гражданских идеалов, которым служило искусство Пуссена.

[more]  Никола Пуссен – французский художник, основатель стиля “классицизм”. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, он раскрывал темы современной ему эпохи. Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести.

  [iflash=607,360,http://vk.com/video_ext.php?oid=125477538&id=168526091&hash=1150e39fffa72971&hd=1]

  Никола Пуссен родился 5 мая 1594 года в Нормандии, около городка Ле Андели. Его отец, ветеран армии короля Генриха IV (1553–1610), дал сыну неплохое образование. С детства Пуссен обратил на себя внимание своими склонностями к рисованию.

В 18 лет он едет в Париж, чтобы заниматься живописью. Вероятно, его первым учителем был портретист Фердинанд Ван Элле (1580–1649), вторым – исторический живописец Жорж Лалльман (1580–1636).

Познакомившись с камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки, Пуссен получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников.

В 1622 Пуссену и другим художникам поручили написать шесть больших картин на сюжеты жизни св. Игнатия Лойолы и св. Франциска Ксаверия (не сохранились).

  В 1624 Николя Пуссен отправился в Рим. Там он изучал искусство античного мира, произведения мастеров эпохи Высокого Возрождения. В 1625–1626 он получил заказ написать картину “Разрушение Иерусалима” (не сохранилась), позже он написал второй вариант этой картины (1636–1638, Вена, Музей истории искусств).

  В период 1629–1633 тематика картин Пуссена меняется: он реже пишет картины на религиозную тематику, обращаясь к мифологическим и литературным сюжетам. 

Нарцисс и Эхо, около 1629

Ринальдо и Армида. 1635

  Сюжет картины заимствован из поэмы итальянского поэта ХVI века Торквато Тассо “Освобожденный Иерусалим”. Волшебница Армида усыпляет молодого рыцаря Ринальдо, отправившегося в крестовый поход. Она хочет убить юношу, но, покоренная его красотой, влюбляется в Ринальдо и уносит его в свои зачарованные сады.

Пуссен, глава живописи классицизма, трактует средневековую легенду в духе античного мифа. Завершенность композиции, единство ритмического построения – главные особенности искусства Пуссена. В колорите ощущается влияние Тициана, творчеством которого Пуссен увлекался в эти годы.

Картина является парной к “Танкреду и Эрминии”, хранящейся в Государственном Эрмитаже.

Танкред и Эрминия. 1630 – 40

  Предводительница амазонок Эрминия, влюбленная в рыцаря Танкреда, находит его раненым после поединка с великаном Аргантом.

Оруженосец Вафрин приподнимает с земли неподвижное тело Танкреда, а Эрминия, в безудержном порыве любви и сострадания, отсекает мечом свои волосы, чтобы перевязать ими раны рыцаря.

Почти все на полотне спокойно — бессильно лежит на земле Танкред, застыл над ним Вафрин, неподвижны кони, тело Арганта распростерто в отдалении, пустынен и безлюден пейзаж.

Но в это застывшее безмолвие врывается патетическое движение Эрминии, и все вокруг загорается отраженным светом ее неудержимого душевного взлета. Неподвижность делается напряженной, сильные и глубокие красочные пятна сталкиваются друг с другом в резких контрастах, проблески оранжевого заката на небе становятся угрожающими и тревожными. Взволнованность Эрминии передается каждой детали картины, каждой линии и световому блику.

В 1640

популярность Пуссена привлекла внимание Людовика XIII (1601–1643) и по его настойчивому приглашению Пуссен приехал работать в Париж, там он получил заказ от короля написать картины для его капелл в Фонтенбло и Сен-Жермене.

  Осенью 1642 Пуссен снова уезжает в Рим. Темами картин этого периода стали добродетели и доблести властителей, библейских или античных героев.

Великодушие Сципиона. 1643

  Во второй половине 40-х Пуссен создал цикл “Семь таинств”, в котором раскрыл глубокое философское значение христианских догм: “Пейзаж с апостолом Матфеем”, “Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмосе” (Чикаго, Институт искусств).

Источник: https://terrao.livejournal.com/8022640.html

Пуссен

Основоположником классицизма в живописи был Никола Пуссен (1594—1665). Вся жизнь его была посвящена искусству большой идеи, глубокой мысли и чувства, искусству, призванному неустанно напоминать человеку «о созерцании добродетели и мудрости, с помощью которых он сумеет остаться твердым и непоколебимым перед ударами судьбы».

В рамках сюжетов, почерпнутых из античной мифологии и древней истории, в Библии, евангельских легендах и поэтических творениях античности и Ренессанса, Пуссен раскрывал темы современной эпохи. В них он черпал примеры гражданской доблести, высокой морали, поэтических чувств, дающих могучее средство воспитания и совершенствования личности.

В своих произведениях Пуссен стремился к величавому спокойствию, благородной сдержанности, к гармоничной согласованности и равновесию, но он видел жизнь в ее сложности и понимал, что человек зависит от общих законов природы и общества, подчас враждебных ему.

Его идеал — герой, сохраняющий в жизненных испытаниях чувство невозмутимого спокойствия духа, достоинства, полагающийся только на себя, способный совершить подвиг. Пуссена вдохновляло искусство Возрождения и античности.

«Жизнь Пуссена отражена в его произведениях и так же красива и благородна, как и они. Это прекрасный пример для тех, кто решил себя посвятить искусству»,— писал о Пуссене глава французских романтиков Делакруа.
Пуссен родился около небольшого нормандского городка Ле Андели. После обучения у художника Варена и странствий он поселился в Риме. В 1640 г. по настоянию Людовика XIII прибыл в Париж, но, прожив там два года, покинул столицу. Двор с его деспотизмом и интригами, с его пристрастием к льстивому и пустому искусству был чужд художнику-гуманисту. Он вернулся в Рим, где формировался как художник, по сути дела, самостоятельно. Постоянно углубляясь в размышления об искусстве, он жил замкнуто, богатство и успех не прельщали его.

Работы Пуссена раннего римского периода (1620-е гг.) отмечены ощущением полноты жизни. Исполненные энергии и действия, его герои сами решают свою судьбу, определяют ход исторических событий. От его «Битвы» (Москва, ГМИИ) веет героикой легендарных войн.

