Картина Приезд гувернантки в купеческий дом Василий Перов. 1866 г
Тематика картины соответствует критическому и высмеивающему стилю работ Василия Перова, который одним из первых заострил внимание на бесправности простых людей его времени. Художник смело отражал правду в своих живописных полотнах, высмеивая подобные, безнравственные сцены, и тому подтверждение, очередная картина Приезд гувернантки в купеческий дом, написанная художником в 1866 году.
Художник часто наблюдал, когда людей покупают и продают, как товар или даже банально проигрывают в карты. На картине представлена купеческая семья, самодовольно разглядывая девушку гувернантку пришедшую на службу, соответственно не по своей воле и как бывало в совершенно чужую семью, где отсутствует благородство и понимание и какое либо приличие.
Упитанный купец, он же глава семейства одетый всего лишь в домашнем халате, широко расставив ноги, надменно оценивает скромно наклонившую голову гувернантки держащую в руках свой необходимый скарб.
За спиной хозяина дома с недоверием выглядывает строптивая упитанная жена с желанием высказать различные каверзные вопросы, с непонятным и неожиданным испугом смотрят на вновь прибывшую избалованные купеческие дочки.
Купеческий сын обхватившись руками за спиной до не приличия с ухмылкой поглядывает на девушку, ожидая суровый и приказной разговор отца, то есть главы семейства с прибывшей в их дом гувернанткой.
Дальнейшую непростую судьбу новоиспеченной гувернантки, как видно предвидят и понимают нанятые в прислугу людишки,с заискивающим интересом они выглядывают из за двери в ожидании привычных шаблонных фраз и указаний.
Картина Приезд гувернантки в купеческий дом, отражает непростые нравы и уклад жизни того времени, где присутствует невежество и не красящая людей малообразованность.
Разговор семьи купца с новой гувернанткой, как мы видим по изображенным типажам героев картины, довольно таки понятен и предположительно будет короток, строг и соответственно унизителен, с обязательным исполнением всех прихотей главы семейства и его семьи.
Молодая и бесправная девушка в безвыходном положении, она понимает, что здесь ей будет нелегко, и ей придется терпеть разные не справедливые выходки этих не благородных личностей.
Сюжет до безобразия тосклив и печален, но это правда того времени и похожие сцены 60 — х годов 19 века можно было видеть во многих семьях подобного типа. Картина очень близка духу известного писателя Гоголя, сюжеты которых часто описывал в своих рассказах.
Сегодня картина Приезд гувернантки в купеческий дом находится в Москве в Третьяковской галерее, ее размер 44 на 53 см, написана она на деревянной основе.
Источник: http://www.art-portrets.ru/artists/priezd-guvernantki.html
Рассказ о картине»Приезд гувернантки в купеческий дом»
Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Рассказ о картине»Приезд гувернантки в купеческий дом».
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
О чем рассказывает картина. Белокалитвинский казачий кадетский корпус Презентация учителя изо ,технологи.и черчения Честных Ю.Ю.
2 слайд Описание слайда:
Учимся читать по складам. В1866 году Василий Григорьевич Перов написал картину «Приезд гувернантки в купеческий дом». Перед нами комната в зажиточном купеческом доме. .В центре картины и центре внимания-молодая девушка.Она только что окончила учение и, после долгой дороги,вступает в чужой дом,где будет учить и воспитывать купеческую дочку.
3 слайд Описание слайда:
Что самое главное? На своей картине Перов изобразил девять челове- ческих фигур .Девушка- главный герой картины. Вот и поставил ее худож- ник в центре, на самом переднем плане. Вся семья высыпала ей на всречу.
4 слайд Описание слайда:
Что ни лицо , то характер. «Что ни тип, что ни лицо, что ни характер ,то особен- ность выражения всякого чувства»,- не раз говорил художник своим ученикам.
5 слайд Описание слайда:
Что ни лицо , то характер. Девушка только что вошла в комнату. Посмотрите , сколько смущения на ее ми- ловидном лице .Она почти отвернулась от нас, но как выразите- тельна вся ее фугура, как живо передано ка- ждое ее движение.
6 слайд Описание слайда:
Читаем картину. Локти плотно прижаты к корпусу ,пальцы сжимают маленькую сумачку .Девуш- ка взволнована.Она пытает- ся достать из сумочки лис- ток бумаги.Это рекоменда- тельное письмо,его нужно сейчас же отдать купцу,а ру- ки дрожат от волнения, не слушаются.
7 слайд Описание слайда:
От письма зависит очень многое.Наверное , мать девушки выпрасила его какого-нибудь знатного покравителя.
И сейчас в этом письме вся судьба девушки,вся ее надежда на кусок хлеба, на скудный тяжелый заработок.
А как написано платье девушки!Как легко ложатся его свободные складки,как облегает оно стройную молодую фугуру, и как трогатель- но выглядит это скромное платье рядом, с неряшливо надетым халатом купца!
8 слайд Описание слайда:
Детали важны. Купец широко расставил но- ги , обутые в русские сапоги: он стоит уверенно,как хозя- ин,воле которого в этом до- ме никто не смеет перечить. Теперь переведем взгляд выше- на руки хозяина.Это не рабочие руки,сытого ,
9 слайд Описание слайда:
невоспитанного человека.Пальцы растопыре- ны ими бы только деньги считать! Купец то- лько что встал с постели.Он едва потрудился запахнуть полы своего халата,да и то сделал это кое-как: одна пола выше, другая ниже. Но главное на картине- конечно, лица.На ли- це у купца мы читаем плохо скрытое недоволь- ство.Видно, что он предпочел бы нанять для дочки «настоящую мадаму».
10 слайд Описание слайда:
Портреты. Купец смотрит на гувернантку и уже сомневается:а сможет ли эта хрупкая девушка обучить его доч- ку всем «деликатным наукам»- щебетать по- французски и брен- чать на расстроенном фортепьяно. Лицо сына полно иронии: этот фра- нтик с завитыми кудрями и мод- ным галстуком считает себя умнее всех и, конечно умнее этой бедно одетой девушки.
11 слайд Описание слайда:
Портрет девочки. Из дверей справа выгляды- вает еще одна героиня- дочка купца,которую будет обучать гувернантка.На ее лидце одновременно и лю- бопытство, и испуг : не будет ли новая учительница слиш- ком строгая?
12 слайд Описание слайда:
О чем рассказывает картонка. Слева,у раскрытой двери, стоит на полу чемодан ,а на нем картонка.Они поставле- ны на дороге,их только что внесли.Старенький чемодан и картонка –это все, что при- везла с собой гувернантка. Своим скромным видом они еще раз говорят о бедности девушки .Вещи покрыты пылью,- значит, девушка совершила неблизкий путь.
13 слайд Описание слайда:
Картонка. Еще интереснее картонка для шляпы.Внима- тельно присмотревшись, можно увидеть на ней наклейку модной фирмы.Это говорит нам о том,что гувернантка приехала в провин- циальный купеческий дом из столицы,что семья ее когда-то знала и лучшие времена.
Возможно,что отец и мать девушки бывали и за границей,отдыхали на модных курортах и привезли с собой эту картонку.
А теперь, после смерти своего кормильца, семья впала в бедность так маленькая деталь раскрывает перед нами еще одну страницу из биографии молодой гувернантки.
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/rasskaz-o-kartinepriezd-guvernantki-v-kupecheskiy-dom-1082999.html
«Приезд гувернантки в купеческий дом»: что скрыто в деталях картины Перова
В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866
2 января (21 декабря по старому стилю) исполняется 183 года со дня рождения выдающегося русского живописца Василия Перова.
Его имя обычно ассоциируется со знаменитыми картинами «Охотники на привале» и «Тройка», куда менее известны другие работы, как, например, «Приезд гувернантки в купеческий дом».
В деталях этой картины скрыто немало интересных фактов.
И. Крамской. Портрет В.
Перова, 1881
Василия Перова нередко называли продолжателем дела художника Павла Федотова, с картинами которого Перова роднит выбор остросоциальных тем, критическая направленность работ, особенное значение незаметных на первый взгляд деталей.
В 1860-х гг. каждая новая картина Перова становилась общественным явлением, его работы, вскрывающие язвы социума, были созвучны эпохе великих реформ. Художник одним из первых заострил внимание на бесправности простых людей его времени.
В. Перов. Автопортрет, 1870
Одной из таких работ стала картина «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866). Композиционно и стилистически она очень близка жанровым полотнам П.
Федотова, в первую очередь переклички заметны со «Сватовством майора». Но произведение Перова более трагично и безысходно. В 1865 г.
в поисках натуры для задуманного произведения художник отправился на нижегородскую ярмарку, куда съезжались купцы со всех городов России и «подсмотрел» там нужные типажи.
В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Эскиз
Они словно сошли со страниц произведений А. Островского. Эти заметные аналогии иногда приводили даже к обвинению Перова во вторичности по отношению к художественному миру писателя. Так, например, И.
Крамской об этой картине писал: «Сама гувернантка прелестна, в ней есть конфуз, торопливость какая-то и что-то такое, что сразу заставляет зрителя понять личность и даже момент, хозяин тоже недурен, хотя не нов: у Островского взят.
Остальные лица лишние и только дело портят».
В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент
Вряд ли можно полностью согласиться с мнением Крамского. Остальные персонажи отнюдь не были «лишними».
Колоритна фигура молодого купчика, сына хозяина, который стоит рядом с отцом и без стеснения разглядывает барышню.
Комментируя эту картину, Перов говорил о «бессовестном любопытстве» – это словосочетание характеризует купчика, как нельзя лучше.
В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент
Купец чувствует себя не только полноправным хозяином дома, но и полновластным хозяином положения.
Он стоит подбоченясь, широко расставив ноги, выпятив живот и откровенно разглядывает вновь прибывшую, хорошо осознавая тот факт, что с этого момента она будет находиться в его власти.
Прием нельзя назвать теплым – купец смотрит на девушку снисходительно, сверху вниз, словно сразу указывая ей на ее место в этом доме.
В склоненной голове гувернантки, в неуверенном движении ее рук, когда она достает рекомендательное письмо, чувствуется обреченность и словно предчувствие будущей гибели, неизбежной из-за явной чужеродности этой бедной девушки темному царству купеческого мирка. Критик В. Стасов содержание этой картины определял следующим образом: «Не трагедия покуда, но настоящий пролог к трагедии».
На стене висит портрет купца, видимо, основателя этого рода, представители которого в настоящий момент пытаются скрыть свою истинную сущность за благопристойной внешностью. Хотя не всем это удается в равной степени.
Жена купца смотрит на девушку с нескрываемым недоверием и недоброжелательностью.
Сама она явно далека от тех «манер» и «наук», которым гувернантка будет обучать ее дочь, но хочет, чтобы в их семье было все «как у людей», поэтому и согласилась пустить девушку в дом .
В левом углу в дверном проеме столпились слуги. Они тоже с любопытством разглядывают барышню, но на их лицах нет надменности – только интерес к той, что скоро составит им компанию. Наверное, девушка, получив хорошее образование, мечтала вовсе не о такой судьбе. Вряд ли хоть кто-то в этом доме понимает, зачем купеческим дочерям знать иностранные языки и великосветские манеры.
Единственное светлое пятно на картине – это фигурка дочери купца, к которой и пригласили гувернантку. Розовый цвет Перов обычно использует, чтобы подчеркнуть душевную чистоту. Лицо девочки – единственное, на котором, кроме любопытства, отражается искреннее сочувствие.
Картина *Приезд гувернантки в купеческий дом* в Третьяковской галерее
Ни одного персонажа на картине нельзя назвать лишним или случайным, все они находятся на своем месте и служат реализации художественной идеи. Перов, подобно Гоголю, творчеством которого он восхищался, был одержим идеей создать в своих работах энциклопедию русских типажей. И ему это действительно удалось.
Источник: https://www.colors.life/post/1139595/
Сочинение по картине Василия Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом»
Русский живописец, Василий Григорьевич Перов (1833/1834—1882) за свою жизнь написал немало великолепных работ. Одной из таких работ является “Приезд гувернантки в купеческий дом”, которая была написана в 1866 году.
Работа написана в стиле характерном для того периода положения России. Тяжелое положение изображал не только Перов, но и другие художники. За работы “Приезд гувернантки в купеческий дом”, ”Тройка” ему было присуждено звание академика.
Полотно “Приезд гувернантки в купеческий дом” изображает жизнь простых людей, которые вынуждены склонять голову перед более состоятельными людьми. Это видно с позы гувернантки, посмотрите, ведь она склонила перед ними голову и ждет указаний.
Гувернантку встретила вся семья: “Сам” купец, его жена, их дочери, сын. Хозяин очень спешил, чтобы поглядеть на девушку, которая будет воспитывать его детей. В самодовольной позе просматривается интерес к девушке. В переднюю он вошел в малиновом халате.
Позади, с презрительным взглядом, стоит купчиха и рассматривает гувернантку. Рядом с купчихой стоят ее дети: сын и дочери. Сын, судя по его выражению лица и развязной позе, – ловелас; он цинично рассматривает девушку. Рядом, стоят его сестры, которые глядят на девушку с чувством испуга.
Вся семья изображена тучной, по их фигурам видно, что они отменно питаются. Взгляды, которые окружили бедную девушку, в основном враждебные. На их лицах не было положительных эмоций. Для гувернантки это будет тяжелое испытание – жить в их доме.
Художник детально прописал лица купеческой семьи и в каждом взгляде читается какая-то эмоция. Автор делает акценты, при помощи контрастов, на халате купца и его обуви, а также выделяет наряд одной из дочерей оттенком розового. Купчиха изображена больше в тени, но все же складки на ее платье прописаны великолепно. Сын, прислонился к стене, его костюм в отменном состоянии.
В тени из другой двери выглядывают другие люди, которые пришли поглазеть на гувернантку. У некоторых из них мужчин самодовольный взгляд. В платье гувернантки не так детально прописаны складки, в отличие от купеческой семьи.
Интерьер прописан хорошо, внимание привлекает плед, который лежит на стуле, а также дорожка на полу. На удивление детально хорошо прописан сундучок со всеми деталями и замочками, не смотря на то, что он стоит в тени.
Работа Перова, является хорошим примером, который показывает жизнь в 1860 – е года в России.
(No Ratings Yet)
Источник: http://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-vasiliya-perova-priezd-guvernantki-v-kupecheskij-dom.html
Описание картины “Приезд гувернантки в купеческий дом”
Василий Григорьевич Перов – русский живописец, рисовальщик, мастер бытовой живописи, портретист, исторический живописец. Родился художник в г. Тобольске.
Он был внебрачным сыном барона Григория Карловича Криденера, занимавшего должность губернского прокурора, поэтому первые годы жизни он носил фамилию своего крестного отца Васильева, а позднее, за свое пристрастие к чистописанию, получил фамилию Перов.
Спустя год после рождения сына семья Кридинеров переехала в Архангельск, а позднее обосновалась в Арзамасском уезде. Художественное образование Перов получил в Арзамасской школе А. В. Ступина и в Московском училище живописи и ваяния, где учился у А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко.
Уже первые жанровые картины Перова продемонстрировали его причастность к “идеям гуманности и улучшения человеческой жизни”.
Ранние произведения Перова были проникнуты анекдотически “обличительным” настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство (“Сельский крестный ход на Пасхе”, “Проповедь в селе”, “Чаепитие в Мытищах”).
Мастер тщательно выписывал характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Любовь к анекдоту сохранилась у него и в более поздних работах (“Приезд гувернантки в купеческий дом”).
Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабло, сменилось драматической экспрессией либо добродушным юмором. Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Он создал образы ряда известных деятелей культуры (“А. Н. Островский”, “В. И. Даль”, “М. П. Погодин”). Его портрет Ф. М. Достоевского считается лучшим живописным изображением писателя.
“Приезд гувернантки в купеческий дом”
Картина “Приезд гувернантки в купеческий дом” рисует тяжелое положение людей, вынужденных путем наемной работы становиться в унизительное положение. В 1860-е годы Россия превращалась в капиталистическую страну, и новый хозяин жизни – купец, фабрикант, разбогатевший крестьянин – становился рядом с прежним хозяином помещиком, стремясь захватить свою долю власти над угнетенным народом.
В 1865 году в поисках натуры для задуманного произведения художник отправился на ярмарку, куда ежегодно съезжались купцы со всех городов. Здесь В. Перов пристально всматривался в облик новых властителей жизни. И через год на выставке в Академии… художеств появилась его картина “Приезд гувернантки в купеческий дом”, за которую он получил звание академика.
Все в этой картине выглядит необычно: чистая, светлая комната с кружевными портьерами, золотые звездочки на обоях, гирлянды зелени, полированная мебель, портрет одного из представителей рода.
Но у зрителя сразу же возникает ощущение, что это всего лишь декорация, а истинная жизнь дома напоминает о себе темными проемами дверей и сгрудившимися в них людьми. В центре общего внимания – молодая девушка, одетая скромно, но со вкусом. В руках у нее ридикюль, и она вынимает из него аттестат на звание домашней учительницы.
Ее стройная, чуть склоненная фигура, обрисованный тонкой линией изящный профиль нежного лица – все находится в разительном контрасте с очертаниями приземистых фигур купеческого семейства, на лицах которых отразились и любопытство, и удивление, и подозрительная недоброжелательность, и цинично-самодовольная усмешка.
Вся купеческая семья высыпала навстречу бедной гувернантке. “Сам” так торопился встретиться с будущей воспитательницей своих чад, что даже не потрудился одеться по приличнее: как был в домашнем малиновом халате, так и вышел в переднюю.
Широко расставив ноги, тучный хозяин нагло рассматривает девушку – как товар, добротность которого он желает определить. Что за тип купеческий сынок, нетрудно догадаться по его развязной позе и наглому выражению лица. Цинично разглядывает воспитательницу этот будущий “трактирный кутила”. За спиной купца столпились его жена и дочери.
Тучная купчиха высокомерно и враждебно смотрит на юную гувернантку, а купеческие дочки посматривают на молодую девушку с каким-то бессмысленным испугом. Тяжело придется в этом семействе интеллигентной, образованной девушке, и немного нужно прозорливости зрителю, чтобы догадаться: промаявшись какое-то время с купеческими чадами, сбежит она от них, куда глаза глядят.
Унижение человеческого достоинства, столкновение душевной тонкости и сытого мещанства, попытка купца “склонить гордость” раскрываются у В. Перова с такой полнотой сочувствия и презрения, что и сегодня, спустя много лет, мы принимаем все близко к сердцу, как и первые зрители картины.
(No Ratings Yet)
Loading…
Описание картины “Приезд гувернантки в купеческий дом”
Другие сочинения по теме:
- Описание картины В. Г. Перова “Приезд гувернантки в купеческий дом” Картина В. Г. Перова “Приезд гувернантки в купеческий дом” не имеет прямых сюжетных соответствий в творчестве Островского. И все же…
- Сочинение-описание картины Перова “Тройка” На уроке литературы учительница как-то раз рассказывала нам и показывала картину Перова “Тройка”. Потом мы ходили в Третьяковскую галерею, и…
- Сочинение: описание картины Юона “Мартовское солнце” Описание темы: Описание картины Юона Мартовское солнце, весна марта, самое начало весны. Мартовское солнце. Перед нами – известнейшая картина Константина…
- Описание Картины “Не ждали”. Илья Ефимович Репин (1844-1930) Имя Ильи Репина знакомо всем и каждому. По своему огромному таланту, этот человек достоин занять одно из самых видных мест…
- Сочинение: описание картины Пластова “Летом” Сочинение: описание картины Пластова “Летом” Описание темы: Лето дарит не только тепло и солнце, но и полные корзины грибов и…
- Сочинение: описание картины Левитана “Март” Сочинение: описание картины Левитана “Март” Описание темы: Описание картины Левитана “Март”, весна идет – весне дорога, описание весеннего настроения, радости…
- Сочинение: описание картины Пластова “Сенокос” Сочинение: описание картины Пластова “Сенокос” Описание темы: Важная для крестьянина пора от которой зависит вся последующая зима. Впрочем, так оно…
- Сочинение: описание картины Яблонской “Утро” Сочинение: описание картины Яблонской “Утро” Описание темы: Утро. Девочка, недавно проснувшись, делает зарядку. Легкая и непринужденная обстановка, как бы самого…
- Сочинение: описание картины Васильева “Мокрый луг” Мокрый луг. На первый взгляд картина “Мокрый луг” своей привычностью и простотой мотива располагает к себе любого зрителя. В глубине…
- Сочинение: описание картины И. Э. Грабаря “Февральская лазурь” Описание темы: Радость приближающейся весны в картине Грабаря “Февральская лазурь”. Как-то в феврале художник отдыхал на даче у своих друзей….
- Сочинение: описание картины А. М. Герасимова “Дары осени” Сочинение: описание картины А. М. Герасимова “Дары осени” Описание темы: Осенний натюрморт в картине Герасимова “Дары осени”. Яблоки в тарелке,…
- Сочинение: описание картины Поленова “Заросший пруд” Сочинение: описание картины Поленова “Заросший пруд” Описание темы: Обычный летний день, парк, пруд. Художественное описание картины Поленова “Заросший пруд”. Заросший…
- Сочинение: описание картины В. Поленова “Золотая осень” Сочинение: описание картины В. Поленова “Золотая осень” Описание темы: Наступила пора золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река…
- Сочинение: описание картины Нисского “Февраль. Подмосковье” Сочинение: описание картины Нисского “Февраль. Подмосковье” Описание темы: Зима прекрасна не только в лесу, но и в городских условиях, о…
- Сочинение: описание картины Крымова “Зимний вечер” Сочинение: описание картины Крымова “Зимний вечер” Описание темы: Холодное зимнее время, когда на улице трещит мороз, а окошки домов пропускают…
- Сочинение: описание картины Пластова “Первый снег” Сочинение: описание картины Пластова “Первый снег” Описание темы: Трогательные чувства, возникающие в душе каждого человека – выпадение первого снега. Даже…
- Сочинение: описание картины Левитана “Березовая роща” Сочинение: описание картины Левитана “Березовая роща” Описание темы: Художественное описание картины Левитана “Березовая роща”? описание летней природы березового леса, описание…
- Сочинение: описание картины А. М. Герасимова “После дождя” Сочинение: описание картины А. М. Герасимова “После дождя”. “Мокрый” эффект в картине Герасимова “После дождя”. Давайте вместе посмотрим на картину…
- Сочинение: описание картины И. Левитана “Золотая осень” Сочинение: описание картины И. Левитана “Золотая осень” Описание темы: Бабье лето, теплые деньки и ранимая красота осенней природы леса. Художественное…
- Сочинение: описание картины Кончаловского “Сирень в корзине” Описание темы: Описание картины Кончаловского “Сирень в корзине”, красота окружающая нас в обычном букете сирени. Сирень в корзине. Богатство мира…
Источник: https://ege-russian.ru/opisanie-kartiny-priezd-guvernantki-v-kupecheskij-dom/
«Приезд гувернантки в купеческий дом»: что скрыто в деталях картины Перова
Картина *Приезд гувернантки в купеческий дом* в Третьяковской галерее
2 января (21 декабря по старому стилю) исполнилось 183 года со дня рождения выдающегося русского живописца Василия Перова.
Его имя обычно ассоциируется со знаменитыми картинами «Охотники на привале» и «Тройка», куда менее известны другие работы, как, например, «Приезд гувернантки в купеческий дом».
В деталях этой картины скрыто немало интересных фактов.
И. Крамской. Портрет В. Перова, 1881 |
Василия Перова нередко называли продолжателем дела художника Павла Федотова, с картинами которого Перова роднит выбор остросоциальных тем, критическая направленность работ, особенное значение незаметных на первый взгляд деталей. В 1860-х гг.
каждая новая картина Перова становилась общественным явлением, его работы, вскрывающие язвы социума, были созвучны эпохе великих реформ. Художник одним из первых заострил внимание на бесправности простых людей его времени.
В. Перов.
Автопортрет, 1870 |
Одной из таких работ стала картина «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866). Композиционно и стилистически она очень близка жанровым полотнам П. Федотова, в первую очередь переклички заметны со «Сватовством майора».
Но произведение Перова более трагично и безысходно. В 1865 г. в поисках натуры для задуманного произведения художник отправился на нижегородскую ярмарку, куда съезжались купцы со всех городов России и «подсмотрел» там нужные типажи.
В. Перов.
Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Эскиз |
Они словно сошли со страниц произведений А. Островского. Эти заметные аналогии иногда приводили даже к обвинению Перова во вторичности по отношению к художественному миру писателя. Так, например, И.
Крамской об этой картине писал: «Сама гувернантка прелестна, в ней есть конфуз, торопливость какая-то и что-то такое, что сразу заставляет зрителя понять личность и даже момент, хозяин тоже недурен, хотя не нов: у Островского взят. Остальные лица лишние и только дело портят».
В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент |
Вряд ли можно полностью согласиться с мнением Крамского. Остальные персонажи отнюдь не были «лишними».
Колоритна фигура молодого купчика, сына хозяина, который стоит рядом с отцом и без стеснения разглядывает барышню.
Комментируя эту картину, Перов говорил о «бессовестном любопытстве» – это словосочетание характеризует купчика как нельзя лучше.
В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент |
Купец чувствует себя не только полноправным хозяином дома, но и полновластным хозяином положения.
Он стоит подбоченясь, широко расставив ноги, выпятив живот и откровенно разглядывает вновь прибывшую, хорошо осознавая тот факт, что с этого момента она будет находиться в его власти.
Прием нельзя назвать теплым – купец смотрит на девушку снисходительно, сверху вниз, словно сразу указывая ей на ее место в этом доме.
В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент |
В склоненной голове гувернантки, в неуверенном движении ее рук, когда она достает рекомендательное письмо, чувствуется обреченность и словно предчувствие будущей гибели, неизбежной из-за явной чужеродности этой бедной девушки темному царству купеческого мирка. Критик В. Стасов содержание этой картины определял следующим образом: «Не трагедия покуда, но настоящий пролог к трагедии».
В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент |
На стене висит портрет купца, видимо, основателя этого рода, представители которого в настоящий момент пытаются скрыть свою истинную сущность за благопристойной внешностью. Хотя не всем это удается в равной степени.
Жена купца смотрит на девушку с нескрываемым недоверием и недоброжелательностью. Сама она явно далека от тех «манер» и «наук», которым гувернантка будет обучать ее дочь, но хочет, чтобы в их семье было все «как у людей», поэтому и согласилась пустить девушку в дом.
В.
Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент |
В левом углу в дверном проеме столпились слуги. Они тоже с любопытством разглядывают барышню, но на их лицах нет надменности – только интерес к той, что скоро составит им компанию.
Наверное, девушка, получив хорошее образование, мечтала вовсе не о такой судьбе. Вряд ли хоть кто-то в этом доме понимает, зачем купеческим дочерям знать иностранные языки и великосветские манеры.
В. Перов.
Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент |
Единственное светлое пятно на картине – это фигурка дочери купца, к которой и пригласили гувернантку. Розовый цвет Перов обычно использует, чтобы подчеркнуть душевную чистоту. Лицо девочки – единственное, на котором, кроме любопытства, отражается искреннее сочувствие.
Источник: https://edwardjournal.livejournal.com/2972916.html
Василий Григорьевич Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом.» 1866 г., ГТГ. — презентация
1 Василий Григорьевич Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом.» 1866 г., ГТГ<\p>
2 Василий Григорьевич Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом.» 1866 г., ГТГ В этой картине отчётливо слышны отзвуки жанровых полотен Павла Федотова. Какие-то композиционные и стилистические переклички очевидны. И вместе с тем – это произведение Перова гораздо трагичнее, безысходнее. Построенное на идее «столкновения» и «противостояния» двух антагонистических миров, оно погружает нас в душную, герметическую атмосферу «темного царства» (если вспомнить добролюбовские определения московской купеческой среды).<\p>
3 Василий Григорьевич Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом.» 1866 г., ГТГ На эту вторичность по отношению к художественному миру А.Н. Островского любили указывать критики Перова. В частности известен отзыв И. Крамского об этой картине, посланный на вопрос о её «качестве», заданные П.М. Третьяковым почти через 10 лет после её создания. «Сама гувернантка прелестна, — отвечал Крамской, в ней есть конфуз, торопливость какая-то и что-то какое, что сразу заставляет понять личность и даже момент, хозяин тоже не дурён, хотя не нов: у Островского взят. Остальные лица лишние и только дело портят.»<\p>
4 Василий Григорьевич Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом.» 1866 г., ГТГ Вряд ли слова Крамского были абсолютно правдивыми. Да, некоторые работы Перова страдают перегруженностью людьми и деталями, и в этой пестроте взгляд теряется. Но в данном случае, надо думать, все персонажи находятся на своём месте и эффективно работают на реализацию художественной идеи, занимавшей ум автора в пору создания этого полотна.<\p>
5 Василий Григорьевич Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом.» 1866 г., ГТГ В «тёмном царстве» Этот персонаж, пожалуй, наиболее отвратителен. Комментирую свою картину, Перов говорил о «бессовестном любопытстве» — эта многозначительная формула как нельзя лучше характеризует взгляд молодого купчика.<\p>
6 Василий Григорьевич Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом.» 1866 г., ГТГ В «тёмном царстве» На стене висит портрет «старомодного» купчины – основателя и столпа этого тёмного царства, которое в новейшее время стремится скрыть свою звериную сущность за благопристойной внешностью.<\p>
7 Василий Григорьевич Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом.» 1866 г., ГТГ В «тёмном царстве» В движении рук гувернантки, достающей рекомендательное письмо, сквозят неуверенность и страшная «чужеродность « этому миру. Более того, в этом жесте уже есть предчувствие своей будущей гибели.<\p>
8 Василий Григорьевич Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом.» 1866 г., ГТГ В «тёмном царстве» Единственное светлое пятно на картине – девочка в розовом платье, к оторой, собственно и приглашена гувернантка. Вообще, «розовое» в художественном мире Перова обычно указывает на душевную чистоту.<\p>
9 Василий Григорьевич Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом.» 1866 г., ГТГ портретпортрет персонажперсонаж рукируки девочкадевочка<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/786109/