Рембрандт и евреи
Давно собирался поставить эту немодную ныне, но исключительно интересную
с точки зрения искусствоведа тему. Сегодня нашел неплохой материал на еврейском сайте jewish.ru
Размещаю.
автор материала: Алла Борисова
Евреи часто гостили в богатом доме Рембрандта: с ними он обсуждал ветхозаветные тексты и учил иврит, их же рисовал на своих библейских картинах. С ними он остался и после банкротства, поселившись в местном гетто, в котором видел теперь и отражение своей судьбы. С его портретов амстердамские евреи смотрят полными трагизма глазами. Их натруженные морщинистые руки бессильно лежат на коленях.
В те времена моего детства, когда слово «еврей» звучало крамолой, а посещение синагоги было вызовом и эпатажем, помню особое чувство, которое охватывало нас у картин Рембрандта, висящих в Эрмитаже.
Душа замирала – там можно было увидеть «Возвращение блудного сына», «Портрет старого еврея» и другие картины, с которых смотрели на нас мудрые и печальные глаза, так похожие на глаза наших бабушек и дедушек.
Об этом писал и художник Леонид Пастернак (отец знаменитого поэта), единственный из российских академиков, оставшийся в «иудейском вероисповедании». Как правило, художники вынуждены были отказываться от религии отцов, если хотели попасть в академию.
«…Подолгу простаивая перед многими его полотнами, я смутно всегда ощущал еще какой-то плюс, некоторое “что-то”, что меня к нему влекло и по-иному.
Это мое сначала неясное ощущение “чего-то” постепенно, с годами, вырастало в более отчетливое и определенное убеждение в существовании какой-то особой внутренней связи или близости между такими, я бы сказал, не вяжущимися по виду элементами, как еврейство и Рембрандт».
Дом-музей Рембрандта в центре богатого еврейского квартала Амстердама покрыт защитным куполом. Дом восстанавливали по картинам и рисункам. Он видел небывалый взлет, пик славы художника и его постепенное, неуклонное разорение.
Поднимаешься по крутым винтовым лестницам, по деревянным ступеням и слышишь раздающуюся из разных комнат ивритскую речь. Да, тихо вести себя израильтяне не могут. Подозреваю, что каждый еврей, приехавший в Амстердам, обязательно придет в этот дом, в гости к художнику, которого в Израиле считают «своим».
Дом, в котором художник прожил самые лучшие, во всяком случае, успешные годы, помнит слова на гортанном древнем языке. Помнит посетителей и натурщиков, которые не могли есть из общей посуды привычную для голландцев пищу. И это не вызывало раздражения – в те годы амстердамские евреи пользовались почетом и уважением, были неотъемлемой частью делового центра Европы.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в многодетной семье мельника в голландском городе Лейдене (Leiden). Примерно в 1631 году Рембрандт переехал в Амстердам. В это время там жило уже более 400 еврейских семей.
Это были преимущественно испанские и португальские сефарды, купцы, знатоки Торы, врачи… Жили там, хотя и в меньшей степени, ашкеназы, не столь обремененные ученостью, но имевшие «дело в руках». Они бежали из разных стран в более «толерантную» Голландию.
Хотя и там существовали некоторые ограничения в профессиях, но в целом евреям жилось относительно спокойно. Амстердам того времени часто называли «Новым Иерусалимом».
Формально Рембрандт принадлежал к голландской реформированной церкви, но всегда тяготел к меннонитам, отличавшимся особой приверженностью к Ветхому Завету. Возможно, он был связан и с социнианами, чьи воззрения были ближе к иудаизму, чем к христианству. Во всяком случае, Ветхий Завет он знал досконально.
Быт амстердамских евреев носил на себе печать восточной красочности и экзотики, нищеты и роскоши, трагизма и веселья. И художника, конечно, увлекла как философия, так и внешняя сторона жизни евреев – быт, семейный уклад. Критики сегодня спорят – так ли велик «еврейский» вклад в творчество художника, но есть вещи бесспорные.
Он сдружился с амстердамскими евреями, и они на долгие годы стали его собеседниками и моделями. Из бесед с раввинами он черпал глубокое понимание библейских сюжетов своих картин. В 1636 году Рембрандт создаёт офорт – портрет своего друга, выдающегося мыслителя Менаше бен Исраэля, чья семья бежала от испанской инквизиции.
Раввин, исследователь и издатель, в Амстердаме он открыто исповедовал иудаизм. Его учеником стал философ Барух Спиноза.
Рембрандта интересовал образ жизни евреев – лица, одежда, обычаи. В его библиотеке было не так уж много книг, но рядом с Библией стояли «Иудейские древности» Иосифа Флавия. В лицах евреев Амстердама Рембрандт находил образы библейских персонажей своих картин. Вот знаменитое «Благословение Якова» – картина, которая произвела огромное впечатление на Леонида Пастернака.
«Сбоку, с правой стороны полотна, Аснат – жена Иосифа и мать внуков Яакова. Но, Боже мой!.. Какая Аснат?! Разве она египтянка?.. Это же иудейка! И какая мать!.. И я вспоминаю свою…
Святые иудейские матери! Сколько горя и скорби, сколько слез выплакали глаза ваши.
Сколько тревожных и бессонных ночей провели вы над колыбелью детей ваших… Радость в очертаниях ее благородных губ, меж тем как большие и выразительные, печальные еврейские глаза не могут скрыть тревоги и страха».
Аснат, по мнению художника, здесь не только воплощение еврейской материнской любви. Она – воплощение чистоты патриархально-семейных нравов, святости семейного очага в еврействе. Совсем не рубенсовская фигура, совсем не холеные руки. Красота иная, высшая, душевная. Судя по всему, Рембрандт был знаком с ивритом.
Надписи на иврите встречаются на его картинах – «Моисей, разбивающий скрижали», «Пир Валтасара» и других. Некоторые ученые считают, что Рембрандт учил иврит в Лейденском университете по книгам. А в Амстердаме он общался с высокообразованными евреями: Менаше бен Исраэль еще в юности написал грамматический трактат на иврите «Сафабрура» («Ясный язык»).
А после в своей типографии издавал книги на иврите.
«Библия Рембрандта» – это свыше 800 картин, гравюр и рисунков. Подобного нет в европейской живописи. И библейские сюжеты он рисовал «с натуры» – натурой служили люди, окружающие его в еврейском Амстердаме.
«Итак, настоящими героями Библии были для него не выдуманные и приукрашенные, а евреи, живущие вокруг. В них сокрыты все человеческие страсти (и пороки тоже), но в какие-то моменты через них проявляется и Высшая сила.
Так он пришел к решению запечатлеть еврейских собратьев со всей тщательностью, не упуская главного, сокровенного. Пусть в людской памяти останется образ и этого поколения древнего, библейского еврейства.
Разве не оно призвано делиться с другими опытом достойной жизни, стойкости в испытаниях, терпения в страданиях и мужества?» – так писал об образах Рембрандта искусствовед Борис Клейн.
Тяжелые времена, смерть детей в младенчестве, смерть любимой жены Саскии, прожившей с ним восемь лет, – все это рождает мрачные нидерландские пейзажи. И хотя появление молодой любовницы, родившей ему дочь, скрасило его жизнь, дела его шли неважно.
Годы богатства, славы, процветания Рембрандта прошли, и его успех у публики начал меркнуть. Сменились ли вкусы публики, изменилось ли отношение к самому художнику, характер которого был достаточно сложен, был ли он плохим «бизнесменом», несмотря на дружбу с евреями – кто знает.
Но только в 50 лет Рембрандт оказался банкротом.
Продав дом и имущество, разоренный, почти нищий живописец искал жилище, соответствующее его новому положению. И поселился на улице Розенграхт, в «еврейском гетто». И вновь его моделями стали соседи – евреи.
Он написал 15 таких портретов (а всего в наследии художника 30 «еврейских» портретов – пятая часть его портретной галереи), занимающих наиболее почетные места в крупнейших художественных собраниях мира.
Лишенный былых заказов, будучи абсолютно свободным в выборе сюжетов, он обратился к образам, способным более полно выразить его чувства, настроения, переживания. Евреи, их униженное положение в обществе – все это становится ему особенно понятным и близким.
Именно в последние годы жизни художник создает свои наиболее значительные шедевры – портреты пожилых евреев, портреты-биографии. Все они отличаются огромной психологической насыщенностью. С портретов евреев, которые он писал в то время, на нас смотрят полные трагизма глаза.
И натруженные морщинистые руки бессильно лежат на коленях. Возможно, в их судьбах он видел и отражение своей судьбы. Две таких картины хранятся в Эрмитаже: «Портрет старика-еврея» и «Портрет старого еврея в красном». Одна из поздних его картин – «Еврейская невеста». Возможно, эта картина – воспоминание о счастливых годах, проведенных с любимыми им женщинами.
