Описание картины виктора васнецова «радость праведных о господе»

Виктор Михайлович Васнецов (1848—1926)

        В уютном Лаврушинском переулке светлый дом с входом, похо­жим на причудливый терем в золотых кружевах. Этот фасад в древнерусском вкусе создал художник Васнецов, для картин которого еще Третьяковым отведен от­дельный «Васнецовский зал», а могучих «Богатырей» видно издалека, через ан­филаду комнат.

 Красочное полотно «После по­боища Игоря Святославича с половца­ми», «Аленушка», грустящая у опасной сказочной воды… Васнецовы нашей культуры то тихо и ненавязчиво, то проповеднически-страстно напоминают нам о том, от чего отмахнулись, кажет­ся, навсегда,— о жизни духовной, о душе.

1873 год Васнецову 25 лет — еще молодой, в блузе с бантом, лицо серьезное, строгое; все у него в буду­щем, в будущее он и устремлен; автопортрет помечен. Его ранние работы, жанровые, о городском житье-бытье («Книжная лавочка» «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру» и др.).

Такие картины от­крывают зрителям людские типы, бытовую сторону жизни, ушедшей теперь в далекое-далекое прошлое. Но в этой ранней, еще очень скромной по колори­ту живописи уже проглядывает интерес Васнецова к духовной стороне жизни человека.

Выражены здесь и детские, юношеские впечатления — нищие пев­цы поют, опустившись на сухую землю у ворот церкви в селе Рябово, вдали виден дом, где родился художник…

       Был он сыном священника, потом­ственного сельского священника. Это значит, что его деды и прадеды конча­ли в Вятке духовную семинарию, уез­жали в дальние села служить — кре­стили, венчали, отпевали, о нравствен­ности радели, о Боге думали. Атмосфе­ра в васнецовской семье была духовно возвышенной.

  Виктор Михайлович тоже окончил Вятское духовное училище, а с послед­него курса семинарии ушел, чтобы по­лучить образование в Петербургской Академии художеств и стать живопис­цем. Дело художника для него было тем же служением людям, поиском кра­соты, правды, истины…

«Исторические грезы» тревожат воображение романтически настроенного юноши. А в 1878 году Васнецов покидает Петербург, чужой для него город, едет в Москву, прежнюю древнюю столицу, сама па­триархальная атмосфера которой действует на него вдохновляюще, соединя­ет с прошлым.

Он выбрал для себя дорогу давно нехоженую — былинную, сказочную, проложенную в древности фантазией, мечтой, талантом его наро­да. В древнюю, сказочную Русь идет художник за красотой и правдой. От­крывает ее в былинных защитниках святой Руси, в Еленах Прекрасных и Иванах-царевичах.

Засияла песенны­ми красками русская древность на его полотнах, как сияла она когда-то в ико­нах и в книжных миниатюрах.

Смеялась иная публика над Васнецовым: не до сказок, мол! Только самые прозорли­вые уловили, с какой молодой художественной силой возвращает художник родине поэзию на­рода своими монументальны­ми и лирическими полотнами. «Я только Русью и жил» — известные его слова.

Сказка Васнецова прекрас­но вписалась в общий ан­самбль она не со­лирует, как можно было ожи­дать. Потому что другое вла­стно притягивает к себе вни­мание — его портреты и эски­зы к росписям в соборе Свя­того Владимира в Киеве.

Этой гигантской работе Вик­тор Михайлович отдал десять лет жизни. О ее цели и смыс­ле он сказал в письме к ху­дожнику В. Д. Поленову: «…я крепко верю в силу идей своего дела…

в храме худож­ник соприкасается с самой положительной стороной че­ловеческого духа — с чело­веческим идеалом».

Прежде чем приступить к работе, Виктор Михайлович в 1885 году едет на месяц в Италию, чтобы своими гла­зами увидеть древние визан­тийские храмы, мозаики, а также искусство художни­ков Возрождения. Рафаэль и Микеланджело потрясают его своей художественной и творческой мощью.

Эти впе­чатления не пройдут для него бесследно, хотя, возможно, церковная живопись требова­ла более древних, архаичных форм, но ведь древнерусская икона как произведение религиозного искусства была от­крыта лишь в XX веке. Непо­мерно трудно бывало Васне­цову в Киеве, не хватало ему общения с близкими по духу людьми, которые разделяли бы его взгляды и чувства.

Ими он делится в письмах к Елиза­вете Григорьевне Мамонто­вой, наиболее духовно близ­кому ему человеку.

Жена известного мецената и промыш­ленника Саввы Мамонтова, создавшего в подмосковном имении Абрамцево кружок из лучших художников того времени, Ели­завета Григорьевна была наделена особы­ми душевными качествами, она, как гово­рили о ней художники, отвечала «щедро, полно на все запросы ума и сердца». Это она написала Виктору Михайловичу, что его работа в храме — «путь к свету», и он, усталый, одинокий, встрепенулся: да, да, ради этого света надо забывать все не­взгоды… «Какое мне дело, велик мой та­лант или мал — отдавай все!»

Васнецов воплотил этот свет, свет люб­ви. Тихое, нежное сияние его различаешь постепенно, по мере приближения к огром­ному, вытянутому в ширину полотну.

Это «Преддверие Рая», или «Радость пра­ведных о Господе» — сюжет, выражающий смысл христианского вероучения о Цар­стве Божием, мечту о вселенской гармо­нии, воплощенную художником в боже­ственном символе — Свете.

К этому Свету в духовном и телесном порыве устремлены чистые жены-великомученицы, среди них узнаешь премудрую Софию с дочерьми (Верой, Надеждой, Любовью), а в Софии угадываешь неожиданно черты Елизаветы Григорьевны Мамонтовой… Сонм святых несут к Свету сияющие жемчужно-белые огромные ангельские крылья. В ликах — скорбь, страдание и радость, экстаз.

Радость праведных о Господе. Преддверие рая. 
Свет тихий.
1885-1896. Картон для росписи барабана главного купола Владимирского собора в Киеве. Триптих. Левая часть. Бумага на холсте, гуашь, акварель, тушь, белила, бронза. 295 x 482. 

Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В этом творении Васнецова — глубоко и сильно воплощены духовные поиски ху­дожника и его современников, философов, писателей. «Гением религиозного чувства» назвал Васнецова философ и бо­гослов отец Сергий Булгаков и сравнил его с Достоевским: «Васнецов — это Достоевский в живопи­си».

Не так уж много было сторонников этого взгляда среди тех, кто интересовался творчеством Васнецова и при его жизни, и после. Отказы­вали ему в подлинной духов­ности, считали манерным, фальшивым, сравнивая его образы с древней иконопи­сью.

Но сегодня что нам в этом, если чувствуешь у его полотен особую атмосферу чистой веры, искренность, бескорыстие и что-то снима­ешь с себя наносное!

Три царевны подземного царства

      Таинственная пре­лесть младшей из «Трех ца­ревен подземного царства», и великих княгинь Ефроси­ньи и Евдокии, погруженных в молитвенное созерцание, нежная Снегурочка с ее нездешней красотой.

 Все они сестры на этой земле. В их образах Васнецов тоже искал истину и создал свой, васнецовский, идеальный тип женской красоты и духовности. И еще можно смело сказать, что после Рафаэля спустя столетия только русскому художни­ку удалось воплотить святое материнство, святую жертвенность Матери во имя спа­сения рода человеческого.

богоматерь с младенцем. Фрагмент росписи алтаря Владимирского собора в Киеве (1885-1896)

         Знаменитая Бо­гоматерь с младенцем Васнецова — Цари­ца Небесная, идущая навстречу людям в сдержанной скорби и радости любви, вселяющая веру в эту любовь.

Васнецов был мудрец, склонный к фило­софским размышлениям художник. Это русский интеллигент, не расставшийся со своим народом. В Москве он живет в соб­ственном доме, где все согласуется с его «древнерусским вкусом» и убеждениями. Его дневниковые записи, которые он ведет в зрелые и старческие годы, превращают­ся в трактаты о смысле жизни, о добре и зле…

«Страшный Суд». Не устрашающие сцены, к слову, несколько театральные, задерживают внимание. А темная женская фигура — она склони­лась над сыном, ведущим Суд, и, нежно прикасаясь рукой к Его плечу, молит за страдальцев. Самой пластикой склоненной головы выражены великая скорбь, моль­ба о прощении… Гений художника донес мольбу Матери, радеющей за всех нас.

Сирин и Алконост. Песнь радости и печали

Источник: http://searuss.ucoz.ru/publ/obrazovanie/viktor_mikhajlovich_vasnecov_1848_1926/14-1-0-210

Васнецов В.М

Для увеличения – нажмите на изображение

Автопортрет. 1873

 Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) – русский живописец. Одним из самых горячих почитателей творчества Виктора Васнецова был выдающийся русский певец Федор Шаляпин.

Однажды он сказал: “Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри.

Такими именно были братья Васнецовы. Не мне, конечно, судить, кто из братьев, Виктор или Аполлинарий, первенствовал в живописи. Лично мне был ближе Виктор.

Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу древней Руси, вселяли в меня ощущение великой мощи – физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло “Словом о полку Игореве”. 

Один из членов Товарищества передвижных художественных выставок, Виктор Васнецов создал немало жанровых картин, на которых были запечатлены сцены из жизни купцов, бедноты, чиновников и крестьян.

Он делал эскизы декораций, писал портреты и картины на историческую тему.

Однако в истории русского искусства он навсегда останется прежде всего художником-сказочником, художником-сказителем, который с психологической достоверностью оживлял на своих полотнах страницы самих любимых в народе легенд, былин и сказок.

Родился Виктор Михайлович Васнецов 15 мая 1848 года в селе Лапьял Вятской губернии в семье священника. Рисовать начал рано. Пришло время, и отец отправил его, как и старшего сына Николая, учиться в Вятское духовное училище. Там его талант заметил преподаватель рисования Чернышев.

Он пригласил мальчика к себе в иконописную мастерскую и стал заниматься с ним дополнительно. На каникулах, приезжая домой, Виктор делал зарисовки, начал писать и картины. Две из них – “Жница” и “Молочница” – были замечены и отмечены.

В 1867 году Виктор Васнецов, отказавшись от сана священника, отправился в Петербург, где учился сначала два года в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И. Крамского, потом в Академии художеств. Зарабатывал на жизнь он тем, что делал рисунки для гравюр.

В самых разных изданиях время от времени появлялись циклы его иллюстраций, вышли в свет и проиллюстрированные им азбуки: “Солдатская”, “Народная”, “Русская азбука для детей”. В Академии художеств Васнецову посчастливилось учиться у Чистякова, там же он сдружился с Репиным.

Тяжелый, напряженный труд подорвал здоровье художника. В 1871 году Виктор Васнецов был вынужден поехать на некоторое время в родные места. В это время он познакомился с курсисткой Сашей Рязанцевой, которая поразила его своей необыкновенной добротой и непосредственностью. Именно Саша в будущем стала его невестой, а потом и женой.

В Петербург Виктор Васнецов вернулся со своим братом Иполлинарием, который уже очень здорово писал пейзажи. Он тоже хотел стать художником.

В 70-е годы Васнецов сблизился с передвижниками. Товарищество передвижных художественных выставок было образовано по инициативе Мясоедова, Перова, Ге в 1870 году. Васнецов вступил в него в 1876 году.

Но еще до этого у него появлялись картины, в которых звучали любимые передвижниками социальные мотивы. Это написанные в 1872 году “Нищие певцы”, “Чаепитие”.

В 1876 году на V выставке передвижников экспонировалась картина Васнецова “С квартиры на квартиру”, которую очень высоко оценил известный критик Стасов. Васнецов сблизился с живописцами Куинджи, Поленовым, скульптором Антокольским.

После окончания Академии художеств он вместе с Поленовым отправился в Париж, где не только знакомился с полотнами старых мастеров, но и изучал жизнь простого французского народа. Там он написал картину “Балаганы в окрестностях Парижа” (“Акробаты”), сделал много зарисовок.

В 1877 году, вернувшись в Россию, Виктор Васнецов обвенчался со своей любимой Сашей Рязанцевой. Как вспоминала позже его жена, когда они перебрались в Москву, Васнецов полюбил бродить по старым московским улочкам.

А возвратясь домой, часто говорил: “Сколько я чудес видел!” Именно в это время в творчестве Васнецова впервые зазвучала сказочная, былинная тема. Быстрый на перо Стасов высоко оценил акварельный рисунок Васнецова “Витязь на распутье” (1878) (в 1882 г. появился живописный вариант этого сюжета).

Это он, Стасов, подсказал Васнецову сделать на камне, перед которым остановился витязь, сказочную надпись:

Как прячу ехати,

Живу не бывати –
Нет пути ни прохожему,
Ни проезжему, ни пролетному.

Читайте также:  Описание картины александр герасимова «гимн октябрю»

Мох, поросший на камне, прячет последние две строки:

На праву ехати – женату выти,

На леву – богатым быти.

В 1880 году появилось полотно “После побоища”, где почти каждая деталь имеет аналогию в тексте “Слова о полку Игореве”.

В 80-е годы Виктор Васнецов часто бывал в доме известного мецената Саввы Мамонтова. А потом вместе с братом Аполлинарием они начали наезжать и в его имение Абрамцево, где в то время собиралась вся русская художественная элита. Здесь увлеченно изучали традиционное русское искусство, слушали классическую музыку.

В 1881 году появилась картина Васнецова “Аленушка”, в 1889 – “Иван-царевич на сером волке”. В 1881-1898 годах Васнецов работал над, пожалуй, самым известным своим полотном – “Богатыри”.

Именно эти произведения сделали Васнецова знаменитым. В сказочных, былинных образах он сумел воплотить саму суть русской истории, дух, таинственную, так и не понятую до конца, неразгаданную русскую душу.

Русский поэт Дмитрий Кедрин написал о картине Виктора Васнецова “Аленушка”:

Стойбище осеннего тумана,

Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна –
Родина неяркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой столицы во лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
Только все ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь…
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!.

Изумительны были созданные Виктором Васнецовым в 1881-1882 годах декорации и костюмы к пьесе А. Н. Островского “Снегурочка”. Работу над ними Васнецов завершил в 1885- 1886 годах – к премьере одноименной оперы Римского- Корсакова. Особенно яркой, феерической получилась палата Берендея, созданная Васнецовым на основе переосмысления поэтики традиционного русского деревянного зодчества.

В 1883-1885 годах Виктор Васнецов работал над панно “Каменный век” для Исторического музея, которое высоко оценили его друзья-художники. Чистяков, например, сказал: “Васнецов дошел в этой картине до ясновидения. В ней выражено все будущее развитие человечества, все, для чего стоит лить”.

Очень много дало Виктору Васнецову путешествие по Италии, которое он совершил в 1885 году. “Во время путешествия – вспоминал позже художник,- весь итальянский Рафаэль мной воспринимался как музыка Моцарта, а Микеланджело был, без сомнения, чистейшей воды Бетховен…” В это время архитектор Прахов пригласил Виктора Васнецова сделать роспись для киевского Владимирского собора.

Васнецов согласился и переехал вместе с семьей в Киев. Работал он над росписью с небольшими перерывами на протяжении 1885-1895 годов. Вместе с ним в росписи собора принимал участие и Врубель.

За десять лет (шесть из них Васнецов жил в Киеве) художник с помощниками расписал около трех тысяч квадратных метров, сделал пятнадцать больших композиций, выписал 30 отдельных фигур и еще множество мелких деталей.

По рисункам В. Васнецова были построены церковь и сказочная “Избушка на курьих ножках” в Абрамцеве, а в 1902 году – сделан фасад Третьяковской галереи.

В 1893 году Виктор Васнецов был избран действительным членом Санкт-Петербургской академии художеств, а в 1899 году прошла его персональная выставка, на которой зрители впервые увидели полные необъяснимой тревоги картины “Гамаюн” и “Сирин и Алконост”.

Александр Блок, которому в ту пору было всего девятнадцать лет, увидев картину “Гамаюн”, написал:

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар…
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..

И после Октябрьской революции Васнецов продолжал работать над сказочными сюжетами. В 1918 году он написал “Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем”, “Царевну-лягушку”, начал работать над “Поэмой семи сказок”. Последней работой Васнецова был портрет М. Нестерова.

23 июля 1926 года Виктора Васнецова не стало. Но до сих пор именно благодаря его картинам оживает для нас таинственный, загадочный мир русского сказочного фольклора.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

*   *   *

Галерея (111 изображений)

*   *   *

Историко-биографический фильм “Виктор Васнецов. “Я только Русью жил” (Из коллекции “Тайники русского музея” видеостудии “Кварт”)

Год выпуска: 2009

Продолжительность: 00:26:12
Формат: avi
Размер: 173 Мб

Режиссер: Г. Иванова

«…Я, как был, так и доселе остаюсь убежденным монархистом на исконных русских началах, т.е. стою за Православную Веру, за Самодержавного неограниченного Царя и за великий русский народ и его господство в Русском государстве и к сему подлинному моему «credo» не нахожу нужным прибавлять никакого «constitutio que» [конституционного поpядка (лат.)]». Виктор Васнецов

 Виктор Михайлович Васнецов создавал свои картины на темы русской истории, былин, народных сказок. “В них сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим” – писал он про свои работы. Он сам был воплощением лучших черт русского народа.

 Об образе Царя Иоанна Грозного у художника-патриота возник спор с лукавым Репиным, явившим миру “царя”-безумца. У Васнецова Царь грозен (для врагов России), но отнюдь не безумен.

Скачать для ознакомления: Виктор Васнецов. “Я только Русью жил”

Источник: http://gorenka.org/index.php/vasnetsov-v-m

Радость Праведных О Господе Васнецов

Художник встретил ее, когда летом 1880 года находился в усадьбе Ахтырка. Гармонично дополняет образы богатырей пейзаж картины. Триптих, (центральная часть) Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве Государственная Третьяковская галерея, Москва. Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа, символизирует «мерило праведное», взвешивающеегрехии добродетели всех людей.

Фигура царя занимает все полотно по вертикали, так как он изображен в рост.

Васнецов Виктор Михайлович (1848 -1926) Художник Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 года 3 мая в селе Лопьял Вятской губернии Сын священника Образование получил в Вятской духовной семинарии Художественное образование получил в Петербургской Академии художеств, где пробыл с 1868 года по 1875 год За границей был два раза на свой счет: 1-й раз в 1876 году был в Париже, где пробыл год, 2-й раз перед началом работ в Киевском Владимирском соборе. На полотне Васнецова зрители видят обычных людей.

«После побоища Игоря Святославича с половцами». От мифов и преданий – к драме и серьёзному осмыслению истории. Виктор Михайлович Васнецов (1848-19330 – замечательный русский художник.

Ездил в Италию, был в Венеции, Равенне, Флоренции, Риме и Неаполе В первые годы пребывания в Петербурге исключительно занимался рисунками карандашом и пером и вообще иллюстрациями Васнецов Виктор Михайлович (1848 -1926) Картины масляными красками в Петербурге начал приблизительно с 1872 года, хотя 2 небольшие масляные картинки были еще написаны в Вятке до поездки в Академию. Учился в духовной семинарии в Вятке, но из-за увлечения изобразительным искусством ушел из предпоследнего философского класса и уехал в Петербург, где учился в рисовальной школе при Обществе поощрения художников у Ивана Крамского и в Петербургской Академии художеств.

Радость праведных о Господе -Преддверие рая

«Основание Москвы» тоже поражает своей достоверностью. Его настенные росписи, посвященные 900-летию со дня крещения Руси, во Владимирском соборе – это, по словам самого художника, «путь к свету», которому он отдал больше десятка лет своей жизни. С двух сторон крепость окружали реки — Москва и Неглинная. Добро и зло в картине олицетворено в персонажах из русской и христианской истории.

Соединив мотивы средневековья с атмосферой сказки, преобразовал русский исторический жанр. Художник очень тонко изобразил растерянность в глазах персонажей.

Всего было создано 15композиций и 30отдельных фигур святых в полный рост. Член ТПХВ (с 1876 см. Картину приняли по-разному, многие находили ее холодной, бесстрастной. Иконопись была для Васнецова истинным источником вдохновения. В 1874 году художник получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина». Они отдыхают после работы.

Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Живописцу удалось создать поистине величественный образ Ивана Грозного.

Среди них: «Богоматерь с младенцем» на восточной алтарной стене «Святители» и «Пророки» на северной и южной алтарных стенах «Христос-Вседержитель» в главном куполе «Радость праведных о Господе» в барабане главного купола «Евангелисты» на парусах главного купола «Страшный суд» на западной стене «Крещение Руси» над входом в крещальню «Единородный Сын Слово Божие», «Бог Саваоф», «Распятый Иисус Христос»— на плафонах главного нефа изображения исторических деятелей, причисленных к лику святых, — княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского, Нестора-летописца, Михаила Черниговского— на соборных столбах несколько икон в мраморном иконостасе, а также орнаменты и изображения в медальонах. Для оформления Георгиевского собора Васнецовым в 1896-1904 годах была написана картина-фреска «Страшный суд», первая вариация которого была написана им в 1885-1896 годах для Владимирского собора в Киеве. И все пришли.

ВАСНЕЦОВ Виктор – Радость праведных о Господе

На глазах у матери их истязали по очереди. Жил в Петербурге и Москве. Передвижники). как будто одушевлены автором. Это«Преддверие Рая» или «Радость праведных о Господе» — сюжет, выражающий смыслхристианского вероучения о Царстве Божием, мечту о вселенской гармонии, воплощенную художником в божественном символе — Свете.

Васнецов Виктор Михайлович (1848 -1926) Баян – одно из последних значительных произведений художника, завершающих былинную тему в его творчестве. В древнюю, сказочную Русь идет художник за красотой иправдой.

Картины как жанровые, так и былинные и сказочные выставлялись первоначально на Передвижных выставках и отчасти на выставках «Союза русских художников» Главным же образом произведения и религиозные и другие выставлялись на х личных выставках – в целом 6 выставок.

Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийсяразбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал врай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа ещё более усугубил свою посмертную участь и попал вад.

Также на некоторых христианских крестах изображается внизу череп или череп с костями (голова Адама), символизирующий падшегоАдама (включая его потомков), так как, по преданию, останки Адама и Евы были захоронены под местом распятия – Голгофой. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75).

Первым опытом мастера в этой области стали росписи во Владимирском соборе в Киеве (1885–1896). – васнецовских картинах, эскизах, набросках с конными витязями и богатырями, копья в порядке, как, к примеру, на картине 1914 года «Богатырский скок» или великолепное копье Ильи Муромца на прославленном полотне «три Богатыря».

Васнецов «Радость праведных о Господе»

Ему принадлежат росписи киевского Владимирского собора. Одеяние царя передано с исторической точностью. Ведь на всех остальных – а их около сотни.

История картины Васнецова Аленушка включает в себя несколько доработок. Васнецов создал около 400 эскизов и при участии помощников (соавтором Васнецова был М.

Нестеров, для которого киевские труды во многом определили всю его дальнейшую жизнь) покрыл фресками около 2000 кв.

Художник называл эту работу своимпутем к свету. Действительно, трудно найти другого, настолько великого, насколько и народного художника. м. кв. Васнецов создал около 400 эскизов и приучастии помощников (соавторомВаснецова был М. Нестеров, для которогокиевские труды во многом определиливсю его дальнейшую жизнь) покрыл фрескамиоколо 2000 кв.

Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет. В.

Васнецов, сын сельского священника, учившийся до поступления в Академию художеств в духовной семинарии, подошел к выполнению росписей с глубокой верой в то, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение храма» и с пониманием колоссальной ответственности, стоящей перед живописцем.

Во время жизни в Петербурге Виктор Васнецов создавал полотна бытового жанра — «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками». Полотно Васнецова «Богатыри» стало одним из первых обращений к былинному сюжету в истории русской живописи.

Читайте также:  Описание картины ивана шишкина «сосна на валааме»

И, наконец, удача. Мать молилась вместе с дочерью и укрепляла ее в страдании — и железо не обожгло Веру. Архитектурный фон создан фантазией живописца. Иконопись была для Васнецова истинным источником вдохновения. От нее тянется высокая и крепкая каменная стена, защищающая внутренний город.

Сочетание остропсихологической характеристики образа с его живописно-декоративной трактовкой, увлечение архитектурными формами и декоративной узорчатостью, так полно сказавшиеся в росписях Владимирского собора, в картине приобрели законченное пластическое выражение, позволившее говорить о завершенности «васнецовского стиля».

Принципы «русского стиля» развиты им также в области архитектуры и дизайна.

В журнале «Мир искусства» писали о храмовом монументальном ансамбле: «Это выдержанное цельное творение, в котором чувствуется живой порыв и большое декоративное чутье».

Он также был и первой каменной крепостью, построенной на северо-востоке Киевской Руси. Веру избили немилосердно и отрезали груди, но вместо крови из раны истекло молоко.

Описание Картины Виктора Васнецова «радость Праведных О Господе»

создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, принёсшие ему широкую популярность (После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880, Алёнушка, 1881, Иван-царевич на сером волке, 1889, Богатыри, 1881-98, Царь Иван Васильевич Грозный, 1897, – все в ГТГ). Описать словами то, что изобразил художник, просто невозможно.

(сцены уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян) с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества (С квартиры на квартиру, 1876, Военная телеграмма, 1878, – обе в ГТГ). «Исторические грезы» тревожат воображение романтически настроенногоюноши. Описать словами то, что изобразил художник, просто невозможно.

Вверху воспроизведена фреска Радостьправедных о Господе (Преддверие рая), находящаяся в барабане главного купола. NИКА — Победитель.

Так и былинные и сказочные выставлялись первоначально на Передвижных выставках и отчасти на выставках «Союза русских художников» Главным же образом произведения и религиозные и другие выставлялись х на личных выставках – в целом 6 выставок, Картины как жанровые.

«Гением религиозного чувства» назвалВаснецова философ и богослов отец Сергий Булгаков и сравнил его с Достоевским:«Васнецов — это Достоевский в живописи». Ее также поддерживает Ангел.

Недаром, картина «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова занимает в истории русской живописи одно из первейших мест.

В 1871 году художник нарисовал, правда, пока карандашом, своего первого «Богатыря», тем самым положив начало своему знаменитому «богатырскому циклу», который через четверть века завершится «Тремя богатырями».

Вверху воспроизведена фреска Радость праведных о Господе (Преддверие рая), находящаяся в барабане главного купола. Но затем, видимо, более важным для художника стало содержание надписи на камне «в чистом поле» (опять же, на ранних версиях картины, на эскизах, дорога БЫЛА, но на заключительном варианте художник её убрал. В жанровых картинах 1870-х гг.

Радость праведных о Господе Преддверие рая

Все пребывает в каком-то движении: летит и клубится.

Картины как жанровые, так и былинные и сказочные выставлялись первоначально на Передвижных выставках и отчасти на выставках «Союза русских художников» Главным же образом произведения и религиозные и другие выставлялись на х личных выставках – в целом 6 выставок.

Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». Преддверие рая», а вот в центре возвышается полотно «Торжество Ангелов». собора. собора.

Красочные сцены крещения Руси на стенах храма были уравновешены мрачной композицией «Страшного суда».

2 Васнецов Виктор Михайлович (1848 -1926) Художник Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 года 3 мая в селе Лопьял Вятской губернии Сын священника Образование получил в Вятской духовной семинарии Художественное образование получил в Петербургской Академии художеств, где пробыл с 1868 года по 1875 год За границей был два раза на свой счет: 1-й раз в 1876 году был в Париже, где пробыл год, 2-й раз перед началом работ в Киевском Владимирском соборе. По реке движется несколько заполненных лодок с поднятыми парусами.

  • Картины — Васнецов, Виктор Михайлович
  • Вера, Надежда, Любовь и София (житие, православная иконография)
  • Символика и изображение православного креста
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Ностальгический клуб любителей кино
  • Чудный памятник осебе оставил художник Виктор Васнецов русским людям

В академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом». «Перед Богом все равны» хочет сказать Васнецов, показывая одинаковые условия для суда Царей и бедных крестьян. Брат А. М. Васнецова. Стал известен как основоположник «русского стиля» в искусстве.

«Это уже поистине и дело народное и дело высочайшего искусства», — писал он В. Д. Поленову. Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926)— один из самых знаменитых русских художников второй половины XIX— начала XX века.

Преддверие рая», а вот в центре возвышается полотно «Торжество Ангелов». Многие его картины знакомы вам еще с детства. С 1880-х гг. На степь ложится сумрак.

И хотя картину многие хвалили, сам Васнецов видел уже все ее недостатки.

  • Описание картины Виктора Васнецова «Богатырский галоп»

Летом 1880 года В. М. Васнецов жил в тихой и спокойной Ахтырке, неподалеку от Абрамцева. Потом ее положили на раскаленное железо. Великолепная фреска «Радость праведных о Господе» – это воистину духовный живописный шедевр, что вырвался на волю на удивление, вдохновение и радость зрителей.

Картина Васнецова «Богатырь» или «Витязь на распутье» почему-то всегда вызывает ассоциации не с Ильей Муромцем, но со Святогором ищущим, куда бы силу приложить.

Интересно, что, хотя Васнецов трудился над картиной почти пятнадцать лет (конечно, параллельно работая над другими полотнами), всякий, кто повидал картину в Третьяковке, отмечает – «а копье-то не рыцарское, пехотное. ».

Позднее братья Васнецовы вспоминали, как отец «уходил с детьми в поле, вдыхал аромат луговых трав, слушал бой перепелов и скрип коростелей, любовался мерцающим звёздным небом, рассказывал мальчикам о строении вселенной и показывал различные созвездия» и как во время этих прогулок в души детей вливалось «живое неистребимое представление о Живом, действительно сущем Боге. ». Между тем значительное место в его творчестве занимала религиозная живопись. Написанная Васнецовым в апсиде алтаря фигура Богоматери с Младенцем (на след.

Иконопись была для Васнецова истинным источником вдохновения. Однако это и не Святогор и никто иной из известных былинных героев. Васнецоввоплотил этот свет, свет любви. Религиозная тематика – одна из многих мотивов великого русского художника В. Васнецова.

Видно, как все люди с вниманием и интересом смотрят на высокопоставленных лиц. князь Олег изображен со своим войском, стоящим на краю дремучего леса.

Картина «Радость праведных о Господе» — вот ярчайший образец великого таланта мастера кисти.

В это время художник рисовал иллюстрации к сказкам и литературно-педагогическим трудам Николая Столпянского — «Народная азбука», «Солдатская азбука». м. кв.

Завоеватель Батый, Среди грешников император – Нерон, восточные деспоты и римские кардиналы. Многие его картины знакомы вам еще с детства. Более десяти лет жизни (1885-96) Васнецов отдал росписи Владимирского собора в Киеве, посвященного 900-летию крещения Руси.

Мы ощущаем, насколько своеобразна и значительна личность Ивана Грозного. Первые картины были главным образом жанровые: самая первая картина «Рабочие с тачками» была куплена Третьяковым, но где теперь находится, неизвестно.

Делохудожника для него было тем же служением людям, поиском красоты, правды истины.

Его настенные росписи, посвященные 900-летию со дня крещения Руси, во Владимирском соборе – это, по словам самого художника, «путь к свету», которому он отдал больше десятка лет своей жизни.

Таков сюжет этой знаменитой картины, прославившейся как смелостью концепций, так и вдохновенным исполнением. Произведения рождаются буквально из грез и детских впечатлений художника. Художник называл эту работу своим путем к свету. Религиозная тематика – одна из многих мотивов великого русского художника В. Васнецова. м. кв.

Вере было 12 лет, Надежде — 10 и Любови — 9. В 1876 году он написал Алешу Поповича, делал этюды для Ильи Муромца (в качестве натурщика выступил владимирский крестьянин Иван Петров), а с 1882 по 1883 годы Васнецов работал над пейзажными этюдами.

Широкую известность он получил прежде всего как автор картин на былинно-сказочные сюжеты. Отдельно стоит остановиться на полотне «Богоматерь с Младенцем», написанной художником в 1889 году.

Ребенка с трудной судьбой выдает внешний облик представленной на картине девушки. метров стен храма.

Болеедесяти лет жизни (1885-96) Васнецов отдалросписи Владимирского собора в Киеве, посвященного 900-летию крещения Руси. Виктор Михайлович Васнецов, русский художник.

По сравнению с двумя предыдущими богатырями, Алёша самый юный и стройный. Разнообразны и причудливы узоры Берендеевой палаты, которые нигде не повторяются дважды. Тогда Адриан приказал отрубить ей голову. Наверное, потому, что васнецовского Илью Муромца мы все слишком хорошо знаем «в лицо» по картине «Три Богатыря».

Источник: http://aquareller.com/wdr/201803/radost-pravednyh-o-gospode-vasnecov/

Православные работы русского художника Виктора Васнецова

Previous Entry | Next Entry

teo_tetraОригинал взят у radiant_kristal в Православные работы русского художника Виктора Васнецова
Христос-Вседержитель, 1885-1896
Виктор Васнецов. Отечествие (Отечество), 1907Бог Саваоф. 1885-1896
Спаситель. Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Воскресения в Петербурге. 1901
Христос Вседержитель. Мозаика главного иконостаса храма Спаса-на-Крови. Выполнена по оригиналу Виктора Михайловича Васнецова
Единородный Сыне и Словесе Божий. Росписи Владимирского собора


Богоматерь Одигитрия. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1899

Богородица Владимирского собора
Богородица Владимирского собора. Эскиз, 1893-1895
Богоматерь, 1887. Бумага, уголь.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем
Богоматерь с младенцем. Васнецов В.М. Храм Спаса-на-Крови
Мозаика «О тебе радуется Благодатная» по эскизу В. Васнецова.
Гусь-Хрустальный. 1902 г. Мастерская Фролова.

Блаженство рая. 1885-1896
Искушение Евы змием. 1885-1896
Вход Господень в Иерусалим
Спаситель в терновом венце, 1906
Распятие Христа. 1902
Распятый Иисус Христос. 1885-1896
Распятие Христа
Снятие с креста. 1888-1901
Плащаница, 1901
Сошествие во ад, 1896-1904
Воскресение
Мария Магдалина. Эскиз мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте, 1899
Мария Магдалина
Всадники Апокалипсиса, 1887
Страшный суд. 1885-1896
Страшный суд, 1904
Архангел Михаил повергает дьявола, 1914
Радость праведных о Господе. Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996
Радость праведных о Господе. Триптих, (левая часть)
Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть)
Коленопреклоненный Архангел Михаил, 1885-1893
Святой Ангел со светильником, 1885-1896
Ангел Божий, 1908
Серафим
Серафимы
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893
Святые отцы. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг.
Русские святые, 1885-1896
Святой Георгий Победоносец, 1919
Крещение князя Владимира в Царьграде, 1885-1893

Крещение Руси. Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896
Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893 г.

Святой Алипий Живописец, 1885-1893
Княгиня Евдокия, 1885-1893
Святая княгиня Ольга, 1885-1893
Святой Нестор-летописец, 1885-1893
Святой Андрей Боголюбский, 1885-1896
Святой Александр Невский, 1885-1893
Сергий Радонежский, 1882
Могила Владимира Грингмута. Крест-памятник по рисунку Виктора Васнецова (1907).(Владимир Андреевич Грингмут (также Вадим и Вальдемар Грингмут); 3 марта (15 марта) 1851 — 28 сентября (11 октября) 1907 — русский политический деятель праворадикального толка, один из основателей и главных идеологов черносотенного движения.)
Памятник великому князю Сергею Александровичу.(Великий Князь Сергей Александрович (29 апреля (11 мая) 1857 Царское Село — 4 (17) февраля 1905, Москва) — пятый сын Александра II; Московский генерал-губернатор. Супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны. Погиб от бомбы революционера Каляева.Памятник великому князю Сергею Александровичу — памятник в Московском Кремле освящённый 2 апреля 1908 года на месте убийства Великого Князя Сергея Александровича. Располагался недалеко от Никольской башни, между зданиями Сената и Арсенала. Автор памятника В. М. Васнецов. 1 мая 1918 года памятник был снесён при непосредственном участии В. И. Ленина.)
Книга русской скорби (обложка, 1910)

Читайте также:  Описание картины василия перова «первый чин»

Источник: https://teo-tetra.livejournal.com/828113.html

Виктор Васнецов: биография, фото, личная жизнь

Виктор Васнецов был известным мастером бытовой и исторической живописи — его картины приобретали коллекционеры Павел Третьяков и Савва Мамонтов.

Полотно Васнецова «Богатыри» стало одним из первых обращений к былинному сюжету в истории русской живописи.

Кроме написания картин Васнецов делал иллюстрации к книгам, создавал эскизы архитектурных сооружений и расписывал храмы в разных городах России.

Семинарист в Академии художеств

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятской губернии (сегодня — Кировская область) в семье священника. Родители старались дать детям разностороннее образование: читали им научные журналы, учили рисованию. Первыми работами Виктора Васнецова были пейзажи, сюжеты сельской жизни. Природа на его картинах во многом списана с вятских видов: извилистые реки, холмы, густые хвойные леса.

В 1858 году Васнецов поступил в духовное училище, затем — в семинарию. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к старине.

В свободное от учёбы время Васнецов рисовал портреты горожан, делал по памяти зарисовки, помогал расписывать Вятский кафедральный собор.

В 1867 году он проиллюстрировал книгу этнографа Николая Трапицина о пословицах. Позже художник опубликовал свои рисунки отдельно — в альбоме «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова».

В годы учебы живописец создал первые полотна «Жница» и «Молочница».

В 1867 году Виктор Васнецов бросил семинарию и уехал в Петербург. Зимой этого года он занимался живописью в школе своего друга — художника Ивана Крамского, а спустя год поступил в Петербургскую академию художеств.

В академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом».

В это время художник рисовал иллюстрации к сказкам и литературно-педагогическим трудам Николая Столпянского — «Народная азбука», «Солдатская азбука». Во время жизни в Петербурге Виктор Васнецов создавал полотна бытового жанра — «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками».

В 1874 году живописец получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина».

Виктор Васнецов — мастер исторической живописи

После окончания академии художник уехал с друзьями за границу. Там продолжил писать, участвовал в выставках и салонах. В парижской мастерской своего друга Василия Поленова Васнецов набросал эскиз картины «Богатыри» — первого полотна по мотивам русских былин.

Васнецов прожил за границей около года, в 1877 году вернулся в Москву. Здесь познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым, часто бывал на музыкальных вечерах в его семье.

В московский период художник писал картины с сюжетами из истории и сказок Древней Руси. Одно из первых полотен — «После побоища Игоря Святославича с половцами» — экспонировалось на VIII выставке передвижников. Картину купил Павел Третьяков.

Познакомился Васнецов и с меценатом Саввой Мамонтовым, стал участником его Абрамцевского кружка. Мамонтов предложил художнику написать три картины для интерьера управления Донецкой железной дороги.

Так появились полотна «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Однако члены правления отказались от полотен со сказочными сюжетами.

Картины выкупили Савва Мамонтов и его брат.

Виктор Васнецов много бывал в Абрамцеве в усадьбе мецената, писал портреты членов его семьи. Окрестности Абрамцева появились и на других картинах Васнецова: березовые рощи и извилистые речки, овраги и пруды, поросшие осокой. Здесь в 1880 году художник написал «Аленушку».

Храмовая роспись и архитектура

Виктор Васнецов пробовал себя и в архитектуре. Он создал эскизы для построек в усадьбе Мамонтовых, по рисункам Васнецова и Поленова в Абрамцеве построили церковь Спаса Нерукотворного. Также художник нарисовал эскизы собственного дома-мастерской, особняка Ивана Цветкова, главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве.

В начале 1885 года профессор Петербургского университета Адриан Прахов, один из учителей Васнецова, предложил ему расписать только что построенный Владимирский собор в Киеве. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет.

Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма».

Во время работы Виктор Васнецов изучал памятники раннего христианства в Италии, фрески Софийского собора в Киеве, использовал знания иконописи и храмового зодчества, полученные в семинарии.

Всего было создано около 400 эскизов, расписано свыше 2000 квадратных метров. Собор освятили в 1896 году в присутствии императора Николая I и его семьи. После Владимирского собора художник расписывал храмы в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве.

До конца жизни Виктор Васнецов продолжал писать картины по мотивам сказок. В 1898 году он закончил полотно «Богатыри», над которым работал 25 лет.

Виктор Васнецов умер в своей мастерской в 1926 году. Художника похоронили на Введенском кладбище в Лефортово.

Источник: https://www.culture.ru/persons/9346/viktor-vasnecov

Виктор Васнецов: картины на тему русских сказок, биография художника

Творчество Виктора Васнецова

В истории русского искусства Виктор Михайлович Васнецов занимает такое же место, какое в истории науки занимают знаменитые первооткрыватели. Виктор Васнецов первым открыл путь в богатый и прекрасный, ранее совсем не известный мир народной поэзии, царство русских сказок и былин; он был первым, кто сумел оживить «дела давно минувших днкй, преданья старины глубокой».

Сначала Виктор Васнецов писал небольшие жанровые сценки из жизни бедного петербургского люда. Но это был еще не настоящий Васнецов. Лучшими работами художника стали те, которые он посвятил русской старине.

В. М. Васнецов родился в 1848 году в далеком вятском селе Лопьял. Здесь, в глуши уральских лесов, в будущем художнике пробудилась горячая любовь к народному искусству.

«Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины» – так писал о своем детстве Виктор Васнецов.

В 1867 году он приехал в Петербург, а в 1868-м поступил в знаменитую Петербургскую Академию художеств. Затем он вышел из академии и сблизился с кружком Крамского, стал членом Товарищества передвижных выставок

Несгибаемое прямодушие и непоколебимость в выборе своего пути, твердость в убеждениях и страстная любовь к родине — таков душевный склад Виктора Васнецова.

В 1880 году появилась первая картина Васнецова на исторический сюжет «После побоища Игоря Святославича с половцами» по мотивам «Слова о полку Игореве».

Вслед за ней Васнецов пишет «Аленушку», начинает «Ивана Грозного», а в 1898 году на Персональной выставке художника были впервые показаны «Богатыри», над которыми Васнецов работал свыше восемнадцати лет. Это был его наиболее плодотворный период творчества.

Впечатление, произведенное этими картинами, было громадно. «Богатыри» стали высшим, не превзойденным выражением мощи, доблести, мудрости и миролюбия русского народа.

Богатыри

«Богатырей» художник писал в Москве, в мастерской, построенной по собственному проекту, недалеко от Самотечной площади. В Москву он приехал в тридцатилетнем возрасте и до конца жизни (1926 год) не покидал древнюю русскую столицу. Она стала его домом, «Берендеевыми палатами».

В домике-теремке близ Самотеки в конце жизни художник создал сюиту картин на темы русских сказок: «Баба-яга», «Кащей бессмертный», «Царевна лягушка», «Царевне Несмеяна», «Спящая царевна», «Сивка-бурка», «Ковер-самолет».

Виктор Васнецов очень разнообразен. Он работал не только в живописи, но и в графике (иллюстрации к пушкинской «Песне о вещем Олеге»), в театре он создал замечательные декорации к весенней сказке Островского «Снегурочка».

Васнецов работал и как художник монументалист: он расписал круглый зал Исторического музея в Москве (фриз «Каменный век»), по его проекту был оформлен фасад Третьяковской галереи.

По его рисункам и проектам в художественных мастерских в Абрамцеве искусные мастера украшали народными орнаментами мебель, посуду и т. п.

Везде, где работал Васнецов: в живописи, архитектуре, прикладном искусстве, он стремился возродить русское народное творчество.

Биография Васнецова

Сын бедного сельского священника Виктор Васнецов (1848-1926) , окончив духовное училище, поступил в вятскую духовную семинарию. Однако любовь к изобразительному искусству взяла верх в окончательном выборе профессии. Дойдя до последнего философского курса, Васнецов оставил семинарию, уехал в Петербург.

Там ему удалось попасть сперва в школу Общества поощрения художников, а затем в Академию художеств. Здесь Васнецов пробыл (с перерывами) с 1868 по 1875 год. Главным его учителем был П. П. Чистяков, который и позднее оказывал Васнецову но мощь во многих его начинаниях. С большим вниманием относились к молодому художнику И. Н.

Крамской и В. В. Стасов.

Свой творческий путь Васнецов начал с небольших жанровых картин – “С квартиры на квартиру” (1876), “Чтение военной телеграммы” (1878), близких работам известных живописцев В. Г. Перова и В. Е. Маковского. По скоро определился совершенно иной характер его дарования.

Он перестал обращаться к изображению повседневности и, по собственным его словам, из жанриста стал “историком несколько на фантастический лад”. Решающим толчком для этого послужил переезд Васнецова в Москву (1878), знакомство с ее памятниками старины, встреча и дружба с известным меценатом С. И. Мамонтовым и членами мамонтовского кружка.

Первым большим произведением нового этапа творчества Васнецова была картина “После побоища Игоря Святославовича с половцами” (1880), написанная по мотивам “Слова о полку Игореве”.

В этой картине, поспевающей в духе народного эпоса храбрость и мужество русских воинов, сражавшихся за родную землю, ярко сказались декоративный дар Васнецова, его тяга к монументальности и поэтическое восприятие природы.

Появление этого полотна на выставке было подлинным событием в художественной жизни.

Своеобразие искусства Васнецова ярко раскрылось и в картине “Аленушка” (1881), тема которой была навеяна художнику известной русской сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке.

В этой картине все написано с натуры: и Аленушка – крестьянская девочка, и осенний пейзаж глухого лесного места. Идя от жанра, Васнецов силой своего таланта сумел превратить действительность в сказочный образ.

В 1883-1885 годах Виктор Васнецов, работая над тремя панно “Каменный век” для только что выстроенного тогда в Москве здания Исторического музея, проявил себя как мастер монументально-декоративного искусства. В картине “Царь Иван Васильевич Грозный” (1897) художник с большим мастерством создал величественный образ.

Самым значительным историческим произведением Виктора Васнецова явилось полотно “Богатыри” (1898). Нил ним художник работал с перерывами около двадцати лет.

Создавая эту, ныне широко известную, картину, Васнецов, как и в “Аленушке”, шел от реальных образов крестьян и русской природы. Прообразом Ильи Муромца был, на пример, крестьянин Иван Петров, уроженец села Карачарово, по былинным преданиям считающеюся родиной богатыря.

Жизненности картины способствовали продуманность композиции, удачно связанный с могучими фигурами трех всадников пустынный стенной пейзаж.

Творчество Васнецова было весьма многообразным. Он иллюстрировал книги, занимался гравированием. Его красочные костюмы и декорации к драматическому спектаклю “Снегурочка” А.Н.

Островского и затем к одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова (1881-1882 гг. и 1885-1886 гг.

) заложили основы русского реалистического театрально-декорационного искусства, которое позже – в конце XIX начале XX века завоевало мировую славу.

Влияние васнецовской “Снегурочки” распространилось даже на декоративно-прикладное искусство. Об этом вспоминают многие современники, это подтверждается И. Э.

Грабарем в “Истории русского искусства”: “Васнецов, пишет Грабарь, своей постановкой “Снегурочки” в половине восьмидесятых годов произвел такое огромное впечатление на всех, что многие только и бредили русскими мотивами.

Всюду стал входить русский узор, кустарные изделия; молодые художники целые дни просиживали в Историческом музее и усердно изучали старинную резьбу, набойки и вышивки”.

Работал Васнецов и в области архитектуры. Им спроектирован фасад Третьяковской галереи и собственный дом в Москве, где сейчас находится васнецовский мемориальный музей.

Картины Васнецова

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/939-vasnecov.html

Ссылка на основную публикацию