20 интересных фактов о Тициане
“Королем живописцев и живописцем королей” называли Тициана (1488/1490—1576) еще при жизни. Один из четырех титанов Возрождения, он родился более 500! лет назад, примерно в 1477 году и прожил почти девяноста лет – невероятный срок для того времени, когда средняя продолжительность жизни была всего 35 лет. Всю сознательную жизнь мастер творил шедевры, потому его наследие столь обширно.
“Кающаяся Мария Магдалена” Тициан. Около 1565. Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Современник Тициана, Джорджо Вазари, писал, что «не было такого именитого человека и знатной дамы, которых бы не коснулась его кисть. И в этом смысле не было, нет и не будет ему равных среди художников». Их было много, знатных особ, а Тициан был один. В XVI веке считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значит стать бессмертным. Так и вышло.
«Аллегория благоразумия» (середина 1560-х) Тициан. Тициан изобразил не только себя, но и сына с племянником. Их портреты представляют одно целое с головами трех животных: царственного льва, верной собаки и одинокого волка. В символике этот зверь с тремя головами как раз и обозначал Благоразумие. В его составе было три значимых вещи: память, знание и опыт. Лондонская национальная галерея
Ему делали заказы европейские короли, римские папы, герцоги, кардиналы, князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим среди художников Венеции!
-
- Тициан родился в семье видного политического деятеля недалеко от Венеции. Точная дата рождения неизвестна. Отец, разглядев талант сына, отправил его учиться мозаичному искусству и живописи в Венецию
- Художник стал основателем и мастером психологического портрета, отражая не просто внешность заказчика, а его характер и душу“Портрет молодой женщины” Тициан. Около 1536 года. Эрмитаж (Санкт-Петербург)
- Тициан заработал славу мастера цвета, добиваясь на своих полотнах огромного количества оттенков, полутонов и переходных зон. Именно это стало одним из секретов его мастерства
- Заказать ему свой портрет старались многие влиятельные деятели того времени, включая кардиналов, пап и монархов
- Художник разработал новый способ и манеру письма, накладывая масляные краски на холст кистью, шпателем или просто пальцем. Прежде картины не писали на холсте. До него традиционно писали фрески или картины на досках, подобно русским иконам, однако в Венеции был влажный климат и фрески, живопись на досках не были долговечны. Новаторство Тициана мы видим повсеместно – вот уже более 500 лет основным методом живописи является холст и масляные краски“Мадонна с младенцем в нише” Тициан. ГМИИ имени Пушкина (Москва)
- Испанский и французский короли приглашали Тициана к себе, поселиться при дворе, но художник, выполнив заказы, всегда возвращался в родную Венецию
- Когда Тициан писал портрет императора Священной Римской империи Карла V, он случайно уронил кисть, и император не погнушался встать и подать её художнику, сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору»
- Император Карл V окружил любимого художника почётом и уважением и не раз говорил: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана»
- Тициан не любил изображать худых женщин, он любил статность и дородную красоту. Его красавицы зачастую носят рыже-золотистые волосы“Автопортрет” 1567 год. Музей Прадо (Мадрид)
- Искусствоведы отмечают, что поздний Тициан отличался какой-то незаконченностью, чуть ли ни небрежностью. Однажды ему заказали картину «Благовещение». Выполнив работу, живописец подписал ее словами по-латыни: «Тициан сделал». Однако заказчикам показалось, что картина не закончена, и они потребовали «довести ее до ума». Гордый венецианец дописал еще одно слово в подписи, вследствие чего на картине появилась фраза: «Тициан сделал, сделал». В оригинале на латыни это выглядело так: «Titianus fecit fecit»
- Тициан практически не болел и до последних дней он не прекращал работать. Художник скончался от чумы в Венеции, заразившись от своего сына
- Его последним произведением стало “Оплакивание Христа”, который Тициан писал для собственного надгробия, чувствуя близость смертиСанта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция), где похоронен Тициан
- Прожив почти 90 лет, художник до конца сохранил ясность ума, остроту зрения и твердость руки. В день смерти (в это время в Венеции свирепствовала чума) он завершил картину «Оплакивание Христа», подписав ее твердой рукой «Тициан сделал». Рассказывают, что в этот день он велел накрыть стол для множества персон, но он был один. Он как бы прощался с тенями своих учителей и друзей, которых уже давно не было на свете: Джованни Беллини и Джорджоне, Микеланджело и Рафаэлем, императором Карлом V. Он простился с ними, но сам к последней трапезе приступить не успел. Его так и нашли лежащим на полу с кистью в руке
- Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари (в переводе на русский: Святой Марии Словущей или Успения Девы Марии). На могиле живописца расположен грандиозный памятник и высечены слова: «Здесь лежит великий Тициан Вечелли —соперник Зевсов и Апеллесов»
Памятник Тициану в церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеции)
-
- В церкви, где похоронен Тициан находится величайший его шедевр: алтарный образ «Успение Богородицы (Assunta)». Сам Тициан хотел, чтобы над его могилой висела его собственное «Оплакивание Христа» (сейчас оно находящаяся в галерее Академии (Венеция). Через 200 лет после смерти Тициана по заказу австрийского императора Фердинанда I, был создан памятник в стиле барокко из каррарского мрамора. В центре памятника расположена статуя Тициана, слева от него Природа, справа Знание. Фигуры возле колонн: слева от Тициана – Живопись и Скульптура, справа – Графика и Архитектура. Две скульптуры императоров расположены внизу: слева Фердинанд I Австрийский и справа Император Священной Римской империи Карл V. Барельефы памятника напоминают о шедеврах Тициана. За самим Тицианом его самый главный шедевр — «Успение Богородицы (Assunta)», которое находится в этом же соборе.Гигантских размеров полотно “Вознесение Богородицы или Assunta” работы Тициана 1516-1518 Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция)Слева от художника его «Мученичество Святого Петра», находящееся в Вероне, справа «Мученичество Святого Лаврентия», находящееся в церкви Джезуити в Венеции. Сверху справа барельеф « Встреча Марии и Елизаветы», сверху слева — «Снятие с креста». В верхней части памятника – символ Венеции – лев Святого Марка с гербом дома Габсбургов“Вознесение Богородицы или Assunta” работы Тициана 1516-1518 в интерьере собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция)
- Именем Тициана назван кратер на Меркурии
- Один из оттенков рыжих волос назван в честь Тициана, изображавшего его на многих женских портретах
- Тициановская «Венера Урбинская» вдохновила Эдуара Мане на создание его знаменитой «Олимпии»
- В Эрмитаже есть целый зал шедевров Тициана. Расположен он в здании, называемом Большой (или Старый) Эрмитаж. Зал под номером 221
- В ГМИИ имени Пушкина (Москва) две картины Тициана представлены в постоянной экспозиции: зал №7 Главного здания музея на Волхонке, 1 этаж
С недавнего времени в собраниях России появилась еще одна картина Тициана.
«Венера и Адонис», авторская копия кисти Тициана со знаменитой на весь мир картины на ту же тему из музея Прадо в Испании, принадлежит российскому благотворительному фонду «Классика».
Эту работу великого мастера открыла главный научный сотрудник ГМИИ имени Пушкина, доктор искусствоведения Виктория Маркова.
“Венера и Адонис” Тициана на вставке “Венеция Ренессанса: Тициан, Тинторетто, Веронезе” в ГМИИ Пушкина – лето 2017 года
Прежде она считалась картиной, написанной художником круга Тициана, и именно в таком качестве была приобретена фондом «Классика». Картина была впервые продемонстрирована российскому зрителю на выставке “Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе” в ГМИИ имени Пушкина летом 2017 года https://wanderings.online/tri-titana-titsian-tintoretto-veroneze/
Источник: https://wanderings.online/20-interesnyh-faktov-o-titsiane/
Благовещение в картинах и иконах разных художников и эпох
Вашему вниманию предлагается подборка картин и икон, посвященных Благовещению Пресвятой Богородице. Вы можете проследить, как отражалось это евангельское событие в искусстве разных культур и времен.
Тициан Вечеллио да Кадоре.
Благовещение, 1535
Annunciation with Saints Ansano and Giulitta, Simone Martini, 1333
Пинтуриччино
Annunciation, Henry Ossawa Tanner, 1898
Annunciation, Titian, 1522
Guido Reni Annunciation
Вазари Джорджо. Благовещение. Ареццо, 1512 — Флоренция, 1574
Бартоломео Мурильо, 1655
El Greco
Annunciation, Leonardo da Vinci & Andrea del Verrocchio, 1472
Philippe de Champaigne
Filippino Lippi Gabriel from the annunciation,1483-84
Андрей Рублев. 1408
Икона ХХI в. Роман Николайчук
Икона 14 в.
Царские врата 15-16 в.
Китайская икона
Источник: https://obiskusstve.com/1128637535738399217/blagoveschenie-v-kartinah-i-ikonah-raznyh-hudozhnikov-i-epoh/
История искусства в одном сюжете: Благовещение
7 апреля 2017Искусство
Как художники разных эпох понимали Благовещение? Разбираемся с помощью лилии, книги, веревки, единорога и других символов
Автор Анна Киселева
Сцена Благовещения описана в Евангелии от Луки: он рассказывает о том, что архангел Гавриил явился в дом Марии и сказал ей, что она родит Сына Божьего от Святого Духа Лк. 1:26–38..
В изобразительном искусстве разных веков Марию и архангела изображали в разных позах, интерьерах и используя различные символы. И это даже не главное — важнее то, как со временем на картинах менялись чувства изображенных персонажей.
Раннехристианские художники хотели показать величие Марии, в средневековой и возрожденческой живописи Дева олицетворяет смирение и чистоту, а в искусстве Позднего Возрождения и барокко — испытывает удивление и испуг.
Архангел Гавриил, в XII–XIV веках почтительно замиравший перед Марией, позже стремительно влетает в ее дом. На примере десяти работ выясняем, как в искусстве на протяжении пятнадцати веков менялось восприятие этого сюжета.
Мозаика на триумфальной арке в Санта-Марии-Маджоре (V век)
© Diomedia
На рубеже 420–430-х годов архиепископ Константинополя Несторий учил, что «от плоти может родиться только плоть» и Сын Марии всего лишь человек, в котором воплощается Слово Божие, но не сам Бог.
В 431 году в Эфесе прошел Третий Вселенский собор, постановивший, что Мария была именно Богородицей, и объявивший учение Нестория ересью. Марию почитали и раньше, но особенно сильным ее культ стал именно после постановления собора.
В следующем году в Риме начинается работа над мозаиками Санта-Марии-Маджоре — одной из первых городских базилик, посвященных Богородице. Сцена Благовещения украшает триумфальную арку, и ее авторам было важно показать величие Марии.
Дева одета как знатная девушка, носит диадему, серьги и ожерелье, вокруг нее — свита ангелов. На избранность Марии намекает веретено, которое она держит в руках.
В апокрифическом Протоевангелии от Иакова, написанном во II веке, сказано, что семь девушек из рода царя Давида (именно среди его потомков должен был появиться Мессия) были выбраны для работы над завесой Храма. Среди них была и Мария. Чтобы решить, кому что прясть, бросили жребий. Марии достались пурпур и багрянец — самые ценные ткани. Она взяла работу домой, где ей и явился архангел Гавриил.
Благовещение у колодца (вторая половина XII века)
Bibliothèque nationale de France / MS Grec 1208
Писавшие о Благовещении богословы часто рассуждали о том, чтó в этот момент чувствовала Мария, и лишь немногих занимали переживания архангела Гавриила. Среди последних — живший в XII веке монах Иаков Коккиновафский, автор шести гомилий Гомилия — проповедь с объяснением прочитанных мест Священного Писания.
о жизни Богородицы. Гавриил был изрядно напуган порученным ему заданием. Сначала он зашел в дом Марии невидимым и был поражен ее добродетелью — настолько, что не мог подобрать подходящие слова.
Решив, что на улице он испугает ее меньше, чем дома, Гавриил решил дождаться, когда Мария пойдет за водой, и сообщить ей новость у колодца (увы, это не помогло и Мария все равно испугалась).
Встречу у колодца иллюстрирует одна из миниатюр рукописи. Мария стоит к Гавриилу спиной. Услышав его голос, она поворачивает голову, испуганно вскидывая одну руку, а другой придерживая кувшин. Эта сцена часто встречается в византийском и древнерусском искусстве, в росписях, посвященных Благовещению.
«Устюжское Благовещение» (1130–40-е)
Источник: https://arzamas.academy/mag/420-annunzione
«Благовещение» Леонардо
Справочная информация и описание сюжета картины Леонардо.
Во Флоренции дружелюбная натура да Винчи в сочетании с его совершенными профессиональными навыками позволила ему быстро обзавестись друзьями, покровителями и заказами.
Одно из первых полотен на религиозную тему, продуманное и написанное самим Леонардо, — «Благовещение» (около 1472–1475). Историки искусства пришли к выводу, что эта работа, которую приписывали кисти выдающегося флорентийского художника Доменико Гирландайо, на самом деле принадлежит кисти Леонардо.
Благовещение
Предыстория
К сожалению, не известно, кто мог сделать заказ на «Благовещение», созданное Леонардо около 1472–1475 годов. Леонардо не упоминает эту картину ни в одной из своих записей или писем, дошедших до нас, но мы помним, что многие его записи были утеряны.
В письменном договоре стоит дата заключения сделки и дата предполагаемого завершения работы. В нем есть и описание изображения, обозначено количество фигур, которые должны быть изображены на картине, упоминание необходимых красок.
Возможно, что «Благовещение» было написано Леонардо в мастерской Верроккьо, когда он окончил свое ученичество и стал профессиональным художником.
Исследователи полагают, что эта картина могла быть написана как запрестольный образ для церкви, которая перестраивалась или обновлялась около 1472–1473 годов в женском монастыре Святого Бартоломео в Монте-Оливето, недалеко от Флоренции.
Картина оставалась там до 1867 года, после чего была передана в Галерею Уффици во Флоренции. Надпись на обороте подтверждает, что картина висела в ризнице, судя по другим свидетельствам, некоторое время она украшала стену монастырской трапезной. Прямоугольная форма полотна (78*219 см) указывает на то, что она могла висеть непосредственно над алтарем.
Геометрическая точность и оптический обман
В этой картине Леонардо использует геометрическую перспективу. Диагональная сетка плиток пола справа от фигуры Девы Марии направляет взгляд зрителя к пейзажу в центре картины и позади здания.
Леонардо не придавал особого значения своему владению линейной перспективой: «Перспектива — это показательное рассуждение, при помощи которого опыт подтверждает, что все объекты посылают глазу свои подобия по линиям пирамид».
Во время работы над картиной Леонардо продолжал совершенствовать свои навыки живописца.
Схожесть со стилем Верроккью
В картине обнаруживаются несколько характерных для Верроккьо способов построения изображения. Вероятно, это произведение могло быть написано Леонардо в мастерской учителя.
Например, движение руки Девы Марии и скульптурность ее одежд могут свидетельствовать о влиянии Верроккьо на творчество своего ученика.
Основание аналоя напоминает скульптуру Верроккьо на могиле Пьеро де Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, которую мастер завершал именно в это время.
Некоторые особенности позволяют судить о том, что работа эта была своего рода практическим заданием — зачетом по окончании учебы. Сюда же можно отнести и богато украшенное основание аналоя, доминирующего в центре картины.
Все это наводит на мысль о том, что картина была попыткой ученика создать самостоятельное произведение, с неточностями и огрехами в изображении, свойственными неопытной руке молодого художника.
Это объяснило бы отсутствие письменных свидетельств о ней, так как картина никем не была заказана, и объяснило бы ее пребывание в монастыре, которому она, скорее всего, была передана в дар.
Благовещение фра Филиппо Липпи (около 1450–1453)
Сюжет
Описание истории, отраженной в композиции, находится в Евангелии от Луки. Там архангел Гавриил, посланный богом, провозгласил«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» и сообщил беременной Деве Марии о ее беременности. Также архангел нарек назвать родившегося сына «Иисусом».
Источник: https://artrue.ru/style/renessans/leonardo/blagoveshhenie-leonardo.html
«Благовещение» Леонардо да Винчи — Православный журнал «Фома»
«Благовещение» Леонардо да Винчи – одна из самых известных картин мировой живописи на этот классический библейский сюжет. Она находится в знаменитой галерее Уффици во Флоренции. Работа прибыла в музей в 1867 году из монастыря Сан Бартоломео в Тоскане.
До 1869 года она считалась произведением Доменико Гирландайо, и лишь позже была атрибутирована историком искусства и коллекционером Карлом Эдуардом фон Липгартом как картина кисти Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи написал свое «Благовещение» примерно в 1472–1475 годах, еще будучи молодым художником.
Распространенная практика того времени, когда ученики помогали мастеру в выполнении крупных заказов, явилась причиной трудности определения авторства или меры участия молодого Леонардо в работах 1470-х годов, нередко выполнявшихся совместно с учителем Веррокьо и другим его известным учеником — Лоренцо да Креди.
Характерный анекдот об этом приводится в знаменитом жизнеописании Леонардо да Винчи, написанном Джорджо Вазари: «В юности своей, как было помянуто, он по решению сера Пьеро совершенствовался в искусстве у Андреа Делла Верроккьо, который, выполняя заказ на одну картину—«Иоанн, крестящий Христа», поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния.
И хотя тот был юнцом, однако выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигура Верроккьо. Это явилось причиной того, что никогда больше Андреа не хотел прикасаться к живописи, считая обидным, что у мальчика больше мастерства, нежели у него.»
И все же сохранилось как минимум несколько ранних полотен художника, где авторский почерк проявился в полную силу и чья принадлежность уже не находит сомнений у искусствоведов. Одна из них – «Благовещение».
В основе картины лежит сюжет, взятый из Евангелия от Луки. Работы на подобную тему были вполне типичны для художников итальянского Возрождения, среди которых нельзя не отметить таких мастеров, как Фра Беато Анжелико, Симоне Мартини или Тинторетто.
Картина Леонардо имеет, однако, ряд ярких и отличительных свойств.
Созданная в качестве алтарного образа, крупная по масштабам XV века и вытянутая по горизонтали композиция (длина ее около 2,5 метров) изображает Марию и архангела Гавриила в пространстве, не типичном для традиционного изображения данного сюжета.
Художник разместил сцену не в комнате Богоматери, а вынес ее на террасу около дома, более похожего на богатую тосканскую виллу. Кроме того, одним из новшеств стало большое внимание, которое Леонардо уделил пейзажу с изображением сада, выполненном с необыкновенной тщательностью.
Помимо этого, на картине присутствуют символы, связывающие библейский сюжет с жизнью Италии времен художника.
Цветок лилии в руке архангела Гавриила — одновременно и символ чистоты Богоматери, и символ города Флоренции, а орнаменты на мраморном подставке для Библии, расположенной перед Марией, практически списаны с надгробия Пьеро и Джованни Медичи из базилики Сан Лоренцо, над которым в это же время работал учитель Леонардо Андреа Верроккьо.
Одной из оригинальных особенностей, показывающей особый интерес молодого художника к природе, является тот факт, что по позднейшему признанию самого Леонардо, крылья архангела Гавриила были написаны им с этюдов настоящих птичьих крыльев.
Чуть позже Леонардо еще раз возвратился к теме «Благовещения» и создал небольшую по формату работу для алтаря собора в Пистойе, находящуюся сейчас в Лувре.
Авторство ее до конца не подтверждено, возможно, это был еще один коллективный труд мастерской Верроккьо, однако многие исследователи отмечают особую ценность именно этой работы, так как она — единственная, из сделанных во флорентийский период, дошла до современности в законченном виде.
Из более поздних картин, сделанных уже после того, как Леонардо ушел от Верроккьо, одни остались неизвестны, а другие — не закончены.
Обе работы написаны необыкновенно мягко и чисто по цвету, без присущей предыдущим поколениям итальянских художников угловатости в изображении складок и черт лиц.
Ощущение простора и свободы перспективы несомненно свидетельствуют о появлении нового великого мастера, свободного от сухих канонов, и в тоже время сохраняющего лиризм и проникновенность в трактовке одного из самых трогательных и радостных евангельских событий.
Леонардо да Винчи (1452-1519) — один из самых знаменитых и популярных художников в истории искусства.
Его фигура, олицетворяющая все достижения Высокого Возрождения в Италии, остается окутанной завесой тайны, а каждое творение — загадкой.
Инженерия, живопись, изучение природы, философия, скульптура — вот далеко не полный список занятий, в которых в равной силе проявился гений этого поистине неординарного человека.
Леонардо родился в 1452 году в местечке Анкиано близ Винчи, неподалеку от Флоренции. Он был внебрачным сыном флорентийского нотариуса Пьеро да Винчи, мать его — простой крестьянкой. Художественные способности проявились у мальчика рано, и отец отдал его на обучение к знаменитому скульптору Андреа Верроккьо.
Мастерская Веррокьо была не просто местом освоения ремесла художника — изучения свойств красок, упражнения в этюдах и зарисовках и небольших доделках в полотнах учителя.
Здесь ученики получали всестороннее образование вполне в духе эпохи Возрождения, обретая навыки одновременно в живописи, скульптуре, архитектуре, инженерии и ювелирном деле.
Источник: https://foma.ru/blagoveshhenie-leonardo-da-vinchi.html