Описание картины петра соколова «портрет пушкина»

Соколов П.Ф. Ему принадлежит один из лучших портретов А.С.Пушкина. | Волшебная сила искусства

   Соколов Пётр Фёдорович(1791-1848гг.) Был воспитанником Академии художеств (1800—1810). За ученические успехи неоднократно получал серебряные и золотые медали. Золотую медаль получил и за выпускную работу «Андромаха оплакивает Гектора». Этого, конечно же, мало об одном из талантливейших отечественных художников-акварелистов.

      Спустя почти два десятилетия после окончания П.Ф. Соколовым высшего отечественного учебного заведения он получает звание академика портретной акварельной живописи.

     Был женат на Юлии Павловне Брюлловой , сестре знаменитого К.Брюллова с которым поддерживал дружеские отношения. Однако сам Брюллов не питал к нему особых симпатий и даже подозревал в расчете на выгодное наследство.

Портрет жены художника Юлии 1827год.

     Брак оказался счастливым, и художник неоднократно с любовью отзывался о своей «Жюли». Семья жила дружно. Муж и жена во всем находили полное согласие и переживали вынужденные разлуки, связанные с поездками мастера для исполнения заказов. В семье Соколовых родились четыре сына.

     Многие живописцы занимались акварелью. Но достичь таких высот в акварельном портрете, на которые поднялся П.Ф. Соколов, удавалось единицам. Его слава портретиста-акварелиста была настолько велика, что не иметь его портрета в высшем обществе было признаком не слишком удавшейся жизни.

 

    Действительно, талант П.Ф. Соколова восхищает. «Портрет молодой женщины» (1817), портреты Е.П. Бакуниной, Е.Т. Разумовской, Е.К. Воронцовой (1826) А.О. Витали (1839), «Портрет неизвестной в голубой пелерине с горностаем» (1843), полные красоты и очарования, действительно являются акварельными гимнами русским женщинам.

   Художнику принадлежит одно из лучших изображений А.С.Пушкина-«солнца русской поэзии». Потому прикоснемся к тонкому и возвышенному мастерству  этого замечательного художника.

Соколов Петр (1791—1848) — Портрет А.С. Пушкина. 1836

Соколов Петр (1791—1848) — Портрет В.А. Жуковского 1820-е

Соколов Петр (1791—1848) — Портрет И.Г. Полетики
Соколов Петр (1791—1848) — Портрет С.А. Урусовой. 1827

Портрет Волконского Сергея Григорьевича

Портрет Волконской М.Н. с сыном Николаем

Портрет певицы Полины Виардо

Портрет С.Ф.Толстой

Великая княжна Мария Николаевна

Портрет А.Ф.Львова

Портрет Портрет И.М.Муравьёва-Апостола

Портрет Е.П.Бакуниной

Портрет А.П.Бакунинa

Портрет Жуковского Василия Андреевича

Портрет великой княгини Александры Федоровны

Портрет князя П.А.Вяземского

   Его акварельные портреты для нас — своеобразные окна в минувшее, через которые в XXI век смотрят давно покинувшие мир люди — светские красавицы и блестящие офицеры, писатели и художники, музыканты и государственные деятели, представители Высочайшего двора, генералы, участники Отечественной войны 1812 года, декабристы, чиновники,  дамы, фрейлины, щеголи. Он портретировал столь многих, что в лицах, им представленных, оживают целые страницы этого периода истории России. Он создал более пятисот произведений, хранящихся в больших и малых музеях России и частных коллекциях.

   Лучшие произведения П.Ф.Соколова не имеют себе равных. Его имя неразрывно связано с пушкинской эпохой. Без его рисунков и акварелей, невозможно представить себе портретную галерею современников поэта.

Источник: http://maxpark.com/community/2962/content/1486943

Сочинение по картине Портрет А.С. Пушкина Кипренского 9 класс

Как известно, Пушкин не очень любил позировать перед художниками. Но для Ореста Кипренского сделал исключение. Его об этом попросил лучший друг Дельвиг. Он хотел приобрести портрет для себя, поэтому, по его просьбе на заднем плане изображена статуэтка Музы.

Портрет удался на славу. Даже сам Пушкин признал этот факт. Кипренский рисовал поэта как-бы сбоку. Свет падает слева от зрителя, поэтому одна сторона лица светлая, а другая – в тени. Широко открытые глаза поэта смотрят вдаль. Он пребывает в состоянии мечтательности. Возможно, обдумывает своё будущее творение. Лицо какое-то немного несчастное, немного обиженное.

Руки сцеплены в замок. Это говорит о закрытости поэта. Не намерен он на данный момент раскрывать свои тайны  и откровенничать. На картине видно, что у него длинные пальцы и длинные ногти, совсем как у барышни. Аристократ.

Это руки человека, который в них тяжелее пера и бумаги ничего держал. Вьющиеся чёрные волосы и без генетической экспертизы доказывают, что его предок был явно не славянского происхождения.

Мы точно знаем, что это был Ибрагим Ганнибал, арап Петра Великого.

Модные по тому времени бакенбарды обрамляют одухотворенное лицо. Высокий лоб прорезан морщинами. Это говорит об огромной работе ума.

Чтобы создавать такие шедевры, какие создавал поэт, надо ни один раз поморщить свой лоб. Видны начинающиеся залысины. Длинный тонкий нос передался ему явно не от африканского предка.

Выразительные полные губы, по-детски пухлые, ямочка над верхней губой, совсем как у девушки. Черные выразительные брови.

Видно, что это лицо совсем ещё молодого человека. Если произвести не сложные математические расчёты, то можно вычислить, что Пушкину на момент написания картины было 29 лет. Ещё нет морщин возле глаз, не выражены носогубные складки.

Пушкин одет по последней моде. На нём тёмный, судя по воротнику, домашний халат. Нижнюю часть одежды мы не видим. Поэтому, трудно сказать, что это – сюртук или домашний халат. За воротник белой рубашки завязан огромный шёлковый бант. Чтобы подчеркнуть образ аристократа, на правое плечо небрежно наброшен в красную клеточку шарф. Он добавляет немного яркости картине.

