Морда лица. 7 произведений Валентина Серова, характеризующих его как выдающегося анималиста
Однажды родители Валентина Серова были приглашены на обед к Рихарду Вагнеру в его дом в Люцерне. И хотя Вагнер настоятельно просил не опаздывать, Серовы не смогли прийти вовремя: по дороге четырехлетний Валентин повстречал ослика.
Уговоры, угрозы, посулы — все было тщетно: Валентин наотрез отказывался идти дальше, предпочитая компанию осла обществу гениального композитора.Мать Серова вспоминала в мемуарах, как несколько дней спустя Вагнер выругался в присутствии юноши. «Сколько на белом свете ослов!» — воскликнул он.
Но заметив маленького Серова, вспомнил недавний инцидент и улыбнулся: «Тебе они, впрочем, милы, верно, мой мальчик?».
Став знаменитым живописцем, Валентин Серов не разлюбил животных. Вот несколько работ, характеризующих его не только как великого портретиста, но и как выдающегося анималиста.
И животные, которым Серов уделил внимания не меньше, чем царям, князьям и гениям, которых ему приходилось обычно писать.
Если ослик стал на пути Серова к Рихарду Вагнеру, то волы на некоторое время разлучили его с невестой. В 1885 году его будущая супруга — Ольга Трубникова — по причине слабого здоровья перебралась из промозглого Петербурга в теплую Одессу. Серов обещал навестить ее там (тем более, что в те годы в Одессе жил его приятель — Михаил Врубель), однако что-нибудь постоянно ему мешало.
Мать уговорила молодого художника сопровождать ее в поездке в Мюнхен. Пользуясь возможностью, Серов также заехал в Италию, побывал в Голландии, а на обратном пути остановился в Абрамцеве — повидаться с семьей Мамонтовых. Обещание свое он выполнил только через полгода.
Но вместо того, чтобы наслаждаться обществом невесты, практически сразу уехал из Одессы в загородное имение знакомого художника Николая Кузнецова.
Кузнецов был богат, жил на широкую ногу, любил принимать гостей. Однако Валентина Серова привлекли не богатые фамильные погреба, а пара кузнецовских волов. Животные очаровали Серова и тот, позабыв обо всем, бросился за мольбертом.
Он писал волов около месяца — хозяин лишь пожимал плечами и разводил у загона костры, чтобы чудной гость не околел (был конец октября).
Когда художник Серов показал картину невесте, та, как и Николай Кузнецов, пожала плечами: «И ради этого ты мерз столько дней?».
К слову, это не единственный случай, когда Валентин Серов сбегал от жены к телкам. Подтверждением тому — эскиз «Стадо», написанный в 90-е.
В 1892 году у Валентина Серова родился сын — Александр, и, чтобы прокормить прибавившееся семейство, он активно брался за заказные портреты. Одним из таких заказов стал портрет Ольги Тамара. К сожалению, модель не сумела заинтересовать Серова.
Но профессиональная этика и теплые отношения с сестрой заказчицы — Марией Якунчиковой из клана Мамонтовых — не позволили художнику выполнить работу спустя рукава. Все свои баснословные наблюдательность и мастерство он обрушил на собачку Ольги Федоровны. Как отмечал биограф и знаток творчества Серова Игорь Грабарь, в результате получился, скорее, портрет таксы на фоне Ольги Тамара.
Когда художник Серов начал работать над этой картиной, ее герою — последнему из князей Юсуповых — было 16. Под ногами у него все время вертелся любимый пес — бульдог по прозвищу Гюгис. Едва юноша начал позировать, бульдог чинно уселся рядом. Серов счел это удачей. Любовь к собакам сблизила художника и его модель.
Наследник грандиозной финансовой империи, человек, который позднее войдет в историю как один из организаторов убийства Распутина, увлеченно рассказывал Серову, на какие трюки горазд его питомец. В общей сложности работа над портретом длилась около двух лет. Нужно полагать, за это время граф Сумароков-Эльстон и Валентин Серов успели поговорить не только о собаках.
Годы спустя граф напишет в своих мемуарах: «Серов, человек гуманный и убежденный защитник всех неимущих, своими долгими и дружескими беседами словно „оформил“ все мои сокровенные мысли и чувства. Его передовые взгляды оказали влияние на развитие моего ума.
И по мере того, как его художественная кисть заканчивала мой внешний облик на полотне, — внутри меня созревал тот человек, каким я остался всю жизнь, и дружба Серова оставила во мне неизгладимое впечатление».Отец Феликса Сумарокова-Эльстона — князь Юсупов-старший — пожелал позировать верхом.
Серову это понравилось, в письме жене он сообщал: «Князь скромен — хочет, чтобы портрет был скорее лошади, чем его самого, — вполне понимаю». Кроме прочего, это было удобно: князь то и дело отлучался из своего имения в Архангельском, в то время как жеребец (а это был «отличный араб бывшего султана») оставался в полном распоряжении художника и никогда не капризничал.
О чем Серов беседовал с конем и как повлиял на развитие его ума, история умалчивает. Но и жеребец, и князь удались на славу. Оценивая всю «юсуповскую серию», художник писал супруге: «Заказчики довольны. Пожалуй, удачнее всех князь на лошади, может быть, потому, что не так старался — это бывает».Когда Серов работал над портретом Клеопатры Обнинской, та ждала второго ребенка.
Она позировала, будучи на последних сроках беременности, одетая в свободное платье. По одной версии, художник Серов выбрал для своей картины композицию с ручным зайцем, чтобы скрыть изменения в фигуре модели. Согласно другой, зверек, которого Обнинская нежно прижимает к груди, подчеркивает в ней материнские черты.
Игорь Грабарь считал эту работу одним из лучших лирических портретов Серова, именно с его подачи ее стали называть «Портретом с зайчиком».
Подобные удачи случались в творческой биографии Серова-портретиста, когда модель была ему особенно симпатична.
В данном случае свою роль сыграло уважение, которое художник испытывал по отношению к ее мужу, Виктору Петровичу Обнинскому — депутату Госдумы, весьма прогрессивному политику.
Когда Обнинский был заключен под стражу в результате своей оппозиционной деятельности, Серов писал: «Думаю, ему теперь легко — вот тем, кто гуляет на полной свободе, потруднее — совестно».
В 1895 году Савва Мамонтов задумал басни Крылова с иллюстрациями Валентина Серова. Вернее сказать, в первую очередь Мамонтов хотел издать иллюстрации: альбом должен был называться «Двенадцать рисунков В. А. Серова на басни И. А. Крылова». Серов взялся за дело с энтузиазмом.
И, хотя книга так и не была издана, над иллюстрациями к крыловским басням художник работал до конца своих дней — для него, латентного анималиста, эта затея стала творческой отдушиной. С годами его рисунки становились все лаконичнее и острее. Серов искал интонацию, которая позволила бы передать юмор Крылова минимумом средств.
Показательный пример таких творческих исканий — иллюстрации, которые он делал для басни «Квартет»: не вняв крыловской морали, художник все же пересадил музыкантов в другом порядке.Замысел этой картины созрел у Серова во время поездки в Грецию и на Крит еще в 1907-м.
Вместе с приятелем — Львом Бакстом — он плыл примерно тем же маршрутом, что и укравший Европу Зевс, и все здесь настраивало на эпический лад. Серов видел в Греции повозку, запряженную парой белоснежных быков, и, конечно, сделал наброски. Однако натура показалась ему мелковатой.
Быка, который соответствовал бы его замыслу, Валентин Александрович искал повсюду. Он даже посещал в Испании корриду, которая вызывала у него — человека, искренне любившего животных, — физическую дурноту. В конце концов, подходящую модель он нашел в итальянском городке Орвиетто — кто-то шепнул ему, что тамошние быки славятся особой мощью.
Так Зевс на его полотне принял облик не белого (как того требовала устоявшаяся традиция), а рыжего быка.
Натурщицу, позировавшую для Европы, Серов нашел в Париже. Он похитил ее у художника Николая Досекина — что не дозволено быку, позволено Серову.
Источник: https://artchive.ru/publications/1931~Morda_litsa_7_proizvedenij_Valentina_Serova_kharakterizujuschikh_ego_kak_vydajuschegosja_animalista
Серов Валентин Александрович — русский художник
Русский художник Серов Валентин Александрович . Автор картин: «Солдатушки, браво ребятушки. где же ваша слава..». 1905г.; Автопортрет; Анна Павлова в балете.-Сильфиды; Великий князь Павел Александрович; Выезд Екатерины II на соколиную охоту; и многих других.
Серов Валентин Александрович (1865-1911)
Валентин Александрович Серов родился в Петербурге в 1865 году. Его отец — Александр Николаевич Серов был известным композитором и выдающимся музыкальным критиком, мать, пережившая сына, — пианисткой и композитором. Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем. В их доме часто собирались “петербургские знаменитости”.
После смерти отца в 1871 году мальчик стал чувствовать себя одиноким: увлеченная музыкой, мать не очень баловала его своими заботами. Зато о будущем сына она позаботилась очень хорошо. Заметив его страсть к рисованию, она из Мюнхена, где они тогда жили, поехала в Париж, к знакомому ей Репину и всю зиму 1874 — 1875 года Валентин брал уроки у автора “Бурлаков”.
“Он с таким самозабвением впивался в свою работу, — вспоминал Репин, — что я заставлял его иногда оставить её и освежиться на балконе перед моим большим окном. Были две совершенно разные фигуры того же мальчика.
Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке — там был ребенок; в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьёзно и взмахивал карандашом решительно и смело. Особенно не по-детски он взялся за схватывание характера энергичными чертами, когда я указал ему их на гипсовой маске.
Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных уже им деталей приводила меня в восхищение: я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве”.
Занятия Репина с Серовым продолжались потом и в Москве, приобретая всё более систематический и серьёзный характер. В конце концов, Валентин даже поселился у Репина, став членом семьи. Они вместе рисовали и писали натурщиков, вместе ходили на этюды в Абрамцево летом 1879 года, вместе совершили и поездку в Запорожье.
Это была великолепная школа для юного Серова. Когда же Серов выполнил мастерский этюд с горбуна — того самого, который позировал Репину для картины “Крестный ход в Курской губернии” — Репин сказал ему: “Ну, Антон (близкие звали Валентина Антоном), пора поступать в Академию”.
И с рекомендательным письмом Репина к Чистякову Серов едет осенью 1880 года в Петербург, блестяще выдерживает экзамен, становится учеником Академии художеств.
С присущим ему неторопливым упорством он осваивает “чистяковскую систему” строго построенного, как бы математически выверенного рисунка, очаровывает своего учителя разносторонними способностями.
“Чистяков повторял часто, — пишет Репин, — что он ещё не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой Серову. И рисунок, и колорит, и светотень и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в превосходной степени”.
В 1885 году Серов уходит из Академии. Ему уже нечему было в ней учиться, а к академическим наградам и диплому он был равнодушен. Его влечет свободная творческая работа. Он уже почувствовал себя вполне самостоятельным художником.
Написанная им осенью того же года этюдного характера картина “Волы”, находящаяся сейчас в Третьяковской галерее, подтверждает это. Простая по сюжетному мотиву и по композиции, она отличается свежестью живописи и благородством общего тона.
В гармонию золотистых и серебристо-серых тонов он привел и скотный двор с его постройками, и кусочек осеннего пейзажа, и первопланные фигуры белого и черного волов, неторопливо жующих сено.
А брошенная на телегу розоватая тряпка, разработанная Серовым с тем же богатством цветовых и световых рефлексов, как и все остальное, как бы держит всю цветовую композицию картины.
“В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только отрадное”, — говорит Серов два года спустя. И он создает такие два шедевра русской школы живописи, как “Девочка с персиками” (1887) и “Девушка, освещенная солнцем” (1888).
В “Девочке с персиками” изображена дочь С. И. Мамонтова — Вера. Он подсмотрел в жизни естественно-непринужденную позу присевшей на мгновение за стол с персиками девочки, о чем-то вдруг неожиданно задумавшейся. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека.
В ореоле струящегося света мягко вырисовывается “девочка в розовом” с приколотой к черному банту красной гвоздикой. Еле уловимая полуулыбка делает особенно привлекательным её смуглое и нежное лицо с быстрым взглядом живых карих глаз. Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, — вот, в сущности, тема картины.
И никто ещё из русских художников, даже самых прославленных, не передавал этой поэзии юности с такой пленительной свежестью, с таким изящным, тонким мастерством.
“Девочка с персиками” — лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение — человека.
В “Девушке, освещенной солнцем” нет уже такой непосредственной поэтичности, хотя она также проникнута тихой радостью бытия.
Вместо скрытно-порывистой позы “Девочки с персиками”, и живого блеска брошенного в сторону взгляда, перед нами спокойно сидящая, прислонившись к стволу дерева, девушка со спокойно положенными на колени руками.
Доверчиво смотрит она на нас широко открытыми светло-серыми глазами; невозмутим её душевный мир, ясный как этот солнечный день под липами старого парка. Обе эти картины имели сенсационный успех и были восприняты как новое слово в искусстве, до сих пор считаются жемчужинами отечественной живописи.
“Все, чего я добивался, — говорит Серов о своих работах этих лет, — это — свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах”. Упорно добиваясь “свежести живописи при полной законченности”, Серов замучил многодневными сеансами и Веру Мамонтову и свою двоюродную сестру М. Я.
Симонович, позировавшую ему в Домотканове для “Девушки, освещенной солнцем”. Но цели своей он добился: они кажутся написанными по первому впечатлению, без труда и творческих мучений.
Обе эти картины имели сенсационный успех и были восприняты как новое слово в искусстве, до сих пор они считаются жемчужинами отечественной живописи.
Красоту утонченно-нервного облика Левитана, его высокую интеллигентность, утомленно-печальный взгляд затененных на бледном лице глаз запечатлел Серов в портрете И. И. Левитана 1893 года. Изящно проста его поза, портретно выразительна рука, устало положенная на спинку соломенного кресла.
Прост и красив колорит портрета, решенный в мягком созвучии темно-серых тонов фона, темно-синего костюма, золотисто-охристого кресла и смугло-бледного лица и руки, оттененных белоснежной полоской воротника и пятном манжет. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову — не очень.
Больше Серов был удовлетворен портретом писателя Н. С. Лескова, написанного в 1894 году, предельно простым по композиции и сильным по колориту. На редкость впечатляющ смятенно-тревожный взгляд Лескова, точно предчувствующего свою скорую смерть.
С 1894 года состоит членом товарищества передвижных художественных выставок, а с 1897 по 1909 годы художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Воспитал целую плеяду будущих новаторов: Н. Н. Сапунова, И. И. Машкова, П. В. Кузнецова, Н. П. Крымова, К. С. Петрова-Водкина, С. Ю. Судейкина и других.
Работает Серов в 90-е годы и над пейзажем, придя и в нем к новым стилевым особенностям и скупой гамме серебристо-серых тонов, появившихся после его поездки летом 1894 года на север с Константином Коровиным, оказавшим на него сильное воздействие своим выдающимся дарованием колориста. Однако Серов сохраняет своеобразие своей творческой индивидуальности и уже в 1895 году пишет чудесную картину “Октябрь”.
Тишиной и покоем веет от этого типично русского пейзажа с бедной деревенькой на заднем плане и мирно пасущимися лошадьми и овцами на скошенном поле.
Крошечная фигурка мальчика-пастушка в отцовском картузе как бы “держит” композицию картины.
И эта на первый взгляд точно вылинявшая картина вдруг захватывает нас красотой живописи, поэтичностью настроения, острой характерностью пейзажного жанрового изображения русской деревни.
Так же проста и поэтична пастель “В деревне. Баба с лошадью” (1898), в которой Серов объединил свои дарования портретиста, анималиста, и пейзажиста в живой сценке, выхваченной из деревенской жизни.
Когда он, прямо на улице, на морозе, рисовал цветными мелками смеющуюся краснощекую бабу с кудлатой лошадью — его обступили мужики, ахавшие от восхищения. Больше всего их восхищала простота выполнения: “взял бы вот эти цветные палочки и сам сейчас все так и написал”.
И, рассказав Грабарю про этот запомнившийся ему эпизод, Серов стал горячо доказывать, что надо писать без фокусов — так просто как это только возможно. “Надо чтоб мужик понимал, а не барин, а мы все для бар пишем и ужасно падки на всякую затейливость и пышность.
Вот они — немцы, французы — пускай будут пышны, им это к лицу, а уж какая там пышность на Руси”.
В двадцатый век Серов вступает в расцвете своего таланта, это своеобразный художник-артист, нетерпимый к банальности общих мест, ищущий непроторенные пути в искусстве. Именно Серову, с его врожденной чуткостью к процессам, происходившим в мировой живописи на рубеже ХIХ и ХХ вв., суждено было стать связующим звеном между классической живописью ХIХ в. и новациями серебряного века.
Диапазон его возможностей был широк — от уникальной техники рисования углем (портрет Ф. И. Шаляпина, 1995), до крохотных изображений, исполненных графитным карандашом (зарисовки с В. И. Качалова, 1908 и Т. П. Карсавиной, 1909). С 1895 до самой смерти он трудился над громадной (более 150 листов) серией иллюстраций к басням И. А. Крылова.
Всего лишь раз испробовав силы в театральной афише, он создал для “Русских сезонов” подлинный шедевр — лист с изображением танцующей А. П. Павловой. Создал прекрасные декорации для постановки оперы своего отца А. Серова “Юдифь” (1907) в Мариинском театре, к балету “Шехерезада” (1911) на музыку Н.
Римского-Корсакова для “Русских сезонов” в Париже.
Многообразны его искания. На рубеже нового века он создает в рисунке кистью необыкновенно правдивый и поэтический образ Пушкина, одиноко сидящего среди шороха осенних листьев. И в том же, 1899 году он пишет прелестный натурный этюд своих детей на побережье моря, а два года спустя — портрет Мики Морозова, очаровательного в своей детской непосредственности и пылкости темперамента.
В 1900 — 1901 годах в тонко стилизованной манере Серов изображает “Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту” и тогда же броской кистью запечатлевает стирку белья деревенскими бабами. В 1907 году он завершает превосходную историческую картину “Петр I” и в том же году создает блистательный портрет красавицы Генриетты Гиршман в ее изысканно-модном будуаре.
Велики не только сюжетно-тематические, но и стилевые различия в произведениях Серова последних лет его жизни.
В “Похищении Европы” (1910) античный миф о похищении Европы — дочери финикийского царя — богом Зевсом, превратившимся для этого в быка. Женственно изящен образ кокетливой изысканно хрупкой Европы. Царственно красив могучий бык с лирообразно изогнутыми рогами и человеческим взглядом.
Стремительны прыжки взлетающих над волной дельфинов, очерченных с виртуозной простотой, как бы одним взмахом кисти. И за этой картиной, покоряющей своим совершенным мастерством, встает образ умного, добродушно иронического Серова, воссоздающего древний миф с тонкой улыбкой человека двадцатого столетия.
Он отдыхает душой от “российских кошмаров” в работе.
Умер 22 ноября 1911г. в Москве от сердечного приступа.
Картины художника
«Солдатушки, браво ребятушки. где же ваша слава..». 1905г.
Автопортрет
Анна Павлова в балете.-Сильфиды
Великий князь Павел Александрович
Выезд Екатерины II на соколиную охоту
Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту
Девочка с персиками
Девушка, освещенная солнцем
Дети.
Заброшенный пруд. Домотканово.
Зима Абрамцево
Зимой
Ида Рубинштейн
Ифигения в Тавриде
Коля (Николай Яковлевич) Симонович
Кубок Большого орла. Эскиз
Купание лошади
Летом
Лили (Аделаида Яковлевна) Симонович
Мика Морозов. Портрет Михаила Александровича Морозова
Модель
На террасе в Введенске
Новобранец
Одиссей и Навзикая 1
Одиссей и Навзикая
Октябрь. Домотканово
Осенний вечер в Домотканово
Осень. Домотканово
Петр I на псовой охоте
Портрет А.К.Бенуа
Портрет А.Н.Турчанинова
Портрет А.Я.Симонович
Портрет Анджело Мазини
Портрет В.О.Гиршмана
Портрет Генриэтты Леопольдовны Гиршман
Портрет Д.В.Стасова
Портрет Е. И. Рерих
Портрет Е.П.Олив
Портрет И. А. Морозова
Портрет К.Д.Бальмонта
Портрет К.П.Победоносцева
Портрет М.А.Морозова
Портрет М.К.Олив
Портрет М.Н.Ермоловой
Портрет М.Ф.Морозовой
Портрет Марьи Львовой
Портрет Мики Морозова
Портрет Н.Я.Дервиз с ребенком
Портрет С.М.Боткиной
Портрет С.М.Драгомировой
Портрет С.М.Лукомской
Портрет С.П.Дягилева
Портрет Сергея Сергеевича Боткина
Портрет Ф.И.Шаляпина
Портрет Франческо Таманьо
Портрет актрисы Марии Яковлевны Ван-Зандт, в замужестве Чериновой
Портрет артистки Г.Н.Федотовой
Портрет балерины Т.П.Карсавиной
Портрет великого князя Павла Александровича.
Портрет графа Н.ф.Сумарокова-Эльстон
Портрет графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстона, впоследствии княза Юсупова
Портрет графини В.В Мусиной-Пушкиной
Портрет императора Николая II
Портрет княгини О.К.Орловой
Портрет княгини Ольги Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской
Портрет княгини Э.Н.Юсуповой
Портрет княжны Ольги Александровны. Этюд
Портрет княза Ф.Ф.Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон
Портрет композитора А.Н.Серова
Портрет композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова
Портрет писателя Н.С.Лескова
Портрет художника И.Е.Репина
Портрет художника И.И.Левитана
Портрет художника И.С.Остроухова
Портрет художника К.А.Коровина
Похищение Европы 1
Пётр I
Стригуны на водопое. Домотканово
Эскиз декорации к опере А.Н.Серова «Юдифь».
Источник: https://wearts.ru/ruartist/207
Биография Валентина Серова
Опубликовано: 15.12.2016 — 23:27
Серов Валентин Александрович (1865-1911) – русский художник, портретист, график.
Рождение и семья
Великий художник появился на свет 19 января 1865 года в Санкт-Петербурге.
Его отец, Александр Николаевич Серов, был знаменитым русским композитором и музыкальным критиком.
Мама художника, Валентина Семёновна Серова, тоже музыкальный критик и композитор, родом была из еврейской семьи. Её родители Бергман Семён Яковлевич и Гудзон Августина Карловна в Москве держали небольшую лавку колониальных товаров. Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения.
Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга. Не поладив с директором учебного заведения, ушла и начала брать частные уроки у Александра Серова, за которого в скором времени вышла замуж, несмотря на 26-летнюю разницу в возрасте.
В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор.
Отцу было 43 года, когда он женился на своей 17-летней ученице Валентине Бергман. Прошло чуть больше года, и у них родился единственный сын, которого назвали Валентином.
Детство
Семья Серовых была очень открытой и гостеприимной, в их дом всегда приходило много гостей. Мама и папа сына ласково называли Тоша, мальчику было около четырёх лет, когда он уже впервые побывал с родителями за границей.
Ранние детские годы Валентина прошли в артистическом мире, повсюду его окружало искусство. Среди друзей отца было много знаменитых и талантливых людей – Тургенев, Антокольский, Репин, Ге, последний к малышу был особенно ласков и часто рисовал ему в альбомах лошадок.
Мама была одержимой нигилисткой и полностью поддерживала идеи Чернышевского. Её соратники часто собирались в доме Серовых и порой за спорами мешали маленькому Тоше слушать новые музыкальные произведения отца. Тем не менее мальчик любил такую суетность и шум.
В эти минуты он получал возможность остаться наедине с собой, наблюдать за всеми, разглядывать, размышлять.
ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?
Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.
Начать тест
Но в январе 1871 года скоропостижно от сердечного приступа умер отец, и для маленького Валентина начались бесконечные скитания. После смерти Александра Николаевича его вдова решила написать оперу, но для этого нужно было дальше обучаться теории музыки и композиции, она уехала в Мюнхен.
А шестилетнего сына отправила в имение к своей подруге Н. Н. Друцкой-Соколинской на хутор Никольский в Смоленской губернии. Там мальчика определили в коммуну последователей Чернышевского.
Именно здесь был впервые замечен его талант к художеству. Но, в общем, от коммуны у ребёнка остались не самые лучшие воспоминания. За какую-то детскую проказу Друцкая порвала его рисунок. Но мальчик не смог этого простить и тайком порезал ножницами её любимое платье.
В 1872 году коммуна распалась, и маленького Валентина перевезли к матери в Мюнхен.
Детские годы за границей
Несмотря на своё страстное увлечение общественной деятельностью и музыкой, мама всё-таки обратила внимание на удивительные способности сына к рисованию.
Хотя для неё было неожиданным, что талант ребёнка стал проявляться в направлении живописи, а не музыки.
Валентина Семёновна стала развивать способности сына и в 1873 году отдала восьмилетнего ребёнка на обучение к немецкому гравёру Карлу Кёппингу.
Однажды рисунки мальчика увидел скульптор Антокольский. В детских художествах Серова уже тогда можно было заметить, что природа заложила в него дар к живописи. Антокольский посоветовал матери развивать у сына художественный талант и немедленно отдать его на обучение к Репину, который в то время проживал в Париже.
Осенью 1874 года Валентина Семёновна последовала советам Антокольского и перевезла сына в Париж. Она хорошо была знакома с художником И. Е. Репиным, который к тому времени уже успел прославиться своей картиной «Бурлаки на Волге».
Художественные способности мальчика Репин оценил высоко и стал с удовольствием с ним заниматься. Учитель говорил о ребёнке: «Он настолько самозабвенно занимался рисованием, что иногда приходилось заставлять его бросить всё и отдохнуть».
Возвращение в Россию
В Париже Серовы пробыли чуть меньше года и в 1875 году вернулись в Россию. Они поселились в Абрамцево (Сергиево-Посадский район Московской области) в имении Мамонтовых.
Здесь мать с сыном пробыли всё лето, и юный художник написал тогда свой первый натюрморт «Синяя ваза». К осени Серовы вернулись в Санкт-Петербург, и мальчик поступил на обучение в гимназию Карла Мая.
Но здесь они тоже долго не задержались.
Мать познакомилась со студентом-нигилистом Василием Ивановичем Немчиновым, влюбилась, стала жить с ним гражданским браком, и вскоре они вместе отправились на Украину.
Там поселились сначала в Киеве, позже переехали на принадлежавший Немчинову хутор Ахтырка в Харьковской губернии. Надо отдать должное, с маминым вторым мужем у ребёнка сложились хорошие отношения.
Мужчина оказался прекрасным человеком, вместе с маленьким Валентином они ходили на охоту и рыбалку.
Пока жили в Киеве, Серов обучался в гимназии и посещал рисовальную школу Н. Н. Мурашко, которую рекомендовал ему Репин. В рисовальной школе талант Серова был отмечен малой серебряной медалью. В 1876 году у Валентина родился младший брат Александр.
Но вскоре на Украине началась эпидемия холеры. В конце 1878 года мать с детьми бежали в Москву, а Немчинов остался на хуторе, чтобы лечить крестьян.
Если б он и захотел, всё равно не получилось бы уехать с Серовыми, Василий считался не благонадёжным в политическом смысле и находился под постоянным наблюдением полиции.
Вскоре стало известно, что Немчинов сам заболел холерой и умер. Мать погоревала и принялась за работу над своей оперой.
Обучение
А Валентин продолжил в Москве свои занятия с Репиным, который к тому времени уже вернулся в Россию и поселился в Хамовниках. Также Серова определили на учёбу в третий класс первой московской прогимназии. Учиться парню не нравилось совсем, худшего ученика в классе вряд ли можно было отыскать, зато его рисунками восхищались все.
Когда уезжали с Украины, мама Валентина Семёновна оказалась беременной и в 1879 году родила дочь Надежду. Весной мать с младшими детьми уехала в Новгородскую губернию, а старшего Валентина оставила в Москве у своих родственников.
Но 14-летний юноша больше жил у Репина и под его руководством начал много и усердно работать.
Репин писал портреты масляными красками, а Серов копировал их карандашом, так он учился передавать светотеневые эффекты.
Юноше всё больше нравилось рисовать натюрморты, но уже в 1879 году он написал первые свои знаменитые портреты – мецената Саввы Ивановича Мамонтова и членов его семьи, а также своего учителя Репина.
Из гимназии Серова отчислили, и он с чистой совестью стал путешествовать с учителем Ильёй Ефимовичем. Репин много ездил, чтобы собрать материалы для своих работ, а Валентин всюду следовал за ним. Они проехали через всю Украину и Крым, побывали также в местах, связанных с Запорожской Сечью, а на лето уезжали в Абрамцево.
В 1880 году Репин направил Серова в Петербург, где парень поступил в Императорскую Академию Художеств. Как и советовал ему Илья Ефимович, Серов попал в класс П. П. Чистякова, который уже воспитал не одно поколение талантливых художников – Сурикова, Репина, Поленова, Врубеля.
Валентин беспрекословно подчинялся Чистякову, порой его мнение было важнее для него, чем репинское. И Чистяков в свою очередь любил способного студента, гордился им и первым открыл юному художнику сокровища Эрмитажа.
Он говорил о Серове, что «не встречал ещё в своей жизни человека, которому бы в такой полной мере природа отпустила талант в постижении художественного искусства.
У него всё было превосходно: светотень и колорит, рисунок и характерность, композиция и чувство цельности».
Желание Серова творить самостоятельно было слишком велико, и, не окончив курса, он покинул Академию. Своё дальнейшее художественное образование он получил в голландских и итальянских музеях, где изучал живопись Европы.
Творчество
Ранние произведения Серова относились к русскому импрессионизму.
Среди раннего творчества художника особенно хочется отметить картины:
- 1885 – «Волы»;
- 1886 – «Осенний вечер. Домотканово», «Зима в Абрамцеве. Церковь», «Открытое окно. Сирень», «Пруд в Абрамцеве»;
- 1887 – «Букет сирени в вазе»; «Площадь Святого Марка в Венеции», «Набережная Скьявони в Венеции»;
- 1888 – «Заросший пруд. Домотканово».
На формирование его художественных взглядов особенное влияние оказала жизнь Серова в Домотканово в имении его хорошего друга Владимира Дервиза и в Абрамцеве в имении мецената Саввы Ивановича Мамонтова.
Художник боготворил природу средней полосы России с её рощами и полянами, перелесками и оврагами, он обожал русские деревни с околицами.
И именно Абрамцево и Домотканово вдохновляли его на счастливые творческие успехи, в этих имениях он создал свои знаменитые полотна.
На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка.
Девочка как будто на одно мгновение зашла в комнату, чтобы взять со стола персик, а художник увидел её в этот момент и запечатлел. По словам самого Серова, он писал картину с особенным упоением и работал над ней всего месяц.
«Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова.
В Домотканово он нарисовал ещё одну картину-шедевр «Девушку, освещённую солнцем». На этом полотне художник изобразил свою двоюродную сестру Симонович Марию Яковлевну. Девушка сидит в саду под деревом, а сквозь ветви и листву пробивается солнечный свет, играет бликами на её одежде.
Обе эти картины просто дышали красотой и свежестью, светом и юностью. О них говорили, будто полотна сотканы из воздуха и солнца. Работы Серова высоко оценили не только живописцы, но и коллекционеры. Художник только начинал свой путь, а сразу же оказался в числе лидеров.
Серов стал востребованным живописцем. Тульские помещики Селезнёвы заказывали ему роспись плафона «Феб лучезарный», за что заплатили 1000 рублей. Валентин стал выставлять свои полотна на конкурсах.
Его картина «Девушка, освещённая солнцем» была приобретена Третьяковым за 300 рублей, а «Девочка с персиками» в русском благотворительном обществе любителей художественного искусства получила единственную премию в 200 рублей в номинации «Портрет».
Его мастерство крепло, а тематика картин постепенно удалялась от пейзажа и натюрмортов, всё больше Серов стал писать портреты. Среди его натурщиков были как близкие и родные ему люди, так и многие знаменитости того времени:
- Максим Горький и Фёдор Шаляпин;
- Николай Лесков и Антон Чехов;
- Константин Коровин и Пётр Кончаловский;
- Исаак Левитан и Илья Репин;
- Гликерия Федотова и Мария Ермолова.
Популярность и известность, конечно же, радовали Серова, но вместе с этим для него началась кабала художника-портретиста, в которой он оказался до самой своей смерти. Ему заказывали портреты представители буржуазного класса, высшая знать и даже члены царской семьи.
В 1897 году Серов написал с натуры портрет великого князя Павла Александровича. В 1900 году это полотно выставили в Париже на всемирной выставке, картина получила Гран-при. Валентин Александрович стал одним из лучших европейских портретистов конца 19 века.
В 1898 году умер Третьяков, Серова избрали членом совета Третьяковской галереи, эту должность он занимал до конца своих дней.
Семья и дети
В 1889 году Серов женился на Ольге Фёдоровне Трубниковой.
Девушку воспитали родственники Серова по материнской линии Симоновичи, в их семье и произошло знакомство художника с любовью всей его жизни. Яков Миронович Симонович лечил от туберкулёза маму Оли. Но женщина умерла, и тогда Симоновичи приняли решение взять Олю в свою семью и воспитали её, как родную дочь.
Долгие девять лет они ждали тот день, когда станут мужем и женой. Сотни написанных писем и сказанных тёплых слов, наполненных любовью и нежностью. Благодаря Третьякову, который купил картину «Девушка, освещённая солнцем», Серов, наконец-то, смог на заработанные деньги сыграть свадьбу с любимой женщиной.
29 января 1889 года они венчались в Санкт-Петербурге в Храме Пресвятой Богородицы, свидетелем был И. Е. Репин.
После свадьбы они вместе побывали в Париже на Всемирной художественной выставке, после чего вернулись в Россию и поселились в Москве.
У Серовых родилось шестеро детей.
Старшая дочь Ольга родилась в 1890 году, после революции, когда власти конфисковали серовский домик, осталась жить в стране. Умерла в 1946 году, после смерти Ольги в 1947 году были напечатаны её воспоминания об отце.
Сын Александр, родился в 1892 году, окончил Петроградский политехнический институт. Уехал жить в Ливан, для этой страны он разработал ирригационную систему, картографию водоёмов и рек, создал первые правила уличного движения. Он прожил дольше всех детей Серовых, умер в 1959 году.
Юрий родился в 1894 году, эмигрировал во Францию, где выступал на сцене. Скончался в 1929 году в возрасте 35 лет.
В 1896 году родился сын Михаил, жил в Москве, умер в 1938 году в возрасте 42 лет.
Сын Антон, родился в 1900 году, как и брат Михаил, прожил 42 года, погиб во время блокады Ленинграда.
Самая младшенькая дочь Наталья родилась в 1908 году, она была любимицей в семье, особенно обожал её отец. Уехала из России, жила во Франции, умерла так же, как и два старших брата, в возрасте 42 лет.
Смерть
Рано утром 5 декабря 1911 года Валентин Александрович собирался к Щербатовым на портретный сеанс. Но внезапно у него случился приступ стенокардии, он упал и умер. В самом расцвете сил и творчества, ему было всего 46 лет. Жена Оля пережила его на 11 лет, умерла в 1927 году за границей.
Ещё ни разу смерть художника в России не воспринималась так трагично, уход Серова приравнивали к уходу Пушкина, Чехова или Толстого. Похоронили его сначала на Донском кладбище, позже останки перенесли на Новодевичье кладбище.
Источник: http://stories-of-success.ru/valentina-serova
Валентин Серов. Деревенские пейзажи
В конце 1890-х – начале 1900-х годов Валентин Серов пишет цикл деревенских пейзажей и называет его «Крестьянский Серов». Мастер хочет показать скромную поэзию русской деревни. Для своих картин живописец всегда выбирал то, что ему было ближе всего.
На многих полотнах он изображал своих любимых лошадей. Вы помните породистого скакуна на парадном портрете Великого князя Павла Александровича (в прошлой моей публикации)? В небольшой пастели «В деревне.
Баба с лошадью» 1898 года мы видим невзрачную рыженькую лошадку.
Валентин Серов. В деревне. Баба с лошадью. 1898
Подолгу живет Валентин Серов в своем любимом Домотканове с женой Ольгой. Здесь в 1895 году он пишет ее замечательный, светлый и радостный портрет, на фоне играющих на лугу двух детишек — «Летом» (1895).
Валентин Серов. Летом.1895
Валентин Серов. Волы
Валентин Серов. Осенний вечер. Домотканово. 1886
На смену ярким, светоносным пейзажам «Волы» (1885), «Осенний вечер. Домотканово» (1886) появляется ненастный, серенький денек, проникнутый тонкой, щемящей грустью – «Октябрь. Домотканово» (1896).
Пастушок, лошадки, ветхие избы, затерянные посреди бесконечных просторов полей – все воспринимается как часть гармоничного огромного мира, разлитой в нем тишины.
Русская деревня всегда в сердце художника.
Валентин Серов. Октябрь. Доомотканово. 1895
В 1898 году С.П.Дягилев организовал Выставку русских и финляндских художников, на которую пригласил Серова. У живописца появляется новый круг общения.
Кроме Бенуа, он сближается и с другими активными членами общества «Мир искусства»: Е.Е.Лансере, М.В.Добужинским, Л.С.Бакстом.
В начале 1900-го года Валентин Серов покидает Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) и вступает в объединение «Мир искусства».
Валентин Серов. Стригуны на волопое. Домотканово. 1904
В 1900-1910-е годы витают в воздухе запоминающиеся блоковские образы «фиолетовые сумерки», «степная кобылица», «белый снег», «желтая заря».
В атмосферу тихого зимнего вечера попадаем мы, глядя на изображение скромной деревенской окраины в пастели Валентина Серова «Стригуны на водопое. Домотканово» (1904).
Бенуа считает, что молодые кони на фоне пронзительного лимонно-желтого закатного неба вносят напряженную интонацию, напоминающую эпоху декаданса.
Валентин Серов. Художник К.А.Коровин на берегу реки. 1905
Два друга, Серов и Коровин, страстно увлекались рыбной ловлей. Всю душу вкладывает Валентин Серов, изображая самого близкого друга за любимым занятием.
В отличие от последовательных символистов М.А.Врубеля и В.Э.Борисова-Мусатова, Валентин Серов непоколебимо верен натуре. Как он сам признается, его глаз чутко улавливает в окружающем и светлые прозрения, и тревожные, смутные предчувствия.
Различные стороны русской и европейской художественной жизни пронизывает сильное желание эксперимента. Стремление к выразительности линии и цвета преобладает и в Мюнхенской школе А.Ашбе, в которой обучались русские художники И.Э.Грабарь, В.В.
Киндинский, а также в Мюнхенском Сецессионе, первым русским членом которого стал Валентин Серов. Новации наглядно проявились на страницах петербургского журнала «Мир искусства», в котором, по словам Рериха, Валентин Серов играл «весомую» роль.
Источник: https://valentina-site.ru/russkie-hudojzniki/valentin-serov/valentin-serov-derevenskie-peyzazhi-6
Описание картины Валентина Серова «Пушкин на садовой скамье». Картины серова описание
ГлавнаяКартиныКартины серова описание
Оригинальность, свежесть, лёгкость и воздушность его живописи тут же зацепили зрителей своей непринуждённостью и глубокой философией, чувственностью. Уже тогда стало понятно, что на культурном небосклоне появилось ещё одно имя мирового значения…
Валентин Александрович Серов — великий русский художник. Родился в 1865 году в Петербурге. С самого детства Валентин Серов был в центре культурных событий и окружён творческими людьми. Его отец был известным композитором, а мать — пианисткой.
В их доме постоянно собирались различные знаменитости, начиная от музыкантов и заканчивая художниками.
Заметив его страсть к рисованию, мать отправила его в Париж, где жил и работал известный художник Илья Ефимович Репин, у которого Серов и учился основам мастерства.
Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Для молодого художника — это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. И.Е.
Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Так и не доучившись до конца, гениальный художник Серов выбирает свободное творчество вместо строгих законов академизма и постоянных наставлений преподавателей.
Вскоре после этого он пишет одну из самых знаменитых своих картин «Девочка с персиками», где изобразил дочь С. И. Мамонтова Веру. После этого была «Девушка, освещённая солнцем» и другие. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками.
Оригинальность, свежесть, лёгкость и воздушность его живописи тут же зацепили их своей непринуждённостью и глубокой философией, чувственностью. Уже тогда стало понятно, что на культурном небосклоне появилось ещё одно имя мирового значения.
Серов писал картины на самые разные темы, среди которых были и портреты знаменитых людей, таких, как художник Левитан, писатель Лесков и т.д. С 1984 года Валентин Александрович Серов состоял в товариществе передвижных художественных выставок, как активный член организации.
Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Надо сказать, что он и сам, вспоминая уроки своего первого и самого главного наставника, воспитал немало известных художников, среди которых: И. И. Машков, К. С. Петров-Водкин и другие.
В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья.
Валентин Александрович Серов покинул этот мир 5 декабря 1911 года после приступа стенокардии. Изначально был похоронен на Донском кладбище в Москве, но позднее его останки были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
Художник Валентин Серов картины:
Амазонка. М.Ф.Мамонтова
Анна Павлова
Автопортрет
Баба с лошадью
Баба в телеге
Деревня
Девочка с персиками
Д.В.Стасов
Георгий Победоносец
Ида Рубинштейн
Крестьянский дворик в Финляндии
Купание коня
Ляля
Мика Морозов
Миропомазание императора Николая Александровича
На терасе в Веденске
Одиссей и Навзикая
Октябрь. Домотканово
Петр 1
Похищение Европы
Полоскание белья
Портрет княгини Ольги Орловой
Портрет княгини Юсуповой
Портрет неизвестной
Портрет Николая II
Портрет О.Ф.Серовой
Портрет Софьи Боткиной
Портрет великой княгини Ольги Александровны
Пушкин
Рыболовецкие суда в Архангельске
Сарай
Саша и Юра Серовы
Саша Серов
Стог сена
У окна
У перевоза
Великий князь Павел Александрович
Выезд Екатерины II на соколиную
Выезд императора Петра I и Елизаветы на охоту
Волы
Заброшенный пруд. Домотканово
Зима. Абрамцево
Если вам нужна качественная и надёжная стреппинг лента полипропиленовая, то лучшим выбором для вас станет продукция компании ЗАО «Упаковочные Системы». Более 15 лет на рынке упаковочного оборудования.
art-assorty.ru
Описание картины Валентина Серова «Дети»
Картина Серова В.А. «Дети» была написана в 1899 году как групповой портрет, но получилась достаточно разноплановая работа. На этой картине изображены 2 сыновей В.А. Сурова. Это 7-летний Саша и 5-летний Юра. Они главные герои картины. Эти мальчики стоят на террасе дачи.
Взгляд старшего мальчика устремлен вдаль, на развернувшийся перед ним вид Финского залива и вечернего неба. Младший брат смотрит на зрителя. Эта жанровая картина, но при этом еще и портрет 2 мальчиков. Оба мальчика одеты одинаково. При этом оба мальчика довольно похожи, у них темные волосы, они вьются, и беспорядочно падают на лоб.
На картине можно проследить и различие характеров детей. Старший брат сосредоточенно наблюдает открывшуюся перед ним картину вечернего залива, младший мечтательно задумчиво смотрит вперед.
Характеры детей тонко подмечены и мастерски изображены благодаря их жестам и позам.
Объективность передачи этого характера передан так, когда ребенок остается один, и безмятежно наблюдает за происходящим вокруг.
Помимо главных героев, детей, художник подробно изобразил открывшийся зрителю залив, небольшие лодочки, причаленные к берегу. Некоторые плавают по водной глади вдалеке.
Все образы, переданные художником, удачно и гармонично связаны друг с другом. Водная гладь, и темнеющее небо, показывают, что художник хотел показать вечернее небо, тяжелые облака.
Картина перед нами – это и портрет, и жанровая сценка, и пейзаж. Серов написал эту картину не на заказ, а для себя. Оба мальчика получились в естественных позах, они сливаются с пейзажем. Перед нами предстает единый сюжет. Зрителю достаточно легко поймать это настроение, которое хотел передать художник, и в котором он сам находился, когда писал этот портрет.
Картина находится в Государственном Русском музее.
opisanie-kartin.com
Описание картины Валентина Серова «Летом» (Портрет О. Серовой)
Спустя семь лет, после того, как в свет вышла картина «Девушка, освещенная солнцем», Валентин Серов пишет другую импрессионистскую картину «Летом», на которой изображает свою любимую жену Ольгу. Здесь мы видим пленэрный портрет женщины в легкой белой блузе, спасающей от летнего зноя.
Спокойная поза Ольги передает ее внутреннее уравновешенное состояние, ее портрет гармонирует с окружающим миром. Позади Ольги резвятся ребятишки в сочной траве, пока еще не утомленным утренним зноем. Пролесок на фоне Ольги Серовой изображен очень воздушно, динамично, мы можем ощущать шелест листков березы, шелохнувшейся от легкого дуновения.
Если сравнивать картину «Летом» и «Девушка, освещенная солнцем», то, в первую очередь можно заметить, на чем художник сделал акцент, изображая жену в тени деревянного домика.
Прежде всего, мы видим точно выписанные, мелкие черты лица, детализацию ее мягкого, но проницательного образа.
Поля соломенной шляпки не могут скрыть глубины голубых глаз любимой жены Серова, ее образ преисполнен нежностью и заботой.
Некоторая сутулость, зажатость видна в ее образе – но и это представляет собой особое очарование ее портрета, словно ее случайно запечатлели на фотокамеру, когда она наслаждалась видом пруда или пролеска их любимого дачного участка. Серов изображает Ольгу Фёдоровну скромной, робкой и несколько пугливой, такой, какой она была на самом деле. Для Серова жена – самое хрупкое и нежное создание в мире, это можно понять по манере создания ее образа.
Ощущением истинного летнего тепла, солнечного света, тишины леса в летнюю пору преисполнена композиция картины «Летом» Валентина Серова. Его работа сделана с большим внутренним душевным вкладом еще и по той причине, что он изобразил самых важных людей в своей жизни, которые ни минуту не покидали его. Картины пронизана легкостью, очарованием счастливой детской поры и, конечно любовью.
opisanie-kartin.com
Описание картины Валентина Серова «Георгий Победоносец»
Валентин Серов был выдающимся мастером-анималистом. Больше всего внимания на своих работах он уделял изображению лошадей. Этих животных мы можем увидеть практически на всех картинах великого русского художника. Несмотря на то, что работа называется «Георгий Победоносец», главной действующей фигурой является именно конь.
Первое, что мы видим при взгляде на картину – грозную, мощную фигуру коня. Серов намеренно приглушает, затемняет задний фон работы, делая его практически черным. На фоне это мрака, как гром посреди ясного неба врывается яростное животное.
Серов изображает коня в белом цвете, чтобы подчеркнуть его исключительность, породистость. Кажется, что буквально через секунду конь встанет на дыбы и поразит своими копытами змея. Фигура коня очень динамична, фактурна.
Особенную рельефность животному придают крупные, резкие мазки кисти мастера.
Верхом на коне изображен Георгий Победоносец. Удивляет то, что художник изобразил человеческую фигуру практически незаметной – она сливается с черным фоном. Мы можем разглядеть массивные темные доспехи на теле мужчины.
На голове его – причудливой формы шлем из чистого золота. Стоит отметить, что Серов изображает светящийся нимб над головой человека, что всегда соотносится с иконописью. Но мастер далеко отходит от канонов написания икон.
На картине видна агрессия, движение и динамика, что нехарактерно для изображения святых, особенно на иконах.
Внизу работы расположен змей. В некоторых источниках говорится также, что Георгий Победоносец сражался не со змеем, а с огромным драконом. Зверь изображен в темных тонах, практически сливается с ночной мглой. Георгий замахнулся и копьем пронзает извивающееся тело чудовища. Копье художник изобразил красного цвета. Возле змея лежит человеческий череп.
opisanie-kartin.com
Описание картины Валентина Серова «Портрет С. П. Дягилева»
На данной картине Серова В. А. изображен выдающийся деятель русской культуры, организатор множества выставок и опер, в том числе в Париже, создатель литературного журнала «Мир Искусства» Сергей Павлович Дягилев.
Данный портрет Серов начал писать в 1904 году, но интерес к картине у художника довольно быстро пропал. Именно поэтому изображение незаконченно, однако прописаны основные детали, положение тела позирующего, начат задний фон.
Мы видим, что художник успел прорисовать лишь некоторые части тела Дягилева: довольно хорошо прорисовано лицо и правая рука. Благодаря этой прорисовке мы можем понять, что перед нами изображен мужчина в сидячей позе, ему примерно 30 лет. Голова его слегка наклонена в право.
Создается ощущение, что человек очень долго подпирал голову правой рукой. Но кто-то отвлек Дягилева. Он оторвал руку от лица, а художник будто успел запечатлеть этот мимолетный момент.
Позирующий изображен немного задумчивым и раздраженным. Ему явно не понравилось, что его вырвали из собственных мыслей. У него черные, густые, буквально смоляные волосы, глубоко посаженные глаза, широкие темные брови, аккуратно подстриженные усы. Одето на Дягилеве пальто пурпурно-розового оттенка.
Можно заметить, что волосы художник не прорисовал до конца, поэтому челка выглядит бледной, практически сливается с кожей головы. Такая неоконченность придает картине дополнительную романтичность и загадочность.
Достоверно известно, что полотно создавалось прямо в квартире Дягилева, где раньше находился редакционный отдел журнала «Мир искусства».
Поэтому, судя по заднему фону полотна, с помощью этой картины мы можем узнать, какого цвета были стены в квартире знаменитого импресарио.
В незаконченной части картины мы видим лишь линии, контур, по которому в дальнейшем художник должен был продолжать работу над портретом.
opisanie-kartin.com
Описание картины Валентина Серова «Пушкин на садовой скамье»
Валентин Александрович Серов русский живописец. Его работы достаточно разносторонние. Один из жанров его живописи – это портрет. В период 1890-1900года художник создает цикл картин акварелью.
В этот период он всё чаще занимается портретной живописью и выполняет заказы. Серов пишет портреты артистов, художников, писателей. Эти модели стали излюбленными в творчестве Валентина Александровича.
Серов отказывается от использования в своём творчестве ярких красок и всё больше использует серо-чёрно-коричневые тона.
Среди таких работ имеет место и портрет Александра Сергеевича Пушкина, чьё творчество его очень привлекало. Он изобразил множество иллюстраций к произведению поэта.
Серов с большим интересом изучает жизнь поэта, его творчество. Это вдохновляет его на написание портрета Пушкина.
Валентин Александрович с точностью передаёт все черты портретируемого, всю его внутреннюю суть, эмоции. Для этого художник всегда прибегал к изучению личности своей модели, а затем переходил к написанию портрета. Портрет Александра Сергеевича был написан в 1899 году.
На портрете художник изобразил впечатляющий образ поэта, передал его творческое состояние. Сидящий на парковой скамье Пушкин, вдохновлённо смотрит вдаль. С импрессией запечатлён образ поздней осени.
Монохромная гамма, подчёркивает настроение картины, а широкие свободные мазки остро передают черты натуры.
По поводу этого портрета до сих пор не стихают споры о том, где написан этот портрет и где находится эта скамья, на которой изображён поэт. Некоторые эксперты полагают, что картина написана в Домоткановском доме. Предположительно именно там была такая скамья и стояла она на балконе, а для создания портрета её вынесли в сад.
opisanie-kartin.com
Описание картины Валентина Серова «Стог сена»
На данной картине мы видим деревенский пейзаж. На переднем плане изображен большой стог сена. Вероятно, это заготовка, которую сделали крестьяне на зиму, чтобы кормить скотину. Вокруг сена мы видим невысокую оградку, кажется, будто она не достроена. Мастер хорошо прорисовывал плетение этого самодельного забора – можно разглядеть практически каждый прутик.
Буквально в нескольких метрах от стога, немного позади, располагается ветхое деревянное строение. Видно, что за постройкой никто не ухаживает: древесина влажная, покосилась крыша. Здание не похоже на привычный жилой дом. Скорее всего, это хозяйственная постройка, сарай, расположенный в поле. Здесь крестьяне могли хранить свои инструменты для пашни.
Немного левее стога сена изображены две фигуры – человек и лошадь. Сразу понятно, что перед нами обычный крестьянин, так как одет он в простую одежду. На голову надета темная, практически черная шапка. В руке крестьянин держит поводья, за которые ведет лошадь.
Традиционно Серов изображает не резвого скакуна, а обычную приземистую лошадку, которая устала от тяжелой работы в деревне. Задний план практически пустой: кое-где виднеется поле, не покошенная трава.
Совсем вдалеке изображен еще один стог сена и несколько черных птиц, бегающих по жухлой траве.
На первый взгляд в картине нет ничего примечательного – обычный осенний день. Но Серов В. А. преподносит нам этот пейзаж так, как его видит только житель глухой деревни. Жизнь человека из глубинки России невероятно привлекала художника.
Серов не просто писал пейзажи, он передавал настроение, ощущения. Данная картина заставляет прочувствовать на себе эту хмурую осень. Перед нами предстает мрачный, пасмурный день. Небо темное, затянутое дождевыми тучами.
Кажется, что еще чуть-чуть и поднимется сильный ветер, с неба начнут падать капли дождя.
opisanie-kartin.com
Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartiny-serova-opisanie.html