Описание картины амедео модильяни «автопортрет»

Амедео Модильяни «Портрет Жанны Эютерн»

В том, что имя Амедео Модильяни окружено легендами, нет ничего удивительного. Своей судьбой, своим темпераментом, обаянием своей личности он как будто уже был создан для этого.

У него было сердце врожденного художника, поэтому жизнь А. Модильяни, его судьба и живопись были проникнуты единым смыслом.

Он жил собой, своим временем и своим искусством, ничего не делал напоказ и потому при жизни почти не знал успеха.

Время создания лучших работ А. Модильяни — вторая половина 1910-х годов, когда Европа переживала такие перевороты и потрясения, какие ей до того еще не приходилось переживать.

Весь мир трясла Первая мировая война, смерть стала обыденным явлением, а трагедия почти обязательностью.

Искусство металось во множестве неразрешимых проблем, его тоже трясло и бросало в разные стороны с той силой и энергией, какую мог иметь только новый XX век.

А. Модильяни начал писать в самом начале 20-го столетия, в период самых смелых дерзаний в искусстве. Но он не примкнул к «диким» и не стал кубистом, хотя дружил с поэтом Г.

Аполлинером и долгие часы проводил в знаменитом кафе «Ротонда» рядом с П. Пикассо и А. Леже. Не стал он и футуристом, а, испытав влияние П.

Сезанна, сделал из художественных опытов великого француза свои собственные выводы.

Рожденный в итальянском городе Ливорно, А. Модильяни попал в Париж уже в 22-летнем возрасте и всегда сохранял верность своей любимой Тоскане.

Верность эта заключалась не в том, что он часто вспоминал свой родной город, а в том, что в его творчестве и в нем самом всегда жила мечта об Италии, о Возрождении, о С. Боттичелли, о флорентийских мастерах конца XV века.

Но мечты о возвышенной гармонии оставались для А. Модильяни только мечтами, ибо потрясения века не могли не затронуть эти мечты. Художник был слишком архаичен для тех, кто во что бы то ни стало стремился открывать все новое, и слишком непонятен для обывателей.

В этом заключалась одна из причин непризнания А. Модильяни, но в этом же состояла и причина той прочной устойчивости его славы, которую она приобрела после смерти художника.

Он не писал пейзажи и натюрморты, самые модные в то время жанры были для него исключены. Он писал портреты, и женщины на его полотнах чаще всего погружены в тихое инобытие, отделенные от реальной жизни своей поэтической грустью. В портретах А. Модильяни всегда присутствует сам художник со своей поэтической душой, мягкой жалостью к людям и неуверенностью в завтрашнем дне.

Но, кроме художника, в этих полотнах живут характеры самих моделей. Можно даже сказать, что в XX веке редко кому удавалось изобразить характер портретного образа, как А. Модильяни. Он сажал свои модели на стул или в кресло, складывал их руки на коленях или на бедра, иногда позволял смотреть на художника, как в объектив фотоаппарата, и погружал их в медленное движение чувств.

Как художник, А. Модильяни не хотел знать ничего, кроме человека. Больше его не занимало ничто: ни деревья, ни бульвары, ни море, ни солнце, ни синие туманные дали. Зато он рисовал многочисленных посетителей кафе, делая до сотни рисунков в день, покрывал свои холсты изображениями знакомых, писал простолюдинов, натурщиц, детей, людей искусства или близких искусству.

В жанре портрета А. Модильяни развил свою неподражаемую творческую манеру, свой живописный канон. Эту свою художественную манеру, после того как нашел ее, он не менял. Художник только усугублял, варьировал и углублял ее, пока не превратил в индивидуальный канон и не осознал как «путь», как художественную идею. Идею портрета А. Модильяни нашел, когда написал женщину с длинной шеей.

Его картины содержат гораздо больше, чем это открывается суетному взгляду.

При беглом рассматривании отмечаешь всего лишь характерное лицо, зачастую напоминающее плоскую маску: миндалевидные глаза, нос лопаточкой или с легким изгибом, небольшой рот с поджатыми губами (причем все это на суженной до предела голове), шея — или удлиненная, или вовсе отсутствует… Наконец, звонкие, яркие, хотя и несложные краски, положенные со сдержанностью, совершенно не свойственной большинству других художников.

Но при более пристальном взгляде в портретных полотнах А. Модильяни проявляется и многое другое. Все его модели наделены индивидуальностью, причем делается это чрезвычайно скупыми, но точными художественными средствами: легким наклоном головы модели, изменением положения рук, линии носа, очертания рта — иронического, угрюмого или чувственного.

Упрек, что все портреты А. Модильяни на одно лицо, теряет смысл, когда смотришь на портрет Жанны Эбютерн. В своей монографии о творчестве художника В. Виленкин сообщает, что Жанна и Амедео встретились и познакомились в июле 1917 года на карнавале. В это трудно поверить, уж очень не вяжется с карнавалом облик тогдашнего А. Модильяни.

По другой версии художник впервые увидел Жанну Эбютерн в Академии Коларосси и сразу же обратил внимание на маленькую шатенку с тяжелыми косами, отливавшими темным золотом, и прозрачно-бледным лицом.

Вскоре Жанна Эбютерн стала его женой и разделила с художником все трудности и невзгоды его неустроенной жизни. На их долю выпали томительные годы нищеты и всевозможных мытарств, гораздо больших, чем для живущих рядом с ними обывателей. К житейским невзгодам прибавлялись еще муки творчества А.

Модильяни, но Жанна Эбютерн вся была в нем, безропотно, как должное, принимала все, что было для него привычным.

Портрет Жанны Эбютерн на фоне дверей — одна из последних работ А. Модильяни, возможно, самая последняя. У Жанны заметны признаки будущего материнства, она во время написания портрета, действительно, ждала второго ребенка.

Этот портрет считается одним из лучших произведений А. Модильяни. Он содержит в себе то, что называется «чисто тосканской элегантностью». Страдающая, но терпеливо несущая свой крест женщина изображена с теплотой и сочувствием к ее по-детски наивному уходу «в себя», к ее попытке отгородиться от враждебного внешнего мира.

Одухотворенность образа Жанны Эбютерн достигает в этом портрете небывалых высот. В последних работах А. Модильяни вообще «мало что изменилось с точки зрения формы или техники: мы видим лишь более глубокое проникновение в саму сущность человеческих переживаний, и это придает картине особую целостность».

Если на портрете Жанна Эбютерн кажется хрупкой, беззащитной и обреченной, то такой она была при любых обстоятельствах. Когда А. Модильяни умер в больнице, она подошла к телу своего Амедео одна и долго смотрела на него.

Вернувшись домой, она не плакала, но все время молчала. А на рассвете, в четыре часа утра, Жанна Эбютерн выбросилась из окна шестого этажа и разбилась насмерть.

Вместе с ребенком, которому суждено было погибнуть, не родившись…

Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/amedeo-modilyani-portret-zhannyi-eyutern/

Картина Модильяни: характеристика портретов :

Работы Амедео Модильяни (картины, эскизы, скульптуры) не признавали при жизни творца, но сейчас их оценивают чрезвычайно высоко. А. Модильяни (1884 – 1920) прожил короткую жизнь, всего тридцать пять лет.

Он итальянец по рождению, однако сформировался как художник в Париже на Монпарнасе. В этой статье мы рассмотрим работы яркого представителя экспрессионизма Модильяни.

Картины с названиями и краткими описаниями будут представлены ниже.

Стиль художника

Портреты живописца – одни их самых запоминающихся в его искусстве. Они составляют 90% творчества ставшего парижанином итальянца. Он сам говорил: «Чтобы сделать любую работу, у меня должен быть живой человек. Я должен видеть его напротив себя». Любая картина Модильяни выделяется своей архетипичностью из работ его современников.

Портреты Модильяни опираются, как бы это не показалось странным, на традиции и оспаривают их. Он фиксирует образ человека не для потомков, а в тот момент, в который данная личность находится перед художником.

Подобно работам итальянских художников эпохи Возрождения, которыми восхищался творец, его портреты создают между зрителем и изображением определенную дистанцию. Именно за нее следует проникнуть, чтобы раскрыть секреты художника. Этот эффект достигается прежде всего за счет выразительных глаз, которые Модильяни часто просто закрашивал одним цветом.

Рассмотрим автопортрет художника, выполненный в теплых золотисто-красных тонах. Холодный голубой присутствует лишь в кашне художника, и он не нарушает гармоничный колорит. Эта картина Модильяни скрывает глаза. Он написал это полотно за год до смерти, в 1919 году, находится оно в Музее искусств Сан-Паулу, Бразилия. Эту работу можно назвать завещанием художника.

Очень больной Модильяни боялся смерти, но все же чувствовал, что следует оставить личное свидетельство его искусства. Художник обращает к нам свое изможденное лицо с печатью смерти.

Читайте также:  Описание картины виктора маторина «дмитрий донской»

Узнаваемость работ

Картина Модильяни сразу узнается по руке художника. Он рисует женщин с длинной шеей, плоским удлиненным лицом, миндалевидными огромными глазами и маленькими сжатыми губами. Его тона монохромны, особенно в ранних портретах. Не имея денег, чтобы заплатить профессиональной натурщице, художник часто повторяет одну и ту же модель.

Примером может стать «Портрет Маргариты», написанный дважды.Имеют некую загадочность все картины Модильяни. Фотография, представленная выше, позывает работу 1916 года (Нью-Йорк). Молодая женщина (некоторые считают ее сестрой художника) сидит на стуле вполоборота к зрителю, обратив на него серьезный взгляд.

Светлые розовые тона контрастно выделяются на фоне темной бордовой двери.

«Алиса», 1915 год

Классическая картина Модильяни, которая показывает его в полном расцвете творчества.Девочка полна спокойствия, серьезности и красоты. Голубое платье и серый фон стены предполагают исследование художником смежных тональностей.

Очень гармонично вдоль лица и шеи ложатся длинные темные волосы, схваченные голубым бантом. Эта работа находится в Государственном музее Копенгагена. В 1909 году Модильяни говорил своему другу: «Счастье – это ангел с серьезным лицом».

Спутница Модильяни

Жанна Эбютерн появилась в жизни художника за три года до его смерти. Красивая девушка вошла в среду художников Монпарнаса благодаря своему брату, который захотел стать художником. Там весной 1917 года Жанну познакомили с Амедео. У девушки завязался роман с одаренным и исключительным художником. Эта влюбленность переросла в серьезную глубокую связь.

Жанна переехала к Модильяни, несмотря на возражения родителей-католиков. Девушка была нежной, застенчивой и деликатной.Тонкая и хрупкая, изящная и женственная Жанна написана с большой трогательной любовью. Картина Модильяни показывает ее душевную чистоту и даже полное отсутствие косметики. Их нищета не смущала молодую женщину.

С этого времени Жанна стала главной темой художника. Он нарисовал несколько ее портретов. Есть работа, на которой художник изобразил беременную девушку, когда Жанна вынашивала их первого ребенка. Потом она забеременела вторым, но глубоко больной художник умер. Этого Жанна не перенесла. Она в порыве безумия из-за потери на 9-месяце беременности покончила с собой.

Умер и неродившийся ребенок, а старшую дочь забрала к себе сестра Амедео.

Такой трагедией закончилась жизнь двух любящих сердец.

Источник: https://www.syl.ru/article/303481/kartina-modilyani-harakteristika-portretov

Амедео Модильяни 1884–1920 Автопортрет. 1919. Ты сидел на низенькой лестнице, Модильяни. Крики твои буревестника, Улыбки обезьяньи… О, безумец, без имени! — презентация

1 Амедео Модильяни 1884–1920 Автопортрет. 1919<\p>

2 Ты сидел на низенькой лестнице, Модильяни. Крики твои буревестника, Улыбки обезьяньи… О, безумец, без имени! Ты кричал: «Я могу! Я могу!» И четкие черные пинии Вырастали в горящем мозгу. Великая тварь Ты вышел, заплакал и лег под фонарь. Ильи Эренбург. «Поэмы о канунах» «Моди» подписывал Модильяни свои работы, опасно кокетничая с судьбой (в переводе с французского «maudit» означает «проклятый»).<\p>

3 Родители Модильяни – Евгения Гарсен и Фламинио Модильяни Автопортрет Тосканская дорога. 1898Прогулка в Ливорно. 1898<\p>

4 «Когда Амедео Модильяни… был изысканным, прилежным и воспитанным юношей, он рисовал с большим рвением, и никаких искажений не было… Он почти всегда изображает сидящего человека, руки лежат на коленях. Конечно, это естественная поза покоя, но в ней к тому же есть что-то типично тосканское… Это свойственное итальянцам видение покоя, отдыха Модильяни вывез во Францию и там драматизировал». Из воспоминаний современника В 1903 г. Амедео учился в Венеции, в Институте изящных искусств. В Неаполе, на Капри, в Риме Дэдо (домашнее имя Амедео) начал рисовать скульптуру и архитектуру. Во Флоренции записался в Свободную школу рисования обнаженной натуры мастера Джованни Фаттори. Скорее всего, именно Фаттори привил Модильяни любовь к линии и простоте формы, которые через некоторое время станут признаками его фирменного стиля.<\p>

5 Голова молодой женщины 1908 Болеющая обнаженная Женщина в желтой куртке (Амазонка) Именно Париж сделал Амедео настоящим Модильяни, хотя годы жизни здесь были наполнены трудами, лишениями и муками творчества. В Париже в поисках себя Модильяни бросался из крайности в крайность: от Тулуз-Лотрека, Сезанна до Пикассо.<\p>

6 В 1907 г. художник познакомился с доктором Полем Александром, ставшим его первым почитателем и покровителем. Поль Александр на коричневом фоне. 1909<\p>

7 Простые, грубоватые, но выразительные формы примитивных африканских статуй поразили воображение художника, проникли в его живопись, соединившись с чистотой рисунка, свойственного тосканской живописи, и яркими, но нежными красками. Из этого удивительного синтеза и явился на свет уникальный, ни на что не похожий стиль Амедео Модильяни. Голова. Около 1911Кариатида. Около 1912<\p>

8 «…будущее, которое, как известно, бросает свою тень задолго перед тем, как войти, стучало в окно, пряталось за фонарями, пересекало сны и пугало страшным бодлеровским Парижем, который притаился где-то рядом. И все божественное в Модильяни только искрилось сквозь какой-то мрак. Он был совсем не похож ни на кого на свете. Голос его как-то навсегда остался в памяти. Я знала его нищим, и было непонятно, чем он живет. Как художник он не имел и тени признания». Анна Ахматова<\p>

9 В 1914 г. Модильяни нашел нового покровителя коллекционера Поля Гийома, владевшего художественной галереей и периодически выставлявшего там работы Амедео. Портрет Поля Гийома. 1916<\p>

10 Модильяни никогда не работал по заказам богатых клиентов, никогда не рисовал не интересных ему людей только тех, кто был ему хорошо знаком, близок или просто симпатичен. Портрет Диего Риверы Портрет Пабло Пикассо е Портрет Хаима Сутина е<\p>

11 Портрет Леопольда Зборовского Портрет Ханки Зборовска. Б. г. Польский поэт Леопольд Зборовский с женой опекали художника. По заказу Зборовского Модильяни создал около тридцати картин в жанре ню.<\p>

12 Рыжеволосая девушка в сорочке, сидящая на диване (Юная молочница). Б. г. Сидящая обнаженная. 1918<\p>

13 Обнаженная на подушке. 1918<\p>

14 В 1917 г. Модильяни познакомился с художницей Жанной Эбютерн, разделившей с ним все тяготы жизни. Портрет Жанны Эбютерн в большой шляпе. Б.г. Жанна Эбютерн. 1914Амедео Модильяни. 1918<\p>

15 Портрет Жанны Эбютерн на фоне дверей Портрет Жанны. 1919<\p>

16 Желтый свитер (Портрет Жанны Эбютерн). Около 1919 Портрет Жанны Эбютерн в профиль. 1918Портрет Жанны Эбютерн. 1918<\p>

17 Розовая кариатида с голубой каймой Около 1912 Презентация подготовлена Е. Князевой на основании материала Я. Белошапкиной Журнал «Искусство» 1/2012<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/937866/

Что смотреть на выставке «Легенды Монпарнаса»: 7 редких картин Модильяни, Сутина и других

В Музей Фаберже привезли полотна Модильяни, Сутина и других художников «Парижской школы» из коллекции мецената Йонаса Неттера — более 70 лет она была недоступна широкому зрителю. Рассказываем о семи картинах стартующей с 25 ноября экспозиции, перед которыми стоит задержаться подольше.

Под лейблом «Парижской школы» объединяют очень разных художников между условными импрессионизмом и сюрреализмом, связанных зачастую лишь тусовочными связями.

Картины Дерена, прожившего долгую и в целом благополучную жизнь (в сравнении с судьбами сверстников), — пример такой эклектики: буйство фовизма, намеки на мрачность экспрессионизма, отдаленное влияние всегда стоявшего особняком Пикассо.

Главными хитами выставки станут полотна Модильяни — романтической легенды, нищего рыцаря прекрасного, сердцееда (возможно, прототипа «сероглазого короля» из экстатической оды Анны Ахматовой, с которой у художника был короткий роман в 1910-м), вздорного психопата и создателя особого художественного метода, который искусствоведы не в состоянии отчетливо идентифицировать ни с одним из модернистских течений. Итальянский по происхождению гений работал как одержимый, оставив сотни картин, рисунков и скульптур, однако наиболее известны и прославлены портреты женщин, которые у Модильяни одновременно земные печальные создания и существа из сновидений с по-лебединому длинными шеями.

В числе множества женских образов Модильяни особое и зловещее место занимает его последняя муза и жена. С девятнадцатилетней Жанной Эбютерн художник (старше ее на полтора десятка лет) познакомился во время карнавала в марте 1917 года.

Модильяни к тому времени жил в привычной нищете, но его психическое состояние (сегодняшние специалисты заочно ставят ему диагноз «биполярное расстройство») уже было плачевным, подтачиваемым к тому же алкоголем, морфием и кокаином. Жуткий финал «самой романтической любви на Монпарнасе» укладывается в формулу «жили недолго, умерли в один день». Почти.

24 января Амедео умер от туберкулезного менингита в клинике для бедных, на следующий день Жанна, оставив маленькую дочь, выбросилась из окна.

Самый витальный, безумный и гениальный французский экспрессионист родом из еврейского местечка в Белоруссии.

Биография Сутина тянет на полноценный сериал: тотальная бедность по приезде в Париж (по легенде он писал картины голым не из эксцентричности, а просто потому, что единственный комплект одежды было боязно испачкать краской), громкий успех в 1920-х, когда благодаря американским коллекционерам его работы стали продаваться, творческий кризис в период торжества сюрреалистов, скоропостижная смерть: художник умер в неполные пятьдесят от перитонита, скрываясь в траурном катафалке от хозяйничающих во Франции нацистов.

