Сочинение по картине Василия Перова «Суд Пугачева»
Масштабное в содержательном и буквальном смысле полотно выставлено в Московском Государственном Историческом Музее. Рождение произведения датировано 1875 годом, хотя его появление в пространстве творческого воображения художника имеет продолжительную историю.
По одной из версий, источником вдохновения для создания картины стали впечатления В.И. Даля, с которым автора связывала дружба. Великий русский писатель и лексикограф рассказал другу-художнику историю своей офицерской службы.
Владимир Даль мастерски владел словом, его колоритное описание событий Пугачевского восстания разбудило воображение живописца. Изначально художественный замысел предполагал создание трех полотен связанных одной сюжетной идеей.
Первая картина трилогии должна была изображать причины народного бунта, на второй автор мыслил развернуть события самого восстания. По причине, истинная природа которой известна лишь творцу, свет увидела только заключительная часть триптиха.
Это полотно, приглашающее созерцателя стать свидетелем Пугачевского суда.
Холст, масло и рука вдохновленного мастера и перед нами приоткрыт занавес, за которым разыгрывается динамичная сцена исторического значения. Сложная композиция с большим количеством персонажей, центральным героем которой является сам предводитель восстания – Емельян Пугачев, вершащий суд над помещиками. Композиция и цветовое решение полотна создает иллюзию хаотичного движения.
В самом центре картины, на одной линии пространства, противоборствующими силами видятся фигуры народного освободителя-бунтаря и его сломленных жертв. Некоторые из них уже казнены, а для тех, кого еще не постигла эта участь, зловещим символом конца является виселица на фоне огненного «заката», изображенная в левом верхнем углу композиции.
На заднем плане безликая возбужденная толпа и лишь ближе к центру мы можем видеть приближенных Пугачева.
Их лица несут столько оттенков чувств от страха до ликования, что этот эмоциональный «беспорядок» участников и свидетелей происходящего, передает зрителю неприятную внутреннюю напряженность и оценочную тревогу, внушает состояние тяжелой обреченности и безнадежности.
Художник создал достоверный и яркий образ народного мятежа и беспощадного суда. Однако нельзя сказать, что автору вполне удалось выразить собственную оценку бесплодности поиска лучшей жизни через жестокость и насилие.
Разве что факт незавершенности полотна и эмоциональной незавершенности портрета бунтаря-Пугачева может намекать нам на отношение автора к изображаемым событиям. Все эти кажущиеся недописанными детали и делают картину интересной для зрителя, рождая в нем множество вопросов, ответов и догадок.
Такая продуктивная внутренняя работа созерцателя над данным произведением доказывает истинное мастерство художника Перова В.Г., а его полотну «Суд Пугачева» дает абсолютное право называться шедевром.
(No Ratings Yet)
Источник: http://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-vasiliya-perova-sud-pugacheva.html
Conspirology
«Показания современников доказывают: Пугачёв прекрасно знал не только артиллерийское дело, но и вообще военную технику своего времени. Он применял нестандартные для того времени военные хитрости: производил ложные тревоги, делал внезапные и стремительные набеги, применял рассыпной строй и массированный огонь артиллерии»
Продолжение. Читать начало.
Мог ли донской казак Емельян Пугачёв мог быть орудием в руках франко-османских политиков и пользоваться их материальной поддержкой? С точки зрения официально-принятой версии отечественной истории, конечно же, такое предположение выглядит самой откровенной фантастикой. И всё-таки?
Укоренившийся в общественном сознании миф оказывает колоссальное влияние на мышление отдельно взятого человека. Есть такая русская поговорка: «Смотришь в книгу – видишь фигу». Применительно к истории пугачёвского бунта это соображение очень справедливо.
В многочисленных исследованиях, посвящённых пугачёвщине, содержится масса сведений и фактов, которые рисуют совершенно иную картину подоплёки пугачёвского бунта. Но, как правило, читатели и исследователи с мифологизированным сознанием не замечают этих фактов.
Мы же попробуем не только эти «нестандартные» сведения и факты увидеть, но и проанализировать их. Итак, кем же, на самом деле, был Емельян Пугачёв и как он попал в жернова большой политики, сделавшись проводником франко-османских геополитических интересов?
АРТИЛЛЕРИСТ, ВОЕННЫЙ СТРАТЕГ И ПРОПАГАНДИСТ
Прижизненный портрет Е.И. Пугачёва, написан маслом поверх портрета Екатерины II. Этот портрет сделан в ставке Пугачёва в Берде. На его обороте надпись: «Сей лик писан 21 сентября 1773 г.».
Загадками пугачёвского восстания, как я уже говорил, некоторое время назад заинтересовался обозреватель газеты «Культура» Нильс Иогансен (см. его статью «А казачок-то засланный?», размещённую на сайте portal-kultura.ru 24 сентября 2013 года).
Приведём цитату из этой крайне занимательной публикации: «Во времена Советского Союза в цейхгаузе Петропавловской крепости – Военно-историческом Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ, имелась специальная экспозиция, посвящённая конструкторским талантам Пугачёва.
На стенде висели чертежи некой артустановки, а рядом стояла странная пушка.
“В войсках мятежников были самоходные артиллерийские установки (САУ) – своеобразные тачанки с пушками – на колёсном и санном ходу. Для тех времен – просто чудо.
Причём их якобы придумал сам вождь – опытный артиллерист”, – рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории МГТУ им. Н.Э. Баумана Борис Колобов.
Экспонат Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея: сохранился оригинальный деревянный лафет, кроме того, на орудии есть клеймо «Петр III» (такие стволы лили специально для армии восставших), этот был сделан на Ижевском заводе. Фото .
Артиллерия той эпохи была медлительной и неповоротливой. Пушки неспешно подвозили, заряжали, они начинали вести огонь. Потом батарею (если её не уничтожили) долго сворачивали для того, чтобы передислоцировать.
САУ пугачёвской армии с уже заряженными орудиями налетали, моментально разворачивались в нужную сторону, производили залп и, не вступая в контрбатарейную борьбу, отходили. Тактика середины ХХ века.
Для тех лет – абсолютная фантастика».
34-миллиметровая бронзовая пушка. Длина 82 см., масса 51 кг. Ствол был отлит во второй половине XVIII века и укреплён на деревянном двухколёсном самодельном лафете коробчатого типа (колёса более позднего изготовления). Пушка находилась на вооружении пугачёвцев. В 1872 году это орудие под названием «Пугачёвская пушка» было представлено на Московской политехнической выставке.
Об артиллерийском образовании Емельяна Пугачёва свидетельствовали и его современники. Так, илецкий казак Максим Горшков, один из руководителей пугачёвского войска, впоследствии показывал: «Также знал он, как правильно палить из пушек и из других орудий и указывал всегда сам кананерам».
Историк Михаил Жижка в книге «Емельян Пугачёв» (с. 94) пишет об этом прямо: «Многочисленные показания современников убедительно доказывают, что Пугачёв прекрасно знал не только артиллерийское дело, но и вообще военную технику своего времени […].
Во время штурма крепостей и в сражениях он применял разнообразные, весьма нестандартные для того времени, военные хитрости: производил ложные тревоги, делал внезапные и стремительные набеги, гнал впереди боевого отряда скот и под его прикрытием подходил прямо к стенам крепости, применял рассыпной строй и массированный огонь артиллерии».
Советский и российский историк Николай Павленко в биографическом исследовании «Екатерина Великая» (с.
153) описывает события 2 мая 1774 года: тогда, перед отходом с территории Белорецкого завода, «Пугачёв дал чудовищную команду: “… семейства крестьянские, престарелых, малолетних и женск пол гнать за своей толпой, а заводские и крестьянские строения выжечь”».
Иначе говоря, Пугачёв использовал гражданское население в качестве живого щита, выставив его в арьергарде своего отряда с тем, чтобы наступавшие правительственные войска не открывали огонь. А чтобы «живой щит» не разбежался, дома крестьян были сожжены.
Пётр Михайлович Голицын, портрет работы неизвестного художника, 1770-е годы.
22 марта 1774 года состоялось сражение армии Пугачёва и правительственных войск под командой генерала-поручика Петра Голицына (15.11.1738 – 11.11.1775) у Татищевой крепости – находилась в 52 верстах от Оренбурга. В этом сражении Пугачёв потерпел первое серьёзное поражение.
Многочасовой бой под Татищевой произвёл на П.М. Голицына столь сильное впечатление, что в рапорте, отправленном 24 марта на имя генерал-аншефа А.И.
Бибикова, он сообщил: «… Я не ожидал такой дерзости и распоряжения в таковых непросвещённых людях в военном ремесле, как есть сии побеждённые бунтовщики».
Николай Павленко (с.152), описывая ход этого сражения, замечает, что оно «началось с артиллерийской дуэли, длившейся три часа, но не принесшей успехов правительственным войскам». Трёхчасовая артиллерийская перестрелка была организована неграмотным донским казаком? И вы в это верите?
Кроме того, Пугачёв прекрасно знал силу воздействия пропаганды. Прежде чем вступить в очередной населённый пункт он обычно посылал увещевательные манифесты, в которых обещал многочисленные вольности и просил администрацию и население о «добровольном приклонении». Когда уговоры не действовали, он прибегал к военной силе.
Автографы секретарей и атаманов пугачёвской армии (из книги М. Жижка, с.88).
Помимо этого, как пишет Михаил Жижка (с. 93), «Пугачёв был прекрасным оратором». В 1975 году московское издательство «Наука» выпустило увесистый том под названием «Документы Ставки Е.И. Пугачёва, повстанческих властей и учреждений». В этой книге собрано более 500 разнообразных воззваний и прокламаций. Причём, многие из них значатся как персональное творчество Емельяна Ивановича.
А мы знаем, что тот, кто 10 января 1775 года был казнён в Москве на Болотной площади, считался неграмотным беглым донским казаком Емельяном Пугачёвым. Но нельзя быть военным стратегом, автором пропагандистских текстов и при этом – не уметь читать и писать! Как же так?
Один из указов Е.И. Пугачёва, написанный на татарском языке (из книги М. Жижка, с.101).
Возможно, после своего ареста Пугачёв скрывал свою грамотность. Но возможно и другое объяснение: тот, кого казнили в Москве и тот, кто реально руководил боевыми действиями в 1773-1774 году, были разными людьми.
А Екатерине II, в силу репутационных причин, было выгоднее представить руководителя восстания человеком низкого сословия. И мы знаем, что сведения о необразованности Пугачёва распространялись, в том числе, с помощью Екатерины II.
В ноябре 1774 года она писала в письме Вольтеру, что Пугачёв «не умеет ни читать, ни писать, но это человек чрезвычайно смелый и решительный».
В качестве доказательства неграмотности Пугачёва приводились, к примеру, сведения, сообщённые женой Пугачёва – Софьей Недюжевой. Её аргументы (Пушкин, с.
133) в протоколе её допроса выглядят так: «Писем он к ней как со службы из армии, так и из бегов своих никогда не пресылывал: да и чтоб в станицу их или к кому другому писал, об оном не знает, он же вовсе и грамоте не умеет». Очень убедительно, что и говорить!
Так кем же, на самом деле, он был, этот «неграмотный» беглый донской казак Емельян Пугачёв? Откуда у него были деньги на ведение масштабных боевых действий?
БЮДЖЕТ ПУГАЧЁВСКОГО БУНТА: ДАННЫЕ А.С. ПУШКИНА
Свой знаменитый труд «История Пугачёва» Александр Пушкин начинает с рассказа о происхождении яицких казаков и первоначальном этапе их истории, завершая всё это кратким повествованием о казацком бунте на Яике 1772 года и его подавлении. Этому посвящена первая глава «Истории Пугачёва».
Вторую главу Пушкин начинает так: «В смутное сие время по казацким дворам шатался неизвестный бродяга, нанимаясь в работники то к одному хозяину, то к другому и принимаясь за всякие ремёсла». Бродяга – это Емельян Пугачёв. Смутное время – это конец 1772 года. Заметим: Александр Сергеевич почти ничего не сообщает о том, чем ранее занимался Пугачёв.
Первое издание «Истории Пугачёвского бунта» (этот экземпляр книги находится в фондах Липецкой областной универсальной научной библиотеки).
Действительно, в конце ноября 1772 года Пугачёв приезжает в Яицкий городок. Он напросился в поездку с крестьянином Семёном Филипповым, который по своим делам 19 ноября выехал на берега Яика. В Яицком городке приезжие остановились на дворе казака-раскольника Дениса Пьянова, где прожили 7 дней. Эти сведения можно найти во многих исторических трудах, посвящённых истории пугачёвщины.
Через одно предложение Пушкин сообщает, что в Яицком городке среди казаков Пугачёв вёл вольнодумные речи и подговаривал казаков бежать в области турецкого султана. Пугачёв уверял, что из этого региона с ним последуют и донские казаки.
Пушкин, как и многие из его последователей-историков, называет конкретное географическое место, куда Пугачёв призывал бежать яицких казаков – на берега реки Лобы (Лабы). Лаба – это левый приток реки Кубань. Сегодня она протекает по территории Краснодарского края, между городами Майкоп и Армавир.
Тогда эти территории входили в состав Османской империи.
Зачем Пугачёв предлагает яицким казакам бежать в эти земли? Судя по всему, первоначальный план Пугачёва и его франко-османских «спонсоров» был таков: разведать умонастроения в среде яицких казаков, попытаться сколотить из числа сочувствующих небольшой отряд и двинуться на берега Лабы.
Там, с помощью полученных денег, Пугачёв должен был увеличить численность своего отряда, нанять казаков донских, и уже с ними двинуться обратно на Яик, где и поднять восстание.
Заметьте: всё это происходит в ноябре 1772 года – с момента подавления бунта яицких казаков не прошло и полугода!
Что Пугачёв обещает своим потенциальным наёмникам? Пушкин пишет об этом предельно откровенно.
Емельян Иванович обещает каждому, кто пойдёт с ним, жалование по 12 рублей в месяц, он говорит, что на границе владений России и Османской империи у него оставлено товара на 70 000 рублей (товара гражданского или военного предназначения – неизвестно).
Кроме того, там же у Пугачёва в надёжном месте хранятся деньги в сумме до 200 000 рублей. И, наконец, когда они придут на место, турецкий паша спонсирует их чуть ли не 5-миллионной суммой.
Эти сведения, изложенные Александром Пушкиным, обычно всерьёз не воспринимаются. Дескать, Пугачёв обо всём врал. А если – не врал? Тогда, согласитесь, история принимает совсем иной оборот!
(Читать продолжение)
Игорь ОСОВИН
Полотно Василия Перова «Суд Пугачёва» (1875, собрание Государственного Исторического музея).
ИСТОЧНИКИ
Книжные публикации
- Вольтер и Екатерина II – СПб., 1882: http://www.archive.perm.ru/PDF/lichn/subbotin/для САЙТА/00964_Вольтер и Екатерина II переписка 1882_0.pdf.
- Жижка М.В. Емельян Пугачёв. – 2-е изд. – М.: Учпедгиз, 1950.
- Павленко Н.И. Екатерина Великая. – 5-е изд. – М.: Мол. гвардия, 2005. – (Жизнь замечат. людей).
- Пушкин А.С. Собр. соч. в 10 т. Том 7. – М.: Гослитиздат, 1962.
Газетно-журнальные и интернет-публикации
- Панин П.И.; краткая биографическая справка и портрет: http://ru.wikipedia.org/wiki/Панин,_Пётр_Иванович;
- Пугачёв Е.И.; краткая биографическая справка: http://ru.wikipedia.org/wiki/Пугачёв,_Емельян_Иванович;
- Пушкин А.С. История. Часть вторая. Приложения: http://mreadz.net/new/index.php?id=57117&pages=86;
- «Portal-kultura.ru», 24.09.2013 г.; «А казачок-то засланный? Был ли русским бунт Емельяна Пугачёва» (автор статьи – Нильс Иогансен: http://portal-kultura.ru/articles/history/9622-a-kazachok-to-zaslannyy-byl-li-russkim-bunt-emelyana-pugacheva/)
Фото-источники
- Голицын П.М.; краткая биографическая справка и прижизненный портрет: http://ru.wikipedia.org/wiki/Голицын,_Пётр_Михайлович;
- «LipetskMedia.Ru»; «Дорогие и дешёвые – бесценные книги Пушкина»; фото первого издания «Истории Пугачёвского бунта»: http://www.lipetskmedia.ru/news/view/24195-Dorogiye_i_dyeshyeviye.html
↑Как установить такие кнопки?↑
Friend me:
10.06.2014 г.
| Перейти на главную |
Лабиринты истории
Источник: http://www.conspirology.ru/2014/06/svolochi-emelyana-pugachyova-chast-4.htm
«Суд Пугачева»
Уважаемая редакция!В начале 1970-х годов, когда я служил в УВД Ростоблисполкома, ко мне в руки попала фотография картины В. Г. Перова «Пугачевский бунт» (специалистам известна его же незаконченная картина под названием «Суд Пугачева»). Один из наших сотрудников поделился со мной информацией о том, что из Москвы пришел приказ провести чистку спецбиблиотек.
Созданная по сему случаю комиссия решала, какие фонды подлежат уничтожению. Я имел доступ к отобранным для сжигания книгам. В основном это были стихи, а также альбомы с черно-белыми фотографиями картин различных художников, изданные до 1917 года. В одном из них я и обнаружил вышеназванную фотографию, которую предлагаю вниманию читателей «Московского журнала».
Владимир Николаевич Карпов, Саратов
От редакции
В дореволюционных альбомах действительно публиковалась фотография картины В. Г. Перова «Суд Пугачева» (или, как ее тогда подписывали, «Пугачевский бунт») — например, в издании обосновавшегося в Париже русского литографа И. С. Лапина «Сокровища русской живописи.
Альбом избранных картин Третьяковской галереи» (Париж, предположительно 1910–1912 годы). Интересны перипетии создания этой картины.
В 1870-х годах Перов заинтересовался исторической тематикой. Его внимание, в частности, привлекли события Крестьянской войны (1773–1775) под предводительством Е.
И. Пугачева. Художник задумывает триптих: «Восстание», «Помещики и крестьяне», «Суд Пугачева». Он много читал о Пугачеве, ездил на Волгу и Урал, зарисовывал местные типы (эскизы «Голова киргиза», «Голова татарина»). Однако из всего замысла более-менее удалось осуществить только последнюю часть.
В первоначальном эскизе к «Суду Пугачева» (1873), вскоре, впрочем, уничтоженном, В. Г. Перов изобразил среди вечернего деревенского пейзажа вооруженных повстанцев, приближающихся к помещичьей усадьбе, в которой их вождь чинит суд и расправу. «Ставка» пугачевской вольницы расположилась в Бердской слободе близ Оренбурга.
Пугачев жил в самом лучшем в Бердах доме казака Ситникова, называемом «Золотой палатой». Этот дом и запечатлен на картине.
Вскоре был написан второй эскиз: пугачевцы на фоне бушующего пожара.
Горящие здания, клубы дыма, закрывшие небо, виселица, птицы, тревожно мечущиеся над трупами повешенных… Однако образ главного героя Василию Григорьевичу явно не удался: Пугачев здесь какой-то безликий, инертный. Народ отодвинут на задний план. В центре на первом плане — человек, кланяющийся Пугачеву в ноги.
Выделяется немолодой дворянин со связанными руками, которого удерживает калмык. Дворянин отказывается признать самозванца государем Петром III, и ему уготована виселица…
Этот эскиз лег в основу картины «Суд Пугачева» (1875), Государственный исторический музей. В ней художник отошел от первоначального замысла, ограничившись изображением только сцены суда, отчего был утерян масштаб события. Сам Василий Григорьевич остался неудовлетворенным своим произведением и не завершил его.
В 1879 году появился еще один вариант картины, который и попал в поле зрения нашего читателя под названием «Пугачевский бунт». Здесь образ Пугачева предстает более значительным — в лже-Петре III чувствуется человек большой воли, ума и темперамента.
Предводителю восстания противопоставлена гордая, властная помещица, с гневом взирающая на «Емельку».
«Суд Пугачева», по общему признанию, не принадлежит к числу шедевров В. Г. Перова, поскольку должной монументальности обобщения автору в нем достичь не удалось.
И все же эти творческие поиски художника нельзя считать бесплодными, поскольку они в известной мере подготовили появление знаменитых исторических полотен В. И. Сурикова.
При составлении комментария использована брошюра А. И. Архангельской «Выдающийся русский живописец В. Г. Перов» (М., 1957).
Источник: http://mosjour.ru/201706285/
Перов Василий ГригорьевичКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Перов Василий Григорьевич (Perov Vasily Grigorevich), русский живописец, один из организаторов общества «Товарищество передвижников».
Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866), психологических портретов («А. Н. Островский», 1871; «Ф. М. Достоевский», 1872). Родился 21 декабря 1833 года в Тобольске. Незаконный сын барона Г. К.
Криденера; фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок.
Приезд станового
на следствие, 1857, ГТГ
На могиле,
1859, Третьяковская галерея
Проповедь в селе,
1861, Третьяковская галерея
Учился Василий Перов в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у Сергея Константиновича Зарянко. Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 годах в Париже (как пенсионер Академии художеств).
Василий Григорьевич Перов испытал особое влияние творчества Павла Андреевича Федотова, а также французской журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы.
Перов был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Сельский крестный ход на Пасхе,
1861, Третьяковская галерея
Чаепитие в Мытищах,
близ Москвы, 1862, ГТГ
Дети-сироты на кладбище,
1864, Русский музей
Ранние картины живописца Перова Василия Григорьевича проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Проповедь в селе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862); художник Перов тщательно выписывал характеры персонажей своих картин и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Любовь к анекдоту сохраняется у Перова и позже (картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, Третьяковская галерея, Москва). Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором.
В зрелые годы колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка.
Ученики мастеровые везут воду» (1866; обе – там же); крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой.
Проводы покойника,
1865, Третьяковская галерея
Приезд гувернантки
в купеческий дом, 1866, ГТГ
Тройка.
Ученики-мастеровые везут воду, 1866
Сила символико-психологического обобщения – и соответственно параллели с прозой Достоевского, – еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе – 1868, там же). Туманный утренний город за фигурой женщины-самоубийцы и в картине с кабаком закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой бытовой среде подобие земного ада.
На железной дороге, 1868, ГТГ
Последний кабак у заставы, 1868, ГТГ
Странник, 1870, ГТГ
Перов внес также большой вклад в искусство портрета.
Живописец создал образы ряда известных деятелей русской культуры («Драматург Александр Николаевич Островский», 1871; «Писатель Владимир Иванович Даль», «Историк Михаил Петрович Погодин», оба – 1872; все – Третьяковская галерея).
Портрет Федора Михайловича Достоевского кисти Перова (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя. Персонажи Перова, – в том числе крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С.
Камынин (1872; оба – там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса; яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского).
Первые христиане в Киеве, 1880, ГРМ
Охотники на привале, 1871, ГТГ
Рыболов, 1871, ГТГ
Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х годов («Птицелов», 1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов», 1871; все – Третьяковская галерея).
Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь –если говорить о литературных параллелях – приближается к Н. С. Лескову.
Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881).
Драматург Островский Александр Николаевич, 1871, ГТГ
Писатель Достоевский Федор Михайлович, 1872, ГТГ
Отпетый, 1873, Государственный Исторический музей, Москва
В поздний период своего творчества Перов стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант – 1879, Русский музей; «Никита Пустосвят.
Спор о вере», 1880-1881, Третьяковская галерея) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-1882 годах) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П.
Рябушкин и другие художники. Скончался Василий Григорьевич Перов 29 мая (10 июня) 1882 года в селе Кузьминки (ныне Москва).
Блаженный,
1875-1879, Русский музей
Плач Ярославны,
1881, частная коллекция
Дворник, отдающий квартиру барыне, 1870-е, Ярославский музей
Птицелов, 1870, Государственная Третьяковская галерея
Никита Пустосвят. Спор о вере, 1880-1881 годы, ГТГ
Монастырская трапеза, 1876, Государственный Русский музей
Источник: http://smallbay.ru/perov.html