Описание картины алексея саврасова «вечер»

Саврасов Алексей Кондратьевич

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 — 1897)

Родился в семье московского купца третьей гильдии. В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал «приспособить сына к коммерческим делам», Саврасов в 1844 году поступает в Московское училище живописи и ваяния.

В 1848 году в отчетах Совета Московского художественного общества упоминается об успехах лучшего ученика перспективного и пейзажного класса А. К. Саврасова, которым руководит известный московский «видописец» К. И. Рабус.На средства И. В.

Лихачева, мецената, члена Совета Московского художественного общества, Саврасов в числе учащихся летом 1849 года едет на юг России и пишет виды Одессы и Малороссии.

За программные работы этого года художника награждают похвальным листом, а 25 сентября 1850 года он кончает Училище и получает звание неклассного художника за картины «Вид Московского Кремля при луне» и «Камень у маленького ручья».Первые пейзажи Саврасова непосредственно связаны с традициями академической школы.

В академической пейзажной живописи 40-50-х годов преобладало романтическое направление, к нему был близок и учитель Саврасова. В юношеских произведениях Саврасова — «Вид Москвы с Воробьевых гор» (1848, ГТГ), «Вид Кремля в ненастную погоду» (1851, ГТГ) — сказалось внешнее влияние романтизма.

Однако пейзажи Саврасова отличались живыми наблюдениями, искренностью чувств.Летом 1854 года художник работает у Финского залива под Петербургом. На осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 г.

) привлекли внимание две его картины: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые художнику присваивается звание академика.Обе картины значительно отличаются от его прежних работ. Избрав традиционный романтический мотив, художник ищет поэтичность не во внешних эффектах, а в лирическом воспроизведении природы. С любовью он передает очарование летнего вечера на взморье, влажность морского воздуха в тени вековых валунов, сумрак под широко раскинувшимися ветвями деревьев.

Источник

Winter road. 1870

Winter. Late 1870 — early 1880 <\p>

Winter landscape. Rime. 1870

В Москве Саврасов снова участвует в выставках Училища живописи и ваяния, а после смерти своего учителя в 1857 году становится руководителем пейзажного класса. Преподавание идет успешно, Саврасова окружают любящие друзья и ученики.В том же году он женится на Софье Карловне Герц, сестре известного археолога и историка искусства.

В их доме собираются художники, деятели искусства, меценаты (в том числе и П. М. Третьяков), читаются литературные новинки, ведутся оживленные беседы, споры по вопросам, волновавшим в то время русское общество.Особенно дружен был А. К. Саврасов с В. Г. Перовым, инициатором создания Товарищества передвижных выставок. В. Г.

Перов помогал художнику писать фигуры бурлаков в картине «Волга под Юрьевцем», Саврасовым же написан пейзаж в картинах Перова «Птицелов» и «Охотники на привале».Значительный этап в творческом развитии художника представляет картина «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859, Гос.. художественный музей Латвийской ССР). Здесь нет ни борьбы стихий, ни поражающих контрастов освещения.

Спокойные линии берега, плавный силуэт купы деревьев, мягкий солнечный свет, озаряющий подмосковную долину.

Winter. 1873

Winter landscape. 1871

Forest of frost. 1890

Печерский монастырь у Нижнего Новгорода.

Монастырские ворота

Moonlit Night. Swamp. 1870

Evening. 1877

Evening. 1880

Для русского искусства 60-е годы прошлого столетия были временем утверждения национального характера русского пейзажа. Все чаще пейзажисты обращаются к изображению преимущественно сельской среднерусской полосы, стремятся правдиво передать красоту родной земли.Много работает Саврасов в окрестностях Москвы: «Вид в селе Кунцево» (1855, ГТГ), «Вечерний пейзаж» (1861, Гос.

художественный музей Латвийской ССР), «Сельский вид» (1867, ГТГ).Весной 1862 года по предложению Общества любителей художеств А. К. Саврасов выехал за границу, посетил Всемирную художественную выставку в Лондоне, побывал в Копенгагене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Париже, Мюнхене, прожил два месяца в горной Швейцарии.

Английские и немецкие мастера привлекли внимание художника «стремлением к правде и самостоятельности».Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина «Лосиный остров» (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств.

Отмечая эту удачу, один из современников писал об умении художника «поэтично перенесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы». Величавый и торжественный сосновый бор стоит, как страж раскинувшихся далей.Ясный летний день.На лугах мирно пасется стадо. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне.

Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. Картина»Лосиный остров» относится ко времени расцвета творчества художника. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений.

Evening. The flight of birds. 1874

Dubky. 1850

Ночка.

Fire in the forest. 1883

Грачи прилетели.

В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце.Картина «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» (1871, Горьковский гос. художественный музей) — одно из самых больших полотен художника и первый из известных его волжских пейзажей.

Саврасов покорен величавой торжественностью, необъятными просторами волжской природы, ее органической связью с жизнью человека, с жизнью русского народа.В широкую панораму пейзажа естественно вписаны дома слободки с садами, зеленеющие луга, синие лагуны, песчаные отмели, и над всем — возвышающийся белокаменный монастырь.

Природа и человек в картине едины.»Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством», — пишет художник П. М. Третьякову.

Одна за другой появляются картины «Волга под Юрьевцем» (1871, местонахождение неизвестно), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871, ГРМ) и, наконец, «Грачи прилетели» (1871, ГТГ), появившаяся на Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми.

«Пейзаж „Грачи прилетели» есть лучший, и он, действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и И. И. (Шишкин. — О. И.). Но все это — деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в „Грачах»», — писал И. Н. Крамской Ф. А. Васильеву.

Появлению картины предшествовали этюды с натуры, написанные художником в Ярославле и в селе Молвитиново близ Костромы.Неяркий и тонкий колорит, построенный на мягких сочетаниях серых, коричневых, белых и голубых тонов, передает перламутровую нежность весенних красок. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно.

Снег долго лежит на полях, коченеют на ветру деревья, и вдруг все наполняется легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц. Белоствольные березки тонкими ветвями устремляются к легким облакам, голубеющему небу, под теплым дуновением ветра розовеют и набухают почки, шумные грачи вьют гнезда.

Воздух весенний, легкий, прозрачный и ясно видны высокая каменная церквушка с шатровой колокольней и широкие просторы полей с рекой вдалеке.»Какая простота! — писал И. И. Левитан. — Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу». Никто до Саврасова не мог так глубоко и поэтично раскрыть красоту и лиричность русского пейзажа. Картина «Грачи прилетели» способствовала успеху Первой передвижной выставки. С тех пор Саврасов прочно связал свою творческую деятельность с Товариществом передвижных выставок.

Swiss landscape with horses. Not later than 1867

Chumaky. 1854

Рыбаки на Волге.

Landscape with a church. 1885

Landscape with a boat. 1860

Thaw. Yaroslavl. 1874

Autumn forest. Kuntsevo. Cursed place. 1872

Elk Island

Лосиный остров в Сокольниках

Многие произведения художника, которые появлялись на выставках передвижников, были написаны в Поволжье. Саврасов бывал под Нижним Новгородом и под Казанью, но больше всего любил места между Ярославлем и Костромой. Его картины многообразны по передаче состояния природы, диапазону чувств.

В пейзаже «Разлив Волги под Ярославлем» (1871, ГРМ) спокойная мощь русской природы, «разливы рек, подобные морям».В одних произведениях природа предстает обновленной, ликующей — «Проселок» (1873, ГТГ), «Радуга» (1875, ГРМ), в других — взволнованной, поэтически приподнятой — «Вечер. Перелет птиц» (1874, Одесская картинная галерея).

Читайте также:  Описание картины ильи ефимовича репина «иов и его друзья»

В 70-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска: «Лунная ночь. Болото» (1870, ГТГ), «Закат над болотом» (1871, ГРМ).Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г.) Саврасов создает одно из самых драматических своих полотен «Могилы над Волгой» (1874, частное собрание).

В конце 70-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны черты упадка. Но и в поздний период появляются подлинно поэтические произведения, и среди них — «Рожь» (1881, ГТГ), «Зимний пейзаж» (частное собрание), «Северная деревня», «Весна. Огороды» (1883, Пермская гос. художественная галерея).

Нелегкими оказались для художника последние десятилетия. Известны прошения Саврасова о денежных ссудах, о казенной квартире: эти годы А. К. Саврасов провел в глубокой нужде и умер 26 сентября 1897 года в Москве.Его ученик И. И.

Левитан писал: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

Moonlit Night in the Country (Winter Night). 1869

Летний день за Волгой.

Вечер.

Sunset over the marsh. 1871

view around Oranienbaum. 1854

Летний день.

Новодевичий монастырь.

Распутица.

  Несмотря на кажущуюся простоту и доступность, творчество Саврасова сложно, глубоко и доступно пониманию далеко не каждого. Показательно, что даже известный русский критик и искусствовед А.Н.

Бенуа назвал Саврасова «художником-неумехой, который каким-то чудом умудрился написать одну порядочную картину (Грачи прилетели)». Несмотря на такую жестокую критику, Алексей Саврасов уже второй век остается одним из любимейших русских художников, картины которого хранятся в сердце каждого русского человека.

Глядя на саврасовские пейзажи, мы чувствуем хрупкую и нежную душу, которой обладал этот могучий и рослый на вид художник.

Winter landscape. Moscow. 1873

Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/248573/

Вечер — Саврасов Алексей Алексей | Сквозняк из прошлого. Истории произведений

Удивительно трагична и в то же время плодотворна судьба Алексея Кондратьевича Саврасова. Ранний взлет, счастливое начало и расцвет творческой карьеры, и … ощущение не сложившейся жизни в конце пути. Но не писать он не мог.

Отдохновение он находил в природе и говорил своим ученикам — «Надо быть влюбленным в природу, тогда можно писать». Талантливый мальчик Алексей Саврасов из купеческой среды,  рисовавший с детства, в 14 лет, вопреки воле отца, поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

 В 21 год молодой художник создает свой первый шедевр – «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», которым был сразу замечен, получив высокое покровительство Великой княжны Марии Николаевны. А уже в 24 года Саврасов становится академиком живописи и его картины приобретает П.М. Третьяков.

Он с упоением работает, создавая пейзажи, наполненные любовью, проникновенной грустью и очарованием от родной природой, став создателем в русском искусстве пейзажа-настроения. После поездки за границу в 1862 году он, в основном, живет и работает в Москве.

В 1871 году стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, представив на первой выставке передвижников самую свою знаменитую картину «Грачи прилетели». 

Последние два десятилетия жизни Алексея Кондратьевича Саврасова были крайне тяжелыми как в бытовом плане, так и в творческом — потеря детей, семейные неурядицы, безденежье породили пагубную привычку, переросшую в страсть, которая мешала и опустошала его, выжигая душу. И именно тогда, в поздний период творчества, как известно, очень неровный, могучая сила дарования художника помогала ему. Из-под его кисти нередко выходили талантливые произведения.  

В конце 1870-х – начале 1880-х у А. Саврасова прослеживается неоднократное обращение к удачно найденной композиции, раскрывающей поэтическую грусть  осеннего вечера.

Первый раз он обращается к ней в 1877, в работе «Вечер», находящейся сейчас в Национальном художественном музее Республики Беларусь.

Это большое полотно — почти полтора метра на метр, было долгое время не известно зрителю, но в нем разработана та композиция, которая повторяется потом у художника в одноименном произведении 1880 года, хранящемся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств: так же на первом плане стылая вода, только в первом варианте – это большая дорожная лужа, а во втором – мелководная речушка; так же справа на небольшой возвышенности деревья, за которые закатилось холодное осеннее солнце. По-видимому, художника привлекла простота мотива, через которую можно было выразить удивительную задушевность и проникновенность чувств. Саврасов воистину проникнут любовью к этому скромному виду! Повышенная чувствительность натуры художника и его обостренная восприимчивость к природным изменениям развили в нем особое свойство – умение вслушиваться в музыку природы и понимать ее потаенный язык. Высочайшего мастерства кисть создает ту общую цветовую гамму серо-голубых и теплых коричнево-зеленых тонов, построенных на тонких градациях, которые дают возможность передать в состоянии природы трудно уловимые нюансы освещения, воздушную среду, соединяющую в неразрывное целое все элементы композиции.  В пейзаже человек присутствует незримо, духовно. Природа остается наедине с собой и целиком раскрывает тайны своего бытия тому, кто пришел к ней незаметно и слил с ней свое существование. Искомое художником единство «объективного» и «субъективного»: состояния природы – тишины вечера, и строя чувств – трогательно-печальных размышлений, воссоздает момент соприкосновения человеческой души и жизни природы.

Мотив вечерней зорьки, осветившей небо, верхушки пожелтевших деревьев и коричневую землю, местами покрытую травой… Изображенные на первом плане небольшая речка, теряющаяся среди оврагов, и поросший деревьями пологий холм в глубине открывают взору бескрайность равнинного пейзажа. Высокое небо с легкими, как бы тающими облаками, помогая художнику дать ощущение пространства, живет в пейзаже. Золотисто-розоватое — оно отражает свой свет в воде. Так сопрягая небесный и земной мотивы, художник выражает драгоценное чувство единства мира.

Лариса Смирных, искусствовед

Александра Шемякина, искусствовед

Источник: http://www.histories.artmnt.ru/collection/painting394

Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»

Ищите синонимы на sinonim.org, чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте.

Тема: картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели», приход весны, возвращение первых птиц.

1. Короткое сочинение

Передо мной художественное произведение А. Саврасова «Грачи прилетели». На нем нарисованы первые прилетевшие птицы весны – грачи.

Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. Эти деревья – постаревшие, поломанные березки, в их ветвях хлопочут и вьют свои гнезда птицы. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега.

Возле лужи мы видим одинокий голый куст. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. Сразу за березами художник нарисовал постаревший сырой забор, за которым виднеются деревянные, скорее всего, жилые постройки. Около них расположена старенькая, но работающая церковь.

Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня.

На заднем плане раскинулось тающее, с проталинами и сырым снегом, черное поле. По потускневшему небу, изображенному художником, плывут весенние облака. Скорее всего, автор писал картину в тот момент, когда небо было хмурым и пасмурным, и именно эту мрачность неба он и передал в своей работе.

Мое мнение о работе художника: картина очень хорошая, она написана от души и поэтому очень мне понравилась.

2. Второе сочинение по картине «Грачи прилетели»

Одна из лучших работ художника Алексея Кондратьевича Саврасова – картина «Грачи прилетели» написана в 1871 году. Это полотно – один из шедевров художественного искусства не только в России, но и во всем мире.

Читайте также:  Описание картины павла филонова «пасха»

Автор картины изобразил на ней один из обыкновенных весенних дней. В этом дне очень ощутим приход весны – снег почти растаял, и прилетели одни из первых птиц весны – грачи.

Хотя в работе художника и доминирует серый цвет – в ней полно радости из-за приближающейся весны. В этот период года природа оживает, а вместе с ней оживают деревья и цветы, просыпаются насекомые, солнце начинает светить дольше, ярче и теплее. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны.

На картине птицы изображены сидящими на березах в своих гнездах, летающими или прыгающими по последнему весеннем снегу. Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид.

Но пройдет совсем немного времени и деревья наденут на себя красивую зеленую, яркую, сочную листву. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей.

Справа от деревьев мы видим талую, не покрытую льдом воду, а это означает, что земля нагревается и что на улице с каждым днем становится теплее.

На втором плане изображена деревня, влажные от растаявшего снега дома которой будто тоже оживают после длительного зимнего сна. Также на втором плане мы видим старую часовню.

Судить о ее возрасте можно по кое-где отпавшей штукатурке и по кирпичной кладке. За деревней виднеется поле, идущее далеко вдаль и сливающееся с линией горизонта. Это поле является кормильцем для всех жителей деревни.

Скоро крестьяне начнут его обрабатывать.

https://uchim.org/sochineniya/po-kartine-savrasova-grachi-prileteli — uchim.org

Небо, изображенное на картине – особенное. Оно уже не имеет тех серых кучевых, характерных для зимы облаков, которые роняли белые пушистые снежинки на замерзшую землю. Все чаще оно становится более глубоким, облака из серых превращаются в белые, и на их фоне отчетливо видны прилетевшие грачи.

Эта картина известного художника Алексея Саврасова, несмотря на ее серые и мрачные краски, понравилась мне своим весенним, теплым, ласковым настроением.

3. Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Это произведение искусства символизирует некий гимн природе России, начинающейся весне и весеннему настроению, пробуждающемуся в нас.

Произведение художника не показывает весну прямо, оно как бы намекает о ней: мы чувствуем начало этой поры года буквально в момент первого взгляда на полотно.

Такое случается, если люди, уставшие от долгого ношения зимней одежды, выходя на улицу, вдруг замечают, что теплые одежды им больше не понадобятся, ведь с приходом весны каждый новый день становится приветливее и теплее.

Пейзаж, изображенный на картине довольно прост, обыден и неказист. Природа еще не совсем отошла от зимнего сна и не успела преобразиться, она только-только пробуждается. Вначале можно подумать, что на картине изображены теплые дни зимы. Но, внимательно присмотревшись в умело преподнесенные детали, понимаешь, что это весна.

Передний план картины открывает нашему взору талый, рыхлый, почти серый снег, не мерцающий на свету из-за своей тусклости. Также мы видим оголенные, искривленные и поломанные березы. Вдалеке раскинулось черное поле. Все еще низкое серое небо покрыто облаками. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа.

На самом же деле эта обыденность мнимая. Прежде всего, потому, что за березами виднеется привычная для деревень средней полосы России церковь с колокольней. Эта церковь расположена в Костромской области, и до сих пор находится на том же месте, где видел ее автор картины. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро.

Также, приглядевшись, мы увидим первые признаки приближающейся весны – проталину, наполненную водой и лучи солнца, как бы бросающие свет на полотно откуда-то извне.

Более того – мы видим воздух, который невозможно нарисовать, и довольно сложно, но можно изобразить.

Художник Алексей Саврасов известен своим мастерством и умением передавать воздух, приносящий в его картины дыхание, чувство, полноту. Картина наполнена и дышит свежим, теплым воздухом весны.

И основная деталь, подтверждающая наши выводы о приближении весны – грачи. Эти птицы облепили ветки деревьев, вернувшись в свои гнезда, которые оставили осенью. Как известно, грачи – птицы перелетные, и раз они вернулись, то это, безо всяких сомнений, означает, что началась весна.

Всё для учебы » Сочинения » Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Источник: https://uchim.org/sochineniya/po-kartine-savrasova-grachi-prileteli

Алексей Саврасов художник

Алексей Саврасов родился в Москве в семье купца 1830 г. 24 мая.

Еще в ранней молодости у Алексея Саврасова заметили тягу к рисованию и живописи, желание его отца было конечно противоположное, так как, сам отец был купцом 3-й гильдии и хотел устроить жизнь сына в коммерческом направлении.

Тем не менее желание молодого художника было поступить учиться на художника и он поступает в Москве в училище живописи, выбрав пейзажную тему под учительством Рабуса К. И.

Развивая способности пейзажиста Алексей Саврасов постоянно находился в поисках новых решений написания пейзажей с особой палитрой красок, до селе не использованной другими художниками.

Талант молодого пейзажиста был замечен меценатами, которые выделив некоторые средства, помогли деньгами для поездки в Украину, где Алексей Саврасов создает несколько пейзажей, среди его работ выделяются вид Одессы и Малороссии, картины были восторженно приняты широкой публикой и художника награждают похвальной грамотой.

в 1854 году художник переезжает под Санкт Петербург и плодотворно работает в окрестностях Финского залива, создавая новые романтические пейзажные произведения — картины Вид в окрестностях Ораниенбаума и Морской берег в окрестностях Ораниенбаума, чем привлекает на себя внимание общества, как классный мастер пейзажа.

В1857 году умирает его любимый учитель Рабус, поэтому случаю Саврасовупредлагают возглавить обучение пейзажу в училище. В это же время закрепившийся в славе художник решает жениться, его избранницей оказывается Софья Герц, которая была сестрой его коллеги по учебе.

В их доме часто собираются художники и известные личности, частым гостем бывает Третьяков П. М. Хорошую дружбу Саврасов заводит с художником Василием Перовым, скооперировшись они помогают друг другу в совместном творчестве.

В 1862 году по приглашению союза любителей искусства, Алексей Саврасов посещает открывшуюсявыставку художников в Лондоне и заодно побывал в других европейских странах изучая искусство заграничных художников и удивляя их своим мастерством.

В 1869 году художник создает свое знаменитое произведение, картина Лосиный остров, за что ему присуждается 1-я премия от общества любителей изобразительного искусства.

Некоторое время мастер работает в Ярославле, в окрестностях Нижнего Новгорода и Казанью. создавая ряд полотен под названием Волга под Юрьевцем, Разлив Волги под Ярославлем.

Создает одну из самых популярных картин Грачи прилетели, которую Саврасов будучи членом передвижных выставок, выставил на всеобщее обозрение на 1-й передвижной выставке художников передвижников.

В семидесятые годы созданы его работы Лунная ночь. Болото, Закат над болотом, Лесная дорога в сосновом лесу.

В 1871 году умирает его дочь, опечаленный горем художник долго находится в унынии. в 1874 году создает картину с драматически печальным видом Могилы над Волгой.

Некоторый спад его творчества заметен к концу 70-х годов, тем не менее в 80-е годы художник создает трогающие взгляд зрителя своим поэтизмом произведения, из которых выделяются картины Лунная ночь над озером, и картина Вечер. Поле с воронами, Сумерки. Сосны на берегу озера и картина Оттепель.

Читайте также:  Описание картины григория мясоедова «страдная пора»

К концу жизни художник Саврасов живет в нужде, испытывая финансовые трудности, одинокий и не кому не нужный он умер в 1897 году

Источник: http://www.art-portrets.ru/savrasov.html

Русские художники. Алексей Кондратьевич Саврасов

Фото с ru.wikipedia.orgЭта серия статей посвящена краткому обзору творчества художников России XIX столетия. Я не претендую на роль биографа художников искусствоведа, анализирующего их творчество.

С этим заинтересованный читатель может познакомиться в других, профессиональных источниках.

Жизнь художника Алексея Кондратьевича была наполнена вдохновением, без которого художник не может творить, но она была трагична.

Родился Алексей Саврасов 12 мая 1830 года в Москве, в семье мещанина Кондратия Артемьевича Саврасова — купца третьей гильдии. Отец Алёши был человеком с тяжёлым характером и уготовил сыну будущее «по торговой части».

А юный Алексей ещё с детства проявлял склонность к рисованию, уже тогда обнаружился его великий дар.

Его рисунки, которые он продавал торговцам у Ильинских ворот и на Никольской, раскупались быстро и пользовались популярностью.

В 1844 году Саврасов поступил в московское Училище живописи и ваяния, но в том же году, из-за заболевшей чахоткой матери, ему пришлось бросить учебу. Через пару лет он вновь поступил в то же училище и получил художественное образование.

Чтобы заниматься любимым делом, Саврасову пришлось выдержать жёсткое сопротивление отца, который, напрочь отрицая смысл каких бы то ни было «художеств», спровадил Алексея вместе с картинами жить на чердак собственного дома.

Жить на чердаке поздней осенью было нелегко— во все щели дул пронизывающий ветер, было сыро и холодно, и только вмешательство московского обер-полицмейстера генерала Лужина положило конец этой экзекуции.

Учителем Саврасова был Карл Рабус — друг Гоголя, Венецианова, Иванова, знаменитого немецкого романтика Тика, однокашник Брюллова, он ввел юного Саврасова в мир искусства. Его дом был всегда открыт для юного таланта.

В 1854 году на пейзажи молодого живописца обратила внимание великая княгиня Мария Николаевна, бывшая тогда президентом Академии художеств. Саврасов ей настолько понравился, что получил от нее приглашение работать на её даче, находящейся между Петергофом и Ораниенбаумом.

Летом 1854 года Саврасов работал на Финском заливе под Петербургом, а на осенней выставке в Академии художеств показал две картины «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые ему было присвоено звание академика.

Осенью 1857 года Саврасов женился на Софье Карловне Герц — сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, она также приходилась сестрой известному в то время археологу и историку искусства Карлу Герцу. У них родились четыре дочери, которые все умерли в младенческом возрасте.

В начале 1870-х годов Саврасов открыл для себя Волгу. С этой рекой связана целая эпоха его творчества. Несколько лет подряд художник каждый год приезжал на берега реки, создавая прекрасные пейзажи.

Именно в этих местах были написаны знаменитые «Грачи прилетели», показ которых на первой выставке «Товарищества передвижных художественных выставок» имел ошеломительный успех.

Больше такого публичного признания у Саврасова не было.

Далее карьера художника с точки зрения популярности у публики пошла на спад, денег было мало, жить было трудно. Художник начал пить и вести нищенский образ жизни. С женой разешелся. В начале 1880-х художник женился во второй раз на Евдокии Матвеевне Моргуновой, с которой прожил до конца жизни. В этом браке у Саврасова родились ещё двое детей — сын Алексей и дочь Надежда.

В конце 1870-х Саврасов тяжело заболел, в его творчестве все более становятся заметны мрачные мотивы. Последние годы художник провел в нужде. Он умер в одиночестве, 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве, в больнице для бедных.

Самые известные работы Саврасова — это «Грачи прилетели», «В Кунцеве», «Вид в Ораниенбауме», «Лосиный остров в Сокольниках», «Лесная дорога в Сокольниках», «Печерский монастырь в Нижнем Новгороде», «К концу лета, на Волге», «Жатва», «Вечер», «Близ Сухаревой башни».

Фото с ru.wikipedia.org

Фото с ru.wikipedia.org

«Зимняя ночь»

Саврасов умел писать самые, на первый взгляд, «неказистые» виды с добротой и любовью, преображая простые деревенские дома в сказочные, таинственные, уютные обители. Картина «Зимняя ночь» тому пример.

На улице холодно и темно, неаккуратно сложенный хворост освещает лунный свет, пробивающийся из-за туч. А в контраст этому горит маленький, но теплый свет из окошка избы. И мы можем представить себе, что в этом доме кто-то живет и зимним вечером отдыхает от дневных сует.

Теплый огонек средь зимнего, студеного вечера — это как первый ландыш, живой и нежный.

Лунная ночь

Картина «Лунная ночь. Болото» (1870 ) отличается глубиной. На первый взгляд, может показаться, что на ней ничего определенного не нарисовано, но лишь несколькими штрихами, игрой со светом и тенью создан образ, настроение, и кажется, что лунный свет переливается с картины на вас, освежая и убаюкивая.

Мне кажется, в наш век люди утратили то, чем могли насладиться люди в прошлом.

Да, мы живем комфортно, не страдаем от холода и голода, но как часто можем мы бывать на природе, именно девственной природе, не осквернённой шумом машин и комбайнов, где поют птицы, где трещат кузнечики и танцуют бабочки.

Где в такт серенаде ветра стучит в окно осенний дождь. Мы обменяли подлинную красоту на искусственную. В картинах Саврасова передана подлинная красота природы.

Критики считают, что Саврасов написал только один шедевр «Грачи прилетели», и что во время болезни его работы были мрачны и неудачны. Мне кажется, что это не так.

Посмотрите на картину «Распутица», она был написана на склоне лет художника, но в ней столько жизни и тепла сердечного, когда идешь по зимней дороге, вокруг бело и согревает лишь огонь, огонь сердца, духа человеческого. Вдали виднеется купол церкви, такой же одинокой, как и странник, идущий по заснеженной дороге.

Возможно, картина символизирует и путь, который каждый из нас должен пройти. Жизненный путь не всегда легок, иногда и холодно, и одиноко, но если есть надежда и вера, и стремление к духовному, то даже в стужу на сердце будет тепло. И стаи птиц будут нашими провожатыми.

«Грачи прилетели»

Работа над данным полотном была закончена в 1871 году. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Это самая известная картина Саврасова, как на родине, так и за рубежом. В ней весна — северная, русская, ранняя весна. Смотришь на картину, и можно услышать оживлённое карканье грачей. На заднем плане виднеется храм и, возможно, в тот миг звон колоколов раздавался в ритм галдежу птиц.

С картины веет свежестью и ароматом просыпающейся жизни. Вот чьи-то следы на снегу, вот нежная веточка, торчащая из снега, трогательные серо-голубые облака смотрят свысока на бревенчатые крыши домиков. Тает снег, сменяется сезон.

Художник так бережно передал все нюансы прихода весны, что вся картина наполнена легким ее дыханием.

«Озеро в горах Швейцарии», 1866 год

Природа в этой картине чиста и прозрачна. Прозрачная вода, прозрачный воздух и даже верхушки гор кажутся почти прозрачными. Бирюзово-нежная вода. Уголок, никем не тронутый, почти неземной. Как горы исчезают в облаках, так и мы сами исчезаем в ясной чистоте пейзажа, сбрасывая с себя все маски, мысли и тревоги, и погружаемся в мир света.

Великолепные пейзажи горных вершин отражены также в живописи Куинджи Архипа Ивановича, еще одного замечательного русского художника ХIХ столетия, но об этом — в другой статье.<\p>

Источник: https://www.epochtimes.ru/content/view/47379/67/

Ссылка на основную публикацию