Поль Гоген. Гений, не дождавшийся славы
Поль Гоген. Автопортрет с желтым Христом. 1890 г. Музей д’Орсе.
Поля Гогена можно корить за многое – измены официальной супруге, безответственное отношение к детям, сожительство с несовершеннолетними, богохульство, крайний эгоизм.
Но что это значит в сравнении с величайшим талантом, которым наградила его судьба?
Гоген – это сплошь противоречие, неразрешимый конфликт и жизнь, похожая на приключенческую драму. А ещё Гоген – это целый пласт мирового искусства и сотни картин. И совершенно новая эстетика, которая до сих пор удивляет и восхищает.
Жизнь обычная
Поль Гоген родился 7 июня 1848 года в весьма незаурядной семье. Матерью будущего художника была дочь известной писательницы. Отец – журналистом политического журнала.
В 23 года Гоген находит хорошую работу. Он становится преуспевающим биржевым маклером. Но по вечерам и в выходные он рисует.
В 25 он женится на голландке Метте Софи Гад. Но их союз – не история о великой любви и почётном месте музы великого мастера. Ибо искреннюю любовь Гоген испытывал лишь к искусству. Которую жена не разделяла.
Если и изображал Гоген супругу, то редко и довольно специфично. Например, на фоне стены серо-коричневого цвета, отвернувшейся от зрителя.
Поль Гоген. Метте спит на диване. 1875 г. Частная коллекция. The-athenaeum.com
Однако супруги родят пятерых детей, и, пожалуй, кроме них их в скором времени ничего не будет связывать. Метте считала занятия живописью мужа пустой тратой времени. Она выходила замуж за обеспеченного маклера. И хотела вести комфортную жизнь.
Поэтому однажды принятое мужем решение бросить работу и заниматься только живописью для Метте было сильнейшим ударом. Их союз, конечно, не выдержит такого испытания.
Начало искусства
Первые 10 лет брака Поля и Метте прошли спокойно и благополучно. Гоген был лишь любителем в живописи. И рисовал только в свободное от биржи время.
Более всего Гогена прельщали импрессионисты. Вот одна из работ Гогена, написанная с типичными для импрессионизма бликами света и милым уголком сельской местности.
Поль Гоген. Птичник. 1884 г. Частная коллекция. The-athenaeum.com
Гоген активно общается с такими выдающимися живописцами своего времени как Сезанн, Писсаро, Дега.
Их влияние чувствуется в ранних работах Гогена. Например, в картине “Сюзанна за шитьем”.
Поль Гоген. Сюзанна за шитьем. 1880 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания. The-athenaeum.com
Девушка занята своим делом, а мы словно подглядываем за ней. Вполне в духе Дега.
Гоген не стремится ее приукрасить. Она сгорбилась, что сделало ее осанку и живот малопривлекательными. Кожа же “безжалостно” передана не только бежевым и розовым, но и синим и зелёным цветами. А это уже вполне в духе Сезанна.
А некоторая безмятежность и умиротворение взяты явно у Писсарро.
1883 год, когда Гогену исполняется 35 лет, становится переломным в его биографии. Он ушёл с работы на бирже, уверенный, что быстро прославится, как живописец.
Но надежды не оправдались. Накопленные деньги быстро закончились. Супруга Метте, не пожелав жить в бедности, уезжает к родителям, забрав детей. Это означало крах их семейного союза.
Гоген в Бретани
Лето 1886 г. Гоген проводит в Бретани на севере Франции.
Именно здесь Гоген выработает свой индивидуальный стиль. Который уже будет мало меняться. И по которому он так узнаваем.
Простота рисунка, граничащая с карикатурой. Большие участки одного цвета. Яркие краски, особенно много желтой, синей, красной. Нереалистичность цветовых решений, когда земля могла быть красной, а деревья синими. А ещё таинственность и мистичность.
Все это мы видим в одном из главных шедевров Гогена бретонского периода – “Видение после проповеди или Борьба Иакова с Ангелом”.
Поль Гоген. Видение после проповеди (Борьба Иакова с Ангелом). 1888 г. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Реальное встретилось с фантастическим. Бретонские женщины в характерных белых чепцах видят сцену из Книги Бытия. Как Иаков борется с Ангелом.
Кто-то смотрит (в том числе корова), кто-то молится. И все это на фоне красной земли. Как будто дело происходит в тропиках, перенасыщенных яркими красками. Однажды Гоген уедет в настоящие тропики. Не потому ли, что его цвета более там уместны?
В Бретани был создан ещё один шедевр – «Жёлтый Христос». Именно это картина является фоном к его автопортрету (в начале статьи).
Поль Гоген. Желтый Христос. 1889 г. Художественная галерея Олбрайта-Нокса, Буффало. Muzei-Mira.com
Уже по этим картинам, созданным в Бретани, видно существенное отличие Гогена от импрессионистов. Впечатленцы изображали свои зрительные ощущения, не внося никакого скрытого смысла.
А вот для Гогена иносказательность была важна. Недаром он считается зачинателем символизма в живописи.
Посмотрите, насколько спокойны и даже равнодушны бретонки, сидящие вокруг распятого Христа. Так Гоген показывает, что жертва Христа давно забыта. И религия для многих стала лишь набором обязательных ритуалов.
Зачем же художник изобразил себя на фоне своей же картины с желтым Христом? За это его многие верующие не любили. Считая такие “жесты” богохульством. Гоген считал себя жертвой вкусов публики, которая не принимает его творчество. Откровенно сравнивая свои страдания с мученичеством Христа.
А публика на самом деле с трудом его понимала. В Бретани мэр одного городка заказал портрет своей жены. Так появилась “Прекрасная Анжела”.
Поль Гоген. Прекрасная Анжела. 1889 г. Музей д’Орсе, Париж. Vangogen.ru
Реальная Анжела была в шоке. Она и представить себе не могла, что будет такой “прекрасной”. Узкие поросячьи глазки. Распухшая переносица. Огромные костлявые руки.
А рядом экзотическая статуэтка. Которую девушка расценила, как пародию на своего мужа. Ведь он был ниже ее ростом. Удивительно, что заказчики не растерзали полотно в порыве гнева.
Гоген в Арле
Понятно, что случай с “Прекрасной Анжелой” заказчиков Гогену не прибавил. Нищета вынуждает его согласиться на предложение Ван Гога о совместной работе. Он поехал к нему в Арль, юг Франции. Надеясь, что совместный быт будет легче.
Здесь они пишут одних и тех же людей, одни и те же места. Как, например, мадам Жиду, владелицу местного кафе. Хотя стилистика разная. Думаю, вы легко догадаетесь (если раньше не видели этих картин), где рука Гогена, а где – Ван Гога.
Информация о картинах в конце статьи*
Но властный, самоуверенный Поль и нервный, вспыльчивый Винсент не смогли ужиться под одной крышей. И однажды, в пылу ссоры Ван Гог едва не убил Гогена.
С дружбой было покончено. А Ван Гог, терзаемый угрызениями совести, отрезал себе мочку уха.
Гоген в тропиках
В начале 1890-х художником овладевает новая идея – организовать мастерскую в тропиках. Обосноваться он решил на Таити.
Жизнь на островах оказалась не такой радужной, как представлялась Гогену поначалу. Туземцы его приняли холодно, да и «нетронутой культуры» осталось мало – колонисты давно привнесли в эти дикие места цивилизацию.
Местные жители редко соглашались позировать Гогену. А если и приходили в его хижину, то прихорашивались на европейский лад.
Поль Гоген. Женщина с цветком. 1891 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания. Wikiart.org
Всю свою жизнь во французской Полинезии Гоген будет искать «чистую» туземную культуру, селясь как можно дальше от обустроенных французами городов и деревень.
Диковинное искусство
Несомненно, Гоген открыл новую эстетику в живописи для европейцев. С каждым пароходом он отправлял свои картины на «большую землю».
Полотна, изображавшие голых темнокожих красавиц в первобытном антураже вызывали большой интерес у европейского зрителя.
Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва
Гоген же скрупулёзно изучал местную культуру, обряды, мифологию. Так, в картине “Потеря девственности” Гоген иносказательно иллюстрирует предсвадебный обычай таитян.
Поль Гоген. Потеря девственности. 1891 г. Художественный музей Крайслер, Норфолк, США. Wikiart.org
Невесту накануне свадьбы крали друзья жениха. Они “помогали” ему сделать девушку женщиной. То есть по сути первая брачная ночь принадлежала им.
Правда, этой обычай к моменту приезда Гогена был уже искоренен миссионерами. О нем художник узнал по рассказам местных жителей.
Ещё Гоген любил пофилософствовать. Так появилась его знаменитая картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?».
Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1897 г. Музей изящных искусств, Бостон, США. Vangogen.ru
Личная жизнь Гогена в тропиках
Про личную жизнь Гогена на острове ходит много легенд.
Говорят, художник был весьма неразборчив в связях с местными мулатками. Страдал от многочисленных венерических заболеваний. Но имя некоторых возлюбленных история сохранила.
Самой известной привязанностью была 13-летняя Техура. Юную девушку можно увидеть на картине “Дух мертвых не дремлет”.
Поль Гоген. Дух мертвых не дремлет. 1892 г. Галерея искусств Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк. Wikipedia.org
Гоген бросил её беременную, уехав во Францию. От этой связи родился мальчик Эмиль. Воспитывал его местный мужчина, за которого Техура вышла замуж. Известно, что Эмиль дожил до 80 лет и умер в нищете.
Признание сразу после смерти
Гоген так и не успел насладиться успехом.
Многочисленные болезни, непростые отношения с миссионерами, безденежье – всё это подтачивало силы живописца. 8 мая 1903 года Гоген умер.
Вот одна из его последних картин “Заклинание”. В которой особенно заметно смешение туземного и колониального. Заклинание и крест. Обнажённая и одетая в глухую одежду.
И тонкий слой краски. Гогену приходилось экономить. Если вы видели работы Гогена вживую, то наверняка обращали на это внимание.
Как насмешка над нищим живописцем развиваются события после его смерти. Дилер Воллар организовывает грандиозную выставку Гогена. Салон** посвящает ему целый зал…
Но Гогену не суждено искупаться в этой грандиозной славе. Он не дожил до неё всего чуть-чуть…
Однако искусство живописца оказалось бессмертно – его картины до сих пор поражают своими упрямыми линиями, экзотическим колоритом и неповторимой стилистикой.
Гоген в России
Андрей Аллахвердов. Поль Гоген. 2015 г. Коллекция художника
В России работ Гогена много. Все благодаря доволюционным коллекционерам Ивану Морозову и Сергею Щукину. Они привезли на родину немало картин мастера.
Один из главных шедевров Гогена “Девушка, держащая плод” хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Поль Гоген. Женщина, держащая плод. 1893 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Artchive.ru
* Слева: Поль Гоген. В ночном кафе. 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Справа: Ван Гог. Арлезианка. 1889 г.
** Организация в Париже, которая выставляла работы официально признаннных художников для широкой публики.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
Источник: https://arts-dnevnik.ru/pol-gogen/
Поль Гоген: картины с названиями и описанием :
Поль Гоген прожил всего 54 года — насыщенной авантюрной жизнью, оставив после себя много любопытных работ, материалов, полотен для историков, коллекционеров, биографов и для интересующихся живописью постимпрессионизма.
Самыми известными работами художника стали его последние — выполненные на Таити, насыщенные цветом, откровенные и первобытные, таинственные и завораживающие.
Гоген прославился не только своими живописными полотнами, а также керамическими изделиями и гравюрами, которые он вырезал ножом по дереву, когда не было денег на краски для картины.
Чудесное детство в Перу
С самого детства, которое маленький Поль провел до семилетнего возраста в Перу у родственников матери, будущий художник искал ту неповторимую естественную палитру красок вместе с буйством природы и неприкрытыми страстями натуры людей.
Знойный климат, редкие дожди, бурная экзотическая яркая растительность оставили неизгладимый след в душе будущего художника, вселяя навсегда в сердце любовь к экзотике, национальным культурам, естественной красоте, сочному колориту растительности.
Каждый день его окружали люди с кожей разного цвета и разными лицами: азиаты, африканцы, люди с благородной кровью, индейцы, мулаты — всевозможное смешение кровей. Семье Гогена прислуживали негритянка и китаец.
Свободу, которой он дышал первые годы своей жизни среди перуанских живописных мест, Поль искал и желал всю свою жизнь, утоляя жажду путешествий, покидая семью и друзей.
Ранние работы
Уже в пресной и прохладной Франции — такой она воспринималась Полем после перуанского периода — последовали 5 лет обучения в духовной семинарии, затем скромный пансион, где Поль задыхался от обыденности, серости и мучительной несвободы.
Ему удалось вырваться из нарочитой нравоучительности его быта на дорогу странствий и путешествий, лишь провалив экзамены в мореходное училище. В 18 лет Поль поступил простым матросом на судно.
В течение нескольких лет он побывал в экзотических странах по всему миру, напитываясь духом океанов и морей, наведался и в Перу — страну своего сказочного детства.
Самые ранние работы юного художника относятся к тому периоду, когда, призванный в армию, он вынужден был служить в северных водах Норвегии и Дании. Там, обветриваемый суровыми холодными ветрами, он начал рисовать — пробовать изображать то, что согревало его замерзающую душу, вспоминая далекий мир тропиков.
