Описание картины александра попова «суздаль»

Афиша Город: «Шапки мира» и суздальские бабушки-вязальщицы – Архив

В этом выпуске рубрики — история не о малом бизнесе, а о благотворительном проекте. 12 женщин из деревень под Суздалем вяжут шапки для лондонских отелей, дружат с рестораном «32.05» и вот-вот начнут продавать свои изделия в «Цветном».

Основатели — Мария Атлас, Андрей Попов и Екатерина Шаповалова

Фотография: Мария Пацюк

Мария Атлас: «Идея принадлежит Андрею Попову — мы познакомились на проекте «Линия», том самом, где названия станций в метро озвучивали известные российские артисты. Андрей всегда был генератором таких идей, а я эти идеи развиваю, отвечаю за коммуникации, ищу партнеров.

 Наше творческое объединение называется «Игра 3000», туда входят и «Шапки мира», и, например, «Лавка мира»: известные художники — Андрей Бартенев, Александр Захаров, Виноградов и Дубосарский и другие — расписывают лавочки, которые мы потом либо продаем на благотворительном аукционе, либо дарим больницам и детским домам.

Мы не занимаемся бизнесом как таковым, потому что бизнес — это в карман, а деньги, полученные от одного социально-культурного проекта, у нас вкладываются в следующий подобный, но основное финансирование идет от государства и спонсоров.

Художники, артисты и музыканты, которые участвуют в наших акциях, всегда с удовольствием поддерживают такие инициативы. Мы можем быстро собрать необходимые деньги и на медицинские нужды детей, и на подарки».

Андрей Попов: «Я живу под Суздалем. С творческой лабораторией мы ставим тут в селах спектакли, устраиваем фотосъемки, уже расписали все автобусные остановки. В Суздальском районе знаем чуть ли не всех местных и, конечно, с ними взаимодействуем.

Однажды я понял, что в моем гардеробе нет ни одной вещи российского производства, и начал придумывать дело для женщин нашего района. Стал носить шапки, связанные местными женщинами, потом дарил знакомым.

Так мы стали заказывать сразу по несколько изделий, а потом продавать их. 

Наши рукодельницы — женщины от 40 до 85 лет. Вязание дает им возможность заработать, это и повод для общения, и, в конце концов, творчество. Мы ездим по селам и развозим женщинам пряжу, а потом собираем готовые шапки. Вот в Спасском Городище есть староста, она делает домотканые ковры и организует всех женщин в своем селе.

Это вообще очень активное село, не везде так все устроено. В проекте «Шапки мира» сейчас участвуют села Мордыш, Барское Городище, Порецкое и еще несколько поменьше. С каждой женщиной мы хорошо знакомы, знаем многое о ее жизни — почти у всех непростая судьба, но все они очень бодрые, совсем не депрессивные.

За день каждая может связать две, а то и три шапки, в месяц они — по 15 шапок. Кроме шапок есть косоворотки, сшитые местными мастерицами из ситца и хлопка.

В косоворотках уже ходят наши друзья Борис Акимов, Вадим Дымов, Андрей Мерзликин и остальные вырученные деньги мы вкладываем в развитие: покупаем пряжу, ищем рукодельниц, развозим сырье и готовые изделия». 

Екатерина Шаповалова: «Шапки мы вяжем исключительно из шерсти.

Пряжу покупаем прямо на подмосковных фабриках и под Суздалем. Выбор цветов там довольно скудный, но недавно мы нашли отличного производителя: с идеальной толщиной нитки, огромным выбором чистых красивых расцветок и хорошей ценой. 

Мы не давали бабушкам задания — просто предлагали им работу, а они делали, как им вздумается, вязали на свой вкус и цвет, и, кстати, даже шапки самых безумных расцветок пользовались успехом. Сейчас мы уже знаем, какие шапки людям нравятся больше: объемные и не слишком пестрые.

Есть бабушки покладистые, а есть те, которые норовят использовать свои сочетания цветов. Еще бабушки питают страсть к шапкам в форме колпачков. Мы, разумеется, уважаем их годы и опыт, но очень деликатно просим все же вязать по заданию, ведь шапки производятся в том числе и на заказ.

Для последнего большого заказа мы привезли бабушкам конкретную модель и шерсть конкретных цветов.

Во всех наших проектах участвуют волонтеры, за шерстью часто ездят они, развозят ее вязальщицам — тоже, они же готовые шапки отвозят заказчикам. Но и мы сами частенько этим занимаемся. Бирки для шапок нам бесплатно напечатали друзья из типографии «Четыре точки». На бирках есть информация и о проекте, и о людях, которые эти вещи сделали».

Екатерина Шаповалова: «В иностранных компаниях принято дарить на корпоративные праздники благотворительные подарки — вещи, сделанные нуждающимися. Поэтому наши шапки пришлись как нельзя кстати, особенно сейчас, когда запас идей уже иссяк. К Новому году нам в общей сложности заказали уже около 1000 шапок.

Отель Westbury в Лондоне заказал 30 шапок для корпоративных подарков своим российским партнерам. Ресторан «32.05» поддержал идею устроить продажу шапок. Известная марка автопрома сделала у нас заказ для своей вечеринки. Также мы ведем переговоры с универмагом «Цветной», чтобы продавать «Шапки мира» в Trends Brands.

В связи с большим числом заказов мы первый раз на днях сделали оптовую закупку шерсти — примерно 100 кг.

Сейчас нам уже не хватает наших 12 бабушек в Суздальском районе, и мы ищем вязальщиц и собираемся придумать целую программу поиска.

Например, многие компании — особенно иностранные — поддерживают беженцев из Украины, так что и нам пришла в голову мысль привлечь беженок, живущих сейчас в Подольске».

Заказать шапки (от 1500 р.) можно, написав на lavkamira@mail.ru. А посмотреть все, что связали суздальские бабушки, можно здесь.

Источник: https://daily.afisha.ru/archive/gorod/people/shapki-mira-i-suzdalskie-babushkivyazalshchicy/

Любовь Сергеевна Попова

русская и советская художница-абстракционистка, представительница кубизма, кубофутуризма, конструктивизма, супрематизма. Занималась дизайном, сценографией, прикладными искусствами.

Обучение и становление

Любовь Попова родилась 24 апреля (6 мая по новому стилю) 1889 года в селе Ивановское Московской губернии в имении Красновидово. Она происходила из купеческой семьи. Отец, Сергей Максимович, был зажиточным предпринимателем и владел текстильными фабриками, у деда по отцовской линии было собственное суконное дело.

Мать девочки, Любовь Васильевна Зубова, также происходила из купечества; её отец владел уникальными скрипками, принадлежавшими некогда самим Страдивари, Амати, Гварнери.  Родители Любови прививали своим детям любовь к чтению и искусству.  Первым учителем рисования Любови, её сестры Ольги и братьев Павла и Сергея стал К.М.

Орлов.

В период с 1902 по 1906 гг. семейство Поповых проживало в Ялте. Здесь Любовь получила гимназическое образование. Переехав в Москву, девушка поступила в гимназию С.А. Арсеньевой и начала посещать педагогические курсы А.С. Алфёрова, где изучала филологию. В 1907 году она поступила в рисовальную студию С.Ю. Жуковского.

С 1908 Попова посещала курсы С.Жуковского и К.Юона. В мастерской Юона она познакомилась с художницей Надеждой Удальцовой и её сестрой Людмилой Прудковской. С Прудковской Попова некоторое время снимала мастерскую в Антипьевском переулке.

В 1910 году Попова отправилась в Италию, где брала частные уроки живописи, изучала наследие Джотто и Пинтуриккьо. В 1911 вместе с Прудковской перешла в группу «Башня» на Кузнецком мосту, представлявшую собой коллективную мастерскую под руководством Михаила Ларионова, выдающегося авангардиста и нео-примитивиста. С 1912 по 1913 гг.

Попова вместе с Удальцовой училась в Париже у выдающихся мастеров авангарда – Ж. Метценже, Сегонзака и Ле Фоконье в мастерской La Palette. Удальцова вспоминала: «Кто-то сказал о мастерской «Ла Палетт» Ле Фоконье, пошли туда и сразу решили, что это то, что надо. Это было искусство построения, искусство фантастическое.

Приходили один раз в неделю Ле Фоконье, Метценже или Сегонзак. Ле Фоконье говорил о больших поверхностях, о построении холста и пространства, Метценже говорил о последних достижениях Пикассо. Это была эпоха классического кубизма». В Париже девушки жили в пансионе мадам Жанн, в котором нередко останавливались русские – имелся даже так называемый «русский стол».

Здесь Попова познакомилась с Верой Мухиной, которая училась скульптуре у мастера Бурделя.

По возвращении в Москву Попова стала работать в мастерской В. Татлина.

Зрелый период

Ранее творчество Поповой отмечено влиянием импрессионистов, в частности Сезанна, а также её любимейших художников: Врубеля, Малевича, Татлина.

В период своего становления художница посетила Псков, Новгород, Ярославль, Суздаль и Ростов, где изучала древнерусскую иконопись.

На неё также произвела колоссальное впечатление монументальная роспись в Кирилловском монастыре в Киеве, выполненная Врубелем.

Сама Попова говорила, что подлинно самостоятельный период в её творчестве начался в 1913 году.

Она пришла к кубофутуризму – популярному в России направлению, сформировавшемуся под влиянием французского кубизма и итальянского футуризма. В русском кубофутуризме два враждующих течения были парадоксальным образом объединены.

В отличие от многих других художников данного направления, Попова рисовала эскизы от руки, не прибегая к помощи циркуля и линейки.

Как отмечает историк искусств Д.В.

Сарабьянов, «её фигурные композиции 1913 года («Композиция с фигурами», «Человек + воздух + пространство») по мастерству конструирования объемной формы на двухмерной плоскости, по безошибочности заполнения холста пластическими элементами, по балансу статики и динамики могут сравниться с шедевром Малевича – «Точильщиком» (1912). Эффект точности и отлаженности с этих пор стал сопровождать творчество художницы».

В 1913 году Попова дебютировала на выставке объединения «Бубновый валет», наделавшей много шуму. Представленная ей работа «Две фигуры» была явно написана под влияние Метценже.

«Портрет философа» 1915 года намечает поворот художницы к беспредметному искусству. В портрете, выполненном в кубистской манере, хорошо угадывается сосредоточенное выражение лица мыслителя.

Период 1916-1918 гг. является одним из наиболее насыщенных в карьере Поповой. Она создаёт цикл картин «Живописная архитектоника». У полотен этой серии напрочь отсутствует фон: поверхность буквально заполнена геометрическими фигурами от края до края, одна форма перетекает в другую.

 В «архитектониках» отражено увлечение Поповой супрематизмом: в 1916 художница присоединилась к группе Казимира Малевича «Супремус», образовавшейся сразу после «Последней футуристической выставки картин 0,10».

В объединение вошли также Ольга Розанова, Иван Клюн, Александра Экстер, Иван Пуни, Надежда Удальцова, Вера Пестель и др. Ввиду непримиримых разногласий группа очень скоро распалась. Одни, подобно Малевичу, рассматривали живопись как духовное путешествие, другие считали необходимым создавать новую физическую реальность.

Попову привлекали обе эти идеи, между которыми она не видела противоречия, но в конечном итоге, как пишет в «Мастерах авангарда» Останина, для Поповой оказалось важнее «показать возможность гармонии в этом мире». Художницу волновало «бытование» простых людей, и она занялась радикальным преобразованием различных форм жизни.

Попова рисовала революционные плакаты, оформляла празднования, создавала эскизы одежды и текстиля, макеты книг и т.п.

В 1917 году Попова и другие члены группы перешли в сообщество «Бубновый валет».

В 1918 Попова вышла замуж за историка искусств Бориса Николаевича фон Эдинга и переехала в Ростов-на-Дону. В браке у них родился сын. Спустя год после свадьбы супруг скончался от тифа; Попова также перенесла болезнь и выжила. 1919 год прошёл бесплодно – восстановление заняло очень много времени, вдобавок Попова заработала порок сердца.

После трагедии художница вернулась в Москву и углубилась в работу. Ещё в 1914 она отмечала: «Значительное все-таки существо человек: стоит ему перестать работать, как вся жизнь останавливается, города делаются совершенно мертвыми, а заработали люди, и город живет». Непрестанный труд был для Поповой всем.

Она приняла участие в Х Государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм», после которой её картины приобрело музейное бюро Наркомпроса. Позднее они были направлены в музеи изобразительных искусств Москвы, Ленинграда, Краснодара, Иркутска, Нижнего Новгорода, Перми, Тулы, Тобольска, Ташкента, Вятки, Владивостока и Ярославля.

Читайте также:  Описание картины николая крымова «под солнцем»

Некоторые работы были позднее отобраны, чтобы представлять СССР на выставке в Берлине в 1922 и на Венецианской биеннале в 1924.

В 1921-1922 гг. увидела свет экспериментальная серия «Пространственно-силовые построения». Вот что писала о ней Попова: «Все данные опыты являются изобразительными и должны быть рассматриваемы лишь как ряд подготовительных опытов к конкретным материализованным конструкциям».

Она переживала, что работы этого цикла будут восприняты как самостоятельные произведения и подчёркивала, что они являются лишь подготовительным этапом перед реализацией её замысла в производстве. Основные мотивы цикла – полосы, образующие сетку, и динамичные окружности и спирали.

«Пространственно-силовые построения» были написаны не на холсте, но на дереве; художница смешивала краски с металлической крошкой, местами оставляла деревянную поверхность незакрашенной, обыгрывала её фактуру.

Преподавание

В 1920 году Попова начала преподавание во Всесоюзных художественно-технических мастерских (Вхутемас), где вела курс под названием «Цвет», а также Государственных высших театральных мастерских; с 1920 по 1923 художница трудилась в Институте художественной культуры (Инхук) в секции монументального искусства под руководством Василия Кандинского.

С началом преподавательской деятельности Попова стала писать теоретические работы. В «Конспекте доклада о стиле» (1921) она рассуждает: «Мы ясно представляем себе, что стиль есть формальное выражение состояния сознания, будь то в области живописи, скульптуры, архитектуры, музыки и т.д.

Это есть та форма, которая ясно указывает на принадлежность и место в историческом беге искусства, и наиболее напряженная эпоха строит и стиль сильнее и выразительнее . Наиболее характерной чертой нашего стиля в этом смысле является абстрактность, то главное отвлечение формы художественной от формы видимой в реальности.

Вопрос беспредметности, несмотря на всю свою естественность и необходимость в новом стиле, почему-то возбудил целый ряд протестов и вопросов, но очевидно лежащих совсем в другом ряде художественных необходимостей, ничем с родившимся стилем не связанных, а являющихся эпигонами прошлого столетия».

Здесь очевидно её стремление к примирению эпох и жанров, попытка объяснить эволюцию изобразительного искусства, в которой беспредметность стала не разрывом преемственности, но очередным этапом развития.

В 1922 году Попова примкнула к ЛЕФу («Левому фронту искусств»).

«Производственное искусство»

В 20-е годы Попова отошла от станковой живописи и посвятила себя разработке дизайна тканей. Поскольку её предки занимались текстильной промышленностью, художница хорошо разбиралась в тонкостях этой работы.

Совместно с другой выдающейся авангардисткой, Варварой Степановой, Попова рисовала эскизы специально для Первой ситценабивной фабрики (ранее известной как мануфактура Эмиля Цинделя).

«Дни и ночи просиживала она над рисунками ситцев, старалась сочетать требования экономии, законы внешнего оформления и таинственный вкус тульской крестьянки… Категорически отказывалась от работы на выставки, в музеи.

«Угадать» ситчик было для нее несравненно привлекательней, чем «угодить» эстетствующим господам из чистого искусства», — вспоминал Осип Брик. Созданные художницами механистические узоры поначалу привели в негодование начальство, однако пришлись по душе покупателям и были стремительно распроданы. На смену наскучившим цветочным мотивам Попова предложила геометрические орнаменты.

Попова также оформила два спектакля, поставленных Всеволодом Мейерхольдом: «Великодушный рогоносец» по Ф. Кроммелинку (1922) и «Земля дыбом» (1923) по М.Мартине. Для «Великодушного рогоносца» Попова создала специальную машину, полностью заменяющую декорации.

Мобильные конструкции предусматривали перенесение действа прямо в зрительный зал и предоставляли актёрам большую свободу передвижения; при этом совершенно отсутствовали кулисы.

Выполненные в духе «сценического конструктивизма», это экспериментальные декорации вызвали неоднозначную реакцию, но впоследствии были признаны шедеврами.

Макеты, выполненные художницей, были позднее продемонстрированы на международной выставке в Гран Пале.

23 мая 1924 года шестилетний сын Поповой скончался от скарлатины. Два дня спустя от той же болезни скончалась сама художница. Её похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище. В декабре того же года состоялась большая ретроспективная выставка.

Творчество Поповой – как и творчество многих её современников-авангардистов – было забыто на многие десятилетия. Интерес к нему начал расти во времена перестройки. Сегодня её называют одной из «амазонок авангарда» и единодушно признают одной из основательниц школы отечественного дизайна.

Цены на её произведения взлетели необычайно высоко. Известный коллекционер русского авангарда Леонид Закс говорит: «В конце 60-х годов в Москве продать картину Поповой было невозможно ни за какие деньги. В середине 80-х её картины покупали за 40 тысяч долларов.

А сейчас, я предполагаю, то, что тогда стоило 40 тысяч, стоит тысяч 300—400».

Источник: http://sovremennoe-iskusstvo.ru/hudozhniki/lyubov-popov/

Гид 48: ради чего стоит ехать в Суздаль и Плес

Гид 48: ради чего стоит ехать в Суздаль и Плес

Вид на Суздаль

© Gilmanshin / istockphoto.com

Автор Анастасия Новикова

31 августа 2017

Торговые ряды и пасущиеся неподалеку козы, старинные церкви и огороды с урожаем, величественная Волга и пейзажи, которые писал Левитан. «РБК Стиль» проехал по маршруту Москва — Суздаль — Плес и рассказывает, ради чего его стоит проделать.

Суздаль

Время в дороге на машине от Москвы до Суздаля — около трех часов. Но когда проделаешь этот путь, кажется, что попал из шумного мегаполиса в другое измерение.

Вместо заборов в бело-зеленую полоску, которые уже набили оскомину москвичам, — деревянные околицы, за которыми скрываются огороды и палисадники с цветами.

Вместо небоскребов Сити — дома не выше трех этажей, другие строить в городе просто запрещено. Вместо пыли дорожных работ — туман под рекой Каменкой и окрестными полями.

