Итальянский скульптор Челлини Бенвенуто: биография, творчество и интересные факты :
Жизнь Бенвенуто Челлини – это увлекательная иллюстрация нравов эпохи позднего Возрождения.
С одной стороны, он обладал несомненным чувством прекрасного, с другой, имел репутацию непредсказуемого, своевольного человека с буйным нравом.
Собственно, о жизни Челлини нам известно не столько из сохранившихся воспоминаний его современников, сколько из автобиографической книги, написанной им уже в зрелом возрасте.
Таким образом, к художественным талантам Челлини можно добавить писательский дар. А рассказать ему было о чем, ведь он выполнял заказы римских пап, французского короля Франциска I, Великого герцога Тосканы Козимо Медичи, участвовал в обороне осажденного Рима, сидел в тюрьме, неоднократно пускал в ход кулаки и кинжал, тридцать лет кочевал по городам Италии.
Интриги, драки и опасные приключения были постоянными жизненными спутниками Челлини, о чем он красочно и не без удовольствия повествует в своих мемуарах. Однако весьма бурная жизнь не мешала ему пробовать себя в разных видах искусства: ювелирном деле, чеканке, скульптуре. Впрочем, обо всем по порядку.
Выбор пути
Бенвенуто увидел свет в семье флорентийского мастера на все руки Джованни Челлини. Более всего отец любил играть на флейте, и делал он это так виртуозно, что был приглашен в дворцовый оркестр правителя Флоренции. Честолюбивый Джованни всерьез мечтал сделать из сына прославленного музыканта, благо у Бенвенуто был хороший слух и приятный голос.
Но, как это часто бывает, сын связывать свое будущее с постылой флейтой не собирался. В пятнадцать лет Челлини Бенвенуто поступил учеником к ювелиру Антонио ди Сандро. Обучение закончить он не успел, поскольку вскоре вместе с младшим братом был изгнан из Флоренции на полтора года за участие в драке на шпагах.
Не теряя времени зря, в Сиене Бенвенуто продолжает обучение ювелирному делу и начинает самостоятельную работу. Следующий важный этап в жизни Челлини связан с Римом, но до этого он успел еще раз предстать перед судом Флоренции по обвинению в нанесении оскорбления. Спасаясь от тюрьмы, а заодно и от отцовской флейты, Бенвенуто бежит в Рим в 1521 году.
Папский Рим
В то самое время в Ватикане новым понтификом был избран папа Климент VII. Он принадлежал к флорентийскому роду Медичи, который всегда поддерживала семья Челлини. Прибыв в Рим, Бенвенуто устроился в мастерскую Санти, где в основном занимались чеканкой ваз, подсвечников, кувшинов, блюд и прочей домашней утвари.
Тоскуя по Флоренции и по отцу, Бенвенуто Челлини стал играть на флейте, такой ненавистной ранее. Его заметили, пригласили в оркестр, который должен был развлекать понтифика игрой во время праздника Лета. Папа Климент отметил игру Бенвенуто и взял к себе на службу в качестве музыканта.
По иронии судьбы нелюбимая музыка открыла перед Челлини двери самых известных домов Рима. Музыка и еще скандал с одним испанским епископом из-за вазы, сделанной Бенвенуто по его заказу. Таким образом, папа Климент VII узнал, что принятый им на службу музыкант является к тому же талантливым ювелиром и чеканщиком.
Потери и приобретения
Во время жестокого разграбления Рима войсками императора Карла V в 1527 году Челлини Бенвенуто вместе с небольшим гарнизоном солдат защищал осажденный замок Святого Ангела, где укрывался папа Климент. После капитуляции он ненадолго вернулся во Флоренцию, чтобы выкупить вынесенный ему 8 годами ранее приговор суда.
В родном городе свирепствовала эпидемия чумы, унесшая жизнь его отца и старшей сестры. Следующие два года Челлини жил то в Мантуе, то во Флоренции, но в конце концов снова вернулся в Рим. Здесь ему не пришлось долго искать заказы, к нему обратился сам понтифик, назначивший вскоре Бенвенуто на должность мастера монетного двора.
В мае 1529 г. Челлини пережил большую личную трагедию – смерть младшего брата, убитого в драке. Бенвенуто отомстил убийце, но папа Климент VII простил ему грех кровной мести, поскольку был большим почитателем его таланта. Вскоре он даже удовлетворил просьбу Челлини, назначив его своим булавоносцем.
Дорогами скитаний
Казалось бы, хорошо иметь покровителем понтифика, однако, снискав расположение папы, Бенвенуто Челлини приобрел и множество завистников. Справедливости ради заметим, что вздорный характер тоже в немалой степени способствовал увеличению количества его врагов. Одного из них — ювелира Помпео — Челлини убил кинжалом за нанесенное оскорбление.
После смерти папы Климента VII понтификом был избран кардинал Алессандро Фарнезе под именем Павла III. И если новый папа вначале благоволил Челлини, то его незаконнорожденный сын сделал все, чтобы расправиться с мастером. Спасая свою жизнь, Бенвенуто бежит из Рима в родную Флоренцию, где получает заказ от герцога Алессандро по прозвищу Мавр.
Когда Рим готовился к приезду императора Карла V, папа снова вспомнил о Челлини. Совместно они решили приготовить важному гостю подарок — золотой крест. Однако сумма, заплаченная Челлини за работу, оказалась в три раза меньше обещанной. Мастер обиделся и в апреле 1537 года уехал из Рима в поисках, как он писал, другой страны.
Тюремное заключение
Первая поездка во Францию оказалась неудачной. Франциск I был озабочен войной, хотя и принял Челлини благосклонно. Пришлось мастеру золотых дел возвращаться в Рим. И вот, когда он наконец получил от французского короля долгожданное приглашение, его арестовали по ложному доносу.
Челлини, видя, что папа Павел III окончательно превратился в его врага, решился на побег из тюрьмы, правда, неудачный. Неизвестно, чем бы закончилась для него вся эта история, если бы в Рим из Франции не прибыл кардинал д'Эсте. В разговоре с понтификом он упомянул, что король Франциск хотел бы видеть своим придворным ювелиром Бенвенуто Челлини, работы которого ему очень нравятся.
В то время ситуация в Европе была такова, что понтифик предпочел не портить отношения с королем Франции. Челлини по его распоряжению выпустили из тюрьмы, но мастер, похоже, не очень торопился. Выехав из Рима в марте 1540 г., в Париж он прибыл только в октябре.