В нагромождении фигур, л хаосе движений прокладывает путь организующее, четкое, ритмическое начало. Разум и воля побеждают стихию страстей. Пуссена привлекали пасторали и вакханалии, воплощающие представления о гармоничном мире и счастье, о «золотом веке» — светлой мечте мыслителей-утопистов 16—17 вв.

Ощущение полноты бытия, влюбленность в красоту жизни пленяют в «Спящей Венере» (1620-е гг., Дрезден, Картинная галерея). В свободно раскинувшейся под сенью дерева богине все исполнено грации, свежести, жизнелюбия. Однако сон ее тревожен, поза беспокойна.

Темные, оливковое золотистые, красные, оранжевые краски предгрозового летнего вечера передают чувство напряженной жизни природы. Венера Пуссена земная, однако она остается недосягаемым идеалом.

Светлый тон тела богини, четкий силуэт выделяют ее в пейзаже, отдаляют от пастухов, вместе с тем ритм движений связывает ее фигуру е поэтическим образом природы. Насыщенность сочного горячего колорита, свобода и широта письма на крупнозернистом холсте, внимание к передаче света сближают Пуссена с Тицианом.

Пуссен. Смерть Германика

Картина Пуссена «Смерть Германика» (1627, Рим, палаццо Барберини) — программное произведение классицизма. В нем угадывается отклик на распространявшиеся но Франции того времени тираноборческие идеи. Художник утверждал мерилом человеческой ценности личные достоинства, заслуги героя перед страной. Трагический сюжет картины взят у древнеримского историка Тацита.

Изображен момент прощания семьи и легионеров с исполненным душевного благородства полководцем Германиком, отравленным завистливым императором Тиберием. Яркий верхний свет и красная тога акцентируют обессилевшее тело и побледневшее, но стоически мужественное лицо Германика, сохраняющего невозмутимое спокойствие духа. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения.

Личные переживания приглушены и выражены в тихой скорби небольшой группы женщин и детей у изголовья Германика, Единодушно устремленные к ложу полководца легионеры исполнены готовности совершить подвиг во имя справедливости; бурно проявляющие свои чувства, она выступают воплощением коллективной воли.

Строгий ритм, подчеркнутый первоплановыма фигурами воинов и четким архитектурным членением композиции, вносит организующее начало в движение. Показывая различные характеры и судьбы людей, слагая композицию из самостоятельных элементов, Пуссен подчиняет их строгому гармоничному порядку, который, о точки зрения классицизма, царит в жизни.

Расположение предметов и фигур в картинах Пуссена приобрело первостепенное значение, оно как бы создавало особый мир, подчиненный своему ритму, темпу и звучанию.

В картине «Смерть Германика» выступили основные черты классицизма: ясность действия, противопоставление группировок, архитектоничность композиции. По примеру античных рельефов Пуссен располагал действующих лиц в неглубоком пространстве, расчленяя его на ряд планов. Замкнутость композиции усиливала сосредоточенность действия.

Пуссен. Танкред и Эрминия

В ином ключе решена композиция «Танкред и Эрминия» (1630-е гг., Ленинград, Эрмитаж), ее сюжет навеян поэмой Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».

Художник воспел здесь чувство амазонки Эрминии, внезапно охваченной любовью к недавнему ненавистному врагу — раненому рыцарю Танкреду. Образ Эрминии сложен, она нежна и мужественна, взволнованна и решительна, в ее лице и страх и надежда.

Содержание раскрывается столкновением различных характеров и их состояний. Страстной порывистой Эрминии, отсекающей прядь своих длинных волос, противопоставлены теряющий силы Тапкред и сосредоточенный оруженосец.

Сверкающие серебристо-синие одежды развеваются и вторят движению героини, усиливая настроение тревоги. Красные отсветы заката воспринимаются как отзвуки минувших грозных событий, пламенных страстей.

Умение передать в движении, в жесте, в ритмах внутренний мир человека — одна из характерных черт Пуссена. Он называл движение «языком тела» и достигал поразительной очищенности его от всего случайного. Не меньшее значение в его произведениях имеет колорит.

Контраст холодных сине-стальных и напряженных красно-золотых тонов в «Танкреде и Эрминии» подчеркивает глубокую трагичность образов. В 1630-х гг. в творчестве Пуссена утвердился идеал человека ясного разума и сильной воли.

В то же время углублялось чувство трагического, все чаще встречалась в его произведениях тревожащая современников проблема быстротечности земной жизни. В «Аркадских пастухах» (между 1632 и 1635 гг.

, Чезуорт, частное собрание; вариант 1650, Париж, Лувр) Пуссен обратился к древнеримской легенде о счастливой стране Аркадии, придав ей философский смысл.

Лаконичная надпись, найденная на мраморной гробнице «И я был в Аркадии», наводит юных пастухов на грустную мысль, что в жизни все преходяще и находит завершение в смерти.

Отношение к смерти, пробудившиеся чувства и мысли прослеживаются художником в их градации и кульминации, в тонкой нюансировке характеров. Трагическое напряжение гармонично разрешается в образе молодой женщины. Погруженная в печальное раздумье, она понимает смысл изречения как неизбежный закон жизни.

Глубокая философская мысль, лежащая в основе этого произведения, выражена в классически строгой форме, в цельности замысла.

В картине «Великодушие Сципиона» (1643, Москва, ГМИИ) побеждает разум, царит сдержанность чувств и жестов. Каждая фигура обладает самостоятельностью и свободой, но в то же время все приведено к гармоничному единству.

Большую роль играет теперь не цвет, а четкий рисунок, контур, выделяющий грани, замыкающий скульптурно-пластическую форму. Строгая организованность композиции подчеркнута ритмическими соответствиями и повторами, сопоставлением больших планов, локальных цветов.
В 1750—1760-х гг. Пуссен чаще обращался к пейзажу.

Подобно писателям-утопистам и мыслителям-пантеистам своего века с их проникновенными гимнами природе, Пуссен преклонялся перед ее величием.