Он тяжело пережил и смерть 26-летнего Титуса – сына Саскии, умершего от чумы вскоре после женитьбы. И умер в одиночестве, лишь два друга не покидали его ни в богатстве, ни в бедности. Одним из них был аптекарь Абрахам Франсен – он запечатлен в одном из офортов.
Рембрандт умер в возрасте 63 лет и был похоронен в безымянной могиле. Но у времени свой «табель о рангах». И Рембрандт уже вне моды и настроений эпохи.
Конечно, особое почтение к нему испытывает еврейский народ, болезненно остро реагирующий и на хулителей, и на защитников.
Поэт Хаим Нахман Бялик назвал Рембрандта великим нееврейским художником, который смог постичь еврейскую душу так, как никто из еврейских.
А поэт Яаков Кахан написал: «Рембрандт, ты уверен, что в твоих жилах нет еврейской крови? Как же ты сумел передать возвышенную еврейскую душу на своих полотнах? Ты загадка для меня, Рембрандт, – ты чужой, но так близок мне».
Рав Кук, посетивший в 1912 году Национальную галерею в Лондоне, тоже остановился у его полотен и увидел в них «всепроникающий свет, который, как говорили мудрецы Талмуда, создал Всевышний в дни творения, а затем сокрыл, так что увидеть его могли только избранные, и Рембрандт – один из них». Он называл художника цадиком, праведником.
В начале 70-х годов петербургский режиссер Виктор Кернарский снимал фильм «Рембрандт. Офорты». Пользуясь знакомством, он обратился к Иосифу Бродскому с просьбой написать текст в стихах к фильму.
Через две недели получил четыре страницы стихов. «Это проба. Когда фильм будет отснят, я напишу больше». Фильм был снят, а стихи отвергнуты сценарным отделом студии: Бродский в те времена уже был слишком известен в узких кругах.
Но стихи остались. Там были строки:
«И чередою перед ним пошли
аптекари, солдаты, крысоловы,
ростовщики, писатели, купцы –
Голландия смотрела на него,
как в зеркало. И зеркало сумело
правдиво – и на многие века –
запечатлеть Голландию и то, что
одна и та же вещь объединяет
все эти – старые и молодые – лица;
и имя этой общей вещи – свет…»
Алла Борисова
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43699069604
Рембрандт: картины, биография
Автопортрет с Саскией на коленях
Рембрандт намного опередил свое время. Прошло почти полтора века после его смерти, когда он был извлечен из безвестности и вошел в число наиболее почитаемых художников всей мировой истории искусства.
Лишь в начале XIX столетия осознали, что в рембрандтовских произведениях человечество познает само себя, драматизм бытия, сложность и высшую простоту гармонического мировосприятия.
И те залы крупнейших музеев (в том числе Эрмитажа), где хранятся произведения великого голландца, стали местом паломничества зрителей, стремящихся приобщиться к его потрясающим художественным откровениям.
Рембрандт Гарменс ван Рейн родился в Лейдене в семье состоятельного мельника. Его образование было по тем временам весьма изрядным; отец желал видеть своего сына ученым-гуманитарием.
Однако открывшееся влечение к искусству победило, и, поработав в мастерских нескольких живописцев Лейдена и Амстердама, Рембрандт, совсем молодым, начинает выступать как портретист и автор сюжетных композиций — на темы библейской легенды, античной мифологии, которые перемежались с современными жанровыми мотивами.
Ранние вещи художника принесли ему наибольшую прижизненную славу: похвалы раздавались в адрес заказных вещей, преимущественно портретных, не отличавшихся особой психологической глубиной, весьма внешних и по своим живописным эффектам.
То же можно сказать и о патетических картинах конца 20-х — 30-х годов, в духе шаблонов барочной моды. Но уже и в этот период художник создает работы, чрезвычайно интересные и значительные. Это прежде всего офорты и рисунки, посвященные будничной жизни.
Безобразное, нелепое, убогое — главные темы графики мастера в эти годы. Никакой красивости, никакой идеализации — проза жизни, зачастую горькая и уродливая, предстает во всей своей неприкрашенной наготе.
Познание человеческой природы, в том числе ее еще мало знакомой искусству той эпохи области — безобразного,— было содержанием этих экспериментов.
Но, конечно, демонстрация уродливого в человеке и жизни отнюдь не была для Рембрандта самоцелью. Весь пафос, вся логика его дальнейшего творческого развития были связаны с поисками новой гармонии, но не искусственно-идеальной, а охватывающей и завершающей всю совокупность и все проявления реального бытия.
На пути этих поисков стоят полотна переходного периода, например, «Автопортрет с Саскией на коленях» (1636).
Основная идея холста — гимн человеческому счастью, исполненный полнокровной радости и могучей широты.
Бурный темперамент, великолепная жизненная энергия, страстное языческое упоение всеми радостными благами бытия — вот чувства, которыми насыщена картина. Это поэтическое прославление свободы индивидуальности.
В картинах конца тридцатых годов барочные тенденции все больше уступают место психологическим тенденциям, глубокой и возвышенной поэзии человечности. Так, в «Данае» 1636 года все побеждает, подчиняет себе мощный поток лирического чувства, торжествующая красота искренних сердечных порывов.
В небольшой «Притче о виноградаре» (1637) появляется тончайше прослеженная психологическая коллизия. В одном из самых характерных полотен этих лет — в «Примирении Давида с Авессаломом» («Давид и Ионафан»- другое название) (1642) встречается столь же глубокая психологическая «красноречивость». Авессалом припал, прижался к груди отца.
Не видно ни его лица, ни рук, которыми, очевидно, он прикрывает глаза. Это безотчетное движение, а также почти физически ощутимое содрогание его неловко изогнувшегося тела и рассыпавшихся по спине прядей золотых волос дают понять, что он рыдает — безудержно, взахлеб, совершенно забывшись. Давид тихим, нерезким жестом обнял Авессалома.
Умудренный долгим, многолетним опытом наблюдений и размышлений, он воспринимает происходящее как урок жизни, постижение самого главного и существенного в ней, возвышающегося над потоком повседневных мелких страстей и интересов.
Это — ни с чем не сравнимое счастье единения родственных душ, веры в могущество и конечное торжество добрых начал в человеке. В таком светлом гуманистическом прозрении — основной пафос картины.
На рубеже тридцатых — сороковых годов происходит значительная перестройка живописно- пластического построения композиций картин Рембрандта. В большинстве предшествующих холстов мастера пространство нейтрально, безлико, оно было лишь, так сказать, кубатурой сценической площадки.
Теперь появляется живая, конкретная воздушная среда, представляющая как бы исходную материю изображения. Она едина и целостна, эта среда, но обладает огромным богатством динамических оттенков, которые многообразно изменяются, запечатлевая сложные изгибы потока жизни.
Ведущим началом пространственного решения оказывается теперь не смена перспективных планов, не движение фигур или ритм положения отдельных предметов и деталей. «Душа» пространственной среды, «режиссер» ее выразительности отныне — свет.
Это свет одухотворенный, его движущей силой оказывается чисто эмоциональная логика, и потому-то он играет столь существенную роль в образном воздействии картин.
Логическим развитием этой художественной системы было появление в картинах позднего Рембрандта, и прежде всего в портретах, величайшего из его образно-стилевых приемов — светотени.
Создавая вокруг фигур вибрацию воздуха, ложась в сложных вариациях и оттенках на лица и руки, заставляя одежду и фон то загораться темным блеском, то погружаться в полумрак, рембрандтовская светотень оказывается как бы материей жизни человеческого духа. Вместе с тем она получает значение носителя категории времени.
Скользящие перетекания света и тени заставляют шевелиться гу- бы, складки лиц, скрадывают контуры, так что все изображение представляется полным легкого внутреннего движения. Оно открывает путь в глубины воспоминаний, переносит в прошлое, пережитое, заставляет ощутить и ход мысли в настоящий момент.
Именно такие качества рембрандтовской живописи подсказали искусствоведам формулу «портрет — биография». Характер и содержание таких портретных шедевров мастера, как «Портрет Брейниига» (1652), «Портрет Сикса»* (1654), «Хендрикье Стоффельс» (1659), «Титус за чтением» (ок. 1656=57), серия поздних автопортретов в полной мере отвечают такому определению.
Можно вспомнить в этой же связи серию рембрандтовских «стариков» из Эрмитажа и московского Музея изобразительных искусств (все — 1654 г.), «Брат художника», «Жена брата», «Старушка», «Восьмидесятилетний еврей», «Старик еврей». Это глубоко индивидуальные образы, и в то же время полотна серии имеют черты общности.
Все пять портретов изображают людей, прошедших долгий и тяжкий жизненный путь и на склоне лет размышляющих о пережитом. Крупными, рельефными мазками Рембрандт лепит лица, вырываемые светом из полутьмы, наделяя каждое из них чрезвычайной сложностью выражения. Глаза стариков никогда не обращены на зрителя.
Они направлены как бы во внутрь и выражением своим отражают беседу человека с самим собой. В этих «внутренних монологах», как правило, участвуют руки, чей жест сопровождает движение мысли: у старика еврея они сжимают друг друга, у старушки — безвольно сложены и т. д. Сочетаясь с потрясающей экспрессией светотени, эти приемы дают почувствовать зрителю всю силу трагического смятения душ изображенных людей.
Еще в 1642 году, создав «Ночной дозор» — групповой портрет, который, однако, воспринимается то ли исторической картиной, то ли причудливым жанром, Рембрандт пошел на резкий разрыв с мещанской ограниченностью вкусов голландской буржуазии.
Члены корпорации амстердамских стрелков, заказавшие картину, увидели себя в самом странном и непривычном виде. Блистательный полет фантазии гения их смутил и озадачил. Художника начинают считать сомнительным чудаком. Постепенно он становится отверженным.
Его сначала отталкивают, а потом забывают. Он живет и умирает в безвестности и нищете.
Поздние сюжетные композиции Рембрандта полны трагического величия. Это шедевры психологической драматургии — «Благословление Якова» (1656), «Заговор Юлия Цивилиса» (1661), «Давид перед Саулом» (ок. 1665), «Возвращение блудного сына» (1669).
Последняя из этих вещей, находящаяся в Эрмитаже, как бы обобщает характернейшие тенденции творчества позднего Рембрандта. С потрясающей силой повествует он в этом полотне о драматической судьбе лучших человеческих порывов.
Радостный в сущности библейский рассказ о долгожданной встрече отца с сыном художник трактовал как горестную сцену прощания. Упав на колени, сын, одетый в нищенское рубище, с обритым затылком преступника, прильнул к груди отца.
Старик с бесконечной грустью положил руки на спину сына, не обнимая, а скорее ощупывая его тело. Его голова склонена, веки слепых глаз приспущены. Стоящего на краю могилы старика и измученного, раздавленного жизнью сына объединяют любовь и жалость друг к другу.
Эта великая и пронзительная сила любви и человечности составляет суть и пафос картины.
Произведения Рембрандта — величайший образец мастерства. Они сохраняют и поныне непревзойденное значение для человечества как один из высших примеров постижения духовной жизни людей.
Галерея картин Рембрандта
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2809-rembrandt.html
Рембрандт Харменс ван Рейн
15 июля 1606 года в голландском городе Лейден в многодетной семье зажиточного мельника родился сын, которому суждено было раз и навсегда прославить на весь мир простенькую фамилию своих родителей – ведь дословно с голландского «ван Рейн» переводится как «с Рейна», то есть с реки Рейн. Именно на ее берегах и появился мастер света и тени — великий Рембрандт Харменс ван Рейн.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет
Отец отправил маленького Рембрандта в латинскую школу при городском университете.
К 14-ти годам сын мельника стал студентом Лейденского университета, который на тот момент был одним из лучших учебных заведений не только Голландии, но и всей Европы. Но юноша не проявлял особого интереса ни к одной науке, кроме живописи.
И родители, забрав 16-летнего сына из университета, отправили его на учебу к Якову ван Сваненбюрху, который научил будущего гения азам художественного искусства.
Философ размышляющий в своей комнате. 1632
Более серьезной школой для Рембрандта стал переезд в Амстердам и обучение в мастерской Питера Ластмана. Он оказал серьезное влияние на его манеру творчества. В богатой мастерской Ластмана (его картины хорошо продавались) было множество произведений на библейские и мифологические сюжеты.
Но Рембрандту было суждено превзойти своих учителей. Его картины отличались потрясающим реализмом, легким и непринужденным. Именно благодаря ван Рейну свет и тень в изображении глубин человеческих эмоций займут особое место в истории живописи.
Святое семейство с ангелами. 1645
В 1631 году никому не известный Рембрандт вернулся в Амстердам, но уже не как ученик, а самостоятельный живописец-портретист и начинающий мастер исторического жанра.
Однако неизвестным он пробыл недолго. Портреты, и картины Рембрандта очень быстро находили покупателей. Именно в этот период выработался неподражаемый стиль Рембрандта.
«Урок анатомии доктора Н.Тюльпа» (1632 год) становится известным на весь Амстердам. Ведь в портретной живописи тех времен было принято изображать людей, выстроенных в параллельные ряды, их головы были всегда обращены к зрителю, и не было ощущения живого действия.
А Рембрандт изображал людей находящимися в мимолетном движении, передающими своей мимикой и жестами всю палитру эмоций. И его уникальная манера письма стала новой трактовкой портретного искусства.
Динамичность композиций и тонкость проработки каждой детали стали визитной карточкой молодого Рембрандта и обратили на себя внимание большого количества состоятельных заказчиков.
«Урок анатомии доктора Н.Тюльпа» (1632 год) становится известным на весь Амстердам. Ведь в портретной живописи тех времен было принято изображать людей, выстроенных в параллельные ряды, их головы были всегда обращены к зрителю, и не было ощущения живого действия.
А Рембрандт изображал людей находящимися в мимолетном движении, передающими своей мимикой и жестами всю палитру эмоций. И его уникальная манера письма стала новой трактовкой портретного искусства.
Динамичность композиций и тонкость проработки каждой детали стали визитной карточкой молодого Рембрандта и обратили на себя внимание большого количества состоятельных заказчиков.
Даная. 1636
Но удача – дама капризная: как пришла, так и ушла. Три беременности подряд не принесли Рембрандту и Саскии радости — две дочери и сын скончались еще в раннем детстве. И только четвертый ребенок, сын Титус стал ненадолго отрадой отца. Ненадолго, потому что всего через год после его рождения, в 1642 году, умерла любимая Саския. И это была не последняя потеря в жизни Рембрандта.
Титус
Возвышение гения и творческая эволюция Рембрандта начинают находить все меньший отклик у современников. Он опережает время, и чем дальше, тем больше его картины идут вразрез с требованиями рынка. Одно из его величайших произведений — «Ночной дозор» — поймут только потомки.
Ночной дозор. 1642
Цвет интеллигенции, зажиточные бюргеры, богема, аристократия, государственные чиновники, искусствоведы, уважавшие его горожане – все, кто еще вчера почитал за честь посещать мастерскую Рембрандта, а также его многочисленные друзья, которых они с Саскией гостеприимно принимали в своем особняке, устраивая веселые банкеты, те, кто совсем недавно превозносил его великий талант, отвернулись от него. Никто не протянул ему руки помощи в самые тяжелые годы.
В 1646 году Рембрандт сошелся с 20-летней Хендрикье Стоффельс, которая работала в его доме. Она стала не только его сожительницей и моделью, но и матерью его дочери Корнелии.
Благословение Иакова 1656
Уже к 1648 году Рембрандт не смог внести платеж за дом. В 1656 году Рембрандту пришлось объявить себя банкротом и передать часть своего имущества кредиторам. В 1657 году дом Рембрандта ван Рейна пошел с молотка, но вырученных денег не хватило для решения всех проблем. Художник с семьей переехали в бедный квартал.
Верная Хендрикье и сын Титус организовали компанию по продаже его работ, чтобы хоть как-то расплатиться с долгами и смыть позор с имени Рембрандта. Многие пытались убедить художника приспособиться к веяниям моды, писать так, чтобы картины лучше продавались.
Но Рембрандт вряд ли смог бы вписать свое имя в историю, пойдя на поводу у коммерческой выгоды.
Симеон и Анна признают Господа Иисуса Христа 1627
Отличительные черты позднего периода его творчества – суровость и монументальность композиций, бескомпромиссный реализм, широкие и уверенные мазки.
Все картины гения как бы говорят: это творчество возвеличится во что бы то ни стало.
На автопортрете 1657 года Рембрандт суровый, гордый, с тяжелым взглядом, а на автопортрете 1660 года — все тот же пронзительный, но уже усталый взгляд и тихая улыбка говорят: «Да, мне пришлось тяжело, но я не сломлен».
Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет 1660
В 1663 году умерла Хендрикье, всего через пару недель после своей свадьбы скончался Титус. Эти потери были опустошающими для художника. 6 лет спустя он ушел из жизни.
Судьба дала мастеру многое: славу и уважение, восхищение и богатство, потери и унижение. Рембрандт стал воплощением золотого века голландской живописи, олицетворением героического и блестящего периода истории своей страны.
Ксения Элькинд
Источник: http://endev.nargismagazine.az/en/1607