Русский мир на полотнах русских художников
«Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит…»(Максим Горький, «Детство», 1913 г.) Горький, конечно, великий писатель. И насчет свинцовых мерзостей разил не в бровь, а в глаз. Он же вырос среди них.
Василий Сварог. «Товарищи К. Е. Ворошилов и М. Горький в тире ЦДКА». 1932 г.
В автобиографичной повести «Детство» Горький так описывает жизнь простой русской семьи ремесленников из Нижнего Новгорода: «Они живут как скоты. Дедушка Василий Каширин сечет до полусмерти собственного внука, не говоря уже о подмастерьях.
Бьет бабушку, издевается. Однажды в припадке широкой русской души отбирает у неё вещи (платья, лисий салоп), продает их, а деньги отдает в рост. По вечерам к дому деда приходит его сын, дядька Михайло, пьяный, с дубиной, пытается убить отца, кидает камни в окна.
Причина? — Его обделили при дележе приданного сестры (мамы главного героя).
Второй сын, дядька Яков тоже бьет жену и в итоге забивает её до смерти. Совесть мучает его и он решает воздвигнуть на её могиле крест. Тяжелый крест заставляют тащить добродушного подмастерья Ваньку-Цыганка. Он надрывается и умирает от кровотечения. Никто ни за что не несет никакого наказания, правовое государство же + духовность.
Светлое пятно в жизни героя — бабушка (правда, тоже пьющая), она рассказывает ему о боге и ангелах. Бабушка считает, что теперь жизнь её стала лучше: «Ну, в зубы ударит, в ухо, за косы минуту потреплет, а ведь раньше-то часами истязали!».
В гости к ней ходит нищий, Никитушка, который верит, что Божью Матерь видели в Рязани. Соседи вокруг — не лучше Кашириных, их дети с малолетства так же жестоки, истязают кошек, собак, издеваются над нищими и гоняют еврейских коз».
Это был Горький. Теперь — картинки.
Иван Горохов. «Запил» (кон.19-нач. 20 вв).
Жена в гневе сжимает кулаки, впереди мальчик лет 10 с искаженным от боли лицом и тоже со сжатыми кулаками. Сколько можно?! Но пьяному крестьянину плевать на семью, он радостно несет бутылку водки.Художник Иван Лаврентьевич Горохов, кстати, сам был из крестьян и большую часть жизни прожил в деревне под Можайском. Знал, о чем писал.
Владимир Маковский. «Не пущу!». 1892 г.
Это уже не крестьяне, а городская публика. Женщина в полном отчаянии у дверей кабака.Он, кстати, так… с вызовом на неё смотрит: «Чо, думаешь, ты меня остановишь?»- Вот если и правда остановит, то он не мужик. Придется ему вот так мыкаться:
Владимир Маковский. «Тихонько от жены». 1872 г.
Или вот так:
Василий Максимов. «По примеру старших». 1864 г.
Иван Богданов. «Новичок». 1893 г.
У Горького дед Каширин издевался над внуком и подмастерьями, пользуясь бесправием последних. И таких дедов кашириных по стране было полно. Нищета заставляла крестьян отдавать детей «в люди», т.е. фактически в рабство. На картине «Новичок» — первые дни пацана в подмастерьях у сапожника. Пьяное быдло «учит жизни» заплаканного ребенка.
Михаил Ватутин. «Воспитатель». 1892 г.
Еще из той же оперы. Очередной пьяный урод (и опять сапожник) поставил на колени двух детей и что-то втирает им. Похоже, он только что их бил или за уши таскал.Впрочем, телесные наказания практиковались не только в кругах сапожников.
Павел Ковалевский. «Порка». 1880 г.
И не только в отношении детей.
Сергей Коровин. «В волостном суде (приготовление к наказанию розгами)». 1884 г.
Фирс Журавлев.»Купеческие поминки».1876 г.
Забыли зачем собрались, да. Уже и пляшут. На заднем плане — пьяные объятья, один со штофом в руке, из горла что ли уже? Штоф — около 1,23 литра водки, так что танцы не удивляют. Причем поминки в православии — мероприятие религиозное и трапеза там не главное.
Художник тоже намекает на это. За столом — два попа с длинными волосами. В происходящее не вмешиваются, но добро хоть сами трезвые.А вот этот их коллега — уже не совсем.
Николай Неврев.»Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие». 1866 г.
А тут — и вовсе все перепились (самый классный — мужик в центре, в рубище и с иконой вверх ногами).
Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасху». 1861 г.
Василий Пукирев. «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда». 1868 г.
Основы православной культуры, да.
Николай Орлов. «Освящение водочного магазина». 1904 г.
Владимир Маковский. «Освящение публичного дома». 1900 г.
Бордель, шампанское, грешницы симпатичные. И батюшка с иконой.На Святой Руси освящали все, и водочные магазины, и публичные дома. Но и это еще не все. По домам ходили вот такие люди:
Леонид Соломаткин. «Славильщики-городовые». 1864 г.
Трое пьяных ментов пришли утром к купцу славить Господа на Пасху. Громко поют, стараются. По обычаю хозяин должен был одарить таких гостей денежкой. Купец готовится раскошелиться. Городовой слева косит глазом: сколько даст? А городовой в центре косится на графин. Ниже более поздний вараинт этой картины:
Леонид Соломаткин. «Славильщики-городовые». 1882 г.
На картине 1864 г. менты были слегка поддатые. Тут один (в центре) — уже не слегка.
После этой картины я, кстати, зауважал царскую полицию. Представьте сегодня пьяный наряд приезжает на квартиру бизнесмена славить Христа и требует одарить их чем-нибудь. Не, ну одарить понятно, они еще и не туда приедут, но вот чтоб петь хором во славу Господа??
Да и кстати о пьянстве. Объективно потребление алкоголя в царской России было не таким уж большим: около 4 литров в год на душу населения. Сейчас 13-15, т.е. в разы больше. И пил тогда скорее город. В деревне в 1913 г. на одного взрослого потреблялось 18 л водки в год, в городах — 49. Это на мужчин и женщин вместе. А пили, естественно, мужики.
Посему получается, что вот эти пьяные русские крестьяне с картин Корзухина, Горохова или Перова выпивали примерно по 36 литров водки в год (18 X 2). Чуть меньше 0,75 в неделю. Всего-то. А вот городской дядька с картины Маковского «Не пущу» выпивал уже 88 литров (49 X 2), т.е. 1,7 в неделю. По 0,5 раз в 2 дня + опохмел. Это уже хорошо так.
Вот потому он жену и довел, гад.
Так как сейчас пьют много больше, чем при царе, то даже не знаю, что бы нарисовали художники-передвижники 19 в. в наши дни. Они бы сами в запой ушли. Поэтому современная русская живопись на тему пьянства — зрелище тяжелое. Предлагаю глянуть ради интереса: тоска и беспросветность, даже жутковато как-то.
Василий Шульженко. «Дедушка, поедем домой!». 1990 г.
Русская деревня. Ребенок среди пьяных дегенератов… Дедушка не поедет домой, все кончено.
А лица-то на картине…Или вот самая знаменитая картина Шульженко — «Сортир». Второе название: «Зато Крым наш!» (шутка).
Василий Шульженко. «Сортир». 1991 г.
Картину эту часто считают просто юмором. Но юмора тут нет. Идея художника: сортир — это Россия, спившаяся страна, живущая в грязи и каменном веке.
В лучшем случае юмор тут — это то как художник подписал свое полотно. Если присмотреться, в правом нижнем углу, где «пьедестал» для очка, есть подпись: «Здесь был Вася Шульженко. 1991 г.».
В гнетущей атмосфере сортира, среди нечистот и использованной бумаги композиционно есть важный светлый фрагмент — небольшое окошко вверху, символ надежды. Там — небо, свет, голубые купола, а выше надпись: «Суки вы все хочу в Америку».
А ниже: «Сосу с 5 до 6-00». У Шульженко все детали не случайны и подчинены общему художественному замыслу: русский народ сам превратил свою страну в сортир, и сидит в нем, и в нем же (на стенах) раскрывает свои мечты, радости и горести.
Шевченко — художник сравнительно молодой, его звезда взошла в 1990-е гг. А ниже — два мэтра советского соцреализма, которые дожили до краха СССР и отмены цензуры. И вот посмотрите, что начали рисовать.
Игорь Симонов. «Второе пришествие». 1991 г.
Явление Христа народу наоборот. Он пришел, повернулся спиной к ним и уходит прочь..И снова лица… Пожалуй, за 1 поколение такого не достичь, минимум 2-3.
Гелий Коржев. «Адам Алексеевич и Ева Петровна». 1997-1998 гг.
Гелий Коржев — это художник, который написал триптих «Коммунисты» в свое время (знаменитое полотно «Поднимающий знамя» и др.)Мрачная картина. Гротексные уроды-алкаши у Шевченко они все-таки немного веселые, смешные такие.
А тут чистой воды реализм — люди утратили человеческий облик и сами это понимают. PS.
Если смогли дочитать до конца, милости прошу глянуть другие залы моего музея русской (советской) живописи:)
По материалам ресурса КАЗАКИ ДОНБАССА
Источник: http://trip-trial.blogspot.com/2016/01/Russkij-mir-na-polotnah-russkih-hudozhnikov.html
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». Слово о художнике Владимир Егорович Маковский 1846 — 1920. — презентация
1 Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание»<\p>
2 Слово о художнике Владимир Егорович Маковский<\p>
3 Родился в семье бухгалтера и художника-любителя, основателя Московского училища живописи. С детства занимается живописью под руководством В.А. Тропинина. Закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1869 г. за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей (Ночное)» получил золотую медаль и звание художника 1-й степени. Преподавал в Московском училище живописи и Петербургской Академии художеств. Профессор Академии художеств.<\p>
4 Выдающийся мастер жанрово-бытовой живописи. Его ранние, небольшие по формату композиции добродушно-анекдотичны, посвящены заботам и нехитрым радостям «маленького человека». Часто посвящал свои композиции различным социальным типажам. Со временем в тонких психологических мизансценах Маковского все явственней проступала тема «униженных и оскорбленных».<\p>
5 Вернисаж картин художника В мастерской художника В ожидании аудиенции<\p>
6 В полдень. Толкучий рынок в Москве В приемной у доктора Вечеринка<\p>
7 Гитарист Императрица Мария Федоровна Старик с газетой<\p>
8 Две матери. Приемная мать и родная мать Две сестры К венцу. Прощание<\p>
9 Дети у огня Истопники На бульваре<\p>
10 Крах банка Не пущу! Посещение бедных Ночлежный дом<\p>
11 Ожидание Оправданная Осужденный<\p>
12 Пастбище Перед объяснением. Свидание Собирание грибов в Финляндии Цыганское гадание<\p>
13 Печальная новелла о выходцах из деревни, которых всасывает в себя мрачный и жестокий город – «Свидание», 1883 г.<\p>
14 Опишите чувства, которые возникают у вас, когда вы смотрите на эту картину. Какие произведения русской литературы вспоминаете, рассматривая картину?<\p>
15 Как мать смотрит на своего сына? Как часто встречается со своим сыном? Как она выглядит? В какое время года произошла их встреча? Как живется матери?<\p>
16 Как мальчик ест? Как он одет? Как он смотрит? Как ему живется? Как вы понимаете выражение отдан «в люди»?<\p>
17 Опишите помещение, в котором происходит встреча матери и сына. На какие детали интерьера обращает внимание художник?<\p>
18 План сочинения 1. Слово о художнике. 2. Портрет матери. 3. Портрет мальчика. 4. Описание обстановки (интерьера). 5. Какие чувства вызывает картина?<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/991192/
12 картин российских художников, не прошедших школьную цензуру (12 фото). Картина не пущу
ГлавнаяКартиныКартина не пущу
В. Е. Маковский писал прекрасные жанровые сцены, которые порой были обличительными по отношению к порокам общества. Русский художник проникнут сочувствием к этим язвам общественной жизни, принесшим в мир немало слез, боли и смертей.
Картина «Не пущу» рассказывает нам о пагубной тяге к алкоголю. Работа была выполнена в 1892 году, когда многие деревни переросли в города. Зрители видят ограниченный рамой картины городской участок.
Забор выстроен уходящими вдаль блоками – с соблюдением реалистичной перспективы; над ним высятся стоящие поодаль многоэтажки. На ближнем плане – уличный фонарь и открытые двери кабака с яркими вывесками: «Пиво».
Три человеческие фигуры изображены на переднем плане. Женская фигура преграждает вход в пивную. За юбку женщины ухватился мальчик. Они вместе обратили взгляды на стоящего напротив мужика. Это муж и отец, высокий мужчина средних лет, в заношенной, грязной и порванной одежде.
Забулдыга наметил цель попасть в кабак и, кажется, с ненавистью смотрит на останавливающую его жену. Женщина с отчаянием и ужасом в глазах не желает пускать мужчину. Сынишка с жалостью обнимает маму, его грустные глаза ни капли не трогают пристрастившегося к выпивке отца.
Маковский отказывается изображать пагубную привычку в ореоле эстетизации и романтизации. Только правда, пусть и очень горькая, видится зрителями на картине «Не пущу»: трагедия забытой любви, драма детского одиночества и ужас морального и физического облика человека, оказавшегося во власти алкоголя.
Картина написана в стиле реализма, жанр – жанровая живопись. Художник передал печальное настроение с помощью сероватых, тусклых красок. Землистые и грязные зеленоватые оттенки придают атмосфере полотна налет болезненности и обреченности.
Драматичность усиливается показным одиночеством семейной пары: ни одной живой души, ни единого намека на спасение в поле зрения не присутствует.
opisanie-kartin.com
Описание картины Владимира Маковского «Не пущу» Картины художников
В. Е. Маковский писал прекрасные жанровые сцены, которые порой были обличительными по отношению к порокам общества. Русский художник проникнут сочувствием к этим язвам общественной жизни, принесшим в мир немало слез, боли и смертей.
Картина «Не пущу» рассказывает нам о пагубной тяге к алкоголю. Работа была выполнена в 1892 году, когда многие деревни переросли в города. Зрители видят ограниченный рамой картины городской участок.
Забор выстроен уходящими вдаль блоками – с соблюдением реалистичной перспективы; над ним высятся стоящие поодаль многоэтажки. На ближнем плане – уличный фонарь и открытые двери кабака с яркими вывесками: «Пиво».
Три человеческие фигуры изображены на переднем плане. Женская фигура преграждает вход в пивную. За юбку женщины ухватился мальчик. Они вместе обратили взгляды на стоящего напротив мужика. Это муж и отец, высокий мужчина
средних лет, в заношенной, грязной и порванной одежде.
Забулдыга наметил цель попасть в кабак и, кажется, с ненавистью смотрит на останавливающую его жену. Женщина с отчаянием и ужасом в глазах не желает пускать мужчину. Сынишка с жалостью обнимает маму, его грустные глаза ни капли не трогают пристрастившегося к выпивке отца.
Маковский отказывается изображать пагубную привычку в ореоле эстетизации и романтизации. Только правда, пусть и очень горькая, видится зрителями на картине «Не пущу»: трагедия забытой любви, драма детского одиночества и ужас морального и физического облика человека, оказавшегося во власти алкоголя.
Картина написана в стиле реализма, жанр – жанровая живопись. Художник передал печальное настроение с помощью сероватых, тусклых красок. Землистые и грязные зеленоватые оттенки придают атмосфере полотна налет болезненности и обреченности.
Драматичность усиливается показным одиночеством семейной пары: ни одной живой души, ни единого намека на спасение в поле зрения не присутствует.
Прислал: Новикова Ксения . 2017-10-08 22:17:56
opisanie-kartin.iusite.ru
Репродукция картины «Не пущу» Владимира Маковского
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Владимира Маковского.Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Александра Маковского на натуральном холсте.
Владимир Егорович Маковский родился в 1846 году в Москве в семье умного, образованного и одаренного человека Егора Ивановича Маковского, служившего бухгалтером Экспедиции Кремлевских строений и коллекционировавшего редкие, высокохудожественные гравюры и картины: в его собрании были первые оттиски гравюр Рафаэля, Рубенса, Рембранта, рисунки Брюллова, Кипренского. Отец и сам достиг значительных успехов в живописи.
Мать художника, Любовь Корнилиевна Маковская (урожденная Моленгауер), обладала красивой внешностью и чудесным, редким по силе и красоте тембра голосом, ее выступления перед публикой проходили с большим успехом.
Младший сын Маковских Владимир унаследовал от своих родителей беспредельную любовь к искусству, прекрасный слух и красивый голос.
Еще мальчиком занимался живописью под руководством Василия Тропинина.
Оба брата – Константин и Николай, – а также сестра Александра стали художниками, а другая сестра – Мария – певицей.
Подчиняясь силе призвания, Владимир в 1861 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, одним из основателей которого был его отец.
Уже через год на выставке в училище была показана его картина «Мальчик, продающий квас». С нее и начался большой творческий путь художника.
Непосредственными учителями Маковского были Василий Перов, Петр Сорокин, Сергей Зарянко, ученик Венецианова.
В 1866 году Маковский успешно закончил училище.
Первые три года после окончания училища Маковский был занят работой над картиной на соискание золотой медали. Одновременно он много пишет и рисует с натуры. Изображение современных сцен русской жизни было его настоящим призванием.
Конкурсная картина «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», законченная в 1869 году, принесла Маковскому широкий успех. Советом Академии художеств ему были присуждены золотая медаль за экспрессию и звание классного художника 1-й степени.
За картину «Любители соловьиного пения» автор получает первую премию от Общества поощрения художеств и удостаивается звания академика.
В 1872 году В.Е.Маковский единогласно был принят в члены Товарищества передвижных выставок, а через год в члены Правления.
В 1882 году В. Маковский принимает приглашение занять место старшего преподавателя в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сменив ушедшего из жизни Перова. Двенадцать лет, в течение которых он преподавал в Московском училище, явились периодом наивысшего успеха художника, творческих дерзаний, смелости мысли, зрелости мастерства.
В 1894 г. художник покинул родную Москву и отправился в Петербург. Ему было предложено возглавить класс жанровой живописи.
С 1894 года и почти до последних дней В. Е. Маковский занимал должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище Академии.
В 1896 году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском поле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине «Ходынка» (1901), которая долгое время была запрещена цензурой.
В целом в его произведениях нашла широкое отражение многообразная и противоречивая обстановка России почти за шестьдесят лет ее истории.
Сила таланта Владимира Маковского особенно проявилась в умении так раскрыть содержание произведения, что авторская оценка действительности не навязывалась, а воспринималась зрителем как собственное суждение о происходящем.
Умер Маковский в Ленинграде 21 февраля 1920.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Владимира Маковского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
bigartshop.ru
12 картин художников, которые вы не увидите в учебниках
Видимо во все времена творцам, которые хотели быть популярными и богатыми, приходилось следовать моде и общественным представлениям о прекрасном.
Художники, чтобы прокормить себя, рисовали портреты и натюрморты, которые пользовались спросом. Но как только мастер решил показать жизнь, как она есть, ему приходилось затягивать узелок потуже.
Кому охота видеть у себя в гостиной сцену из жизни бедняков?
Кстати, не во всех учебниках можно увидеть картины на злободневные темы. Все по той же причине — слишком правдиво показывают историю.
Павел Ковалевский — «Порка» (1880 год)
В те времена бить детей было приемлемо. Кнут явно преобладал над пряником.
Василий Перов — «Сельский крестный ход на Пасху» (1861 год)
А вот так отмечали Пасху в деревнях. Половина уже пьяны, мужик икону держит вверх ногами, и все собираются на гулянья.
Алексей Корзухин — «Пьяный отец семейства» (1861 год)
Эта картина передает многим знакомую сцену. Отец пришел пьяный, опрокинул стул и выглядит очень разъяренным. За эту картину Корзухина удостоили малой медалью от Императорской Академии художеств.
Владимир Маковский — «Не пущу!» (1892 год)
На этой картине женщина пытается преградить своему мужу путь в пивную лавку. Вряд ли ей это удастся, мужчина настроен серьезно. Самое интересное, что все эти три картины выражают горе детей, и абсолютное безразличие мужчин.
Владимир Маковский — «Тихонько от жены» (1872 год)
И снова Маковский, и снова тема пьянства. На этой картине мужчина пытается втихушку выпить рюмку, когда его жена занята делами.
Василий Максимов — «По примеру старших» (1864 год)
Эта картина страшнее предыдущих, потому что в ней раскрыта тема детского пьянства. Мальчик тоже хочет казаться взрослым.
Иван Богданов — «Новичок» (1893 год)
На этой картине пьяный сапожник поучает мальчика, подмастерье. Обратите внимание, на всех картинах присутствуют дети, как главные страдальцы от алкоголизма.
Михаил Ватутин — «Воспитатель» (1892 год)
И снова неизменный сапожный мастер с бутылкой водки поучает своих подмастерьев. Можно увидеть, что мальчик в синей рубахе держится за ухо, видимо он недавно получил в ухо.
Фирс Журавлев — «Купеческие поминки» (1876 год)
Как всегда бывает на поминках, все пьяны. И многие уже забыли, для чего они тут собрались.
Иван Горохов — «Запил» (рубеж XIX–XX веков)
И снова тема пьянства. Его домочадцы уже готовятся к худшему, отец пришел с бутылкой в руке. Девочка пытается спрятаться за мамой, а сын уже приготовился к скандалу. Женщина опустила голову, и в это жесте сосредоточена вся горечь пьянства.
Сергей Коровин — «Перед наказанием» (1884 год)
Вообще в те времена телесные наказания преобладали над отсидкой в тюрьме. Провинившийся крестьянин стаскивает с себя поношенный сюртук, а в углу экзекутор готовит розги.
Николай Неврев — «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие » (1866 год)
Как вы видите, поминки ничем не отличались от именин. На этой картине также все пьяны…
Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartina-ne-pucshu.html
Галина Дятлева, Кристина Ляхова — Мастера исторической живописи
В. Е. Маковский. «Посещение бедных», 1874, Третьяковская галерея, Москва
Одна из самых значительных ранних работ Владимира Маковского — картина «Посещение бедных» (1874, Третьяковская галерея, Москва).
С осуждением художник показал одетую в меха барыню, брезгливо и презрительно разглядывающую в лорнет жалкую комнату — жилище бедного чиновника.
С искренней симпатией изобразил автор старуху, склонившую голову перед надменной посетительницей; маленькую девочку в рваной одежде; девушку, в глазах которой застыли стыд и неприязнь; самого хозяина, торопливо надевающего потертый сюртук.
Маковский нередко иронизирует над своими героями, но они симпатичны художнику, поэтому их образы отмечены тонким лиризмом («Варят варенье», 1876; «Московские типы», 1879 — обе в Третьяковской галерее, Москва).
Мастера интересовали не только подобные бесхитростные сценки. В таких работах Маковского, как «Ожидание.
У острога» (1875, Третьяковская галерея, Москва), «Осужденный» (1879, Русский музей, Санкт-Петербург), «Узник» (1882, Музей изобразительного искусства, Харьков), отразилось отношение автора к ситуации, сложившейся в стране в 1870–1880-х годах.
Неизгладимое впечатление произвела на зрителей картина «Осужденный», близкая по духу к репинскому полотну «Отказ от исповеди». И. Н. Крамской вспоминал, что люди, впервые увидевшие «Осужденного», плакали.
В 1882 году Маковского назначили старшим преподавателем в Училище живописи, ваяния и зодчества. Это место освободилось со смертью В. Г. Перова.
Хотя Маковский и не отличался такими педагогическими талантами, как Перов, он все же много сделал для формирования мастерства молодых художников.
Владимир Егорович требовал от своих воспитанников тщательного изучения натуры и призывал их к вдумчивому, по-граждански активному отношению к действительности. Примером такого отношения к жизни служит творчество Маковского 1880-х годов.
В 1881 году появилась картина «Крах банка» (Третьяковская галерея, Москва). Из-за действий нескольких нечестных финансистов лопнул банк (явление, обычное для того времени).
Множество людей, вложивших свои средства в ценные бумаги, разорилось. Самые разные чувства отражены на лицах вкладчиков.
Гнев, возмущение и отчаяние охватили генерала. В недоумении чешет затылок старый седой чиновник. Спиной к зрителю, опустив голову, стоит купец. Его руки бессильно повисли вдоль тела, картуз валяется на полу. В кресле в полуобмороке сидит старушка, другая яростно кричит что-то полицейскому, загораживающему спешно удирающих от гнева толпы дельцов — руководителей банка.
Настоящим документом эпохи стала картина Маковского «Оправданная» (1882, Третьяковская галерея, Москва).
Мастер показал финальную сцену судебного заседания, момент, когда оправданная судом молодая женщина покинула скамью подсудимых и встретилась со своими родными.
На ее лице — самые разнообразные чувства: радость, облегчение и в то же время обида и следы пережитого горя. Женщина прижимает к себе ребенка, рядом с ней стоят мать, сестра и старик-адвокат, удовлетворенный исходом заседания.
В. Е. Маковский. «Крах банка», 1881, Третьяковская галерея, Москва
Одна из самых известных работ художника — картина «Свидание» (1883, Третьяковская галерея, Москва). Подобно А. П. Чехову с его рассказом «Ванька», Маковский отразил одну из сторон российской действительности того времени.
Как и чеховский Ванька, герой картины «Свидание» — деревенский мальчик, живущий в городе «в людях». Утомленная долгой дорогой мать (вероятно, она шла пешком) печально смотрит на своего сына, голодного, худого и оборванного.
Каждая деталь обстановки помещения указывает на безрадостную и мрачную жизнь самых бедных слоев населения России XIX столетия: грязные, ободранные стены, старая рассохшаяся бочка, на которой стоит пустой разбитый кувшин.
Живописец сочувствует своим героям — крестьянам, жизнь которых уныла и беспросветна.
С искренней симпатией написан крестьянин с озабоченным лицом, держащий за руку белокурого мальчика с больной рукой, в композиции «За лекарством» (1884, Третьяковская галерея, Москва), молодая крестьянка на полотне «На бульваре» (1886–1887, Третьяковская галерея, Москва).
Последняя картина раскрывает перед зрителем ситуацию, характерную для современной Маковскому эпохи. На скамье московского Сретенского бульвара сидит молодая пара — подвыпивший рабочий или ремесленник и его жена, приехавшая из деревни.
Женщина прижимает к себе ребенка в лоскутном одеяле. Опустив плечи, она смотрит в пространство. Ее невидящий взгляд полон такой безысходной тоски, что зрителю становится понятным то, что хотел показать автор: ее мужу, живущему в городе, нет никакого дела до оставшейся в деревне семьи.
Большой интерес вызывает картина Маковского «Ночлежный дом» (1889, Русский музей, Санкт-Петербург), также открывающая одну из страниц российской жизни конца XIX столетия. Естественно и живо представлена автором сценка на московской улице. Ранним зимним утром перед дверями ночлежки толпятся люди: мужчины, женщины, дети, старики.
Привлекает внимание фигура старика с папкой под мышкой. Он дает прикурить оборванцу, повернувшемуся спиной к зрителю. Старик — это один из самых известных русских художников, автор знаменитой картины «Грачи прилетели» А. К. Саврасов. Когда-то им восхищались современники, а теперь старый мастер, не переставший создавать замечательные пейзажи, доживает свои дни в нищете.
В 1892 году на Передвижной выставке была показана картина Маковского «Не пущу!» (1892, Музей русского искусства, Киев). Художник изобразил на холсте измученную жизнью женщину, вместе с маленьким сыном загораживающую от пьяницы-мужа вход в винную лавку. Драма отдельной семьи на полотне перерастает в масштабную, общенародную трагедию.
В начале 1890-х годов в Петербургской академии была проведена реформа. Вместе с другими известными художниками преподавать пригласили и Маковского. В 1894 году он стал во главе жанровой мастерской в Высшем художественном училище при Академии художеств. С этого времени живописец жил в Петербурге, покидая его лишь для кратковременных поездок по России и странам Европы.
В. Е. Маковский. «9 января 1905 года на Васильевском острове». Фрагмент, 1905–1907, Музей революции, Санкт-Петербург
18 мая 1896 года для написания праздничного альбома Маковского пригласили на торжественную коронацию Николая II. Церемония должна была состояться на Ходынском поле.
Художник стал свидетелем страшной трагедии: в результате халатности чиновников — организаторов праздника — множество людей было задавлено толпой. Погибло 1389 человек, тяжелые увечья получили 1300 человек.
На основе многочисленных натурных зарисовок Маковский написал картину «Ходынка. Ваганьковское кладбище» (1901, Музей революции, Санкт-Петербург).
В эти годы Маковский, как и другие современные ему художники (Н. А. Ярошенко, И. Е. Репин), обратился к революционной теме. В 1897 году он завершил картину «Вечеринка», замысел которой появился еще в 1870-х годах. Герои «Вечеринки» — интеллигенты-разночинцы.
Подобно всем художникам-передвижникам, Маковский не остался равнодушным к одному из самых значительных исторических событий своей эпохи — революции 1905 года.
Его отношение к кровавой трагедии, положившей начало народным волнениям, выразилось в большой композиции «9 января 1905 года на Васильевском острове» (1905–1907, Музей революции, Санкт-Петербург).
В наследии Маковского не только жанровые и сюжетно-тематические картины, но и множество портретов, акварелей, рисунков, гравюр, иллюстраций к литературным произведениям.
Приплыв в Лондон, Верещагин посетил знаменитый Музей восковых фигур. Увидев там восковую Екатерину II, юный художник был поражен до глубины души: русская царица, которую в России, согласно указаниям официальных кругов, изображали величественной и привлекательной, имела совершенно неказистый вид.
Знаменитый русский художник-баталист Василий Васильевич Верещагин родился в городе Череповце в Новгородской губернии в дворянской семье. Род Верещагиных вел свое начало с давних времен. Родители Василия владели шестью деревнями в Вологодской и Новгородской губерниях.
Они не имели блестящего образования, но мать, Анна Николаевна, прекрасно говорившая на французском, стремилась воспитывать у сына интерес к европейской культуре. Однако самую значительную роль в формировании мальчика сыграла няня, Анна Ларионовна Потайкина, приобщавшая его к русской сказке.
Именно няне Верещагин обязан любовью ко всему истинно русскому, а также своему художественному мышлению, которое позволило ему в дальнейшем стать замечательным живописцем.
Рисовать мальчик научился рано: уже в шестилетнем возрасте он скопировал тройку, преследуемую волками, — картинку, которую Вася разглядывал на узорном платке няни. Необыкновенно способный, в пять лет он уже умел читать, писать и считать.
Источник: https://profilib.org/chtenie/121202/galina-dyatleva-mastera-istoricheskoy-zhivopisi-40.php
Маковский В.Е
Для увеличения — нажмите на изображение
Автопортрет. 1905
«Картина — не слово, она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет — нет картины.»
«Вот Репин говорит, что нужно семь раз умереть, прежде чем написать картину. Это, конечно, так… А я семь раз умираю после того, как напишу картину… Ведь картина по России ездит, что Россия скажет, вот что главное: вот где суд!»
Маковский В.Е.
Маковский — один из популярнейших русских художников-жанристов второй половины XIX века. Он известен как автор многочисленных картин, правдиво и разносторонне показывающих жизнь самых различных слоев русского общества своего времени.
Владимир Егорович Маковский родился в семье видного деятеля искусств Е. И. Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать Владимира — Любовь Корнилиевна (урождённая Моленгауэр). Брат художника Маковского Константина Егоровича.
Квартира Маковских находилась на набережной Москва-реки с видом на Кремль. С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера.
В семье было пятеро детей — старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Они стали известными художниками, а Мария — певицей. От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В.А. Тропинина.
В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861).
С 1861 по 1866 Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С.К. Зарянко, Е.С. Сорокина и самого В.А. Тропинина. Училище Владимир закончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение».
В 1869 за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Маковский получил звание «классного художника первой степени с золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию».
С рождением в 1869 году первого ребёнка, сына Александра, у Маковского проявляется интерес к детской тематике («Крестьянские мальчики», «Пастушки», «Ночное», «Возвращение с ночного»).
Картина «Игра в бабки» стала первой картиной Маковского, купленной П.М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника.
В 1873 за картину «Любители соловьев» Маковский был произведён Академией художеств в академики. Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание.
Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».
В это же время он написал 21 жанровую картину для альбома «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов».
В 1872 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. С самого начала был одним из наиболее деятельных членов Товарищества, участвовал почти во всех выставках, а с 1874 года его избрали членом правления.
С 1882 по 1894 Маковский преподавал в МУЖВЗ. В 1892 году ему присвоили звание профессора. Вплоть до 1894 года он жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов.
С 1894 по 1918 Маковский преподавал в петербургской Академии художеств, куда его пригласили на должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище. В 1895 он был назначен ректором Академии. Учениками Маковского были А.Е. Архипов, В.Н. Бакшеев, Е.М. Чепцов. С 1905 года — действительный статский советник.
Октябрьскую революцию 1917 года Маковский встретил уже на склоне лет. В 1918 году, получив пенсию, он покидает Академию художеств. 21 февраля 1920 года Маковский умер.
* * *
Галерея (101 изображение)
* * *
Источник: http://gorenka.org/index.php/makovskij-v-e
Этих картин нет в учебниках
Этих картин нет в школьных учебниках. А зря. Алкоголизм и насилие в семье, издевательства над детьми, бесправие, грязь,
прочие духовные скрепы. Чего только не увидишь на картинах русских художников
Алексей Корзухин. «Пьяный отец семейства». 1861 г.
На картине — пьяный дебош в русской семье. Ужратый отец наезжает на жену, она покорно сидит. Вид у пьяного
папаши — крайне злобный. Сейчас будет бить, видимо. Испуганный ребенок прижимается к матери.Иван Горохов. «Запил» (кон.19-нач. 20 вв). В отличие от корзухинского «пьяного отца» тут другая реакция домашних: жена в гневе сжимает кулаки, впереди мальчик лет 10 с искаженным от боли лицом и тоже со сжатыми кулаками. Сколько можно типа?!
Но пьяному крестьянину плевать на семью, он радостно несет бутылку водки.
Художник Иван Лаврентьевич Горохов, кстати, сам был из крестьян и большую часть жизни прожил в деревне под
Можайском. Знал, о чем писал.
Владимир Маковский. «Не пущу!». 1892 г.
Это уже не крестьяне, а городская публика. Женщина в полном отчаянии у дверей кабака.
Он, кстати, так… с вызовом на неё смотрит: «Чо, думаешь, ты меня остановишь?»
— Вот если и правда остановит, то он не мужик. Придется ему вот так мыкаться:
Владимир Маковский. «Тихонько от жены». 1872 г.
Василий Максимов. «По примеру старших». 1864 г.
Иван Богданов. «Новичок». 1893 г. У Горького дед Каширин издевался над внуком и подмастерьями, пользуясь бесправием последних. И таких дедов кашириных по стране было полно. Нищета заствляла крестьян отдавать детей «в люди», т.е. фактически в рабство. На картине «Новичок» — первые дни пацана в подмастерьях у сапожника.
Пьяное быдло «учит жизни» заплаканного ребенка.
Михаил Ватутин. «Воспитатель». 1892 г. Еще из той же оперы. Очередной пьяный урод (и опять сапожник) поставил на колени двух детей и что-то втирает им. Похоже, он
только что их бил или за уши таскал.
Впрочем, телесные наказания практиковались не только в кругах сапожников.
Павел Ковалевский. «Порка». 1880 г.
И не только в отношении детей.
Сергей Коровин. «В волостном суде (приготовление к наказанию розгами)». 1884 г.
Фирс Журавлев.»Купеческие поминки».1876 г. Забыли зачем собрались, да. Уже и пляшут. На заднем плане — пьяные объятья, один со штофом в руке, из горла что ли уже?
Штоф — около 1,23 литра водки, так что танцы не удивляют. Прич
м поминки в православии — мероприятие религиозное и трапеза там не главное. Художник тоже намекает на это. За столом — два попа с длинными волосами. В происходящее не
вмешиваются, но добро хоть сами трезвые.
А вот этот их коллега — уже не совсем.
Николай Неврев.
Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие
. 1866 г.
А тут — и вовсе все перепились (самый классный — мужик в центре, в рубище и с иконой вверх ногами).
Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасху». 1861 г.
Василий Пукирев. «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда». 1868 г.
Основы православной культуры, да.
Николай Орлов. «Освящение водочного магазина». 1904 г.
Владимир Маковский. «Освящение публичного дома». 1900 г.
Бордель, шампанское, грешницы симпатичные. И батюшка с иконой.
На Святой Московии освящали все, и водочные магазины, и публичные дома.
Но и это еще не все. По домам ходили вот такие люди:
Леонид Соломаткин. «Славильщики-городовые». 1864 г.
Трое пьяных ментов пришли утром к купцу славить Господа на Пасху. Громко поют, стараются. По обычаю хозяин должен был одарить таких гостей денежкой. Купец готовится раскошелиться.
Городовой слева косит глазом: сколько даст? А городовой в центре косится на графин.
Ниже более поздний вараинт этой картины:
Леонид Соломаткин. «Славильщики-городовые». 1882 г.
На картине 1864 г. менты были слегка поддатые. Тут один (в центре) — уже не слегка.
После этой картины я, кстати, зауважал царскую полицию. Представьте сегодня пьяныйнаряд приезжает
на квартиру бизнесмена славить Христа и требует одарить их чем-нибудь. Не, ну одарить понятно, они ещ
и не туда приедут, но вот чтоб петь хором во славу Господа?? Да и кстати о пьянстве. Объективно потребление алкоголя в царской России было не таким уж большим: около 4 литров в год на душу населения. Сейчас 13-15, т.е. в разы больше.
И пил тогда скорее город. В деревне в 1913 г. на одного взрослого потреблялось 18 л водки в год, в городах — 49. Это на мужчин и женщин вместе. А пили,
естественно, мужики.
Посему получается, что вот эти пьяные русские крестьяне с картин Корзухина,
Горохова или Перова выпивали примерно по 36 литров водки в год (18 X 2). Чуть меньше 0,75 в неделю. Всего-то. А вот городской дядька с картины Маковского «Не пущу» выпивал уже 88 литров (49 X 2), т.е. 1,7 в неделю. По 0,5 раз в 2 дня + опохмел. Это уже хорошо так. Вот потому он жену и довел, гад.
Так как сейчас пьют много больше, чем при царе, то даже не знаю, что бы нарисовали художники-передвижники 19 в. в наши дни. Они бы сами в запой ушли. Поэтому современная русская живопись на тему пьянства — зрелище
тяжелое.
Предлагаю глянуть ради интереса: тоска и беспросветность, даже жутковато как-то.
Василий Шульженко. «Дедушка, поедем домой!». 1990 г. Русская деревня. Ребенок среди пьяных дегенератов…
Дедушка не поедет домой, все кончено.
А лица-то на картине…
Или вот самая знаменитая картина Шульженко — «Сортир». Второе название: «Зато Крым наш!» (шутка).
Василий Шульженко. «Сортир». 1991 г. Картину эту часто считают просто юмором. Но юмора тут нет. Идея художника: сортир — это Россия, спившаяся страна, живущая в
грязи и каменном веке.
В лучшем случае юмор тут — это то как художник подписал свое полотно. Если присмотреться, в правом нижнем углу, где «пьедестал»
для очка, есть подпись: «Здесь был Вася Шульженко. 1991 г.»
В гнетущей атмосфере сортира, среди нечистот и использованной бумаги композиционно есть важный светлый фрагмент — небольшое окошко вверху, символ надежды. Там — небо, свет, голубые купола, а выше надпись: «Суки вы все хочу в Америку».
А ниже: «Сосу с 5 до 6-00». У Шульженко все детали не случайны и подчинены общему художественному замыслу: русский народ
сам превратил свою страну в сортир, и сидит в нем, и в нем же (на стенах) раскрывает свои мечты, радости и горести.
Шевченко — художник сравнительно молодой, его звезда взошла в 1990-е гг. А ниже — два мэтра советского соцреализма, которые
дожили до краха СССР и отмены цензуры. И вот посмотрите, что начали рисовать.
Игорь Симонов. «Второе пришествие». 1991 г.
Явление Христа народу наоборот. Он пришел, повернулся спиной к ним и уходит прочь.
И снова лица… Пожалуй, за 1 поколение такого не достичь, минимум 2-3.
Гелий Коржев. «Адам Алексеевич и Ева Петровна». 1997-1998 гг.
Гелий Коржев — это художник, который написал триптих «Коммунисты» в свое время
(знаменитое полотно «Поднимающий знамя» и др.)
Мрачная картина. Гротексные уроды-алкаши у Шевченко они все-таки немного веселые, смешные такие. А тут чистой воды реализм — люди
утратили человеческий облик и сами это понимают.
Источник: http://newrezume.org/news/2017-02-07-19287
15 картин русских классиков, которые никогда не печатали в школьных учебниках
Павел Ковалевский.«Порка». 1880 г.
Художественные произведения классиков русской живописи, отразившие в себе издевательства над детьми и женщинами, бесправие, беспробудное пьянство и насилие в семье, не найти на страницах школьных учебников. И тем не менее они существуют и хранятся в музеях как свидетельство порока и греха нашего общества.
«История детства — это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю — тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным.»- писал Ллойд Демос, американский историк, основатель психоистории.
Медея убивает своих сыновей.
В древние времена ребенка могли запросто убить из-за его физических недостатков или же просто от сознания того, что его сложно будет прокормить.
Родители всегда отдавали предпочтение мальчикам, а жизнь девочки и в грош не ставилась: их иногда просто выбрасывали. Ну а что касается незаконнорожденных детей то их убийство было обыденным делом почти до 19-го века.
А еще считалось нормой отдать ребенка в монастырь или продать богатой семье в качестве слуги, раба: он был обычным товаром.
1. «Порка»
Павел Ковалевский. «Порка». 1880 г.
Детей регулярно подвергали побоям, используя кнуты, хлысты, палки, розги. Даже отпрыски знатных семей не освобождались от наказания. Так родители всеми силами пытались направить свои чада на путь истинный.
С 19 века и до средины 20 воспитание заключало в себе уже не только подавление воли, но и ее «тренировке». В процесс воспитания уже были вовлечены отцы и ,как правило, не всегда трезвые.
2.«Пьяный отец семейства»
Алексей Корзухин.«Пьяный отец семейства». 1861г.
Алексей Корзухин за эту работу был награжден малой золотой медалью Академии художеств. Художник был одним из первых, кто поднял такую злободневную тему в искусстве в средине 19 века, когда бесправие женщин и детей носило ужасающие масштабы: такие сцены были обыденными во многих российских семьях.
Художник И.Е.
Репин говорил о зарождении нового направления в жанровой живописи: «Картины той эпохи заставляли зрителя краснеть, содрогаться и построже вглядываться в себя. Не угодно ли любоваться картиной Корзухина: пьяный отец вваливается в свою семью в бесчувственном состоянии.
Дети и жена в паническом ужасе… До чего одичал этот варвар!»
3.«Запил»
Иван Горохов. «Запил» (кон.19-нач. 20 вв).
Эту же тему в своем творчестве затронул почти пол века спустя художник Иван Горохов: захмелевший крестьянин, переступив порог дома с бутылкой водки, привел домочадцев в отчаяние. Но что могут сделать женщина и 10-летний мальчик, в гневе сжимающие кулаки?
Живописец Иван Горохов был выходец из крестьян и не по наслышке знал о суровых буднях деревенской жизни. Он знал, о чем писал.
4.«Не пущу!»
Владимир Маковский.«Не пущу!». 1892 г.
А на этом полотне Владимира Маковского видим, как отчаявшаяся жена пытается всеми силами удержать отца семейства от очередного похода в пивную лавку. Но судя по выражению лица настроившегося на выпивку мужа — ни женщина, ни ребенок ни за что его не остановят.
«Несчастные работники и ремесленники часто тратят в кабаках все, что должны были бы принести своим женам и детям; часто можно видеть, как они пропивают даже одежду и остаются абсолютно голыми»,- писал в своих записях о России английский дипломат Д.Флетчер.
5.«По примеру старших»
Василий Максимов. «По примеру старших». 1864 г.
Подрастающие мальчики, беря пример со своих отцов, старались не отставать и рано приобщались к алкоголю. Обрекая свои будущие семьи на жизнь в пьяном угаре.
В бедных семьях к ребенку относились как к взрослому человеку. С трех дети выполняли иногда непосильную работу и в огороде, и по дому наравне со взрослыми. А тех, которые уже подросли, сдавали в подмастерья: на обучение ремеслу. А мастера-учителя были еще те «воспитатели»…
6.«Новичок»
Иван Богданов. . 1893 г.
На картине Богданова видим как пьяный в стельку обувной мастер своего зареванного подмастерья «учит жизни» …
7.«Воспитатель»
Михаил Ватутин. «Воспитатель». 1892 г.
А вот еще один сапожник за рюмкой водочки да под огурчик «воспитывает» своих подмастерий. А перед этим еще и уши им надрал.
8.«Тихонько от жены»
Владимир Маковский. «Тихонько от жены». 1872 г.
А были и такие тихушники, которые боясь своих жен, выпивали втихаря. Они хоть и не издевались над своими семьями, но постоянно жили в хмельном угаре.
9.«Винодел»
Владимир Маковский. «Винодел». 1897 г.
Со времен правления Екатерины II, придерживающейся алкогольной политики: «Пьяным народом легче управлять», к 19 веку пьянство стало «национальной традицией» на Руси.
Усугубилась ситуация с употреблением алкоголя в связи техническим прогрессом, который позволил наладить массовое производство сравнительно недорогой водки.
«В 1913 году литр водки стоил 60 копеек при зарплатах квалифицированных рабочих от 30 до 50 рублей в месяц».
10.«Купеческие поминки»
Фирс Журавлев.«Купеческие поминки».1876 г.
На полотне видим сцену, когда упившиеся купцы призабыли по какому они поводу собрались, и кажется, что совсем немного, и некоторые из них пойдут в пляс. Притом всем известно, что обряд поминания усопших в православии — мероприятие религиозное и скорбное.
11.«Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие»
Николай Неврев. «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие». 1866 г.
Что тогда уж говорить об именинах…
12.«Освящение публичного дома» (Эскиз)
Владимир Маковский.«Освящение публичного дома» . 1900 г.
При виде этого неоконченного полотна на ум сразу же приходят вопросы: как богоугодным заведением может быть дом терпимости, и кто может взять на себя смелость «освятить» грех?
Маковский затронул горячую тему «критического реализма»: «бордель как низменная точка греховности и религия, воспринимающаяся обществом как высшее проявление духовности, совместившиеся вместе как общее социальное падение».
13.«Освящение водочного магазина»
Николай Орлов. «Освящение водочного магазина». 1904 г.
Тем не менее на Руси церковь освящала все: и винно-водочные лавки и видеочат Рунетки, в том числе.
14.«Сельский крестный ход на Пасху»
Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасху». 1861 г.
На полотне Перова видим празднование Пасхи. Перепившие крестьяне уже не стоят на своих ногах, а те кто еще могут идти также мало что соображают: мужичек в центре несет икону перевернутую вверх ногами.
15.«Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда»
Василий Пукирев.«Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда». 1868 г.
В те времена основы православной веры служили запугиванием и угнетением непросвещенного крестьянства.
Максим Горький в автобиографичной повести «Детство» писал: «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит…»
Прошло в среднем полтора столетия с тех времен, которые отражены на полотнах русских классиков, но совсем мало что изменилось в общественном устое страны, что касается алкоголизма.
Единственное, что в большей части семей детей перестали бить, ругать… им прощают все их проказы и истерики. Главным в семье стал — ребенок.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://polonsil.ru/blog/43905464260/next