Прижизненную славу Сутину принесли изображения тел животных, подсказанные, как говорил художник, «Освежеванным быком» Рембрандта. Сутин купил тушу на скотобойне и подвесил ее в своей мастерской.

Художник, известный перфекционизмом, работал медленно, и вонь стала настолько невыносимой, что соседи пожаловались в санитарную службу.

В 2007 году картина была продана на аукционе Christie’s за 14 миллионов долларов.

Выходец из еврей ского штетла в Австро-Венгрии Кислинг приехал в Париж в начале 1910-х, поселившись в знаменитом общежитии Бато-Лавуар на Монмартре. Среди множества портретов и ню Кислинга на выставке покажут портрет покровителя и «продюсера» этого круга художников.

Предприниматель и коллекционер родом из Эльзаса в середине 1900-х заинтересовался новым «диким» поколением живописцев, тусовавшихся в кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас.

Именно Неттеру обязаны первыми выставками, вниманием прессы и просто деньгами на жизнь Модильяни, Сутин и другие необузданные гении той парижской поры.

Родившийся в богемной среде (мать — натурщица и художница Сюзанна Валадон), Утрилло был «ребенком Монпарнаса» со всеми вытекающими последствиями: пристрастие к алкоголю привело к серьезным проблемам со здоровьем уже в шестнадцать лет. В творчестве его мятежный дух почти не отразился: умиротворенный и даже консервативный в своих пейзажах, он продолжил живописную традицию импрессионистов.

Выставка «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса» с 25 ноября по 25 марта в Музее Фаберже.

Источник: http://www.sobaka.ru/city/art/64864

История любви Амедео Модильяни и Жанны Эбютерн

Мир признал его гениальность после его смерти. Его возлюбленная знала это всегда. Муза Модильяни , его ангел-хранитель, самая преданная поклонница и не венчанная жена, Жанна не могла жить без него. На следующий день после его кончины она подошла к окну шестого этажа и шагнула за любимым в вечность.

Их познакомил Париж и искусство . Они встретились в апреле 1917 года в художественной академии Коларосси.

Жанна – 19-летняя студентка, делающая свои первые наброски. Амедео , или, как называли его в богемной среде, Моди (фр. — проклятый), — 32-летний бедный художник, воспользовавшийся возможностью за 50 сантимов получить место с мольбертом и писать обнаженную натуру. Модильяни к тому времени уже 10 лет как жил в Париже.

За эти годы страстный и увлеченный искусством красавец тосканец растерял свой лоск, а изящные костюмы и рубашки с накрахмаленными воротничками сменил на мятый вельветовый пиджак и длинный шарф. Умный, обаятельный, прекрасно образованный, он жил за гранью нищеты.

В его маленькой мастерской неподалеку от Люксембургского сада всего-то и было вещей что мольберт, узкая кровать, пара стульев да большой чемодан, на котором частенько ночевали гости – такие же полуголодные увлеченные искусством фантазеры. Но самыми постоянными друзьями художника были алкоголь и гашиш.

А еще он был смертельно болен. Туберкулез.

Амедео Модильяни  и Жанна Эбютерн

Жанна была полная его противоположность. Миниатюрная, нежная, кроткая, строгое католическое воспитание, ни капли вина – неудивительно, что ее родители не желали дочери такого неприкаянного мужа-бессребреника. Однако удержать Жанну уже не могло ничего. В своего Амедео она влюбилась без памяти и с первого взгляда.

О донжуанстве Модильяни говорил весь Париж. Красивый, романтичный, с ореолом трагичности – у него были романы с самыми яркими и экстравагантными дамами из парижской богемы. Моди был своеобразной достопримечательностью Монмартра. В кафе и ресторанчиках его часто кормили бесплатно – за наброски на салфетках. Картины продавались плохо.

Впрочем, гордый итальянец даже с пустым кошельком не соглашался писать портреты за деньги. Никто не может диктовать ему что и как рисовать. За мольбертом Модильяни проводил все свое время – когда не пил и не кутил с друзьями в кафе. В приступах яростной самокритики он уничтожал одну картину за другой. Он не жил – сгорал.

Но появилась Жанна и вдохнула жизнь в него и в его творчество.

Портреты Жанны Эбютерн. Амедео Модильяни

Их любовь была пропитана запахом масляных красок, алкоголя, гашиша и сырости нетопленой мастерской. Около 30 портретов возлюбленной написал художник за те три года, которые были отведены им судьбой. Сейчас они продаются за миллионы долларов. Только недавно были обнаружено несколько картин, написанные самой Жанной – оказалось, она была хорошим художником и обладала своим, уникальным стилем.

Но главным в ее жизни было не искусство. А он – Амедео. Каждый вечер она находила его в одном из парижских кафе и смиренно доставляла на трамвае домой.

Мало что изменилось, когда у них родился ребенок, девочка, тоже Жанна. Они не были хорошими родителями. Она думала только о своем гении, а гений думал об искусстве. После их смерти ребенка удочерит сестра Амедео.

Жанна Модильяни станет одним из лучших биографов художника.

Портрет Амедео Модильяни.                                     Автопортрет. Жанна Эбютерн
Жанна Эбютерн

В конце января 1920 года друзья застали художника, лежавшим на кровати в холодной мастерской почти без сознания. У него была последняя стадия туберкулеза. Беременная Жанна сидела рядом, бессмысленно глядя в одну точку. 24 января он умер в больнице для бедных. На следующий день она выбросилась из окна родительского дома. Музе не было места в этом мире без ее гения.

Спустя несколько лет после смерти художника родители Жанны Эбютерн согласились перезахоронить ее рядом с возлюбленным. На кладбище Пер-Лашез две могилы рядом: «Амедео Модильяни, художник, умерший на пороге славы» и «Жанна Эбютерн, его преданная спутница, не пожелавшая пережить разлуку с ним».

ИСТОЧНИК

Источник: https://otnosheniya.temaretik.com/857058339302672543/istoriya-lyubvi-amedeo-modilyani-i-zhanny-ebyutern/

Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса

На выставке будут представлены самые громкие имена и показаны главные жемчужины коллекции Неттера: живопись Амедео Модильяни, Хаима Сутина, Мориса Утрилло, а также работы Моисея Кислинга, Мориса Вламинка, Андре Дерена, Сюзанны Валадон и других легендарных мастеров Монпарнаса.

Pinacothèque de ParisАндре Дерен «Большие купальщицы», 1908

Для художников и поэтов, желавших приобщиться к последним веяниям в искусстве, Монпарнас был настоящим местом паломничества: в 1910-х годах завсегдатаями его многочисленных кафе были все лидеры и идеологи европейского модернизма.

Илья Эренбург писал о знаменитом кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас: «С самого утра за четырьмя или пятью столами в жаркой, душной, прокуренной задней комнате сидели русские, испанцы, латиноамериканцы, скандинавы, люди со всех концов земли, предельно нищие, невесть во что вырядившиеся, оголодавшие, и говорили о живописи, декламировали стихи, обсуждали способы раздобыть пять франков, спорили и примирялись. Под конец кто-нибудь обязательно напивался, и его выставляли вон».

Pinacothèque de ParisМорис Утрилло «Ворота Сен-Мартен», ок. 1908

Новая культура модернизма, окрыленная окончанием Первой мировой войны и последовавшим за ней экономическим подъемом, сделавшим искусство еще более востребованным и популярным, породила в своем центре — Париже — атмосферу невиданной, безграничной свободы. Тем не менее, богемная жизнь тех лет была безоблачной и беззаботной далеко не для всех ее участников.

Молодые художники — Модильяни, Сутин, Утрилло и многие другие — жили в бедности, а их картины воспринимались публикой как скандальные и практически не покупались. Друзья Модильяни называли его «Моди» не только из-за фамилии, но и из-за ее созвучия прилагательному «проклятый» (фр.

maudit) — это прозвище закрепилось за ним и художниками его круга, чья жизнь была полна лишений и неудач.

Pinacothèque de ParisАмедео Модильяни «Портрет Жанны Эбютерн», 1918

Огромную роль в судьбе этих художников сыграл первый постоянный покупатель их работ, предприниматель и любитель искусства Йонас Неттер. Он начал собирать свою коллекцию благодаря встрече с торговцем произведениями искусства Леопольдом Зборовским, с которым познакомился в Париже в 1915 году.

Зборовский начал работать на Неттера — общаться с художниками, собирать, выменивать и перепродавать их произведения. Опираясь на финансовую поддержку Неттера, Зборовский заключал соглашения с художниками, платил им жалованье, давал деньги на аренду мастерских, закупку материалов для живописи и прочие расходы.

В том же 1915 году Неттер и Зборовский заключили контракт с Модильяни, согласно которому они платили художнику 300 франков в месяц, за что получали все созданные им полотна. К 1917 году ежемесячная сумма, выплачиваемая художнику, выросла до 500, а в 1919 — до 1000 франков.

Аналогичные соглашения у Неттера и Зборовского существовали с Сутиным и Утрилло. Увлечение Неттера их творчеством, равно как и работами Моисея Кислинга, Сюзанны Валадон, Андре Дерена и других мастеров способствовало возникновению спроса на художников Парижской школы и сформировало новый сегмент арт-рынка.

Коллекция Неттера более 70 лет была недоступна для широкого зрителя и только в последние годы ее стали показывать в Европе.

Pinacothèque de ParisХаим Сутин «Автопортрет с занавеской», 1917

Шедеврами коллекции Неттера несомненно являются пронзительные и утонченные портреты, созданные Амедео Модильяни в последние годы его недолгой жизни. Среди них два портрета его музы — Жанны Эбютерн. Художник познакомился с ней во время карнавала в марте 1917 года. Жанне было 19 лет, она была студенткой частной художественной школы.

Несмотря на недовольство родителей и пагубные пристрастия Модильяни к алкоголю и наркотикам, Жанна вскоре стала жить с художником и родила ему дочь. Модильяни создал более 20 портретов Жанны. История любви Жанны и Модильяни, запечатленная в созданных им портретах, стала одной из самых известных романтических историй в искусстве ХХ века.

Жанна разделила с Моди все невзгоды и покончила с собой на следующий день после его смерти 24 января 1920 года.

Pinacothèque de ParisАмедео Модильяни «Портрет рыжеволосой девушки (Жанна Эбютерн)», 1918

На выставке также будет показана замечательная подборка картин близкого друга Модильяни — выходца из России Хаима Сутина.

Подобно своему другу, Сутин жил и творил в бедности и был известен как человек неврастеничный, болезненный и гиперчувствительный. Свой мятущийся характер художник в полной мере воплотил в живописи, создав собственную разновидность экспрессионизма.

В коллекции Неттера представлены все жанры, в которых работал Сутин — портреты, натюрморты, городские и сельские пейзажи.

Pinacothèque de ParisХаим Сутин «Сумасшедшая», ок. 1919

Живопись Мориса Утрилло представлена целой серией пейзажей, относящихся к лучшему — «белому» — периоду его творчества.

Первые уроки живописи Утрилло получил от своей матери — художницы, а в молодости любимой натурщицы Ренуара и Тулуз-Лотрека — Сюзанны Валадон, чьи работы также можно будет увидеть на выставке.

Утрилло стал мастером монохромных, отличающихся изысканным чувством тона городских пейзажей, передающих ощущение одиночества и меланхолии.

Pinacothèque de ParisМоисей Кислинг «Мужской портрет (Йонас Неттер)», 1920

Яркий контраст эфемерным работам Утрилло создают насыщенные по цвету картины Моисея Кислинга, среди которых — портрет коллекционера Йонаса Неттера.

Последнего с Кислингом связывала дружба, что неудивительно: Кислинг был истинной душой Монпарнаса, человеком излучавшим, по свидетельству современника, «энергию, в которой смешивались жизненность, любовь, сексуальность и творчество».

Он был постоянным посетителем кафе «Купол», «Ротонды» и многочисленных костюмированных балов, которые устраивались в мастерских, в частных домах и салонах.

Всего на выставке будет представлено более 120 произведений художников Парижской школы, составляющих ядро уникальной коллекции Йонаса Неттера. Куратор выставки Марк Рестеллини — историк искусства, один из ведущих мировых экспертов по творчеству Амедео Модильяни. Выставка продлится до 25 марта 2018 года.

Источник: https://robb.report/sobytiya/22462-modilyani-sutin-i-drugie-legendy-monparnasa/

Амедео Модильяни и Анна Ахматова: история одной любви

Амедео Модильяни

Итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников конца XIX — начала XX века, представитель экспрессионизма. Модильяни вырос в Италии, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения, пока в 1906 году не переехал в Париж. Родился Модильяни — 12 июля 1884 г., Ливорно, Тоскана,  Италия. Умер — 24 января 1920 г. (35 лет), Париж.

Анна Ахматова

Русская поэтесса, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века. Номинант на Нобелевскую премию по литературе. Родилась — 23 июня 1889 г., Одесса. Умерла — 5 марта 1966 г. (76 лет), Домодедово, Московская область.

История любви

Случайная встреча

«Автопортрет»

Она повстречала Модильяни в Париже в 1910-м году, куда приехала со своим молодым супругом — поэтом Николаем Гумилевым, за которым была замужем всего месяц. Модильяни же жил в Париже с 1906 года.

Он приехал туда с целью заявить о себе как о талантливом молодом художнике и попутно брать уроки у французских живописцев.

Он был очень беден и никому не известен, однако приглянулся девушке своим изяществом, аристократичностью, чувствительностью и непонятным спокойствием.

Они встретились в самом центре Парижа. На Анну заглядывались многие мужчины, и Модильяни не стал исключением. Он скромно испросил у нее позволения написать ее портрет, и девушка согласилась. Так начался их тайный и бурный роман, который мог бы закончиться там же, в Париже. Но даже вернувшись домой в Петербург, Анна не могла забыть художника.

Она продолжала писать стихи, посещала историко-литературные курсы и делала вид, что все, как обычно. Но однажды, во время отъезда Гумилева в Африку на целых полгода, Анна получила пылкое письмо от Амедео. Он писал, что не может ее забыть и мечтает снова встретиться. Вскоре письма с признаниями стали регулярными.

И снова вместе

Когда вернулся из Африки муж, Анна не замедлила поссориться с ним из-за того, что тот посмел оставить ее так надолго, и, обиженная, умчалась в Париж, где пробыла целых три месяца. От друзей она слыхала, что Амедео, угнетаемый постоянной нищетой и безнадежностью, пристрастился к наркотикам и алкоголю.

Но то, что она увидела по приезде, повергло ее в шок: девушку встретило осунувшееся, худое, бледное существо, имевшее мало общего с тем красавцем, которого она встретила почти год назад.

Но даже сейчас, обросший бородой и заметно постаревший, он казался ей самым красивым мужчиной на свете. Его обжигающий, пронзительный взгляд остался прежним.

Дни, проведенные с ним, Ахматова вспоминала до конца своей жизни.

В крохотной мастерской, заставленной холстами, Анна позировала художнику. Днём они вдвоем бродили по музеям, а по ночам совершали прогулки по городу.

Художник писал ее портреты в разных образах, и ни разу за все время своего пребывания в Париже Анна не видела его пьяным. Когда Ахматовой пришло время уезжать, Модильяни, прощаясь с ней, отдал ей несколько свертков с рисунками.

Все, кроме одного, Ахматова долго прятала в надежном месте, чтобы сохранить тайну своих отношений. Но тот один висел в изголовье ее кровати до конца ее жизни.

Рисунки были сделаны карандашом. Один она носила всегда при себе – тот, на котором была изображена в образе египтянки. Другой портрет украсил её сборник стихов и поэм «Бег времени» (1965).

Три рисунка, выставлявшиеся ранее на выставке и хранившиеся в коллекции доктора Поля Александра, друга и покровителя Моди, изображают Анну обнажённой.

Ещё четыре рисунка находятся в частной коллекции в Бельгии.

Жанна Эбютерн

Все шестнадцать рисунков Модильяни отдал своей любимой женщине, когда она возвращалась в Россию к мужу. И это расставание послужило окончанием их романа. Анна  продолжала жить с мужем, а в жизни Модильяни появилась Жанна Эбютерн, молодая девушка.

Жанна  родила художнику ребёнка. Второму ребёнку не суждено было появиться на свет… Амадео Модильяни заболел туберкулёзным менингитом и скоропостижно скончался, а беременная Жанна  выбросилась из окна от горя. Смерть художника стала достоянием прессы.

«О, не вздыхайте обо мне…»

Это была их последняя встреча. Спустя девять лет Анна случайно наткнулась в журнале, посвященном искусству, на небольшой некролог, в котором сообщалось о смерти «хорошего художника», которого мир признал лишь спустя 2 года после его безвременной кончины. Более 50 лет Анна Ахматова хранила в тайне свой яркий, но короткий роман.

В начале 60-х поэтесса посетила Париж. Воспоминания волной нахлынули на нее, и она, наконец, решилась написать о них и о своих отношениях с художником.

Да и скрывать что-либо было уже бессмысленно, ведь среди многочисленных картин, написанных Модильяни и выставлявшихся в галереях, присутствовало целых двенадцать портретов, на которых была изображена красивая молодая черноволосая девушка – вечная муза и возлюбленная художника, поэтесса Анна Ахматова.

«Больше всего мы говорили с ним о стихах» — воспоминания о Модильяни

Анна Ахматова, не любившая выставлять свою личную жизнь напоказ и долгое время отрицавшая любовную связь с Модильяни, тем не менее, вспоминая о художнике, ни разу не отозвалась о нём плохо, несмотря на скандальную репутацию итальянца. В начале 60-х годов 20 века Ахматова посетила Париж. После поездки увидели свет воспоминания о Модильяни. В этих воспоминаниях она признаётся:

«Вероятно, мы оба не понимали одну существенную вещь: все, что происходило, было для нас обоих предысторией жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной.

Дыхание искусства еще не обуглило, не преобразило эти два существования, это должен был быть светлый, легкий, предрассветный час.

Но будущее, которое, как известно, бросает свою тень задолго перед тем, как войти, стучало в окно, пряталось за фонарями, пересекало сны и пугало страшным бодлеровским Парижем».

«Больше всего мы говорили с ним о стихах. Мы оба знали очень много французских стихов.

В два голоса читали Верлена, которого хорошо помнили наизусть, и радовались, что помним одни и те же вещи … Данте он мне никогда не читал. Быть может, потому что я тогда не знала еще итальянского.

Модильяни очень жалел, что не может понимать мои стихи, и подозревал, что в них таятся какие-то чудеса, а это были только первые робкие попытки».

 Источники: ru.wikipedia.org, personallife.ru, frame.friends-forum.com.

Амедео Модильяни и Анна Ахматова: история одной любви обновлено: Апрель 6, 2016 автором: interesno-vse.ru

Источник: http://interesno-vse.ru/?p=11473

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector