Сочинение по картине Охотники на привале Перова 6, 8 класс
Перов Василий Григорьевич русский художник-пейзажист. К большому сожалению, он прожил всего лишь 48 лет. Но за это время у него собралось множество превосходных работ. Одна из таких это «Охотники на привале».
Когда смотришь на данную картину, то она может показаться очень скучной и серой. Но достаточно всмотреться в детали, как чувства сразу меняются на противоположные. Сначала полотно кажется серым и грустным. Нет ярких цветов, которые привлекали бы внимание зрителя. Но всмотритесь в лица главных героев. Какие интересные эмоции у каждого героя картины.
Художник изобразил серую и мрачную погоду. День уже подходит к концу. Небо темное, но освящено последними лучами уходящего солнца. На нем мы видим вдалеке птиц.
Так как это осень, можно предположить, что это гуси или утки летят зимовать в теплые края. Горизонт размыт и неточен, но виднеется желтая трава и болотистая местность. В некоторых местах на траве выступила вода.
Деревьев нет, из-за этого картина, кажется немного недоработанной.
В самом центре полотно художник изобразил трех главных героев – это охотники. Глядя на них можно сказать, что они разного возраста. Тот, который по старше, одет в высокие черные сапоги, серые брюки в клеточку и черное длинное пальто.
На его лбу глубокие морщины. По его мимике можно сказать, что он пытается донести какую-то серьезную информацию, по всей видимости, он хочет приукрасить ее, но не все мужчины ему верят. На его лице Длинные седые усы.
Волосы на голове редкие и уже с сединой.
В самом центре лежит, упершись на руку мужчина, он немного моложе первого героя. Одет в темное пальто. На нем выделяется красный пояс. На его голове шляпа, которая прикрывает русые, слегка длинные волосы. Глядя на лице, видим ухмылку. Возможно он не верит мужчине, который пытается рассказать какую-то историю из охоты. Его рука чешет затылок, тем самым показывает недоверия к оратору.
Третий герой внимательно слушает оратора. Он одет желтого цвета кожух утепленный овчиной. Обут в сапоги темного цвета, а на голове одет кожаный черный картуз. В руках держит самокрутку.
Охотничий пес вынюхивает новую добычу. У самого края картины лежат ружья охотников и их добыча, это утка и заяц.
Художник изобразил обед охотников, но их стол уже пуст и остались только крошки.
Данная картина наполнена азартом и адреналином от охоты. Художник умело передал атмосферу и настроение своих героев.
Сочинение-описание картины Перова Охотники на привале
При первом же взгляде на картину В.Г. Перова «Охотники на привале» внимание приковывают трое мужчин, которые сидят кругом и о чем-то разговаривают.
Среди них выделяется самый старший и, видимо, наиболее опытный охотник, чьи мимика и жесты позволяют предположить: он преподносит своим слушателям наверняка выдуманную историю и искренне желает, чтобы в нее поверили.
Второй мужчина средних лет, который несколько лениво прилег на землю, явно скептично относится к увлекательному рассказу товарища, скрывает усмешку и всем своим скучающим видом показывает, что уже не раз слышал эти сказки. Третий же, молодой и неопытный охотник, напротив, ловит каждое слово старика, даже забывает поднести ко рту сигарету, застывшую в его руке.
При всей кажущейся обыденности бытовой сцены, нельзя не уловить глубокий смысловой подтекст картины: на ней, по сути, изображен жизненный цикл. Молодость желает слышать новое, принимает на веру истины прошлого; зрелость, уже имеющая за плечами опыт, перестает верить в чудо, а старость стремиться приукрасить былое.
В связи с таким глубоким философским подтекстом картины особую роль начинает играть окружающий пейзаж: тусклое небо, обволакиваемое слоистыми облаками, пустынное поле пожухлой травы, островки талого снега.
О том, что на картине изображена именно осень, можно догадаться по летящим вдали птицам, отправляющимся на юг, по белому пуху зайца, который начинает линять перед холодами.
Кажется, все кругом увядает, предчувствует скорую зиму.
Вместе с тем, стоит отметить мастерство написания каждой детали. Художник тщательно прописывает все атрибуты охоты: породистую собаку, лежащие в стороне ружья, рожок и, конечно же, добычу – зайца и двух уток.
Можно сказать, что весь левый угол картины составляет охотничий натюрморт. Это дополняет образы героев картины, добавляет реалистичности сюжету. В целом, картина передает зрителю чувство тоски и задумчивой грусти.
6 класс, 7 и 8 класс
Описание настроения картины Охотники на привале
Популярные сегодня темы
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/perov/ohotniki-na-privale-6-8-klass
Картина «Охотники на привале»: описание для школьников :
Учащимся школьных заведений может быть задана нелегкая задача – описать художественное произведение. На первый взгляд картина «Охотники на привале» не дает широких просторов для творчества.
Тем не менее, если присмотреться, то можно понять, что в ней кроется кусочек жизни, наполненной эмоциями и переживаниями. Картина «Охотники на привале», фото которой можно лицезреть в журналах или школьных учебниках, у каждого может вызвать свои ощущения.
Задачей родителей является правильно донести до сына или дочери суть такого задания, чтобы ребенку было просто с ним справиться.
План построения описания картины
Чтобы школьник смог понять, как писать рассказ о том, что увидел на рисунке художника, следует предложить ему план. Известная картина «Охотники на привале» вмещает в себя достаточно широкий смысл. Поочередность написания может быть следующая:
- Вступление. Здесь нужно описать общее впечатление об увиденной картине. Рассказать читателю о том, какие первые впечатления создались при виде художественного произведения.
- Основная часть состоит из описания того, что изображено на переднем плане. Затем, описывается то, из чего состоит задний фон рисунка.
- Заключение. Здесь стоит поделиться своими мыслями о том, удалось ли художнику передать переживания и донести до людей эмоции.
Приблизительно такой план поможет описать произведение, которое написал художник Перов. «Охотники на привале» — картина, каждому открывающая свои эмоции, волнения и состояние души изображенных на холсте любителей добычи.
Описания для школьников
Тексты рассказа об увиденном изображении могут быть приблизительно следующего содержания.
«Известная картина Перова «Охотники на привале» вызвала во мне различные ощущения, но все они приятные. Художник в пастельных тонах сумел передать яркие и переполняющие эмоции.
На переднем плане видно трех уставших охотников, которые, скорей всего, или собрались уже домой, или просто решили отдохнуть.
Один из охотников, судя по выражению лица и жестам, увлеченно рассказывает быль или небыль, происшедшую с ним во время охоты. Второй любитель побывать в засаде, ожидая добычи, внимательно слушает рассказчика.
А третий, расслабился и улыбается. Скорее всего, он либо не верит рассказу, либо погрузился в собственные мысли и мечтания.
Также на первом плане можно заметить, что домой охотники придут не с пустыми руками. Они уже добыли утку, зайца.
На заднем плане изображения виднеется надвигающаяся гроза. Тучи сгустились над широким полем и угрожающе потемнели. Деревья согнули свои кроны, словно хотят защититься от сильного ветра. Но охотников, судя по всему, не смущает приближающаяся непогода.
Художник сумел передать все эмоции, картина живая и позволяет полностью окунуться в атмосферу происходящего».
Приблизительно таким образом может быть описана картина «Охотники на привале». Но можно и более широко описать художественное произведение.
Детали
Картина «Охотники на привале» каждым воспринимается по-своему. Еще одним вариантом описания может стать следующее.
«Перов очень ярко и эмоционально изобразил гонящихся за дичью на привале. Видно, что охотники устали, но удовлетворены своим походом. На переднем плане отчетливо видно, что домой кто-то из них привезет дичь, а кто-то зайца.
Создается впечатление, что охотник в черном плаще, выглядящем дорого, в тот день не поймал ничего и решил красочно описать свои былые победы. Хотя, посмотрев мимолетно, становиться понятно, что жесты охотника зашкаливают. Поэтому, вероятно, что он рассказывает небылицу.
Совсем молоденький охотник также одет достаточно прилично, внимательно слушает каждое словечко. Это видно и по его выражению лица, и по тому, как он замер в ожидании исхода истории.
А третий любитель поохотиться с ухмылкой смотрит на происходящее. Создается впечатление, что он не раз слыхал разные увлекательные и выдуманные истории от рассказчика. Но, не смотря на некоторые сомнения в лице, охотник вполне удовлетворен сегодняшним днем.
Видно, что все друзья прекрасно провели время. Это отражается и в лицах, и в их настроении. Также заметно, что все из изображенных достаточно зажиточные и не бедные люди того времени. Это можно увидеть по их одежде, ухоженности, аксессуарам.
Рядом бегает собака одного из охотников. Она не желает отдыхать и по всему видно, что все еще ищет добычи.
На втором плане художественного произведения виднеются надвигающиеся тучи. Птицы, словно улетающие от грозы. В бескрайнем поле деревья склонили ветви, укрывая стволы от непогоды, словно укутываясь.
Тем не менее, охотники не спешат покидать дружескую и милую атмосферу. Ведь они славно поработали сегодня с оружием и им есть, чем похвастаться друг перед другом.
Автор замечательно выразил все свои эмоции и показал, насколько много впечатлений получили товарищи от охоты. Картина вызывает ощущение присутствия и живости».
Описание картины «Охотники на привале» для старшеклассников
Ученикам старших классов нередко задают написать изречения о художественных творениях известных авторов. Обычно выпускники пишут кратко, но насыщенно. Например:
«На картине изображены три товарища, которые отменно поохотились и решили передохнуть. Активная собачка одного из них не дает забыть смысл приезда в открытое поле.
Видно, что посещают охоту мужчины не первый раз. Каждый из них разный, но они все позитивные герои. В их эмоциях передано и хвастовство, и радость, и удивление, и сомнение.
На заднем плане видно, что скоро будет гроза. Судя по всему, охотников непогода не пугает, и они будут дальше продолжать действа.
Отличная картина, вызывает водоворот эмоций и переживаний. Такое чувство, что и я побывал в открытом поле, гонясь за дичью».
Какие эмоции передает картина «Охотники на привале»
Сложно одним словом сказать, что изображено на картине. Но явно видно – художник очень старался наполнить свое творение множеством переживаний, чтобы каждый смотрящий увидел свое. Здесь и грусть природы, и позитивное мышление, несмотря на происходящее вокруг, и состояние души удовлетворенного добычей охотника.
Чем закончить описание картины
В описание картины важны все нюансы. Заключение – это одна из наиболее важных частей произведения. Поэтому стоит красиво, наполнено и с эмоциями завершить изложение об увиденном.
Источник: https://www.syl.ru/article/286340/new_kartina-ohotniki-na-privale-opisanie-dlya-shkolnikov
«Охотники на привале» — история известного шедевра
Большая часть выдающихся людей, в том числе писателей, композиторов, актеров, художников, были заядлыми охотниками и считали это хобби лучшим времяпровождением и самыми вдохновляющими моментами в жизни.
Описание охоты присутствует у признанных литературных классиков – Толстого, Тургенева, Хемингуэя. Тема охоты также часто увлекала великих художников.
На наших просторах одной из самых известных картин, посвященных охоте, является полотно Василия Перова «Охотники на привале», второе название – «Три охотника».
Большая часть выдающихся людей, в том числе писателей, композиторов, актеров, художников, были заядлыми охотниками и считали это хобби лучшим времяпровождением и самыми вдохновляющими моментами в жизни.
Описание охоты присутствует у признанных литературных классиков – Толстого, Тургенева, Хемингуэя. Тема охоты также часто увлекала великих художников.
На наших просторах одной из самых известных картин, посвященных охоте, является полотно Василия Перова «Охотники на привале», второе название – «Три охотника».
Картина «Три охотника»
Немного об авторе – художнике Василии Перове
Василий Григорьевич Перов был очень страстным и увлеченным природой охотником.
В последние годы жизни он даже стал корреспондентом журнала Сабанеева «Природа и охота», куда не только писал интересные зарисовки из своего опыта, но и разместил цикл теоретических статей об охоте. Конечно, любимое занятие не могло не быть запечатленным на полотнах художника.
В 70-х Перов создает серию картин, посвященных природе и отношению людей с ней – это такие полотна как «Голубятник», «Рыболов», «Птицелов», «Ботаник». А самой известной из этого цикла стала картина «Охотники на привале».
Автором было написано два варианта картины: один хранится в Москве в Государственной Третьяковской Галерее, а второй — в Санкт-Петербургском Русском Музее.
Василий Перов. Автопортрет
На первой выставке картина наделала много шума. Из-за нее даже перессорились многие художники и критики.
Стасов был в восхищении и сказал, что этот сюжет так же хорошо, как и охотничьи рассказы Тургенева. А вот Салтыкову-Щедрину она не понравилась. Писатель сказал, что в ней нет непосредственности, мол, художник уже очень нарочито показал одного охотника лгуном, второго — легковерным новичком, а ямщик всем видом показывает, что это именно так и есть.
Что же увидели зрители в 1871 году на выставке?
Именно тогда картина была выставлена впервые. Главное, что поразило публику тех времен – это интересный сюжет и психологические портреты действующих лиц на полотне.
На форе тревожной и унылой осеней природы на привал расположились три охотника. Персонажи, изображенные на картине — реальные люди, друзья художника, послужившие прототипами охотников. Охота явно была удачной – на первом плане мы видим трофеи – заяц и какая-то птица.
Еще мы видим другие охотничьи атрибуты – ружье, рожок, сеть и ягтдаш. Пожилой охотник – судя по одежде из дворян, но небогатых, рассказывает очередную байку и явно в духе барона Мюнхаузена.
Его горящий взор и активная жестикуляция свидетельствуют от том, что рассказ о произошедшей истории сильно преувеличен.
Памятник охотникам по мотивам картины Перова
Второй персонаж – молодой охотник, одетый дорого, с иголочки, внимательно слушает и по виду – верит каждому слову рассказчика. Выражение его лица свидетельствует о том, что весь рассказ старого рассказчика он доверчиво принимает за чистую монету.
Рядом прилег простой крестьянин, по одежде видно, что это, скорее всего, ямщик. Он сдвинул набекрень шляпу, и ухмыляется, недоверчиво почесывая за ухом.
По всему, он уже многократно слышал байки старого охотника и знает, что эти рассказы сильно расходится с тем, что он видел собственными глазами на много численных охотах. Он явно посмеивается над доверчивостью молодого охотника.
Даже кажется, что он думает о чем-то своем и уже не обращает внимание на рассказы старого барина.
Некоторые критики в сюжете увидели весь жизненный цикл человека: молодость, жадно познающая мир, впитывающая все с искренней верой. Далее приходит зрелость и опыт, когда все подвергается сомнению, а на веру уже ничего не принимается. А зрелость сменяется старостью, которая больше живет воспоминаниями прошлого.
На первый взгляд создается впечатление спокойствия и беззаботности на полотне. Но если всмотреться внимательно в сюжет, можно заметить беспокойство и тревогу в природе.
В небе кружат птицы, небо затянуло тучами, поднялся ветер – очевидно, приближается гроза. В противовес драматизму природы позы охотников полностью беззаботны. Автору удалось поистине гениально соединить драматический фон и почти анекдотический сюжет.
Большой успех картины и заставил Перова сделать с нее копию.
Современная история картины
На этом история трех охотников на привале не закончилась. Со времени появления картины она стала очень любимой в народе. По мотивам сюжета Перова были сделаны тысячи копий, изображение перенесено на гобелены, коврики, покрывала. Есть картина даже на конфетных фантиках.
Эту симпатичную троицу вышивают, делают аппликации, выжигают и в последнее время даже татуируют на теле. В городе Екатеринбурге установлен памятник по сюжету «Охотников». Появилась масса смешных и не очень карикатур, пародирующих сюжет картины.
Получается, что Перов блестяще справился с задачей, так как картина обросла собственной историей и множеством параллельных задач.
Одна из многочисленных пародий на картину
Интересные факты, связанные с картиной «Охотники на привале»
Это очень интересный момент. За те годы, что «Охотники на привале» находятся на хранении в Русском музее, ее несколько раз переносили из зала в зал. И сотрудники заметили, что у картины всегда намного теплее, чем в залах. По неизвестно причине и смотрители. И экскурсанты постоянно собирались группами именно у этой картины. Было решено изучить ее более основательно.
Учеными были выявлены поражающие факты. Во-первых, оказалось, что температура самого полотна и воздуха рядом с ним всегда почти на 3 градуса выше, чем во всем помещении, хотя с соседними картинами такого не наблюдалось. Часы, установленные рядом, давали сбой – механические замедлялись, а электронные переставали работать.
Люди тоже ощущают странные изменения в организме – у них заметно быстрее растут волосы и ногти.
Когда картину обучили рентгеновскими лучами – все были шокированы: распечатанный снимок показал не охотников, а… Ялтинскую конференцию – фигуры в точности стали похожи на Сталина, Черчилля и Рузвельта.
Когда сверху наложили карту Европы на кальке, то оказалось, что «Сталин» на полотне указывает на линию второго фронта.
Как ни странно, ученые нашли еще много, как они утверждают пророчеств на этом полотне – зашифрованные математические формулы, астрономические факты, даже точную схему Бермудского треугольника.
Правда это или вымысел, верить или нет – дело каждого, а вот полюбоваться шедевром – можно всегда.
Источник: http://iohotnik.ru/ohota-istorii-chitat-istorii-pro-ohoty/493-ohotniki-na-privale-istoriya-izvestnogo-shedevra.html
Урок чтения в 5 классе «Описание картины Перова «Охотники на привале»
Тема. Описание картиныВасилия Григорьевича Перова « Охотники на привале»
Цели:
- Отрабатывать правила сбора и систематизации материала по картине, обращая внимание на выразительность подобранных слов, на соответствие тому, что изображено.
- Обучать умению рассказывать по плану и по отдельным его пунктам, определяя границы высказывания.
- Развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи;
- Обеспечивать установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;
- Воспитывать самостоятельность и творческую активность;
- Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.
Методическое обеспечение: мультимедийная презентация к уроку, опорный конспект.
Ход урока
Сообщение темы урока, формулировка целей изадач. (Слайд № 1, 2, 3)
-
Сообщение учителем сведений о художнике. (Слайд № 4)
Перов Василий Григорьевич родился 2 января 1834 г. в г. Тобольске. Детские годы Василия Перов проходили в окрестностях Арзамаса. Уже в детстве у мальчика проявился талант к живописи. Видя желание сына рисовать, отец устраивает его в Арзамасскую художественную школу.
С детства мальчик переживал по поводу тяжелого существования простых людей. Изображение этих людей и нашло отражение в его творчестве. В 1852 году Василий переезжает в Москву и через некоторое время поступает в Московское училище живописи.
В это время он постепенно начинает писать череду картин, которые одна за другой заблистали на выставках. Выставки картин Перова постепенно прославляют имя художника.
В личной жизни художнику не повезло. Вначале он похоронил свою дорогую жену, а через несколько лет и своих сыновей.
В 1874 г. Василий Перов узнает. Что болен чахоткой, которая в те времена была неизлечимым заболеванием. Закончил свою жизнь художник 10 июня 1882 г.
2. Рассматривание картин В. Г. Перова. (Слайд № 5 — 15)
Мир Перова — мир вечной крестьянской России.Художник в своих работах пока-зывает трудную жизнь, скромный быт русских крестьян, тяжелую жизнь детей, находящих-ся в услужении у богатых.
3. Понятие о цветовой гамме картины. (Слайд № 16)
Ребята! Прежде чем начнем описывать картину, мы должны выяснить, что такое цветовая гамма картины. Цветовую гамму картины художник передает с помощью красок. Красный, оранжевый, желтый называют в живописи теплыми цветами. Они помогают художнику передать радостное настроение. Зеленый, синий, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они вызывают чувство грусти, тревоги, печали.
4. Понятие о переднем и заднем плане картины. (Слайд № 18)
То, что изображено на картине ближе к зрителю, прямо перед нами – передний план картины. То, что находится в отдалении от рассматривающего картину – задний план. Есть еще места описания – справа, слева.
5. Беседа по картине «Охотники на привале. (Слайд № 19)
1. Кого изобразил на своей картине художник Перов?
2. На каком фоне показаны охотники?
3. Когда происходит действие, изображенное на картине?
4. Какие признаки осенней природы мы видим на картине?
5. Опишите охотников (место расположения, позы, выражения лиц)
6. Какие цвета, теплые или холодные, встречаются в картине ?
7. Как удается художнику передать свое настроение человеку, рассматривающему картину
8. Что можно сказать о художнике?
6. Сбор и систематизации материала по картине.
Передний план (Слайд № 20)
Охотники — устали, расположились на отдых, делятся своими впечатлениями друг с другом, рассказывают традиционные охотничьи байки. Рядом лежат ружья и добыча- кто-то из них подстрелил утку, а кто-то — зайца
Первый охотник — с левой стороны сидит старый охотник, с азартом рассказывает случай из охотничьей жизни.
Второй охотник — молодой охотник, сидит справа, внимательно слушает рассказ, подался вперед, слушает с интересом.
Третий охотник — прилег по середине на землю, шапка сдвинута на затылок, он почесы-вает за ухом, лукаво улыбается, он не верит рассказчику.
Одежда – в верхней одежде, брюках, сапогах, головных уборах — шляпе, кепке.
Задний план (Слайд № 21)
Небо – хмурое, затянутое тучами, в некоторых местах проглядывает солнце, от него видны яркие, желтые пятна на небе и равнине, кое-где в небе видны черные птицы, летающиев беспорядке.
Земля – равнина, холмы, заросшие пожухлой светло-коричневой травой.
(Слайд № 22)
Слева — небольшая возвышенность, заросшая хилыми кустиками и высокой коричневой травой. Возле нее собака роет яму и что-то ищет, она не привыкла отдыхать, готова продолжать охоту без своего хозяина.
Справа – небольшие холмы, заросшие травой, уже засыхающей от солнца, чахлые кустики. —
Природа — русская осенняя природа. Вокруг пожелтевшая трава и побуревшие кустарники. Вдали виднеется несколько обнаженных деревьев. Над ними хмурое небо, затянутое тучами.
6. Описание картины. Рассказываем по плану.
План
I. Вступление.
Название картины и художник, написавший ее.
II. Основная часть. Описание картины «Охотники на привале».
(Передний, задний планы картины. Правая, левая сторона картины.)
1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев.
2. Природа
III. Заключение.
Настроение, которое создает картина
7. Образец рассказа
– А теперь подведем итоги нашего урока.
— Что нового вы открыли для себя на уроке?
— Какие полотна В.Г. Перова вам еще запомнились?
-Выполнили вы задачи, поставленные в начале урока?
IV. Домашнее задание
8. Домашнее задание.
Источник: https://infourok.ru/urok-chteniya-v-klasse-opisanie-kartini-perova-ohotniki-na-privale-2403239.html
«Охотники на привале» Василия Перова. Реплики хрестоматийного полотна. (К началу учебного года и осенней охоты)
«Охотники на привале» Василия Перова – одно из самых хрестоматийных и тиражируемых в разных формах полотен русской живописи. Любой хрестоматийный текст обладает особой историей и особой рефлексией. Текст обретает новые смыслы и старые, живописные «реплики» перестают восприниматься в контексте культурных традиций времени написания картин.
Валентин Вадимович Головин – д.ф.н., профессор, руководитель Центра исследований детской литературы ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН.
1 сентября 2015 г.
на факультете истории искусств состоялся первый в академическом году Открытый исследовательский семинар, посвященной картине Василия Перова «Охотники на привале» – одного из хрестоматийных и наиболее тиражируемых в разных формах полотен русской живописи.
Любой хрестоматийный текст обладает особой историей и особой рефлексией. Со временем он обретает новые смыслы и теряет старые; живописные «реплики» перестают восприниматься в контексте культурных традиций времени написания картин.
В рамках своей лекции «»Охотники на привале» Василия Перова. Реплики хрестоматийного полотна» Валентин Головин (д. ф. н., профессор, руководитель Центра исследований детской литературы ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН) предложил участникам семинара реальный и культурный комментарий этого известного полотна.
Василий Перов. Охотники на привале (1871). Третьяковская галерея
В начале своего выступления лектор рассказал о подходах к понимаю хрестоматийных текстов вообще. Любое хрестоматийное произведение, будь то полотно или литературный текст, изобилует деталями, которые мы привыкли не замечать; примером тому может служить картина «Неравный брак» В. Пукирева.
Лектор обратил внимание на то, что жених, изображённый на полотне, носил орден Св. Владимира 2-й степени, а значит попадал в десятку чиновников России: единовременно эту награду носили не более двадцати человек.
Он также указал на дороговизну перчаток невесты и величину её рубина и заключил, что при попытках анализа произведения детали могут в корне поменять представление о нём.
Другой иллюстрацией этого тезиса стал фрагмент картины, находящейся в частной коллекции, на которой изображены сваленные в кучу казачьи трофеи.
В ходе атрибуции этих предметов выяснилось, что в их числе, наряду с черкесской кожаной плетью и ножнами кавказского серебряного кинжала, оказался гладкоствольный дамский седельный пистолет, а также дамское седло, а это означает, что казак расправился не только с кавалером, но и с дамой. Это позволяет нам понять подтекст картины, который может существенно повлиять на её восприятие.
Важная задача, стоящая перед исследователем хрестоматийного произведения искусства – не поддаться соблазну рассматривать его в качестве этнографического источника, коим оно не является. Например, на известной картине Г.
Мясоедва «Смотрины невесты», судя по костюмам персонажей, по крайней мере, три женщины – из разных частей империи. Кроме того, смотрины в таком виде могли состояться, разве что в самых южных частях страны.
По большому счёту, того, что изображено на этой картине, в действительности произойти не могло.
Все вышеприведённые тезисы о хрестоматийных текстах важны и для анализа картины Перова «Охотники на привале». Вскоре после своего появления в 1871 году картина получила позитивные отзывы М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Стасова, Ф. М.
Достоевского, однако теперь она настолько растиражирована, что говорить о ней считается моветоном: в некоторых монографиях, посвящённых Перову, полотно даже не упоминается. Это отнюдь не означает, что современная публика в состоянии считать «реплики», которые закладывал в картину художник.
Напротив, обширная искусствоведческая литература зачастую привносит в полотно новые, ошибочные смыслы. Чтобы отделить факты от мифов, лектор предложил поставить в отношении картины несколько вопросов. Рассмотрим их ниже.
Кто изображён на этой картине?
По одной из версий на картине Перов изобразил своих знакомых – Дмитрия Кувшинникова (рассказчик), Василия Бессонова (лежащий) и Николая Нагорного (слушающий). Впервые это предположение появилось в 1962 г. на страницах альманаха «Охотничьи просторы». Источником послужило письмо дочери Нагорнова: «Кувшинников Д. П.
был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым («Охотники на привале»). Кувшинников Д. П. рассказывает, отец и Бессонов слушают.
Отец — внимательно, а Бессонов — с недоверием…».
Поскольку существует портрет Бессонова кисти Перова, а также фотография Кувшинникова (который, возможно, стал прототипом героя чеховского рассказа «Попрыгунья»), мы имеем возможность сравнивать их с охотниками и рассуждать о (не)сходстве – но не более того.
Где происходит действие?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратить внимание на детали пейзажа и охотничьи трофеи. Зацепкой здесь может послужить и костюм охотника-простолюдина, а точнее одна его деталь: так называемая шапка-гречник, схожая по форме с гречневым пирогом, за что и получила своё название – северно-русский головной убор.
На первом плане картины – заяц-русак и тетерев. При этом, тетерев обитает где-то в Воронежской губернии, а заяц дальше Ладоги и Онеги не скачет. Таким образом, у нас есть южная граница (тетерев) и северная (заяц-русак), из чего следует заключить, что действие происходит где-то в средней полосе России.
Когда это происходит?
В монографиях можно встретить самые разные предположения о том, в какое время года происходит действие, от ранней весны до поздней осени. В действительности же, на это есть чёткие указания: по закону, который действовал 1774-й по 1892 г., сезон охоты начинался в Петров день, то есть 12-го июля, а псовая охота начиналась приблизительно 8-го сентября.
Головин склоняется к версии, что Перов изобразил именно псовую охоту, а действие происходит поздней осенью.
Аргументом в её пользу служит и тот факт, что заяц-русак начинает линять в сентябре, заканчивает в ноябре, и при этом дольше всего летний мех у него остаётся на спине и на голове, что видно и на картине: движение линьки зайца, которое может быть только осенним, мастерски выписано Перовым, который и сам был охотником.
На кого они охотятся? (Ружейная это охота или псовая?)
Сначала исследуем версию псовой охоты. На неё указывает, собственно, наличие собаки, которая могла оказаться борзой (судя по ушам и хвосту) и добытый заяц-русак, на которого охотились с собаками.
Охотник-рассказчик одет в свободный кафтан до колен, на нём чёрная барашковая шапка, которую очень любили поклонники псовой охоты, на груди у него бинокль, необходимый для высматривания зверя, и при этом у рассказчика нет портупеи с пороховницей.
Наконец, на картине присутствует рожок – непременный атрибут псовой охоты.
Теперь перейдем к версии ружейной охоты. Головин предположил, что на картине изображена не борзая, а популярный в те времена и очень дорогой сеттер из породы лавераков. Эту породу, которая к началу XX перестала существовать, подробно описал специалист по русским охотничьим собакам Леонид Сабанеев. В своей работе он указывает, что в 1860-е гг.
в Москве и Петербурге чаще всего действительно встречались именно прежние английские сеттеры.
У таких собак уши были оттопыренные, плечи очень пологие (косые), шерсть, начиная от затылка, слегка волнистая, длинная и шелковистая, а уборная псовина на передних ногах до лап и на гачах – довольно густая.
Считалось, что чем более у таких собак согнуты коленки – тем они лучше, а также что хорошие сеттера хвост несут очень низко, волоча, а потому опущенный книзу хвост лучше, чем, приподнятый.
И хотя породу изображённой на картине собаки определить нелегко, поскольку на картине мы видим лишь круп и хвост собаки, в то время как её морда остаётся нам не видна, стоит признать, что она во многом подходит под это описание.
В пользу версии о ружейной охоте есть и другие аргументы. Во-первых, добыты тетерева, на которых с борзыми не охотились. Во-вторых, присутствуют ружья (причём, знаменитой английской фирмы «Энфилд», что тоже небезынтересно, очень дорогие и удобные в обращении), которые на псовой охоте не требуются: на ней требуется кинжал, которого здесь нет.
Наконец, заяц-русак, на которого хоть и охотились с собаками, на картине цел, что противоречило правилам псовой охоты, которые соблюдались беспрекословно.
Согласно этим правилам убитого зайца следовало отколоть (ткнуть кинжал между лопаток), отпазанить (отрезать у него передние лапки и дать их собакам) и приторочить (вставить за задние лапы в седло) – об этом можно узнать, в частности, из «Псовой охоты» Некрасова.
Рассмотрим другие детали картины. Мы видим обтянутую кожей флягу, недоеденный огурец, буханку и ломоть хлеба, куриную косточку и стопку, вероятно, серебряную (этого требовала охота), из которой пили, скорее всего, водку – ритуальный напиток охотников.
Однако здесь же есть и не столь очевидные детали: например, ворона, которая пикирует в непосредственной близости от собаки. Не заметить пикирующую ворону довольно затруднительно, но охотники так увлечены рассказом настолько, что не обращают на птицу никакого внимания.
Теперь обратимся к самим этим персонажам.
Охотник-рассказчик одет в стёганый кафтан, штаны, и безукоризненно белую рубашку, а его галстук завязан типом «художничий», который Перов очень любил и надел примерно двенадцати своим персонажам. На нём охотничьи кожаные сапоги с очень низким каблуком (к слову, на псовую охоту высоких сапог никогда не надевали).
Наконец, у рассказчика очень ранняя форма бинокля, первой половины XIX века, что может свидетельствовать о его опытности.
Следующий персонаж (слушающий) одет дорого и добротно.
Сапоги у него на гигантских каблуках, что на охоте было крайне неудобно, на голове у слушающего картуз из лакированной кожи, который называли форменным (его следовало протирать специальной салфеткой, чтобы он блестел), галстук, завязанный по-эпикурейски, а также дорогая английская капсульница и не менее дорогая дробовница. Интересно, что левая рука у него дымиться, хотя сигарета – в правой: он запепелил огнево, однако так увлёкся разговором, что совершенно позабыл закурить.
Наконец, последний персонаж одет, по выражению Тургенева, как ямщик. Стасов, в свою очередь, писал о «роже хохочущего мужика, немножко подмигивающего и скалящего белые зубы», которая «вырисовывается по самой середине картины из-под мятого и дырявого гречневика, сдвинувшегося у него на лбу в сторону».
Как правило, этого не видно на репродукциях, однако на оригинальной картине Перова на гречневике действительно можно разглядеть изрядное количество дыр. На ум приходит ситуация, когда подкидывали чью-то шляпу и палили по ней.
Эта деталь красноречива не менее, чем оскал охотника-простолюдина и его жест, выражающие насмешку над барином.
Всё это – незажжённая сигарета, пикирующая ворона, насмешка и ещё многое другое – дают нам понять, что художник запечатлел кульминационный момент развернувшейся ситуации.
В завершение своего выступления, Головин отметил, что, несмотря на всю тривиальность и китчевость картины «Охотники на привале», он считает это произведение образцом жизнеподобия.
Алина Новик
Источник: https://eu.spb.ru/news/15444-okhotniki-na-privale-vasiliya-perova-repliki-khrestomatijnogo-polotna-k-nachalu-uchebnogo-goda-i-osennej-okhoty
Перов, картина «Охотники на привале»: история создания, описание полотна и немного о самом художнике
Искусство и развлечения 11 марта 2015
Василий Григорьевич Перов создал много удивительных полотен. Среди них картина «Охотники на привале». Хоть ее художник и написал в конце XIX века, но до сих пор ценители живописи с удовольствием рассматривают полотно, на котором изображены реальные люди, передана их мимика, жесты.
Творческая биография – начало пути
Художник Василий Григорьевич Перов жил в 1833-82 годах. Точная дата его рождения неизвестна, ориентировочно это конец декабря 1833 – начало января 1834 годов. Григорий Васильевич — незаконнорожденный сын барона Григория (Георгия) – губернского прокурора. Несмотря на то что после рождения ребенка родители обвенчались, он все равно не имел права на титул и фамилию.
Как-то отец Василия пригласил к ним художника. Мальчик любил наблюдать за работой живописца, и это вызвало у него большой интерес к творчеству. Несмотря на то что из-за оспы, которой переболел ребенок, у него испортилось зрение, Василий всё равно прилежно учился и самостоятельно занимался рисованием.
Затем отец отдал ребенка в арзамасскую художественную школу, где тот проучился с 1846 по 1849 год. Руководил школой А. В. Ступин, он лестно отзывался о юном даровании и говорил, что у Василия талант.
Не окончив училища из-за конфликта с сокурсником, юноша переехал в Москву, где поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Награды, картины
В 1856 году за портрет Николая Григорьевича Криденера Перова наградили малой серебряной медалью. Затем были работы «Приезд станового», «Сцена на могиле», «Странник». За картину «Первый чин» художник был награжден малой золотой медалью, а за «Сельский крестный ход на Пасхе» его одарили большой золотой медалью.
Затем живописец создал еще множество прекрасных полотен, среди которых его знаменитая картина «Охотники на привале», «Тройка», «Спящие дети», «Приезд институтки». Последние его работы — это «Странница в поле», Рыбаки», «Старик на скамейке», «Плач Ярославны».
О знаменитом полотне
Картина «Охотники на привале» была написана Перовым В. И. в 1871 году. Если в первой половине периода своего творчества художник отражает безрадостные сцены народной жизни («Проводы покойника», «Мальчик-мастеровой», Тройка» и др.), то во второй он всё чаще изображает охотников, птицеловов, рыбаков, которым так нравится то, чем они занимаются.
Сам художник очень любил охотиться, поэтому ему была знакома эта тема. Сейчас картина «Охотники на привале» находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, а копию, созданную автором в 1877 году, можно увидеть посетив Государственный Русский музей.
Кто изображен на полотне – реальные прототипы
Охотники на привале Перова – невыдуманные персонажи. Если вы обратите внимание на полотно, увидите слева рассказчика. В его облике художник передал образ Д. П. Кувшинникова, который был известным московским врачом, большим любителем ружейной охоты.
Василий Григорьевич Перов сослужил отличную службу медику, еще больше прославив его. После того как картина была представлена на передвижной выставке, Кувшинников Д. П. стал весьма популярен в художественных, театральных, литературных кругах. В его квартире стали собирались художники, писатели, артисты.
Охотник-скептик на полотне тоже имеет свой реальный прототип. В образе этого человека Перов запечатлел врача В. В. Бессонова, который был другом Кувшинникова.
Самый молодой охотник рисовался с Николая Михайловича Нагорнова. Этот 26-летний юноша был коллегой и другом Бессонова и Кувшинникова. Через год молодой человек женился на племяннице знаменитого писателя Л. Н. Толстого.
Теперь, когда известно о том, кто же эти охотники на привале Перова, смотреть на картину, вглядываться в ее мельчайшие детали будет еще интереснее.
Описание сюжета картины
На переднем плане изображены три охотника. Видимо, они с раннего утра бродили по лесу в поисках добычи. Трофеи их ограничились уткой и зайцем. Охотники устали и решили сделать привал.
На заднем плане видны небольшие островки снега. На переднем и боковых – пожухлая трава, кусты, на которых еще не распустились зеленые листочки. Скорее всего, это конец марта или начало апреля. Уже смеркается, но мужчины не боятся темноты. Им хорошо в компании друг друга, так как общие интересы, разговоры сплачивают.
Охотники на привале – описание этих бравых мужчин
Художник смог передать мимику, выражения лиц своих героев. Глядя на них, становится понятно, о чем они говорят, думают.
Так, мужчина, сидящий слева, прототипом которого явился Д. П. Кувшинников, самый старший. Видно, что он бывалый охотник. Мужчина рассказывает о своих подвигах. По тому, как напряжены его руки, понятно, что он говорит о том, что как-то встретил медведя и, конечно же, вышел из этой схватки победителем.
Видно, что мужчина средних лет, который расположился между двумя охотниками, саркастически относится к рассказу друга. Видимо, он слышал эту байку уже не один раз.
Этот охотник опустил глаза и едва сдерживает улыбку, чтобы не рассмеяться, но не хочет выдать своего старшего друга и не рассказывает молодому охотнику, что этот рассказ — выдумка. Вот такие они, охотники на привале.
Цена вымышленного рассказа невысока, но самый юный охотник не знает этого.
Он так внимательно слушает рассказчика, что не видит творящегося вокруг. Он даже забывает курить – рука с папиросой замерла – так напряженно следит молодой человек за словесным сюжетом. Видимо, он только недавно присоединился к этой компании и еще не знает всех баек, которые могут рассказать его новые друзья.
Обо всем этом думаешь, глядя на картину, которую так реалистично написал автор. Охотники на привале хоть и замерли в одной позе, но кажется, что сейчас они встанут и пойдут навстречу новым приключениям.
Источник: fb.ru
Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).
Источник: http://monateka.com/article/128673/