Презентация к уроку Биография Валентина Серова
Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация к уроку Биография Валентина Серова
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Биография Валентина Серова
2 слайд Описание слайда:
Серов Валентин Александрович (1865— 1911), живописец. Родился 19 января 1865 г. в Петербурге.
3 слайд Описание слайда:
Отец, Александр Николаевич, был известным композитором и музыкальным критиком.
4 слайд Описание слайда:
Валентина Семеновна, тоже была профессиональным композитором и писала статьи о музыке.
5 слайд Описание слайда:
Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Это случилось в 1871 году. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась.
За границу уехала Валентина Семеновна, но сына она с собой не взяла, оставила его в России. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Через год ребенка отправили к матери в Мюнхен.
Здесь год спустя восьмилетний Валентин Серов стал брать уроки рисования у гравера Карла Кеппинга.
6 слайд Описание слайда:
Валентин Серов начал своё образование в классической гимназии, но, пройдя в ней только три низшие класса, покинул её с намерением посвятить себя всецело искусству.
7 слайд Описание слайда:
1887 год прославил Серова. Он нарисовал знаменитую «Девочку с персиками» (портрет юной Веры Саввишны Мамонтовой). Картина радует непосредственностью и свежестью красок, необычайно оптимистичным настроением.
8 слайд Описание слайда:
Зимой 1888 года Серов женился и уехал с супругой во Францию. Следующую зиму молодые провели в Москве.
9 слайд Описание слайда:
РАБОТЫ ХУДОЖНИКА «Дети»
10 слайд Описание слайда:
Осенний вечер. Домотканово. (1886)
11 слайд Описание слайда:
«Девушка, освещённая солнцем» (кузина художника Маша Симонович)
12 слайд Описание слайда:
Портрет княгини Юсуповой
13 слайд Описание слайда:
Мика Морозов
14 слайд Описание слайда:
Скончался Серов 22 ноября (5 декабря) 1911 года в Москве (умер от приступа стенокардии). Похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-biografiya-valentina-serova-1040290.html
Валентин Серов – биография и картины художника в жанре Реализм, Импрессионизм – Art Challenge
Валентин Александрович Серов (7 [19] января 1865, Санкт-Петербург — 22 ноября [5 декабря] 1911, Москва) — русский живописец и график, мастер портрета.
Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге, в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой (урождённой Бергман, из крещёной еврейской семьи). Его прадедом (со стороны отца) был естествоиспытатель Карл Иванович Габлиц.
1871 год — Валентин Серов после смерти отца (20 января) в связи с отъездом матери в Мюнхен для продолжения образования после ухода из консерватории, был помещён в коммуну Н. Н. Друцкой-Соколинской в имении Никольское Смоленской губернии. Здесь впервые проявился его талант к рисованию.
1872 год — после распада коммуны Валентин Серов был привезён к матери в Мюнхен.
1873 год — стал учиться рисованию у немецкого гравёра Карла Кёппинга (Karl Koepping (нем.)).
1874 год — с октября начал заниматься в Париже (на Rue Veron, 31) с И. Е. Репиным, который отмечал: «он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял иногда оставить её».
1875 год — после возвращения в Россию жил летом в Абрамцеве у Мамонтовых. Здесь им был написан натюрморт «Синяя ваза». В сентябре начал посещать гимназию Карла Мая в Санкт-Петербурге.
1876 год — с весны, вместе с матерью и её гражданским мужем, Василием Ивановичем Немчиновым, жил в Киеве и на хуторе Немчинова Ахтырка в Харьковской губернии. Мать в это время писала о нём своей подруге, Е.
Бларамберг: «он кроме лошадей да ружья ничего знать не хочет…» Осенью, по рекомендации Репина, Валентин Серов стал посещать рисовальную школу Николая Ивановича Мурашко, где впоследствии был удостоен малой серебряной медали.
В это время у него появился младший брат, Александр (1876—1885).
1877 год — осенью начал учиться во втором классе киевской гимназии, одновременно продолжая занятия в рисовальной школе.
1878 год — вновь, вынужденно, уехал с родителями в Ахтырку, где появились карандашные рисунки имения. Из-за начавшейся в губернии эпидемии дифтерита мать с детьми уехала в Москву, где осенью возобновились занятия с И. Е. Репиным, жившим в Хамовниках; также Валентин Серов был определён в третий класс первой московской прогимназии.
1879 год — в начале апреля, после рождения дочери Надежды, мать Валентина Серова с двумя младшими детьми уехала в имение Сябринцы Новгородской губернии, оставив старшего сына, который был отчислен за неуспеваемость из прогимназии, — в Москве, где жила семья тётки по линии матери, Софьи Семёновны Колль. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. На уроки по наукам … ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Спустившись к Москве-реке, он пленился одним пролётом моста, заваленным, по-зимнему, всяким хламом вроде старых лодок, бревен от шлюзов и пр. … и он долго-долго засиживался над лоскутком бумаги, перетирая его до дыр, переходя на свежие листки, но неуклонно преследуя композицию своей картины.
Летом с Репиным он жил в Абрамцеве, участвовал в домашних спектаклях семьи С. И. Мамонтова; появились первые известные карандашные портреты Валентина Серова: Саввы Ивановича Мамонтова, Татьяны Анатольевны Мамонтовой и учителя, Ильи Ефимовича Репина; с осени жил с Репиным в Санкт-Петербурге; познакомился с Ольгой Трубниковой, которая воспитывалась в семье тётки Аделаиды Семёновны Симонович.
1880 год — в начале лета путешествовал с Репиным по Крыму и Украине, — по местам, связанным с Запорожской Сечью. Осенью был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию Художеств; одновременно, посещал частную студию П. П. Чистякова.
1881 год — зимой рисовал всех членов семейства тётки, Аделаиды Семёновны Симонович-Бергман; 31 марта окончил рисунок головы своего учителя П. П. Чистякова; летом работал с Репиным в Абрамцеве и окрестностях.
1882 год — сдав необходимые экзамены, в августе был переведён из вольнослушателей в «академисты» (ученики) — на III курс Академии; с осени стал посещать акварельные классы И. Е. Репина, который писал В.
Д, Поленову: «По воскресеньям утром у меня собираются человек шесть молодежи — акварелью. Антон да ещё Врубель — вот тоже таланты. Сколько любви и чувства изящного! Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая!!! Я у них учусь».
Жил в это время Валентин Серов на 3-й линии Васильевского острова: д. № 40, кв. 10.
1884 год — летом, работая в Абрамцеве, создал одно из первых своих значительных произведений — портрет Л. А. Мамонтовой; в переписке с Ольгой Трубниковой уже обнаруживаются их взаимные чувства. Осенью нашёл себе новое жильё: «Комнатка у меня совсем, как у немецкого композитора. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая.
Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика»; в письме Е. Г.
Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь».
1885 год — весной кратковременно был в Москве, откуда писал невесте: «Здесь, у Мамонтовых много молятся и постятся, т. е. Елизавета Григорьевна и дети с нею. Не понимаю я этого, я не осуждаю, не имею права осуждать религиозность и Елизавету Гр
1886 год — в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт; в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна; летом этого года его друг В. Д.
Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. В сентябре принято окончательное решение оставить Академию и, забрав документы, он был вынужден решать возникший вопрос с отбыванием воинской повинности, в связи с чем переехал в Москву, — к Мамонтовым.
Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова».
1887 год — в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы.
По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный» и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию; с августа по октябрь — в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С.
Мамонтовой «Девочка с персиками»; в конце года — в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).
1888 год — в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой; летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.
В августе был в Абрамцеве, затем — в Москве; в октябре путешествовал в Киев и Одессу, где договорился со своей невестой об их венчании в январе следующего года; в декабре — в Санкт-Петербурге: написал портрет композитора П. И. Бларамберга и начал писать портрет отца. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М.
» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова.
1889 год — 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).
К концу лета наконец-то был окончен портрет отца, а также выполнено несколько заказов, в том числе для реформатской церкви на Большой Морской улице в Петербурге был написан портрет пастора Дальтона, а затем в Домотканово был завершён портрет хозяйки имения Н. Я. Дервиз.
В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И.
Драгомирова; немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица» — это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885) — копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).
1890 год — начал давать частные уроки рисования: с конца предыдущего года — Володе фон Мекк — сыну В. К. фон Мекк, затем дочери титулярного советника Надежде Трембовельской. В феврале родилась дочь Ольга.
С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й) — с портретом отца, и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К.
Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице — они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)»; к ним присоединился и М.
Врубель; всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле; летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву — в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Осенью Серов выслал А. В.
Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию.
1891 год — был привлечён П. П. Кончаловским к иллюстрированию собрания сочинений М. Ю. Лермонтова, приуроченного к 50-летию смерти поэта — одновременно с этим выполнил портреты Кончаловского и его дочери.
Выполнил портреты К. Коровина и Ф. Таманьо; а летом, живя в Абрамцеве, попробовал себя в создании керамических изделий в организованной С. И. Мамонтовым гончарной мастерской; уже зимой выполнил портрет З. В.
Мориц.
1892 год — после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй — Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс; эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. По рекомендации Репина в апреле Серов написал портрет жены Л. Н. Толстого, Софьи Андреевны, получив за него 600 рублей. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых — Александр. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора, известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.
1893 год — Конец предыдущего года и первая половина текущего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи; для семейного портрета Александра III были написаны портреты его детей. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т.
» представил на XXI выставке ТПХВ. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»).
1894 год — был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». После выставки В. В. Стасов просил Серова написать портреты В. Шварца и А. Бычкова, но художник выбрал другое предложение: по заказу П. М.
Третьякова был написан портрет Н. С. Лескова. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов.
Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Родился сын Георгий.
1895 год — В начале года по заказу П. М. Третьякова написал портрет его брата, Сергея Михайловича. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей.
Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Во второй половине года выполнил несколько заказных портретов: А. И. Абрикосова, М. К. Олив, жены и дочери харьковского губернатора — В. В. Капнист и В. В. Мусиной-Пушкиной.
Также по просьбе Владимира Дервиза, написал портрет его отца, члена Государственного Совета Д. Г. Дервиза.
1896 год — В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II; в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова; в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках — в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.
1897 год — в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой — матери С. Т. Морозова. В конце лета принял предложение руководить натурной мастерской в МУЖВЗ, хотя ещё в 1894 году признавался в письме П. П.
Чистякову: «преподавание вообще я не люблю — учеников и бездарных и талантливых всех не люблю — серьезно. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем — я отказался». Его учениками стали: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Одновременно с Серовым в училище стал преподавать И. И.
Левитан, — руководил пейзажной мастерской.
1898 год — на открывшейся в январе, в Санкт-Петербурге, в музее барона Штиглица, выставке русских и финских художников, организованной С. П. Дягилевым, Серов был представлен 15 работами; на XXVI Передвижной выставке были показаны портреты М. Ф. Морозовой и Ф.
Таманьо; 23 марта на общем собрании Академии художеств, по предложению Матэ, Репина и Чистякова, В. А. Серов был удостоен звания академика. Кроме портретов — М. К. Тенишевой, Н. А. Мещерской, П. А. Бахрушина, Н. А. Римского-Корсакова, П. Н. Трубецкого, В. В. Мусиной-Пушкиной — работал над иллюстрациями к басням Крылова.
Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова.
В конце 1890-х годов Серов работал над портретом художника Василия Ивановича Сурикова.
1900 год — в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Был написан портрет императора Николая II.
Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора…» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Ученики-художники убедили солдат отдать им портрет, и ученики принесли его художнику Нерадовскому, который его сохранил.
1909 год — Протестуя против отказа восстановить А. П. Голубкину в МУЖВЗ, где она ранее занималась, уходит из училища. Рисует балерину Т. Карсавину и М. Фокина, создаёт афишу с танцующей Анной Павловой. Продолжает создавать портреты на заказ: Е. П. Олив, Е. И. Рерих и др.
Скончался Серов 22 ноября (5 декабря) 1911 года в Москве (умер от приступа стенокардии). Похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.
Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/84.html
Зима в живописи
В. В. Лысюк.
«Пушкинские Горы зимой».
1972.
Валентин Александрович Серов.
«Зима в Абрамцево. Церковь».
1886.
Валентин Александрович Серов.
«Зимой».
1898.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
А. Пушкин. «Евгений Онегин».
* * *
Василий Васильевич Верещагин.
«Туркестанский солдат в зимней форме».
1873.
Василий Григорьевич Перов.
«Возвращение крестьян с похорон зимою».
Начало 1880-х.
Василий Иванович Суриков.
«Вид на Кремль зимой».
1876.
Василий Иванович Суриков.
«Зубовский бульвар зимой».
1880-1882.
Василий Иванович Суриков.
«Зима в Москве».
1884-1887.
Василий Иванович Суриков.
«Зубовский бульвар зимой».
1885-1887.
Василий Иванович Суриков.
«Крыши зимой».
1880-е.
Василий Игоревич Нестеренко.
«Зима во Владыкино».
1993.
Василий Игоревич Нестеренко.
«Времена года. Зима в Троице-Сергиевой лавре».
1994.
Василий Михайлович Звонцов.
«Зимой».
1967.
Василий Михайлович Звонцов.
«Зима в Михайловском».
1973.
Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое,
То сердечная тоска……
Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег…. На встречу мне Только версты полосаты
Попадаются одне…
Скучно, грустно….. завтра, Нина, Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
Александр Сергеевич Пушкин.
1826.
* * *
Василий Михайлович Звонцов.
«Зима».
Василий Михайлович Звонцов.
«Пуховая зима».
Василий Михайлович Звонцов.
«Усадьба Петровское зимой».
Владимир Казанцев.
«На полустанке. Зимнее утро на Уральской железной дороге».
1891.
Всеволод Борисович Иванов.
«Погожий зимний день».
2005.
Г. Нисский.
«Подмосковье. Зима. Шоссе».
Гавриил Кондратенко.
«Зима. У околицы».
Гавриил Кондратенко.
«Зимний вечер».
Джон Браун.
«Зимние игры».
1871.
Дэн Андерсен.
«Дети на прогулке зимой».
Е. А. Кошевая.
«Зима в деревне».
2001.
Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«В зимний холод всякий молод».
Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Народы России. Финны. Живи, не тужи! Зима пройдёт и солнышко взойдёт».
И. В. Оржеховский.
«Зимний улов».
Иван Вельц.
«Начало зимы».
1904.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов.
«Зима. Ростовский кремль».
1910-е.
Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого, Пенза.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов.
«Солнце — на лето, зима — но мороз».
1910-е.
Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого, Пенза.
1 … 3
ЗИМА: ЖИВОПИСЬ, ХУДОЖНИКИ.
ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ
Источник: http://aria-art.ru/0/Z/Zima/2.html
Художник Валентин Серов: биография, семья, творчество :
Валентин Серов является, наверное, самым крупным и узнаваемым мастером 19 века. Многие люди знакомы с его работами. Однако далеко не всем известна биография этого поистине гениального художника. Кто такой Валентин Серов? Личная жизнь художника, его жизненный путь будут подробно описаны в статье.
Семья Серовых
Валентин Серов родился в 1865 году в семье известнейшего композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова. Матерью художника была ученица Серова-старшего, Валентина Семеновна Бергман. На момент, когда 43-летний Александр Николаевич повстречал свою будущую супругу, Валентине Бергман было всего 17 лет. В этой семье был лишь один ребенок: Валентин Серов.
Биография знаменитого художника определялась в значительной степени моментами из ранних лет жизни. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Отец юного Валентина, большой любитель Вагнера и Россини, всячески пытался привить сыну любовь к искусству. Мать будущего художника также была известной личностью.
Прогрессивная нигилистка, приверженка идей Николая Чернышевского, она часто собирала в своем доме интеллигенцию и представителей студенчества. В доме Серовых всегда было шумно и весело. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей.
Возможно, именно благодаря этому маленький Валентин рос по-настоящему творческой личностью.
Детство Серова
Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Мать будущего художника, охваченная любовью к искусству и страстью к общественной деятельности, часто не находила времени на воспитание сына.
Однако это пошло Валентину только на пользу: не избалованный чрезмерным вниманием, он развивался как самостоятельная личность. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге.
Автор «Распятия», «Тайной вечери» и прочих знаменитых работ проводил много времени с маленьким Валентином. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова.
Валентина Семеновна Бергман, заметив пристрастие своего сына к искусству, отправилась вместе с ним во Францию. В Париже Валентин поступил на обучение к знаменитому на тот момент Илье Ефимовичу Репину. Долгое время Серов оставался во Франции один: его мать, в виду активной общественной деятельности, вынуждена была отправиться в Россию.
Закончив обучение, пятнадцатилетний Валентин вернулся в Москву. Здесь он поселился в доме одного мастера. Вся его деятельность была направлена на копирование холстов и работу с гипсом. Здесь же начинают зарождаться первые картины Валентина Серова.
Юность Валентина Серова
Находясь в Москве, юный Серов решает поступить в художественную Академию. В 1880 году он успешно сдает экзамены и начинает учебу. Учителем Серова был известнейший на тот момент профессор Чистяков. Его учениками были такие гении, как Поленов, Врубель, Репин, Суриков и многие другие художники. В этом ряду оказывается и Валентин Серов.
Биография любого творца не может обойтись без упоминаний об учителях, давших азы будущим гениям. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Он обладал авторитарным стилем обучения, постоянно насмехался над любыми, даже самыми небольшими ошибками учеников.
Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Профессор смог многое дать Серову: он познакомил его с экспонатами Эрмитажа, заинтересовал стилем старинных мастеров.
Юный Валентин многое перенял от своего наставника: здесь стоит выделить и спокойную, «вдумчивую» манеру письма, и здоровый перфекционизм, и умение грамотно обращаться с цветовой гаммой. Вскоре Серов покидает академию. Произошло это спустя пять лет после поступления.
Знаменитый художник много и сильно болел, из-за чего попросту не был способен продолжать обучение дальше.
Несмотря на то что Валентин решил покинуть стены Академии, он не растерял своих друзей-сокурсников. Так, Серов постоянно участвовал в Абрамцевских культурных мероприятиях, где исполнял роли в небольших спектаклях. Аудитория любила Серова и даже дала ему ласковое прозвище «Антоша».
Серов не был задействован в одних лишь театральных представлениях. Савва Мамонтов, давний друг Валентины Бергман, обеспечивал Серова многочисленными заказами на портреты. Этим он и смог доказать, что в первую очередь Серов Валентин — художник.
Первые творческие успехи
Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Картина «Девочка с персиками» стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Другая его работа, написанная годом позже, называлась «Девушка, освещенная солнцем».Эта картина пришлась по сердцу многим критикам.
Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился.
Вскоре уже по всей Москве было известно о новом молодом творце, имя которого — Валентин Серов.
Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Валентин Александрович состоял в творческом кружке, организатором которого был знаменитый купец Мамонтов. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель.
Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Мало понимая в искусстве, он руководствовался лишь успешностью входящих в творческий кружок художников.
Именно поэтому Врубелю, а также некоторым другим творцам столь сильно не везло; на фоне Серова они несколько «блекли».
Работы Серова
От Серова ждали картин в одинаковом жанре. Однако художник не желал оставаться на месте, а потому все время двигался вперед. Нередко он выходил за рамки, установленные прошлыми творцами.
Именно поэтому Серов — это еще и какой-то мере новатор. Нельзя сказать, что подобный подход не нравился критикам.
Напротив, они ценили желание молодого творца двигаться вперед, не останавливаться на достигнутом и расширять границы в искусстве.
Творчество Валентина Серова все время усложнялось. Каждая новая работа художника приобретала необычные элементы. Тенденция к пересмотру существующих технических задач и приемов нравилась, однако, не всем.
У Серова, как и любого другого гения, существовало немалое количество завистников и даже врагов. Большая часть из них — все те же художники, недовольные перспективой все время оставаться в тени.
Они пытались повторить успех Валентина Александровича, но у них, как правило, ничего не выходило.
Модели Серова
Чему так завидовали многие художники конца 19 века? Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других? Одна из сложнейших техник Валентина Александровича — игра со светом. Для примера стоит взять всю ту же «Девушку, освещенную солнцем».
Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна.
При этом сама картина относилась к жанру постимпрессионизма, для которого, как правило, совсем не характерна реалистичность. Здесь можно вспомнить Ван Гога, наиболее яркого представителя постимпрессионистского направления.
Некая топорность, чрезмерная яркость, грубые и смелые мазки кисти — все эти черты присутствовали и в работе Серова. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности? Вопрос нерешаемый.
Картина, вышедшая в свет чуть раньше «освещенной солнцем», именовалась «Девочкой с персиками».Это типичный представитель классического импрессионизма.
На полотне была изображена 12-летняя Вера Мамонтова, дочь организатора художественного кружка.
Рядом с ней лежит блюдце, что является на самом деле некой отсылкой к работам абрамцевского кружка (Врубель в Абрамцево увлекался гончарным искусством).
Среди изображенных на полотнах личностей, помимо обыкновенных знакомых художника, было множество знаменитостей, с которыми лично общался Валентин Серов. Биография творца содержит в себе множество интересных знакомств и встреч. Отдельно стоит выделить итальянского музыканта Анджело Мазини, оперного певца Франческо Таманьо, художника Константина Коровина и многих других знаменитостей.
Крупные заказы
Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Среди них были и приближенные императора. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Биография творца на этом моменте пополнилась еще одним важным событием: художнику поступил крупный заказ от харьковских дворян, желавших приобрести портрет царя.
В задачу Валентина Александровича входило написание как самого императора, так и его семьи. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. А где можно было брать основной материал? Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель.
Фотографии — вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.
Валентин Александрович работал над портретом 3 года. За все это время он увидел царя всего раз, и то по чистой случайности.
Несмотря на свой высокий статус, Серов не хотел быть «придворным» художником. В его цели не входила постоянная лесть высокопоставленным лицам, а потому и поведение его было слегка вызывающим.
Известен, например, случай конфликта Валентина Александровича с царицей. Последняя, указав на якобы имеющиеся ошибки в работе творца, получила резкий отпор со стороны Серова.
Дело и вовсе закончилось извинениями Николая II перед художником.
Серов трудился над портретами многих князей, княгинь, актрис и прочих знаменитостей. При этом у него оставалось время и на пейзажи. О чем именно здесь можно рассказать?
Серов как пейзажист
Живопись Валентина Серова не ограничивалась лишь жанром портретов. Художник писал великолепные пейзажи, что, в общем-то, было для него не характерно.
Все дело в том, что пейзажный стиль заинтересовал Серова уже в начале 20 века, то есть в поздний творческий период. Причина этого — опять же, нежелание Валентина Александровича стоять на месте.
Постоянные эксперименты, желание выйти за рамки классического творчества, новаторский стиль — все это складывалось в новый жанр, которым хотел овладеть Серов Валентин.
Художник писал пейзажи, находясь у себя на финской даче или же в поместье друга, расположенном в Домотканово. Основной особенностью пейзажей Серова была некоторая тоскливость и мрачность. Иллюстрации осенних или зимних тропинок, пустынных полей или необитаемых дорог — все это выглядело немного неласково. При этом критики все так же оставались благосклонны к творцу.
Серов в товариществах
Серов Валентин Александрович за всю свою жизнь сменил немалое количество организаций и товариществ, где наряду с другими художниками принимал активное участие в развитии творческих начинаний молодых представителей искусства.
Выше уже были упомянуты Абрамцевские встречи, на которых Валентин Александрович часто бывал в молодости, а также передвижные выставки купца Мамонтова, признанные не самыми удачными из-за тяжелого характера самого организатора.
В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием «Мир искусства». Деньги на содержание этого общества добывались в основном путем издания одноименной печатной газеты. «Мир искусства» считался действительно знаменитой организацией.
Но Серов здесь как будто не находил места: то ли ввиду своего постоянного желания создавать что-то новое, то ли из-за сложного характера. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний.
Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Серов и вправду многое перенял у своего наставника.
«Мир искусства» провел множество крупных выставок почти по всей Российской Империи. Отдельно стоит отметить знаменитую выставку портретов, организованную в 1905 году в залах Таврического Дворца. Здесь было представлено порядка 2 тыс. полотен от самых различных художников — как известных, так и не очень.
О личной жизни серова
Жена Валентина Серова, Ольга Федоровна Трубникова, познакомилась со своим супругом в конце 80-х годов 19 века. Зимой 1889 года Валентин и Ольга обвенчались. Столь знаменитая и крупная даже по мировым масштабам личность, как Валентин Александрович Серов, решил организовать очень скромную и тихую свадьбу, о которой почти никто не узнал.
Ольга Федоровна нравилась всем. Скромная, отлично воспитанная женщина, она была прекрасна. Супруга была для Серова настоящей музой, а также надежной опорой и верой в свои силы. Современники только и говорили о том, сколь сильно любит свою жену Валентин Серов.
Дети художника, которых было шестеро, также влюбились в искусство. Причем отец бывал дома не очень часто — большую часть времени он путешествовал со своей выставкой. Ольга Федоровна, часто оставаясь одна, отлично воспитала своих детей. Каждый сын Валентина Серова смог получить качественное образование и прожить достойную жизнь.
Скончался художник в 1911 году, то есть на 46 году жизни. Причиной была обыкновенная стенокардия. Супруга художника, по словам современников, долго горевала и не могла поверить в смерть мужа. Но шестеро детей требовали внимания. Всю последующую жизнь Ольга Федоровна занималась воспитанием своих дочерей и сыновей, ставших впоследствии видными деятелями культуры.
Источник: https://www.syl.ru/article/310198/hudojnik-valentin-serov-biografiya-semya-tvorchestvo
Валентин Серов — ознакомительная презентация
«Валентин Александрович Серов».
Биография Валентина Александровича Серова .
Родился 19 января 1865 года в Санкт — Петербурге. Сын композитора Александра Николаевича Серова.
Учился живописи в Германии, брал уроки у Ильи Ефимовича Репина (в Париже и Москве), затем перешёл в петербургскую Академию художеств (1880—1885 гг.), где его учителем стал Павел Петрович Чистяков. Дружил с Михаилом Александровичем Врубелем и Архипом Ивановичем Куинджи, оказавшими на него значительное влияние, входил в абрамцевский кружок художников.
Умер 5 декабря 1911 года в Москве.
«Девочка с персиками» – одна из картин В. А. Серова.
Картина написана в усадьбе Саввы Ивановича Мамонтова Абрамцево, которую тот приобрел у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 году.
На портрете изображена 12-летняя Вера Мамонтова. Девочка нарисована сидящей за столом; на ней розовая блузка с тёмно-синим бантом; на столе нож, персики и листья. На картине изображена столовая дома Мамонтовых в усадьбе Абрамцево.
В 1871 году Мамонтовы купили персиковые деревья в имениях Артемово и Жилкино, и эти деревья были посажены в оранжерее Мамонтовых.
Изображенный за правым плечом девочки деревянный гренадер был куплен Мамонтовыми в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году, фигурку раскрасил сам Серов.
В августе 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова вбежала в дом и, взяв персик, присела за стол. Валентин Серов, который часто гостил в имении Абрамцево, предложил девочке позировать.
Вера позировала 22-летнему Серову каждый день почти два месяца. Серов подарил картину Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и картина долгое время висела в комнате.
Теперь в Абрамцево висит копия, а оригинал экспонируется в Третьяковской галерее.
Валентин Серов так отзывался о работе над этой картиной:
«Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров».
За картину «Девочка с персиками» Валентин Серов был в 1888 году награжден премией Московского общества любителей художеств.
«Девочка с персиками» — картина русского живописца Валентина Александровича Серова, написана в 1887 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее.
«Зимой» – одна из картин В. А. Серова.
Картина В.А. Серова «Зимой» была написана в технике пастель, гуашь, в 1898 году. Это одна из лучших работ художника. Деревенская природа привычна Серову. Открытое пространство граничит с лесом на горизонте, на первом плане стоит неброский сарай. Из-за сарая выезжают сани запряженные лошадью. Движение саней позволяет насладиться мгновением, схваченным художником.
Мягкость в исполнении, приглушенные краски, сложное сочетание серого, коричневого и белого цветов, все это придает ощущение тихого и спокойного зимнего дня.
Пейзаж «Зимой» — это образец мастерства Серова. Здесь можно оценить точность передачи древесины сарая, леса, виднеющегося вдали, сугробов в поле, и затоптанного и наезженного снега на дороге.
Картина находится в Государственном Русском музее.
«Лошади на взморье» – одна из картин В.А. Серова.
Картина написана в 1905 году маслом на холсте, она относится к позднему творчеству художника.
Это произведение было создано на берегу Финского залива. Серову понравилось это место, когда он был проездом на Финском заливе летом 1899 года. Через два года, он с семьёй купил участок, на котором был дом.
Сюда семья Серова часто приезжала на все летние месяцы. Это место служило для Валентина Александровича вдохновением и успокоением.
Лошади для художников всегда были особенно любимы, ведь они олицетворяют мощь, грацию, доброту. На протяжении многих тысячелетий лошади были надежными и верными друзьями человека. Изображение лошадей, как и людей, — это очень сложная работа для художника.
На картине Серова можно видеть лошадей на водопое, так, словно они живые. Взмах хвоста одной из них придает реалистичности пейзажу. Лошади изображены уточненными линиями, что было сильной чертой художника. Вдали Финского залива плавают корабли с парусами.
Картина не отличается буйством красок, но наполнена спокойствием и созерцанием. Залив изображен в сочетании оттенков синего, фиолетового, белого и серого цветов, что точно отображает холодность водяной глади. Где-то вдали, сквозь лёгкую дымку, виднеются горы.
Небо изображено Серовым необычными цветами. Он не использовал привычные голубые и белые оттенки. Его краски особенны.
Картина создаёт впечатление общего единства водной и воздушной стихии, лишь только горизонт нарушает эту целостность.
Сейчас это произведение находится на хранении в музее Санкт-Петербурга.
Валентин Александрович Серов оставил для нашей страны значительное культурное наследие. Даже в поздние годы творчества, когда Серову много приходилось бывать в городе, выполняя заказы, он не оставлял своей любви к деревенским пейзажам и природе.
Спасибо за внимание !
Источник: https://kopilkaurokov.ru/izo/presentacii/valientin_sierov_oznakomitiel_naia_priezientatsiia
Валентин Серов: картины, биография художника
После ранней смерти Серова его творчество сделалось предметом пристальных исследований и разнообразных толкований. Современники осознавали значение художника, и в попытках определить его место в истории русского искусства постоянно вставало понятие «рубежа» — рубежа веков, рубежа культур и стилистических позиций.
Самой своей личностью Серов как бы осуществил переход, связь между противоположными художественными установками, между целыми эстетическими эпохами — не случайно его считали «своим» передвижники и мирискусники, московские «лирики» из Союза русских художников и петербургские эстеты, приверженцы и апологеты «нового стиля».
Уже обстоятельствами своего рождения Серов как бы оказался в определенной культурной ситуации. Сын композитора А. Н.
Серова, он потерял отца в шестилетнем возрасте, но тем большую роль сыграла в его воспитании мать — музыкантша, писательница, но в первую очередь «прогрессистка»: ее дом в Петербурге посещали деятели русского искусства, среди них «столпы» передвижничества.
В этом обществе Серову довелось расти. Обучение его рисованию начинается в раннем детстве — в Мюнхене он учится у К. Кёппинга (1873—1874), затем, по совету М. Антокольского, переезжает в Париж, чтобы посещать мастерскую Ильи Репина.
Уроки у Репина, начавшиеся в Париже (1874— 1875), продолжались и в Москве (1878—1879); по рекомендации Репина Серов отправляется на дальнейшую выучку в Академию художеств к наиболее интересному из тогдашних преподавателей — П. П. Чистякову.
Серов проучился у Чистякова пять лет (1880—1885) и покинул Академию, не дождавшись окончания курса.
Его дальнейшей школой стало самостоятельное освоение западного искусства в музеях Европы (в 1885 году он посетил Голландию, Бельгию, Германию, в 1889 — Францию) и участие в пронизанной творчеством деятельности мамонтовского кружка в Абрамцеве (с семьей просветителя и культурного реформатора Саввы Ивановича Мамонтова Серов был знаком с детства). Здесь, в Абрамцеве, он написал первую, прославившую его картину — «Девочку с персиками» (1887), для которой позировала дочь Мамонтова Вера.
Современников поражали быстрота серовской эволюции, его умение, казалось бы, произвольно «манипулировать» приметами различных художественных систем.
В самом деле — «Девочка с персиками» являет пример раннего русского импрессионизма, а следующая за ней «Девушка, освещенная солнцем» (1888) демонстрирует уже владение пост-импрессионистическим художественным методом; портрет Анджело Мазини (1890) написан «с оглядкой» на Веласкеса, а в портрете Франческо Таманьо (1891 —1893) угадывается сочная бравурность венецианской живописи; в серовском портрете Коровина (1891) предвосхищен будущий стиль самого Коровина, а портреты Н. С. Лескова (1894), Н. А. Римского-Корсакова (1898) выполнены художником в строгой сдержанной гамме, с той реалистической психологической убедительностью, которая позволяет увидеть в Серове репинского ученика. Необыкновенная творческая восприимчивость Серова на стадии ученичества и становления привела к быстроте художественной эволюции. Но дальнейшее варьирование приемов и манер было вызвано не артистической прихотью, а существенной для художника проблемой — найти в каждом произведении своего рода живописно-пластическую формулу, адекватно отвечающую предмету изображения, выражающую суть его. Поэтому и в подмосковных пейзажах он продолжил саврасовско-левитановскую линию лирического ландшафта, оказавшись тем самым близким московским живописцам из Союза русских художников (программа раннего Серова — писать только «отрадное» — отчасти сделалась программой всего этого объединения), а в более поздних монохромных портретах, в исторических и мифологических композициях («Петр I», серия «Царские охоты», «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы») выразил сущность петербургской линии «живописи—графики», связанной с деятельностью «Мира искусства» и стилем модерн.
Стиль модерн, пришедший в Россию на рубеже XIX — XX веков, будучи явлением сложным и неоднозначным, в основе своей тяготел к синтезу условного и реального, сочиненного и увиденного, «натуры» и «культуры».
В этой стилистике упор делался на проблемах художественной формы, собственно живописного языка. Поэтому портрет в силу изначально присущей ему содержательности, гуманистической сути не был популярен в системе жанров модерна.
Серов оказался тем художником, который сделал портрет созвучным идеям «нового стиля».
Сам он признавался: «Меня интересует не сам человек, а та характеристика, которую из него можно сделать на холсте». Отталкиваясь от натуры, Серов искал «формулу личности», ее живописно-пластический «знак» — оттого так остры и неповторимы композиционные решения его портрета. Расслабленно «сползающий» с дивана баловень и сибарит К. А.
Коровин; как бы случайно показывающая унизанную перстнями руку красавица Гиршман в орбите снижающих ее образ назойливых и суетливых безделушек; М. А.
Морозов, чья полноватая фигура, угрожающе выдвинутая на вертикальном холсте, приобретает одновременно слегка зловещее и карикатурное измерение; присевшая на краешек кресла княгиня Орлова с гротескно изломанным телом, в пародийно увеличенных в размере боа и ожерелье; наконец, Ида Рубинштейн — вызывающе и беззащитно распластанная на отвлеченном фоне, превращенная волей художника в оживший ассирийский рельеф, в своего рода памятник стилю модерн с его опорой на ценности прошлой культуры. Во всех этих портретах видна аналитическая работа живописца, позволившая выявить самое острое и характерное. Главное средство построения образов — неожиданный композиционный ход, лаконичность линейного очерка, отчетливость силуэта, взятого единым тональным пятном. Так, «артистические» портреты, выполненные в 1905 году, — А. М. Горького, М. Н. Ермоловой, Ф. И. Шаляпина — предельно сдержанны в цвете, почти графичны. Здесь проявилось у Серова высокое представление о творце, осуществился своего рода гимн вдохновению.
В художественной ситуации рубежа веков место Серова было по-своему уникальным.
Воспитанник передвижников, он не порывал связи с учителями, выставляясь на выставках Товарищества (член ТПХВ с 1894 года) и Союза русских художников; с 1897 года по 1909 год Серов преподавал в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, был членом Совета Московской городской художественной галереи П. М. и С. М. Третьяковых.
Одновременно он являлся участником объединений «Мир искусства» (с конца 1890-х годов) и «Мюнхенский Сецессион», связанных уже с эстетическими принципами «нового стиля», и его зрелое творчество выражает черты этого стиля весьма последовательно.
Для русских художников, как московских, так и петербургских, — об этом немало свидетельств современников — Серов был как бы живым воплощением высокой этической миссии художника, неотделимости нравственных начал от эстетических.
Достаточно вспомнить о некоторых его поступках — о выходе из Академии художеств в знак протеста против расстрела 9 января 1905 года (руководивший расстрелом великий князь Владимир Александрович был покровителем искусств и вице-президентом Академии), об отказе от работы в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества после запрета посещать мастерские училища «политически неблагонадежному» талантливому скульптору А. С. Голубкиной. В годы, когда рождалось и наполнялось смыслом понятие «трагедия эстетизма», когда необычайно остро ощущался разрыв между «высоким искусством» и требованиями «низкой действительности», Серов сумел своим творчеством и всей жизнью этот разрыв преодолеть — ив этом еще одна причина особенной привлекательности его искусства для будущих поколений.
Г. ЕЛЬШЕВСКАЯ
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1775-serov.html