Описание картины валентина серова «стог сена»

Валентин Серов – биография и картины художника в жанре Реализм, Импрессионизм – Art Challenge

Валентин Александрович Серов (7 [19] января 1865, Санкт-Петербург — 22 ноября [5 декабря] 1911, Москва) — русский живописец и график, мастер портрета.

Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге, в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой (урождённой Бергман, из крещёной еврейской семьи). Его прадедом (со стороны отца) был естествоиспытатель Карл Иванович Габлиц.

1871 год — Валентин Серов после смерти отца (20 января) в связи с отъездом матери в Мюнхен для продолжения образования после ухода из консерватории, был помещён в коммуну Н. Н. Друцкой-Соколинской в имении Никольское Смоленской губернии. Здесь впервые проявился его талант к рисованию.

1872 год — после распада коммуны Валентин Серов был привезён к матери в Мюнхен.

1873 год — стал учиться рисованию у немецкого гравёра Карла Кёппинга (Karl Koepping (нем.)).

1874 год — с октября начал заниматься в Париже (на Rue Veron, 31) с И. Е. Репиным, который отмечал: «он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял иногда оставить её».

1875 год — после возвращения в Россию жил летом в Абрамцеве у Мамонтовых. Здесь им был написан натюрморт «Синяя ваза». В сентябре начал посещать гимназию Карла Мая в Санкт-Петербурге.

1876 год — с весны, вместе с матерью и её гражданским мужем, Василием Ивановичем Немчиновым, жил в Киеве и на хуторе Немчинова Ахтырка в Харьковской губернии. Мать в это время писала о нём своей подруге, Е.

Бларамберг: «он кроме лошадей да ружья ничего знать не хочет…» Осенью, по рекомендации Репина, Валентин Серов стал посещать рисовальную школу Николая Ивановича Мурашко, где впоследствии был удостоен малой серебряной медали.

В это время у него появился младший брат, Александр (1876—1885).

1877 год — осенью начал учиться во втором классе киевской гимназии, одновременно продолжая занятия в рисовальной школе.

1878 год — вновь, вынужденно, уехал с родителями в Ахтырку, где появились карандашные рисунки имения. Из-за начавшейся в губернии эпидемии дифтерита мать с детьми уехала в Москву, где осенью возобновились занятия с И. Е. Репиным, жившим в Хамовниках; также Валентин Серов был определён в третий класс первой московской прогимназии.

1879 год — в начале апреля, после рождения дочери Надежды, мать Валентина Серова с двумя младшими детьми уехала в имение Сябринцы Новгородской губернии, оставив старшего сына, который был отчислен за неуспеваемость из прогимназии, — в Москве, где жила семья тётки по линии матери, Софьи Семёновны Колль. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. На уроки по наукам … ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Спустившись к Москве-реке, он пленился одним пролётом моста, заваленным, по-зимнему, всяким хламом вроде старых лодок, бревен от шлюзов и пр. … и он долго-долго засиживался над лоскутком бумаги, перетирая его до дыр, переходя на свежие листки, но неуклонно преследуя композицию своей картины.

Летом с Репиным он жил в Абрамцеве, участвовал в домашних спектаклях семьи С. И. Мамонтова; появились первые известные карандашные портреты Валентина Серова: Саввы Ивановича Мамонтова, Татьяны Анатольевны Мамонтовой и учителя, Ильи Ефимовича Репина; с осени жил с Репиным в Санкт-Петербурге; познакомился с Ольгой Трубниковой, которая воспитывалась в семье тётки Аделаиды Семёновны Симонович.

1880 год — в начале лета путешествовал с Репиным по Крыму и Украине, — по местам, связанным с Запорожской Сечью. Осенью был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию Художеств; одновременно, посещал частную студию П. П. Чистякова.

1881 год — зимой рисовал всех членов семейства тётки, Аделаиды Семёновны Симонович-Бергман; 31 марта окончил рисунок головы своего учителя П. П. Чистякова; летом работал с Репиным в Абрамцеве и окрестностях.

1882 год — сдав необходимые экзамены, в августе был переведён из вольнослушателей в «академисты» (ученики) — на III курс Академии; с осени стал посещать акварельные классы И. Е. Репина, который писал В.

Д, Поленову: «По воскресеньям утром у меня собираются человек шесть молодежи — акварелью. Антон да ещё Врубель — вот тоже таланты. Сколько любви и чувства изящного! Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая!!! Я у них учусь».

Жил в это время Валентин Серов на 3-й линии Васильевского острова: д. № 40, кв. 10.

1884 год — летом, работая в Абрамцеве, создал одно из первых своих значительных произведений — портрет Л. А. Мамонтовой; в переписке с Ольгой Трубниковой уже обнаруживаются их взаимные чувства. Осенью нашёл себе новое жильё: «Комнатка у меня совсем, как у немецкого композитора. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая.

Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика»; в письме Е. Г.

Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь».

1885 год — весной кратковременно был в Москве, откуда писал невесте: «Здесь, у Мамонтовых много молятся и постятся, т. е. Елизавета Григорьевна и дети с нею. Не понимаю я этого, я не осуждаю, не имею права осуждать религиозность и Елизавету Гр

1886 год — в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт; в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна; летом этого года его друг В. Д.

Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. В сентябре принято окончательное решение оставить Академию и, забрав документы, он был вынужден решать возникший вопрос с отбыванием воинской повинности, в связи с чем переехал в Москву, — к Мамонтовым.

Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова».

1887 год — в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы.

По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный» и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию; с августа по октябрь — в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С.

Мамонтовой «Девочка с персиками»; в конце года — в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).

1888 год — в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой; летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.

В августе был в Абрамцеве, затем — в Москве; в октябре путешествовал в Киев и Одессу, где договорился со своей невестой об их венчании в январе следующего года; в декабре — в Санкт-Петербурге: написал портрет композитора П. И. Бларамберга и начал писать портрет отца. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М.

» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова.

1889 год — 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).

К концу лета наконец-то был окончен портрет отца, а также выполнено несколько заказов, в том числе для реформатской церкви на Большой Морской улице в Петербурге был написан портрет пастора Дальтона, а затем в Домотканово был завершён портрет хозяйки имения Н. Я. Дервиз.

В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И.

Драгомирова; немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица» — это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885) — копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).

1890 год — начал давать частные уроки рисования: с конца предыдущего года — Володе фон Мекк — сыну В. К. фон Мекк, затем дочери титулярного советника Надежде Трембовельской. В феврале родилась дочь Ольга.

С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й) — с портретом отца, и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К.

Читайте также:  Описание картины владимира маковского «политики»

Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице — они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)»; к ним присоединился и М.

Врубель; всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле; летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву — в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Осенью Серов выслал А. В.

Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию.

1891 год — был привлечён П. П. Кончаловским к иллюстрированию собрания сочинений М. Ю. Лермонтова, приуроченного к 50-летию смерти поэта — одновременно с этим выполнил портреты Кончаловского и его дочери.

Выполнил портреты К. Коровина и Ф. Таманьо; а летом, живя в Абрамцеве, попробовал себя в создании керамических изделий в организованной С. И. Мамонтовым гончарной мастерской; уже зимой выполнил портрет З. В.

Мориц.

1892 год — после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй — Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс; эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. По рекомендации Репина в апреле Серов написал портрет жены Л. Н. Толстого, Софьи Андреевны, получив за него 600 рублей. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых — Александр. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора, известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.

1893 год — Конец предыдущего года и первая половина текущего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи; для семейного портрета Александра III были написаны портреты его детей. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т.

» представил на XXI выставке ТПХВ. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»).

1894 год — был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». После выставки В. В. Стасов просил Серова написать портреты В. Шварца и А. Бычкова, но художник выбрал другое предложение: по заказу П. М.

Третьякова был написан портрет Н. С. Лескова. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов.

Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Родился сын Георгий.

1895 год — В начале года по заказу П. М. Третьякова написал портрет его брата, Сергея Михайловича. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей.

Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Во второй половине года выполнил несколько заказных портретов: А. И. Абрикосова, М. К. Олив, жены и дочери харьковского губернатора — В. В. Капнист и В. В. Мусиной-Пушкиной.

Также по просьбе Владимира Дервиза, написал портрет его отца, члена Государственного Совета Д. Г. Дервиза.

1896 год — В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II; в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова; в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках — в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.

1897 год — в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой — матери С. Т. Морозова. В конце лета принял предложение руководить натурной мастерской в МУЖВЗ, хотя ещё в 1894 году признавался в письме П. П.

Чистякову: «преподавание вообще я не люблю — учеников и бездарных и талантливых всех не люблю — серьезно. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем — я отказался». Его учениками стали: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Одновременно с Серовым в училище стал преподавать И. И.

Левитан, — руководил пейзажной мастерской.

1898 год — на открывшейся в январе, в Санкт-Петербурге, в музее барона Штиглица, выставке русских и финских художников, организованной С. П. Дягилевым, Серов был представлен 15 работами; на XXVI Передвижной выставке были показаны портреты М. Ф. Морозовой и Ф.

Таманьо; 23 марта на общем собрании Академии художеств, по предложению Матэ, Репина и Чистякова, В. А. Серов был удостоен звания академика. Кроме портретов — М. К. Тенишевой, Н. А. Мещерской, П. А. Бахрушина, Н. А. Римского-Корсакова, П. Н. Трубецкого, В. В. Мусиной-Пушкиной — работал над иллюстрациями к басням Крылова.

Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова.

В конце 1890-х годов Серов работал над портретом художника Василия Ивановича Сурикова.

1900 год — в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Был написан портрет императора Николая II.

Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора…» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Ученики-художники убедили солдат отдать им портрет, и ученики принесли его художнику Нерадовскому, который его сохранил.

1909 год — Протестуя против отказа восстановить А. П. Голубкину в МУЖВЗ, где она ранее занималась, уходит из училища. Рисует балерину Т. Карсавину и М. Фокина, создаёт афишу с танцующей Анной Павловой. Продолжает создавать портреты на заказ: Е. П. Олив, Е. И. Рерих и др.

Скончался Серов 22 ноября (5 декабря) 1911 года в Москве (умер от приступа стенокардии). Похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.

Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/84.html

Валентин Серов: картины, биография художника

После ранней смерти Серова его творчество сделалось предметом пристальных исследований и разнообразных толкований. Современники осознавали значение художни­ка, и в попытках определить его место в истории русско­го искусства постоянно вставало понятие «рубежа» — ру­бежа веков, рубежа культур и стилистических позиций.

Самой своей личностью Серов как бы осуществил переход, связь между противоположными художественными уста­новками, между целыми эстетическими эпохами — не случайно его считали «своим» передвижники и мирискус­ники, московские «лирики» из Союза русских художни­ков и петербургские эстеты, приверженцы и апологеты «нового стиля».

Уже обстоятельствами своего рождения Серов как бы оказался в определенной культурной ситуации. Сын компо­зитора А. Н.

Серова, он потерял отца в шестилетнем возра­сте, но тем большую роль сыграла в его воспитании мать — музыкантша, писательница, но в первую очередь «прогрес­систка»: ее дом в Петербурге посещали деятели русского искусства, среди них «столпы» передвижничества.

В этом обществе Серову довелось расти. Обучение его рисованию начинается в раннем детстве — в Мюнхене он учится у К. Кёппинга (1873—1874), затем, по совету М. Антокольско­го, переезжает в Париж, чтобы посещать мастерскую Ильи Репина.

Уроки у Репина, начавшиеся в Париже (1874— 1875), продолжались и в Москве (1878—1879); по рекомен­дации Репина Серов отправляется на дальнейшую выучку в Академию художеств к наиболее интересному из тог­дашних преподавателей — П. П. Чистякову.

Серов проучился у Чистякова пять лет (1880—1885) и покинул Академию, не дождавшись окончания курса.

Его дальнейшей школой стало самостоятельное освое­ние западного искусства в музеях Европы (в 1885 году он посетил Голландию, Бельгию, Германию, в 1889 — Фран­цию) и участие в пронизанной творчеством деятельности мамонтовского кружка в Абрамцеве (с семьей просветителя и культурного реформатора Саввы Ивановича Мамонтова Серов был знаком с детства). Здесь, в Абрамцеве, он на­писал первую, прославившую его картину — «Девочку с персиками» (1887), для которой позировала дочь Мамонто­ва Вера.

Современников поражали быстрота серовской эволюции, его умение, казалось бы, произвольно «манипулировать» приметами различных художественных систем.

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «столик в кафе»

В самом деле — «Девочка с персиками» являет пример раннего русского импрессионизма, а следующая за ней «Девушка, осве­щенная солнцем» (1888) демонстрирует уже владение пост-импрессионистическим художественным методом; портрет Анджело Мазини (1890) написан «с оглядкой» на Веласкеса, а в портрете Франческо Таманьо (1891 —1893) угадывается сочная бравурность венецианской живописи; в серовском портрете Коровина (1891) предвосхищен будущий стиль самого Коровина, а портреты Н. С. Лескова (1894), Н. А. Римского-Корсакова (1898) выполнены художником в строгой сдержанной гамме, с той реалистической психо­логической убедительностью, которая позволяет увидеть в Серове репинского ученика. Необыкновенная творческая восприимчивость Серова на стадии ученичества и станов­ления привела к быстроте художественной эволюции. Но дальнейшее варьирование приемов и манер было вызвано не артистической прихотью, а существенной для художни­ка проблемой — найти в каждом произведении своего ро­да живописно-пластическую формулу, адекватно отвечаю­щую предмету изображения, выражающую суть его. По­этому и в подмосковных пейзажах он продолжил саврасовско-левитановскую линию лирического ландшафта, ока­завшись тем самым близким московским живописцам из Союза русских художников (программа раннего Серова — писать только «отрадное» — отчасти сделалась программой всего этого объединения), а в более поздних монохром­ных портретах, в исторических и мифологических компо­зициях («Петр I», серия «Царские охоты», «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы») выразил сущность петер­бургской линии «живописи—графики», связанной с дея­тельностью «Мира искусства» и стилем модерн.

Стиль модерн, пришедший в Россию на рубеже XIX — XX веков, будучи явлением сложным и неоднозначным, в основе своей тяготел к синтезу условного и реального, сочи­ненного и увиденного, «натуры» и «культуры».

В этой сти­листике упор делался на проблемах художественной фор­мы, собственно живописного языка. Поэтому портрет в силу изначально присущей ему содержательности, гуманисти­ческой сути не был популярен в системе жанров модер­на.

Серов оказался тем художником, который сделал порт­рет созвучным идеям «нового стиля».

Сам он признавался: «Меня интересует не сам человек, а та характеристика, которую из него можно сделать на хол­сте». Отталкиваясь от натуры, Серов искал «формулу лич­ности», ее живописно-пластический «знак» — оттого так остры и неповторимы композиционные решения его портре­та. Расслабленно «сползающий» с дивана баловень и сиба­рит К. А.

Коровин; как бы случайно показывающая уни­занную перстнями руку красавица Гиршман в орбите сни­жающих ее образ назойливых и суетливых безделушек; М. А.

Морозов, чья полноватая фигура, угрожающе вы­двинутая на вертикальном холсте, приобретает одновре­менно слегка зловещее и карикатурное измерение; присевшая на краешек кресла княгиня Орлова с гротескно изло­манным телом, в пародийно увеличенных в размере боа и ожерелье; наконец, Ида Рубинштейн — вызывающе и беззащитно распластанная на отвлеченном фоне, превра­щенная волей художника в оживший ассирийский рельеф, в своего рода памятник стилю модерн с его опорой на цен­ности прошлой культуры. Во всех этих портретах видна аналитическая работа живописца, позволившая выявить самое острое и характерное. Главное средство построения образов — неожиданный композиционный ход, лаконич­ность линейного очерка, отчетливость силуэта, взятого единым тональным пятном. Так, «артистические» портреты, выполненные в 1905 году, — А. М. Горького, М. Н. Ермо­ловой, Ф. И. Шаляпина — предельно сдержанны в цвете, почти графичны. Здесь проявилось у Серова высокое пред­ставление о творце, осуществился своего рода гимн вдохно­вению.

В художественной ситуации рубежа веков место Серова было по-своему уникальным.

Воспитанник передвижников, он не порывал связи с учителями, выставляясь на выстав­ках Товарищества (член ТПХВ с 1894 года) и Союза русских ху­дожников; с 1897 года по 1909 год Серов преподавал в Мос­ковском Училище живописи, ваяния и зодчества, был членом Совета Московской городской художественной галереи П. М. и С. М. Третьяковых.

Одновременно он являлся участником объединений «Мир искусства» (с конца 1890-х годов) и «Мюн­хенский Сецессион», связанных уже с эстетическими прин­ципами «нового стиля», и его зрелое творчество выражает черты этого стиля весьма последовательно.

Для русских худож­ников, как московских, так и петербургских, — об этом немало свидетельств современников — Серов был как бы живым во­площением высокой этической миссии художника, неотде­лимости нравственных начал от эстетических.

Достаточ­но вспомнить о некоторых его поступках — о выходе из Ака­демии художеств в знак протеста против расстрела 9 ян­варя 1905 года (руководивший расстрелом великий князь Владимир Александрович был покровителем искусств и вице-президентом Академии), об отказе от работы в Мос­ковском Училище живописи, ваяния и зодчества после за­прета посещать мастерские училища «политически не­благонадежному» талантливому скульптору А. С. Голуб­киной. В годы, когда рождалось и наполнялось смыслом понятие «трагедия эстетизма», когда необычайно остро ощу­щался разрыв между «высоким искусством» и требова­ниями «низкой действительности», Серов сумел своим твор­чеством и всей жизнью этот разрыв преодолеть — ив этом еще одна причина особенной привлекательности его ис­кусства для будущих поколений.

Г. ЕЛЬШЕВСКАЯ

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1775-serov.html

Описание картины Валентина Серова «Пушкин на садовой скамье». Картины серова описание

ГлавнаяКартиныКартины серова описание

Оригинальность, свежесть, лёгкость и воздушность его живописи тут же зацепили зрителей своей непринуждённостью и глубокой философией, чувственностью. Уже тогда стало понятно, что на культурном небосклоне появилось ещё одно имя мирового значения…

Валентин Александрович Серов — великий русский художник. Родился в 1865 году в Петербурге. С самого детства Валентин Серов был в центре культурных событий и окружён творческими людьми. Его отец был известным композитором, а мать — пианисткой.

В их доме постоянно собирались различные знаменитости, начиная от музыкантов и заканчивая художниками.

Заметив его страсть к рисованию, мать отправила его в Париж, где жил и работал известный художник Илья Ефимович Репин, у которого Серов и учился основам мастерства.

Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Для молодого художника — это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. И.Е.

Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Так и не доучившись до конца, гениальный художник Серов выбирает свободное творчество вместо строгих законов академизма и постоянных наставлений преподавателей.

Вскоре после этого он пишет одну из самых знаменитых своих картин «Девочка с персиками», где изобразил дочь С. И. Мамонтова Веру. После этого была «Девушка, освещённая солнцем» и другие. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками.

Оригинальность, свежесть, лёгкость и воздушность его живописи тут же зацепили их своей непринуждённостью и глубокой философией, чувственностью. Уже тогда стало понятно, что на культурном небосклоне появилось ещё одно имя мирового значения.

Серов писал картины на самые разные темы, среди которых были и портреты знаменитых людей, таких, как художник Левитан, писатель Лесков и т.д. С 1984 года Валентин Александрович Серов состоял в товариществе передвижных художественных выставок, как активный член организации.

Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Надо сказать, что он и сам, вспоминая уроки своего первого и самого главного наставника, воспитал немало известных художников, среди которых: И. И. Машков, К. С. Петров-Водкин и другие.

В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья.

Валентин Александрович Серов покинул этот мир 5 декабря 1911 года после приступа стенокардии. Изначально был похоронен на Донском кладбище в Москве, но позднее его останки были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Художник Валентин Серов картины: 

Амазонка. М.Ф.Мамонтова

Анна Павлова

Автопортрет

Баба с лошадью

Баба в телеге

Деревня

Девочка с персиками

Д.В.Стасов

Георгий Победоносец

Ида Рубинштейн

Крестьянский дворик в Финляндии

Купание коня

Ляля

Мика Морозов

Миропомазание императора Николая Александровича

На терасе в Веденске

Одиссей и Навзикая

Октябрь. Домотканово

Петр 1

Похищение Европы

Полоскание белья

Портрет княгини Ольги Орловой

Портрет княгини Юсуповой

Портрет неизвестной

Портрет Николая II

Портрет О.Ф.Серовой

Портрет Софьи Боткиной

Портрет великой княгини Ольги Александровны

Пушкин

Рыболовецкие суда в Архангельске

Сарай

Саша и Юра Серовы

Саша Серов

Стог сена

У окна

У перевоза

Великий князь Павел Александрович

Выезд Екатерины II на соколиную

Выезд императора Петра I и Елизаветы на охоту

Волы

Заброшенный пруд. Домотканово

Зима. Абрамцево

Если вам нужна качественная и надёжная стреппинг лента полипропиленовая, то лучшим выбором для вас станет продукция компании ЗАО «Упаковочные Системы». Более 15 лет на рынке упаковочного оборудования.

art-assorty.ru

Описание картины Валентина Серова «Дети»

Картина Серова В.А. «Дети» была написана в 1899 году как групповой портрет, но получилась достаточно разноплановая работа. На этой картине изображены 2 сыновей В.А. Сурова. Это 7-летний Саша и 5-летний Юра. Они главные герои картины. Эти мальчики стоят на террасе дачи.

Взгляд старшего мальчика устремлен вдаль, на развернувшийся перед ним вид Финского залива и вечернего неба. Младший брат смотрит на зрителя. Эта жанровая картина, но при этом еще и портрет 2 мальчиков. Оба мальчика одеты одинаково. При этом оба мальчика довольно похожи, у них темные волосы, они вьются, и беспорядочно падают на лоб.

На картине можно проследить и различие характеров детей. Старший брат сосредоточенно наблюдает открывшуюся перед ним картину вечернего залива, младший мечтательно задумчиво смотрит вперед.

Характеры детей тонко подмечены и мастерски изображены благодаря их жестам и позам.

Объективность передачи этого характера передан так, когда ребенок остается один, и безмятежно наблюдает за происходящим вокруг.

Помимо главных героев, детей, художник подробно изобразил открывшийся зрителю залив, небольшие лодочки, причаленные к берегу. Некоторые плавают по водной глади вдалеке.

Читайте также:  Описание картины валентина серова «портрет александра iii»

Все образы, переданные художником, удачно и гармонично связаны друг с другом. Водная гладь, и темнеющее небо, показывают, что художник хотел показать вечернее небо, тяжелые облака.

Картина перед нами – это и портрет, и жанровая сценка, и пейзаж. Серов написал эту картину не на заказ, а для себя. Оба мальчика получились в естественных позах, они сливаются с пейзажем. Перед нами предстает единый сюжет. Зрителю достаточно легко поймать это настроение, которое хотел передать художник, и в котором он сам находился, когда писал этот портрет.

Картина находится в Государственном Русском музее.

opisanie-kartin.com

Описание картины Валентина Серова «Летом» (Портрет О. Серовой)

Спустя семь лет, после того, как в свет вышла картина «Девушка, освещенная солнцем», Валентин Серов пишет другую импрессионистскую картину «Летом», на которой изображает свою любимую жену Ольгу. Здесь мы видим пленэрный портрет женщины в легкой белой блузе, спасающей от летнего зноя.

Спокойная поза Ольги передает ее внутреннее уравновешенное состояние, ее портрет гармонирует с окружающим миром. Позади Ольги резвятся ребятишки в сочной траве, пока еще не утомленным утренним зноем. Пролесок на фоне Ольги Серовой изображен очень воздушно, динамично, мы можем ощущать шелест листков березы, шелохнувшейся от легкого дуновения.

Если сравнивать картину «Летом» и «Девушка, освещенная солнцем», то, в первую очередь можно заметить, на чем художник сделал акцент, изображая жену в тени деревянного домика.

Прежде всего, мы видим точно выписанные, мелкие черты лица, детализацию ее мягкого, но проницательного образа.

Поля соломенной шляпки не могут скрыть глубины голубых глаз любимой жены Серова, ее образ преисполнен нежностью и заботой.

Некоторая сутулость, зажатость видна в ее образе – но и это представляет собой особое очарование ее портрета, словно ее случайно запечатлели на фотокамеру, когда она наслаждалась видом пруда или пролеска их любимого дачного участка. Серов изображает Ольгу Фёдоровну скромной, робкой и несколько пугливой, такой, какой она была на самом деле. Для Серова жена – самое хрупкое и нежное создание в мире, это можно понять по манере создания ее образа.

Ощущением истинного летнего тепла, солнечного света, тишины леса в летнюю пору преисполнена композиция картины «Летом» Валентина Серова. Его работа сделана с большим внутренним душевным вкладом еще и по той причине, что он изобразил самых важных людей в своей жизни, которые ни минуту не покидали его. Картины пронизана легкостью, очарованием счастливой детской поры и, конечно любовью.

opisanie-kartin.com

Описание картины Валентина Серова «Георгий Победоносец»

Валентин Серов был выдающимся мастером-анималистом. Больше всего внимания на своих работах он уделял изображению лошадей. Этих животных мы можем увидеть практически на всех картинах великого русского художника. Несмотря на то, что работа называется «Георгий Победоносец», главной действующей фигурой является именно конь.

Первое, что мы видим при взгляде на картину – грозную, мощную фигуру коня. Серов намеренно приглушает, затемняет задний фон работы, делая его практически черным. На фоне это мрака, как гром посреди ясного неба врывается яростное животное.

Серов изображает коня в белом цвете, чтобы подчеркнуть его исключительность, породистость. Кажется, что буквально через секунду конь встанет на дыбы и поразит своими копытами змея. Фигура коня очень динамична, фактурна.

Особенную рельефность животному придают крупные, резкие мазки кисти мастера.

Верхом на коне изображен Георгий Победоносец. Удивляет то, что художник изобразил человеческую фигуру практически незаметной – она сливается с черным фоном. Мы можем разглядеть массивные темные доспехи на теле мужчины.

На голове его – причудливой формы шлем из чистого золота. Стоит отметить, что Серов изображает светящийся нимб над головой человека, что всегда соотносится с иконописью. Но мастер далеко отходит от канонов написания икон.

На картине видна агрессия, движение и динамика, что нехарактерно для изображения святых, особенно на иконах.

Внизу работы расположен змей. В некоторых источниках говорится также, что Георгий Победоносец сражался не со змеем, а с огромным драконом. Зверь изображен в темных тонах, практически сливается с ночной мглой. Георгий замахнулся и копьем пронзает извивающееся тело чудовища. Копье художник изобразил красного цвета. Возле змея лежит человеческий череп.

opisanie-kartin.com

Описание картины Валентина Серова «Портрет С. П. Дягилева»

На данной картине Серова В. А. изображен выдающийся деятель русской культуры, организатор множества выставок и опер, в том числе в Париже, создатель литературного журнала «Мир Искусства» Сергей Павлович Дягилев.

Данный портрет Серов начал писать в 1904 году, но интерес к картине у художника довольно быстро пропал. Именно поэтому изображение незаконченно, однако прописаны основные детали, положение тела позирующего, начат задний фон.

Мы видим, что художник успел прорисовать лишь некоторые части тела Дягилева: довольно хорошо прорисовано лицо и правая рука. Благодаря этой прорисовке мы можем понять, что перед нами изображен мужчина в сидячей позе, ему примерно 30 лет. Голова его слегка наклонена в право.

Создается ощущение, что человек очень долго подпирал голову правой рукой. Но кто-то отвлек Дягилева. Он оторвал руку от лица, а художник будто успел запечатлеть этот мимолетный момент.

Позирующий изображен немного задумчивым и раздраженным. Ему явно не понравилось, что его вырвали из собственных мыслей. У него черные, густые, буквально смоляные волосы, глубоко посаженные глаза, широкие темные брови, аккуратно подстриженные усы. Одето на Дягилеве пальто пурпурно-розового оттенка.

Можно заметить, что волосы художник не прорисовал до конца, поэтому челка выглядит бледной, практически сливается с кожей головы. Такая неоконченность придает картине дополнительную романтичность и загадочность.

Достоверно известно, что полотно создавалось прямо в квартире Дягилева, где раньше находился редакционный отдел журнала «Мир искусства».

Поэтому, судя по заднему фону полотна, с помощью этой картины мы можем узнать, какого цвета были стены в квартире знаменитого импресарио.

В незаконченной части картины мы видим лишь линии, контур, по которому в дальнейшем художник должен был продолжать работу над портретом.

opisanie-kartin.com

Описание картины Валентина Серова «Пушкин на садовой скамье»

Валентин Александрович Серов русский живописец. Его работы достаточно разносторонние. Один из жанров его живописи – это портрет. В период 1890-1900года художник создает цикл картин акварелью.

В этот период он всё чаще занимается портретной живописью и выполняет заказы. Серов пишет портреты артистов, художников, писателей. Эти модели стали излюбленными в творчестве Валентина Александровича.

Серов отказывается от использования в своём творчестве ярких красок и всё больше использует серо-чёрно-коричневые тона.

Среди таких работ имеет место и портрет Александра Сергеевича Пушкина, чьё творчество его очень привлекало. Он изобразил множество иллюстраций к произведению поэта.

Серов с большим интересом изучает жизнь поэта, его творчество. Это вдохновляет его на написание портрета Пушкина.

Валентин Александрович с точностью передаёт все черты портретируемого, всю его внутреннюю суть, эмоции. Для этого художник всегда прибегал к изучению личности своей модели, а затем переходил к написанию портрета. Портрет Александра Сергеевича был написан в 1899 году.

На портрете художник изобразил впечатляющий образ поэта, передал его творческое состояние. Сидящий на парковой скамье Пушкин, вдохновлённо смотрит вдаль. С импрессией запечатлён образ поздней осени.

Монохромная гамма, подчёркивает настроение картины, а широкие свободные мазки остро передают черты натуры.

По поводу этого портрета до сих пор не стихают споры о том, где написан этот портрет и где находится эта скамья, на которой изображён поэт. Некоторые эксперты полагают, что картина написана в Домоткановском доме. Предположительно именно там была такая скамья и стояла она на балконе, а для создания портрета её вынесли в сад.

opisanie-kartin.com

Описание картины Валентина Серова «Стог сена»

На данной картине мы видим деревенский пейзаж. На переднем плане изображен большой стог сена. Вероятно, это заготовка, которую сделали крестьяне на зиму, чтобы кормить скотину. Вокруг сена мы видим невысокую оградку, кажется, будто она не достроена. Мастер хорошо прорисовывал плетение этого самодельного забора – можно разглядеть практически каждый прутик.

Буквально в нескольких метрах от стога, немного позади, располагается ветхое деревянное строение. Видно, что за постройкой никто не ухаживает: древесина влажная, покосилась крыша. Здание не похоже на привычный жилой дом. Скорее всего, это хозяйственная постройка, сарай, расположенный в поле. Здесь крестьяне могли хранить свои инструменты для пашни.

Немного левее стога сена изображены две фигуры – человек и лошадь. Сразу понятно, что перед нами обычный крестьянин, так как одет он в простую одежду. На голову надета темная, практически черная шапка. В руке крестьянин держит поводья, за которые ведет лошадь.

Традиционно Серов изображает не резвого скакуна, а обычную приземистую лошадку, которая устала от тяжелой работы в деревне. Задний план практически пустой: кое-где виднеется поле, не покошенная трава.

Совсем вдалеке изображен еще один стог сена и несколько черных птиц, бегающих по жухлой траве.

На первый взгляд в картине нет ничего примечательного – обычный осенний день. Но Серов В. А. преподносит нам этот пейзаж так, как его видит только житель глухой деревни. Жизнь человека из глубинки России невероятно привлекала художника.

Серов не просто писал пейзажи, он передавал настроение, ощущения. Данная картина заставляет прочувствовать на себе эту хмурую осень. Перед нами предстает мрачный, пасмурный день. Небо темное, затянутое дождевыми тучами.

Кажется, что еще чуть-чуть и поднимется сильный ветер, с неба начнут падать капли дождя.

opisanie-kartin.com

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartiny-serova-opisanie.html

Ссылка на основную публикацию