Фоном для написания картины служит обычная тёмная стена. На ней хорошо просматривается фигура поэта. Трудно сказать, сидит Пушкин или стоит.

Описание портрета Пушкина автора Кипренского

Передо мной портрет Пушкина, выполненный известным русским художником Орестом Кипренским. Пожалуй, это — одно из самых лучших и самых знаменитых прижизненных изображений поэта.

Наверное, то, что портрет вообще был создан, можно считать большой удачей. Ведь известно, что Александр Сергеевич, при всей своей веселости и общительности, был все-таки человеком достаточно закрытым, и позировать перед художниками не особенно любил.

Мне кажется, Кипренский очень хорошо смог уловить и передать эту его черту. На картине поэт изображен вполоборота к зрителю. Он задумчиво смотрит вдаль, скрестив на груди руки. Мы не можем встретиться с ним взглядом, заглянуть ему в глаза и проникнуть в тайны гениальной души поэта.

Через плечо Пушкина небрежно перекинут плед. Такая на первый взгляд незначительная деталь несет в себе глубокий смысл, ведь это прямая отсылка к образу лорда Байрона — английского поэта, творчество которого Александр Сергеевич очень высоко ценил и искренне любил.

Предельная внимательность к деталям — это вообще отличительная особенность картин Ореста Кипренского. И данная работа не исключение: в ней нет совершенно ничего лишнего, ее композиция продумана очень тщательно.

Так, в правом углу полотна мы видим статуэтку Музы, держащей в руках лиру. Я думаю, художник хотел таким образом показать неразрывную связь поэта и его вдохновения, творчества.

Больше на заднем фоне ничего нет, ничто не отвлекает наше внимание от значительности выраженной живописцем мысли.

Как уже было отмечено, Пушкин был человеком живым и энергичным, но до конца не открывался даже близким друзьям. Эту двойственность натуры поэта художник подчеркивает при помощи освещения: одна половина лица Пушкина освещена, другая же наоборот находится в тени.

Известно, что Александр Сергеевич высоко оценил портрет работы Кипренского. Он отблагодарил художника, посвятив ему стихотворение «Любимец моды легкокрылой».

9 класс

← Портрет мальчика Челищева↑ Кипренский О.А.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-kiprenskogo-o.a/portret-pushkina

Пушкин: Такие разные портреты

6 июня 1799 года — в Москве родился Александр Пушкин. Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел поэт — как известно, фотография была изобретена уже после гибели поэта.

Следовательно, фотопортреты его отсутствуют, но существуют словесные и живописные.

“Быть может (лестная надежда) Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет, И молвит: то-то был Поэт!”

Пушкин, «Евгений Онегин», 1823

Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел поэт. В этом смысле большой ценностью обладают дневниковые заметки его современников, неважно кого – друзей или недругов, а также собственные высказывания поэта о своей внешности. Мы по многочисленным литературным источникам собрали такой архив:

Миниатюра написана с Пушкина еще ребенком. Наиболее вероятный автор — генерал Ксавье де Местр, добрый знакомый родителей будущего поэта.

1. «…Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый, со смуглым личиком, не слишком приглядным, но с очень живыми глазами, из которых так искры и сыпались…» (Из воспоминаний Е.П.Янькова.)

Эта гравюра была выполнена на меди художником Е.Гейтманом для первого издании «Кавказского пленника» (1822 года) с лицейского рисунка. Почему-то Пушкин выбрал для иллюстрации романтической поэмы образ себя шестнадцатилетнего.

2. «Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевлено, ростом он был мал, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно…» (Из воспоминаний брата поэта Л.С.Пушкина.) Рост Пушкина в зрелом возрасте известен точно – 166,64 см (два аршина и пять с половиной вершков).

Предполагаемый автор этого акварельного портрета, выполненного около 1815 года — лицейский учитель рисования Сергей Гаврилович Чириков.

3. «Потомок негров безобразный». (Сам Пушкин. Из стихотворения «Юрьеву», 1820 г.)

4. «Кутила… вспыльчивый до бешенства… вечно рассеянный… избалованный с детства похвалой и льстецами… ничего любезного… ни привлекательного в своем обращении, в Лицее предавался распутству всех родов…

непрерывная цепь вакханалий и оргий… Пушкин представлял тип самого грязного разврата… У него господствовали только две стихии – удовлетворение плотскими страстями и поэзия. В обеих он ушел далеко».

(Из воспоминаний лицеиста барона М.А. Корфа.)

Константин Сомов «Портрет А.С.Пушкина». 1899

5. Князь П.А.Вяземский на записках М.А.

Корфа сделал примечание: «Был он вспыльчив, легко раздражен, это правда, но когда самолюбие его не было задето, был особенно любезен и привлекателен, что доказывается многочисленными приятелями…

Ничего трактирного в нем не было, а еще менее грязного разврата… В любви его преобладала вовсе не чувственность, а скорее поэтическое увлечение, что, впрочем, и отразилось в поэзии…»

Петр Соколов. Портрет А. С. Пушкина 1836, акварель

6. И.И.Пущин – друг поэта: «…В нем была смесь излишней смелости и застенчивости, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило…

Чтобы полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге-товарище. Между нами как-то это скоро и незаметно устроилось».

Борис Кустодиев. «А.С.Пушкин на набережной Невы».

7. «Робость видна была во всех его движениях… он был очень неровен в обращении, то шумно весел, то грустен, то робок, дерзок, нескончаемо любезен, то томительно скучен, и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту…

он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренно и был несказанно хорош, когда что-нибудь приятное волновало его. Когда он решался быть любезным, то ничего не могло сравняться с блеском, остротой и увлекательностью его речи… он был невыразимо мил, когда задавал себе тему угощать и развлекать общество…

» (Из воспоминаний Анны П.Керн о встрече с Пушкиным в Тригорском в июне 1825 г.)

Кузьма Петров-Водкин «Пушкин в Петербурге»

8. «Наконец, надо себе представить и самую фигуру Пушкина.

Ожидаемый нами величавый жрец высокого искусства был среднего роста, почти низенький человек, вертлявый, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми быстрыми глазами, с тихим приятным голосом, в черном сюртуке и черном жилете, застегнутом наглухо, в небрежно повязанном галстуке. Вместо высокопарного языка богов мы услышали простую, ясную, обыкновенную и между тем поэтическую, увлекательную речь». (Из воспоминаний историка М.П.Погодина, 12 октября 1826 г.)

Читайте также:  Описание картины ганса гольбейна «послы»

Константин Юон «Портрет А.С.Пушкина». 1945.

9. «Пушкин очень переменился наружностью. Страшные черные бакенбарды придали его лицу какое-то чертовское выражение. Впрочем, он все тот же. Так же жив и скор по-прежнему, в одну минуту переходит от веселости и смеха к задумчивости и размышлению…» (Из письма брата поэта Л.С.Пушкина к лицеисту Яковлеву, ноябрь 1826 г.)

В 1826 году — уже по возвращению из ссылки — Пушкин заказал два своих портрета Иосифу-Евстафию Вивьену, преподававшему рисование в Московском Дворцовом архитектурном училище. . Техника — итальянский карандаш.

10. «Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который был в голубых, или лучше сказать в стеклянных глазах его.

Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал его лица.

Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти, как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин, которых он отличал своей любовью, странность нрава природного и принужденного и неограниченное самолюбие…» (Из воспоминаний А.А.Олениной, 1828 г.)

Этот романтический образ поэта принадлежит кисти Ореста Кипренского. 1827 год. Заказчиком портрета был Дельвиг.

Сам Пушкин комментировал в ситах этот портрет так: «Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит: Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.»

11. «Это человек небольшого роста, на первый взгляд не представляющий ничего особенного. Если смотреть на его лицо начиная с подбородка, то тщетно будешь искать в нем до самых глаз выражения поэтического дара. Но глаза непременно остановят вас: в них вы увидите лучи того огня, которым согреты его стихи, полные силы и чувства». (Цензор Никитенко, ориентировочно 1827 г.)

Это 1828 год. Гравюра — только сделанная через оттиск на камне (литогравюра) работы Густава Гиппиуса для его авторской серии «Современники» (гравюры популярных в России людей предлагались на продажу, но серия особенного коммерческого успеха не имела). Точно не известно, делал ли художник исходный рисунок с натуры или нет.

12. «Это человек, который выигрывает, когда его узнаешь». (Софи Дельвиг – жена друга поэта лицеиста Дельвига, письмо к подруге, май 1827 г.)

Иван Айвазовский и Илья Репин. «Пушкин у моря (Прощание Пушкина с Черным морем). 1887. Холст, масло. Находится в Центральном Пушкинском Музее.

13. «Великий Пушкин, малое дитя». (Дельвиг.)

Первый портрет, заказанный в 1827 году уже классику русской портретной живописи — Василию Тропинину.

14. «Как теперь вижу его живого, простого в обхождении, хохочущего, очень подвижного, даже вертлявого, с великолепными большими, чистыми, ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все прекрасное в природе, с белыми блестящими зубами, о которых он заботился, как Байрон.

Он совсем не был смугл, ни черноволос, как уверяют некоторые, а вполне был белокож, с вьющимися волосами каштанового цвета. В облике его было что-то родное африканскому типу, но не было того, что оправдывало бы его стих – потомок негров безобразный. Напротив того, черты лица у него были приятные. В одежде и во всей его наружности была заметна светская заботливость о себе…

» (Из воспоминаний Юзефовича – адъютанта Раевского, увидавшего поэта на Кавказе в действующей армии в 1829 г.)

Считается что это последний прижизненный портрет Пушкина. Самый загадочный портрет, потому что на нем печать исхода судьбы поэта. Рисовал явно не профессионал, а любитель и видимо из близкого окружения Пушкина.

15. «В… газете объявили, что я собою неблагообразен и что портреты мои слишком льстивы. На эту личность я не ответил, хотя она глубоко тронула». (Сам Пушкин. Опровержение на критики, 1830 г.)

Валентин Серов. «Пушкин в парке». 1899 г. Акварель, карандаш

16. «Могу я сказать вместе с покойной няней моей: хорош никогда не был, а молод был». (Пушкин. Из письма к жене, 1835 г.)

17. «Пушкин, писатель, разговаривает очаровательно без претензий, живо, пламенно. Нельзя быть безобразнее его – это смесь физиономии обезьяны и тигра.

Он происходит от одной африканской расы, и в его цвете лица осталась еще какая-то печать и дикое во взгляде… Рядом с ней (имеется в виду жена поэта. – Авт.

) его уродливость еще более поражает, но, когда он говорит, забываешь, чего ему недостает, чтобы быть красивым». (Из дневника графини Фикельмон – внучки Кутузова, в оригинале на французском языке.)

А.С.Пушкин. Портрет работы К.П.Мазера. 1839

18. «Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мертвой неподвижности». (Сам Пушкин. Из письма к жене, 1836 г.)

Неизвестный художник. «Портрет Пушкина»

19. «Особенная, только ему свойственная улыбка, в которой так странно сочетались язвительная насмешка с безмерным добродушием». (Из воспоминаний молодого графа В.А.Сологуба после смерти поэта.)

Александр Кравчук «Портрет Пушкина»

20. «Пушкин был нехорош собою: смугловат, неправильные черты лица, но нельзя было представить себе физиономии более привлекательной, более оживленной, более говорящей и слышать более приятного, более гармоничного голоса, как будто нарочно созданного для его стихов». (Запись случайного, неизвестного человека, 1835 г.)

