Описание картины василия ивановича сурикова «сибирская красавица (1891)»

Суриков В.И. — Сибирские красавицы


Суриков В.И. Анфиса 1900

Источник: Титова В., Титов Г. В.И. Суриков./ Валентина Григорьевна Титова, Гай Аполлинариевич Титов. — Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1956. — 207с.

Носителями лучших, благороднейших свойств и качеств — мужества, стойкости, верности Родине и народу, трудолюбия, скромности и гуманности — предстают перед нами в суриковских портретах любимые им сибиряки и сибирячки, воплощающие яркий образ русского народа.

Суриков создал целую галерею удивительных женских образов. «Женские лица я очень любил, — говорил художник М. Волошину, — непопорченные ничем, нетронутые. В провинции еще попадаются такие».

Прекрасна группа суриковских сибирских женских портретов. Они несут на себе печать нежности, поэтичности, задушевности, обнаруживая лирическое тачало в таланте Сурикова-портретиста.

Как проникновенно и непосредственно изобразил, например, Суриков лицо неизвестной нам красноярской девушки в портретном этюде «Голова смеющейся девушки».

Суриков В.И.  1890 Смеющаяся сибирячка

«Смеющаяся девушка» красива истинно русской красотой — круглолица, темноброва, щёки с нежным румянцем.

Колористическое богатство весьма скромного по размерам холста (32,5×26,3 см) по-настоящему изысканно, красочные сочетания строятся на серебристо-серых тонах платка на голове девушки и теплых жемчужно-розовых оттенках цвета лица. Весь облик сибирячки буквально озарён радостью: молодое сверкание глаз и искренняя белозубая улыбка.

Считается, что этюд остался неиспользованным в картине. Но думается, именно он мог служить камертоном, по которому Суриков выстраивал всё разноцветье симфонии радости, молодой удали и душевного здоровья на своем холсте.

Перед нами — написанная на зеленовато-сером фоне головка девушки, повязанная простым серым платком. Нежная розоватость щек, белые зубы, блестящие черные глаза. Свежесть и непосредственность чувства изумительно выражены в этом смеющемся юном лице. Этот этюд-портрет является — поэтический образ юной и цветущей красоты русской женщины. К сожалению имя позировавшей девушки осталось неизвестным.

Столь же замечателен и поясной «Портрет Татьяны Капитановны Доможиловой, двоюродной племянницы художника» (1891 г. Третьяковская галерея)

Суриков В.И. Портрет Т.К. Доможиловой. 1891

Портерт привлекает своей естественностью и тихой, спокойной лаской молодого лица. Серая рубашка, синяя юбка, желтоватая пелерина с капюшоном, надетым па голову, и спускающаяся на лицо тонкая черная сетка — все это дано художником на светлом фоне и придает глубокую выразительность облику девушки.

Исключительное место среди суриковских изображений молодых женщин-сибирячек занимают портреты Е.А. Рачковской и А.И. Емельяновой.

«Сибирская красавица» (1891 г., Третьяковская галерея) — так обобщающе назван самим художником один из немногих портретов Е.А. Рачковской.

Суриков В.И. Сибирская красавица. Портрет Е.А. Рачковской. 1891

Воспроизводя в облике сибирячки Рачковской национальный характер красоты русской женщины, художник подчеркнул это тем, что изобразил ее в национальном наряде: в темно-лиловом сарафане, кофточке и белом расшитом золотом платке, заколотом у подбородка. На портрете изображена Е. Рачковская, жена красноярского врача П. Рачковского. Написал ее Суриков во время летнего вояжа на родину в 1891 году. Эта женщина, кстати, послужила моделью для образа боярышни в желтой шубке в «Боярыне Морозовой».

Еще более показательны в смысле поисков Суриковым образа русской женской красоты его портреты казачки Александры Ивановны Емельяновой. На одном из них, известном под названием «Горожанка» (1902 т., Третьяковская галерея),

Суриков В.И. Горожанка. 1902

Александра Ивановна изображена сидящей. Голубая с красными и синими полосами шаль, сколотая у подбородка, покрывает ее плечи, и голову. Фон портрета — коричневый. Художнику особенно удалось показать ясные с поволокой, задумчивые, мечтательные глаза, здоровье, силу и свежесть в жемчужно-розовых красках лица.

Другой «Портрет А.И. Емельяновой» (1900-е годы, Третьяковская галерея), — тоже чудесное лицо с выражением легкой задумчивости, те же густые ресницы и брови, очерченные художником еще явственнее. На этот раз Суриков изобразил свою натурщицу в позе покоя, легкого забытья.

Суриков В.И. Портрет А.И. Емельяновой. 1903

Многочисленные портреты сибирских женщин, в особенности портретные Изображения Е.А. Рачковской и А.И. Емельяновой, представляют собой созданный гением Сурикова замечательный образ русской женской красоты.

Все наиболее характерные его национальные признаки — здоровье, крепость, жизнерадостность, округлость овала лица, свежесть девически нежных щек и румяных губ, веселый живой задор или мечтательность умных и красивых глаз — все это тонко и поэтично отмечено художником.

Индивидуальные, неповторимые черты тех, кого он запечатлел на своих портретах и этюдах, Суриков дал в неразрывной, органической связи с общим обликом русского человека, русского народа.

Суриков В.И. Портрет Л.Т. Маториной. Казачка. 1892

 Суриков В.И. Портрет неизвестной на желтом фоне. 1911

Суриков В.И. Женский портрет. Наталья Матвеева

Суриков В.И. Сибирячка 1909

Источник: https://museumsrussian.blogspot.com/2011/03/blog-post.html

Виртуальная выставка «Творчество Сурикова В.И.»

Слайд 1

Суриков Василий Иванович (1848 — 1916) Искусство Василия Сурикова — одна из вершин русской живописи. Для него характерна самая глубокая духовная связь со своей родиной — Сибирью, которая во многом определила уникальное своеобразие его таланта.

Слайд 2

Взятие снежного городка. 1891. В шуточном взятии снежной крепости художник изобразил молодецкий задор преодолевающего преграду удалого наездника. Румяные, радостные лица сибиряков, смотрящих на это зрелище, исполнены жизненной силы.

Слайд 3

Долго не мог найти Суриков «лицо» боярыни Морозовой. Редко встречаются в жизни такие лица, а люди подобные мятежной боярыне, встречаются еще реже. 4 года работал художник над своей самой гениальной картиной. Сотни этюдов, тысячи зарисовок, сотни тысяч исправлений, постоянные поиски. Результат принес мастеру бессмертие. Боярыня Морозова.1887.

Слайд 4

Покорение Сибири Ермаком .1895. Покорение Сибири — одна из славных и великих страниц истории Отечества. Ключевую роль в этом сыграл талантливый полководец, отважный и мужественный человек Ермак Тимофеевич. Художник для своей монументальной работы выбрал батальный жанр, чтобы полнее и ярче рассказать о личности покорителя, а также о величии подвига русских казаков.

Слайд 5

Большой маскарад.1900 . Эта воздушная акварель радует яркими красками и четко отражает нравы, царившие во время правления царя Петра I. В развлечениях, которыми тешилась знать по приказу правителя, заметна смесь старорусского и новомодного, иноземного. Здесь и классические народные гулянья с медведями и скоморохами, и привезенные из-за рубежа парады с шутами.

Слайд 6

Эта картина представляет вершину русской исторической живописи второй половины XIX века. Однажды художника поразил образ — зажженная днем свеча — как символ трагедии и обреченности. Мастер масштабных исторических полотен много лет вынашивал его в себе, пока не воплотил тему расправы над стрельцами в картине «Утро стрелецкой казни» . Утро стрелецкой казни .1881.

Слайд 7

Портрет П.Ф.Суриковой ( матери художника). 1887 Старушка в темном наряде, с косынкой на голове, со сложенными на коленях трудовыми руками — это образ, выходящий за рамки индивидуального портрета.

Гениальная кисть художника превратила его в своего рода собирательный, коллективный образ, в живой образ тех человечных в своей простоте матерей, которые породили, взрастили и воспитали не одно поколение сильных, смелых, вольнолюбивых русских людей.

Слайд 8

Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника. 1888 Единственная любовь Василия Сурикова. Когда они встретились, ей было двадцать, а ему — тридцать. Вместе им было суждено прожить недолго, всего десять лет, но их история — одна из самых замечательных. Это история счастливой любви и трагической судьбы.

Слайд 9

Перед нами очень трогательная картина. Художник изображает свою дочь Ольгу в детстве. Мы видим миловидную девочку, которая усердно позирует отцу. В руках она держит любимую куклу.

Сурикову удается передать живость характера дочери. та картина позволяет ощутить особый уют и покой. художнику удается написать живой портрет.

Кажется, еще минута, и мы услышим детский смех, и девочка сорвется с места. Портрет дочери.1888 .

Слайд 10

На картине Василия Сурикова Екатерина Александровна Рачковская . Живые черные глаза смотрят весело и доброжелательно, губы раскрыты в улыбке, обнажая жемчужины зубов. Голова покрыта цветной шалью. Вот и все украшения — ни тебе дорогих украшений, замысловатых туалетов, только сибирская природная красота, которую так любил Суриков. Сибирская красавица.1891.

Слайд 11

Автор представляет зрителю образец истинно русской женской красоты.

Пышнотелая, густоволосая, голубоглазая красавица внимательно изучает свое отражение, оценивая то, насколько ей идет темно-синяя ткань, предназначенная для нового наряда.

Рыжеватые волосы, белое тело, пухлые губы, глубокие глаза, полная грудь — все в представленной модели привлекает художника, он откровенно любуется своей героиней, воплощающей в себе идеал сибирской красавицы. Сибирячка. 1909 г.

Слайд 12

«Смеющаяся девушка» красива истинно русской красотой — круглолица, темноброва, щёки с нежным румянцем Весь облик сибирячки буквально озарён радостью: молодое сверкание глаз и искренняя белозубая улыбка. Этот этюд-портрет является — поэтический образ юной и цветущей красоты русской женщины. К сожалению имя позировавшей девушки осталось неизвестным. Голова смеющейся девушки. 1890 .

Источник: https://nsportal.ru/kultura/bibliotechno-informatsionnye-resursy/library/2017/01/30/virtualnaya-vystavka-tvorchestvo

В. Суриков из собрания Государственной третьяковской галереи, страница 2 :: Артпоиск — русские художники

XVII век был для Сурикова самым притягательным в истории России. Бунтарский дух народа проявился тогда как в восстании Разина и «соляных бунтах», так и в движении раскола, начавшегося в середине века и продолжавшегося при Петре I.

Когда-то в детстве услышал Суриков рассказ о неистовой боярыне, принявшей смерть за старую веру. Феодосия Прокопьевна Морозова, жена боярина Морозова, воспитателя царя Алексея Михайловича, была ярой сподвижницей протопопа Аввакума, возглавлявшего раскол.

Сведения о ее трагической судьбе художник нашел в трудах современных ему историков: И.П. Забелина, В.О. Ключевского, Н.С. Тихонравова. Работая над картинами, Суриков внимательно изучил исторические документы, современные событиям.

Так, создавая «Стрельцов», Суриков воспользовался дневником секретаря австрийского посла в Московии Иоганна Георга Корба, свидетеля казни бунтовщиков в Преображенской слободе на Яузе, почти «дословно» перенеся на холст его воспоминания об увиденном.

Новому полотну предшествовала продолжительная подготовительная работа. В собрании галереи находится множество рисунков, набросков, этюдов, эскизов, показывающих развитие замысла, его постепенное созревание и оформление в окончательное композиционное и колористическое решение.

Ранним утром по узкой московской улочке в простых крестьянских розвальнях везут на поругание боярыню Морозову, идущую на муки и смерть за старую веру. Исступленное, иссушенное огнем фанатизма лицо ее приковывает к себе взгляд зрителя.

Взметнувшаяся в двуперстном, старообрядческом знамении рука, весь облик Морозовой полны огромной духовной силы.

Разметавшиеся черные бархатные одежды придают ее фигуре, и так преувеличенной в размерах, еще большую монументальность и значительность.

Контраст белого и черного в картине необыкновенно выразителен. Он подчеркивает трагическое содержание происходящего. Колористическое решение многих полотен Сурикова рождалось под впечатлением того или иного цветового эффекта. Художник рассказывал: « . . .

Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом «Боярыню Морозову» написал.

Да и «Казнь стрельцов» точно так пошла: раз свечу зажженную днем на белой рубахе увидал, с рефлексами».

Кажется, весь московский люд того времени изображен на этом полотне. Боярыня господствует над толпой, но не подавляет ее. Для Сурикова судьба Морозовой — это повод, чтобы показать трагедию неосуществленных народных чаяний, напрасного, не знавшего верных путей протеста.

Художник сказал однажды: «Я не понимаю действия отдельных исторических лиц без народа, без толпы; мне нужно вытащить их на улицу». Отзвуки духовного подвига Морозовой, ее физических страданий по-разному преломляются в каждом участнике сцены.

Читайте также:  Описание картины константина сомова «арлекин и смерть»

Сидящий на снегу в жалком рубище юродивый, возможно, один из тех, кого призревала в своем доме Морозова, открыто отвечает на призыв боярыни двуперстным знамением. Мудрым состраданием полны и странник со старообрядческим посохом в руках, и пожилая горожанка, держащая платок, расшитый жемчугом (символизирующим в народной поэзии слезы).

Низко склонилась боярышня в золотом платке и сине-голубой шубке. В образе боярышни воплощены душевная кротость и стойкость. Не случайно художник сопоставляет ее с Богоматерью на иконе, видной на стене церкви. В наклоне головы, в цветовом решении фигуры, в идее самоотвержения лежит это сопоставление.

Женские персонажи, изображенные с проникновенным лиризмом, особенно удались Сурикову. Они наделены подлинной красотой, в них раскрыты национальные черты характера русской женщины: доброта, отзывчивость к человеческим страданиям, душевная мягкость и вместе с тем стойкость в жизненных испытаниях, готовность пойти на подвиг.

Тщательная психологическая разработка образов у художника достигает совершенства. В картине раскрывается великое множество человеческих чувств и переживаний. И в этом разнообразии не тонет главное, что волновало Сурикова: красота народного характера, торжество человеческого духа.

Сохранились многочисленные эскизы к картине, в которых отразились поиски ее композиционного решения. Суриков остановился на диагональной композиции, наиболее полно передающей эффект медленного движения саней-розвальней сквозь толпу.

Суриков часто в своих картинах прибегает к приему уплотнения пространства. Строя большое монументальное полотно, художник преодолевает ставший традиционным способ иллюзорной передачи пространства, по-новому относится к плоскости.

В «Утре стрелецкой казни», сблизив изображение собора Василия Блаженного с передним краем картины, он добивается впечатления заполненности площади людьми. Но человеческое море не поглощает главных героев картины. В «Боярыне Морозовой» Суриков еще более последовательно проводит этот принцип.

Он предвосхищает здесь композиционные приемы, которые будут использоваться художниками последующего поколения.

В живописно-пластическом решении полотна также учитываются декоративные задачи. Красочные пятна одежд, очерченные контуром, насыщенны, звучны. Орнамент активно участвует в создании «ковровой» декоративности картины.

От разноцветья одежд падают рефлексы на лица, на снег, эти же оттенки проступают в красках пасмурного неба. Голубовато-серебристый воздух зимнего дня как бы смягчает пестроту толпы, объединяя все в гармоничную цветовую гамму.

Суриков приспосабливает пленэр к задачам создания монументального полотна.

Одежды, архитектурные детали, любовно переданные художником, воспроизводят своеобразие русского быта тех времен. Столь же национален и самоценен в «Боярыне Морозовой» пейзаж.

Художник соединил приметы красноярских и московских улочек, выявляя в их облике черты города XVII века. Суриков вспоминал: « .. .переулки все искал, смотрел; и крыши где высокие.

А церковь-то в глубине картины — это Николы, что на Долгоруковской».

В пейзажных этюдах к картине Суриков с увлечением воспроизводит живое пленэрное впечатление от московского заснеженного бульвара, от следов полозьев, от рыхлого снега, взятого в рефлексах морозного зимнего дня.

«На снегу писать, все иное получается. Вон пишут на снегу силуэтами. А на снегу все пропитано светом. Все в рефлексах лиловых и розовых, вон как одежда боярыни Морозовой —верхняя, черная; и рубаха в толпе.

Все — пленэр», — говорил художник.

На пути создания большой картины, несущей в себе высокую мысль о подвиге во имя людей, заключающей этическое понимание красоты, Суриков стал последователем великого Александра Иванова. В работе над этюдами он воспринял и некоторые особенности изобразительного опыта Иванова.

Как и его предшественник, Суриков ищет в жизни, часто подолгу, эквивалент задуманному в картине образу. «В типе боярыни Морозовой — тут тетка моя Авдотья Васильевна, что была за дядей Степан Федоровичем, стрельцом-то с черной бородой», — вспоминал Суриков. Но этюд с Авдотьи Васильевны не удовлетворил Сурикова.

Жадно и пристально изучая натуру, Суриков стремился в частном выразить общее, соединить реальное с идеальным, найти в настоящем прообразы, подлинно соответствующие замыслу исторической картины. Вспоминая о поисках образа Морозовой, Суриков рассказывал М.А. Волошину: «Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. И как ни напишу ее лицо — толпа бьёт , .

. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось. В селе Преображенском на старообрядческом кладбище — ведь вот где ее нашел… И вот приехала к нам начетчица с Урала — Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике в два часа. И как вставил ее в картину — она всех победила».

Этот этюд по силе художественного воздействия, по выраженной в нем духовной подвижнической страсти сопоставим с этюдом Иванова к образу Иоанна Крестителя для картины «Явление Христа народу».

Пленяющие русской красотой женские образы также взяты художником из жизни. «Девушку в толпе, это я со Сперанской писал — она тогда в монашки готовилась. А те, что кланяются, — все старообрядки с Преображенского». Один из ведущих образов в картине — юродивый, олицетворяющий народные страдания.

Прототип его был найден Суриковым на одном из московских рынков. «Вижу — он. Такой вот череп у таких людей бывает… В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер… Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели. Я ему три рубля дал …

Так на снегу его и писал», — вспоминал потом Суриков.

«Боярыня Морозова» — вершина творчества Сурикова. После 15-й передвижной выставки картина была приобретена П.М.Третьяковым и теперь наряду с «Меншиковым» и «Стрельцами» составляет бесценную часть коллекции произведений Сурикова в галерее.

В эту коллекцию входит множество работ художника, начиная с первых академических штудий, кончая произведениями, созданными в последние годы его жизни.

Из них большой раздел составляют этюды и эскизы к картинам «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», «Взятие снежного городка», «Степан Разин», хранящимся в Государственном Русском музее в Ленинграде.

Среди работ этого плана наиболее значимым представляется вариант картины «Покорение Сибири Ермаком» (1895), подаренный музею Суриковым. Картина «Покорение Сибири Ермаком» стала новой в творчестве Сурикова интерпретацией темы «Народ и русская история».

«Две стихии встречаются», — так характеризовал сам художник столкновение войск русских казаков под предводительством Ермака с войсками Кучума. Казаки и Ермак едины в своем героическом порыве. Композиционно Суриков подчеркивает монолитность их массы и целеустремленность движения. В их сплоченности — залог победы.

Изображая смятение и разрозненность вражеского войска, художник предрекает его поражение.

В этом войске Суриков выделяет ожесточенных бойцов, видимо татар, и испуганных, мечущихся местных жителей: вогулов, остяков. Художник- гуманист, Суриков с сочувствием рисует трагическую судьбу людей, вовлеченных в чуждое им дело.

Он восхищается самобытной гармонией лиц иноверцев, своеобразием их одежды. Виртуозно решен колорит картины, суровый и сдержанный.

В преобладающий коричнево-серый тон органично вплавлены красные, зеленые, желтые пятна, насыщающие полотно красочным богатством.

На протяжении всего времени своего существования коллекция произведений Сурикова в галерее постоянно пополнялась. Некоторые подготовительные работы к картинам были переданы в музей самим художником. Десять прекрасных живописных и акварельных этюдов поступили в галерею в 1910 году по завещанию известного коллекционера М.А. Морозова. От писательницы Н.П.

Кончаловской, внучки Сурикова, в галерею поступил портрет ее матери О.В.Кончаловской в детстве, написанный художником в 1888 году.

Красочное богатство портрета, заставляющее вспомнить итальянские впечатления Сурикова, трогательная серьезность девочки, психологически тонко переданная художником, делают эту работу тем интереснее, что Суриков сравнительно редко писал детские и мужские портреты. В экспозицию музея в середине 1970-х годов из собрания художника С.В.

Герасимова был передан «Портрет доктора А.Д. Езерского» (1911). В этой работе наиболее полно проявились особенности Сурикова-портретиста: живописное и психологическое мастерство, активное восприятие индивидуального душевного мира человека, реалистическая точность в передаче облика модели.

Портретные работы Сурикова — ценный пласт его творческого наследия. Он чаще писал женские портреты. Сурикова привлекал определенный тип лиц.

«Женские лица русские я очень любил, не порченные ничем, нетронутые». Суриков отразил в портрете свой идеал красоты.

Многим портретам сам художник дал обобщающие названия: «Сибирская красавица» (1891) — портрет Е.А. Рачковской, «Горожанка» (1902) —портрет

А.И. Емельяновой. «Портрет А.И. Емельяновой (1909—1911) привлекает не только красотой модели, не только живо и непосредственно переданным психологическим состоянием, но и великолепной живописью, необыкновенно красочной и темпераментной.

Особый интерес представляют автопортреты Сурикова, написанные им в разные периоды жизни. «Автопортрет» (1913), переданный галерее художником, — один из самых последних. Внимательно, сурово глядит с полотна умный, сильный духом человек, по характеру и облику близкий народным персонажам своих картин.

Суриков вошел в русское искусство как великий исторический живописец. Его творчество наряду с творчеством И.Е. Репина — вершина реализма. Вобрав в себя лучшие традиции русской живописи, обогатив ее новыми открытиями, оно стало школой для многих поколений художников.

Автор-составитель Л.А. Большакова.
Издательство «Изобразительное искусство». 1985 год.

Источник: http://ArtPoisk.info/article/v_surikov_iz_sobraniya_gosudarstvennoy_tret_yakovskoy_galerei/page/2/

Суриков василий иванович

— исторический живописец и жанрист; род. в 1848 г.; с 1858 по 1861 г. обучался в Красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи. В 1870 г. поступил в ученики Имп. академии художеств. Посещая ее классы до 1873 г.

, получил за исполненные в них работы все установленные серебряные медали; затем в 1874 г. за написанную по программе картину «Милосердие самарянина» был награжден мал. золот. медалью, а через год после того, за другую программу: «Ап. Павел благовествует перед царем Агриппою и его сестрою Вероникою», удостоен звания классн. художника 1-й степ. В 1876 и 1877 гг.

исполнял живописные работы в московском храме Спасителя. В 1881 г. вступил в члены Товарищества передвижных художественных выставок и с того времени постоянно является на них со своими картинами. Главные из этих картин: «Утро стрелецкой казни при Петре Великом», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» (все три в Третьяковск. гал.

в Москве), «Взятие снежного городка, из сибирского быта», «Ермак» (в Русск. музее имп. Александра III в СПб.) и «Суворов на Сен-Готарде» (там же).

{Брокгауз}

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Суриков (Василий Иванович) — исторический живописец и жанрист, родился в 1848 г., с 1858 по 1861 г. обучался в красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи. В 1870 г.

поступил в ученики Императорской Академии Художеств. Посещая ее классы до 1873 г., получил за исполненные в них работы все установленные серебряные медали; затем, в 1874 г.

, за написанную по программе картину: «Милосердие самаритянина», был награжден малой золотой медалью, а через год после того, за другую программу «Апостол Павел благовествует пред царем Агриппой и его сестрой Вероникой» удостоен звания классного художника 1-й степени. В 1876 и 1877 гг.

исполнял живописные работы в московском храме Спасителя. В 1881 г. вступил в члены товарищества передвижных художественных выставок и с того времени постоянно является на них со своими картинами.

Читайте также:  Описание картины андрея рябушкина «микула селянинович»

Главные из этих картин: «Утро стрелецкой казни при Петре Великом», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» (все три в Третьяковской галерее, в Москве), «Взятие снежного городка, из сибирского быта», «Ермак» (в Русском музее Императора Александра III , в Санкт-Петербурге) и «Суворов на Сен-Готарде» (там же).

Источник: Биографический словарь

(1848—1916) — российский живописец, действительный член Петербургской АХ (1893). Уже в первых картинах: «Вид памятника Петру I в Петербурге» (1870), «Княжий суд» (1874) и «Апостол Петр объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы» (1875) — проявился его интерес к историческому жанру.

В полотнах, посвященных переломным моментам русской истории и написанных в духе реализма, художник искусно соединял полифоничность композиции, яркость и насыщенность колорита, точное воспроизведение бытовых деталей с изображением индивидуальности персонажей — «Утро стрелецкой казни» (1881), «Ментиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899). Эти картины создали автору славу выдающегося живописца-историка. В 1903 и 1909—1910 гг., верный своим демократическим убеждениям, работал над картиной «Степан Разин». Создал несколько портретов («П. Ф. Сурикова», 1887; «Сибирская красавица», 1891; «Человек с больной рукой», Автопортрет, 1913 и др.), а также пейзажей (в основном в технике акварели).Входил в Товарищество передвижных художественных выставок и Союз русских художников. Влияние творчества В. И. Сурикова было очень значительным, в равной мере затронувшим и традиционалистов, и мастеров авангарда (например, объединения «Бубновый валет»),

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

Источник: http://interpretive.ru/termin/surikov-vasilii-ivanovich.html

Русский художник Василий Иванович Суриков. Часть 2. | Художники

Опубликовано 25.09.2015 11:16 Автор: Галина Чурак

Поездка Сурикова в Европу в 1883 году тоже была подготовкой к предстоящей работе. Великие мастера прошлого: Тинторетто, Веласкес, Тициан, Веронезе своей живописью давали художнику XIX века новые творческие импульсы. Во­семь месяцев Суриков провел в Германии, Франции, Италии. Вернувшись в Россию, он полностью погружается в работу над «Морозовой», и уже ничто не может его отвлечь от нее.

Россия середины XVII столетия, время народных волнений, недовольств, сму­ты. Смутное время — так оно вошло в отечественную историю. Патриарх Ни­кон проводит церковные реформы, в церкви возник раскол. Ярой противни­цей новых реформ была боярыня Морозова, близкая родственница царя Алек­сея Михайловича.

Закованную в цепи и колоды, в простых санях ее провозят «на позорище» по московским улицам, чтобы затем заточить навсегда в Боров­ский Пафнутьев монастырь, где она вскоре трагически закончит свои дни.

Бледное лицо Морозовой, ее горящие глаза, фигура в черной одежде, рука, взметнувшаяся в двуперстном знамении, — во всем неистовая страсть, фанатическая сила, готовность идти на любые муки, но остаться верной своей идее.

Вторит жесту Морозовой юродивый, тянется за санями нищенка, задумчиво смотрит странник, склоняет перед мужеством боярыни свою красивую голову юная боярышня в голубой шубе. Сколько разнообразных состояний, оттенков отношений к опальной боярыне и чувств передает художник! Картина являет удивительное единство своей драматической выразительностью и живописны­ми достоинствами.

Морозный воздух, искрящийся голубизной снег, богатое разнообразие одежд составляют вместе могучее и стройное звучание, как зву­чит симфонический оркестр или орган, чарующими звуками которого худож­ник восхищался в Соборе Парижской Богоматери. И в «Боярыне Морозовой» сливаются воедино сложнейшие взаимоотношения красок, цвета, освеще­ния, морозного воздуха, состояния героев картины от высокой трагедии до бытового фарса в смеющемся священнике.

Самые выразительные чарующие образы картины — женские, от неистовой, сильной духом Морозовой, включая скорбно глядящую старуху, до полной сер­дечной кротости боярышни в золотом платке.

Взятие снежного городка. 1891. Холст, масло. ГРМ.

Этюды к картине — часто своеобразные перевоплощенные портреты тех, ко­го знал художник, кто наиболее подходил к жившим в его воображении об­разам. Суриков любил изображать свои модели облаченными в нарядные ша­ли, цветные платки, старинные шугаи. Эта нарядность придает поэтический характер портретам и словно «историзирует», отодвигает их в прошлое.

Он называет свои портреты «Сибирячка» (1900), «Горожанка» (1902), «Сибир­ская красавица» (1891), «Казачка» (1898), тем самым подчеркивая обобщен­ный характер создаваемых образов. Его привлекал определенный тип лица.

«Женские лица я очень любил, не порченные ничем, нетронутые», — говорил художник, создавая своеобразный идеал женской русской национальной красоты.

Не так часты у него мужские и детские портреты, но «Девочка с куклой» (1898), изображающая дочь художника, один из самых чистых детских образов в русской живописи XIX века. А «Портрет доктора Езерского» (1910), близкого друга художника, во всей полноте передаст возможности Сурикова-портретиста в постиже­нии сложного внутреннего мира человека.

Еще одна важная грань творческого облика художника — его занятия аква­рельной живописью. Он замечательно понимал особенности этой тонкой и сложной техники. Его акварельные листы отличаются высоким мастерством исполнения и красочной полнозвучностью.

Именно Суриков положил начало блестящему взлету акварельного искусства в конце XIX — начале XX столетия, в значительной мере утраченного предшествующим поколением художников. Очень выразительно сказал об акварелях Сурикова известный историк искус­ства А.

Эфрос: «Акварель — искусство интимного Сурикова… Пока его эпиче­ский двойник медленно и сурово думал над своими огромными холстами, Ва­силий Иванович наслаждался жизнерадостной акварелью».

И все-таки, как ни интересны и своеобразны портретные работы мастера и акварельные листы, не они были магистральной линией его творчества.

Своеобразную трилогию составляют картины Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», в которых новизна ху­дожественного языка выразилась в монументальной форме станковой карти­ны.

После «Боярыни Морозовой» Суриков создает еще четыре крупных про­изведения — «Взятие снежного городка» (1891), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899), «Степан Разин» (1907). Из названных картин «Снежный городок» стоит особняком.

Ее нельзя в пол­ную меру причислить к историческим произведениям. Она единственная, об­ращенная к реалиям современного сибирского быта. В ней изображена удалая народная игра, бытовавшая в Сибири с далеких времен.

Это единственное по­лотно, где нет трагических коллизий, где смеются все лица, звучно и открыто горят краски. Художник считал, что картина была для него возвращением к жизни и творчеству.

Вскоре после окончания «Боярыни Морозовой» умерла жена художника. Эту личную трагедию он переживал остро и глубоко. Уехав с двумя дочерьми на год на родину в Красноярск, он там среди близких ему людей, любимой при­роды и повседневного быта медленно возвращался к жизни. «Снежный горо­док» стал своеобразным исцелением художника.

Тогда же в Сибири рождается замысел новой грандиозной народной эпопеи «Покорение Сибири Ермаком». Основной смысл ее он выразил словами: «Две стихии встречаются». Художника по-прежнему влекут к себе значимые собы­тия, героические личности и судьбы.

Ермак, Суворов, Степан Разин — герои его последних произведений. Он ищет новые художественные средства, иные композиционные решения, острые цветовые созвучия. Но при всей значитель­ности замыслов ни одно из этих произведений не становится в уровень первых трех работ художника.

Однако это нисколько не умаляет масштабности талан­та гениального исторического живописца, чувствовавшею историю, понимав­шего ее, провидевшего далекое прошлое и умевшего воплотить его в своих хол­стах так убедительно и художественно полнокровно, как никто другой ни из его современников, ни из тех, кто шел вслед за ним.

Галина Чурак

Источник: http://artageless.com/artist-vasily-surikov-past-2

Суриков Сибирская Красавица

Из «хрустально-чистого родника» народного искусства Суриков черпал уверенность в своей правоте и тогда, когда, закончив «Взятие снежного городка», начал работать над портретом «Сибирской красавицы» и другими женскими портретами, написанными им во время пребывания в Красноярске. «как в былине поется» — вот это и может служить ключом к истолкованию тех задач, которые ставил себе Суриков, создавая портрет «Сибирской красавицы».

Сибирская красавица, Суриков, 1891

За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. Он умер в Москве от болезни сердца.

Вот старик, георгиевский кавалер, с суровым и решительным лицом, осеняет крестом лоб, перед тем, как ринуться в пропасть. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Его читал ему дядя Марк Васильевич. Его имя носит Московский художественный институт, а в Красноярске — на родине художника — открыт музей-усадьба.

Сурикова (1848-1916). А возле ямы страж ходит. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение.

Сурикова, коллекция иконы, живопись, графика и скульптура русских художников) искусство XX–XXI веков (живопись, графика и скульптура художников России и Красноярского края) и декоративно-прикладное искусство (произведения российских, сибирских и красноярских мастеров, предметы народного искусства). Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе.

Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова».

Рисовать начал рано, сперва «на стульях сафьяновых рисовал — пачкал», а в возрасте шести лет скопировал с гравюры изображение Петра Великого. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Выделяются они и своим душевным состоянием.

Издание книги подготовлено к 155-летию со дня рождения В. И. Сурикова.

пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега.

Почувствовав приближение смерти, художник произнес свои последние слова: «Я исчезаю». Василия Сурикова похоронили на Ваганьковском кладбище рядом с женой. Еле уговорил позировать, сидя на снегу.

Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем.

Описание картины Василия Ивановича Сурикова «Сибирская красавица (1891)»

Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. В апреле 1888 года умерла жена Сурикова. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Он ехал с обозом Кузнецова, вот таким образом дорога заняла два месяца. Еще одно большое историческое полотно. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти.

Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Портрет Сурикова — это столетия назад и сегодняшний день».

Прижатые к крутому берегу Иртыша, они бесстрашно встречаются лицом к лицу с дружинниками Ермака, осыпая их градом стрел. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри.

Но не как портрет, а как этюд и фамилия Рачковской нигде не была обозначена. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые.

Что мы знаем об этом портрете. Сидят они в яме, цепями прикованные. Творчество крупнейшего русского живописца В. И.

Суриковские красавицы модные тенденции

Платок повязан очень просто, «по – народному», подчёркивая её нарочитую небрежность. После окончания училища продолжать свое обучение он не мог — после смерти отца у семьи не хватало денег. Како крестишься и како молитву творишь. На слове «отдельной» следовало бы сделать ударение. Суриков подхватил эту мысль.

Читайте также:  Описание картины микеланджело меризи да караваджо «нарцисс»

– так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. В следующем году художник поехал на лечение в Крым. Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове».

В углу иконы, зажженные лампады. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Яркие, звучные, чистые тона, весь праздничный колорит создают картину, полную веселья. В простой и естественной позе, со сложенными на груди руками, сидит молодая женщина и задумчиво смотрит вдаль.

Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. В 1893 году он стал действительным членом петербургской Академии художеств.

Книга впечатляет и качественным дизайном и уникальностью подобранного материала. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви.

Василий Суриков «Сибирская красавица»

В 1914 году он сам вернулся в Красноярск, где написал несколько акварелей и пейзажи «Плашкоут на Енисее», «Красноярск в районе Благовещенской церкви». Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей.

Безнадежно больная, хрупкая, сломленная горем несостоявшаяся невеста царя Мария доверчиво прильнула к отцу, словно ища у него защиты. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Суриков дал этюду название «Сибирская красавица». Однако противникам его удалось взять верх.

Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Но Василий Иванович был уверен в своей правоте. О Лермонтове много и с восторгом рассказывал дядя Иван после своей поездки на Кавказ. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей.

Художник написал целую серию женских портретов, чтобы показать силу природной красоты. Но обстоятельства оказались сильнее его. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал».

Сам Суриков не считал себя портретистом. – допрашивали ее увещатели. И в его лице «промышленника» (охотника), чуточку прозаичном и в самой его позе, во внезапном повороте художник хотел подчеркнуть характерное, множество раз виденное им в Сибири.

Василий Суриков «Сибирская красавица» 1891 Третьяковская галерея

Страсти разгорались. Иногда персонаж находился случайно. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. К нему и надо обращаться».

Впервые полотно было выставлено в 1896 году на XXIV Передвижной выставке. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Каждый из этих художников по-своему ставил и по-своему решал задачи портрета. Данный альбом представляет произведения В. И. Сурикова, посвященные пейзажу Сибири. Все это обливалось водой. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат.

Вот боярыня и просит его:Миленький. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников.

Тут и остяки и вогулы и сами татары. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Суриков изобразил в картине момент перед казнью.

Он гордился своим происхождением, говорил: «Со всех сторон я природный казак Мое казачество более чем 200-летнее».

Упрек в «бедности» содержания и «анекдотичности» звучит комично и свидетельствует о глубоком невежестве обозревателя.

  1. Женские образы Василия Сурикова –
  2. Рачковская, Екатерина Александровна
  3. Суриков Василий Иванович (1848 – 1916)
  4. Описание картины Василия Сурикова «Сибирячка»
  5. Читать онлайн Суриков автора Гор Геннадий Самойлович – – Страница 35
  6. Женские образы Василия Сурикова

Выражая свои взгляды, он говорил, еще работая в Красноярске над «Взятием снежного городка», начинающему сибирскому художнику Дмитрию Иннокентьевичу Каратанову: «Народное искусство — хрустально-чистый родник.

Основные данные о них приводятся после текста. Меншиков сидит у стола. Этот отзыв полон презрительных слов по адресу народа. Особенно полюбил он Пушкина и Лермонтова. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву.

Церковь раскололась.

В альбоме собраны пейзажные живописные и графические работы В. И. Сурикова из многих музеев страны. В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург.

Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке. Взгляд ее выражает величавое спокойствие и вместе с тем какую-то затаенную грусть.

Обычно в портрете дается изображение, употребляя слова Сурикова, «отдельной личности». Тогда все сбивалось в кучу.

Александр Меншиков был в прошлом разносчиком пирогов, слугой Лефорта, а затем, волею случая, познакомился с молодым Петром, стал его камердинером, сумел завоевать его расположение.

Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Книга рассчитана на специалистов, студентов и любителей изобразительного искусства.

Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. Городок – старинная народная игра.

Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Критик недоволен не только исполнением, но и выбором темы. Первое большое историческое полотно Сурикова. В центре внимания зрителя четыре стрельца: рыжебородый, черный, седой и чуть в глубине стрелец, прощающийся с народом.

Художник вместе с двумя дочерьми уехал в Красноярск — там он написал картину «Взятие снежного городка».

Обращаясь от произведений Ге, Крамского, Репина и Серова к «Сибирской красавице», к «Горожанке», к любому из портретов, написанных Суриковым, мы не можем не оценить тонкого замечания, сделанного советским художником Б. В.

Иогансоном: «Портреты Репина — это эпоха, даже эпоха, разделенная на десятилетия. Рядом с ним крестьянин в сибирской шапке-ушанке и в расписных катанках. Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова».

Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице.

За эту работу на Международной выставке в Париже в 1900 году Суриков получил именную медаль.

В Красноярске художник начал работу над полотном «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» — этюды для картины Суриков писал на реке Обь, а завершил свое произведение на Дону. Но и критики из прогрессивного лагеря остались холодны к картине.

Объясняются основополагающие искусствоведческие понятия и термины (виды и жанры искусства, стилевые направления). Первое литературное произведение, которое осталось в памяти Василия Ивановича Сурикова, было «Юрий Милославский». Раскольников стали преследовать. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова.

В его наследии портретам принадлежит сравнительно скромное место. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает.

Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. И рядом стрелец с большой черной бородой и космами волос, закрывающими почти все лицо его ярость не выплескивается наружу, как у рыжебородого, но он также одержим ненавистью к Петру, тяжелой и глухой, подавляющей в нем все другие чувства.

То же самое у Серова. Сибирь и город Красноярск присутствуют почти в каждом произведении художника. Вот паренек, подпоясанный красным кушаком, поднявший руку с хворостиной.

Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). Её поза кажется слегка игривой и кокетливой, словно девушка забавляется. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. Она одета в исконно русский наряд, женщина излучает теплоту и добро.

Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию.

А. Д. Меншиков был одним из наиболее близких сподвижников Петра I. Его судьба характерна для петровского царствования. Суриков изображает стрельца со спины, чтобы не показывать зрителю его лица – лица смертника.

Следующими историческими работами Сурикова стали «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря» и другие. Приготовления к казни закончены. Перед нами не просто женский портрет, а как бы историческое обобщение.

Василий Иванович Суриков (12 (24) января 1848, Красноярск — 6 (19) марта 1916, Москва) — русский художник, мастер масштабных исторических полотен. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели.

Открывают ее воспоминания о В. И. Сурикове, затем подробно излагается история создания коллекции красноярских музеев, завершает издание альбом и приложение.

На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Шелковый платок окутывает ее голову и плечи. Низкая бревенчатая изба.

С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть.

Современники не поняли картину. Здесь, так же как и в «Сибирской красавице», задачей Сурикова было не раскрытие личной судьбы изображенной им «горожанки», а создание собирательного образа простой русской женщины.

Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Они выписывали из Петербурга журналы, даже такой передовой журнал, как «Современник» и книги. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца.

Это типичный сибиряк, коренастый, широколицый, пышущий здоровьем.

Написан он был в 1891 году, когда художник жил в своем родном Красноярске, одновременно или вскоре после того, как закончил работу над картиной «Взятие снежного городка». Все получалось не то, не так.

Вглядываясь в портрет «Сибирской красавицы», мы забываем, что перед нами «отдельная личность». Альбом предназначен для всех ценителей творчества В. И. Сурикова.

Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Его мундир юный художник раскрасил синькой, а отвороты — брусникой. Тоже в детстве, но уже самостоятельно, мальчик прочел «Потерянный рай» Мильтона.

Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Его собрание насчитывает более 15 тысяч экспонатов. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника. 114 иллюстраций, в том числе 86 цветных. Её чёрные глаза светятся от счастья, в них виднеются проблески живой русской души.

Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Солдатам, кажется, нет конца. Помогают нам вэтом «Сибирская красавица» идругие девушки сполотен Василия Сурикова. Василия Сурикова не стало в марте 1916 года. Искусство Василия Сурикова — одна из вершин русской живописи.

В картине много характерных лиц и фигур. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Хотите лучше узнать Сибирь – знакомьтесь с картинами Сурикова.

И получилось именно то, что он хотел. Посмотрите, что получилось. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201806/surikov-sibirskaya-krasavica/

Ссылка на основную публикацию