10 знаковых работ Рафаэля
Подборка самых известных работ мастера. Рафаэль и его шедевры.
Преображение. Рафаэль. Фрагмент.
Раффаэлло Санти да Урбино, известный как Рафаэль, был одним из трех великих мастеров Высокого Возрождения искусства наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи.
Он был мастером в фотореалистичном изображении эмоций в мельчайших подробностях, что привносило в картины жизни.
Рафаэль считается идеально «сбалансированным» художником, а многие из его картин по праву признаются краеугольными камнями искусства эпохи Возрождения. Вот 10 самых известных картин этого великого итальянского художника.
#10 Свадьба Богородицы
Год создания: 1504
Основанная на картине с той же темой, но авторства Пьетро Перуджино, Обручение Девы Марии изображает бракосочетание героини с Иосифом. Наблюдается эволюция стиля Рафаэля, который превосходит Перуджино. Храм на заднем плане рисуется с такой очевидной заботой, что с удивлением можно представлять, через какие трудности пришлось пройти автору на момент написания.
#9 Святой Георгий и дракон
Год создания: 1506
Картина, изображающая известную легенду о Святом Георгии, который поражает дракона, пожалуй, самая знаковая из всех работ на эту тему. Она была одним из самых популярных экспонатов Эрмитажа, пока не нашла свое свое место в Национальной галерее искусств (Вашингтон), где по сей день остается одной из самых популярных работ.
#8 Донна Велата
Год создания: 1515
Известный портрет Донны Велаты подчеркивает удивительную способность художника рисовать с таким изысканным совершенством, что кажется, будто фигура смотрит на зрителя, стирает грань реальности. Одежда женщины в который раз показывает внимание Рафаэля к деталям, что наполняет картину еще большей реалистичностью. О главной героине картины известно лишь то, что она была любовницей автора.
#7 Диспут
Год создания: 1510
Наряду с фресками Сикстинской капеллы, фрески Рафаэля в Апостольском дворце являются квинтэссенцией Высокого Возрождения в Риме. Одна из четырех великих работ (еще Афинская школа, Парнас и Закон) представляет собой беседу о причастии. Картина, изображающая церковь, охватывает небо и землю и по праву считается одной из самых известных фресок Рафаэля.
#6 Портрет Кастильоне
Год создания: 1515
Один из самых значимых портретов эпохи Возрождения изображает друга художника, дипломата и гуманиста Кастильоне, который считается типичным примером знати того периода. Картина оказала влияние на таких известных художников как Тициан, Матисс и Рембрандт.
#5 Триумф Галатеи
Год создания: 1514
В греческой мифологии, красивая нериада (дух океана) Гаратея является дочерью Посейдона.
Она имела несчастье быть замужем за ревнивым одноглазым гигантом Полифемом, который убивает Акида, сына Пана, узнав, что его жена хотела ему изменить.
Вместо того, чтобы изобразить эту историю, Рафаэль рисует апофеоз Галатеи. Данная работа, пожалуй, не имеет аналогов в мастерстве передачи классического духа древности.
#4 Прекрасная садовница
Год создания: 1507
Популярность художника в то время не была связанна с его основными работами, а строилась на основе многочисленных небольших картин.
Они популярны и сегодня, а одна из самых известных таких работ — Прекрасная садовница ( «Мадонна в прекрасном саде»).
Картина показывает спокойное общение между Мадонной в неформальной позе с юным Христом и молодым Иоанном Крестителем. Это типичный пример живописи Рафаэля.
#3 Преображение
Год создания: 1520
Преображение — последняя картина, которую создал Рафаэль. Она разделена на две логические части. Верхняя половина изображает Христа и пророков Илию и Моисея по обе стороны от него.
В нижнем фрагменте апостолы безуспешно пытаются излечить мальчика от одержимости демонами.
Картина может быть интерпретирована как изображение контраста между Богом и человеком, где вверху чистота и симметрия, а внизу — хаос и темнота.
#2 Сикстинская Мадонна
Год создания: 1512
Главная героиня «Сикстинской Мадонны» держит младенца Христа в окружении святых Сикста и Варвары. Под Марией расположены два крылатых херувима, которые являются, возможно, самыми известными ангелами в живописи. По мнению многих критиков эта работа является лучшей картиной, созданной человеком. Высокую популярность работа приобрела в Германии.
#1 Афинская школа
Год создания: 1511
Шедевр Рафаэля, как уже было сказано выше, является одной из четырех фресок в Апостольском дворце (Ватикан). Критики и искусствоведы полагают, что среди 21 одной фигуры можно обнаружить всех значимых философов Греции. Воплощение духа ренессанса — эта, скорее всего, самая знаменитая картина Санти.
10 знаковых работ Рафаэля обновлено: Октябрь 2, 2017 автором: Глеб
Подборки
Источник: https://artrue.ru/style/renessans/raphael/10-znakovyx-rabot-rafaelya.html
Рафаэль Санти (1483 — 1520). Высокий Ренессанс
Рафаэль Санти
Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. статью в разделе «История искусства»). Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. Он изображал людей цельных, гармоничных, фоном служили красивые пейзажи или величественная архитектура.
Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных. Рафаэль учился у известного художника Перуджино, и огромное влияние на его творчество оказал знаменитый Леонардо. Он писал картины на религиозные сюжеты, и много портретов живых людей, которые восхищают до сих пор всех, кто их видит.
Умер Рафаэль в 37 лет, в полном расцвете сил, а на его могиле есть такая надпись:
Коронование Марии (ок.1504)
Мадонна Конестабиле (1504)
Это одна из самых ранних мадонн Рафаэля. Он написал ее еще в юном возрасте, и это действительно юное произведение — по редкостной чистоте, целомудренности настроения. Композиция вписана в круг, «тондо».
Обратим внимание на певучий мягкий силуэт склоненной головы, плеч и рук мадонны. Она спокойна и величава, у нее гладкие волосы, чистый овал лица, чистый девственный лоб, ниспадающее покрывало охватывает фигуру сверху донизу. Молодая мать и ее дитя бесконечно трогательны и очень простодушны. Тондо вставлено в широкую золоченую раму, богато украшенную рельефными арабесками.
Портрет Маддалены Дони (1505)
Рафаэль никогда не старался приукрасить портрет в угоду заказчику, что и видим в портрете Маддалены Дони. Портрет был заказан как парный, с мужем Анджело Дони. Фоном портрета служит пейзаж, очень спокойный, где даже деревце не оживляет общего впечатления и не придает хрупкости и изящества облику Маддалены, а даже, наоборот, еще более подчеркивает ее грузность и полноту фигуры.
Женщина молодая, с гладко причесанными волосами, лежащими сзади роскошной косой, с бархатным взглядом, в котором светятся радость и счастье. Она некрасива, мало обаятельна, но ее это мало заботит, она счастлива и довольна собой.
Рафаэль всегда внимателен к деталям туалета. У Маддалены сложный костюм, который определяет основной цвет портрета — это темные и широкие с муаровыми переливами рукава ее платья, на плечи накинута тончайшая прозрачная накидка.
Анджело Дони (1506)
И в портрете супруга Маддалены Дони фоном служит небо, природа. Так же, не идеализируя и не приукрашивая, не придавая значительности и величавости, Рафаэль изображает и Анджело Дони.
В сравнении с портретом его жены фигура Анджело смотрится более обобщенно и цельно благодаря строгости костюма, оживленного белым воротничком и манжетом на левой руке. Руки с короткими пальцами украшены перстнями. Портреты парные, фигуры в них повернуты друг к другу.
А в основе цветового решения портретов лежит контраст — у Анджело темный кафтан с широкими красными рукавами, у Маддалены общий тон портрета светлее и мягче.
Мадонна с щегленком (1506)
Сон рыцаря
Эту картину Рафаэль написал, когда ему было чуть больше двадцати лет. Юному рыцарю, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. Но даже и во сне приходится делать непростой выбор — между книгой и цветком, между тяжким и легким жизненным путем.
Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем (1509-1510)
Эта небольших размеров доска содержит в себе несколько символов (гвоздика, деревянный ящик), которые традиционно относятся к Страстям Господним. Задумчив и прекрасен лик Богоматери, весь образ которой — само совершенство.
Распятие с Девой Марией, Святыми и ангелами (1503) (Распятие Монд)
Проповедь Иоанна Крестителя
Афинская школа (1508)
Это фреска, выполненная в папском дворце в Ватикане. Она посвящена славе человеческой мудрости, торжеству разума и справедливости.
Под высокими сводами чисто ренессанской архитектуры, на ступеньках широкой лестницы он расположил непринужденными и выразительными группами афинских мудрецов и поэтов, занятых беседой или погруженных в ученые занятия и размышления.
В центре, наверху лестницы, — Платон и Аристотель; сохраняя мудрое достоинство и дружелюбие, они ведут извечный, великий спор — старец Платон подъемлет перст к небу, молодой Аристотель указывает на землю.
Рафаэль ввел в это общество своих современников: в образе Платона предстает Леонардо да Винчи, сидящий на первом плане задумавшийся Гераклит напоминает Микеланджело, а справа, рядом с группой астрономов, Рафаэль изобразил самого себя.
Дама под покрывалом (Донна Велата) — 1514г.
Душа ощущается и в портрете «Донны Велаты», и во всем облике этой женщины. Известно, что художник был влюблен в молодую женщину, и портрет был согрет этим теплым чувством. Рафаэль поэтически воспевает ее красоту, в которой сочетается живой темперамент с сознанием собственного достоинства.
Черты лица «Донны Велаты» мягки, текучи, нежны, они растворяются в легких переходах света и тени. Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо. Большие черные глаза, подчеркнутые глубокими тенями, смотрят доброжелательно, чуть рассеянно и мечтательно. Губы тронуты едва заметной улыбкой.
Основная гамма теплых, светлых песочных тонов гармонично и мягко выделяет прелесть нежной кожи лица, шеи, открытой части плеч; белой кофты свободного кроя с двумя маленькими и изящными черными бантами завязок, роскошь пышного атласного платья, сверкающего золотой подкладкой и отделкой.
Буфы на рукаве платья написаны с особой тщательностью, так что видны все прихотливейшие изгибы и изломы складок и сборок ткани. На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало.
В портрете преобладает золотисто-желтая цветовая гамма, подчеркивающая красоту юной женщины.
Прекрасная садовница (1508)
Сикстинская мадонна (1519)
Это произведение было написано для монастыря Святого Сикста и принадлежит к числу великих творений мирового искуссства.
Раскрывается тяжелый бархатный занавес, и перед нами предстает чудо — мадонна с младенцем, спускающаяся с небес на землю. Святой Сикст и Святая Варвара встречают ее. Бережно прижимая к себе, несет Мария сына, чтобы отдать его людям. Она знает, что его ожидают страдания, но во имя спасения человечества жертвует им, своим ребенком, самым дорогим, что у нее есть.
Внимание зрителя приковывается к Марии — центральной фигуре в картине. В ее образе Рафаэль передал много сложных чувств. Лицо Марии овеяно грустью, но остается ясным, спокойным.
В печальном взгляде широко раскрытых глаз, в грустном выражении ее лица чувствуется предвидение страданий сына. И в то же время во всем ее облике ощущается решимость человека, способного на величайшую жертву.
Огромная внутренняя сила и величие мадонны сочетаются с ее серьезной, светлой красотой.
Источник: http://cvetamira.ru/rafael-santi-1483-1520-vysokiy-renessans
Мадонны Рафаэля
ПодробностиКатегория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс)Опубликовано 30.11.2016 11:34Просмотров: 1374
Первую мадонну («Мадонну Солли») Рафаэль написал в 1502 г., будучи учеником Перуджино. С этих пор мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь. А всего им создано более 40 образов мадонн.
Но самой первой мадонной Рафаэля является всё-таки не это полотно, а фреска на стене его собственного дома.
Рафаэль «Мадонна с младенцем» (около 1498), 97×67 см. Дом Рафаэля (Урбино)
Мадонны раннего периода творчества Рафаэля
В Урбино и Перудже Рафаэль создал 5 образов мадонн: «Мадонна Солли» (1500-1504), «Мадонна фон дер Роппа» (1500-1504), «Пасадинская Мадонна» (около 1503), «Мадонна Диоталеви» (около 1504), «Мадонна Конестабиле» (около 1504).
Рассмотрим некоторые из названных полотен.
Рафаэль Санти «Пасадинская Мадонна». Масло, доска, 55,2х40 см. Музей Нортона Саймона (Пасадина, США)На картине изображена Дева Мария с сидящим на коленях младенцем. Лица, тела персонажей идеализированы. Мать нежно поддерживает за плечи младенца правой рукой, а в левой её руке – открытая книга (Священное Писание).
Соединение их рук непосредственно и через книгу придаёт картине трогательное ощущение физического и духовного слияния матери и ребёнка. «Пасадинскую Мадонну» Рафаэль создал под влиянием учителя Перуджино, что типично почти для всех его ранних работ.
Исследователи отмечают некоторую скованность и недостаточную эмоциональность работ Рафаэля этого периода, как и вообще умбрийской живописи кватроченто.
Картина находится в Музее Нортона Саймона, который расположен в Пасадине, одном из пригородов Лос-Анджелеса. Музей основан в 1969 г., в нём представлена коллекция живописи и скульптуры американского промышленника и филантропа Нортона Саймона (1907-1993).
Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле». Холст (переведена с дерева), темпера, 17,5х18 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
Считается, что это миниатюрное изображение Рафаэль не закончил, т.к. время её создания совпадает со временем его переезда во Флоренцию.
Граф Джованни Карло делла Стаффа Конетабиле – археолог из Перуджи, член-корреспондент Петербургской академии наук. Один из представителей его рода унаследовал эту картину кисти Рафаэля.
У графа Конестабиле она была приобретена Александром II в 1871 г.
Царь подарил её своей супруге Марии Александровне. С тех пор картина выставляется в собрании Эрмитажа.Данная картина – одно из ранних произведений художника. Её отличают благородство цвета, продуманная композиция, совершенство образов.
Весенний пейзаж созвучен образу юной Марии.
Эрмитажные работы старых мастеров сильно пострадали при переводе с доски на холст. Картина изображает Мадонну за чтением книги (Священного Писания). В 1881 г., когда картина переводилась на холст, обнаружили, что поначалу она держала в руках не книгу, а гранат – символ пролитой крови и Христовой жертвы.
Флорентийские мадонны Рафаэля
Во Флоренции Рафаэль создал 19 образов мадонн. Среди них «Святое семейство с безбородым Иосифом» (около 1506) – смотрите здесь, «Мадонна с гвоздиками» (1506-1507), «Святое семейство Каниджани» (около 1507), «Мадонна в зелени» (1506), «Мадонна Орлеанская» (около 1506) и др. Для мадонн флорентийского периода характерны сложные пейзажные фоны.
Рафаэль Санти «Мадонна с гвоздиками». Тис, масло, 27,9х22,4 см. Национальная галерея (Лондон)
Эта картина Рафаэля напоминает композиционно «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа»
Но цветовая гамма здесь совсем другая. Мадонна и младенец держат в руках гвоздики, которые предвещают пролитую кровь и страсти Христовы.
https://www.youtube.com/watch?v=mvADl6F1Lr4
Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом» (1505-1506). Дерево, масло, 107х77 см. Уффици (Флоренция)Существует легенда о том, что во время распятия Христа щегол, пролетая над терновым венцом Спасителя, вырвал из него окровавленный шип, отчего все щеглы стали помечены красным пятном.
Художник изобразил Марию с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, который держит в руках птицу, а Христос тянется к ней рукой. Юная мадонна держит в руках книгу (символ мудрости).Эту картину Рафаэль приготовил в качестве свадебного подарка своему приятелю Лоренцо Нази. 17 ноября 1548 г.
дом Нази был разрушен землетрясением, и картина оказалась разломанной на 18 частей. Вскоре их соединили вместе, но швы между частями оставались отчётливо видны.
В 2002 г. началась реставрация картины, которая длилась 6 лет.
Рафаэль Санти «Прекрасная садовница» (около 1507). Доска, масло, 122х80 см. Лувр (Париж)Младенец прислонился к колену Девы и протянул руку, чтобы взять из её руки книгу. Она придерживает младенца рукой.С правой стороны изображён коленопреклонённый Иоанн Креститель с жезлом, увенчанным крестом. Его взгляд устремлён на Спасителя.
Платье Мадонны гармонирует с пейзажем и садовыми травами, обрамляющими фигуры снизу. Среди них различимы фиалки, символизирующие смирение Марии, и водосбор, символизирующий страсти Христовы. За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа).
Римские мадонны Рафаэля
Всего римских мадонн 11. Они отличаются особыми переживаниями материнства: чувство тревоги и одновременно гордости Марии за судьбу сына. Чувство материнства – основной эмоциональный фон мадонн римского периода. Самая известная из них – «Сикстинская мадонна». Она считается общепризнанной вершиной Высокого Возрождения.
Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Холст, масло, 265х196 см. Галерея старых мастеров (Дрезден)Это большое по размерам полотно было создано художником для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II.
Покровителями церкви в Пьяченце всегда считались святые Сикст и Варвара, изображённые на этом полотне.На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II и святой Варвары по сторонам и с двумя ангелочками, взирающими снизу вверх на схождение Бога. Фигуры образуют треугольник.
Кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза.
В образе Марии соединены религиозные и материнские чувства. Она окружена светом, ступая босыми ногами по облакам.
Рафаэль Санти «Мадонна с канделябрами» (1513-1514). Масло, доска, 65х65 см. Художественный музей Уолтерса (Балтимор, США)
Картина имеет форму тондо (круглая по форме картина или барельеф, сокращение от итал.
rotondo – круглый), как и «Мадонна Конестабиле». Считается, что ангелы на картине были выполнены помощниками Рафаэля.
На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом и два ангела.
По бокам изображены канделябры со свечами – символ Христа и Марии как царя и царицы небес. Цветовая гамма полотна очень нежная.
Мадонны позднего периода творчества Рафаэля
Их 6: «Мадонна с рыбой» (около 1514), «Прогулка Мадонны» (около 1516-1518), «Святое семейство Франциска I» (1518), «Святое семейство под дубом» (около 1518), «Ла Перла» (около 1518-1520), «Мадонна с розой» (1518). Более поздние работы Рафаэля, выполненные в Риме совместно с Джулио Романо и другими учениками, отмечаются увлечением усложнёнными позами и жестами, пропорции фигур удлиняются, что указывает на признаки маньеризма.
Рафаэль Санти «Мадонна с рыбой». Масло, доска, 215х158 см. Прадо (Мадрид, Испания)В центре картины Дева Мария, сидя на высоком троне, держит ребенка Христа на коленях. Справа – святой Иероним в наряде кардинала со львом, его главным символом.
Иероним читает сделанный им латинский перевод Библии. С другой стороны – Архангел Рафаил представляет Марии и Христу молодого Товию – он держит в руках рыбу.
Сюжет картины основан на истории в Ветхом Завете о Товии, который с помощью рыбы вылечил слепоту отца.
Картина была написана на заказ Джеронимо дель Досе для капеллы св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь).
Рафаэль Санти «Мадонна с розой». Масло на тополе, 103х84 см. Прадо (Мадрид, Испания)Дева Мария держит младенца Христа на руках. Святой Иоанн вручает ему ленту со словами «Agnus Dei» (с лат. «Агнец Божий»), святой Иосиф на заднем плане наблюдает за происходящим.
Название картины происходит от цветка на столе, хотя цветок, считается, добавлен позже.
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-epokhi-vozrozhdeniya-renessans/637-madonny-rafaelya
Рафаэль Санти – мастер Высокого Возрождения. Мадонны Рафаэля: Мадонна Грандука, Мадонна со Щегленком/Классика/Дом художников
Рафаэль Санти – гений эпохи Высокого Возрождения, который известен изображением Мадонн. О «периоде Мадонн», Мадонне Грандука и Мадонне со Щеглёнком кисти Рафаэля Санти читайте в нашей статье.
Четыре флорентийских года Рафаэля называют «периодом мадонн»: за это время он написал 15 интерпретаций Мадонны с Младенцем. Это не удивительно, потому что этот сюжет был самым распространённым во всем христианском искусстве и центральным в Западноевропейском.
Он появился в первые века создания Церкви, а в период расцвета Византийского искусства стал главенствующим на Западе. Образ Мадонны того периода был «зажат» собственными правилами Церкви. Мадонна изображалась восседающей в отдалении на троне, и только начиная с XIV века её изображение стало более интимным.
Но даже многим художникам, современникам Рафаэля, не удалось освободиться от условностей религиозного символизма. В их произведениях Мадонна или склонялась в молитвенном экстазе перед Младенцем, или дитя ей подавали ангелы. Первыми решились отбросить всякие традиции гениальные предшественники Рафаэля – Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Они возвысили и приблизили человека к божеству, воспев его красоту и гармонию. Это была великая эпоха духовности, когда искусство возвели в ранг религии, и через красоту передавали идеи религиозного содержания.