Неизвестный художник. «Портрет Пушкина». 1831? г. Это апокрифический портрет поэта, не имеющий в чертах лица никакого сходства с Пушкиным. Покрой одежды и манера письма дают основание датировать портрет 1860-ми годами. Поэтому дату «13 июля 1813 года» можно считать фальшивой.

21. «В это время вошел желтоватый, смуглый брюнет с довольно густыми, темными бакенбардами, со смеющимися, живыми глазами… когда Пушкин улыбался своей очаровательной улыбкой, алые, широкие его губы обнаруживали ряды красивых зубов поразительной белизны». (Один провинциал, случайно встретивший Пушкина в 1836 г., за два месяца до его смерти, у А.Ф.Воейкова.)

Гравюра на стали работы долго жившего в России английского художника Томаса Райта. Датируется 1837 годом. Делался ли рисунок с натуры неизвестно, но Пушкин и Райт были знакомы.

Это самое продаваемое изображение поэта при жизни — цена ему была 5 рублей ассигнациями на китайской бумаге и 1 рубль серебром на веленевой. Об этом портрете И.Е. Репин подметил: «Обратите внимание(…) что в наружности Пушкина отметил англичанин.

Голова общественного человека, лоб мыслителя, государственный ум.»

22. «С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь… Лучше всего, по-моему, передает его гравюра Уткина с портрета Кипренского.

Во всех других копиях у него глаза сделаны слишком открытыми, почти выпуклыми, нос – выдающимся – это неверно. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу голова, с негустыми, кудрявыми волосами». (Из воспоминаний И.А.Гончарова, когда он студентом увидел А.С.

Пушкина при посещении им Московского университета, 27 сентября 1832 г.)

Автопортреты Пушкина

23. «Какая мать могла зачать человека, чей гений так полон мощи, свободы, грации? То дикарь, то европеец, то Шекспир, то Байрон, то Ариосто и Анекреон, он всегда останется русским…» (Из письма княгини Зинаиды Н.Волконской, 29 октября 1826 г.)

Описания, как и живописный портрет, всегда субъективны. Однокашник Пушкина М.А. Корф был сыном прусского офицера, перешедшего в русское подданство. Человек набожный, педантичный, аккуратный и честолюбивый. За все время учебы в Лицее он ни разу не получил замечания за поведение.

В характеристике, данной ему лицейским начальством в 1812 году, есть такая фраза: «…осторожность и боязливость препятствуют ему быть совершенно откровенным и свободным».

Очевидно, что характер и личность Пушкина – это полная противоположность личности М.А.Корфа. Юношеские фривольные шутки Пушкина, его общение с повесами гусарами навсегда отвратили молодого М.А.

Корфа от поэта и его окружения.

В основе негативного описания облика поэта, данного А.А.Олениной, лежат женская гордость и каприз. В очаровательную Анет – дочь президента Академии художеств А.Н.Оленина – Пушкин был влюблен и посвятил ей изумительные строчки в письме к П.А.Вяземскому:

Она мила – скажу меж нами – Придворных витязей гроза,И можно с южными звездамиСравнить, особенно стихами,Ее черкесские глаза.

Она владеет ими смело,Они горят огня живей;Но, сам признайся, то ли делоГлаза Олениной моей!Какой задумчивый в них гений,И сколько детской простоты,И сколько томных выражений, И сколько неги и мечты!..

Потупит их с улыбкой Леля – В них скромных граций торжество;Поднимет – ангел Рафаэля

Так созерцает божество.

А.С.Пушкин «Ее глаза».1828

Анна Алексеевна Оленина

Однако эти стихи привели Анет в бешенство, потому что они были, во-первых, в письме другому человеку, а во-вторых, Пушкин назвал ее в стихах «моею». Оленина не только отвергла поэта (как потом скаламбурила приятельница Пушкина Екатерина Ушакова: «Поэт остался с «оленьими рогами»), но и написала нелестный его словесный портрет.

Пушкин для нас, в отличие от Пушкина для его современников, имеет свой внешний облик – сформировавшийся за 150 лет социальный стереотип.

Мы узнаем его по удлиненным глазам, кудрям и бакенбардам, по прямому носу, выдающемуся вперед подбородку, пухлым губам и срезанному назад лбу. Таким он знаком нам с детства по хрестоматийным парадным портретам, по карандашным наброскам или по схематичным автопортретам на полях его рукописей.

Но как бы ни рисовали Пушкина художники, в сознании у каждого из нас свой Пушкин.

Источник: https://www.softmixer.com/2012/06/blog-post_3966.html

Валентин Серов, картина «Петр 1»: дата и история создания, описание :

Художника Валентина Серова называют одним из величайших представителей русской художественной школы. Чтобы проследить развитие его таланта, нужно обратиться к его биографии начиная с самого раннего детства, поскольку, как гласит знаменитая фраза, «все мы родом из детства».

Отец художника

Поэтому следует изучать становление дарования автора картины «Петр 1» начиная с ранних лет его жизни. Итак, герой данной статьи появился на свет в семье двух музыкантов.

Его отец, Александр Серов, был сыном довольно зажиточного человека, крупного чиновника, который пророчил своему сыну карьеру крупного финансиста, но его намерения не были исполнены из-за того, что мальчик рос артистической, тонкой натурой.

С детства он проявлял большой интерес к рисованию, музыке и другим видам искусства.

В течение долгих лет ему приходилось совмещать работу клерком с занятиями музыкальным сочинительством в качестве хобби.

Сильнейшее влияние на формирование его творческого мировоззрения оказал друг, Владимир, или Вальдемар, (как его называли близкие друзья) Стасов.

С ним Александр Серов не всегда сходился в эстетических вкусах, но данное обстоятельство даже скорее подогревало их взаимный интерес друг к другу, чем вызывало неприязнь.

Гораздо позже их дружба разладилась, но это произошло не из-за различия взглядов на искусство, а по той причине, что Стасов стал ухаживать за дальней родственницей композитора, что не очень нравилось брату. Но это произошло гораздо позже, а во времена их юности Владимир Стасов всячески поддерживал все творческие начинания своего старшего товарища.

Читайте также:  Описание картины уильяма тернера «лондон»

Лучший друг

Владимир Стасов — это был действительно великий человек в плане своего влияния на других людей и умения воспитать в них творческих личностей. И вот по совету своего товарища, который был на 4 года младше его, Серов стал заниматься музыкальной критикой. Это был первый российский журналист в этой области.

И до него, конечно же, тоже существовала данная отрасль публицистики, но всё, что было написано в этом роде до его появления, имело скорее поверхностный характер. Статьи всех так называемых музыкальных критиков, которые были до Серова, скорее походили на музыкальные рецензии к определённым произведениям.

Александр же старался проникнуть глубоко в суть творческого мировоззрения каждого из русских композиторов. Его статьи порою не отличались сдержанностью и корректностью, но именно он заложил фундамент для того, что после стало называться музыкальной критикой, представителями которой были такие величайшие деятели искусств, как Кюи и сам Владимир Стасов.

Знакомство родителей художника

Собственно, написанием музыки Серов стал профессионально заниматься только после выхода его первой оперы «Юдифь», которая снискала огромную популярность среди российской и мировой публики, и талант композитора был высоко оценен такими знаменитостями, как Рихард Вагнер, Ференц Лист и многими другими европейскими композиторами. Свою будущую жену Серов также встретил и познакомился с ней благодаря музыке. Его дом находился по соседству с консерваторией. Окна композитора были напротив окон рекреации учебного заведения. Многие продвинутые студенты-музыканты бывали частыми гостями в доме композитора.

Он был к тому времени уже достаточно зрелым человеком и творческой личностью, отличался своими своеобразными взглядами на творчество и музыкальное образование и привлекал внимание творческой молодёжи, которая не всегда была согласна с тем принципом обучения, который проповедовался консерваторскими преподавателями.

Те годы пришлись на первую волну борьбы русских женщин за свои права. Одним из результатов этой борьбы стало право представительниц прекрасного пола на получение высшего образования. Среди поприщ, чаще всего избираемых ими, стала музыка.

В числе первых студенток консерватории была будущая жена Александра Серова Екатерина Семёновна.

Она, будучи его страстной поклонницей и зная, что некоторые из её знакомых были на дружеской ноге с известным композитором, стала упрашивать их представить её ему. В конце концов это знакомство произошло.

Девушка была приглашена в гости к создателю популярных в то время опер. Они сразу же нашли общий язык, которым стала музыка.

Рождение гения

Несмотря на значительную разницу в возрасте, Александр и Екатерина могли часами общаться, играя в четыре руки излюбленные музыкальные произведения, среди которых на первом месте всегда стояла музыка Иоганна Себастьяна Баха. Вскоре композитор сделал своей юной приятельнице предложение. От этого брака и родился будущий художник Серов. Картина «Петр 1» и другие полотна прославили их сына на весь мир.

Хотя, по воспоминаниям Валентина Александровича, отец его мало уделял внимания воспитанию мальчика, тем не менее он всегда вызывал интерес у него, поскольку творческая направленность его личности передалась по наследству и ребёнку. Именно отец был первым учителем рисования для будущего великого живописца Серова, создавшего впоследствии картину «Петр 1».

Детские годы

К тому же все детские годы мальчика вплоть до самой кончины его родителя проходили в окружение ведущих деятелей как российского, так и мирового искусства.

Однажды вся семья, состоящая из трёх человек, отправилась в путешествие по Европе, где они несколько дней гостили у старого знакомого Александра Серова – немецкого композитора Рихарда Вагнера.

И хотя маленький Валентин и не мог в силу своего юного возраста в полной мере оценить значение этого композитора, тем не менее этот эпизод из детства навсегда остался в его памяти.

Именно Вагнер выхлопотал у российского правительства пособие для семьи Серовых, благодаря которому будущий художник смог получить образование.

От отца ему передался его потрясающий художественный вкус, благодаря которому он легко отличал подлинные классические произведения от созданных на потребу публике, переполненных дешёвыми художественными эффектами картин.

Это уникальное чутьё помогло ему в создании таких шедевров, как «Петр 1» и «Девочка с персиками».

Характеристика творчества

Творчество Валентина Серова было открыто всем новым веяниям европейской художественной культуры, но вместе с тем он всегда ощущал свою тесную связь с русской классической художественной школой, наследником которой он себя считал.

Под ней он подразумевал реалистическое направление художественного искусства, которое существовало в России в середине 19 века. Серов считал себя преемником своего учителя, Ильи Репина, который восторженно отзывался о многих работах ученика, в том числе и об описываемой в данной статье картине «Петр 1».

Основным критерием, по которому Валентин Александрович оценивал своё творчество, была художественная правда.

То есть все его работы, даже самые фантастические, имели жизненную основу: были написаны с действительно существовавших людей или достоверных портретов, а природа рисовалась на пленэрах. Так создавалась и картина «Петр 1».

От западных художников импрессионистов и постимпрессионистов он взял в основном технику: своеобразные штрихи, тон и так далее.

Многие современники, а также эксперты в области искусства говорят о том, что творчество Валентина Серова отличается особой правдивостью.

Один из критиков даже сказал, что произведения живописца похожи на страницы великого романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Однако немногие эксперты в области живописи способны однозначно определить направление творчества Валентина Серова.

Одни из них причисляют художника к мастерам портретной живописи классической русской школы, другие склонны говорить о нём как о художнике-новаторе, который воспринял все главные течения в современном ему искусстве.

Серов в воспоминаниях современников

Одно можно сказать смело: Серов, опираясь на корни русской классической живописи, непрестанно двигался вперёд, открывая все новые и новые горизонты художественного творчества в искусстве.

Вряд ли можно найти другого более разнообразного творца, отличавшегося такой широтой взглядов, непрестанно менявшегося, совершенствовавшегося, находившего всё новые и новые возможности выражения своих идей.

Современники Серова так говорили о его портретной живописи: великий художник почти всегда старался не просто передать внешнее сходство с моделью, но выразить свою оценку к данной персоне.

Один из друзей живописца отметил, что мастер как бы ставил отметки тем людям, которых он изображал на своих полотнах: некоторым ставил двойки, некоторым — тройки, порою даже колы. Но чтобы заработать четверку с минусом, нужно было быть выдающимся человеком.

Это глубокое знание и владение и классическими, и современными техниками в изобразительном искусстве делали Валентина Серова одним из наиболее универсальных и первоклассных художников своего времени, а его стремление увидеть в героях своих картин не просто модель для изображения внешних черт человека, но и передать их внутренний мир ставит этого художника в один ряд с самыми гениальными представителями мировой живописи.

Один из современников Валентина Александровича Серова сказал, что мастер как будто срывает маски со своих персонажей, изображает их истинное лицо, лишённое искусственных гримас и напыщенности.

То есть лицо, которое было выстругано в течение всей жизни данного человека, запечатлело на себе отпечатки всех его деяний, как хороших, так и плохих.

Сам же Валентин Серов говорил о своём творчестве так: главное достоинство этих картин в том, что в них присутствует особая свежесть, которая всегда встречается в реальной жизни, в природе, но почти никогда нельзя найти такое качество в произведениях художественного искусства. Этим как раз и отличается картина «Петр 1».

Как создавался шедевр

История создания картины «Петр 1» началась в начале XX века, когда один из книгоиздателей вознамерился опубликовать серию исторических картин, которые должны были стать учебным пособием для школьников, изучающих курс отечественной истории. На них планировалось изобразить наиболее яркие исторические личности и запечатлеть важнейшие вехи существования Российского государства.

Причём книгоиздатель, обладавший огромной эрудицией в области художественного творчества и знакомый с произведениями всех современных ему выдающихся мастеров России, отбирал для каждой конкретной картины именно того живописца, который, по его мнению, способен был изобразить данный сюжет наиболее достоверно и ярко. В настоящее время полным собранием этих репродукций, которых насчитывалось более 30, обладает только одна коллекция в России. Валентину Александровичу Серову был предложен сюжет основания Северной столицы нашего государства императором Петром 1.

Описание картины

Данная историческая персона уже давно волновала воображение художника.

У него был свой оригинальный взгляд на эту личность.

Не нравилось Серову описание Петра на картинах других художников, поскольку основатель Санкт-Петербурга обычно выходил писаным красавцем, подтянутым, стройным, лишённым каких-либо недостатков.

Между тем, по описаниям зарубежных и российских современников Петра, которым довелось лично встречаться с российским императором, он отнюдь не обладал идеальной внешностью.

Его голова была непропорционально мала по сравнению с туловищем, а ноги, напротив, были слишком длинные и худые. Именно такого царя изобразил Валентин Александрович Серов на своем полотне. Вместе с тем, глядя на картину «Петр 1», дата создания которой – 1907 год, зритель вряд ли сможет уйти из музея равнодушным. Он будет очарован энергетикой великого государственного деятеля и реформатора.

Атмосфера картины Серова «Петр 1»

Император изображён в сопровождении свиты придворных, которые контрастируют с ним, являясь полной его противоположностью.

Горящий взгляд Петра, его несгибаемость перед суровой северной стихией, которая проявляется в сильном морском ветре, о чём можно сделать вывод по сильной ряби, которой покрыта река Нева, не могут не вызывать восхищения.

Стайка сгорбленных прислужников царя, наоборот, являет собой жалкое зрелище. Они идут сгорбленными, еле передвигаясь под порывами сильного ветра. Один из придворных, который явно обладает экзотической внешностью, несёт треуголку царя.

Некоторые специалисты видят в этом персонаже Арапа Ганнибала, ближайшего соратника царя Петра. Во время его царствования в моду вошло ношение головного убора, называемого треуголкой. Положение царя обязывало носить модные одеяния и аксессуары.

Однако треуголка, которая обычно держалась в руках, изредка на голове владельца, была на картине доверена одному из придворных. По этой детали можно судить о том, как пренебрежительно царь в действительности относился к таким мелочам, как одежда и внешний вид. Его больше увлекало строительство новой столицы, создание флота и государственные реформы.

Это подтверждает также и то, что на картине Серова «Петр 1» адмиралтейство, как и другие здания, которые впоследствии стали визитной карточкой Санкт-Петербурга, отсутствует, но корабли, которые стали гордостью Российского флота впоследствии, уже построены и стоят у берегов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что самодержец ставил строительство флота в приоритет перед всеми остальными занятиями. Таков Петр 1 Серова.

Индивидуальность персонажей

О характеристике второстепенных героев данной картины можно сказать следующие. Лица этих персонажей произведения прописаны в общих чертах, они как бы размыты. Здесь автор картины «Петр 1» в детали не вдаётся.

Художник фокусирует внимание зрителей на фигуре самодержца. Такой метод стал характерен для произведений мастера в его поздний период творчества.

Живописец начал концентрироваться лишь на главной мысли своего произведения, всячески подчеркивая ее.

Он стал выделять главный объект своих полотен, в то время как все остальные детали картин обычно имели фоновый характер. Этой же цели служит и палитра красок, которую использует художник. Тон произведения блеклый, цвета картины довольно скудные. Валентин Александрович Серов не намеревался отвлекать зрителей яркостью красок и чрезвычайно скрупулезно прописанными мелкими деталями.

Читайте также:  Описание картины сальвадора дали «веласкес пишущий портрет инфанты маргариты»

Ужасный и прекрасный

Художник был настолько увлечен личностью Петра, что изучил все доступные источники. Были прочитаны многочисленные исторические документы на русском и иностранных языках. Многими из них Валентин Александрович владел в совершенстве. В результате после написания картины «Петр 1» им были созданы еще несколько полотен, главным действующим лицом которых был данный император.

На этих картинах русский самодержец неизменно получался одновременно и ужасным, и прекрасным, как в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Полтава». Мастер отличался своим стремлением без прикрас изображать даже царственных особ, в том числе и Николая Второго.

Именно в умении показать всю многогранность характеров своих персонажей и заключается талант художника Валентина Серова. В настоящее время мало кому известно, что первая картина из этой серии изначально предназначалась для коллекции школьных иллюстраций. Она давно уже приобрела самостоятельное значение, заняв достойное место среди шедевров мировой живописи.

Источник: https://www.syl.ru/article/352649/valentin-serov-kartina-petr-data-i-istoriya-sozdaniya-opisanie

Наше все. Топ-10 портретов Пушкина ко дню рождения поэта

6 июня 1799 года родился Пушкин.

Отличный повод не только перечитать и продекламировать любимые строки поэта, но и перелистать художественные альбомы в поисках ответа на вопрос: знаете, каким он парнем был?Это не просто прижизненный портрет Пушкина.

Поэт не только нашел время, чтобы позировать художнику, но после еще и зарифмовал свой удовлетворенный и чуть кокетливый отзыв в стихотворении «Кипренскому»:

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

Глядя на этот портрет, и особенно на руки Пушкина, нельзя не вспомнить и строки из «Евгения Онегина»:

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

Да и дальнейшие строчки, если сравнивать их с этим портретом, удостоверяют: по крайней мере, по части того, что теперь называют словом look (Шишков, прости, не знаю, как перевести), Пушкин своего щеголеватого Онегина списал с себя:

Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.

Ну, а сам Пушкин, во всяком случае, на этом знаменитом портрете, явно пытается быть похожим на британского модника и гения Байрона, который, рассказывают, был так красив, что девушки, случалось, падали в обморок, когда он появлялся в гостиной. Конечно, Пушкина никто не рискнет назвать красавцем даже в день рождения, но модник он был известный и, что называется, умел себя преподнести — с этим не поспоришь. Портрет Кипренского — тому порука.

Прижизненной портрет Пушкина кисти Василия Тропинина часто можно встретить в «красных углах» школьных кабинетов литературы. Репродукции порой бывают заметенными практически до черно-белого состояния (фото слева) — в результате может показаться, что на Пушкине накинуто что-то вроде профессорской мантии.

Между тем, Тропинин написал Пушкина в домашнем халате — роскошном в своей небрежности (оригинальные цвета на фото справа).

Портрет этот заказал художнику друг Пушкина Соболевский — библиограф и книголюб. Он и попросил изобразить гения растрепанным и непарадным. Он же доставил в мастерскую Тропинина коричневый с синими отворотами халат.

Как и портрет Кипренского, этот написан в 1827-м году.

На экзамене у 15-летнего Пушкина в Царскосельском лицее Репин, конечно, не был: он родился через тридцать лет после знаменательного события, а Пушкин к тому времени уже и вовсе умер.
Царскосельский лицей по замыслу — что-то вроде нынешней Высшей школы государственного управления при Президенте.

Там растили будущую элиту, а чины прилагались уже к диплому. Самый знаменитый выпускник — Александр Пушкин. Пятнадцатилетним студентом на экзамене он прочитал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

Присутствовавший в качестве свадебного генерала Гавриил Державин, тогдашний патриарх российской словесности, был уже довольно немощен и клевал носом, но, выслушав кудрявого гения, подскочил со словами: «Я не умер! Вот кто меня заменит!».

«Старик Державин нас заметил, и, в гроб сходя, благословил», — раскланяется с ним потом Пушкин в «Евгении Онегине».
Картину Репину заказали профессора и выпускники лицея — к 100-летию заведения. Сами же заказчики и позировали, устроив для художника инсценировку памятного экзамена.

Подросток, читающий стихи Державину, — не единственный Пушкин в наследии Репина. Илья Ефимович написал фигуру поэта на известной картине Айвазовского «Прощание Пушкина с Черным морем».

Очень романтический вышел образ: еще бы, ведь к его созданию причастны сразу три гения (если считать и главного героя картины).

Айвазовский, в отличие от Репина, с Пушкиным был знаком: он встретился с поэтом за год до смерти последнего на выставке в Санкт-Петербурге, тогда будущему знаменитому маринисту не было и 20-ти. А вот это полотно Айвазовский написал аж через 50 лет после дуэли и через 51 год после случайной встречи с Пушкиным, отметив таким образом печальный юбилей.

Сильно пострадавший во время Великой Отечественной войны и отреставрированный 10 лет назад подлинник хранится в музее Николаева (Украина).Никогда не встречался с Пушкиным Николай Ге, однако это не помешало ему создать картину, по которой написаны тысячи школьных сочинений.

Лицейский друг поэта Иван Пущин навещает его во время ссылки в Михайловском: Пушкин что-то читает, Пущин в восторге, няня Арина Родионовна скромно приютилась на заднем плане картины. Что же читает Пушкин? Вовсе не очередной собственный шедевр, а комедию Грибоедова «Горе от ума», которую ему в деревенскую глушь привез приятель, знающий толк в увеселениях.

Картина хранится в Харьковском художественном музее, а ее первым владельцем был Некрасов.

Самый вдохновенный Пушкин — на картине Петра Кончаловского. Обратите внимание на цветовую гамму, использованную для убранства комнаты поэта. Правда же, уже по ней понятно, что Пушкин обожает осень? Между прочим, художник работал над этим портретом целых восемь лет! А покончив с Пушкиным, немедленно принялся за Лермонтова.

Самый дородный Пушкин — конечно, у Кустодиева. Судя по тому, как одет поэт, на берегах Невы прохладно. Странно, что чай для сугреву не пьет.

Что ж, у каждого, действительно, свой Пушкин. Вот, сравните, например, каким представляли поэта Кузьма Петров-Водкин, Константин Коровин, Валентин Серов:

«Сущий бес в проказах, сущая лицом», — так описал Пушкин сам себя в стихотворении, сочиненном на французском. На полях рукописей и в альбомах друзей он оставил и свои автопортреты, отчасти подтверждающие это стихотворное самобичевание. Конечно, он утрирует и выступает в роли карикатуриста, но галерея портретов Пушкина без этих арт-каракулей была бы неполной:Три года назад одессит Александр Ройтбурд представил в PinchukArtCentre, крупнейшем украинском центре современного искусства, серию «Если в кране нет воды» с портретами знаменитостей в образах хасидов. Пейсы, благодаря фантазии художника, примерили боксеры Виталий и Владимир Кличко, Майкл Джексон, солисты группы «Битлз», Махатма Ганди, Федор Достоевский, Лев Толстой, Тарас Шевченко, Энди Уорхол и, конечно, Пушкин — сменивший гардероб, но сохранивший позу со знаменитого портрета Кипренского из начала нашего списка.

Источник: https://artchive.ru/publications/302~Nashe_vse_Top10_portretov_Pushkina_ko_dnju_rozhdenija_poeta

Тропинин В. А. Портрет Пушкина Александра Сергеевича. 1827 г

До наших дней дошло множество изображений великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, но одним из самых известных и реалистичных из них является портрет Пушкина, написанный художником Василием Тропининым в 1827 году.

Существует несколько версией появления портрета Пушкина, согласно одной из которых полотно было заказано другом поэта Соболевским, однако ученые люди, как бы не очень склонны к именно этому развитию судьбы с Тропининской картиной Пушкина.

Наиболее вероятной причиной является личный заказ портрета самим Пушкиным, который хотел таким образом удивить Соболевского, который ее так и не увидел в оригинале, потому как, полотно было заменено подделкой, и лишь через несколько десятков лет подлинник был куплен князем Оболенским у одного мелкого торговца.

Главной задачей художника было изобразить не только портретное сходство, но и показать внутренний мир известного поэта, его подлинную натуру и характер.

Так как Пушкин обладал довольно-таки неусидчивым характером, Тропинину приходилось его постоянно отлавливать у общих друзей и знакомых, чтобы сделать наброски. Вероятно, что одежда на портрете была придумана самим художником.

Тропинин написал поясной портрет Александра Сергеевича, сделав акцент на его лице и выдвинутой руке. Вся его поза говорит о его неуемной энергии, может показаться, что через миг, он встанет и уйдет.

Одежда поэта весьма символична: художник изобразил его в свободном домашнем халате, наброшенным на белую сорочку с поднятым воротничком. Довершает образ небрежно повязанный поверх воротничка шелковый шарф и слегка растрепанные волосы.

Истинный русский Байрон в халате! Кстати, в начале девятнадцатого столетия халат считался , как бы удобной домашней одеждой, но и своеобразным символом свободолюбия и вольности. Не зря Тропининым для изображения Пушкина был выбран именно этот наряд: как никой другой он в точности передает основные черты характера поэта, его любовь к свободе и вольнодумство.

Ведь неслучайно здесь и сравнение с Байроном – взгляды Александра Сергеевича были весьма схожи с направлением мысли этого великого английского поэта.

Несмотря на легкую небрежность в портрете Пушкина, Тропинина трудно упрекнуть в каком либо изъяне, никто не сможет сказать, что его портрет получился простым, безжизненным и интимным, показывающим его прежде всего, как человека, а не Пушкина-поэта.

Чего стоит один только его взгляд! Близкие люди поэта утверждали, что именно такое выражение лица было у Александра Сергеевича, когда его посещала муза, и он создавал свои гениальные произведения.

Тропинин не стал перенасыщать портрет деталями, в центре полотна находится фигура поэта, и лишь такая небольшая деталь, как рукопись на столе, придает картине небольшой символизм.

Мало кто из современников мог назвать внешность Пушкина красивой или даже просто приятной, и при первом взгляде на портрет действительно внимание привлекает общая неказистость лица поэта, но это ощущение длится лишь секунду. Художник мастерски смог передать через портрет одухотворенность и богатый внутренний мир Александра Сергеевича, благодаря чему получившийся образ вызывает восторги и любовь зрителей.

Особое внимание следует уделить не только выражению лица поэта, но и его руке, невольно притягивающей взгляд двумя перстнями, которые были очень дороги поэту. Один из них, подаренный Елизаветой Воронцовой, Александр Сергеевич носил, не снимая, считая его своим источником везения и удачи, а вот о происхождении второго ничего неизвестно.

Своеобразная «домашняя» атмосфера картины, созданная художником, пытается не столько показать великого поэта как обычного рядового человека, сколько передать его бунтующую против строгости и условности натуру, творческий беспорядок его души. Волевой подбородок и целеустремленный взгляд Александра Сергеевича подтверждают это мнение.

Под небрежным внешним видом Тропинин подразумевает пушкинское свободомыслие, которое так умело было передано художником с помощью кисти и красок.
Скорее всего, не случайно, что именно Василий Тропинин смог создать первый одушевленный портрет этого великого поэта.

Кто, как не выходец из крепостных крестьян, каковым и являлся художник, настолько тонко мог прочувствовать любовь к свободе и вольности, исходящую от нашего русского Байрона?

В этот портрет Василий Тропинин вложил и частичку своей души, наверное, поэтому это полотно стало венцом его творений.

Великий художник нашел родственную душу в великом поэте: именно так и можно сказать об этом знаменитом произведении искусства, благодаря которому мы можем воочию увидеть не только лицо, но и душу Александра Сергеевича.

Одним из заметных отзывов о портретах Пушкина является высказывание библиофила А. А. Сидорова.

Как мы знаем у художника Кипренского тоже имеется подобное полотно с Пушкиным, который по оценке Сидорова выглядит более строго и по светски, относительно работы Тропинина, поэт отображен по домашнему просто и более раскованно.

Сегодня картина Тропинина А. С. Пушкин находится в Пушкинском музее, ( на Мойке) в Петербурге

Источник: http://www.art-portrets.ru/artists/kartina-tropinina-pushkin.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector