Описание картины альбрехта дюрера «барбара дюрер»

Ренессанс

=> Художники Ренессанса => Альбрехт Дюрер

Портреты Альбрехта Дюрера старшего (1427–1502) и Барбары Дюрер (ок. 1451–1514) были созданы в начале 1490-х годов. В это время художник закончил своё ученичество у Михаэля Вогельмута и собирался, завершая своё образование, совершить путешествие.

Портреты известны тем, что художник, не приукрашивая облик своих родителей, показал признаки старения человека. Автобиографические заметки Дюрера, оставившие сведения о нелёгкой жизни отца и матери, свидетельствуют о любви и уважении, которые художник питал к ним.

Портреты были созданы Дюрером или для того, чтобы показать мастерство художника родителям, или в качестве подарка, перед тем, как отправиться в поездку для завершения обучения.

В настоящее время портрет Дюрера старшего находится в галерее Уффици (Флоренция). Портрет Барбары Дюрер с 1925 года хранится в Немецком национальном музее (Нюрнберг).

Связь между двумя работами была установлена в 1977 году на основании одинаковых размеров картин, того, что они обе имеют один инвентарный номер (19 — номер, под которым был зарегистрирован диптих в 1573/74 году в инвентаре Имгофа), схожести в композиционном построении, колорите. Однако, возможно, что картина из Нюрнберга — ранняя копия утраченного оригинала.

Портрет Альбрехта Дюрера старшего, 1490

Отец Альбрехта Дюрера, 1497

Портрет отца в этом диптихе считается работой более высокого качества и признан «свидетельством удивительной глубины психологизма» восемнадцатилетнего художника. На флорентийской картине плохо сохранилась оригинальная авторская живопись, она подвергалась поновлениям.

Портрет подписан и датирован с обеих сторон, это первая по времени подпись Дюрера монограммой AD. Однако, вероятно, даты и монограмма были добавлены позже, и, возможно, не самим Дюрером.

На обороте портрета отца нарисованы гербы семейств Дюреров (открытая дверь — Дюрер старший родился в венгерском селении Ajto, что по-немецки означает «дверь») и Хольперов (олень, значение герба неясно), под крылатым мавром в красном одеянии.

Барбара была дочерью нюрнбергского ювелира Иеронима Хольпера, у которого служил Дюрер старший. Двое мужчин подружились, а позднее сорокалетний Дюрер женился на Барбаре, которой было 15 лет. Супруги, судя по всему, жили в добром согласии.

Привлекательная, по свидетельству сына, в молодости, к моменту написания портрета Барбара выглядела болезненной женщиной старше 40 лет. Она изображена в повороте три четверти на зелёном фоне.

Наряд Барбары: красное платье и белый головной убор замужней женщины с длинным «хвостом», перекинутым через плечо, контрастирует со скромным тёмным костюмом мужа. Картина была обрезана слева, при этом нарушено равновесие композиции и удалена часть чепца женщины.

Портрет Барбары Дюрер, урождённой Хольпер. Приписывается Альбрехту Дюреру, ок. 1490

(Дубовая доска, масло, 47 см x 36 см. Немецкий национальный музей, Нюрнберг)

Портрет матери. 1514

До 1977 года этот портрет не связывался с матерью Дюрера.

Исследователь жизни и творчества художника Федя Анцелевский отметил сходство женщины на портрете с рисунком 1514 года — единственным подписанным портретом Барбары Дюрер, где мать художника нарисована им в возрасте 63 лет. Сравнив зеркально перевёрнутый портрет 1490 года и рисунок 1514 Анцелевский счёл их изображениями одной и той же женщины.

Искусствовед Юлиан фон Фиркс отмечает, что Дюрер мог быть знаком с портретом графа Георга фон Левенштейна работы Ганса Плейденвурфа через своего учителя Михаэля Вольгемута. Этот портрет, один из примеров изображения пожилого человека, в свою очередь, вероятно, был создан под влиянием портрета кардинала Николо Альбергати (1438), приписываемого Ван Эйку.

По предположению Анцелевского, портреты, вероятно, были разделены где-то между 1588 и 1628 годом, возможно, для продажи портрета отца Дюрера императору Священной Римской империи Рудольфу II.

Весной 1513 года мать Дюрера Барбара, которая последние годы жила постоянно только в его доме, заболела. Обычно она просыпалась первой и вставала раньше всех, сколько невестка пи уговаривала ее не делать этого. Но старая Барбара совсем не умела быть праздной.

А в это апрельское утро она в обычный час не вышла из комнаты. В доме все давно поднялись, миновал час завтрака, а она еще не показывалась. Велели служанке разбудить ее. Барбора не отозвалась на стук. Встревоженная Агнес послала за Дюрером.

Перепрыгивая через две ступени скрипучей лестницы, он вбежал на верхний этаж и, когда мать не откликнулась, взломал дверь. Барбара лежала на постели без сознания. Ее осторожно перенесли в нижнюю комнату. Послали за священником, чтобы он причастил ее. За врачом посылать не стали.

Барбара в последние годы так много хворала и на сей раз была так плоха, что все были уверены, она умрет сию минуту. Однако мать оправилась.

Барбара Дюрер прожила еще год с лишним, все время болея. В один из дней этого последнего года ее жизни, бесконечно мучительного, Дюрер нарисовал ее портрет. Он работал углем, спешил Долго позировать Барбаре было трудно. Он нарисовал ее по грудь. На худое высохшее тело наброшена домашняя кофта.

В вырезе рубахи резко выступают ребра, ключицы, жилистая шея. Лицо обтянуто кожей. Лоб в глубоких резких морщинах. Рот плотно сжат. Кажется, что Барбара старается сдержать стон. Углы губ печально опущены. Большие пристальные глаза смотрят мимо и сквозь сына, который ее рисует.

Дюрер работает стремительно, торопливыми резкими штрихами. Он боится утомить мать, ему страшно что она упадет, пока он ее рисует, да и сам не в силах долго вглядываться в ее лицо, па нем ясно написано, что дни ее сочтены. Дюрер знает: мать непременно захочет посмотреть на рисунок.

Заставить уголь солгать? Смягчить то, что прорисовано на этом лице резцом времени и болезней? Когда он рисует, он не умеет кривить душой. Рисунок закончен. Мать молча протягивает за ним руку, смотрит на него, молча обнимает сына. Она знает: ему труднее, чем ей. Рисунок сохранился.

Он — шедевр графического искусства и один из самых проникновенных портретов в истории графики.

Барбара Дюрер скончалась в 1514 году теплым майским вечером. Перед смертью у нее хватило сил для последнего разговора со старшим сыном. Она наставляла его, а он почтительно и покорно слушал.

Около смертного ложа матери Дюрер с потрясением заметил: она, прожив такую благочестивую жизнь, боится смерти. Неужели усомнилась в том, что ей будет даровано загробное блаженство? Похоронив мать, Дюрер сделал запись в своей «Памятной книжке».

Запись дышит беспредельным уважением и глубокой любовью к матери. Он, давно уже взрослый, самостоятельный, знаменитый, терпеливо принимал материнские советы и наставления. «Она всегда мне выговаривала, если я нехорошо поступал».

Дюрер и его братья доставляли матери много тревог своими жизнелюбивыми характерами. «Она постоянно имела много забот со мною и моими братьями из-за наших грехов».

Однако в этой записи есть что — то недоговоренное. Дюрер пишет: «Моя бедная страждущая мать, которую я взял себе па попечение через два года после смерти моего отца и которая была совсем бедна…

» Если вдова почтенного ремесленника, каким был Дюрер — старший, оказывается через два года после его смерти совсем бедной, не значит ли это, что тот в последние годы жизни разорился? И далее: «Она прошла через большую бедность, испытала насмешки, пренебрежение, презрительные слова, много страха и неприязни, но она не стала мстительной». Строки эти написаны проникновенно и не могут быть сочтены надгробной риторикой. В них содержится намек на серьезное неблагополучие в семье Дюреров, но они не раскрывают, какое именно. Если мать знаменитого художника, которую он взял на свое попечение, испытала насмешки, пренебрежение, презрительные слова, не значит ли это, что в доме сына ей жилось не сладко? Мы можем только догадываться, какая домашняя драма скрывается за этими горькими словами. Не станем договаривать того, чего не договорил Дюрер. Вот еще несколько строк о смерти матери. Такой художник, как Дюрер,- художник всегда и прежде всего художник, видящий все в жизни через призму своего творчества. Даже в минуты страшных потрясений он не перестает наблюдать.

«Она сильно боялась смерти, но говорила, что но боится предстать перед богом. Она тяжело умерла, и я заметил, что она видела что-то страшное. Ибо она потребовала святой воды, хотя до этого долго не хотела говорить.

Читайте также:  Описание картины николая рериха «заморские гости»

Вслед за тем ее глаза закрылись. Я видел также, как смерть нанесла ей два сильных удара в сердце и как она закрыла рот и отошла в мучениях. Я молился за нее. Я испытывал такую боль, что не могу этого высказать…» * (*Дюрер А. Дневники…

, т. 1, с. 88, 90.).

Дюрер молит, чтобы бог и ему послал блаженный конец и вечную жизнь. Но в общепринятых ритуальных словах прорывается смятение.

Чувствуется, что его мучает мысль: справедлива ли была судьба к матери? Почему столь тяжкой оказалась такая благочестивая жизнь и таким мучительным конец? Чтобы утешить себя, чтобы убедить себя, что мать все — таки обрела посмертное блаженство, Дюрер, когда уже все сказано, приписывает к странице, полной любви, раскаяния и горя, такие слова: «И мертвая она выглядела еще милее, чем когда она была жива». Портрет Барбары Дюрер трагичен. Это горький и мужественный рассказ о матери художника. И о художнике, призвание которого заставляет его быть зорким и правдивым даже тогда, когда слезы застилают глаза, а скорбь сжимает сердце.

Воспоминанием о тяжелой болезни и смерти матери и многими другими потрясениями, а более всего неустанной, иногда непосильной работой были окрашены в жизни Дюрера 1514 и 1515 годы. Однако именно в эту пору он создал три свои самые знаменитые гравюры на меди: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия». Они вошли в историю под именем «Мастерские гравюры».

  • Художник является одним из самых знаменитых в мире. Картины Васнецова отличаются замысловатыми фольклорными сюжетами, а также необычной техникой исполнения.
  • Ни одной женской судьбе не посвятили древнерусские летописцы столько сочувственных страниц, как полоцкой княжне — красавице Рогнеде. (ок. 960 — 1000).

Источник: https://www.renesans.ru/renaissance/01_albrecht-durer/05.shtml

Альбрехт Дюрер. Христос и средневековье

?well_p (well_p) wrote,
2016-11-02 17:35:00well_p
well_p
2016-11-02 17:35:00Люблю анализировать подборки картин.Там можно узнать много нового.Того,что не написано в документах и официальных летописях.Сегодня мы посмотрим на Дюрера. Жил он, как нас уверяют, в 16 веке.

Ну во первых все эти картины принадлежат  разным художникам.Достаточно посмотреть на лица мадонн. Они просто разные.Опять же манера мазка ( просто сравните автопортрет и портрет старухи чуть ниже), стиль, колор и прочие детали.Нет, тут картины 3-4 художников как минимум.Причем еще и разных столетий.

Качество красок и внутренний мир художников   очень сильно разнятся от картины к картине. У того же автопортрета прямо на лбу написан 18-19 век. Да и старуху тоже писал человек с «10 классами» и художественным училищем.И это на мой,не просвещенный взгляд.Художники, если бы захотели, назвали вам еще сотню различий и признаков.

Только у них смелости бы не хватило. Это я такой отмороженный.
Что мы видим на картинах. Предгорья Альп.Кстати альпы по латыни просто горы.Средневековые города.Людей в средневековой одежде и с таким же оружием.На картине «Поклонение волхвов» стоит негр( что по латыни просто черный) и вокруг «древнеримские развалины».

На картине «Поклонение Святой Троице» над Христом стоит Саваоф.Кстати крест у Христа не «канонический», нет нижней перекладины.Хотя в Европе наверно был свой канон.Под ногами Геракла палица, такая как и на гербах некоторых Российских городов.Она у нас так и называлась- палица Геракла.

В общем все, как я и раньше писал в своих исследованиях. Все мифы древней Греции и вся библейская история происходила в Европе, где то в Швейцарии и Северной Италии, в средневековье.А Историю писали уже позже.Как и картины.Вот только какие то детали оставались каноническими еще долгое время. Особенно в живописи.

Пока не забылась окончательно настоящая история, которую знала уже только знать.Она и писала эти картины.Что бы вам долго не искать. Основные посты по этой теме:

Палестина и ее ландшафт.

Древние руины на картинах и гравюрах Себастьяна и Марко Риччии.

Место где родился и умер Христос.

В каком году родился Христос.

Оригинал взят у vakin в Альбрехт Дюрер. Серия 1

Геракл и cтимфалийские птицыГерманский национальный музей, Нюрнберг (Germanisches Nationalmuseum, Nuremberg).

1500. 87×110.


Апостолы Иаков и ФилиппГалерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).1516. 46×38АвтопортретСтарая Пинакотека, Мюнхен (Alte Pinakothek, Munich).1500. 67×49Старуха с мешочком монетХудожественно-исторический музей, Вена (Kunsthistorisches Museum, Wien).1507. 35х29Портрет венецианкиХудожественно-исторический музей, Вена (Kunsthistorisches Museum, Wien).1505. 32×24.Мученичество десяти тысяч христианХудожественно-исторический музей, Вена (Kunsthistorisches Museum, Wien).1508. 99×87.Автопортрет с остролистомЛувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1493. 57×45ЕваПрадо, Мадрид (Prado, Madrid).1507. 209×80Четыре апостола — Иоанн Богослов и Петр, Марк и Па…Старая Пинакотека, Мюнхен (Alte Pinakothek, Munich).1526. 214×76Мадонна с грушейГалерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).1526. 43×32.Портрет отца художникаГалерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).1490. 48х40Мужской портретПрадо, Мадрид (Prado, Madrid).1521. 50×36.Кормящая МадоннаХудожественно-исторический музей, Вена (Kunsthistorisches Museum, Wien).1503. 24х18Спаситель МираМузей Метрополитен, Нью-Йорк (Metropolitan Museum of Arts, New York).1503-04. 58×47. Картина не оконченаПраздник венков из розНациональная галерея, Прага (Národní Galerie, Praha).1506. 162×194Дрезденский алтарьГалерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden).1496. 117×96 (центральная панель), 114×45 (створки)Мадонна c Младенцем и святой АннойМузей Метрополитен, Нью-Йорк (Metropolitan Museum of Arts, New York).1519. 60×50Отец художникаНациональная галерея, Лондон (National Gallery, London).1497. 51×40Автопортрет в перчаткахПрадо, Мадрид (Prado, Madrid).1498. 52×41АдамПрадо, Мадрид (Prado, Madrid).1507. 209×81Портрет девушкиГосударственные музеи Берлина, Берлин (Staatliche Museen zu Berlin, Berlin).1507. 30×20Самоубийство ЛукрецииСтарая Пинакотека, Мюнхен (Alte Pinakothek, Munich).1518. 168×75.Семь скорбей Девы МарииГалерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden).1495-96. 63×46 (каждая панель)Бернхард фон РезенГалерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden).1521. 45×31.Святой ИеронимНациональная галерея, Лондон (National Gallery, London).1495-96. 23×17.Мадонна с гвоздикойСтарая Пинакотека, Мюнхен (Alte Pinakothek, Munich).1516. 36×25Поклонение волхвовГалерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).1504. 100×114Дева Мария в молитвеГосударственные музеи Берлина, Берлин (Staatliche Museen zu Berlin, Berlin).1518. 54×45.Семь скорбей Девы Марии — Двенадцатилетний Иисус в…Галерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden).1495-96. 63×46Портрет женщины с заплетёнными волосамиГосударственные музеи Берлина, Берлин (Staatliche Museen zu Berlin, Berlin).1497. 56×42.Оплакивание ХристаГерманский национальный музей, Нюрнберг (Germanisches Nationalmuseum, Nuremberg).1498-03. 151×121.Император Карл ВеликийГерманский национальный музей, Нюрнберг (Germanisches Nationalmuseum, Nuremberg).1510-12. 188×87.Поклонение Святой ТроицеХудожественно-исторический музей, Вена (Kunsthistorisches Museum, Wien).1511. 135х123Барбара Дюрер, мать художникаГерманский национальный музей, Нюрнберг (Germanisches Nationalmuseum, Nuremberg).1490. 47х38Алтарь Паумгартнеров — Святой ЕвстахийСтарая Пинакотека, Мюнхен (Alte Pinakothek, Munich).1498-03. 151×61Портрет молодого человекаХудожественно-исторический музей, Вена (Kunsthistorisches Museum, Wien).1507. 35×29.Мадонна с чижомГосударственные музеи Берлина, Берлин (Staatliche Museen zu Berlin, Berlin).1506. 93×78Чудесное спасение утонувшего мальчика из БрегенцаЧастная коллекция1490-93. 42х50Мадонна с младенцемНациональная галерея искусств, Вашингтон (National Gallery of Art, Washington).1496-99. 52×42.Иероним ГольцшухерГосударственные музеи Берлина, Берлин (Staatliche Museen zu Berlin, Berlin).1526. 51×37.Портрет женщины с распущенными волосамиШтеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне (Städelsches Kunstinstitut, Frankfurt am Main).1497. 56×43.Мадонна с грушейХудожественно-исторический музей, Вена (Kunsthistorisches Museum, Wien).

1512. 49х37

Источник — gallerix.ru

Источник: https://well-p.livejournal.com/869501.html

Альбрехт Дюрер: биография и творчество

Будущий отец художника приехал в Германию из небольшой венгерской деревни Эйтас в 1455 году.  Он решил осесть в прогрессивном, деловом и богатом городе Германии того времени – Нюрнберге, входившем в состав Баварии. 

Вид Нюрнберга. Всемирная хроника Шеделя, 1493 г.

В 1467 году, когда ему было уже около 40 лет, он взял в жены юную дочь золотых дел мастера Иеронима Хольпера. На тот момент Барбаре было всего 15.

Портреты отца – Альбрехта Дюрера Старшего, 1490 и 1497 гг.

Их гениальный сын родился в Нюрнберге 21 мая 1471 года и был третьим ребенком в семье. Всего Барбара Дюрер за время своего замужества родила 18 детей. Альбрехту повезло – он был одним из тех трех мальчиков, что дожили до совершеннолетия. Своих детей у него не было вовсе, как и у двух его братьев Эндреса и Ханса. 

Отец будущего художника работал ювелирным мастером. Его тоже звали Альбрехт Дюрер (1427– 1502). Мать занималась домашним хозяйством, усердно посещала церковь, много рожала и часто болела.

Через некоторое время после смерти отца Барбара Дюрер перебралась жить к Альбрехту Младшему. Она помогала в реализации работ сына. Умерла в его доме 17 мая 1514 года на 63-м году жизни.

О своих родителях Дюрер почтительно отзывался как о больших тружениках и благочестивых людях.

Читайте также:  Описание картины василия кандинского «несколько кругов»

Портреты матери – Барбары Дюрер (в девичестве Хольпер), 1490 и 1514 гг.

Альбрехт Дюрер –  крупнейший живописец и непревзойденный гравер не только Германии, но и всего западноевропейского искусства эпохи Возрождения в Северной Европе. Он обладал уникальной техникой резной гравюры на меди.

Каким был путь, который привёл Дюрера к столь высокому признанию?

Отец хотел, чтобы сын продолжил его дело и стал ювелиром. С одиннадцати лет Дюрер Младший учился в мастерской отца, но мальчика влекла живопись. Тринадцатилетним подростком он создал свой первый автопортрет при помощи серебряного карандаша.

Техника работы таким карандашом очень трудна. Линии, прочерченные им, невозможно исправить. Дюрер гордился этой работой и позже надписал: «Я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер».

Причем надпись он сделал в зеркальном отражении. 

Автопортрет Альбрехта Дюрера, 1484 г.

Дюреру Старшему пришлось уступить интересам сына. В пятнадцатилетнем возрасте юноша по договору между отцом и потомственным нюрнбергским художником Микаэлем Вольгемутом поступил на обучение в его мастерскую. У Вольгемута он учился как живописи, так и гравировке по дереву, помогал создавать витражи и алтарные изображения.

По окончании обучения Дюрер отправился в странствие в качестве подмастерья для знакомства с опытом мастеров из других регионов, совершенствования своих навыков и расширения кругозора. Поездка длилась с 1490 по 1494 год – в его так называемые «чудесные годы» становления молодого художника.

За это время он посетил такие города как Страсбург, Кольмар и Базель.

Он ищет свой собственный художественный стиль. С середины 1490-х годов Альбрехт Дюрер обозначает свои работы инициалами «AD». 

Инициалы Альбрехта Дюрера

Технику гравюры на меди он совершенствовал в Кольмаре у трёх братьев знаменитого мастера Мартина Шонгауэра. Самого его уже не было в живых. Затем Дюрер переехал к четвёртому брату Шонгауэра в Базель –  один из тогдашних центров печатания книг.

В 1493 году во время своего ученического странствия Дюрер Младший создал очередной автопортрет, на этот раз написанный маслом, и отослал его в Нюрнберг. Он изобразил себя с чертополохом в руке.

По одной из версий это растение символизировало верность Христу, по другой мужскую верность. Возможно этим портретом он презентовал себя будущей жене и давал понять, что будет верным мужем.

Некоторые искусствоведы считают, что этот портрет был подарком невесте.

Автопортрет с чертополохом, 1493 г. Дюреру 22 года.

После этого Альбрехт вернулся в Нюрнберг для женитьбы. Отец организовал бракосочетание с дочерью богатого местного торговца. 7 июля 1494 года состоялось свадьба Альбрехта Дюрера и Агнес Фрей.

Портрет жены Дюрера, «Моя Агнес», 1494 г.

Через некоторое время после заключения брака последовала еще одна поездка по более дальнему маршруту. На этот раз через Альпы в Венецию и Падую. Там он знакомится с творчеством выдающихся итальянских художников.

Делает копии с гравюр Андреа Мантеньи и Антонио Поллайоло. Также на Альбрехта производит впечатление то, что в Италии художники уже не считаются простыми ремесленниками, а имеют в обществе более высокий статус.

 

В 1495 Дюрер пускается в обратный путь. По дороге он рисует акварелью пейзажи. 

Вернувшись домой из Италии он наконец может позволить себе заиметь собственную мастерскую.

Следующие нескольких лет его стиль живописи отражает влияние итальянских живописцев. В 1504 году он пишет полотно «Поклонение волхвов». Эта картина сегодня считается одной из самых выдающихся живописных работ Альбрехта Дюрера периода 1494 – 1505 гг.

Поклонение волхвов, 1504 г. 

С 1505 и до середины 1507 года он ещё раз побывал в Италии. Посетил Болонью, Рим и Венецию. 

В 1509 году Альбрехт Дюрер приобретает большой дом в Нюрнберге и проводит в нём почти двадцать лет своей жизни.

В июле 1520 года художник едет в Нидерланды, прихватив с собой жену Агнес. Он посещает старинные центры нидерландской живописи – Брюгге, Брюссель, Гент. Повсюду делает архитектурные зарисовки, а также наброски людей и животных. Встречается с другими художниками, знакомится с крупнейшим ученым Эразмом Ротердамским. Дюрер уже давно знаменит и его всюду принимают с почтением и почестями.

В Аахене он становится свидетелем коронации императора Карла V. Позже встречается с ним, чтобы  продлить действие привилегий, полученных ранее от предыдущего императора Максимилиана I, заказы которого он выполнял.

К несчастью, во время нидерландского путешествия Дюрер подхватывает «удивительную болезнь», предположительно малярию. Его мучают приступы и однажды он отправляет врачу рисунок со своим изображением, где он пальцем указывает на болезненное место. Рисунок сопроводил пояснением. 

Автопортрет, 1521 г. 

Среди своих современников Альбрехт Дюрер делает себе имя прежде всего на создании гравюр. Его виртуозные работы отличаются большим размером, тонким и точным рисунком, схватыванием характеров, сложной композицией. Дюрер превосходно освоил технику гравировки как на дереве так и на меди. От начала и до конца все работы по созданию гравюр мастер выполняет сам, в т.ч.

резьбу с беспрецедентной детальностью и тонкостью линий. При этом использует инструменты, изготовленные по собственным рисункам. Делает многочисленные оттиски, тиражи которых широко распространяются по Европе. Так он стал издателем своих произведений. Его гравюры были широко известны, очень популярны и хорошо раскупались.

Значительно укрепила его престиж серия гравюр «Апокалипсис» 1498 года издания.

Шедеврами Дюрера признаются «Мастерские гравюры»: в 1513 году он вырезал гравюру на меди «Рыцарь, смерть и дьявол», а в 1514 целых две: «Святого Иеронима в келье» и «Меланхолию».

Пожалуй, самое знаменитое изображение носорога так называемый «Носорог Дюрера», созданный в 1515 году. Сам он не видел это диковинное для Германии животное. Художник вообразил его облик по описаниям и чужим рисункам.

«Носорог Дюрера», 1515 г.

В 1514 году, как указано выше, мастер создал гравюру «Меланхолия» – одно из самых таинственных своих произведений. Изображение наполнено массой символических деталей, до сих пор дающих простор для интерпретаций.

В верхнем правом углу Дюрер вырезал квадрат с цифрами. Его особенность в том, что если плюсовать числа в любом направлении, то полученные суммы будут всегда равняться 34-м.

Эта же цифра получается при подсчёте чисел в каждой из четырёх четвертей; в среднем четырехугольнике и при сложении чисел из клеток в углах большого квадрата.

  А в две центральные клетки нижнего ряда художник вписал год создания гравюры – 1514 .

Гравюра «Меланхолия» и магичкский квадрат Дюрера, 1514 г.

На одной из ранних пейзажных акварелей Дюрер изобразил на берегу реки Пегниц мельницу и волочильную мастерскую, в которой изготавливалась медная проволока. За рекой расположились деревни в окрестностях Нюрнберга, вдали синеют горы.

Волочильня на реке Пегниц, 1498 г.

Один из самых известных рисунков «Молодой заяц» нарисован в 1502 году. Художник обозначил дату его создания и поставил свои инициалы «AD» прямо под изображением животного.

Молодой заяц, 1502 г.

В 1508 году он нарисовал белилами на синей бумаге собственные руки, сложенные в молитве. Это изображение доныне наиболее часто тиражируется и даже переведено в скульптурную версию.

Руки в молении, 1508 г.

По подсчетам специалистов, до наших дней охранилось более 900 рисунков Альбрехта Дюрера.

Дюрера увлекает желание найти идеальные пропорции фигуры человека. Он тщательно исследует обнаженные тела людей. В 1504 году создаёт выдающуюся  гравюру на меди «Адам и Ева».

Для изображения Адама художник берёт за образец позу и пропорции мраморной статуи Аполлона Бельведерского. Это античное изваяние было найдено в конце XV века в Риме. Идеализация пропорций отличает работу Дюрера от принятых тогда средневековых канонов.

В дальнейшем он всё же предпочитал изображать реальные формы в их разнообразии.

Адам и Ева, 1504 г. 

Читайте также:  Описание картины григория мясоедова «земство обедает»

В 1507-м пишет живописный диптих на эту же тему. 

Адам и Ева, 1508 г. 

Он стал первым немецким художником, который изобразил нагих людей. В Веймарском замке хранится портрет Дюрера, на котором он максимально откровенно совершенно обнаженным изобразил и себя.

Автопортрет обнаженного Дюрера, 1509 г.

Автопортреты Альбрехт Дюрер писал с мальчишеского возраста и до старости. В каждом из них есть своя изюминка, а зачастую и новшество.  Автопортрет, который шокировал современную художнику публику, написан в 1500 году. На нём 28-летний Альбрехт предстаёт в дерзком образе, потому что напоминает изображение самого Христа.

Автопортрет, 1500 г. Дюреру 28 лет.

К тому же портрет написан в анфас. В то время такую позу использовали для написания изображений святых, а светские портреты в Северной Европе создавали в повороте модели в три четверти. Также в этом портрете прослеживаются продолжающиеся поиски художником идеальных пропорций.

Художник умер в своем нюрнбергском доме 6 апреля 1528 года, не дожив полтора месяца до своего 57-летия. Его уход стал огромной потерей не только для Германии, Альбрехта Дюрера оплакивали все великие умы Европы того времени. 

Его похоронили на нюрнбергском кладбище Святого Иоанна. Друг всей его жизни немецкий гуманист Виллибальд Пиркгеймер написал для надгробия: «Под этим холмом покоится то, что было смертного в Альбрехте Дюрере».

Надгробие Альбрехта Дюрера

В доме Дюрера с 1828 года функционирует музей Albrecht-Dürer-Haus.

Дом Альбрехта Дюрера в Нюрнберге 

В родном городе, на площади Альбрехт Дюрер Плац установлен памятник великому земляку.

Памятник Дюреру в Нюрнберге

В реликварии Академии художеств Вены находится прядь волос Дюрера.

Альбрехт Дюрер – выдающийся немецкий художник экстраординарного таланта, график, гравёр, рисовальщик, гуманист, ученый и теоретик искусства. Его разносторонняя творческая мысль охватывает широкое поле изысканий: он занимался архитектурой, математикой, механикой, скульптурой, музыкой, словесностью, изучал строительство и сооружение оборонительных укреплений.

В свои последние годы этот выдающийся творец больше писал об искусстве, чем создавал новые произведения. Последняя его работа, написанная маслом, –  «Четыре апостола» (или «Четверо святых»). Она закончена в 1526 году и преподнесена Дюрером в подарок Совету города Нюрнберга. 

Четыре апостола, 1526 г. 

Он создал и сохранил обширный литературный архив: автобиографические записки, письма, «Дневник путешествия в Нидерланды». Перу и мысли Дюрера принадлежат трактаты: 1525 год – «Руководство к измерению», 1527 год – «Наставление к укреплению городов», 1528 год – «Четыре книги о пропорциях».

В собрании ГМИИ им. Пушкина хранится 215 листов с оттисками гравюр Дюрера. Их можно увидеть на специально созданном сайте «Немецкая гравюра».

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-953899-albreht-dyurer-biografiya-i-tvorchestvo—

Альбрехт дюрер. — презентация

1 АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР<\p>

2 Альбрехт Дюрер немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии и одним из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса. Автопортрет, 1493, Лувр, Париж<\p>

3 Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, в семье ювелира, приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века. В семье росло 8 детей, из которых будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Отец, Альберехт Дюрер — старший, был золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши, он буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она стала записываться как Dürer. Барбара Дюрер. Альбрехт Дюрер — старший<\p>

4 Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. В возрасте 15 лет Альбрехт был направлен учиться в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Учёба в 1490 по традиции завершилась путешествием за четыре года молодой человек объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов.<\p>

5 Дом Дюрера в Нюрнберге<\p>

6 В 1494 Дюрер вернулся в Нюрнберг, вскоре после чего женился. Затем он в том же году предпринимает путешествие в Италию, где знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди и других мастеров. В 1495 Дюрер снова возвращается в родной город и в течение последующих десяти лет создаёт значительную часть своих гравюр, ставших сейчас знаменитыми. Агнеса Дюрер. Рисунок пером. 1494<\p>

7 В 1520 художник предпринимает путешествие в Нидерланды, где становится жертвой неизвестной болезни, мучившей его затем до конца жизни. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделяет много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия. В своем труде « Руководство к укреплению городов, замков и теснин », выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея.<\p>

8 Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге.<\p>

9 О творчестве Дюрер составил первый в Европе так называемый магический квадрат, изображённый на его гравюре « Меланхолия ». Заслуга Дюрера заключается в том, что он сумел так вписать в расчерченный квадрат числа от 1 до 16, что сумма 34 получалась не только при сложении чисел по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении четырёх угловых клеток. Также Дюрер сумел заключить в таблицу год создания гравюры « Меланхолия » (1514).<\p>

10 « Магический квадрат » Дюрера остаётся сложной загадкой. Если рассматривать средние квадраты первой вертикали, бросается в глаза, что в них внесены изменения цифры исправлены : 6 исправлена на 5, а 9 получена из 5. Несомненно, Дюрер не случайно обогатил свой « магический квадрат » такими деталями, которые нельзя не заметить.<\p>

11 Звездные и географическая карты Дюрера В 1515 году Дюрер выполнил три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли. Эти произведения искусства являются одновременно ценнейшими памятниками науки. Работа над гравюрами проходила в сотрудничестве с видными немецкими учеными Иоганном Стабием ( инициатор проекта ) и Конрадом Хейнфогелем.<\p>

12<\p>

13 В географической карте Стабия — Хейнфогеля — Дюрера для передачи шарообразности Земли была применена перспективная проекция с точкой зрения, находящейся вне глобуса на расстоянии утроенного диаметра, из которой точки земной поверхности спроектированы на плоскость чертежа. Разработкой методов проектирования Дюрер интересовался уже как художник. Карта является, кроме того, и несомненным образцом искусства гравюры. По краям карты приведены мастерские изображения нескольких дующих на Землю ветров. На географической карте Дюрера, также выполненной в сотрудничестве с И. Стабием и К. Хейнфогелем, изображён « Старый Свет » Европа, Азия и Африка, то есть те же области, которые были картографированы Птолемеем. Сам Дюрер также принимал участие в многолетней подготовке издания Географии Птолемея на латинском языке, которую вёл В. Пиркгеймер. Несмотря на традиционные черты, карта содержит много новых особенностей, отражающих уровень развития географических знаний в эпоху Возрождения.<\p>

14 Дюрер был первым немецким художником, кто стал работать одновременно в обоих видах гравюры на дереве и на меди. Необычайной выразительности он достиг в гравюре на дереве, реформировав традиционную манеру работы и использовав приёмы работы, сложившиеся в гравюре на металле. В гг. Дюрер создал три графических листа, вошедших в историю искусства под названием « Мастерские гравюры »: « Рыцарь, смерть и дьявол », « Святой Иероним в келье » и « Меланхолия ».<\p>

15 Рыцарь, смерть и дьявол Рыцарь, смерть и дьявол г.<\p>

16 Шедевром резцовой гравюры на металле в исполнении Дюрера считается гравюра « Адам и Ева » (1504).<\p>

17 Сохранилось около 970 рисунков Дюрера : пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. Графическое наследие Дюрера отличает высокое мастерство исполнения, наблюдательность, верность натуре. Свои штудии он использовал в гравюрах и картинах, неоднократно повторял мотивы графических работ в крупных произведениях. Заяц, 1502 г.<\p>

18 Руки молящегося, около 1508 г.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/834658

Ссылка на основную публикацию