Придворный ювелир Франциска I
Челлини Бенвенуто провел во Франции пять лет. Местные порядки были ему не по вкусу. Если в Италии драки и даже убийства сравнительно легко сходили ему с рук, то во Франции — стране, где настолько было развито судопроизводство, что подчас сам монарх был бессилен перед постановлениями муниципалитета, — Челлини приходит в отчаяние от судебных тяжб.
Тем не менее он не прекращает работать над заказами французского короля. Франциск I благоволил мастеру, поэтому предоставил ему один из своих замков, велев казначею не скупиться и удовлетворять все запросы придворного ювелира, связанные с работой.
Живя во Франции, Челлини видел, как далеко его родная Италия ушла вперед в области скульптуры. По этой причине он именно здесь решил попробовать силы в новом для себя амплуа – ваянии. Его скульптурные изображения, даже если и не были шедеврами, все-таки позволили говорить о Челлини как о скульпторе, а не только как о ювелире.
И снова флоренция
Шел 1545 год. Флоренцией правил герцог Козимо I Медичи, к которому по возвращении из Франции пришел Челлини Бенвенуто, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Герцог, узнав, что золотых дел мастер теперь занимается еще и скульптурой, заказал ему статую Персея.
Бронзовый Персей, держащий отрубленную голову Медузы, по замыслу Козимо I должен был символизировать победу, одержанную домом Медичи над республиканской нечистью несколько лет назад.
В апреле 1554 года скульптура была торжественно открыта, и честолюбивый Челлини получил большое удовлетворение от восторженной реакции флорентийцев, заполонивших площадь.
В 60 лет Челлини женился на своей экономке Пьетре, которая родила ему пятерых детей. В последние годы жизни мастер зарабатывал на жизнь ювелирным делом, поскольку из-за размолвки с герцогом заказов от него почти не получал.
Умер Бенвенуто Челлини в феврале 1571 года и был похоронен в родной Флоренции с большими почестями, как и подобает великому мастеру.
Челлини-ювелир
Несмотря на то что Челлини был знаменит среди современников как золотых дел мастер, до нас дошла всего одна его ювелирная работа – «Сальера» (солонка), настольная золотая статуэтка, выполненная для короля Франциска. Сегодня стоимость солонки высотой 26 см оценивается приблизительно в 60 млн долларов.
К сожалению, ювелирные украшения Челлини затерялись в веках. Со временем хозяева их переплавляли, чтобы сделать новые, более модные золотые украшения, либо чтобы пережить трудные времена, как это часто бывало с герцогами и папами.
Помимо упомянутой солонки, сохранились также медали, щиты, оттиски печатей, монеты, выбитые Бенвенуто Челлини. Произведения эти, равно как описания утерянных украшений, дают нам представление о высоком уровне его мастерства. Он действительно был талантливым медальером, чеканщиком и ювелиром.
Бенвенуто Челлини-скульптор
Челлини-ваятелю повезло больше. Кроме «Персея», сохранились и другие его скульптуры, а также статуэтки небольшого размера: «Минерва», «Нарцисс», «Аполлон и Гиацинт», «Меркурий», «Страх», «Юпитер» и пр.
По мнению искусствоведов, в них отчетливо видны черты зарождения нового стиля – маньеризма. Для него характерна утрата гармонии между духовным и телесным, которая была присуща произведениям Ренессанса.
Все эти скульптуры мастер отливал из бронзы, лишь одну на склоне лет он сделал из белого и черного мрамора. Она совсем не похожа на предыдущие работы Бенвенуто Челлини. Статуя Иисуса Христа сегодня находится во дворце-монастыре Эскориал близ Мадрида.
О себе без ложной скромности
Одаренность Челлини проявилась не только в его творчестве, но и в сфере литературы. Незадолго до смерти он написал два трактата, посвященных скульптуре и золотых дел мастерству. По ним можно изучать историю ювелирного искусства и литейного дела в эпоху Возрождения. Не так давно оба трактата были переведены на русский язык вместе с сонетами Челлини.
Однако более всего известно другое его литературное произведение – «Жизнеописание Бенвенуто Челлини», где автор, следуя традициям своего времени, не скупится на похвалу себе и своим творениям. В 58 лет мастер принялся надиктовывать секретарю первые главы автобиографической книги и вряд ли думал, что спустя века историки внесут его мемуары в список источников по итальянской истории XVI века.
Сокращенное «Жизнеописание» Челлини было опубликовано в Неаполе в 1728 г., а полный текст, соответствующий рукописи автора, увидел свет во Флоренции только через сто лет. Сегодня в нашем распоряжении есть полный перевод мемуаров Челлини, выполненный в 1931 г. Лозинским М.
Интересные факты
Еще в XVIII веке «Жизнеописание» Челлини стали переводить в Европе. Например, на немецкий язык автобиографию флорентийского мастера эпохи Возрождения перевел сам И. Гете. Шиллер и Стендаль признавали, какое большое влияние произвела на их литературное творчество книга Бенвенуто Челлини.
Скульптуры, как уже говорилось, мастер отливал из бронзы, но мрамор требует другого подхода. Долгое время считалось, что Челлини выполнил распятие Христа из цельного куска мрамора, пока один из наполеоновских солдат-вандалов не обнажил стальной каркас, рубанув шашкой по предплечью скульптуры.
Неординарная личность Челлини привлекала А. Дюма, который сделал его одним из героев романа «Асканио» (кстати, вместе с мастером во Франции действительно жил ученик Асканио, приехавший с ним из Рима).
Челлини был человеком щедрой души, он всегда материально помогал родным, а после смерти младшей сестры взял на себя заботу о шести племянницах. Возможно, с точки зрения современного менталитета, Бенвенуто был высокомерным, склонным к необузданным выходкам хвастуном, но таковы были нравы того времени, а его жизнь, полная авантюр, — всего лишь их отражением.
Источник: https://www.syl.ru/article/297295/italyanskiy-skulptor-chellini-benvenuto-biografiya-tvorchestvo-i-interesnyie-faktyi
Солонка бенвенуто челлини | кабачок виртуальных друзей
В старину соль очень дорого ценилась, место солонки было всегда рядом с хозяином дома. Если за столом оказывался гость желанный – солонка пододвигалась ему, если же соль оставалась на своем месте – значит гостя в доме не жаловали. Брали соль щепотью и потому вид у солонки был иной.
На Руси солонка была глубоко почитаема, ведь хлеб да соль всегда были символами гостеприимства и благополучия. Расписные и резные деревянные «солоницы» всегда занимали свое почетное место на праздненствах, а порой имели и обрядовое значение.
