Описание картины сергея виноградова «в доме»

Виноградов Сергей Арсеньевич

Для увеличения — нажмите на изображение

 Сергей Арсеньевич Виноградов родился в семье сельского священника. Окончил приходскую школу, затем Костромскую гимназию, где увлекся рисованием и решил посвятить свою жизнь искусству. В 1880 переехал в Москву, поступил в МУЖВиЗ, учился у Е. С. Сорокина, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского.

В 1885 и 1886 за живописный этюд и рисунок с натуры награжден малыми серебряными медалями. В 1888 за картину «Барышник-лошадник» («Корчма на шляху») получил большую серебряную медаль и звание классного художника. В 1889 продолжил обучение в ИАХ в Петербурге у Б. П. Виллевальде и К. Б.

Венига, но вскоре из-за болезни бросил учебу и возвратился в Москву. 

В 1884–1890 посещал рисовальные вечера в доме Поленова. С 1889 принимал участие в выставках Московского общества любителей художеств, годом позже за картину «Обед работников» был удостоен 3-й премии Общества.

С самых первых выставок пейзажи, жанровые картины, рисунки Виноградова были высоко оценены критикой и стали предметом собирательства. Среди первых приобретателей произведений художника были такие крупные коллекционеры русского искусства, как П. М. Третьяков, И. С.

Остроухов, П. И. Харитоненко, И. А. Морозов, М. А. Морозов и другие.

В 1891–1896 жил в Харькове, преподавал рисунок в ремесленном училище. В 1892 вступил в ТПХВ, экспонировал свои произведения на выставках Товарищества вплоть до 1901. В 1896 переехал в Москву. Работал в области книжной графики, оформлял книги в издательстве А. Д. Ступина.

С 1897 преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище. В 1901 выступил в числе инициаторов «Выставки 36-ти художников» в залах Строгановского училища в Москве. В 1901–1903 и 1906 участвовал в выставках «Мира искусства».

В 1903 стал одним из учредителей Союза русских художников. В 1904 экспонировал свои произведения на Международной выставке в Дюссельдорфе, в 1905–1906 — в выставках русского искусства в Париже и Берлине, организованных С. П. Дягилевым.

В 1909 за картину «Лето» был награжден золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене.

В 1912 избран академиком, в 1916 — действительным членом ИАХ в Петербурге. Много путешествовал по России, неоднократно совершал поездки по Волге и Северу. В 1902 вместе с М. А. Морозовым отправился в Европу. В 1915–1917 жил и работал на даче К. А. Коровина в Гурзуфе.

Активно занимался общественной деятельностью, входил в Орловское общество изящных искусств (с 1911), Общество Рязанского городского художественно-исторического музея им. И. П. Пожалостина, Московский литературно-художественный кружок.

После революции 1917 входил в состав комиссии по оформлению московского Кремля к празднованию первой годовщины Октября. В 1923–1924 возглавлял организационный комитет передвижной выставки русского искусства в США и Канаде. Сопровождал выставку в США, в Советскую Россию не вернулся.

По приглашению Н. П. Богданова-Бельского переехал в Латвию, где поселился в Риге. В 1925 организовал персональную выставку в Риге. Некоторое время преподавал в мастерской Богданова-Бельского, затем основал собственную школу-студию. В 1930 в Риге состоялась выставка учеников Виноградова.

Продолжал заниматься творчеством. В 1929 выпустил в Риге альбом акварелей и рисунков «Псково-Печерский монастырь».

Принимал участие в выставках Культурного фонда Латвии (1935 и 1937), а также художественного общества «Эстетика» (1935 и 1938).

Посылал свои произведения на выставки русского искусства в Европе, в частности в Копенгаген (1927), Прагу (1928), Лондон (1935), Белград (1936). Персональные выставки мастера состоялись в Риге в 1935, 1936–1937.

Автор мемуаров о художниках Маковском, Прянишникове, Поленове, Сорокине и других.

Виноградов принадлежит к числу наиболее значительных мастеров русского искусства рубежа XIX–XX столетий. Он имел репутацию виртуозного живописца и блестящего рисовальщика.

В раннем творчестве создавал жанровые картины на темы жизни деревни и русской провинции, близкие передвижнической традиции — «Починка барки» (1888), «Обед работников» (1890), «Бабы» (1894) и другие. Уже в них художник использовал многие приемы импрессионистов, в частности особое внимание уделял передаче эффектов освещения.

В 1900-х сосредоточился на пейзаже в уже абсолютно импрессионистическом духе, с непосредственностью пленэрного восприятия натуры, в свободной живописной манере, яркими, насыщенными цветами, светлым свежим колоритом. В 1910-х, как и многие товарищи по Союзу русских художников (например, С. Ю. Жуковский и Л. В.

Туржанский), увлекся темой старинных русских усадеб, запечатлевая в свои картинах парки и интерьеры, проникнутые тонким лиризмом и элегичностью. Среди членов Союза выделялся как мастер «солнечного света», которым буквально залито большинство его пейзажей.

Произведения Виноградова находятся во многих частных и музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Рижском художественном музее, музее Карнеги в Питтсбурге.

*   *   *

Галерея (108 изображений)

*   *   *

Источник: http://gorenka.org/index.php/russkaya-zhivopis/3623-vinogradov-sergej-arsenevich

Занимательное искусствоведение: личности

?nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
2018-09-03 09:05:00nikonova_alina
nikonova_alina
2018-09-03 09:05:00

СЕРГЕЙ ВИНОГРАДОВ И ПРОБЛЕМЫ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА          Термин «русский импрессионизм», который в наши дни используют достаточно часто (даже и музей соответствующий был открыт не так давно) на самом деле вызывает у искусствоведов некоторую настороженность. Профессионалы вообще предпочитают употреблять его с большими оговорками. Дело в том, что на самом деле то, что происходило в русском искусстве (в основном, в русском пейзаже) на рубеже 19-20 веков очень опосредованно связано с чистым импрессионизмом в его каноническом французском варианте.

         Импрессионисты полагали, что основная задача художника – остановить и зафиксировать мгновение, момент жизни, так же, как это делают фотографы.

Они начали активно работать на пленэре, писать картины не в мастерской, а прямо на природе, на городских улицах, запечатлевая не реконструкцию событий, а подлинную жизнь.

То есть главное в их искусстве было само искусство, красота, перенесенная из реального мира на холст. Но для русских художников чисто художественных задач как всегда оказалось недостаточно.

         Русская культура всегда была литературоцентричной, и это распространялось также и на визуальные виды искусства. Несмотря на все декларации, даже мирискусники в своих произведениях не смогли избежать доминирования содержательной стороны. Русские импрессионисты же, принадлежащие по большей части к «Союзу русских художников», вообще имели органическую связь с передвижничеством, многие из них состояли в обоих организациях.

         Русский импрессионизм по сравнению с французским отличает меньшая динамика в отражении течения жизни, этюдность и, как следствие,намеренная незавершенность работ, гораздо большая значимость содержания в произведении и отображение внутреннего состояния художника.

         Одним из тех художников, которых однозначно называют «русскими импрессионистами», был Сергей Виноградов. Нельзя сказать, что его имя в наше время прочно забыто, но все-таки он сейчас далеко не так известен, как, скажем, Константин Коровин или Игорь Грабарь.         Сергей Виноградов родился в 1869 году в семье бедного приходского священника в селе Большие Соли Костромской губернии. Его путь в искусство был с одной стороны довольно традиционным: раннее проявления интереса к живописи (уроки рисования в гимназии и наблюдение за работой провинциальных иконописцев), Московское училище живописи, ваяния и зодчества, затем Академия в Петербурге.

         А вот потом начались некоторые отклонения от жестко установленной схемы. Сначала Сергея свалил тиф, и он был вынужден бросить Академию (академические отпуска в те времена не предоставляли), затем он достиг призывного возраста, и перед ним замаячила реальная перспектива отправиться на военную службу. Чтобы избежать этого он уехал в Харьков преподавать в ремесленном училище .

Харьков он ненавидел лютой ненавистью, называл отвратительной провинциальной дырой, и восемь лет, которые он там провел, считал безнадежно потерянными, тем более, что его работы, выполненные в это время отказывались брать на выставки передвижников.

Читайте также:  Описание картины жака луи давида «антиох и стратоника»

Он развлекался, читая русских классиков (вернее, современную литературу – Тургенева и Толстого), изучая французский язык, а также посещая местный театр.

        В 1898 году Виноградов вернулся, наконец, в Москву, где ему предложили преподавать в натурном классе Строгановского училища. С этого момента его творческая жизнь начала идти по нарастающей. Со своим другом Василием Переплетчиковым летом того же года Сергей съездил в Плес, открытый незадолго до этого Левитаном, через год его приняли в Товарищество передвижников, а еще через пару лет он отправился во Францию, приобщаться к современному искусству и благоговеть перед классиками.Примерно в то же время он подружился с Константином Коровиным и стал частым гостем в его имении Охотино и в доме в Гурзуфе. Затем последовало участие в организации «Союза русских художников», новые поездки за границу и работа.Картины Сергея Виноградова становятся заметным явлением на выставках даже с учётом того, что его современниками были многие великолепные пейзажисты соответствующей эпохи, начиная с того же Коровина.
          Сергей Виноградов             Константин Коровин

      Виноградов учился в свое время у Василия Поленова, и главным, чтоего восхищало в работах учителя, был солнечный свет (между прочим, тем же у  Поленова восхищался и Коровин).

Вообще, у большинства пейзажистов можно отметить достаточно узкую сезонную специализацию: одни любят писать зиму, другие предпочитают осень или раннюю весну, а вот тех кто любит, а главное, умеет передавать солнечный свет на своих полотнах, не так уж и много. Виноградов это умел блестяще, и был художником лета.

       Расцвет Сергея Виноградова приходится на 1910-е годы. В это время он работает с необычайной интенсивностью, очень многие его работы вызывают восхищение и восторг и у публики, и у критиков. И больше всего всех восхищать именно его способность передать ощущение солнечного света и тепла.

А я бы ее добавила, что его полотна просто пронизаны ощущением покоя и тихого безоблачного счастья, счастья простой человеческой жизни. Разглядывая их, можно почти осязаемо погрузиться в счастливую и беззаботную атмосферу русской дореволюционной жизни.

И если кто не стремился передать в своих полотнах ощущение тревоги от приближающейся революционной бури, так это был как раз Сергей Виноградов.
             В 1910 году Виноградов выставил картину «Сад». Сейчас это достаточно небольшое полотно (размер 96х96 см) хранится в Иркутском художественном музее им.В.П.

Сукачева. В свое время современники были просто потрясены мастерством художника, с которым он изобразил уголок усадебного сада с большой асимметричной клумбой с кустами белых пионов в центре. Игорь Грабарь так писал об этом полотне в журнале «Весы»:

               «…Мне нравится «Сад» Виноградова с мастерски написанными  цветущими деревьями и удачно найденной и просто разрешенной игрой солнца на траве и дорожке.

Этому художнику, видимо уставшему от собственного мастерства, можно от всей души пожелать, чтобы он очутился во власти какой-либо большой художественной идеи, способной всецело его захватить, увлечь и даже временно раздавить…»          Из этого отрывка можно понять, что даже Грабарь, который также относится к представителям русского импрессионизма, не принял того факта, что идеей, захватывающей художника, может быть просто желание запечатлеть счастливое мгновение, мимолетную красоту летнего дня, и ничего более.

       Живя в эпоху надвигающихся грандиозных перемен, Виноградов как мог пытался соответствовать социально-политическим запросам современности.

Во время Первой мировой войны он делал агитационные плакаты (я не смогла найти ни одного из них для примера, но ясно, что пейзажист и лирик долен был ломать себя, свою индивидуальность, чтобы производить такие вещи), после революции даже входил в какие-то оформительские комиссии, учреждённые новой властью.

Но все это было не для него. Трудно сказать, как сложилась бы его судьба в Советской России, хотя ничего хорошего людям такого сугубо творческого склада здесь ожидать не приходилось.

      Впрочем, кое-что приятное в его послереволюционной жизни все же случилось. В 1918, когда ему уже было под пятьдесят лет, Виноградов женился на художнице Ирине Войховской. Супруга была полячкой и младше мужа на 16 лет.

      В 1923 году Виноградов, как председатель выставочного комитета, смог организовать  выставку, которую потом было решено показать в США, в основном с целью продажи, и Сергей Арсеньевич, как руководитель проекта, сопровождал ее в Штаты.

Картины продать не удалось, они вызвали восторг в эмигрантской среде, но не вызвали особого желания их покупать у тех, кто имел деньги. Хотя некоторое количество собственных работ Виноградов все же продал. Но для художника, похоже, возможность вырваться за границу, обернулась во благо.

Назад, в Россию он уже не вернулся, а уехал в Ригу по приглашению своего друга Николая Богданова-Бельского. К счастью, спустя какое-то время к нему смогла присоединиться и жена.
        Сергей Виноградов прожил в Латвии оставшиеся пятнадцать лет своей жизни.

В сущности, жил он не так уж и плохо: писал хутора и окрестности Риги, преподавал в Рижской школе-студии для подростков, навещал своих многочисленных друзей, даже ездил в Париж, чтобы навестить Константина Коровина. Но все это было уже не то. Сергей Арсеньевич тосковал о родине.

Конечно, не о Советской России, которую он не принял, да, в сущности, так и не узнал. Он тосковал о старой, дореволюционной стране, где были старинные усадьбы, освещаемые солнцем, где можно было размышлять, мечтать и читать хорошие книги, сидя в своем саду за чайным столом, где была тихая, спокойная и красивая жизнь.

       Вероятно, чтобы хоть немного вернуться туда, в прошлое, Виноградов время от времени совершал поездки в Печоры, поскольку этот город в то время находился в составе Эстонии.

Он с восторгом писал Псково-Печорский монастырь, восхищаясь его архитектурой.

Но это уже были бледные отголоски его прежних работ, написанныев гораздо более сдержанной манере с использованием боле темного и даже мрачноватого колорита.

      Сергей Виноградов умер почти нелепо, но его смерть кажется каким-то логичным завершением всей его жизни. В январе 1938 года умер один из его друзей, художник Константин Высоцкий. Виноградов был на его похоронах и всю дорогу до кладбища шел с непокрытой головой.

Сильная простуда перешла в пневмонию, а легкие у него наследственно были слабыми (мать и сестры умерли от туберкулеза), так что болезнь оказалась смертельной. Виноградов умер 5 февраля 1938 года. Возможно, он и сам уже не хотел бороться за жизнь, не видя в этом особого смысла.

Ведь высший взлет его искусства остался там, в 1910-х годах, вместе с тихим, солнечным и счастливым миром.

Источник: https://nikonova-alina.livejournal.com/214058.html

(no title)

[Oct. 8th, 2017|07:50 pm]Сергей Сергеевич Каринский
РУССКАЯ УСАДЬБА: С.А.ВИНОГРАДОВ (1869-1938)Историк искусства А.А.Трубников (1882-1966) написал когда-то очень верные слова:В дворянских усадьбах сгустилась вся суть русской культуры; то были интеллектуальные теплицы, в которых распускались самые красивые цветы. Из них вышли Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев, Лесков, наши великие писатели, наши лучшие музыканты и поэты. Мы, вышедшие оттуда, любили эти дома с особой остротой. В нас жили туманные страхи. Ходили таинственные слухи о желающих погубить их вместе с нами, что вселяло предчувствие неизбежного бегства. Если русско-византийская культура проявилась в богоносной красоте икон, то эволюция нашего общества после Петра проявилась вовсе не в архитектуре Царского Села или сокровищах, собранных Екатериной в Эрмитаже, а в рождении очень своеобразного и ни на что не похожего мира русских усадеб. Мысль Трубникова заострил его коллега бар. Н.Н.Врангель (1880-1915):В России всегда была только одна культура — культура помещиков. Воспитанные иностранными гувернерами, часто потомками древних родов, русские помещики-дворяне с детства вырастали в атмосфере понятий и взглядов человека Запада и несмотря на всю дикость уклада русской действительности навсегда сохраняли хотя бы внешний лоск европейцев.Сергей Арсеньевич Виноградов, как это легко понять из его фамилии, происходил из семьи священника, причём сельского, из Костромской губ. Тем самым на сословной лестнице он стоял между сыном батрачки Н.П.Богдановым-Бельским (внешность которого, впрочем, наводит на мысль о том, что отцом его был отнюдь не батрак) и шляхтичем С.Ю.Жуковским — двумя товарищами-художниками, живопись которых представляет собой естественный контекст для восприятия работ самого Виноградова. Он учился в Москве и Петербурге и, после короткого харьковского периода, жил и преподавал в Москве. В 1924 г. он, подобно Богданову-Бельскому, уехал в Латвию, где и умер ещё до советского её присоединения.Виноградов занимает промежуточное положение между Богдановым-Бельским и Жуковским не только формально-сословно, но и по содержанию своей живописи. Богданов-Бельский недаром был поздним передвижником, не состоявшим в Сююзе русских художников, членами которого были Виноградов и Жуковский. У него, прирождённого жанриста, социальное, характерное и, в меньшей мере, психологическое составляют важнейшую часть творческой задачи его произведений. У Жуковского, напротив, социально-бытового в картинах нет совсем, ибо практически отсутствуют сами люди, на первый же план выходит художественно-образная, почти уже декоративная, сторона живописи (картины Жуковского во множестве можно видеть здесь: http://enzel.livejournal.com/389861.html, https://enzel.livejournal.com/451885.html).Виноградов тоже начинал как жанрист, изобразитель народных типов, однако по-настоящему он нашёл себя как художник лишь тогда, когда принялся писать дворянские усадьбы. Но, как усадебный художник, он сильно отличается от Жуковского не только нередким присутствием на его картинах людей, обычно женщин, но и самим тоном своей живописи, мажорным, энергичным и солнечным — даже когда он изображал вечер и осень. Тут, конечно, сказалась и разница темпераментов двух этих художников, более сангвинического и отчётливо меланхолического. Если усадьбы Жуковского это во многом уже дань памяти о прошлом — часто запущенные и тихо разрушающиеся свидетели былого, то в усадьбах Виноградова именно живут и по-прежнему радуются жизни, хотя делают это, разумеется, спокойно и прилично, со вкусом, как издавна заведено.
Читайте также:  Описание картины жана антуана ватто «вывеска лавки жерсена»

Осень, 1907. На этой картине, как и на картинах «Лето» (1908), «В усадьбе», «Сад осенью» (1910), «Ранняя весна», «Сад весной» (1911), «Усадьба» (1910-е гг.), изображена усадьба В.С.Мамонтова Головинка в Тульской губ.
Солнечный день, 1908

Лето, 1908 — одна из лучших картин Виноградова, за которую он было удостоен золотой медали в Мюнхене в 1909 г.

Головинка — тот же дом в несколько ином ракурсе
В усадьбе, 1910
В доме, 1910
Сад осенью, 1910
Ранняя весна, 1911
Весна, 1911
Сад весной, 1911
В доме, 1912
Усадьба, 1910-е гг.

В доме, 1913 — в этом году художник был удостоен второй золотой медали на Мюнхенской выставке — не за эту ли картину?

В доме, 1914
Играет, 1914
Летние грёзы, 1915 — а где-то война, а через два года — конец…

Летний день, 1917 — и где тут предчувствие совсем скорого конца этого мiра?

Усадьба, 1918
Девушка за чтением, 1919 г. — уже отчетливая ретроспекция и эскапизм
Автопортрет, 1922
На даче летом, 1924
Дама в интерьере, 1924
Утро, 1925
Вид на православный собор Рождества Христова в Риге, 19288 октября (25 сентября) — Сергиев день.

Comments:
From: yu_sinilga2017-10-08 04:03 pm (UTC) (Link)

Глядя на одни картинки, подумала: Борисов-Мусатов.

From: enzel2017-10-08 04:12 pm (UTC) (Link)

Нет, тот призрачно-символичен, русский Пюви де Шаванн. А тут очень много витальности, снизу, но далеко не со дна 🙂

From: khebeb2017-10-08 04:32 pm (UTC) (Link)

Я б еще Петровичева в завершение этой линии поставил

From: mmnt2017-10-08 09:16 pm (UTC) (Link)

Спасибо.Никогда не задумывался о происхождении фамилии Виноградов, очень уж распространенная и нехитрая. Хотел спросить, а потом погуглил и понял…-)

У меня в детстве соседи по дому были с такой фамилией. Это была полулюмпенская семейка, переехавшая из пригородной деревни, с пьянками, гармошкой (именно гармошкой, отец семейства умел играть немного, по пьяни). Жил еще у них дедушка древний, этот вообще был поляк, звали Казимир.

С их старшим сыном я как ни странно сдружился, по-соседски. Но сама семейка была аховая. Наверное поэтому фамилия Виноградов у меня никак с семинарским происхождением не склеивалась.

А вот Преображенские и Рождественские в жизни встречались, там все соответствовало (с поправкой на советский пресс конечно).

From: nvespuccia2017-10-11 04:15 pm (UTC) (Link)

Какое приятное совпадение! Я как раз все эти дни провожу в мыслях об усадьбах… Как бы что-нибудь восстановить (пусть и не своё), да как бы сделать так, чтобы к реституции всё повернулось… 🙂

Edited at 2017-10-11 04:17 pm (UTC)

From: enzel2017-10-11 05:30 pm (UTC) (Link)

А Вы участвуете в ОИРУ? В Историчке какая-то выставка открылась под его эгидой.

Я тоже в последнее время выяснял кое-какие усадебные подробности по Ярославской губ. Там есть знающие люди на форуме ЯРИРО.

From: nvespuccia2017-10-11 06:16 pm (UTC) (Link)

Нет, не участвую. Периодически просматриваю их сайт. Может было бы и полезно приблизиться к ним. Но часто знакомства оборачиваются разочарованием — вполне учёные люди не видят корня проблемы.

Или смирились и согласились со всем этим бесправием. Это вызывает какую-то совершенно неизбывную печаль.

Вы тонко чувствуете связь нормального правового устройства и эстетики жизни, и очень хорошо пишете об этом.

From: enzel2017-10-11 06:40 pm (UTC) (Link)

Я Вас вполне понимаю и разделяю Вашу осторожную позицию. Советский человек может проявиться в ком-угодно, в ком и не подозреваешь поначалу. Спасибо за Вашу оценку моих скромных трудов. Собственно, уродство и беззаконие всегда идут рука об руку.

Источник: https://enzel.livejournal.com/445546.html

Виноградов Сергей Арсеньевич — русский художник

Русский художник Виноградов Сергей Арсеньевич . Автор картин: Алупка. Крым; В доме; Весна 1; Весна; Деревня; и многих других.

Виноградов Сергей Арсеньевич (1870-1938)

Сергей Арсеньевич Виноградов родился 13 июля 1869 г. в селе Большие Соли Костромской губернии в семье сельского священника. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1880 – 1889 г.г.) у И.М. Пряшникова, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова, в Петербургской Академии художеств (1889 г.) у Б.П. Виллевальде, К.Б. Венига.

 Особенно повлиял на его манеру письма В.Д. Поленов, занятия с которым позволили Виноградову найти в пейзаже собственную тему – пленэр с эффектами, как правило, закатного освещения.

После ранних, по преимуществу жанровых картин, в 1900 – 1910-е годы художник сосредоточился на пейзаже в духе импрессионизма. В 1889 году он получил звание классного художника, с 1912 — академика, с 1916 — действительного члена Академии художеств.

Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве; в Харькове и Риге.

Читайте также:  Описание картины александра попова «февраль»

Творческая и, как следствие этого, выставочная жизнь его были очень активной. Он был участником выставок: «Товарищества передвижных выставок» (в 1892 – 1901 г.г.

), «Московского товарищества художников» (в 1894 – 1895 г.г.), «36 художников» (в 1901 – 1902 г.г.), «Мира искусства» (в. 1901 – 1903 г.г.), «Союза русских художников» (1903 и 1906 – 1923 г.г.

), а также зарубежных (1906 г. — Париж; 1907 г. — Берлин).

 Работы этого одного из талантливейших и благополучнейших по судьбе русских художников, находящиеся в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева относятся к периоду его работы в объединении «Союз русских художников», в создании которого он принял значительное участие в 1903 г.

Художников «Союза» объединяла ориентация на достижения живописи В.Д. Поленова и И.И. Левитана. Их сплачивала не только близость тематики, — виды старинных русских городов, деревень, усадеб, домов — но также известное единство живописной системы.

Их импрессионизм носил преимущественно национально-самобытный характер.

 Культивируя достижения пленэра, запечатлевая изменчивость жизни природы с возможной точностью, активизируя выразительность манеры, цвета, фактурных особенностей, они остались верными лирико-поэтической струе, преобладающей в русском пейзаже второй половины XIX века.

 «Деревня» С.А. Виноградова 1915 года носит этюдный характер: фактически это большой этюд размера средней картины, полный ослепительного света и сверкающей красочности, столь соответствующий изображенному яркому весеннему дню.

Отблески весеннего солнца лежат на крышах домов, бревнах, еще прозрачных кронах деревьев. Краски яркие и насыщенные. Работа буквально завораживает бравурным жизнеутверждающим переживанием природного мотива.

Виноградов следует здесь не столько Левитану, сколько Архипову.

 В сравнении с несколько этюдной по живописи «Деревней» второй виноградовский пейзаж «Весна идет» (1911 г.) отличается глубокой продуманностью образного решения и достаточно высокой степенью законченности.

Это программное полотно, полное внутренней значительности, явно ориентированное на утверждение высокой поэзии русского усадебного ампира.

Этому впечатлению способствует не только элементы архитектуры, введенные в пейзаж, но и четкая графичность живописи пейзажа, построенная на контрасте темно-зеленых, бурых, черных крон и стволов деревьев и белого, уже подтаявшего снега.

 Третьей картиной С.А. Виноградова в собрании Радищевского музея является интерьер. Он носит несколько ретроспективный характер. Его работа «В доме» отличается тем же светлым жизнерадостным настроением, что и его «Деревня».

Картина представляет собой своеобразный синтез интерьера и пейзажа: и стены, и мебель в комнатах, изображенных на картине Виноградова включают внешний мир, подчеркнуто разомкнут, обращен к внешнему миру, к саду, в котором стоит дом. Природа свободно «протекает» сквозь него, давая общую эмоциональную настройку.

Побеждает чисто пленэрная, чувственно-осязаемая стихия. Интерьер мажорен и исполнен радостного утверждения сегодняшней жизни.

 С 1924 С.А. Виноградов жил и работал в Риге, где основал собственную художественную школу. Он умер 5 февраля 1938 года.

Картины художника

Алупка. Крым

В доме

Весна 1

Весна

Деревня

Дом

Нищие

Обед работников

Портрет Константина Константиновича Первухина

Северная деревня

Источник: https://wearts.ru/ruartist/56

«Впечатление» в живописи русского художника С.А. Виноградова

Сергей Арсеньевич Виноградов (1869—1938) — русский живописец.

Родился 1 (13) июля 1869 года в селе Большие Соли Костромской губернии, ныне посёлок городского типа Некрасовское Ярославской области.

Любовь к рисованию проявилась у Виноградова рано, этому способствовало соседство родительского дома с мастерской известного иконописца Ивана Семеновича Баженова, в которой и проводил будущий художник много часов, наблюдая за работой живописца и его учеников.

Уроки профессионального мастерства получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1880 — 1889) у художников Е.М. Сорокина, И.М. Пряшникова, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова. В 1889 году учился в Академии художеству Б. П. Виллевальде и К. Б. Венига, становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Творчество Виноградова характерно для основного ядра Союза русских художников, одним из основателей которого он был (1903).

С.А. Виноградов автор ранних жанровых картин с «говорящими» названиями: «Лошадиный барышник», «Починка барки», «Обед работников», «Нищие у церковной ограды», «Поденщик», «Крестьянка», «Пастух», — в них художник помимо сюжета ищет пейзажное начало. Картины его тяготеют к созерцательности и бессобытийности: «Бабы», «В доме», «Выходят», «По жнивью».

Не доучившись в Академии художеств Виноградов уезжает в Москву. Шесть лет посещает рисовальные вечера в доме художника В.Д. Поленова, где его эффектные по композиции и освещению картины оценили коллекционеры П.М. Третьяков, Морозовы, П.И. Харитоненко.

Затем художник уезжает в Харьков, где в 1891-1896 гг. преподаёт живопись и рисунок в ремесленном училище.

В это время художник выставляет свои картины на передвижных выставках «Товарищества», выставках «36 художников», общества «Мира искусств», «Московского товарищества художников», задумав создать наконец отвечающее своим воззрениям художественное объединение, которое получило название «Союз русских художников».

В 1903 г. Сергей Виноградов стал руководителем Союза Русских Художников, организации, программа которой интересом к русской природе, самобытности народной жизни. Это было одно из влиятельных художественных объединений в России начала XX века.

В 1912 году становится академиком Академии художеств. С 1916 года действительный член Академии художеств.

 Художник активно занимался общественной деятельностью, помогая многим отделениям бедноты и крестьян в Москве, С-Петербурге, Рязани, Орле. С.А.

Виноградов совершил несколько поездок по Волге и русскому Северу, оставляя картины и этюды от своих поездок: «Пристань на Волге», «Ледоход на Двине», «Кирилло-Белозерский монастырь» и другие.

В 1915-1917 годы С.А. Виноградов жил и работал в Крыму. Картины, созданные в этот период: «Алупка. Крым», «Крым, цветущий май», «Южная ночь».

С 1911 года С.А. Виноградов входил в «Орловское общество изящных искусств», в «Рязанское общество художественно-исторического музея», Московский литературно-художественный кружок.

С 1917 года С.А. Виноградов входил в состав Комиссии по оформлении Московского Кремля. Известна его картина этого периода «Вид на Московский кремль» — гимн импрессионизму.

В 1924-1929 годы С.А. Виноградов возглавлял организационный комитет передвижной выставки русского искусства в США и Канаде. Сергей Арсеньевич, сопровождая выставку в США, в советскую Россию уже не вернулся. Художник поселился в Риге, где в 1925 году была организована его персональная выставка живописи.

Художник продолжал создавать пейзажи, посетив в 1928 году Псково-Печерский монастырь. В 1929 году вышла серия работ православного содержания «Псково-Печерский монастырь», очень динамичных и красивых по колориту: «Купола кафедрального собора», «Успенский собор», «Звонница Псково-Печерского монастыря» и другие, всего пятнадцать картин.

С.А Виноградов великий русский художник,- приверженец реалистического направления, русского импрессионизма, в живописи которого важную роль играло «впечатление», как во Франции у основателей художественного течения — импрессионистов. Огромное внимание в работе над картиной у Виноградова уделялось натурным зарисовкам на пленэре, — этюдам.

Кроме «живого впечатления» от картины, всегда захватывающим в живописи Сергея Виноградова, оставался цвет, или колорит картины. На колорит, прежде всего, влияло освещение, правильно уловленное глазом живописца и воспроизведённое на картине. Свет главенствует на полотнах Виноградова.

Умер 5 февраля 1938 года в Риге. Похоронен на Покровском кладбище.

Весна идет

Крестьянские девушки

Пастух

На Волге

Утро (И.К.Войцеховская)

Купчиха за самоваром

Яблочный цвет

Дорога к поместью

Без работы (В ожидании парома)

Симбирск

 Весна

Псково-Печерский монастырь

Вид на Печерский монастырь

Золотая осень

В избе

Вечер ранней весны

Бабы. (Подруги)

Дама на балконе

Под летним солнцем

Обед работников

Женщина в домашней обстановке

В доме

Жаркий день

Крымский пейзаж

Осень. Задворки

Ярмарочный день

Маленький мост в лесу

В доме

Цветы, купающиеся в лучах солнца

Весеннее солнце

 Охота с борзыми

Усадьба

Зимний пейзаж

Барышня в сарафане

Весенний пейзаж

Нищие

Бабы тульские

В усадьбе

Мальчик на лошади

Деревенские девочки

Летний день

Поденщик

Усадьба

Монте-Карло. Этюд

Источник: https://subscribe.ru/group/pole-chudes/5557877/

Ссылка на основную публикацию