Читайте также:  Описание картины поля сезанна «берег марны»

Вдохновляясь поэтическими образами Римской Кампаньи и описаниями Древней Эллады Вергилием, он создал синтетический образ природы как могущественного, организованного целого — рождался героический пейзаж. Жизнь природы исполнена в пейзажах художника драматического напряжения, оно, однако, всегда приходит к гармоническому разрешению.

Природа захватывала Пуссена безграничностью своих пространств, их ясной обозримостью («Пейзаж с Геркулесом и Какусом», 1649, Москва, ГМИИ).

Он выбирал обычно средний горизонт, на уровне стоящего на земле человека, и тяготел к местностям, где взгляд может охватить обширные пространства — равнины, горные массивы и скалы, морские просторы.

Сохраняя в пейзаже более свободную живописную манеру, чем в фигурах композиции, уделяя внимание передаче освещения, Пуссен выявлял ясные чередования планов, гармоничные соответствия форм, линий, ритмов. Прозрачный воздух в его пейзажах сообщает объему каждого предмета кристальную чистоту, массы строго уравновешены.

Пуссен. Пейзаж с Полифемом

Природа у Пуссена — арена действия легендарных героев, олицетворяющих стихийные начала. В «Пейзаже с Полифемом» (1649, Ленинград, Эрмитаж) образ Полифема, играющего на свирели, как бы возникает из скалы и главенствует над долинами и морями. Пленительная песнь любви зачаровывает природу.

В покое застыли могучие скалы, деревья, облака. В глубине — стада, фигуры пахарей, пастухов, с ними в согласии живут фавны, наяды и лесные боги. По мысли Пуссена в слиянии с могущественной природой, в ее созерцании человек обретает свою истинную сущность.

Впечатление гармонии и величия целого определяется общим приглушенным тоном картины, построенной на сочетании серебристо-зеленого, пепельно-серого, голубого. Призыв к самопознанию и духовному совершенствованию личности нашел воплощение в «Автопортрете» Пуссена (1650, Париж, Лувр). Патетике парадных портретов 17 в.

противопоставлен идеал совершенной мыслящей личности. Здесь все дышит спокойствием. Величественна фигура художника. Мужественное лицо выражает внутреннее достоинство, решительный поворот головы — самоутверждение. Напряженный сосредоточенный взгляд свидетельствует о внутренних конфликтах.

Гармония героев Пуссена — результат огромных усилий разума и воли. Большую ценность представляют рисунки Пуссена — композиционные и исполненные с натуры (перо, кисть, бистр) в свободной, живописной манере.

Последователи Пуссена не поняли глубины его творчества, проникнутого мечтой о прекрасном. Живое творческое преломление античности сменилось у них стремлением исправить несовершенную натуру, подчинить ее классическим нормам античного искусства. Лишь в пейзаже традиция Пуссена получила плодотворное развитие.

Источник: http://artiques.ru/node/147

Воздержанность Сципиона Африканского

Живопись эпохи рококо и неоклассицизма
Картина итальянского живописца Помпео Батони «Воздержанность Сципиона Африканского» известна также под названием «Великодушие Сципиона Африканского». Размер картины 227 x 298 см, холст, масло.

Публий Корнелий Сципион Африканский Старший (Publius Cornelius Scipio Africanus Major) (235 год до нашей эры, Рим — 183 до нашей эры, Литерн, Кампания) — знаменитый римский полководец Второй Пунической войны, победитель Ганнибала, c 199 года до нашей эры — цензор и трижды принцепс сената, консул.

Сюжет «Воздержанность Сципиона Африканского» был очень популярен в европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения.

Сципион в 218 году до нашей эры принимал участие в сражениях при Тицине и Треббии. В битве при Каннах (216), в которой римляне были разгромлены Ганнибалом, Сципион сражался в качестве военного трибуна. В 212 году Сципион выдвинул свою кандидатуру на должность римского главнокомандующего в Испании.

Высадившись в устье реки Ибер в 209 году и располагая 30-тысячным войском, Сципион предпринял неожиданное нападение на опорный пункт карфагенян в Испании – Новый Карфаген. В городе римлянам досталась огромная добыча, знатные пленники и испанские заложники. Последних Сципион отпустил по домам без выкупа.

Историк Тит Ливий рассказывает, что Сципион мог взять в наложницы оказавшуюся среди пленных самую прекрасную и знатную девушку города, но не воспользовался этим правом, а вернул ее жениху (Тит Ливий, Римская история, XXVI, 50).

В 207 Сципион нанес поражение карфагенскому полководцу Гасдрубалу и постепенно подчинил Риму большую часть Испании. Проявил дипломатические способности, подготовил вторжение в Африку. Разгромив армию Ганнибала при Заме (202), заключил выгодный для Рима мир.

По возвращении в Рим Сципион был встречен с триумфом и прозван Африканским. После разгрома армии карфагенян играл видную роль в политической жизни Рима.

Картина Батони составляет пару полотну «Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде» и по структуре композиции похожа на него. Есть сходство и в цветовом решении: на фоне серовато-коричневой архитектуры выделяются нарядные краски одежд персонажей.

Сципион в алом плаще (цвет героя-победителя) передает девушку коленопреклоненному жениху. Белое платье пленницы символизирует ее невинность. Великолепно написаны разнообразные вазы на первом плане.

Батони, который в юности занимался ювелирным искусством, любил вводить в свои композиции различные предметы, составляя из них изысканные натюрморты.

История искусства периода рококо и неоклассицизма. Далее →

Источник: http://smallbay.ru/artbarocco/batoni_19.html

Блоги / Татьяна Пелипейко: Пуссен из Дрездена в Москве

В Москву прибыла из  Дрезденской картинной  галереи картина Николя Пуссена «Царство Флоры». В чем вроде бы нет ничего необычного – такие вещи, как «выставка одной картины», давно уже стали привычными. Но дело в  истории – а заодно и в датах.

Прошло ровно 60 лет с  того момента, как на этом самом месте, в ГМИИ им.Пушкина на Волхонке, открылась выставка произведений из Дрезденской галереи.

