Описание картины василия григорьевича перова «тройка»

Картина Тройка Василий Григорьевич Перов 1866 г

Картина Тройка. ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью.

Уставшие от непомерной тяжелой ноши дети тянут большую бочку наполненную водой из реки, их путь пролегает вдоль унылой монастырской стены.

Какой то прохожий, увидев детей за такой непосильной работой, решил помочь толкая сзади тяжелую поклажу.

Перов написал картину Тройка в сумеречных коричнево-серых тонах, как бы показывая зрителю всю серость и низость того бездушного времени, сравнивая детей с тройкой запряженных лошадей, труд которых безжалостно используют богатые и сытые люди. Картина Перова Тройка была задумана художником, чтобы раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие.

На этапах создания картины, как не редко бывает Перов столкнулся  с проблемой подбора одного натурщика, а если точнее ее центрального персонажа, самого старшего мальчика в этой тройке.

Живописец уже и с ног сбился в поисках подходящей модели, и вот благодаря случаю, как то раз, прогуливаясь по улице он примечает крестьянского мальчишку по всем характерным данным подходящего для задуманного сюжета, мальчик был не один а с его мамой.

После мимолетного знакомства живописец узнал, что мальчишку зовут Васей, вдохновленный находкой Перов попытался убедить женщину для позирования сына в его картине, пообещав ей небольшое вознаграждение, недолго думая женщина согласилась.

Как известно крестьянка была вдовой и недавно она похоронила возможно по болезни других ее детишек и Вася для нее был последней надеждой в этой не простой жизни, ради которого она и жила. Когда в 1866 году произведение было закончено и выставлено на всеобщее обозрение, картину заинтересовался купить известный Меценат Павел Третьяков.

Все бы ничего, но через ряд лет к Перову  пришла крестьянская женщина, в которой художник не сразу узнал мать Васи. Она  рассказала живописцу о ее горе, то было год назад после тяжелой болезни  умер ее Васенька.

Его образ по ее мнению остался только на той картине, которую тогда писал Перов и она за последние свои небольшие крестьянские сбережения просила и умоляла мастера продать ей это полотно с образом ее сына.

Художник с огромным сожалением смотрел на женщину и попытался ей объяснить, что его работа уже куплена и находится в Галерее у Павла Третьякова.

Недолго думая Перов решил проводить бедную крестьянку в галерею, увидев картину женщина в слезах упала на колени и долго молилась и рыдала. Вся эта сцена произвела на художника большое сожаление и он твердо решил написать портрет ее сына и в последствии подарил его ей.

Сегодня картина Тройка находится в Третьяковке, в Москве, Размер холста 123,5 на 167,5 см

Источник: http://www.art-portrets.ru/kartina_troyka.html

Описание картины «Тройка» В. Перова

Что в отечественном понимании ассоциируется с «тройкой»? Скорее всего, народные песни о тройке резвых коней, былины о трех богатырях или лихой тройке добрых молодцев. Картина «Тройка» В. Перова переворачивает все мыслимые и немыслимые стереотипы этого слова.

«Ученики-мастеровые везут воду» — вот скупая ремарка самого художника, которая заставляет каждого человека содрогнуться от одной мысли о том, что кто-то может использовать детский труд.

А тогда, во времена Перова, запряженные в сани мальчики и девочка, которые тащат огромную обледеневшую бочку, были такой же нормой, как дети их возраста, в наше время играющие в песочнице.

1866 год для России был сложным и трагичным. Прошло шесть лет после отмены крепостного права, а этот факт дал людям свободу лишь формально. По сути, они были свободными лишь на бумаге, а не в действительности.

Многие думали о том, как прокормить семью и просто выжить в повальной нищете. Деятели искусства, между тем, как могли, старались донести тему народного страдания небезразличным к судьбе других.

Самой главной была идея эксплуатации несовершеннолетних, ведь, согласно статистике того времени, детская смертность была просто запредельной.

Перов любил тематику детства, причем он писал не отпрысков дворян и мещан, а детей бедных сословий, которые в то время работали «учениками». Зверское обращение, каторжное детство – вот что старался показать художник.

Морозное утро только наступило, город еще спит в сером тумане, а по заснеженной улице трое детей везут, даже тащат огромную бочку. Их не поленились поднять и отправить за водой.

Измученные, уставшие лица, одежда, которая давно превратилась в лохмотья, еще больше отражает несправедливость жизни того времени. Промозглый ветер раздувает ветхую одежду детей, а мальчик с левой стороны, кажется, вот-вот упадет от его порывов.

Вода, которая выливается из бочки, превращается в сосульки и попадает на «учеников». Вот откуда самая распространенная причина смертности среди детей – чахотка – от холода, влаги и мороза.

Есть еще в мире «Тройки» справедливость – какой-то человек помогает им, толкая бочку, а собачонка, бегущая рядом, словно хочет оказать им поддержку.

Посмотрите на цветовую палитру полотна – тут нет ни одного яркого оттенка, лишь мрачные серо-коричневые тени, даже снег мышиного цвета, а пустынная улица, покрытая льдом, только нагнетает обстановку. Такая же у детей и жизнь – серая и безысходная.

Что может быть хуже того, когда труд ребенка приравнивается к службе лошадей? Пожалуй, только детская смертность в результате такой работы, ведь ни о каких «Конвенциях о правах ребенка» или о социальных службах в то время не было и речи.

Поколению, которое должно идти в будущее, оставалась только безысходность бытия и жалость окружающих.

Такая обреченность вполне реальна не только для отражения на картине, а и для ее истории. Детей-натурщиков художник так и не нашел, пока случай не свел его с мальчиком Васей, изображенном посередине группы.

Он умер через несколько лет после того, как была написана картина. Его мама продала все и отправилась к Перову просить полотно, чтобы «смотреть на Васеньку».

В то время оно уже стало собственностью Третьякова, но художник нарисовал ребенка по памяти и подарил картину убитой горем женщине.

Обращаясь к фигурам «Тройки», стоит сказать, что на Васе как раз лежит самая главная смысловая нагрузка, остальные дети лишь дополняют его. Он – не только самый старший, но и лидер, который не дат себе повода показать, что устал.

Для младших товарищей он должен быть примером, так что превозмогая боль и холод, мальчик тащит бочку. Он поднял голову и устремил ее в даль – типичный жест человека, который несет непосильную тяжесть.

Поражает взгляд этого ребенка – в нем странно сочетаются безысходность и вера в лучшее, которые, по сути, не могут существовать вместе.

Единственная в упряжке девочка невольно заставляет задуматься о ее будущем.

Сможет ли эта «тягловая сила» в дальнейшем прожить жизнь и стать любимой женой и матерью? Да и сможет ли эта девчушка в распахнутом тулупчике и застиранной юбке вообще стать матерью, выполняя нечеловеческую работу? Глаза ее полузакрыты, но в них выражается столько боли и муки, что она кажется хрупкой и невесомой. Тяжелые ботинки, грубые и мужские, не дают малышке упасть под порывами ветра.

Самый младший ребенок – это крайний мальчик слева. У него больше нет сил, он запрокинул голову с тонкой бледной шеей и закатил глаза. Этот ребенок уже не живой, хоть и пытается тащить повозку.

У этих ребят никогда не было детства, они даже не знают, что это такое. Глаза их уже потеряли способность смотреть на мир с удивлением и радостью, а одежда, больше на несколько размеров, дает понять, что они останутся в числе тех миллионов детей, которые так и не смогут выбраться из нищеты.

Окружающий «тройку» пейзаж трудно назвать унылым – он просто безысходен. Пустынная улица с монастырской стеной, закутанный в шубу мужчина, который помогает детям изображены нечеткими и туманными мазками. Это словно подчеркивает сознание детей, где закрепилась лишь бочка, которую нужно дотащить, причем ценой собственной жизни.

Собака, которая бежит рядом с ними – не просто спутник или товарищ по играм. Он скалиться на сумеречное утро, холод и скользкий снег, словно старается защитить детей от всех лишений и трудностей. Пес словно охраняет «Тройку» от всемирного зла, но это ему практически не по силам.

Самые мрачные, самые невыразительные краски полотна лишь акцентируют летящие черные птицы на заднем плане. Почему-то они напоминают ворон и вызывают не самые лучшие ассоциации.

Раскиданные ветви, обледеневшие сани, грязный снег, замученные дети – вот только часть деталей, которые придают картине обреченность и безысходность. «Тройку» В.

Перова сложно назвать произведением искусства, достойным Третьяковки.

Оно, словно документ того времени, рассказывает о эксплуатации детей теми, кто должен их защищать: оно нагоняет страх от того, сколько потерянных и растоптанных судеб остались после отмены крепостного права.

Источник: http://5sec.info/kartiny/kartina-perova-trojka/

Тайны старых картин — «Тройка» Василия Перова

Кто из нас не помнит знаменитую «Тройку» Перова: трое уставших и замёрзших детей тащат по зимней улице сани с бочкой, полной воды. Сзади повозку толкает взрослый мужчина. Ледяной ветер дует в лицо детям. Повозку сопровождает собака, бегущая справа перед детьми…

«Тройка»  — одна из самых известных и выдающихся картин Василия Перова, повествующая о трудностях крестьянской жизни. Написана была в 1866 году. Её полное название — «Тройка. Ученики мастеровые везут воду».

«Учениками» так раньше называли деревенских детишек, пригнанных в крупные города на «промысел». Детский труд во всю эксплуатировался на фабриках, в мастерских, в магазинах и лавках. Не трудно представить судьбу этих детей.

Из воспоминаний мальчика-ученика:

«Нас заставляли таскать ящики весом три-четыре пуда из подвала на третий этаж. Мы носили ящики на спине с помощью веревочных лямок. Поднимаясь по винтовой лестнице, мы часто падали и разбивались.

А тут еще хозяин подбегал к упавшему, хватал за волосы и стучал его головой о чугунную лестницу. Все мы, тринадцать мальчиков, жили в одной комнате с толстыми железными решетками на окнах. Спали на нарах.

Кроме набитого соломой тюфяка, никакой постели не было.

После работы мы снимали платье и сапоги, облачались в грязные халаты, которые подпоясывали веревкой, а на ноги надевали опорки. Но отдыхать нам не давали.

Мы должны были колоть дрова, топить печи, ставить самовары, бегать в булочную, в мясную лавку, в трактир за чаем и водкой, возить снег с мостовой. По праздникам нас посылали еще петь в церковном хоре.

Утром и вечером мы ходили с огромным ушатом к бассейну за водой и привозили всякий раз по десять ушатов…»

Так жили и дети, изображенные на картине Перова. К слову, к моменту написания «Тройки» детям также было посвящено множество других картин художника — например, «Дети-сироты» (1864), «Проводы покойника» (1865), «Мальчик у мастеровой» (1865).

Проводы покойника, 1865. Государственная Третьяковская галерея, Москва«Мальчик-мастеровой, засмотревшийся на попугая», 1865. Ульяновский художественный музей

Проблеме детского труда художник уделял особое внимание и после написания «Тройки».

Все сюжеты были взяты из жизни и каждая последующая картина вызывала у зрителя чувство глубокого сострадания и сопереживания. Тем не менее, «особенным полотном» стала именно «Тройка». Отчасти это связано с сопровождающей картину историей, наполненной душевными муками, переживаниями и болью.

Этой историей однажды поделится сам автор, в коротком рассказе «Тетушка Марья». Надо признать, что Василий Григорьевич был не только выдающимся художником, но и талантливым, интересным рассказчиком.

Благодаря этому рассказу картина попала в топы самых обсуждаемых шедевров русского искусства на выставке «Тайны старых картин» в 2016 году, в Государственной Третьяковской галерее.

История рассказывает нам о трагичной судьбе мальчика — главного, центрального персонажа картины. Итак, рассказ «Тетушка Марья», автор Василий Перов:

«Несколько лет тому назад я писал картину, в которой мне хотелось представить типичного мальчика. Долго я его отыскивал, но, несмотря на все поиски, задуманный мною тип не попадался.

Однако раз весной, это было в конце апреля, в великолепный солнечный день я как-то бродил близ Тверской заставы, и навстречу мне стали попадаться фабричные и разные мастеровые, возвращающиеся из деревень, после Пасхи, на свои тяжелые летние работы; тут же проходили целые группы богомольцев, преимущественно крестьянок, шедших на поклонение преподобному Сергию и московским чудотворцам; а у самой заставы, в опустелом сторожевом доме с заколоченными окнами, на полуразвалившемся крыльце я увидел большую толпу усталых пешеходов.

Читайте также:  Описание картины жана антуана ватто «вывеска лавки жерсена»

Иные из них сидели и пережевывали какое-то подобие хлеба; другие, сладко заснув, разметались под теплыми лучами блестящего солнышка. Картина была привлекательная! Я стал вглядываться в ее подробности и в стороне заметил старушку с мальчиком. Старушка что-то покупала у вертлявого разносчика.

Подойдя ближе к мальчику, я невольно был поражен тем типом, который так долго отыскивал.

Я сейчас же завел со старушкой и с ним разговор и спросил их между прочим: откуда и куда они идут? Старушка не замедлила объяснить, что они из Рязанской губернии, были в Новом Иерусалиме, а теперь пробираются к Троице-Сергию и хотели бы переночевать в Москве, да не знают, где приютиться. Я вызвался показать им место для ночлега. Мы пошли вместе.

Старушка шла медленно, немного прихрамывая. Ее смиренная фигура с котомкой на плечах и с головой, обернутой во что-то белое, была очень симпатична. Все ее внимание было обращено на мальчика, который беспрестанно останавливался и смотрел на все попадающееся с большим любопытством; старушка же, видимо, боялась, чтобы он не затерялся.

Я между тем обдумывал, как бы начать с ней объяснение по поводу моего намерения написать ее спутника. Не придумав ничего лучшего, я начал с того, что предложил ей денег.

Старушка пришла в недоумение и не решалась их брать. Тогда уже, по необходимости, я сразу высказал ей, что мальчик мне очень нравится и мне бы хотелось написать с него портрет.

Она еще более была удивлена и даже как будто оробела.

Я стал объяснять мое желание, стараясь говорить как можно проще и понятнее.

Но как я ни ухитрялся, как ни разъяснял, старушка почти ничего не понимала, а только все более и более недоверчиво на меня посматривала.

Я решился тогда на последнее средство и начал уговаривать пойти со мною. На это последнее старушка согласилась. Придя в мастерскую, я показал им начатую картину и объяснил в чем дело.

Старушка колебалась. Я привел ей еще несколько примеров и предложил ей хорошую плату. Она подумала, подумала и, наконец, к моей великой радости, согласилась позволить снять портрет с ее сына, как оказалось впоследствии, двенадцатилетнего Васи.

Сеанс начался немедленно. Старушка поместилась тут же, неподалеку, и беспрестанно приходила и охорашивала своего сына, то поправляя ему волосы, то одергивая рубашку: словом, мешала ужасно.

Я попросил ее не трогать и не подходить к нему, объясняя, что это замедляет мою работу.

Она уселась смирно и начала рассказывать о своем житье-бытье, все посматривая с любовью на своего милого Васю. Из ее рассказа можно было заметить, что она вовсе не так стара, как мне казалось с первого взгляда; лет ей было немного, но трудовая жизнь и горе состарили ее прежде времени, а слезы потушили ее маленькие кроткие и ласковые глазки.

Сеанс продолжался. Тетушка Марья, так ее звали, все рассказывала о своих тяжелых трудах и безвременье; о болезнях и голоде, посылаемых им за их великие прегрешения; о том, как схоронила своего мужа и детей и осталась с одним утешением — сынком Васенькой. И с той поры, уже несколько лет, ежегодно ходит на поклонение великим угодникам Божиим, а нынешний раз взяла с собой в первый раз и Васю.

Много рассказывала она занимательного, хотя и не нового, — о своем горьком вдовстве и бедности крестьянской. Сеанс был кончен. Она обещала прийти на другой день и сдержала свое обещание.

Я продолжал мою работу. Мальчик сидел хорошо, а тетушка Марья опять много говорила. Но потом начала позевывать и крестить свой рот, а наконец, и совсем задремала.

Тишина настала невозмутимая, продолжавшаяся около часу.

Марья спала крепко и даже похрапывала. Но вдруг она проснулась и стала как-то беспокойно суетиться, ежеминутно спрашивая меня, долго ли я еще их продержу, что им пора, что они опоздают, время-де далеко за полдень и нужно бы давно им быть в дороге. Поспешив окончить голову, я поблагодарил их за труд, рассчитался с ними и проводил их. Так мы и расстались, довольные друг другом.

Прошло около четырех лет. Я забыл и старушку и мальчика. Картина давно была продана и висела на стене известной в настоящее время галереи г. Третьякова.

Раз в конце Страстной недели, возвратившись домой, я узнал, что у меня была два раза какая-то деревенская старуха, долго дожидалась и, не дождавшись, хотела прийти завтра.

На другой день, только что я проснулся, мне сказали, что старуха здесь и ждет меня.

Я вышел и увидал перед собою маленькую, сгорбленную старушку с большой белой головной повязкой, из-под которой выглядывало маленькое личико, изрезанное мельчайшими морщинками; тонкие губы ее были сухи и как бы завернулись внутрь рта; маленькие глазки глядели грустно. Лицо ее было мне знакомо: я видел его много раз, видел и на картинах великих живописцев и в жизни.

Она стояла, опираясь на длинную палочку, со спирально вырезанной корой; ее нагольный полушубок был опоясан какою-то тесьмой; веревка от котомки, закинутой на спину, стянула воротник ее полушубка и оголила исхудалую, морщинистую шею; ее неестественной величины лапти были покрыты грязью; все это ветхое, не раз чиненное платье имело какой-то печальный вид, и что-то пришибленное, страдальческое проглядывало во всей ее фигуре. Я спросил, что ей нужно.

Она долго беззвучно шевелила губами, бесцельно суетилась и, наконец, вытащив из кузова яйца, завязанные в платочек, подала их мне, прося убедительно принять подарок и не отказать ей в ее великой просьбе.

Тут она сказала мне, что знает меня давно, что года три назад она была у меня и я списывал ее сына, и, насколько умела, даже объяснила, какую я писал картину.

Я вспомнил старушку, хотя и трудно было узнать ее: так она постарела в это время!

Я спросил ее, что привело ее ко мне? И только я успел произнести этот вопрос, как мгновенно все лицо старушки как будто всколыхнулось, пришло в движение: нос ее нервно задергался, губы задрожали, маленькие глазки часто-часто заморгали и вдруг остановились. Она начала какую-то фразу, долго и неразборчиво произносила одно и то же слово и, видимо, не имела сил досказать этого слова до конца. «Батюшка, сынок-то мой», — начала она чуть ли не в десятый раз, а слезы текли обильно и не давали ей говорить.

Они текли и крупными каплями быстро скатывались по ее морщинистому лицу. Я подал ей воды. Она отказалась. Предложил ей сесть — она осталась на ногах и все плакала, утираясь мохнатою полою своего заскорузлого полушубка.

Наконец, наплакавшись и немного успокоившись, она объяснила мне, что сынок ее, Васенька, прошлый год заболел оспою и умер. Она рассказала мне со всеми подробностями о его тяжелой болезни и страдальческой кончине, о том, как опустили его во сыру землю, а с ним зарыли и все ее утехи и радости.

Она не винила меня в его смерти, — нет, на то воля Божия, но мне казалось самому, как будто в ее горе отчасти и я виновник.

Я заметил, что она так же думала, хотя и не говорила. И вот, похоронивши свое дорогое дитя, распродавши весь свой скарб и проработавши зиму, она скопила деньжонок и пришла ко мне с тем, чтобы купить картину, где был списан ее сынок.

Она убедительно просила не отказать ей в ее просьбе. Дрожащими руками развязала она платок, где были завернуты ее сиротские деньги, и предложила их мне. Я объяснил ей, что картина теперь не моя и что купить ее нельзя.

Она опечалилась и начала просить, нельзя ли ей хоть посмотреть на нее.

Я ее обрадовал, сказавши, что посмотреть она может, и назначил ей на другой день отправиться со мной; но она отказалась, говоря, что уже дала обещание Страстную субботу, а также и первый день Светлого праздника пробыть у св. угодника Сергия, и, если можно, то придет на другой день Пасхи.

В назначенный день она пришла очень рано и все торопила меня идти скорее, чтобы не опоздать. Часов около девяти мы отправились к г. Третьякову. Там я велел ей подождать, сам пошел к хозяину, чтобы объяснить ему в чем дело, и, разумеется, немедленно получил от него позволение показать картину.

Мы пошли по богато убранным комнатам, увешанным картинами, но она ни на что не обращала внимания.

Придя в ту комнату, где висела картина, которую старушка так убедительно просила продать, я предоставил ей самой найти эту картину. Признаюсь, я подумал, что она долго будет искать, а быть может, и совсем не найдет дорогие ей черты; тем более это можно было предположить, что картин в этой комнате было очень много.

Но я ошибся. Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно пошла к той картине, где действительно был изображен ее милый Вася. Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула:

«Тройка». Ученики мастеровые везут воду, 1866. Государственная Третьяковская галерея, Москва

– и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол. Предупредивши человека, чтобы он оставил в покое старушку, я пошел наверх к хозяину и, пробывши там около часу, вернулся вниз посмотреть, что там происходит.

Следующая сцена представилась моим глазам: человек, с влажными глазами, прислонившийся к стене, показал мне на старушку и быстро вышел, а старушка стояла на коленях и молилась на картину. Она молилась горячо и сосредоточенно на изображение ее дорогого и незабвенного сына.

Ни мой приход, ни шаги ушедшего слуги не развлекли ее внимания; она ничего не слыхала, забыла обо всем окружающем и только видела перед собой то, чем было полно ее разбитое сердце.

Я остановился, не смея помешать ее святой молитве, и, когда мне показалось, что она кончила, подошел к ней и спросил: нагляделась ли она на своего сына?

Старушка медленно подняла на меня свои кроткие глаза, и в них было что-то неземное. Они блестели каким-то восторгом матери при нечаянной встрече своего возлюбленного и погибшего сына.

Она вопросительно остановила на мне свой взгляд, и было ясно, что она меня или не поняла, или не слыхала. Я повторил вопрос, а она тихо прошептала в ответ: «Нельзя ли к нему приложиться», — и показала рукой на изображение.

Я объяснил, что этого нельзя, по наклонному положению картины.

Тогда она стала просить позволить ей еще насмотреться в последний раз в ее жизни на ее милого Васеньку. Я ушел и, возвратившись с хозяином г.

Третьяковым часа через полтора, увидел ее, как и в первый раз, все в том же положении, на коленях перед картиной. Она нас заметила, и тяжелый вздох, более похожий на стон, вырвался из ее груди.

Перекрестившись и поклонившись еще несколько раз до земли, она проговорила:

«Прости, мое дорогое дитя, прости, мой милый Васенька!» — встала и, обернувшись к нам, начала благодарить г. Третьякова и меня, кланяясь в ноги. Г. Третьяков дал ей несколько денег. Она взяла и положила их в карман своего полушубка. Мне казалось, что она это сделала бессознательно.

Я, со своей стороны, обещал написать портрет ее сына и прислать ей в деревню, для чего взял ее адрес. Она опять повалилась в ноги — немало было труда остановить ее от изъявления такой искренней благодарности; но, наконец, она как-то успокоилась и распрощалась. Сходя со двора, она все крестилась и, оборачиваясь, кому-то низко кланялась. Я также простился с г. Третьяковым и пошел домой.

На улице, обгоняя старушку, я посмотрел еще раз на нее: она шла тихо и казалась утомленной; голова ее была опущена на грудь; по временам она разводила руками и о чем-то сама с собой разговаривала.

Через год я исполнил свое обещание и послал ей портрет ее сына, украсивши его вызолоченною рамкою, а спустя несколько месяцев получил от нее письмо, где она мне сообщала, что «лик Васеньки повесила к образам и молит Бога о его успокоении и моем здравии».

Все письмо от начала до конца состояло из благодарностей. Вот прошло добрых пять или шесть лет, а и доныне нередко передо мной проносится образ маленькой старушки с ее маленьким личиком, изрезанным морщинками, с тряпицею на голове и с заскорузлыми руками, но великой душой. И эта простая русская женщина в ее убогом наряде становится высоким типом и идеалом материнской любви и смирения.

Читайте также:  Описание картины митрофана грекова «тачанка»

Жива ли ты теперь, моя горемычная? Если да, то посылаю тебе мой сердечный привет. А быть может, давно уже она покоится на своем мирном сельском кладбище, испещренном летом цветами, а зимой покрытом непроходимыми сугробами, – рядом со своим возлюбленным сынком Васенькой.

***

Проблема детского рабства и труда — это проблема не одного города или одной конкретной страны, или эпохи — каторжный детский труд был повсеместен, также как и безысходность, нищета, голод и холод крестьян и бедняков.

В нашем современном цивилизованном мире эта социальная проблема, казалось бы, решена, но это лишь на первый взгляд.

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Источник: https://moiarussia.ru/trojka-vasiliya-perova/

Сочинение по картине Перова Тройка 4 класс

Шедевр, который создал известный русский художник В.Г. Перов, заставляет человека задуматься, так как сюжет этой работы довольно печальный, но в то же время, он отражает суровую реальность того сложного времени.

На картине изображена тройка детей, которые выполняют функцию лошади, так как они просто тянут бочку, которая наполнена водой.

Все очень бедно одеты, и скорее всего это простые помощники мастера, которые тянут воду в мастерскую.

Их труд очень сложный, но ребята выглядят очень взрослыми и самостоятельными. Все это мы можем понять по их глазам, которые в точности передают всю их боль и тоску.

Они вынуждены работать, что бы себя хоть немного обеспечить, а это в их годы делать очень сложно. Однако, злодейка судьба распорядилась таким образом, что у них просто нет выхода.

Наши герои одеты не по погоде и ясно, что им очень холодно, но они упорно тянут свою тяжелую ношу.

На этой картине мы наблюдаем собаку, который немного вырвался вперед и как бы подзадоривает наших юных работников, но они очень устали и не обращают на него внимания.

Очень важный элемент картины, который может немного удивить, это то, что детям помогает взрослый, так как он просто толкает бочку. Одним словом, все выглядит очень грустно, но это суровая правда того времени.

Только через эту уникальную картину, мы сможем понять, как жили люди в то сложное время, как они пытались выживать.

Благодаря таланту этого выдающегося художника, люди могут полностью ощутить и пережить все сложные моменты с которыми приходилось сталкиваться даже детям.

Картина выполнена в темных тонах, а это еще больше передает нам дух того времени, так как образы очень точно переданы и дают человеку точное восприятие, а это очень важно для людей, которые увлекаются искусством.

Известный и очень талантливый художник Петров, оставил после себя очень большое количество прекрасных работ, которыми люди восхищаются и в наше время.

Вариант №2

Это творение Перова смело можно отнести к теме тяжелого детства. Данная картина передают тяжелые времена того времени, когда детей использовали, как рабочую силу. В те времена в России был голод, холод, нищета и разруха.

Родители, чтобы прокормить своих детей были вынуждены отдавать их на воспитание сапожникам, портным, плотникам, чтобы дети не только овладели ремеслом, но и не были обделены куском хлеба.

На самом же деле детей нагружали так, что те буквально падали с ног от усталости.

Действия разворачиваются ранним утром. Еще не рассвело. А ребята уже во всю работают. Подумать только, день едва начался, а дети уже уставшие. Страшно подумать, что они чувствовали к концу дня.  Трое детей с ношей, которую они вынуждены тащить занимают почти все пространство картины. Ужасно, что название картины «Тройка» сравнивает детей с тройкой лошадей.

Рассмотрев детей, сердце начнет обливаться кровью. Среди детей двое ребят и одна девочка. Лицо девочки выглядит бледным и измученным суровыми ветрами холодной зимы. Её платье, выглядывающее из-под пальто потрепанное и безобразное. На ней нет даже шапки, лишь накинутый платок, сдуваемый ветром.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-kartinam/perova-trojka-4-klas

Сочинение описание картины Перова Тройка 4, 6 класс

Это грустная и печальная, на мой взгляд, картина. Тут эксплуатируют детей!  Им не в компьютер ни поиграть, ничего…

Картина тёмная по гамме, несмотря на белый снег. Видны только очертания домов. Высокие заборы.

В центре та самая «тройка» — дети! Лет восьми-десяти. Два мальчика и даже девочка. Они тянут огромную бочку. Наверное, она с водой… Судя по ледяным каплям. Бочка больше, чем они сами! Деревянная, пузатая. Тащат они её на чем-то вроде санок. Всё равно, конечно, им тяжело. Подъем в горку. И по лицам детей, позам понятно, как они страдают. Они выглядят бедными и худыми.

Кстати, за ними ещё несколько человек. Один – просто силуэт темный в тулупе. Он идёт в другую сторону, то есть детям он даже не подумал помочь. Второй – ещё один мальчик, лица которого не видно. Он толкает бочку изо всех сил.

В центре самый высокий мальчик. Он в тулупе бежевом. Холодном для такой зимы. И он подвязан какими-то поясками, верёвками. Шарф на шее похож на рваную тряпку, ужас. По лицу заметно, что каждое движение даётся ему с трудом.

Справа девочка. Она не только тащит бочку, но ещё и какое-то ведро за плечом. На ней (под тулупом) розовое платье в горошек белый. Оно лишь немного оборвано по краю… На голове повязан платок. (У мальчиков кепки.) Она идёт, будто зомби. Глаза прикрыты. В обморок бы ей не упасть!

Слева мальчик в черном. По его изогнутой спине видно, что он делает огромное усилие, чтоб тянуть бочку. Один рукав весит до земли. Кажется, что мальчик уже падает.

Ещё есть слева собачка. Она простая – без породы, без ошейника… Она слегка оскалена, бежит. Ощущение, что ей тоже тяжело. Она, видно, принимает на себя тяжесть, которую чувствуют её маленькие хозяева. Они все бледны, если только румянец от морозного ветра.

На ногах у них сапоги. Всё-таки дети не совсем бедны, но каким трудом они добиваются этого! Губят своё здоровье!

За ними вдали церковь виднеется. Её заметает снег… В общем, грустная картина.

Сочинение-описание Тройка Перова

Перов Василий Григорьевич русский художник в жанре пейзаж. Все свое детство его семья была в разъездах. В 20 лет Василий Григорьевич поступает в Москву. Там он учится в школе живописи и ваяния. Будущий художник хорошо учился, искусство давалось ему легко. Перова за время учебы награждали медалями за эскизы.

Так же он бывал и за границей, но свое вдохновение он получал только будучи в России. За всю свою жизнь (художник прожил 48 лет), он написал большое количество прекрасных работ. Одна из таких работ это картина «Тройка». Данная картина написана художником в 1866 году.

Ею художник хотел показать народу тяжелый детский труд того времени.

В то время семьям с детьми жилось очень тяжело, так как родители не могли прокормить их. Тогда им приходилось отдавать своих детей в помощники мастерам в город. Родители надеялись, что так их дите будет иметь право на жизнь.

Помещик выделял ребенку жилье и еду, но мало кто представлял какую непосильную работу, выполняли дети. Да, их действительно кормили, и у них была крыша над головой. Но еще солнце не всходило, а им нужно было идти и работать.

Большинство не выживало в таких условиях.

Своей картиной художник хотел показать именно эти трагические моменты жизни. На полотне изображены дети, которые тянут повозку с водой и кто-то сзади помогает толкать вперед.

В картине преобладают мрачные и серые тона. Глядя на бедных детей, хочется плакать. Страшно представить как им сейчас тяжело. Повозку тянут два мальчика и одно девочка. Они изо всех сил тянут ее на бугор.

Шеи их распахнуты, а на улице зима и мороз. Посмотрите на снег. Даже он в картине не белый, он серый. Художник хотел передать такой цветовой гаммой все настроение картины. Что нет ничего светлого в жизни детей.

Они тянут повозку с водой через весь город. Обратите внимание, что ни на одном здании художник не изобразил окон или дверей. Этим он хотел показать безысходность детишек. Вдалеке, ближе к горизонту, виднеются птицы и все небо затянуто туманом.

Скорее всего, это ранее утро. Помещик разбудил детей, что бы они притянули воды с реки. Впереди них бежит дворовой пес. Но даже он не приносит картине радость. Взгляните на тяжелые лица детей. Они изморены. Возможно, ребята еще даже не ели.

Страшное время было. У детей не было детства. С малых лет они были прислугой и рабами. Самое страшное, что большинство детишек долго не протягивали в таком темпе жизни и погибали.

4 класс Занков, 6 класс обществознание

Описание настроения картины Тройка

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Шишкина Дождь в дубовом лесу 3 классКраски, которые использует художник, четко обозначают нам основной лейтмотив – «осень». Наверное, при взгляде на нее вам сразу захочется выпить чашечку горячего кофе и почитать интересную книгу.
  • Сочинение по картине Билибина Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка 3 классВ основу этой картины, легла история из сказки, благодаря которой, и оказался Иван – Царевич, в таком необычном месте, как болоте. Вся интрига заключалась в том, что на первом плане, явно видно удивление молодого царского сына
  • Сочинение по картине Желтый букет ЖилинскогоХудожников в нашей необъятной стране огромное количество. Очень много талантливых, но Дмитрий Жилинский является одной из центральных фигур советского искусства. Его работы невозможно отнести к тому или иному жанру, они очень разноплановые
  • Сочинение по картине Сатарова Мороз 8 классНа картине Михаила Сатарова Мороз зритель видит зимний лесной пейзаж. На заднем плане полотна небо ещё освещается лучами солнца, которое садится за далёким горизонтом. Чистое небо переливается оттенками жёлтого и оранжевого цветов
  • Сочинение по картине Казахский вальс ИсмаиловойКаждый уважающий себя художник, знает культуру и обычаи своего народа, которые исходят еще от далеких предков, ведь во всем этом храниться культурное наследие нации

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/perov/trojka-4-6-klass

Описание по картине В. Г. Перова «Тройка»

Свободная тема — «О». Сочинения на свободную тему — Описание по картине В. Г. Перова «Тройка»

Вьюжный зимний вечер. По занесенной снегом широкой дороге трое измученных ребятишек тащат на салазках огромную бочку с водой. Этот эпизод запечатлел в 1866 году академик живописи Василий Григорьевич Перов. Под этой знаменитой картиной художник, который прославился в жанре бытовой живописи, поставил название: «Тройка». А рядом расшифровал: «Ученики-мастеровые везут воду».

О бедственном положении ребятишек, которые тащат обледенелую бочку с водой, свидетельствует их одежда. Дети одеты по-нищенски. У мальчиков старенькие тулупы с чужого плеча, дырявые сапоги явно не по ноге, головные уборы не соответствуют поре года. Мальчик в центре картины прилагает неимоверные усилия, чтобы поскорее добраться до места.

Всю тяжесть работы он пытается взять на себя. В лицо детям дует сильный ветер. Об этом говорят и выбившаяся, развевающаяся на ветру тряпица, надетая старшим мальчиком на шею вместо шарфа, растрепанные волосы девочки. Девочка также одета очень бедно. На ней хозяйская юбка, стоптанные башмаки. Верхнюю одежонку нещадно треплет злой ветер.

Лица у детей страдальческие. По их выражению видно, как тяжело им вытаскивать бочку из рытвины. Сзади сердобольный прохожий пытается помочь детям. Он изо всех сил упирается в бочку. Ноги скользят, и кажется, что эта тройка так и останется здесь. Дети, обессиленные, упадут на снег и замерзнут.

Вдоль дороги протянулась высокая стена, на полотне преобладают темные краски и все это подчеркивает безысходность положения детей. Даже собака, похоже, тоже замерзла и устала и словно понимает, что впереди ни ее, ни маленьких друзей ее ничего хорошего не ждет.

Читайте также:  Описание картины василия тропинина «автопортрет на фоне окна с видом на кремль»

Удивительна история среднего мальчика, который послужил художнику натурой во время работы над картиной. Этот мальчик-натурщик умер вскоре после того, как художник закончил свою работу. Его мать пришла к Перову, чтобы еще раз взглянуть на сына, запечатленного художником. Она была поражена сходством своего Васятки с маленьким героем картины.

Наверное, это деревенские дети, отданные в Москву «в люди». Они выполняли самую черную работу у какого-то мастерового и при этом вряд ли получали навыки какого-либо ремесла. Дети эти — даровая рабочая сила, и если они надорвут здоровье, то это никого интересовать не будет.

Несмотря на огромную известность, о художнике Перове сведений мало. Прожил он всего 48 лет, хорошо знал нужду, особенно трудными были для него годы обучения в Училище живописи в Москве. Ему негде было жить, не было средств к существованию, и он едва не бросил все и не уехал из Москвы.

Может, из-за такого бедственного положения Василий Перов в самом начале творческого пути избрал жанр бытовой живописи. Интересно, что в детстве он носил фамилию своего крестного отца — Васильев. У мальчика был очень хороший почерк, и за это ему дали прозвище: Перов.

Его он и оставил в качестве фамилии, подписывая именно так свои картины.

opisanie-po-kartine-v-g-perova-trojkaописание по картине в. г. перова «тройка»

Вьюжный зимний вечер. По занесенной снегом широкой дороге трое измученных ребятишек тащат на салазках огромную бочку с водой. Этот эпизод запечатлел в 1866 году академик живописи Василий Григорьевич Перов. Под этой знаменитой картиной художник, который прославился в жанре бытовой живописи, поставил название: «Тройка». А рядом расшифровал: «Ученики-мастеровые везут воду».

О бедственном положении ребятишек, которые тащат обледенелую бочку с водой, свидетельствует их одежда. Дети одеты по-нищенски. У мальчиков старенькие тулупы с чужого плеча, дырявые сапоги явно не по ноге, головные уборы не соответствуют поре года. Мальчик в центре картины прилагает неимоверные усилия, чтобы поскорее добраться до места.

Всю тяжесть работы он пытается взять на себя. В лицо детям дует сильный ветер. Об этом говорят и выбившаяся, развевающаяся на ветру тряпица, надетая старшим мальчиком на шею вместо шарфа, растрепанные волосы девочки. Девочка также одета очень бедно. На ней хозяйская юбка, стоптанные башмаки. Верхнюю одежонку нещадно треплет злой ветер.

Лица у детей страдальческие. По их выражению видно, как тяжело им вытаскивать бочку из рытвины. Сзади сердобольный прохожий пытается помочь детям. Он изо всех сил упирается в бочку. Ноги скользят, и кажется, что эта тройка так и останется здесь. Дети, обессиленные, упадут на снег и замерзнут.

Вдоль дороги протянулась высокая стена, на полотне преобладают темные краски и все это подчеркивает безысходность положения детей. Даже собака, похоже, тоже замерзла и устала и словно понимает, что впереди ни ее, ни маленьких друзей ее ничего хорошего не ждет.

Удивительна история среднего мальчика, который послужил художнику натурой во время работы над картиной. Этот мальчик-натурщик умер вскоре после того, как художник закончил свою работу. Его мать пришла к Перову, чтобы еще раз взглянуть на сына, запечатленного художником. Она была поражена сходством своего Васятки с маленьким героем картины.

Наверное, это деревенские дети, отданные в Москву «в люди». Они выполняли самую черную работу у какого-то мастерового и при этом вряд ли получали навыки какого-либо ремесла. Дети эти — даровая рабочая сила, и если они надорвут здоровье, то это никого интересовать не будет.

Несмотря на огромную известность, о художнике Перове сведений мало. Прожил он всего 48 лет, хорошо знал нужду, особенно трудными были для него годы обучения в Училище живописи в Москве. Ему негде было жить, не было средств к существованию, и он едва не бросил все и не уехал из Москвы.

Может, из-за такого бедственного положения Василий Перов в самом начале творческого пути избрал жанр бытовой живописи. Интересно, что в детстве он носил фамилию своего крестного отца — Васильев. У мальчика был очень хороший почерк, и за это ему дали прозвище: Перов.

Его он и оставил в качестве фамилии, подписывая именно так свои картины.

Источник: http://www.school-essays.info/opisanie-po-kartine-v-g-perova-trojka/

История самой трагичной картины Василия Перова «Тройка»

Немного, кто знает, как русский художник Василий Перов писал свою картину «Тройка (Ученики мастеровые везут воду)». Он долго не мог подобрать образ центрального персонажа, а после того, как все же сумел его выбрать, стал участником настоящей драмы в простой крестьянской семье.

Василий Перов уже долго работал над картиной. Была написана большая ее часть, не хватало только центрального персонажа, художник не мог найти нужный типаж.

Однажды Перов прогуливался в окрестностях Тверской заставы и рассматривал лица мастеровых, которые после празднования Пасхи возвращались из деревень обратно в город на работу.

Тут-то и увидел художник мальчика, который будет в последствие приковывать взгляды зрителей к его картине. Он был родом из Рязанской губернии и шел с матерью в Троице-Сергиеву лавру.

Художник, возбужденный от того, что нашел «того самого», стал эмоционально упрашивать женщину разрешить ему нарисовать портрет сына. Испуганная женщина не понимала в чем дело и попыталась ускорить шаг. Тут Перов предложил ей пройти в его мастерскую и пообещал ночлег, т. к. узнал, что путникам негде остановиться.

В мастерской художник показал женщине неоконченную картину. Она испугалась еще больше, мол, грех это – людей рисовать: одни от этого чахнут, а другие умирают. Перов уговаривал ее, как мог. Он приводил в пример царей, архиереев, позировавших художникам. В конце концов, женщина согласилась.

Пока Перов писал портрет мальчика, мать рассказывала о своей нелегкой доле. Ее звали тетушкой Марьей. Муж и дети умерли, остался лишь один Васенька. Она в нем души не чаяла. На следующий день путники ушли, а художник вдохновлено заканчивал свое полотно. Оно получилось настолько проникновенным, что тут же было приобретено Павлом Михайловичем Третьяковым и выставлено в галерее.

Четыре года спустя на пороге мастерской Перова снова появилась тетушка Марья. Вот только была она без Васеньки. Женщина в слезах рассказала, что ее сынок за год до этого заболел оспой и умер. Позже Перов написал, что Марья не винила его в смерти мальчика, но его самого не оставляло чувство вины за произошедшее.

Тетушка Марья сказала, что проработала всю зиму, продала все, что у нее было, лишь бы купить картину, где изображен ее сынок. Василий Перов ответил, что картина продана, но на нее можно посмотреть. Он отвел женщину в галерею к Третьякову. Увидев картину, женщина упала на колени и зарыдала. «Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый!» — причитала она.

Несколько часов стояла мать перед изображением своего сыночка и молилась. Художник уверил ее, что отдельно напишет портрет Васеньки. Перов исполнил обещанное и отослал портрет мальчика в золоченой раме в деревню к тетушке Марье.

Источник: http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/5053966_istoriya_samoy_tragichnoy_kartiny_vasiliya_perova_troyka

История шедевра: картина «Тройка» Василия Перова

Василий Григорьевич Перов 21 декабря 1833 (2 января 1834) — 29 мая (10 июня) 1882.

Русский живописец,

один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

«Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?»

В контексте сюжета полотна Перова слова Гоголя звучат по-новому:

горько, жалостливо, обреченно.

Картина «Тройка» часто встречается в учебниках истории,

где используется как иллюстрация тяжелой крестьянской доли.

Но за художественным образом стоит реальная трагедия, которая словно бы сошла с холста и развернулась в жизни простой женщины.

Картина «Тройка» — это одно из самых значительных произведений художника Василия Григорьевича Перова.

Сюжет

Морозная зима.

Хозяин отправил своих мастеровых за водой.

Совсем подростки, слабые, плохо одетые,

тащат тяжелую бочку,

резкий холодный ветер раздувает их одежонку.

Выливающаяся из бочки вода тут же превращается в сосульки.

Как холодно детям, должно быть, в такой мороз!

Видно, что дети совершенно выбились из сил.

Какой-то добрый человек помогает им втащить бочку на пригорок.

Повозку сопровождает собака, которая бежит немного справа перед детьми.

Нагнетают атмосферу и те цвета, которые выбрал художник:

мрачные, приглушенные, серые.

Улица, на которой в этот час уже нет никого, проходит мимо монастыря,

чьи высокие крепкие стены давят и нависают.

С чем ассоциируются герои картины у зрителей?

Само название ее говорит о том, что труд этих ребятишек можно сравнить с работой лошадей.

Глядя на картину, можно живо представить себе всю безысходность ситуации.

Именно на это хотел обратить внимание общества художник.

Произведение никого не оставит равнодушным,

заставит быть добрее к людям и не позволит пройти мимо и не увидеть рядом с собой обездоленности и нищеты.

Кстати, полное название картины — «Тройка. Ученики мастеровые везут воду».

Конечно, ничему их хозяин не учил.

На зиму крестьяне — от мала до велика — отправлялись в города на заработки.

Детей брали в мастерские, лавки, магазины и держали на побегушках,

заставляя делать работу, которая по уровню тяжести больше подходила взрослым.

И вот таких-то детей и называли мастеровыми и учениками.

Контекст

Об истории создания картины Перов даже написал рассказ «Тетушка Марья».

Дело было вот как.

Художник долго не мог найти натурщика для мальчика в центре.

Как-то весной бродил он недалеко от Тверской заставы и увидел фабричных и мастеровых,

которые после Пасхи возвращались из своих деревень в город на работу.

В этой разномастной толпе и разглядел Перов своего мальчика.

Подросток шел вместе с матерью из Рязанской губернии в Троице-Сергиеву лавру.

По пути они хотели переночевать в Москве.

«Я сразу высказал ей, что мальчик мне очень нравится и мне бы хотелось написать с него портрет…

Старушка почти ничего не понимала, а только все более и более недоверчиво на меня посматривала.

Я решился тогда на последнее средство и начал уговаривать пойти со мною.

На это последнее старушка согласилась.

Придя в мастерскую, я показал им начатую картину и объяснил в чем дело.

Она, кажется, поняла, но тем не менее упорно отказывалась от моего предложения,

ссылаясь на то, что им некогда, что это великий грех,

да, кроме того, она еще слыхала, что от этого не только чахнут люди, но даже умирают.

Я по возможности старался уверить ее, что это неправда,

что это просто сказки, и в доказательство своих слов привел то,

что и цари, и архиереи позволяют писать с себя портреты,

а св. евангелист Лука был сам живописец,

что есть много людей в Москве, с которых написаны портреты,

но они не чахнут и не умирают от этого».

Поколебавшись, женщина согласилась, и Перов сразу же принялся за работу.

Пока художник писал, тетушка Марья рассказывала о житье-бытье.

Мужа и детей похоронила, остался у нее только сын Вася, и любила она его безмерно.

Волей-неволей вспомнишь «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова

(поэма, к слову, была написана позднее картины): «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!.»

Через 4 года после того, как картина была закончена,

представлена публике и куплена Третьяковым для своей коллекции,

вновь встретился Перов с тетушкой Марьей.

«Она объяснила мне, что сынок ее, Васенька,

прошлый год заболел оспою и умер.

Она рассказала мне со всеми подробностями о его тяжелой болезни и страдальческой кончине,

о том, как опустили его во сыру землю, а с ним зарыли и все ее утехи и радости.

Она не винила меня в его смерти, —

нет, на то воля Божия, но мне казалось самому,

как будто в ее горе отчасти и я виновник.

Я заметил, что она так же думала, хотя и не говорила», — писал Перов.

Художник отвел Марью к Третьякову — показать картину.

Женщина проревела несколько часов, стоя на коленях перед полотном, как перед иконой

Перов написал для крестьянки портрет Васеньки, который та повесила к образам.

Источник: https://multiurok.ru/blog/istoriia-shiedievra-kartina-troika-vasiliia-pierova.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector