Описание картины валентина серова «портрет александра iii»

В день рождения подарок преподнес я сам себе

В день рождения подарок преподнес я сам себе [Jan. 19th, 2009|02:49 pm]Живописцы, окуните ваши кисти…
[]

День рождения не у меня, а у Валентина Серова (Лабазов напомнил). А подарок действительно мне, Серова очень люблю. Давайте покажем друг другу любимые картины этого замечательного художника?

Начну я — с двух портретов одной дамы, у портретов разные названия, потому что один написан в 1888 году до ее замужества, а другой в 1895 году, уже после. Речь идет о двоюродной сестре художника, Марии Яковлевне Симонович.

Девушка, освещенная солнцем

(Портрет М.Я.Симонович).1888. Холст, масло. Третьяковская Галерея. 

Из воспоминаний Марии Симонович:

В то лето, когда Серов писал этот портрет, мы оба находились в усадьбе Домотканово Тверской губернии. Обширный парк с липовыми аллеями создавал какую-то таинственную атмосферу. Серов предложил мне позировать; после долгих поисков в саду наконец остановились под деревом, где солнце скользило по лицу через листву.

Задача была трудная и интересная для художника – добиться сходства и вместе с тем игры солнца на лице. Сеансы проходили по утрам и после обеда – по целым дням: я с удовольствием позировала знаменитому художнику, каким мы все тогда его считали, правда, еще не признанному в обществе, но давно уже признанному у нас в семье.

Он с удовольствием писал модель, которая его удовлетворяла больше всего, думаю, как идеальная модель в смысле неуставаемости, держания позы и выражения, что дало ему возможность серьезно изучить строение лица и игру света не торопясь и так, как он считал нужным; я же со своей стороны понимала всю важность такой работы для него и знала, что он ценил натуру, которая проникается тем же чувством – сделать как можно лучше, не щадя трудов.

«Писаться!» – раздавался его голос в саду, откуда он меня звал.

Усаживая с наибольшей точностью на скамье под деревом, он руководил мною в постановке головы, никогда ничего не произнося, а только показывая рукой в воздухе с своего места, как на полмиллиметра надо подвинуть голову туда или сюда, поднять или опустить.

Вообще он никогда ничего не говорил, как будто находился перед гипсом, мы оба чувствовали, что разговор или даже произнесенное какое-нибудь слово уже не только меняет выражение лица, но перемещает его в пространстве и выбивает нас обоих из того созидательного настроения, в котором он находился, которое подготовлял заранее, которое я ясно чувствовала и берегла, а он сохранял его для выполнения той трудной задачи творчества, когда человек находится на высоте его. Я должна была находиться в состоянии оцепенения во все время сеансов и думать всегда о чем-то приятном, чтобы не нарушать гармонии единства позы и таким образом поддерживать нас обоих на высоте задачи.

Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь: он – удачным писанием, а я – важностью своего назначения. Он все писал – я все сидела.

Часы, дни, недели летели, вот уже начался третий месяц позирования… да, я просидела три месяца! Три месяца совсем не так много, чтобы закончить портрет как следует и, главное, видеть, что дальше идти некуда.

Очень может быть, что та уверенность, которая у него была в том, что модель не откажется позировать раньше, чем портрет будет закончен, дала ему спокойную и обдуманную работу с неподражаемой техникой.

Только теперь, на расстоянии пятидесяти лет, в спокойной старости, можно делать анализ чувств, нас так волновавших. Время молодости, чувства бессознательные, но можно сказать, почти наверное, что было некоторое увлечение с обеих сторон, как бывает всегда с художниками

Портрет М. Я. Львовой.

1895. Холст, масло. Частная коллекция.

Интересно, что сын Марии Симонович стал лауреатом Нобелевской премии по микробиологии. А теперь ваша очередь показывать! 🙂

Comments:
From: tanya_silver2009-01-19 08:37 pm (UTC) (Link)

Мне очень нравится «Портрет Мики Морозова»
И почему-то нравится портрет его, видимо, дяди — Ивана Абрамовича Морозова. Хотя тут, как мне кажется, манера скорее на Кустодиева похожа. Но характер, по-моему, отлично передан.И вот, пожалуй, любимый портрет — Николая Второго. Не потому, что я отъявленная монархистка:) Просто он очень живой.

From: jenya4442009-01-19 09:08 pm (UTC) (Link)

Таня, спасибо! И за портреты, и за деликатное исправление (ужас-ужас-ужас!) Мика Морозов — изумительный, такое детское нетерпение, быстрота, легкость. Вместо портрета Николая второго пока крестик, поэтому в монархизме Вас заподозрить никак нельзя, скорее в революционных чувствах :)А вот дети самого Серова:Саша и Юра Серовы. 1899. Холст, масло. Государственный Русский Музей(Parent) (Thread) (Expand)(no subject) — tanya_silver Expand(no subject) — jenya444 Expand(no subject) — il_ducess Expand(no subject) — tanya_silver Expand(no subject) — tanya_silver Expand(no subject) — il_ducess Expand(no subject) — jenya444 Expand(no subject) — kaplly Expand(no subject) — jenya444 Expand(no subject) — lanuar Expand(no subject) — jenya444 Expand(no subject) — lanuar Expand

From: kaplly2009-01-19 09:04 pm (UTC) (Link)

Очень люблю Серова. Портреты — да, конечно, один другого лучше! Но я еще очень люблю его такие унылые вроде бы осенние и холодные зимние пейзажи. Они — такая пронзительная любовь-жалость, до слез. И именно обострение любви, глядя на них: я так люблю вот это небо серое, вот эту скромность в красках, эту тусклость и трогательность, сердце сжимается от жалости и любви.
(no subject) — jenya444 Expand

From: jenya4442009-01-19 09:37 pm (UTC) (Link)

Хороший портрет, я его тоже люблю. Недавно вычитал про него любопытное:
(http://www.renclassic.ru/Ru/35/629/?page=2)

С «Портретом Николая II в тужурке» связаны три происшествия, можно сказать, три исторических анекдота.

Александра Федоровна, которая в юности училась живописи, нашла портрет неоконченным и стала показывать, где надо подправить; Серов молча протянул палитру императрице, государь рассмеялся, та покраснела вся, топнула ногой и удалилась. Царь побежал за нею, воротился; он не снизошел до упреков, он был очень воспитанный человек.

Серов забрал портрет, чтобы заключить в раму, и с ним забрел в помещение редакции журнала «Мир искусства», — в комнате с длинным столом никого не было; он развернул холст и навесил на спинку кресла, при этом руки царя, казалось, лежат на столе, и встал в сторонку; входит Бакст, видит царя за столом и ретируется в испуге; далее — Бенуа, Дягилев и другие члены редакции и гости, здесь были и Мережковские, — все выказали вполне себя при первой догадке: «Он?!»

В дни революции солдаты в Эрмитаже накинулись на изображение царя, проткнули глаза штыками, — холст, говорят, не подлежит реставрации. Удивительно, Серов сделал копию со своего портрета царя, возможно, опасаясь, что его подправят по желанию государыни, если не она сама, но иная судьба его ожидала. Таким образом, сохранилось авторское повторение «Портрета Николая II в тужурке», несомненно одного из шедевров Серова.

(Parent) (Thread) (Expand)(no subject) — tanya_silver Expand(no subject) — kaplly Expand(no subject) — ada22 Expand(no subject) — jenya444 Expand(no subject) — kaplly Expand(no subject) — tanya_silver Expand(no subject) — jenya444 ExpandRe: А моя любимая — Ида — irusja_gia Expand

From: il_ducess2009-01-20 01:06 pm (UTC) (Link)

Я уж продолжу тогда его Романовские портреты:
Портрет великого князя Михаила Николаевича в тужурке. 1900Портрет великого князя Георгия Михайловича, 1901Портрет великой княжны Ольги Александровны, 1893Портрет Александра III с рапортом в руках, 1900
Портрет великого князя Павла Александровича. 1897

From: jenya4442009-01-20 07:32 pm (UTC) (Link)

Спасибо. Но все-таки портрет Николая второго в тужурке со скрещенными руками — лучше всего!

From: vetaakrit2009-01-20 02:12 pm (UTC) (Link)

С днем рождения! Спасибо за чудесный праздник в компании с Серовым!

(no subject) — tatiana_den Expand(no subject) — jenya444 Expand

Источник: https://classic-art-ru.livejournal.com/26055.html

Император Александр III в живописи. Краткий обзор

Думаю, 13-й по счёту Император Всероссийский в особом представлении не нуждается. Посему ограничусь справкой. Итак, Александр III Александрович. Родился 26 февраля 1845 года. Внук Николая I. Сын Александра II от брака его с принцессой Марией Гессенской (Марией Александровной).

Со смертью старшего брата – наследник престола. Женат на датской принцессе Дагмар (Марии Фёдоровне). Император Всероссийский с 1 марта 1881 года. Царь Польский, Великий князь Финляндский. Коронован 15 мая 1883. Отец императора Николая II.

Скончался в Ливадии 20 октября 1894 года…

Зарянко С.К. Портрет вел. кн. Александра Александровича в свитском мундире. 1867. ГРМ.

Худояров В.П. Портрет вел. кн. цесаревича Александра Александровича. Конец 1870-х – начало 1880-х гг. Эрмитаж.

Соколов А.П. Император Александр III в коронационном одеянии 15 мая 1883 года. Хромолитография из альбома «Описание священного коронования их императорских величеств Александра III и государыни императрицы Марии Фёдоровны». СПб., 1883.

Сверчков Н.Е. Портрет имп. Александра III в мундире лейб-гвардии Гусарского полка. 1881. ГМЗ «Царское Село».

Туксен Л. Император Александр III с супругой Марией Фёдоровной и сыном Михаилом. 1893 (?).

Туксен Л. Портрет семейства короля Кристиана IX и королевы Луизы Датской. 1883. Дворец Кристианборг. Копенгаген. Дания.

Крамской И.Н. Портрет имп. Александра III. 1886. ГРМ.

Репин И.Е. Приём волостных старшин имп. Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. 1885 – 1886. ГТГ.

Крамской И.Н. Портрет имп. Александра III и имп. Марии Фёдоровны. 1885. Крепостной музей (?). Лаппеенранта. Финляндия.

Неизвестный художник (?). Портрет имп. Александра III. Около 1890 (?) года.

Сверчков Н.Е. Император Александр III и кайзер Вильгельм в открытом ландо. 1888.

Заболотский П.П. Портрет имп. Александра III. 1889. ГРМ.

Корзухин А.И. Портрет имп. Александра III. До 1894. Гос. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник.

Келер И.П. (?) Портрет имп. Александра III. 1890-е гг.

Неизвестный художник. Портрет имп. Александра III. 1895.

Дмитриев-Оренбургский Н.Д. Портрет имп. Александра III. 1896. Гос. Исторический музей. Москва.

Першаков А.Ф. Портрет имп. Александра III. 1890-е гг. Частное собрание.

Серов В.А. Портрет имп. Александра III с рапортом в руках. 1900. ГРМ.

Серов В.А. Император Александр III в форме Датского королевского лейб-гвардии полка на фоне северного фасада замка Фреденсборг. 1899. Собрание офицерского корпуса Датской королевской лейб-гвардии. Дания.

Шильдер Н.Г. Портрет имп. Александра III. Конец XIX века. Центральный военно-исторический музей артиллерии инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург.

Зичи М. Панихида по имп. Александру III в его спальне в Малом дворце в Ливадии. 1895. Эрмитаж.

Зичи М. Императрица Мария Фёдоровна рядом с телом Александра III. 1895. Эрмитаж.

P.S.

Буду признателен уважаемым сообщникам за уточнение авторства и местонахождения тех или иных полотен.

Источник: https://history-of-art.livejournal.com/769896.html

Серов мог просто отказать модели, если та ему не подходила

14.09.2015 00:01:00

В Третьяковской галерее откроется ретроспектива к 150-летию Валентина Серова

Произойдет это 7 октября в здании на Крымском Валу.

А пока об одной из самых ожидаемых выставок сезона, о том, сколько сеансов позирования уходило на создание портрета, о том, какой ответ Серов дал живописи Матисса и почему перестал работать при дворе Николая II, куратор ретроспективы, старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Ольга Атрощенко рассказала корреспонденту «НГ» Дарье Курдюковой.

— Серов хорошо изучен, возможно ли сейчас сделать какие-то открытия, готовя его выставку?

— Любая выставка – это всегда открытие, в ней всегда найдется что-то новое для зрителя. Для меня открытие, пожалуй, было связано с царскими портретами (мы, кстати, впервые покажем их так полно).

В РГАЛИ хранятся документы из личного архива Ильи Самойловича Зильберштейна, опубликовавшего и прокомментировавшего переписку Серова и воспоминания современников о нем, доступ к этому фонду пока еще закрыт, он описывается сотрудниками архива.

Но его вдова, бывший директор РГАЛИ Наталья Борисовна Волкова разрешила мне поработать с этим фондом. Там я обнаружила фотографию с портрета Николая II в форме Кавказского полка (в каталоге мы делаем его первую публикацию).

Это последний написанный Серовым портрет императора, при создании которого и произошел тот неожиданный инцидент, подробно описанный в мемуарной литературе — когда в помещение, где устраивались сеансы, вошла императрица Александра Федоровна и, увидев портрет, сделала некоторые замечания.

Ей не понравилось, как написано лицо, и она попросила исправить недочеты. Человек вспыльчивый, Серов бросил кисть и сказал, удаляясь: «Дописывайте сами». Это был 1900 год, и больше он при дворе не работал. Естественно, мне очень хотелось посмотреть на тот портрет, но он хранится в частной коллекции в Великобритании, а Зильберштейн в свое время сумел получить эту фотографию

— Нынешнюю ретроспективу анонсировали чуть ли не как самую большую в истории Третьяковской галереи выставку, как вы ее строите?

— Она начнется с картины «Девочка с персиками» и завершится «Идой Рубинштейн». Серов ведь умер, когда ему было всего 46 лет, между этими работами – немного больше 20 лет и такая огромная разница в стилистике.

За последние годы прошло несколько выставок Серова (и в Русском музее, и у нас — в 2011-2012-м мы показывали его графику), а когда 25 лет назад открылся Инженерный корпус, галерея показала творчество Серова во всем объеме. На предстоящей юбилейной экспозиции мы решили собрать лучшие произведения мастера.

В проекте участвуют 23 российских музея и 4 зарубежных, представлены также работы и из частных собраний. Из Музея Орсэ будет портрет двоюродной сестры художника Марии Симонович-Львовой. Надеемся, что из Дании сможем привести портрет императора Александра III.

В зале на 3-м этаже будет живопись, более 100 картин, а в нижнем 2-ярусном – графика. В исключительных случаях в живописный раздел вводится графика, а в графический – живопись.

Например, портрет Иды Рубинштейн мы поместим среди графики, чтобы «зарифмовать» его «плакатность» с афишей «Анна Павлова в образе Сильфиды», выполненной Серовым к Дягилевским сезонам. Или — портрет Генриетты Гиршман, его логичнее было поместить с графическими портретами модели.

Мы идем по хронологии — так выстраивается творчество художника — но с разбивкой на тематические разделы. Прежде всего Серов будет показан как художник–портретист. Но будет раздел, посвященный его пейзажной живописи.

Ведь художник открыл новую линию в поэзии деревенского пейзажа, которую потом разрабатывали живописцы объединения «Союз русских художников», а потом советские пейзажисты. Проявил себя мастер и в монументальной живописи, и в книжной иллюстрации, и в театре.

У нас, например, будут показаны эскизы к постановке оперы «Юдифь», написанной его отцом Александром Серовым, и впервые в Москве – огромный занавес к балету Римского-Корсакова «Шехерезада» для Дягилевских сезонов. О местонахождении этого занавеса долго ничего не знали, а потом он объявился на одном из антикварных аукционах и его приобрели Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, сейчас он в собрании Ольги и Елены Ростропович и ими любезно предоставлен на выставку.

Конечно, хотелось бы увидеть вживую «Портрет Марии Цетлин», написанный в 1910-м и в 2014-м ушедший с молотка на Christies за 9,3 млн.

фунтов, так что он стал самым дорогим произведением русского искусства из проданных на открытых русских торгах (рекорд Малевича учитывается особо и отдельно — «НГ»).

Вы в 2003 году показывали его на выставке из собрания семьи Цетлин. Сейчас он будет?

— Нет, конечно. Мы не смогли найти владельца, хотя искали. Мы даже пытались хотя бы получить разрешение воспроизвести его в каталоге, но и это не удалось. Очень жаль, поскольку, это прекрасный образец стремительной эволюции мастера. Эта картина не менее значима, чем «Похищение Европы».

— А что за «Портрет Александра III» вы ждете из Дании?

— Поскольку супруга Александра III Мария Федоровна была дочерью датского короля, императорская семья каждое лето бывала в Копенгагене.

И когда император умер, Королевская лейб-гвардия, шефом которой был Александр Ш, заказала Серову написать этот портрет — по фотографии, а позировал рослый датский солдат, одетый в царский мундир.

Серов тепло относился к царю, хотя в принципе у него не было особых верноподданнических чувств.

— Он же в 1905-м расплевался с Академией художеств из-за «Кровавого воскресенья», поскольку великий князь Владимир Александрович был ее президентом.

— Да, но здесь история другая. Серов всегда с большим уважением относился к личности Александра Ш. Ведь именно это царь помог матери Серова, пианистке и композитору Валентине Семеновне, издать музыкальную критику ее супруга, около 250 статей. После безуспешных поисков денег ей посоветовали обратиться напрямую к Александру III.

Тот самолично выдал 3000 рублей, которые ей принесли на дом. Она от неожиданности не знала, куда их спрятать и положила в свой старый зонт. Вот тогда Серов и пишет своему другу Илье Остроухову об Александре III: «Теперь я верноподданный его. Недаром я его сразу хотел поздравить после благополучного исхода с крушением поезда».

— Огромные ретроспективы нередко оказываются палкой о двух концах. Честно по отношению к публике представить художника полно, даже если это выявит его слабые места. Но наверняка сам он не хотел бы, чтобы такие моменты показывали.

— Мы бы хотели этого избежать и берем только значимые вещи. С другой стороны, на монографических выставках зрители привыкли видеть творчество художников во всей полноте. На них, как правило, экспонируются произведения из собраний разных музеев. Мы эту традицию сохраняем. Например, из Армении будет привезен портрет Марии Акимовой.

Будут представлены и менее значимые работы, но важные в понимании творчества художника. Их мы помещаем в архивно-документальном разделе выставки, как, например, портрет отца — Александра Николаевича, первый портрет Серова, написанный им по фотографии.

Или портрет его первого учителя — Репина, или портрет Лескова, созданный по заказу Павла Михайловича Третьякова.

— Абрам Эфрос описывал сложный характер Серова, у него была фраза о том, что художник «не мог не писать — но не мог и писать», поскольку при его силах тот «не знал, на что они нужны» и «жалил направо и налево» от своей же тоски.

— Никакой хандры не могло быть, он был очень дисциплинированным человеком. Хотя у него действительно был сложный характер, но это выражалось в другом — он мог просто отказать модели, если та ему не подходила.

Вообще, за спиной Серова, а он это понимал, были знаменитые портретисты: Репин (к которому 10-летний Серов попал в ученики), Крамской, Перов, Ге, и Серову, какой бы у него ни был характер и талант, нужно было искать что-то свое, новое, особенное. Он старался выразить то, что до него не делали в портрете – самое индивидуальное и потаенное в душе человека.

Работал он невероятно мучительно, каждый портрет – болезнь для него и новые поиски. Он тщательно подбирал позу, жест и наряд, чтобы охарактеризовать человека, и порой моделям приходилось переодеваться по несколько раз. Уже в первых набросках он достигал потрясающего сходства, но, как правило, их он уничтожал.

Или рвал, как рисунок к портрету Генриетты Гиршман. Потом ее муж втайне склеил и сохранил его. Но знавшие Серова люди писали в воспоминаниях, что если бы художник об этом узнал, скорее всего прекратил бы отношения с семьей Гиршман, несмотря на их дружбу.

Если же это был эскиз маслом, то Серов обычно счищал его мастихином, и дальше начинались многочисленные сеансы позирования. Зинаида Юсупова позировала 80 сеансов, Ольга Орлова — 100, она тогда часто путешествовала, и Серов ездил за ней по всей Европе. Даже Николай II предоставил 16 сеансов.

— Востребованный при жизни, Серов уже тогда приобрел «статус»одного из главных русских портретистов?

— При жизни он славу заслужил, а после смерти она была «объявлена».

После того, как Серов написал «Портрет Александра III с семьей» (работа погибла во время Великой Отечественной войны), единственную в своем роде многофигурную композицию, над которой он работал в 1892-95 годах, — то стал очень востребованным художником, много работал при дворе, его стали приглашать великосветские особы.

Так он превратился в первого портретиста России. В 1906 году, во время парижской выставки «Два века русской живописи и скульптуры», устроенной Дягилевым при Осеннем Салоне, французский критик Дюре, рассуждая о творчестве Сезанна и Серова, о русском живописце сказал следующее: «Как знать, не окажется ли он последним портретистом?».

Хотя, знаете, иногда серовские портреты сравнивали с карикатурами, поскольку он умел «вытащить» из модели такие индивидуальные черты, которые та предпочитала тщательно скрывать. Наверное, поэтому, скажем, княгиня Орлова решила расстаться со своим портретом и подарила его Русскому музею. После же посмертной выставки Серова, устроенной в 1914 году, его назвали великим.

Эту выставку готовила большая группа лиц во главе с Игорем Грабарем. Будучи сам талантливым живописцем, Грабарь с 1906 года занимался изучением творчества Серова, провел с ним много времени, просмотрел все серовские, как он писал, «сундуки», где хранились работы чуть ли не с детства.

Им написана первая монография о творчестве Серова и составлен полный список произведений мастера, включая работы из частных собраний.

Серову ближе скорее старые мастера, но он же не мог не замечать современную живопись?

— Да, он интересовался преимущественно старыми мастерами, во всяком случае, он сам так говорил. Например, «Девочку с персиками» написал, не имея представления об импрессионистах, а только зная художников-барбизонцев из российских коллекций. Серов сложно относился к творчеству современных западноевропейских художников, в частности, Матисса.

О написанных французским художникам панно «Танец» и «Музыка» для московского особняка Щукина он сказал: «Мальчишки, просто гадость». Но потом он переосмыслил опыт фовистов, и портрет Ивана Морозова на фоне матиссовского натюрморта можно рассматривать как своеобразный ответ.

Да, Серов воспринял и декоративность, и манеру письма, но пошел своим путем.

Источник: http://www.ng.ru/culture/2015-09-14/10_serov.html

Серов Валентин Александрович (художник)

Валентин Александрович Серов

Валентин Александрович Серов прожил не слишком долгую жизнь, за которую, однако, он успел создать не одну сотню картин и портретов. Многие из них являются признанными шедеврами и даже эталонами в своих жанрах, а сам художник заслужил славу лучшего портретиста своей эпохи.

Несмотря на то, что Серов превосходно владел многими техниками, именно ему удалось добиться признания карандашного портрета как полноценной картины, не нуждающейся в доработке (его перу принадлежат полотна, на которых при помощи обыкновенного грифеля мастерски изображены Левитан, Шаляпин и другие известные деятели тех лет).

Гений Серова был признан далеко не всеми критиками и художниками, обвинявшими его в не профессионализме и других оплошностях, однако на сегодняшний день творчество мастера оценено очень высоко.

В 2014 году на знаменитом лондонском аукционе портрет Серова, на котором изображена Мария Цетлин, ушел с молотка почти за 10 миллионов английских фунтов.

Жизнь знаменитого художника

Валентин Александрович родился 19 января 1865 году в семье известного петербургского композитора и по совместительству музыкального критика и его ученицы, Марии Бергман.

Он с самого раннего детства был окружен различными представителями творческой среды и богемы.

Несмотря на это, мальчик зачастую был предоставлен сам себе, что отразилось во всей его дальнейшей изобразительной деятельности.

Портрет И. Репина. 1892 г.

Оставшись без отца в весьма юном возрасте, Валентин вынужден был переезжать с места на место, успев пожить в Мюнхене, Париже, Киеве, Москве.

Валентин был отдан в ученики знаменитому мастеру изобразительного искусства, Илье Репину, который смог разглядеть в мальчике огромные способности и таланты, что и было поворотным моментом в жизни юного Серова.

Быстро овладев азами художественной науки, он уже некоторое время спустя стал не только копировать труды гениального Репина, но и создавать свои работы, обладающие собственным стилем и неповторимым обаянием.

В 1880 году Валентин решил отправиться в путешествие по Украине, Крыму и Кавказу, где его сопровождали друзья и приятели.

Портрет Александра III с рапортом в руках. 1900. Холст, масло.

160 х 107

В 1890 году он заслужил определенный почет и уважение многочисленной публики, а от заказов на написание портрета от известных людей своего времени не было отбоя.

В этом же году он стал преподавать изобразительное искусство, а еще несколько лет спустя Серов удостоился чести писать портрет Императора Александра III в сопровождении семьи.

На протяжении 1900 года художник создал ряд ставших в дальнейшем знаменитых работ, среди которых портрет царя Николая II, его дяди и других персон, приближенных к императорскому двору. В этом же году мастер оставил членство в Товариществе передвижных выставок, в котором он на протяжении нескольких лет занимался активной организаторской и пропагандистской деятельностью.

В 1903 году Серова выбрали на руководящий пост объединения под названием «Мир искусства», однако мастер предпочел от него любезно отказаться. В этом же году он серьезно заболел, однако благодаря вмешательству врачей и вовремя проведенной операции, его проблемы с перитонитом были на некоторое время решены, и художник «вернулся обратно в строй».

Портрет княгини З. Н. Юсуповой. 1902 г.

Вплоть до 1911 года Валентин Александрович трудился буквально не покладая рук, и за этот период он успел создать внушительное количество шедевров и знаменательных работ.

Его полотна выставлялись на самых престижных выставках, а слава опережала художника, поэтому за возможность быть изображенными именно Серовым многие состоятельные люди готовы были отдать серьезные деньги.

В этот период мастер нарисовал такие известные полотна, как «Портрет Иды Львовны Рубинштейн», «Похищение Европы», портрет Грузенбергов, Олсуфьевы и другие.

Скончался он внезапно 22 ноября 1911 года по дороге на очередной портретный сеанс. Останки великого деятеля были перезахоронены и покоятся на Новодевичьем кладбище.

Влияние Валентина Серова

Портрет графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстона впоследствии княза Юсупова»1903 г.

Несмотря на тот факт, что художник являлся лучшим портретистом всей эпохи, многие откровенно побаивались заказывать картину у мастера.

И дело здесь было вовсе не в сумме гонорара, а в том, что Серов имел потрясающую способность увидеть те черты характера, которые некоторые старательно пытались скрыть, незримо отобразив их в концепции всей работы.

К примеру, портрет, на котором был изображен шестнадцатилетний Феликс Юсупов, сын состоятельных промышленников и магнатов, выдавал многочисленные пороки, капризность и избалованность «графчика» (как за глаза называл его сам художник).

На данной картине помимо самого Юсупова изображен был и его мопс по прозвищу Клоун, которого сам мастер считал лучшей моделью на этом холсте.

И действительно, профессиональное чутье не обмануло великого художника, ведь в скором времени Феликс получил скандальную известность в качестве убийцы Григория Распутина и гомосексуалиста, который завел роман с агентом британской разведки.

Портреты Императора Николая II

Хотя сам Александр Валентинович отличался независимым характером и не любил лести ради карьеры, у него получилось стать придворным живописцем.

В этом статусе художник находился порядка десяти лет, однако он так и не был допущен на торжественную коронацию последнего российского Императора Николая II.

Портрет так и остался незаконченным, поскольку сановники не восприняли слишком «приземленное» и лишенное пафоса отображение царя, а сам художник принял решение отказаться от этой работы.

Если изначально перу мастера был присущ определенный реализм, которым отличались полотна модных на тот момент передвижников, то спустя некоторое время он начал стремительно удаляться от данного стиля, предпочитая ему античную архаику и другие тенденции, почерпнутые мастером во время его путешествий в Грецию и в частности на остров Крит, где его посетила идея создания монументального полотна, известного как «Похищение Европы».

Валентин Серов и значение его творчества для наших современников

Портрет Иды Рубинштейн. 1910. Холст, темпера, уголь

В свое время многие полотна остались непонятыми и не принятыми широкой публикой. К примеру, огромный портрет известной танцовщицы Иды Рубинштейн был воспринят критиками как выходящий за рамки любых стилей, бездарный и даже ужасный.

Даже Илья Репин, учитель Серова, отметил, что картина является изображением «Гальванизированного трупа». Тем не менее на сегодняшний день Валентин Александрович входит в число русских художников, картины которых ценятся больше всего не только на родине, но и далеко за ее пределами.

Дороже можно приобрести только работы таких мэтров, как Алексей Явленский, Марк Шагал, Казимир Малевич и Василий Кандинский.

Серов стал, сам того не ведая, образцом для подражания для нескольких поколений художников, вдохновленных его работами.

Смелость автора, позволяющая смело экспериментировать с различными стилями и выходить за рамки общепринятых мнений, позволили другим художникам почувствовать уверенность в собственных силах и начать работать так, как требует их интуиция, а не в угоду сложившимся стереотипам и шаблонам.

На сегодняшний день работы Серова находятся в музеях, галереях и частных коллекциях.

Источник: http://Valentin-Serov.ru/

Валентин Серов и портреты Романовых

Художник Валентин Серов прославился как мастер портрета. Среди его заказчиков были и представители императорской династии Романовых — Серов написал более десяти портретов августейших особ. Предлагаем посмотреть картины знаменитого русского портретиста и познакомиться с пятью представителями царской семьи.

Портрет великого князя михаила александровича в детстве

Про портрет сына, написанный Валентином Серовым, Александр III сказал: «Мишенька как живой».

Художник сумел поймать краткий миг ускользающего детства: на картине мы видим Михаила взрослеющим, уже почти подростком. Он немного задумчив, но в его взгляде еще таится детская мечтательность.

Одет цесаревич по моде конца XIX века — в белую матроску. Тысячи обычных мальчишек тоже носили их на рубеже веков.

Эта картина — этюд для группового портрета царской семьи. Живописцу отвели на работу лишь три сеанса, во время которых Михаил и его сестры Ксения и Ольга позировали ему. Остальное пришлось дописывать по памяти. Для Серова такой подход был непривычным: обычно он работал долго, несколько месяцев подряд, уделяя особое внимание деталям.

Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве. 1893

Групповой портрет впервые выставили в 1894 году в селе Борки Харьковской губернии. В честь спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе здесь возвели церковь и часовню. На торжествах по их освящению портрет семьи Александра III висел в отдельном павильоне, однако многие зрители принимали его за икону и останавливались, чтобы перекреститься.

Сегодня портрет Михаила Александровича хранится в Государственном Русском музее.

Портрет великого князя павла александровича

Шестой сын императора Александра II Павел Александрович служил генерал-адъютантом в лейб-гвардии Конного полка. На полотне великий князь изображен в парадном мундире. Денщик придерживает коня князя за уздцы.

Серебристый цвет княжеского мундира, вороная масть коня и его светлые «чулочки» создают на полотне своеобразную игру вертикали и горизонтали, белого и черного.

Переступающий с ноги на ногу взволнованный конь контрастирует с нарочитым спокойствием своего хозяина, позирующего художнику.

Портрет великого князя Павла Александровича. 1897

В центре композиции находится золотая сверкающая кираса (нагрудные латы) Павла Александровича. Критики отмечают мастерство Валентина Серова: художнику удалось выписать в отражении блестящих лат детали пейзажа.

Портрет Павла Александровича завоевал золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Сегодня он хранится в Третьяковской галерее.

Портрет александра iii

Александра III Валентин Серов писал несколько раз. Групповой портрет императорской семьи 1893 года стал единственным полотном, написанным при жизни монарха. Облик Александра III на картине 1899 года приходилось воссоздавать по памяти. Валентин Серов также опирался на снимки императорского фотографа Сергея Левицкого.

На картине Александр III выглядит одновременно величественным и добродушным. Он изображен на фоне дворца Фреденсборг в Копенгагене в мундире почетного полковника датской Королевской лейб-гвардии. Это звание присвоил императору король Кристиан IX в 1879 году.

С тех пор во время визитов в Данию Александр III всегда носил офицерскую форму: треуголку с голубым и белым плюмажем и алый парадный мундир.

На нем кроме российских высших наград можно увидеть и датские: голубую ленту, звезду ордена Слона, звезду и крест ордена Данеброг.

Портрет Александра III. 1899

Художник несколько раз ездил в Данию, чтобы сделать натурные зарисовки. Один из сержантов позировал ему возле дворца вместо императора. Оригинал императорского портрета хранится в Копенгагене, в офицерском фонде Королевской лейб-гвардии.

Источник: https://aeslib.ru/kultura-i-iskusstvo/zhivopis/valentin-serov-i-portrety-romanovyh.html

Серов валентин александрович

Крупнейший русский живописец рубежа XIX-XX веков, оставивший большое художественное наследие, значительно повлиявший, наряду с И.Е.Репиным, на развитие русской живописи Первой половины ХХ столетия.

Происхождение и обучение.

Великий русский художник Валентин Серов родился в в семье композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова  и Валентины Семёновны Бергман – ученицы и жены композитора. В возрасте 6 лет, после смерти отца, мать будущего художника отправилась за границу продолжать музыкальное образование в Мюнхене, а подрастающий Валентин был отдан Н. Н.

Друцкой-Соколинской в имении Никольское Смоленской губернии, в которой впервые проявилась его тяга к рисованию. Позже, через год, Серов воссоединился с матерю в Мюнхене где начал учиться у гравёра Карла Кёппинга, но в 1874 году Серовы переехали в Париж, где с октября был отдан в обучение И.Е.

Репину, отмечавшего усердие, с которым уже в то время занимался рисованием будущий художник. Вскоре, в грядущем 1875 году занятия были прерваны, поскольку вместе с матерью Серов возвратился в Россию и только через три года смог продолжить обучение у Репина живя у него в Москве на правах члена семьи.

Потом Серов вслед за матерью отправился в Киев, а позднее и в имение Ахтырка Харьковской губернии. С 1878 года Серов вновь вернулся в Москву, где продолжил обучение у Репина.

Императорская Академия художеств.

Получив блестящую подготовку у Репина, в 1880 году пятнадцатилетний Серов был зачислен в вольнослушатели в Императорскую Академию художеств (с 1882 г. переведён в академисты), которую через пять лет покинул, взяв отпуск по состоянию здоровья.

Пять лет в Академии художеств Серов учился в классе профессора Павла Петровича Чистякова (1832—1919), воспитавшего целую плеяду русских художника как В.И.Суриков, В.Д.Поленов, И.Е.Репин, М.А.Врубель.

Хотя художественная манера письма Чистякова отличалась использованием академических приёмов, прежде всего, в исторической живописи, но в жанре портрета он во многом продолжал традиции старых мастеров, с их вдумчивым подходом к передаче различных черт лица и внутреннего состояния человека, что нашло отражение и в творчестве его учеников.

Открыв пред Серовым произведения из собрания Эрмитажа, развивая в юном художнике  скорпулёзность и внимательность в работе, которой тот отличался с ранних лет, учитель передал ученику и известную долю медлительности, столь необходимую живописцу. Позднее сам Серов отзывал об этом следующим образом: «Иначе писать не умею, виноват, не столько не умею, сколько не люблю».

Помимо обучения у Чистякова, Серов не прервал обучения и у Репина, с которым писал на схожие сюжеты, в том числе и одну натуру. К числу таких произведений относится и «Горбун» 1881 года, о котором искусствовед В.А.

Леняшин отмечал, что в этой работе Серов проявил «трезвость в обрисовке характера со своими сложными природными качествами и выраженным собственным видением как интерпретатора, что безусловно выявилось под влиянием Репина. Позднее, Серов также продолжил писать «репинских» моделей, примером чему служит портрет С.М.Драгомиловой 1889 года, писавшийся одновременно с Репиным. Покинув стены Академии, будучи удостоенным  серебряной медали, Серов вместе с матерью отправился за границу, посветив Мюнхенскую Пинакотеку и Всемирную выставку в Антверпене. 

Творческий путь.

Ещё задолго до поступления в Академию у Серова начался складываться круг друзей, во многом благодаря матери, знакомой со многими представителями культуры того времени. Особое значение в жизни Серова имело общение к семьёй Мамонтовых, ставшим для художника судьбоносным. Участвуя в домашних спектаклях и вечерах у С.И.

Мамонтова Серов проявлял себя как прекрасный актёр, тонко передавая различные характеры, особенно острые, комические черты, что также ярко выразилось в наиболее известных работах художника. Во многом благодаря Савве Мамонтову, который ценил талант юного художника, заказывая портреты как своих гостей, так и членов соей семьи.

Именно портреты семьи Мамонтовых стали для художника первыми крупными значимыми произведениями, выдвинувшими живописца в ряд первых русских художников. Портрет самого С.И.Мамонтова (1887 г.), П.А.Мамонтовой (1887 г.), М.Ф.Якунчивой (1888 г.), Л.А.Мамонтовой(1884 г. – первое значительное произведение художника) и знаменитая «Девочку с персиками» — портрет В.С.Мамонтовой (1887 г.

) выразили приверженность Серова не только импрессионизму, созвучного творчеству Ренуара, но и рождение собственного художественного видения, зрелого и уверенного собственного почерка. Подражание, которое имело место в более ранних работах, сменилось раскрепощенной узнаваемой и присущей лишь только самому художника манерой, отличной от его современников.

Создание Серовым «Девочки с персиками» во многом перевернуло представление о детском портрете. В нём Серов выступает не только как художник, но и как тонкий психолог, в лице совсем юной 11-летней Веры Мамонтовой отразил и бойкость, и непосредственность, восторженность и радость, так черты лишь только нарождающегося характера, схожего с характером Отца.

Несомненно, в портрете присутствует незримо и пейзаж, поскольку портрет писался в августовскую пору – летнюю, но с оттенками ранней осени, угадываемой то цветовой палитре картины.  Сам Веропи писал о создании этого полотна следующее: «Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах.

Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров». За эту работу в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств. В эти году (в мае 1887 года) Серов впервые посетил Италию, воочию увидев творения итальянских мастеров.

От этой поездки художника остался ряд этюдов, из которых наиболее известны этюды видов Венеции. Эта поездка, свершённая им на средства от созданного им плафона «Феб лучезарный» дома в тульском имении помещиков Селезнёвых во многом поправило здоровье художника, незадолго до этого в феврале заболевшего от воспаления предстательной железы.

Середина 1880-х гг. для творчества Серова была особенно важна не только с точки появления Серова-портретиста, или в контексте мамонтовского круга, но и в контексте жизни самого художника.

Особым местом в творческой биографии художника стала и усадьба Домотканово Тверского уезда, приобретённая другом Серова художником В.Д. фон Дервизом в 1886 г., в которой регулярно гостив в летние месяцы художник обращался к портреному и пейзажному жанру.

Сам Серов часто говорил о себе: «Я ведь всё-таки и немного пейзажист», о чём свидетельствуют не только упомянутые выше пейзажи Венеции, но и виды Домотканово, из которых примечательны «Осенний вечер. Домотканово» (1886 г.), «Заросший пруд. Домотканово» (1888) и «Октябрь. Домотканово» (1895 г.).

Там же Серов написал несколько портретов, из которых «Девушка освещённая солнцем» — портрет М.Я.Симонович по-праву считается одно из лучших работ раннего периода творчества художника, наряду с «Девочкой с персиками».

После свадьбы Валентина Серова с Ольгой Трубниковой, с которой был обвенчан 29 января 1889 г.), творческий язык художника в значительной степени нашёл своё развитие не только в камерном, но и в парадном портере.

Хотя предпосылки к этому уже прослеживаются в на примере графического эскиза конного портрета А.Ф.Мамонтовой «Амазонка» (1884 г.), то в портрете Н.Ф.

фон Дервиз, равно как и в единственном в биографии художника портрете не с натуры – отца художника, эти тенденции особенно заметны.

Начало 1890-х гг. в биографии художника было ознаменовано сближением с семьёй фон Мекк, прежде всего, в связи с преподаванием сыну В.К. фон Меккк рисунка Володе фон Мекку. В 1890-м году Серов впервые обратился к жанру религиозной живописи, совместно с М.В.

Врубелем в создании картины «Христос на Гефсиманском озере(Хождение по водам) для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме при фабрике П.М.Третьякова и В.Д.Коншина.

Также Серова должен был принять участие в росписи Владимрского собора в Киеве, для чего представил эскиз росписи «Рождество Христово», однако, представленный позже срока, оставшись лишь в эскизе. Переезд в Москву способствовал продолжению общения с кругом С.И.

Мамонтова, по заказу которого написал несколько портретов – А.Мазини, Ф.Таманьо. Будучи частым гостем в Абрамцево с 1891 года начал пробовать себя как скульптор, исполнив там З.В.Мориц.

В первую половину 1890-х гг. Серов проявил новые стороны своего таланта, развивая как свой собственный почерк, так и подражая манере своих современников. Созданные им портреты Кончаловского, К.Коровина  (1891 г.) и И.Е.Репина (1892 г.), Е.И.Лосевой (1903 г.

) по-серовски выражают различные черты характера, и, вместе с тем, апеллируют к почерку самих художников, с узнаваемыми приёмами, используемыми ими в своих полотнах.

Этот на первый взгляд эклектический подход подчинён идее выражения не только портретных, но и мировоззренческих качеств личности.

Портреты высочайших особ.

В 1892 году Серов начинает писать портреты высочайших особ, чему послужило поводом участие Серова (совместно с Коровиным) на выигранном им конкурсе на создание большого группового портрета Александра III в память чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года в Борках (окончен в 1894 г.). Особым заказом императорского двора стал заказ акварели  «Миропомазание Государя Императора» для альбома по случаю коронации Николая II, в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора Кремля, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. В 1897 году были исполнены портреты великого князя Павла Александровича и его дочери Марии Павловны. Не менее значимы портреты великих князей Михаила Николаевича в тужурке (1900 г.) и Георгия Михайловича (1901 г.). К числу лучших произведений романовской серии относится портрет Николая II 1900 года. Разрыв Серова с императорским домом пришёлся на события 9 января 1905 года, когда сам художник также вышел из Академии художеств, которую возглавлял великий князь Владимир Александрович, сыгравший большую роль в «кровавом воскресенье».

Портреты представителей русской культуры.

Наряду с портретами высочайших особ, которые художник начал писать с 1892 года, параллельно Серов начал серию представителей русской культуры. По заказу Л.Н.Толстого им был написан портрет С.А.

Толстой (жены писателя), по настоянию художника согласился позировать И.Е.Забелин, художника И.И.Левитана (1893 г.), писателя Н.С.Лескова (по заказу Третьякова в 1894 г.), н.А.Римского-Корсакова (1898 г.), И.С.Остроухова (1902 г.), М.

Горького и Ф.И.Шаляпина (1905 г.) и др.

К числу лучших заказных портретов стали заказные портреты О.Ф.Тамары, М.К.Олив, Д.Г. фон Дервиза, А.И.Абрикосова, М.Я.Львовой, портреты М.Ф.Морозовой, Г.Л.Гиршман и О.К.Орловой.

Наиболее известен пришедший на этот период работы с семьёй Юсуповых, по заказу который был в 1896 году исполнен портрет покойного государя Александра III, а позднее и портреты З.Г.Юсуповой (1902 г.), конный портрет Ф.Ф.

Юсупова (графа Сумарокова-Эльстона), Н.Ф.Юсупова и Ф.Ф.Юсупова (младшего) 1903 г.

Театральная сценография.

Рубеж 1890-1900-х гг. был ознаменован обращению Серова к жанру театральной сценографии. Будучи сыном крупного композитора А.Н.

Серова, оставившего большой след в истории русского музыкального искусства, оставившего богатое музыкальное наследие, в том числе и оперы «Юдифь» (1861-1863), «Рогнеда» (1863-1865) и «Вражья Сила» (1867-1871), художник не мог не прикоснуться к этой теме и как сын, и как сценограф.

Предпринимая попытку поставить «Юдифь» на сцене Мариинского театра в 1887 году, так и не состоявшуюся, Серов принял деятельное участие в постановке оперы в 1898 году в Частной опере вместе с Коровиным.

Позднее, в 1907 году, «Юдифь» всё-таки была возобновлена на сцене Мариинского театра, а Серов проявил себя не только как тонкий декоратор, но и как исследователь, методично и скурпулёзно стремящийся реконструировать эпоху древней Ассирии, культура которой была открыть на рубеже веков. Единственной монументальной работой в творчестве художника стал занавес к балета «Шехерезада» 1910 года, впервые представленный широкой публике юбилейной выставке в честь художника в Третьяковской галерее в 2015 году.

Последний период творчества (1897-1911).

Последний период (1897-1911) в творчестве Серова охарактеризовано существенным изменением его манеры, предпосылки к чему наметились ещё в Академии, когда 1885 году Серов как художник решительно начал поиски своего стиля.

Неприемля ни репинскую, ни чистяковскую манеру, отчасти и под влиянием Врубеля, Серов занимался поисками, увенчавшимися в портрете В.А.Титова, исполненным художником в 1886 году в Абрамцево.

Позднее, занимаясь крупными парадными портретами, Серов как художник, чётко осознающий законы монументальной живописи, а также находясь под влияниям всплеска интереса к культуре античности и востока, равно как и художники французского импрессионизма, Серов усиливает влияние линии и цвета.

Интересно рассмотреть графическое наследие Серова не только в портретах, но и в дружеских шаржах, на И.Э.Грабаря, И.И.Трояновского, С.П.Дягилева и самого себя.

Графика как монументальное полотно, пусть и небольшого формата, предстаёт в работах Серова посвящённых к книге «Царская и императорская охота на Руси. конец XVII-XVIII век» И.И.Кутепова (СПб. 1902 г.) – «Петр II и Елизавета на псовой охоте» и «Петр I на псовой охоте»  рассматриваются как полотно, а не иллюстрация.

Здесь нельзя не сказать и теме Петра, наиболее ярко выраженной в таких работах как «Пётр I в Монплезире» 1910-1911 гг. и «Пётр I» 1907 года, являющие собой портрет эпохи великих преобразований XVIII века. равно как и в жанре исторической графики, черты монументального графического видения проступают в портрете С.П.

Дягилева (1904 г), исполненного маслом, портрете Иды Рубенштейн (1910 г.) и в варианте «Похищение Европы» (1910 г.). Подлинным Шедевром Серова-графика стала афиша Русских сезонов 1909 года с Анной Павловой в образе Сильфиды, о котором в своих мемуарах Л.Л.

Новиков отмечал, что «Портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова».

Последний портрет Серова – княгини Щербатовой служит примером того, что художник вовсе отказывается от финального эскиза, предшествующего воплощению замысла полотна. Равно как и в портрете Г.Л.Гиршман, множество вариантов сами по себе формируют общую картину работы художника, а сам портрет – это новое переживание, в котором мастер беспощадно отсекает всё лишнее.

Почти как скульптор Серов высекает портрет в масле, выделяя фигуру, обрисовывая небрежной линией антураж фона, концентрируя всё внимание на лице. Здесь, как и в портретах Юсуповой и Орловой Серов умело использует популярные рокально-классицистические мотив, сближающие его с ненавистным им В.Г.Маковским, но, тем не менее, и отличает его работы от работ современников.

Скончался Валентин Серов 22 ноября (5 декабря) 1911 года от приступа стенокардии в Москве и похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее прах художника был перенесён на Новодевичье кладбище.

Литература

  • Грабарь И.Э. «Серов рисовальщик»; М., Изд-во Академии художеств СССР, 1961.
  • Каталог выставки «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения»; М., ГТГ, 2015.
  • Леняшин В.А.

    «Валентин Александрович Серов»; Л., изд-во «Художник РСФСР» 1989.

  • Поспелов Г. Г. В. А. Серов. Портреты артистов // Люди и судьбы. 20 век (Книга очерков / Гос. ин-т искусствознания). М., БуксМарт, 2013. С. 17—33.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/sierov_valientin_alieksandrovich

Ссылка на основную публикацию