Экспозиция была одновременно первой (до этого вывезенные в 1945 году в СССР работы – как и сам факт их  вывоза – вообще не были известны широкой публике) и последней, прощальной – картины в том же году были возвращены в Германию (в ту ее часть, которая – вместе с Дрезденом – тогда была ГДР). 

Среди того списка работ, что оказались в 1945 году в Москве и провели в ней 10 лет, была и пуссеновская картина «Царство Флоры». 

Ну, а раз уж «выставка одной картины» предполагает внимательное рассматривание, к нему и приступим. Тем более, что все персонажи картины значимы, все они в античной мифологии связаны с теми или иными цветами.

Конечно, в центре – она, Флора, властительница своего сада.

Кстати, она не  единственная богиня, присутствующая в данной композиции. Взглянем выше – там на  своей колеснице пролетает Аполлон.

Именно на него глядит безнадежно влюбленная в бога солнца Клития. Не в силах отвести от Феба взгляда, она так и превратилась в цветок, поворачивающийся к солнцу (что трактуется и  как гелиотроп, и как подсолнух).

С Аполлоном связан и  другой герой картины – Гиацинт. Случайно убитый своим другом-богом во время состязания в метании диска. Там, куда упали капли его крови, и вырос получивший его имя цветок.

Рядом с Гиацинтом – Адонис, любимец Афродиты, погибший на охоте, раненый вепрем. Связанный с ним цветок – анемон. 

Менее, вероятно, известная история, связанная с Аяксом – героем Троянской войны, покончившим с  собой, бросившись на меч. В смысле история цветочная – но вот на полотне расцветающие из капель его крови гвоздики.

Вот эти герои – влюбленная пара Крокус и нимфа Смилака. Понятно, во что превратился он, она же – во  вьюнок.

Ну, а загляделся на свое отражение в воде, разумеется, Нарцисс.

Ну, и наконец, слева в  виде гермы – бог плодородия Приап.

Картина приехала надолго – будет в Москве почти до конца июля.

По случаю этого визита ГМИИ извлек из своих запасников московские работы Пуссена – живописные и  графические. А также работы других авторов, любопытно трактующих приехавшую «Флору».

Вот, например, Жерар Одран, сделавший по мотивам пуссеновской картины гравюру резцом. Однако в  результате изображение оттиска получилось зеркальным.

Московские же работы Пуссена также написаны в основном на античные или библейские сюжеты. Вот «Битва израильтян с аморреями» с очень интересной многофигурной композицией. Это одна из ранних картин.

«Ринальдо и Армида» по  Торквато Тассо.

А вот уже совершенно классическое — и позднее для автора — «Великодушие Сципиона» со статичными позами. Сюжет взят у Тита Ливия.

Ну, и очень жизнерадостные «Сатир и нимфа».

Еще раз напомню, все это – до конца июля.

(Часть изображений предоставлена ГМИИ им. Пушкина, за что спасибо ему большое.)

Источник: https://echo.msk.ru/blog/tatiana_pelipeiko/1541076-echo/

Классицизм Живопись Никола Пуссен (1594-1665) Клод Лоррен (16001682) Шарль Лебрен (16191690) – презентация

1 Классицизм Живопись Никола Пуссен ( ) Клод Лоррен ( ) Шарль Лебрен ( )<\p>

2 Никола Пуссен родился в Нормандии в 1594 г. Никола Пуссен родился в Нормандии в 1594 г. Он считается наиболее значительным французским живописцем XVII века Он считается наиболее значительным французским живописцем XVII века Родился в простой семье на севере Франции Родился в простой семье на севере Франции После начального обучения в Руане в 1612 году приехал в Париж, затем странствовал по Италии и в 1624 году поселился в Риме, где и прожил всю остальную жизнь После начального обучения в Руане в 1612 году приехал в Париж, затем странствовал по Италии и в 1624 году поселился в Риме, где и прожил всю остальную жизнь Первые из созданных им и дошедших до нас работ относятся уже к римскому периоду Первые из созданных им и дошедших до нас работ относятся уже к римскому периоду Он выполнял крупные заказы и стал признанным главой классицизма Он выполнял крупные заказы и стал признанным главой классицизма Творчество этого мастера стало вершиной французского классицизма и оказало влияние на многих художников последующих столетий Творчество этого мастера стало вершиной французского классицизма и оказало влияние на многих художников последующих столетий<\p>

3 «Поклонение золотому тельцу» – одно из полотен на библейские сюжеты «Поклонение золотому тельцу» – одно из полотен на библейские сюжеты Всеобщее рукоплескание и буйная пляска вокруг идола, стоящего на постаменте, воспринимается как варварское поклонение языческому божеству Всеобщее рукоплескание и буйная пляска вокруг идола, стоящего на постаменте, воспринимается как варварское поклонение языческому божеству<\p>

4 Библейское действо перенесено из Египта на более близкую и знакомую художнику почву Библейское действо перенесено из Египта на более близкую и знакомую художнику почву О Египте напоминает лишь обелиск за храмом О Египте напоминает лишь обелиск за храмом Нахождение Моисея<\p>

5 Картина «Исцеление слепого» написана на евангельский сюжет Картина «Исцеление слепого» написана на евангельский сюжет На фоне довольно жестко исполненного пейзажа с живописной архитектурой среди куп деревьев показана группа людей, состоящая как бы из двух частей: Христос с учениками и группа горожан с коленопреклоненным слепым, до которого Христос дотрагивается рукой На фоне довольно жестко исполненного пейзажа с живописной архитектурой среди куп деревьев показана группа людей, состоящая как бы из двух частей: Христос с учениками и группа горожан с коленопреклоненным слепым, до которого Христос дотрагивается рукой В композиции картины царит холодная ясность В композиции картины царит холодная ясность Исцеление слепого<\p>

