В вихре первой революции 1905 г
Но если либерально-демократическая интеллигенция связывала свои надежды с политическими реформами, поддержав идею созыва Булыгинской думы, то радикально-демократические элементы в лице местного комитета РСДРП и эсеровских организаций призывали к подготовке революционного восстания, чтобы «смести с лица земли преступное сооружение, именуемое царским самодержавием». В Красноярский комитет РСДРП в это время входили Г. И. Крамольников, Н. Н. Баранский, рабочие К. В. Кузнецов, И. Н. Воронцов, А. Г. Рогов, во главе комитета стоял А. А. Мельников.
Местная организация эсеров, возглавляемая студентом Томского университета Юрковским, была менее многочисленной и в основном имела своих сторонников среди учащейся молодежи. Совместно с социал-демократами они организовали подпольную типографию, выпускавшую революционные прокламации и стачечные листки. Летом эсеры стали формировать свои боевые группы для самообороны.
Накалу революционных настроений способствовало и то, что местные власти в лице енисейского губернатора Н. А. Айгустова и вице-губернатора В. Н. Соколовского оказались полностью деморализованы напором политической активности населения, не решаясь на какие-либо репрессивные меры против участников многочисленных митингов и демонстраций.
В конце июля 1905 г. в Сибири началась политическая стачка, ее поддержали железнодорожные рабочие Боготола и Красноярска.
10 августа в Красноярске во время митинга на Николаевской горе произошло столкновение его участников с жандармской ротой, в ходе которого был убит рабочий железнодорожных мастерских М. Чальников.
13 августа состоялись его похороны, вылившиеся в политическую демонстрацию, в которой приняли участие 10 тыс. человек.
Власти, обеспокоенные тем, что события выходят из-под контроля, потребовали присылки в Красноярск дополнительных армейских сил, и 20 августа в город прибыл 2-й железнодорожный батальон. Однако это не только не стабилизировало обстановку, но еще более усугубило революционную опасность, т. к. среди солдат и части офицеров преобладало сочувственное отношение к борьбе рабочих.
Октябрьская всероссийская политическая стачка, начатая рабочими Москвы и Петербурга, встретила активную поддержку в Красноярске. 13 октября 1905 г. собрание рабочих железнодорожных мастерских, организованное Красноярским комитетом РСДРП, постановило поддержать всеобщую стачку.
К ним присоединились рабочие других предприятий, служащие учреждений, учащиеся. Стачка охватила весь город: закрывались торговые заведения, аптеки, не работали телеграф и телефон, была парализована деятельность окружного суда. Город оказался во власти митинговой стихии.
Центрами сбора митингующих стали железнодорожные мастерские и Народный дом.
В ходе стачки стали явочным путем вводить 8-часовой рабочий день, устанавливать новые порядки движения по железной дороге, рабочие дружины контролировали общественный порядок в городе. Таким образом, уже в период октябрьской стачки были созданы зачатки демократического самоуправления, хотя в это время они еще не получили законченного организационного оформления.
Разрозненные общественные организации: профессиональные союзы, выборная комиссия, в которую входили представители от рабочих, стачечные комитеты, организация учащихся Красноярска, местная организация Сибирского областного союза — выражали интересы самых разных слоев общества, но были пока объединены в общем стремлении добиться права народного представительства.
Источник: http://my.krskstate.ru/docs/eniseyskaya-gubernia-20v/v-vikhre-pervoy-revolyutsii-1905-goda/
Русская драма на полотнах Революции
олеся алексееваТолько на сайте
Русский музей вновь побывал в гостях у редакции «Санкт-Петербургских ведомостей» — в Лекторий была приглашена Светлана Конокотина, специалист экскурсионно-лекционного отдела музея, корреспондент специальных программ на телеканале «Санкт-Петербург».
Ее полные вдохновения лекции об искусстве уже успели полюбиться нашим читателям. Примечательно, что именно такой увлеченный и полный оптимизма человек познакомил нас со сложной, неоднозначной темой: «Пророчество гибели. Всё, что надо знать о Революции и Гражданской войне в картинах из собрания Русского музея».
ФОТО автора
Как относиться к Февральской и к Октябрьской революциям 1917 года? Свержение власти, социальные потрясения, гражданская война, — все это неприемлемо для любого разумного человека. С другой стороны, как следствие революции, неоспорим рост социальной справедливости, строительство сильного государства, во многом ставшего примером для других стран, — государства для народа.
Рассматривая произведения русских художников, написанные в период смутного времени, посетители Лектория совершили краткий экскурс в обстановку первых двух десятилетий XX века, знакомясь с тем, как по-разному художники эпохи оценивали исторический процесс. Картин, посвященных революционным преобразованиям и созданным в начале века на самом деле не много.
Это уже в 20-х – 30-х годах начнется полноценное художественное осмысление произошедших перемен. Поэтому творчество очевидцев, пишущих «по горячим следам», максимально искренно, пронзительно по своему замыслу и художественному воплощению.
Иллюстрируя реальность, мастера кисти обнажали истинные эмоции человека в пору тяжелейших испытаний: его устремления и надежды, сомнения и скорби…
Впрочем, как любые истинные произведения искусства, картины того времени подлежат разноплановой трактовке. И есть ряд полотен, не могущих не вызвать чувства соприкосновения с необъяснимым.
Созданные еще до Первой мировой войны, они полны предчувствия надвигающихся катастроф. Конечно, не стихийно происходят государственные перевороты и войны, готовятся они не годы – десятилетия.
Тем не менее, тонкость исторического восприятия грядущих перемен особенно интересна, что и подчеркнула тема посвященного искусству вечера.
Лекция началась с подробного ознакомления с картиной И.Е. Репина «Какой простор!» 1903 года. Многие современники автора увидели в нетипичной для Репина работе олицетворение волн, смывающих все старое, и трактовали сюжет, как побуждение к доверию, к решимости перед грядущими волнениями.
Более известное произведение великого Репина предоктябрьского времени — групповой портрет «Торжественное заседание Государственного совета» — продемонстрировано, как ода уходившей цивилизации.
Крупноформатное полотно, достоверно отражая состав Совета под председательством Николая II, служит полноценным историческим документом.
Автор «Девушки с персиками» и «Девушки, освещенной солнцем», известный портретист аристократии В.А. Серов, был представлен гостям Лектория малоизвестной работой «Солдатушки, браво ребятушки, где же ваша слава!».
Скачущие на конях гвардейцы символизируют разгон мирных демонстрантов 9 января 1905 года.
Разумеется, творческую интеллигенцию всколыхнуло это событие, хотя мало кто из них в то время вдавался в истинную подоплеку случившегося.
Начало XX века в искусстве ознаменовалось развитием огромного количества направлений: примитивизма, кубофутуризма, реализма, символизма. Постепенно идет кристаллизация новых приемов: абстракционизм Кандинского, супрематизм Малевича, аналитическое искусство Филонова.
Именно Павел Филонов одним из первых среди мастеров авангарда начинает прямо высказываться о грядущих политических, исторических изменениях. Предпосылки надвигающихся радикальных перемен можно видеть в его работах: «Те, кому нечего терять», «Перерождение человека».
А имеющее мировую известность произведение «Пир королей», созданное в 1913 году, посвящено предчувствию наступающей трагедии двух войн — Первой мировой и, последующей за Октябрем, войны гражданской.
По мнению исследователей художником здесь запечатлено в том числе и предвидение Второй мировой войны, — картину воспринимают как олицетворение фашистской идеологии властителей мира.
Не смотря на глубокое осознание трагичности слома существующего строя, из всех мастеров авангарда впоследствии именно Филонов стал искренним приверженцем победы пролетариата, увидел положительное в революционной идее. Дальнейшие его работы: «Цветы мирового расцвета», «Перерождение пролетариата», «Формула весны» олицетворяют оптимизм, веру в успешное и мирное созидание нового, более справедливого мироустройства.
Накануне революции появляются «Черный квадрат» и «Красный квадрат» Казимира Малевича. Эти картины стали очередными символами октябрьских преобразований, хотя автор и не вкладывал в них революционного смысла.
Особую роль в ходе лекции Светлана Конокотина отвела главному, наиболее популярному в ту пору, «герою» государственного переворота.
Во время исторического распутья, с февраля по октябрь 17-го в России создавалось крайне малое количество художественных произведений, в том числе и портретов.
Тем не менее, именно в этот период господин Керенский увлеченно позирует Илье Репину и Исааку Бродскому в библиотеке Николая II…
1917 год наиболее ярко представляет большеформатное полотно «Жгут орлов» Александра Вахрамеева.
Эта картина — одно из немногих произведений художника-репортера, которое, в отличие от остальных аллегорических, иносказательных сюжетов, фотографически отражает происходившие на городских улицах события.
Уничтожение имперских символов наряду с мародерством не позволяет нам забыть о том, что любая революция, несмотря на участие в ней романтиков-идеалистов, порождает бездну криминала.
Гостями редакции «Санкт-Петербургских ведомостей» были рассмотрены также картины Бориса Кустодиева, Василия Кандинского, Марка Шагала, Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Григорьева, Давида Штеренберга, Александра Лабаса, Александра Самохвалова. Многим запомнились и карикатуры из журналов того времени.
После описания изобразительного творчества периода разрухи и анархии, голода и холода повествование плавно перетекло в эпоху построения коммунизма и «светлого будущего». Великое созидательное начало, присущее русскому человеку, позволило не потерять Россию, возродить мощное государство.
Возможно, немало было проб и ошибок на этом пути созидания, но все это наша история, наша страна, наши поражения и наши жизнеутверждающие победы… А работы художников Революции, представленные на прошедшем лектории, позволяют не забывать о достижениях наших предков и о тех идеях справедливости, за которые они боролись, заплатив слишком дорогую цену.
#лекторий #Светлана Конокотина #Русский музей
Источник: https://spbvedomosti.ru/news/culture/russkaya_drama_na_polotnakh_revolyutsii/
Никого не жалко. Серов-карикатурист
?Вадим Алешин (vakin) wrote,
2016-07-17 14:23:00Вадим Алешин
vakin
2016-07-17 14:23:00Для широкой публики Валентин Серов — певец «отрадного», автор солнечных и человеколюбивых портретов. Куда в меньшей степени он известен нам как мастер безжалостной политической карикатуры.
«Скучный Серов», шарж 1911 года: раздавая другим, Серов-карикатурист не забывал и о себе.Талант карикатуриста обнаружился в Серове рано — еще в гимназии. Однажды юноша показал шаржи, которые рисовал на своих однокашников, своему учителю — Илье Репину.
И тот объяснил тринадцатилетнему насмешнику, что шарж — это самостоятельное искусство, что художнику, ступившему на эту скользкую дорожку, потребуются деликатность и такт. Если не вдаваться в нюансы, суть лекции сводилась к тому, что смеяться над чужими недостатками нехорошо.
Слова наставника Серов понял по-своему. С годами он не разучился замечать изъяны в своих моделях. Но смеяться перестал: его карикатуры сделались по-настоящему злыми и безжалостными.
Валентин Александрович Серов. Портрет Оскара и Розы Грузенберг
Валентин Александрович Серов. Л.П. Бакст.
Шарж
Валентин Александрович Серов. И.Э. Грабарь. Шарж
Серьезный человек
«Что делать, если шарж сидит в самой модели? — нередко оправдывался Серов. — Я только высмотрел, подметил».Нечеловеческая наблюдательность и абсолютная правдивость — серовские качества, которые превращали заказ портрета этому художнику в крайне рискованное предприятие. Как и в гимназии, он подмечал в модели какую-нибудь характерную черту и делал на ней акцент, добиваясь невиданных живости и сходства. Только теперь это были не утрированные носы, уши и брови, как в школьном альбоме, а особенности натуры. Зачастую особенности, которые заказчики предпочли бы оставить «за кадром». Пустоглазая княгиня Орлова, хитроватая купчиха Морозова, ушлый коллекционер Гиршман, выхватывающий из кармана бумажник, словно оружие. Многие из позировавших Серову, обретали в его трактовке прямо-таки гоголевский колорит.Многие из блистательных портретов художника выдавали в нем латентного карикатуриста. Умение тонко и саркастично привнести элементы шаржа даже в парадный портрет было одной из важнейших составляющих серовского мастерства. И все же оно тяготило художника. Дело в том, что Серов был серьезным человеком. Шутил редко, шарж считал легкомысленным жанром и, что называется «позволял себе» только по адресу близких людей. Случалось, он придирчиво выискивал в законченном портрете приметы карикатуры. И, обнаружив, переделывал.Иногда Серов давал себе волю и зубоскалил намеренно. О портрете супругов Грузенберг (самодовольных, жадных, долго торговавшихся насчет гонорара) художник писал жене: «Что я хотел изобразить, пожалуй, и изобразил, — провинция, хутор чувствуется в ее лице и смехе». Подобные «выступления» Валентин Александрович позволял себе нечасто и, как правило, в тех случаях, когда ему была особенно неприятна модель.Впрочем, достаточно вспомнить портрет Анны Бенуа (к которой он был вполне расположен), чтобы убедиться: дружеский шарж тоже был Серову по плечу.
Молчаливый гнев
В связи с Серовым уместно вспомнить старый анекдот про мальчика, которого долгие годы считали немым. Однажды, после 15 лет молчания, юноша попросил за столом передать ему соль. На вопрос изумленных родителей, почему он все эти годы молчал, подросток пожал плечами: «Раньше суп был соленым».
Даже друзья и близкие считали Валентина Александровича «великим молчальником». Он сторонился шумных компаний, избегал политических дискуссий и нечасто вступал в споры об искусстве.
Когда его мать — ярая феминистка и неутомимая общественная деятельница — заводила очередной разговор о судьбах отечества, он начинал демонстративно зевать и через несколько секунд уже оглушительно храпел. Так бывало до тех пор, пока споры носили абстрактный характер.
Если правдолюб Серов сталкивался с социальной или политической несправедливостью лично, он четко очерчивал свою позицию и словом, и жестом, и карандашом.Однажды он стало на сторону Анны Голубкиной — талантливой скульпторши, которой было отказано в посещении Училища живописи.
Ранее Голубкину арестовывали за распространение запрещенной литературы, и Серов подозревал, что дирекция училища руководствуется политическими мотивами. В ходатайствах он подчеркивал, что Голубкина ему «не сват, не брат, а художник, обратившийся с просьбой к художникам же». Заступничество Серова не помогло, и художник вышел из состава преподавателей училища.
В другой раз, ненавидевший публичные выступления Серов вступился в прессе за Дягилева, чьи балетные постановки были облаяны ангажированными журналистами.Но главным катализатором, вынудившим Серова расстаться с амплуа «молчаливый гнев», стали события Кровавого воскресенья.
Валентин Александрович Серов. Солдатушки, браво ребятушки. где же ваша слава
1905, 47.5×41.5 см
Предчувствие гражданской войны
Утром 9 января 1905 года Валентин Серов вместе со старым другом Василием Матэ был в здании Академии художеств. Из аудитории на втором этаже был хорошо виден Николаевский мост, на котором стояло оцепление. Серов видел, как показались первые демонстранты, как солдаты Финляндского полка вскинули ружья. Видел, как засверкали на солнце шашки.
Как кавалерия врезалась в толпу. Серов стоял у окна бледный, как бумага, на которой он делал неверной рукой лихорадочные наброски. Страшное это зрелище изменило все — реальность уже никогда не была прежней. Виня в случившемся не только Николая II, но и президента Академии художеств — великого князя Владимира Александровича — Серов вскоре вышел из состава Академии.
Что касается дремавшего в Серове карикатуриста, после Кровавого воскресенья, он, наконец, заявил о себе в полный голос.Наряду с Максимом Горьким и Зиновием Гржебиным, Серов стал одним из основателей сатирического журнала «Жупел». Журнал просуществовал недолго — в печать ушли всего три номера.
Но и этого хватило, чтобы талант Серова-карикатуриста проявился здесь громко и ярко. Опубликованные в «Жупеле» карикатуры имели большой общественный резонанс. Отдельный разговор — работы Серова, которые, оставаясь, в первую очередь, политическим высказыванием, выходили за рамки жанра: темпера «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?», эскиз «Демонстрация, 1906».
Или набросок «Сумской полк», сделанный в тот же вечер, когда солдаты Сумского полка на глазах у Серова застрелили на улице прохожего без документов.Некоторые искусствоведы находят политический подтекст в картинах Серова, написанных еще до 1905-го.
Усматривая, к примеру, тревожное и вещее предчувствие, в, казалось бы, нейтральном полотне «Стригуны на водопое» или в портрете Николая II, написанном в 1900 году. Это, конечно, вопрос трактовок. С полной определенностью можно утверждать одно: в последние годы жизни Серов не мог позволить себе оставаться в стороне.
Его друг и учитель Илья Репин писал: «С тех пор даже его милый характер круто изменился: он стал угрюм, резок, вспыльчив и нетерпим; особенно удивили всех его крайние политические убеждения, появившиеся у него как-то вдруг». За несомненные удачи на поприще политической карикатуры Серову пришлось заплатить дорогой ценой.
До конца жизни он тосковал по временам, когда «суп был соленым» и порядочному человеку было позволительно не иметь политических убеждений.
Валентин Александрович Серов. Сумской полк Расстрел в Москве 14 декабря 1905 г
Валентин Александрович Серов. Виды на урожай 1906 года
Автор Андрей Зимоглядов
Источник — artchive.ru
Источник: https://vakin.livejournal.com/1224137.html
Кровавое воскресенье и художник валентин серов
Кровавое воскресенье и художник валентин серов
ПОРТРЕТ ВАЛЕНТИНА СЕРОВА
До событий 9 января 1905 года, у знаменитого художника, Валентина Александровича Серова, были хорошие отношения с царём Николаем II. .Блестящее мастерство, которое продемонстрировал художник, в своей картине, отражающей миропомазание Николая II, в 1896г, восхитило царя. И он, стал, неоднократно, приглашать Валентина Александровича писать свои портреты.
В1900 году, Валентин Серов пишет портрет царя Николая II. Царю портрет нравится. Этот портрет, и поныне, считается лучшим портретом последнего русского царя.
Царь очень любезен с художником. У Серова тоже благоприятное впечатление о царе, и он просит финансировать журнал «Мир искусства». Царь соглашается и выплачивает деньги из личных средств, до 1903г.
Серов пишет ещё один прекрасный портрет Николая – в тужурке.
1905 год, Валентин Серов встретил в Петербурге, Здесь, в Таврическом дворце, должна была открыться историческая выставка русского портрета — новое детище Сергея Дягилева.
Рано утром, 9-го января, они с преподавателем Академии хуожеств, Василием Васильевмчем Матэ, вошли в класс Академии, окна которого выходили на 5-ю линию. В классе встретили скульптора Гинцбурга. Все трое подошли к окну. На улице стояли войска.
«И вот справа, со стороны Большого проспекта, показалось шествие…— На-ас-ступать! – взвизгнул офицер и понесся на толпу. Вслед за ним, размахивая шашками, стремглав пронеслись мимо окон уланы… Уланы давили людей копытами коней, полосовали шашками. Вдали были слышны выстрелы.
Люди метались по улице, забегали в подворотни, парадные; на тротуарах валялись трупы… «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» — вспомнил Серов слова, слышанные не раз. Это было ужасно, совершенно невероятно… Но он всё видел своими глазами…
Он сейчас же нарисует то, что видел… Он схватил альбом, карандаш… Матэ молча смотрел на рисунки. Наконец, Серов окончил. Захлопнул альбом и в изнеможении опустил голову на стол».
Вскоре стало известно, что командовал расстрелом великий князь Владимир Александрович, президент Академии художеств. Серов считал своим долгом протестовать. Но художники оказались трусливыми.
Протест подписали только Серов и Поленов. Этот протест в собрании Академиков не огласили, и тогда Валентин Александрович сложил с себя звание академика.
Отношение Валентина Серова к Николаю II , изменилось самым коренным образом. До крайнего негатива.
Летом 1905года, несколько художников «Мира искусства» решили издавать сатирический журнал. Журнал должен был «бичевать царскую власть за её двуличие, ничтожество, глупость и жестокость». Первый номер «Жупела», так назвали журнал, выпустили осенью.
Для него Серов сделал картину под названием: «Солдатушки, браво ребятушки! Где же Ваша слава?». Очень интересно выбраны и композиция, и колорит. Показан момент перед непосредственным избиением толпы. Кровь невинных ещё не пролилась, но вся картина, как бы залита этой кровью.
В журнале было много других интересных работ: Добужинского, Билибина, Гржебина. Номер разошёлся за несколько часов. Успело выйти три номера до того, как «Жупел» закрыли.
Валентин Александрович очень жалел о закрытии журнала – он подготовил новые рисунки, ещё более дерзкие, чем предыдущие.
Карикатура «После усмирения» — на самого Николая II. Царь мимоходом (под мышкой теннисная ракетка) решил наградить своих солдат за «усмирение» мирного шествия. Придерживая локтем ракетку, он протягивает крест первому из особо отличившихся, вытянувшихся во фрунт, солдат.
Ясно, что крестов будет много. Между шеренгой солдат и экипажем царя — немало трупов. Очевидно, что царю пришлось перешагнуть через них на своём пути к солдатам, да и обратный путь – через трупы невинных людей.
На второй карикатуре — протест против продолжающейся войны с Японией.
На поле вместо снопов из зерновых – снопы, связанные из ружей.
Никогда больше не будет великий художник писать портреты царя или его родственников. Когда его, впоследствии, с этой целью пригласили во дворец, он наотрез отказался. «В этом доме я больше не работаю», — сказал он
.
В том же, 1905 году, Серов написал портрет Фёдора Шаляпина. Огромный портрет певца – два метра в высоту и больше метра в ширину, монументален и лаконичен одновременно. Он настолько выразителен, что стал каноническим портретом Шаляпина. С Шаляпиным, Серов дружил с ранней молодости.В 1905 году, Шаляпин разделял взгляды художника на Кровавое воскресенье.
Но, в 1911г, певец, вместе с хористами, опустился на колени перед Николаем II. Серов ему этого не простил. Он собрал вырезки из газет, описывающих этот случай, и послал певцу с коротенькой запиской: «Что это за горе, что даже и ты кончаешь карачками. Постыдился бы». Больше они не общались.Источники: М. КОПШИЦЕР «Валентин Серов», 1972 год
Моя работа о Валентине Серове Когда есть совесть и великий талант», 2008 г.
Источник: https://luiza7.livejournal.com/638473.html
В состав нацгвардии рф вольются кубанские казаки… мы помним… кровавое воскресенье (1905)
?sell_off (sell_off) wrote,
2016-04-29 08:35:00sell_off
sell_off
2016-04-29 08:35:0028 апреля 2016, 23:33 | нацгвардия | Кубанское казачье войско
Подразделение Кубанского казачьего войска планирует войти в создаваемую в России Национальную гвардию.
«Такой вопрос сегодня прорабатывается», — сообщил журналистам вице-губернатор Краснодарского края казачий атаман Николай Долуда.
По его словам, в настоящее время именно для этого приостановлено действие федерального закона №154, регламентирующего всю государственную службу казачества.
Чиновник не конкретизировал сроки и условия вхождения в состав нацгвардейцев реестровых казаков.
Другие силовые ведомства также привлекают на службу казаков, напомнил вице-губернатор. Так, в казачьи формирования в структуре вооруженных подразделений Минобороны ежегодно направляются порядка 800-900 человек. Госслужбу по охране общественного порядка, контролю границы РФ проходят 2,5 тыс. реестровых казаков.
Федеральная служба войск Национальной гвардии была образована 5 апреля указом президента Владимира Путина.
В ведение новой структуры переданы внутренние войска МВД, силы СОБР и ОМОН, ФГУП «Охрана» и вневедомственная охрана МВД, Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД, а также структуры, которые вели лицензионно-разрешительную работу в части оборота оружия и оказания частных охранных услуг. Главнокомандующим Росгвардии стал полицейский генерал Виктор Золотов.
http://www.rosbalt.ru/federal/2016/04/28/1510867.html
помним-помним…Кровавое воскресенье (1905)
Российские казаки — цепные псы власти
1902 г., ноябрь – Расстрел ростовских рабочих: убито — 6 ранено — 20;1903 г., 11 марта – Расстрел рабочих Златоустовского оружейного завода убито — 60, пострадало — 200;1903 г., 14 июля – Расстрел бастовавших железнодорожников: убито — 10, ранено — 18;1903 г., 23 июля – Расстрел демонстрации в Киеве: убито — 4, ранено — 27;1903 г., 7 августа – Расстрел рабочих в Екатеринбурге: убито — 16, ранено — 48;1904 г., 13 декабря – Расстрел рабочих в Баку: убито — 5, ранено — 40;1905 г., 9 января – Кровавое Воскресенье в Петербурге, расстрел мирного шествия рабочих: убито — 1200, ранено — более 5000;1905 г., 12 января – Расстрел демонстрации рабочих в Риге: убито — 127, ранено — свыше 200;1905 г., 18 июня – Расстрел демонстрации в Лодзи: убито — 10, ранено — 40;1905 г., 5 сентября – Позорный Портсмутский мир с Японией: потери России в войне – 400 000 человек;1905 г., 15 ноября – Расстрел крейсера «Очаков», других восставших судов Черноморского флота. Гибель тысяч матросов-cевастопольцев;1906 г., 4 июля – 28 участников восстания матросов в Свеаборге приговорены к расстрелу;1907 г., 3 июня – Разгон «святым» царем Думы. Всего к этому времени повешено и расстреляно 14 тысяч человек;1911 г. – Голод, унесший жизни 300 тысяч человек1912 г., 4 апреля – Расстрел бастующих рабочих на Ленских приисках: убито 254 человека;Казаки не выпускают из деревни голодающих крестьян, 1892 год1901 г., 7 мая – Расстрел казаками обуховских рабочих.9 января 1905 года на площади у Зимнего дворца были расстреляны сотни рабочих.Разгон рабочей демонстрации в Польше. 1906 год,Художник В.В.МазуровскийРазгон казаками демонстрации в честь открытия Второй Государственной Думы, 1906«Казачий пленник», 1906 годРазгон демонстрации казаками в Москве, 1909 годКартина художника В.А. Серова: «Солдатушки, браво, ребятушки, где же ваша слава?».Казаки демонстрируют свою кавалерийскую подготовку. |
Источник: https://sell-off.livejournal.com/12569299.html
Тамбовский государственный университет — ppt video online download
1 Тамбовский государственный университет
Творчество В. А. Серова Презентация работы студентки 4 курса АГСО Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина Минаевой Любови.
2 «Страсть к рисованию» В. А. Серов.
3 Валентин Александрович Серов родился в Петербурге в 1865 году
Валентин Александрович Серов родился в Петербурге в 1865 году. Его отец — Александр Николаевич Серов был известным композитором и выдающимся музыкальным критиком, мать, пережившая сына, — пианисткой и композитором. Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем.
В их доме часто собирались “петербургские знаменитости”. После смерти отца в 1871 году мальчик стал чувствовать себя одиноким: увлеченная музыкой, мать не очень баловала его своими заботами. Зато о будущем сына она позаботилась очень хорошо.
Заметив его страсть к рисованию, она из Мюнхена, где они тогда жили, поехала в Париж, к знакомому ей Репину и всю зиму — 1875 года Валентин брал уроки у автора “Бурлаков”.
4 “Он с таким самозабвением впивался в свою работу, — вспоминал Репин, — что я заставлял его иногда оставить её и освежиться на балконе перед моим большим окном. Были две совершенно разные фигуры того же мальчика.
Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке — там был ребенок; в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьёзно и взмахивал карандашом решительно и смело. Особенно не по-детски он взялся за схватывание характера энергичными чертами, когда я указал ему их на гипсовой маске.
Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных уже им деталей приводила меня в восхищение: я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве”.
5 Занятия Репина с Серовым продолжались потом и в Москве, приобретая всё более систематический и серьёзный характер. В конце концов, Валентин даже поселился у Репина, став членом семьи.
Они вместе рисовали и писали натурщиков, вместе ходили на этюды в Абрамцево летом 1879 года, вместе совершили и поездку в Запорожье. Это была великолепная школа для юного Серова.
Когда же Серов выполнил мастерский этюд с горбуна — того самого, который позировал Репину для картины “Крестный ход в Курской губернии” — Репин сказал ему: “Ну, Антон (близкие звали Валентина Антоном), пора поступать в Академию”.
6 И с рекомендательным письмом Репина к Чистякову Серов едет осенью 1880 года в Петербург, блестяще выдерживает экзамен, становится учеником Академии художеств.
С присущим ему неторопливым упорством он осваивает “чистяковскую систему” строго построенного, как бы математически выверенного рисунка, очаровывает своего учителя разносторонними способностями.
“Чистяков повторял часто, — пишет Репин, — что он ещё не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой Серову. И рисунок, и колорит, и светотень и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в превосходной степени”.
7 Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове.
Среднерусская природа с рощами, полянами, оврагами, перелесками, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами декораций трудились Коровин и Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи. В возрасте двадцати двух-двадцати трех лет Серов создает произведения, которые стали классическими в русском искусстве.
8 В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить «свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров». В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры.
Вспоминая это время, Мария Яковлевна Симанович писала: «Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я важностью своего назначения. Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок.
Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды. В эти несчастные пропуски он писал пруд» («Заросший пруд. Домотканово», 1888, ГТГ).
Оба портрета наполнены не только увлеченностью новой техникой живописи, но и особой одухотворенностью, поэтичностью, что сразу выделило молодого художника и сделало его известным. За картину «Девочка с персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств, а второй портрет тотчас купил П. М. Третьяков.
9 «Девочка с персиками»
10 В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой
В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой. Семья была большой и дружной. Детей В. А.
Серов любил нежно и с удовольствием писал их.
Портрет-картина «Дети» (1899, ГРМ), где изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок «Сестры Боткины» (1900, ГТГ), портрет Мики Морозова (1901, ГТГ) привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера.
11 «Мика Морозов»
12 «Дети»
13 Старшая дочь Серова в воспоминаниях об отце писала, с каким творческим горением работал художник над портретами. «А вот глаза — глаза взглядывали быстро, с таким напряжением, с таким желанием увидеть и охватить все нужное ему, что взгляд казался частицей молнии, как молния, он мгновенно как бы освещал все до малейших подробностей».
14 В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики
Источник: https://slideplayer.com/slide/4846250/