Описание картины рафаэля санти «святая цецилия»

Святая Цецилия Рафаэля. Самое интересное о картине — Дневник живописи

Рафаэль. Святая Цецилия. 1513-1516 гг. Национальная пинакотека Болоньи, Италия

Святая Цецилия, покровительница музыкантов, смотрит на небо и в состоянии экстаза слушает пение ангелов. Её руки опущены.

Трубки органа выпадают из основы. На земле – сломанные инструменты. Вокруг главной героини – святые. Они не видят того, что видит святая Цецилия. Лишь ей открылась возможность услышать небесную музыку.

Самое интересное, что реальная Цецилия, жившая в 3 веке н.э. к музыке не имела никакого отношения. Так каким образом она стала покровительницей музыкантов? А различные музыкальные фестивали и в наши дни называются в её честь?

Все знают, что Рафаэль в своё время был супер-звездой. Но не все знают, что картина “Святая Цецилия” настолько поразила одного художника, что тот умер от разочарования и тоски.

Теперь обо всем подробнее.

Святая Цецилия

Святую Цецилию с органом стали изображать буквально за 20 лет до Рафаэля. До этого вы не найдёте ни одного её подобного изображения. Только с книгой, с веточкой пальмы. Как многих других святых.

Неизвестный мастер (ученик Джотто). Святая Цецилия и восемь историй из её жизни. 1304 г. Галерея Уффицци, Флоренция.

Зато после картины Рафаэля образ её резко изменился. С 16 века она официально признана покровительницей церковной музыки. Теперь её изображают исключительно с музыкальными инструментами.

Слева: Доменичино. 1617 г. Лувр, Париж. Справа: Питер Пауль Рубенс. 1639 г. Государственный музей Берлина, Германия

Самое удивительное, что реальная Цецилия музыкантом не была. И вряд ли вообще на каких-либо инструментах играла. О её жизни широкие массы узнали в 13 веке. Благодаря сборнику жизнеописаний святых.

Он был написан в 1230 году монахом Иаковым из Ворагина. Этот сборник ещё называли “Золотой легендой”. Книга была очень популярна и неоднократно переиздавалась.

Именно из неё художники черпали свои сюжеты для картин.

“Казнь святой Цецилии”. Миниатюра из “Эльзасской Золотой Легенды”. 1419 г. Библиотека университета Гейдельберга, Германия

Однако если мы обратимся к тексту “Золотой легенды”, мы и там не обнаружим ничего о музыкальности Цецилии. Девушка жила в 3 веке в Риме. До признания христианства главной религией оставалось около 100 лет. Ещё процветало язычество. Христиане подвергались гонениям. Только в 4 веке язычники и христиане поменяются местами. Но пока за веру погибали последние.

Погибла и Цецилия. В тайне от семьи она крестилась и поклялась Богу сохранить свою невинность, а также помогать всю жизнь бедным. Однако её семья о её планах не знала и вряд ли бы их одобрила.

Как полагается, девушку решили выдать замуж. Девушка смогла уговорить новоиспеченного мужа (впоследствие – святой Валериан) оставить её невинной. Заодно обратила его в христианство. Когда об их вере узнал правитель Рима, то повелел их казнить через отсечение головы.

Франческо Райболини (Франча). Обручение святой Цецилии со святым Валерианом. Фреска в церкви Сан-Джакомо Маджоре, Болонья, Италия

Казалось бы, ничего музыкального в жизни святой не было.

Однако в “Золотой легенде” есть одна фраза.

Переводится  она так: “Ведомая под звуки музыкальных инструментов в дом своего жениха в день бракосочетания, Цецилия взывала к Богу, моля его сохранить ее душу и тело незапятнанными”.

Лишь то, что девушка слушала музыку, которую играли язычники в день её свадьбы, переросло в легенду о её собственной музыкальности.

Рафаэль и Босх прославляют церковную музыку

Дальше легенда уже развивалась по этой колее. Раз святая, да ещё и музыкальна, значит земная музыка помогла ей услышать музыку небесную. Именно этот момент и изобразил  Рафаэль.

Играя на органе, святая Цецилия услышала капеллу ангелов. Она была столь прекрасна, что девушка впала в экстаз. Она не могла оторвать глаз от неба. Ее руки опустились и трубки органа посыпались к её ногам. А там уже лежат другие инструменты. Разбитые, сломаные.

В них нет никакого смысла, когда звучит небесная музыка. Так Рафаэль подчеркнул неоспоримое превосходство музыки хоровой, церковной над музыкой земной и праздной.

Похожему унижению подвергаются и музыкальные инструменты в знаменитом Музыкальном Аду Босха (триптих “Сад земных наслаждений”). На арфе распят один грешник. Дудочка торчит из зада другого несчастного. Греховность праздной музыки у Босха также на лицо.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент правой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

Церковь считала правильной лишь церковную музыку. А конкретнее – хоровое пение. Картина была заказана кардиналом для церкви. Поэтому благоразумный Рафаэль написал то, что от него и ожидали.

Рафаэль. Святая Цецилия (фрагмент). 1515 г. Национальная пинакотека Болоньи, Италия

Рафаэль и Франча

Существует сохранившееся письмо Рафаэля к художнику из Болоньи, Франческо Райболини (по прозвищу Франча). Рафаэль с пресущей ему любезностью хвалит присланный ему автопортрет Франчи. Поражаясь его реалистичности.

Франча был знаменитым мастером в родной Болоньи. Его картины до сих пор признаются одними из лучших полотен итальянского Возрождения.

Франческо Райболини (Франча). Мадонна с младенцем и Иоаном Крестителем. Около 1500 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Франча был также наслышан о славе Рафаэля. Но его картин не видел. Он уже был пожилым человеком и не находил в себе силы ехать в Рим, чтобы воочию увидеть шедевры Рафаэля.

