Постоянство памяти картина Сальвадора Дали
Источник: http://new-original-style.com.ua/pages/article2/Persistence/Memory.htm
Автопортреты Сальвадора Дали
Автопортреты Сальвадора Дали – результат безграничной любви художника к самому себе.
Сальвадор Дали «Автопортрет». Около 1921 г.
Именно она заставляла Дали вновь и вновь изображать себя на своих картинах. На раннем этапе своего творческого пути Сальвадор Дали изображает себя вполне натурально. Так выглядит, например, его портрет с рафаэлевой шеей, отсылающий зрителя к известному автопортрету Рафаэля.
Сальвадор Дали «Автопортрет с рафаэлевой шеей» 1922 г.
В 1950 году Дали написал картину с очень длинным названием, на которой изобразил себя в свойственной ему реалистичной манере, но помещенным в сюрреалистическую среду.
Сальвадор Дали «Обнаженный Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворенная лицом Гала» 1950 г.
«Нарциссизм» художника проявлялся на протяжении всей его творческой деятельности. Не зря же в конце своей поэмы «Метаморфозы Нарцисса» он прямо заявляет: «Знаешь, Гала (а впрочем, конечно знаешь) это – я. Да, Нарцисс – это я». (Пер. Н. Малиновской).
Сальвадор Дали «Автопортрет» 1921 г.
Сальвадор Дали «Автопортрет с L Humanite» 1923 г.
Стремление Дали постоянно привлекать к себе внимание, его эпатажные выходки были частью его натуры с одной стороны, с другой же являлись хорошо продуманными маркетинговыми ходами, приносящими немалый успех.
Сальвадор Дали «Автопортрет в виде Моны Лизы» 1954 г.
В большом количестве работ мы находим не совсем явное изображение художника, как, например, в картине «Постоянство памяти».
Сальвадор Дали «Великий мастурбатор» 1929 г.
Сальвадор Дали «Сон» 1937 г.
Сальвадор Дали «Загадка желания: «Мою мать, мою мать, мою мать» 1929 г.
Постоянно возвращаясь к самому себе как к герою своих произведений, Дали использует различные техники и материалы для своих работ. Иногда, помимо масла, он использует темперу и характерный для кубистов и любимый ими коллаж.
Сальвадор Дали «Кубистический автопортрет» 1923 г. Картон, темпера, коллаж
Сальвадор Дали «Больной мальчик (Автопортрет в Кадакесе)». Около 1923 г. Картон, масло, темпера
Вероятно, именно повышенный интерес Сальвадора Дали к самому себе и способствовал тому, что и другие в той или иной степени в конечном итоге заинтересовывались им и его творчеством. Нельзя не согласиться с тем, что даже те, кто мало интересуется изобразительным искусством, прекрасно знают и всегда могут узнать лицо Сальвадора Дали с его знаменитыми усами.
Сальвадор Дали «Солнце Дали» 1965 г.
Сальвадор Дали «Мягкий автопортрет с жареным беконом» 1941 г.
Похожее
Источник: http://aquarells.ru/syuzhety-i-temy/avtoportrety-salvadora-dali
Распятие как Вознесение. Сальвадор Дали
Полотно «Христос св. Иоанна Креста» (1950-52) знаменует возврат сюрреалиста Сальвадора Дали в католичество и намерение посвятить себя религиозному искусству. Я видел эту картину в шотландском музее Келвингроув (Глазго), где она находится с 1952 г.
На ней – распятый Иисус, представленный в неожиданном ракурсе. Не снизу, от подножия креста, т.е. глазами учеников и потомков, преклоняющихся перед жертвой Спасителя.[1] Мы видим распятие сверху, с занебесных высот, куда восходит Иисус.
Таким узрел его испанский мистик Св.
Иоанн Креста (Хуан де ла Крус, 1542 – 1591) , который оставил карандашный набросок своего видения.
По его мотивам Дали и создал свое огромное полотно (200 см x 116 см).
Иисуса окружает тьма. Крест парит в черном пространстве над небом и светилами, – в пустоте, которая была бы незрима, если бы еще выше не находился источник света. Сам этот источник остается невидимым, однако руки Иисуса отбрасывают тень на перекладину креста.
Нет традиционных атрибутов распятия: ни гвоздей, ни ран, ни крови, ни тернового венца, никаких следов страдания и смерти.
Тело Иисус поражает атлетическим сложением, крепкой мускулатурой, он похож на спортсмена, который, отталкиваясь от креста, готовится совершить прыжок в высоту.
Распятие нависает над поверхностью неба, земли и воды. В самом низу картины – озеро и три человеческие фигуры, напоминающие рыбаков. Очевидно, это Галилейское море и апостолы, та земная жизнь Иисуса, которая завершилась распятием.
Над этой картиной из прошлого – облака и тучи в несколько рядов, плотное, многослойное земное небо, над которым и парит распятие. Христос предстает свободным от креста, он как бы взлетает на нем – и над ним. Мы не видим лица — оно обращено вниз, к прошлому, которое он покидает, возносясь к источнику света.
Этот уменьшившийся мир увиден сверху – как бы глазами самого Иисуса.
На мой взгляд, С. Дали сводит воедино две сцены, которые обычно в художественной традиции представлены порознь: скорбную сцену Распятия и просветленную – Вознесения.
И по евангельскому сюжету, и по распорядку церковных служб между Распятием и Воскресением проходит три дня, а затем между Воскресением и Вознесением еще сорок, во время которых Иисус являет себя апостолам, беседует с ними.
После встречи в Иерусалиме и последних наставлений о скором сошествии Св. Духа (Пятидесятница) он на виду у апостолов возносится на небо:
«…'Будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли'. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деяния апостолов, 1:8-9).
Картина С. Дали — это образ Иисуса не только «до края земли», но и до края времен. Распятие, Воскресение и Вознесение –хронологически три разных события. Но в духовном континууме они едины: превращение величайшей жертвы в величайшую победу. Полотно С. Дали сводит два крайних предела: сам Крест возносит Иисуса.
В Апокалипсисе ангел клянется «Живущим во веки веков — Тем, кто создал небо и то, что в нем, землю и то, что на ней, море и то, что в нем, что времени больше не будет!»(Откровение Иоанна Богослова, 10:5,6). Эта апокалиптическая точка зрения и передана у С. Дали.
В вертикальном разрезе картины представлены все три стихии: небо, земля и море. Над ними уже не властно время. Сорок дней – это человеческий отсчет, а там, куда восходит Иисус, времени больше нет.
Крест, орудие распятия, оказывается и орудием Вознесения, образом освобожденного и освобождающего Христа.
[1] Практически на всех иконах и в классической живописи — Г. Мемлинг, А. де Мессина, Я. Тинторетто, Г. Беллини, А. ван Дейк… Примеры можно множить десятками.
Источник: https://rita-vasilieva.livejournal.com/4058261.html
Сальвадор Дали Постоянство памяти (мягкие часы): описание, значение, история создания
Постоянство памяти Сальвадора Дали или, как принято в народе, мягкие часы — это, пожалуй, самая попсовая картина мэтра. Не слышали о ней только те, кто находится в информационном вакууме в какой-нибудь деревеньке без канализации.
Ну что же, начнем нашу «историю одной картины», пожалуй, с ее описания, так любимого адептами бегемотописи. Кто не понял о чем я — беседы о бегемотописи — это угарный ролик, особенно для тех, кто хоть раз общался с искусствоведом. Есть на ютубе, гугл в помощь. Но вернемся к нашим баранам Сальвадорам.
Та самая картина «Постоянство памяти», другое название «Мягкие часы». Жанр картины — сюрреализм, ваш капитан очевидность всегда готов к услугам. Находится в Нью-Йоркском музее современного искусства. Масло. Год создания 1931. Размер — 100 на 330 см.
Содержание
Еще про Сальвадорыча и его картины
На картине изображен безжизненный пейзаж небезызвестного Порт-Льигата, где Сальвадор провел значительную часть своей жизни. На переднем плане в левому углу имеется кусок чего-то твердого, на котором, собственно, расположилась пара мягких часов.
Одни из мягких часов стекают с твердой штуки (то-ли скала, то-ли затвердевшая земля, то-ли черт знает что), другие часы расположились на ветке трупика давно почившей в бозе оливы.
Вот эта красная непонятная фигня в левом углу — это твердые карманные часы, пожираемые муравьями.
В середине композиции видно аморфную массу с ресницами, в которой, тем не менее, без особого труда можно рассмотреть автопортрет Сальвадора Дали. Похожий образ присутствует на столь многих картинах Сальвадорыча, что не узнать его довольно трудно (например в картине Великий мастурбатор) Мягкий Дали обернут мягкими часами, как одеялком и, судя по всему, спит и видит сладкие сны.
На заднем плане обосновались море, прибрежные скалы и опять кусок какой-то твердой голубой неведомой фигни.
Лично мое мнение, что картина символизирует именно то, что заявлено в ее названии — постоянство памяти, в то время, как время скоротечно и быстро «расплавляется» и «стекает» как мягкие часы или пожирается, как твердые. Как там говорится, иногда банан — это просто банан.
Все, что можно сказать с некоторой степенью достоверности, так это то, что Сальвадор написал картину в то время, как Гала пошла развлекаться в кинотеатр, а он остался дома из-за приступа мигрени.
Идея картины пришла к нему через некоторое время после поедания мягкого сыра «Камамбера» и размышлений о его «супермягкости». Все это — со слов Дали и поэтому ближе всего к правде.
Хотя мэтр был еще тот балабол и мистификатор и его слова следует фильтровать через мелкое-мелкое сито.
Синдром поиска глубинного смысла
Вот это вот все ниже — творение сумрачных гениев с простора интернета и я не знаю, как к этому относиться. Документальных подтверждений и высказываний Сальвадора по этому поводу я не нашел, так что не принимайте за чистую монету. Но некоторые предположения красивы и имеют место быть.
При создании картины Сальвадор, возможно, вдохновлялся расхожим античным изречением «Все течет, все меняется», которое приписывают Гераклиту. Претендует на некоторую степень достоверности, так как Дали был не понаслышке знаком с философией античного мыслителя. У Сальвадорыча даже есть украшение (ожерелье, если я не ошибаюсь), которое называется фонтан Гераклита.
Существует мнение, что трое часов на картине — это прошлое, настоящее и будущее. Вряд ли это действительно так задумывалось Сальвадором, но идея красивая.
Твердые часы, возможно — это время в физическом понимании, а мягкие часы — субъективное, воспринимаемое нами время. Больше похоже на правду.
Мертвая олива — это, якобы, символ античной мудрости, канувшей в Лету. Это, конечно, интересно, но, учитывая то, что в начале Дали просто написал пейзаж, а идея вписать все эти сюрреалистические образы пришла к нему гораздо позже — видится весьма сомнительным.
Море на картине якобы символ бессмертия и вечности. Тоже красиво, но, сомневаюсь, так как, опять-таки, пейзаж был написан ранее и не содержал в себе никаких глубинных и сюрреалистических идей.
Среди любителей поиска глубинного смысла существовало предположение, что картина Постоянство памяти была создана под влиянием идей о теории относительности дядюшки Альберта. В ответ на это Дали ответил в своем интервью, что, на самом деле, он вдохновился не теорией относительности, а «сюрреалистическим ощущением сыра Камамбер, тающего на солнце». Такие дела.
Кстати, Камамбер — это очень годная нямка с нежной текстурой и слегка грибным привкусом. Хотя Дорблю — гораздо вкуснее, как по мне.
Что значит сам спящий Дали в середине, обернутый часами — понятия не имею, если честно. Хотел показать свое единство со временем, с памятью? Или связь времени со сном и смертью? Покрыто мраком истории.
Источник: http://figgery.com.ua/salvador-dali-postoyanstvo-pamyati-myagkie-chasy/
Kwoman.ru: «Постоянство памяти», Сальвадор Дали: описание картины | Отдых и развлечения за 10.10.2018 (Октябрь 2018 год)
Одно из самых известных полотен, написанных в жанре сюрреализма, — это «Постоянство памяти». Сальвадор Дали — автор этой картины, создал ее всего за несколько часов. Полотно сейчас находится в Нью-Йорке, в Музее современного искусства. Эта небольшая картина, размером всего 24 на 33 сантиметра, является самой обсуждаемой работой художника.
Объяснение названия
Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти» была написана в 1931-м на холсте-гобелене ручной работы.
Идея создания данного полотна была связана с тем, что однажды, дожидаясь возвращения своей жены Галы из кино, Сальвадор Дали писал абсолютно пустынный пейзаж морского побережья.
Вдруг он увидел на столе тающий на солнце кусок сыра, который они ели вечером вместе с друзьями. Сыр таял и становился все мягче и мягче. Задумавшись и связав долго идущее время с тающим куском сыра, Дали начал заполнять полотно растекающимися часами.
Свою работу Сальвадор Дали назвал «Постоянство памяти», объясняя название тем, что один раз взглянув на картину, ты уже никогда её не забудешь. Другое название картины — «Текучие часы». Это название связано с содержанием самого полотна, которое вложил в него Сальвадор Дали.
«Постоянство памяти»: описание картины
Когда рассматриваешь это полотно, в глаза сразу бросается необычное размещение и структура изображенных предметов. На картине просматривается самодостаточность каждого из них и общее ощущение пустоты.
Здесь много вроде бы не связанных предметов, но все они создают общее впечатление. Что же изообразил на картине «Постоянство памяти» Сальвадор Дали? Описание всех предметов занимает довольно много места.
- Трое часов на картине не только растекаются, но ещё и тянутся, показывая искушенному зрителю, что время собирается остановиться. Они изображают три степени человеческого существования: прошлое, настоящее и будущее.
- Наравне с мягкими и текучими часами Сальвадор Дали изобразил твердые нерушимые камни на заднем плане. Они освещены вечерним уже угасающим солнцем и создают впечатление общей слаженности и полноты картины.
- В центре абстрактно изображена фигура. Вглядевшись, можно различить черты человеческого лица, часть носа, длинные ресницы и часть усов. На тот период Сальвадор Дали изображал так свой автопортрет.
- Слева от центра изображен обрубленный ствол дерева оливы, который, по словам самого художника, обозначает мудрость в принятиях решений.
- В левом нижнем углу расположена самая яркая деталь картины — яркие оранжевые карманные часы, покрытые муравьями. Сам художник связывал насекомых с разложением и тихим ужасом, который должен испытывать каждый человек, смотря на них. Он связывал их с тем, что они пожирают человеческую плоть наравне с неустанно текущим временем.
- На линии горизонта изображено тихое спокойное море обозначающее символ бесконечности, и тонкое синее зеркало, свидетельствующее о непостоянстве и переменчивости. Море и скалы на данной картине обозначают нечто вечное и постоянное, то, что неподвластно времени.
Атмосфера картины «Постоянство памяти»
Сальвадор Дали выполнил картину в коричневой гамме. Общая тень лежит на левой части и середине картины, солнце падает на заднюю часть и правую сторону полотна.
Картина как бы наполнена тихим ужасом и страхом такого спокойствия, и в то же время странная атмосфера наполняет «Постоянство памяти». Сальвадор Дали этим полотном заставляет задуматься о значении времени в жизни каждого человека.
О том, а может ли время остановиться? А может ли оно подстраиваться под каждого из нас? Наверное, каждый должен дать сам себе ответы на эти вопросы.
Известен факт, что художник всегда оставлял записи о своих картинах в своем дневнике. Однако о самой известной картине «Постоянство памяти» Сальвадор Дали не сказал ничего. Великий художник изначально понимал, что, написав эту картину, он заставит задуматься людей о бренности бытия в этом мире.
Влияние полотна на человека
Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти» была рассмотрена американскими психологами, которые пришли к выводу, что данное полотно обладает сильнейшим психологическим воздействием на определенные типы человеческих личностей.
Многие люди, глядя на эту картину Сальвадора Дали, описывали свои чувства. Большая часть людей погружалась в ностальгию, остальные пытались разобраться со смешанными эмоциями общего ужаса и задумчивости, вызванной композицией картины.
Полотно передает чувства, мысли, переживания и отношение к «мягкости и твердости» самого художника.
Безусловно, эта картина невелика по размерам, но её можно считать одной из самых великих и сильных психологических картин Сальвадора Дали. Картина «Постоянство памяти» несет в себе величие классики сюрреалистической живописи.
Источник
Источник: http://kwoman.ru/postoianstvo-pamiati-salvador-dali-opisanie-kartiny.html
Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика
Картина «Постоянство памяти»1931 год.
Самое известное и самое обсуждаемое в среде художников полотно Сальвадора Дали.Картина находится в Музее современного искусства в Нью- Йорке с 1934года.
На этой картине изображены часы,как символ человеческого переживания времени,памяти.Здесь они показаны в больших искажениях,какими иногда бывают наши воспоминания .
Дали не забыл и себя,он так же присутствует в виде спящей головы,которая появляется и в других его картинах.
В этот период Дали постоянно отображал образ пустынного берега, этим он выражал пустоту внутри себя.
Эта пустота заполнилась, когда он увидел кусок сыра кемембер. «…Решив написать часы, я написал их мягкими.
Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень — чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома.
Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как «супермягок» плавленный сыр.
Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом.
На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил.
Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально «увидел» решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу.
Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена.
Картина стала символом современной концепции относительности времени. Спустя год после экспозиции в парижской галерее Пьера Коле картина была куплена нью-йоркским Музеем современного искусства.
В картине художник выразил относительность времени и подчеркнул удивительное свойство человеческой памяти,которая позволяет нам снова переноситься в те дни,которые давно уже остались в прошлом.
СКРЫТЫЕ СИМВОЛЫ
Мягкие часы на столе
Символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Трое часов на картине — это прошлое, настоящее и будущее.
Расплывшийся объект с ресницами.
Это автопортрет спящего Дали. Мир на картине — это его сон, смерть объективного мира, торжество бессознательного. «Взаимосвязь между сном, любовью и смертью очевидна, — писал художник в автобиографии.
— Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта».
По мнению Дали, сон освобождает подсознательное, поэтому голова художника расплывается, как моллюск, — это свидетельство его беззащитности.
Твердые часы,лежат слева циферблатом вниз. Символ объективного времени.
Муравьи — символ гниения и разложения. По словам Нины Геташвили, профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества, «детское впечатление от летучей мыши подранка, кишащей муравьями.
Муха. По словам Нины Геташвили, «художник именовал их феями Средиземноморья. В «Дневнике одного гения» Дали писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».
Олива.
Для художника это символ античной мудрости, которая, к сожалению, уже канула в Лету (поэтому дерево изображено сухим).
Мыс Креус.
Этот мыс на каталонском побережье Средиземного моря, недалеко от города Фигераса, где родился Дали. Художник часто изображал его на картинах. «Здесь, — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз (перетекания одного бредового образа в другой. — Прим. ред.)… Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».
Море для Дали символизировало бессмертие и вечность. Художник считал его идеальным пространством для путешествий, где время течет не с объективной скоростью, а в соответствии с внутренними ритмами сознания путешественника.
Яйцо.
Как считает Нина Геташвили, Мировое Яйцо в творчестве Дали символизирует жизнь. Его образ художник позаимствовал у орфиков — древнегреческих мистиков. Согласно орфической мифологии из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.
Зеркало, лежащее горизонтально слева. Это символ переменчивости и непостоянства, послушно отражающий как субъективный, так и объективный мир.
Источники.
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/8267/
http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-salvadora-dali-postoyanstvo-pamyati/
http://art.1001chudo.ru/spain_1691.html
Источник: https://newsland.com/community/6782/content/samaia-izvestnaia-i-samaia-obsuzhdaemaia-kartina-salvadora-dali/1275232
Сальвадор Дали (Salvador Dali) и его сюрреалистические картины — DRIVE2
Всем доброго времени друзья и гости, девочки и мальчики. Окунемся немного в живопись, причем совсем необычную живопись, а в талантливого и загадочного Сальвадора Дали. Да мне нравятся картины Дали, в ниx есть какой-то скрытый смысл и загадка.
книга о Дали
Есть у меня даже книга со всеми его картинами и пару картин маслом из этой книги.
Картины к сожалению не покажу =)
Сальвадор Дали — известнейший сюрреалист и один из самых влиятельных деятелей искусства 20-го века. К славе его привел эксцентричный характер, уникальный талант и чрезвычайно творческий стиль живописи.
Формирование его художественного мастерства проходило в эпоху раннего модерна, когда современники Дали в значительной степени представляли такие новые художественные течения, как экспрессионизм и кубизм.
Молодой художник признал мощную силу, исходящую из работ старых мастеров эпохи Возрождения и после экспериментов с современными выражениями присоединился к сюрреалистическому движению приблизительно в 1929 году.
Этот год отмечен важным поворотом в жизни Сальвадора Дали, поскольку в то время он встретил Галу, которая позже стала его любовницей, женой, музой, моделью и основным вдохновением.
Некоторые искусствоведы утверждают, что эра его сюрреализма началась немного ранее, с написанием картин в 1927 и 1928 гг, на которых изображены массивы элементов с сексуальным подтекстом, отличающиеся от кубистского подхода.
Эти полотна содержат первые проблески свойственного для Дали ландшафта, который окажется одним из наиболее характерных черт его собственной формы сюрреализма.Дали в качестве сценариста сотрудничал с известным режиссером, Луисом Бунюэлем, который снял фильмы «Золотой век» и «Андалузский пес».
В них отобразилось странное движение и нереальные сцены, напоминающие ожившие картины Дали.В 1934 году Сальвадора Дали изгнали из официального сюрреалистического общества из-за разногласий в отношении войны, но он выставлял свои преимущественно сюрреалистические произведения с международными сюрреалистами до 1940 года.
Затем лица в его картинах приобрели узнаваемые стилистические черты, но в основном с выраженным субъективным исследованием науки и религии.Одна из выдающихся картин Сальвадора Дали этого периода — «Постоянство памяти». В ней изображена неизбежность течения времени. Для ее создания Дали вдохновился куском расплавленного сыра.
Картина оказалась шокирующей, успешной и одной из самых известных работ художника.Так как он был блестящим чертежником и колористом, Дали почерпнул много вдохновения от старых мастеров. Но он использовал экстравагантные формы и изобретательные способы, чтобы составить совершенно новый, современный и инновационный стиль искусства.
Его картины отличаются использованием двойных образов, ироничных сцен, оптической иллюзией, сновидческими пейзажами и глубоким символизмом.На протяжении всей своей творческой жизни Дали никогда не ограничивался одним единственным направлением. Он работал с масляными красками и акварелью, создавал рисунки, скульптуры, фильмы и фотографии.
Даже разнообразие формы исполнения не было чуждо художнику, в том числе создание ювелирных изделий и других произведений прикладного искусства.Высоко плодовитый и чрезвычайно одаренный мастер оставил огромное наследие для будущих поколений художников и любителей искусства.
О фантастическом таланте, воображении и мастерстве эксцентричного Сальвадора Дали свидетельствуют эти 18 примеров его сюрреалистических картин.
1. «Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол», 1934 год
Эта небольшая картина с довольно длинным оригинальным названием воплощает восхищение Дали великим фламандским мастером 17-го века, Яном Вермеером. Автопортрет Вермеера исполнен с учетом сюрреалистического видения Дали.
Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол
2. «Великий мастурбатор», 1929 год
На картине изображена внутренняя борьба чувств, возникших относительно полового акта. Это восприятие художника возникло как пробудившееся детское воспоминание, когда он увидел оставленную его отцом книгу, открытую на странице с изображенными гениталиями, пораженными венерическими заболеваниями.
Великий мастурбатор
3. «Жираф в огне», 1937 год
Это произведение художник завершил до переезда в США в 1940 году.
Хотя мастер утверждал, что картина аполитична, она, как и многие другие, отображает глубокие и тревожные ощущения беспокойства и ужаса, которые, должно быть, переживал Дали в бурный период между двумя мировыми войнами.
Определенная часть отражает его внутреннюю борьбу в отношении гражданской войны в Испании, а также ссылается на метод психологического анализа Фрейда.
Жираф в огне
4. «Лицо войны», 1940 год
Агония войны также отразилась в творчестве Дали. Он считал, что его живопись должна содержать предзнаменования войны, что мы и видим в смертоносной голове, начиненной черепами.
Лицо войны
5. «Сон», 1937 год
Здесь изображено одно из сюрреалистических явлений — сон. Это хрупкая, неустойчивая реальность в мире подсознания.
Сон
6. «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938 год
Эта фантастическая живопись особенно интересна, так как в ней автор использует двойные образы, наделяющие само изображение многоуровневым смыслом. Метаморфозы, удивительные сопоставления объектов и скрытые элементы характеризуют сюрреалистические картины Дали.
Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря
7. «Постоянство памяти», 1931 год
Это, пожалуй, самая узнаваемая сюрреалистическая картина Сальвадора Дали, которая воплощает в себе двойственность мягкости и твердости, символизирует относительность пространства и времени. В значительной степени она опирается на теорию относительности Эйнштейна, хотя Дали говорил, что идея картины родилась при виде расплавленного на солнце сыра Камамбер.
Постоянство памяти
8. «Три Сфинкса острова Бикини», 1947 год
В этом сюрреалистическом изображении атолла Бикини воскрешает память о войне. Три символических сфинкса занимают разные планы: человеческая голова, расколотое дерево и гриб ядерного взрыва, говорящий об ужасах войны. Картина исследует отношения между тремя субъектами.
Три Сфинкса острова Бикини
9. «Галатея со сферами», 1952 год
Портрет жены Дали изображен через массив шарообразных форм. Гала похожа на портрет Мадонны. Художник, вдохновленный наукой, возвысил Галатею над осязаемым миром в верхние эфирные слои.
Галатея со сферами
10. «Расплавленные часы», 1954 год
Еще одно изображение предмета, отмеряющего время, получило эфирную мягкость, что не характерно для жестких карманных часов.
Расплавленные часы
11. «Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру», 1945 год
Гала со спины. Это замечательное изображение стало одним из самых эклектичных произведений Дали, объединив классику и сюрреализм, спокойствие и странность.
Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру
12. «Мягкая конструкция с вареными бобами», 1936 год
Второе название картины — «Предчувствие гражданской войны». Здесь изображены предполагаемые ужасы гражданской войны в Испании, так как художник написал ее за шесть месяцев до начала конфликта. Это было одно из предчувствий Сальвадора Дали.
Мягкая конструкция с вареными бобами
13. «Рождение жидких желаний», 1931-32гг
Мы видим один из примеров параноидально-критического подхода к искусству. Изображения отца и, возможно, матери смешаны с гротескным, нереальным образом гермафродита в середине. Картина наполнена символикой.
Рождение жидких желаний
14. «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать», 1929 год
Это произведение, созданное на фрейдистских принципах, стало примером отношения Дали с его матерью, чье искаженное тело сильно влияет на далинианскую пустыню.
Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать
15. Без названия — Дизайн живописи фрески для Элены Рубинштейн, 1942 год
Конструкция сделана в качестве матрицы для внутренней отделки помещения по заказу Элены Рубинштейн. Это откровенно сюрреалистическое изображение из мира фантазии и снов. Художник вдохновился классической мифологией.
Без названия — Дизайн живописи фрески для Элены Рубинштейн
16. «Содомское самоудовлетворение невинной девы или юная девственница», 1954 год
В картине изображена женская фигура и абстрактный фон. Художник изучает вопрос о подавленной сексуальности, что следует из названия произведения и фаллических форм, которые часто появляются в творчестве Дали.
Содомское самоудовлетворение невинной девы
17. «Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека», 1943 год
Художник выразил свои скептические взгляды, написав эту картину во время пребывания в Соединенных Штатах. Форма шара, кажется, символическим инкубатором «нового» человека, человека «нового мира».
Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека
18. «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» (1944)
Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение.
Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу.
Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы.
Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения
Источник: https://www.drive2.ru/b/1696777/
Постоянство памяти. В чем секрет успеха картины Дали
Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931 г. 24х33 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк (МОМА)
Плавящиеся часы – очень узнаваемый образ Дали. Даже более узнаваемый, чем яйцо или нос с губами.
Вспоминая Дали, мы волей-неволей думаем именно о картине «Постоянство памяти».
В чем же секрет такого успеха картины? Почему она стала визитной карточкой художника?
Попробуем разобраться. А заодно пристально рассмотрим все детали.
«Постоянство памяти» – есть над чем подумать
У Сальвадора Дали многие работы неповторимы. За счет необычного сочетания деталей. Это подталкивает зрителя задавать вопросы. К чему это все? Что художник хотел сказать?
«Постоянство памяти» – не исключение. Она сразу же провоцирует человека на размышления. Потому что образ текущих часов очень цепляющий.
Но не только часы заставляют задуматься. Вся картина пропитана множеством противоречий.
Начнём с цвета. На картине много коричневых оттенков. Они горячие, что усиливает ощущение пустынности.
Но это жаркое пространство разбавлено холодным голубым цветом. Таковы циферблаты часов, море и поверхность огромного зеркала.
Сальвадор Дали. Постоянство памяти (фрагмент с сухим деревом). 1931 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк
Изогнутость циферблатов и веток сухого дерева находятся в явном контрасте с прямыми линиями стола и зеркала.
Видим мы и противопоставление реальных и нереальных вещей. Сухое дерево реально, а вот плавящиеся на нем часы – нет. Море вдали реально. А вот зеркало с него размером в нашем мире вряд ли встретишь.
Такое смешение всего и вся наводит на разные мысли. Думается и про изменчивость мира. И про то, что время не приходит, а уходит. И про соседство реальности и сна в нашей жизни.
Каждый задумается, даже если ничего не знает о творчестве Дали.
Интерпретация Дали
Сам Дали мало комментировал свой шедевр. Только рассказал, что на образ плавящихся часов его вдохновил растекающийся на солнце сыр. А при написании картины он думал об учении Гераклита.
Этот античный мыслитель говорил о том, что все в мире изменчиво и имеет двойственную природу. Что ж, двойственности в «Постоянстве времени» хоть отбавляй.
Но почему именно так художник назвал свою картину? Может, потому что верил в постоянство памяти. В то, что, только память о каких-то событиях и людях может сохраняться, несмотря на течение времени.
Но точного ответа мы не знаем. Вся прелесть шедевра именно в этом. Вы можете сколь угодно долго биться над загадками картины, но так и не найти всех ответов.
Интересные детали «Постоянства памяти»
В тот день в июле 1931 года у Дали возник в голове интересный образ плавящихся часов. Но все остальные образы им уже были ранее использованы в других работах. Они и перекочевали в «Постоянство памяти».
Может быть и поэтому картина так успешна. Потому что это копилка самых удачных образов художника.
Дали даже любимое яйцо нарисовал. Хотя и где-то на заднем плане.
Сальвадор Дали. Постоянство памяти (фрагмент). 1931 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк
Конечно, на «Геополитеческом ребёнке» оно – крупным планом. Но и там, и там яйцо несёт одинаковую символику – перемены, рождение чего-то нового. Опять же по Гераклиту.
Сальвадор Дали. Геополитический ребенок. 1943 г. Музей Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге, Флорида, США
На этом же фрагменте «Постоянства памяти» крупным планом – горы. Это мыс Креус рядом с его родным городом Фигерас. Дали любил переносить на свои картины воспоминания из детства. Вот и этот знакомый ему с рождения пейзаж кочует из картины в картину.
Автопортрет Дали
Конечно, в глаза ещё бросается странное существо. Оно, как и часы, текучее и бесформенное. Это автопортрет Дали.
Мы видим закрытый глаз с огромными ресницами. Высунутый длинный и толстый язык. Он явно без чувств или плохо себя чувствует. Ещё бы, на такой жаре, когда даже металл плавится.
Сальвадор Дали. Постоянство памяти (деталь с автопортретом). 1931 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк
Это метафора упущенного времени? Или человеческая оболочка, которая бессмысленно прожила свою жизнь?
Лично у меня эта голова ассоциируется с автопортретом Микеланджело с фрески «Страшный суд». Мастер Эпохи Возрождения изобразил себя своеобразно. В виде спущенной кожи.
Взять похожий образ – вполне в духе Дали. Ведь его творчество отличалось откровенностью, желанием показать все свои страхи и желания. Образ человека с содранной кожей вполне ему подходил.
Микеланджело. Страшный суд. Фрагмент. 1537-1541 гг. Сикстинская капелла, Ватикан
А вообще такой автопортрет – частое явление на картинах Дали. Крупным планом мы видим его на полотне «Великий мастурбатор».
Сальвадор Дали. Великий мастурбатор. 1929 г. Центр искусств королевы Софии, Мадрид
И вот можно уже сделать вывод ещё об одном секрете успеха картины. Все приведённые для сравнения картины имеют одну особенность. Как и многие другие работы Дали.
Пикантные подробности
В работах Дали много сексуального подтекста. Их так просто не покажешь аудитории младше 16. Да и на плакатах не изобразишь. А то ведь обвинят в оскорблении чувств прохожих. Как это случилось с репродукциями Босха.
А вот «Постоянство памяти» вполне себе невинна. Тиражируй сколько хочешь. И в школах показывай на уроках по искусству. И на кружках с майками печатай.
Сложно не обратить внимание и на насекомых. На одном циферблате сидит муха. На перевёрнутых красных часах – муравьи.
Сальвадор Дали. Постоянство памяти (деталь). 1931 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк
Муравьи – тоже частые гости на картинах мастера. Мы видим их на том же «Мастурбаторе». Они копошатся на саранче и в районе рта.
Сальвадор Дали. Великий мастурбатор (фрагмент). 1929 г. Музей Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге, Флорида, США
Муравьи у Дали ассоциировались с разложением и смертью после крайне неприятного инцидента в детстве. Однажды он увидел, как муравьи пожирают труп летучей мыши.
Вот именно за этим художник их и изобразил на часах. Как пожирающих время. Муха изображена скорее всего с тем же смыслом. Это напоминание людям, что время уходит без возврата.
Подведем итог
Так в чем же секрет успеха «Постоянства памяти»? Лично я нашла для себя 5 объяснений этому феномену:
– Очень запоминающийся образ плавящихся часов.
– Картина заставляет думать. Даже если Вы мало разбираетесь в творчестве Дали.
– В картине собраны все самые интересные образы художника (яйцо, автопортрет, насекомые). Это не считая самих часов.
– Картина лишена сексуального подтекста. Она может быть показана любому человеку на этой Земле. Даже самому маленькому.
– Все символы картины до конца не расшифрованы. И гадать над ними мы можем бесконечно. В этом сила всех шедевров.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
Источник: https://arts-dnevnik.ru/postoyanstvo-pamyati-dali/