Описание картины виктора васнецова «христос вседержитель»

Православные работы русского художника Виктора Васнецова

Previous Entry | Next Entry

radiant_kristal
Христос-Вседержитель, 1885-1896
Виктор Васнецов. Отечествие (Отечество), 1907Бог Саваоф. 1885-1896
Спаситель. Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Воскресения в Петербурге. 1901
Христос Вседержитель. Мозаика главного иконостаса храма Спаса-на-Крови. Выполнена по оригиналу Виктора Михайловича Васнецова
Единородный Сыне и Словесе Божий. Росписи Владимирского собора


Богоматерь Одигитрия. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1899

Богородица Владимирского собора
Богородица Владимирского собора. Эскиз, 1893-1895
Богоматерь, 1887. Бумага, уголь.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем
Богоматерь с младенцем. Васнецов В.М. Храм Спаса-на-Крови
Мозаика «О тебе радуется Благодатная» по эскизу В. Васнецова.
Гусь-Хрустальный. 1902 г. Мастерская Фролова.

Блаженство рая. 1885-1896
Искушение Евы змием. 1885-1896
Вход Господень в Иерусалим
Спаситель в терновом венце, 1906
Распятие Христа. 1902
Распятый Иисус Христос. 1885-1896
Распятие Христа
Снятие с креста. 1888-1901
Плащаница, 1901
Сошествие во ад, 1896-1904
Воскресение
Мария Магдалина. Эскиз мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте, 1899
Мария Магдалина
Всадники Апокалипсиса, 1887
Страшный суд. 1885-1896
Страшный суд, 1904
Архангел Михаил повергает дьявола, 1914
Радость праведных о Господе. Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996
Радость праведных о Господе. Триптих, (левая часть)
Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть)
Коленопреклоненный Архангел Михаил, 1885-1893
Святой Ангел со светильником, 1885-1896
Ангел Божий, 1908
Серафим
Серафимы
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893
Святые отцы. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг.
Русские святые, 1885-1896
Святой Георгий Победоносец, 1919
Крещение князя Владимира в Царьграде, 1885-1893

Крещение Руси. Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896
Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893 г.

Святой Алипий Живописец, 1885-1893
Княгиня Евдокия, 1885-1893
Святая княгиня Ольга, 1885-1893
Святой Нестор-летописец, 1885-1893
Святой Андрей Боголюбский, 1885-1896
Святой Александр Невский, 1885-1893
Сергий Радонежский, 1882
Могила Владимира Грингмута. Крест-памятник по рисунку Виктора Васнецова (1907).(Владимир Андреевич Грингмут (также Вадим и Вальдемар Грингмут); 3 марта (15 марта) 1851 — 28 сентября (11 октября) 1907 — русский политический деятель праворадикального толка, один из основателей и главных идеологов черносотенного движения.)
Памятник великому князю Сергею Александровичу.(Великий Князь Сергей Александрович (29 апреля (11 мая) 1857 Царское Село — 4 (17) февраля 1905, Москва) — пятый сын Александра II; Московский генерал-губернатор. Супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны. Погиб от бомбы революционера Каляева.Памятник великому князю Сергею Александровичу — памятник в Московском Кремле освящённый 2 апреля 1908 года на месте убийства Великого Князя Сергея Александровича. Располагался недалеко от Никольской башни, между зданиями Сената и Арсенала. Автор памятника В. М. Васнецов. 1 мая 1918 года памятник был снесён при непосредственном участии В. И. Ленина.)
Книга русской скорби (обложка, 1910)

Источник: https://radiant-kristal.livejournal.com/92029.html

Васнецов Виктор МихайловичРосписи Владимирского собора

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Идея Филарета Амфитеатрова о создании в Киеве собора в честь святого равноапостольного князя Владимира была официально утверждена Синодом и императором Николаем I в 1852 году.

Сбор средств и пожертвований продолжался до 1859 года, за это время было собрано около ста тысяч рублей, а управление Киево-Печерской Лавры пожертвовало дополнительно миллион штук кирпича.

Внешний и внутренний облик храма предполагалось создать в старовизантийском стиле, в архитектурном виде древнерусских храмов времен правления князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.

Строительство Владимирского собора, осложненное техническими трудностями, растянулось почти на тридцать лет — с 15 июля 1862 (закладка в честь дня святого князя Владимира) по 1896 год. Над возведением храма в разные годы работали архитекторы Александр Беретти, Рудольф Бернгард, Владимир Николаев. Последнему удалось успешно завершить строительство Владимирского собора.

Христос Вседержитель
Единородный сын Слово Божие
Бог Саваоф

Интерьерными работами внутреннего облика Владимирского собора заинтересовался историк искусства и археолог Адриан Прахов, который добился в 1885 году, чтобы оформление собора велось по его проекту и под его руководством.

К работе были привлечены художники Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Василий Поленов, Павел Сведомский, Василий Суриков, Вильгельм Котарбинский, Валентин Серов, Михаил Врубель, а также молодые художники школы Мурашко. Роспись (преимущественно на древнерусскую тематику) была завершена в 1896 году.

Торжественное освящение Владимирского собора состоялось 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.

Виктор Михайлович Васнецов после переписки с руководитерем проекта по оформлению храма Адрианом Праховым счел для себя честью принять участие в росписи Владимирского собора.

Кроме росписи «Богоматерь с младенцем», великолепно выполненной в апсиде над алтарем, и композиции «Страшный суд», расположенной над входом на хоры храма, живописец создал, собственно, «тематические» росписи — «Крещение Руси» и «Крещение князя Владимира».

В куполе Владимирского собора русский художник поместил поясное изображение «Христа Вседержителя» с раскрытым Евангелием в левой руке и поднятой для благословения правой со скрещенными пальцами. Несколько лет Васнецов работал над большим триптихом «Радость праведных о Господе». А роспись «Воины Апокалипсиса» стала несомненной удачей художника.

Крещение князя Владимира, 1885-1896,

Музей русского искусства, Киев

Крещение Руси, 1885-1896,

Третьяковская галерея

Воины Апокалипсиса, 1887,

Эскиз росписи Владимирского собора

Левая часть
Центральная часть
Правая часть

Радость праведных о Господе. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Третьяковская галерея

Для создания завершенного и целостного образа каждая фреска во Владимирском соборе была обрамлена разработанной Васнецовым орнаментальной оправой, которая представляла собой продуманное и фантастичное по экспрессии декоративное украшение.

Ведь даже по стилю у самого художника сюжеты, имеющие канонические изображения, выполнены в строгой академической манере, а образы русских святых близки по духу к народному творчеству. В эскизе «Единородный сын Слово Божие» в крылатых небесных силах и мистической фигуре Господа проявились черты стиля модерн.

На всю эту грандиозную работу по росписи Владимирского собора у Виктора Михайловича Васнецова ушло около десяти лет.

Распятый Иисус Христос
Богоматерь с младенцем
Страшный судНестор-летописец, 1886-1893,

Дом-музей В. М. Васнецова

Встреча Олега с кудесником,

1899, Третьяковская галерея

Олег у костей коня,

1899, Литературный музей

Иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина в честь столетия поэта в 1899 году, акварель.

Васнецов Виктор Михайлович. Картины и биография. →

Источник: http://smallbay.ru/vasneztov_rospisi.html

Правнучатая племянница Виктора Васнецова: «Это заказ Божий!» — сказал прадед, приступив к росписи..

90 лет назад перестало биться сердце знаменитого художника

Миллионам ценителей прекрасного известны картины Виктора Васнецова «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке». Эти работы сегодня хранятся в Москве в Третьяковской галерее.

Шедевры же иконописной живописи Васнецова можно увидеть в санкт-петербургском храме Спаса-на-Крови, в киевском Владимирском соборе, церквях Германии, Польши и Болгарии. В Киеве Виктор Михайлович работал более десяти лет — с 1885-го по 1896 год.

Расписывая Владимирский собор, возведенный в честь 900-летия Крещения Руси, на освящении которого, кстати, присутствовали Николай II и его супруга, создал 15 композиций и 30 фигур святых в полный рост.

Среди них — «Христос-Вседержитель», «Богоматерь с младенцем», «Святители», «Пророки», изображения князя Владимира, княгини Ольги, Александра Невского, Нестора Летописца…

О судьбе знаменитого прадеда рассказала живущая в Москве правнучатая племянница художника Ольга Васнецова, доктор химических наук, профессор, почетный председатель Фонда Васнецовых (на фото).

— Ольга Алексеевна, на Введенском кладбище в Москве Виктору Васнецову установлен весьма необычный памятник…

— Да, это так. На могиле три больших камня, каждый из них повторяет камень на картине Виктора Васнецова «Витязь на распутье». Под самым большим камнем покоится прах Виктора Михайловича, под двумя другими — членов его семьи: жены и детей. Автор этого памятника — внук Виктора Михайловича Андрей Васнецов. К слову, Андрей Владимирович был последним председателем Союза художников СССР.

Картину «Витязь на распутье» Виктор Васнецов написал в родной Вятке в 1870 году, когда умер его отец. Шестеро братьев (Николай, Виктор, Петр, Аполлинарий, Аркадий и Александр) остались сиротами, ведь за четыре года до этого не стало и их мамы. В момент написания картины Виктору было 22 года. Он думал, как жить дальше. Выбрав стезю художника, не ошибся.

— Что касается памятника, думаю, Виктор Васнецов создал его себе уже при жизни — своими работами. Одна из них — роспись Владимирского собора.

— Знаете, каждый раз, когда бываю в Киеве, обязательно иду в этот храм. Когда в 1970 году зашла во Владимирский собор впервые, на глазах выступили слезы. Это неописуемое чувство, когда святые на васнецовских произведениях смотрят на тебя глазами твоих родных. В нашем роду ведь насчитывается тринадцать поколений священников.

Расписать Владимирский собор Виктору Васнецову предложил историк искусства и археолог профессор Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой храма. Виктор Михайлович был с ним давно знаком.

Но на предложение согласился не сразу, так как считал дело чрезвычайно ответственным и не был уверен, что готов взяться за это.

Считал: трудно сказать что-то свое в этой области — слишком уж большая конкуренция, и «чуть что, критики сразу укажут на сходство с Рафаэлем или Мурильо».

Читайте также:  Описание картины аркадия пластова «в октябре»

Первый раз Прахову не удалось уговорить прадеда. Разговор происходил в подмосковном Абрамцево, где летом жила семья Васнецова. Но, поразмыслив, Виктор Михайлович отправил Прахову телеграмму.

Писал: в случае, если Суриков, которому Прахов сделал такое же предложение, откажется, пусть Адриан оставит работу за ним, за Васнецовым. Ответ последовал незамедлительно: «Приезжайте».

В результате прадед едет в Киев, где раньше никогда не был, вместе с Праховым осматривает здание Владимирского собора, знакомится с фресками Софийского собора и Кирилловской церкви.

А потом на месяц поехал в Италию. Посетил Венецию, Равенну, Флоренцию, Рим, Неаполь и Палермо. В заграничное путешествие отправился поездом Москва — Варшава. Добирался через Вену… О своих приключениях писал родным: как намучился в пути из-за незнания иностранных языков — однажды даже сел не в тот поезд.

В письме жене рассказывал, что впечатление от Венеции ни с чем не сравнимо. Одна церковь святого Марка чего стоит! В Равенне его потрясли огромные мозаики в базилике святого Аполлинария, во Флоренции — шедевры Микеланджело, а в Ватикане — Рафаэля.

Вернувшись из путешествия, начинает писать эскизы к росписи Владимирского собора.

— Существует предание, что прообразом Богоматери с младенцем стали жена Виктора Михайловича Александра Владимировна и сын Михаил…

— Первый эскиз Богоматери с младенцем Виктор Михайлович написал еще в 1870 году, когда не был женат. Чаще всего Богородицу на иконах изображают так, что она прижимает к себе младенца. Виктор Михайлович же изобразил маленького Иисуса протягивающим миру ручонки. До него так никто не писал.

А когда Васнецов работал над эскизом к Владимирскому собору, жена вышла на крыльцо с новорожденным сынишкой Михаилом (который, к слову, потом стал священником), и Виктор Михайлович снова увидел это движение ручонок, запечатлел его и выражение лица своей супруги.

Хотя портретного сходства в работе нет.

*Васнецовская Богоматерь с младенцем имеет удивительную историю создания

— Ваш троюродный брат Михаил Васнецов, живущий в Киеве, рассказывал мне о чуде. В 1885 году Адриан Прахов и вице-губернатор Баумгартен, возглавлявший комиссию по сооружению Владимирского собора, вместе посетили храм.

Неожиданно на только что оштукатуренной стене увидели проступивший чудесный лик Богородицы с младенцем на руках. Впоследствии Прахов даже сделал набросок видения. Когда же Васнецов показал ему свои эскизы образа Богоматери, Адриан Викторович протянул свою зарисовку.

Васнецов был поражен сходством образов.

— «Это заказ Божий!» — сказал прадед, приступив к росписи Владимирского собора в Киеве. Так вспоминал Прахов.

К слову, происходил Виктор Михайлович из семьи сельского священника и до поступления в петербургскую Академию художеств окончил богословский класс духовной семинарии.

Господь его хранил, когда однажды, расписывая Владимирский собор, Виктор Васнецов чуть не разбился, упав с лесов. Увлеченный работой, оступился, но чудом зацепился за металлический крюк холщовой курткой, в которой работал. «Меня сохранил Господь!» — сказал тогда.

— Одна из самых потрясающих работ в храме — «Христос-Вседержитель». Кажется, смотреть на нее можно целую вечность.

— Удивительно, как васнецовский Христос-Вседержитель похож на моего брата Мишу в молодые годы. Он стал профессором, доктором физико-математических наук. Когда же прадед писал образ Христа, разумеется, Миши еще и в «проекте» не было…

— Читала, что свою работу по росписи Владимирского собора Васнецов называл «путь к свету»…

— Виктор Михайлович был человеком глубоко верующим. Как мне рассказывала его дочь Татьяна Викторовна, он в церковные праздники никогда не писал на светские темы. Только на религиозные.

*Виктор Васнецов был человеком глубоко верующим

— Как Васнецовы праздновали Рождество и Пасху?

— На Рождество дети (их было пятеро: Татьяна, Борис, Алексей, Михаил и Владимир) ставили спектакли. Часто сами писали пьесы. Особенно любил это делать сын Виктора Васнецова Владимир, родившийся в Киеве в период росписи Владимирского собора.

Девочки и мальчики шили костюмы, рисовали декорации. Все это было интересно. А на Пасху расписывали кисточкой яйца, пекли куличи. Готовили по известной книге Елены Молоховец. До сих пор в нашей семье печем «васнецовские» пироги с капустой.

И знаете, что интересно: эти пироги с поджаристой корочкой нарезались крупно и подавались горячими. И обязательно с маслом и красной икрой!

— По нынешним временам весьма недешево.

— А в то время, когда жил Виктор Михайлович, красная икра стоила не так дорого. В книге рецептов Елены Молоховец писалось, что черная паюсная (прессованная. — Ред.) икра… для прислуги.

Вообще же Виктор Васнецов в быту был очень скромным, аскетичным человеком. Любил дом. Его не тянуло в путешествия. Кроме поездки в Италию накануне росписи Владимирского собора, он побывал лишь в Париже — полгода там учился после окончания Академии художеств.

— Со своей женой Виктор Михайлович прожил всю жизнь. Как они познакомились?

— Александра Владимировна была первой в Вятке женщиной, получившей высшее медицинское образование. Познакомились они, когда плыли на пароходе из Петербурга, где учились, в родной город.

— Правда, что живопись Виктора Михайловича очень нравилась царской семье?

— Это так. Николай II и члены его семьи не раз покупали картины Васнецова. Правда, известный меценат и коллекционер Третьяков всегда старался опередить царскую семью, приобретая полотна для выставок. К слову, фасад Третьяковской галереи был создан по эскизам Виктора Михайловича.

— Читала, что Виктор Васнецов был приглашен на торжества, связанные с коронацией Николая II…

— Да, так и было. Васнецов писал иконы для царской семьи. Но парадных портретов ее членов никогда не создавал. К слову, царь собирался посетить дом Виктора Васнецова в Москве, где сейчас находится музей художника. Дом особенный.

По проекту Виктора Васнецова он сделан в виде терема. И вся мебель в нем создана по его эскизам. Она словно сказочная. В этом доме находится и эскиз росписи Владимирского собора «Богоматерь с младенцем».

Терем в Москве Виктор Михайлович построил на деньги, полученные за роспись Владимирского собора — работу оплатили очень хорошо.

Более того, совершенно неожиданным образом Васнецов получил деньги за сами эскизы. Уезжая из Киева в Москву, он свернул их и собирался выбросить. Но грузчики, которые укладывали вещи на сани, свертки взяли с собой в Москву, где Виктор Васнецов показал работы Третьякову, с которым дружил, и тот приобрел их. За вырученные средства художник купил имение Ваньково под Москвой.

— Какая из картин Виктора Михайловича у вас любимая?

— Прадед был многогранным художником. Мне очень нравятся портреты его детей. А из известных полотен любимое — пожалуй, «Витязь на распутье».

— От чего умер Виктор Васнецов?

— 23 июля 1926 года в доме были гости, пили чай. Когда Виктор Михайлович пошел их провожать, неожиданно ему стало плохо с сердцем. Упал и умер. Ему было 78 лет.

Источник: https://fakty.ua/219935-pravnuchataya-plemyannica-viktora-vasnecova-eto-zakaz-bozhij-skazal-praded-pristupiv-k-rospisi-vladimirskogo-sobora

Васнецов В.М

Для увеличения — нажмите на изображение

Автопортрет. 1873

 Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) — русский живописец. Одним из самых горячих почитателей творчества Виктора Васнецова был выдающийся русский певец Федор Шаляпин.

Однажды он сказал: «Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри.

Такими именно были братья Васнецовы. Не мне, конечно, судить, кто из братьев, Виктор или Аполлинарий, первенствовал в живописи. Лично мне был ближе Виктор.

Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу древней Руси, вселяли в меня ощущение великой мощи — физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло «Словом о полку Игореве». 

Один из членов Товарищества передвижных художественных выставок, Виктор Васнецов создал немало жанровых картин, на которых были запечатлены сцены из жизни купцов, бедноты, чиновников и крестьян.

Он делал эскизы декораций, писал портреты и картины на историческую тему.

Однако в истории русского искусства он навсегда останется прежде всего художником-сказочником, художником-сказителем, который с психологической достоверностью оживлял на своих полотнах страницы самих любимых в народе легенд, былин и сказок.

Родился Виктор Михайлович Васнецов 15 мая 1848 года в селе Лапьял Вятской губернии в семье священника. Рисовать начал рано. Пришло время, и отец отправил его, как и старшего сына Николая, учиться в Вятское духовное училище. Там его талант заметил преподаватель рисования Чернышев.

Он пригласил мальчика к себе в иконописную мастерскую и стал заниматься с ним дополнительно. На каникулах, приезжая домой, Виктор делал зарисовки, начал писать и картины. Две из них — «Жница» и «Молочница» — были замечены и отмечены.

В 1867 году Виктор Васнецов, отказавшись от сана священника, отправился в Петербург, где учился сначала два года в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И. Крамского, потом в Академии художеств. Зарабатывал на жизнь он тем, что делал рисунки для гравюр.

В самых разных изданиях время от времени появлялись циклы его иллюстраций, вышли в свет и проиллюстрированные им азбуки: «Солдатская», «Народная», «Русская азбука для детей». В Академии художеств Васнецову посчастливилось учиться у Чистякова, там же он сдружился с Репиным.

Тяжелый, напряженный труд подорвал здоровье художника. В 1871 году Виктор Васнецов был вынужден поехать на некоторое время в родные места. В это время он познакомился с курсисткой Сашей Рязанцевой, которая поразила его своей необыкновенной добротой и непосредственностью. Именно Саша в будущем стала его невестой, а потом и женой.

В Петербург Виктор Васнецов вернулся со своим братом Иполлинарием, который уже очень здорово писал пейзажи. Он тоже хотел стать художником.

В 70-е годы Васнецов сблизился с передвижниками. Товарищество передвижных художественных выставок было образовано по инициативе Мясоедова, Перова, Ге в 1870 году. Васнецов вступил в него в 1876 году.

Но еще до этого у него появлялись картины, в которых звучали любимые передвижниками социальные мотивы. Это написанные в 1872 году «Нищие певцы», «Чаепитие».

В 1876 году на V выставке передвижников экспонировалась картина Васнецова «С квартиры на квартиру», которую очень высоко оценил известный критик Стасов. Васнецов сблизился с живописцами Куинджи, Поленовым, скульптором Антокольским.

Читайте также:  Описание франца марка «слон»

После окончания Академии художеств он вместе с Поленовым отправился в Париж, где не только знакомился с полотнами старых мастеров, но и изучал жизнь простого французского народа. Там он написал картину «Балаганы в окрестностях Парижа» («Акробаты»), сделал много зарисовок.

В 1877 году, вернувшись в Россию, Виктор Васнецов обвенчался со своей любимой Сашей Рязанцевой. Как вспоминала позже его жена, когда они перебрались в Москву, Васнецов полюбил бродить по старым московским улочкам.

А возвратясь домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!» Именно в это время в творчестве Васнецова впервые зазвучала сказочная, былинная тема. Быстрый на перо Стасов высоко оценил акварельный рисунок Васнецова «Витязь на распутье» (1878) (в 1882 г. появился живописный вариант этого сюжета).

Это он, Стасов, подсказал Васнецову сделать на камне, перед которым остановился витязь, сказочную надпись:

Как прячу ехати,

Живу не бывати —
Нет пути ни прохожему,
Ни проезжему, ни пролетному.

Мох, поросший на камне, прячет последние две строки:

На праву ехати — женату выти,

На леву — богатым быти.

В 1880 году появилось полотно «После побоища», где почти каждая деталь имеет аналогию в тексте «Слова о полку Игореве».

В 80-е годы Виктор Васнецов часто бывал в доме известного мецената Саввы Мамонтова. А потом вместе с братом Аполлинарием они начали наезжать и в его имение Абрамцево, где в то время собиралась вся русская художественная элита. Здесь увлеченно изучали традиционное русское искусство, слушали классическую музыку.

В 1881 году появилась картина Васнецова «Аленушка», в 1889 — «Иван-царевич на сером волке». В 1881-1898 годах Васнецов работал над, пожалуй, самым известным своим полотном — «Богатыри».

Именно эти произведения сделали Васнецова знаменитым. В сказочных, былинных образах он сумел воплотить саму суть русской истории, дух, таинственную, так и не понятую до конца, неразгаданную русскую душу.

Русский поэт Дмитрий Кедрин написал о картине Виктора Васнецова «Аленушка»:

Стойбище осеннего тумана,

Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна —
Родина неяркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой столицы во лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
Только все ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь…
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!.

Изумительны были созданные Виктором Васнецовым в 1881-1882 годах декорации и костюмы к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка». Работу над ними Васнецов завершил в 1885- 1886 годах — к премьере одноименной оперы Римского- Корсакова. Особенно яркой, феерической получилась палата Берендея, созданная Васнецовым на основе переосмысления поэтики традиционного русского деревянного зодчества.

В 1883-1885 годах Виктор Васнецов работал над панно «Каменный век» для Исторического музея, которое высоко оценили его друзья-художники. Чистяков, например, сказал: «Васнецов дошел в этой картине до ясновидения. В ней выражено все будущее развитие человечества, все, для чего стоит лить».

Очень много дало Виктору Васнецову путешествие по Италии, которое он совершил в 1885 году. «Во время путешествия — вспоминал позже художник,- весь итальянский Рафаэль мной воспринимался как музыка Моцарта, а Микеланджело был, без сомнения, чистейшей воды Бетховен…» В это время архитектор Прахов пригласил Виктора Васнецова сделать роспись для киевского Владимирского собора.

Васнецов согласился и переехал вместе с семьей в Киев. Работал он над росписью с небольшими перерывами на протяжении 1885-1895 годов. Вместе с ним в росписи собора принимал участие и Врубель.

За десять лет (шесть из них Васнецов жил в Киеве) художник с помощниками расписал около трех тысяч квадратных метров, сделал пятнадцать больших композиций, выписал 30 отдельных фигур и еще множество мелких деталей.

По рисункам В. Васнецова были построены церковь и сказочная «Избушка на курьих ножках» в Абрамцеве, а в 1902 году — сделан фасад Третьяковской галереи.

В 1893 году Виктор Васнецов был избран действительным членом Санкт-Петербургской академии художеств, а в 1899 году прошла его персональная выставка, на которой зрители впервые увидели полные необъяснимой тревоги картины «Гамаюн» и «Сирин и Алконост».

Александр Блок, которому в ту пору было всего девятнадцать лет, увидев картину «Гамаюн», написал:

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар…
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..

И после Октябрьской революции Васнецов продолжал работать над сказочными сюжетами. В 1918 году он написал «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Царевну-лягушку», начал работать над «Поэмой семи сказок». Последней работой Васнецова был портрет М. Нестерова.

23 июля 1926 года Виктора Васнецова не стало. Но до сих пор именно благодаря его картинам оживает для нас таинственный, загадочный мир русского сказочного фольклора.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

*   *   *

Галерея (111 изображений)

*   *   *

Историко-биографический фильм «Виктор Васнецов. «Я только Русью жил» (Из коллекции «Тайники русского музея» видеостудии «Кварт»)

Год выпуска: 2009

Продолжительность: 00:26:12
Формат: avi
Размер: 173 Мб

Режиссер: Г. Иванова

«…Я, как был, так и доселе остаюсь убежденным монархистом на исконных русских началах, т.е. стою за Православную Веру, за Самодержавного неограниченного Царя и за великий русский народ и его господство в Русском государстве и к сему подлинному моему «credo» не нахожу нужным прибавлять никакого «constitutio que» [конституционного поpядка (лат.)]». Виктор Васнецов

 Виктор Михайлович Васнецов создавал свои картины на темы русской истории, былин, народных сказок. «В них сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим» — писал он про свои работы. Он сам был воплощением лучших черт русского народа.

 Об образе Царя Иоанна Грозного у художника-патриота возник спор с лукавым Репиным, явившим миру «царя»-безумца. У Васнецова Царь грозен (для врагов России), но отнюдь не безумен.

Скачать для ознакомления: Виктор Васнецов. «Я только Русью жил»

Источник: http://gorenka.org/index.php/vasnetsov-v-m

«Меня сохранил Господь», — говорил Виктор Васнецов, вспоминая, как сорвался с лесов под куполом Владимирского собора» — Интересный Киев

На открытии в Третьяковской галерее выставки эскизов к росписям Владимирского собора, которая продлится до начала сентября, присутствовала правнучатая племянница художника — доктор химических наук, профессор Ольга Васнецова. Она рассказала «ФАКТАМ» об интересных фактах из жизни Виктора Михайловича.

«Написанные Врубелем лики святых церковники не утвердили — слишком узнаваемы были в них некоторые киевляне»

— Ольга Алексеевна, что в вашем доме сегодня напоминает о славном прадеде?

 — Такой бесценной реликвией является икона с именной надписью, подаренная Виктором Михайловичем моей прабабушке, жене брата Аркадия, в последний приезд в Вятку в 1914 году. Еще осталось несколько небольших эскизных работ.

Все остальное экспонируется в Третьяковской галерее, Русском и других музеях. И, конечно, в московском доме-музее художника, построенном по его собственному проекту.

В этом замечательном доме-тереме, который накануне столетия Виктора Михайловича, в 1948 году, семья передала в дар государству, прошло мое детство.

Виктор Васнецов создал в соборе 15 композиций и 30 фигур святых

К слову, дом Виктор Васнецов построил на деньги, полученные за роспись Владимирского собора в Киеве — работу оплатили очень хорошо.

Кроме того, совершенно неожиданным образом Виктор Михайлович получил деньги за эскизы, которые сегодня экспонируются на выставке в Третьяковской галерее. Уезжая из Киева в Москву, он свернул их и собирался выбросить.

Но грузчики, укладывавшие его вещи на сани, прихватили и эскизы. В Москве Виктор Михайлович показал работы Третьякову, и тот приобрел их. За эти средства Васнецов приобрел имение Ваньково под Москвой.

— Вы бывали во Владимирском соборе?

 — Конечно. И не раз.

Виктор Васнецов расписывал Владимирский собор на протяжении десяти лет — с 1885-го по 1896 год… Предложил ему этим заняться историк искусства и археолог профессор Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой храма.

Виктор Михайлович согласился не сразу, так как считал дело по значению и величию чрезвычайно важным и ответственным. Причем ранее Прахов обращался с таким предложением к Василию Поленову и Валентину Серову, но получил отказ.

С кандидатурой Васнецова он попал, как говорится, в точку. Ведь Виктор Михайлович был человеком глубоко верующим, происходил из семьи сельского священника и до поступления в петербургскую Академию художеств окончил богословский класс духовной семинарии. 

Хорошо знал церковные каноны и считал, что нет для художника святее дела, чем роспись храма. Перед тем как приступить к работе, отправился в Италию для знакомства с лучшими образцами духовной живописи. Побывал в Риме, Милане, Венеции, Флоренции и, естественно, в Ватикане. А уже в Киеве с интересом изучал мозаики и фрески Софийского и Михайловского храмов.

Читайте также:  Описание картины василия тропинина «автопортрет на фоне окна с видом на кремль»

Во Владимирском соборе Васнецов выполнял главные работы. Михаил Врубель работал над орнаментальной частью. Написанные им лики святых церковники не утвердили — слишком узнаваемы в них были некоторые киевляне.

В качестве помощника Васнецову рекомендовали молодого художника Нестерова. Но когда Виктор Михайлович увидел его работы, они ему так понравились, что он сказал: пусть пишет по своим эскизам. Это очень показательно, ведь художники, как правило, ревностно относятся к творчеству друг друга.

— Правда, что Богоматерь с младенцем Виктор Васнецов писал со своей жены Александры Владимировны и сына?

 — Да, есть такое предание в семье. Кстати, младшего сына, родившегося в Киеве в период росписи Владимирского собора, назвали Владимиром. Художник считал, что сама судьба уготовила ему это имя. А еще в этом соборе в 1991 году отпевали внука художника, которого тоже звали Виктором Михайловичем. Он жил и был похоронен в Киеве.

«Третьяков покупал работы Васнецова прямо с выставок и беспокоился, чтобы царская семья его не опередила»

— Вера, как правило, сопряжена с чудесами. Случались ли они в жизни Васнецова?

 — «Меня сохранил Господь», — говорил Виктор Михайлович, вспоминая, как сорвался с лесов во время работы под куполом храма. Чудом он зацепился холщовой курткой, в которой обычно трудился, за металлический крюк. Высота-то была огромная.

*Ольга Васнецова: « Роспись «Христос-Вседержитель» украшает главный купол Владимирского собора». Фото автора

То, что Виктор Михайлович получил художественное образование — отчасти тоже чудо. Он учился в духовной семинарии. А в 1867 году вышел новый устав семинарии, дававший право выпускникам поступать в светские высшие учебные заведения. Этим правом Виктор и воспользовался, отправившись по благословению отца поступать в Петербургскую академию художеств. Разрешение действовало только до 1884 года.

Интересно, что Виктор Михайлович был до такой степени скромным человеком, что, пройдя в Академию художеств по конкурсу, но не получив извещения, решил, что не поступил.

А поинтересоваться результатами… постеснялся. На родину в Вятку, однако, не вернулся. В Петербурге зарабатывал на жизнь, иллюстрируя книги.

А на следующий год, когда пришел поступать в Академию снова, ему сказали: «Вы приняты еще в прошлом году…»

— Чем интересовался Виктор Михайлович, кроме живописи?

 — Историей Руси. Этот интерес прослеживается практически во всех его произведениях.

— После завершения росписи Владимирского собора Васнецов тут же приступил к созданию знаменитой картины «Богатыри».

 — Он начал писать ее еще до приезда в Киев и продолжал работу почти двадцать лет. Первый эскиз создал в Париже, который посетил после окончания Академии художеств.

Хотел подарить его Поленову, но тот убедил воплотить замысел в картине. Эскиз к «Богатырям» Васнецов повсюду возил с собой. В том числе и в Киев.

А завершил работу уже в Москве, где известный коллекционер Третьяков приобрел шедевр для своей галереи.

— А как была создана картина «Аленушка»?

 — Ее Виктор Михайлович писал в Абрамцево. Прообразом стала юродивая, поэтому изначально полотно называлось «Дурочка Аленушка» и к сказке о сестрице Аленушке и братце Иванушке никакого отношения не имело. Юродивые всегда почитались на Руси.

Это полотно тоже приобрел Третьяков. Он восхищался творчеством Васнецова, покупал его работы прямо с выставок и беспокоился, чтобы его не опередила царская семья. Поэтому часто заблаговременно просил Виктора Михайловича оставить картины за ним.

Оплачивал труд художника всегда достойно. И под его работы даже выделил в своей галерее отдельный зал.

Большим ценителем творчества Васнецова и одним из первых почитателей его таланта был также Савва Мамонтов, сам человек творческий: хорошо рисовал, лепил, собрал вокруг себя молодых художников и покровительствовал им. Именно он заказал Васнецову картины «Три царевны подземного царства» и «Ковер-самолет».

«Вечерами в семье читали Библию, всегда соблюдали религиозные праздники…»

— Кроме Владимирского собора, как известно, Васнецов расписывал храмы в Петербурге, Варшаве и Софии.

 — По эскизам Виктора Михайловича созданы и мозаики в домовой церкви русской императорской семьи в Германии. Заказ сделал художнику Николай II, супруга которого была принцессой дармштадской. Когда императорская семья приезжала в Дармштадт, молились в домовой церкви.

— Васнецов с Николаем II был знаком лично?

 — Создавая эскизы царских подарков, которые изготавливала фирма «Фаберже», художник присутствовал при их утверждении царем. Известно также, что его приглашали на торжества, посвященные коронации Николая II.

— Каким человеком Виктор Михайлович был в быту?

 — Жизнь вел довольно сдержанную, даже аскетичную. Никогда не бросал деньги на ветер, так как давались они ему нелегко. Содержал большую семью и всегда старался помочь многочисленным родственникам. Детей воспитывал в строгости, но в то же время в творческой атмосфере.

Не случайно старшая дочь стала художницей, сын Михаил был астрономом, потом принял сан священника, младший Владимир серьезно увлекался ихтиологией. Жена Виктора Михайловича, к слову, была в числе первых женщин, получивших высшее медицинское образование в Петербурге. Вечерами в семье читали Библию, всегда соблюдали религиозные праздники.

На Рождество в доме обязательно устраивали спектакли. Дети сами писали сценарий, рисовали декорации, готовили костюмы, учили роли.

— В советское время религиозная тематика в творчестве Васнецова особо не афишировалась. Его представляли исключительно сказочно-былинным художником.

 — Это так. После революции Виктор Михайлович создавал картины преимущественно на сказочные сюжеты.

— В прошлом году монументальное полотно Васнецова «Богатырь» на аукционе «Кристис» ушло с молотка больше чем за миллион долларов.

 — Работы Виктора Васнецова редко появляются на торгах. Практически все — в музеях. К примеру, даже живя на небольшую пенсию, дочь Виктора Михайловича старалась не продавать его картины.

— Сегодня потомки великого Васнецова не жалеют, что все шедевры сосредоточены не в семье, а в музеях? Эти работы ведь могли бы сделать вас миллионерами.

 — Абсолютно не сожалеем. Шедевры должно видеть все, кто любит творчество художника.

Источник: https://www.interesniy.kiev.ua/menya-sohranil-gospod-govoril-vi/

Художественное описание картины В М Васнецова Баян Урок

Художественное описание картины В. М. Васнецова «Баян» Урок русского языка в 9 классе

Жизнь — без начала и конца. Нас всех подстерегает случай. Над нами — сумрак неминучий, Иль ясность божьего лица. Но ты, художник, твердо веруй В начала и концы. Ты знай, Где стерегут нас ад и рай. Тебе дано бесстрастной мерой Измерить все, что видишь ты. Твой взгляд — да будет тверд и ясен, Сотри случайные черты – И ты увидишь: мир прекрасен. Александр Блок

Лексическая работа Братина — жен. (·ист. ) Род ковша, употреблявшегося в допетровское время на пирах для вина.

Васнецов Виктор Михайлович (1848 – 1926 ) Живописец, график, монументалист, автор картин на исторические и жанровые темы, церковных росписей, иллюстратор, художник театра. Автопортрет

Творчество Виктора Михайловича Васнецова занимает особое место в русской живописи XIX века. Вдохновение для написания картин он черпал в народной поэзии, русских сказках и былинах, в повседневной жизни простого народа. Благодаря этому все его картины очень поэтичны и близки по духу русским людям.

В. М. Васнецов родился в 1848 году в вятском селе Лопьял в семье священника. Очень рано в нем пробудился интерес к народной культуре и, одновременно с этим, к живописи. По семейной традиции мальчик должен был стать священником, но любовь к искусству заставила В. М. Васнецова сделать другой выбор.

С 1858 до середины 1867 Васнецов В. М. учился в Духовном училище, потом в семинарии в Вятке, в последних классах которой определилось его художественное дарование и созрело решение поступить в петербургскую Академию художеств.

В 1867– 1868 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И. Н. Крамского, в 1868– 1874 (с перерывами)в Императорской Академии художеств у П. П. Чистякова, П. В. Басина, В. П. Верещагина. По завершении образования В. М.

Васнецов много работал как иллюстратор, а также создавал картины бытового жанра.

«С квартиры на квартиру» «Жница» «Книжная лавочка»

«Чаепитие в таверне» «Дети разоряют гнёзда» «Нищие певцы»

«Ахтырка» «Дубовая роща в Абрамцеве» «Пруд в Абрамцеве» «Букет. Абрамцево»

«Снегурочка» Декорация к сказке «Снегурочка»

Фасад московской Третьяковской галереи Церковь Спаса Нерукотворного Проект русского павильона на парижской выставке

«Иван Царевич на сером волке» «Алёнушка»

«Витязь на распутье» «Царь Иван Грозный» «Богатыри»

Дети: дочь Татьяна, сыновья Борис и Владимир Портрет А. В. Васнецовой, жены художника

«Христос Вседержитель» «Распятый Иисус Христос» «Богоматерь с младенцем»

Источник: http://present5.com/xudozhestvennoe-opisanie-kartiny-v-m-vasnecova-bayan-urok/

Ссылка на основную публикацию