Мадонны Рафаэля лишены святости и воплощают собой идеал прекрасного человека. Его Мадонна, символизирующая материнскую любовь, и Младенец очень связаны друг с другом. Рафаэль был одним из немногих художников, которые часто возвращаясь к этой теме, не повторялись и не сбивались на стереотипы.
Художник постоянно находил оригинальные композиционные решения, не гонясь при этом за новшеством ради новшества. Его Мадонны, красивые и утончённые, часто изображены наедине с природой.
Свой тип Мадонны – прекрасной целомудренной матери со скромно потупленными глазами, Рафаэль нашёл и утвердил в «Мадонне Грандука», открывающей флорентийский цикл Мадонн.
В провинциальной Умбрии Рафаэль был художником – лириком, таким же он остался и во Флоренции. О приверженности традициям умбрийского кватроченто свидетельствуют перуджиновская лирическая мягкость и простые параллельные вертикали фигур Мадонны и Младенца.
Ещё одна дань традициям – красное платье Мадонны, символизирующее пролитую на кресте кровь, и её голубая накидка (голубой – цвет невинности). Но использование техники сфумато и композиции с окном в сад, позднее закрашенным чёрным цветом, наводит на мысль, что Рафаэль уже успешно усваивал новые идеи Леонардо да Винчи.
Доподлинно не известно, сам ли Рафаэль придал картине тёмный фон. Недавнее радиологическое исследование выявило наличие другого фона под слоем чёрной краски. А находящийся в галерее Уффицы во Флоренции подготовительный рисунок подтверждает, что сначала он планировал «Мадонну» на фоне пейзажа.
Уже во всех последующих Мадоннах Рафаэль перешёл к дневному свету и пейзажному фону.
Картину назвали в честь великого герцога Фердинанда III Лотарингского. Впервые она упоминается в письме директора галереи Уффици к Фердинанду III, который из-за наполеоновских волнений жил тогда в Вене. Директор просил разрешения на покупку картины у наследников художника Карло Дольчи.
Колесо войны всё сокрушает, и ценой поражения становится не только смерть, но и потеря художественных ценностей. В результате грабежей французской армии дворец Питти лишился бесценных картин Рафаэля. Фердинанд без колебаний пошёл на затраты, но когда увидел картину, изменил своё решение.
Герцы взял её с собой в изгнание в Вюрцбург. Вернувшись с Фердинандом во Флоренцию, картина так и не попала в публичную галерею – герцог не смог расстаться со своей «Мадонной», которая считалась чудотворной, и повесил её в своей спальне.
И только с 1799 года «Мадонна Грандука» стала выставляться на обозрение публики в Палатинской галерее палаццо Питти.
Для свободной и деятельной Флоренции лирическая «Мадонна Грандука» была слишком пассивной. Поэтому образы последующий флорентийских Мадонн Рафаэля претерпели изменения -они словно повзрослели, наполнились сложной духовной жизнью.
Развитие художественного стиля молодого художника происходило по мере освоения сюжета Мадонн. Для того, чтобы внести в образы Матери и Младенца полноту жизни и естественность, Рафаэль создал серию Мадонн, где тема решалась как жанровая сцена.
Среди его флорентийских Мадонн выделяются три близкие по композиционному решению картины: «Мадонна со щеглёнком», «Мадонна в зелени», «Прекрасная садовница».
Рафаэль использовал треугольную композиционную пирамиду, которая как и тондо, была любимым приёмом художников Возрождения, так как придавала изображению гармонию и расновесие.
«Мадонна со щеглёнком» признана одной из лучших картин Рафаэля флорентийского периода. В этой работе отчасти проявилось воздействие Леонардо да Винчи в искусстве владения красками – Рафаэль моделирует формы преимущественно цветом, практически не используя светотень.
Очевидно и влияние Микеланджело: поза Младенца на картине, опирающегося босыми пальчиками на ногу Марии явно заимствована у «Мадонны Брюгге», которую Микеланджело изваял между 1504 и 1506 годами.
Идиллический пейзаж картины, погружённый в лёгкую дымку, и плавные очертания ландшафта создают настроение умиротворения. Тревожную нотку в эту идиллию вносит щегол, символ Страстей Христовых, в руке маленького Иоанна Крестителя, к которому тянется Младенец Христос.
Эту тревожность подчёркивает и поза Марии – она словно закрывает собой детей.
Картина была заказана Рафаэлю его другом, торговцем Лоренцо Нази, к собственной свадьбе.
Вазари пишет: «Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан Джордже обрушились вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо и роскошнейшие великолепные дома наследников Марко дель Неро. Однако Батиста, сын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше».
Ридольфо Гирландайо (1483 – 1561 г), сын известного художника и почитатель творчества Рафаэля, попытался восстановить шедевр, но следы повреждений заметны и сейчас.
В 1972 и 1983 годах рентгеновское исследование картины выявило 17 разрозненный фрагментов, соединённых длинными поперечными гвоздями, 3 небольших и одну большую вставки внизу слева и почти полностью обновлённую живопись.
И хоть в таком плачевном состоянии картина находится уже несколько веков, реставраторы до сиз пор не решаются взяться за её восстановление.
Фото с сайта: www.top-antropos.com
автор: Людмила Велигорская
Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Rafael-Santi—master-Vysokogo-Vozrozhdeniya-Madonny-Rafaelya-Madonna-Granduka-Madonna-so-SHHeglenkom.aspx?ID=2103
Картины Рафаэля фото. | Рафаэль Санти биография
Источник: http://new-original-style.com.ua/pages/article/Raphael/paintings.htm
Прекрасная Садовница Рафаэль Санти
Произведение «Прекрасная садовница» было создано Рафаэлем Санти в 1597 году маслом на дереве и ее второе название звучит как «Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем на фоне пейзажа».
Описание картины Рафаэля Санти «Прекрасная садовница» (Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем)
Реставрационные работы часто преподносят сюрпризы и открывают неожиданную правду. Рафаэль уделяет максимум внимания всем деталям. Такой цвет был традиционным для изображения одежды Богоматери.
В зале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты и буллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), каждая из стен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. Его книга об идеальном человеке своей эпохи Придворный (1513 – 1518 гг. ) имела не только воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени.
В Богоматери воплощено два взгляда на красоту. Его взгляд устремлён на Спасителя. Дева придерживает рукой прислонившегося к её колену младенца Христа.
Доверяя знанию и опыту Роберто Лонги (1890 – 1970), выдающегося историка искусства, специалисты датировали картину 1505 годом, на основании того, что в этот период Рафаэль увлекался фоновыми пейзажами в духе да Винчи.
В платье Мадонны к двум традиционным богородичным цветам (красному и синему) добавлен золотистый цвет рукава, который гармонирует с пейзажем и садовыми травами, обрамляющими фигуры снизу.
В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом.
Их взгляды пересекаются. Весь ее образ создает ощущение спокойствия и умиротворения. Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело.
На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. На ее лице можно прочесть невероятную любовь к сыну.
В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж.
Рафаэль предпочитает выписывать все детали этого величественного ландшафта. Иеронима, св. Впервые он работал над новой темой абсолютно самостоятельно. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа.
Прекрасная садовница, Рафаэль Санти, 1507
За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа). Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. Он тоже смотрит на Христа. Головы все трёх фигур обрамлены едва приметными нимбами.
У младенца в глазах можно прочесть такую же любовь к матери. Платье Марии ярко-красного цвета. Головы все трёх фигур обрамлены едва приметными нимбами. Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. Рафаэль создал эту картину тогда, когда был уже признанным мастером. В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию.
Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) в них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, – черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции. Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа. Сейчас «Положение во гроб» находится в римской галерее Боргезе. За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа). В этих полотнах Рафаэль показал себя как выдающийся мастер колорита.
Кажется, что этот свет исходит от нее, передавая зрителям радостное настроение. Позже «Прекрасную садовницу» приобрел король Франции Франциск I.
Эта картина известна в первую очередь своей гармонической и пропорциональной балансировкой поз фигур и высоким качеством представления всех элементов, – в частности, лица Богородицы, которое послужило моделью красоты для многих поколений художников. Бенедикта, св.
Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св.
Над головами фигур можно разглядеть чуть заметные нимбы. Картина была заказана Фабрицио Сергарди, нобилем из города Сиены. Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. Детские фигуры выделяются на темном фоне. Она словно насыщена светом. Вся картина создает ощущение легкости.
Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении итальянского живописца.
В платье Мадонны к двум традиционным богородичным цветам (красному и синему) добавлен золотистый цвет рукава, который гармонирует с пейзажем и садовыми травами, обрамляющими фигуры снизу.
Для него же он выполнил небольшую картину с изображением Христа, молящегося в саду и трех апостолов, уснувших неподалеку от него.
Дева Мария слегка удерживает Христа, который доверчиво прислонился к ее колену. Эти три фигуры становятся органичным дополнением пейзажа. Хронологически она следует сразу за «Мадонной со щеглёнком» (Уффици, Флоренция).
Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля.
В соседней зале Станца дЭлиодоро в фресках на легендарно-исторические сюжеты (Изгнание Элиодора, Встреча папы Льва I с Атиллой, Месса в Больсене) с особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного, мягкого и светлого колорита.
Рафаэль Санти Прекрасная садовница
Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Иоанна Крестителя и св. Рафаэль изображает прекрасную Богоматерь, ее Младенца и маленького Иоанна Крестителя. Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб».
При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. Он протянул к ней руку, чтобы взять книгу.
Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове (Donna velata), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др.
Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. В наследии Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном из них предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г.
), обладатель сильного характера, на другом – неизвестная привлекательная молодая женщина, так называемая Дама в покрывале (около 1514 г. ). В 1504 году молодой художник Рафаэль Санти переехал во Флоренцию, где был глубоко восхищен стилем и техникой Леонардо да Винчи.
Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино. Лаврентия, св. Произведения, список которых приводится ниже, – это Мадонны изображенные живописцем за всю его короткую, но плодотворную жизнь.
Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр).
При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. Он протягивает руку, чтобы взять у неё книгу (традиционный мотив композиции «»). В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины.
Заказ на «Оплакивание Христа» Рафаэль получил в 1504 году от графини Аталанты Бальони, которая хотела найти облегчение своих страданий после гибели сына в изображении смерти Иисуса и скорби Его Матери. При этом она сливается с безграничной преданностью. После этих работ Рафаэль вернулся снова в Перуджу.
Люди умоляю пожалуйста помогите найти описание картины прекрасная садовница- рафаэль
Ромуальда, св. На первый взгляд, может показаться, что они здесь совершенно лишние. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. Он готов к новым, еще более значительным свершениям». Для всех Мадонн флорентийского периода свойственны сложные пейзажные фоны. Взгляды матери и младенца при этом пересекаются.
Ф. Пенни. Он уделяет внимание не только горам в дали, но и растениям, а также стенам города.
Рафаэль Санти: Дама с единорогом, Мадонна в зелени, Прекрасная садовница, Положение во гроб
Плацидия. Так называемая «Прекрасная садовница», сейчас хранящаяся в Лувре, – одна из нескольких Мадонн, выполненных Рафаэлем во время пребывания во Флоренции (1504-1508). Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница». Кажется, что они растворены в нем.
В 1507 году Рафаэль пишет картину «Прекрасная садовница». Переход от простых построений в «мадоннах» к многофигурным композициям был слишком быстрым и не всё в картине удалось.
Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей. Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. Она прекрасна не только внешне, но и духовно.
Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера).
В церкви братьев сервитов находящейся в капелле семейства Ансидеи, св. Она вся светится от этого безмерного счастья. Справа мы видим Иоанна. Рафаэль как бы окончательно находит свое решение библейских тем.
С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. Мавра и св.
А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. Композиция «Прекрасной садовницы» является зеркальным отражением «Мадонны в зелени» (Художественно-исторический музей, Вена).
По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной.
Но все же, эта версия является предметом серьезных споров.
Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519).
Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. В руках его жезл с крестом. Самое лучшее из трёх – портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г. ), выдающегося писателя, человека огромной духовной культуры.
Рафаэль, «Прекрасная садовница»
Перед зрителями предстает совсем еще юная Дева Мария. В 1491 году Рафаэль потерял мать, а через три года, в 1494 году, умер и его отец. Рафаэль не завершил её, хотя «Прекрасная садовница» подписана и датирована. Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью.
Удивляет свежесть и гармоничность красок. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию.
В последних флорентийских работах живописца (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.
Источник: http://aquareller.com/wdr/201807/prekrasnaya-sadovnica-rafael-santi/