Описание картины владимира маковского «политики»

Русская живопись. Жанровые сцены — 14

?allerleiten (allerleiten) wrote,
2009-10-29 10:33:00allerleiten
allerleiten
2009-10-29 10:33:00

Две сестры. 1893. Маковский В.Е.
К венцу (Прощание). 1894. Маковский В.Е.

Самарский художественный музей
К венцу (Прощание). 1894 Самарский художественный музей
Первый фрак. 1892Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
В приемной у доктора.

1870
Государственная Третьяковская галерея

В. Е. Маковский родился в Москве, в семье известного деятеля искусств, одного из основателей МУЖВ — МУЖВЗ — Е И. Маковского.С детства мальчика (и его брата, впоследствии также известного живописца К. Е. Маковского) окружала художественная атмосфера, он постоянно видел известных мастеров, посещавших дом отца, слышал их споры и разговоры об искусстве, проникался мыслями о его высоком назначении и потому очень рано ощутил свое призвание.Первые уроки живописи Маковский брал у В. А. Тропинина и в пятнадцать лет под его руководством написал картину «Мальчик, продающий квас» (1861).В 1861-66 гг. Маковский учился в МУЖВ — МУЖВЗ, где получил хорошую профессиональную подготовку под руководством художников Е. С. Сорокина и С. К. Зарянко.

После окончания училища Маковский отправился в Петербург и поступил в АХ, где успешно учился.

В 1869 г. за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей (Ночное)», во многом созвучную рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг», он получил золотую медаль и звание художника 1-й степени.В 1870 г. на выставке Московского общества любителей художеств была представлена его картина «В приемной у доктора», где с мягким юмором изображен священник, увлеченно разъясняющий старушке свой «верный» рецепт от зубной боли. Внимание к деталям (тщательно выписанный подзеркальник и литография на стене, шелковая ряса священника и шерстяной клетчатый платок старушки) и, главное, теплая ирония напоминают о традиции П. А. Федотова. Картина имела успех, а ее автору прочили славу жанриста. Интерес к «маленькому человеку», его горестям и радостям отныне стал лейтмотивом произведений художника.Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.: «Любители соловьиного пения», «Игра в бабки», «Получение пенсии», «Псаломщики». Все они были небольшого размера, написаны в гладкой живописной манере. Постепенно юмористическая окраска картин Маковского становится несколько иной. В них появляются тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой несправедливости, об униженных и оскорбленных. В картинах «Посещение бедных» (1874), «Толкучка» (1875), «В передней» (1884), «Ожидание. У острога» (1875), «Ночлежный дом» (1889) и других художник показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.В 1879 г. Маковский создал картину «Осужденный», где с явным сочувствием изобразил молодого народовольца, выходившего из зала суда в сопровождении жандармов. Горе его бедных стариков родителей лишь подчеркивало драматизм произведения, которое, по словам В. В. Стасова, «глубоко и сильно копнуло современную жизнь».

На приеме у врача. 1870
Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик. 1900
Ссора из-за карт
Засиделись
Старик с газетой
Любитель живописи. Портрет коллекционера И.Е.Цветков. 1907Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых
Любители соловьев.

1872-1873Государственная Третьяковская галерея
В избе лесникаСерпуховский художественно-исторический музей
Портрет И.Е.Цветкова. 1905Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Утренний чай. 1891
Письмо Частное собрание
Поздравление. 1870. Серпуховский художественно-исторический музей
Игра в четыре руки
Варят варенье.

1876Государственная Третьяковская галерея
Игра в бабки. 1870Государственная Третьяковская галерея
Мальчики в полеКостромской государственный объединенный художественный музей
От дождя. 1887Ульяновский художественный музей
Крестьянские мальчики. 1880. Государственная Третьяковская галерея
Девушки, освещенные солнцем. 1901.

Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина
Крестьянские дети. 1890Харьковский художественный музей
Молебен на Пасхе. 1887-1888Серпуховский художественно-исторический музей
Охотники на привале. 1887Серпуховский художественно-исторический музей
В жаркий день. 1881Серпуховский художественно-исторический музей
Посещение бедных.

1874
Выбор приданого. 1897-1898Харьковский государственный музей изобразительных искусств
Наем прислуги. 1891
Слушают граммофон. 1910
На кухне. 1913
Музыкальный вечер. 1906Государственная Третьяковская галереяВ мастерской художника. 1908
Друзья-приятели. 1878Челябинская областная картинная галерея
В передней. 1884.

Государственная Третьяковская галерея
Без хозяина. 1911. Ярославский художественный музей
В швейцарской. 1893. Таганрогская картинная галерея
На парадной лестнице. 1914-1919
Секрет. 1884
Тет-а-тет. 1885-1905
Гитарист. 1879. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Выговор. 1883.

Ивановское объединение художественных музеев
Политики. 1884
Художник и подмастерье
Мать и дочь. 1886. Государственная Третьяковская галерея
Объяснение. 1889-1891. Государственная Третьяковская галерея
За лекарством. 1884
Свидание. 1883. Государственная Третьяковская галерея
Письмо. 1883. Частное собрание
Узник. 1882.

Харьковский государственный музей изобразительных искусств
В ожидании аудиенции. 1904Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. РадищеваОправданная. 1882Государственная Третьяковская галерея
Осужденный. 1879Государственный Русский музей
Ожидание. У острога. 1875
Крах банка. 1881Государственная Третьяковская галереяКрах банка.

1881Государственная Третьяковская галерея
Не пущу!. 1892Киевский государственный музей русского искусства»Не пущу!». 1892Киевский государственный музей русского искусства
Две матери. Мать приемная и родная. 1905-1906
Самарский художественный музей

. Маленькие люди, маленькие дела, маленькие картинки… Грандиозная галерея людских типов, словно выхваченных из самой жизни, представленных в минуты радости и печали, со всеми их истинными, но приглушенными страстями, с драматическими, но скупыми и часто неосознанными переживаниями, мелкими, но едва переносимыми житейскими невзгодами и треволнениями… Целая эпоха русской национальной жизни, высмотренная внимательным и любовным глазом художника-демократа не где-нибудь на верхних ступенях социальной лестницы, а на самом ее низу, там, где копошится людской муравейник… Забавный бытовой анекдот (а кому не ведомо, что маленького человека суровые законы старого мира особенно часто ставили в смешные положения?) и полные невыразимой боли трагические аккорды, в которых звучит скорбная тема ни за что, ни про что загубленной жизни простого русского человека… Таким — правдивым, искренним, задушевным, глубоко гуманистичным — предстает перед советскими людьми многообразное художественное наследие замечательного русского бытописателя Владимира Егоровича Маковского.Где только не подмечал Владимир Маковский для своих картин наиблагодарнейших сюжетов! В ночлежках для бездомных бедняков, на пороге питейных заведений, в убогой мастерской ремесленника, в судебных присутствиях, всюду, где толчется и мается маленький человек со своими жалкими бедами и напастями, находил пристальный глаз художника повод для живого и увлекательного рассказа. И вот они проходят сейчас перед нами бесконечной чередой, все эти дворники, купцы, чиновники, отставные военные, мастеровые, нарядные барыни, дети, попы, шустрые адвокатишки, горничные, чванные и глупые генеральши, разноликие представители пестрого городского люда всех складов и типов, и в каждом образе — бездна юмора и меткой жизненно правдивой характеристики.Неутомимая и неисчерпаемая наблюдательность, способность мгновенно схватывать и навсегда фиксировать в своей цепкой памяти характерные черты в случайном прохожем, увидеть в незначительном городском происшествии, а то и просто в заурядной уличной сценке их социальную подоснову и психологическую суть, отточенный до артистизма блестящий композиционный дар, позволявший строить содержательную и выразительную картину из «кирпичиков» разрозненных наблюдений, обеспечили Владимиру Маковскому любовь и признание не только его современников, но и бесчисленных зрителей пореволюционной поры, когда «маленький человек» в итоге великих исторических преобразований вырос в «большого человека» новой, социалистической эпохи.Маковский прошел весь свой жизненный и творческий путь в рядах Товарищества передвижных выставок, будучи одним из учредителей этого замечательного художественного объединения и хранителем его передовых демократических традиций вплоть до самой смерти. Старая передвижническая гвардия видела в нем прямого Наследника и продолжателя дела Перова. Случалось, его именовали даже «Перовым № 2». Конечно, соратники Перова и Маковского отдавали себе ясный отчет в несоизмеримости дарований этих двух мастеров: Перов был и безмерно глубже и несравненно значительнее Маковского, он поднимал в своих произведениях глубочайшие пласты русской народной жизни, беспощадно обнажая самые трагические ее аспекты. Идейная глубина и суровая художественная мощь творений Перова и в глазах современников были несопоставимы с куда более скромными масштабами дарования его преемника, идейный и общественный кругозор которого был намного уже и ограниченнее. Но ни Крамской, ни Стасов не были склонны умалять достоинства Маковского, принижать его значение в русском искусстве из-за одного того, что Перов был и выше и глубже. Они всегда безоговорочно признавали Маковского «настоящим национальным живописцем», «одним из капитальнейших русских художников», «одной из самых лучших наших слав» и называли его имя в первом ряду корифеев русской художественной школы наравне с именами Перова, Репина, Верещагина.Москва, старая дореволюционная Москва конца прошлого и начала нынешнего века — вот драгоценный источник творческих вдохновений Маковского, та реальная общественно-историческая среда, которой так жадно и неутолимо питалась его художественная страсть. «Он весь с головы до ног московский, городской, — справедливо отмечал Стасов. — Все его чудесные типы, все его создания выросли на московской почве, из-за заставы не приходили, разве что в виде гостей. Купцы, мещане, дворяне, чиновники, барыни, казачки, отставные—все это Москва, все это — наша захолустная столица. Конечно, тут коренной России, русского разнообразия и разносословности в сто и в тысячу раз больше, чем у нас здесь, в Петербурге… Даже те крестьяне, что иной раз попадаются в картинах Владимира Маковского, не дальше, как подмосковные».Будь Маковский не живописцем, а литератором, толстый том его блестящих очерков московского быта мог бы быть со всем основанием назван по примеру одной популярной книги — «Москва и москвичи». Но хотя элементы литературного повествования настолько явственны и сильны во всех произведениях этого прекрасного рассказчика-новелиста, что его не раз сопоставляли с молодым, а порой и зрелым Чеховым, в каждой его картине всегда проявляется специфический глаз художника-живописца, строящего образ пластическими средствами, присущими только искусству изобразительному.Выдающийся мастер советского искусства народный художник Б. Иогансон посвятил творчеству Владимира Маковского большую статью, в которой писал: «Надо обладать совершенно исключительным жизненным композиционным дарованием, чтобы уметь так срежиссировать мизансцены персонажей и обстановки и уметь так образно почувствовать не только типаж, но и тончайшие душевные переживания, чтобы все вместе взятое оставляло такое ясное, доходчивое впечатление… К картинам Маковского не нужно названий. Они могут быть безошибочно даны самими зрителями».

На бульваре. (1886—1887)
Государственная Третьяковская галерея

Одна из картин Владимира Маковского скромно и непритязательно названа им «На бульваре». Это, пожалуй,— шедевр художника, высшее проявление его таланта и по силе психологической характеристики и по живописному мастерству, произведение, в котором нашли себе концентрированное выражение все лучшие стороны его яркой творческой индивидуальности. Не случайно Б. Иогансон уделил этой картине центральное место в своей статье, раскрыв ее глубокое жизненное содержание в лаконичном, но предельно точном литературном комментарии:

«Мастер написал то, что отложилось в памяти каждого старого москвича. Да, это именно та Москва: Москва извозчиков, керосиновых фонарей, церквушек среди зелени, двухэтажных домов,— Москва купеческая, с нарождающимся пролетариатом. Маковским взята обычная сценка.

В осеннее воскресенье на скамейке бульвара (по-моему, это Сретенский бульвар — от Сретенки к Мясницким воротам) сидит пара — мастеровой и его жена с грудным ребенком. Ему уже скучно с бабой. Еще так недавно он ходил среди девушек запевалой с гармоникой. Житейские заботы наложили свою печать на его лицо. «В кабак, что ли, пойти? — Денег нет».

Корявые пальцы уныло перебирают лады гармоники. Лицо жены и ее склоненная фигура поразительно написаны. Как верно ее лицо контрастирует с лицом мужа! Оно полно безнадежной тоски. Короткая любовь прошла — осталась «бабья доля»: пеленки, печка, ухват, мужнины побои, ожидание получки, которую может он и не донести до дому.

Тоска во всей вещи, тоска осени в пейзаже, даже стекло в фонаре тоскливо склонилось в сторону».

Издавна противники реализма в живописи пытались опорочивать лучшие произведения художников демократического лагеря ссылками на то, что они, дескать, видят жизнь не непосредственно, а сквозь призму тенденциозной литературы, и что из литературы они черпают свои образы и свои сюжеты, низводя тем самым задачи живописи к простому иллюстрированию литературных мотивов.

Читайте также:  Описание картины юлия клевера «лес»

Бессмертные творения мастеров русской реалистической школы убедительно опровергают этот тезис. Живя одними интересами с передовыми писателями-реалистами, лучшие русские художники отнюдь не тянулись «в обозе литературы».

Ярко и выразительно отражали они многообразные явления современной им действительности с тех же идейных позиций, что и их собратья по литературе, черпая, как и они, из самой жизни все свое вдохновение. Творчество Владимира Маковского — наглядное тому подтверждение.

Созданные им картины русского городского быта не имеют в произведениях наших писателей прямых параллелей; больше того — они сами могли бы послужить отправной точкой и благородным материалом для развернутого литературного повествования, тенденциозного в том высоком смысле, в каком «тенденциозна» глубоко понятая правда самой жизни.

И прав был Крамской, отметивший со свойственным ему тонким аналитическим чутьем, что «Маковский обладает изумительным искусством тенденциозную картину сделать нетенденциозною».

В этом особом даре Маковского и заключена для нас покоряющая сила многих его произведений, и потому десятилетия спустя так волнует эта небольшая картинка, на которой запечатлена глубоко трагическая в своей заунывной обыденности, такая простая и, казалось бы, скучная для постороннего глаза, заурядная историйка двух человеческих существ, однажды подсмотренная чутким художником в неприветливый осенний день на скамейке московского бульвара.

Ночлежный дом. 1889Государственная Третьяковская галерея
Приезд учительницы в деревню. 1896-1897Государственная Третьяковская галереяПриезд учительницы в деревню. 1896-1897Государственная Третьяковская галерея
В сельской школе. 1883Тульский областной художественный музей
Вечеринка. 1875-1897Государственная Третьяковская галереяВечеринка. 1875-1897

Государственная Третьяковская галерея

География размещения живописных работ Маковского Владимира Егоровича:
Астрахань, Иваново, Киев, Кировск, Кострома, Москва, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Серпухов, Таганрог, Тула, Ульяновск, Харьков, Челябинск, Ярославль, на Русском Севере и в Частных собраниях.

Источник: https://allerleiten.livejournal.com/702508.html

Мемория. Владимир Маковский — ПОЛИТ.РУ

7 февраля 1846 года родился художник Владимир Маковский

Личное дело

Владимир Егорович Маковский (1846 – 1920) родился в Москве, в семье бухгалтера Экспедиции Кремлевских строений Егора Маковского. Отец его был художником-любителем и в 1830-е годы вместе с группой других художников основал «натурный класс».

Вскоре этот творческий кружок стал называться «художественным классом» и получил постоянное помещение на Большой Никитской, а в 1844 году переехал на Мясницкую улицу, став Московским училищем живописи, ваяния и зодчества. Дети в семье Маковских были окружены атмосферой искусства, причем не только живописи, но и также музыки и литературы.

В доме бывали Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов. Тем не менее, Владимир Маковский, как и его старший брат Константин, выбрал профессию художника.

Первым учителем Владимира Маковского стал Василий Тропинин. В 1861 году Владимир поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и пишет свою первую картину «Мальчик, продающий квас» («Квасник»).

Занимается в классе у портретиста Сергея Зорянко и у мастера исторической и жанровой живописи Евграфа Сорокина. В году обучения создает картины «Домашняя сцена» (1863-1864), «Мастерская художника» (1865), «Приезд станового в деревню» (1866).

В 1866 году окончил училище с серебряной медалью и получил звание классного художника III степени, представив работу «Литературное чтение».

Последующие три года он живет в Москве и работает над картиной для конкурса на золотую медаль. Одновременно он создает много других работ.

В числе группы художников, куда входили такие мастера как Перов, Саврасов, Пряничников, он участвует в создании «Альбома видов и сцен из русской жизни» («Автографы московских художников», 1867).

На конкурс Владимир Маковский представил картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» и получил за нее золотую медаль за экспрессию и звание классного художника первой степени. Другая работа Маковского – «Игра в бабки» – стала его первой работой, приобретенной Третьяковым.

В 1872 году Владимир Маковский становится членом Товарищества передвижных художественных выставок, год спустя входит в правление Товарищества, ежегодно принимает участие в выставках передвижников.

Его картины «В приемной у доктора» и «Любители соловьев» с успехом выставляется на Всемирной выставке в Вене. За вторую из этих картин картину он также в 1873 году получает звание академика Академии художеств.

С 1882 по 1894 год Маковский преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (с 1892 года – в звании профессора).

В 1895 года живет в Петербурге, где он возглавил класс жанровой живописи в Высшем художественном училище Академии художеств. Он преподает там почти до конца жизни.

Ежегодно совершает поездки в разные уголки Российской империи, посещает Поволжье, Полтавщину, Крым.

В результате появляется серия украинских работ («Ярмарка в Полтаве», «Украинский пейзаж с хатами», «Молебен на крестьянском дворе в Малороссии», «Мать и дочь»).

Умер Владимир Маковский в Петрограде 21 февраля 1920 года.

В. Маковский. Автопортрет. 1893г.

Чем знаменит

Значительная часть творческого наследия Владимира Маковского посвящена традиционным для передвижников темам – бытовым сценкам из жизни крестьян и небогатых горожан, изображенным зачастую с добрым, мягким юмором: «В жаркий день», «Перед объяснением», «Любители соловьиного пения», «Объяснение», «В парке», «В саду», «Варят варенье», «Первый фрак», «Друзья-товарищи». Разделяет Маковский и внимание передвижников к социальной тематике в живописи. Целый ряд его картин показывает контраст между жизнью бедных и богатых в России, эпизоды из деятельности “новых людей”, судьбы революционеров («Посещение бедных», «Толкучка», «В передней», «Ожидание. У острога», «Ночлежный дом», «За лекарством», «На бульваре», «Узник», «Допрос революционерки», «Ходынка», «Девятое января 1905 года на Васильевском острове»). Также он работал в жанрах портрета и пейзажа.

О чем надо знать

Маковские – целая династия деятелей российского искусства. Художниками были братья Владимира Маковского Константин и Николай, входившие в Товарищество передвижников. А сестра Александра стала одной из первых в России женщин-художниц.

Старший брат Константин, участник “бунта 13 выпускников” Академии художеств в 1862 году стал известен как автор портретов и исторических картин. Николай Маковский наиболее известен своими пейзажами, а также занимался архитектурой.

Членом Товарищества передвижных художественных выставок, академиком и профессором Императорской Академии художеств стал и сын Владимира Маковского Александр, написавший несколько учебников по технике живописи и рисунка. Второй сын Константин стал архитектором.

Сын Константина и племянник Владимира Маковского Сергей был известным деятелем Серебряного века русской культуры, поэтом, художественным критиком, организатором выставок, издателем, мемуаристом. Дочь Константина Елена Лукш-Маковская была художником и скульптором.

Она вышла замуж за австрийского скульптура Рихарда Лукша и после этого жила в Австро-Венгрии, а затем в Германии, где ее творчество известно гораздо лучше, чем в России. Елена участвовала в работе Венских мастерских, в 1905 году создала монументальные рельефы для фасада венского Бургтеатра.

Из ее детей троих детей двое продолжили семейную традицию, Петр стал художником, а Дмитрий – архитектором.

Внучка Владимира Маковского Анна Стен была реставратором, специализировалась в области древнерусского искусства. Работала в Государственном институте истории искусств, участвовала в экспедициях в Чернигов и Новгород, выполнила копии фресок «Архангел Уриил» из церкви Спаса на Нередице, «Пророк Илья» из церкви Спаса Преображения на Ковалеве.

В 1933 году Анна Стен была арестована и осуждена по обвинению в «принадлежности к религиозной секте». Более десяти лет провела в лагерях. С конца декабря 1946 начала работать художником Новгородских специальных научных реставрационно-производственных мастерских.

Наталья Владимировна Маковская тоже была художником-реставратором, работала в Русском музее и преподавала на факультете теории и истории искусств в Институте имени Репина

Прямая речь

Вот Репин говорит, что нужно семь раз умереть, прежде чем написать картину. Это, конечно, так… А я семь раз умираю после того, как напишу картину… Ведь картина по России ездит, что Россия скажет, вот что главное: вот где суд!
Владимир Маковский

Самая же его великая сила лежит в бытовых картинах. Его «Свидетели», «Политики», «Урок танцев», «Сцена на кладбище» — вот где Маковский — наша гордость. Смело можно сказать, что в Европе такого художника нет.
Иван Крамской

Надо полагать, что в истории русской живописи картина Малявина имеет все-таки побольше поучительного значения, чем тысяча первая раскрашенная банальность Владимира Маковского, которой комиссия не стыдится разукрашивать стены вверенной ей галереи.
Сергей Дягилев

Вот, например, небольшая картинка (Маковского) «Любители соловьиного пения», кажется; не знаю, как она названа. Посмотрите: комнатка у мещанина аль у какого-то отставного солдата, торговца певчими птицами и, должно быть, тоже и птицелова.

Видно несколько птичьих клеток; скамейки, стол, на столе самовар, а за самоваром сидят гости, два купца или лавочника, любители соловьиного пения. Соловей висит у окна в клетке и, должно быть, свистит, заливается, щелкает, а гости слушают.

Оба они, видимо, люди серьезные, тугие лавочники и барышники, уже в летах, может быть, и безобразники в домашнем быту (как-то уже это принято, что все это «темное царство» непременно составлено из безобразников и должно безобразничать в домашнем быту), а между тем оба они, видимо, уже раскисли от наслаждения — самого невинного, почти трогательного.

Тут происходит что-то трогательное до глупости. Сидящий у окна немного потупил голову, одну руку приподнял и держит на весу, вслушивается, тает, в лице блаженная улыбка; он дослушивает трель… Он хочет что-то ухватить, боится что-то потерять. Другой сидит за столом, за чаем, к нам почти спиной, но вы знаете, что он «страдает» не менее своего товарища.

Перед ними хозяин, зазвавший их слушать и, конечно, им же продать соловья. Это довольно сухощавый и высокий парень лет сорока с лишком, в домашнем, довольно бесцеремонном костюме (да и что тут теперь церемониться); он что-то говорит купцам, и вы чувствуете, что он со властью говорит.

Перед этими лавочниками он по социальному положению своему, то есть по карману, конечно, личность ничтожная; но теперь у него соловей, и хороший соловей, а потому он смотрит гордо (как будто он это сам поет), обращается к купцам даже с каким-то нахальством, с строгостью (нельзя же-с)… Любопытно, что лавочники непременно сидят и думают, что это так и должно быть, чтобы он их тут немножко подраспек, потому что «уж очень хорош у него соловей!». Чай кончится, и начнется торг… Ну что, спрашивается, поймет в этой картине немец …Может, кто и растолкует, в чем дело, и они узнают, что у русского купца средней руки две страсти — рысак и соловей, и что потому это ужасно смешно; но что же из этого выйдет? Это знание какое-то отвлеченное, и немцу очень трудно будет представить, почему это так смешно. Мы же смотрим на картинку и улыбаемся; вспоминаем про нее потом, и нам опять почему-то смешно и приятно. Право, и пусть смеются надо мной, но вот в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще.
Федор Достоевский «Дневник писателя»

Семь фактов о Владимире Маковском

  • Отец Владимира Маковского собрал обширную коллекцию картин и гравюр.
  • Мать художника, Любовь Маковская (урожденная Моленгауер), была одаренной певицей и заразила сына любовью к музыке. Владимир хорошо пел, играл на гитаре и скрипке.
  • Картина «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» была написана Владимиром Маковским под влиянием рассказа Тургенева «Бежин луг».
  • Владимир Маковский написал много икон для Храма Христа Спасителя, построенного в селе Борки Харьковской губернии на месте крушения императорского поезда в 1888 году. Возведение храма происходило в 1891 – 1894 годах. Во время Великой Отечественной войны храм был разрушен.
  • Также Владимиру Борковском принадлежат эскизы нескольких росписей Храма Христа Спасителя в Москве.
  • Маковский создал иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Лермонтова и других авторов.
  • Демонстрация картины Маковского «Ходынка» долгое время была запрещена цензурой.
Читайте также:  Описание картины василия сурикова «милосердный самаритянин»

Материалы о Владимире Маковском

Статья о Владимире Маковском в русской Википедии
Владимир Маковский в проекте «Хронос»
Статья о Владимире Маковском в энциклопедии «Кругосвет»
Семья Маковских

Источник: https://polit.ru/news/2018/02/07/m_makovskiy/

Маковский В.Е

Для увеличения — нажмите на изображение

Автопортрет. 1905

 «Картина — не слово, она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет — нет картины.»

 «Вот Репин говорит, что нужно семь раз умереть, прежде чем написать картину. Это, конечно, так… А я семь раз умираю после того, как напишу картину… Ведь картина по России ездит, что Россия скажет, вот что главное: вот где суд!»

Маковский В.Е.

 Маковский — один из популярнейших русских художников-жанристов второй половины XIX века. Он известен как автор многочисленных картин, правдиво и разносторонне показывающих жизнь самых различных слоев русского общества своего времени. 

Владимир Егорович Маковский родился в семье видного деятеля искусств Е. И. Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать Владимира — Любовь Корнилиевна (урождённая Моленгауэр). Брат художника Маковского Константина Егоровича.

Квартира Маковских находилась на набережной Москва-реки с видом на Кремль. С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера.

В семье было пятеро детей — старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Они стали известными художниками, а Мария — певицей. От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В.А. Тропинина.

В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861).

С 1861 по 1866 Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С.К. Зарянко, Е.С. Сорокина и самого В.А. Тропинина. Училище Владимир закончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение».

В 1869 за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Маковский получил звание «классного художника первой степени с золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию».

С рождением в 1869 году первого ребёнка, сына Александра, у Маковского проявляется интерес к детской тематике («Крестьянские мальчики», «Пастушки», «Ночное», «Возвращение с ночного»).

Картина «Игра в бабки» стала первой картиной Маковского, купленной П.М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника.

В 1873 за картину «Любители соловьев» Маковский был произведён Академией художеств в академики. Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание.

Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».

В это же время он написал 21 жанровую картину для альбома «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов».

В 1872 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. С самого начала был одним из наиболее деятельных членов Товарищества, участвовал почти во всех выставках, а с 1874 года его избрали членом правления.

С 1882 по 1894 Маковский преподавал в МУЖВЗ. В 1892 году ему присвоили звание профессора. Вплоть до 1894 года он жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов.

С 1894 по 1918 Маковский преподавал в петербургской Академии художеств, куда его пригласили на должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище. В 1895 он был назначен ректором Академии. Учениками Маковского были А.Е. Архипов, В.Н. Бакшеев, Е.М. Чепцов. С 1905 года — действительный статский советник.

Октябрьскую революцию 1917 года Маковский встретил уже на склоне лет. В 1918 году, получив пенсию, он покидает Академию художеств. 21 февраля 1920 года Маковский умер.

*   *   *

Галерея (101 изображение)

*   *   *

Источник: http://gorenka.org/index.php/makovskij-v-e

Маковский : Мир искусства

Февраль 6, 2013

Владимир Егорович Маковский (1846–1920), еще будучи начинающим художником, определил свое место в искусстве рядом с Перовым, Прянишниковым, Саврасовым.

Он был среди тех московских художников, которые горячо откликнулись на идею Мясоедова об организации Товарищества передвижных художественных выставок. В дальнейшем он неоднократно избирался в члены совета и правления Товарищества.

С началом деятельности Товарищества совпадает начало самостоятельного творчества В. Маковского.

Творчество Маковского необычайно разнообразно по своим сюжетам и изобильно по количеству созданных произведений. Вместе с тем у него так же, как и у других его собратьев но Товариществу, была своя, главная тема.

Если о творчестве Ярошенко можно сказать, что в нем запечатлен образ передового представителя русского общества, «печальника народной судьбы», то в творчестве Маковского отразилась жизнь бесчисленного множества русских людей, условиями своего существования отодвинутых в сторону от больших общественных интересов.

В его жанровых картинах получила свое дальнейшее развитие линия, начатая Перовым в его произведениях 70-х годов, таких, как «Птицелов», «Охотники на привале» и другие.

Героями картин Маковского являются мелкие чиновники, духовенство, отставные военные, пенсионеры и т. п. Всех их объединяет то, что они стоят в стороне от социальных интересов, от политики, от общественной борьбы, что их кругозор ограничен узким миром частного существования. Отношение к этим маленьким людям у Маковского иное, чем у художников 60-х годов.

В искусстве той эпохи «маленький человек» выступал как представитель «униженных и оскорбленных». У Маковского – это обыватель, погруженный в свои повседневные дела. И не задача обличения существующего строя, а познание жизни этого особого мира в его радостях и огорчениях составляло основу замыслов художника.

Тщетно было бы искать у Маковского сатирических или трагических образов, подобных тем, которые мы видели в ранних произведениях Перова. Но его картины всегда отмечены стремлением найти в изображаемых людях нечто интересное, характерное, человечное, хотя и проявляемое в мелких, часто смешных пристрастиях.

Отсюда – тот теплый юмор, который окрашивает такие произведения Маковского, как «В приемной у доктора» (1870), «Любители соловьев» (1872–1873), «Варят варенье» (1878), «В передней» (1884), «Объяснение» (1889–
1891).

Одной из наиболее значительных картин Маковского является «Крах банка» (1881). Картина изображает множество людей, столпившихся в помещении банка в тщетной надежде спасти свои сбережения.

Эта толпа состоит из тех самых «маленьких людей», которых мы видели в изображении Маковского ожидающими очереди в приемной у доктора, варящими варенье, проводящими досуг в слушании гитары, за бутылкой вина и т. д. и т. п.

Картина Маковского замечательна множеством разнообразных человеческих типов с яркими характеристиками, раскрывающимися в различной психологической реакции на случившееся.

Крах банка

«Вечеринка» (1875–1897) – картина Маковского, в которой его творчество соприкасается с творчеством Ярошенко. На картине представлено небольшое общество, собравшееся за чайным столом в небогато обставленной, освещенной керосиновой лампой комнате. Это общество в большинстве своем состоит из молодежи, вероятнее всего студенческой.

Передать атмосферу высокоидейного подъема, в которой протекала жизнь передовой русской молодежи,– такова была задача, поставленная Маковским. В центре картины художник изобразил молодую девушку, возможно, читающую революционные стихи.

Вдохновленная значением произносимых слов, она подчинила их власти всех присутствующих, заставив мысленно унестись далеко отсюда.

Вечеринка

«Свидание» (1882) – одна из наиболее известных картин Маковского. Крестьянская женщина пришла из деревни повидать своего сына, отданного в город в учение.

Вот она сидит, горестно подпершись рукой и всем своим видом выражая чувство материнской боли при виде мальчика, босого, в рваном фартуке и, очевидно, постоянно голодного, судя по той жадности, с которой он кусает принесенный матерью калач.

Глубокая человечность, показанная Маковским в образе простой крестьянки, ставит эту картину в один ряд с лучшими произведениями русской живописи, посвященными изображению крестьянской жизни.

Одним из самых выдающихся произведений Маковского является его картина «На бульваре» (1886– 1887). Незамысловатая по сюжету, она несет в себе глубокое содержание.

На скамейке городского бульвара сидят двое: молодой парень, по облику рабочий или мастеровой, с бесшабашным и скучающим видом наигрывающий на гармони, и молодая женщина с ребенком, завернутым в деревенское лоскутное одеяло, в поникшей позе и с выражением горестного недоумения на лице.

Очевидно, это приехавшая из деревни жена молодого гармониста. Теперь она вдруг ясно поняла, как далек он стал от нее в своих мыслях и стремлениях. Она чувствует себя холодно и неуютно на этом бульваре, с его чахлыми, облетающими деревцами, фонарями и проходящими мимо незнакомыми равнодушными людьми.

Перед нами – начинающаяся драма. В маленьком частном факте Маковский дает возможность ощутить разлагающую силу большого города, затрагивающую не только общественные, но и личные человеческие отношения. Картина Маковского замечательна как образец глубокого знания художником действительности.

Начиная с выбора человеческих типов, места действия и кончая такими деталями, как лоскутное одеяло, неяркий и холодный свет осеннего дня,– все это замечательно найдено художником, связано в единое целое, необычайно рельефно воплощающее замысел.

На бульваре

Творчество Маковского, посвященное изображению жизни простых людей, было близко и понятно зрителям и остается таким и сейчас. Мастерски используя доходчивую форму небольшой жанровой картины с ее живой повествовательностью, юмором, иронией, Маковский раскрывал в своих лучших произведениях существенные моменты дейстительности своего времени.

Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»

Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»

Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»

Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса

Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса

Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур

Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена

Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»

Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца

Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе

В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля

Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора

Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь

На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия

Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд

Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь

Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Читайте также:  Описание картины арнольда беклина «остров мертвых»

Тайны «Помолвки»

Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Источник: http://ourarts.ru/?p=760

Печальные невесты на картинах русских живописцев

Свадьба — одно из наиважнейших событий в жизни каждого человека. И художники, конечно, не могли обойти вниманием эту обширную тему. На картинах русских живописцев XIX века отражены брачные традиции и тенденции того времени, события, с которыми были связаны свадьбы…

«Неравный брак» и «Прерванное венчание» Василия Пукирева

Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым. Славе полотна способствовали и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это — исследователи спорят до сих пор.

В любом случае, в этом варианте, лицо невесты, как и положено по старым русским традициям, печально, а взор опущен «к долу». На лице написаны грустные думы перед неизвестным будущим брака.

На мой взгляд, невеста расстраивается из-за жениха довольно зря: у него не будет ничего такого, чего бы ей пришлось бояться.

А вот она и ее семья будут в достатке, и она сможет еще долгое время до наступления возраста своей зрелости позволить себе читать романы, наслаждаться своей трагичностью и никогда не нужно будет трудить руки до крови, драя полы или стирая одежду, чтобы прокормить мужа-свободного художника и их несчастных обездоленных детей.

Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины — «Двоеженец».

«Прерванное обручение» Адриана Волкова

В картинах передвижников и других русских реалистов второй половины XIX века часто можно встретить сцены из купеческой жизни, которую тогда же начинают активно высмеивать на театральной сцене, в особенности — в постановках Осровского.

На этой картине изображен жених купеческой дочки, помолвка которого срывается из-за появления прежней возлюбленной с младенцем на руках! Вот это скандал…

По эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то есть срывалась не помолвка, а само венчание. В принципе, это довольно реалистичный сюжет, поскольку охотников удачно жениться на богатой невесте было достаточно много.

Особенно аферистам облегчал задачу тот факт, что в Российской империи не существовало единого электронного документооборота, а иногда и бумажного – тоже, поскольку документы часто сгорали или терялись, да и в огромной стране было тяжело проследить за тем, кто с кем и сколько раз женился с одного края империи в другой.

«Сватовство майора» Павла Федотова

Картина «Сватовство майора» является наиболее известным полотном русского художника Павла Андреевича Федотова. Сюжет ее тесно связан с реальными историями того времени.

На Руси издавна было принято давать приданое, как за невестами знатного рода, так и за простолюдинками. Еще в XVII веке знаменитый «Домострой» советовал запасать приданое год за годом с самого рождения девочки, чтобы не пришлось потом все необходимое покупать одномоментно, входя в большие расходы.

Кропотливым сбором приданного для многочисленных царских дочерей занималась супруга императора Павла I, Мария Федоровна. Ежегодно из казны откладывалось по 30 тысяч рублей. В 1840 г. эта традиция упрочилась созданием особого фонда, в который ежемесячно выделялось 50 тысяч рублей.

Таким образом, полотно рассказывает нам о простой «продаже» девушки, которую воспитывали, наряжали, давали ей образование только для того, чтобы потом выгодно с пользой для себя выдать замуж. Мы понимаем, что при подобном подходе человек превращается в вещь.

Вспомним слова знаменитой бесприданницы Н.А. Островского Ларисы: «Я – вещь, красивая игрушка». Вещь, которую можно при желании продать и получить с ее продажи выгоду.

Современники встретили картину с одобрением, о ней писали ведущие газеты Петербурга, указывая на подобные свадебные сделки как на позорное пятно на нравах своего времени.

Часто обедневшие дворяне стремились заключить брак с дочерями купцов, который позволял им получить богатое приданое. Таким образом, они обменивали свою знатность на золото, купцы же получали хорошие связи и родовитость для своих внуков.

Естественно, что ни о какой любви речь не шла, ее не было ни с одной, ни с другой стороны.

«К венцу (Прощание)» и «Выбор приданого» Владимира Маковского

Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи.

А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. Хотя основной набор атрибутов неизменен — фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся.

На картине Пукирева, написанной в 1862 году, — у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон полуторавековой давности, с кринолинами.

«Перед венцом» и «После венчания» Фирса Журавлева

Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант.

В первом, из Русского музея, полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними.

«Благословение невесты». Художник Фирс Журавлёв.

Второй вариант, из Третьяковской галереи, более лаконичен и трагичен: тут дело только между отцом и дочерью. Картину называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу»…

В более позднем полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест). А невеста, конечно же, рыдает.

«В ожидании шафера» Иллариона Прянишникова

Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе везде пишут полотна про несчастливых невест.

«В ожидании шафера». Художник Илларион Прянишников.

В викторианскую эру, когда стал господствовать капитал и стало весьма модным мужчинам жениться в зрелом возрасте второй раз, откупившись как от первой старой жены (или удачно похоронив ее), так и от церкви, тема неравных браков стала весьма актуальной.

Кроме того, плачущие девушки в белом на картинах просто эффектно смотрятся!

Названия картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее…

Однако, не следует думать, что невесты «в те времена» были безумными в плане планирования семейной жизни и не думали о своем будущем и о будущем своих детей, желая выйти замуж и родить от сплошь арестантов-революционеров, безответственных ловеласов-сердцеедов и просто свободных художников с симпатичным лицом.

Да, достаточно закрытое воспитание, вынужденная, порой, изоляция от внешнего мира в деревнях и провинциях, обилие романтической литературы, безусловно, делали свое черное дело и, не видя того, что может случиться с женщиной при ее легкомысленном выборе, невесты, конечно, страдали.

Однако, пожив совсем немного взрослой замужней жизнью, все становилось «на круги своя» и вчерашние «плакальщицы» сегодня уж с завидным рвением искали «нормального, достойного» мужа для своих дочерей.

«А как же насчет изображений на картинах?», — спросите вы… Ну, искусство на то и искусство, чтобы поражать, восхищать и растрогать. Людям нужно хлеба и зрелищ, а художникам – хлеба и слава, поэтому при удачном нахождении компромисса все остаются довольны.

«Свадьба в тюрьме» Николая Матвеева

Одним из аспектов отличия русской живописи от европейской было небывало прогрессивное отношение (существование прогрессивности как факта – уже небывало для славянской культуры;) к многочисленным полит-арестантам. Ведь они боролись с царским режимом путем террора, овеянные ореолом героизма, и ими восхищались и сочувствовали все подвижники и интеллигенты страны.

Отсюда и такие доброжелательно идеализированные тюремные сюжеты, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Поэтому неудивительно появление картины про венчание заключенного.

Невеста не в белом, лицо ее одухотворенно осознанием собственной романтичной жертвенности и бескорыстия, ведь теперь ей намного легче будет получать разрешение на свидание, ведь они уже семья и можно будет зачать еще поколение арестантов – героев – террористов, продолжить, так сказать, славный достойный род.

«Венчание Николая II и Александры Федоровны» Лаурица Туксена и Ильи Репина

Невеста на этих картинах — гессенская принцесса Алиса, в православии — Александра Федоровна, и, конечно, она совсем не печальна. Наоборот, — она торжествует.

Конечно, всего через пять лет ожидания, она выходит замуж не за какого-нибудь профессионального игрока в Варкрафт или бродячего музыканта, а за самого российского императора самой большой в мире по территории империи.

Несмотря на тайную любовь императора к балерине, несмотря на несговорчивость родственников с обеих сторон, которые все не могли придти к согласию и миру.

Этому браку было положено скрепить союз двух держав и подарить империи здоровых наследников. Но мы-то знаем, что эта свадьба — самая печальная из всех, поскольку не придумана живописцем, а произошла на самом деле.

Семейное счастье закончится крахом ожидания любви, крахом целой страны и, в конце концов, безвременной смертью.

Источник: http://storyfiles.blogspot.com/2018/01/blog-post.html

Маковский, Владимир Егорович

1

В ожидании аудиенции. 1904.jpg224 views 226 views 233 views 

4

Крестьянские дети. 1890.jpg215 views 

5

Любитель старины. 1869.jpg188 views 

6

Молебен на крестьянском дворе в Мало…214 views 185 views 263 views 246 views 

10

Бродячий скрипач. 1886.jpg197 views 

11

В жаркий день. 1881.jpg307 views 207 views 207 views 163 views 

15

В приемной у доктора. 1870.jpg199 views 

16

В сельской школе. 1883.jpg209 views 

17

В швейцарской. 1893.jpg197 views 

18

Варят варенье. 1876.jpg202 views 

19

Вечеринка. 1875-1897.jpg175 views 169 views 

21

Выбор приданого. 1897-1898.jpg161 views 183 views 

23

Два украинца. 1882.jpg160 views 

24

Две матери. Мать приемная и родная. …246 views 

25

Две странницы. 1885.jpg171 views 

26

Девочка с гусями. 1875.jpg205 views 203 views 

28

Дегустатор табака. 1918.jpg183 views 

29

Друзья-приятели. 1878.jpg182 views 161 views 

31

За лекарством. 1884.jpg191 views 

32

Игра в бабки. 1870.jpg211 views 

33

Иисус Христос. 1894.jpg312 views 

34

К венцу (Прощание). 1894.jpg184 views 178 views 165 views 

37

Крестьянские мальчики. 1880.jpg183 views 169 views 164 views 164 views 154 views 

42

Литературное чтение. 1866.jpg197 views 189 views 

44

Любители соловьев. 1872-1873.jpg192 views 

45

Любитель живописи. Портрет коллекцио…179 views 

46

Мальчик, продающий квас. 1861.jpg174 views 163 views 184 views 

49

Молебен на Пасхе. 1887-1888.jpg194 views 

50

Московские типы. 1879.jpg148 views 

51

Музыкальный вечер. 1906.jpg143 views 

52

На бульваре. 1886-1887.jpg139 views 178 views 230 views 

55

На парадной лестнице. 1914-1919.jpg217 views 

56

На приеме у врача. 1900.jpg228 views 

57

Наем прислуги. 1891.jpg207 views 193 views 

59

Ночлежники (Ночлежный дом в Москве).…265 views 186 views 

61

Объяснение. 1889-1891.jpg175 views 192 views 189 views 192 views 

65

Охотники на привале. 1887.jpg194 views 

66

Пастушки. 1903-1904.jpg173 views 208 views 

68

Перед объяснением (Свидание). 1898-1…186 views 156 views 

71

Поздравление. 1878.jpg150 views 168 views 

73

Портрет А.И.Стрелковского. 1889.jpg169 views 

74

Портрет академика Ивана Ивановича Ян…186 views 

75

Портрет Д.А.Ровинского. 1894.jpg145 views 

76

Портрет Е.И.Маковского. 1880.jpg177 views 

77

Портрет Е.С.Сорокина. 1891.jpg178 views 

78

Портрет И.Е.Цветкова. 1890.jpg212 views 

79

Портрет И.Е.Цветкова. 1905.jpg186 views 

80

Портрет И.Е.Цветкова. 1912-1913.jpg186 views 

81

Портрет императрицы Марии Фёдоровны,…205 views 

82

Портрет художника Иллариона Михайлов…208 views 

83

Посещение бедных. 1874.jpg183 views 

84

Приезд учительницы в деревню. 1896-1…186 views 

85

Продавец кваса. 1879.jpg159 views 

86

Рыбак. Финляндия. 1899.jpg327 views 206 views 173 views 176 views 

90

Слушают граммофон. 1910.jpg245 views 

91

Старик с трубкой. 1881.jpg193 views 

92

Тет-а-тет. 1885-1905.jpg166 views 207 views 

94

Украинский пейзаж с хатами. 1901.jpg257 views 

95

Утренний чай. 1891.jpg219 views 

96

Художник и подмастерье.jpg200 views 

97

Художник, продающий старые вещи тата…183 views 183 views 228 views 

100

Ярмарка в Полтаве.jpg166 views 185 views 

Источник: http://public.fotki.com/Vakin/aa7ae/1100-1900-/87eg0/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector