Два портрета
Матисс изобразил даму в синей шляпе, Пикассо — саму Гертруду Стайн, и обе ни на кого не похожи
Матисс |
Пикассо |
— Что вы думаете о современном искусстве? — спросили Гертруду Стайн.
— Я люблю на него смотреть, — ответила она и была, конечно, права.
Современное искусство стало современным, когда отбилось от рук природы и научилось «творить из ничего». Лучше всего это вышло у живописи, хотя другие виды искусства тоже пытались оторваться от вскормившей их материи.
Литература, скажем, не бывает сплошь авангардной. Авангардом может быть манифест: «дыр бул щыл» — и точка, больше не надо. То же, пожалуй, и с музыкой, которая атональными опусами на полвека отвадила публику от концертов.
Зато с живописью все прямо наоборот.
В Нью-Йорке два великих музея — Метрополитен и МОМА. В первом я чаще встречаю школьные экскурсии и пенсионеров, во втором — молодежь, иногда — влюбленную.
Я видел, как целуются перед картинами Пикассо, обнимаются перед Матиссом и обмениваются кольцами перед «Звездной ночью» Ван Гога.
Нечто подобное было в индийском музее, где мне встретились тибетские паломники, которые простирались ниц перед каждой статуэткой Будды.
Чтобы картине вновь стать иконой, изобразительному искусству потребовалось переосмыслить живопись, придумать ее сначала. Это, собственно, и называется современным искусством. И началось оно, как считает выставка коллекции Гертруды Стайн, на rue de Fleurus, где она открыла Матисса и Пикассо и познакомила их друг с другом.
В начале ХХ века, в эпоху, которую мы полюбили из-за Хемингуэя, Эренбурга, а теперь и Вуди Аллена, Гертруда Стайн была Эйфелевой башней американского Парижа: ее нельзя было обойти, а тем более не заметить.
Она попала сюда из родного Сан-Франциско по той же причине, по которой в Париж перебрались другие американцы — родина казалась им невыносимо провинциальной.
Особенно после того, как в США приняли сухой закон, унижавший Хемингуэя, как нас — Брежнев.
В Америке Гертруда Стайн и ее брат — такой же страстный коллекционер Лео — считались обеспеченными, но не богатыми людьми, поэтому, начав собирать картины современников, они позволяли себе только недорогих, начинающих художников. Холст Матисса шел за 100 долларов, Пикассо — дешевле.
Картины, однако, висели в три ряда (только на выставке в Метрополитен — 200 работ), и на все остальное не хватало денег. Чтобы зря не тратиться, брат и сестра одевались в немаркие коричневые хламиды и круглый год ходили в сандалиях.
Из-за них, рассказывает Аполлинер, Стайнов однажды не пустили в кафе: официант решил, что паре нечем расплатиться.
Сделав приоритетом своей жизни живопись, Гертруда превратила скромную трехкомнатную квартиру без электрического освещения в музей будущего искусства. Через него прошли все, кто хотел знать, каким оно будет. Среди гостей были Щукин и Морозов, что погубило коллекцию. Очаровавшись новыми художниками, богатые русские так взвинтили цены, что Стайны больше не покупали картины друзей.
Это, впрочем, уже ничего не могло изменить: современное искусство родилось и перекрыло дорогу старому. После того, что произошло в начале ХХ века в Париже, «просто живопись», как писал Иван Аксенов, автор первой в мире монографии о Пикассо, стала «стилизацией».
Отныне художник вынужден был выбирать между подражанием и творчеством. Это, конечно, не значит, что новое лучше старого, важно, что первое оторвалось от второго. Античная статуя мало отличается от христианского святого, про фигуры Пикассо этого уже никак не скажешь.
Выставка в Метрополитен запечатлела роковой перелом, изменивший нас не меньше, чем искусство. Чтобы оценить радикальность переворота, достаточно сравнить два написанных в одном и том же 1905 году портрета работы двух соперников. Матисс изобразил даму в синей шляпе, Пикассо — саму Гертруду Стайн, и обе ни на кого не похожи.
Матисс вызвал хохот первым. Его тогдашних критиков рассмешили зеленые «синяки» на лице дамы. Это тем удивительней, что импрессионисты уже приучили зрителей к цветным теням, правда, у них они были синими, что, конечно, не отменяет условности. Непривычные к ней китайцы, впервые увидав изображение британских монархов, приняли светотень на лице коронованных особ за боевые раны.
Но главным на полотне Матисса было не лицо, а фон. Он мешал зрителю понять, где «происходит» картина, каково пространство, в котором «живет» портрет. Но на эти вопросы нет ответа. За спиной фигуры — разноцветные пятна.
Ничего не изображающие, они выполняют ту же роль, что цвета на политической карте, которая озабочена лишь тем, чтобы одни страны не перепутались с другими. Получается, что вместо пейзажа или интерьера, дама с портрета расположилась прямо на палитре, собранной по правилам декоративной живописи.
Холст, состоящий из перекликающихся цветовых пятен, упраздняет структуру природы. Изъятая из нее картина не копирует мир, а дополняет его.
Радуясь обретенной свободе, Матисс, словно прищурившись, пишет, что видит, а не что знает. Поэтому, кстати сказать, мы никогда не узнаем, о чем думает его модель, хотя она и была ему женой.
Убрав из живописи психологию, Матисс, в сущности, упразднил и людей, постепенно превращая их в декоративные кляксы. Встретив новичка, маэстро показывал ему картину, где на ногах натурщицы по четыре пальца.
Того, кто спрашивал, где пятый, больше в студию не приглашали.
Матисс жизнерадостно растворил вещи в первозданном киселе. Пикассо словно в пику ему пренебрегал цветом, в котором он видел лишь внешнюю оболочку. Между тем, писал Бердяев, Пикассо стремился «содрать кожу вещей». Начал он с самой Гертруды Стайн.
Странности знаменитого портрета начинаются с его истории. Художник, писавший с маху и не нуждавшийся в модели, на этот портрет потратил 80 сеансов.
Возможно, Пикассо просто нравилось бывать у Гертруды Стайн, которая подробно объясняла ему природу его гениальности (допинг, в котором Пикассо нуждался до смерти). Так или иначе, на картине ничего не менялось, кроме лица. Оно мешало, ибо все уже было сказано позой.
Холст занимает грузная, навалившаяся на зрителя женщина — властная, упрямая, привыкшая, что ее слушают и слушаются, и недовольная этим. (Я-то в ней сразу узнал Марью Васильевну Синявскую, но только те, кто с ней знаком, поймут, что это — комплимент.
) Лицо ничего не добавляет фигуре, и Пикассо, в конце концов, соскоблил его, заменив театральной маской. Стоит такую надеть, как актера охватывает чувство трагического высокомерия.
— Я на него не похожа, — сказала Гертруда Стайн, разглядывая законченный портрет.
— Сходство придет со временем, — увернулся художник.
К тому времени Пикассо уже готовился сменить оптику. Постоянно стремясь вглубь, он, пользуясь кистью, как микроскопом, хотел открыть нам внутреннее устройство вещей, недоступное невооруженному кубизмом взгляду.
Кубизм поссорил брата с сестрой. Они разъехались, разделив коллекцию. Пикассо остался Гертруде. Ей нравились его кубистические полотна. Она уверяла, что так выглядит Испания. Одноцветная земля, где дома не лепятся, как во Франции, к пейзажу, а спорят с ним.
Хемингуэй говорил, что понял кубизм с самолета. Авиация — о том же, но за несколько лет до него, писал Иван Аксенов — открыла нам «самые причудливые сочетания плоскостей». Поскольку «развоплощенная» вещь теряет сходство с собой, кубизмом воспользовалась армия.
Увидав на улицах Парижа машины в камуфляжной окраске, Пикассо признал в них своих.
Но мне от всего этого не легче. По-моему, простить кубизм можно, лишь забыв все, что мы о нем читали. Зритель должен довериться художнику, который развинчивает природу, чтобы добраться до костяка вещи и собрать ее заново.
Не потому, что у художника выйдет лучше, а потому, что так можно. Произвол, однако, надоедает первым, и мне нравится, когда реальность, подмигивая и выворачиваясь, дает себя узнать, как это происходит у Пикассо.
На его работах всегда сохраняется сходство с моделью — извращенное, но именно поэтому пронзительно точное.
Свидетельство тому — портрет Гертруды Стайн. Она сумела его нагнать, когда постарела на две мировые войны.
Источник: https://www.novayagazeta.ru/arts/52354.html
Pic of the Week: «Портрет Гертруды Стайн», Пабло Пикассо
У каждого шедевра живописи есть своя уникальная судьба. И в рубрике «Pic of the Week» Styleinsider продолжает рассказывать о знаменитых полотнах. И сегодня мы поговорим о картине Пабло Пикассо «Портрет Гертруды Стайн».
Год создания
1905-1906
История создания
Знакомство с известной американской писательницей Гертрудой Стайн сыграло в жизни и творчестве Пабло Пикассо немаловажную роль. В Париж к своему брату Лео Гертруда перебралась уже почти достигнув 30 лет и связала с этим городом свою дальнейшую жизнь. Кстати, именно Гертруде Стайн и принадлежит создание термина «потерянное поколение».
Семья Стайнов славилась на то время своим богатством, поэтому не удивительно, что в ранний парижский период писательница увлеклась коллекционированием искусства. И в числе приобретённых её работ, конечно же, оказались картины Пикассо. Позднее она лично познакомилась с художником, стала его покровительнице и другом.
А вскоре после знакомства Пабло предложил написать портрет Гертруды Стайн, восторгаясь её сильным характером и неординарной личностью. Когда Гертруда согласилась, никто не ожидал, что работа над портретом продлится целую зиму, ведь по обычно художник работал быстро, а зарисовки моделей делал по памяти. Однако, же Гертруда лично приходила в студию художника и позировала ему.
Говорят, что всего в процессе работы состоялось около восьмидесяти или девяноста сеансов в студии.
Во время работы Пикассо безостановочно экспериментировал. Сперва он изобразил голову писательницы практически в профиль, а потом продолжал поворачивать её до фронтального положения. При этом он создавал множество набросков и вариаций. А потом весной 1906 года даже заявил: «Смотрю на вас и больше ничего не вижу, я больше не в состоянии видеть вас».
Позднее же, после визита в Испанию и увлечения африканским искусством Пикассо всё-таки завершает «Портрет Гертруды Стайн» в своей обычной грубоватой манере, где лицо становится схематичным подобным маске, а глазницы пустыми. При этом, когда сама Стайн увидела портрет, она была удивлена своим изображением и посчитала, что сходство с ней ушло.
Тем не менее, Пикассо, будучи доволен своим произведением заметил: «Ничего, когда-нибудь вы будете на него похожи, со временем». И действительно, с годами годы писательница всё больше стала походить на свой портрет, который идеально воплощал её цельный характер, решительность и властность.
А в одной из своих книг она даже написала: «По-моему это я, и это единственное мое изображение, где я всегда я».
Гертруда Стайн не расставалась с портретом до самой смерти в 1973 году. А в 1946 году в своём завещании она указала, что картина должна быть передана музею Метрополитан в Нью-Йорке. Эта работа стала первой картиной Пикассо, которая вошла в собрание музея.
Источник: http://styleinsider.com.ua/2017/09/pic-of-the-week-portrait-of-gertrude-stein-pablo-picasso/
Презентация на тему: «Творческий путь Пабло Пикассо»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
ПАБЛО ПИКАССО (1881-1973гг)
2 слайд Описание слайда:
Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в городе Малага, анадалузской провинции Испании.
3 слайд Описание слайда:
Пикассо — фамилия матери, которую и взял Пабло, поскольку фамилия отца казалась ему слишком обыденной, к тому же отец Пикассо, Хосе Руис, сам был художником.
4 слайд Описание слайда:
Пабло рано проявил талант к рисованию. Уже с 7 лет он учился у своего отца технике рисования, который сначала поручал ему дописывать лапки голубей на своих картинах. Но однажды, доверив тринадцатилетнему Пабло дописать довольно большой натюрморт, он был настолько поражен техникой сына, что, по легенде, сам бросил заниматься живописью.
5 слайд Описание слайда:
В возрасте 13 лет он с блеском поступил в Барселонскую Академию художеств. На подготовку к экзамену, обычно занимавшую у студентов месяц, у Пикассо ушла неделя. Он поразил комиссию своим мастерством и был принят в Академию несмотря на свой юный возраст.
Отец Пикассо совместно с его дядей решили послать Пабло в Мадридскую академию «Сан Фернандо», считавшуюся на тот момент самой передовой Школой искусств во всей Испании. Так, Пабло в 1897 году в возрасте 16 лет приехал в Мадрид.
Однако занятия в Школе искусств продлились недолго, меньше года, и Пабло был захвачен всеми другими прелестями мадридской жизни, а также изучением работ впечатливших его тогда художников — Диего Веласкеса, Франсиско Гойи, и в особенности Эль Греко.
6 слайд 7 слайд Описание слайда:
Коллекция ранних работ Пикассо находится в Барселоне, в музее Пикассо. Самые известные из них: Первое причастие (1896г). Она была создана 15-летним Пикассо по совету отца для Выставки изящных искусств (Техника: Холст, масло Размеры: 118 х 166 см)
8 слайд Описание слайда:
Автопортрет (1896г) (Техника: Холст, масло)
9 слайд Описание слайда:
Портрет матери художника (1896г) (Техника: Бумага, пастель)
10 слайд Описание слайда:
Еще работы 1896 года Девочка с куклой Голова девушки
11 слайд Описание слайда:
Портрет отца художника Бои быков
12 слайд 13 слайд Описание слайда:
«Голубой» период (1901-1904) Работы, созданные Пабло Пикассо между 1901 и 1904, относят к «голубому» периоду, так как в картинах этого периода у Пикассо преобладали акценты синего цвета. Но это далеко не единственная особенность.
14 слайд Описание слайда:
В это время молодой Пикассо находит свой собственный художественный язык, впервые ярко проявляется индивидуальность мастера: мы уже имеем дело с проявлением истинной индивидуальности художника.
В первых картинах, созданных Пикассо в Париже, отмечаются черты импрессионизма, постимпрессионизма, академизма. Сейчас же Пикассо создает нечто принципиально новое. В картинах Пикассо появляется обобщенная трактовка образа.
Пикассо убирает из композиции все лишнее и оставляет только главное, предельно способствующее раскрытию авторского замысла, передаче эмоционального состояния.
15 слайд Описание слайда:
В картинах Пикассо появились достаточно жесткие контуры фигур, мастер перестал стремиться к «трехмерности» изображений, стал уходить от классической перспективы.
И постепенно многоцветность уходит с полотен Пикассо, уступая место пронзительному по своему эмоциональному настрою голубому цвету. «Голубой – это цвет всех цветов» — любил говорить Пикассо.
В работах ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали. На картинах изображены изнеможенные скорбью и страданием люди.
16 слайд Описание слайда:
«Жизнь» (1903г) (техника: холст, масло)
17 слайд Описание слайда:
«Завтрак слепого» (1903г) (техника: холст, масло)
18 слайд Описание слайда:
«Старый еврей с мальчиком» (1903г) (техника: холст, масло)
19 слайд Описание слайда:
Одним из самых ярких произведений переходного периода от «голубого» к «розовому» считается картина Пикассо «Девочка на шаре» (1905г) (техника: холст, масло)
20 слайд Описание слайда:
«Розовый» период (1904 — 1906) Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами были странствующие комедианты, танцовщики и акробаты; картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных. Печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка и колорит его картин стали определять нежные розовые, охристые, красные тона.
21 слайд Описание слайда:
«Семейство комедиантов» (1905г) (техника: холст, масло)
22 слайд Описание слайда:
«Акробат и молодой Арлекин» (1905г) (техника: холст, масло)
23 слайд Описание слайда:
«Девочка с козлом» (1906г) (техника: холст, масло)
24 слайд Описание слайда:
«Африканский» период (1907 — 1909) 1906 год Пабло Пикассо работает над портретом Гертруды Стайн.
Он переписывал портрет около восьмидесяти раз, пока однажды в ярости не бросил кисть и не вымолвил: «Я перестал вас видеть, когда смотрю на вас». На этом работа была прекращена.
Это был переломный момент творчества художника, когда он отходит от конкретных образов людей и изображает человека в общем, это был период осознания формы как самостоятельной структуры.
25 слайд Описание слайда:
Пикассо требовалось подтверждение своего творчества в общем потоке мировой культуры, ему нужны были новые впечатления для обогащения творческой энергии. И он нашел воплощение своих порывов в открытых миром и наукой африканских традициях, культуре.
Что послужило новым толчком для развития творчества художника. Особое внимание он уделял африканской скульптуре и маске, считая их наделенными магической силой и в то же время, находя их формы до гениальности простыми.
И, похоже, именно такое «африканское» увлечение и определили окончательный вариант портрета Гертруды Стайн.
26 слайд Описание слайда:
«Портрет Гертруды Стайн» (1906г) (техника: холст, масло)
27 слайд Описание слайда:
В 1907 году появилась знаменитые «Авиньонские девицы». Над ними художник работал больше года — долго и тщательно, как не работал до этого над другими своими картинами. Первая реакция публики — шок. Матисс был в бешенстве. Даже большинство друзей не приняли эту работу.
«Такое ощущение, что ты хотел накормить нас паклей или напоить бензином», — говорил художник Жорж Брак, новый друг Пикассо. Скандальная картина, название которой дал поэт А.
Сальмон, была первым шагом живописи на пути к кубизму, а многие искусствоведы считают ее отправной точкой современного искусства.
28 слайд Описание слайда:
«Авиньонские девицы» Эта картина, написанная в 1907 году и ставшая значительным этапом на личном творческом пути художника, во многом определила судьбу изобразительного искусства вообще. Не смотря на то, что полотно впервые увидело свет лишь тридцать лет спустя после написания, оно явилось миру открытой дверью в авангард.
29 слайд Описание слайда:
Кубизм (1909 – 1917гг) В «кубическом» периоде Пикассо выделяют несколько этапов: * «Сезанновский» кубизм * «Аналитический» кубизм * «Синтетический» кубизм
30 слайд Описание слайда:
«Бидон и миски» (1908г) (техника: картон, масло) «Сезанновский» кубизм
31 слайд Описание слайда:
«Три женщины» (1908г) (техника: холст, масло) «Сезанновский» кубизм
32 слайд Описание слайда:
«Портрет Амбруаза Воллара» (1910г) (техника: холст, масло) «Аналитический» кубизм
33 слайд Описание слайда:
«Скрипка и гитара» (1913г) (техника: холст, масло) «Синтетический» кубизм
34 слайд Описание слайда:
Неоклассицизм (1918 – 1925гг) Весной 1917 года поэт Жан Кокто предложил Пикассо сделать эскизы костюмов и декорации к будущему балету. Художник отправился работать в Рим, где влюбился в одну из танцовщиц Дягилевской труппы — Ольгу Хохлову. Они поженились в 1918 году, а в 1921-м у них родился сын Поль.
35 слайд Описание слайда:
В это время его полотна очень далеки от кубизма; на них: ясные и понятные формы, светлые тона, правильные лица. Пикассо активно критиковали за смену стиля, как прежде критиковали за кубизм. На эти обвинения он ответил в одном из интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано».
36 слайд Описание слайда:
«Портрет Ольги в кресле» (1917г) (техника: холст, масло) Самая выразительная картина этих лет
37 слайд Описание слайда:
«Купальщицы» (1918г) (техника: холст, масло) «Реалистический период»
38 слайд Описание слайда:
Сюрреализм (1925 – 1936гг) Пикассо никогда не был приверженцем одного стиля в искусстве, вся его жизнь прошла в творческих исканиях. В 1925 году поиски новых способов, форм и приемов отображения мира глазами художника привели его к сюрреализму. Во многом этому повороту способствовала атмосфера разрушающейся семейной жизни испанского художника и русской балерины.
39 слайд Описание слайда:
Вдобавок ко всему, в 1927 году Пикассо встречает свою новую музу – Марию-Терезу Вальтер, с которой практически сразу и начинает встречаться, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте.
К слову, с первой женой Пикассо так и оставался в официальном браке, вплоть до ее смерти в 1955 году.
Все перипетии взаимоотношений с двумя женщинами в дальнейшем и станут объяснением переменчивого настроения его работ периода сюрреализма.
40 слайд Описание слайда:
«Три танцора» (1925г) (техника: холст, масло)
41 слайд Описание слайда:
«Женщина с цветком» (1932г) (техника: холст, масло)
42 слайд Описание слайда:
«Девушка перед зеркалом» (1932г) Он приобрел для Марии Терезы Вальтер замок Буажелу, и там она стала его единственной моделью и героиней нескольких его известных работ
43 слайд Описание слайда:
В 1930-1934 годах Пикассо увлекается скульптурой и создает ряд скульптурных работ в духе сюрреализма Скульптура «Голова женщины» (1932г)
44 слайд Описание слайда:
Война в Испании. Герника. Вторая мировая война (1937-1945) Начиная с 1930-х годов в творчестве Пикассо появляется такая ключевая для него тема и образ как бык, Минотавр. Художник создает целый ряд работ с этим персонажем, при этом миф о Минотавре Пикассо трактует по-своему. Для Пикассо бык, Минотавр — это разрушительные силы, война и смерть.
45 слайд Описание слайда:
«Герника» (1937г)
46 слайд Описание слайда:
26 апреля 1937 года баскский городок Герника стал мишенью для бомбардировки франкистскими самолетами Ju-52 легиона «Кондор». Всего было сброшено 22 тонны бомб.
Результаты: центр города практически стерт с лица земли, более 70% зданий разрушено полностью или частично, убито более 1600 человек. «Герника» была заказана Пикассо испанским правительством, которое собиралось разместить ее на Всемирной выставке в Париже.
Художник представил картину в мае 1937 года. Огромная, 3,5 м высотой и 7,8 м шириной, она была написана маслом в черно-белом стиле в течение одного месяца. Международный журналист А. В. Медведенко рассказывал, что художник «работал неистово, как сумасшедший…
Первые дни Пикассо стоял у мольберта по 12-14 часов. Работа продвигалась столь стремительно, что невольно складывалось впечатление, что он давно продумал картину в мельчайших подробностях и деталях».
47 слайд Описание слайда:
Послевоенный период (1945 – 1960гг) Уже в мирное время, в 1946 году, Пикассо делает живописный ансамбль из 27 панно и картин для замка княжеской семьи Гримальди в Антибе — курортном городе на Средиземноморском побережье Франции. В 1946 году Пикассо знакомится с молодой художницей Франсуазой Жило и переезжает с ней в замок Гримальди.
Франсуаза вскоре дарит ему сына Клода и дочь Палому. Франсуазе посвящена картина «Женщина-цветок».
(В 1953 году Франсуаза сбежала от Пикассо с двумя детьми из-за его сложного характера и постоянных измен, художник тяжело переживал это расставание, что отразилось в ряде его работ того времени — например, в серии рисунков тушью, изображающих отвратительного старого карлика буффонадно контрастирующего с юной и прекрасной девушкой).
48 слайд Описание слайда:
«Женщина-цветок» (1946-1954гг)
49 слайд Описание слайда:
У Пикассо пробуждается любопытство к керамике, сохранившееся до конца его жизни. Большое внимание он уделяет пацифизму. Одна из работ этого периода — «Голубь мира» — становится эмблемой Первого Всемирного конгресса сторонников мира.
50 слайд Описание слайда:
Последние годы (конец 60-х — 1973) В позднем творчестве художник часто обращается к женскому портрету (портреты Жаклин Рок).
Жаклин остается последней и верной женщиной Пикассо и ухаживает за ним, уже больным, ослепшим и плохо слышащим, до самой его смерти.
Умер Пикассо 8 апреля 1973 в возрасте 92 лет, мультимиллионером, в городе Мужене во Франции и похоронен около принадлежавшего ему замка Вовенарг. Он оставил после себя более 80 тысяч работ (по другим сведениям около 20 тысяч).
51 слайд Описание слайда:
Творчество Пикассо кардинальным образом повлияло на ход развития искусства и культуры всего XX века. А на мировых аукционах до сих пор отыскиваются и выставляются на продажу все новые и новые, пока еще малоизвестные работы прославленного мастера из его огромного наследия.
52 слайд 53 слайд Описание слайда:
Спасибо за внимание
54 слайд Описание слайда:
Источники: http://www.pablo-ruiz-picasso.ru http://allpainters.ru/pikasso-pablo.html http://stuki-druki.com/authors/Picasso.php http://lifeglobe.net/blogs/details?id=249
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-tvorcheskiy-put-pablo-pikasso-1414115.html
Кубизм. Часть третья: Пикассо
А чем увлекались основатели кубизма Брак и Пикассо непосредственно перед его возникновением?
Пабло Руиз Пикассо (1881-1973)
Отец Пикассо Хосе Руиз, будучи сам художником, позаботился о развитии художественного таланта сына. Пабло оказался очень способным учеником и уже в 10 лет отец позволяет ему заканчивать собственные картины.
Когда Пабло было 13, Хосе Руиз, находясь под впечатлением от работ сына, отдал ему все свои инструменты и пообещал больше не притрагиваться к ним.
Разумеется, темпераментный Хосе не сдержал свое слово — добро пожаловать в Испанию, сынок.
Благодаря своему таланту и поддержке со стороны родителей, Пикассо быстро и в совершенстве овладел традиционными художественными техниками, что обусловило успехи художника в последующих экспериментах. С 1901 года и до конца своей жизни Пикассо постоянно менял свой стиль, почти каждый из которых теперь ассоциируется с его именем.
К 1907 году – году возникновения кубизма – Пикассо успел пройти через два важных этапа своего творчества: «Голубой период» и «Розовый период». Название этих циклов картин происходит из цветовой гаммы, которую использовал художник.
На своих картинах этих периодов он придерживался достаточно реалистической манеры изображения фигур, а сюжеты, в лучших традициях символизма — загадочные и недосказанные.
Стиль картин голубого и розового периодов был весьма далек от кубизма.
С 1901 по 1904 гг. («Голубой период») Пикассо пишет очень эмоциональные картины, пропитанные духом безысходности. Этот период начинается после самоубийства его близкого друга Касагемаса. Темой для его картин часто становятся «отбросы» общества: проститутки, бездомные, пьяницы и т.п.
Пабло Пикассо – Старый гитарист (1903)
Для «Розового периода» (1904 - 1906 гг.) характерны изображения акробатов, арлекинов и артистов других сортов. Сюжеты картин розового периода, равно как и основные цвета, становятся более жизнеутверждающими, хотя интерес Пикассо к маргиналам не проходит полностью и периодически художник возвращается к ним.
Пабло Пикассо – Семья акробатов (1905)
В первой половине 1906 года в Лувре проходит выставка иберийской скульптуры, найденной при раскопках в городе Осуна. Это событие сразу же находит свое отражение в творчестве Пикассо – в том же году он дописывает портрет Гертруды Стайн и пишет картину «Женщина с хлебами» и многие другие. Лица женщин в этих работах стилизованы под иберийскую скульптуру.
Иберийская скульптура – Дама из Эльче (найдена в раскопках 1897)
Пабло Пикассо – Портрет Гертруды Стайн (1906)
Пабло Пикассо – Женщина с хлебами (1906)
Непосредственно после смерти Сезанна в осеннем салоне выставляется 10 его работ. После посещения выставки к иберийским мотивам Пикассо добавляет выраженную объемную форму и монументальность в свои работы. Под влиянием выставки он пишет ряд картин, в частности, картину «Две обнаженные».
Пабло Пикассо – Две обнаженные (1906)
В 1907 году Пикассо посещает музей Дворец в Толедо и знакомится с африканской скульптурой (ранее в этом году он начинает работу над полотном «Авиньонские девицы» — “первой кубистической картиной”). Пикассо сразу же адаптирует африканский стиль к своей живописи.
Африканская скульптура – Маска Бабанги
Пабло Пикассо – Голова и плечи моряка (1907)
Африканская скульптура так сильно отразилась в творчестве Пикассо, что в некоторых источниках (например, в англоязычной википедии) 1907-1908 гг. относят к «Африканскому периоду», а кубизм отсчитывают с 1909 г.
Вот так развлекался наш герой в начале своей карьеры.
Источник: http://quMark.tumblr.com/post/37632727052/cubism-part3