Описание картины питера рубенса «охота на кабана»

Художник Питер Пауль Рубенс. Часть 6. Пейзажи и сцены охоты

Цитата сообщения lomovolga

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Sir Peter Paul Rubens (Питер Пауль Рубенс, Flemish painter, 1577-1640). Пейзажи и сцены охоты. 6

Рубенс нечасто рисовал пейзажи — спрос на его работы заставлял его в основном заниматься живыми сценами, но все же он сделал множество набросков и этюдов своего любимого сельского фламандского пейзажа. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами).

Питер Пауль РубенсПейзаж с замком и парком Стен

1630 — 1635

Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот, или моста, или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. На закате жизни, когда Рубенс отошел от крупных заказов, он снова вернулся к пейзажной теме.

Рыцарский турнир у Кастл Стиина1635-37. Дерево, масло, 72х106.

Музей Лувр, Париж, Франция

За последнее десятилетие жизни, как считают, Рубенс написал несколько десятков пейзажей на открытом воздухе, большая часть из которых не сохранилась. Применяя свой свободный, плавный стиль, разработанный им самим, он, вероятно, лишь для собственного удовольствия рисовал ту землю, на которую так долго глядел с восторгом и любовью. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов.

Пейзаж с радугой,1638. Дерево, масло, 136х236.

Коллекция Уоллоса, Лондон, Англия

Настоящие чудеса света и цвета, эти картины часто носят личностый характер, они гораздо сильнее прочувствованы им, чем многие крупные сцены, написанные прежде.

Здесь он страстно, точными, уверенными мазками, проявляет творческую энергию, свойственную его ранним работам. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Кажется, что свет исходит из самой картины, из глубины.

В этих работах Рубенс намного предвосхитил то, что впоследствии мы увидим только у импрессионистов.

Питер Пауль Рубенс
Пейзаж с замком Стен

Пейзаж с руинами Палатина в Риме1608. Дерево, масло, 76х107.

Музей Лувр, Париж, Франция

Питер Пауль Рубенс
Пейзаж с замком Стен

Питер Пауль Рубенс
Пейзаж с охотниками и коровами

Питер Пауль Рубенс
Пейзаж с птицеловами

Пейзаж с радугой,1632-1635. Холст, масло, 86х130.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Пейзаж с ручьем

Пейзаж со Святым Георгием и Драконом1630. Холст, масло, 152х227.

Королевская коллекция, Виндзор

Питер Пауль Рубенс
Рассвет в лесу с охотой на оленей — 1635

РУБЕНС ПИТЕР ПАУЭЛПейзаж с водопоем.

Лувр (Париж)

Питер Пауль Рубенс
Ферма у озера

Рубенс, Питер ПаульВозчики камней

Эрмитаж

Лесной пейзаж

Питер Пауль Рубенс
Лето, крестьяне, едущие на рынок

Крестьянский танец

Крестьянская свадьба

Питер Пауль Рубенс
Возвращение со сбора урожая

Летний пейзаж с видом Хет Стина,1635. Дерево, масло, 137х235.

Лондон, Национальная Галерея, Англия

Вечерний пейзаж

Пейзаж

Пейзаж в лунном свете

Abendliche Landschaft mit Schäfer und Herde1638-1640

National Gallery, London

Питер Пауль РубенсПастырь со своей паствой в Вуди

Лондонская Национальная галерея

Питер Пауль РубенсПейзаж в штормовую погоду1625. Дерево, масло, 147х209.

Исторический Музей, Вена, Австрия

Peter Paul Rubens
A Wagon Fording A Stream

Пейзаж с аллеей

Пауль Бриль и Питер Пауль РубенсПейзаж с Психеей и Юпитером

Музей Прадо

The Watering Place

Питер Пауль Рубенс
Одиссей и Навсикая

Sir Peter Paul Rubens (Flemish, 1577-1640)
Winter: The interior of a barn

Рубенс, Питер ПаульПейзаж с плотиной

Эрмитаж

Питер Пауль РубенсПейзаж с доярками и коровами.

1616. Музей Лихтенштейн (Вена)

Охота

Питер Пауль РубенсОхота Дианы.1628. 24х62.

Музей Лихтенштейн (Вена):

Охота на тигров

Лев и мышь

Охота на львов

Охота на бегемота и крокодила

Охота на кабана

Питер Пауль Рубенс и мастерскаяОхота на волка и лису

Музей Метрополитен

Рубенс Питер Пауль (1577 Зиген — 1640 Антверпен)Калидонская охота(59х90 см) ок1612

Музей Гетти (J. Paul Getty Museum)

Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель IОбоняние

Музей Прадо

Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель IВидение Св Хуберта

Музей Прадо

Nymphen, Satyrn und Hundefirst half of 17th century

Private collection, Zürich

Попугай

Источник: https://hist-etnol.livejournal.com/1288170.html

Питер Пауль Рубенс. Король художников и художник королей

Любимец богов, Рубенс прожил яркую и счастливую жизнь, полную великих свершений как в искусстве, так и в личной и деловой жизни. Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко.

Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. Добившись невероятных успехов в творчестве, Рубенс стал и весьма удачливым в дипломатической службе.

В должности посла он посетил многих сильных мира сего и добился решения важных политических вопросов.

Рождение РубенсаВеликий фламандец родился 28 июня 1577 года в городе Зиген, Германия. Его отец Ян Рубенс – антверпенский адвокат, эмигрировавший во время гражданской войны в Нидерландах в Германию.

В 1589 году, когда скончался отец Рубенса, его мать с детьми вернулась в Антверпен. Здесь мальчик окончил латинскую школу, получив прекрасное гуманитарное образование.

Рано заинтересовавшись живописью, Питер учился у малозначительных художников, а в 1598 году был принят в Антверпене в гильдию живописцев святого Луки.

Итальянский периодС 1600 по 1608 год Рубенс жил и работал в Италии – в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе. В это же время он стал придворным живописцем мантуанского герцога Винченцо Гонзаги.

Уже в 1603 году Гонзага отправил Рубенса с дипломатическим поручением в Испанию.

Годы, проведенные в Италии, Рубенс заполнил не только работой над алтарными картинами и портретами, но и изучением творчества величайших мастеров Ренессанса – таких как Микеланджело Буонарроти, Тициан.

Антверпенский период. Мастерская РубенсаБыстро завоеванная известность, множество заказов, работа придворным живописцем у испанских наместников Южных Нидерландов ознаменовали блестящий период творчества художника1610–1620-х годов.

Уже в первые годы своего пребывания в Антверпене Рубенс открыл мастерскую, можно даже сказать художественную школу. Ее особенностью стало не только огромное количество написанных картин, но и молодые талантливые мастера, тянущиеся к совместной работе с Рубенсом.

Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения. Немало поспособствовал успеху художника брак с Изабеллой Брант, дочерью Яна Бранта, статс-секретаря Антверпена.

Первая жена знаменитого фламандского живописца родила ему троих детей – Клару Серену, Альберта и Николаса.

Техника письмаРубенс чаще всего наносил на светлый грунт основной рисунок коричневыми мазками и строил цветовую композицию при помощи редких светлых красок – таким образом создавался эскиз будущей картины. Эскизы художник писал быстро, для него главное было – запечатлеть свой замысел.

Создавалась картина усилиями многочисленных учеников, а в завершение мастер лично проходил ее кистью. Но все свои величайшие работы Питер Рубенс создавал всегда сам, без чьей-либо помощи.

Картины Рубенса часто создавались посредством старонидерландского способа – на деревянных досках, покрытых по светлому грунту красочным слоем, что создавало эффект зеркальной, сияющей поверхности.Темы и жанры работ Рубенса

Ветхий и Новый Завет, изображения святых – темы, к которым Рубенс обращался наиболее часто. Также излюбленными темами художника являются античная мифология и исторические сюжеты, он является величайшим мастером портрета и пейзажа. Рубенс изображал своих героев в расцвете тяжеловесной телесной красоты, поражающей невероятным напором живой действительности.

Неистовая схватка человека с дикими животными нашла воплощение в сценах охоты. Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс.

Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов»), иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана).

Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом».В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы.

Во Франции Рубенс создал серию из двадцати одной картины для галереи Люксембургского дворца в Париже. Все полотна посвящены жизни Марии Медичи. Новый тип исторической картины просто поражал правдивостью изображения обстановки и персонажей и в то же время аллегорическими формами.

В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы).Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году.

Рубенс писал главному смотрителю королевской библиотеки в Париже Пьеру Дюпе: «Я потерял действительно хорошую супругу, которую с полным правом можно, даже нужно было любить, потому что она не обладала теми негативными качествами, обычно присущими женскому полу. Она не была вздорной, не имела обычных женских прихотей, всегда благонравная и жизнерадостная. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти». Рубенса отвлекала от тяжелой утраты только активная дипломатическая деятельность, предписывающая ему посещать Испанию, Англию и Голландию.

Поздний периодВ 1630 году Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фаурмент, племяннице первой жены. Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем. «Я решил снова жениться, – писал Рубенс другу, – потому что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия.

Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе… Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти, и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи».

Читайте также:  Описание картины лукаса кранаха младшего «христос и блудница»

Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». Не чувствуя удовлетворения от придворной карьеры и дипломатической службы, он целиком посвятил себя творчеству. Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно.

Основная тематика, конечно, – образ юной жены. Рубенсовские женщины – белокурые красавицы с пышным чувственным телом и большими блестящими глазами. Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь. Но она воплотила идеал в действительность.

Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций. Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. Очень много портретов Елены создал Рембрандт: в свадебном наряде, с детьми, со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду.

Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка».Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»).

Великий живописец изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»).В старости Рубенс сильно страдал от подагры. Вследствие болезни он был практически парализован. Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года.

Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами.

Источник: http://eair.kz/index.php/istoriya/item/751-piter-paul-rubens-korol-khudozhnikov-i-khudozhnik-korolej

«Охотники на привале» — история известного шедевра

Большая часть выдающихся людей, в том числе писателей, композиторов, актеров, художников, были заядлыми охотниками и считали это хобби лучшим времяпровождением и самыми вдохновляющими моментами в жизни.

Описание охоты присутствует у признанных литературных классиков – Толстого, Тургенева, Хемингуэя. Тема охоты также часто увлекала великих художников.

На наших просторах одной из самых известных картин, посвященных охоте, является полотно Василия Перова «Охотники на привале», второе название – «Три охотника».

Большая часть выдающихся людей, в том числе писателей, композиторов, актеров, художников, были заядлыми охотниками и считали это хобби лучшим времяпровождением и самыми вдохновляющими моментами в жизни.

Описание охоты присутствует у признанных литературных классиков – Толстого, Тургенева, Хемингуэя. Тема охоты также часто увлекала великих художников.

На наших просторах одной из самых известных картин, посвященных охоте, является полотно Василия Перова «Охотники на привале», второе название – «Три охотника».

Картина «Три охотника»

Немного об авторе – художнике Василии Перове

Василий Григорьевич Перов был очень страстным и увлеченным природой охотником.

В последние годы жизни он даже стал корреспондентом журнала Сабанеева «Природа и охота», куда не только писал интересные зарисовки из своего опыта, но и разместил цикл теоретических статей об охоте. Конечно, любимое занятие не могло не быть запечатленным на полотнах художника.

В 70-х Перов создает серию картин, посвященных природе и отношению людей с ней – это такие полотна как «Голубятник», «Рыболов», «Птицелов», «Ботаник». А самой известной из этого цикла стала картина «Охотники на привале».

Автором было написано два варианта картины: один хранится в Москве в Государственной Третьяковской Галерее, а второй — в Санкт-Петербургском Русском Музее.

Василий Перов. Автопортрет

На первой выставке картина наделала много шума. Из-за нее даже перессорились многие художники и критики.

Стасов был в восхищении и сказал, что этот сюжет так же хорошо, как и охотничьи рассказы Тургенева. А вот Салтыкову-Щедрину она не понравилась. Писатель сказал, что в ней нет непосредственности, мол, художник уже очень нарочито показал одного охотника лгуном, второго — легковерным новичком, а ямщик всем видом показывает, что это именно так и есть.

Что же увидели зрители в 1871 году на выставке?

Именно тогда картина была выставлена впервые. Главное, что поразило публику тех времен – это интересный сюжет и психологические портреты действующих лиц на полотне.

На форе тревожной и унылой осеней природы на привал расположились три охотника. Персонажи, изображенные на картине — реальные люди, друзья художника, послужившие прототипами охотников. Охота явно была удачной – на первом плане мы видим трофеи – заяц и какая-то птица.

Еще мы видим другие охотничьи атрибуты – ружье, рожок, сеть и ягтдаш. Пожилой охотник – судя по одежде из дворян, но небогатых, рассказывает очередную байку и явно в духе барона Мюнхаузена.

Его горящий взор и активная жестикуляция свидетельствуют от том, что рассказ о произошедшей истории сильно преувеличен.

Памятник охотникам по мотивам картины Перова

Второй персонаж – молодой охотник, одетый дорого, с иголочки, внимательно слушает и по виду – верит каждому слову рассказчика. Выражение его лица свидетельствует о том, что весь рассказ старого рассказчика он доверчиво принимает за чистую монету.

Рядом прилег простой крестьянин, по одежде видно, что это, скорее всего, ямщик. Он сдвинул набекрень шляпу, и ухмыляется, недоверчиво почесывая за ухом.

По всему, он уже многократно слышал байки старого охотника и знает, что эти рассказы сильно расходится с тем, что он видел собственными глазами на много численных охотах. Он явно посмеивается над доверчивостью молодого охотника.

Даже кажется, что он думает о чем-то своем и уже не обращает внимание на рассказы старого барина.

Некоторые критики в сюжете увидели весь жизненный цикл человека: молодость, жадно познающая мир, впитывающая все с искренней верой. Далее приходит зрелость и опыт, когда все подвергается сомнению, а на веру уже ничего не принимается. А зрелость сменяется старостью, которая больше живет воспоминаниями прошлого.

На первый взгляд создается впечатление спокойствия и беззаботности на полотне. Но если всмотреться внимательно в сюжет, можно заметить беспокойство и тревогу в природе.

В небе кружат птицы, небо затянуло тучами, поднялся ветер – очевидно, приближается гроза. В противовес драматизму природы позы охотников полностью беззаботны. Автору удалось поистине гениально соединить драматический фон и почти анекдотический сюжет.

Большой успех картины и заставил Перова сделать с нее копию.

Современная история картины

На этом история трех охотников на привале не закончилась. Со времени появления картины она стала очень любимой в народе. По мотивам сюжета Перова были сделаны тысячи копий, изображение перенесено на гобелены, коврики, покрывала. Есть картина даже на конфетных фантиках.

Эту симпатичную троицу вышивают, делают аппликации, выжигают и в последнее время даже татуируют на теле. В городе Екатеринбурге установлен памятник по сюжету «Охотников». Появилась масса смешных и не очень карикатур, пародирующих сюжет картины.

Получается, что Перов блестяще справился с задачей, так как картина обросла собственной историей и множеством параллельных задач.

Одна из многочисленных пародий на картину

Интересные факты, связанные с картиной «Охотники на привале»

Это очень интересный момент. За те годы, что «Охотники на привале» находятся на хранении в Русском музее, ее несколько раз переносили из зала в зал. И сотрудники заметили, что у картины всегда намного теплее, чем в залах. По неизвестно причине и смотрители. И экскурсанты постоянно собирались группами именно у этой картины. Было решено изучить ее более основательно.

Учеными были выявлены поражающие факты. Во-первых, оказалось, что температура самого полотна и воздуха рядом с ним всегда почти на 3 градуса выше, чем во всем помещении, хотя с соседними картинами такого не наблюдалось. Часы, установленные рядом, давали сбой – механические замедлялись, а электронные переставали работать.

Люди тоже ощущают странные изменения в организме – у них заметно быстрее растут волосы и ногти.

Когда картину обучили рентгеновскими лучами – все были шокированы: распечатанный снимок показал не охотников, а… Ялтинскую конференцию – фигуры в точности стали похожи на Сталина, Черчилля и Рузвельта.

Когда сверху наложили карту Европы на кальке, то оказалось, что «Сталин» на полотне указывает на линию второго фронта.

Как ни странно, ученые нашли еще много, как они утверждают пророчеств на этом полотне – зашифрованные математические формулы, астрономические факты, даже точную схему Бермудского треугольника.

Читайте также:  Описание картины питера рубенса «избиение младенцев»

Правда это или вымысел, верить или нет – дело каждого, а вот полюбоваться шедевром – можно всегда.

Источник: http://iohotnik.ru/ohota-istorii-chitat-istorii-pro-ohoty/493-ohotniki-na-privale-istoriya-izvestnogo-shedevra.html

Рубенс

Главой фламандской школы живописи, одним из величайших мастеров кисти прошлого был Питер Пауль Рубенс (1577—1640). В его творчестве ярко выражены и мощный реализм и национальный своеобразный вариант стиля барокко.

Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента.

Прирожденный живописец-монументалист, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, он пользовался почетом при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона.

Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу его творчества.

Рубенс родился в городе Зигене (Германия), куда, спасаясь от преследований инквизиции, эмигрировал его отец. Образование получил в латинской школе Антверпена, живописи обучался у романиста Отто ван Веениуса и Ван Ноорта, приверженца национальной традиции.

Поездка в Италию, где он изучал творчество Микелаиджело, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе, Корреджо, Караваджо, а также памятники античности, способствовала быстрому творческому росту. По возвращении в 1608 г. в Антверпен Рубенс стал придворным художником испанской наместницы Нидерландов. Его слава быстро росла.

Многочисленные заказы побудили Рубенса организовать живописную мастерскую, в ней работали лучшие художники страны. Своими графическими работами Рубенс формировал национальную школу граверов. Ранние (антверпенский период) произведения Рубенса (до 161-1 —1613 гг.) хранят отпечаток влияния венецианцев и Караваджо.

В это же время проявилось свойственное ему чувство динамики, изменчивости жизни. Он писал oогромные полотна, которых не знали нидерландцы в 16 в.

Особое внимание уделял созданию алтарных композиций для католических храмов, В них перед зрителями разыгрывались сцены страданий и мученической смерти, вместе с тем и нравственной победы гибнущего героя, как бы напоминавшие о недавно минувших драматических событиях нидерландской революции. Так решена композиция «Воздвижение креста» (ок. 1610—1611 гг.

, Антверпен, Собор), где поднятый ввысь крест с могучей фигурой озаренного узким снопом света Христа господствует над группой отчаявшихся, скорбящих близких и враждебных им палачей, а также богохульных стражников.

Прекрасная голова Христа, вдохновенного и страдающего, мужественного и полного спокойствия духа, является «кульминационной и самой выразительной нотой поэмы, иными словами ее верховной строфой» (Фромантен). «Воздвижение креста» показывает, как переосмысливал фламандский живописец опыт итальянцев.

У Караваджо Рубенс заимствовал мощную светотень и пластическую убедительность форм. Вместе с тем выразительные фигуры Рубенса исполнены патетики, охвачены стремительным напряженным движением, какие были чужды искусству Караваджо.

Склоненное порывом ветра дерево, ярость усилий атлетически сложенных палачей, поспешно поднимающих крест, резкие ракурсы сплетающихся друг с другом фигур, беспокойные блики света и тени, скользящие по трепещущим от напряжения мышцам,— все сливается в единый стремительный порыв, объединяющий и человека и природу. Рубенс охватывает целое в его многообразном единстве.

Каждая индивидуальность раскрывает характер во взаимодействии с другими персонажами. Рушатся принципы классической композиции искусства Возрождения с типичной для нее замкнутостью и изолированностью изображаемой сцены. Пространство картины решается как часть необъятного окружающего мира.

Это впечатление подчеркнуто диагональю креста, словно вырывающегося за пределы рамы смелым срезом дерева и фигур. Монументальные алтарные композиции Рубенса органически включались в барочную пышность церковного интерьера, захватывали зрелищностью, интенсивностью стиля, напряженными ритмами («Снятие с креста», 1611—1614, Антверпен, Собор).

Свежесть восприятия жизни и стремление придать изображенному убедительность правды составляют существо его произведений. Герои античных мифов, христианских легенд, современные ему исторические деятели и люди из народа живут в его полотнах неутомимой жизнью; воспринимаются как часть могучей первозданной природы.

Картины Рубенса раннего периода отличаются красочностью палитры, в которой чувствуется глубокий жар и звучность, они проникнуты патетикой чувств, до тех пор неведомые нидерландскому искусству, тяготевшему к интимности, к поэзии повседневного.
Рубенс был большим мастером картин на мифологические и аллегорические темы. Традиционные образы народной фантазии давали ему повод для изображения героических чувств и подвигов. Подобно античным мастерам, Рубенс видел в человеке совершенное создание природы. Отсюда особый интерес художника к изображению живого человеческого тела. Он ценил в нем но идеальную красоту, но полнокровную, с избытком жизненных сил. Рассказы о подвигах античных богов и героев — свободные импровизации Рубенса, посвященные прославлению красоты жизни, радости существования. В «Вакханалии» (1615—1620, Москва, ГМИИ), изображающей празднество в честь бога вина Вакха, мифологические образы — носители природного стихийного начала, плодородия, неиссякаемого жизнелюбия.

Со второго десятилетия 17 в. усиливается драматическая динамика композиций Рубенса. Движение пластических масс, патетика жестов подчеркиваются экспрессией развевающихся тканей, бурной жизнью природы.

Сложные композиции строятся асимметрично по диагонали, эллипсу, спирали, на противопоставлении темных и светлых тонов, контрастах цветовых пятен, с помощью множества переплетающихся волнообразных линий и арабесок, объединяющих и пронизывающих группы.

В «Похищении дочерей Левкиппа» (1619—1620, Мюнхен, Старая пинакотека) драматизм страстей, захватывающих героев, достигает апогея. Тела молодых женщин, борющихся с похитителями, вздыбленные кони образуют сложный по линейным и цветовым ритмам узор — он подчеркивает структуру композиции.

Беспокойный силуэт группы разрывается бурными жестами. Патетика композиции усиливается низким горизонтом, благодаря которому фигуры героев возвышаются над зрителем и четко смотрятся на фоне бурного неба.

Рубенс. Охота на кабана

Рубенс часто обращался к темам борьбы человека с природой, к сценам охоты: «Охота на кабана» (Дрезден, Картинная галерея), «Охота на львов» (ок. 1615 г., Мюнхен, Старая пинакотека; эскиз — Ленинград, Эрмитаж). Ярость схватки, физическое и духовное напряжение доведены до предельного накала.

Трепет жизни передан художником во всех явлениях материального мира, его природных формах.
Живописное дарование Рубенса достигло расцвета в 1620-е гг. Цвет стал основным выразителем эмоций, организующим началом композиций.

Рубенс отказался от локального цвета, перешел к тональной многослойной живописи ив белому или красному грунту, сочетал тщательность моделировки с легкой эскизностью. Голубые, желтые, розовые, красные тона даны в соотношениях друг с другом в тонких и богатых оттенках; они подчиняются основному серебристо-жемчужному или теплому оливковому.

Нежные голубоватые тени, легко моделирующие объемы, красноватые рефлексы, скользящие и вспыхивающие, наполняют формы трепетом жизни, художник подчеркивает силу одних тонов и мягкость других. Цвет отдельных предметов передается плотным слоем корпусных красок. Там, где нужно, грунт и подмалевок просвечивают сквозь активные цвета.

Поверх корпусных красок наносятся прозрачные слои жидкой лессировки, усиливающие глубину тона, свежесть и легкость живописи, смягчающей контуры, светлые места выделяются густыми бликами. Создается впечатление изменчивости предмета, окутанного вибрирующей световоздушной средой.

Эти особенности лучистой палитры Рубенса характеризуют шедевр Эрмитажа — картину «Персей и Андромеда» (1620—1621), прославляющую рыцарскую доблесть героя, победившего морское чудовище, в жертву которому предназначалась Андромеда.

Рубенс. Персей и Андромеда

Рубенс воспевает великую силу любви, преодолевающую препятствия. Героическая тема раскрыта живописно-пластическими средствами, напряженной внутренней динамикой линий, форм, ритмов. В ярости застыло лицо Медузы, поражающей дракона смертоносным взглядом. Грозно сверкает металл доспехов Персея.

Радостно возбужден торжествующий могучий Пегас. Взволнованное ритмическое движение, пронизывающее композицию, подобно вихрю, воспринимается как отзвук недавней битвы. По мере приближения к Андромеде оно замирает и едва ощущается в трепете плавных очертаний ее фигуры.

К ней устремляется уверенной мужественной поступью Персей, легко и стремительно летит богиня победы Виктория, венчающая Персея лавровым венком. Ярко-красный цвет плаща Персея, холодное серебро его лат контрастируют с теплым нежным тоном тела Андромеды, точно сотканного из света, окруженного ореолом сверкающих золотых волос.

Световоздушная среда растворяет контуры ее тела. Тончайшие сопоставления розово-желтых тонов с голубыми полутонами, коричневых тонов с вспыхивающими красными рефлексами придают трепетность круглящимся формам.

Мерцающие пятна светло-желтого, розового, красного и голубого — развевающихся одежд, объединенные золотистым подмалевком, образуют единый слитный красочный поток, порождают атмосферу ликования.

К этому времени относится создание двадцати больших композиций на тему «Жизнь Марии Медичи» (1622—1625, Париж, Лувр), предназначенных для украшения Люксембургского дворца. Это своего рода живописная ода в честь правительницы Франции. В полотне «Прибытие Марии Медичи в Марсель» театральность целого сочетается с естественностью и свободой в расположении фигур.

В 1620-е гг. Рубенс много работал как портретист. Он продолжил гуманистическую традицию портрета Высокого Возрождения, но проявил более непосредственное, личное отношение к людям, значительно больше раскрывал чувственную полноту жизни и обаяние модели. «Портрет молодой женщины» (ок. 1625 г., Ленинград, Эрмитаж) чарует трепетом жизни, лиризмом юного образа.

Рубенс. Портрет молодой женщины

Лицо девушки, окруженное жемчужно-белой пеной воротника, выделяется на темном фоне.

Легкость письма, золотистые рефлексы и прозрачные тени, сопоставленные со свободно положенными холодными бликами, передают ясность и чистоту ее душевного мира. Во влажных, чуть грустных зеленых глазах искрится свет.

Он трепещет в золотистых волосах, мерцает в жемчугах. Волнистая линия мазка порождает иллюзию вибрации поверхности, ощущение внутренней жизни, движения.

Читайте также:  Описание картины василия ивановича сурикова «сибирская красавица (1891)»

Рубенс обогащает портретную характеристику раскрытием общественной роли портретируемого. Это соответствовало концепции импозантного барочного портрета, призванного изображать людей «достойных» и «значительных». Герои Рубенса наделены чувством собственного превосходства, высокомерной степенностью.

В композициях портрета важную роль играют сдержанность спокойной позы, особый поворот фигуры, головы, многозначительный, полный достоинства взгляд и жест, эффектный костюм, торжественность обстановки, подчеркнутая тяжелыми занавесами или колоннами, знаки отличия и эмблемы.

С помощью костюма портретируемого раскрывается то, что недосказано лицом модели, ее жестом. В «Автопортрете» (ок. 1638 г.

, Вена, Историко-художественный музей) поворот головы, чуть надменный, но благосклонный взор, широкополая шляпа, непринужденная элегантная осанка — все способствует раскрытию идеала человека широкого кругозора, занимающего видное положение, одаренного, умного, уверенного в своих силах.

С 1630-х гг. начался поздний период художественной деятельности Рубенса. После смерти Изабеллы Брант художник женился на Елене Фоурмен. Пресыщенный славой и почестями, он ушел от дипломатической деятельности, отказался от официальных заказов и проводил большую часть жизни в загородном замке Стэн.

Он писал картины небольшого формата, несущие отпечаток его личных переживаний. Его восприятие мира стало глубже, спокойнее. Композиции приобрели сдержанный и уравновешенный характер. Художник сосредоточил внимание на их живописном совершенстве: колорит утратил многоцветность, стал обобщенным.

Эти последние десятилетия творчества Рубенса представляют вершину его художественного развития. Рубенс обратился к изображению народной жизни, писал пейзажи, портреты своих близких, жену, детей, себя в их окружении, особенно удаются ему образы детей: «Портрет Елены Фоурмен с детьми» (1636, Лувр, Париж). Часто в его произведениях звучат интимные ноты.

Полон особой свежести образ Елены Фоурмен, молодой фламандки, с ее упругим телом, атласной кожей, мягкими пушистыми волосами, блестящими глазами — пышной, цветущей, женственно-обаятельной. Переливающееся нежными перламутровыми красками тело оттенено темным пушистым мехом шубки — «Шубка», (1638—1639, Вена, Историко-художественный музей).

Художник тонко чувствует оттенки полупрозрачных красок, нежных, голубовато-серых теней, розовых мазков, переходящих друг в друга и образующих словно эмалевый сплав.
Одна из центральных тем этого периода — сельская природа, то исполненная эпического величия, могучей красоты и изобилия, то подкупающая простотой и лиричностью.

В полотнах Рубенса оживают бескрайние просторы полей и пастбищ, вздымающихся холмов, рощи с пышными кронами деревьев, сочная трава, клубящиеся облака, извилистые реки и проселочные дороги, пересекающие по диагонали композиции. Первозданной силе природы, ее могучему дыханию созвучны фигуры крестьян и крестьянок, занятых повседневным трудом.

Художник строит пейзаж крупными красочными массами, последовательно чередуя планы: «Крестьяне, возвращающиеся с полей» (после 1635 г., Флоренция, галерея Питте). Народная основа творчества Рубенса ярко проявляется в «Крестьянском танце» (между 1636 и 1640 гг.

, Мадрид, Прадо), где молодые крестьяне, прекрасные своим здоровьем, бьющей через край жизнерадостностью, даны в органической связи с поэтическим образом плодородной земли. В дальнейшем творчество Рубенса оказало огромное воздействие на развитие европейской живописи. Особое значение оно имело для формирования фламандской живописи, и прежде всего — Ван Дейка.

Источник: http://artiques.ru/node/127

Жизнь забавами полна. Охота. К.Ф. Дейкер.Охота на кабана.1861

27 мая 2010 Министерство культуры Омской области и областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля представляли выставку из фондов музея «Жизнь забавами полна. Охота», посвященную 400-летию династии Романовых.

В экспозиции во Врубелевском корпусе музея были представлены охотничьи сцены в произведениях изобразительного искусства из коллекций представителей династии Романовых и известных русских аристократических семей.

В 2013 году будет отмечаться 400-летия Царского Дома Романовых.

Подготовка к этому общегосударственному историческому событию уже началась во многих регионах России.

В Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля хранятся уникальные произведения искусства из коллекций великих князей Романовых. Они не известны как специалистам, так и широкой аудитории, хотя, безусловно, представляют интерес в искусствоведческом и в культурологическом планах.

Это комплексы произведений живописи, декоротивно-прикладного искусства, скульптуры из собраний Константиновского (Мраморного), Ново-Михайловского дворцов в Санкт-Петербурге, а также ряд отдельных предметов из коллекций великих князей и великих княгинь Романовых.

В 2010 году Министерство культуры Омской области выделило средства на реставрацию произведений из собрания Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, ранее хранившихся в коллекциях великих князей Романовых.

Первым произведением, отреставрированным в рамках этой программы, стало живописное полотно немецкого художника Карла Фридриха Дейкера (1836-1892) «Охота на кабана» (1861 г.), до революции хранившееся в Ново-Михайловском дворце в коллекции великого князя Николая Михайловича.

В картине «Охота на кабана» немецкий художник Карл Фридрих Дейкер стремился передать момент особого накала событий, драматизм и напряжение – непременных спутников охоты, красоту дикой природы, диких животных. Псовая охота на кабанов, изображение которой лежит в основе картины, и содержание борзых было делом привилегированным, и в былые времена принадлежало, в основном, высшему сословию – знати.

Впервые после реставрации картина представлена на выставке «Жизнь забавами полна. Охота», которая стала первым этапом в рамках проекта подготовки празднования 400-летия династии Романовых в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

Охота – уходящее корнями в прошлое занятие придворной знати, являющееся важной стороной великосветской жизни, неотъемлемой частью быта русской аристократии. Многие русские правители и представители их ближайшего окружения были страстными охотниками. Это был особый мир со своими правилами, традициями, атрибутикой, модой, этикой и эстетикой.

В России охота была частью дворцового церемониала, призванного демонстрировать подданным и иноземным гостям блеск и величие, авторитет и могущество правительства и государства. Охоте придавалось политическое значение, она играла важную роль в дипломатическом этикете.

Именно в третьей четверти XVII столетия охота превратилась в постоянное занятие русских царей. Как у всех охотников, у русских государей были свои любимые виды этой забавы.

Царь Алексей Михайлович и императрица Екатерина II отдавали предпочтение соколиной охоте, Петр II увлекался псовой охотой, Анна Иоанновна и Елизавета Петровна любили птичью охоту, Александр II и Александр III были поклонниками больших зверовых охот на медведей, лосей, зубров, Николай II запомнился современникам как любитель ружейной охоты.

Аристократическая охота как особое культурное явление нашла отражение в искусстве. Охотничьи сцены широко использовались в произведениях западноевропейского и русского искусства XVIII-XIX вв., что объяснялось пристрастием знати к этой забаве и желанием художников им угодить.

На выставке «Жизнь забавами полна. Охота» представлены живопись, графика, скульптура, предметы керамики со сценами аристократической охоты.

Важный раздел выставки составляют 10 гравюр западноевропейских мастеров со сценами аристократической охоты: Ф. Жуллен «Затравленный волк» XVIII века, две гравюры И.Э. Ридингера «Сцена охоты», У.Т. Дэви «Раненая собака» и т.д. Скульптурная композиция академика скульптуры А.Л.

Обера «Борзая с лисицей» принадлежит к числу самых значительных и талантливых произведений автора. В ней мастерски переданы не только характерные образы животных, но и продемонстрировано знание автором особенностей охоты.

Широко тиражировались в бронзе, серебре и чугуне произведения французского скульптора-анималиста Пьер-Жюль Мена, который в скульптурной композиции «Олень, настигнутый собаками» натуралистически точно воспроизвел облик животных и накал охотничьей сцены. Во все времена были популярны изображения охотничьих сцен, украшавших фарфоровые предметы.

Уже при Елизавете, когда создавался императорский фарфоровый завод, в угоду императрице-охотнице начинают уделять внимание охотничьим сюжетам. Позднее многие частные, известные и неизвестные заводы начали эксплуатировать эту тему, особенно если под охотничьим сюжетом разуметь охотничьих и промысловых зверей и птиц.

Широкое распространение приобрели фарфоровые фигурки охотничьих собак, масленки в виде диких уток и зайцев, затейливые вещицы с охотничьей тематикой. Предметы утвари из серебра работы русских и западноевропейских мастеров составляли предмет гордости владельцев. Серебряный рог для питья с фигурами охотника и кабана сер. XIX века ранее принадлежал Н.Б.

Юсупову. Также на выставке представлены предметы, которые непременно входили в число вещей, что везли за государем на охоту для – застолья, венчавшее саму охоту и являющимися неотъемлемой частью царского охотничьего ритуала: серебряные кубки, походные ножи и вилки и т.д. охотничьей сцены.

Во все времена были популярны изображения охотничьих сцен, украшавших фарфоровые предметы. Уже при Елизавете, когда создавался императорский фарфоровый завод, в угоду императрице-охотнице начинают уделять внимание охотничьим сюжетам.

Позднее многие частные, известные и неизвестные заводы начали эксплуатировать эту тему, особенно если под охотничьим сюжетом разуметь охотничьих и промысловых зверей и птиц.

Широкое распространение приобрели фарфоровые фигурки охотничьих собак, масленки в виде диких уток и зайцев, затейливые вещицы с охотничьей тематикой.

Предметы утвари из серебра работы русских и западноевропейских мастеров составляли предмет гордости владельцев. Серебряный рог для питья с фигурами охотника и кабана сер. XIX века ранее принадлежал Н.Б. Юсупову. Также на выставке представлены предметы, которые непременно входили в число вещей, что везли за государем на охоту для – застолья, венчавшее саму охоту и являющимися неотъемлемой частью царского охотничьего ритуала: серебряные кубки, походные ножи и вилки и т.д.

Источник: http://art-interer.blogspot.com/2013/04/1861.html

Ссылка на основную публикацию