Суздаль часто называют жемчужиной Золотого кольца. Официальная история города насчитывает почти тысячу лет — впервые он был упомянут в летописях в 1024 году. Но местные экскурсоводы утверждают, что Суздаль еще древнее. Так, ряд преданий гласит, что эту землю крестил сам князь Владимир.

Обойти Суздаль можно за день, ведь он занимает площадь всего в 15 кв. км. При этом здесь есть свой Кремль, Торговые ряды, множество церквей и главная «высотка» города — 72-метровая колокольня Ризоположенского монастыря, воздвигнутая в начале XIX века в честь победы над Наполеоном.

На нее можно забраться и полюбоваться видом на весь Суздаль. Ну а если захочется чего-то более экстремального, то увидеть город с высоты птичьего полета можно, поднявшись над ним на воздушном шаре. Гуляя по Суздалю, невозможно не обратить внимание на еще одну местную «достопримечательность» — резные деревянные наличники.

Они придают городу особый патриархальный уют.

Колокольня Ризоположенского монастыря

© Laures / istockphoto.com

Несколько лет назад Суздаль стал развивать новое для себя направление туризма — гастрономическое. И не надо думать, что речь идет исключительно о медовухе и здешних огурцах, которые спорят за звание лучших с луховицкими.

 Весной 2016 года там даже открылся ресторан Le bazar звездного российского шефа Анатолия Комма — и хотя сам маэстро вскоре это заведение покинул, сегодня в Суздаль можно и нужно ехать за «новой русской гастрономией». Отвечают за нее в городе несколько шеф-поваров. Один из них — Максим Рыбаков.

Его вотчина — ресторан «Винегрет», где можно попробовать сезонные кабачки с яйцом пашот, пармезаном и черной солью, фермерские сыры с вареньем из шишек, говяжьи щеки с брокколи и многое другое.

Кабачки с яйцом пашот, пармезаном и черной солью

Источник: https://style.rbc.ru/impressions/59a7da1a9a7947d1379c6616

Владимиро-Суздальское княжество

Успенский собор во Владимире

Основание культуры Владимиро-Суздальского княжества было заложено в начале 12 века Владимиром Мономахом, но лишь при его сыне Юрии Долгоруком и внуках Андрее Боголюбском и Всеволоде III здесь развертывается активная строительная, художественная и литературная деятельность. Строятся города, крепости, возводятся храмы, дворцовые сооружения, создаются росписи, иконы. Еще при жизни отца в 1155 году Андрей Боголюбский перевозит из Вышгорода замечательную византийскую икону Богоматери, позже получившей название Владимирской.

Особой заботой князя стало превращение Владимира в столицу державы, царствующий град, превосходящий могуществом и красотой старшие города земли — Ростов Великий и Суздаль.

Вокруг Владимира возводится новый пояс укреплений длиной более четырех километров с тремя рублеными и двумя каменными воротами — Золотыми и Серебряными.

В центре города на высоком холме ставится грандиозный Успенский собор, княжеская резиденция в Боголюбово и церковь Покрова-на-Нерли.

Рельефная скульптура

Рельефная скульптура

Памятники Владимиро-Суздальского княжества свидетельствуют о том, что в изобразительном искусстве этого княжества первостепенное значение приобретает декоративная скульптура. Владимиро-Суздальские мастера щедро, будто ковром, покрывали стены храмов белокаменной резьбой, позолотой.

Интерьеры храмов украшаются фресковой росписью, иконами в драгоценных окладах, тканями, поливной керамикой, золотыми и серебряными сосудами. Стены и столбы Успенского собора украшают рельефные изображениями человеческих фигур, фантастических зверей, птиц — львов, грифонов и растений.

Распространенным персонажем был также и библейский царь Давид.

Храм Покрова-на-Нерли

Близ Владимира 8 столетий назад князем Андреем Боголюбским построено удивительное произведение русского зодчества — церковь на реке Нерли. Построенная на заливном лугу , церковь являлась как бы визитной карточкой города Владимира.

Сколько возвышенных слов и чувств вызывала и до сих пор вызывает эта постройка у людей, увидевших ее : златокудрой царевной, милой крестьянской девушкой в подвенечном наряде, белой лебедью, голубкой — самыми прекрасными и возвышенными словами, какие применимы в русском языке к женским образам.

Нежность, красота, гармония, обаяние, грусть — все сошлось в ней! Архитектура церкви легка, воздушна, изящна. Храм, кажется, весь устремляется, взлетает вверх. Этому способствует прием зодчих: стены имеют едва заметный уклон к центру. Изящная глава собора с узкими высокими окнами придают зданию еще большую стройность.

Каменное кружево на стенах очень скромно, но сюжет его схож со всеми сюжетами на храмах Владимиро — Суздальского княжества.

Храм Покрова-на-Нерли

Храм Покрова — на — Нерли! Что ты знаешь о нашей русской дали вековой?

О чем ты думаешь? Про что ты вспоминаешь своею голубою головой?

Задумчивый, спокойный, светлоглавый, в кудрях листвы, спадающей на грудь,

Своею громкой мировою славой ты не кичишься, кажется, ничуть!

Ты дружишь с небом, да с широким полем, да с ветром, погоняющим волну.

От шумных слов, от звона колоколен ушел ты в луговую тишину.

Жизнь катит годы, как шальные орды. Не раз огонь над куполом свистел.

А ты все тот же — доблестный и добрый…Скажи, каким ты чудом уцелел?

( И. Кобзев )

Успенский собор

В центре г. Владимира на высоком холме возвышается Успенский собор ( 1189г. ), блестя золотой, издали видной главой. Он венчает собой всю панораму города Владимира. Собор предназначался быть митрополичьей кафедрой, «стеной» и «покровом» народу и княжеству.

Несмотря на значительную ширину храма, он создает ощущение вознесенности, устремленности вверх, которое еще острее чувствуется в интерьере храма, где высота столбов в восемь раз превышает его ширину. Не только интерьер, но и фасады храма были покрыты росписью и позолотой.

Стены и столбы храма богато украшают рельефы с изображением грифонов, львов, княжеских символов, сцен сражений с Александром Македонским. Интерьер храма также богато украшен иконами в драгоценных окладах, с позолотой.

Позже князь Всеволод III расширил Успенский собор и храм стал пятиглавым.

Дмитриевский собор

В 1197 году во Владимире был построен Дмитриевский собор. Это сравнительно небольшой, одноглавый храм. По своей архитектуре он напоминает храм Покрова — на — Нерли. Своими размерами, обликом, обилием белокаменных резных изображений собор отражал богатство, силу и роль Всеволода III в политической жизни Руси.

Внутри храм был украшен росписью, выполненной пришлыми византийскими мастерами и их русскими товарищами-художниками. От росписи сохранились фрагменты некоторых сцен «Страшного суда».

Читайте также:  Описание картины микеланджело буанарроти «распятие христа»

Прозрачные, светлые тона живописи, воздушные складки одежд, благородно-возвышенные лики апостолов и прекрасные юношеские лики ангелов замечательно гармонируют с широким и светлым пространством храма. Здесь нет тех драматических образов, какие мы видим в росписях Спаса Нередицы.

Скульптура Дмитриевского собора также отличается от рельефов предыдущих храмов, она становится более плоской. Каменная резьба напоминает традиционно русские формы резьбы по дереву.

Рельефы здесь представляют целый мир, подобный цветущему райскому саду: расхаживают сказочного вида звери и птицы, стремительно скачут всадники — святые воины. Наряду с традиционными фигурами царей-пророков Давида и Соломона, Александра Македонского появляется изображение князя с детьми, предположительно самого Всеволода III с сыновьями.

Георгиевский собор

В Юрьеве — Польском в 1234 году был построен Георгиевский собор. Сравнительно небольших размеров, он также увенчан одной главой. Белокаменная резьба по традиции Владимиро- Суздальского княжества сплошь, будто ковром, покрывает стены.

Но вместо грозных хищных львов изображены добродушные сказочные львы и райские птицы, фигуры которых переплетаются с завитками узоров.

Наряду с ними вводятся изображения евангельских сцен, святых воинов, Богоматери, Георгия, с которыми соседствуют разнообразные женские и мужские маски-личины, кентавры, сирины, грифон

Источник: http://cvetamira.ru/vladimiro-suzdalskoe-knyazhestvo

Этюд городского пейзажа. Мастер-класс в картинках

in Мастер-классы по рисованию

Низкий берег речки узкой, Милый сердцу древний край…

Суздаль – это рай для художника-пейзажиста. Здесь можно писать и писать.Десятки сюжетов так и просятся на холст. Куда не повернись – всюду картина. Художников, кстати, тоже немало.

Суздаль — один из древнейших русских городов, часть Золотого кольца России, город-заповедник, сохранивший свыше 200 памятников старины!

Здесь хорошо. Тихо. И в то же время – людно, туристический поток не ослабевает даже зимой. Кузнечики стрекочут. И слияние с природой здесь полное.

Мое большое путешествие по России в поисках своего города: Суздаль

Сегодня я покажу вам, как писался с натуры вот этот пейзажик из Суздаля:

“Суздаль” Марина Трушникова, акварель

Этюд городского пейзажа Суздаля

Вот он главы вековые гордо поднял в синеву.
Словно песня о России, словно сказка наяву…

Итак, вот сама натура и набросок в карандаше.

Конечно, фотоаппарат передаёт вид с искажением, не так, как видит глаз человека. Кроме того, в натуре могут встречаться не совсем удачные детали. Их я упускаю и немного изменяю направление тропинки, чтобы создать движение глаза зрителя к храмам.

1. Оттенками голубого заливаю небо.

При этом захватываю те места, где будут голубые купола и деревья.

Пока слой сырой, выбираю влажной кистью белые облака.

Читать в контексте: Как написать небо и облака

2. Широкой кистью прописываю землю, траву.

Цвет здесь неоднородный.

Кроме оттенков зеленого вливаю в это большое пятно и оранжевый, и розовый – любые оттенки, которые выхватывает глаз.

В общей заливке они почти не заметны.

Читать в контексте: Особенности цветоведения в акварели

3. Начинаю писать деревья дальнего плана.

Хочу обратить ваше внимание на этот прием, он повторяется в дальнейшем.

На этой фотографии видно – сначала я прописываю самым светлым оттенком листвы дерева ВСЁ дерево.

Цвет этот сложный, буровато-зелёный.

4. Затем сразу, когда слой лишь чуть-чуть подсох, я вписываю в это пятно участки теней на ветках.

Этот цвет более тёмный и холодный.

Читать в контексте: Зеленый цвет для зеленых деревьев

5. После просыхания деревьев дальнего плана, пишу деревья, которые ближе, и частично перекрывают дальние.

Здесь использую тот же способ письма. Отличается лишь цвет.

Здесь сочетания более яркие и контрастные.

6. Перехожу к архитектуре.

Светлые участки пока не трогаю.

Пишу купола. Способ написания – тот же, что и с деревьями.

Сначала – самый светлый оттенок, затем – вливание более тёмных.

Начните рисовать акварелью уже сегодня!

Освойте основы акварельного письма с популярным курсом

“Укрощение акварели”

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ СЕЙЧАС!

7. Возвращаюсь к пятну травы.

Немного усложняю его, вводя пятна более мелкие на переднем плане.

8. Продолжаю прописывать архитектурные детали.

9. Этюд почти готов.

Не хватает самых выразительных деталей: желтых пятнышек на синих куполах и голубых цветов на поляне.

Для их передачи я смешиваю акварель с белой гуашью и тонкой кисточкой проставляю точки.

Готово!

Успехов и вам в ваших этюдах с натуры!

(с)Марина Трушникова.
Копирование данного материала разрешено только со ссылкой на данный блог.

* в мастер-классе процитировано стихотворение М.Матусовского

Если Вы любите  сюжеты с домиками, то

этот курс придется вам по душе!

Изучим 4 стиля акварельного письма и создадим 4 композиции с домиками в разное время года, используя при этом всего 2-3 краски!

УЗНАТЬ О КУРСЕ ПОДРОБНЕЕ

Хотите научиться рисовать городские пейзажи в разных стилях?

ВИДЕО-КУРС “ГОРОД В АКВАРЕЛИ”

поможет вам в этом!

Источник: http://izo-life.ru/suzdal-etud/

Суздаль — город-заповедник старой Руси

Во Владимирской области, на берегу реки Каменки — притоке р. Нерль — раскинулся старинный русский город Суздаль входящий в список «Золотого кольца России».

К списку достопримечательностей Суздаля

Вырос Суздаль на месте одного из древнейших поселений Северо-Восточной Руси, где проживали выходцы из новгородских земель, искавшие плодородные места и «широкое раздолье». Впервые город упоминается в 1024 году в повести летописца Нестора в связи с восстанием земледельцев-смердов.

Спасо-Евфимиев монастырь

Восстание было вызвано голодом. Волхвы, одобряемые языческим народом, захватывали хлеб и убивали вождей-старейшин, утверждая, что племенная знать (старая чадь) не даёт пролиться дождю, задерживая рост зерна.

В первый век своего существования Суздаль был уделом киевских князей, потом переяславских; им правили помощники князя (наместники).

В 1125 году после раздела Руси между сыновьями Владимира Мономаха Суздаль получил в удел Юрий Долгорукий и объявил его стольным градом Ростово-Суздальского княжества.

Стремясь к единогласному правлению, Юрий воздвиг свой княжеский двор отдельно от места поселения родовитых бояр, вблизи Суздаля, в Кидекше. После смерти Юрия его сын Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир, в результате чего Суздаль утратил значение политического центра.

Суздальский Кремль

С ростом и усилием Московского княжества суздальские князья объединились с нижегородскими и образовали Нижегородско-Суздальское княжество со столицей в Нижнем Новгороде.

Однако Суздалю не удалось сохранить самостоятельность, и в 1392 году он был присоединён к московским владениям. В 1565 году Суздаль в числе других городов вошёл в опричнину Ивана Грозного.

В XVII веке для города наступили трудные времена: Суздаль ещё не успел оправиться после набегов польско-литовских захватчиков, как в 1634 году на него совершили набег крымские татары.

В городском посаде осталось всего 78 дворов, а через 10 лет пожар испепелил часть города, смежную с кремлём. В 1654 — 1655 годах эпидемия моровой язвы погубила почти половину городского населения, то есть более 1000 человек. Но после всех бед Суздаль возродился из пепла, и в конце XVIII века превратился в тихий уездный город Владимирской губернии.

Покровский женский монастырь

Основные достопримечательности Суздаля

10 августа 2024 года Суздаль отпразднует 1000-летний юбилей.

В 1982 году Международная федерация журналистов, пишущих о туризме, вручила Суздалю престижную награду «Золотое яблоко» за вклад в дело сохранения древних архитектурных ансамблей и использование их в целях развития международного туризма.

Это настоящий город-музей, где в 200 памятниках зодчества предстают 8 веков истории Русского государства. Суздальский Кремль и один из 5 суздальских монастырей (Спасо-Евфимиева обитель) признаны ЮНЕСКО Всемирным наследием человечества.

Чтобы почувствовать обаяние Суздаля, нужно прогуляться по узким улочкам, застроенным деревянными домами XIX века, увидеть в тихих водах Каменки отражения белоснежных стен звонниц, золото куполов и синеву небес и насладиться колокольным перезвоном.

Ильинская церковь

В Суздале, среди среднерусской природы, составляющей удивительную гармонию со старинной архитектурой, воочию убеждаешься в словах И. Э. Грабаря о том, что Россия «по преимуществу страна зодчих».

По одной из версий, само название города «Суздаль» («Суждаль») произошло от глагола «зижду» (строю). Не менее знаменит суздальский мёд; на каждом шагу здесь продают медовуху.

Маленький уютный Суздаль с населением в 11 тысяч человек можно обойти за 2 — 3 дня и отправиться во Владимир. Благо, отсюда до него рукой подать — 26 км в пути.

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/148-suzdal

Художник Алексей Попов — Картинная галерея русского художника Алексея Попова

Картины самарского художника пейзажиста Алексея Попова — это городские пейзажи улиц старых русских городов, натюрморты, волжские пейзажи маслом, портреты.

Для более полного ознакомления с творчеством художника в галерее живописи представлены лучшие картины известного самарского художника Алексея Попова, не только выставленные на продажу, а написанные за время всей его творческой деятельности — пейзажи маслом, натюрморты маслом, портреты.

Не зависимо от того, в каком городе и в какой стране работал Алексей Попов, он чувствовал и передавал на холсте все нотки гармонии, красоты и атмосферы того места, где находился.

Написанные с большой любовью пейзажи, наполнены необычайной лёгкостью, реалистичностью и психологизмом. Художник делал многочисленные зарисовки и писал этюды, путешествуя по многим странам мира. Работал в Европе.

Писал пейзажи, портреты и натюрморты, участвовал в различных выставках.

В наше время неспокойных раздумий о кризисе во взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды пейзажное искусство предстает зачастую мудрым учителем.

Ценителям истинного искусства желаем почувствовать то благородное, доброе и красивое, что отражается на холсте от души художника, так как произведение настоящего искусства всегда является отражением души, и это не просто набор красивых слов, это божественный принцип и истина.

Все картины современного художника написаны маслом на холсте, либо на картоне.

Ознакомится с правилами и условиями покупки картин можно на странице купить картину.

Чтобы купить картины современного русского художника — городские пейзажи маслом, волжские пейзажи маслом, натюрморты, портреты, выбранные в галерее картин, обратитесь к представителю художника по тел.+7 927 203 42 22 или пишите на e-mail: alexeypopov@yandex.ru

«Анютины глазки», 2009 г., х.м., 50х40480 € «Апрель», 2012 г., х.м., 50х70продано «Букет», 2011 г., х.м., 50х40384 
«В старом городе», 2012 г., к.м., 30х40288 € «Город Самара. Последние лучи солнца», 2012 г., х.м., 60х701923 € «Каменистый берег Волги», 2012 г., х.м., 35х50480 €
«Попова гора в с.Ширяево», 2012 г., х.м., 50х701250 € «Последний лед на реке», 2011 г., х.м., 30х40576 € «Летний натюрморт», 2011 г., х.м., 60х501153 €
«Лилии на пруду», 2012 г., орг.м., 35х42480  «Май. Рынок в Которе», 2011 г., х.м., 50х601153  «Натюрморт на окне», 2012 г., х.м., 65х702115 
«Осенью в Жигулях», 2012 г., орг.м., 35х50480  «Подсолнухи», 2012 г., х.м., 70х651538  «Солнечный натюрморт», 2011 г., х.м., 50х40576 
«Суздаль. У стен монастыря», 2012 г., х.м., 50х601250  «Цветы в кувшине», 2012 г., х.м., 50х40576  «Цветы одуванчики», 2012 г., орг.м., 40х30288 
«Черногория. Морской залив», 2011 г., х.м., 60х801923  «Утро на реке Самарке», 2011 г., х.м., 55х753076  «Черногория. В бухте», 2011 г., х.м., 50х601153 
«В осеннем лесу», 2011 г., х.м., 40х50 «Весна пришла», 2010 г., орг.м., 40х30продано «Ветер на реке», 2010 г., орг.м., 25х50продано
«Вечер в ноябре», 2011 г., х.м., 30х40продано «Голубой март», 2011 г., х.м., 60х551288  «Дачи на озере», 2011 г., х.м., 40х60продано
«Декабрьский вечер», 2011 г., х.м., 45х651288  «Дружок», 2011 г., орг.м., 35х32 «Зимой в городе», 2011 г., х.м., 40х50
«Летние цветы», 2011 г., х.м., 70х801923  «Лилии», 2011 г., орг.м., 27х39 «Март в Питере», 2011 г., х.м., 40х55
«Март на реке», 2011 г., х.м., 58х40961  «Мартовские дни», 2011 г., х.м., 45х60961  «На окраине деревни», 2011 г., х.м., 40х55576 
«Осень на реке», 2011 г., х.м., 45х60769  «Покров. Звонят колокола», 2011 г., х.м., 65х50продано «Прачечный мост. Река Фонтанка», 2011 г., х.м., 40х55
«Речной мотив. Утро», 2011 г., х.м., 45х65продано «Северный город. Весна», 2012 г., х.м., 50х60 «Сентябрьский натюрморт», 2012 г., х.м., 70х60продано
«Серый день на реке Самарке», 2011 г., х.м., 40х50продано «Снежный февраль», 2012 г., х.м., 40х55673  «Утро в марте», 2011 г., х.м., 40х50
Читайте также:  Описание картины энтони ван дейка «автопортрет»

Источник: http://alexeypopov.narod.ru/index/kartinnaya_galereya_russkogo_hudognika_alexeya_popova/0-3

Весенний Суздаль. Отчет о поездке на 8 марта

Забавно, но в Суздале мы не только отметили Международный женский день 8 марта. В Суздале мы встретили весну — настоящую, дружную, солнечную. Приехали в Суздаль 7 марта, снег подтаивал на ярком солнце. День вообще был комфортный, теплый, безветренный. От восторга сносило крышу…

Вы же помните мой привет из солнечного Суздаля?  Суздаль с его многочисленными золотыми куполами и древними стенами монастырей, предвкушение праздника, уверенные шаги весны, недолгая и неутомительная дорога — все играло свою роль в нашем отличном настроении.

По приезде в город мы сразу отправились в гостиницу. Разместились. Пообедали там же (в гостинице есть свое кафе) и пошли гулять.

Сегодняшний пост — краткий обзор нашего путешествия в Суздаль. Подробности уже будут отдельными постами.

Весенний Суздаль стоит того, чтоб показать вам его не торопясь, без спешки, с удовольствием.

Суздаль для нас — просто идеальный вариант для поездки на 2-3 дня. Ехать всего 3 часа, а ощущение, что попал в другой мир. Так что долго рассказывать о дороге я точно не буду, потому что долгой она не была.

Доехали хорошо, быстро, хотя трасса М7 была, как всегда, достаточно загруженной. На въезде в Покров со стороны Москвы увидела новый отель и, рядом, магазин «Покровский пряник».

 

Муж останавливаться там не захотел, завредничал, что стали их невкусно делать. А я б остановилась, купила парочку пряников.

Не идеальным, но жить там было хорошо, спать уютно, возвращаться после прогулок по городу приятно. Самое главное его преимущество — милый винтажный дизайн номеров в старинном духе и самое замечательное расположение, какое только можно себе представить.

​Окна нашего номера выходили на Спасо-Евфимиев монастырь. Кто здесь бывал, тот представляет всю мощь и красоту этого места, кремлевский, я бы сказала, размах.

Рядом с нашей гостиницей был и еще один монастырь — Покровский. Два монастыря рядом — это не шутки. Особенное место, потрясающе красивое, атмосферное.

Мой подробный отзыв о Винтаж-отеле «Суриков» читайте здесь.

В первый день после приезда и обеда в кафе гостиницы, мы отправились гулять пешком. Перешли речку Каменку по мостику.

Забрались на гору, где стоит монастырь.

Пока дошли до ворот монастыря, налюбовавшись окружающими красотами, стало понятно, что смысла заходить внутрь нет. На часах 17.00. Закрытие через час. Музеев в монастыре порядка 10-ти. Перенесли свой визит сюда назавтра.

Поэтому весь вечер мы прогуляли по улочкам Суздаля, в результате обошли по кругу монастырь и Каменку переходили уже по льду. Приятно осознавать, что ты поймал мгновение. Что еще пройдет какое-то время и с середины реки виды не поснимаешь.

Не поверите, но буквально на следующий день началось такое активно таяние, что на лед зайти было уже опасно.

Второй день мы начали с посещения Спасо-Евфимиевского монастыря, который сейчас является музеем, вернее целым комплексом музеев. 

 

Этот день, к сожалению, был уже лишен того солнечного обаяния, которое было разлито по Суздалю накануне. Для такой погоды походы по музеям в самый раз. Признаться, все 10 музеев мы не посетили, просто устали. Пора было сделать паузу, пообедать. Поэтому из монастыря отправились в центр — к Торговым рядам.

Здесь проблем с кафе и ресторанами нет. Но мы остановились на одном из самых известных суздальских кафе — «Граф Суворов».

​оказалось демократичным и незатейливым по обстановке, адекватным по ценам и очень вкусным заведением. Ни к одному блюду здесь у нас претензий не было. Сказать, что место какое-то особо приятное, атмосферное, я не могу. Но если надо поесть быстро, недорого и вкусно, то зайти сюда однозначно стоит.

После обеда на улице начался дождь, гулять по льду под дождем было уже совсем невозможно. Поэтому мы отправились пережидать природные катаклизмы в гостиницу. Впрочем, сожалеть о вынужденной паузе не стали. Решили передохнуть и через пару-тройку часов пойти на прогулку по вечернему Суздалю.
А это наши цветочки на 8 марта. Даже в походных условиях наш папа не оставил нас без цветов.

В девятом часу мы отправились смотреть вечерний Суздаль. Нам было интересно увидеть и понять, какой этот город в темное время суток.
Оказалось, что ночью Суздаль погружен во тьму, мало какие здания подсвечиваются. Кремль — редкое исключение.

Пока мы ехали по улице Ленина и искали что-то интересное, я рассмотрела вдали освещенные храмы Суздальского кремля. Мы подъехали к Каменке со стороны Музея деревянного зодчества, поставили машину около мостика через речку и пошли в сторону Кремля.

 

Маршрут прогулки получился таким.

Суздаль вечером — абсолютно пустой, свободный как от снующих туда-сюда туристов, так и от массового засилья торговых палаток, город. Вечерний Суздаль — настоящий Суздаль. Мы гуляли по его улицам и наслаждались тишиной и стариной.
Что

 нас поразило в вечернем Суздале? В половину 9-го это почти вымерший город (иногда, редко, встречается гуляющая молодежь). Кафе и рестораны частично закрыты в этот час, а те, что открыты работают всего до 22.00.

Вечером, даже в праздничный день!, когда город битком набит туристами, Суздаль становится абсолютно нетуристическим. Попросту говоря, зайти выпить чашку некуда. Почти некуда.

В темных Торговых рядах мы нашли кафе «Лосось и кофе», набитое под завязку народом.

Сюрреализм какой-то. В пустом-пустом темном городе, есть светлое-светлое полное народа кафе, где кипит жизнь. По всему видно, что это крошечное кафе очень популярное место, где кухня действительно вкусная. Цены не низкие.

В «Лососе и кофе» мы взяли по чашке кофе и по паре десертов. Кофе по вкусу не однозначно — мужу категорически не понравилось, мне — на четверку. Нормально, но бывает вкуснее. А вот десерты здесь чудо как хороши. Рекомендую!

Вот на этой вкусной ноте заканчивалось для нас 8 марта. 
Перед сном мы погуляли по Суздальскому кремлю. Ощущения, как всегда, во время прогулок глубоким вечером по таким знаковым местам, незабываемые. Ночной кремль там понравился даже больше дневного.

Как всегда, последний день путешествия у нас получился самым насыщенным. И, как всегда, мы не торопились, не бежали домой. Еще с утра было решено, что до 19.00 смотрим в Суздале все по максимуму.
Этот день был с самого утра очень солнечным, даже слишком солнечным. Ни единого облачка на небе. С вещами выезжаем из гостиницы.

Первым делом подъехали к Покровскому монастырю — ближайшему к нашему отелю. 

Следующим был Музей деревянного зодчества.

И, наконец, главная достопримечательность Суздаля — кремль. В кремле мы посетили музей, сходили в Рождественский собор.

После экскурсии по кремлю пошли ужинать в «Трапезную», которая располагается здесь же, в кремле.

Ресторан, о котором мы читали много хороших отзывов, оказался никаким. Цены гигантские, кухня невкусная, дизайн примитивный, устаревший, без души. Главный клиент — залетный разовый турист, поэтому и отношение такое, «наотстань». Зато стена при входе вся напрочь завешана дипломами. Одни понты.

Не помню случая, чтоб мой муж был в большем бешенстве (иначе даже выразиться не могу) после посещения какого-либо «едального» заведения. «Развод лохов» — ресторан из этой серии. Из «Трапезной» мы вышли в начале пятого.

Без какого-либо удовлетворения.  До отъезда решили еще погулять по городу и под конец заехать куда-нибудь перекусить. И есть хотелось, и порадоваться.

Наша заключительная прогулка по Суздалю включала Ризоположенский женский монастырь, 

Васильевский монастырь

и еще кое-что интересно, о чем я расскажу позже.

Перед отъездом домой из Суздаля мы заехали в ресторан «Трактир», который располагается рядом с Васильевским монастырем.

Это самое эстетичное и вкусное заведение общественного питания, которое мы посетили за время нашей поездки в Суздаль («Граф Суворов» тоже очень вкусное, но не столь эстетичное). Я рада, что завершающая точка оказалась такой славной.

После ужина мы поехали домой. Время в пути заняло всего 2 часа 50 минут. Мы даже «испугаться» не успели и уже в 22.00 были дома. 
Кстати, обратно ехали через Владимир, а не по объездной дороге вокруг него. Очень хотелось посмотреть на город вечером. Оказалось, что он вполне достоин того, чтобы приехать сюда, наконец, с ночевкой. Вечерний Владимир — просто красавец!

Я очень ждала эту поездку. Соскучилась уже и по дороге, и по впечатлениям, и по новым эмоциям, и по путешествиям в целом. Поездка в Суздаль получилась фантастической. Впечатлений море. 

В Суздале мы встретили весну, настоящую весну. Буквально на наших глазах в природе происходили метаморфозы. Таять начало резко. Все время мы месили снежно-грязную жижу под ногами, обходили лед, лужи и… сушили обувь. Но даже это не смогло испортить нам настроение.

Эта поездка разбередила во мне много воспоминаний и мыслей.

В город, где была много раз, я впервые приехала самостоятельно и на несколько дней. Эта поездка стала для меня открытием и Суздаля, и себя (в какой-то мере). Думалось о многом. Например, о том, что Суздаль, традиционно воспринимаемый как город для однодневной поездки, таковым не является.

За день в Суздале всего не увидеть и город не узнать.

Стоя на берегу Каменки, глядя на Суздальский кремль, мне казалось, что я вижу его впервые. Все мои поездки с туристами были поездками не для меня.

Во время тех, рабочих, однодневных поездок я только и думала, чтоб успевать по графику — приехать в один музей, в другой музей, вовремя и хорошо покормить людей в кафе.

Только и думала, чтоб людям все понравилось, наблюдала за их настроением, радовалась, что туристы довольны и именно в таком случае считала, что поездка удалась.

Разве я могла себе позволить рассматривать архитектуру, природу, наслаждаться Суздалем в полном объеме?

И вот, наконец, я прочувствовала и узнала город так, как мне это нужно.

Суздаль — город небольшой. У нас была возможность много ходить, не торопиться. В результате мы увидели очень много — кремль, музеи, все монастыри. Сложилась целостная картина города. К сожалению, групповые экскурсионные поездки этого не дают. Увидеть главные достопримечательности так можно, а понять и почувствовать город как в целом, так и с нюансами — никогда.

Источник: https://galina-lukas.ru/article/755

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector