Художественное описание картины В М Васнецова Баян Урок
Художественное описание картины В. М. Васнецова «Баян» Урок русского языка в 9 классе
Жизнь — без начала и конца. Нас всех подстерегает случай. Над нами — сумрак неминучий, Иль ясность божьего лица. Но ты, художник, твердо веруй В начала и концы. Ты знай, Где стерегут нас ад и рай. Тебе дано бесстрастной мерой Измерить все, что видишь ты. Твой взгляд — да будет тверд и ясен, Сотри случайные черты – И ты увидишь: мир прекрасен. Александр Блок
Лексическая работа Братина — жен. (·ист. ) Род ковша, употреблявшегося в допетровское время на пирах для вина.
Васнецов Виктор Михайлович (1848 – 1926 ) Живописец, график, монументалист, автор картин на исторические и жанровые темы, церковных росписей, иллюстратор, художник театра. Автопортрет
Творчество Виктора Михайловича Васнецова занимает особое место в русской живописи XIX века. Вдохновение для написания картин он черпал в народной поэзии, русских сказках и былинах, в повседневной жизни простого народа. Благодаря этому все его картины очень поэтичны и близки по духу русским людям.
В. М. Васнецов родился в 1848 году в вятском селе Лопьял в семье священника. Очень рано в нем пробудился интерес к народной культуре и, одновременно с этим, к живописи. По семейной традиции мальчик должен был стать священником, но любовь к искусству заставила В. М. Васнецова сделать другой выбор.
С 1858 до середины 1867 Васнецов В. М. учился в Духовном училище, потом в семинарии в Вятке, в последних классах которой определилось его художественное дарование и созрело решение поступить в петербургскую Академию художеств.
В 1867– 1868 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И. Н. Крамского, в 1868– 1874 (с перерывами)в Императорской Академии художеств у П. П. Чистякова, П. В. Басина, В. П. Верещагина. По завершении образования В. М.
Васнецов много работал как иллюстратор, а также создавал картины бытового жанра.
«С квартиры на квартиру» «Жница» «Книжная лавочка»
«Чаепитие в таверне» «Дети разоряют гнёзда» «Нищие певцы»
«Ахтырка» «Дубовая роща в Абрамцеве» «Пруд в Абрамцеве» «Букет. Абрамцево»
«Снегурочка» Декорация к сказке «Снегурочка»
Фасад московской Третьяковской галереи Церковь Спаса Нерукотворного Проект русского павильона на парижской выставке
«Иван Царевич на сером волке» «Алёнушка»
«Витязь на распутье» «Царь Иван Грозный» «Богатыри»
Дети: дочь Татьяна, сыновья Борис и Владимир Портрет А. В. Васнецовой, жены художника
«Христос Вседержитель» «Распятый Иисус Христос» «Богоматерь с младенцем»
Источник: http://present5.com/xudozhestvennoe-opisanie-kartiny-v-m-vasnecova-bayan-urok/
Виктор Михайлович Васнецов
Обогатив реалистическую живопись сказочно ‑ легендарной тематикой, Васнецов прославил свой народ, его силу, чувство добра и красоты, живописную пластичность его поэтического творчества.
Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926)
«Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки, – писал о Васнецове знаменитый певец Федор Шаляпин . – Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом, богатыри…»
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье священника Михаила Васильевича Васнецова. Вскоре после рождения Виктора семья перебралась в село Рябово, где и прошли детские годы будущего художника.
- «Я жил в селе среди мужиков и баб , – вспоминал впоследствии художник, – и любил их не «народнически», а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины».
- Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника, именно здесь у него проявился интерес к народному творчеству.
- С 1858 по 1862 год мальчик учится в духовном училище в Вятке. После этого он продолжил учебу в духовной семинарии. Учась в семинарии, Виктор одновременно брал уроки у гимназического учителя рисования Н.Г. Чернышева, с увлечением рисовал с литографий и гипсов в вятском музее, делал зарисовки с натуры, помогал художнику Э. Андриолли в росписи только что отстроенного вятского собора.
- В 1866 году он подготовил шестьдесят рисунков к сборнику «Русские пословицы и поговорки» Н. Трапицына. Васнецов не стал священником, как мечтал отец: в 1867 году он, не завершив учебу, ушел с предпоследнего философского класса. Он решает ехать в столицу и поступать в Академию художеств.
- Исполнив жанровые картинки «Молочница» и «Жница» (1867), разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург. Не попав сразу в академию, он год занимался в школе Общества поощрения художников, в числе преподавателей которой был И.Н. Крамской, поддержавший талантливого юношу.
- В 1868 году Виктор становится учеником академии. Здесь он будет заниматься (с перерывами) до 1876 года. Вынужденный зарабатывать деньги на жизнь, Васнецов дает частные уроки, иллюстрирует различные издания, сотрудничает в иллюстрированных журналах и дешевых народных изданиях. Большое влияние оказал на молодого Васнецова в академии П.П. Чистяков. Здесь же он сближается с И.Е. Репиным.
- С 1874 года молодой художник начинает выставляться на передвижных выставках.
- Уже в первых своих работах Васнецов предстает как художник ‑ жанрист, примкнувший к демократическому направлению. Ранние произведения художника проникнуты интересом к окружающей действительности, сочувствием к обездоленным. Их отличает наблюдательность и меткость характеристики персонажей: «Нищие певцы» (1873), «В чайной» (1874), «Книжная лавочка» (1876), «С квартиры на квартиру» (1876).
23 ноября 1876 года Васнецов женится на Александре Владимировне Рязанцевой. Брак оказался удачным: у Васнецовых родились четыре сына. В том же году художник отправляется за границу в Париж.
Результатом наблюдений в столице Франции стала картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877). На события Русско ‑ турецкой войны 1877–1878 годов на Балканах художник откликнулся эмоциональной картиной «Чтение военной телеграммы» (1878).
Мастерски написаны фигуры и передана средствами тональной живописи дождливая погода, пейзаж города. В 1878 году Васнецов возвращается на родину.
«Когда я приехал в Москву, – писал он, – то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, – Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным».
Мастером занимательного живописного «рассказа», сложившимся художником ‑ жанристом выступает Васнецов в картине «Преферанс» (1879). Эта картина вызвала восторженные похвалы И.Н. Крамского.
В это время Васнецов обращается к новым темам: русскому народному эпосу, сказке, родной истории: «Противоположения жанра и истории в душе моей никогда не было, а стало быть, и перелома или какой ‑ либо переходной борьбы во мне не происходило… Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах… в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим… Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
Только самые проницательные из друзей разгадали, что представляло собой новое искусство Васнецова. «Вы, благороднейший Виктор Михайлович, поэт ‑ художник.
Таким далеким, таким грандиозным, – по ‑ своему самобытным русским духом пахнуло на меня» , – писал Чистяков. «…Для меня – это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких еще не бывало в русской школе», – писал о той же картине Репин.
Нестеров, поначалу жалевший об отказе Васнецова от жанровой живописи, спустя некоторое время сказал: «…Узнав и полюбив Васнецова, я стал душевно богаче, увидел обширное поле красоты.
Мне стали понятны помыслы художника ‑ мечтателя… весь тот мир, в коем столь радостно, так полно, неограниченно жил и творил тогда Виктор Михайлович, несмотря ни на нападки на него, ни на материальную нужду…»
А. Жданова пишет: «В слиянии настроения человека с состоянием природы и заключается сказочное очарование «Аленушки».
Ритм и цветовой узор, пронизывающие картину, вызывают в памяти узорочье русских вышивок, звонкие присказки и ритмичные приговорки русских сказок.
Поет, как песня, как расписные хоромы, картина и уводит нас в царство волшебно ожившей природы, в которой сказки рождались. Учит нас картина понимать, близко принимать к сердцу печаль русской осины и горе обиженной девочки».
Аленушка 1881
Балаганы в окрестностях Парижа
Богатыри. 1898
Букет 1880-е
Витязь на распутье. 1882
Гусляры. 1899
За водой 1880
Иван-царевич на Сером Волке. 1889
Книжная лавочка
Окрестности Абрамцева. 1880-е
Портрет А.В. Васнецовой. 1878
Портрет Т. А. Мамонтовой 1884
После побоища Игоря Святославича с половцами. эскиз 1876
Преферанс. 1879
С квартиры на квартиру
Сирин и Алконост. Песнь радости и печали
1896
Снегурочка 1899
Спящая царевна. 1926
Три царевны подземного царства
Хороша наша деревня, только славушка худа
эскиз
Царевна-Лягушка. 1918
Царь Иван Васильевич
Грозный. 1897
Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/viktor-mikhailovich-vasnetsov.html
Васнецов В.М
Для увеличения — нажмите на изображение
Автопортрет. 1873
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) — русский живописец. Одним из самых горячих почитателей творчества Виктора Васнецова был выдающийся русский певец Федор Шаляпин.
Однажды он сказал: «Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри.
Такими именно были братья Васнецовы. Не мне, конечно, судить, кто из братьев, Виктор или Аполлинарий, первенствовал в живописи. Лично мне был ближе Виктор.
Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу древней Руси, вселяли в меня ощущение великой мощи — физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло «Словом о полку Игореве».
Один из членов Товарищества передвижных художественных выставок, Виктор Васнецов создал немало жанровых картин, на которых были запечатлены сцены из жизни купцов, бедноты, чиновников и крестьян.
Он делал эскизы декораций, писал портреты и картины на историческую тему.
Однако в истории русского искусства он навсегда останется прежде всего художником-сказочником, художником-сказителем, который с психологической достоверностью оживлял на своих полотнах страницы самих любимых в народе легенд, былин и сказок.
Родился Виктор Михайлович Васнецов 15 мая 1848 года в селе Лапьял Вятской губернии в семье священника. Рисовать начал рано. Пришло время, и отец отправил его, как и старшего сына Николая, учиться в Вятское духовное училище. Там его талант заметил преподаватель рисования Чернышев.
Он пригласил мальчика к себе в иконописную мастерскую и стал заниматься с ним дополнительно. На каникулах, приезжая домой, Виктор делал зарисовки, начал писать и картины. Две из них — «Жница» и «Молочница» — были замечены и отмечены.
В 1867 году Виктор Васнецов, отказавшись от сана священника, отправился в Петербург, где учился сначала два года в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И. Крамского, потом в Академии художеств. Зарабатывал на жизнь он тем, что делал рисунки для гравюр.
В самых разных изданиях время от времени появлялись циклы его иллюстраций, вышли в свет и проиллюстрированные им азбуки: «Солдатская», «Народная», «Русская азбука для детей». В Академии художеств Васнецову посчастливилось учиться у Чистякова, там же он сдружился с Репиным.
Тяжелый, напряженный труд подорвал здоровье художника. В 1871 году Виктор Васнецов был вынужден поехать на некоторое время в родные места. В это время он познакомился с курсисткой Сашей Рязанцевой, которая поразила его своей необыкновенной добротой и непосредственностью. Именно Саша в будущем стала его невестой, а потом и женой.
В Петербург Виктор Васнецов вернулся со своим братом Иполлинарием, который уже очень здорово писал пейзажи. Он тоже хотел стать художником.
В 70-е годы Васнецов сблизился с передвижниками. Товарищество передвижных художественных выставок было образовано по инициативе Мясоедова, Перова, Ге в 1870 году. Васнецов вступил в него в 1876 году.
Но еще до этого у него появлялись картины, в которых звучали любимые передвижниками социальные мотивы. Это написанные в 1872 году «Нищие певцы», «Чаепитие».
В 1876 году на V выставке передвижников экспонировалась картина Васнецова «С квартиры на квартиру», которую очень высоко оценил известный критик Стасов. Васнецов сблизился с живописцами Куинджи, Поленовым, скульптором Антокольским.
После окончания Академии художеств он вместе с Поленовым отправился в Париж, где не только знакомился с полотнами старых мастеров, но и изучал жизнь простого французского народа. Там он написал картину «Балаганы в окрестностях Парижа» («Акробаты»), сделал много зарисовок.
В 1877 году, вернувшись в Россию, Виктор Васнецов обвенчался со своей любимой Сашей Рязанцевой. Как вспоминала позже его жена, когда они перебрались в Москву, Васнецов полюбил бродить по старым московским улочкам.
А возвратясь домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!» Именно в это время в творчестве Васнецова впервые зазвучала сказочная, былинная тема. Быстрый на перо Стасов высоко оценил акварельный рисунок Васнецова «Витязь на распутье» (1878) (в 1882 г. появился живописный вариант этого сюжета).
Это он, Стасов, подсказал Васнецову сделать на камне, перед которым остановился витязь, сказочную надпись:
Как прячу ехати,
Живу не бывати —
Нет пути ни прохожему,
Ни проезжему, ни пролетному.
Мох, поросший на камне, прячет последние две строки:
На праву ехати — женату выти,
На леву — богатым быти.
В 1880 году появилось полотно «После побоища», где почти каждая деталь имеет аналогию в тексте «Слова о полку Игореве».
В 80-е годы Виктор Васнецов часто бывал в доме известного мецената Саввы Мамонтова. А потом вместе с братом Аполлинарием они начали наезжать и в его имение Абрамцево, где в то время собиралась вся русская художественная элита. Здесь увлеченно изучали традиционное русское искусство, слушали классическую музыку.
В 1881 году появилась картина Васнецова «Аленушка», в 1889 — «Иван-царевич на сером волке». В 1881-1898 годах Васнецов работал над, пожалуй, самым известным своим полотном — «Богатыри».
Именно эти произведения сделали Васнецова знаменитым. В сказочных, былинных образах он сумел воплотить саму суть русской истории, дух, таинственную, так и не понятую до конца, неразгаданную русскую душу.
Русский поэт Дмитрий Кедрин написал о картине Виктора Васнецова «Аленушка»:
Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна —
Родина неяркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой столицы во лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
Только все ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь…
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!.
Изумительны были созданные Виктором Васнецовым в 1881-1882 годах декорации и костюмы к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка». Работу над ними Васнецов завершил в 1885- 1886 годах — к премьере одноименной оперы Римского- Корсакова. Особенно яркой, феерической получилась палата Берендея, созданная Васнецовым на основе переосмысления поэтики традиционного русского деревянного зодчества.
В 1883-1885 годах Виктор Васнецов работал над панно «Каменный век» для Исторического музея, которое высоко оценили его друзья-художники. Чистяков, например, сказал: «Васнецов дошел в этой картине до ясновидения. В ней выражено все будущее развитие человечества, все, для чего стоит лить».
Очень много дало Виктору Васнецову путешествие по Италии, которое он совершил в 1885 году. «Во время путешествия — вспоминал позже художник,- весь итальянский Рафаэль мной воспринимался как музыка Моцарта, а Микеланджело был, без сомнения, чистейшей воды Бетховен…» В это время архитектор Прахов пригласил Виктора Васнецова сделать роспись для киевского Владимирского собора.
Васнецов согласился и переехал вместе с семьей в Киев. Работал он над росписью с небольшими перерывами на протяжении 1885-1895 годов. Вместе с ним в росписи собора принимал участие и Врубель.
За десять лет (шесть из них Васнецов жил в Киеве) художник с помощниками расписал около трех тысяч квадратных метров, сделал пятнадцать больших композиций, выписал 30 отдельных фигур и еще множество мелких деталей.
По рисункам В. Васнецова были построены церковь и сказочная «Избушка на курьих ножках» в Абрамцеве, а в 1902 году — сделан фасад Третьяковской галереи.
В 1893 году Виктор Васнецов был избран действительным членом Санкт-Петербургской академии художеств, а в 1899 году прошла его персональная выставка, на которой зрители впервые увидели полные необъяснимой тревоги картины «Гамаюн» и «Сирин и Алконост».
Александр Блок, которому в ту пору было всего девятнадцать лет, увидев картину «Гамаюн», написал:
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар…
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..
И после Октябрьской революции Васнецов продолжал работать над сказочными сюжетами. В 1918 году он написал «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Царевну-лягушку», начал работать над «Поэмой семи сказок». Последней работой Васнецова был портрет М. Нестерова.
23 июля 1926 года Виктора Васнецова не стало. Но до сих пор именно благодаря его картинам оживает для нас таинственный, загадочный мир русского сказочного фольклора.
Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.
* * *
Галерея (111 изображений)
* * *
Историко-биографический фильм «Виктор Васнецов. «Я только Русью жил» (Из коллекции «Тайники русского музея» видеостудии «Кварт»)
Год выпуска: 2009
Продолжительность: 00:26:12
Формат: avi
Размер: 173 Мб
Режиссер: Г. Иванова
«…Я, как был, так и доселе остаюсь убежденным монархистом на исконных русских началах, т.е. стою за Православную Веру, за Самодержавного неограниченного Царя и за великий русский народ и его господство в Русском государстве и к сему подлинному моему «credo» не нахожу нужным прибавлять никакого «constitutio que» [конституционного поpядка (лат.)]». Виктор Васнецов
Виктор Михайлович Васнецов создавал свои картины на темы русской истории, былин, народных сказок. «В них сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим» — писал он про свои работы. Он сам был воплощением лучших черт русского народа.
Об образе Царя Иоанна Грозного у художника-патриота возник спор с лукавым Репиным, явившим миру «царя»-безумца. У Васнецова Царь грозен (для врагов России), но отнюдь не безумен.
Скачать для ознакомления: Виктор Васнецов. «Я только Русью жил»
Источник: http://gorenka.org/index.php/vasnetsov-v-m
ТОП-100
Подробности Категория: Лучшее272731 Веселое сновидение, или смех сквозь слезы.
254873 Туманность Андромеды
16788 Порода кур Фавероль. Серия 14
13753 Павловская порода кур. Серия 15
11231 Лучистость. Пишем акрилом. Художник — композитор: Юшкевич Виктор
10000 О самоорганизации славянских народов
4287 Обеспечение нищей старости
3894 Естествознание: Поиск истины. Памяти проф. А,П, Смирнова
3838 Живая и мертва вода. Пахтанье
3709 Митинг в Перми 26 марта 2017
3563 Путешествие в удивительный мир картин Васнецова
3502 Экоферма «Подушкино»
3361 Анна Ахматова и Амадео Модильяни. История любви
3223 Монастырская травница. Елена Фёдоровна Зайцева
2882 Русь изначальная. Андрей Клименко
2871 Музыка в живописи. Лоран Парселье
2718 Славянские картины Сергея Панасенко
2560 Фаршированный перец с молодой капустой в томате
2519 Очарование картин Франcуа Буше
2515 Наших бьют — новый русский фильм 2013 (Комедия)
2441 Консервированные Огурцы или Лето в банке
2434 Живопись в кулинарии. Пьер Боннар
2358 Вегетарианский борщ с грибами
2309 Patricia Kaas — Ceux Qui N'ont Rien
2293 М.Поплавський «Сало»
2288 True green tea/Секреты зеленого чая
2277 Живопись в кулинарии. Борис Кустодиев
2253 На праздник к Велесу или духовые треугольники с яблоками и корицей
2251 Запечённая курица с гречкой
2240 Glass Palace — Jens Gad
2239 Фрикадельковый Дождь
2232 Салат, с которого стоит начать утро
2230 Духоборы или молокане: история и традиции
2217 Наталья Подольская и Владимир Пресняков — KISSлород
2214 Немного о сортах винограда » Аркадия» и » Кодрянка» . Моченый виноград
2212 Бутерброды с икрой и семгой
2207 Старый добрый » Оливье «
2206 Живопись в кулинарии. Франс Снейдерс
2206 Закрываем на зиму . Помидор — это не овощ , он ягода !
2202 В отношении Анатолия Чубайса требуют возбудить уголовное дело
2193 Фильм БУДДА, часть 2
2192 Фаршированный перец мясом и рисом
2191 Гарик Сукачев — «Напои меня водой»
2185 В московском метро уроженец Чечни расстрелял выходцев из Белоруссии
2169 Александр Невский-сага о князьях славянских
2169 Мастер дзен Бодхидхарма (Дамо)
2168 В.А.Чудинов О КНИГЕ ВЕЛЕСА и древних славянских книгах
2164 Сервировка новогоднего стола или сказка стучится в дом
2164 Живопись в кулинарии. Линдси Гудвин
2143 Весна в окно стучится. Ф. Тютчев
2140 Славяно Арийские Веды Сантия 2
2140 Салат «Рыбки в пруду»
2139 Варенье из сливы » Угорка»
2137 Киев официально принял закон о рабстве
2129 Староверы Бобруйщины (Беларусь)
2125 Жарникова — Праздники славян
2120 ДОМ — свидание с планетой. Запрещен в 36 странах
2113 Духовный центр Родной Веры
2111 Священные Камни Профессор Чудинов
2101 Ведическая и христианская концепция бога. Гомонов Ю.В.
2094 Ожидание…ответ на стихи Русислава…
2082 Куриное филе под ананасом и сыром
2078 Светлана Жарникова — (2010.11) Санкт-Петербург
2067 Первый Концерт серии СКС: «Поют барды России»
2060 То, что является золотом
2057 Баклажаны по-грузински на зиму.
2055 Моцарт. Симфония № 40 | Mozart — Symphony No. 40
2051 Околдованная нежной страстью. Елена Буторина
2049 Хорватский художник-иллюстратор Marsela Hajdinjak-Krec
2048 Славяно Арийские Веды Сантия 7 комментарии
2047 Снежная королева (фильм)
2044 Исповедь гусара. Ксения Рябова
2042 76 серия. Кавказская овчарка
2037 Украинский борщ с пампушками
2036 Печень или Несколько Шпаргалок по её приготовлению
2036 Петрушка и сельдерей
2001 Отец Сергий Миронов, Краматорск
1997 Секрет гонения на гусли…
1996 Москва слезам не верит
Источник: http://sl-space.ru/index.php/luchshee?task=article&id=1921
Читать «Виктор Васнецов»
Сидя на печи – и видно, и слышно, и ничего-то не боязно: ни зимы, ни человека пришлого.
В доме нынче странники. Их четверо. Стряпуха поставила перед ними каравай хлеба да горшок со щами.
Звезды на щах частые, и все золотые. Один из едоков, совсем уж дедушка, вытянул из-под онучей деревянную ложку, отер ладонью, обдул, сунул в горшок.
– Стоит ложка! Добрый дом! Пошли бог хозяину и хозяйке здоровья да прибыли.
Странники крестятся на икону, хлебают, покряхтывая, посапывая, – намерзлись.
– Горячи щи-то! С мясцом. Люблю мясцо.
– Сытно, да грешно.
– Зато в брюхе не урчит. Пустыми щами хоть по горло залейся, жижа вся – в пот, и уж через час кишка кишке песни нудит.
Странник со своей ложкой веселыми глазами постреливает на печь.
– Айда, ребятишки, с нами хлебать! Воробьиным хлебцем побалую.
– Воробьиным?! – Тонкое личико мальчика светлеет, но в глазах строгость и укор – дедушка пошутил?
– Гляди! – Веселый странник достает из котомки каравай величиной с детскую ладошку. – Вчера весь день шли не евши. Загоревали. Тут воробей пролетал, да и пожаловал нас воробьиным своим подаянием.
Второй раз упрашивать не надо.
Старшему мальчику лет семь, младшему и трех, наверное, нет. Старший делит воробьиный хлеб на четыре части.
– А это кому? – спрашивает странник.
– Папеньке и маменьке.
– Вот оно как! В добром доме и детки добрые. Входит стряпуха с горшком каши на рогаче.
– А вы уж тут как тут!
Старший мальчик вдруг страшно краснеет, разламывает свой кусочек хлеба надвое.
– Это воробьи странникам послали! Стряпуха берет хлеб, серьезно съедает.
– Скусно!
– Скусно! – кивают белыми головами братья, и оба как два солнышка, большое и маленькое.
– Как зовут-то их? – спрашивает стряпуху старик.
– Витюша и Петяша.
За окнами синё. Значит, странники останутся ночевать. В глазах старшего, Витюши, и радость, и беспокойство.
…На улице скрипит снег, шлепает веник по валенкам. В клубах морозного пара входят раскрасневшиеся батюшка Михаил Васильевич и матушка Аполлинария Ивановна.
– Как на облаке! – срывается с губ Витюши.
– Как… как на обла-на-оке! – подхватывает маленький, смеша взрослых.
– Рано нынче зима! – Михаил Васильевич снимает шубу и шапку.
– Ахти крепкая! – вздыхают странники. – Уж мы-то ее на себе вот как чуем!
– Далеко ли идете?
– В Кайские леса, к подвижникам.
– Глухое место.
– В глухих только и спасаться.
Витюша стоит напряженный, глаза то вскинет на отца, то опустит.
– Оставайся с гостями! – разрешает Михаил Васильевич.
У мальчика от радости даже уши вспыхивают.
– Нас странники хлебушком воробьиным угостили. Вот! И тебе, и маме.
– Спасибо, дети! – Аполлинария Ивановна отведывает хлеба и забирает Петяшу на руки. – Спокойной нам ночи, добрые люди! Отдыхайте с дороги.
Стряпуха стелит на полу старые тулупы, а маленький хозяин уже на печи.
Лучина в светце догорает. В поддон с водою падают и шипят последние угольки.
Странники ложатся на тулупы, а веселый и самый старший лезет на печь.
– Какой завтра день-то? – спрашивают с пола.
– Святого пророка Ахии и блаженного Иоанна Власатого. Оба великие господни старатели. Много им бог открыл.
– Я про такого пророка и не слыхивал, – признается один из странников.
– А вам бог много открывает? – тихонько спрашивает Витюша.
– Премудростей господних изведать не сподобились, – вздыхает старик. – А белый свет все же видывали… Ну, про что тебе рассказать, голубчик?
– Про море.
– Ишь ты! Живешь средь лесов, а мечтаешь о море. Видно, душа у тебя, как у птицы.
Старик умолкает, не зная, видно, с чего начать, а кто-то из его товарищей бурчит:
– Ничего в нем в этом море нет. Вода и вода. Был я на Черном, был и на Белом – вода и вода.
– Не-ет! – Старик улыбается во тьме. – Скажешь тоже – вода и вода. Идет корабль по синему, как по небу. А бывает, и не углядишь, где небо, где море. Сольются стихии – и такой восторг, словно птица Сирин пролетела над головой.
– А кто это, птица Сирин? – замирая сердцем, спрашивает мальчик.
– Птица, зовомая Сирин, пребывает в Едемском раю. Ее пение обещает праведникам вечную радость. Живущие же во плоти гласа птицы Сирии не слышат, ну а кто услышит, тотчас забудет себя и пред богом предстанет.
А еще есть птица Алконост. Эта обитает на реке Ефрате возле райских кущ.
Когда сия птица пение испускает, то уж себя не помнит, а кто вблизи ее будет, тот разумом не устоит, ибо Алконост считывает письмена, какие у бога запечатлены на свитке судеб.
– Зима-то коли такая жестокосердная постоит с неделю, – переводит разговор на житейское один из странников, – то, пожалуй, до озимых достанет. Снег неглубок, а у мороза когти, как у медведя.
– Бог не попустит! – вздыхает кто-то из лежащих на полу. – Война ли, мороз, город строят али ломают, праздник ли у царя, поминки ли, а в ответе все крестьянин. Ему для такой жизни шею бы надо иметь бычью.
– Или как у исправника! Старик смеется.
– У иных крестьян шеи тоже подходящие. Прошлым летом в Порецк я забрел. Вот, доложу вам, живут. У каждого пятистенок.
– Чего они сеют-то в землю, уж не серебро ли?
– Сеют лук, а кормятся – подаянием. Все, как один, побирушки!
– А куда барин смотрит?
– Барину деньги подавай, а как добыты, он и знать не хочет.
– Не исхитришься – не проживешь.
– А я вот прожил! – ерепенится старик. – Всю жизнь без хитрости прожил – и душе моей спокойно. И ничего-то я не желаю.
– Желаешь!
– Это чего же?
– Ковер-самолет.
– Верно! – Старик даже причмокивает. – Эх, ребятушки! Вы только помаракуйте мозгами-то!.. Летишь! В небе, тихо, и на земле тихо. Леса, реки, туманы белые. А потом глядь, город с башнями, с куполами…
Солнце на замороженном окне как жар-птица. В людской никого! Ушли!
Ноги в валенки, шубу на плечи. Шуба до самой земли. За старшим братом Николаем матушка дала донашивать. А шапка своя и рукавички свои.
Огромные деревья за усадьбой в кипени инея. Солнце щекастое, малиновое. Снега то полыхают, то меркнут. В небе, движимое воздухом, колышется колючее морозное облако. Мальчик бежит по дороге, но околица уже за третьим домом.
Пусто на дороге.
Дорога припорошена мелким сеном, копну спозаранок провезли. Не видно следов!
Мальчик оглядывает поляну у подножья черных высоченных лип. Вот отсюда они и улетели на ковре-самолете, коли следов-то нет!
В доме переполох: значит, будут гости! Мама со стряпухой хлопочут у печи, пахнет пирогами. Детям дают по пирожку, по кружке молока и выставляют с кухни.
Младший куксится, а старшему – свобода!
Его санки самые быстрые в Рябове, со стальными полосками па полозах. Мчат они седока преданно. Все скорей, скорей! Жуть и веселие в сердце! Веселие и жуть!
По накатанной дорого с горы, с «прыжка», на запруду и по льду.
Снизу запорошенное снегом село, как на рождественской картинке.
Церковь – как наседка, а дома, как цыплята. Дом отца дьякона, дом псаломщика, дом пономаря, избушка церковного сторожа. Их дом. Он самый большой здесь. Батюшка Михаил Васильевич – не дьякон и не пономарь – священник.
Мужики и бабы за глаза о батюшке дурного не говорят. Батюшка за всех обиженных ходатай.
…Солнце, поднявшись над деревьями, слепит глаза. На снег тоже не посмотри – огнем горит! И в сердце зайчиком радость – не жалко солнцу солнца для их Рябова! Вон его сколько!
И тотчас на радость набегает, притемняя, тревога.
Как же это солнце находит Рябово? На такой-то огромной земле?! Отчего солнце знает его, Витю Васнецова, а царь не знает? Отчего солнца хватает всем, и куполам на церкви, и лесу, и самой малой снежинке?
Источник: http://litlife.club/br/?b=92128&p=15