Однако такая возможность у него однажды появилась. Кардинал заказал картину со святой Цецилией для одной из церквей Болоньи. Готовую картину Рафаэль выслал как раз Франче, чтобы тот помог её разместить.

Когда Франча распечатал картину, он был изумлён. Он такого не ожидал. Будучи уверенным в своём мастерстве, он тут же понял, насколько заблуждался относительно самого себя. Все его достижения, слава, почести в одночасье померкли. Это было похоже на падение с высокой вершины самолюбования в болото осознания своей несостоятельности.

Николя Антуан Таунай. Смерть Франча перед картиной “Святая Цецилия” Рафаэля. 1808 г. Частная коллекция.

Что так поразило Франча в “Святой Цецилии”

На самом деле, Франче было чему изумиться. Он понял, что его картины всего лишь картины. Его герои – всего лишь реалистичное изображение телесных оболочек. Герои же картин Рафаэля словно живые. Урбинский мастер непостижимым образом передаёт душу изображённого.

Конечно, Франча был поражён и мастерством композиции. В этом Рафаэль был непревзойденным мастером. Казалось бы, все достаточно просто. Стоит пять святых. Но обратите внимания, кто куда из них смотрит.

Святые Иоанн и Августин смотрят друг на друга. Святой Павел вниз на инструменты. Святая Цецилия на небо. Святая Магдалина на зрителя. Их взгляды пронизывают все пространство картины. И связывают это пространство с внешним миром с помощью взгляда Марии Магдалины.

Рафаэль. Святая Цецилия (фрагмент). 1515 г. Национальная пинакотека Болоньи, Италия

Не буду описывать все достоинства картины. Иначе получиться слишком длинно. Главное, она изумляет нас. Представьте, как она изумляла современников Рафаэля. В том числе Франча. История о нем заканчивается печально.

Вот что пишет Вазари, биограф живописцев эпохи Возрождения: “Франча, полумертвый от ужаса и красоты картины, представившейся его глазам…, совсем растерялся… А через несколько дней слег в постель, все еще вне себя. Так как ему казалось, что для него в искусстве вроде как ничего не осталось по сравнению с тем, что он сам о себе думал и за что его почитали. И так он и умер, как некоторые думают, от горя и от тоски”.

Кстати, для образа Марии Магдалины скорее всего позировала возлюбленная Рафаэля, Маргарита Лутти. Об этом читайте в статье “Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака”.

О другом шедевре Рафаэля читайте в статье:

Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».

Источник: https://arts-dnevnik.ru/svyataya-cecilia-rafaelya/

Святая Цецилия — 1514-1516 Рафаэль Санти картины

Октябрь 03, 2012

„В своей художественной жизни Рафаэль постоянно стремится к идеальной красоте — яркой и могучей, выходящей за рамки человеческих возможностей и более достойной, чем любая сущая красота” А. Вентури, 1935

Святая Цецилия

1514-1516; 220х136 см
Национальная пинакотека, Болонья

Эту картину Рафаэль написал по заказу Елены даль Олио для фамильной капеллы в церкви Сан Джованни ин Монте в Болонье.

На картине изображена святая Цецилия в окружении святых Павла, Иоанна Евангелиста, Августина и Марии Магдалины. Подобный подбор святых не случаен, поскольку, по мнению Вазари, именно они «наилучшим образом олицетворяют христианскую философию любви».

Согласно известной легенде, Цецилия была дочерью римского патриция, который воспитал ее в духе христианства.

Ее сосватали знатному человеку по имени Валериан, но после свадьбы она сказала ему, что дала обет целомудрия, и умолила его считаться с этим.

За то, что Цецилия ради небесного блаженства отказалась от земных радостей, она была наделена Господом удивительным даром: ей было слышно пение ангелов на небесах.

Однако этого дара было недостаточно, чтобы выразить небесную гармонию, переполнявшую ее душу, поэтому она изобрела орган, звуки которого более всего были похожи на ту божественную музыку, которую она слышала. Святую Цецилию считают покровительницей музыки и музыкантов.

Некоторые исследователи считают картину «Святая Цецилия» типичной сценой sacra conversacione — «святого собеседования», однако другие опровергают эту точку зрения, утверждая, что облик святых «слишком приземлен».

Так, по мнению Вазари, «святой Павел положил голову на руку, покоящуюся на обнаженном мече, и в нем столько же мудрой созерцательности, свойственной святому, сколько и мужественной суровости, присущей обычному человеку; одет он в простой красный плащ поверх зеленой туники, а ноги его и вовсе босы».

Натюрморт с музыкальными инструментами, замыкающий нижнюю часть композиции — совершенно новый для Рафаэля прием. Существует версия, что эти инструменты принадлежат кисти Джованни да Удине (1487-ок. 1564) — ученика и коллеги Рафаэля.

(1483-1520) Рафаэль

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях.

«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.

Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы …
…муравьиный круг?

Если один из группы муравьёв начинает двигаться по кругу, остальные движутся за ним, образуя так называемый муравьиный круг. Он вбирает в себя всё больше и больше насекомых, которые продолжают бег, пока не упадут.

Источник: http://www.filoli.ru/artists/038-raphael/svyataya-ceciliya.php

Рафаэль. Экстаз святой Цецилии (Святая Цецилия со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной) — описание картины, анализ

«Экстаз святой Цецилии», написанный для болонской церкви Сан-Джованни ин Монте, – одно из самих грандиозных творений Рафаэля. На российской выставке «Рафаэль. Поэзия образа» в 2016 году картина заняла центральное место.

«…это – величайшая картина Высокого Возрождения, – поясняет искусствовед Александр Тимофеевский на своей странице в Фейсбуке, – из самого первого ряда, там, где Тондо Дони Микеланджело и Анна и Мария с Младенцем Христом Леонардо.

Мы говорим «большой стиль», обзывая им все, что угодно, сталинскую архитектуру из папье-маше, любую бутафорскую хрень, но у слов все-таки есть первоначальный смысл, и «большой стиль», maniere grande, это как раз про тот ряд, откуда «Экстаз святой Цецилии»!»

Артхив собрал минимум знаний, необходимый для понимания одной из величайших работ Рафаэля. Цецилия (иногда встречается написание Чечилия или даже Кикилия) – почитаемая не только католиками, но также и православными мученица, жившая в Риме в начале III века и считающаяся изобретательницей и покровительницей церковной музыки.

Цецилия родилась в семье богатых римских патрициев и с детства воспитывалась в христианской вере.

Это означало особый подход к жизненным благам: юная римлянка стремилась разделить своё имущество с бедными, под роскошным платьем носила власяницу – длинную рубаху из грубой шерсти (она есть и на картине Рафаэля), которая колола и натирала тело и не позволяла ему стать изнеженным, а кроме этого, Цецилия дала Господу обет целомудрия. Родители выбрали ей в мужья знатного язычника Валериана. В подобных ситуациях девственницы-христианки поступали по-разному. Святой Либерате, к примеру, удалось вымолить, чтобы у неё выросла обезобразившая её борода и этим отвратить жениха от мысли о браке, а святая Лючия Сиракузская, жених которой, узнав о её обете безбрачия, решил отвезти её в публичный дом, молилась так истово, что тысяча стражников не смогли сдвинуть её повозку с места. Но святая Цецилия, в отличие от них, увидела в будущем муже не язычника и не мучителя, а человека – образ и подобие Божие. Цецилия убедила жениха не нарушать её обета и говорила так убеждённо и искренне, что Валериан не только согласился с ней, но и вместе со своим братом Тивуртием принял христианство. Все трое привели ко Христу еще 400 человек, были преследуемы властями, под ударами плетей не отреклись от Христа и приняли мученическую смерть.

Читайте также:  Описание картины ореста кипренского «автопортрет»

Цецилия жила в III веке, а считать её покровительницей музыки стали гораздо позже – примерно в XV-XV вв. В XIII столетии увидел свет знаменитый сборник житий святых, записанных монахом-доминиканцем Иаковом Ворагинским, позднее получивший название «Золотая легенда». Содержа множество занимательных подробностей, он стал неисчерпаемым кладезем сюжетов для живописцев. О Цецилии, например, сообщалось: «ведомая под звуки музыкальных инструментов в дом своего жениха, Цецилия взывала к Богу, моля сохранить ее душу и тело незапятнанным». В ответ на свои молитвы Цецилия перестала слышать земную какофонию и услышала ангельское пение. На её лице Рафаэль запечатлел выражение восторга и экстатической отрешённости.

Считают, что в изображении ангелов в верхней части картины Рафаэль зашифровал пифагорейскую теорию музыки: их количество и расположение, отмечает Александр Махов, «выражает математическую пропорцию самого совершенного музыкального консонанса – октавы».

Цецилия, которой дано слышать недоступную другим людям «музыку сфер», таким образом, становится посредницей между музыкой небесной и земной. С этой целью она, согласно устному преданию, изобрела орган – инструмент, который наилучшим образом может донести до людей музыку ангелов. Неслучайно эта святая вдохновляла многих композиторов: свои «Оды к св.

Цецилии» есть у Георга Фридриха Генделя и Генри Пёрселла, а Шарль Гуно создал целую «Торжественную мессу в честь святой Цецилии». Восторженное описание картины Рафаэля оставил Ференц Лист.
Действительно, под ноги Цецилии и её спутников презрительно брошены музыкальные инструменты: разбитая виола да гамба, бубен-тамбурин, треугольник, литавры и флейты.

Об их реалистичности Джорджо Вазари с восхищением писал, что они «кажутся доподлинно существующими, а не написанными». Правда, скорее всего, инструменты выполнил не Рафаэль, а его ученик Джованни да Удине, о чем также поведал Вазари: «Рафаэль, весьма любивший талант Джованни, работая над деревянным образом святой Цецилии…

поручил Джованни написать орган, который держит святая, воспроизведенный им с натуры столь отменно, что кажется рельефным». Однако органист и музыковед Александр Майкопар считает, что зритель, глядя на Цецилию Рафаэля, вправе задаться вопросом, «почему органетто (или органино) – маленький орган-портатив – св.

Цецилия держит так, что на нём не только нельзя играть, но из него даже вываливаются некоторые трубки?» Ответ, по-видимому, в том, что любые звуки, извлекаемые из земных и материальных музыкальных инструментов, меркнут перед небесной гармонией. Тому, кто слышит, как Цецилия, пение ангелов, становятся не нужны «грешные песни земли».

«Экстаз святой Цецилии» близок к иконографическому типу Sacra Conversazione, т.е. «святое собеседование». На картинах этого типа Богоматерь с младенцем изображалась в окружении святых, которые могли жить в совершенно разное время и быть небесными покровителями заказчиков, а сама атмосфера «собеседования» обычно отличается спокойной созерцательностью.

Нечто подобное мы видим и у Рафаэля с той разницей, что в центре композиции оказывается св.Цецилия. Её окружают апостол Павел, евангелист Иоанн, великий богослов Августин Блаженный и библейская Мария Магдалина. Почему они?

Возможно, по мысли Рафаэля именно они лучше всего способны транслировать идею первенства божественного перед земным и христианскую философию любви.

Иоганн Вольфгане Гете в «Итальянском путешествии» писал о них: «Пятеро святых рядом друг с дружкой, ни до одного из них нам, собственно, дела нет, но их земное бытие воссоздано так совершенно и несомненно, что этой картине желаешь вечной жизни, примиряясь даже с мыслью, что сам ты обратишься в прах».

Святые изображены так искусно, что, по словам Вазари, в их «фигурах мы воочию видим и трепет живой плоти, и проявление духа, и биение жизни в самом мимолётном ощущении».

