Милосердный самарянин из Нового Завета: смысл притчи. Картина милосердный самарянин
ГлавнаяКартиныКартина милосердный самарянин
Текст притчи приводится только в Евангелии от Луки (Лк.18:9-14). 9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!14 Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Фарисей и мытарь.Валериан Крюковhttp://john-petrov.livejournal.com/143793.html?thread=627889
Притча о добром самаритянине
И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. Лк.10:25-37
Притча о милосердном самарянинеВ. Сазонов (1789-1870). 1843–1854 гг.Масляная живопись по сухой штукатурке.Роспись аттика юго-восточной части Исаакиевского собора http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1136
Добрый самаритянин.Степан Владиславович Бакалович (1857 — 1947). Бумага, карандаш.www.artsait.ru
Милосердный самаритянин.Василий Иванович Суриков (1848 ?1916). 1874 г. 140×210.Художественный музей имени В. И. Сурикова, Красноярск
Милосердный самаритянин.Валериан Крюковhttp://john-petrov.livejournal.com/143793.html?thread=627889
Притча о богаче и Лазаре
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях… Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются.
Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят. Лк.16:19-31
Богач и ЛазарьВасилий Иванович Суриков. 1873 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
Притча о Лазаре.Федор Андреевич Бронников. 1886 г. Холст, масло, 127×84.5 смТверская областная картинная галерея
Притча о десяти девах
Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидёт Сын Человеческий. Мф.25:1-13
Образ брачного пира был понятен современникам Иисуса.
По древнему восточному обычаю жених в сопровождении своих родных и друзей приходил в дом невесты, а так как это обычно совершалось ночью, то подруги невесты, не зная точного времени прибытия жениха, запасались ламповым маслом и ждали участников торжества. После прихода жениха двери дома закрывались, подписывался брачный договор и начинался свадебный пир.
Притча о девах.Боровиковский Владимир Лукич (1757 — 1825). Холст, масло.Тверская областная картинная галерея
Притча о мудрых и неразумных девах.Липгарт Эрнест Карлович. 1886 г.Государственная Третьяковская галерея, Москва
Притча о званых на брачный пир
Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска’ свои, истребил убийц оных и сжёг город их.
Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир.
И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.
(Мф. 22, 1-14).
Притча о званых на брачный пир.А. П. Никитин. 1848 г.Масляная живопись по сухой штукатурке. 355×470 смРоспись аттика в северо-восточной части Исаакиевского собора.http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1124
www.ippo.ru
В красноярске «живут» картины знаменитых художников | культура:искусство | культура
Красноярск, 1 июля — «АиФ на Енисее». Увидеть картины, написанные знаменитыми на весь мир художниками, можно не только в Третьяковской галерее или Эрмитаже.
Настоящие шедевры хранятся и в региональных музеях. Одна из самых больших коллекций — в Красноярске. В Художественном музее хранится первая и последняя из больших работ Сурикова и уникальные работы художников русского авангарда.
Василий Суриков, «Вид памятника Петру Первому на Сенатской площади». Фото предоставлено Красноярским музеем им. Сурикова
«Вид памятника Петру Первому на Сенатской площади»
Художник: Василий Суриков
Дата завершения: 1870
Жанр: городской пейзаж
Стиль: Реализм
Это первая большая картина, написанная Василием Суриковым в Петербурге в 1869-1870 гг., через год после приезда в столицу. Он представил её на ежегодной выставке в Академии художеств. Именно она принесла ему известность. Впоследствии картину выкупил меценат Пётр Кузнецов, который, собственно, и дал деньги на обучение талантливого земляка.
Кстати, эту картину Василий Иванович писал дважды. Повторение картины было сделано зимой 1870 года. Художник немного изменил композицию: цвет (цвет луны стал более холодным, голубоватым, свет от фонарей — тёплым, желтоватым), точка зрения — выше и дальше от памятника. Второй вариант картины сегодня хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Василий Суриков, «Милосердный самарянин». Фото предоставлено Красноярским музеем им. Сурикова
«Милосердный самарянин»
Художник: Василий Суриков
Дата завершения: 1874
Стиль: Реализм, Academicism
Жанр: религиозная живопись
Над этой картиной Василий Суриков трудился семь напряжённых месяцев. Он был так занят, что всё это время даже не писал родным. Работа была завершена в ноябре 1874 года.
Тогда же в журнале «Всемирная иллюстрация» был напечатан «Обзор всего выставленного теперь в Императорской Академии художеств», в котором Сурикова величают «героем…академического года в смысле научной и практической подготовки».
Сам Василий Иванович называет этот обзор «статьёй о себе» не случайно: он почти полностью посвящён его работам «Милосердный самарянин» и «Пир Валтасара». Отличный студент Академии, Суриков неоднократно получал за учебные работы денежные премии.
За «Милосердного самарянина» он получил малую золотую медаль. Тогда же он преподнёс её своему «милосердному самарянину» — меценату Петру Ивановичу Кузнецову.
Василий Кандинский, «Импровизация 209». Фото предоставлено Красноярским музеем им. Сурикова
«Импровизация 209»
Художник: Василий Кандинский
Дата завершения: 1917
Стиль: Абстракционизм
Жанр: жанровая живопись
Работы художников русского авангарда, в том числе две картины: Василия Кандинского — «Импровизация 209» и Казимира Малевича — «Дама у рояля». Эти произведения поступили в художественный музей из краевого краеведческого музея. А туда попали в 30-е годы ХХ века по распределению. На всех этих работах есть печать народного комиссариата просвещения.
Казимир Малевич, «Дама у рояля». Фото предоставлено Красноярским музеем им. Сурикова
«Дама у рояля»
Художник: Казимир Малевич
Дата завершения: 1913
Стиль: Кубофутуризм
Дело в том, что в начале ХХ века все работы художников, отвечающие новой советской эстетике, распределяли по регионам, чтобы и их приобщить к новой культуре.
Сегодня эти художники известны не только в России, но и во всём мире, русский авангард сейчас на пике популярности. А работы пользуются большим спросом. Они постоянно выставляются, в том числе и за пределами России.
Например, в момент подготовки публикации работа Василия Кандинского находилась в Италии. Работа Малевича объехала всю Европу.
Василий Суриков, «Благовещенье». Фото предоставлено Красноярским музеем им. Сурикова
«Благовещенье»
Художник: Василий Суриков
Дата завершения: 1914
Стиль: Импрессионизм, Реализм
Жанр: религиозная живопись
«Благовещенье» — последняя большая работа Василия Сурикова, которая датируется 1914 годом. Правда, современники, которые впервые увидели картину на выставке в Академии художеств, не оценили её. По версии искусствоведов, она не имела большого успеха, так как Суриков к тому времени был признанным мастером исторических полотен.
Владимир Лебедев, «Портрет Тамары Макаровой». Фото предоставлено Красноярским музеем им. Сурикова
«Портрет Тамары Макаровой»
Художник: Лебедев Владимир
Дата завершения: 1943 г.
Стиль: Импрессионизм
Портрет Тамары Макаровой, написанный народным художником Владимиром Лебедевым. Народная артистка Советского Союза Тамара Макарова была кумиром своего поколения. Один из фильмов — «Метель», в котором она сыграла Нину, вышел на экраны в 1941 году.
Тамара Макарова вместе с мужем, знаменитым режиссёром Сергеем Герасимовым, участвовала в обороне Ленинграда. Она работала инструктором политуправления фронта, дружинницей, медсестрой. И только в 1943 году супруги вместе отправилась в тыл — в Ташкент. Именно тогда и был написан портрет.
Примечательно, что он не несёт в себе отпечаток военного времени. Поэтичный, романтичный, воздушный, лёгкий образ.
Иван Айвазовский, «Пейзаж с Везувием». Фото предоставлено Красноярским музеем им. Сурикова
«Пейзаж с Везувием»
Художник: Иван Айвазовский
Дата завершения: 1896
Стиль: Романтизм
«Пейзаж с Везувием», — одна из шести тысяч работ, написанных повелителем морской стихии. Все работы достаточно поздние, написанные зрелым мастером, известным на весь мир художником. В музей они попали из частных коллекций.
Натюрморт «Жизнь и смерть» — автор этой картины не известен широкому кругу искусствоведов. Но знаком красноярцам. Дело в том, что написал её купец Пётр Гадалов. Музей располагается в особняке, который когда-то принадлежал Гадаловым, и потому эта весьма необычная картина занимает в галерее особое место.
В фондах музея хранится почти 14 тыс. работ. А начиналась коллекция с малого: 634 предмета поступили из краевого краеведческого музея в 1958 году. Это были произведения живописи, графики и несколько скульптур. Кстати, посетители видят только 0,3% коллекции, остальное находится в специально оборудованных хранилищах.
КСТАТИ
Конечно, учитывая значение этих художников для мирового художественного искусства, можно смело утверждать, что все перечисленные картины бесценны. И всё же.
В начале декабря 2011 года на русских торгах в Лондоне были установлены новые ценовые рекорды и составлен список самых дорогостоящих работ художников России по результатам аукционных продаж. Лидер этого списка — Казимир Малевич.
На втором месте — Василий Кандинский. Айвазовский (хотя прежде его не раз называли самым дорогим русским художником) — на 14-м месте.
Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartina-miloserdnyj-samaryanin.html
Василий Суриков : краткая биография
Васи́лий Ива́нович Су́риков (12 (24) января 1848, Красноярск — 6 (19) марта 1916, Москва) — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.
Семья
Родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске. Принадлежал к казачьему сословию. Крещён 13 января во Всехcвятской церкви.
Дед — Василий Иванович Суриков (умер в 1854), двоюродный брат деда — Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского казачьего полка, обладал большой силой.
Однажды в бурю оторвался от берега плот, атаман бросился в реку, схватил бечеву и вытащил плот на берег. В его честь назван остров Атаманский на Енисее. Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске.
Отец — коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков (1815—1859). Мать — Прасковья Фёдоровна Торгошина (14 октября 1818—1908) — родилась в казачьей станице Торгошино под Красноярском (современное название Торгашино). В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим (в настоящее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края).
Дочь Сурикова Ольга была замужем за художником Петром Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская была писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный». Её дети — правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Правнучка — Ольга Семёнова.
В красноярске
В возрасте восьми лет Суриков приезжает в Сухой Бузим и заканчивает два класса приходской школы при Всехсвятской церкви; в 1858 году начинает учёбу в уездном училище. Родители остаются жить в Сухом Бузиме. В 1859 году в Сухом Бузиме от туберкулёза умирает отец Василия Ивановича. Мать с детьми возвращается в Красноярск. Денег не хватает — семья сдаёт в аренду второй этаж своего дома.
Начал Суриков рисовать в раннем детстве. Первым его учителем стал Николай Васильевич Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища. Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862 года (хранится в музее-усадьбе В. И. Сурикова в Красноярске).
После завершения обучения в уездном училище Суриков устраивается работать писцом в губернское управление — у семьи не было денег на продолжение образования в гимназии.
Во время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел енисейский губернатор П. Н. Замятнин. Губернатор нашёл мецената — красноярского золотопромышленника П. И.
Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.
В санкт-петербурге
«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»
11 декабря 1868 года Суриков с обозом П. И. Кузнецова выехал из Красноярска в Санкт-Петербург.
Он не смог поступить в Академию художеств и в мае-июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников.
Осенью 1869 года сдал экзамены и стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником.
С 1869 по 1875 год учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор».
Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) приобрёл П. И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова).
Летом 1873 года Суриков приезжает в Красноярск, некоторое время живёт в Хакасии — на золотых приисках Кузнецова.
В 1874 году художник подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самаритянин» (хранится там же), за которую получил Малую золотую медаль.
4 ноября 1875 года закончил Академию художеств в звании классного художника первой степени.
В москве
Суриков получил заказ на создание четырёх фресок на темы Вселенских соборов для храма Христа Спасителя. Начал работать над фресками в Петербурге, а в 1877 году переехал в Москву. В москве собственного жилья не имел, жил в арендованных квартирах и гостиницах. Часто ездил в Красноярск, где проводил лето.
25 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (1858—1888) (в разных источниках приводятся различные написания имени — Елизавета Артуровна Шарэ).
Её мать, Мария Александровна Шаре была родственницей декабриста Петра Николаевича Свистунова (предположительно племянницей, дочерью Глафиры Николаевны Свистуновой и графа Александра Антоновича де Бальмен).
У Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга (1878—1958) и Елена (1880—1963).
Суриков никогда не брал заказов на портреты, но часто отправлялся от портретного образа в своей дальнейшей, чисто творческой работе. Однако, целый ряд суриковских портретов не имел такого служебного значения, их художник не включал в свою работу над картиной.
В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. В. Суриков. 1899 г.» Рисунок хранится в Третьяковской галерее.
Пелецкий Федор Федорович (1853—1916) — известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем.
Суриков любил оперу, увлекался музыкой. Музыка оказывала большое влияние на его творчество. Василий Иванович Суриков учился мастерству исполнения на гитаре у своего друга — гитариста Федор Федоровича Пелецкого, и часто они самозабвенно играли пьесы для двух гитар.
Важнейшие картины
«Утро стрелецкой казни»
Утро стрелецкой казни
В 1878 году Суриков начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году. На картине изображены стрельцы, поднявшие восстание в 1682, которых ведут на казнь.
В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.
«Меншиков в Берёзове»
П. М. Третьяков в 1883 году приобрёл картину Сурикова «Меншиков в Берёзове». У художника появились деньги для зарубежной поездки. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра.
«Боярыня Морозова»
В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина. Её муж, Степан Фёдорович, изображён на картине «Утро стрелецкой казни» — стрелец с чёрной бородой.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году.
Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское.
«Боярыня Морозова» экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 года. Суриков на лето уезжает в Красноярск.
8 августа 1887 года художник наблюдает полное солнечное затмение, пишет этюд затмения, который хранится в Тверской картинной галерее. В 1887 году Василий Иванович начинает работать в жанре портрета.
Одним из первых стал портрет матери (1887 год). Портрет «Мой брат» также, вероятно, был создан в 1887 году.
«Взятие снежного городка»
«Взятие снежного городка».
8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова. В начале лета 1889 года художник вместе с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года. В красноярске было написано полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Русском музее).
Игру «Взятие снежного городка» Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери, Торгошино. Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве.
В кошеве сидит, изображённая в профиль, Екатерина Александровна Рачковская — жена известного красноярского врача. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха.
«Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др. В 1891 году началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Этюды для картины Суриков писал на реке Обь.
Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках И. П. Кузнецова в Хакасии. В своём письме он писал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака».
Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а закончилась в 1895 году.
С 1893 года Суриков — действительный член петербургской Академии художеств.
«Переход Суворова через Альпы»
«Переход Суворова через Альпы»
В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. Ф. Ф.
Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В то время Спиридонову было 82 года. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Г. Н.
Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году — в 100-летие итальянского похода Суворова.
Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором.
«Степан Разин»
Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Прототипом Степана Разина стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков, или его сын — Тимофей Иванович. Возможно, что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, а поздние с его сына.
В 1907 году Суриков стал членом Союза русских художников, покинув ряды Товарищества передвижников.
Параллельно с «Степаном Разиным» Суриков работает над несколькими картинами. В 1901 году В. М. Крутовский показал Сурикову брошюру Н. Оглоблина о Красноярском бунте (издана в Томске в 1902 году). В Красноярской шатости 1695—1698 годов участвовали предки Сурикова — Пётр и Илья Суриковы. Суриков начинает картину «Красноярский бунт 1695 года».
Остался неосуществлённым замысел картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». Картина была задумана в 1909 году во время поездки на озеро Шира.
«Посещение царевной женского монастыря»
«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами»
После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год). Прототипами царевны стали внучка художника Наталья Кончаловская и Ася Добринская.
Последние годы
В 1910 году Суриков вместе с зятем художником П. П. Кончаловским посещает Испанию. В красноярске в 1910 году по инициативе Сурикова и Л. А. Чернышёва открылась рисовальная школа. Суриков прислал из Петербурга наглядные пособия для школы.
Летом 1914 года Василий Иванович посещает Красноярск, где пишет ряд пейзажей: «Красноярск в районе Благовещенской церкви», «Плашкоут на Енисее», и несколько акварелей. Осталась незавершённой картина «Благовещение» (хранится в Красноярском художественном музее им. В. С. Сурикова).
В 1915 году Василий Иванович уезжает на лечение в Крым. Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от хронической ишемической болезни сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.
Критика
В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Глава направления А. Н.
Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи».
Увековечение имени
Мемориальная доска на доме на Волхонке, где жил Суриков, ныне — Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков (ГМИИ)Бюст русского живописца Василия Ивановича Сурикова в Румянцевском саду в Санкт-Петербурге
- Имя Василия Сурикова присвоено Московскому художественному институту.
- На родине художника, в Красноярске, в 1954 году поставлен памятник (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани), там же в 1948 году открыт дом-музей Сурикова, ныне Музей-усадьба, где в 2002 году был открыт новый памятник (скульптор Юрий Злотя). Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составило основу коллекции при открытии дома-музея.
- В 1959 году снят историко-биографический фильм «Василий Суриков» режиссёра Анатолия Рыбакова.
- В честь Сурикова назван кратер на Меркурии.
- Улицы имени Сурикова в: Липецке, Новосибирске (улица Сурикова), посёлке Сокол в Москве, в с. Сухобузимское Красноярского края, Киеве, Одессе, Иркутске, Кирове, Владимире, Нижнем Новгороде.
- В Казахстане в городе Рудном есть переулок Сурикова.
В красноярске:
- Улица имени В. И. Сурикова;
- Музей-усадьба В. И. Сурикова (ул. Ленина, 98) с памятником;
- Художественный музей им. В. И. Сурикова, (ул. Парижской Коммуны, 20);
- Детская художественная школа № 1 им. В. И. Сурикова, (ул. Ленина, 79);
- Средняя общеобразовательная школа № 1 им. В. И. Сурикова (Краснодарская ул., 7 б);
- Художественное училище им. В. И. Сурикова, (Свердловская ул.5);
- Суриковский сквер с бюстом на ул. Ленина;
- Сквер с памятником на пр. Мира/ ул. В. Сурикова;
- Скамья и верстовой столб в месте, где Суриков решил стать художником (на пересечении Енисейского Тракта и ул. Славы).
Речные суда:
- танкер Василий Суриков — Енисейское речное пароходство;
- теплоход Василий Суриков — Московское речное пароходство.
В филателии
Почтовая марка СССР,
1948 годПочтовая марка СССР,
1948 годПочтовая марка СССР, 1957 год. 200 лет Академии художеств: К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. И. СуриковПочтовая марка России,
1998 годПочтовая марка СССР, 1967 год: картина «Боярыня Морозова»
Источник: http://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/vasilij-surikov
Василий Суриков, биография, история жизни, творчество
Будущий великий художник родился в Красноярске, в семье с богатой казачьей историей. Миром акварели мальчик увлекся в очень раннем возрасте. Это проявлялось в небольших цветовых набросках и пятнах. Когда ему исполнилось восемь лет, его родители перебрались в Сухой Бузим, где Суриков учился два года в приходской школе.
С 1858 года началось его обучение в уездном училище. Через год после поступления в училище произошла огромная трагедия, умер отец Василия. Будучи не в состоянии прокормить семью, мать художника вернулась в родной Красноярск, где им первое время помогали родственники.
Но денег все еще не хватало и им пришлось сдать второй этаж своего дома.
Тяжелый путь к мечте
Самой ранней осмысленной картиной Сурикова стала акварель «Плоты на Енисее» написанная в 1862 году. После окончания обучения в училище юноше пришлось забросить учебу на некоторое время и работать писцом. Несмотря на тяжелые времена, Суриков не забрасывает свое увлечение рисованием и его талант замечают. П. И.
Кузнецов увидев талант юного дарования согласился оплатить его учебу в Академии искусств. Однако поступить в столь престижное заведение с первого раза у него не получилось. Первый год после провала он посещал уроки в Санкт-Петербургской рисовальной школе. Лишь в 1869 году ему удалось стать воспитанником Академии у наставника П. П. Чистякова.
Во время учебы он был просто одержим тем что бы выучить как можно больше и рисовал сутками напролет. Его основной страстью стала композиция, которая была основополагающей частью всех его работ. Одной из первых больших и значимых для его будущего работ стал «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге».
Ее приобрел Кузнецов что стало первой успешно проданной творческой работой художника.
Картина «Покорение Сибири Ермаком», Суриков, 1895
Завершение обучения в Академии
Вплоть до 1874 года рисовальщика награждали серебряными медалями и небольшими премиями за успехи в рисовании.
Однако в 1874 году его удостоили золотой медали за полотно «Милосердный самаритянин» в этом же году он завершил свое обучение в Академии.
После окончания обучения первым большим заказом для рисовальщика стал заказ на исполнение фресок в соборе Христа Спасителя. Для этого он перебрался в Москву, а после в 1877 году сменил место работы на Петербург.
В 1878 году Суриков заключил брак с Елизаветой Августовной Шаре, которая родила ему двух дочерей. Помимо таланта к рисунку у Сурикова был отличный навык игры на гитаре и пианино что повлияло на знакомство с Пелецким.
Суриков не был большим поклонником одиночного портрета хоть и использовал зарисовки как основу для своих работ. Пелецкий стал исключением, художник, сделал его исключением из правил и изобразил несколько его портретов.
Признание таланта высшим обществом
Первым большим полотном, которое создал художник, стало «Утро стрелецкой казни», работу над этим шедевром он начал в 1878 году. К написанию этой картины художник подошел фундаментально. Он изучал исторические данные и письма людей, которые пережили это историческое событие.
Это полотно стало первым историческим изображением в галерее Третьякова. Каждый из персонажей, изображенных на полотнах Сурикова детально проработан до самых мелких и казалось незначительных деталей вроде родинок и родимых пятен.
Многие из его персонажей были написаны по зарисовкам, реальных людей которым художник мог подбирать годами. Параллельно с созданием «Утро стрелецкой казни» художник делал зарисовки к будущему шедевру «Боярыня Морозова».
Однако затруднения в создании полотна возникли, когда художник не мог найти первообраз для основного персонажа, боярыни. После продажи больших и успешных полотен рисовальщик вместе со своей семьей отправился в путешествие по Европе.
Они посетили множество городов и остановились в Париже на несколько месяцев, потому что жена художника влюбилась в этот город. После Парижа семейство переехало в Италию где Суриков черпал вдохновение изучая полотна разных известных мастеров.
Утро стрелецкой казни, Василий Иванович Суриков
В 1888 году художник пережил еще одну утрату дорогого ему человека, его жена скончалась. Это событие очень сильно подкосило физическое и психологическое состояние здоровья художника. Он замкнулся в себе и долгое время не общался с родными, что привело к тому, что воспитанием его дочерей занялась сестра его покойной жены.
Первым полотном после выхода из депрессии стало «Взятие снежного городка», идею для сюжета картины подал младший брат художника Александр. Все персонажи, которых он изобразил на полотне были жителями деревеньки Базаиха. После этого художник отправляется в Сибирь в поисках вдохновения, здесь он создал «Покорение Сибири Ермаком».
Это полотно смело можно назвать величайшим творением его кисти. Ему удалось передать воинственный дух, который царит на поле битвы, при этом на его полотне не изображено ни одного павшего воина и ни одно лицо не искажено болью от потери или кровью от полученных ран.
Как и во всех работах, которые были созданы его кистью до этого, каждый персонаж имел свой реальный прототип, который проживал в то время.
Закат жизни
Вернувшись домой рисовальщик начал работу над давно задуманным проектом «Переход Суворова через Альпы». Как обычно, художник подошел к написанию с технической стороны и досконально изучил исторические заметки и планы битвы.
Он даже посетил Швейцарию для создания ряда зарисовок которые использовал в последствии. Работа над этим произведением заняла у Сурикова два года и настолько поразила высшие слои общества что ее приобрел сам император России.
В последние годы жизни художника он полностью отдался пейзажной тематике. Он пишет множество видов Красноярска, и даже отправляется с Кончаловым в Испанию видимо это путешествие подкосило здоровье Сурикова.
У него начинаются проблемы с сердцем, и он посещает оздоровительный курорт в Крыму. В 1916 году он умирает от недостатка кислорода в сердце.
Взятие снежного городка, Суриков, 1891
Интересные факты:
- Встать на творческий путь ему помогли губернатор П. Н. Замятин и богатый золотопромышленник П.И. Кузнецов. Они определили его в Петербургскую школу художеств, полностью оплатив обучение. Здесь он за три месяца освоил программу, которую полагалось изучать три года.
- На родине художника, в Красноярске, в 1954 году поставлен памятник (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани), там же в 1948 году открыт дом-музей Сурикова, ныне Музей-усадьба, где в 2002 году был открыт новый памятник (скульптор Юрий Злотя). Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составило основу коллекции при открытии дома-музея.
- В 1959 году снят историко-биографический фильм «Василий Суриков» режиссёра Анатолия Рыбакова.
- Улицы имени Сурикова в: Липецке, Новосибирске (улица Сурикова), посёлке Сокол в Москве, в с. Сухобузимское Красноярского края, Киеве, Одессе, Иркутске, Кирове, Владимире, Нижнем Новгороде.
Источник: http://ThePerson.pro/vasilij-surikov/
Василий иванович суриков (1848-1916) подготовила александрова надежда егоровна автопортрет. — презентация
1 ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ ( ) подготовила Александрова Надежда Егоровна Автопортрет<\p>
2 Картины Василия Ивановича Сурикова все мы знаем с детства. Когда звучит имя этого замечательного художника, перед нами оживают бессмертные страницы истории нашего народа, далекие события героического прошлого. Я ль в тебя посмею бросить камень? Осужу ль страстной и буйный пламень? В грязь лицом тебе ль не поклонюсь, След босой ноги благословляя, — Ты — бездомная, гулящая, хмельная, Во Христе юродивая Русь! Максимилиан Волошин<\p>
3 Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года городе Красноярске в семье губернского регистратора.<\p>
4 Он говорил: « Со всех сторон я природный казак » Его родители вместе с Ермаком пришли в Сибирь с Дона. Отец любил музыку, хорошо играл на гитаре, мать была отличной вышивальщицей. Огромное влияние на Василия Ивановича оказала его мать Прасковья Фёдоровна. Она была незаурядным человеком — сильная, смелая, проницательная. Прасковья Федоровна мастерски вышивала цветами и травами по своим рисункам, тонко чувствовала цвет, разбиралась в полутонах.<\p>
5 Судьба вела Сурикова сквозь невозможные преграды — семейную бедность и дикую провинцию, где само слово «художник» воспринималось как «худо». «Портрет губернатор а Замятнина». Одна из первых работ Та же судьба распорядилась, чтобы эти рисунки дошли до красноярского губернатора Замятина и енисейского золотопромышленника Кузнецова. Первый послал суриковские опусы в петербургскую Академию художеств (1868 г). Второй отправил Василия Сурикова со своим рыбным обозом в Петербург, назначив ему стипендию на все время академического учения.<\p>
6 Минусинская степь. Акварель В.И. Сурикова, 1873 Енисей у Красноярска Река Обь В декабре 1868 г., как в свое время М.В.Ломоносов, так и Суриков, выехал в столицу с рыбным обозом Кузнецова, буквально верхом на замороженном осетре.<\p>
7 С 1869 по 1875 год Суриков учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы Суриков за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор». Академии художеств П. П. Чистякова<\p>
8 «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» Написанная им первая большая картина Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади (1870 г) экспонировалась на академической выставке и привела в восторг Кузнецова, который и купил ее за большие в те годы деньги – 100 рублей.<\p>
9 За время учебы Василий писал картины и рисунки, главным образом на библейские темы. В марте 1874 года Суриков получил первую премию за превосходный живописный эскиз композиции «Пир Валтасара».<\p>
10 На конкурс на большую золотую медаль Суриков представил картину «Апостол Павел объясняет догматы веры «. В картине изображено столкновение христианства, римского язычества и иудаизма.<\p>
11 Нерукотворный образ 1872 г. Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иородиаде Изгнание Христом торгующих их храма<\p>
12 Искушение Христа Милосердный самаритянин<\p>
13 Сурикову вместо заграничной поездки предложили большую работу в храме Христа Спасителя в Москве: написать первые четыре Вселенских собора. В годах он пишет в этом грандиозном, великолепном, преступно разрушенном храме.<\p>
14 В 1878 году Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре, родственнице декабриста П. Свистунова. Десять счастливых лет провели они вместе; Е. Сурикова родила мужу двух дочерей; старшая, Ольга, впоследствии вышла замуж за известного «бубнововалетца» П. Кончаловского.<\p>
15 Портрет дочери Ольги с куклой. (1888)1888 Лиза родила ему двух дочек — Олю и Лену<\p>
16 Спустя семь лет, закончив петербургскую Академию художеств, Василий Суриков вновь приедет в Москву, чтобы написать четыре Вселенских собора для храма Христа Спасителя. И останется в Москве навсегда. Здесь он будет творить свою историю. Здесь зажжет семь ярких свечей — семь своих исторических картин.<\p>
17 1881 На открывшейся 1 марта 9-й Передвижной выставке экспонирует картину «Утро стрелецкой казни». Картина куплена П.М.Третьяковым за 8 тыс. руб. «Начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни». А. С. Пушкин<\p>
18 В день открытия выставки — 1 марта 1881 года террористы-народовольцы под руководством Софьи Перовской, дворянки, дочки петербургского градоначальника, убивают российского императора Александра II. Софья Перовская Храм Воскресения Христова (Спаса на крови) в Петербурге построен на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен Александр II.<\p>
19 На картине Сурикова — не казнь, но приготовление к казни. Это — «Утро перед стрелецкой казнью». Люди еще живы, но убит Василий Блаженный — купола собора отрублены верхней рамой. Суриков связал семь стрельцов с семью главами собора Василия Блаженного. Свеча является символом света, символом жизни. С этим связаны семь свечей — собор Василия Блаженного, который тоже взмывает к небу и несет молитвы за души убиенных стрельцов.<\p>
20 У меня в картине крови не изображено, и казнь еще не начиналась. А я ведь это все — и кровь, и казни в себе переживал. Утро стрелецких казней»: хорошо их кто-то назвал. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. Для понимания трагедии важен единственный бездействующий, помещенный в центре полотна. Стрелец с автопортретными чертами художника. Суриков помещает себя среди гонимых и казнимых. Соотносясь с возвышающей крепостью последних минут человеческой жизни. Одна из центральных фигур картины — стрелец, который стоит на телеге, он прощается с миром. То есть, он в данном случае не может принять последнее прощение от священника, он прощается с миром.<\p>
21 Горение свечей на дневном снегу и белые смертные рубахи казнимых послужили первотолчком к нахождению изобразительной темы. Теплящаяся, догорающая. Задуваемая солдатом. Погасшая, еще дымящаяся и брошенная в грязь, оставшаяся памятью в родных женских руках – все эти свечи – образы последних, очищающих минут человеческой жизни.<\p>
22 Рыжебородый стрелец как бы концентрирует на себе возмущение и непокорность всей массы, которые у других проявляются более сдержанно и скрыто. Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. Он не обращает внимания на свою плачущую жену, он весь поглощен молчаливым вызовом, который бросает царю Петру. «Напрасно в годы хаоса искать конца благого. Одним карать и каяться. Другим кончать Голгофой» (Борис Пастернак).<\p>
23 Казнящий царь отодвинут в сторону стрельцом с предсмертной свечой, убитой горем женщиной и даже неосмысленно кричащим ребенком Мы на переднем плане видим старуху, которая держит погасшую свечу. Ее сына увели, сына больше нет, жизнь окончена.<\p>
24 Если соединить все свечи между собой, спроецировать их на поверхность картины, то мы получим изображение Большой медведицы. Это тоже было сделано Суриковым не случайно. Птицы ориентируются в своем полете по Полярной звезде и Большой медведице. И в традиционной русской культуре, в языческой культуре верования, обычаи, которые отчасти перешли в христианскую, душа человека после смерти отлетает в образе птицы. Суриков хотел показать на самых разных планах, что души стрельцов отлетают к небу.<\p>
25 Тема произведения — падение в XVIII веке последнего яркого представителя Петровской эпохи. При жизни Петра I Меншиков занимал место самого близкого к царю человека. Он проявил военный талант и большие государственные способности, но в то же время был безмерно алчен и честолюбив. После смерти императора, при Екатерине I, Меншиков фактически правил страной. Он задумал окончательно укрепить своё положение, женив на своей старшей дочери наследника престола внука царя Петра II. Противная ему партия взяла верх, он был арестован, лишён всех чинов и имущества и сослан вместе с семьёй на крайний север Сибири, в городок Берёзов (жена умерла по пути в ссылку). «Счастья баловень безродный, полудержавный властелин…» А. С. Пушкин Меншиков в Берёзове (1883)<\p>
26 Суриков показал, как перед Меншиковым сидят его несбывшиеся мечты, его планы. Вот они сидят перед ним. Потому что наши планы – это наши дети. Сына своего он хотел женить на принцессе Елизавете, или на великой княжне Наталье Алексеевне – такой у него был план; Мария должна была выйти замуж за Петра 2. И таким образом породниться напрямую с императорской фамилией. У Сурикова же именно в это время тяжело заболевает, постепенно угасая, жена. Свою жену он изобразил в образе опечаленной «царской невесты», сидящей рядом с отцом на полу, прижавшись ему под руку. Декабрь морозит в небе розовом, Нетопленный мрачнеет дом. А мы, как Меншиков в Березове, Читаем Библию и ждем. М. Кузмин<\p>
27 В.И. Суриков «Боярыня Морозова» Темой картины Суриков избрал момент, когда одну из наиболее ярких и фанатичных защитниц старообрядчества, ближайшую сподвижницу протопопа Аввакума боярыню Федосью Морозову, состоявшую в родстве с самим царем, измученную, закованную в кандалы, увозят в Пафнутьево- Боровский монастырь, в земляной тюрьме которого она и окончила свои дни.<\p>
28 Реформы патриарха Никона вызвали раскол Русской церкви и отчаянное сопротивление народа, увидевшего в происходящем посягательство на истинную веру. Старообрядческая икона с изображением Феодосии Морозовой. В. И. Суриков. Голова боярыни Морозовой год. Этюд для картины «Боярыня Морозова». Третьяковская галерея.<\p>
29 Изображая себя в образе странника, Суриков проходит вместе с ним общий покаянный путь, осознавая все его тяготы и препятствия. При этом странник и юродивый единственная опора Богородицы, т.е. России, русской духовности, совести народной, но и они из прошлого, будущее за подростками. Именно подростки выберут путь, по которому пойдет Россия, и тот, кто будет представлять их уже стоит в задумчивости с левой стороны Линейно-композиционная связь между странником и задумавшимся подростком Линейно-композиционная связь между юродивым, странником и Богородицей Странник. Боярыня Морозова (фрагмент) Автопортрет Сурикова<\p>
30 Через год после «Морозовой» от давнего порока сердца и скоропостижной чахотки умирает жена Лиза. Третьяков купил Боярыню Морозову за пятнадцать тысяч рублей, и Суриков смог наконец-то осуществить свою заветную мечту — поехать на родину в Красноярск со всей семьей. Однако столь долгожданная для Василия Ивановича поездка на родину оказалась роковой для его жены. Тяжелая и неудобная дорога на перекладных и на пароходе подкосила и без того хрупкое здоровье Елизаветы Августовны, страдавшей пороком сердца. Сказалось и то, что отношения между матерью художника и его женой не сложились Елизавета Августовна тяжело заболела. Ее лечили лучшие профессора Москвы, но все было тщетно. Известна история, как Суриков спустил с лестницы Л.Н.Толстого за то, что тот приходил к его жене побеседовать о смерти. Восьмого апреля 1888 года ее не стало. Для Сурикова смерть жены была тяжелейшим ударом.<\p>
31 Исцеление слепорожденного Иисусом Христом В это тяжелое время Василий Иванович нашел утешение в религии, постоянно перечитывал Библию. Итогом мучительных размышлений Сурикова о жизни, о душе, о смерти явилась картина Исцеление слепорожденного Иисусом Христом, которую художник писал для себя и не собирался выставлять. Лицо слепого на картине напоминало лицо самого Сурикова.<\p>
32 «Взятие снежного городка». Эта единственная радостная картина художника символизировала его возвращение к своим истокам. Фото В.И. Сурикова с дочерьми и братом, Александром<\p>
33 В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком год. 4 февраля умирает мать Сурикова. 17 февраля на 23-й Передвижной выставке экспонирует картину «Покорение Сибири Ермаком». Картина куплена императором Николаем II для Русского музея за 40 тыс. руб.<\p>
34 «Переход Суворова через Альпы» 1899 г. Сурикову пожалован орден Святого Владимира IV степени за картины Покорение Ермаком Сибири и Переход Суворова через Альпы.<\p>
35 Незадолго до смерти Суриков так определит свое творчество: «Стрельцов», «Меншикова» и «Морозову» — не мог не написать; «Снежный городок» и «Ермака» смог написать; «Суворова» мог не писать; «Стеньку» так и не смог…» И это правда.<\p>
36 Как, бывало, казацкая, дерзкая, На Царицын, Симбирск, на Хвалынь — Гребенская, Донская да Терская Собиралась ватажить сарынь. Да на первом на струге, на «Соколе», С полюбовницей — пленной княжной, Разгулявшись, свистали да цокали, Да неслись по-над Волгой стрелой. Хорошо на Руси я попраздновал: Погулял, и поел, и попил, И за всё, что творил неуказного, Лютой смертью своей заплатил. Максимилиан Волошин «Степан Разин» ( )<\p>
37 Фото В.И. Сурикова в костюме Разина Автопортрет Сурикова Портрет Разина Суриков писал дочерям из Астрахани, куда выезжал на этюды: «Это какая-то Венеция или Неаполь. Шумная жизнь на пристанях. Сегодня нарисовал лодку и наметил на другом рисунке гребцов (шесть весел). Думаю, завтра или послезавтра кончить этюд красками… Надеюсь привезти для начала работы кое- какие материалы». Из поездки по Волге Суриков привез много этюдов и принялся за работу.<\p>
38 Женские портеты<\p>
39<\p>
40 Картина Сурикова «Посещение царевной женского монастыря», воспринимается как собирательный образ самой России, идущей навстречу своей судьбе, в которой и страшные испытания, и тяжкие скорби. Для одного из этюдов к картине ему позировала любимая внучка – Наташа (нам она известна как жена детского писателя Сергея Михалкова и мать Н.Михалкова).<\p>
41 Благовещение 1914 год<\p>
42 Последний созданный Суриковым исторический образ образ Пугачева; сохранился эскиз 1911 года, изображающий предводителя крестьянского восстания заключенным в клетку…<\p>
43 А его картины уже давно живут своей собственной жизнью, став неотъемлемой частью и нашей истории, и нашей культуры. Суриков как художник ни на кого в мире не был похож. Замечательно сказал о нем тот же Волошин: «Шел он своей «волчьей» тропой и охотился в одиночку». 6 марта 1916 года кончилась эта большая суриковская «охота», последними его словами были: «Я ис…че…заю». Похоронили его на Ваганьковском кладбище — как он и завещал, опустили гроб на гроб Елизаветы Августовны… У гроба художника горели семь свечей.<\p>
44 «Семь свечей» Сурикова<\p>
45 Имя великого сибирского художника присвоено Московскому художественному институту искусств, художественному училищу в Красноярске. В 1948 г. в Красноярске был торжественно открыт музей — усадьба В.И. Сурикова, позднее художественный музей им. В.И. Сурикова<\p>
46 Благодарим за внимание!!! Суриков В. Букет.<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/1107913/