Описание картины жан-батиста шардена «атрибуты искусства»

Жан Батист Симеон Шарден: картины, биография художника

Шарден — выдающийся мастер бытового жанра, натюрморта и портрета во французской живописи XVIII столетия. И каждая из его картин проникнута трепетным чувством любви к тому, что видит вокруг себя художник.

Вот «Мальчик с юлой» (1738). Он увлечен своим занятием.

Несмотря на чопорную строгость костюма, пудреный парик по моде того времени, мы угадываем в этом портрете сына ювелира Годфруа непосредственность и живость детского характера.

Опущенные глаза, сжатые губы, напряженная поза передают внутреннее волнение мальчика, которого игрушка оторвала от учения (о нем напоминают книги, чернильница с пером на столе).

В созданных затем бытовых картинах — многие из них посвящены воспитанию детей — Шарден еще более подробно раскрывает сюжет. Мать со вниманием рассматривает вышивку, исполненную ее дочерью, которая стоит рядом, скромно потупив глаза («Трудолюбивая мать»).

Прачка занята своим трудом, а ее сынок, сидящий рядом на маленьком стульчике, пользуется случаем развлечься, пуская пузыри из мыльной пены. Тяжелая работа не портит красоты женщин в картинах Шардена.

Лица его прачек, разносчиц дышат свежестью и здоровьем, на щеках их играет румянец, простая одежда, написанная художником звучными желтыми, синими, зелеными красками, подчеркивает мягко круглящиеся формы фигуры.

Шарден вышел из патриархальной ремесленной среды, его отец был столяром. Строгие, добропорядочные нравы своих родителей Шарден сохранил и в собственной семейной жизни: темы его картин взяты большей частью из его собственного домашнего обихода.

Проникновенный реализм произведений Шардена противостоял прихотливости и вычурности господствовавшего тогда стиля рококо.

Художник не идеализировал своих героев, изображал их без прикрас, но в каждом из них чувствовалось сознание собственного достоинства, особенно в женщинах, занятых мелкими хлопотами по дому, в которых скрывается осуществление великого долга матери и хозяйки.

В сценах обыденного быта художник утверждал значительность образов простых людей, представителей третьего сословия — буржуазии, в ту эпоху еще связанной крепкими нитями с трудовой жизнью.

Искусство Шардена было созвучно идеям философов-просветителей.

Они призывали к нравственной чистоте человека, к целостности и единству семьи, к браку, основанному на любви, мечтали о том, что воспитание «добрых нравов» в семье приведет к улучшению всего общества.

Тот же дух демократизма и ощущение внутренней значительности, что и в бытовых сценах, содержится в другом излюбленном жанре художника — натюрмортах. Изображенные им вещи символизируют прочность и упорядоченность уклада обыденной жизни.

Кастрюля с приоткрытой крышкой, несколько головок лука или яблоки, ступка, бутылка с деревенским вином или миска напоминают о скромной трапезе. Это тот «хлеб насущный», который дблжен быть заработан собственным трудом, за который полагалось возносить благодарность богу.

Моральный (отнюдь не религиозный) смысл натюрмортов Шардена раскрывается в самом подборе вещей, которые художник изображает в картине, в продуманном их расположении на столе, в соотношении размеров поставленного натюрморта и полотна, на котором они изображены, в выборе точки зрения — вещи Шардена не кажутся ни слишком большими, ни слишком маленькими, их можно хорошо рассмотреть, и в то же время они слегка отдалены от зрителя. Хотя каждый из натюрмортов расставлен рукой художника, композиции представляются естественными, и возле них чувствуется незримое присутствие человека. Художник пишет предметы выпукло, светотенью лепя объем, использует сочные, живые краски, но в его натюрмортах нет иллюзионистичности — это строгие портреты вещей, передающие их душу, их сущность — святое назначение служить для поддержания сил человека.
Над своими картинами, особенно над натюрмортами, Шарден работал очень подолгу, всегда в одиночестве. Вначале он стремился оживить жанр натюрмортов, вводя изображения животных, декоративные мотивы. Лишь в период зрелости, в 1850—1860-е годы, художник ограничивается статичным расположением нескольких обыденных предметов, в которых умеет передать философический дух своей спокойной созерцательности.

В натюрмортах особенно ярко раскрывается дарование Шардена-колориста. Художник накладывает краски мелкими мазками, один и тот же цвет он варьирует по насыщенности в различных градациях — валерах, и это создает богатство, переливчатость красочной «ткани».

Шарден замечает, что каждый из предметов не только обладает своим цветом, но окрашен и отблесками цвета вещей, находящихся рядом, — рефлексами. Рефлексы и валеры цвета образуют как бы красочную мозаику в картинах, но в глазах зрителя они сливаются в цветовую гармонию, передающую единство всей картины.

Краски лежат на холсте по-разному: то они образуют шершавую поверхность, сохранившую следы движения кисти художника, то, напротив, сплавляются воедино, создавая ощущение гладкой, полированной фактуры.

Для украшения галереи замка Шуази и музыкального зала Бельвю Шарден написал особую серию натюрмортов, изображающую предметы, связанные с наукой, искусством, музыкой, — атрибуты.

«Атрибуты искусства» представлены в картине из Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Здесь в центре картины помещена скульптурная голова античного бога Меркурия, слева и справа — книги, свернутые в трубку гравюры, бумага.

Белый гипс отливает легкими розовато-желтыми и зеленоватыми оттенками, которые контрастируют с насыщенным цветом стола, переплетов книг. Дени Дидро писал: «Вот кто чувствует до конца гармонию красок и рефлексов.

О Шарден! Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре: самую материю, самый воздух и самый свет берешь ты на кончик своей кисти и кладешь на полотно!»
Атрибуты искусства у Шардена — это принадлежности труда художника, к которому он относится с той же строгостью и добросовестностью, как, по его мнению, следовало относиться ко всякой работе.

Каждая из картин Шардена — это вещь, сделанная рукою мастеpa, как вещью является стол или кувшин, сделанный руками ремесленников. Но так же, как любая вещь средневекового цехового ремесленника несла его личное клеймо, каждое из произведений Шардена отмечено печатью его индивидуальности, его взгляда на мир.

В конце жизни Шарден исполнил несколько портретов — своей жены и самого себя. Сделанные в технике пастели, эти произведения столь правдивы и согреты искренностью и задушевностью, что они особняком стоят среди произведений того же жанра, задачей которого в XVIII веке считалось возвеличение образа портретируемого.

В автопортретах, хранящихся в Лувре, Шарден предстает как добрый дедушка, на голове у него ночной колпак, он одет в халат, шея повязана платком, на кончике носа круглые очки. Шарден изображает себя таким, каким он был и на самом деле, — мягким, терпимым и добродушным домоседом, чуждым условностей светской жизни.

Простота и безыскусность в жизни, отразившиеся и в творчестве Шардена, сделали его одним из важнейших представителей французского реалистического искусства. Его творчество является связующей нитью между верностью натуре Луи Ленена и преданностью природе, вдохновлявшей демократических реалистов XIX века.

Картины Шардена

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1442-sharden.html

Атрибуты искусства

Раздел V. Натюрморт

Тема 24. Атрибуты искусства

Художники изображают натюрморты разного содержания. В частности, сочетают в композиции предметы определенного назначения или профессиональной принадлежности их владельца. Чрезвычайно интересно рассматривать в натюрморте кисти и краски художника, музыкальные инструменты исполнителя, принадлежности ученого или мореплавателя, вещи актера, книги и рукописи писателя.

• Взгляните, как реалистично нарисованы предметы в натюрмортах.

Михаэль Лассель. Собор (фрагмент)

Дюла Борош. Натюрморт с глобусом

Атрибут — характерна вещественная признак; предмет, по которому можно определить вид профессиональной деятельности.

• Рассмотрите натюрморты, на которых изображены вещи представителей разных профессий. Определите виды деятельности.

Майкл Харнетт. Стол банкира

Савелий Федотов. Натюрморт с оружием

Шедевры жанра. Жан-Батист Шарден. «Натюрморт с атрибутами искусства»

Это произведение французского художника Шардена считают одним из лучших натюрмортов. На картине изображен стол художника, на котором лежат вещи — атрибуты искусства. В центре композиции — статуэтка, которая символизирует искусство скульптуры.

Искусство живописи представлено палитрой и ящичком для красок, архитектура — свитками чертежей и готовальнею. На картине изображен награды художника, а также книги. Все предметыШарден писал с натуры.

Изображены вещи словно намекают на то, что художник — высокообразованный человек.

Жан-Батист Шарден. Натюрморт с атрибутами искусства

В натюрмортах с помощью различных оттенков цветов и светотени художники передают форму и объем предметов, в частности музыкальных инструментов.

• Назовите атрибуты искусства, изображенные на картинах.

Посмотрите, как бережно передано фактуру различных материалов.

Майкл Харнетт. Мюнхенский натюрморт

Анна Валлей. Атрибуты музыкального искусства

Свет и тень на предметах, которые расположены на переднем плане (ближе к свету), изображаются более контрастно, чем на дальнем. Художники передают блестящую поверхность стекла, атласа (изысканной ткани) и т. п. при помощи блеска.

Читайте также:  Описание картины сальвадора дали «молодые женщины»

• Посмотрите, как выразительно художник передает фактуру разных материалов — бумаги, ткани, стекла, металла и тому подобное.

Сергій Андрияка. Натюрморт с колоколом

Практическое задание

Нарисуйте торжественный натюрморт с атрибутами искусства (акварель).

Советы

Прежде чем рисовать, подберите необходимые предметы и проанализируйте их форму. Учтите, что свет должен падать на предметы с одной стороны. При нанесении светотени не забывайте о рефлекс (он придает объемности предметам круглой формы). Для усиления торжественного настроения нарисуйте изысканно изложенные драперії. Попробуйте передать различную фактуру материалов.

Свет И тень на предметах, которые расположены на переднем плане (ближе к свету), изображаются более контрастно, чем на дальнем. Художники передают блестящую поверхность стекла, атласа (изысканной ткани) и т. п. при помощи блеска.

• Посмотрите, как выразительно художник передает фактуру разных материалов — бумаги, ткани, стекла, металла и тому подобное.

Сергій Андрияка. Натюрморт с колоколом

Практическое задание

Нарисуйте торжественный натюрморт с атрибутами искусства (акварель).

Советы

Прежде чем рисовать, подберите необходимые предметы и проанализируйте их форму. Учтите, что свет должен падать на предметы с одной стороны. При нанесении светотени не забывайте о рефлекс (он придает объемности предметам круглой формы). Для усиления торжественного настроения нарисуйте изысканно изложенные драперії. Попробуйте передать различную фактуру материалов.

Предметы, которые можно использовать в натюрморте

Вопросы и задания

1. Какие предметы изображают в натюрмортах с атрибутами искусства?

2. Расскажите о значение светотени в изображении предметов натюрморта.

Самостоятельная работа для любознательных

1. Какие предметы необходимы для натюрмортов: «Вещи спортсмена», «Инструменты столяра», «Одежда балерины», «Уголок повара», «Принадлежности писанкарки»?

2. Выполните эскиз композиции натюрморта на одну из предложенных тем.

Источник: http://schooled.ru/textbook/art/6klas/25.html

Жан Батист Шарден [Архив] — Компьютерный форум NoWa.cc

Просмотр полной версии : Жан Батист Шарден

HoneyNeko

18.07.2009, 22:56

ЖАН БАТИСТ СИМЕОН ШАРДЕН [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки] ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]) ЖАН БАТИСТ СИМЕОН ШАРДЕН АВТОПОРТРЕТ 1771 г.

Музей Лувр, Париж, Франция 18 столетие было поистине золотым веком французской живописи; в ней нашло отражение все более углубляющееся в то время расслоение французского общества. Хотя буржуазия уже в начале столетия приобрела большой вес в жизни страны, она все еще не допускалась к участию в государственных делах.

Дома третьего сословия выходили на улицу узкой стороной, в них не было салонов, женщины одевались изящно, но скромно. В такой среде, в своей основе еще трудовой, и сформировалось искусство Шардена. Французский живописец. Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Автор более 1000 картин.

Член Королевской академии в Париже (с 1728 г.) и Руанской академии живописи (с 1765 г.). Современник таких выдающихся мыслитетлей как Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Шарден черпал вдохновение не в передовых идеях современности, а в патриархальных семейных устоях так называемого «третьего сословия», к которому принадлежал сам.

Создавал жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников. Большое место в творчестве художника занимают образы детей. Известен как блестящий мастер натюрморта и портретист. Чрезвычайно популярный при жизни, Шарден умер в нужде и безвестности. Былая популярность вернулась к нему лишь в середине XIX в.

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки] ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])

Жан Батист Симеон Шарден Автопортрет с козырьком 1775 г. Музей Лувр, Париж, Франция

HoneyNeko

18.07.2009, 22:59

Юный рисовальщик Полотно «Юный рисовальщик», не так давно включенное в коллекцию Лувра, представляет собой портрет юного художника, внимательно рассматривающего только что им сделанный рисунок.

Если приглядеться к этим картинам, то можно увидеть характерный для работ Шардена красочный слой и бархатистую живопись, построенную на тончайших переходах света и цвета, мягко окутывающих все изображение. Шарден был одним из лучших колористов в истории живописи.

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки] ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])

Его картины сотканы из тончайших цветовых оттенков, находящихся в самых многообразных соотношениях друг с другом.

В картинах Шардена ни один кусочек холста не исключен из этой трепетной среды, даже простые облупленные стены пронизаны светом и воздухом. Он был величайшим представителем реализма в живописи XVIII века. Картина «Разносчица» приобретена Лувром в 1985 году, «Юный рисовальщик» -в 1968.

HoneyNeko

18.07.2009, 23:02

[CENTER][CENTER]Разносчица (Возвращение с рынка) Развлекающимся аристократам, нимфам и амурам Жан-Симеон Шарден (1699-1779) противопоставляет трудолюбивых матерей и хозяек, а вычурным, изысканным предметам-медные баки, кастрюли, ящики для табака. Простые люди, обычные комнаты полны для Шардена красоты и поэтичности. Он не устает любоваться этим миром, «Пользуются красками, но пишут чувствами»,- говорил Шарден. И под его одухотворенной кистью хозяйки и кухарки в скромных платьях и чепцах, шаловливые мальчики и послушные девочки, окружающие их предметы превращались в чудо живописи. [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки] ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]) Разносчица (Возвращение с рынка), 1739. Париж, 1699-1779

Холст, 47 х 38 см. Приобретена в 1865 г.

HoneyNeko

20.07.2009, 13:42

[CENTER][CENTER][CENTER]Птичий концерт Птичий концерт. Париж, 1699-1779 Холст, 50 х 43 см. Возможно, заказана Шардену Людовиком XV в 1751 г. Экспонировалась в Салоне в том же году; коллекция маркиза Вандьера, директора королевских зданий; приобретена в 1985 г. [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки] ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]) Скат Скат 1728. Париж, 1699-1779 Холст, 115 х 146 см. Картина, принятая Королевской Академией живописи и скульптуры. Коллекция Королевской Академии [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки] ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки] ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])

HoneyNeko

02.09.2009, 21:50

Маленькая учительница Многие картины Шардена посвящены детям («Маленькая учительница», «Мыльные пузыри», «Карточный домик», «Девочка с воланом»).

Запечатленные на полотнах Шардена образы отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью.

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки] ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]) Холст, масло. 61,5 x 66,5

Национальная галерея, Лондон

HoneyNeko

Источник: http://nowa.cc/archive/index.php/t-238800.html

Французский художник Жан-Батист Шарден. Родился 2 ноября

(1699–1779)

Шарден был крупнейшим художником‑реалистом своего времени.

Рену в некрологе писал: «Невольно кажется, что он имел глаза, устроенные наподобие призмы, чтобы различать различные цвета предметов, неуловимые переходы от света к тени. Никто лучше его не владел магией светотени».

Жан‑Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 года в Париже, в семье мастера резчика по дереву, выполнявшего сложные художественные работы.

Родители сочувственно относились к его первым успехам в рисовании, а затем отдали сына для обучения живописи в мастерскую Пьера Жака Каза. В течение нескольких лет он копировал здесь картины, среди которых были произведения церковного содержания.

Первые настоящие уроки он получил в мастерской Ноэля Никола Куапеля. Помогая учителю исполнять аксессуары в его картинах, он приобрел необычайное искусство изображать всякого рода неодушевленные предметы.

Одним из его учителей стал художник Ж.‑Б. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта.

В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году.

Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».

Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Оставаясь верным своему стилю, Шарден вдохновлялся искусством голландских мастеров жанровой живописи, картинами Давида Тенирса и Герарда Доу.

Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие совершенно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744).

С 1737 года Шарден становится постоянным участником парижских Салонов. Его работы нравятся маршанам (торговцам картин) и критикам.

Читайте также:  Описание картины александра иванова «автопортрет»

Дидро восторженно пишет о нем: «Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени! Не знаешь, на какой из этих картин остановить свой выбор, – они равно совершенны… Это сама природа, если говорить о правдивости форм и цвета».

В Салоне 1738 года Шарден показал картины «Мальчик‑половой» и «Мойщица посуды» (обе – 1738), а также два портрета – «Мальчик с юлой» и «Юноша со скрипкой» (обе – 1738).

Чаще всего художник изображал женщин и детей. Трудолюбивая хозяйка, любящая мать, заботливая гувернантка или дети с их непосредственностью и невинными забавами – вот главные герои Шардена.

Так, на картине «Прачка» изображена женщина, стирающая белье, и сидящий рядом с ней мальчик, пускающий через соломинку мыльные пузыри.

Солнечный блик играет на мыльном пузыре и видны переливы разных оттенков на пене.

В 1731 году после нескольких лет знакомства Шарден женится на дочери купца Маргарите Сентар. Вскоре у них родится сын Пьер, впоследствии ставший художником, а в 1733 году – дочь.

Но проходит два года, и художника постигает тяжелая утрата, когда в один день умирают и жена, и маленькая дочь. Вновь он женится только в 1744 году. Его избранницей стала Франсуаза Маргарита Пуже, вдова буржуа.

Но и здесь Шардена поджидает новая беда – погибает ребенок от нового брака.

Несчастья в личной жизни не отразились на творчестве художника. В 1730–1740 годы он создает свои лучшие картины, впервые во французском искусстве отображавшие простых парижан.

«…отказ от развлекательности и нарочитых эффектов, преданность натуре, изображение людей и вещей такими, какими их можно видеть в жизни, но какими их никогда до этого не изображали художники Франции, привлекали внимание к этим произведениям.

Картины Шардена по содержанию камерны, и их небольшой формат оказывается единственно возможным. Наше внимание концентрируется на ограниченной, но достойной внимания сфере жизни – на теплоте человеческих чувств, на добром согласии, которые царят в семьях скромных парижан. Этим настроением проникнута почти каждая его работа.

С благоговением и подлинным лиризмом изображает художник женщину‑наставницу, воспитывающую у своих питомцев добрые чувства. И это обращение к разуму ребенка, забота о его нравственном воспитании, о соблюдении им норм поведения характерны и типичны для времени распространения просветительных идей («Молитва перед обедом», «Гувернантка»)», – пишет Ю.Г. Шапиро.

В 1743 году Шардена избирают советником Королевской академии, а в 1755 году он стал ее казначеем. В 1765 году художника избирают также членом другой академии – Руанской.

Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768).

Умение краской передать материальность каждой вещи вызывало восхищение Дидро. Мастерство Шардена он называл колдовством. Дидро писал: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст».

Шарден утверждал в своих картинах ценность и значение материального мира и окружающей реальной жизни. В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. Он ограничивается небольшим числом любовно отобранных предметов, очень скромных и не бросающихся в глаза.

Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов.

Прелесть полотна заключается в пронизывающем его спокойном и ясном чувстве гармонии, где сдержанная, сероватая красочная гамма так тонко соответствует обыденности и в то же время изысканности избранных вещей.

Вводя нас в тихую и серьезную атмосферу художественной мастерской, эти предметы должны были в то же время создавать как бы аллегорический образ наук и искусств. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки».

Основой шарденовской палитры является серебристо‑серый тон. Рафаэлли дал прекрасное объяснение этому предпочтению художника: «Когда вы срываете плод – персик, сливу либо гроздь винограда, вы видите на нем то, что мы называем пушком, особый вид серебристого налета.

Если вы положите такой плод на стол, свет, игра рефлексов от окружающих его предметов придадут его окраске сероватые оттенки. Наконец, воздух, с его голубовато‑серым тоном, окутывает все предметы.

Это приводит к тому, что самые интенсивные краски природы как бы купаются в повсюду разбросанных лиловато‑серых оттенках, которые видит лишь тонкий колорист, и именно наличие такой сероватой гаммы позволяет нам опознать хорошего колориста.

Колористом отнюдь не является тот, кто кладет на холст много красок, а лишь тот, кто воспринимает и фиксирует в своей живописи все эти сероватые оттенки. Шардена следует рассматривать как одного из наших величайших колористов, так как среди наших мастеров он не только тоньше всех видел, но и умел лучше всех передавать те нежнейшие сероватые оттенки, которые порождены светом, рефлексами и воздушной средой».

В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано. Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына (1774). Несмотря на преклонный возраст и болезнь, он продолжал работать, но материальное положение становилось катастрофическим. Мастер вынужден был продать свой дом. Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи.

Мастер пишет в технике пастели два замечательных портрета – «Автопортрет с зеленым козырьком» и «Портрет жены» (оба – 1775 г.).

«Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Художник изобразил себя в ночном колпаке, с небрежно завязанным шарфом – он выглядит типичным домоседом‑бюргером, который мало следит за собой, стар, добродушен, немного курьезен.

Но уже в следующее мгновение, когда зритель встречается с его взглядом, недоумение исчезает… Мы узнаем художника, который также внимательно, спокойно и серьезно всматривается в жизнь, чтобы утвердить своим поэтическим талантом на основании жизненного опыта лишь то, что разумно, полезно, гуманно», – пишет Ю.Г. Шапиро.

После долгой болезни Шарден умирает 6 декабря 1779 года.

Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43567047369

Жан-Батист-Симеон Шарден (1699-1779)

Жан-Батист-Симеон Шарден (1693—1779) «Советский художник» Москва 1965 9-1747. Ц. 3 к. Французская школа

Прачка. Около 1737 г. Государственный Эрмитаж. Ленинград

Жан-Батист-Симеон Шарден, выдающийся французский художник XVIII века, посвятил свое творчество изображению жизни простых людей, принадлежащих, как и он сам, к третьему сословию.

Органически связанный с ними своей жизнью, вкусами и симпатиями, сын ремесленника, скромный труженик, Шарден вводит зрителя в привычный повседневный мир их деятельности и забот. Эта глубокая личная привязанность художника к своим героям придает его картинам неповторимое лирическое обаяние.

Ласковый внимательный взгляд Шардена подмечает не только характерность обычных действий людей, занятых домашним трудом, но и душевную красоту, мягкость, теплоту, благодаря чему скромные занятия обретают поэтическое содержание.

«Прачка», как и все жанровые композиции Шардена, очень проста по своему сюжету, Все здесь отвечает глубокой жизненной правде — и спокойные размеренные движения женщин, и выбор, и расположение предметов, и простота обстановки скромного жилища. Во всем, что изображено художником, чувствуется глубокая внутренняя взаимосвязь.

Отдельные детали картины — кошка, настороженно следящая за чем-то, что отвлекло также внимание и ее хозяйки, метла в углу и другие — дополняют рассказ художника о мирном спокойном существовании человека. Тонко подобранные, неяркие краски объединяет мягкий, рассеянный свет, создающий особое ощущение тишины, покоя и домашнего уюта.

Ж а н-Б а т и с т-Симеон Шарден (1693—17 Французская школа. «Советский художник» Москва 1965 9-1747. Ц, 3 к.

Натюрморт (атрибуты искусства). Около 1766

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. МоскваНатюрморты Шардена — одна из вершин реалистической живописи Европы XVIII века. Художник уделяет им в своем творчестве не меньшее внимание, чем своим жанровым сценам.

Обычно примером его изображения служит незатейливая утварь домашнего обихода или веши, связанные с интеллектуальной деятельностью человека.

В отличие от его голландских предшественников Шардена интересует не столько неповторимое своеобразие форм предметов, их строения, материала, поверхности, сколько сопричастность предметов жизни человека, их взаимосвязи.

Одухотворенность его натюрмортов, их тонкий лиризм проистекают от особого ощущения интимности, близости этой связи; кажется, что изображенные Шарденом вещи несут на себе следы прикосновения рук человека, отзвуки его душевного состояния, желаний, интересов. «Атрибуты искусства»—это изображение предметов, которыми пользуются художники.

Это не рабочие инструменты, а вещи, которые раскрывают мир духовных и художнических интересов Шардена,—гравюры, книги, рисунки, гипсовая голова Меркурия работы его современника — скульптора Пигаля, словом то, что способно вдохновить художника в процессе творчества. Шарден блестяще соединяет сочиненность композиции со свободой и естественностью расположения предметов.

Читайте также:  Описание картины аркадия рылова «закат»

Мягкий, но звучный колорит, золотистый свет, окутывающий натюрморт, усиливают ощущение интимности и душевной теплоты.

См. также:

Жан-Батист-Симеон Шарден (1699-1779)

Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2010/06/1699-1779_21.html

Черты жизни и творчества Жана Батиста Шардена 1699

Черты жизни и творчества Жана. Батиста Шардена 1699 -1779 Выполнила: студентка IV курса Караваева Екатерина Игоревна группа ДВС 420

Шарден (Chardin) Жан Батист Симеон (2 ноября 1699, Париж — 6 января 1779, там же), французский живописец. Известный мастер натюрморта и бытовых сцен, один из создателей новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения.

Одним из первых среди французских мастеров обратился к жанровому типу портрета, который явился важным этапом в развитии живописи 18 столетия, как и реалистический бытовой жанр.

Оба эти направления одного и того же процесса — поиска естественности и человечности в искусстве в противовес официальному парадному искусству рококо. 2

Ранний период (1730 -50) Сын столяра. Учился у академического живописца П. Ж. Каза и в школе Академии художеств. Всю жизнь провел в Париже, никуда не выезжая.

В 1724 приобрел почетное звание члена Римской Академии Сан Лука, в 1728 — члена Парижской Королевской Академии, представив полотно «Скат» .

К этому времени он был уже известен как мастер натюрморта и бытовых сцен. Шарден обратился к жанровому типу портрета. 3

Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Оставаясь верным своему стилю, Шарден вдохновлялся искусством голландских мастеров жанровой живописи. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие совершенно новый мир – жизнь третьего сословия. 4

Мыльные пузыри. . Ок. 1739 Тонко ощущая поэзию домашнего очага с его тихими радостями, наивной непосредственностью, повседневными заботами и мирным трудом, художник впервые в искусстве 18 столетия воссоздал строй жизни третьего сословия.

Здесь царят здоровые нравственные устои.

В понимании морали и семьи Шарден сближается с Руссо, противопоставлявшим испорченным нравам аристократического общества чистоту совести и сердца, искренность интимных чувств и добродетельность, сохранившиеся в среде простолюдинов. 5

Кухарка, моющая посуду.

В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей, исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу.

Шарден раскрывает образы своих героев, их жизнь не в событиях, а в типичных состояниях, положениях, привычных позах, в сосредоточенных лицах, взглядах, в окружающей их тишине, порядке. 6

Кошачье счастье, 1728 (Натюрморт с котом и рыбой) После написания этой картины, Ж. -Б. Шарден был принят в члены парижской Королевской академии художеств. В ней поэтически передана красота простых вещей — серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы и кухонной посуды. Элемент развлекательности вносят крадущийся к рыбе кот. 7

Медный бак для воды 1734 Художником глубоко продумывался каждый нюанс. Каждый натюрморт Шардена заставляет почувствовать его особый дар в ощущении предметности мира. 8

Прачка ок. 1737 г. Композиция картины «Прачка» проста и размеренна в ритме, колористическая гамма сдержанная, мягкая. Отдельные красочные пятна — голубые, розово-красные — даны в тональных переходах, смягчены тончайшей нюансировкой притушенных тонов.

Влажный воздух смягчает контуры, связывает формы с окружающей средой.

Взор зрителя последовательно переходит от предмета к предмету, от прачки к малышу, пускающему пузыри, к женщине, развешивающей во дворе белье, обнаруживая всюду поэтическую прелесть обыденного. 9

Разносчица Возвращение с рынка. 1739 Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей , образы детей и портреты взрослых отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы 10

Мальчик с карточным домиком Ок. 1740 Каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. 11

Молитва перед обедом, 1740 -е Музей Лувр, Париж Сценки с изображением матерей, воспитывающих детей или занятых хозяйством, Шарден часто повторял, поэтому варианты этих полотен имеются во многих музеях и частных коллекциях. В придании правдивости сценам велика роль интерьера. Кистью мастера натюрморта выписаны овощи, посуда на столе. 12

Трудолюбивая мать 1740 Картины художника рассказывают о жизненном укладе простых горожан, людей третьего сословия, к которому принадлежал и сам художник. 13

Девочка с ракеткой и воланчиком 1740, Галерея Уффици, Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Шардена увлекает не раскрытие мимолетного выражения чувств или психологической сложности детского образа, а повествование о человеке своей среды. 14

Юная учительница. Ок. 1739 Дидро, отличая самобытность его работ, восторженно пишет: «Шарден — умный художник, который прекрасно умеет говорить о своем искусстве» ; «Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени!» — восхищенно восклицает он о колорите Шардена. 15

С 1737 Шарден становится постоянным участником парижских Салонов. Его работы нравятся маршанам (торговцам картин) и критикам. Дидро восторженно пишет о нем: «Вот, кто умеет создавать гармонию красок и светотени! Не знаешь, на какой из этих картин остановить свой выбор, — они равно совершенны. . . Это сама природа, если говорить о правдивости форм и цвета» . 16

Поздний период (1769 -79) Последнее десятилетие творчества художника было омрачено отставкой в Академии, ослабевшим зрением, меньшим вниманием публики. Однако созданные в этот период работы стали яркими произведениями французской живописи 18 столетия. В эти годы Шарден обращается к пастели, создавая в этой новой для себя технике подлинные шедевры 17

Поздние портреты Шардена ознаменовали новый этап в его искусстве. Интимножанровые мотивы теперь исключаются художником.

Он отходит от типа жанрового портрета, и, стремясь подняться до более глубокого обобщения, дает не только лирический рассказ о человеке третьего сословия.

Шарден обращается к камерным формам портретного решения, что явилось новым в искусстве этого жанра. Его интересует лицо модели. 18

Натюрморт с фруктами 1750 Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувством» , раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Благодаря этому зритель вовлекается в сферу видения натуры художником, одухотворенный его чувством. 19

Атрибуты искусства. 1766 Блестящий мастер натюрморта, Шарден создавал композиции со скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры создающие ощущение органической связи мира вещей с жизнедеятельностью человека. 20

Отмечая колористический дар Шардена, Дидро писал: «О, Шарден! Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре: самую материю, самый воздух и самый свет берешь ты на кончик своей кисти и кладешь на полотно» . 21

Кухарка, чистящая репу 1773 В повседневной жизни простых людей Шарден обретает гармонию. 22

Портрет жены художника. 1776 Последнее десятилетие творчества художник обращается к новой форме камерного портрета, заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким обобщением.

В образе Маргерит, жены художника раскрыт характер женщины, жизнь которой прошла в тревоге и заботах о ближних.

Атласный домашний халат и нескладно сидящий чепец не умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины. 23

Автопортрет с зеленым козырьком 1775 В домашней одежде представил себя художник и в «Автопортрете с зеленым козырьком» . Повязка на голове, на которой крепится козырек и нашейный платок, завязанный в свободный узел, — атрибуты старой и удобной профессиональной одежды. Спокойный, проницательный взгляд из-под козырька — тоже черта профессии. 24

Заключение Работы Шардена, составляющие гордость европейских и американских музеев, пленяют особой естественной простотой натуры, теплом и человечностью, с которой она передана художником.

В живописи Шардена проявилась обостренная чуткость века Просвещения к нахождению тонкости в самых обычных вещах. Она наглядно воплотила наказ Дидро «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать» .

Его произведения, выполнив свою историческую задачу, предвосхитили будущие открытия в реалистическом портрете таких крупных мастеров, как М. Кантен де Латур, О. Фрагонар, Ж. Л. Давид. 25

Источник: http://present5.com/cherty-zhizni-i-tvorchestva-zhana-batista-shardena-1699/

Ссылка на основную публикацию