Апостол Павел написан в красном плаще и зелёной тунике, он опирается на меч (возможно, потому, что и Христос говорил «Не мир пришёл Я принести, но меч», Мф.10:34), а в руках держит одно из своих посланий. Иоанн по традиции изображён юным и красивым, у его ног – орёл, символ этого апостола.

Блаженный Августин и Мария Магдалина также держат в руках предметы – посох и сосуд с благовониями. Этим распределением предметов Рафаэль как бы уравновешивает тяжесть органа св. Цецилии.

Своей геометричностью и прямолинейностью этот инструмент мог бы нарушить плавные криволинейные ритмы картины, но Рафаэль находит изобразительный способ нивелировать такой эффект, дублируя в смягчённом виде линии трубок органа в складках туники Марии Магдалины.

Интересно, что из всех пятерых изображённых взор в небесам обращает только святая Цецилия, остальные четверо смотрят в четырёх различных направлениях: Павел – вниз, Иоанн и Августин – друг на друга (т.е. вправо и влево), а Магдалина – прямо на нас.

Если иметь в виду еще и зрителя, смотрящего на картину, то получается, что Рафаэль учёл одновременно три взаимоперпендикулярных направления взглядов. Еще одна интересная деталь: все святые, кроме обутой в сандалии Цецилии, изображены босыми.

Это могло означать, что только она одна вполне оторвалась от земного, остальные же всё еще крепко привязаны к земле, на которой стоят. В отличие от многих других картин – да. Заказала картину аристократка из Болоньи по имени Елена Дальольо.

Она и сама была склонна к религиозной экзальтации, после её кончины католическая церковь признала Елену блаженной. Дальольо уверяла, что однажды во сне до её слуха донёсся голос, который повелел ей построить часовню в честь святой Цецилии при церкви Сан-Джованни ин Монте.

Елена пересказала сон своему родственнику – флорентийскому певцу и музыканту Антонио Пуччи. Тот горячо поддержал планы Елены: недавно Пуччи потерял голос и надеялся, что покровительница музыкантов Цецилия поможет его вернуть.

Брат Антонио, кардинал Лоренцо Пуччи, по счастью, был хорошо знаком с Рафаэлем и пообещал уговорить художника взяться за эту работу. Слава Рафаэля к этому времени уже была в зените, его работа стоила очень дорого, но Елена Дальольо и братья Пуччи смогли собрать крупную сумму – тысячу скудо золотом.

Заказ показался художнику интересным и, несмотря на сильную занятость, он принялся за дело.

«Экстаз св.Цецилии» преумножил славу Рафаэля. Вазари излагает легенду о том, что художник Франческо Франча, которому Рафаэль поручил встретить картину в Болонье и проследить за тем, как её разгрузят и установят в церкви Сан-Джованни ин Монте, при виде картины пришёл в такой восторг (а некоторые считают – в такое расстройство, вызванное завистью к более молодому и талантливому Рафаэлю), что его сердце перестало биться.

Источник: https://artchive.ru/artists/776~Rafael_Santi/works/32812~Ekstaz_Svjatoj_Tsetsilii

Картина Святая Цецилия, Рафаэль Санти: описание

Простая христианка Цецилия, жившая в Риме примерно в 200 – 230 годах, пострадала за веру, умерла мученической смертью и была причислена к лику святых.Ее атрибутами считаются роза и музыкальные (клавишные или струнные) инструменты.

Жизнеописание

Святая Цецилия родилась в знатной римской семье. С юных лет она приобщилась к святым таинствам христианства. Она пламенно желала служить бедным и дала обет сохранить чистоту и целомудрие до самой смерти. Под пышными нарядами она носила грубую власяницу.

Родители нашли ей жениха по имени Валериан. Он был язычником, как и его брат Тивуртий. На свадьбе Цецилия слышала небесную музыку и сказала Валериану, что за ней наблюдает ангел, чтобы наказать того, кто решится нарушить ее девственность. Валериан пожелал увидеть ангела. Для этого ему надо было принять крещение.

После крещения Валериан увидел ангела, венчающего Цецилию венком из роз и лилий. Они стали жить вместе как сестра и брат и помогать неимущим. Позже пришел к христианству и брат Валериана Тивуртий. Молодежь активно помогала беднякам, и это не понравилось префекту Рима, Турцию Алхимаю.

Он потребовал, чтобы они принесли жертвы языческим богам, а когда получил отказ, то отправил Валериана и Тивуртия на мученическую смерть под плетьми за городом. Их вера была столь сильна, что о смерти они не думали, а приобщили к христианству начальника своей стражи Максима.

После их казни Максим рассказывал, как он видел их восхождение на небо, за что и был казнен. За это время святая Цецилия раздала все имущество и обратила в христианство четыреста римлян.

Покровительница музыки и музыкантов

Цецилия Римская с XV века считается покровительницей музыки: она, идя к венцу, молилась и пела духовные гимны. Первое упоминание о музыкальном празднике, который был произведен в ее честь, – это 1570 год, Эвр, Нормандия.

Папа Сикст V издал специальную буллу, по которой святая Сесилия считается покровительницей музыки. Она символизирует центральную часть литургии.

Джованни Палестрина организовал посвященное ей в Риме общество духовной музыки, позже преобразованное в Академию, которая существует по сегодняшний день и называется Национальная академия «Санта Чечилия». Генри Перселл и Георг Гендель первые сложили «Оды на день св. Цецилии».

Он выпадает на 22 ноября. Эту традицию продолжат музыканты всех веков (Шарпантье, Гуно, Бриттен, Малер), в том числе и нашего времени. Так, в 1966 году Макл Херден написал композицию «Гимн святой Цецилии».

Классическое произведение Рафаэля

В 1513 году Рафаэль Санти получил от кардинала Лоренцо Пуччи заказ в честь святой Цецилии для часовни августинцев в Болонье. Покровителем часовни и фактическим заказчиком была Елена Дульоли даль Олио. Она была известна экстатическими припадками, которые у нее вызывала музыка. Поэтому она и попросила для себя образ Св.

Цецилии, которая игрой на органе приводила себя в экстаз (по материалам статьи «Рафаль Санти», перевод с английского). Рафаэль изобразил именно этот момент. Орган опущен, святая видит поющих небесных ангелов (деталь). Ее лицо исполнено тихой страсти и восторга. Темные выразительные глаза у нее одной смотрят вверх, каштановые волосы открывают чистое лицо.

От нее исходит теплый и лучистый свет жизни, ибо она слушает музыку неба.

Иконография

Это не картина, а икона, и в ней каждая деталь несет специфическую нагрузку. Пять фигур на ней не случайны. Пять в христианстве означает четырех апостолов и Христа. В центре стоит центральное лицо – святая Цецилия. Рафаэль с двух сторон симметрично расположил ее спутников. Мы их определяем по атрибутам.

Апостол Павел, создатель христианской доктрины, стоит, опираясь на меч и держа в руках бумаги. Он смотрит вниз, на разбросанные сломанные музыкальные инструменты, и погружен в глубокое раздумье. Евангелист Иоанн, склонив голову к правому плечу, смотрит на святого Августина.

Внизу из-под его мантии выглядывает темный орел. Далее справа, держа посох, на Иоанна Богослова смотрит блаженный Августин. Мария Магдалина, прошедшая через искупление грехов и теперь чистая, с блестящим темным сосудом из алебастра, в руках смотрит прямо на зрителя, который глядит на нее.

Таким образом, часть взглядов пересекается. Святой Павел, кроме переломанных инструментов, видит в них отказ от земных удовольствий и, кроме того, простой ремень, который лежит среди них и является для эпохи Возрождения традиционным символом целомудрия.

Иоанн Богослов был покровителем девственности, а Павел хвалил за безбрачие. Сам ремень – напоминание о воздержании от плотских утех.

Ангелы на разверзнутом небе

Их видит только святая Цецилия. Рафаэль изобразил шесть поющих ангелов, чей вокал а капелла превосходит самые гармоничные звуки, которые могут издать люди. Три (сакральное число) ангела поют по своей книге. К ним присоединяет свой голос и руку четвертый.

Читайте также:  Описание картины игоря грабаря «натюрморт»

Два других – по своей. Мы получаем ряд чисел: 1, 3, 2, и в сумме 6. 1+3 дают кварту, 3+2 – квинту. Гармония же выводится, если еще присутствует октава. А она имеется, только глубоко спрятана в музыкальной теории Пифагора, в которую мы углубляться не будем.

Гармоничный мир

Вся картина Рафаэля «Святая Цецилия» представляет собой искусно сплетенные волнообразные линии, которые гармонично и ненавязчиво переплетаются между собой. Потоки линий – это складки одежды, контуры фигур монументальных тел, характерных для работ этого периода живописца. Они все удерживают взгляд зрителя на изображении.

Рафаэль Санти выбрал общий золотисто-коричневый колорит, на котором выделяется только черноволосый в зеленом одеянии и красном плаще Павел. Его мощная фигура и яркость одежд подчеркивают, какую огромную работу для христианства он произвел, создав целостное учение.

Основная идея картины – прославление чистоты и идеальной красоты, которую выражает Цецилия.

Источник: https://autogear.ru/article/276/635/kartina-svyataya-tsetsiliya-rafael-santi-opisanie/

Святая Цецилия — покровительница музыки

?barucaba (barucaba) wrote,
2015-12-27 13:39:00barucaba
barucaba
2015-12-27 13:39:00

Святая Цецилия — cвятая римская дева-мученица III века (втречаются иные варианты ее имени — Кикилия Римская или Чечилия Римская).

В католической церкви Святая Цецилия является покровительницей церковной музыки. Она изображается как мученица с мечом и розой, рядом с клавишным инструментом или скрипкой. Имя святой Цецилии упоминается в молитве святой мессы римско-католической церкви.

Святая Цецилия родилась в благородной римской семье и ещё в юности постигла христианскую духовную премудрость. Поэтому смыслом её жизни стало служение неимущим и желание остаться в чистоте и целомудрии до смерти. Мало кто знал, что под пышными нарядами она носит власяницу.

Николо Реньери. Святая Цецилия, между 1650 — 1660Пришло время и родители решили выдать дочь замуж за знатного язычника Валериана. Девушка не стала перечить родителям и только молилась о помощи Божьей. И ей не только удалось отговорить жениха от супружеской телесной жизни, но и привести его в христианство.

В дальнейшем к христианству был приведен и брат Валериана Тивуртий. Молодые люди всячески помогали беднякам и их имущество быстро расходилось по Риму.Правитель Аммах решил воспрепятствовать деятельности молодых христиан, вызвал их на допрос и приказал принести жертвы языческим богам, на что получил отрицательный ответ.

Под ударами плетей святой Валериан упрашивал христиан не пугаться мук и твёрдо верить в Христа.Аммах принял решение о казни святых, но не в городе, а за его пределами. На следующий день казнь над Валерианом и Тивуртием совершилась. А в это время святая Цецилия успела раздать остатки имущества и привести к вере в Христа 400 римлян.

Сначала её пытались умертвить в раскалённой бане, но три дня мучений не принесли никакого результата. Святая Цецилия оставалась жива. Тогда её попытались поразить мечом, но палач не смог отрубить деве голову и нанёс только смертельные раны.

После этого святая Цецилия прожила ещё три дня, твёрдо исповедуя христианскую веру и призывая к этому окружающих ее людей.

Рубенс Петер Пауль. Святая Цецилия, 1639 — 40 г.

