Описание картины ореста кипренского «автопортрет»

РЕСТАВРАЦИЯ

ПОРТРЕТЫ О.А.КИПРЕНСКОГО.

КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович

(13.03.1782, мыза Нежинская, Ораниенбаумский уезд, Санкт-Петербругская губ. – 12(24).10.1836, Рим).

Живописец, график; портретист, автор картин на исторические, мифологические и религиозные сюжеты.

Происхождение художника неизвестно.

1788 – определен в ИАХ, где учился у Г.И.Угрюмова и Г.Ф.Дуайена. Большая серебряная медаль за рисунок с натуры.

1802 – две малые золотые медали за программу “Юпитер и Меркурий, посещающие под видом странников Филемона и Бавкиду” и эскиз памятника скульптору  .И.Козловскому.

1804 – первая значительная работа “Портрет А.К.Швальбе”. Обнаруживает влияние живописи старых мастеров (А.ван Дейка, П.П.Рубенса, Рембранта). Но главное – уже здесь отчетливо проявились романтические тенденции, характерные для всего последующего творчества художника.

1805 –  большая золотая медаль за картину “Дмитрий Донской на Куликовом поле”.

1808, 1802 – портреты А.Р.Томилова, любителя искусств и коллекционера. Отражают путь человеческой души от состояния ожидания и надежды до внутренней опустошённости.

1808 – портреты А.И.Корсакова, И.В.Кусова, четы А.В. и П.П.Щербатовых.

1809 – командировка в Москву от ИАХ для помощи И.П.Мартосу в работе над памятником К.Минину и Д.Пожарскому.

1808 – начало 1809 – портрет мальчика А.А.Челищева.

1809 – портреты В.А.Перовского в испанском костюме, графа Ф.В.Ростопчина и его жены Е.П.Ростопчиной; “Портрет лейб-гусарского полковника Е.В.Давыдова” (подлинный шедевр).

ок.1812 – портреты И.В.Кусова, князя И.А.Гагарина и принца Г.П.Гольштейн-Ольденбургского

1812 – возвращение в Петербург

I половина 1810-х – время расцвета таланта и славы художника. Создание виртуозных графических портретов, выполненных итальянским карандашом, иногда тронутых пастелью или акварелью.

1812 – 1813 гг. – портреты участников Отечественной войны 1812 г. М.П. и А.П.Ланских, А.Р.Томилова, Е.И.Чаплина, Д.Д.Вындомского, неизвестного военного врача.

1813 – “Калмычка Баяуста”, портреты Н.В.Кочубей, В.А.Томиловой.

1815 – портреты Н.М.Муравьева, К.Н.Батюшкова, Е.С.Семеновой.

1814 – живописные портреты сенатора В.С.Хвостова и его жены Д.И.Хвостовой, А.И.Молчановой с дочерью Елизаветой

1815-1816 – портрет С.С.Уварова, министра народного просвещения, будущего президента АН. Стал едва ли не эталоном романтического изображения.

1816 – в качестве пенсионера императрицы Елизаветы Алексеевны отправлен в Италию в обществе швейцарского ювелира Ж.Ф.-А. Дюваля.

июль – сентябрь 1816жил в Женеве в доме старшего брата Дюваля Ж.Давида и в его имении Картиньи. Выполнил маслом несколько портретов членов семьи Дюваль и портрет их близкого родственника Э.Дюмона.

сентябрь 1816 – покидает Женеву и приезжает в Рим.

1817 – картина “Молодой садовник”. Положила начало “итальянизированному жанру”.

1819 – картины “Цыганка с веткой мирта в руке”, “Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)”.

1829 – “Неаполитанские мальчики-рыбаки”

ок.1817-1822 – задумано полотно “Апполон, поразивший Пифона”. Работа была прервана.

1819 – 1821 – полотно “Пляска на гробнице Анакреона”. Картина не сохранилась.

1820 – Автопортрет в круге. В настоящее время один из двух достоверных автопортретов художника.

февраль 1822 – возвращение в Россию через Францию и Германию.

1822 и 1823 – “Портрет Е.С.Авдуллиной”. Один из шедевров художника. На его примере хорошо видно, как менялся характер живописи Кипренского. Свободные движения кисти заменили безупречно гладкая поверхность и тщательная проработка деталей.

июнь 1823 – путь в Россию через Мариенбад и Дрезден.

июль 1823 – карандашный портрет И.В.Гете, который позже перевел в гравюру П.Граведон.

август 1823 – прибытие в Петербург, где пишет ряд портретов..

1827 – “Портрет А.С.Пушкина”. Решен в романтическом ключе. Отец поэта считал его лучшим изображением, а сам Пушкин высоко оценил в стихотворении, посвященном Кипренскому.

1828 – “Автопортрет” (в полосатом халате)

1827 – “Портрет К.И.Альбрехта” на фоне паркового пейзажа в его имении Котлы.

1826 – “Портрет кавалергарда Н.П.Трубецкого

1827 – портрет изысканного барина, помещика А.Ф.Шишмарева, портреты Е.С.Авдулиной, М.Е.Лобанова, И.С.Мальцева, детей графа А.Х.Бенкендорфа и др.

июнь 1828 – уехал в Италию.

1830 – “Пейзаж, изображающий Везувий”, “Сивилла Тибуртинская” и др.

1831 – портрет “Читатели газет в Неаполе”

1830-1835 – жанровая сцена, представляющая М.А.Потоцкую, ее сестру С.А.Шувалову и прислугу-эфиопку.

1829 – портрет доктор Мазарони.

1833 – портрет князя Ф.А.Голицына

1833 – портрет скульптора Б.Торвальдсена

1830 – жанровая полуфигура “Ворожея со свечой”, изображение неизвестного “Читающий у свечи”. В обеих картинах художник решал проблему светотеневой моделировки и  передачи освещения от единственного источника.

1828 – “Сивилла Дельфийская”.

Главные работы:

“Портрет А.К.Швальбе (Портрет отца художника)” (1804, ГРМ)

 “Дмитрий Донской на Куликовом поле” (1805, ГРМ)

 “Портрет А.Р.Томилова” (1808, ГРМ)

 “Портрет И.В.Кусова” (1808, ГРМ)

 “Портрет А.И.Корсакова” (1808, ГРМ)

 “Портрет А.А.Челищева” (1808 – начало 1809, ГТГ)

 “Портрет графа Ф.В.Ростопчина”( парный портрету графини Е.П.Ростопчиной, оба – 1809, ГТГ)

“Портрет графини Е.П.Ростопчиной” (парный портрету  графа Ф.В.Ростопчина, оба – 1809, ГТГ)

 “Портрет лейб-гусарского полковника Е.В.Давыдова” (1809, ГРМ)

“Портрет В.А.Перовского в испанском костюме XVII века” (1809, ГРМ)

“Портрет Н.С.Мосолова” (1811, ГТГ)

 “Портрет В.С.Хвостова” (парный портрету Д.Н.Хвостовой,  оба – 1814, ГТГ)

“Портрет Д.Н.Хвостовой” (парный портрету В.С.Хвостова, оба – 1814, ГТГ)

 “Портрет С.С.Уварова” (1815-1816, ГТГ)

 “Портрет поэта В.А.Жуковского” (1816, ГТГ)

 “Молодой садовник” (1817, ГРМ)

 “Портрет князя А.М.Голицына” (ок.1819, ГТГ)

 “Девочка в маковом венке с гвоздикой  в руке (Мариучча)” (1819, ГТГ)

 “Цыганка с веткой мирта в руке” (1819, ГТГ)

 “Автопортрет” (1820, Галерея Уфицци, Флоренция)

 “Портрет Е.С.Авдулиной” (1822 (1823?), ГРМ)

 “Портрет О.А.Рюминой” (1826, ГРМ)

“Портрет князя Н.П.Трубецкого” (1826, ГТГ)

 “Портрет А.С.Пушкина” (1827, ГТГ)

“Бедная Лиза” (1827, ГТГ)

“Портрет А.Ф.Шишмарева” (1827, ГТГ)

 “Портрет К.И.Альбрехта” (1827, ГРМ)

 “Автопортрет” (1828, ГТГ)

“Портрет Е.А.Телешевой” (1828, ГТГ)

 “Портрет А.Р.Томилова” (1828, ГРМ)

 “Неаполитанские мальчики-рыбаки” (1829, Палаццо Реале, Неаполь)

 “Ворожея со свечой” (1830, ГРМ)

 “Сивилла Тибуртинская” (1830, ГТГ)

 “Портрет М.А.Потоцкой, сестры ее С.А.Шуваловой и эфиопянки” (1830-1835, КМРИ)

“Читатели газет в Неаполе” (1831, ГТГ).

 “Портрет скульптора Б.Торвальдсена” (1833, ГРМ).

Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008

Источник: http://volrest.ucoz.ru/publ/iskusstvovedcheskie_materialy/russkie_zhivopiscy_xviii_xix_veka/portrety_o_a_kiprenskogo/14-1-0-84

Художник Орест Кипренский

Орест Кипренский. Мастера русской портретной живописи.
Автопортрет. 1828.

Орест Адамович Кипре́нский (1782—1836) — русский художник-портретист, исторический живописец, график; представитель романтизма.

Автопортреты Ореста Адамовича Кипренского

До сих пор во многом интригующе загадочными остаются личность, судьба, творческая одиссея лучшего русского портретиста первой трети XIX века Ореста Адамовича Кипренского.

И наиболее резко обнаруживается это, пожалуй, не в разноречивых свидетельствах современников, не в фактах биографии, а в галерее автопортретов (их около десятка), выявляющей почти взаимоисключающие образы художника. Каждый автопортрет представляет нам иного Кипренского, и это связано не только с возрастными, «физиогномическими» изменениями.

Сложный конгломерат идей, представлений, причинных связей предлагает эта череда автопортретов зрителю. Здесь и романтический артистизм игры в преображения, и сублимация неясности общественного положения незаконнорожденного дворянского сына, и диаграмма или, может быть, идеограмма душевных, духовных, житейских перипетий, и точки отсчета стремительных превращений Кипренского-художника.

Автопортрет с кистями за ухом. Ок.1808. Х., м. 46х36.5. ГТГ

В «Автопортрете с кистями за ухом» (ок. 1808) перед нами полный творческой энергии, раскованный, уверенный в себе молодой художник. Образную характеристику выдают сразу смелые контрасты светотени, открытая динамичная манера письма, насыщенный цветовой строй.

В портрете он только живописец, гордый своим мастерством, гордый тем, что он может написать не хуже (черт возьми!) Рубенса или Рембрандта. И ведь написал! Его «Портрет А. К.

Швальбе» (1804) — незаурядный шедевр-«ретро», приведший многих в восхищенное заблуждение и всю жизнь бывший для самого Кипренского предметом особой привязанности.

Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе. 1804 
Он впервые померился силами с великими и устоял. Да, впрочем, и сам автопортрет с кистями, несомненно, навеян какими-то классическими образцами (он напоминает, например, ранний кассельский автопортрет Рембрандта). Одновременно с этим произведением был написан и другой автопортрет — в розовом шейном платке.

Автопортрет (с розовым шейным платком). 1809

Он разительно отличается в своей программе от первого: не бравурная энергия самоутверждения, а некое излучение духовной чистоты; искренность поведения не в импульсивной непосредственности, а в раздумчивом контакте со зрителем, на глазах которого живут нисколько не таимые оттенки чувствований. И в этом случае столь же адекватная изобразительная структура произведения. Что за «неподражательная странность» Кипренского дробить свой лик на суверенные, почти не совпадающие отражения, обретающие сами в себе ту гармонию, которой, видимо, так недоставало их носителю, их творцу?

Читайте также:  Описание картины аполлинария васнецова «родина»

Мастерство портретистаЭта способность к острой дифференциации образа, к стереоскопической объемности в изображении личности портретируемого породила бесконечное разнообразие его портретных решений.

Один из современников заметил, что «Кипренский очень счастливо придает каждому портрету что-нибудь особенное». Он осознанно выстраивает индивидуальную конструкцию образа, которая диктует и саму исполнительскую манеру.

В наиболее чистом виде это относится к первому периоду творчества Кипренского, до его первой поездки в Италию в 1816 году. Даже в заказных парных портретах (Е. П. и Ф. В. Ростопчиных, 1809; Д. Н. и В. С.

Хвостовых, 1814), долженствующих представлять собой созвучный изобразительно-выразительный ансамбль, художник достигает индивидуальных и даже контрастных характеристик. 

До поездки в Италию в творчестве Кипренского преобладали два типа портретных решений: подгрудный, в натуру, и парадный, в рост. Каждый из них давал модель в ее естественном, не опосредованном никакими привычными условностями бытии. В этом отношении особенно показательна уникальная в современном русском искусстве линия графического портрета. 
Впоследствии, напитанный традициями высокого классического искусства, он преследует цель подняться на уровень его достижений и обогащает портретный образ аллегорическим подтекстом («Портрет Е. С. Авдулиной», ок. 1822), апологией интеллектуального аристократизма («Портрет А. М. Шереметева», в какой-то степени «Автопортрет», 1819) или столь же аристократически – дистанцированной близостью природе («Портрет А. Ф. Шишмарева», 1827; «Портрет К. И. Альбрехта», 1827), сочинением театрализованных и многофигурных программ («Портрет Е. А. Телешовой в роли Зелии», 1828; «Читатели газет в Неаполе», 1831; «Портрет М. А. Потоцкой, сестры ее С. А. Шуваловой и эфиопянки», ок. 1835). Показательно сравнить для демонстрации кардинальных изменений его творческого метода некоторые портреты, исполненные в близкой композиционной схеме, и проследить, как на базе каждый раз индивидуального решения образа, выявляется в то же время образ исторический, фокусирующий нечто, принадлежащее духу времени. 

Портрет Д. Н. Хвостовой и портрет Е. С. Авдулиной несут в себе немало общих исходных моментов в фиксации внешних и внутренних движений модели. Но смещение нескольких акцентов создает образы, едва ли не противоположные по значению.

Обращенное к зрителю лицо Хвостовой светится мягкой нежностью, затененной легкой грустью, задумчивостью. Этому состоянию соответствует тонкая гармония цветового и светотеневого построения полотна. Художник словно боится нарушить, боится помешать естественному току душевной жизни героини.

И, напротив, в портрете Авдулиной меланхолическое настроение переходит в тему угасания жизни, явленную с безусловной и покоряющей живописно-пластической убедительностью, где каждая деталь и все компоненты полотна исполнены с изысканным классическим артистизмом.

Если там, в портрете Хвостовой, главным для художника была личность, то здесь — искусство. Так очевидно и настораживающе нарушается гармония эстетического и этического начал в творческой позиции художника. 

С большей отчетливостью и с большей исторической предопределенностью это обнаруживается в мужских портретах. В портретах Евгр. В. Давыдова (18()9), С. С. Уварова (1816), А. Ф. Шишмарева происходит, в сущности, метаморфоза единого типа парадного изображения. Но как несхожи они!
Портрет Давыдова Ев. В., лейб-гусарского полковника .  1809
 Образ бравого гусара исполнен и в самом деле парадного, не столько героического, сколько геройского пафоса, актуального в канун Отечественной войны с Наполеоном. Хотя эта тема и главенствует в портрете, Кипренский ею не ограничивается. Его Давыдов соединяет «рыцарское чувство чести и личное достоинство», романтическую небрежность и мечтательность. Художник создает глубоко индивидуальный образ и вместе с тем собирательный, включающий отсветы активного романтического идеала и наличную реальность, более того, ставший благодаря полноте и диалектике характеристики символом своей эпохи. 
Иной образ типичного представителя просвещенного дворянства, иной этап развития общественного сознания запечатлел Орест Кипренский в портрете С. С. Уварова.
Портрет Сергея Семёновича Уварова.
Здесь нет той полноты самовыражения, что у Давыдова. Изображен задумавшийся в картинной позе, словно на минуту остановившийся перед выходом, великосветский денди, галломан и щеголь. Благородство и сдержанность цветового исполнения, мягкие ниспадающие ритмы рисуют облик тонко чувствующего, и, может быть, несколько манерно утомленного своей культурной рафинированностью дворянина пушкинской поры. И хотя портрет писался до выступления декабристов, в пору национального подъема и брожения идей, Кипренский в образе Уварова словно предвосхитил скорое наступление долгой полосы общественного спада, правительственной реакции. Кипренский на себе почувствовал неблагополучие в стиле правления Александра, когда, вернувшись в 1819 году в Петербург, начал конфликтовать с Академией, придворными кругами, стал пользоваться поддержкой меценатов. Написанный в середине 20-х годов портрет А. Ф. Шишмарева свидетельствует о новых исканиях мастера, о смене проблематики.

Портрет Афанасия Федоровича Шишмарева 1827

Своего героя он ставит в позу Давыдова, но, используя старую схему, художник вводит его не в историю, а в идиллию. Шишмарев показан в саду, в окружении цветов и стрекоз. Кипренский создает гармонию, но ценой отказа от общественно-значимого статуса личности. Изощренная живописная кухня, с ее многослойной системой письма, совершенством фактурной проработки, подчеркнутая эстетизация всего образного строя свидетельствуют о стремлении художника выйти к новым берегам, обрести твердую почву под ногами. Таким он выглядит на своем автопортрете 1828 года. Огромная дистанция между тем первым автопортретом с кистями и этим: и здесь он непараден, в домашнем халате, с карандашом в руке, но и следа нет былой силы и веры. Холеный светский облик и любезно-искательная улыбка, ощущение неуверенности и отзвук некой артистической избранности… Художник пережил многое — и европейское признание (галерея Уффици заказала ему автопортрет), и дружбу с великими людьми эпохи, и холод недоброжелательства и даже оскорбительной клеветы, пережил и взлеты гения и падения духа… 

Поразительным было чутье Ореста Кипренского в наиболее светлые периоды его творчества на изменения общественной атмосферы. Оно не было случайным, врожденным, оно воспитывалось в эпицентре духовной жизни эпохи. Художник был близок к кружкам известного мецената А. Р. Томилова, ученого-любителя, а затем президента Академии художеств А. Н.

Оленина, где собирались, общались крупнейшие деятели искусства и литературы; он дружил со многими членами литературного общества «Арзамас». Героями его портретов были Крылов и ЖуковскийБатюшков и Мицкевич, а  портрет Пушкина Кипренского по праву занимает самое почетное место в изобразительной пушкиниане.

Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827
 Кипренский был историческим живописцем по масштабу своего мышления, своих дерзаний. Его мучительная, долгая работа над историческими, символико-аллегорическими произведениями содержала поиски новых путей в осознании происходящих событий. Но одни из этих произведений по прихоти своенравной судьбы не уцелели, другие же так и не были осуществлены. Его понимание истории воплотилось в портретах. На протяжении тридцати лет Кипренский создал в портретах подлинную энциклопедию русского общества, поражающую диапазоном индивидуальных характеристик, проникновенной человечностью, художественным мастерством, наконец — личностью ее творца.

На основе статьи в :”Художественном календаре 100 памятных дат”

Картины Кипренского 
Автопортрет. 1820 Уффици

Портрет А.О.Смирновой-Россет, ок. 1830, холст, масло, 64х54

Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819.

Читатели газет в Неаполе. 1831.

Портрет князя H.П.Трубецкого 
Портрет Олимпиады Александровны Рюминой. 1826.

Портрет Н.С.Семеновой в роли Сивиллы Дельфийской в оп. Г.Спонтини «Весталка». 1828 Х., м. 110х90 ГЦТМ им. А.А.Бахрушина

Портрет мальчика. 1819.

Портрет М.В.Шишмарева. 1827

Портрет К.И.Альбрехта. 1827

Портрет итальянского художника пейзажиста Грегорио Фиданца.

Портрет И.А.Крылова. 1816.

Портрет З.А.Волконской. 1829

Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. 1822

Портрет художника П.В. Басина.1829.

Портрет танцовщицы Е.А.Телешовой в роли Зелии. 1828

Портрет Петра Алексеевича Оленина. 1813

Портрет В.С. Шереметева. 1825

Портрет В.С. Хвостова 1814

Портрет В.А.Перовского в испанском костюме XVIIвека. 1809.

Читайте также:  Описание картины александра иванова «автопортрет»

Портрет Алексея Романовича Томилова. До 1828

Портрет Александра Александровича Челищева. Ок. 1809

Портрет Адама Мицкевича 1824 ГТГ

Портрет Авдотьи Ивановны Молчановой с дочерью Елизаветой. 1814

Портрет А.С.Шишкова. 1825

Портрет А.Р.Томилова.

Неаполитанская девочка с плодами 1831

Молодой садовник. 1817

Мать с ребенком (Портрет г-жи Прейс ). 1809

Конный портрет Александра I. 1820-е.

Калмычка Баяуста. 1812-13.

Итальянские селянки (Italian Peasant Girls).

Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805 Холст, масло. 118х167 ГРМ

Ворожея со свечой. 1828. Холст, масло. 64х51. ГРМ

Бедная Лиза. На сюжет одноим. пов. Н.М.Карамзина. 1827.

Портрет Г.Г.Кушелева. 1827.
Стоящий натурщик с палкой (со спины). 1801. Б., ит. к. санг. 61,6х40,1. ГТГ. Натурщик, сидящий на камне. 1800-05.
Стоящий натурщик на фоне красной драпировки. 1802

Натурщик.
Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена. 1831
Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой. 1814

Портрет графини М.А.Потоцкой, сестры ее – графини С.А.Шуваловой с мандолиной в руках и эфиопянки 1834

Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной. 1809 Х., м. 77×61 ГТГ

Портрет графа Ф.В.Ростопчина. 1809
http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/469-kiprenskiy.html

Источник: https://ilyamatveev.livejournal.com/32142.html

Мемория. Орест Кипренский – ПОЛИТ.РУ

24 (13) марта 1782 года родился художник Орест Кипренский.

Личное дело

Орест Кипренский. Автопортрет

Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836) родился на мызе Нежинской (ныне Нежново в Ленинградской области). Он был внебрачным ребенком отставного бригадира А. С. Дьяконова.

После рождения ребенка ему и его матери Анне Гавриловой была дарована вольная, а официально его отцом считался крепостной Дьяконова Адам Швальбе.

В шестилетнем возрасте Дьяконов отдал мальчика в Воспитательное училище при Академии художеств, тогда же в документах впервые появляется фамилия Кипрейский (позднее – Кипренский).

До 1803 года Кипренский обучался живописи сначала в училище, а потом и в самой Академии художеств. В 1797 году определен в класс исторической живописи. Его учителем был Григорий Угрюмов.

В 1803 году Кипренский выполнил программу на Большую золотую медаль, но был оставлен при Академии как особо одаренный ученик еще на три года. В 1805 году он наконец-то получил Большую золотую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле», однако зарубежная поездка, полагавшаяся ему, была отложена.

Кипренский получил мастерскую при Академии художеств и стал выполнять первые частные заказы. В это время началось его увлечение жанром портрета.

В 1809 году Кипренский отправился в Москву, чтобы вместе со скульптором Мартосом работать над памятником Минину и Пожарскому. Художнику было поручено сделать эскизы лиц этих героев. В Москве он жил до 1811 года.

Познакомился с Карамзиным, Батюшковым, Вяземским и Жуковским. Известность художника росла, он не знал недостатка в заказах.

В 1811 году он отправился в Тверь, чтобы работать по заказу располагавшегося там «малого двора» великой княгини Екатерины Павловны. Затем художник вернулся в столицу.

В 1812 году Кипренский стал академиком живописи. Им была создана серия портретов, изображавших отправлявшихся на войну знакомых художника. Наконец, в 1816 году уже не простым выпускником академии, а известным живописцем Кипренский смог отправиться в Италию. Там он продолжал активно работать, особенно в жанре портрета. Помогал молодым русским художникам, пансионерам академии.

В 1818 году моделью для одной из картин Кипренского стала восьмилетняя девочка Мариучча (Анна-Мария) Фалькуччи.

Когда он узнал, что ее мать известна непристойным образом жизни, он оставил девочку в своем доме, выплачивая матери регулярное пособие.

Когда в 1821 году Кипренский должен был вернуться в Россию, он позаботился, чтобы Мариуччу приняли в одной из женских учебных заведения Рима. На обратном пути художник посетил Париж и провел там больше года.

В России Кипренский продолжает работать в жанре портрета, получает много заказов. В 1828 году он возвращается в Италию, где живет попеременно в Риме, Неаполе, Флоренции и Болонье.

Он находит подросшую Анну-Марию Фалькуччи и женится на ней, для чего ему приходится принять католичество. Спустя всего три месяца после свадьбы художник заболел воспалением легких.

12 (24) октября 1836 года Орест Кипренский умер в Риме.

Чем знаменит

Кипренский – пионер романтизма в русском изобразительном искусстве. Признанный мастер портрета. Самые известные произведения Кипренского – «Портрет А. Швальбе» (1804), «Портрет Е. В.

Давыдова» (1809), «Девушка с плодами» и «Читатели газет в Неаполе» (обе – 1831 г.), портрет мальчика А. А.

Челищева (1810–1811), портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), хранящиеся в Третьяковской галерее, а также автопортрет (1808), изображения поэтов К. Н. Батюшкова (1815), В. А. Жуковского (1816) и А. С. Пушкина (1827).

О чем надо знать

В 1827 году, незадолго до того, как окончательно покинуть Россию, Орест Кипренский по заказу Антона Дельвига написал портрет Пушкина. На заднем плане художник изобразил скульптуру музы с лирой, шотландский плед символизирует связь творчества Пушкина с великим поэтом эпохи романтизма Джорджем Байроном. Мнения современников о портрете расходятся.

Один утверждали, что черты Пушкина переданы очень верно, другие говорили, что портретное сходство невелико, но Кипренский «наиболее приближается к тому идеальному изображению, какового … ищут обыкновенно поклонники поэта». Карл Брюллов говорил, что Кипренский изобразил Пушкина не поэтом, а «каким-то денди».

Сам Пушкин посвятил художнику стихотворение:

Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.

Прямая речь

Я выставлял портрет отца моего и портрет девочки одной, писанной мною в Риме. Здешняя Академия, рассматривая сии картины, со мною сыграла следующую шутку: г.

президент Академии, кавалер Николини, объявляет мне от имени Академии замечание, опытностью и знанием профессоров исследованное, якобы сии картины не суть работы нынешнего века; будто бы я выдаю сии картины за свои, но в самом деле одна писана Рубенсом — портрет отца, а девочка — совсем другим манером и другим автором древним писана; что картины сии бесподобны: отца портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Вандика, а некто, Альбертини, — в Рембрандты пожаловал, и что в Неаполе не позволят они себя столь наглым образом обманывать иностранцу. И так, прошу вас покорно выпросить от Академии нашей свидетельство, что сии картины писаны мною и что, в пандан портрета отца моего, я начал писать портрет дяди вашего, Семена Федоровича.

Письмо Кипренского из Неаполя брату художника Сильвестра Щедрина (1836)

Современники называли Кипренского «русским ван Дейком», но это название определяет характер его таланта не вполне точно.

Начав свою деятельность с подражания учителям своим, Угрюмову и Левицкому, он потом взял себе за образцы Рубенса и Рембрандта и старался в своих работах слить воедино лучшие качества их живописи; но вскоре оставил этих мастеров и создал собственный стиль, в котором стремился возможно полно передавать природу и жизнь не только строгой правильностью рисунка и естественностью колорита, но и, главным образом, тщательностью отделки, различной смотря по роду изображаемого вещества, — такой, чтобы совершенно скрадывалась работа кисти и получалась полная иллюзия действительности. Во многих случаях Кипренский разрешал эту задачу превосходно; однако не все его произведения имеют одинаковое достоинство. Особенно силен он был по части портретов, которых написано им очень много и которые, сверх других качеств, вообще отличаются замечательным сходством.

Андрей Сомов

10 фактов об Оресте Кипренском

  • Первая сохранившаяся работа Кипренского «Поклонение пастухов» была написана в 1799 году во время учебы в Академии художеств.
  • В воспоминаниях современников рассказывается, как Кипренский в 1799 году на вахтпараде бросился на колени перед императором Павлом с просьбой позволить ему записаться на военную службу. За это он был наказан кратковременным арестом.
  • В 1819 году Кипренскому первому из русских художников галерея Уффици заказала его автопортрет.
  • В Риме Кипренский был обвинен в убийстве натурщицы. Наиболее вероятно, что настоящим убийцей был слуга художника итальянец Анжело, вскоре умерший. Официальное расследование ничем не закончилось. Вокруг Кипренского долгое время не утихали недоброжелательные сплетни, которые сопровождали его и по возвращении в 1822 году в Россию.
  • В 1809 году Кипренский написал портрет полковника лейб-гусар Евграфа Давыдова. Долгое время ошибочно считалось, что на портрете изображен двоюродный брат Евграфа – Денис Давыдов. В качестве портрета Дениса Давыдов репродукция картины Кипренского воспроизводится во многих изданиях.
  • Кипренский задумывал написать картину «Аполлон, поразивший Пифона», посвященную победе Александра I над Наполеоном. Для работы над нею он заказал слепок со статуи Аполлона Бельведерского и даже просил президента Академии художеств Оленина прислать ему настоящий черкесский лук со стрелами.
  • Кипренский имел обыкновение ходить по Риму с карманами, набитыми сухарями, чтобы кормить голодных римских собак.
  • Орест Кипренский похоронен в римской церкви Сант-Андреа-делле-Фратте.
  • После смерти Кипренского его жена Анна-Мария Фалькуччи родила дочь Клотильду.
Читайте также:  Описание картины юлия клевера «лес»

Источник: https://polit.ru/news/2016/03/24/kiprenskij/

Кипренский Орест Адамович 1782-1836 Автопортрет с красным шарфом. – презентация

1 Кипренский Орест Адамович Автопортрет с красным шарфом<\p>

2 Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской (д. Нежново, где установлена мемориальная доска, а в 2012 году планируется установка памятника) (близ Копорья, на территории нынешней Ленинградской области). По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе. Получив вольную, в 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года. Жил в Москве (1809 год), Твери (1811 год), Петербурге (1812 год), а в и с 1828 года в Риме и Неаполе. Автопортрет С кистями за ухом. 1808<\p>

3 В июле 1836 года Кипренский женится на Анне-Марии Фалькуччи, для чего ему предварительно пришлось принять католичество. Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён там же в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»<\p>

4 Автопортрет 1828 г.<\p>

5 Дмитрий Донской на Куликовом поле Государственный Русский музей<\p>

6 ПОРТРЕТ А.К. ШВАЛЬБЕ Наследуя традицию русских художников, Кипренский стремился углубить психологическую обрисовку своих героев, добиться еще большей жизненности. Это видно уже и в раннем Портрете А.К. Швальбе.<\p>

7 Портрет А. Челищева.<\p>

8 Портрет Е. ДавыдоваВ парадном Портрете Е.В. Давыдова (1809 г., Гос. Русский музей) показана фигура офицера, который непосредственно явил собой выражение того культа сильной и храброй личности, который для романтизма тех лет был столь типичным<\p>

9 Портрет В. Жуковского.<\p>

10 В доме Шереметева Кипренский пишет такое значительное свое произведение, как Портрет А.С. Пушкина (1827 г Гос. Третьяковская галерея), заказанный А.А. Дельвигом. Пушкин портретироваться не любил, почти всегда отказываясь от предложений художников.<\p>

11 Сам поэт высоко ценил свой портрет, написанный О. Кипренским, ощущая, что именно здесь он запечатлен в своей “высшей типичности”, как поэт серьезной и трагической музы. Потрясенный работой художника, А.С. Пушкин на другой день вручил О. Кипренскому листок со стихами. Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид<\p>

12 Портрет Авдулиной.<\p>

13 Некоторые особенности композиции позволяют думать, что, работая над портретом, Кипренский вспоминал произведения великих мастеров прошлого, в частности знаменитую «Джоконду» Леонардо да Винчи. Руки Екатерины Сергеевны сложены совсем как у Джоконды на знаменитом полотне, которое Кипренский видел в Лувре. Да и сама композиция портрета словно заимствована у мастеров эпохи Возрождения: женщина сидит в тёмной комнате перед окном, за которым открывается пейзаж.<\p>

14 Портрет Б. Торвальдсена.<\p>

15 Портрет Ростопчиной<\p>

16 Портрет Хвостовой.<\p>

17 Девочка в маковом венке.<\p>

18 Похоронен Кипренский, в церкви Сант Анреа Делла Фратте в Риме. На доске между опрокинутыми факелами – латинская надпись, которая начинается словами: В честь и память Ореста Кипренского, славнейшего среди российских художников, профессора Петербургской Академии Художеств и советника Неаполитанской академии<\p>

19 Проверка знаний<\p>

20 Ответы. Результат.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/412881/

Кипренский Орест Адамович ( 1782 — 1836 ). Романтизм

Выдающийся представитель романтизма в России. Он рос в семье дворового человека, но, как полагают, был незаконным сыном хозяина усадьбы, который определил его в Академию художеств, даровал ему «вольную» и необычную фамилию. Закончив в 1803 году Академию, он стал портретистом.

Еще во время учения в Академии Кипренский был покорен романтикой. Он искал ее всюду.

После утомительного сидения в рисовальных классах Кипренский уходил на набережную Невы, бродил по ней и читал нараспев стихи…Кипренский первым из русских живописцев завоевал европейское признание.

Ему был сделан почетный заказ на автопортрет для галереи Уффици во Флоренции, где хранятся автопортреты всех мастеров, заслуживших мировую славу.

Кипренскому хотелось быть блестящим не только в живописи, но и в повседневной жизни. Он мечтал, что слава даст ему богатство, беспечность, любовь, преклонение.

В Риме, куда он уехал совершенствоваться, Кипренскому пришлось выбирать между суровой жизнью подлинного художника и позолоченным существованием модного живописца. Кипренский выбрал последнее. В то время романтика уже уходила в прошлое, не находя опоры в повседневной жизни.

На смену ей пришла реальная жизнь, где герои были реальными. Романтика умирала. Вместе с ней умирал и Кипренский.

Многие биографы утверждают, что Кипренский в конце жизни очень пил, и закончил жизнь чуть ли не под забором. Однако есть сведения, что многие факты в биографии Кипренского являются спорными. Да, к 50 годам у него была слава, но не было денег.

Заказов не поступало. К тому же его обвинили в убийстве натурщицы, хотя он не был привлечен к уголовной ответственности, и все, кто его знал, не верили такому обвинению, по характеру Кипренский был очень мягким человеком, но слухи, пятно осталось…

В конце жизни он женился на юной итальянской девочке Мариучче, думая начать все по-новому. Но и это не помогло. Мариучча его не понимала, даже боялась, хотя и была благодарна ему за то, что не дал умереть ей с голоду.

Но и этот факт оспаривается, на самом деле Мариучча была очень привязана к художнику, он единственный действительно ее любил. Тем не менее, они очень нуждались в деньгах. У Кипренского наступила стойкая депрессия.

К тому же он сильно простыл и заболел.

В октябре 1836 года Кипренский умер от воспаления легких и погребен в церкви Сант,Андреа делле Фратте, в Риме, где на средства русских художников установлена памятная стела.

Через шесть месяцев после кончины Кипренского вдова художника, Анна-Мария (Мариучча) родила дочь. Россия назначила вдове с ребенком небольшую пенсию – 60 червонных в год. К тому же вдова продавала работы Кипренского. Нищета семье Кипренского не грозила.

Галерея работ Кипренского разнообразна. Это великолепные автопортреты, портреты детей и его современников — поэтов, писателей, государственных мужей, полководцев, любителей живописи, купцов, актеров, крестьян, моряков, декабристов, художников, масонов, скульпторов, коллекционеров, просвещенных женщин и архитекторов.

(Использовался , частично, материал из книги И.Бочарова и Ю.Глушаковой “Кипренский”)

Источник: http://cvetamira.ru/kiprenskiy-orest-adamovich-1782-1836-romantizm

Ссылка на основную публикацию