6 Рождество Работы Н. Пуссена Марс и Венера Великодушие Сципиона<\p>

7 Аркадские пастухи<\p>

8 Пуссен увлекался учением античных философов стоиков, призывавших к мужеству и сохранению достоинства перед лицом смерти Пуссен увлекался учением античных философов стоиков, призывавших к мужеству и сохранению достоинства перед лицом смерти Размышления о смерти занимали важное место в его творчестве, с ними связан сюжет картины «Аркадские пастухи» Размышления о смерти занимали важное место в его творчестве, с ними связан сюжет картины «Аркадские пастухи» Жители Аркадии, где царят радость и покой, обнаруживают надгробие с надписью: «И я в Аркадии» Жители Аркадии, где царят радость и покой, обнаруживают надгробие с надписью: «И я в Аркадии» Это сама Смерть обращается к героям и разрушает их безмятежное настроение, заставляя задуматься о неизбежных грядущих страданиях Это сама Смерть обращается к героям и разрушает их безмятежное настроение, заставляя задуматься о неизбежных грядущих страданиях Одна из женщин кладёт руку на плечо своего соседа, она словно пытается помочь ему примириться с мыслью о неизбежном конце Одна из женщин кладёт руку на плечо своего соседа, она словно пытается помочь ему примириться с мыслью о неизбежном конце Однако, несмотря на трагическое содержание, художник повествует о столкновении жизни и смерти спокойно Однако, несмотря на трагическое содержание, художник повествует о столкновении жизни и смерти спокойно Композиция картины проста и логична Композиция картины проста и логична<\p>

9 Похищение сабинянок<\p>

10 Царство Флоры<\p>

11 В одном из лучших произведений на античную тему «Царство Флоры» (1б31 г.) художник собрал персонажей эпоса Овидия «Метаморфозы», которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и др.) В одном из лучших произведений на античную тему «Царство Флоры» (1б31 г.) художник собрал персонажей эпоса Овидия «Метаморфозы», которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и др.) Танцующая Флора находится в центре, а остальные фигуры расположены по кругу, их позы и жесты подчинены единому ритму благодаря этому вся композиция пронизана круговым движением Танцующая Флора находится в центре, а остальные фигуры расположены по кругу, их позы и жесты подчинены единому ритму благодаря этому вся композиция пронизана круговым движением Мягкий по колориту и нежный по настроению пейзаж написан довольно условно и больше похож на театральную декорацию Мягкий по колориту и нежный по настроению пейзаж написан довольно условно и больше похож на театральную декорацию Картина раскрывает важную для мастера мысль: герои, страдавшие и безвременно погибшие на земле, обрели покой и радость в волшебном саду Флоры Картина раскрывает важную для мастера мысль: герои, страдавшие и безвременно погибшие на земле, обрели покой и радость в волшебном саду Флоры<\p>

12 Большинство сюжетов картин Пуссена имеет литературную основу Большинство сюжетов картин Пуссена имеет литературную основу Некоторые из них написаны по мотивам произведения поэта итальянского Возрождения Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим», повествующего о походах рыцарей крестоносцев в Палестину Некоторые из них написаны по мотивам произведения поэта итальянского Возрождения Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим», повествующего о походах рыцарей крестоносцев в Палестину Художника интересовали не военные, а лирические эпизоды: Художника интересовали не военные, а лирические эпизоды: например, история любви Эрминии к рыцарю Танкреду например, история любви Эрминии к рыцарю Танкреду<\p>

13 Танкред был ранен в бою, и Эрминия мечом отрезала себе волосы, чтобы перевязать ими раны возлюбленного Танкред был ранен в бою, и Эрминия мечом отрезала себе волосы, чтобы перевязать ими раны возлюбленного На полотне господствуют гармония и свет На полотне господствуют гармония и свет Фигуры Танкреда и склонённой над ним Эрминии образуют некое подобие круга, что сразу вносит в композицию равновесие и покой Фигуры Танкреда и склонённой над ним Эрминии образуют некое подобие круга, что сразу вносит в композицию равновесие и покой Колорит произведения построен на гармоничном сочетании чистых красок синей, красной, жёлтой и оранжевой Колорит произведения построен на гармоничном сочетании чистых красок синей, красной, жёлтой и оранжевой Действие сосредоточено в глубине пространства, первый план остаётся пустым, благодаря чему возникает ощущение простора Действие сосредоточено в глубине пространства, первый план остаётся пустым, благодаря чему возникает ощущение простора Возвышенное, эпически монументальное произведение показывает любовь главных героев (они принадлежали к враждующим сторонам) как величайшую ценность, которая важнее всех войн и религиозных конфликтов Возвышенное, эпически монументальное произведение показывает любовь главных героев (они принадлежали к враждующим сторонам) как величайшую ценность, которая важнее всех войн и религиозных конфликтов<\p>

14 Важное место в творчестве Пуссена занимал пейзаж Важное место в творчестве Пуссена занимал пейзаж Он всегда населён мифологическими героями Он всегда населён мифологическими героями Это отражено в названиях произведений: «Пейзаж с Полифемом», «Пейзаж с Геркулесом» Это отражено в названиях произведений: «Пейзаж с Полифемом», «Пейзаж с Геркулесом» Но их фигуры малы и почти незаметны среди огромных гор, облаков и деревьев Но их фигуры малы и почти незаметны среди огромных гор, облаков и деревьев Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира Ту же идею выражает и композиция пейзажа простая, логичная, упорядоченная Ту же идею выражает и композиция пейзажа простая, логичная, упорядоченная Пейзаж с Полифемом<\p>

15 В картинах чётко отделены пространственные планы: первый план равнина, второй гигантские деревья, третий горы, небо или морская гладь В картинах чётко отделены пространственные планы: первый план равнина, второй гигантские деревья, третий горы, небо или морская гладь Разделение на планы подчёркивалось и цветом Разделение на планы подчёркивалось и цветом Так появилась система, названная позднее «пейзажной трёхцветкой»: в живописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором тёплые и зелёный, на третьем холодные, и прежде всего голубой Так появилась система, названная позднее «пейзажной трёхцветкой»: в живописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором тёплые и зелёный, на третьем холодные, и прежде всего голубой Но художник был убеждён, что цвет это лишь средство для создания объёма и глубокого пространства, он не должен отвлекать глаз зрителя от ювелирно точного рисунка и гармонично организованной композиции Но художник был убеждён, что цвет это лишь средство для создания объёма и глубокого пространства, он не должен отвлекать глаз зрителя от ювелирно точного рисунка и гармонично организованной композиции В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума<\p>

16 Клод Лоррен ( ) Клод Лоррен был современником Пуссена Клод Лоррен был современником Пуссена Настоящее имя художника Клод Желле, а прозвище Лоррен он получил по названию места своего рождения провинции Лотарингия Настоящее имя художника Клод Желле, а прозвище Лоррен он получил по названию места своего рождения провинции Лотарингия Ещё ребёнком он попал в Италию, где и начал обучаться живописи Ещё ребёнком он попал в Италию, где и начал обучаться живописи Большую часть жизни художник провёл в Риме Большую часть жизни художник провёл в Риме<\p>

17 Лоррен посвятил своё творчество пейзажу, что во Франции XVII в. было редкостью Лоррен посвятил своё творчество пейзажу, что во Франции XVII в. было редкостью Его полотна воплощают те же идеи и композиционные принципы, что и пейзажи Пуссена, но отличаются большей тонкостью колорита и виртуозно построенной перспективой Его полотна воплощают те же идеи и композиционные принципы, что и пейзажи Пуссена, но отличаются большей тонкостью колорита и виртуозно построенной перспективой Лоррена интересовали игра тонов, изображение воздуха и света на холсте Лоррена интересовали игра тонов, изображение воздуха и света на холсте Утро в гавани<\p>

18 Художник тяготел к мягкой светотени и ровному рассеянному освещению, позволяющему передать эффект «растворения» очертаний предметов вдали Художник тяготел к мягкой светотени и ровному рассеянному освещению, позволяющему передать эффект «растворения» очертаний предметов вдали Фигуры персонажей на переднем плане кажутся почти незаметными по сравнению с эпически величавыми деревьями, горными склонами, морской гладью, на которой нежными бликами играет свет Фигуры персонажей на переднем плане кажутся почти незаметными по сравнению с эпически величавыми деревьями, горными склонами, морской гладью, на которой нежными бликами играет свет Именно Лоррена следует считать основоположником традиций французского пейзажа Именно Лоррена следует считать основоположником традиций французского пейзажа Полдень<\p>

19 Требовалось, чтобы сюжет кар тины содержал серьёзную духовно – нравственную идею, способную благотворно воздействовать на зрителя Требовалось, чтобы сюжет кар тины содержал серьёзную духовно – нравственную идею, способную благотворно воздействовать на зрителя Согласно теории классицизма, такой сюжет можно было найти только в истории, мифологии или библейских текстах Согласно теории классицизма, такой сюжет можно было найти только в истории, мифологии или библейских текстах Основными художественными ценностями признавались рисунок и композиция, не допускались резкие цветовые контрасты Основными художественными ценностями признавались рисунок и композиция, не допускались резкие цветовые контрасты Композиция картины делилась на чёткие планы Композиция картины делилась на чёткие планы Во всём, особенно в выборе объёма и пропорций фигур, художнику необходимо было ориентироваться на античных мастеров, прежде всего на древнегреческих скульпторов Во всём, особенно в выборе объёма и пропорций фигур, художнику необходимо было ориентироваться на античных мастеров, прежде всего на древнегреческих скульпторов Образование художника должно было проходить в стенах академии Образование художника должно было проходить в стенах академии Он обязательно совершал поездку в Италию, где изучал античность и произведения Рафаэля Он обязательно совершал поездку в Италию, где изучал античность и произведения Рафаэля Таким образом, творческие методы превратились в жёсткую систему правил, а процесс работы над картиной в подражание Таким образом, творческие методы превратились в жёсткую систему правил, а процесс работы над картиной в подражание<\p>

20 Шарль Лебрен ( ) В обширном наследии Шарля Лебрена прекрасно прослеживаются изменения, которые претерпевал французский классицизм В обширном наследии Шарля Лебрена прекрасно прослеживаются изменения, которые претерпевал французский классицизм Получив звание первого живописца короля, Лебрен участвовал во всех официальных проектах, прежде всего в оформлении Большого дворца в Версале Получив звание первого живописца короля, Лебрен участвовал во всех официальных проектах, прежде всего в оформлении Большого дворца в Версале Его росписи прославляли мощь французской монархии и величие Людовика XIV Короля солнца Его росписи прославляли мощь французской монархии и величие Людовика XIV Короля солнца Дедал и Икар<\p>

21 Лебрен написал и множество портретов Лебрен написал и множество портретов Его заказчиками были в основном королевские министры и придворная аристократия Его заказчиками были в основном королевские министры и придворная аристократия Живописец во всём потакал их вкусам, превращая свои картины в парадное театрализованное действо Живописец во всём потакал их вкусам, превращая свои картины в парадное театрализованное действо Так показан канцлер Франции Пьер Сегье: этот политический деятель получил при жизни прозвище «собака в большом ошейнике», но Лебрен не сделал даже намёка на его жестокость вельможа с благородной осанкой и лицом, исполненным мудрого достоинства, восседает на коне в окружении свиты Так показан канцлер Франции Пьер Сегье: этот политический деятель получил при жизни прозвище «собака в большом ошейнике», но Лебрен не сделал даже намёка на его жестокость вельможа с благородной осанкой и лицом, исполненным мудрого достоинства, восседает на коне в окружении свиты<\p>

22 Портрет канцлера Пьера Сегье<\p>

23 Благодаря Лебрену в 1648 г. была основана французская Королевская академия живописи и скульптуры, он много лет руководил Королевской мануфактурой гобеленов и мебели Благодаря Лебрену в 1648 г. была основана французская Королевская академия живописи и скульптуры, он много лет руководил Королевской мануфактурой гобеленов и мебели В своей долгой педагогической деятельности в академии Лебрен проявил себя настоящим диктатором, настаивая, прежде всего, на тщательном обучении рисунку и пренебрегая колоритом В своей долгой педагогической деятельности в академии Лебрен проявил себя настоящим диктатором, настаивая, прежде всего, на тщательном обучении рисунку и пренебрегая колоритом Ссылаясь при этом на авторитет Пуссена, он незаметно превратил его принципы в мёртвую догму Ссылаясь при этом на авторитет Пуссена, он незаметно превратил его принципы в мёртвую догму Въезд Александра Македонского в Вавилон Картина несет в себе идею военного мужества и добродетели монархии Лебрен Лебрен любил эпический жанр<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/40431/

Никола Пуссен: картины, биография художника

Создателем и крупнейшим представителем классицизма во французской живописи был Никола Пуссен. Он родился в Нормандии близ городка ле Анделис в семье военного.

Первые уроки живописи Пуссен получил у заезжего фла­мандского художника-маньериста Варена. Восемнадцати лет Пуссен отправился искать ючастья в Париж. Благодаря (покровительству художника Ж.

Куртуа ему удалось полу­чить доступ к королевкжим художественным собраниям.

Однажды Пуссен познакомился с проживавшим в ту по­ру в Париже итальянским поэтом Дж. Б. Марино и сделал иллюстрации к его поэме «Адонис». Рекомендации Марино помогли молодому художнику поехать в 1624 году в Ита­лию и обосноваться в Риме.

Здесь Пуссен с увлечением продолжил изучение античного наследия. Античное искусство стало для него образцом в его творческой деятельности.

Наряду с ним он также высоко ценил искус­ство Рафаэля и Тициана, работы современных ему худож­ников болонсксй школы.

В 20-е—30-е годы Пуссен создает много полотен. Сюжеты для них он черпает из античной мифологии, библии, из произведений поэтов Возрождения. Они служат художнику поводом для выражения высоких идей гуманизма. Пуссен стремится показать в своих картинах значительность чело­века, мужественного и прекрасного, величие его благород­ных и героических поступков.

Наиболее значительным произведением Пуссена, таким, как «Ринальдо и Армида» (1625—1627), «Смерть Германи- ка», «Танкред и Эрминия» (1625—1627), «Снятие с креста» (ок. 1630 г.), «Царство Флоры» (ок. 1628 г.), «Вакхана­лия» (1636), «Аркадские пастухи»* (1638) и др., присущи черты, характерные для всего направления классицизма.

В 1640 году широкая известность Пуссена побудила кар­динала Ришелье вызвать художника в Париж, для украше­ния Луврской галереи. Людовик XIII возвел его в звание своего первого живописца. В Париже Пуссен имел много за­казов, но у него появилась партия противников.

Она состоя­ла из художников, ранее трудившихся над украшением Лувра. Особенно сильно интриговал против Пуссена поль­зовавшийся покровительством королевы, живописец С. Bye. В 1642 году Пуссен навсегда покинул Францию.

Однако, живя в Риме, он продолжал работать на французских заказ­чиков: кардиналов Ришелье и Мазарини, мецената Шанелу.

В поздний период своего творчества Пуссен значительное внимание уделял пейзажу. Полный величия и мощи образ природы создан художником в картинах «Пейзаж с Поли­фемом» (1648), «Пейзаж с Геркулесом» (1648).

В классически простом и строгом «Автопортрете» (1650) Пуссен изобразил себя в виде ученого с книгой.

До конца жизни Пуссен продолжал упорно работать. В 1657 году он писал одному из своих друзей и заказчиков: «Говорят, что лебедь поет наиболее нежно накануне своей смерти; я постараюсь, подражая ему, сделать лучшее, чем когда-либо, произведение, и, возможно, это будет последняя служба Вам».

Эту творческую мечту художнику удалось выполнить. Он создал серию «Четыре времени года». В этой серии, подводящей итоги жизненного опыта и многолетних философских раздумий гениального художника, особое место занял завершающий пейзаж «Зима» («Потоп»).

Пус­сен работал над ним больным, полупарализованным, по его собственному выражению «нащупывающим конец жизни кончиком своего пальца». Он изобразил на полотне полную трагического пафоса картину смерти всего человечества, гибели всего живого на земле.

Однако в этой картине не бы­ло безвольного примирения с неизбежностью смерти, а зву­чал страстный крик протеста претив торжества стихии и хаоса над разумом.

Искусство Пуссена легло в основу теории и практики все­го академизма и классицизма. Множество художников видели в нем свой идеал.

Картины Пуссена

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1437-pussen.html

И я был в аркадии: 5 знаменитых шедевров николы пуссена

Мастер живописи родился на северо-западе Франции, в Нормандии. На родине Пуссен получил начальное художественное образование, а в 18 лет поехал учиться в Париж. Благодаря знакомству с камердинером королевы Марии Медичи начинающий художник мог посещать Лувр, где копировал картины итальянских живописцев.

В начале XVII века Пуссен оказался в числе молодых иностранцев, которые приехали в Рим для знакомства с наследием эпох античности и Возрождения.

В Италии художник познакомился с поэтом Джамбаттистой Марино, привившим ему любовь к итальянским стихам, а также изучал трактаты да Винчи и Дюрера.

Помимо этого, юноша зарисовывал античные статуи, изучал нужные для искусства живописи науки – анатомию и математику.

Благодаря этому, одной из особенностей метода Пуссена стал рационализм, проявляющийся в том числе в строгой композиции.

Живописец создал полотна на литературные и мифологические темы, заложившие основы европейского классицизма. Однако до того, как обратиться к мифологии, художник писал картины на религиозную тематику.

Поворот же к “мифологизации” произошёл в 1629-1633 годах, при этом Древняя Греция служила для живописца эталоном идеального мира.

В 1639 могущественный кардинал Ришелье пригласил Пуссена в Париж для украшения Луврской галерее, а огромная популярность художника привлекла внимание к его персоне короля Людовика XIII. По заказу монарха мастер создает картины для капелл в Фонтенбло и Сен-Жермене и становится первым живописцем Людовика.

Но многие завидовали успешному художнику, и поэтому в 1642 году Пуссен покинул Париж и вернулся в Рим. В Италии он прожил до самой смерти, а его покровителем был кардинал Франческо Барберини.

В этот период художник обращается к темам доблести власть имущих, а также библейских и античных героев.

Пуссен показывал идеальных героев, обладающих душевным величием и благородством, и идеальную природу, оставляя только прекрасное и отбрасывая безобразное.

В последний период творчества, в 1650-1665 годах, живописец все чаще обращался к пейзажу. Персонажи античных мифов выступали тут как символ одухотворенности мира. Пуссен изучил картины болонской школы живописи и в результате создал “героический пейзаж”, посредством которого изображал “золотой” идеальный век.

Никола Пуссен стал первым из французских художников воспринял традицию Рафаэля и Леонардо да Винчи, а обращаясь, к мифологии и истории, раскрывал образы современной ему эпохи.

“Вечерняя Москва” предлагает вашему вниманию подборку знаменитых шедевров великого живописца.

“Смерть Германика” (1627 год, Институт искусств, Миннеаполис)

Картина, написанная по сюжету римского историка Тацита, считается программным произведением классицизма. На полотне изображено прощание легионеров с умирающим отравленным полководцем – приёмным сыном императора Тиберия Германиком. Основные черты классицизма, проявившиеся в картине – ясность действия, стройность и гармония композиции, противопоставление группировок.

“Снятие с креста” (около 1630 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Удивительное по своей экспрессии произведение на евангельский сюжет. Все герои картины исполнены скорби, особенно трагичен образ Марии: её морщинистое лицо искажено страданием. Само действие разворачивается на фоне грозового неба, что лишний раз подчеркивает драматизм происходящего.

“Царство Флоры” (1631 год, Галерея старых мастеров, Дрезден)

Пуссен написал эту картину по мотивам поэм Овидия. На полотне герои античных мифов – Нарцисс, Гиацинт и другие – изображены в виде цветов. В центре находится танцующая Флора, все остальные персонажи расположены по кругу. В саду Флоры в полной мере показан круговорот природы, новая жизнь, возрождающаяся из смерти.

“Великодушие Сципиона” (1653 год, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)

В данном произведении художник обращается к сюжету древнеримского историка Тита Ливия. На картине запечатлен полководец Сципион, победитель Карфагена. Среди добычи – красавица Лукреция, невеста врага Сципиона, царя павшего Карфагена Алуция.

Сципион, влюбленный в Лукрецию, тем не менее не берет ее в жены. Военачальник проявляет благородство и дарует женщину злейшему врагу.

Таким образом, Пуссен говорит не только о военной победе над неприятелем, но и гораздо более сложной победе над самим собой.

“Аркадские пастухи” (1650-1655 годы, Лувр, Париж)

Аркадия – идиллическая страна счастливой жизни, беззаботности и добра, где люди в полном согласии с природой. Пастухи на картине стоят у могилы, на которой высечено латинское изречение “Et in Arcadia ego” (“И я был в Аркадии”).

Таким образом, погребенному тоже в свое время посчастливилось жить в Аркадии, но смерть настигла его и там. Пастухи с любопытством изучают надпись и указывают на нее зрителям.

В этом произведении Пуссен поднимает вечную тему бренности существования и неизбежного конца земного пути.

Источник: https://vm.ru/news/2013/11/18/i-ya-bil-v-arkadii-5-znamenitih-shedevrov-nikoli-pussena-223177.html

французский художник Николя Пуссен

французский художник Николя Пуссен. [Jun. 29th, 2013|12:32 pm]

Живописцы, окуните ваши кисти…

[]

Автопортрет

Великодушие Сципиона

Триумф Флоры

Никола Пуссен (Poussin) (1594, июнь, Лез-Андели, Нормандия, – 19.11.1665, Рим), французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве 17 века. Изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля, Тициана, художников маньеризма школы Фонтенбло, мастеров болонской школы, занимался перспективой, а также анатомией и математикой. В 1612 году приехал в Париж.
Танкред и Эрминия

Из ранних работ Пуссена достоверны лишь рисунки на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, исполненные по заказу Дж. Марина (бистр, перо, около 1622-1624, Королевская библиотека, Виндзор). В конце 1623 года Пуссен – в Венеции, а с весны 1624 года поселился в Риме.
Пейзаж с Полифемом

Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, Пуссен создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма (“Смерть Германика”, около 1628, институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко (“Мученичество свыше Эразма”, около 1628-1629, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы. (“Спящая Венера”, Картинная галерея, Дрезден; “Нарцисс и Эхо”, Лувр, Париж; “Ринальдо и Армида”,
Воображаемый пейзаж

Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; все три – около 1625-1627; “Царство Флоры”, около 1631-1632, Картинная галерея, Дрезден; “Танкред и Эрминия”). Более четко классицистические принципы Пуссена выявляются в полотнах 2-й половины 30-х годов. (“Похищение сабинянок”, 2-й вариант, около 1635; “Израильтяне, собирающие манну”, около 1637-1639; обе – в Лувре, Париж).
Моисей высекает воду из скалы

Царящий в этих произведениях чеканный композиционный ритм воспринимается как непосредственное отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека. В 1640-1642 годах Никола Пуссен работает в Париже при дворе Людовика XIII (“Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора”, около 1641-1642, Художественный музей, Лилль). Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ побуждают Пуссена вернуться в Рим.
Рождение Вакха

Ревекка у колодца с Елиезером, приехавшим сватать ее за Исаака

Христос и неверная жена

Смерть Сапфиры (Сепфоры)

Отдых на пути в Египет

Мидас и Вакх

Младенца Юпитера вскармливают молоком козы Амалфеи

Нарцисс и Эхо

Оплакивание Христа

Орфей и Эвридика

Св. Цецилия

Святое семейство на лестнице

Тайная вечеря

Поклонение золотому тельцу

Триумф Нептуна (Вакханалия Ришельё)

Вакханалия перед изваянием Пана

Ринальдо и Армида

Крещение

Пан и Сиринга

Похищение сабинянок

Пейзаж с евангелистом Матфеем

Автопортрет

Аркадские пастухи (Et in Arcadia ego)

Святое семейство

Последнее помазание

Мор в Азоте

Моисей высекает воду из скалы

Переход через Чермное море

Акид и Галатея

Эхо и Нарцисс

Вдохновение поэта

Смерть Германика

Явление Девы Марии Иакову

Вакханалия с лютнисткой

Цитата сообщения ЯННА_КОТПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Николя Пуссен

Источник: https://classic-art-ru.livejournal.com/185269.html

Ссылка на основную публикацию