Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
«Я рисую вещи, как они есть. Я не комментирую. Я делаю запись.»
Анри де Тулуз-Лотрек
Он мог бы прожить обычную скучную жизнь и никогда не взять в руки кисть. И мир никогда бы не узнал о том, каким был Монмартр конца XIX века и какой жизнью жил Париж полусвета. Несчастье сделало его калекой — и подарило миру выдающегося художника-постимпрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека.
Детство аристократа
Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа был потомком древнейшего аристократического рода Франции. Детство он провел в родовом поместье в Альби, а после развода родителей попеременно жил то в имении Шато-дю-Боск, то в Шато-дю-Селейран.
Он получил соответствующее его положению образование, учился греческому и латыни, осваивал верховую езду и танцы. С отцом, водившим маленького графа в цирк и на ярмарки, которые он полюбил всей душой, теплых отношений у Анри не было никогда.
Эксцентричный и самолюбивый, отец больше уделял внимания себе, нежели сыну. Зато с матерью Анри был по-настоящему близок.
Казалось, перед Тулуз-Лотреком лежала прямая и ясная дорога. Его ждало обучение в университете, «правильный» брак, наследники и упорядоченная, подчиненная строгому регламенту высшего света жизнь.
Но переломы обеих ног, полученные почти подряд, кардинально изменили жизнь мальчика. Травмы тому причиной или наследственная болезнь, но с четырнадцати лет у Анри перестали расти ноги.
На всю жизнь он остался человеком с торсом мужчины на коротких, почти детских ножках.
Обычный путь аристократа был для него закрыт. И это, как ни странно, позволило Тулуз-Лотреку развить свой талант, который при ином стечении обстоятельств, быть может, остался бы не известным никому, кроме узкого круга близких.
Анри от природы был удивительно наблюдательным рисовальщиком. Еще в 1878 году он брал уроки живописи в Альби, в родном имении. Ему было все равно, что писать, людей или животных, — Анри увлекал сам процесс.
Затем он продолжил обучение в мастерской Бонна в Школе изящных искусств, куда попал в 1881 году. Но классическая манера очень скоро надоела молодому человеку.
Тулуз-Лотрек и его друзья-художники Бернар и Анкетен обратились к Фернану Кормону с просьбой принять их на обучение.
Наставник сразу понял, что талант его ученика весьма, своеобразен. Анри было трудно удерживаться в рамках реальности, точно копировать модель. Он старался изо всех сил, но глаз, словно сам выискивал правду, а рука утрировала детали изображения, отражая эту правду в рисунке. Тулуз-Лотрек обладал редким дарованием гротескного рисовальщика.
Восхищаясь работами Дега и японской гравюрой, юноша выработал собственный стиль на их основе.
«Я нигде не чувствую себя более уютно!»
В своей мастерской на улице Турлак в Париже Анри был душой компании, компенсируя физический недостаток великолепным воспитанием и искрометным остроумием. В эти годы он создал множество замечательных портретов, выдержанных в стиле импрессионизма, от которого вскоре отказался: «Портрет матери» (1887), «Портрет Ван Гога» (1887), «Рыжеволосая в белой блузе» (1888), «Пьяница» (1889).
Анри де Тулуз-Лотрек «В цирке Фернандо: инспектор манежа» (1888)
Чуть позже Тулуз перебрался на Монмартр. Это место было самым скандальным и злачным в Париже, а значит, и во всей стране, — и оно стало его пристанищем, а населяющие его люди — друзьями и вдохновителями художника.
Вот когда он погрузился в атмосферу постоянного балагана и ярмарки — совсем как в детстве! Только теперь это была его жизнь, и все в ней было всерьез. Завсегдатай цирков, кафе и танцевальных площадок, Анри скоро сам стал местной достопримечательностью. Казалось, у него был «свой столик» везде, куда он приходил, чтобы искать образы и идеи для картин.
Анри де Тулуз-Лотрек «Женщина с зонтиком» (1889)
Одна из самых ярких тем полотен Тулуз-Лотрека — кабаре «Мулен Руж» 1890-х годов. Танцоры, актеры, шансонье — все они его модели. Стиль его письма становился все динамичнее, острее и точнее. Художника мало интересовали тонкости цвета, гораздо больше — линия, силуэт, а главное — психологический образ.
Цветовое решение Тулуз-Лотрек выбирал простое — заливку контура практически только одним тоном и его градациями. «Мулен Руж. Ла Гулю с сестрой» (1892), «Актриса Марсель Лендер» (1895), «Иветт Гильбер» (1895), «Клоунесса Ша-Ю-Као» (1985) — типичные примеры его работ тех лет.
Анри де Тулуз-Лотрек «Жанна Авриль» (1890)
Анри де Тулуз-Лотрек «Марселла Лендер танцующая болеро в кабаре Шильперик» (1895)
Нельзя не отметить еще одну сторону его творчества. Анри Тулуз-Лотрек был первым из художников, кто профессионально занялся рисованием афиш, сделав рекламный плакат высоким искусством.
А еще пару лет спустя Тулуз-Лотрек оставил кабаре и дансинги, чтобы… писать в борделях.
Серия рисунков, посвященная обитателям публичных домов и их обыденной жизни, сразу стала скандально известной, хотя даже на своей выставке в 1896 году Лотрек разместил всего несколько работ — в отдельном зале, запертом на ключ, куда приглашал только избранных. Ни одной работы этой серии Анри не продал.
В этих рисунках, этюдах и картинах была настоящая правда жизни, не парадная, а оборотная сторона. Сторона людей, униженных и отброшенных обществом. К этому миру принадлежал и сам Тулуз-Лотрек — и кто мог лучше отобразить такую правду?
Анри де Тулуз-Лотрек никогда не берег себя, буквально сжигая здоровье, и так не особенно крепкое от природы, в ночных бдениях, алкоголе и безудержном веселье ночного Парижа. Он умер от паралича в возрасте тридцати семи лет на руках у матери, в одном из родовых поместий в Бордо.
Поделиться ссылкой
Источник: http://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/zhivopis/anri_de_tuluz-lotrek_1864-1901.html
Великий карлик: Анри Тулуз-Лотрек
Анри Тулуз-Лотрек появился на свет 24 ноября 1864 года в фамильном замке Альби на юге Франции. Первые 14 лет жизни — сплошное счастье! Как и положено ребенку, родившемуся с серебряной ложкой во рту, Анри, или Маленькое Сокровище (так прозвала его одна из обожающих бабушек), любил лошадей и охотничьих псов, мечтал, как и отец, участвовать в охоте, делать ставки на скачках.
Все изменилось внезапно, в мгновение, когда 14-летний мальчик вдруг упал, сломав бедро. Чуть позже — второе неожиданное, практически на ровном месте, падение — и перелом второй ноги! Гипс. Инвалидная коляска. И страшный вердикт врачей: изменить что-либо, остановить течение болезни невозможно.
Слишком хрупкие кости восстанавливались медленно, ноги частично атрофировались, Анри перестал расти (по мнению медиков, причиной этой беды было родство отца и матери Тулуз-Лотрека, они доводились друг другу кузенами). Привычный мир мальчика рухнул.
Болезнь развивалась стремительно — буквально за год-полтора очаровательный шустрый подросток превратился в коротконогого карлика метр пятьдесят ростом, с неправильным толстогубым лицом. Не тогда ли он впервые огляделся — и увидел реальную жизнь, в которой так много слез и боли?.. В любом случае, сомневаться не приходится: именно ужасное превращение в карлика сделало Тулуз-Лотрека художником.
Несчастный Анри понял: живопись — единственный мир, где можно укрыться от собственных мучительных переживаний. Зная о своих несомненных, рано открывшихся способностях рисовальщика, он решил всерьез посвятить себя живописи. Для начала стал учеником художника-анималиста Пренсто.
Тридцатисемилетний глухонемой художник искренне привязался к подростку-калеке, и не только потому, что дарование ребенка било через край. Два обделенных природой человека понимали друг друга. Они общались без слов. Именно Пренсто научил Анри мастерски передавать движение (особенность творчества Лотрека, восхваляемая всеми без исключения).
Автопортрет перед зеркалом. 1882-83 г.
После двух лет работы с Пренсто Лотрек поступил в мастерскую известного в те годы живописца, приверженца академизма Леона Бонна. Мэтр тоже хвалил воспитанника, и было за что — Анри вкладывал в работы всю душу, его полотна «цепляли» любого, даже случайного, зрителя…
Разнорабочий в Селейране. 1882 г.
Следующим учителем стал Фернан Кормон, поначалу очаровавший Анри веселостью и простотой нрава. Но Кормон, как и Бонна, был из академиков, замшелые постулаты которых уже надоели молодым художникам… Лотрек был влюблен в смелые линии картин Эдгара Дега, он восхищался первыми полотнами импрессионистов. Их ругают академики? Ну и что, ну и пусть!..
О, как хотелось ему создать свой собственный, индивидуальный стиль, свою технику! Писать картины, в каждой из которых будет нечто неповторимое, особенное — позволяющее узнавать при первом же взгляде: «Это — Лотрек». «Подумать только, будь мои ноги чуть длиннее, я никогда бы не занялся живописью!» — воскликнул однажды художник. Так оно и было.
Творчество стало для Лотрека настоящим убежищем. Он рисовал постоянно, одержимо, как сумасшедший, стараясь изобразить движения людей и животных, мимолетное выражение чьих-то глаз, чью-то усталую гримасу. Он жадно наблюдал жизнь вокруг себя — и стремился запечатлеть ее мгновения.
Кроме того, во всех полотнах Лотрека — желание максимально правдиво, порой беспощадно передать индивидуальную характеристику модели.
Обнаженная натура. 1883 г.
Он взрослел, хотя внешне оставался все тем же уродцем-коротышкой. «Молитесь о нем, — писала матери графиня Адель. — Пребывание в мастерской дает ему много с точки зрения профессии, но это тяжкое испытание для молодого человека».
День за днем, месяц за месяцем, год за годом… Лотрек учился жизни и живописи, все смелее перенося на холст черты и эмоции окружавших его людей. И непременно в каждой картине была частица его собственной боли, его несбывшихся надежд.
Артиллерист, седлающий лошадь. 1879 г.
18, 19, 20 лет… Как и все в этом возрасте, он мечтал о любви. Но на что можно надеяться, когда ты — уродливый коротышка? Первые компании — и первая «наука»: лучше прятать глубоко в душе собственные комплексы и переживания, оставаясь для многочисленных друзей-приятелей вечно веселым, смеющимся (в том числе над самим собой) карликом. «Хотел бы я увидеть женщину, у которой любовник еще уродливее, чем я!» — выкрикивая эти «беззаботные» слова, он хохотал первым, а вслед за ним — все остальные. Пожалуй, единственной женщиной, искренне любившей Лотрека всю жизнь, была его мать, графиня Адель. Именно ее портреты, написанные сыном, поражают своей теплотой. Грустное милое лицо женщины, сидящей за столом с чашкой кофе в руках, — мудрые глаза, боль, спрятанная в уголках усталого рта… Мать готова была стать тенью сына, чтобы всюду незримо оберегать его.
Анри Тулуз-Лотрек. Портрет графини А. де Тулуз-Лотрек. 1881-82 г.
Но она не могла дать ему то, что так необходимо 20-летнему юноше, — чувственную любовь, страсть, от которой кружится голова и хочется обнять целый мир. Однажды один из приятелей Анри решил помочь ему в этом непростом вопросе. Именно он свел Лотрека с публичной девкой, которую тянуло к всевозможным извращениям.
Внешне — ангел во плоти, по сути своей она была дьяволом. Познав с ней мир плотской любви, Лотрек одновременно испытал жесточайшее разочарование. Он понял: страсть, похоть — это не любовь. А любовь если и будет жить в его душе, то уж точно никогда не найдет выхода. Разве что на полотнах.
Анри Тулуз-Лотрек. В постели.
1898 г.
В 20 лет Лотрек ушел из дома, поселившись у приятеля на Монмартре. Для него началась новая жизнь. Монмартр!.. Рождение этого богемного местечка — района художников и поэтов — происходило одновременно с рождением Лотрека — художника.
Некогда тихий уголок Парижа, Монмартр постепенно превращался в мир богемы, где без конца открывались кафе — одно оригинальнее другого, — кабаре, ресторанчики, салоны…
Именно здесь будущие великие художники и литераторы, поэты и актеры снимали дешевые студии и квартиры, именно здесь, в недорогих кафе, устраивали диспуты и презентации собственных, пока не признанных шедевров. Здесь, на Монмартре, Лотрек узнал спасительную радость дружбы.
Он практически никогда не был один — вместе с ровесниками, так же, как и он, мечтавшими о славе, ночи напролет Анри просиживал в кабаре и цирке, стал завсегдатаем скачек. Он верховодил, развлекал, смешил — и друзья просто обожали его, забывая даже о его уродстве.
В образе японского императора. Фото 1892 г.
Между тем Лотрек много работал. Носил с собой бумагу и карандаши, постоянно, везде, где бы ни оказывался, делал зарисовки. Вот, к примеру, скачки — захватывающий мир жокеев и лошадей, орущих болельщиков и пронырливых букмекеров…
Анри Тулуз-Лотрек. На скачках. 1899 г.
Театр — прекрасный, но коварный храм искусства, где все — и актеры, и зрители — играют свои роли…
Дом терпимости — усталые жрицы любви, прожженные, видавшие виды девахи, с отчаяньем, вдруг мелькнувшим где-то в прищуре подкрашенных глаз… «Вдруг»… Ему всегда было интересно это «вдруг».
То была безумная жизнь без сна и печали. Его жизнь!
Анри Тулуз-Лотрек. В цирке Фернандо. Наездница. 1888 г.
Невероятно — и тем не менее в крошечном, исковерканном теле Тулуз — Лотрека была спрятана гигантская энергия. Он практически не спал. Вечером в компании друзей спешил в театр. Его не волновало содержание пьес — он смотрел на лица актеров. Его интересовали необычные ракурсы, глаза, взгляды…
Иногда он ходил на один и тот же весьма бездарный спектакль десятки раз — лишь для того, чтобы каждый раз любоваться дивным профилем героини в определенной сцене. Он смотрел — и рисовал, занося на бумагу свои впечатления.
Анри Тулуз-Лотрек. Марсель Лендер, танцующая болеро в оперетте Хильперик.
1895
Спектакль окончен — пора в кафе! Пить рюмку за рюмкой — ликеры и вино, коктейли и настойки, чтобы мир вокруг становился теплее и улыбчивее, чтобы с языка сами собой слетали остроты…
В образе кокотки с Монмартра. Фото 1895 г.
Он стал истинным «певцом Монмартра» — парижская богема признала этот «титул» именно за ним — при всем количестве творивших на Монмартре художников! «Ша нуар», «Мулен де ла Галетт», «Элизе-Монмартр», а чуть позже — «Мулен Руж» — во всех этих кабаре Лотрек быстро стал своим.
У афиши кабаре Мулен Руж, 1892 г.
В Л'Элизе-Монмартр, 1888 г.
Анри Тулуз-Лотрек. В «Мулен де ла Галетт». 1889 г.
С карандашом в руках он сидел за столиком, всегда в шумной компании друзей, незаметно пьянея и — рисуя, рисуя. Он спешил запечатлеть свой мир. Он пил и рисовал, рисовал и пил… И смотрел вокруг.
А когда ночь медленно скатывалась к рассвету, он приходил в публичный дом, где знал по имени каждую кокотку. Ужинал. Бывало, сам готовил, чтобы удивить подружек. И вновь рисовал, благо женщины словно и не замечали его.
Салон на улице Мулен. 1894 г.
В постели. Поцелуй. 1892 г.
В одиночестве. 1896 г.
Вот красотка, натягивающая чулок, две подружки, уснувшие, обнявшись, в одной кровати, девчонка, что-то стирающая в тазике… И все это — жизнь! Когда солнце поднималось над горизонтом, Лотрек засыпал на пару часов. А потом жизнь начиналась вновь, во всем своем буйстве и великолепии.
В Мулен Руж. Танец. 1890 г.
Две подруги. 1895.
Героями картин Лотрека были актеры и певички, проститутки и алкоголики, художники и нищие. Танцовщица Ла Гулю и ее великолепный партнер Валентин Бескостный, певица Иветт Гильбер, циркачка Ша-Ю-Као и содержательница дома терпимости мадемуазель Бланш…
Анри Тулуз-Лотрек. Жанна Авриль. Афиша. 1893 г.
Анри Тулуз-Лотрек. Брюан в Эльдорадо. Плакат. 1892 г.
Причем в каждом лице, даже самом юном и прекрасном, он находил нечто болезненное, какую-то червоточину — в этом заключалась особенность его рисунков. Сбылась мечта: люди смотрели — и узнавали с первой секунды: «Это — Лотрек!»
Не все — о, далеко не все — были в восторге от его полотен. Он выхватывал суть, характер, индивидуальность, но не приукрашивал, не льстил, а порой даже подчеркивал внешнюю непривлекательность моделей.
Единственное, с чем не мог поспорить никто, — в его полотнах была энергия, сила жизни! Со временем он стал принимать участие в выставках — ежегодных вернисажах «Группы двадцати» в Брюсселе, выставках Салона Независимых в парижской галерее Бюссо и Валадона.
Его имя постепенно приобретало вес — Лотреку заказывали картины и рисунки для журналов.
Джованни Больдини. Портрет А. Тулуз-Лотрека.
Вдобавок его буквально завалили заказами на афиши — в этом жанре он оказался непревзойденным мастером. Анри с увлечением рисовал афиши для цирка и спектаклей, для кафешантанов и певиц. Он возвел афишу в ранг истинного искусства. Увлекся и литографией — новой модой времени. Он работал без устали. Не думая о здоровье. Не думая о будущем.
А у его матери упреки замирали на губах, когда она видела сына. Коротконогий, ковыляющий с палочкой уродец — он оставался для нее все тем же ребенком с раненой душой, которого могла понять только она. И она прощала ему его безумную жизнь, его влюбленность в порочный Монмартр.
Анри Тулуз-Лотрек. Портрет графини А. де Тулуз-Лотрек. 1883 г.
Более того, это она настояла на том, чтобы семья выделила Анри средства на собственную студию. То была огромная победа для художника! В 22 года Лотрек получил собственную крышу над головой — студию на улице Турлак. Приблизительно в то же самое время среди друзей Лотрека появился еще один, в котором он тотчас распознал дар божий, — Ван Гог.
«Какой художник, какая мощь!» — восклицал, глядя на его полотна, Лотрек. Он мгновенно влюбился не только в Винсента, но и в японские эстампы, которыми была увешана комната друга. Отныне у него появилась мечта — увидеть волшебную Японию собственными глазами. Правда, эта мечта останется среди неисполненных.
Пожалуй, стоит отметить еще один талант Лотрека — гастрономический. Гениальный художник был замечательным кулинаром, с легкостью, мастерски готовившим изысканнейшие блюда и коктейли. Богатство семьи позволяло Анри жить в собственное удовольствие, не считая жалкие сантимы. И он жил! Получал из семейных поместий дичь и домашние заготовки, вина и коньяки.
Устраивал для друзей великолепные застолья, смешивал дивные коктейли, после которых мало кто оставался на ногах. «Дорогая матушка! — писал он графине Адель. — Мне остается только пропеть осанну удобоваримости каплуна, который оказался несравненным. Пришлите еще бочку вина; по моим подсчетам, в год мне потребуется полторы бочки».
Прекрасная живопись и шикарные застолья — ах, как любили друзья забегать в мастерскую Анри! Здесь, среди красок и пестрых полотен, всегда, в любое время, валялись жареные каштаны и маринованные корнишоны из семейного замка Боек, бутылки изысканного вина и пакеты айвового мармелада.
Ну, а по пятницам Лотрек и вовсе устраивал традиционные званые ужины для своих приятелей — художников и жокеев, артистов и девиц без определенных занятий. «Чтобы оценить картину, надо предварительно опрокинуть хороший коктейль», — заявлял он, предлагая гостям плод собственной фантазии — напиток под названием «Дрожь», после которого многие немедленно отключались…
А он — с удовольствием демонстрировал свое кулинарное искусство. Картинно стоял за стойкой, по ложечке наливая в бокал разные ликеры, «укладывая» их слоями, следя, чтобы они не смешивались: мараскин и кюрасо, «шартрез» и «черри»… Готовые коктейли любил посыпать тертым мускатным орехом.
Надо пользоваться жизнью! В спиртном и еде — только самое лучшее! Запеченная баранья нога, гребешки Сен-Жак с чесночным пюре, маринованные луковицы, шпигованные гвоздикой… А однажды Лотрек устроил показательное приготовление «омара по-американски в белом вине с томатами, кайенским перцем и специями» прямо посреди гостиной одного из друзей-богачей.
Пока слуги прятали под покрывалами дорогую мебель, гостиная наполнялась божественным ароматом, от которого у всех текли слюнки… Надо радоваться жизни! Он радовался и — учил этой радости других. Бессонные ночи, сумасшедшая работа и море спиртного…
Анри Тулуз-Лотрек. Похмелье. 1889 г.
Но когда-то всему приходит конец, за все приходится расплачиваться. Так было и в короткой судьбе Тулуз-Лотрека. Однажды утром он вышел из дома в красных брюках, с голубым зонтиком в руках и фаянсовой собачкой под мышкой. Глядя вокруг невидящими глазами, расстегнул ширинку и помочился на собственную картину.
Белая горячка! В тот же день друзья доставили его в замок Сен-Жам — дом для умалишенных. Для богатых умалишенных. Можно представить тот ужас, который ощутил художник, когда пришел в себя и понял, где находится. Его навещали родные и друзья, но каждый отводил глаза, чтобы не встречаться взглядом с Анри.
Ведь в его прекрасных черных глазах без труда можно было прочесть: «Спасите меня!» Он вновь с головой погрузился в работу, рисовал целыми днями — только бы доказать, что он нормален, абсолютно нормален. Одежда висела на нем мешком, под глазами не проходили иссиня-черные круги, но художник добился своего — консилиум врачей даровал ему свободу.
И вновь — Монмартр, кафе, аромат жареных каштанов, музыка уличных певцов… Человек не может измениться в одночасье. Разумеется, и Лотрек взялся за старое — не сразу, но постепенно, — вновь стал пить, все сильнее, без перерыва, как будто торопился поставить точку в своей короткой блестящей жизни. Он пил и рисовал, рисовал и пил…
Финал случился 8 сентября 1901 года в родовом замке Мальроме. 37-летний художник скончался удушливой ночью, ближе к рассвету. На руках у матери. Последний выдох — и на востоке, там, где восходит солнце, сверкнула молния, а по крыше, пробив полотно долгой невыносимой духоты, забарабанил дождь. Природа отпустила своего страдальца.
Он умер — и не было прекраснее его измученного лица с закрытыми глазами.
Валентина Гутчина
Из журнала «Времена»
Источник: http://www.izbrannoe.com/news/lyudi/velikiy-karlik-anri-tuluz-lotrek
Анри Тулуз-Лотрек – карлик, которого прославил и убил Монмартр/Классика/Дом художников
Быть единственным наследником аристократичного рода, но не оправдать родительских надежд – это о нём. Иметь доступ в высшее общество, но слоняться с ворами, проститутками и танцовщицами в самых злачных местах Монмартра – это о нём.
Быть талантливым живописцем, но прославиться созданием афиш для кабаре – это о нём. Быть гением, но умереть от алкоголизма и сифилиса в 36 лет – и это тоже о нём. Анри Тулуз-Лотрек.
Что нашёл он среди борделей и кабаре? Почему именно они прославили его и убили?
Будущий художник-постимпрессионист, мастер графики и рекламного плаката родился 24 ноября 1864-го года в городке Альби на юге Франции в семье аристократов. Родители вскоре, после смерти их первенца Ришара, развелись. Анри переехал с матерью в предместье Нарбонна, где получал домашнее образование, учился верховой езде.
Его называли «маленьким сокровищем». Он был единственным потомком знатного рода. Но в 13 лет мальчик сломал бедро, вставая с кресла. А спустя год, сломал и вторую ногу, упав в канаву. Пускай молодые, кости не хотели правильно срастаться.
Последствия обеих травм оказались ужасными – ноги мальчика перестали расти и развиваться. С годами Анри Тулуз-Лотрек превратился в карлика с непропорционально большим туловищем и головой.
Его рост так и остановился на отметине 150 сантиметров.
Анри Тулуз-Лотрек
Дорога на охоту, в армию и даже на балы для юного аристократа была отныне закрыта. Найти достойную пару для карлика также не представлялось возможным.
Его мать была убита горем, а эксцентричный отец не был терпим к ущербному отпрыску. Единственным занятием, где рост не играл роли, была живопись. Ею Анри и занялся.
Эта страсть привела юного Тулуз-Лотрека в Париж в 18 лет.
Анри Тулуз-Лотрек «Прачка»
В Париже Анри Тулуз-Лотрек посещает студии академических живописцев, одна классика его не вдохновляет. Гораздо ближе художнику стиль и манера Эдгара Дега.
В 1885-м году Анри открывает студию на Монмартре, который в то время только становился пристанищем богемы и сомнительной публики.
Но именно Монмартр стал для Тулуз-Лотрека главным вдохновением в жизни.
Анри Тулуз-Лотрек. «Женщины в борделе»
Именно здесь, в угарном веселье жарких кабаре и публичных домов, среди мелькающих ножек танцовщиц и звенящих бокалов сомнительного алкоголя, бок-о-бок с проститутками, ворами и извращенцами, Тулуз-Лотрек мог быть собой, не боясь насмешек.
«Приличное аристократическое общество» не принимало его. Изображая обездоленных, сломленных судьбой, несчастных людей, художник изливал свою собственную боль и страх.
Обладая искромётным чувством юмора, прикрываясь им, словно щитом, он глубоко в душе оставался тем же «маленьким сокровищем», ребёнком, который боится быть высмеянным большими взрослыми.
Анри Тулуз-Лотрек «В ресторане «La Mie»
Именно здесь, на Монмартре, родился Анри Тулуз-Лотрек-рекламщик. В октябре 1889-го года бизнесмен Жозеф Оллер открыл знаменитое на весь мир кабаре «Мулен Руж». На открытии нового заведения были все – и князь Трубецкой, и граф де Ларошфуко, и уже знаменитый художник Тулуз-Лотрек.
Примой «Мулен Руж» была 23-летняя, надменная и уверенная в себе танцовщица Ла Гулю. Тулуз-Лотрек был в числе её поклонников. И когда Оллер предложил ему нарисовать для «Мулен Руж» яркие, необычные афиши, тот согласился, не раздумывая. В центре первой афиши была изображена, естественно, Ла Гулю в окружении желающих её мужчин.
Анри Тулуз-Лотрек. Афиша с танцовщице Ла Гулю
В создании афиш для кабаре Тулуз-Лотрек всё больше отдалялся от импрессионизма, с его глубоким анализом света и мимолётными ощущениями.
Простые образы на его рекламе были понятны любому зрителю. Эти афиши были правдивы и тем привлекательны. В «Мулен Руж» начались аншлаги. Оллер подсчитывал прибыль.
А Анри Тулуз-Лотрек нашёл жанр, где не было строгих правил, и он выдумывал их сам.
Параллельно с успехом в рекламе, Тулуз-Лотрек также выставлял свои масштабные полотна вместе с активистами брюссельской «Группы двадцати». О его работах хорошо отзывался и сам кумир молодого художника Эдгар Дега.
Анри Тулуз-Лотрек «Модель»
Но так часто компаньонами успеха художников на Монмартре были проблемы с алкоголем. Это слабость коснулась и Анри Тулуз-Лотрека.
Видимо, чувство юмора, самоирония и успех у публики не победили внутренних монстров художника. Ощутимые последствия алкоголизма дали о себе знать уже после 30-ти лет.
Приступы белой горячки дополнял сифилис – почти неизбежный «бонус» парижских борделей.
После инсульта, психатрической лечебницы и сильного истощения Анри Тулуз-Лотрек умер на руках своей матери в их родовом замке, не дожив до 37-ми лет.
За чуть менее, чем 20 лет творчества Анри Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, более 5000 рисунков.
И хоть при жизни публика художника недолюбливала за его скверный характер и острый язык, через несколько лет после смерти гений Тулуз-Лотрека признали практически все.
На него равнялись модернисты, он считается уже классиком сегодня, особенно в жанре афиш. А цены на его работы продолжают расти.
Анри Тулуз-Лотрек. «Улица Мулен. Медосмотр»
Анри Тулуз-Лотрек «Портрет Ван Гога»
Анри Тулуз-Лотрек «Поцелуй в постели»
Анри Тулуз-Лотрек «Лежащая обнажённая»
Анри Тулуз-Лотрек «Две девушки в постели»
Анри Тулуз-Лотрек «Ла Гулю с подругами входит в Мулен Руж»
Анри Тулуз-Лотрек «Мулен Руж»
Анри Тулуз-Лотрек «Жанна Аврил»
Подготовила Юлия Сидимянцева
Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Anri-TuluzLotrek—karlik-kotorogo-proslavil-i-ubil-Monmartr.aspx?ID=3476
Анри де Тулуз Лотрек, биография или импрессионизм, вино, путаны и сифилис
Анри де Тулуз Лотрек, биография, интересные факты из жизни художника импрессиониста и картины между делом. Лотрек был весьма любопытной личностью и его жизнь интересна, не менее, чем его картины. Лотрек — художник ночных кабаре и Мулен Руж в частности. Именно кабаре Мулен Руж послужило Лотреку трамплином к славе.
Анри де Тулуз Лотрек, биография, семья и детство
Итак, представьте, вот живет семья таких себе стандартных самодовольных аристократов. Двоюродный брат Альфонс (папа) женат на двоюродной сестре (мама). Ну а как без кровосмешения — аристократия же. Мама — тихая добрая женщина, из серии поститься, молиться, слушать радио Радонеж.
Папа — образцовый эксцентричный аристократ, такой себе чокнутый лошадник, душа компании, любитель соколиной охоты и блэкджека и шлюх развлечений. По слухам также обожавший эксцентричные выходки а ля Сальвадор Дали. Если верить википедии, то любовью к путанам, алкоголю, ярмаркам, циркам и лоску Анри де Тулуз Лотрек младший обязан именно старшему.<\p>
Анри де Тулуз Лотрек, биография. Отношение к творчеству художника в семье
Однако ничто человеческое не чуждо и аристократам, отец и мать Анри были образованными людьми хорошим рисовальщиками. В домах Лотреков находилось много всякой разной живописи, рисунков и набросков, а рисование было частым времяпрепровождением досуга.
В друзьях у Альфонса Лотрека также числился Рене Пренсто, годный художник всяких охот, собак и лошадок, у которого отец и сын частенько брали уроки. Именно Рене Пренсто первым заметил талант Анри де Тулуз Лотрека и научил его мастерству быстрого наброска, рисованию натуры в движении.
Все это, впрочем, не помешало отцу упрекать сына за то, что он посмел, бессовестный, стать художником. Потомок древнейшего рода — зарабатывает (уже только это повергает в ужас) тем, что мазюкает холст. Позор.
Ладно, ладно, может я передергиваю немного — отец то был знатный любитель живописи и в творчестве Лотрека его возмущала скорее манера Анри, как художника и объекты изображения (ну путаны же, артистки кабаре и прочая).
Как говориться, в семье не без импрессиониста.
Биография Анри де Тулуз Лотрека, детство и болезнь
Итак, вот в этой семье, где муж меняет женщин, как перчатки и травит несчастных животинок соколами, а мама тихо молится, рождается бедняга Анри де Тулуз Лотрек. Уже одни эти обстоятельства не могли положительно сказаться на психике ребенка. Гипер опека матери и многочисленного замковой прислуги также оставили свой неизгладимый отпечаток.
В детстве, Анри, так же, как и отец, обожал кататься на лошадках и гоняться за зверюшками. Физическим развитием он, однако, не отличался и часто болел. Тем не менее, малым был смышленым и учился хорошо. Особенно хорошо давались языки: латынь, английский, все дела. И все бы ничего, но в 14 лет он падает и ломает себе ногу. Что характерно, падает со стульчика.
Очевидно, Анри де Тулуз Лотрек был болен какой-то наследственной болячкой, вроде болезни Лобштейна (синдром «хрустальных костей»). Далее следует длительный период реабилитации, всякие там санатории, Ницца и люди в белых халатах.
И вот, после длительного восстановления, чуть более чем через год, Анри де Тулуз Лотрек младший опять падает, на сей раз в канаву и опять ломает себе кости. Потрясающее везение.
Эти травмы, а также возможное генетическое заболевание и привело к «карликовости» — нижние конечности практически перестали расти. Что несказанно огорчило отца.
Он рассчитывал, в конце концов, на достойного продолжателя рода, который будет заниматься достойными для аристократа делами — т.е. гоняться за куропатками, драть легкомысленных высокородных дам, выгодно жениться, а потом умереть воевать за родину.
Теперь же охота, балы и многие прочие бесполезные светские развлечения аристократии были Анри недоступны. Но, нет худа без бобра, как говорил сам художник: «удивительно, будь мои ноги немного длиннее, я никогда не стал бы рисовать».
Во время болезни увлечение живописью окончательно захватило Анри де Тулуз Лотрека. В то время он писал в основном свое окружение: животных, природу и родных.
Анри де Тулуз Лотрек в Монмартре
Вскоре, художник, вместе с маман перебирается в Париж, где обучается в мастерской у Леона Бонна, кстати, довольно годного портретиста.
Бонна, суровый академический мастодонт, несмотря на все усердие и пиетет Анри, таланта Лотрека, однако, не оценил. Леона вскоре распускает свою мастерскую и Анри перебирается учиться к Фернану Кормону (того самого, у которого Ван Гог учился).
Кормон хоть и тяготел сам к академической живописи, все же придерживался более широких взглядов, нежели Бонна.
В 19 лет художник решает, что пора основать свой лунапарк и переселяется на Монмартр.
Тут то Анри де Тулуз Лотрек и пускается во все тяжкие, не вылазит из кабаков целыми сутками и целыми же сутками работает, рисуя путан, циркачей, артистов и завсегдатаев, не забывая при этом поглощать литры вина.
Вторым домом для Анри стало кабаре «Мирлитон», а его владелец Брюан стал одним из лучших его приятелей. Тулуз Лотрек курсировал между злачными местами Монмартра: «Ша-Нуар», «Мулен-де-ла-Галет», «Мирлитон».
Художник жил на полную катушку, пытаясь блеском Монмартра, рисованием и алкоголем заглушить разочарование в себе и душевную боль из-за своего физического дефекта. Впрочем, среди разномастной публики полусвета, художник чувствовал себя своим, Монмартр того времени, это прибежище разномастных изгоев, бродяг, уродов, артистов и повес, стало настоящим домом для художника.
Анри де Тулуз Лотрек и кабаре Мулен Руж
Так, Анри де Тулуз Лотрек, собственно, и жил, рисовал, находился в алкогольном тумане и периодически наезжал куда-нибудь в поместье на природу. Картины Лотрека, правда, не особо пользовались популярностью, до тех, пор, пока Жозеф Оллер не решил открыть Мулен Руж. Настоящая слава Лотрека, как художника, началась именно с плаката этого кабаре.
Стиль Анри, с его лаконичностью, яркостью и тонким психологизмом, как нельзя более подходил для графического плаката. После афиш Лотрека в Мулен Руж повалили толпы народа, а самого Лотрека, знало не меньше людишек, чем приму кабаре — Ла Гулю. Можно сказать, что своим успехом «Мулен Руж» обязан не в последнюю очередь именно Лотреку.
Анри даже выделили отдельный столик в этом кабаре, куда не могли садиться другие посетители.
Анри де Тулуз Лотрек, сифилис и последние дни
Тут бы ему и остепениться, завести какую-нибудь порочную женушку натурщицу и почивать на лаврах, рисуя картины и плакаты. Но, как часто бывает в этом случае, помешало вино и комплекс неполноценности. А, может, Лотреку просто не повезло и поэтому он так и не встретил свою «Галу«?
Как бы то ни было, годы заливания алкоголя в глотку не прошли даром. К тому же, походы по путанам, которые так любил художник, тоже принесли подарок. Как всегда внезапно, одна из проституток (Рыжая Роза) заразила Анри де Тулуз Лотрека сифилисом.
И может организм бы и справился, люди то живут с сифилисом долгие годы, пока у них не отвалится нос, и даже иногда выздоравливают (для справки в 30% случаях происходит самопроизвольное выздоровление от сифилиса, но на удачу надеяться, все-таки, не стоит).
Однако, годы в алкогольном тумане и недосыпании, подточившие иммунитет, сделали свое дело.
Попытки родственников вылечить алкоголизм Анри провалились. После лечения в клинике Тулуз Лотрек в скором времени снова стал пьянствовать. Как говориться, я трезвый грустен и уныл и весел я бухой. Конец, конечно, немного предсказуем. Постепенно у Анри стали заходить шарики за ролики из-за сифилиса и алкогольного психоза.
Он стал раздражительным параноиком, появились галлюцинации. В конце концов, у Лотрека случается инсульт, после которого его парализует и свои последние дни он доживает в больнице, где Анри добивает очередной опять таки инсульт. Говорят, что последними словами Анри были «Старый дурак», очевидно, адресованные его отцу.
Такие дела.
Toulousse-Lautrec, Alone 1896.jpg
Анри де Тулуз Лотрек и женщины. Шарле, Валадон и Рыжая роза Лотрека
С женщинами Анри де Тулуз Лотреку, как водиться не везло. Ну кому из аристократичных барышень захочется связывать свою жизнь карликом? Поэтому Анри оставалось довольствоваться проститутками и натурщицами.
Первой женщиной Анри, была Мари Шарле, 16-летняя натурщица, которую ему подсунул Люка (один из его друзей). Да, да, други мои, в те времена 16-летняя шлюха никого не удивляла. И не только во Франции, ребята, не тешьте себя иллюзиями.
А вы продолжайте рыдать о потерянной духовности.
Собственно, после этого и начались, походы Анри де Тулуз Лотрека по путанам.
Проститутки, впрочем, Анри обожали, потому что художник был добр, нежен, остроумен и обходителен и видел в проститутках не столько проституток, сколько просто женщин.
Были еще какие-то робкие романтичные попытки завязать отношения с женщинами из своего круга, но конец немного предсказуем: «давай останемся друзьями».
По настоящему серьезные отношения у художника были с Сюзанной Валадон. Привлекательной натурщицей, у которой была интрижка с половиной художников Парижа. Впрочем, и этот роман продлился всего несколько лет из-за скверного и неуживчивого характера обоих особей.
Еще одной женщиной в жизни Анри де Тулуз Лотрека была Красная Роза, та самая проститутка, которая заразила его сифилисом. Лотрек, впрочем, по доброте душевной никогда не винил Рыжую Розу в своей болезни. Достоверно неизвестно, что именно связывало Рыжую Розу и Лотрека — всего лишь постоянный клиент или, может быть, любовник, друг? Тайна покрытая мраком.
Такие дела. Думаю, проблемы Лотрека с женщинами были вызваны не только физическим несовершенством и даже не столько им, сколько комплексом неполноценности.
В конце, концов, не такой уж он и урод, каким его описывают. Ну да, далеко не красавец, ну карлик. Но зато остроумный и душа компании.
Мало что-ли уродов, которые имели успех у женщин? Вы Диего Риверу вообще видели? Да Лотрек — это красавчик плейбой по сравнению с ним.
Мало что ли женщин, которые не слишком обращают внимание на внешность? Понятно, что ни одна аристократка не стала бы связывать свою жизнь с карликом, но найти себе нормальную женщину среди полусвета Монмартра, Анри де Тулуз Лотрек, с его известностью, деньгами и подвешенным языком, вполне мог бы.
Анри де Тулуз Лотрек, фильм
Смех сквозь слезы — так можно вкратце охарактеризовать этот фильм. Прекрасная биографическая лента, довольно точно описывающая жизнь художника и отображающая дух той эпохи. Очень очень советую. Фильм мне понравился
Лотрек, Lautrec, Франция, 1998 — полное название. Скачать можно на торрентах.
Рекомендую читнуть:
Картины Тулуз Лотрека, лоск и нищета ночной жизни Парижа — больше Лотрека.
Художник Иван Кусков, потерянные рисунки ушедшего детства
Жизнь Тулуз Лотрека, Анри Перрюшо — биография авторства французского писателя, довольно интересно, рекомендуется к прочтению.
Внешние сцылко:
neuronews.com.ua/page/stranstvie-na-kraj-nochi-istoki-i-sledstviya-boleznej-anri-de-tuluz-lotreka — странствие на край ночи, истоки и следствие болезней Анри де Тулуз Лотрека.
Источник: http://figgery.com.ua/tuluz-lotrek-ili-impressionizm-vino-shlyuhi-i-sifilis/
Анри де Тулуз-Лотрек : краткая биография
Граф Анри́ Мари́ Раймо́н де Тулу́з-Лотре́к-Монфа́ (фр. Henri Marie Raymond comte de Toulouse-Lautrec Monfa [ɑ̃ʁi də tuluz loˈtʁɛk]; 24 ноября 1864, Альби — 9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда) — французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.
Семья и детство
Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Его родители, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек-Монфа и графиня Адель Тапье де Селейран, расстались вскоре после смерти младшего сына Ришара в 1868 году.
После развода родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск (Cháteau du Bosc) и в поместье Селейранов (Cháteau du Céleyran) недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку.
После завершения Франко-прусской войны в 1871 году Тулуз-Лотрек переселяется в Париж — город, который изменит его жизнь, станет вдохновением и сильно повлияет на творчество художника.
Анри де Тулуз-Лотрек на протяжении всей жизни был близок с матерью, которая стала главным человеком в его жизни, особенно после трагичных случаев, подорвавших здоровье художника. Отец в обществе был известен как эксцентричная личность, часто менял место жительства, от чего пострадало образование Анри.
Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени». Однако именно благодаря отцу, который любил развлечения, Анри с ранних лет познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком.
Впоследствии тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника.
Физический дефект
Фотография Тулуз-Лотрека
В возрасте 13 лет, в мае 1878 года Анри, вставая с кресла, ломает шейку бедра правой ноги. В августе 1879 года Тулуз-Лотрек падает в канаву и получает перелом кости шейки бедра левой ноги.
После этого случая ноги перестали расти и оставались длиной 70 см на протяжении всей жизни художника.
Скорее всего, кости медленно срастались и рост конечностей остановился по причине наследственного заболевания — бабушки Анри приходились друг другу сёстрами.
Физический дефект лишил Анри де Тулуз-Лотрека возможности заниматься подобающими его возрасту занятиями.
Семья с трудом перенесла несчастье: Анри, единственному сыну в знатном аристократическом роду, был преграждён путь на военную службу; также он не мог присутствовать на балах и выезжать на охоту.
Помимо того, вероятность того, что Тулуз-Лотрек найдёт себе достойную пару и сможет продолжить род, сильно уменьшилась. Свой маленький рост художник компенсировал потрясающим чувством юмора: Тулуз-Лотрек был приятным собеседником, а говоря о своём недуге, часто прибегал к самоиронии.
Тулуз-Лотрек говорил, что если бы не травмы, он бы с удовольствием стал хирургом или спортсменом. В его студии была поставлена машина для гребли, на которой Анри де Тулуз-Лотрек любил упражняться. Единственный вид спорта, который был под силу художнику, — это плавание.
В любви ему не везло, низкий рост (152 см) и внешность инвалида вызывали насмешки, все его серьёзные романы заканчивались неудачно. Тулуз-Лотрек был известным ценителем алкоголя, он популяризовал коктейли.
Лотреку приписывают изобретение коктейля «Землетрясение», в котором коньяк пополам смешивается с абсентом, хотя такая смесь была известна и до Лотрека.
Умер от алкоголизма и сифилиса в родовом замке на руках матери, не дожив до 37 лет.
Искусство
Вдохновлялся искусством постимпрессионистов, в особенности творчеством Поля Сезанна, Эдгара Дега и японскими гравюрами. В 1882 г. приехал в Париж, а в 1884 году обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней.
Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни.
Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер.
За творческую жизнь, которая длилась меньше 20 лет, Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, несколько керамик и витражей.
При жизни Тулуз-Лотрека критики были в основном настроены недоброжелательно по отношению к художнику и его творчеству. Признание к нему пришло через несколько лет после смерти.
Картины
- В цирке Фернандо (1888)
- В Мулен Руж (1892)
- Аристид Брюан в «Амбассадер» (1893)
- Салон на улице Мулен (1894—1895)
- Прачка (1884)
- Гладильщица (1885)
- Танец в «Мулен Руж» (1889—1890)
- Портрет Винсента Ван Гога (1887), пастель
- Канатная плясунья (1899)
Галерея
Мулен Руж, Ла Гулю 1891Ла Гулю с двумя подругами в Мулен Руже, 1892Жанна Авриль, 1893Марселла Лендер танцующая болеро в кабаре Шильперик, 1895ОднаСидящая танцовщица в розовом трикоТанцовщица, поправляющая трикоЖенщина с зонтиком, 1889
Кинематограф
- Лотрек. Режиссёр: Роже Планшон. Фильм о жизни и трагической смерти Анри де Тулуз-Лотрека. 1998 г.
- Мулен Руж. Режиссёр: Джон Хьюстон. Фильм о жизни и творчестве графа Анри де Тулуз-Лотрека. 1952 г.
- Легенда конца века. Режиссёр: Ален Жобер. Фильм из цикла «Палитры», посвященный Анри де Тулуз-Лотреку и его творчеству. 1992 г.
- В одном из эпизодов фильма «Полночь в Париже» Гил и Адриана переносятся в Париж времен Belle Epoque. Там они встречают художника, в одиночестве сидящего за столиком.
Литература
- Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. — М.: Радуга, 1994. — 283 с. (переиздана М.: АСТ, 2013.)
- Пьер Ла Мюр. Мулен Руж. Трагическая жизнь Тулуз-Лотрека. — М.: Республика, 1994. — 383 с.,
- Мур, Кристофер. SACRÉ BLEU. Комедия д’искусства. — Эксмо, 2013 г.
Источник: http://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/anri-de-tuluz-lotrek
Странствие на край ночи. Истоки и следствия болезней Анри де Тулуз-Лотрека
rodich2007
Граф Анри де Тулуз-Лотрек был чрезвычайно талантливым художником, но очень несчастливым человеком.
Наследственное заболевание, проявившееся в детстве, на все оставшиеся годы сделало его инвалидом, повлияв и на характер творчества, и на образ жизни, который неуклонно вел художника к пропасти.
Какими бы ярлыками ни обвешивали его современники, тем не менее, этому «карлику», «сифилитику», «алкоголику», «сексуальному извращенцу», «бездарному и безнравственному маляру», наконец, удалось сделать весомый вклад в историю мировой живописи.
Наследие этого яркого представителя художественного направления постимпрессионизма считается одним из самых богатых: прожив всего 36 лет, Тулуз-Лотрек оставил после себя около 600 живописных работ, тысячи рисунков, несколько сотен литографий, десятки плакатов и афиш.
Маленький граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, родившийся 24 ноября 1864 г., был единственным наследником представителей старинного французского рода Альфонса и Адель Тулуз-Лотреков, которые приходились друг другу кузенами.
Родители Тулуз-Лотрека были людьми различного духовного склада, и их союз окончательно распался после смерти младшего брата Анри в 1868 г., оставшись браком лишь на бумаге. Графиня Адель была кроткой и смиренной женщиной, нашедшей смысл своей жизни в любви и заботе о сыне.
Граф Альфонс, напротив, славился своей эксцентричностью и любовными похождениями. Впрочем, все родственники будущего художника по отцовской линии, которые вели свой род со времен средневековья, отличились в истории Франции своенравностью, темпераментностью, храбростью и привыкли вести себя как самодержцы.
Во всех поступках отца художника читается яркий гипертимно-демонстративный радикал его личности. Анри говорил про него: «Где бы ни находился папа, можно заранее с уверенностью сказать, что он затмит всех».
Неутомимый охотник, заядлый любитель верховой езды, путешественник, который никогда подолгу не задерживался на одном месте, – таким был Альфонс де Тулуз-Лотрек.
Любил необычные, яркие костюмы, в которые время от времени наряжался – то ковбоем, то черкесом или шотландцем, а то и крестоносцем, а однажды даже вышел к семейному обеду в пледе и балетной пачке.
«Я очень доволен своим новым кавказским башлыком, он напоминает башни Боска, – писал Альфонс в письме к матери, описывая свои прогулки по Булонскому лесу. – Я его надеваю на прогулки по лесу, и концы его из красного сукна красиво развеваются, когда я несусь вскачь».
В другой раз на подобную прогулку он выбрался в норвежском экипаже с впряженным в него шетландским пони. Он держал хищных птиц и мог разгуливать по улицам города с соколом в руке.
Однажды, чтобы вдоволь насладиться видом собора Альби, построенного его предками, граф разбил палатку из верблюжьего меха прямо перед собором и поселился в ней с несколькими собаками и соколами.
Альфонс интересовался культурой Востока и заполнял комнаты своих дворцов, помимо охотничьих трофеев, руководствами по соколиной охоте, древними календарями, кинжалами самураев и киргизскими седлами. В наследство от отца Анри достались не только причуды характера, но и талант к рисованию. Отец любил лепить лошадей и собак. И сам граф Альфонс, и его младшие братья Одон, и в особенности Шарль проявляли художественные способности. «Когда мои мальчики подстреливают вальдшнепа, – рассказывала бабушка Анри, – они получают тройное удовольствие: от удачной охоты, от натюрморта и от жаркого».
Гиперопекаемый матерью и многочисленной родней в замке Боск, Анри рос маленьким тираном. Он был капризным, часто закатывал истерики, требуя, чтобы все ему уступали, и почти всегда добивался своего.
Между тем, юный наследник не отличался крепким телосложением, часто болел простудными заболеваниями, рос медленнее сверстников, шепелявил (с возрастом Тулуз-Лотрек так и не избавился от дефекта речи), а иногда даже помогал себе палкой при ходьбе. В 1872 г.
Анри отдали учиться в один из парижских лицеев. Несмотря на отличную успеваемость, он часто пропускал занятия из-за простуд.
Граф Альфонс часто брал сына с собой на бега и охоту, впечатления от этих прогулок отразились в тематике его раннего творчества.
Первые уроки живописи он получил у художника-анималиста Рене Пренсто, знакомого отца. Самые ранние из сохранившихся рисунков Тулуз-Лотрека относятся к 1873 г.
– кроме лошадей, наездников, птиц и собак он любил рисовать портреты своих одноклассников.
Болезнь проявила себя в мае 1878 г. Так, 14-летний Анри неудачно упал, вставая с низкого стула, что неожиданно для всех привело к перелому шейки левого бедра. Кости срастались медленно, почти год реабилитационного периода понадобилось мальчику, чтобы снова стать на ноги. Однако уже в августе 1879 г.
, прогуливаясь с матерью в лесу, он поскользнулся и упал в небольшой овраг. Следствие – перелом шейки правого бедра. С этого момента Анри практически перестал расти, его рост едва достиг 1 м 52 см. Если быть точнее, перестали расти, по большей части, его нижние конечности, что делало фигуру Лотрека еще более непропорциональной.
По мере взросления необычные изменения произошли и в его внешности. Он был хорошеньким малышом, но постепенно, с преодолением пубертата, у него отвисла нижняя губа, стала течь слюна, речь сделалась непонятной и отрывистой, усугубилась шепелявость, зубы сгнили.
Большие кисти рук и объемная голова с крупными чертами лица – увесистым носом и пухлыми губами – создавали гротескный портрет художника. Непропорциональный череп Анри пытался «закамуфлировать» черным котелком, который был его неизменным спутником почти на всех фотографиях, а челюсть скрыть за густой бородой.
С утиной походкой ему помогала бороться короткая палка с загнутой ручкой, которую он шутливо называл «крючком для ботинок».
* * *
Изначально диагноз художника вызвал много споров в медицинской среде. Семья Тулуз-Лотрека не разрешила эксгумировать его останки, чтобы доказать достоверность той или иной теории, поэтому постановка истинного диагноза остается на уровне предположений.
Одним из первых врачей, кто пытался поставить диагноз Тулуз-Лотреку, был Жюль Сежурне, предположивший наличие поздней ахондроплазии.
Позднее профессор Морис Лами предложил диагноз несовершенного остеогенеза (болезнь ломких костей, болезнь «хрустальных» костей, синдром Лобштейна – Экмана), который относится к группе гетерогенных генетических нарушений, характеризующихся чрезвычайной хрупкостью костей. Несовершенный остеогенез послужил причиной переломов и поражения эпифизарной (ростковой) зоны костей.
Как удалось установить врачу Гастону Леви, одна из кузин Лотрека была карлицей (по другим сведениям, его дядя и тетя, приходившиеся друг другу кузенами, произвели на свет 14 детей, из которых трое отличались низкорослостью), что позволяет связать заболевание Тулуз-Лотрека с последствиями инбридинга в семье (графиня Адель и граф Альфонс были двоюродными братом и сестрой, бабушки Анри – родными сестрами). В целом, среди семей французских аристократов высокая степень близкородственного скрещивания была довольно распространена, так как дворяне стремились сохранить богатство путем заключения браков только в пределах дома. По мнению Гастона Леви, болезнь Лотрека должна быть отнесена к группе полиэпифизарных дисплазий, а точнее, полиэпифизарной дистрофии (синдром Леманна – Миллера – Риббинга, или синдром Миллера – Риббинга – Клемента), впервые описанной в 1937 г. Леви считал, что «переломы произошли на крайне хрупкой шейке бедра или же имел место подвывих, который и послужил причиной падения, вызвавшего перелом шейки бедра». В случае Тулуз-Лотрека речь может идти и об остеохондродисплазии – врожденной патологии скелета, в основе которой лежит нарушение эмбриональной закладки костно-хрящевой системы, проявляющееся признаками системного поражения скелета, в данном случае – нарушение роста длинных трубчатых костей и позвоночника, то есть поздняя спондилоэпифизарная дисплазия.
В 1962 г. два французских врача Пьер Марото и Морис Лами впервые описали пикнодизостоз – тип врожденной аномалии скелета, которая, по одной из последних версий, была у Лотрека. Пикнодизостоз встречается с частотой 1-1,7 на 1 млн населения, наследуется по аутосомно-рецессивному типу; соотношение мужчин и женщин – 2,3 : 1.
Для синдрома типичны низкий рост, недоразвитие костей лицевого черепа, выступающие лобные и затылочные бугры, широкие черепные швы и незаращение родничков (родничок Тулуз-Лотрека, по свидетельству матери, действительно длительное время не зарастал).
Отмечаются гипоплазия и тупой угол нижней челюсти, узкое небо, нарушение прорезывания зубов, частичная адентия, аномалии формы и положения зубов, множественный кариес («гнилые» и кривые зубы Тулуз-Лотрека привели к тому, что он никогда не улыбался с открытым ртом). Характерной является дисплазия ключиц с частичной аплазией акромиальных отростков.
Терминальные фаланги укорочены, ногти плоские, кожа дорсальной поверхности морщинистая. Отмечаются остеосклероз, тенденция к переломам.
* * *
В 1882 г. Тулуз-Лотрек принял окончательное решение начать карьеру художника, поселился в Париже и стал брать уроки живописи у Леона Бонна и Фернана Кормона. Однако вскоре ему наскучил академизм учителей, и он смело начал искать свой собственный выразительный стиль.
К негодованию родителей, которые не верили в самостоятельность сына, Тулуз-Лотрек обосновывается на Монмартре, обители парижской богемы, после чего родственники на некоторое время отказывают ему в деньгах на оплату мастерской.
Отец вообще скептично смотрел на занятия Анри живописью, прося его взять псевдоним, чтобы не позорить честь семьи столь неаристократичным занятием, поэтому свои первые работы Тулуз-Лотрек подписывал псевдонимом-анаграммой «Трекло».
Между тем художника все больше засасывала яркая ночная жизнь Парижа. Он не любил одиночество, его почти всегда окружала шумная компания. При этом его привязанность к друзьям была деспотичной, в их кругу он напоминал «генерала среди солдат». Где компания – там и алкоголь.
Шумное окружение Монмартра, кабаре и бордели, актрисы и танцовщицы, шансонье и бесконечная череда новых лиц пленили художника и даровали ощущение нескончаемой феерии.
Однако праздник, который еще вечером, казалось, всегда будет с тобой, оканчивался с наступлением утра, когда появлялось резкое и неприятное, подгоняемое похмельем, ощущение болезненной и несправедливой реальности.
На увещевания друзей, что надо меньше пить, Анри отшучивался в свойственной манере: «Конечно, пить надо понемногу, – говорил он, – понемногу, но часто!», «О, уверяю вас, я могу пить, не опасаясь… Ведь мне не высоко падать, увы!». Все знакомые Тулуз-Лотрека знали – чтобы завоевать его уважение, надо с ним выпить.
А процесс испития алкоголя он старался возвести до уровня искусства. Художник одним из первых во Франции постиг мастерство приготовления коктейлей, любил смешивать вина, придумывал и пробовал сам новые смеси, усиливая действие алкоголя на первый взгляд, казалось бы, немыслимыми сочетаниями.
Его любимым напитком было придуманное им «Землетрясение» – сочетание абсента и бренди в довольно больших количествах. Огромное удовольствие доставляло Тулуз-Лотреку напоить кого-нибудь из гостей – однажды он даже организовал вечеринку, на которой весь вечер простоял за барной стойкой, выполняя функции бармена. Постепенно начала формироваться алкогольная зависимость.
Мужчине с ростом полтора метра на избыток женского внимания обычно рассчитывать не приходится. Тулуз-Лотрек не был исключением и понимал, что вряд ли сможет иметь длительные отношения с женщиной. Однако у любого талантливого художника есть натурщицы – особы, как правило, отличающиеся легкомысленностью и свободными нравами.
Сюзанна Валадон работала натурщицей у многих известных импрессионистов, однако ее любовь к искусству на работе не заканчивалась – она сама была одарена художественным талантом и любила рисовать, хотя долгое время никому не показывала свои работы. Первым, кому она решилась их продемонстрировать, был Тулуз-Лотрек. Вначале Валадон позировала художнику, но вскоре стала его любовницей.
Их отношения длились примерно с 1885 по 1888 гг., но были нестабильными – Сюзанна то уходила, то снова возвращалась, шантажировала художника инсценировкой попытки самоубийства, и, в конце концов, распались. Лотрек ощущал духовную связь с этой женщиной и глубоко переживал разрыв. Он пытался забыться в объятьях легкодоступных девушек из парижских борделей.
В итоге, одна из проституток, послужившая моделью для его работ, Рыжая Роза, заразила его сифилисом.
Омуты парижского дна все глубже и глубже затягивали заблудшую душу 24-летнего художника. Вскоре жители ночного Парижа, проститутки и пропойцы, станут главными героями его картин, изображающих пляску жизни в кабаре и прочих злополучных местах Монмартра.
http://neuronews.com.ua/page/stranstvie-na-kraj-nochi-3Cbr3E-istoki-i-sledstviya-boleznej-anri-de-tuluz-lotreka
Источник: https://rodich2007.livejournal.com/2116094.html