Христиане похоронили тело Святой Цецилии в римских катакомбах и веками молились перед ними. В IX веке папа Пасхалий I торжественно перенёс мощи святой из катакомбы Претекстата и поместил в храм Святой Цецилии в Трастевере (за Тибром), а голову повелел хранить в монастыре Санти-Куаттро-Коронати.

Но когда в 1599 году мощи были открыты, то голова оказалась вместе с телом. Присутствовавшие при открытии мощей засвидетельствовали их нетленность, после чего мощи были положены под престолом Санта-Чечилия-ин-Трастевере.

Скульптор Стефано Мадерно, участвовавший в открытии мощей, запечатлел увиденное им тело Цецилии в мраморной скульптуре, находящейся в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере (копия в катакомбах Сан-Каллисто).

Стефано Мадерна. Изваяние лежащей св. Цецилии

Известна миниатюрная фреска – «Святая Цецилия у органа» в церкви Святого Панкратия в немецком городе Виггенсбах.

Церковь св. Панкратия, Виггенсбах. Святая Цецилия у органа

Образ Святой Цецилии не раз привлекал живописцев. Известны полотна Артемизии Джентилески, Карло Дольчи, Джона Мельюша, Николо Реньери, Гвидо Рени, Маттео Россели, Джона Уотерхауса.

Артемизия Джентилески. Св. Цецилия, 1620
Карло Дольчи. Св. Цецилия
Джон Уотерхаус. Святая Цецилия

Бесспорно первым в данном ряду должен быть назван Рафаэль Санти.

С XVI века Святую Цецилию почитают покровительницей церковной духовной музыки. Согласно преданию, она молилась к Богу и пела духовные песнопения в то время, когда её вели к венцу. Позже ангел спустился к жениху и невесте и возложил на их головы венки из роз и лилий. Эти цветы являются обычно атрибутами Святой Цецилии, как и разные музыкальные инструменты, чаще всего — клавишные (орган, клавесин, фисгармония, челеста) или скрипка.

Симон Вуэ (1590 — 1649). Святая Цецилия с ангелом

Джованни Пьерлуиджи Палестрина в XVI веке основал в Риме общество для развития духовной музыки под названием Братства Святой Цецилии.

Папа Пий IX преобразовал это общество в Академию и учредил орден отличия для ее членов. Ныне она называется «Национальная академия святой Цецилии в Риме». Ее действительными и почетными членами являются многие музыканты Италии и других стран.

При Академии существуют симфонический оркестр и хор, а также музей и научная музыкальная библиотека.

Бруни Фёдор Антонович. Святая Цецилия, 1825

В XVII веке венецианские музыканты часто собирались в школе с названием «Утешение Cвятой Цецилии». В настоящее время в Италии название Ордена Святой Цецилии носит несколько обществ духовной музыки.

Джовеноне Джероламо. Святая Цецилия с донатором, после 1530

Композитор Георг Фридрих Гендель к дню святой Цецилии в сентябре 1739 года написал «Оду на день Св. Цецилии» (Ode for St. Cecilia’s Day) и 22 ноября — в день Святой Цецилии — ее впервые исполнили в одном из лондонских театров. (В России «Ода Святой Цецилии» Генделя впервые прозвучала 22 ноября 2008 года в Камерном зале Новосибирской филармонии.)

Haendel Ode for St Cecilia's Day

В 1868 году Франц Витт основал в Германии Союз Святой Цецилии. Если в начале своего существования Союз насчитывал 330 членов, то в 1897 году их было уже более 20 тысяч. Представители именно этого союза развернули движение за реставрацию григорианского пения.

Источник: https://barucaba.livejournal.com/161168.html

Мадонны Рафаэля (42 картины)

«Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском» (Madonna col Bambino tra i santi Girolamo e Francesco), 1499-1504 годы. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Солли» (Madonna Solly) названа так потому, что принадлежала британскому коллекционеру Эдварду Солли. Картина датируется 1500-1504 годами. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Пасадина» (Madonna di Pasadena) названа по месту своего нынешнего нахождения — городу Пасадина в США. Картина датирована 1503 годом.

«Мадонна с младенцем на троне и святые» (Madonna col Bambino in trono e cinque santi) датирована 1503-1505 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, юный Иоанн Креститель, а также апостол Пётр, апостол Павел, святая Екатерина и святая Цецилия. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (США).

«Мадонна Диоталлеви» (Madonna Diotallevi) названа по первоначальному владельцу — Диоталлеви ди Римини. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. «Мадонна Диоталлеви» датирована 1504 годом.

На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, который благославляет Иоанна Крестителя. Иоанн сложил руки на груди в знак смирения.

В этой картине, как и во всех предыдущих, чувствуется влияние Перуджино — учителя Рафаэля.

«Мадонна Конестабиле» (Madonna Connestabile) написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Картина была приобретена российским императором Александром II. Сейчас «Мадонна Конестабиле» находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). «Мадонна Конестабиле» считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

«Мадонна Грандука» (Madonna del Granduca) написана в 1504-1505 годах. В этой картине чувствуется влияние Леонардо да Винчи. Картина написана Рафаэлем во Флоренции и по сей день находится в этом городе.

«Малая Мадонна Коупера» (Piccola Madonna Cowper) написана в 1504-1505 годах. Картина была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

«Мадонна Терранува» (Madonna Terranuova) написана в 1504-1505 годах. Название картина получила по одному из владельцев — итальянскому герцогу Терранува. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Ансидей» (Madonna Ansidei) датирована 1505-1507 годами и изображает Деву Марию с младенцем Христом, взрослого Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

 Мадонна Ансидей. Деталь

«Орлеанская Мадонна» (Madonna d'Orleans) написана в 1506 году. Картина называется Орлеанской, т.к. её владельцем был Филипп II Орлеанский. Сейчас картина находится во французском городе Шантийи.