Часто солонку делали в форме лошади и утицы, символов солнца — голова лошадиная, а хвост обязательно утиный. Ведь считалось, что солнце ночью на утке, а днем на лошади. А соль признавалась даром солнца. Материальная ценность соли была велика. Долгое время соль являлась денежной мерой.
Дворянское сословье солонки и сахарницы заказывало у известных мастеров, и это были уникальные произведения искусства, цена которых была сравнима с ценой ювелирных украшений.
Сейчас одна из немногих старинных солонок сохранившихся до наших дней — знаменитая золотая солонка «Салиера» была создана выдающимся флорентийским мастером Бенвенуто Челлини в 1540-1543 годах . Золотая солонка украшенная аллегорическими фигурами Океана и Земли.
«Сальера» (итал. Saliera — «солонка») — частично покрытая эмалью золотая настольная статуэтка, выполненная в 1543 году флорентийским золотых дел мастером Бенвенуто Челлини для французского короля Франциска I и представляющая собой вершину декоративно-прикладного искусства эпохи маньеризма.
Высота скульптуры — 26 см, ширина основания из слоновой кости — 33,5 см.Первоначальным заказчиком солонки выступал кардинал Ипполито д’Эсте. Тогда у Челлини родился замысел выполнить солонку как аллегорию союза земли (фигура Цереры) и моря (фигураНептуна), благодаря которому и рождается соль.
Этот замысел, упомянутый Челлини в автобиографии, удалось осуществить только в начале 1540-х в связи с поступлением заказа французского монарха. Сальера бесценна уже потому, что это единственная ювелирная работа Челлини, атрибуция которой не вызывает никаких сомнений.
Король Карл IX преподнёс её Фердинанду Тирольскому, после чего до XIX века «Сальера» оставалась жемчужиной инсбрукского замка Амбрасс. Только с учреждением венского Музея истории искусств солонка была перемещена в столицу Австрии.11 мая 2003 года Сальера была похищена из Музея истории искусств, который в то время находился на ремонте.
Хотя стоимость скульптуры оценивалась не менее чем в 50 млн евро, австрийское правительство предложило за возврат солонки сравнительно скромную награду в 70 000 евро. Объяснялось это тем, что сбыть произведение такого уровня попросту невозможно.
При этом застрахована Сальера была только на половину рыночной стоимости, так как возможность похищения такого шедевра просто не рассматривалась всерьёз. Расчёт администрации музея оправдался: 21 января 2006 года полиция обнаружила Сальеру закопанной в свинцовой коробке в лесу у города Цветль.
«Оставшись удовлетворен моими работами, король возвратился к себе во дворец, а меня покинул преисполненным стольких милостей, что было бы долго о них рассказывать. На другой затем день, за своим обедом, он послал за мной. Тут же присутствовал кардинал феррарский, который с ним обедал.
Когда я явился, король был еще за вторым блюдом; как только я подошел к его величеству, он начал со мной беседовать, говоря, что раз у него имеются такой красивый таз и такой красивый кувшин моей руки, что в придачу к этим вещам ему требуется красивая солонка и что он хочет, чтобы я ему сделал к ней рисунок; но ему очень бы хотелось увидеть его скоро. Тогда я прибавил, говоря: «Ваше величество увидит такой рисунок гораздо скорее, нежели оно того от меня требует; потому что, пока я делал таз, я думал, что в придачу к нему следует сделать солонку», и что это уже сделано и что, если ему угодно, я ему покажу тотчас же.»
ЧЕЛЛИНИ, БЕНВЕНУТО (Cellini, Benvenuto) (1500–1571), итальянский ювелир, скульптор и писатель; родился во Флоренции 3 ноября 1500. Полная приключений жизнь и разносторонняя деятельность Бенвенуто Челлини в полной мере отражают дух итальянского Возрождения. Его дед Андреа Челлини был архитектором, отец Джованни – музыкантом.
Вопреки воле отца, желавшего, чтобы Бенвенуто тоже стал музыкантом, он в 15-летнем возрасте поступил в подмастерья к флорентийскому ювелиру Антонио ди Сандро. Из-за своего неугомонного характера, часто приводившего к столкновениям с властями, Бенвенуто Челлини, еще не достигнув семнадцатилетнего возраста, успел побывать в Сиене, Болонье и Пизе.
В 1519 он впервые посетил Рим, а с 1523 находился на службе у папы Климента VII, затем у Павла III. В 1527 Челлини стал свидетелем разорения Рима войсками императора Священной Римской империи Карла V. В 1538 по приказу папы Павла III он был заточен в замке Сант'Анджело по обвинению в краже, но сумел бежать во Францию.
В 1540–1545 Бенвенуто Челлини работал в Париже и Фонтенбло по заказам Франциска I, который пожаловал ему французское подданство. Летом 1545 художник вернулся на родину; во Флоренции он нашел покровителя в лице герцога Козимо Медичи и прожил там почти всю оставшуюся жизнь. В 1554 он получил дворянский титул.
В 1558 постригся в монахи, но затем получил освобождение от данных обетов и женился: его избранницей стала Пьера ди Сальвадоре Париджи. Бенвенуто Челлини умер 13 февраля 1571 и был с почестями похоронен в церкви Благовещения во Флоренции.
Книга Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции является одним из самых замечательных произведений литературы 16 в. Бенвенуто Челлини начал писать автобиографию в 1558, однако большая часть рукописи написана рукой 14-летнего мальчика, секретаря Челлини, и еще несколько страниц выполнено другой рукой.
Хроника доходит до 1562. В 18 в., после разнообразных приключений, рукопись пропала. В 1805 она была найдена в одной из книжных лавок во Флоренции и передана в библиотеку Лауренциана, где находится и по сей день. Первое печатное издание появилось в Неаполе в 1728.
Жизнь Бенвенуто Челлини написана в той литературной манере, которую можно назвать популярной, и этим отличается от таких произведений, как Исповедь блаженного Августина или Исповедь Руссо.
На страницах своей книги Бенвенуто Челлини не высказал никаких новых идей; он описал свои приключения, мысли и чувства с откровенностью, не характерной для жанра автобиографии предшествующего времени, и сделал это богатым разговорным языком, который очень убедительно передает ход мысли и переживания человека.
Современники высоко ценили Челлини как ремесленника, относительно же его художественного дарования мнения разделились; однако, несмотря на это, он должен был представлять скульпторов на торжественной церемонии погребения Микеланджело. Варки и Вазари с похвалой отзывались о его таланте ювелира.
Вазари, например, писал, что Челлини – непревзойденный мастер медальерного искусства, превосходящий даже древних, и величайший ювелир своего времени, а также замечательный скульптор.
Из созданных им произведений ювелирного искусства сохранилось немногое: солонка Франциска I (1540–1543, Вена, Художественно-исторический музей), медали и монеты, сделанные для папы Климента VII и Алессандро Медичи, а также эскизы декоративной застежки для облачений Климента VII.
Место Челлини в истории искусств определяется прежде всего его работами в области скульптуры. Его творчество оказало влияние на развитие маньеризма. Наиболее значительное из его произведений, созданных во время пребывания во Франции, – бронзовый рельеф Нимфа Фонтенбло (до 1545, Лувр). Из сохранившихся произведений, выполненных им по возвращении во Флоренцию: Персей (1545–1553, Флоренция, Лоджия деи Ланци), статуэтка Борзая (1545–1546, Флоренция, Барджелло); бюст Козимо Медичи (1545–1548, там же); Ганимед (1548–1550); Аполлон и Гиацинт; Нарцисс (все во Флоренции); бюст Биндо Альтовити; Распятие (ок. 1562, Эскориал
).
Источник: http://maxpark.com/community/5655/content/3079510
Челлини Бенвенуто
Другие известные скульпторы
Бенвенуто Челлини родился 1 ноября 1500 года. Он был сыном флорентийского музыканта и архитектора маэстро Джованни Челлини. Маэстро хотел, чтобы сын, обладавший талантом игры на флейте, тоже стал музыкантом.
Однако, как пишет Челлини в своей знаменитой книге «Жизнь Бенвенуто», «достигнув пятнадцатилетнего возраста, я, вопреки воле моего отца, поступил в мастерскую к золотых дел мастеру Антонио ди Сандро, по прозвищу Марконе.
Это был отличнейший работник и честнейший человек, гордый и открытый во всех своих делах. Был у него побочный сын, единственный, каковому он много раз приказывал, дабы оберечь меня.
Такова была великая охота, или склонность, и то и другое, что в несколько месяцев я наверстал хороших и даже лучших юношей в цехе и начал извлекать плод из своих трудов.
При этом я не упускал иной раз угодить моему доброму отцу, то на флейте, то на корнете играя; и всегда он у меня ронял слезы с великими вздохами, всякий раз, как он меня слушал; и очень часто я, из любви, его ублажал, делая вид, будто и я тоже получаю от этого много удовольствия».
Время шло. Челлини работал и учился то во Флоренции и Риме, то в Пизе и Сиене и снова в Риме. Он познакомился с известными художниками и скульпторами. Папа Климент VII, изумленный способностями и быстротой работы Челлини, взял его на должность чеканного мастера монетного двора.
Бюст Челлини во Флоренции
После смерти Климента VII новый папа, Павел III, оценив мастерство Челлини, также поручает ему изготовление монет. В 1520-1530 годах Челлини работает при папском дворе. К этому периоду относится создание его знаменитой медали Пьетро Бембо.
Однако по наговору врагов Бенвенуто обвиняют в краже драгоценных камней из папской казны. Припомнили ему и прежние убийства на дуэлях. Так он попадает в папскую тюрьму в замке святого Ангела. Челлини покинул темницу только в декабре 1539 года.
Боясь новых напастей, мастер отправился во Францию.
Король Франциск I встретил Бенвенуто весьма благосклонно, назначив ему жалованье в семьсот золотых скудо в год. Челлини жил и работал в замке Малый Нель.
Здесь скульптор создает одно из своих знаменитых произведений — «Нимфу Фонтебло».
«В полукружии я сделал женщину в красивом лежачем положении она держала левую руку вокруг шеи оленя, каковой был одной из эмблем короля; с одного края я сделал полурельефом козуль, и некоих кабанов, и другую дичину, более низким рельефом.
С другого края легавых и борзых разного рода, потому что так производит этот прекраснейший лес, где рождается источник.
Затем всю эту работу я заключил в продолговатый четырехугольник, и в верхних углах четырехугольник, в каждом, я сделал по Победе, барельефом, с этими факельцами в руках, как было принято у древних.
Над сказанным четвероугольником я сделал саламандру, собственную эмблему короля, со многими изящнейшими другими украшениями под стать сказанной работе, каковая явствовала быть ионического строя».
«Персей»
Во Франции итальянец выполнил немало других заказов, в том числе знаменитую золотую солонку, пока не рассорился с сильными мира сего и здесь.
Кстати, золотая солонка Франциска I — единственный дошедший до нас шедевр Челлини-ювелира. Современники восторгались его ювелирным искусством, но из замечательных творений Челлини почти ничего не сохранилось.
Виной тому материал, с которым работал мастер — золото. Так, во время итальянских кампаний переплавили в слиток для выплаты контрибуций Бонапарту знаменитую застежку папской ризы с изображением Бога Отца.
Та же солонка еще при жизни художника во время религиозных войн дважды была внесена в списки золотых ценностей, подлежащих переплавке, и только случайно уцелела.
К счастью, время пощадило лучшие творения Челлини-скульптора «Нимфу Фонтенбло», «Персея», «Распятие», бюсты Биндо Альтовити и Козимо I.
Пристрастие скульптора к динамизму и резкости обнаруживает в нем талантливого ученика Микеланджело. А реалистический характер бронзовых бюстов и мраморного «Распятия» показывают, что скульптор более других своих современников сохранил связь с традициями итальянского искусства поры расцвета.
«Сальера» (1543).
О «Распятии» Вазари писал:
«Челлини изваял из мрамора в натуральную величину совсем круглое большое Распятие, которое по своему правдоподобию — самая редкостная и прекрасная скульптура, какую только можно увидеть. Недаром синьор герцог хранит ее, как предмет особенно им ценимый, во дворце Питти, предполагая поместить его в капеллу или часовенку, которую он строит в этом дворце».
Интересна история создания «Персея». Из Франции от Франциска I путь Челлини лежал во Флоренцию. Местный герцог Козимо I Медичи страстно желал быть покровителем искусств, но для этого был слишком скуп.
Едва встретившись с Челлини, герцог предложил ему сделать скульптуру Персея перед палаццо Веккьо в центре Флоренции.
Персей — герой греческого мифа, победивший Медузу Горгону, — должен был символизировать победу Козимо I и его приход к власти во Флоренции.
То была великая честь — поставить свое творение на площади Синьории рядом со скульптурами «Юдифь и Олоферн» Донателло и «Давидом» Микеланджело. Челлини со страстью принялся за работу. Всем обещаниям и уверениям герцога он поверил на слово и юридического договора составлять не стал.
Восковая модель будущего «Персея» вышла великолепно. Со всех сторон Персей видится одинаково сильным и неукротимым. Движения ног героя, попирающих Медузу Горгону, так выразительны, словно «Персей», объятый страстью боя, еще и пританцовывает над поверженным врагом.
Левая рука, отброшенная сильным движением вверх, с трудом удерживает отрубленную голову Медузы. Тело «Персея», наполненное жизненной мощью, противостоит статике распластанной, безжизненной Медузы. В результате вся скульптурная группа обретает динамику, пластическую убедительность.
Солонка Франциска I «Нептун и
Юнона», 1540-1544, музей истории искусства, Вена
27 апреля 1554 года состоялось торжественное открытие статуи «Персей». Работу над «Персеем» Челлини завершил с пустым кошельком.
Герцог платил художнику все меньше от ста скудо в месяц оплата упала до двадцати пяти, а потом и вовсе перестал платить.
Художник пытался бороться, ему вежливо передали, что если он не уймется, то герцог прикажет выбросить «Персея» из Лоджии де Ланци. Козимо I остался должен художнику до конца своей жизни.
Заказов на большие работы не оказалось. Бенвенуто пришлось вернуться к своему старому ремеслу. Он принялся за работу над ювелирными изделиями.
В последние годы жизни Челлини занялся литературным творчеством. Он пишет свое «Жизнеописание», которое столь же талантливо, как все, за что брался в жизни этот необыкновенно одаренный человек.
«Пьетро
Бембо, кардинал»
В 1562 году Челлини женился на своей сожительнице, донье Пьере. Он стал заботливым и любящим отцом пятерых детей, кроме упомянутых им в «Жизнеописании» двоих незаконных.
Скульптор часто болел. Так и в 1564 году, во время похорон Микеланджело, болезнь не позволила ему присутствовать при погребении горячо любимого учителя.
Умер Челлини 14 февраля 1571 года в своем доме и был торжественно похоронен в часовне Флорентийской академии.
История жизни Бенвенуто Челлини
Полная приключений жизнь и разносторонняя деятельность Бенвенуто Челлини в полной мере отражают дух итальянского Возрождения. Его дед Андреа Челлини был архитектором, отец Джованни – музыкантом.
Вопреки воле отца, желавшего, чтобы Бенвенуто тоже стал музыкантом, он в 15-летнем возрасте поступил в подмастерья к флорентийскому ювелиру Антонио ди Сандро.
Из-за своего неугомонного характера, часто приводившего к столкновениям с властями, Бенвенуто Челлини, еще не достигнув семнадцатилетнего возраста, успел побывать в Сиене, Болонье и Пизе. В 1519 он впервые посетил Рим, а с 1523 находился на службе у папы Климента VII, затем у Павла III.
«Распятие» ,мрамор
В 1527 Челлини стал свидетелем разорения Рима войсками императора Священной Римской империи Карла V. В 1538 по приказу папы Павла III он был заточен в замке Сант`Анджело по обвинению в краже, но сумел бежать во Францию. В 1540–1545 Бенвенуто Челлини работал в Париже и Фонтенбло по заказам Франциска I, который пожаловал ему французское подданство.
Летом 1545 художник вернулся на родину; во Флоренции он нашел покровителя в лице герцога Козимо Медичи и прожил там почти всю оставшуюся жизнь. В 1554 он получил дворянский титул. В 1558 постригся в монахи, но затем получил освобождение от данных обетов и женился: его избранницей стала Пьера ди Сальвадоре Париджи.
Бенвенуто Челлини умер 13 февраля 1571 и был с почестями похоронен в церкви Благовещения во Флоренции.
Книга Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции является одним из самых замечательных произведений литературы 16 в.
Бенвенуто Челлини начал писать автобиографию в 1558, однако большая часть рукописи написана рукой 14-летнего мальчика, секретаря Челлини, и еще несколько страниц выполнено другой рукой. Хроника доходит до 1562. В 18 в., после разнообразных приключений, рукопись пропала.
В 1805 она была найдена в одной из книжных лавок во Флоренции и передана в библиотеку Лауренциана, где находится и по сей день. Первое печатное издание появилось в Неаполе в 1728.
«Аполлон и Гиацинт» ,1540
,мрамор, высота 191 см ,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция
Жизнь Бенвенуто Челлини написана в той литературной манере, которую можно назвать популярной, и этим отличается от таких произведений, как Исповедь блаженного Августина или Исповедь Руссо.
На страницах своей книги Бенвенуто Челлини не высказал никаких новых идей; он описал свои приключения, мысли и чувства с откровенностью, не характерной для жанра автобиографии предшествующего времени, и сделал это богатым разговорным языком, который очень убедительно передает ход мысли и переживания человека.
Современники высоко ценили Челлини как ремесленника, относительно же его художественного дарования мнения разделились; однако, несмотря на это, он должен был представлять скульпторов на торжественной церемонии погребения Микеланджело. Варки и Вазари с похвалой отзывались о его таланте ювелира.
Вазари, например, писал, что Челлини – непревзойденный мастер медальерного искусства, превосходящий даже древних, и величайший ювелир своего времени, а также замечательный скульптор.
Из созданных им произведений ювелирного искусства сохранилось немногое: солонка Франциска I (1540–1543, Вена, Художественно-исторический музей), медали и монеты, сделанные для папы Климента VII и Алессандро Медичи, а также эскизы декоративной застежки для облачений Климента VII.
«Щит для Медичи»
,1570,чеканка, посеребренные железа, высота 76 см, Дрезден
Место Челлини в истории искусств определяется прежде всего его работами в области скульптуры. Его творчество оказало влияние на развитие маньеризма. Наиболее значительное из его произведений, созданных во время пребывания во Франции, – бронзовый рельеф Нимфа Фонтенбло (до 1545, Лувр).
Из сохранившихся произведений, выполненных им по возвращении во Флоренцию: Персей (1545–1553, Флоренция, Лоджия деи Ланци), статуэтка Борзая (1545–1546, Флоренция, Барджелло); бюст Козимо Медичи (1545–1548, там же); Ганимед (1548–1550); Аполлон и Гиацинт; Нарцисс (все во Флоренции); бюст Биндо Альтовити; Распятие (ок.
1562, Эскориал).
Источник: http://tunnel.ru/post-chellini-benvenuto
Пост 49. Бенвенуто Челлини, солонка Франциска I. Сколько их было?
Украли солонку! 500-летняя солонка хранилась (после долгих перемещений от одного короля к другому) в музее Вены. И вот ее украли! Правда, украли ее в 2003 году, а потом нашли в 2006. И она не пострадала, что очень важно. Историки искусства пишут, что она была сделана между 1540 и 1543 годом итальянским медальером и скульптором Бенвенуто Челлини.
Это необычайно интересная многофигурная композиция с множеством элементов. Она сделана из золота, размер ее невообразимо велик для вещицы такого назначения – около 30 см в высоту и по диаметру основания. Соответственно размерам – и вес: для ее изготовления скульптору было выдано 1000 золотых монет (по приблизительным подсчетам – около 6 кг металла).
««И я этому верю», — сказал король и встал из-за стола. Он позвал меня к себе в комнату и спросил меня, сколько золота требуется для этой солонки. «Тысяча скудо», — сказал я. Тотчас же король позвал своего казначея, которого звали монсиньор виконт ди Орбек, и велел ему, чтобы сей же час он выдал мне тысячу старых полновесных золотых скудо.
Король вернулся в Париж, и я к нему отправился, неся ему сказанную оконченную солонку; каковая, как я сказал выше, была овальной формы и величиной была приблизительно в две трети локтя, вся из золота, сработанная при помощи чекана.
Король вернулся в Париж, и я к нему отправился, неся ему сказанную оконченную солонку; каковая, как я сказал выше, была овальной формы и величиной была приблизительно в две трети локтя, вся из золота, сработанная при помощи чекана.
И, как я сказал, когда я говорил о модели, я изобразил море и землю, обоих сидящими, и они перемежались ногами, как иные морские заливы заходят внутрь земли, а земля внутрь сказанного моря; так точно и я придал им это изящество.
Морю я поместил в руку трезубец в правую, а в левую поместил ладью, тонко сработанную, в каковую клалась соль.
Под этой сказанной фигурой были ее четыре морских коня, которые по грудь и передние лапы были конские; вся часть от середины кзади была рыбья; эти рыбьи хвосты приятным образом переплетались вместе; над каковой группой сидело с горделивейшей осанкой сказанное море; вокруг него были многого рода рыбы и другие морские животные.
Вода была изображена со своими волнами; затем была отлично помуравлена собственным своим цветом.
Для земли я изобразил прекраснейшую женщину, с рогом ее изобилия в руке, совсем нагую, точь-в-точь как и мужчина. В другой ее, левой руке я сделал храмик ионического строя, тончайше сработанный; и в нем я приспособил перец.
Пониже этой женщины я сделал самых красивых животных, каких производит земля; и ее земные скалы я частью помуравил, а частью оставил золотыми.
Затем я поставил эту сказанную работу и насадил на подножие из черного дерева; оно было некоей подходящей толщины, и в нем была небольшая выкружка, в каковой я разместил четыре золотых фигуры, сделанных больше чем в полурельеф; эти изображали ночь, день, сумерки и зарю.
Еще там были четыре других фигуры такой же величины, сделанные для четырех главных ветров…» — так описана солонка в автобиографии Бенвенуто Челлини, замечательного итальянского скульптора и медальера:«ЖИЗНЬ БЕНВЕНУТО, СЫНА МАЭСТРО ДЖОВАННИ ЧЕЛЛИНИ, ФЛОРЕНТИНЦА, НАПИСАННАЯ ИМ САМИМ ВО ФЛОРЕНЦИИ» (если верить, что это произведение действительно написано им самим).
Замечательная солонка! Идеальные фигуры, совершенно изумительная композиция, а о технике исполнения вообще говорить не приходится! И хочется разглядывать ее без конца, и хочется проникнуть в замысел автора как можно глубже!
Детское любопытство не всегда приводит к результатам, которых ждет любопытствующий. Так произошло и со мной. Для того, чтобы получше разглядеть различные фигурки на этой солонке, я начал выделять ее фрагменты один за другим – благо, что в Сети нашелся снимок с большим разрешением. Сначала, естественно, это были крупные вещи, а вот потом… Потом начались вопросы!
Я обратил внимание на медальоны, разделяющие фигуры в основании солонки. Посмотрите, на них орудия крестьянского труда, какие-то вилы (хотя это могут быть и гарпуны), еще какие-то детали…
А ну, сказал я себе, теперь попробуем вставить в описание иллюстрации, фрагменты с фотографий. Попробовал.
Не идет! Разночтения начались в самом главном: расположение солонки вовсе не то, что написано рукой Бенвенуто Челлини.
Солонка расположена с той же руки, что и трезубец! А по тексту: «Морю я поместил в руку трезубец в правую; а в левую поместил ладью, тонко сработанную, в каковую клалась соль».
Идем дальше: «Затем я поставил эту сказанную работу и насадил на подножие из черного дерева…» — пишет скульптор. Но в описании, приведенном в Википедии, упоминается основание солонки из слоновой кости!
Что он пишет про женскую фигуру: «Для земли я изобразил прекраснейшую женщину, с рогом ее изобилия в руке…». Нет рога изобилия на фотографиях!
В авторском описании отсутствует даже намек на медальоны, разделяющие фигуры в основании солонки, и не упоминается раковина, в которую скульптор посадил мужскую фигуру.
А теперь надо вернуться к Википедии: «Сальера (солонка) бесценна уже потому, что это единственная ювелирная работа Челлини, атрибуция которой не вызывает никаких сомнений. Король Карл IX преподнёс её Фердинанду Тирольскому, после чего до XIX века «Сальера» оставалась жемчужиной инсбрукского замка Амбрасс.
Только с учреждением венского Музея истории искусств солонка была перемещена в столицу Австрии».
Таким образом, достоверно известно, что солонка работы Бенвенуто Челлини не уходила из поля зрения историков и владельцев с того момента, как она была сделана.
Но в его жизнеописании – другая солонка! И вот ее судьба неизвестна! Очень может быть, что она где-то существует, в каком-то частном собрании, и не выставляется на обозрение, чтобы не вызвать никаких споров о том, кому она должна принадлежать.
Возможен и другой вариант – она была переплавлена в монету, а такое с ювелирными изделиями случалось не раз.
В любом случае, рассматривая и изучая это произведение, вы получите дозу удовольствия и не меньшую дозу удивления: «Это же надо такое придумать! И для чего – для двух ложек соли и ложки перца!»
Источник: https://noseenprob.blogspot.com/2015/04/49-i.html
Бенвенуто Челлини. Жизнь и творчество
Бенвенуто Челлини (1500–1571)
Бенвенуто Челлини — прославленный скульптор-маньерист своего времени, ювелир, музыкант и писатель. Свое творчество он описал в известной автобиографии.
В настоящее время искусствоведы считают его одним из знаковых скульпторов эпохи Возрождения, а статуя «Персей с головой Медузы» заняла достойное место среди великих шедевров флорентийского искусства 16-го века.
Челлини также написал ряд технических книг на тему изобразительного искусства и скульптуры.
Творчество мастера можно разделить на три основных периода:
- 1500–1540 — работа в качестве ювелира;
- 1540–1545 — работа под покровительством короля Франциска I, в Фонтенбло;
- Остаток жизни мастер посвящает созданию крупномасштабных скульптур.
Бенвенуто был вторым ребенком в семье мастера Джованни Челлини, создававшего различные музыкальные инструменты. В юном возрасте вопреки надеждам отца он занялся ювелирным делом. После ряда переездов в возрасте 19 лет молодой мастер, уже привлекающий внимание своими способностями, попадает в Рим.
Рим
О ранней карьере Челлини в Риме известно немного. В различных мастерских он практиковал свое ремесло. Известно, что Челлини в тот период создает ряд ценных произведений, в том числе серебряный ларец, декоративные подсвечники, вазу для епископа Саламанки. Последняя работа привлекает внимание папы Климента VII.
С 1529 по 1537 Бенвенуто становится участником ряда происшествий и драк, однако папское вмешательство помогает избежать наказания. К сожалению, ни одно из произведений Челлини того времени не дошло до наших дней.
В то же время Челлини создает ряд медальонов, среди которых стоит отметить следующие: «Леда и Лебедь», «Геракл и лев», различные штампы и папскую чеканку.
Франция
В конце 1530-х годов Челлини перебирается во Францию, где работает при дворе Франциска I в Париже.
Именно там мастер создает свою знаменитую солонку Сальера (1540–1543, Художественно-исторический музей, Вена), сделанную из золота, украшенную эмалью и эбеновым деревом.
Сложный характер и взрывной темперамент художника вновь становятся причиной появления у него многочисленных врагов, и спустя несколько лет он вынужден покинуть Францию и отправиться во Флоренцию.
Сальера
Флоренция
Во Флоренции Челлини продолжает свою карьеру ювелира, но при этом он занимается и созданием крупномасштабных скульптур, став конкурентом известного мастера Баччо Бандинелли (1493–1560).
Прекрасным примером флорентийского маньеризма является бронзовая статуя «Персей с головой Медузы», выполненная для Козимо I. Это творение помогло Челлини добиться всеобщего признания по всей Италии.
Другими запоминающимися произведениями того времени являются бюсты Козимо I и Биндо Альтовити, а также некоторые другие мраморные скульптуры.
Интересным является тот факт, что несмотря на склонность к насилию и разврату, совершенные убийства, побеги из тюрем, драки и многочисленных врагов, Челлини провел достаточно длинную жизнь.
Статуя Персея ознаменовала зенит карьеры Челлини как художника. Три года спустя, в 1557, мастер был приговорен к четырем годам лишения свободы за драку. В тюрьме Бенвенуто пишет книги и продолжает работу над автобиографией. В возрасте 70 лет неженатый мастер, имевший, однако, множество детей, умер и был с почестями похоронен во Флоренции.
Источник: https://artrue.ru/sculpture/benvenuto-chellini-zhizn-i-tvorchestvo.html
Исторические драгоценности: «Сальера»
Название Saliera переводится с французского языка, как «солонка». Эту золотую настольную статуэтку, частично покрытую эмалью, в 1543 году изготовил знаменитый золотых дел мастер Бенвенуто Челлини из Флоренции для короля Франции Франциска I. Изделие является известной вершиной искусства декоративно-прикладного характера, относящейся к эпохе марьеризма.
Первоначально солонку заказал кардинал Ипполито д’Эсте. Именно тогда Челлини задумал изготовить солонку в виде аллегории объединения земли, которую символизирует фигуру Цереры, и моря (фигура Нептуна), в результате которого и появляется соль. Замысел этот Челлини упомянул в своей автобиографии, но осуществил его только тогда, когда поступил заказ французского монарха в начале 1540-х годов.
Фигуру Нептуна несут морские кони, она находится рядом с кораблем, в котором и расположена соль. Церера показана сидящей на слоне, рядом с ней имеется триумфальная арка, открывающаяся и предназначенная для перца. Возле ног Цереры расположена саламандра.
Это животное является гербовым для ФранцискаI и выглядит аллюзией, намекающей на заказчика солонки. Основание солонки изготовлено из эбенового дерева и украшено четырьмя путти, символизирующими стороны света и ветра.
Основание установлено на деревянных роликах, так что солонку можно передвигать по столу, не поднимая ее.
«Сальера» – единственная ювелирная работа Челлини, безусловно выполненная им самим, что делает ее бесценным произведением искусства.
Солонку король Карл IX вручил в 1570 году Фердинанду Тирольскому, представлявшему короля вовремя его помолвки с эрцгерцогиней Елизаветой.
До девятнадцатого века «Сальера» находилась в Инсбруке, в замке Амбрасс, являясь несомненной жемчужиной его убранства. Когда в Вене учредили Музей истории искусств, солонку переместили в австрийскую столицу.
11 мая 2003 года «Сальеру» из Музея, временно закрытого на ремонт, похитили.
Несмотря на то, что стоимость скульптуры по оценкам специалистов составляла не менее, чем 50 миллионов евро, правительство Австрии предложило за содействие в возвращении солонки удивительно скромную награду – всего 70 тысяч евро.
Объяснили это тем, что продать произведение настолько высокого уровня вообще невозможно. «Сальера» была застрахована, но лишь на половину ее рыночной стоимости, поскольку никто не рассматривал всерьез возможность похищения этого шедевра.
Администрация музея оказалась права: 21 января 2006 года полицейские нашли знаменитую скульптуру. Она находилась в свинцовой коробке и была зарыта в земле рядом с городом Цветль.
Benvenuto Cellini Saliera or Salt Cellar, 1540-1543
Источник: https://www.silver-mania.ru/articles/istoricheskie-dragocennosti-salera/
10 бесценных шедевров искусства, спасённых «охотниками за сокровищами»
В фильме Джорджа Клуни «Охотники за сокровищами» главными героями стали сотрудники Отдела по спасению памятников, произведений искусства и архивов (MFAA).
В действительности их было около 350 человек из разных стран.
Эта организация была создана летом 1943 года президентом Франклином Рузвельтом с целью предотвращения разворовывания и уничтожения мировых шедевров, а также их возвращения законным владельцам.
1. Фрески кладбища Кампосанто в Пизе
Миссия MFAA стала актуальной, когда появилась угроза уничтожения древнейшего пизанского кладбища Кампосанто, земля которого по преданию была привезена из Иерусалима, с того самого места, где был распят Иисус.
Стены кладбища известны своими бесценными древними фресками, занимающими площадь в 2 тыс. кв.м. В июле 1944 года в Кампосанто попала бомба, почти все скульптуры и саркофаги были разрушены, а оплавленный свинец грозил уничтожить фрески.
Их реставрация продолжается до сих пор.
2. Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры»
В 1941 году Муссолини подготовил 34 ящика с произведениями искусств для вывоза из музеев Италии в Германию. В конце июля 1944 союзниками, высадившимися на юге Италии, были обнаружены места хранения этих произведений мирового искусства, готовых к вывозу. Среди них был и знаменитый шедевр Боттичелли «Рождение Венеры». Все экспонаты были возвращены на свои места летом 1945 года.
3. Бенвенуто Челлини, статуэтка «Сальера»
Бенвенуто Челлини был скульптором и ювелиром эпохи Возрождения, считавшимся безнравственным преступником и убийцей. Тем не менее, его произведения были весьма популярны среди знати.
Статуэтка «Сальера», изготовленная для короля Франции Франциска I – это изумительной красоты солонка, от которой монарх пришёл в неописуемый восторг. «Сальера» – единственная сохранившаяся работа Челлини из драгоценного металла и, безусловно, самая известная.
Она была похищена нацистами из венского музея, но сотрудники MFAA отыскали её в Австрии среди похищенных шедевров искусства. Сегодня золотая солонка оценивается в 60 млн. долларов.
4. Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем»
Не все награбленные шедевры были предназначены для Третьего рейха. Многие высокопоставленные нацисты забирали их лично для себя. Герман Геринг в конце войны владел коллекцией в 1500 картин и скульптур. «Дама с горностаем» считается одной из ранних работ да Винчи.
Когда нацисты вторглись в Польшу в 1939 году, портрет был вывезен из Музея Чарторыйских в Кракове в качестве подарка для фюрера вместе с шедеврами Рафаэля и Рембрандта.
Работники MFAA сумели вернуть шедевры да Винчи и Рембрандта в музей, а картина Рафаэля до сих пор считается утраченной.
5. Микеланджело, «Мадонна с младенцем»
В фильме Клуни один их членов MFAA едет в Брюгге (Бельгия), чтобы помешать нацистам вывезти статую Микеланджело «Мадонна с младенцем». Это правда, что «Мадонна из Брюгге» была приоритетом для MFAA, но её сотрудники прибыли через два дня после того, как немцы вывезли статую в Германию.
Эту статую увезли из Италии ещё при жизни Микеланджело, затем её похитили в 1794 году и вывезли в Париж. После поражения Наполеона Мадонна была возвращена в Брюгге.
В мае 1945 года «охотники за сокровищами» нашли Мадонну в шахте австрийского города Альтаузее, именно там Гитлер складировал награбленные шедевры для своего будущего фюрер-музея в Линце.
6. Бюст Карла Великого, ковчег-реликварий
Реликварий – это сосуд для хранения реликвий, а также мощей святых или исторических деятелей. Карл Великий не был святым, но он носил титул «императора Запада». Монарх скончался в 814 году и был похоронен в соборе в Аахене (Германия). Спустя 350 лет останки Карла были перемещены в золотой ковчег в виде его бюста из серебра и золота.
В бюст также были вмонтированы и фрагменты его черепа. Во время Второй мировой войны Аахен нещадно бомбили, и собор, простоявший 11 веков, был сильно поврежден, а ценные экспонаты вывезены. Члены MFAA, прибывшие в Аахен в октябре 1944 года, обнаружили их в медном руднике Зиген в Вестфалии.
Среди них был и ковчег-реликварий с останками Карла Великого.
7. Ян Вермеер, «Астроном»
Многие произведения искусства были похищены не из музеев или церквей, а из домов. Когда нацисты вошли во Францию в 1940 году, они увезли 36 тысяч картин, многие из которых принадлежали частным лицам. Особенно ценились коллекции французских евреев.
Банкир Эдуард Альфонс Джеймс де Ротшильд был и иудеем, и коллекционером произведений искусства, среди которых была картина «Астроном» Яна Вермеера. Картина Вермеера была личным фаворитом Гитлера. Тысячи шедевров так и не были найдены после войны, а их владельцы закончили свою жизнь в концлагерях.
Семья Ротшильдов отдала «Астронома» в Лувр после обнаружения картины в соляной шахте Альтаузее.
8. Симфония №6 Людвига ван Бетховена (оригинальная рукопись)
Во время Второй мировой войны около 45% довоенных памятников и скульптур Германии были повреждены, и 60% полностью уничтожены.
В Бонне был повреждён дом Людвига ван Бетховена, и когда члены MFAA прибыли туда, они обнаружили, что большинство артефактов пропало, среди них и оригинальная рукопись шестой симфонии Бетховена.
Найдена она была всё в том же медном руднике Зиген, который служил одним из крупнейших хранилищ награбленного.
9. Рембрандт ван Рейн, «Ночной дозор»
Одна из самых известных картин Рембрандта, созданная в 1642 году, изображает стрелковую роту нидерландского ополчения. Первоначальный размер холста 4х5 метров.
После реставрации и удаления слоя копоти картина посветлела, и было обнаружено, что действие происходит при дневном свете, хотя старое название «Ночной дозор» так и осталось.
В начале Второй мировой войны шедевр Рембрандта был вывезен из амстердамского музея и несколько лет кочевал по Голландии, пока не был прибран к рукам нацистами. В октябре 1944 года картина, свернутая в рулон, как обычный ковёр, была найдена работниками MFAA и возвращена в музей Амстердама.
10. Ян ван Эйк, «Поклонение мистическому агнцу»
Одним из подвигов команды MFAA было спасение Гентского алтаря, огромного полиптиха весом более тонны и размером 4,5х3,5 м. Алтарь собора Гента был начат в 1426 году Хубертом ван Эйком и закончен его более известным младшим братом Яном ван Эйком.
Большинство искусствоведов считают этот шедевр мостом между Средневековьем и эпохой Возрождением. Некоторые из 12 панелей полиптиха были юридически проданы королю Пруссии и выставлены в Берлине до Первой мировой войны.
По Версальскому договору Германия должна была вернуть эти части в Гент, однако Гитлер решил заполучить весь алтарь, а потому «Поклонение мистическому агнцу» было припрятано в шахте Альтаузее. В случае краха третьего рейха шахта должна была быть уничтожена.
К счастью сотрудники MFAA прибыли туда в мае 1945 года, и план уничтожения так и не был реализован.
Источник: https://flytothesky.ru/10-bescennyx-shedevrov-iskusstva-spasyonnyx-oxotnikami-za-sokrovishhami/