В 23-летнем возрасте Гоген занялся карьерой в финансово-биржевой сфере, благодаря протекции Гюстава Арозе, его опекуна (после смерти матери), вхожего в круг импрессионистов того времени. В течение последующих 10 лет Гогену способствовала удача на поприще профессиональной карьеры. В этот период он обзавелся семьей — женой, на которой женился по любви и которая родила Гогену пятерых детей.
Влияние его покровителя, который увлекался живописью и собирал полотна современных художников, судьбоносные встречи с такими талантами кисти и холста, как Писсаро, Ван Гог, Дега — не могли не повлиять на глубокую потребность Гогена в картинах оживить мечту — найти рай, на земле ли, в полотнах ли.
Он начинает серьезней относиться к своему увлечению живописью, берет уроки у гениев. И вот уже в 1873 году (ему 25 лет) свет увидит его холст — «Лесная чаща в Вироффе», которая выставлялась в одном из художественных салонов и получила восхищенные отзывы критиков.
К тому времени относятся его известные работы «Лесная тропинка», 1873 год, «В лесу Сен-Клу», 1873 год.
Гоген: картины с названиями
Поль проводит каникулы у своего друга и наставника художника Камиля Писсаро в Понтуазе и именно там пишет много работ, по стилю очень похожих на работы самого мэтра. Это сельские пейзажи, сады, натюрморты — эти картины Гоген пишет вплоть до 1885 года. Из известных работ этого периода — «Конец зимы» 1885 г.,
«Букет пионов на музыкальной партитуре», 1873 г., «Работа на земле», 1876 г.
Дружба с Эдгаром Дега привнесла стиль и черты импрессионизма в работы раннего Гогена. Дега морально поддерживал молодого художника и часто покупал его картины.
После ухода с биржи и от семьи, которая не могла жертвовать своим благополучием ради творений главы семьи, Гоген берет уроки живописи и поселяется в Бретани, окраинном местечке Франции.
Он уже одержим рисованием и, уверенный в своем выборе, отдается искусству всецело, мирясь с нищенским существованием, легкомысленными отношениями, невостребованностью его работ.
В этот период его работы начинают высоко оценивать и признавать знатоки искусства.
Стиль синтетизм
На его стиль повлияла дружба с художником Лавалем, который привнес в картины Гогена любовь к японскому искусству. К этому периоду относятся работы «Видение после проповеди»,или ее называют также «Борьба Иакова с ангелом» (1888), которую критики назвали манифестом символизма.
Картина «Желтый Христос» (1889), считается одним из ключевых произведений в символизме, где контрастируют безграничные муки Христа и незамечаемость происходящего людьми, кроме горстки последователей — все на фоне умиротворенного типичного французского пейзажа. На лице Христа страдание на стадии апатии и безразличия ко всему происходящему.
Гоген становится проповедником нового стиля — синтетизма. Как он сам выражался, он «синтезировал разные техники» — по-новому использовал форму и цвет, упрощая образы, смело очерчивая контуры и сопоставляя большие участки с малыми — для придания мощной эмоциональности картине.
Все заметнее становятся упрощение и эмоциональность в картинах Гогена (фото с названиями приводятся в статье).
Они и породили направление примитивизма в эпоху распространенного импрессионизма в живописи, выражающего мимолетные впечатления всеми возможными техниками, методами и приемами для запечатления движущейся реальности.
Керамика Гогена
После двух лет в Полинезии (1891-1893), где Гоген создал более 80 ярких произведений — самобытных, бьющих через край цветовой выразительностью, он свел знакомство с известнейшим в то время керамистом Шапле, у которого многому научился в искусстве керамики.
Его влекла впечатлившая его доколумбовая керамика инков, с которой он познакомился еще в детстве в Перу. Гоген игнорирует гончарный круг и использует все грани свойств глины, придавая своим работам скульптурно-примитивный, грубый вид.
В этот период он создал множество интересных работ, шедевром из которых стала «Овири» — таитянская богиня смерти, кровожадная и жестокая. В табакерке и кувшине Гоген изобразил в форме перекошенной от страдания головы самого себя.
Резьба по дереву
Гоген часто испытывал финансовую нужду и, когда ему не на что было купить краски, он работал с деревом, которое всегда можно найти бесплатно.
Как и в полотнах его живописи, в деревянных скульптурах художника прослеживается влияние примитивных культур. Одна из знаменитых резных деревянных скульптур — это «Техура» — голова таитянской девушки, украшенная цветком (1891-1893 гг.).
Резные панели его дома на Маркизских островах, где он закончил свои дни, украшали двери его «Дома наслаждений».
Таити
Во Франции он продолжает работать над картинами Гоген. Художник устраивает выставку своих полотен. Друзья- художники в восхищении, а вот вкусу буржуазной публики претили сцены «из жизни дикарей», необычная живопись раздражала завсегдатаев салонов.
Его планам не суждено было сбыться — он не признан, осуждаем в родном Париже и решает уехать навсегда из этого лицемерного мира, захваченного тщеславием и сластолюбием. Он хочет жить там, где нет и следов цивилизации, где первозданная природа, где вечная красота и близкая связь с природой.
В том раю Гоген и остается до конца жизни, не переставая работать, даже измученный болезнью.
Рай навсегда
Гоген осуществляет свою мечту остаться наедине с природой в дальней стране и творить, пока есть силы. Вдалеке от всякой цивилизованности, губящей истинный талант и растлевающей душу, жить среди простодушных дикарей, создавать шедевры, возвращающие к истокам человечества.
Свои картины Гоген писал с местных жителей, о самой простой их жизни, той самой, которую он утратил когда-то, будучи вырванным из своего рая.
Здесь он пишет свою юную таитянку, которая вдохновляла его и беззаветно любила. Одна из картин Поля Гогена с названием «Месяц Марии» 1899 г. находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Гоген пишет и работает сначала на Таити, а последних почти 3 года жизни проводит на Маркизских островах, где пишет пейзажи, рассказы и работает журналистом, создав сатирический журнал.
Не раз художник, пребывая в депрессии, доведенный до отчаяния бедностью и болезнями, пытается покончить жизнь самоубийством.
Несмотря на надрывность бытия, именно в этот период были созданы множество прекрасных произведений, в которых причудливо сплетаются реальная жизнь жителей Океании и местные мифы.
Посмертное признание
Через три года после смерти Поля Гогена картины, 227 его полотен, выставляются в Париже на выставке, приведшей к посмертной славе художника, ставшего родоначальником постимпрессионизма.
Его работы выставлены в музеях по всему миру, а также хранятся в частных коллекциях, к примеру, картина «Дом гимнов» из таитянского периода мастера (1892), представляющая сложную смесь стилей живописи.
На полотне изображены местные жители, собравшиеся вместе для распевания религиозных гимнов.
Также хранится в частной коллекции картина Поля Гогена с названием «Ван Гог, рисующий подсолнухи» 1888 года. Его друг и единомышленник Ван Гог специально пишет несколько полотен с подсолнухами, любимыми цветами Гогена, для украшения комнаты друга.
Влияние неоднозначного творчества Поля Гогена на искусство 20 века, конечно, бесспорно. Художник оставил, кроме драгоценных художественных работ, свои мемуары, рассказы, письма, дневники. Его образ и жизненный путь вдохновляет литераторов, сценаристов, режиссеров, снимающих картины, которые помогают понять суть даровитой и сложной натуры одного из великих художников ушедшего столетия.
Источник: https://www.syl.ru/article/378615/pol-gogen-kartinyi-s-nazvaniyami-i-opisaniem
Бретонский период в творчестве Гогена
Когда Бог касается человека, тот уже не может жить иначе, потому что ему открывается нечто, превышающее все его прежние представления о жизни. И, как правило, он хочет поделиться этим с другими. Художник отвечает на встречу с Богом своим творчеством, и тогда его картины становятся благовестием. Такое случилось однажды и с Полем Гогеном.
В молодости Поль Гоген много путешествовал по миру, сначала служил моряком на торговом судне, потом на военном. В 25 лет Поль переселяется в Париж, где ему покровительствует Гюстав Ароза, биржевой делец, фотограф и коллекционер живописи. Поль Гоген женится по любви, и вскоре у него рождается пятеро детей.
Постепенно он становится успешным брокером и, подражая своему патрону, начинает собирать живопись. Он любил ходить на выставки и, благо это было дешево, собрал неплохую коллекцию импрессионистов — Моне, Писсарро, Ренуар и др. Казалось, что так он и проживет до глубокой старости и умрет, окруженный чадами и домочадцами.
Даже его любовь к искусству не слишком нарушала привычный строй жизни. Но постепенно в душе Гогена зрело чувство, что его жизнь проходит напрасно. Он пробует себя в живописи, берет уроки у Писсарро, с которым познакомился в 1877 году.
И вдруг его судьба круто меняется — в январе 1882 года рухнул французский фондовый рынок, и банк Гогена лопнул. После мучительных раздумий он решает, что отныне будет заниматься живописью, а не бизнесом. В 1883 году вместе с семьей Гоген переезжает в Руан. Он на грани нищеты и не способен содержать домочадцев.
Жена вместе с детьми уезжает к родителям в Копенгаген. Гоген едет за ними и пытается найти работу, но безуспешно.
Всеми оставленный, он верит в свою миссию — открыть людям истинную красоту и гармонию. Ради этого он будет колесить по стране, поедет в Полинезию и другие страны, будет искать новый изобразительный язык, способный выразить его тоску по единству с Творцом и творением, которое люди знали только в раю.
В июне 1886 года он уезжает в Понт-Авен, городок на Южном побережье Бретани, где люди живут бедно, но просто, не мудрствуя, искренне веруя в Бога, так, как верили многие поколения их предков. И здесь Гоген постигнет смысл веры и откроет, что именно в ней — секрет рая.
«Автопортрет», Поль Гоген. 1898 год.
Поездка в Бретань имела огромное значение для формирования его мировоззрения. Французская провинция давала истинное вдохновение и силы для творчества многих художников. А для Гогена тем более. После бешеного ритма Парижа Бретань могла показаться сонной, жизнь здесь протекала неспешно, словно в замедленной съемке.
Но Гоген почувствовал в ней дыхание вечности и целительный покой.
Сохранившийся старинный уклад крестьянской жизни, далекий от цивилизации, традиционная народная одежда бретонок, их обычаи и песнопения, старинные церкви и распятия, стоявшие на перекрестках дорог, — все это было для Гогена живительной средой, в которой созревало его искусство.
Но главным его открытием в Бретонский период была простая вера крестьян, такой веры он не встречал в городе, где царили рационализм и цинизм. В этот период он напишет основные свои религиозные картины, которые для него самого станут откровением.
Потом религия будет волновать его гораздо меньше, а тема рая будет привычной метафорой его творчества, но лишь метафорой. Здесь же, в Бретани, он увидел веками сохраняемую веру, которая не подвластна никаким соблазнам века сего, и он запечатлел ее в своих картинах.
Самая знаменитая картина этого периода — «Желтый Христос».
Распятый на кресте Иисус изображен на фоне типичного бретонского пейзажа с его пологими холмами и живописными купами деревьев. Возле распятия мы видим трех крестьянок, одетых в традиционные национальные одежды. Они, как некогда жены-мироносицы, в простоте и чистоте сердца стоят у креста.
Коленопреклоненные позы женщин говорят о том, что они пребывают в глубокой молитве. Умиротворение и покой разлиты в воздухе. Время словно остановилось. Все заливает желтый солнечный свет, желтым цветом окрашено и тело Христа.
Он раскинул руки, словно осеняя весь этот размеренный деревенский быт: крестьян, занятых своими делами, живущих в уютных домах, привычно ходящих по воскресеньям в церковь, этих женщин, молящихся у креста.
На лице Иисуса не отражается ни боли, ни страдания, выражение лика кажется бесстрастным, почти безразличным к окружающему миру, и мир тоже на первый взгляд безразличен к Христу. Однако композиция картины показывает глубокую связь Распятия и этих простых людей, вся жизнь которых проходит под сенью Креста.
Для выявления этой связи художник использует чистые яркие цвета, без теней и полутонов, что, по замыслу Гогена, должно отразить бесхитростную жизнь бретонцев и такую же бесхитростную их веру.
Преобладающий желтый цвет и красная листва напоминают об осени, а осень — это время сбора плодов, которые кормят крестьян всю долгую зиму.
И тут же — крестное древо, тоже дающее людям свой плод — Христа, который питает их пищей духовной.
Неоднократно Гогена критиковали за его экстравагантность в отношении христианских тем, трактованных им вне всяких канонов и традиций. Кто-то находил сходство Христа с самим художником, видя в этом почти кощунство.
Но сам он очень любил эту картину и даже написал свой автопортрет на фоне «Желтого Христа», этим он словно хотел оказаться причастным к этой простой вере простых людей, чье сердце открыто Богу.
И в своих картинах он стремился поведать миру о том, что можно воспринимать мир целостным и прекрасным, можно жить перед лицом Божиим.
«Желтый Христос», Поль Гоген. 1889 год.
В Бретонский же период Гоген пишет картину «Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом)» (1888), на которой все те же бретонские крестьянки созерцают библейскую сцену так, словно они видят обычный эпизод деревенской жизни.
Этих женщин, в простоте и доверии услышавших на проповеди рассказ о встрече Иакова с Богом, посещает видение: две борющиеся фигуры оживают перед их взором.
Так библейская история становится продолжением их жизни, а может, напротив, ее истоком, потому что их вера такова, что не отделяет жизнь французской провинции от Священной истории, в которой действует Бог, совершаются чудеса и исполняются пророчества.
Гоген в письме к своему другу художнику Ван Гогу писал, что в этой картине пейзаж и борьба существуют в воображении молящихся после проповеди людей, это как бы визуализация религиозного переживания бретонок.
Гоген очень ценил искренность и веру простых людей, восхищался цельностью их натуры. Он мог бы сказать вслед за его соотечественником и современником французским ученым Луи Пастером (1822–1895): «Я знаю много, поэтому я верю, как бретонский крестьянин. Если бы я знал больше, я бы верил, как бретонская крестьянка…»
В Бретонский период Гоген увлекся изучением Библии, которая буквально оживает перед его взором, будит его воображение, опаляет сердце. И вот уже он сам видит то, о чем читает, и даже отождествляется с этим. В 1889 году Гоген пишет картину «Моление о чаше», где Христос на переднем плане явно напоминает его самого.
Здесь уже не крестьяне, а сам художник входит в пространство евангельского повествования и стремится почувствовать то, что испытал Христос, когда молился до кровавого пота. Гоген передает состояние человека, оставленного наедине со своим страданием.
Поза его, бессильно сложенные руки, наклон головы — все это передает состояние нестерпимой душевной муки. Дерево делит картину надвое, словно целостный мир раскалывается надвое: слева — Христос (или сам Гоген в образе Христа), а справа — то ли уходящие ученики, то ли приближающаяся стража, готовая его схватить.
Палитра картины мрачно-тревожная, только рыжие волосы главного героя пламенеют на темном фоне.
Благодаря сохранившемуся письму Гогена к Шуффенекеру известно, что для самого художника эта работа имела колоссальное значение. Он писал ее не для показа, а для самого себя, решая какие-то свои внутренние вопросы.
Может, художник молился словами Христа в Гефсимании: «Боже! Для чего ты меня оставил?!» Или, напротив, он ощущал призыв Христа: «Будьте здесь и бодрствуйте со Мной!» Мы не знаем.
Но как бы то ни было, сегодня картины Гогена говорят нам о многом: о том, что, несмотря на смену эпох и цивилизаций, социальные потрясения и культурные революции, человек жаждет Бога и ищет Его, стремится к целостности и страдает от расколотости мира, пытается обрести веру, но так часто ему не хватает простоты и чистоты сердца.
Поль Гоген жил во второй половине XIX века, в то время, когда многим казалось, что религия уходит в прошлое. Именно в это время Ф. Ницше провозглашает: «Бог мертв!» Но Бог снова оживает на полотнах Гогена, оживает через его жажду веры, поиск правды и гармонии.
И хотя общество воспринимает Гогена как бунтаря, как ниспровергателя традиций, художник искренне пытается ответить на Божий призыв, он грезит о братстве художников наподобие средневековых артелей.
И потому мы, живущие более ста лет спустя, можем восхищаться не только удивительным самобытным искусством Гогена, но и его страстным желанием выразить веру и надежду, красоту и трагичность мира.
Источник: https://reshenie.vcc.ru/read/bretonskij-period-v-tvorchestve-gogena
Современное искусство по кусочку.Постимпрессионизм. Ван Гог, Гоген
Опубликовано пользователем сайта
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
1880-1906
Ни один из четырех художников, известных как постимпрессионисты, никогда себя этим словом не называл. В то время, когда Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Жорж Сера искали новые пути и средства выражения, такого термина просто не существовало.
Появился он в 1910 году, благодаря Роджеру Фраю — британскому художнику, критику и музейному куратору. Он устраивал выставку в Лондоне, где демонстрировались работы совершенно разных художников и необходимо было собирательное название, чтобы их объединить.
Задача была непростой, учитывая, что Ван Гога и Сера называли неоимпрессионистами, Сезанн был импрессионистом (по крайней мере, так считалось), а Гогена причисляли к символистам.
Кроме того, на выставке были представлены работы Эдуарда Мане, которые и должны были стать основным крючком для публики.
В итоге, Фрай назвал выставку » Мане и постимпрессионисты», тем самым, в лучших традициях современного искусства, дав определение новому течению в живописи.
Термин прижился, но сама выставка получила негативные отзывы и общественное фи. В общем-то, что тоже идеально вписывалось в традицию)
Тем не менее, сейчас с уверенностью можно сказать, что Фрай был отличным куратором, дальновидным и чутким. Те четыре художника, работы которых он выбрал для выставки, стали основоположниками крупных течений искусства 20 века.
Винсент Ван Гог (1853-1890) — ЭКСПРЕССИОНИЗМ.
Мы можем не знать ни одной картины Ван Гога, но четко помнить про отрезанное ухо и самоубийство. Действительно, биография этого художника захватывает. Камиль Писсарро прекрасно выразился:
«Я заранее знал, что этот человек либо сойдет с ума, либо оставит нас всех далеко позади. Но я никак не предполагал, что он сделает и то и другое сразу».
Винсент Ван Гог, Автопортрет, 1887
Ван Гог родился в нидерландской деревушке Грот-Зюндерт старшим из шестерых детей. Его отец -Теодор — был священником, а дядя — совладельцем компании, торгующей предметами искусства.
Он помог Винсенту пройти там обучение.
Ван Гог оказался способным парнем и продолжил работать в компании дяди, куда немного позже пришел и его младший брат Тео, с которым Винсент вел переписку всю оставшуюся жизнь.
В письмах они обсуждали живопись, литературу, новые идеи и постепенно в них начинает проскальзывать растущее разочарование Ван Гога в торговле произведениями искусства.
Ван Гог был верующим и меркантильность, жажда наживы, без которых не обходится бизнес, были ему чужды. В итоге, он ушел из фирмы и поселился в небольшом городке, готовясь стать священником.
Но решение его не было окончательным — Ван Гог метался, сомневаясь в выбранном пути. Тео дал ему необычный совет — стать художником.
Винсент согласился попробовать. Следующие пять лет он провел в Нидерландах, делая наброски, набивая руку и нащупывая свою художественную интонацию. Тео финансово помогал брату, он оплатил ему и несколько уроков живописи, однако, по сути, Ван Гог так и остался самоучкой.
В 1885 году он пишет свое первое легендарное полотно. » Едоки картофеля» остаются незамеченными современниками.
Винсент Ван Гог, Едоки картофеля, 1885
Ван Гог стремился стать художником крестьянской жизни. Как бы сказали сейчас, хотел писать «социалку».
На этом полотне уже виден стиль. Можно не знать названия, не знать ничего про замысел художника и сказать точно — люди на картине живут нищенской жизнью, тяжелым физическим трудом и впроголодь.
Об этом говорит цвет, говорят заскорузлые пальцы, согбенные позы. Однако, прямые линии создают ощущение, что хоть этим людям тяжело, но они не сломлены.
Возможно, сейчас для нас в этой работе не будет ничего особенного, но до Ван Гога так не писали.
Для сравнения — крестьяне Милле, например. Или Писсаро.
Жан Франсуа Милле, Сборщики колосьев, 1857
Камиль Писсарро, Крестьянка, прочесывающая шерсть, 1875
Однако, Ван Гогу было не суждено стать социальным бытописателем. В 1886 году он приезжает в Париж.. И видит цвет, свет, линию.
Ван Гог знакомится с авангардным искусством того времени и берет на вооружение импрессионистский мазок, технику импасто ( когда краска накладывается толстым слоем), еще раз открывает для себя японскую графику.
Будучи в совершенном восторге, хватается за все подряд и, в итоге, решает перевести дух в сельской местности. Ван Гог едет в Арль. Юг Франции, бушующая зелень, море, солнце. Здесь у художника открывается «второе дыхание» — он пишет за недолгий период около 200 картин, в числе которых и знаменитые «Подсолнухи», «Звездная ночь над Роной», » Терраса кафе».
Винсент Ван Гог, Подсолнухи, 1888
Винсент Ван Гог, Звездная ночь над Роной, 1889
И опять не обошлось без японцев. В письмах к Тео художник говорил о том, что хочет добиться той же простоты и ясности, которые есть в японских гравюрах. «Японцы несколькими уверенными мазками создают изображение с такой легкостью, как мы застегиваем пальто». И снова, пользуясь моментом, покажу кое-что из японской графики)
Байрей Коно, вторая половина 19 века
В Арле к Ван Гогу присоединился приятель Поль Гоген (1848-1903). Полтора месяца они работали бок о бок, воодушевляя друг друга. Но на большее темпераментных друзей не хватило — после очередной яростной ссоры Ван Гог в бешенстве обкромсал себе мочку уха.
Поль Гоген, Ван Гог, рисующий подсолнухи, 1888
Тем не менее, этот период для обоих оказался очень плодотворным. Оба нащупывают дальнейший художественный метод. У Ван Гога это — выражение собственных ощущений.
Его картины бугрятся, движутся, живут. На расстоянии они кажутся объемными. Художник использовал мастихин и собственные пальцы — техника, которой пользовались Рембрандт и Веласкес. Краска становится активным участником самой картины, не просто средством передачи изображения.
Импрессионисты стремились запечатлеть увиденное, передать правду объективно, как видит глаз. Ван Гог решает пойти еще дальше и выявить правду более глубокую — внутреннего состояния. Его цель изобразить не то, что он видел, а то как он это ощущал.
Однако, даже такой гений, как Ван Гог опирался в своих поисках на открытия мастеров прошлого. Перекрученные, удлиненные формы и неожиданные ракурсы были визитной карточкой еще одного художника.
Эль Греко, Гора Синай, 1570
Кстати, оба художника были очень религиозны. Тем не менее, сравнивая Эль Греко и Ван Гога — налицо разница в восприятии действительности. Эль Греко влекут мистические и религиозные сюжеты, а Ван Гога — вещи гораздо более прозаичные: кафе, цветы, крестьяне, комнаты-))
Винсент Ван Гог, Комната в Арле, 1888
В 1890 году безумие, сопровождавшее художника бОльшую часть жизни, взяло верх и Ван Гог покончил с собой, выстрелив в грудь. Через несколько месяцев от сифилиса умер и его брат Тео.
Хотя в то время художник был безвестен и непризнан, уже через три года появляется » Крик» Эдварда Мунка, который можно назвать своего рода посвящением Ван Гогу.
Эдвард Мунк, Крик, 1893
Мунк использует метод перекручивание и искажения фигуры, чтобы передать глубинные эмоции. Картина стала пророческий. В ужасе этого кричащего человека, отражается и ужас будущего столетия.
Тема крика продолжается у ирландского художника Фрэнсиса Бэкон (1909 — 1992), который также продолжил начатое Ван Гогом.
Фрэнсис Бэкон, Штрихи к портрету папы Иннокентия X Веласкеса.
Бэкон как-то сказал, что «живопись — это отображение нервной системы на холсте». Эти слова могли принадлежать и Ван Гогу. Они отлично характеризуют одно из самых значительных направлений в искусстве 20 века, которое предвосхитил Ван Гог — экспрессионизм.
ПОЛЬ ГОГЕН (1848-1903 ). СИМВОЛИЗМ.
Гоген не отличался скромностью и ранимостью. Он считал себя великим художником, о чем не гнушался сообщить при случае и говорил о том, что Ван Гог ему много чем обязан. Однако, это был смелый человек, а главное — смелый художник.
Поль Гоген, Автопортрет, 1903
В 1882 году после краха фондовой биржи, молодой финансист Поль Гоген , решает стать художником и присоединиться к тусовке импрессионистов, картины которых он, кстати, собирал. Однако, уже в конце 80х отделяется от них, назвав приверженность импрессионистов натурализму чудовищной ошибкой.
Поль Гоген, Бретонка с гусем, 1888
Первое, что свидетельствует о разрыве с импрессионизмом, это, конечно, цвет. Второе — сюжет. Картины Гогена были, мягко говоря, далеки от реальности и перегружены тайными смыслами и символами. Если его коллега — Ван Гог- использовал цвет для выражения чувств, то Гоген наращивает интенсивность палитры ради самого сюжета.
Поль Гоген, Видение после проповеди, или Борьба Иакова с ангелом, 1888
Эта картина — образец раннего творчества Гогена в постимпрессионистический период. В основе — сюжет о том, как группу бретонок после проповеди посетило божественное видение Иакова, борющегося с ангелом.
Цвет в этой картине несет исключительно символическую нагрузку. Если женщины на переднем плане выглядят вполне реалистично, то на второй половине картине Гоген «оторвался». Оранжево-красная трава доминирует над всем.
Ветка, разделяющая полотно на две части — аллегорическая грань между земным и небесным.
Фантастика в «Видении после проповеди» — предвестник сюрреализма. Его бретонки предвосхищают его же таитянок, которые вдохновили многих гениев 20 века, начиная от Пабло Пикассо и Матисса, заканчивая Джакометти и Руссо.
Эта картина превратила Гогена-любителя в Гогена — лидера авангарда. Его причислили к движению символистов, появившемуся благодаря литературе.
Гоген продолжил работать в этом направлении, критикуя импрессионистов за неумение рассмотреть что-либо за пределами реальности, находящейся перед их носом.
Их рациональный взгляд на жизнь, по его мнению, лишал искусство самого главного — воображения. Ему надоел не только подход импрессионистов, но и их главный сюжет — современная жизнь.
Материализм — это зло, решил бывший финансист Гоген и отправился на Таити (оставив жену и детей) искать вдохновения среди первозданной природы и аппетитных таитянок.
Действительно, там он быстро находит свой стиль. Вдохновляясь фольклором аборигенов, освещением и яркими цветами, Гоген пишет серию полотен, на которых изображает жизнь примитивную и первобытную — ту, которая, по его мнению, является наиболее естественной.
Критикуя импрессионистов, Гоген, тем не менее, пользуется их методом. Двухмерное изображение с помощью цветовых блоков -техника, впервые опробованная Мане и впоследствии взятая на вооружение Моне и Дега, делала картины Гогена плоскими, как детский рисунок. Это впечатление усиливалось тем, что художник утрировал их, полностью искажая естественный цвет.
Типичное полотно таитянского периода Гогена — картина «Почему ты сердишься?».
Поль Гоген, Почему ты сердишься?, 1896
Вроде все понятно — сцена из жизни туземцев. Милая, пасторальная обстановка. Трое женщин стоят справа от пальмы и трое сидят слева. Но не всё так просто. Две женщины намереваются войти в хижину и одна из них обнажает грудь, приспустив платье.
А девушка в синем саронге с презрением глядит на парочку под пальмой.
Символика, дающая зрителю понять, что перед ним сцена возле борделя, становится более очевидной — женщины, стоящие у хижины держатся с достоинством — их честь не запятнана, в отличии от сидящих девушек на первом плане.
Гоген мастерски передает жизненную драму — растление, разложение общества, которое когда-то было девственно и целостно.Вопрос в названии картины риторический — Гоген сокрушается о непорочном образе жизни, который разрушается белыми «колонизаторами», его же согражданами.
Полотна Гогена очень узнаваемы. Его картины будто немного наивны, но тем не менее поражают своей сложностью. Это не просто изображение полуголых туземцев. Смотрите внимательней и будете удивлены, насколько психологичны эти работы.
Гоген, восстав против импрессионизма, вернул искусство в область воображения и символики, за что следующие поколения художников будут ему очень признательны.
Продолжение следует)
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/vokrug_sveta/131604_sovremennoe-iskusstvo-po-kusochku-postimpressionizm-van-gog-gogen
Поль Гоген: необычная биография необычного человека
1848-1903: между этими цифрами — целая жизнь крупнейшего, великого, гениального живописца Поля Гогена.
«Единственный способ стать Богом—это поступать, как Он: творить».
Поль Гоген
на фото: фрагмент картины Поля Гогена «Автопортрет с палитрой», 1894
Подробности жизни Поля Гогена сложились в одну из самых необычных биографий в истории искусства. Его жизнь действительно давала поводы разным людям говорить о ней, восторгаться, смеяться, возмущаться и преклонять колени.
Поль Гоген: ранние годы
Поль Эжен Анри Гоген родился в Париже 7июня 1848 года в семье журналиста Кловиса Гогена, убеждённого радикала.
После поражения июньского восстания, семья Гогена по причинам безопасности вынуждена была перебраться к родственникам в Перу, где Кловис намеревался издавать собственный журнал.
Но по пути в Южную Америку журналист умер от сердечного приступа, оставив жену с двумя маленькими детьми. Нужно отдать должное душевной стойкости матери художника, которая одна, без жалоб, воспитывала детей.
Ярким примером мужества в семейном окружении Поля была и его бабушка Флора Тристан, одна из первых в стране социалистка и феминистка, опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии». От неё Поль Гоген унаследовал не только внешнее сходство, но и её характер, её темперамент, безразличие к общественному мнению и любовь к путешествиям.
Воспоминания о жизни у родственников в Перу были так дороги Гогену, что впоследствии он называл себя «перуанским дикарём». Поначалу ничто не предвещало ему судьбу великого художника. После 6 лет жизни в Перу семья вернулась во Францию.
Но серая провинциальная жизнь в Орлеане и учёба в парижском пансионе надоели Гогену, и он в 17 лет, вопреки воле матери, поступил на службу во французский торговый флот и побывал в Бразилии, Чили, Перу, а затем—у берегов Дании и Норвегии. Это был первый, по общепринятым меркам, позор, который Поль принёс своей семье.
Мать, которая умерла во время его плавания, не простила сына и, в наказание, лишила всякого наследства. Возвратившись в Париж в 1871 году, Гоген с помощью своего опекуна Гюстава Ароза, друга матери, получил должность брокера в одной из самых солидных биржевых фирм столицы.
Полю было 23 года, и перед ним открывалась блестящая карьера. Он довольно рано обзавёлся семьёй и стал образцовым отцом семейства (у него было 5 детей).
«Семья в саду», Поль Гоген, 1881, х.м., Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген
Занятия живописью как хобби
Но своё стабильное благополучие Гоген без колебании принёс в жертву своему увлечению—живописи. Писать красками Гоген начал в 1870-х годах.
Поначалу это было воскресное хобби, и Поль скромно оценивал свои возможности, а семья считала его увлечённость живописью милым чудачеством.
Через Гюстава Ароза, который любил искусство и коллекционировал картины, Поль Гоген познакомился с несколькими импрессионистами, с энтузиазмом восприняв их идеи.
После участия в 5 выставках импрессионистов имя Гогена зазвучало в художественных кругах: сквозь парижского брокера уже просвечивал художник. И Гоген решил полностью посвятить себя живописи, а не быть, по его выражению, «воскресным художником».
Выбору в пользу искусства способствовал и биржевой кризис 1882 года, подкосивший финансовое положение Гогена. Но финансовый кризис отразился и на живописи: картины плохо раскупались, и жизнь семьи Гогенов превратилась в борьбу за выживание.
Переезд в Руан, а позже—в Копенгаген, где художник продавал брезентовые изделия, а его жена давала уроки французского, не спасли от нищеты, и брак Гогена распался. Гоген с младшим сыном вернулся в Париж, где не нашёл ни душевного покоя, ни благополучия. Чтобы прокормить сына, великий художник вынужден был зарабатывать расклейкой афиш.
«Я узнал настоящую нищету, — писал Гоген в «Тетради для Алины», своей любимой дочери. — Это верно, что, вопреки всему, страдание обостряет талант. Однако его не должно быть слишком много, иначе оно вас убивает».
«Цветы и японская книга», Поль Гоген, 1882, дерево, масло, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген
Формирование собственного стиля
Для живописи Гогена это был переломный момент. Школой художника был импрессионизм, достигший в тот период своего расцвета, а учителем — Камиль Писсарро, один из основателей импрессионизма. Имя патриарха импрессионизма Камиля Писсарро позволило Гогену принять участие в пяти из восьми выставок импрессионистов между 1874 и 1886 годами.
«Водопой», Поль Гоген, 1885, х.м., частная коллекция
В середине 1880-х годов начался кризис импрессионизма, и Поль Гоген начал искать свой путь в искусстве.
Поездка в живописную Бретань, сохранившую свои древние традиции, положила начало переменам в творчестве художника: он отошёл от импрессионизма и выработал собственный стиль, соединив элементы бретонской культуры с кардинально упрощённой манерой письма—синтетизм.
Этому стилю свойственно упрощение изображения, передаваемого яркими, необычно сияющими красками, и намеренно чрезмерная декоративность.
Синтетизм появился и проявился около 1888 года в работах и других художников школы Понт-Авена—Эмиля Бернара, Луи Анкетена, Поля Серюзье и др.
Особенностью синтетического стиля было желание художников «синтезировать» видимый и воображаемый миры, и зачастую создаваемое на полотне было воспоминанием о некогда увиденном.
Как новое течение в искусстве, синтетизм получил известность после организованной Гогеном выставки в парижском кафе Вольпини в 1889 году. Новые идеи Гогена стали эстетической концепцией известной группы «Наби», из которой выросло новое художественное течение «ар-нуво».
«Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом)», Поль Гоген, 1888, х.м., 74,4 х 93,1см., Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Искусство древних народов как источник вдохновения для европейской живописи
Кризис импрессионизма поставил художников, отказавшихся от слепого «подражания природе», перед необходимостью найти новые источники вдохновения. Искусство древних народов стало поистине неисчерпаемым источником вдохновения для европейской живописи и оказало сильное влияние на её развитие.
Стиль Поля Гогена
Фраза из письма Гогена «Ты всегда можешь найти утешение в примитиве» свидетельствует о его повышенном интересе к примитивному искусству.
Стиль Гогена, гармонично сочетающий импрессионизм, символизм, японскую графику и детскую иллюстрацию, прекрасно подходил для изображения «нецивилизованных» народов.
Если импрессионисты, каждый по-своему, стремились анализировать красочный мир, передавая действительность без особой психологической и философской основы, то Гоген не просто предлагал виртуозную технику, он размышлял в искусстве:
Его живопись—это полные гармонии метафоры со сложным смыслом, часто пронизанные языческим мистицизмом. Фигуры людей, которые он писал с натуры, приобретали символический, философский смысл. Цветовыми соотношениями художник передавал настроение, душевное состояние, раздумья: так, розовый цвет земли на картинах—символ радости и изобилия.
«День божества (Махана но натуа)», Поль Гоген, 1894, х.м., Чикагский институт искусств, США
Мечтатель по натуре, Поль Гоген всю жизнь искал рай земной, чтобы запечатлеть его в своих произведениях. Искал его в Бретани, на Мартинике, на Таити, на Маркизских островах.
Три поездки на Таити (в 1891, 1893 и 1895 годах), где художник написал ряд своих знаменитых работ, принесли разочарование: первобытность острова была утрачена. Занесённые европейцами болезни сократили население острова с 70 до 7тысяч, а вместе с островитянами вымирали их обряды, искусство и местные ремёсла.
В картине Гогена «Девушка с цветком» чувствуется двойственность культурного уклада на острове в то время: об этом красноречиво свидетельствует европейское платье девушки.
«Девушка с цветком», Поль Гоген
В своих поисках нового, неповторимого художественного языка Гоген не был одинок: стремление к переменам в искусстве объединило непохожих и самобытных художников (Сёра, Синьяка, Ван Гога, Сезанна, Тулуз-Лотрека, Боннара и других), дав рождение новому течению—постимпрессионизму.
Несмотря на принципиальную несхожесть стилей и почерков, в творчестве постимпрессионистов прослеживается не только мировоззренческое единство, но и общность в житейском плане—как правило, одиночество и трагизм жизненных ситуаций. Их не понимала публика, да и они не всегда понимали друг друга.
В рецензиях на выставку картин Гогена, привезённых с Таити, можно было прочитать:
После такой уничижительной критики Поль Гоген на родине не задержался и в 1895 году вновь, и уже в последний раз, уехал на Таити. В 1901 году художник перебрался на остров Доменик (Маркизские острова), где и умер от сердечного приступа 8 мая 1903 года. Поль Гоген был погребён на местном католическом кладбище острова Доменик (Хива-Оа).
«Всадники на побережье», Поль Гоген, 1902 год
Даже после смерти художника французские власти на Таити, преследовавшие его при жизни, безжалостно расправились с его художественным наследием. Невежественные чиновники продавали его картины, скульптуры, деревянные рельефы с молотка за гроши.
Жандарм, проводивший аукцион, на глазах у собравшихся людей сломал резную трость Гогена, но припрятал его картины и, вернувшись в Европу, открыл музей художника. Признание пришло к Гогену через 3 года после его смерти, когда в Париже были выставлены 227 его работ.
Французская печать, зло высмеивавшая художника при жизни по поводу каждой из его немногочисленных выставок, начала печатать хвалебные оды его искусству. О нём писали статьи, книги и воспоминания.
«Когда свадьба?», Поль Гоген, 1892, х.м., Базель, Швейцария (до 2015 года)
Однажды в письме к Полю Серюзье Гоген с отчаянием предположил: «…мои картины пугают меня. Никогда публика не примет их». Однако, картины Гогена публика принимает и покупает за большие деньги.
Например, в 2015 году неназванный покупатель из Катара (по данным МВФ—самой богатой страны мира с 2010 года) купил картину Гогена «Когда свадьба?», за 300 млн. долларов.
Картина Гогена получила почётный статус самой дорогой картины в мире.
Справедливости ради нужно отметить, что Гогена совершенно не волновало отсутствие интереса публики к его творчеству. Он был убеждён: «Каждый должен следовать за своей страстью. Я знаю, что люди будут понимать меня всё меньше и меньше.
Но разве это может иметь какое-то значение?» Вся жизнь Поля Гогена была борьбой с мещанством и предрассудками. Он всегда проигрывал, но, благодаря своей одержимости, никогда не сдавался.
Любовь к искусству, жившая в его неукротимом сердце, стала путеводной звездой для художников, шедших по его следам.
автор: Людмила Велигорская
Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Pol-Gogen-neobychnaya-biografiya-neobychnogo-cheloveka.aspx?ID=2624