Картина Рафаэля «Святое семейство с безбородым святым Иосифом» (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe) написана около 1506 года и сейчас находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Картина Рафаэля «Святое семейство под пальмой» (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Как и на прошлой картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой). Картина находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

«Мадонна в зелени» (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится в Вене (Музей истории искусств). На картине Дева Мария держит младенца Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя.

«Мадонна с щеглёнком» (Madonna del Cardellino) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится во Флоренции (Галерея Уффици). На картине изображена Дева Мария, которая сидит на скале, а Иоанн Креститель (слева на картине) и Иисус (справа) играют с щеглёнком.

«Мадонна с гвоздиками» (Madonna dei Garofani) датирована 1506-1507 годами. «Мадонна с гвоздиками», как и другие картины флорентийского периода творчества Рафаэля, написана под влиянием творчества Леонардо да Винчи. «Мадонна с гвоздиками» Рафаэля — вариант «Мадонны с цветком» Леонардо да Винчи. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Прекрасная садовница» (La Belle Jardiniere) датирована 1507 годом. Картина находится в Лувре (Париж). Дева Мария на картине сидит в саду, держа младенца Христа. На одно колено присёл Иоанн Креститель.

Картина Рафаэля «Святое семейство с агнцем» (Sacra Famiglia con l'agnello) датирована 1507 годом. На картине изображены Дева Мария, святой Иосиф и младенец Иисус, сидящий верхом на ягнёнке. Картина в настоящее время находится в мадридском музее Прадо.

Картина «Святое семейство Каниджиани» (Sacra Famiglia Canigiani) написана Рафаэлем в 1507 году для флорентийца Доменико Каниджиани. На картине изображены святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем и Дева Мария с сыном Иисусом. Картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека).

Картина Рафаэля «Мадонна Бриджуотер» (Madonna Bridgewater) датирована 1507 годом и названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Сейчас картина находится Эдинбурге (Национальная галерея Шотландии).

«Мадонна Колонна» (Madonna Colonna) датирована 1507 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Колонна. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Эстерхаци» (Madonna Esterhazy) датирована 1508 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхаци. На картине изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках и сидящий Иоанн Креститель. Сейчас картина находится в Будапеште (Музей изобразительных искусств).

«Большая Мадонна Коупера» (Grande Madonna Cowper) написана в 1508 году. Как и «Малая Мадонна Коупера», картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

«Мадонна Темпи» (Madonna Tempi) написана в 1508 году, названа по имени владельцев, флорентийской семьи Темпи. Сейчас картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека). «Мадонна Темпи» — одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи.

«Мадонна делла Торре» (Madonna della Torre) написана в 1509 году. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Мадонна Альдобрандини» (Madonna Aldobrandini) датирована 1510 годом. Картина названа по имени владельцев — семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

Читайте также:  Описание картины клода моне «волны»

«Мадонна в голубой диадеме» (Madonna del Diadema blu) датирована 1510-1511 годами. На картине Дева Мария одной рукой приподнимает завесу над спящим Иисусом, другой рукой обнимая Иоанна Крестителя. Картина находится в Париже (Лувр).

«Мадонна Альба» (Madonna d'Alba) датирована 1511 годом. Картина получила название по имени владелицы — герцогини Альба. «Мадонна Альба» долгое время принадлежала Эрмитажу, однако в 1931 году была продана за рубеж и сейчас находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

«Мадонна с вуалью» (Madonna del Velo) датирована 1511-1512 годами. Картина находится в Музее Конде во французском городе Шантийи.

«Мадонна из Фолиньо» (Madonna di Foligno) датирована 1511-1512 годами. Картина названа по названию итальянского города Фолиньо, где она находилась. Сейчас картина находится в Ватиканской пинакотеке.

Эта картина была написана Рафаэлем по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря Папы Римского Юлия II. Сам заказчик изображен на картине справа, он стоит на коленях перед Девой Марией и Христом, окруженными ангелами.

Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский.

«Мадонна с канделябрами» (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).

«Сикстинская Мадонна» (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа — святая Варвара. «Сикстинская Мадонна» находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия).

«Мадонна дель Импанната» (Madonna dell'Impannata) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Рядом с ними — святая Елизавета и святая Екатерина. Справа — Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

«Мадонна в кресле» (Madonna della Seggiola) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

 «Мадонна в шатре» (Madonna della Tenda) написана в 1513-1514 годах. Название картине дано из-за шатра, где находятся Дева Мария с младенцем Христом и Иоанн Креститель. Картина находится в Старой пинакотеке в Мюнхене (Германия).

«Мадонна с рыбой» (Madonna del Pesce) написана в 1514 году. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом, святой Иероним с книгой, а также Архангел Рафаил и Товия (персонаж Книги Товита, которому Архангел Рафаил даровал чудесную рыбу). Картина находится мадридском Музее Прадо.

«Прогулка Мадонны» (Madonna del Passeggio) датирована 1516-1518 годами. На картине изображены Дева Мария, Христос, Иоанн Креститель и неподалеку от них святой Иосиф. Картина находится в Национальной галерее Шотландии (Эдинбург).

Картина Рафаэля «Святое семейство Франциска I» (Sacra Famiglia di Francesco I) датирована 1518 годом и названа в честь владельца — короля Франции Франциска I, сейчас картина находится в Лувре. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф, святая Елизавета с сыном — Иоанном Крестителем. Позади — фигуры двух ангелов.

Картина Рафаэля «Святое семейство под дубом» (Sacra Famiglia sotto la quercia) датирована 1518 годом, на ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

«Мадонна с розой» (Madonna della Rosa) датирована 1518 годом. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, который принимает от Иоанна Крестителя пергамент с надписью «Agnus Dei» (Агнец Божий). Позади всех — святой Иосиф. На столе лежит роза, котрая и дала название картине. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

Картина «Малое святое семейство» (Piccola Sacra Famiglia) датирована 1518-1519 годами. Картина, изображающая Деву Марию с Христом и святую Елизавету с Иоанном Крестителем, названа «Малым святым семейством», чтобы отличать её от также находящейся в Лувре картины «Большое святое семейство» («Святое семейство Франциска I»).

Источник: http://top-antropos.com/history/item/134-madonny-rafajelja

Рафаэль Санти – биография и картины художника в жанре Высокое Возрождение – Art Challenge

Рафаэль Санти (28 марта[2] 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499—1500) и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» (1500—1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.

В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино.

В это время он часто уезжает из Перуджи домой в Урбино, в Читта ди Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещает Сиену, выполняет ряд работ по заказам из Читта ди Кастелло и Перуджи.

В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна — «Мадонна Солли», мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.

Первые картины, написанные не на религиозную тематику — «Сон рыцаря» и «Три грации» (обе — около 1504).

Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры — «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.

Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502—1504), «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504—1505) и портреты — «Портрет Пьетро Бембо» (1504—1506).

В 1504 году в Урбино знакомится с Бальдассаром Кастильоне.

В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело.

«…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры.»

Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Именно для Аньоло Дони Микела?нджело Буонарро?ти в это время создаёт тондо «Мадонна Дони».

Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505), «Положение во гроб» (1507) и портреты — «Дама с единорогом» (около 1506—1507).

Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых — «Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около 1506—1507). «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505—1507), «Св. Екатерина Александрийская» (около 1507—1508).

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).

Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506—1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504—1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507—1508).

Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там он проведёт всю оставшуюся жизнь) и становится при содействии Браманте официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура.

Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию — «Диспута» (1508—1509), «Правосудие» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509—1510) и «Афинскую школу» (1510—1511).

На «Парнасе» изображён Аполлон с девятью музами в окружении восемнадцати знаменитых древнегреческих, древнеримских и итальянских поэтов.

«Так, на стене, обращённой к Бельведеру, там, где Парнас и родник Геликона, он написал на вершине и склонах горы тенистую рощу лавровых деревьев, в зелени которых как бы чувствуется трепетание листьев, колеблемых под нежнейшим дуновением ветерков, в воздухе же — бесконечное множество обнажённых амуров, с прелестнейшим выражением на лицах, срывают лавровые ветви, заплетая их в венки, разбрасываемые ими по всему холму, где все овеяно поистине божественным дыханием — и красота фигур, и благородство самой живописи, глядя на которую всякий, кто внимательнейшим образом её рассматривает, диву даётся, как мог человеческий гений, при всем несовершенстве простой краски, добиться того, чтобы благодаря совершенству рисунка живописное изображение казалось живым.»[4]

«Афинская школа» — блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников, например, Платон написан в образе Леонардо да Винчи, Гераклит в образе Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на автора фрески.

«На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады… Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура — очень обдуманная в своей отрешённости и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для неё одежду… Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима.»

Папе Юлию II работа Рафаэля очень понравилась, даже когда она была ещё не закончена, и папа поручил живописцу расписать ещё три станцы, причём уже начавшие там росписи художники, включая Перуджино и Синьорелли, были отстранены от работ. Учитывая огромный объём предстоящей работы, Рафаэль набрал учеников, которые по его эскизам выполнили большую часть заказа, четвёртая станца Константина — полностью расписана учениками.

В станце Элиодоро были созданы «Изгнание Элиодора из храма» (1511—1512), «Месса в Больсене» (1512), «Аттила под стенами Рима» (1513—1514), но самой удачной стала фреска «Освобождение апостола Петра из темницы» (1513—1514). «Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св.

Петр, освобождённый от своих цепей, выходит из тюрьмы в сопровождении ангела … А так как история эта изображена Рафаэлем над окном, вся стена оказывается более тёмной, поскольку свет ослепляет зрителя, смотрящего на фреску.

Естественный же свет, падающий из окна, настолько удачно спорит с изображёнными ночными источниками света, что кажется, будто ты в самом деле видишь на фоне ночного мрака и дымящееся пламя факела, и сияние ангела, переданные столь натурально и столь правдиво, что никогда не скажешь, что это просто живопись, — такова убедительность, с какой художник воплотил труднейший замысел. Ведь на доспехах можно различить и собственные, и падающие тени, и отражения, и дымный жар пламени, выделяющиеся на фоне такой глубокой тени, что можно поистине считать Рафаэля учителем всех остальных художников, достигшим в изображении ночи такого сходства, которого живопись дотоле никогда не достигала.»

Сменивший в 1513 году Юлия II Лев X также высоко ценил Рафаэля.

В 1513—1516 годах Рафаэль по заказу папы занимался изготовлением картонов с сюжетами из Библии для десяти шпалер, которые предназначались для Сикстинской капеллы. Наиболее удачен картон «Чудесный улов» (всего до нашего времени дошло семь картонов).

Ещё одним заказом от папы были лоджии, выходящие во внутренний ватиканский двор. По проекту Рафаэля они были возведены в 1513—1518 годах в виде 13 аркад, в которых по эскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески на библейские сюжеты.

В 1514 умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра. В 1515 году он получает и должность главного хранителя древностей.

В 1515 году в Рим приезжает Дюрер и осматривает станцы. Рафаэль дарит ему свой рисунок, в ответ немецкий художник прислал Рафаэлю свой автопортрет, дальнейшая судьба которого неизвестна.

Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов: «Святая Цецилия» (1514—1515), «Несение креста» (1516—1517), «Видение Иезекииля» (около 1518).

Последним шедевром мастера является величественное «Преображение» (1518—1520), картина, в которой проглядывают черты барокко. В верхней части Рафаэлем в соответствии с Евангелием на горе Фавор изображено чудо преображения Христа перед Петром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть картины с апостолами и бесноватым отроком была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля.

Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/95.html

Ссылка на основную публикацию