Описание картины павла филонова «лица»

Павел Филонов. Самый неразгаданный художник русского авангарда

Сразу скажу – писать о Филонове (1883-1941) непросто. Уж лучше бы, конечно, о нем вообще не писать, но молча обойти эту глыбу никак не удастся – слишком большая дыра получится в истории авангардизма. Даже на фоне чрезвычайно разнообразного и могучего русского авангарда Филонов умудрился выделиться и занять совершенно особое место. А дыры нам зачем? Так что деваться некуда.

Начнем мы, впрочем, с вещей простых – родился, вырос, помер-шмомер. Родители Филонова были крестьянами, но к моменту его рождения жили в Москве. Мать работала прачкой, отец – извозчиком.

Профессиональное образование Филонов получал в Питере, куда переехала семья.

Сначала это были малярно-живописные мастерские, потом – Общество поощрения художеств, еще позже – частная школа академика-графика Дмитриева-Кавказского.

Затем Филонов трижды пытался поступить в Академию, но принят был лишь вольнослушателем в школу при ней.

Проучился там два года и был фактически изгнан – к тому времени он сошелся с питерскими авангардистами, тусовавшимися в группе «Союз молодежи», и манера его письма стала все меньше напоминать академическую.

Как-то прямо в классе на этюдах Филонов написал сине-зеленого Аполлона и, вообще, по словам ректора школы Беклемишева, «работами своими развращал товарищей». В общем, Филонов из школы ушел и стал выставляться вместе с «союзниками», чем и занимался до I мировой войны.

В то время Филонов писал такие вот вещи:

Пир королей

Святое семейство

Уже тут, в этих начальных работах, видно, что Филонов сильно отстоит от генеральной линии, по которой шло развитие раннего русского авангарда – все-таки он в большей степени ориентировался на французский авангардизм – кубизм с фовизмом – и, в меньшей степени, на итальянский футуризм.

Филонов же близок к немецкому экспрессионизму, причем, к его первоначальному, можно сказать, классическому варианту группы «Мост», что для тех времен в среде проживающих в России художников было нехарактерно.

Близость эта, помимо чисто формальных штук, видна и в том, что Филонову тесно в рамках эмпирически постижимого, и в том, что его волнуют фундаментальные темы жизни и смерти, и в мрачной энергии и тяжеловесной символике «Королей».

В «Святом семействе» – оно более позднее – виден уже будущий, знаменитый Филонов – в обилии мельчайших, тщательно проработанных деталей, в том числе – на дальних планах, за главными персонажами.

К моменту написания этой работы Филонов уже сформулировал основные принципы своего аналитического метода: картина развивается как живой организм – от частного  к общему, словно бы растет за счет деления клеток, каждая из которых обладает своей сложной организацией. «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом», – писал он. Филонов имел собственную терминологию, поэтому то, что я более общеупотребимо назвал клеткой, он определял как атом.

Цветы мирового расцвета

Богородица с младенцем (Мать)

Потом началась война, и Филонов принял в ней участие в качестве рядового. Вернувшись после революций, в которых он проявил себя активистом, в Петроград, Филонов забыл обо всем, кроме своего искусства.

Он упорно разрабатывал свой метод и никак не участвовал в борьбе авангардистских группировок, что было модно до тех пор, пока в 1932 году их все не разогнала советская власть. Он занял уникальную в русском авангарде позицию.

Он стал пророком, мессией, аскетом, учителем, изгоем и мучеником в одном лице.

Конечно, мессий, пророков, аскетов, и мучеников в русском авангарде хватало – достаточно вспомнить Малевича, Татлина, Хлебникова, Эля Лисицкого, Кандинского. Но они по разным причинам перестали ими быть максимум ко второй половине 20-х гг.

Изгоями же стали все, кто к началу 30-х годов не перековался и не изменил своим принципам в пользу социалистического реализма. А вот учителей практически не было, т.к. не было учеников.

Вместо них были последователи, которые, быстро обретя самостоятельность, выдумывали собственные концепции и сами обзаводились последователями.

У Филонова же были самые настоящие ученики, которые смотрели ему в рот и самоотверженно шли за ним, а его «мастерская аналитического искусства (МАИ)» вообще напоминала секту. Кроме того, практически никто из видных русских авангардистов не смог совместить все эти амплуа в одном лице, по крайней мере – надолго. А Филонов – смог, и в их самых крайних проявлениях.

Но, помимо всего этого, Филонов был еще и ересиархом, если продолжать пользоваться соответствующей терминологией. Он создал свой, совершенно особый вариант авангардизма, который находился от всех прочих его вариантов гораздо дальше, чем они друг от друга.

Филонов, например, осмелился нарушить один из важнейших авангардистских принципов – он никогда не отрицал классического искусства и не воевал с ним.

В его работах, даже в последних, можно найти следы этого искусства – и хронологически близкого, вроде модерна и символизма, и гораздо более раннего, вроде Босха.

Филоновский проект можно описать как визионерский, универсалистский, натурфилософский и религиозный с уклоном в эсхатологию.

Формула весны

Его работы – это удивительное соединение животного и растительного, органического и неорганического, человеческого и нечеловеческого, мертвого и живого.

Для него всех этих категорий не существует, Вселенная – едина, и процессы, протекающие в ней, в равной степени соединяют в себе все эти оппозиции, поскольку в ней их не существует.

Поэтому элементы его работ одновременно и биоморфные, и кристаллические, и растущие, и разлагающиеся.

Он изображает не поверхность явлений, а их суть, их законы, структуру и процессы – то, что недоступно глазу обычного художника, но доступно «знающему», как он говорил, глазу художника-аналитика.

Для Филонова такой подход был научным; он изображал процессы, которые протекают, допустим, под кожей человека – ток крови, пульсацию вен, работу мозга.

Для этой научности Филонов перечитал кучу литературы, от Линнея и Дарвина до Маркса и Циолковского.

Головы

Живая голова*

Масштаб Филонова – это вся Вселенная, от атома до бесконечности, от прошлого до будущего. Поэтому его работы – это не классические композиции с вписанными в формат картины разными элементами, а фрагменты чего-то большего. Его работы предполагают, что за их пределами продолжается бесконечность, и они – лишь часть ее.

Формула петроградского пролетариата

Сам же Филонов как пантеистический Бог охватывает всю эту Вселенную своим взглядом и, одновременно, присутствует в каждой мельчайшей ее частице.

Это ощущение рождается, с одной стороны, из-за глобальности замысла – он ведь выводит обобщающие формулы – и из-за скрупулезной проработанности каждого квадратного миллиметра холста. Филонов словно одновременно смотрит на мир и в телескоп, и в микроскоп.

Он разбирает мир буквально до кварков, а потом собирает из них его снова. Грубо говоря, активно занимается и анализом, и синтезом в особо мелких/крупных масштабах.

Формула Вселенной

История человечества для Филонова – это лишь небольшая часть истории мира. Истории космоса, планет, жизни на них, геохимических и всех прочих процессов. И, опять же как Бог, он одновременно есть везде – в прошлом, будущем и, естественно, в настоящем.

Конечно, все это слабо вписывалось в сталинский – не менее масштабный – проект. Я еще об этом проекте напишу. Поэтому с начала 30-х гг.

, когда советская власть волевым решением прекратила жизнь всех творческих групп и объединений и собрала все художественные силы в Союз художников, дела у Филонова пошли совсем плохо.

Его персональную выставку в Русском музее уже отменяли и раньше, в 29 году – уж очень он никуда не вписывался. А тут прекратились даже и редкие участия в сборняках и совсем уж редчайшие госпокупки его работ, за гроши, впрочем.

А продавать Филонов готов был только своему, как он считал, родному коммунистическому государству – он себя называл коммунистом. Несколько раз он общался с западными коллекционерами, которые предлагали ему неслыханные для него бабки, и – отказывал им. Все, что он создал, должно было жить только в СССР**.

При этом Филонов бедствовал жутко. В 30-е годы он продолжал полулегально преподавать своим адептам – принципиально бесплатно. Его МАИ была, пожалуй, последним неофициальным художественным объединением в СССР при Сталине.

Какое-то нищенское содержание, типа профсоюзного, он не смог получить, поскольку нужно было получать кучу бумаг, а у него, как он сказал, не было для этого времени – он все время фанатически работал.

Когда безденежье достигало каких-то уж совсем безнадежных пределов, типа, не на что было лечить жену, он вспоминал свое первое образование – малярно-художественное, и брался за любую работу кистью. Вроде создания списка жильцов для жилтоварищества. Или брал оформленные на пасынка госзаказы типа этих:

Портрет И. В. Сталина

Тракторный цех

Но даже эти не компромиссы, а, с точки зрения Филонова, прямые предательства своего пути денег не приносили. Слишком это все отличалось от того, что готово было купить государство. Сталин какой-то не божественный, цех какой-то не вдохновляющий на труд.

В общем, Филонов продолжал месяцами кушать суп из килограмма луковиц, разрезанных пополам, с морковкой и картошками (реальный рецепт, описанный его женой), разрабатывать свой аналитический метод и подпольно учить фанатов, которые съезжались к нему со всей страны.

Когда началась война, основной заботой Филонова было сохранение своих работ, хранившихся в мастерской на чердаке. Он постоянно по ночам дежурил на крыше. Ленинград-то бомбили, в том числе – и зажигательными бомбами.

В этой заботе о своем наследии не было ничего похожего на обычное беспокойство художника о сохранности своих картинок. Это было, скорее, стремление спасти некий корпус необходимых человечеству знаний, каких-то важных свидетельств об ином.

Художническими амбициями в традиционном для авангардизма виде Филонов никогда не обладал, типа – это я первый придумал и сделал. Он, скорее, был в своих глазах ученым, который открыл объективные законы и описал неведомую реальность***.

Короче, там, на крыше он и простудился. А через несколько дней умер от пневмонии. Блокада же шла вовсю, слабые все были.

Бонусы.

Лики

Одна из последних работ.

Бегство в Египет

Еще он писал вот такие странные картинки. Египтянин хороший. А то, что осел ничем не отличается от человека – как раз не странно.

* «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изображать людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Это сказал испанский монах Хосе де Сигуенса о Босхе.

Но как подходит к Филонову, при всех его отличиях от Босха. ** Филонов все свои работы завещал Русскому музею. Музей работы на всякий случай принял, правда, все советские годы продержал их в запасниках.

В любом случае, благодаря филоновской концепции бытования его работ мы имеем уникальную для нашего авангарда ситуацию – практически все творчество гонимого коммунистами художника сохранилось.

*** В рамках этой концепции он считал, что его «вещи являются самым интересным моментом во всем мировом искусстве». А еще он говорил, что делает искусство, которому придут «поклонятся все народы человечества».

Источник: https://adindex.ru/publication/gallery/2012/04/23/89076.phtml

Павел Филонов: жизнь и творчество художника

Павел Николаевич Филонов (8 января 1883, Москва — 3 декабря 1941, Ленинград) — русский, советский художник, основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства — уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века.

Содержание

Родился в Москве 27 декабря 1882 по ст. стилю, т. е. 8 января 1883 — по новому. Родители Филонова, как он сам пишет, — «мещане г. Рязани»; мать была прачкой, отец — кучером, а позже — извозчиком.

Рано начал рисовать. До одиннадцати лет он был танцором в московских театрах. Вышивал, как и его сёстры, полотенца, скатерти. Окончил в Москве начальную школу.

Читайте также:  Описание картины ильи репина «портрет писемского»

После переезда в Петербург в 1897 году Филонов поступил в живописно-малярные мастерские и по окончании работал «по малярно-живописному делу».

Параллельно, с 1898 года он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, а с 1903 — учился в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1849—1916).

В 1905 — 07 г.г. Филонов путешествовал по Волге, Кавказу, посетил Иерусалим.

Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств; в 1908 г. был принят вольнослушателем в школу при Академии художеств, из которой он «добровольно вышел» в 1910 г.

Творчество Филонова

Первые значительные произведения Филонова, обычно написанные в смешанной технике на бумаге (Мужчина и женщина, Пир королей, Восток и Запад, Запад и Восток; все работы – 1912–1913, Русский музей, Петербург), вплотную примыкают к символизму и модерну – с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным интересом к «вечным темам» бытия.

В них вырабатывается самобытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми ячейками – как прочно «сделанную» вещь. Однако (в отличие от В.Е.Татлина) он пребывает как бы «футуристом-консерватором» и не переходит к дизайну, оставаясь в рамках чистой, искрящейся, пестрой живописности.

В 1913 разработал декорации на сцене для трагедии Владимира Маяковского «Владимир Маяковский» Следующие два года Павел Филонов работал иллюстратором футуристических буклетов, издал свою трансрациональную поэму «Проповедь о поросли мировой» и начал разрабатывать художественные теории: «Идеология аналитического искусства» и «Принципы сделанности».

В 1932г. Его жизнь и творчество не было оборвано войной. Он умер от пневмонии во время блокады Ленинграда в 1941г. В 1967г. была проведена посмертная выставка работ Павла Филонова в Новосибирске.

Лишь в недавние годы живопись Филонова получила всемирное признание. Изображения созданные его мыслью дали огромный толчок развитию авангарда в СССР. Он нашёл свой художественный стиль, благодаря тем бескомпромиссным идеалам в которые он верил.

Уже в его ранних работах чётко прослеживается непринятие идеологии Академии живописи в Петербурге. Филонов покинул академию в 1910г и сделал выбор игнорирования основного направления в живописи с целью дальнейшего развития своего стиля.

В своей живописи Павел Филонов наблюдал и осознавал силы, которые заключают в себе существование человечества. Его целью было достижение систематического знания мира и его человеческого населения.

Павел Филонов уделял очень много времени и усилий для х

удожественных изобретений и творческих идей. Он работал по 18 часов в сутки.

В 1925г., найдя много последователей и поддерживающих его стиль выражения, он основал школу в Петрограде. Эта школа была закрыта правительством в 1928г. вместе со всеми частными художественными и культурными организациями.

Работы художника

  • Симфония Шостаковича
  • Святое семейство
  • Колхозник

КолхозникТе кому нечего терятьФормула весны

  • Мужчина и женщина
  • Пир королей
  • Животные
  • Лица
  • Те кому нечего терять
  • Боров
  • После набега
  • Головы
  • Формула весны

Библиография

  • Филонов П. Н. Пропевень о Проросли Мировой. — Пг., Журавль, 1915.
  • Филонов П. Н. Дневники. — СПб.: Азбука, 2006.
  • Филонов. Художник. Исследователь. Учитель. В 2-х тт. — М., 2006.
  • Боулт Джон Эллис, Мислер Николетта. Филонов. Аналитическое искусство. — М.: Советский художник, 1990. — 248 с. — ISBN 5-269-00078-4.
  • Павел Филонов. Реальность и миф. (сост. Правоверова А. Л.) — М.: Аграф, 2008.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , ru.wikipedia.org

Павел Филонов: картины художника

Павел Филонов – все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Павел Филонов: жизнь и творчество художника

5 (100%) 1 голос(ов)

Источник: http://allpainters.ru/filonov-pavel.html

Павел Филонов. Очевидец незримого

Па́вел Никола́евич Фило́нов (1883, Москва — 1941, Ленинград) — русский художник, теоретик искусства, поэт.АвтопортретКаждое прикосновение к холсту, по Филонову, — «единица действия», атом.

«Упорно и точно рисуй…вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Филонову важны методы, которыми действует природа, а не она сама. Его метод включает равнозначно абстрактное и фигуративное.
Родился в Москве 27 декабря 1882 года по ст.

стилю, то есть 8 января 1883 — по новому. Рано начал рисовать. До одиннадцати лет он был танцором в московских театрах. Вышивал, как и его сёстры, полотенца, скатерти. Окончил в Москве начальную школу. Рано осиротев переехал в Петербург, где брал уроки живописи. С 1908г. Павел Филонов учился в Академии искусств, откуда был исключён в 1910г. В 1911г.

он контактировал связался с Союзом молодёжи и учавствовал в их выставках. В следующем году ездил в Италию и Францию.

В 1905—1907 гг. Филонов путешествовал по Волге, Кавказу, посетил Иерусалим.

Первые значительные произведения Филонова, обычно написанные в смешанной технике на бумаге (Мужчина и женщина, Пир королей, Восток и Запад, Запад и Восток; все работы – 1912–1913, Русский музей, Петербург), вплотную примыкают к символизму и модерну – с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным интересом к «вечным темам» бытия. В них вырабатывается самобытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми ячейками – как прочно «сделанную» вещь.

Однако (в отличие от В.Е.Татлина) он пребывает как бы «футуристом-консерватором» и не переходит к дизайну, оставаясь в рамках чистой, искрящейся, пестрой живописности.

В 1913 разработал декорации на сцене для трагедии Владимира Маяковского “Владимир Маяковский” Следующие два года Павел Филонов работал иллюстратором футуристических буклетов, издал свою трансрациональную поэму “Проповедь о поросли мировой” и начал разрабатывать художественные теории: “Идеология аналитического искусства” и “Принципы сделанности”. В 1919г. картины художника выставлялись на первой государственной свободной выставке искусств рабочих в Петрограде.
В 1923г. Павел Филонов становится профессором Академии искусств и членом Института художественной культуры (ИНХУК). В те же годы выходит “Декларация мировой поросли” Павла Филонова в журнале “Жизнь искусства”. Два года спустя Павел Филонов собирает коллектив мастеров аналитической живописи (известный сейчас как школа Филонова).
Из-за продолжавшейся резкой критики и нападок в адрес Филонова, его выставка, планируемая на 1929-1930г. в Русском музее не состоялась. В 1932г. Его жизнь и творчество не было оборвано войной. Он умер от пневмонии во время блокады Ленинграда в 1941г. В 1967г. была проведена посмертная выставка работ Павлв Филонова в Новосибирске.
Лишь в недавние годы живопись Филонова получила всемирное признание. Изображения созданные его мыслью дали огромный толчёк развитию авангарда в СССР. Он нашёл свой художественный стиль, благодаря тем бескомпромисныи идеалам в которые он верил.
Уже в его ранних работах чётко прослеживается непринятие идеологии Академии живописи в Петербурге. Филонов покинул академию в 1910г и сделал выбор игнорирования основного направления в живописи с целью дальнейшего развития своего стиля.В своей живописи Павел Филонов наблюдал и осознавал силы, которые заключают в себе существование человечества. Его целью было достижение систематического знания мира и его человеческого населения.

Формула Вселенной, 1920-1922. Акварель на бумаге. Русский музей. 35.6×22.2 cm

Картины Филонова были результатом не просто смысловых изображений. Его живопись – это утверждение интеллектуальных принципов, некоторые их которых взяты с теории и идеологии художника. В живописи Филонова виден “проектный интеллект” в образе.

Голова, 1924. Масло и гуашь на бумаге. Музей Людвига, Германия. 49.2×39.2 cm

После революции 1917г. Павел Филонов работал над завершением своей работы “Аналитическая живопись”. Социальные изменения в России воодушивили художников – футуристов.

Павел Филонов уделял очень много времени и усилий для художественных изобретений и творческих идей. Он работал по 18 часов в сутки. В 1925г., найдя много последователей и поддерживающих его стиль выражения, он основал школу в Петрограде.

Эта школа была закрыта правительством в 1928г. вместе со всеми частными художественными и культурными организациями.

Формула Империолизма. Масло на бумаге. 69.2×38.2 cm

Ворота Нарвы(в Ленинграде), 1929. Масло на бумаге. Русский музей. 88×62 cm

Животные, 1930. Масло на бумаге. Русский музей. 67.5×91 cm

 

одна из последних работ Филонова —

Лица, 1940. Масло на бумаге.Русский музей. 64×56 cm

В “Идеологии аналитического искусства” Филонов объясняет то, что он ожидает от своих студентов – художников (и конечно от себя): Живописная работа – это вид работы, сделанный с максимальной отдачей и аналитической сделанностью . Единственный профессиональный критерий оценки работы – её сделанность.

Живая голова, 1923. Масло на холсте. Русский музей. 85×78 cm

Без названия, 1923. Масло на холсте. Русский музей. 79×99 cm

Композиция, 1928-1929. Масло на холсте. Русский музей. 71×83 cm

В своей профессии художник должен любить всё “сделанное” и ненавидеть всё “не сделанное” . В аналитическом мышлении процесс обучения становится составной частью созидательного процесса. Чем сильнее художник “работает” над своим интеллектом, тем сильнее воздействие, которое окажет оконченная работа на зрителя.


Зверь(Волчёнок), 1925. Масло на бумаге. Русский музей. 71×69 cm
В аналитическом мышлении процесс обучения становится составной частью созидательного процесса. Чем сильнее художник “работает” над своим интеллектом, тем сильнее воздействие, которое окажет оконченная работа на зрителя. Каждый мазок кисти, каждый контакт с картиной – это чёткая запись через материю и в материю физического процесса внутри художника и вся работа -это целая запись интеллекта художника, который её пишет.

Искусство – это отражение через материю записи в материи борьбы за форму состояния высшего интеллекта человека.Козёл, 1930-е. Масло на бумаге. Русский музей. 80×62 cmСила искусства – визави зрителя, это не только делает его лучшим, но и призывает его становится лучшим.

Обязанность художников пролетариев не только создавать картины, которые отвечают сегодняшним требованиям, но также открывать путь интеллекту в обозримое будующее.

Художник пролетарий должен воздействовать на интеллект своих товарищей пролетариев не только на уровне того, что они могут понять на своей стадии развития. Работа над содержанием работы – это работа над формой и наоборот.Чем сильнее выражена форма, тем сильнее выражено содержание.

Форма делается непрерывной линией. Каждая линия должна быть оконченной. Каждая мелочь должна быть сделана; каждая работа должна быть оконченной. Думайте упорно и точно над каждой частичкой работы, которую делаете. Каждую частичку делайте непрерывно и точно.

Представте непрерывно и точно в каждую частичку цветом, который нашли так, чтобы он входил в эту частичку как тепло входит в тело или так, чтобы цвет был органично связан с формой.

взято отсюда

Источник: https://charizm-inn-a.livejournal.com/7136.html

Павел Филонов – русский живописец

Павел Филонов – русский живописец, теоретик искусства, график и поэт.

Родился в Москве 8 января 1883 года. Родители Филонова были простыми людьми – отец работал ку-чером, а мать была прачкой. Рано осиротев, он переехал в 1897 году в Санкт-Петербург и зарабатывал деньги, вышивая полотенца, скатерти, а после окончания живописно-малярных мастерских стал работать по «малярно-живописному делу».

Филонов так и не окончил Петербургскую Академию художеств, но с 1908 по 1910 год посещал школу при Академии, откуда «вышел добровольно» с целью дальнейшего раз-вития своего стиля. С 1898 года Павел Филонов посещал классы Общества поощрения худо-жеств, а с 1903 года брал уроки в частной мастерской Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1849-1916).

Филонов очень много путешествовал по России, Ближнему Востоку и Западной Европе. В 1910-1914 годах он участвует в выставках «Союза Молодежи».

К этому времени относятся его картины «Головы» (1910), «Пир королей» (1913), «Мужчина и женщина» (1912-1913), «Крестьянская семья» (1914), а также работы, выполненные на бумаге и картоне, которые Филонов называет «формулами».

В этот период он часто встречается и сотрудничает с яркими представителями русского литературного футуризма, в том числе Владимиром Маяковским, Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых.

Картины Филонова написаны под влиянием русского народного и примитивного ис-кусства, средневековой русской живописи, и таких художников как Дюрер, Босх, Брейгель, В.И. Суриков, К.А. Савицкий, Михаил Врубель.

В 1915 году Филонов создает холст «Цветы мирового расцвета» (цикл «Ввод в миро-вой расцвет») и в этот же период принимает участие в оформлении футуристического альманаха «Рыкающий Парнас».

В 1916 году он мобилизован на фронт, а позже принимает активное участие в рево-люции 1917 года.

После революции Павел Филонов работает над завершением своей работы «Деклара-ция «Мирового расцвета» и принимает участие в Первой свободной выставке произведений художников всех направлений в Зимнем дворце, где демонстрирует свои работы из цикла «Ввод в мировой расцвет». Совместно с М. Матюшиным, К. Малевичем и Н. Пуниным Па-вел Филонов создает в Петрограде Институт художественной культуры (ИНХУК) и некото-рое время возглавляет в нем отдел общей идеологии.

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «столик в кафе»

Павел Филонов выдвигает свою теорию аналитического искусства, основные положения которой сформулировал еще к середине 1910-х и опубликовал в манифесте «Сделанные картины» (1914) и в «Декларации мирового расцвета» (1923), в которых выступал против академического и «пролетарского» искусства. В них Филонов указывает, что, помимо формы и цвета, существует целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но интуитивно постигает «знающий глаз». Такие явления представляются «формою изобретаемою», то есть беспредметно.

В 1925 он основал и возглавил коллектив «Мастера аналитического искусства» (фи-лоновская школа). В 1927 г. эта группа последователей Филонова выставляется в Доме печа-ти и принимает участие в постановке «Ревизора», а позже ученики Филонова иллюст-рируют карело-финский эпос «Калевала».

Филонов считает, что «настоящее искусство» принадлежит к людям, и по этой причине он не берет денег за преподавание и перестает продавать свои работы.

К этому периоду относятся такие его шедевры, как «Живая голова» (1923), «Без названия» (1923), «Формула империализма» (1925), «Нарвские ворота» (1929), «Животные» (1930), два варианта «Формулы весны» (1927-1929) и «Композиция» (1928-1929).

К сожалению, теория аналитического искусства Филонова не находит понимания и признания, и из-за многочисленной критики, резких нападок в его адрес ретроспективная выставка в Русском музее в 1929-1930 гг. не состоялась.

В последнее десятилетие своей жизни Филонов создает очень мало работ, одна из по-следних — «Лики» (1940).
Павел Филонов умер от голода 3 декабря 1941 года во время блокады Ленинграда, похоронен художник на Серафимовском кладбище.

Головы, 1910. Масло на картоне. Русский музей

Портрет Евдокии Глебовой (сестра художника), 1915. Масло на холсте. Русский музей

Лошади, 1924-1925. Акварель, тушь, перо на бумаге. Русский музей

Животные, 1930. Масло на бумаге. Русский музей

Лица, 1940. Масло на бумаге. Русский музей.

Источник: https://obiskusstve.com/370868412157004551/pavel-filonov-russkij-zhivopisets/

“Павел Филонов. Русский авангард и после…” – выставка на основе собрания Государственного Русского музея в Художественном музее KUMU

Об этом первом совместном проекте художественных музеев двух соседних государств – Эстонии и России, можно написать увесистый том : и о том, что эта выставка является самой долгожданной из всех художественных выставок этого года в нашей стране, и первой выставкой за 20-летний период (со времён восстановелния независимости Эстонской Республики), организованной при плотном сотрудничестве с Государственным Русским музеем, и о том, сколько усилий было затрачено на осуществление подобного проекта, поскольку оговаривались даже, казалось бы, самые незначительные мелочи; о том, что бюджет превысил все мыслимые и немыслимые границы; и естественно,- о центральной фигуре, собственно и явившийся причиной всего этого – о самом художнике Павле Филонове, о том непростом периоде времени в истории и в искусстве России, в котором ему выпало жить и работать; и конечно же, – о таком явлении художественной жизни как русский авангард.

 Досконально проштудировав несколько объёмных печатных и электронных изданий, наблюдая и участвуя в длительном процессе подготовки выставки, я поняла, что описать вкратце всё не представляется мне возможным. Поэтому я постараюсь рассказать здесь о том, что для меня лично стало своего рода открытием, поделюсь своими впечатлениями от выставки и как зритель, и как лицо непосредственно задействованное в её организации, а также и о том, на что следовало бы обратить внимание, и прокомментирую выбранные мною произведения.

Общая же картина выставки предстанет глазам зрителя уже в самом Большом выставочном зале Художественного музея KUMU, куда я с удовольствием и приглашаю читателя.

Всего на выставке представлено 25 работ Филонова, 23 произведения, представляющие русский авангард – в том числе работы Казимира Малевича, Василия Кандинского, Натальи Гончаровой,и целого ряда других интересных авторов – Давида Бурлюка, Михаила Матюшина и учеников Филонова, и 8 соцреалистических композиций.

Выставка продлится до 18 сентября 2011 года. Авангардность с России началась в середине 1900-х годов, когда насытившись европейским новаторством, русские художники сосредоточились на поиске своих собственных путей.

Предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы можно считать всеобщую тенденцию к переосмыслению общеевропейских культурных ценностей. В последней трети XIX века появились новые философские работы, переосмыслявшие моральные и культурные аспекты цивилизации.

Кроме того, развитие научно-технического прогресса только подтолкнуло человечество к смене приоритетов, к изменению восприятия места человека в природе и обществе, эстетических и морально-этических ценностей.

Европейский интерес к искусству “примитивных народов” у русских трансформировался в обращение к национальной народной жизни и творчеству. Игра, ирония, иносказание, преувеличение, свойственные призведениям многих художников раннего авангарда, – это и есть часть русской народной культуры с её частушками, каламбурами и поговорками.

Казимир Малевич (1879–1935) “Плотник.” 1928–1929Фанера, масло. 71 х 44

© Государственный Русский Музей

Из художников русского авангарда в мире наиболее известны Василий Кандинский, Марк Шагал и Казимир Малевич. Так случилось прежде всего потому, что Кандинский и Шагал уехали в начале 1920-х годов из СССР, и слава пришла к ним за пределами родины. Малевич, получивший командировку в Германию 1927 году, увёз с собой достаточно много произведений, для того чтобы показать их европейской публике.

Внезапно он был отозван домой, но в надежде на скорое возвращение в Европу, Малевич оставил у друзей в Германии почти всё, что привёз из Советского Союза. Художнику больше не суждено было оказаться в Европе. Работы, оставленные на попечении друзей, во время жёсткой борьбы Гитлера с “дегенеративным искусством”, пришлось прятать.

В конце концов, после окончания Второй Мировой войны, разными путями, они оказались резделены на несколько коллекций. Основная часть произвеленй Малевича из оставленных в Германии работ, попала в музей Стейделик (Амстердам, Голландия), где и была впервые показана задолго до того, как работы художника увидели соотечественники в Советском Союзе.

Таким образом, мир впервые узнал о Малевиче и его открытиях в 1960-х и 1970-х годах, и не из книг, альбомов и каталогов выставкок, изданных в СССР, а именно благодая выставкам, организованным музеями Стейделик и несколькими музеями Германии и США.

Творческая судьба Павла Филонова – художника и теоретика, создателя системы аналитического искусства, сложилась внешне проще, а в действительности – гораздо трагичнее, чем у его современников. Сохранились практически все его работы и, почти все они находятся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге.

Это невзирая на две мировые войны, преследования со стороны властей, и вопреки исключительной хрупкости материалов — бумажной основы его работ, и техники исполнения, исключающей возможность долгой жизни произведения,— масло или смешанная техника на бумаге! В силу своих убеждений Филонов не стал приверженцем соцреализма – главного художественного направления в искусстве той эпохи.

Это повлекло за собой преследования как самого художника, так и его близких и учеников (в 1925 г. Филонов основал Коллектив Мастеров аналитического искусства – ни у одного другого мастера русского авангарда не было столь многочисленной школы). Очень много для отчуждения Филонова от художественной жизни сделали сталинская эпоха и ее наследники.

Ненависть вызывали его произведения у партийной номенклатуры как в 1920–1930-е годы, так и в 1960–1970-е. Его работы не допускались на выставки, по существу, вплоть до перестройки. После голодной смерти Филонова в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года, его сестра, Евдокия Николаевна Глебова, на саночках привезла работы брата на хранение в Русский музей.

В 1977 году она официально передала их в дар музею. В России и на западе Филонова «открыли заново» в 1980-е. Первая большая выставка Павла Филонова была открыта в Русском музее в 1988 году, следующая – в 2006 году в Санкт-Петербурге, также в Русском музее, а затем в Москве, в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Впервые в Европе выставка Филонова была показана в 1989 году в Центре Жоржа Помпиду в Париже, а в 1990 – в Кунстхалле Дюссельдорфа. На сегодняшний день Филонов признан классиком искусства XX века, его можно смело поставить в один ряд с ключевыми фигурами русского авангарда – Василием Кандинским и Казимиром Малевичем. Его работы входят в постоянную экспозицию Русского музея; экспонируются на выставках в России и по всему миру.

Павел Филонов (1882/1883–1941)”Формула весны.” 1922–1923Холст, масло. 100 x 100

© Государственный Русский Музей

Исключительность Филонова в искусстве русского авангарда заключается в синтезе наследия и традиций Академии Художеств с новым художественным языком (принцип «сделанности»).

В своём художественном методе Филонов не отказывался от изображения предметного мира в пользу абстракционизма: он исследовал незримые процессы внутри объектов, пытаясь показать зрителям структуру живой материи. Смысл его творчества состоял в анализе происходящего средствами изобразительного искусства.

Его аналитический метод – это квинтессенция его творческих поисков, воплощение яркой, ни на кого не похожей художественной индивидуальности и особой силы воздействия его искусства на зрителей. Внешне ничем не угрожая социалистическому реализму, Филонов шел дорогой, не вписывающейся в его основную линию.

Его произведения, по сюжетам своим обращенные к революционной и пролетарской тематике, не пропагандировали достижений социализма, не обладали тем патриотическим и оптимистическим зарядом, какой определял произведения других художников 1930-х годов.

Филонов аналитическим методом расщепляет жизнь на атомы и собирает ее на уже ином уровне, делая зримым движение, идущее от свободной воли вещей в самих себе.

Он с большой настойчивостью выдвигает в своей теории на первый план самовыражение «бессмертной души» мастера-творца, которая располагается на ином уровне – над ходом истории, в стороне от житейских противоречий, личных невзгод и общественных катаклизмов.

Задача «сделанности» художественного произведения, теория аналитического искусства, которая приобрела в дальнейшем характер объективной, строго научной системы, позволили Филонову обрести эту позицию. Сделанность, самоценная жизнь образа, его органическое бытие обеспечивали Мастеру успех в процессе реализации любой темы, любого сюжета.

Филонов назвал свое искусство аналитическим, акцентируя его познавательные задачи. Зрительское восприятие должно было активизироваться при рассматривании мельчайших структур его произведений «аналитического искусства». Образы его картин, тем не менее, нельзя свести к разработанным им понятиям и какой-либо философской системе.

Смысл его картин много глубже, таинственнее, он покоится на мощном слое иррационального и теряется при любых попытках интерпретировать и расшифровать увиденное. В этом и заключается ценность художественного творчества Филонова.

Ситуация противостояния, в которой пребывал художник, привела к тому, что его творчество находит лишь редкие аналогии в живописи современных ему авангардистов или символистов. Сходство с поздними символистами – такими как Масютин или Калмаков – касается деталей, а не сути дела. Существует определённая близость с Матюшиным и его группой, и тем не менее между ними мало общего. В отличие от супрематизмов Малевича и абстракций Кандинского в основе искусства Филонова остается мир окружающей природы.Привычная глазу реальность — цветы, фигуры людей — в этих полотнах волею художника растворяется в некоем колористическом потоке из живописных мазков, преображаясь в едва узнаваемые, но знакомые формы. Но в то же время безусловны литературные параллели – Хлебников, Заболоцкий, Платонов.

Павел Филонов (1882/1883–1941)”Пир королей.” 1912–1913Холст, масло. 175 x 215

© Государственный Русский Музей

Картина “Пир королей” создана за год до начала первой мировой войны, и современники восприняли её как некое пророчество, видение Апокалипсиса. Трупы властителей современного мира, сидящие за столом,— метафора конца, распада, умирания старого мира. Поэт Велимир Хлебников сразу же уловил тревожное звучание картины и выразил его в строках: „пир трупов, пир мести.

Мертвецы величаво и важно ели овощи, озаренные подобно лучу месяца бешенством скорби“ Исследователи творчества Филонова нередко приводили сравнение с “Пиром Ирода”, а один из учеников художника назвал “Пир королей” демонической переработкой “Тайной вечери”. Образы, созданные кистью Филонова подчёркнуто гротескны.

Читайте также:  Описание картины валентина серова «волы»

Пронизанное красно-синим витражным свечением красок, со скрюченной фигурой сидящего раба, напоминающего химеру готического собора, это произведение наиболее явно отражает увлечение Филонова французским средневековьем. Это последняя из его работ, написанных в духе темного, мистического символизма, первой из которых была картина «Головы».

Павел Филонов (1882/1883–1941)”Живая голова.” 1923Холст, масло. 84 х 76,5; 85 х 77,2 (холст)

© Государственный Русский Музей

„Головы“, появившиеся в творчестве Филонова в середине 1920-х годов, образуют сво- его рода серию. Именно они стали революционным продолжением традиционного жанра портрета. Не внешний облик человека, но глубинные процессы, происходящие в его мозгу, не видимые глазом, но ощущаемые („знаемые“) художником, впервые становятся объектом искусства. В представлении художника, голова человека – это некая модель мироздания. Внутренним взором срывая с лица кожные покровы, художник в своём воображении рисует все возможные связи “малого мироздания” с окружающим миром. Всё своё внимание Филонов сосредоточил на голове как вместилище мысли: „Не так интересны штаны, сапоги, пиджак или лицо человека, как интересно явление мышления с его процессами в голове этого человека, или то, как бьет кровь в его шее через щитовидную железу, и притом, таким порядком, что этот человек неизбежно будет либо [вялым, либо бодрым,] умным, либо идиотом“ Как и почти все в творчестве Филонова, „Головы“ выражают тему жизни и смерти: зарож- дения, развития, увядания и нового возрождения. Состояние постоянных изменений в человеческом организме, как и вообще в природе, где все взаимосвязано, воспроизводит Филонов в своих полотнах и рисунках. Эволюция филоновских голов ведет прежде всего к их полному разложению, структурному, физиологическому, художественному, вплоть до достижения первозданного клеточного состояния, своего рода биокультуры для зарождения новых растительных и животных организмов. С художественной точки зрения — это жизнь, увиденная через стекло микроскопа. В головах Филонова глаза превращаются в пустые глазницы, кишащие микроорганизмами, а большие носы навевают мысль о зияющих отверстиях черепа, и, наконец, в „Голове“ 1930 года голова становится чистой материей, в которой пульсирует и зарождается жизнь.

Павел Филонов (1882/1883–1941)”Лики.” 1940Бумага, дублированная на ватман и холст, масло. 64 x 56

© Государственный Русский Музей

В одной из своих последних работ „Лики“ Филонов с истинной и истовой верой пишет лики сквозь свои „мировые“ страдание и боль, он преодолевает жесткость и жестокость земного мира, давая начало новой гармонии.

Здесь, как и в других работах художника, форма вторична, подвижна, полностью подчинена импульсу, идее, фантазии.

Юрий Кугач (1917), Василий Нечитайло (1915–1980), Виктор Цыплаков (1915–1986)”Великому Сталину слава!” 1950Холст, масло.

351 х 525

© Государственный Русский Музей

И наконец, дабы оттенить самого Филонова, на выставке представлены работы художников-соцреалистов. В частности и вот это гигантское полотно, созданное коллективом авторов к Всесоюзной художественной выставке 1950 года. Картина полностью подчинена идее представления вождя государства как вдохновителя и организатора величайших побед.

Сталин предстаёт в сияющем ореоле, подобен небожителю, близкий и недоступный одновременно. Ведущая вверх парадная лестница, рукоплещущая толпа, распахнутые двери, символизирующие прорыв в бесконечность, как нельзя лучше передают настроение присутствующих.

В непосредственном окружении вождя находятся видные члены партии и правительства (Булганин, Микоян, Берия, Молотов, Косыгин и др.), знаменитые военачальники и лётчики (Ворошилов, Кожедуб, Покрышкин), передовики производства (Стаханов), а также видные учёные – Вавилов и Лысенко.

Далее на полотне следуют представители многочисленных народов, населяющих Советский Союз, дети и типичные представители народных масс. Таким образом картина является воплощением идеологического канона сталинской эпохи “человек-толпа-вождь”.Павел Филонов – революционный художник, прозревавший будущее всей планеты, оставался потаенной легендой даже в среде искусствоведов.

О нём немало писали, его работы показывались при жизни и несколько раз после смерти. Тем не менее Филонов до сих пор остается самым нераскрытым из русских художников XX века. Он не оставил своих собственных трактовок произведений, хотя их язык, как ни у кого другого, нуждается в расшифровке.

О неразгаданности Филонова написано очень много; об этом говорили почти все исследователи его творчества. Его справедливо называли «самым потаенным и загадочным художником русского авангарда».

Исследователям приходилось и до сих пор приходится с трудом пробиваться к тем зернам глубинного смысла, из которых, как из-под земли, вырастают многозначные и порой трудно доступные пониманию образы картин художника, и расшифровывать эти образы. Но вся эта работа еще далека от завершения. Интерпретация его картин трудна и связана с чувством неопределенности, которое возникает из-за невозможности расшифровать мир образов, которые по сути своей абсолютно субъективны.

А выставка получилась просто необыкновенная! Это событие нельзя пропустить!

Источник: http://evelina-mylifeinart.blogspot.com/2011/06/kumu.html

Описание картины Павла Филонова «Первая симфония Шостаковича» Картины художников

Павел Филонова – один из ярких и многосложных художников ХХ века. Его называли «очевидцем незримого», «футуристом-консерватором». Творчество художника усилило интерес к авангардистским течениям в СССР.

Картины П. Филонова отличались масштабностью, отторжением очевидной стороны реальности и стремлением отразить мир видимых и невидимых явлений, происхождение бытия. Его искусство носило аналитический характер, пытаясь доказать, что форма и цвет – не единственные инструменты передачи изобразительной мысли.

При таком подходе, замысел изображений П. Филонова всегда было трудно объяснить и понять. «Первая симфония Шостаковича» – одна из знаменитых интерпретаций, отражающих творческие принципы живописи мастера.

Суть аналитического искусства художник объяснял изображением предмета с учетом разных точек зрения, создавая замысловатый рисунок. Метафоричные образы художника отображают эфирные формы мысли и сознания.

Так, в композиции данного произведения из глубины «единиц действий» на поверхность всплывают человеческие лица.

Картина была написана в 1935 году под впечатлением услышанного по радио. П. Филонова заворожила музыкальная форма симфонии Шостаковича. Союз изобразительного искусства и музыки – области исключительной выразительности зарождающегося нового образа

эпохи того времени. Художнику удалось визуализировать тронувшую его чувства и разум мелодию.

На полотне в вихревом потоке рождается «организм» государства. Разноцветный фон, словно пазл, бесформенной массой заполняет всё пространство. Обтекая лица, пестрая вязкая «топь» уподобляется медленному ходу времени, переменам и хаотичному сумбурному процессу эволюции эпохи.

Лица людей, запечатленные в разнообразных ракурсах, отражают музыкальные переходы музыкальной композиции и общественные настроения той поры.

Тревога и грусть – лики в нижней части композиции, выражение лица справа напряжено, что подчеркивается плотно сжатыми губами и мрачно сдвинутыми бровями.

Отталкиваясь от мрака и подхватывая партию флейты, слегка в стороне от центра проступает нежный хрупкий женский профиль с легким румянцем.

Третья часть симфонии – трагична, предвещая необратимые бедствия. Верх картины содержит однотипные профили, в глазах отражена обреченность и бесстрастность. Строители «государства-организма» полны противоречий и сомнений, пытаясь казаться невозмутимыми и с энтузиазмом устремляясь к новой жизни. Однако предчувствие катастрофы не отпускает их.

«Первая симфония Шостаковича» – сложная комбинация смыслов и символов. Преобладающую идею хаоса смягчают сквозные лучи и чистые голубые оттенки в лицах, выдавая призрачные надежды на возможное светлое будущее.

Источник: http://opisanie-kartin.iusite.ru/2318_opisanie_kartiny_pavla_filonova_pervaya_simfoniya_shostakovicha.htm

Филонов Павел Николаевич – презентация, доклад, проект

Слайд 1
Описание слайда:

Творчество русского художника Филонов Павел Николаевич Школа №36 Кренёва Алина 05.05.2010

Слайд 2
Описание слайда:

Биография художника: Павел Филонов русский художник и теоретик искусства, представитель футуризма. Родился в Москве 27 декабря 1882 года. Рано начал рисовать. До одиннадцати лет он был танцором в московских театрах. Вышивал, как и его сёстры, полотенца, скатерти. Окончил в Москве начальную школу.

После переезда в Петербург в 1897 году Филонов поступил в живописно-малярные мастерские и по окончании оных работал «по малярно-живописному делу». Параллельно, с 1898 года он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, а с 1903 года — учился в частной мастерской академика Л. Е.

Дмитриева – Кавказского (1849—1916).

Слайд 3
Описание слайда:

Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств; в 1908 г. был принят вольнослушателем в школу при Академии художеств, из которой он «добровольно вышел» в 1910 г. Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств; в 1908 г.

был принят вольнослушателем в школу при Академии художеств, из которой он «добровольно вышел» в 1910 г. Художник совершает поездки по Италии, Франции и в 1913 г пишет декорации для постановки трагедии В.Маяковского «Владимир Маяковский» в театре петербургского Луна-парка. В 1915 г. Филонов пишет «Цветы мирового расцвета».

Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле и т. п. В 1918 г он вернулся в Петроград и принял участие в Первой свободной выставке произведений художников всех направлений — грандиозной выставке в Зимнем дворце.

На выставке были представлены работы из цикла «Ввод в мировой расцвет». Две работы: «Мать», 1916 г. и «Победитель города».

Слайд 4
Описание слайда:

К 1922 г. относится попытка Филонова реорганизовать живописный и скульптурный факультеты Академии художеств в Петрограде — безуспешная; идеи Филонова не находят официальной поддержки. Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства..

Попытка художника зрительно воссоздать параллельный природе мир, то есть уйти от реальности в изобретаемое, отвлечённое, несмотря на революционно-пролетарскую фразеологию Филонова, становится опасной утопией. Постепенно вокруг художника воздвигается «берлинская стена» изоляции и отвержения.

Филонов пытается удержаться, создавая группу «мастеров аналитического искусства» — МАИ; в 1927 г. эта группа филоновцев выставляется в Доме печати и участвует в постановке «Ревизора» Гоголя. Позже Филонов курирует работу учеников (в том числе Павла Зальцмана), иллюстрировавших карело-финский эпос «Калевала».

Сам Филонов не принимает заказов и преподаёт бесплатно; он получает изредка пенсию, как «научный работник 3-го разряда» (или же — «художник-исследователь», согласно Филонову). К 1922 г.

относится попытка Филонова реорганизовать живописный и скульптурный факультеты Академии художеств в Петрограде — безуспешная; идеи Филонова не находят официальной поддержки. Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства..

Попытка художника зрительно воссоздать параллельный природе мир, то есть уйти от реальности в изобретаемое, отвлечённое, несмотря на революционно-пролетарскую фразеологию Филонова, становится опасной утопией. Постепенно вокруг художника воздвигается «берлинская стена» изоляции и отвержения.

Филонов пытается удержаться, создавая группу «мастеров аналитического искусства» — МАИ; в 1927 г. эта группа филоновцев выставляется в Доме печати и участвует в постановке «Ревизора» Гоголя. Позже Филонов курирует работу учеников (в том числе Павла Зальцмана), иллюстрировавших карело-финский эпос «Калевала».

Сам Филонов не принимает заказов и преподаёт бесплатно; он получает изредка пенсию, как «научный работник 3-го разряда» (или же — «художник-исследователь», согласно Филонову).

Слайд 5
Описание слайда:

Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 г.; похоронен на Серафимовском кладбище, вблизи церкви. В настоящий момент могила утеряна. Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 г.; похоронен на Серафимовском кладбище, вблизи церкви. В настоящий момент могила утеряна. Автопортрет художника

Слайд 6
Описание слайда:

Картина Филонова «Головы» 1910 (Масло на картоне, Русский музей)

Слайд 7
Описание слайда:

Картина «Крестьянская семья» 1914 г., масло на холсте.

Слайд 8
Описание слайда:

Картина «Пир королей» 1913 г.

Слайд 9
Описание слайда:

Картина «Лица» 1940г.

Слайд 10
Описание слайда:

Картина «Ударники» 1935г.

Слайд 11
Описание слайда:

Картина «Живая голова» 1926г.

Слайд 12
Описание слайда:

Картина «Формула весны»

Слайд 13
Описание слайда:

Картина «Цвета мирового рассвета»

Слайд 14
Описание слайда:

Картина «Головы»

Слайд 15
Описание слайда:

Симфония Шостаковича. 1925

Слайд 16
Описание слайда:

Картина: Колхозник. 1931

Слайд 17
Описание слайда:

Картина: Животные 1930 г.

Слайд 18
Описание слайда:

Картина: Те кому нечего терять. 1911-12

Слайд 19
Описание слайда:

Картина: Боров. 1912-13

Слайд 20
Описание слайда:

Картина: После набега. 1938

Источник: https://presentacii.ru/presentation/filonov-pavel-nikolaevich

Ссылка на основную публикацию